Почему монголы ходят в национальной одежде. Правила поведения в монголии. Обращаться на ты к старшим

Русский изобретатель лампы накаливания умер в нищете – а Томас Эдисон получил огромные деньги и всемирную славу

11 февраля 1847 года родился американский ученый и бизнесмен Томас Эдисон , человек, имя которого вошло в историю благодаря многочисленным изобретениям, самое знаменитое из которых – «лампочка Эдисона». В сознании многих электрическая лампа накаливания настолько ассоциируется с его именем, что они уверены: американец ее и придумал. Этому во многом способствовали зарубежные энциклопедии: долгие годы в значительной их части имена русских «отцов лампочки» не упоминались. Американские учителя на уроках и сегодня стараются обходить тот факт, что свое легендарное изобретение Эдисон позаимствовал у русских.

Бизнесмен с пеленок

Томас Алва Эдисон никогда не относился в породе сумасшедших ученых, которые готовы жить впроголодь, и совершенно непрактичны в быту. Изобретатель был всегда еще и гениальным бизнесменом, отличавшимся очень цепкой деловой хваткой. Ее он унаследовал от отца-коммерсанта. В детстве Эдисона особенно интересовали химические опыты. Учился же будущий изобретатель из рук вон плохо, некоторые педагоги даже считали его умственно отсталым.

При этом, если верить биографам, одновременно он был гением-предпринимателем и весьма смекалистым малым. В 12 лет обустроил типографию в поезде, где работал trainboy – торговцем прессой и сладостями, – и начал печатать «поездной листок» с местными новостями. А в 16 лет, работая по ночам телеграфистом, придумал, как сконструировать телеграфный «автоответчик» – чтобы все считали: он бдит на работе, а не занимается своими делами или спит. У Эдисона было удивительное чутье на гениальные изобретения, которые оставалось довести до ума – и оперативно запатентовать. О последнем он не забывал никогда.

Первые тысячи долларов Эдисон заработал в 22 года, усовершенствовав аппарат для передачи счетов о курсе золота и ценных бумаг – через год изобретение у него выкупили за 40 тысяч долларов. К 30 годам у него уже был солидный счет в банке и около полусотни патентов. Всего же он получил более 1000 патентов в США и около 3000 – за пределами страны. Особую гордость Томаса Эдисона составляли патенты, связанные с лампами накаливания, – и они же помогли ему заработать значительную часть состояния.

От летолёта к светопреставлению

Имя русского электротехника Александра Лодыгина , в отличие от его знаменитого американского «конкурента», известно не очень многим. На счету изобретателя, бывшего военного – усовершенствованный водолазный аппарат, индукционная печь, электрообогреватель и другие приспособления. Его мечтой было сконструировать летательный аппарат с электрическим двигателем, который усилил бы военную мощь России. Параллельно с разработкой «летолёта» Лодыгин проводил опыты с лампами накаливания, изначально они интересовали его исключительно как деталь летолёта. Но опыты увенчались большим успехом.

В 1872 году изобретатель впервые публично продемонстрировал свое «светопреставление». А в 1874 году он получил патент на лампу накаливания, запатентовав ее во многих странах Европы, а также в Индии и Австралии. Но не в США. Бизнесмен из него оказался никудышным.

Компания «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и Ко» процветающей не стала. Отчасти этому способствовали неудачные биржевые спекуляции, в которые ввязался Александр Николаевич, отчасти – изобретение другого русского ученого, Павла Яблочкова , создателя «электрической свечи» - «дуговой лампы». «Свечи Яблочкова», как их стали называть за границей, быстро стали сенсацией в Европе и осветили улицы многих городов. Впоследствии Яблочков признал техническое превосходство изобретения своего «соперника» - и даже пытался поддерживать его материально, чем поверг в шок иностранных партнеров.

