Рулет по домашнему с повидлом. Рулет с повидлом – простой, аккуратный, красивый! Рецепты бисквитных, песочных, дрожжевых рулетов с повидлом. Как приготовить бисквитный рулет с повидлом в домашних условиях

Струны для акустической или классической гитары существенно влияют на ее звучание, поэтому из широчайшего ассортимента представленных на рынке струн стоит выбирать именно те, которые идеально подходят Вам и вашему инструменту. Это руководство поможет Вам выбрать правильные струны, которые наиболее соответствуют вашей гитаре и стилю игры.

Струны для акустической гитары

Поскольку никаких звуковых эффектов или усиления в акустической гитаре нет, струны имеют ключевое значение для ее звучания. Таким образом, материал и калибр акустических струн должны быть тщательно продуманы, также важным фактором является тип обмотки.

Акустическая или классическая гитара

Первое, что определяет выбор струн - это тип инструмента - классика или вестерн гитара (ее чаще всего называют акустической). В большинстве случаев их струны не взаимозаменяемые. Использование металлических струн на гитаре, рассчитанной на использование нейлоновых струн, может серьезно повредить инструмент. Конструкция грифа классической гитары не рассчитана на давление от натяжения металлических струн. Использование неправильных струн также может повредить бридж и порожки.


Калибр струн

Прежде чем мы углубимся в конкретные характеристики различных типов гитарных струн, давайте рассмотрим такое понятие как калибр струн, так как оно применимо к ним обоим. Струны бывают различной толщины или калибра. Калибр обозначается в тысячных долях дюйма. Самые тонкие струны для акустики обычно имеют калибр 0.010, а самые толстые - 0.059. Калибр струн очень влияет на их играбельность и звучание.

Обратите внимание, что струны для классической гитары также различаются по натяжению. Ниже мы обсудим влияние натяжение на звучание и играбельность струн для классики.

Более тонкие струны (с меньшим калибром):

  • - легче зажимать струны и играть переборами;
  • - быстрее рвутся;
  • - их звучание менее глубокое и долгое;
  • - способны вызывать жужжание ладов, особенно на гитарах с маленьким расстоянием между грифом и струнами;
  • - оказывают меньшее давление на гриф гитары и более безопасны для старых инструментов

Более толстые струны (с большим калибром):

  • - требуют больших усилий, чтобы зажимать струны и брать аккорды;
  • - звучание глубокое и долгое;
  • - вызывают большее давление на гриф.

Обозначение калибра на наборах струн для акустической гитары

Большинство производителей маркируют калибр набора струн надписями на упаковке типа “extra light” или “heavy”. Хотя у различных производителей калибр струн одинаковой маркировки может незначительно отличаться, ниже приведены стандартные калибры струн для акустической гитары:

extra light

custom light

Выбор калибра струн для акустической гитары

При решении вопроса, какой калибр струн выбрать, необходимо учитывать следующие факторы:

Тип корпуса : общее правило заключается в том, что на гитары с меньшей декой, то есть с меньшей резонацией, лучше ставить струны меньшего калибра, на гитары с большей декой - более толстые струны. Так, большие дредноуты (вестерн-дредноут) или джамбо, как правило, звучат лучше со струнами среднего (medium) калибра: благодаря большой деке звук хорошо резонирует и получается сбалансировано глубоким и громким. Фолк и гранд-аудиториум гитары будут звучать лучше с более тонкими струнами.

Стиль игры : играть переборами гораздо легче на струнах с меньшим калибром. Если Вы предпочитаете бой, лучше выбрать струны среднего калибра, хотя для не огрубевших пальцев новичков они могут показаться жесткими. Если в игре вы совмещаете и перебор и бой, струны с калибром light-medium могут быть неплохим вариантом. Такие наборы состоят из более тонких трех нижних струн и более толстых трех верхних.

Желаемый тон : как Вы, наверное, уже догадались, струны с большим калибром дают глубокое низкое звучание с ярко выраженными басами. С другой стороны, более тонкие струны дают яркое и звонкое звучание высоким нотам, делая очень эффектными переборы.

