Розовая слизь. Розовая слизь или мясо будущего? Слизь на фоне диареи

«К-19» была самой первой атомной подводной лодкой способной выпустить ядерную ракету против ничего не подозревающего противника в течение 3-х минут. Она представляла собой сочетание ядерной энергии и ядерного оружия. Советский Союз рассчитывал на ее успех. Лодка «К-19» была техническим чудом и доказывала торжество политики. Она была самым совершенным дополнением ядерного арсенала Хрущева.

В конце 50-х и начале 60-х каждая из мощнейших держав располагавшая ядерным оружием стремилась заполучить преимущество над другой. Советский руководитель Н. С. Хрущев хвастался своимпревосходством. Советскому лидеру очень нравилось играть с ядерным оружием в международной политической игре, делая крупные ставки, и лодка «К-19» была одним из козырей. Хрущев решил превратить военно-морской флот целиком в подводный флот. По его мнению, большие надводные корабли это пережиток прошлого.

Самая смертоносная советская подводная лодка «К-19» находилась под командованием капитана 2 ранга Николая Затеева. В 33 года, Затеев быстро сделал карьеру в советском военно-морском флоте. Он был самым лучшим, кому можно было доверить «К-19» в море. Под его командованием находилась команда из 139 человек. Большинству исполнилось только 20 лет. Средний возраст офицеров 26 лет. Эти люди были элитой советского подводного флота и пионерами атомных подводных лодок.

Затеев со своим экипажем являлся «первопроходцем» на пути новой формы подводной войны. До атомной эры подводные лодки приводились в движение дизель-электрическими двигателями. Они могли находиться под водой лишь ограниченное время, так как приходилось всплывать, чтобы пополнить запасы воздуха и зарядить аккумуляторные батареи. В середине 50-х годов ядерная энергия изменила подводную лодку, давая возможность, находится под водой неограниченное время. Первой атомной подводной лодки в США была субмарина под названием «Наутилус». Потом началась гонка. СССР создал свою первую атомную подводную лодку «Ленинский Комсомол» в 1958 году.

Лодка «К-19» была спущена на воду 11 октября 1959 года. Она была значительно быстрее и в два раза в скорости превосходила дизельные подводные лодки. В надводном положении она могла идти 26 узлов.
Подводная лодка «К-19» была гордостью советского подводного флота. Внутри ее размещалось два ядерных реактора, обеспечивающие колоссальной энергией паротурбинный двигатель подлодки. Для Советского Союза «К-19» была секретным техническим достижениям. С момента закладки атомной подводной лодки, пуска в строй и первого задания прошло всего два года. Ни у конструкторов бюро, ни у конструкторов на заводе не было соответствующего опыта.

Атомные подводные лодки были подвижны и бесшумны. Ракеты с них могли быть запущены с любого океана, в любое время и совершенно не заметно для противника. Лодка «К-19» была создана с целью нахождения у берегов США в ожидании приказа на нанесение удара. Она была вооружена по последнему слову советской ракетной технике: три ракеты «Р-13» имели дальность действия 600 км, но могла вести огонь лишь в надводном положении.

лодка «К-19» испытания и поход

В 1960 году капитан 2 ранга Затеев командовал лодкой «К-19» во время морских испытаниях, проверял совершенно новую баллистическую ракету и работу ядерных ректоров. После ходовых испытаний атомная подводная лодка вошла с состав Северного флота.

По мере усиления международного напряжения командир подлодки Затеев получил приказ вывести лодку«К-19» на боевое патрулирование в северную Атлантику на три недели и принять участие в военно-морских учениях ВМФ СССР под кодовым названием «Полярный Круг».

Советские военные игры были больше чем учения - это была демонстрация силы, в которых нужно показать, что СССР готово к серьезным действиям. После подготовки капитан 2 ранга Затеев вывел советскую подводную лодку со сверхсекретной базы в Баренцево море. Командир взял курс на запад в Норвежское море, устремляясь в патрулируемые кораблями НАТО воды между Исландией и Великобританией. Пока «К-19» шла своим курсом, из-за Берлина между сверхдержавами разразился кризис поставившей экипаж на самый край войны. Советское руководство хотело благополучно запереть Берлин за «железным занавесом». Запад хотел, чтобы Берлин оставался свободным городом. Генеральный секретарь Хрущев встретился с президентом Кеннеди на саммите в Вене, где предупредил, что предпримет активные меры относительно Берлина. Он полагал, что может запугать президента США, используя ядерное преимущество. В такой напряженной атмосфере натовские корабли и самолеты патрулировали моря на подходах севернее Атлантики. Лодке «К-19» пришлось обходить эти зоны и оставаться не обнаруженной. Это было первое настоящее испытание для подводников. Стенки советской подводной лодки позволяли опускаться на глубину, где ее не могли достать сонары - это 220 метров. Тактика сработала и «К-19» преодолела преграды НАТО и вошла в северную Атлантику. Теперь ей пришлось скрываться до следующей стадии своего задания.