Тем временем, несмотря на денежные затруднения, Лодыгин продолжал эксперименты. Это он первым предложил использовать в качестве нитей накала вольфрамовые, закручивать их в спираль, он же додумался откачивать из ламп воздух, чтобы значительно увеличить срок их службы, и наполнять инертным газом. В 1900 году изобретатель представил свои вольфрамовые лампы на Международной выставке в Париже. В это время Эдисон все еще продолжал экспериментировать с угольным стержнем. Да и лампы накаливания заинтересовали американского изобретателя-предпринимателя значительно позже, чем Лодыгина. Как считают биографы, это произошло только в 1877-1878 году.

Битва гигантов

Есть источники, доказывающие, что первые «лампочки Лодыгина» попали в США в 1877 году вместе с российской военно-морской делегацией, отправившейся туда заключать договор на строительство новых крейсеров. В ее состав входил знакомый Лодыгина, якобы он-то и решил похвалиться перед Эдисоном изобретением, о чем впоследствии горько пожалел.

В январе 1880 года Томас Эдисон, усовершенствовав идею угольного стержня, подал заявку в патентное бюро США на лампу с угольным электродом, а вместе с ней – иск в суд с требованием запрета на производство аналогичных в Европе (к слову, Лодыгин тогда жил и работал в Париже). Иск был отклонен, но Эдисон продолжал атаку. Одновременно он начал активно усовершенствовать изобретение.

Однако несомненно, что именно Эдисон смог популяризировать лампы накаливания, сделать их выпуск дешевым и массовым. Благодаря ему конструкция ламп стала такой, какой мы ее видим сегодня. Это ему приписывают слова о том, что скоро электричество будет настолько дешевым, что свечи будут жечь только богатые. Лодыгин боролся – но безуспешно. Доходило до того, что он подавал заявки на патент, а Эдисон терпеливо ждал, когда истекут сроки рассмотрения (кто знает – то ли были виноваты бюрократические заморочки, то ли к этому прилагал руку Эдисон и его сторонники). А затем патентовал свои изобретения – очень похожие.

После нескольких десятилетий русский ученый, похоже, смирился, что бой проигран. В начале 1900-х компания Эдисона стала частью гигантского концерна General Electric. А в 1906 году отчаявшийся и оставшийся почти без денег Лодыгин (на тот момент он работал в США) продал концерну патент на свое главное изобретение – лампу с вольфрамовой нитью. За бесценок – вырученных денег хватило только на то, чтобы он с семьей смог вернуться в Россию.

После революции изобретатель вновь оказался в США – уже в эмиграции. Александр Николаевич скончался в 1923 году в Бруклине, практически в нищете. Ни одно из его изобретений так и не сделало его богатым человеком – как и Яблочкова, которому в конце жизни даже пришлось жить в доме сестры – его собственный сгорел, а денег на новый не было.

американский изобретатель телефона

Альтернативные описания

Единица измерения силы звука

Один из изобретателей телефона

Изобрел телефон

Первый человек, позвонивший по телефону

Как звали того человека, который из-за любви к девушке, оглохшей после тяжелой болезни, создал приборы с помощью которых он мог демонстрировать глухим артикуляцию звуковой речи?

Имя какого американского ученого было увековечено, в названии одной из логарифмических величин, служащей для измерения разности одноименных величин?

В день его похорон в 1922 году в память о нем замолчало более 13 миллионов телефонов

Американский конструктор, изобретатель телефона

Река в Канаде

Изобретатель телефона

Сыграл злодея в фильме «Пила»

Американский изобретатель

Изобретатель фотофона

Один из изобретателей телефона, шотландец

Первый человек, поговоривший по телефону

Американский изобретатель телефона (1847-1922)

Шотландский анатом, физиолог и хирург (1774-1842)

Сегодня снова пятница, и снова гости в студии, крутят барабан и угадывают буквы. Очередной выпуск капитал-шоу Поле чудес у нас в эфире и вот один из вопросов в игре:

Что нельзя делать с огнем, по мнению монголов? 7 букв

Правильный ответ - ПЛЕВАТЬ

Монголы почитали огонь. Идет это из глубокой древности. Причем огонь у них связан с женщиной, матерью. А происходит огонь от дерева. То есть огонь добывает мужчина, а разводит женщина. Что логично. С огнем у монгол много чего нельзя делать. Например нельзя его передавать в другой дом или брызгать в огонь молоко.