Состояние и возраст инструмента : старинные гитары часто хрупкие и большое натяжение толстых струн может привести к изменению наклона грифа и порче бриджа. Если Вы не уверены, насколько большой калибр безопасен для вашей гитары, обратитесь к производителю или мастеру.

Материалы струн для акустической гитары

Ниже приведены особенности звучания струн с различными материалами обмотки их басов.

Бронза : струны имеют четкое, звонкое и яркое звучание, которое, к сожалению, достаточно быстро тухнет из-за склонности бронзы к окислению.

Фосфорная бронза : звучание более низкое и теплое, но еще довольно звонкое, фосфор в сплаве увеличивает срок службы.

Алюминиевая бронза : звучание более чистое, чем у фосфорной бронзы, с выраженными басами и звонкими верхами

Медь : струны имеют яркое, звонкое, металлическое звучание, но очень быстро пачкаются и окисляются.

С полимерным покрытием : менее звучные и яркие, чем эквивалентные струны без покрытия, звук теплый и глубокий; устойчивы к коррозии.

С шелковой обмоткой (Silk and Steel): стальной сердечник с шелковой, нейлоновой или медной обмоткой нижних струн, что дает их более мягкими на ощупь и по звучанию. Такие струны пользуются популярностью у фолк-исполнителей и для фингерстайла.

Чем особенны струны для электроакустик

Большинство электроакустик оснащены расположенным внутри деки пьезоэлектрическим звукоснимателем (или попросту микрофоном), который преобразует звуковые колебания струн и деки в электрический сигнал при помощи встроенного преампа. Так как на пьезоэлектрические звукосниматели никак не влияют магнитные свойства материалов струн, обычные струны для акустики или классической гитары прекрасно подойдут для электроакустической гитары.

Если электроакустика оснащена электромагнитным звукоснимателем, следует при выборе струн ориентироваться на рекомендации производителя гитары или звукоснимателя.

Нейлоновые струны

Характеристики нейлоновых струн

Нейлоновые струны используются как правило для исполнения классической музыки, фламенко, босса-нова и народной музыки. Тем не менее, их мягкое, сочное звучание с превосходной чувствительностью к силе нажатия используется гитаристами других стилей, например, джаз или кантри.

Некоторые новички выбирают нейлоновые струны из-за убеждения, что они меньше режут пальцы. Это убеждение верно, так как нейлон более мягкий материал и натяжение нейлоновых струн слабее металлических. Однако, все начинающие должны пройти этап огрубения кончиков пальцев и при правильной настройки гитары он проходит быстро. Нейлоновые струны должны выбираться не из-за первоначальной легкости игры, а за их звучание.

Поскольку нейлоновые струны имеют тенденцию растягиваться больше, чем металлические, они требуют более частой настройки, особенно если набор новый. Они также более чувствительны к перепадам температуры и влажности.

Натяжение нейлоновых струн

Помимо калибра, на упаковке нейлоновых струн производители указывают натяжение набора. К сожалению, нет единой шкалы для его определения поэтому, чтобы найти струны с идеальным для Вас натяжением, нужно поменять несколько брендов. Выбор осложняется тем, что существуют наборы, в которых струны имеют разное натяжение, в то время как на упаковке указано только одно значение. Ниже представлены наиболее распространенные обозначения натяжения и их звуковые особенности.

Низкое натяжение (Low Tension также Moderate или Light Tension)

  • - легче перебирать струны, особенно на инструментах с большим расстоянием между струнами и грифом;
  • - звук менее звонкий и сочный;
  • - звучание мягкое, без выраженной интонации;
  • - больше подходит для техники легато;
  • - склонны к жужжанию ладов.

Среднее натяжение (Normal Tension/Medium Tension)

  • - обычно является золотой серединой между характеристиками низкого и высокого натяжения.

Высокое натяжение (High/Hard/Strong Tension)

  • - требуется больше усилий для зажатия струн, особенно на инструментах с большим расстоянием между грифом и струнами;
  • - звучание более звонкое и яркое;
  • - звук выразительный, более отрывистый;
  • - больше подходит для ритмичных переборов;
  • - может вызвать повреждения грифа, бриджа и колков на хрупких инструментах.

