Что готовят на 40. Блюда на поминальный стол

Тот, кто уже сталкивался с такой неприятной, но обязательной для выполнения православной традиции как день поминок осведомлен о том, что на третий, девятый и сороковой день после похорон, родственникам умершего принято накрывать поминальный стол. Совершенно не важно сколько именно людей будет присутствовать в день поминок умершего, но вот специальные блюда на поминальном обеде быть обязательно должны.

Блюда, которые принято готовить в поминальный день

Каждому православному человеку известно, что неотъемлемой частью поминальной церемонии является ничто иное как кутья. Это своего рода симбиоз их пшенных круп, риса, изюма, кураги и меда, который похож внешне больше на кашу. Готовят такое блюдо только потому, что оно символизирует новое рождение души умершего человека в потустороннем мире. Кроме того, такое яство как кутья как бы делает его прибывание «слаще» в райском саду.

Само собой разумеет, в связи с тем, что кутья является главным блюдом на поминках, то и подавать ее принято в определенном порядке и вперед всех других кушаний. Прежде всего кутью дают отведать кровным родственным усопшего, вскоре после чего кутью предают близким друзьями, бывшим коллегам по работе и знакомым умершего.

Еще одним из самых главных блюд, которое обязательно должно быть на поминках - это блины. Именно блины, ровно, как и кутья, не просто пища, т.к их присутствие на скорбном столе несет мощную символику о потустороннем мире. Блины принято преподносить гостям на поминальном обеде без начинки. К ним можно подавать либо мед, либо запить стаканом киселя.
Интересный факт: Мало кто знает, но такой напиток как кисель в день поминок готовили на Руси еще испокон веков. Если подавать его на стол гостям - это означает должное соблюдение православных традиций.

Спиртные напитки: можно или нет?

Устраивая поминки, крайне важно знать, что таких крепких алкогольных напитков как коньяк, водка, ром и многие другое на поминальном столе быть не должно. То же самое касается и слабоалкогольнойпродукции в виде белого или красного вина. Согласно христианской вере, спиртное на поминках - неуместно.

В том случае, если родственники покойного все-таки приняли решение немного выпить алкоголя с целью помянуть, и отдать дань уважения умершего «не чокаясь» то делать это можно только в умеренных количествах. В противном случае переизбыток употребляемого спиртного на вечере памяти покойного будет считаться оскорблением чести и благодатной памяти о покойном.

Что еще можно приготовить в день поминальной церемонии?

Как уже упоминалось выше, кутья, кисель и конечно же блины - это главное в день памяти об умершем человеке, но не единственное что нужно подавать на стол гостям, Кроме этих блюд и напитка разрешено подавать различные супы, легкие салаты, некоторые сорта мяса или приготовленные из них блюда (т.е домашние котлеты, рагу, солянку). Не возбраняется и присутствие рыбы, молодого картофеля и хлебобулочных изделий (пирожков). Единственное, что нужно знать тому, кто будет приступать к процессу готовки постной пищи на поминки - это приготовление всех блюд без изысков и излишеств. Именно поэтому, очень многие готовя винегрет из свеклы и моркови, селедку под шубой, капусту закваской и самый обычный салат из помидора и огурца. Что же касается пирогов, то лучше всего приготовить их не пустыми, а с различными начинками. Например пирожки с капустой, правилом, рисом и яйцом, яблоками и грибами - будут совершенно уместно занимать свое место на поминальном столе.

Главное - это правильно приготовленные блюда, их подача и оформление самого стола. Под оформление стола подразумевает под собой скромно поданная пищу, без особой помпезности и тем более вычурности. Необходимо чтобы чашки, ложки, вилки, тарелки и иная посуда на поминках имела спокойный оттенок. То же самое касается и скатерти на столе, она должна быть в приглушенных ненавязчивых цветовых тонах и не кидаться в глаза. Во время данного мероприятие нельзя торопить собравшиеся гостей, а так же не следует торопиться самим. Пускай этой день длится ровно столько, сколько сочтут нужным все собравшиеся.

Рецепты поминальных блюд: примерное меню

Сразу стоит сказать о том, что приготовить то или иное блюдо в поминальный вечер может абсолютно каждый, в не зависимости от кулинарного таланта и даже вероисповедания. Пожалуй самое важно, что нужно для притупления данных блюд - чистые и непорочные мысли, которые направленные в сторону благой памяти об умершем человеке.