Такой запрет существует у многих народов. Огонь – это священный источник тепла, жизни у всех народов. Невозможно представить, что бы произошло, если бы человек не смог добывать огонь. Вымерли бы. У монголов трепетное отношение к огню, так как климат у них суровый. Затухнет огонь и замерзнешь в морозной степи на ветру и без укрытия. И в юрте тоже без огня не обойтись. И согреться надо, и пищу приготовить. Много запретов и ритуалов у монголов связано с огнем. Один из них такой: в огонь нельзя плевать. Кстати, у русских тоже есть такой запрет, но сейчас уже многими забыт, а зря. Охотники и рыбаки о нем помнят.

ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

МОНГОЛЬСКАЯ ЮРТА

До народной революции в Монголии было очень мало строений жилого типа. Исключением являлись храмы, монастыри и другие культовые строения. Все население жило в юртах, кочуя по просторам страны. Вот почему Монголия прошлого называлась "страной войлочных юрт". Впрочем, и до сих пор в юртах проживает большинство населения, особенно в сельской местности.

Войлочная юрта идеально приспособлена к кочевой жизни. Ее можно свернуть и погрузить на транспорт буквально за час, и также быстро поставить на другом месте. Раньше разборную юрту транспортировали на повозках, в настоящее время для этого используется грузовой автомобиль, на котором перевозится юрта вместе со всем скарбом.

Основные элементы юрты - деревянный сквозной каркас и войлочные покрытия - были приспособлены к быстрой сборке, разборке и перевозке на дальние расстояния. Например, появились складные секции решетчатой стены юрты - ханы. Это позволяло значительно ускорить процесс сборки и разборки юрты; прибавляя или убавляя секции стены, можно было изменить внутреннее пространство юрты и, наконец, в случае повреждения одной секции заменить ее новой. Остов стандартной юрты состоит из 4 - 6 деревянных решеток-стен.

Кровля юрты составлялась из жердей - уни, один конец у которых заострен, а на другом имеется веревочная петелька. Заостренным концом они упирались в круг - тоно - центр кровли, а нижним - на решетки-ханы. Таким образом, давление кровли равномерно распределялось по всему периметру стен. Иногда, чтобы увеличить прочность конструкции, тоно изнутри юрты дополнительно поддерживали двумя-четырьмя стойками.

Вход в юрту закрывала завеса из стеганого войлока, которую позже сменила деревянная двустворчатая дверь. Иногда в зимнее время к входу в юрту пристраивали теплый деревянный тамбур. Юрта, как правило, не имела окон, и свет проникал в нее через отверстие тоно, а в теплое время года и через открытую дверь.

Посреди крыши дымовое отверстие. На остов снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которого укладывается материя, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань обвязывается веревкой.

Внутреннее устройство юрты зависит от материального положения семьи, а также, в большей степени, от ее предназначения. Как правило юрты, предназначенные для перекочевки, выглядят беднее и проще. Гостевые юрты (предназначенные для размещения гостей) выглядят очень нарядно.

Дверь монгольской юрты всегда обращена к югу. Эта особенность установки юрты, позволяла кочевникам определять время суток. Солнечный луч, попадая в юрту через верхнее отверстие в юрте, скользя по обрешетке, в течение дня проходил по периметру внутренней стенки юрты. По месту нахождения солнечного луча в юрте весь световой день от восхода до заката солнца делился на 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Юрты, установленные в городе особо не ориентированы по сторонам света. Как правило вход в юрту обращен в сторону входа (въезда) на участок, где проживает семья.

Северная сторона, прямо против входа, считается самой почетной: там принимают гостей. В центре юрты традиционно размещается печь. Очаг - символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня. Вдоль стены полукругом стоит домашняя утварь, центральный сундук у северной (напротив входа) стороны юрты раньше считался домашним алтарем. На нем стояли буддийские статуэтки, лежали "святые камни", стояли чашечки для жертвоприношений.