Некоторые производители выпускают струны со сверхнизким натяжением (Extra-light tension) и экстра жесткие (Extra-hard tension), также есть наборы с маркировкой полутвердые (Medium-hard tension). Чтобы выбрать натяжение струн, которое максимально подходит вашему стилю игры, мы советуем в первую очередь определиться с производителем и материалом обмотки басов. После этого, попробуйте наборы с разным натяжением в выбранной линейке.

Для уменьшения давления на инструмент при использовании струн с большим натяжением рекомендуется ослаблять их после игры, хранить в несколько спущенном состоянии и настраивать непосредственно перед игрой.

Материал нейлоновых струн

В первую очередь само определение “нейлоновые струны” несколько ошибочно. Существуют несколько материалов, из которых производятся струны, которые правильнее будет назвать “струны для классической гитары”. Строение и материалы дискантов и басовых струн в одном наборе также отличаются.

До 1940-ых годов струны для классической гитары изготавливались из кишок коров и овец. Дисканты были сделаны их простой кишки, а басовые струны - из шелковой нити с обмоткой из кишки.

Дисканты современных струн для классической гитары производят из нейлона, фторкарбона или других синтетических нитей, басы представляют собой сердечник из витой нейлоновой нити с обмоткой из различных материалов.

Материалы дискантов струн для классической гитары и их звуковые характеристики

Прозрачный нейлон (Clear Nylon) : наиболее распространенные струны, представляют собой прозрачную нейлоновую леску, отлитую в нужном калибре, имеют звонкое и яркое звучание. Струны гладкие на ощупь.

Калиброванный нейлон (Rectified Nylon) : также представляют собой нейлоновую леску нужного калибра, которую затем обрабатывают лазером, чтобы добиться максимально точного соблюдения заданного диаметра по всей длине струны. Имеют более теплое, бархатное звучание. Матовые и шероховатые на ощупь.

Черный нейлон : помимо внешнего вида отличается мягким и чистым звучанием с преобладанием высоких нот.

Нейлон с добавлением титана : гладкие на ощупь с более ярким звучанием чем у обыкновенных нейлоновых струн. Их часто ставят на гитары с низким звучанием.

Комбинированные : сплетенные из нескольких нитей, имеют яркое, громкое звучание. Струны такого строения часто используют в качестве G-струны, как переход между дискантами и басовыми струнами.

Материалы обмотки басовых струн для классической гитары

Басовые струны для классики представляют собой сердечник из витой нейлоновой нити с обмоткой из различных металлов. Наиболее распространенные представлены ниже.

80/20 бронза : сплав содержит 80% меди и 20% цинка. Звучание струн звонкое и яркое.

Посеребренная медь : серебряное покрытие делает струны гладкими на ощупь, медь дает теплое звучание. Некоторые производители маркируют такую обмотку “silver”.

Круглая обмотка (Roundwound) басов является наиболее распространенной для классики. Некоторые производители шлифуют поверхность обмотки Roundwound, выравнивая их поверхность, что делает струны гладкими на ощупь и уменьшает шум от пальцев.

Большинство струн для классической гитары имеют прямые концы (tie-ends), которыми они привязываются к бриджу.

Признаки что струны пора менять

  • - гитара все чаще не держит строй, а настроить ее становится все сложнее;
  • - на струнах появилась ржавчина или они поменяли цвет;
  • - в местах крепления к бриджу обмотка расслоилась и видно основание басовых струн;
  • - звучание струн плоское и глухое;
  • - Вы не помните, когда в последний раз меняли струны.

Как часто нужно менять струны

На этот вопрос нет единого ответа, но ниже приведены причины сокращения срока службы струн:

  • - Вы играете в жарком помещении, потеете при игре;
  • - Вы играете агрессивно с громким боем;
  • - Вы играете часто;
  • - Вы часто меняете строй гитары;
  • - Вы курите или играете в задымленных помещениях.
  • - Имейте под рукой чистую тряпочку, чтобы протирать струны после игры.
  • - Мойте руки перед игрой.
  • - Приобретите stringwinder, они недорогие и намного ускорят процесс замены струн.
  • - Запишите на упаковке струн дату их замены, положите упаковку в чехол для гитары, так Вы сможете сравнивать какие струны служат Вам дольше.
  • - Закупка струн большими партиями может выйти дешевле, особенно если Вы используете тонкие струны, которые легко порвать.
  • - Обращайте внимание на упаковку: лучше выбирать полиэтилен - он защитит струны от коррозии при хранении.
  • - Держите в чехле для гитары запасной набор или одиночные первые, самые тонкие струны, они пригодятся при экстренной замене струн.