Рецепт кутьи с рисом и сухими фруктам.

  • Шаг 1.Берем небольшое количество рисовой крупы и горсть сухофруктов. Замачиваем оба продукта в воднее 15 минут. Выливаем воду.
  • Шаг 2. Рисовую крупу необходимо поместить в кастрюлю и поставить на медленный огонь.Примерное время готовности риса - 15-18 минут.
  • Шаг 3. Сливаем остатки воды и промываем рис под холодной водой.
  • Шаг 4. К готовому рису можно добавить изюм, курагу, чернослив или мед.

Точно такой же порядок приготовления кутьи должен быть соблюден в том случае, если она готовится из пшеничных, а не из рисовой крупы.

Блины без начинки, пироги, хлебобулочные изделия. Единенное, на что нужно обратить внимание готовя данные яства - это минимизировать количество молока и яиц, а при возможно вообще их полностью исключить .

  • Шаг 1. Тесто, из которого скоре будет приготовленные пироги на поминальный стол должны содержать в себе только обыкновенную муку, дрожжи, и немного сахара.
  • Шаг 2. Все три компонента нужно смешать в одном небольшой миске и разбавить теплой водой. Получившуюся смесь следует перемешать несколько раз, затем добавить в нее несколько капель растительного масла и подождать пока тесто поднимется и будет готово.

Что же касается пирогов, то рецептура идентична с постными блинами. Принцип один - не добавлять молока и яиц в тесто. Начинка у пирогов может быть абсолютно любая, т.е с овощами, ягодами или фруктами.

Рецепт киселя.

  • Шаг 1. Наливаем в литровую кастрюлю воды и доводим ее до кипения. Зачем помешивая кипящую воду добавляем в 1 ч.л крахмала с 2 ч.л сахара
  • Шаг 2. После того, как кисель загустеет, необходимо добавить в него любой ягодный сироп.
  • Шаг 3. Остудить кисель до полной готовности и подавать на поминальный стол.

Каждый человек в жизни сталкивается с потерей близкого человека, которого на протяжении всей жизни нужно помнить и чтить. Меню на поминки должно, в первую очередь, соответствовать религиозным нормам усопшего. Кроме этого, каждое блюдо должно быть приготовлено качественно, поэтому выбор хорошего заведения — этап ответственный.

Наш комплекс предлагает свою организацию такого важного мероприятия. Мы предлагаем меню на поминки 40 дней и другие важные даты. Наше разнообразие предложений удовлетворит любые бюджеты. Например, можно выбрать меню на 700 рублей за человека, если бюджет небольшой.

Меню на 700 рублей на одного человека

Почему стоит выбрать именно нас?

Если вы ещё не сделали окончательный выбор в пользу какого-либо заведения, то обязательно стоит узнать о наших преимуществах:

  • Для всех заказчиков предоставляем лучшие предложения по соотношению цены и качества в городе. Меню на поминки 9 дней можно заказать разное. Популярным вариантом считается меню на 1000 рублей за человека. В стоимость входят все блюда и напитки, которые требует религия;
  • Мы не обязываем заказчика приобретать алкоголь у нас. Каждый может приобрести алкоголь самостоятельно и принести на поминки. Мы не взимаем дополнительную плату за собственный алкоголь;
  • В нашей команде работает лучший обслуживающий персонал. Каждый сотрудник понимает важность подобного мероприятия, поэтому оказывает услуги на высочайшем уровне;
  • Для организации поминок мы предлагаем своим клиентам три зала. Они отличаются по оформлению и вместительности. Заказчик может выбрать то, что подходит под его желания и требования.

Поминальное меню выбирается заранее при первом обращении и утверждении заказа. Отличным вариантом станет меню на 1200 рублей за человека.

Меню за 1200 рублей на 1 человека

Холодные закуски
Ассорти из свежих овощей 50 гр.
Сельдь с картофелем 50 гр.
Ассорти из домашних солений 50 гр.
Ассорти мясное 50 гр.
Кутья 50 гр.
Блины 2 шт.

Как мы работаем с нашими клиентами?