Северная половина юрты считается более почетной, тут принимают гостей. Нельзя садиться самовольно без приглашения на северной почетной стороне. Восточная половина (как правило, справа от двери, вход юрты всегда обращен на юг) считается женской, левая мужской. В мужской половине юрты хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, на женской половине - хозяйственная утварь. Это разделение сохраняется и сейчас.

До сегодняшнего дня сохранились обычаи и существуют определенные правила при посещении монгольских юрт.

    Без спроса хозяев входить в юрту

    Вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак.

    Гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину. Обычно монголы сначала в дверь просовывают голову, а затем переступают порог, не наступая на него.

    Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Гость обязан вынуть из ножен нож и оставить его за пределами юрты.

НЕЛЬЗЯ:

    Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких дурных намерений.

    Нельзя заходить в юрту с пустой посудой и землеройными орудиями. Вносимая в юрту гостем пустая посуда, по монгольским приметам угрожает потерей счастья, лопата или другое землеройное орудие - к покойнику.

    Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.

    Постороннему нельзя входить в юрту, где рожает женщина,

    Нельзя выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ним не ушло счастье;

    Нельзя свистеть это сигнал, созывающий злых духов.

    Запрещается давать огонь очага в другую юрту и брать его у незнакомого человека.

    Запрещается дарить нож и острые предметы.

    При застолье гости не имеют права менять свои места.

До XIX века юрта была основным жильем кочевников: и домом, и храмом, и дворцом. Жилище князя отличалось лишь большими размерами и своим богатым убранством. Передвижные войлочные белые городки непрерывно перемещались с места на место. Огромные повозки на которых перевозились большие юрты можно увидеть на туристической базе "Чингис Хан хурэе" (повозки остались после съемок художественного фильма о "Чингис Хане".

Старайтесь уважать культуру и традиции жителей страны. Если вы не знаете как поступить правильно, в том или ином случае - не бойтесь - спрашивайте, и вам с интересом расскажут о том, что вы не знаете. Если хотите сфотографировать обитателей дома, обязательно спросите их разрешения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • Юрта прежде и теперь. Майдар Дамгинжавын. Памятники истории и культуры Монголии.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
  • Монгольская юрта. Страницы фотоальбома. (32 фотографии, 2010 - 2013 годы)

Чем опасен оттопыренный мизинец, почему в юрту надо входить через Африку и что делать со шляпой? 10 запретов страны степей.

Монголы не навязывают свои правила приезжим, поэтому мало кто из туристов разбирается в тонкостях местного этикета. И напрасно, ведь многие невинные по российским меркам поступки здесь считаются дурным тоном. Вот самые главные «нельзя».

Давать деньги как попало

Смятые, испачканные, зажатые между пальцами, брошенные на стол, извлеченные из потайного кармана лифчика… В России деньги — это всегда деньги, ценные сами по себе. Для монголов деньги — это форма проявления уважения. В первую очередь к праотцу нации, великому Чингисхану, чей портрет венчает каждый тугрик. Во вторую — к человеку, кто эти тугрики получает. Поэтому, расплачиваясь за что-то в Монголии, важно помнить, что деньги нужно протягивать правой рукой, развернув купюру лицом Чингисхана вверх, макушкой Чингисхана — в сторону продавца. Для выражения пущего почтения можно подать купюру обеими руками на раскрытых ладонях.

Спрашивать гостя, будет ли он чай

«А может, чайку? Или покушать?» — эти вопросы считаются в Монголии неприличным. Гостя не спрашивают, ему сразу наливают чай и подают еду. И делают это до тех пор, пока тот не покажет, что хватит. Гостю, в свою очередь, важно не переоценить свои силы, ведь доедать ему придется все, что лежит на тарелке, независимо от того, нравится ему или нет. Недоеденная пища считается проявлением неуважения к тому, кто угощает, будь это хозяйка дома или одинокий пастух, только что потушивший козлятину в канистре с помощью паяльника. Монгольская кухня непредсказуема, поэтому иностранцам стоит быть точными в изъявлении своих пожеланий. Попросив чай с колбаской и не уточнив, где именно последняя должна находиться, можно получить кружку зеленого чая с плавающими в нем копченостями. Это не байка, а реальный опыт девушки из России.