В Атлантике начались военно-морские учения СССР, где приняли участие большое количество кораблей. Естественно это не могло остаться не замеченным американцами – они всеми средствами начали упорно прослушивать эфир. Роль атомной подводной лодки «К-19» в этих учениях было простой - изобразить американскую подводную лодку ракетоносец. Если «К-19» удастся перехитрить охотника, она должна была перейти к следующей стадии задания - практическим ракетным стрельбам по цели на севере России. Приняв на себя роль капитана американской подводной лодки, Затеев, чтобы избежать обнаружения пошел под паковыми льдами. Его курс пролегал между Гренландией и Исландией через забитый льдами Датский пролив. По курсу были огромные айсберги. Даже на глубине 180 метров не было гарантии, что «К-19» не натолкнется на один из них. Оба ядерных реактора советской подводной лодки работали бесперебойно. Тепло генерируемое ядерной реакцией производит пар, который вращает винты подлодки. Реактор всегда находится под очень высоким давлением. Это доводит теплоотводящий реагент до 150 градусов по Цельсию. Одна не большая утечка могла вызвать катастрофу.

катастрофа на «К-19»

Выполнения задания проходило в соответствии с планом. «К-19» - гордость советского подводного флота с наилучшей стороны оправдывала свое назначение. Капитан 2 ранга Затеев на командном пункте проверил курс, проложенный штурманом, и пошел к себе в каюту во второй отсек. 4 июля 1961 года в 04:15 резко раздался сигнал тревоги реакторного отсека. На пульте управления приборы показывали падение давления на первом периметре до нуля, компенсационные глушители - на нуле. Это было худшее, что можно было ожидать. Командиру «К-19» доложили, что из ректора происходит утечка радиации и не реагирует на систему управления. Моментальный подъем температуры во внутренних трубах реактора.

Затеев отправился в реакторный отсек, чтобы лично ознакомится с ситуацией. Он узнал что положение становиться критичным. Согласно инструкции их ожидал неизбежный тепловой взрыв. Реактор больше не охлаждался. Раз температура сердечника продолжала расти, то это вызвало бы катастрофический выброс пара и как следствие полное уничтожение. «К-19» больше не была самой скрытой с самым современным оружием. Она превратилась в подводную атомную бомбу. Затеев отдал приказ всплывать и послал сигнал бедствия в Москву.

В этот критический момент, когда СССР и США были на грани войны из-за Берлина, советские подводники столкнулись с ядерной катастрофой в море. Хрущев посетил посольство США в Москве - хотел проверить «политический накал», а в 3000 км, в Норвежском море дрейфовала подводная лодка «К-19». Командиру нужно было срочно связаться с Генеральным штабом. Что-то страшное случилось с ядерными реакторами. Началась утечка радиации. По кораблю было объявлено о радиационной опасности, но ни кто и понятие не имел о допустимых дозах облучения. Капитан 2 ранга Затеев собрал всех механиков в посту управления.

Радист не мог связаться с главным штабом. Забортная вода нарушила герметичность антенны дальнего действия. Лодка «К-19» оказалась предоставлена сама себе, никто не мог прийти на помощь. Но один из самых молодых офицеров предложил план ликвидации аварии, который мог спасти атомную подводную лодку. Инженер Юрий Филин предложил проложить дополнительный трубопровод к системе удаления кислорода реактора. Теоретически план мог сработать, но необходимо было приварить трубы в реакторном отсеке. При данных критических обстоятельствах это была единственная возможность. Матросам было необходимо аварийное оборудование, включая трубы шланги противогазы, костюмы радиационной защиты и электросварочный аппарат. Надо было запустить дизельный двигатель, чтобы обеспечить электроэнергией сварочный аппарат. Пока оборудование переносили, шли драгоценные минуты, а температура в сердечнике реактора продолжала расти. Чтобы не терять времени решили присоединить резиновый шланг с аварийной помпой охлаждения. Реактор ответил тем, что в клочья разорвал резиновый шланг, именно тогда произошла серьезная поломка. Перегретый реактор при попадании на него холодной воды выдал взрыв пара, который разорвал всю резиновую подводку и люди получили свою первую большую дозу радиации.