Нейлоновые или металлические струны ? Многие, играющие на гитаре когда-то прошли (или сейчас проходят) через сложную процедуру выбора струн.

Начнем с наиболее распространенных металлических струн. Они действительно прельщают гитаристов звонким звуком, отличным сустейном и, что главное, привычностью звучания. Но за все надо платить. Во-первых, боль в пальцах. Вы можете поспорить, что-де я могу играть часами, и ничего не будет. Я тоже так могу. Но речь-то идет об обучении. Я лично прекрасно помню, как болели пальцы после пяти минут игры (я учился на металле).

Существует много параметров, характеризующих струны. Основные - это толщина первой струны и усилие натяжения струны. Толщина бывает от 0,08 до 0,15 мм (или около того). На хороших струнах ( , ) должны быть написаны диаметры ВСЕХ струн и, желательно, усилие натяга (в килограммах). Эти числа важны. Экспериментируйте с разными типами и марками струн, не бойтесь ошибиться. Но хочу предупредить: слишком тонкие струны сложны в обращении. Они легко прижимаются, но их ОЧЕНЬ сложно настроить, и они могут фальшивить при сильном нажатии на струну между порожками.

Во-вторых, если Ваша цель - не простое бреньканье во дворе (для этой цели нейлон точно не подойдет), то попробуйте найти провессионального гитариста, играющего на металле (конечно, такие есть, но их мало). Дело в том, что мягкий нейлоновый звук прекрасно подходит для камерного исполнения. Да и вообще, скорость игры на нейлоне действительно выше, чем на металле.

Металлические струны менее подвержены старению чем нейлоновые струны. Если нейлон надо менять каждые два месяца, то металл служит шесть, и больше. Но здесь набо оговориться, что вообще первые две струны выходят из строя (т.е. перестают строить, изменяют окрас звука) намного раньше остальных, поэтому часто можно заменить их (только если запасные входят в комплект).

Сразу скажу: нейлоновые струны сложнее настроить, дело в том, что нужный тон просто приходится ловить, как блоху. К этому надо просто привыкнуть. Нейлоновые струны подходят для всех типов гитарной музыки, где нужны быстрые пассажи, тремоло, вибрато или просто переборы. Где необходим сочный звук шести струн одновременно, нейлон ложится на лопатки: металлические струны превосходны при игре боем.

Теперь пару слов о гитарах. Существуют гитары или только под нейлон, или только под металл. Другого не дано! Питерские старые гитары не в счет - они действительно подходили под оба типа струн, но звучание оставляло желать лучшего. Какие струны стояли при покупке (естественно, в магазине), такие и надо ставить при замене. Дело в том, что технически замена возможна, но какие будут последствия? Гитара может элементарно не строить, или у нее может изогнуться гриф (поверьте, и такое возможно), производитель плохого не пожелает.

В результате я все-таки посоветую учиться играть на нейлоне, а потом делать выбор. Ведь настоящему гитаристу перейти от одного типа струн к другому легче, чем начинающему.

Какие нейлоновые струны выбрать?

Типичный выбор гитариста-профессионала - нейлоновые струны сильного натяжения (High Tension) с посеребренной обмоткой. Начинающим гитаристам преподаватели обычно рекомендуют ставить струны нормального натяжения, играть на них легче, хотя тех нюансов звукоизвлечения, которые доступны на нейлоне сильного натяжения, на них не получить. Также можно посоветовать не устанавливать посеребренные струны на низкокачественные гитары. Особое внимание обратите на лады. Если шлифовка ладов оставляет желать лучшего, но хочется поставить все-таки нейлоновые струны, то оптимальный выбор - струны с медной (или на основе медных сплавов) оплеткой. "Проживут" они подольше, хотя звук у них изначально менее яркий.