С каждым клиентом мы работаем в четыре этапа. Первый этап — обращение человека в нашу компанию. Вы можете позвонить сами или оставить заявку на звонок на нашем сайте. При первом разговоре можете уточнить все интересующие детали. Например, какое меню на поминки 40 дней и другие даты мы предлагаем.

На втором этапе заказчик приезжает в наш комплекс, чтобы ознакомиться с залами. В процессе он может выбрать то, что подходит ему. Также может указать некоторые пожелания по текстильному оформлению. На третьем этапе происходит подтверждение заказа: выбор зала и определение меню. Если вы обладает большим бюджетом, можете выбрать меню на 1500 рублей за человека.

Меню за 1500 рублей на 1 человека

Холодные закуски
Ассорти из свежих овощей 50 гр.
Огурчики, помидоры, паприка сладкая, зелень
Сельдь с картофелем 50 гр.
Селедочка, маринованный лучок, картошка
Ассорти из домашних солений 50 гр.
огурчики соленые, помидоры черри маринованные, корнишоны, капуста кващенная
Студень домашний 50 гр.
Ассорти мясное 50 гр.
Домашняя буженина, язык говяжий, куриный рулет с чесноком и зеленью
Кутья 50 гр.
Традиционная поминальная каша с изюмом и медом
Блины 2 шт.

Заключительный этап — проведение поминок на высоком уровне. Не важно, что вы выберете: поминальное меню на поминки 9 дней или другие варианты, мы сделаем свою работу в лучшем виде, все гости будут довольны.

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.


В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы - переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.


Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.
После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

Главное в поминальные дни – молиться за усопшего. Нужно поставить свечи за упокой души новопреставленного и до начала утренней службы подать записку с именем в ближайшей церкви. Дома зажигается свеча или лампада. Рядом ставится стакан воды и кусочек хлеба. Хлеб позднее лучше раскрошить птицам.

Традиционные блюда поминального обеда

Начинаются все поминки с молитвы. Каждый пришедший должен отведать три ложки кутьи. Кутья варится из цельных зерновых (риса или пшеницы) с добавлением меда и изюма. Православные каноны против спиртного. Однако чаще всего его предлагают. Это могут быть коньяк, и сладкие вина, к примеру, кагор.

Далее предлагаются закуски. Это могут быть мясное ассорти овощи и салаты из них, соленья. Обязательно подается половинка вареного яйца. Подаются рыба жареная или отварная под соусом, . Часто предлагаются печень жареная или котлеты. Можно подать и мясной салат.

Первые блюда - борщ, свекольник или лапша на курином бульоне. На второе подается гуляш или жаркое с гарниром. В качестве гарнира можно выбрать картофельное пюре, гречневую кашу. Можно заказать плов. Традиционно на подают блины с медом. Кисель можно заменить компотом.

Когда поминки выпадают в пост, лучше следовать традициям и составить меню из постных блюд. Кутья подается без изменений, традиционная из пшеницы или риса с медом и изюмом. Выберите холодные закуски из рыбы, рыбный салат, селедку, шпроты. Уместны пироги с рыбой. Из салатов – винегрет, грибные салаты. Любые соленья или салаты из свежих овощей.

На первое – постный борщ, суп из фасоли, чечевицы, грибной. На второе можно подать картофель или лапшу с грибами, тушеный картофель с грибами, овощной плов. Прототипом мясных котлет будут котлеты капустные или морковные, картофельные зразы с грибами. Блины постные или булочки постные. Кисель или компот.

Главное, не забывайте суть поминок. Они проводятся для подкрепления сил для молитвы за усопшего.

Правильно накрыть стол к обеду – занятие, не требующее особых навыков. Вы можете научить этому даже ребенка, и он с удовольствием станет вашим помощником при сервировке торжественных трапез.

Вам понадобится

  • - скатерть;
  • - тканевые салфетки;
  • - столовый сервиз;
  • - фужеры, рюмки и бокалы;
  • - столовые приборы.

Инструкция

Сервировка к парадному обеду начинается с выбора скатерти. Классический цвет – белый, но если вас устраивает другое цветовое решение, запретов нет. Главное, чтобы это была добротная тканевая скатерть, предпочтительно льняная. Концы ее должны прикрывать ножки стола, равномерно свисая со всех сторон. Традиционно, чтобы не было слышно стука приборов, под скатерть кладут войлочную подкладку.