Первая попытка наладить систему только усугубило положение. Уровень радиации за пределами отсека также пополз вверх. Капитан реакторного отсека капитан-лейтенант Красичков настоял на том, чтобы Затеев покинул отсек. Теперь радиация стала распространяться по всей атомной подводной лодке. Аварийная команда сварщиков готовилась войти в излучающий радиацию отсек. Они и представления не имели о том ужасе, который их ждал. Имея сварочное оборудование на месте, две сварочные бригады по трое теперь старались во второй раз наладить охладительную систему на этот раз с металлической трубой. Высокий уровень радиации вынуждал работать по 10 минут посменно. Температура достигла 399 градусов по Цельсию, но реактор выдерживал. На карту были поставлены жизни 139 членов экипажа «К-19».

Командиру подлодки еще пришлось направить людей в излучающий радиацию отсек, чтобы закончить работу. Но один человек лейтенант Борис Корчилов освободил его от этой ответственности и сам вызвался пойти туда. Он сменил своего коллегу Михаила Красичкова. Сварочная команда почти закончила монтаж охлаждающей трубы. Теперь настал момент истины - надо было включить импровизированную охладительную систему. Наконец через 4 часа температура начала падать. Команда лейтенанта Корчилова сделала свое дело, но успех был обретен ужасной ценой. Внутри реакторного отсека больше не было кислорода, там все сияло фиолетовым цветом ионизированного водорода. Ударное охлаждение реактора привело к мощному выбросу радиации. К этому моменту уже многие получили смертельную дозу облучения. Сначала подводники выглядели нормально, потом их стало тошнить желтоватой слизью, у некоторых очень быстро выпали волосы, затем лица стали гореть и они начали распухать. Самоотверженностью и умелыми действиями горстки добровольцев спасли остальных членов экипажа. Наконец ректор был управляем, но ужас продолжался. Радиационное заражение распространялось по «К-19». Не зная положения на советской подводной лодке «К-19» корабли и суда ВМФ СССР, продолжали свои военные игры. Попытки подчинить антенну дальней связи ни к чему не привели. Единственное что оставалось это передача сигнала SOS с западного передатчика, но ответа не было.

Ожидание истощало нервы. Капитан 2 ранга Затеев потерял всякую надежду, и ему нужно было каким-то образом снять команду с атомной подводной лодки. Он принял решение взять курс на юго-восток в направлении советского флота на аварийном двигателе. Он надеялся, что его найдут. Когда «К-19» шла заданным курсом, два офицера предложили совершенно иной выход. Они пытались убедить капитана отправиться на север к острову Jan Mayen в Норвежском море, высадить там экипаж и затопить подводную лодку. Затеев понимал, что надвигается бунт на корабле.

«К-19» спасение

«К-19» была сверхсекретной атомной подводной лодкой. О ее существовании даже не знала разведка США. Затопив ее, означало бы самую большую удачу для Запада. Командир не позволил направить туда советскую подводную лодку, где по данным разведки располагалась военно-морская база НАТО. Подозревая, о заговоре капитан 2 ранга Затеев приказал выбросить за борт все личное оружие за исключением пяти пистолетов, которые он раздал самым надежным офицерам.

Командир подлодки приказал вынести самых слабых на палубу. Наконец на горизонте заметили помощь. «К-19» и ее экипаж больше не были в одиночестве. Это было советская подводная лодка типа «Фокстрот». Подводники пришли в ужас от увиденного: многих тошнило, моряки сидели или лежали на палубе. Командир понимал, что людям необходимо было как можно скорее сойти с подлодки и предоставить медицинскую помощь. Через подводную лодку спасатель он запросил дальнейшие указания и ожидал ответа. Однако генштаб, парализованный нерешительностью, не отвечал. На следующее утро указаний так и не поступило, тогда капитан 2 ранга Затеев решил взять инициативу в свои руки. Перевести своих людей на подводную лодку спасатель. Перенос людей оказалось не простым делом в условиях океанской волны. Только по выступающим плоскостям и рулям экипаж смог перебраться на другую подлодку. 11 подводников перенесли на носилках, они получили огромную дозу радиации и не могли ходить. Первая советская подводная лодка спасатель ушла на базу с большей частью экипажа «К-19». Экипаж второй подлодки «С-270» только прибывшей на место трагедии немедленно принялся спасать пострадавших. Капитан Затеев с еще одним офицером принял решение, которое, как он знал, могло стоить ему погон. Он решил покинуть единственную атомную подводную лодку ракетоносец. Не было пожара, не было затопления - его могли признать трусом за такое действие, но легко судить о действиях других сидя в теплом кресле в Москве. Как и положено капитану он последний покинул корабль.