При выборе "голосов" определяющим фактором является качество их обработки. Различают полированную и шлифованную (матовую) поверхность, каждая обладает своими "звуковыми" нюансами. Наибольше распространение получили полированные струны. Связано это с тем, что они издают меньше призвуков при быстрых пассажах.

Теперь - пара общих правил по общению со струнами:

1) Никогда не ставьте старые струны заново - это грозит обрывами и вечно расстроенной гитарой.
2) После установки струн дайте гитаре полежать хотя бы день (только предварительно настройте ее), чтобы струны растянулись. Сразу начинать играть не стоит - струны будут очень быстро расстраиваться - удовольствия будет мало.
3) Не играйте на гитаре грязными или сальными руками - струны портятся.
4) Периодически протирайте гриф Вашей гитары вместе со струнами - хуже не будет, а струнам приятно.
5) Если оборвалась струна, лучше заменить все шесть - все равно звучание новой будет выбиваться из общего фона.
6) Если гитара ВДРУГ перестала строить, не надо ее выбрасывать, просто попробуйте поменять струны на новые.

Информация предоставлена - сайтом Секреты музыканта, автор Изотов

Многие музыканты думают, что нейлоновые струны - это струны исключительно для начинающих музыкантов, которые не хотят получить в процессе обучения мозоли на пальцах. Это довольно распространенное заблуждение, которые мы намерены развеять в данной статье.

Особенности нейлоновых струн

Первые три струны представляют собой калиброванную леску из нейлона. Сейчас их делают из различных сополимеров и полимеров, основой которых является нейлон. Остальные басовые струны изготавливают из мультифиламентной синтетической крученой основы. Иногда ее называют нитяным нейлоном. В качестве обмотки обычно используют посеребренную Такое покрытие улучшает звучание глухой меди и красиво смотрится, но через некоторое время стирается. В некоторых случаях в роли обмотки выступают различные сплавы меди и серебра с обязательным присутствием цинка. Однако это не так практично и к тому же дороже. В некоторых случаях в качестве обмотки могут использоваться и другие сплавы, которые уступают в звуке посеребренной меди, но превосходят ее по долговечности.


Какое могут иметь натяжение струны нейлоновые

Натяжение струн могут быть нормальным (Normal/Regular), сильным (High/Hard) или очень сильным (Extra High). В некоторых случаях производитель указывает на упаковке и толщину струн. При этом чем сильнее натяжение и чем толще струна, тем громче и сочнее она будет звучать. Более тонкая струна будет звучать тоньше и звонче.

Так все-таки какие поставить? Нейлоновые или металлические струны?

Струны из нейлона изначально предназначены для классических гитар. Причем у инструмента должен быть вклеенный гриф, так как гриф на винте значительно ухудшает звучание инструмента. Это одна из причин, почему на дешевые инструменты чаще всего ставят металлические струны. Также многие мастера не рекомендуют ставить нейлоновые струны на вестерн-гитары (по-другому их еще называют фолк-гитары) и дредноут. Эти инструменты рассчитаны на более сильное натяжение и вряд ли будут хорошо звучать с нейлоновыми.

Как выбрать нейлоновые струны?

Обычно гитаристы-профессионалы выбирают струны с сильным натяжением с посеребренной обмоткой. А вот начинающим музыкантам преподаватели советуют ставить нейлоновые струны среднего натяжения, так как на них легче играть. Но стоит учесть, что при этом начинающий музыкант не сможет применять некоторые приемы звукоизвлечения. Особое внимание необходимо обратить на лады. Если они плохо отшлифованы, то лучшим выбором будут струны с медной обмоткой. Служить они будут дольше, но звук будет не такой яркий.

Определяющий фактор при выборе "голосов" - это качество и способ их обработки. Существует матовая (шлифованная) и полированная поверхности. Каждая из них обладает своими нюансами. Сейчас наибольшее распространение получили струны полированные, так как на быстрых пассажах они создают меньше призвуков.

Что касается марок, то наиболее известными являются Martin Strings (американские) и Savarez (французские), а также Pyramid, La Bella, D"Addario и многие другие. Выбор марки нейлоновых струн - это личное дело каждого музыканта.


      Дата публикации: 20 октября 2002 г.

При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

    Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

    Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

    Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


    относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

    Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

    Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

    На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

    Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

О натяжении струн

Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.