Просить монгола снять шляпу

Русские учителя в школах Улан-Батора, бывает, возмущаются: какое неприличие, монгол-отец сидит на родительском собрании в головном уборе! Они еще не знают, что мужская шляпа в Монголии — олицетворение мужского достоинства. Поэтому в публичных местах ее не снимают, а в гостях и дома кладут только на возвышенные места, поближе к алтарю. Хозяину дома не понравится, если кто-то, кроме жены, прикоснется к его шляпе. Оскорбится он и за весь мужской род при виде иностранца, поместившего свою кепку на неподобающе низкую поверхность — стул или вообще на пол.

Пода вать чай абы как

В Монголии начинают всегда чаем, даже если это настоящие мужские посиделки. При этом важно соблюдать тонкости чайной церемонии. По мнению монголов, как мы в России подаем друг другу чай, «так у нас собакам воду наливают». Кружка ни в коем случае не должна ставиться на стол перед гостем. Она передается из рук в руки, правой рукой. При этом левая рука может поддержать правую за локоть. Этот жест говорит о том, что гостю нечего скрывать и он не нанесет коварный удар слева.

Ходить в юрте против часовой стрелки

Юрта — это маленькая вселенная, существующая по своим незыблемым законам. Если представить ее в качестве Восточного полушария Земли, то вход в нее окажется на Южном полюсе, а алтарь — на Северном. В Европе поселятся мужчины, на Дальнем Востоке — женщины, а в Австралии поставят холодильник. Любого гостя независимо от пола усаживают в обители женщин. К своему месту ему следует идти по часовой стрелке, через Африку, огибая очаг слева. Входить в юрту положено, как и в храм, с правой ноги. При этом голова должна обогнать ногу на полшага.

Молодые монголы русского языка практически не знают и могут неправильно истолковать восклицание «муха!». Дело в том, что русское слово «муха» созвучно монгольскому «плохо». То же самое значит жест, которым грешат некоторые любители чаепитий, — оттопыренный в сторону мизинец. Монголы чувствительны к грубости и, вероятно, обидятся на «неадекватность» русского туриста, откровенно демонстрирующего свое недовольство.

Обращать внимание на женщин, кормящих грудью на публике

«Однажды я видела девушку, которая прямо при ринпоче кормила грудью. Это никого не смутило, кроме меня», — делится русская студентка Буддийского университета в Улан-Баторе. Таких «бесстыдных» женщин очень много в общественных местах Монголии. Кормящая мать здесь — образ, лишенный сексуальных коннотаций, настолько естественный, как естественна потребность в еде и справлении нужды. В степи куда спрячешься? И куда денешься, если хочется послушать лекцию буддийского учителя тогда, когда пришла пора кормить ребенка?

Обращаться на «ты» к старшим

«Даже если собеседник старше тебя на два часа и он твой друг, обращайся к нему только на «вы»», — увещевала автора монголка средних лет на пути из Бурятии в Улан-Батор. Российская привычка «тыканья» как общения на равных в Монголии совершенно не прижилась. Здесь правит настоящий азиатский культ предков. Старшим уступают места, им первым подают кушанья, их ни в коем случае не хлопают по плечу в качестве прощания или приветствия.

Ходить без пояса в национальном костюме

Если для нас народный костюм — пережиток прошлого, то для монгола — праздничная одежда. Поэтому примерять его нужно добросовестно, то есть обязательно подпоясавшись. Халат нараспашку, без пояса, смотрится в глазах монгола вульгарно и неприлично.

Быть снобом

Снобизм — это то, из-за чего в Монголии начинаются драки. А ведь именно русские туристы, по мнению опрошенных нами монголов, грешат категоричностью и высокомерием. «Это невкусно, это неправильно», — слышат они от наших соотечественников. И, в свою очередь, советуют: «Если вы хотите кушать в этой стране, научитесь слушать, принимать и благодарить». А кроме того, в целях безопасности советуют избегать общения с нетрезвыми незнакомцами: фирменное монгольское миролюбие под воздействием винных паров уступает место жгучему желанию поставить сноба на место.