Напротив места для каждого гостя поместите мелкие большие тарелки, располагая их на 2,5 сантиметра от края стола. На них вы можете поставить тарелки, если планируется подавать закуски, а за ними горячее. Или глубокие тарелки, если в вашем меню предусмотрен суп. Безусловно, все тарелки и приборы должны быть либо из одного сервиза, либо сочетаться по стилю.

Слева от тарелки изгибом вниз положите вилки. Сначала кладут более широкую вилку для мяса или рыбы, в зависимости от того, вы планируете подавать, затем также зубцами вверх размещают вилку для . Первая вилка должна лежать на расстоянии примерно 1 сантиметра от края тарелки.

Справа от тарелки в том же порядке разместите ножи – ближе к тарелке нож для горячего, дальше – . Ножи должны лежать лезвием к тарелке. Если в меню есть суп, крайней справа поместите суповую ложку изгибом вниз.

В жизни любой семьи наступает день, когда их покидает близкий человек. В таком случае нужно знать, как проводить поминки на 40 дней. В этот день душа усопшего покидает наш мир, поэтому важно провести всё правильно, как подобает правилам церкви. РБК «Maestro» имеет поминальный зал, а также помогает родственникам организовать мероприятие в соответствии со всеми правилами.

Организовывать всё самому в такой день крайне сложно, поэтому помощь сторонних людей, которым небезразлично происходящие, станет отличной разгрузкой. Мы имеем собственное меню на поминки на 40 дней, в котором учтены все правила.

Как проводить поминальное мероприятие?

Есть несколько основным правил, которые необходимо соблюдать в этот день. К ним относятся:

  • За столом должны собраться только верующие люди, так как только они со своей верой способны помочь душе усопшего, уходящей в иной мир;
  • Церковными правилами запрещено употреблять алкоголь на поминальном мероприятии, устраивать веселье: танцы, песни и т.д.;
  • Если вы знаете, как проводить поминки на 40 дней, то должны соответствовать строгому меню, состоящему из нескольких обязательных блюд.


На столе в день поминок на 40 дней должны присутствовать следующие блюда:

  • Кутья и блины;
  • Бутерброды, сделанные из хлеба и рыбной продукции;
  • Салат из овощей и рыбы;
  • Пироги с начинкой из картофеля, яблок или рыбы;
  • В качестве напитков выбирается кисель, квас или лимонад.

Наше поминальное меню на 1000 рублей

Холодные закуски
Ассорти из домашних солений 50 гр.
Соленые огурцы, корнишоны, черри маринованные, капуста квашенная
Ассорти из свежих овощей 50 гр.
Паприка сладкая, огурцы, помидоры, редис.
Селедочка с картофелем и маринованным луком 50 гр.
Селедочка в традиционно русском стиле
Блины 2 шт.
Кутья 50 гр.
Традиционная поминальная каша с медом, изюмом и орехами

Если вы ни разу не проводили подобное мероприятие, можете не беспокоиться о его правильности, если будете сотрудничать с нами. Чтоб у вас не возникал вопрос как проводить поминки на 40 дней, мы поможем все организовать на высоком уровне в соответствии со всеми обычаями.

Почему стоит выбрать наш Ресторанно-Банкетный комплекс?


На данном рынке мы предоставляем услуги много лет. Имеем огромный опыт и профессиональную команду поваров и обслуживающего персонала. К нашим основным преимуществам относятся:

  • Уютные залы с современным ремонтом, в которых можно проводить близкого человека в последний путь;
  • Опытный персонал на кухне, который идеально приготовит поминальный обед;
  • Собственное меню на поминки на 40 дней, которое разрабатывалось в соответствии с церковными правилами.

ВИДЕО - почему и зачем поминают усопших на 40 дней?

Если вы ещё не сделали окончательный выбор, то пора сделать это. С нами всё будет организовано на высочайшем уровне за минимальную стоимость, которую вам не предложат наши основные конкуренты. Для начала сотрудничества достаточно позвонить нам или приехать в ресторанно-банкетный комплекс.