Капитан 2 ранга Затеев приказал зарядить торпедные аппараты другой лодке спасателю «С-270» и приготовиться к стрельбе. Если бы корабли НАТО попытались захватить «К-19» он приказал бы торпедировать и отправить ее на дно. Наконец пришла радиограмма из Москвы: «На подходе еще одна советская подводная лодка для обеспечения охраны аварийной «К-19». Тяжелое испытание закончилось, погибло 14 человек.

судьба подводной лодки «К-19» продолжается

К моменту возвращения на базу «К-19» была полностью заражена радиацией. Один из двух реакторов был разрушен. Но советское руководство решило, что она слишком ценна, чтобы отправиться на слом. Ее конструкторам было приказано переоборудовать ее. Это было серьезное и опасное предприятие на осуществление которого ушло три года. Через два месяца после происшествия с зараженной «К-19» была запущена ракета с целью определения влияния радиации. Ракеты показали себя безукоризненно.

В конце концов, именно быстрые темпы строительства «К-19» и недостатки в сварке привели к трагической поломке. Именно это первый помощник капитана Владимир Ваганов узнал через много лет. «К-19» была построена меньше чем за год. В спешке испортился сварочный аппарат, капля от электрода попала в трубопровод первого контура охлаждения.

Советский Союз не подтверждал опасное происшествие на борту «К-19» многие годы. Спустя лишь несколько недель после того как атомную подводную лодку отбуксировали на базу, стали повсюду хвастаться, что ракетоносные подводные лодки являются основой военного флота. Фактически «К-19» первая советская подводная лодка, которая потерпела аварию и вышла из строя. Происшествие с атомной подводной лодкой лишило Советский Союз ключевого компонента - ядерного арсенала на самом пике «холодной войны», но вскоре на Западе сделали еще один технологический скачок вперед - новые американские спутники сменили современные самолеты разведчики U-2. США получила полное изображение СССР из космоса с помощью спутника «Корона». В то время США считала, что СССР имел 250 пусковых площадок межконтинентальных баллистических ракет. Спутники подтвердили, что Советский Союз обманывал американское руководство. Вместо сотен пусковых площадок было обнаружено всего пятнадцать. Получив такую информацию, президент США Кеннеди назвал заявление Хрущева «ядерным блефом» и отказался уступать в Берлинском вопросе. Кризис застопорился, когда советы приступили к строительству пресловутой берлинской стены.
«К-19» вновь вошла в строй в 1965 году, после того как была полностью дезактивирована и перестроена. Ее переоборудовали для запуска ракеты из-под воды. Она продолжала составлять часть стратегических подводных сил СССР. Катастрофа на «К-19» привела к срочному пересмотру конструкции всех советских атомных подводных лодок, на которые стали устанавливать дополнительные системы охлаждения реакторов. Некоторое время «К-19» ржавела в гавани Кольского полуострова, дожидаясь утилизации.

По иронии судьбы подводники до сих пор гордятся этой субмариной - символом жертв, принесенных на алтарь «холодной войны». Те, кто пережил катастрофу на «К-19» обязаны жизнью горстке моряков самоотверженно выполнивших свой долг и пожертвовавших собственной жизнью.

Вот они:
Борис Корчилов, Юрий Ардошкин, Евгений Кошенков, Николай Савкин, Семен Пеньков, Валерий Харитонов, Борис Рыжков и Юрий Повстев.

Несмотря на все опасения за свою судьбу и ее неопределенность капитан 1 ранга Николай Владимирович Затеев не был подвержен наказанию в качестве единственного виновного. Он продолжил службу на подводном флоте и умер через 27 лет после происшествия в 1998 году.

Технические характеристики атомной подводной лодки «К-19» проекта 658:
Длина - 114 м;
Ширина - 9,2 м;
Водоизмещение - 5375 тонн;
Судовая силовая установка - два ядерных реактора;
Скорость - 26 узлов;
Глубина погружения - 330 м;
Экипаж - 104 человека;
Автономность - 50 суток;
Вооружение:
Ракетный комплекс Д-2 с тремя ракетами «Р-13»;
Торпедные аппараты 533 мм - 4;
Торпедные аппараты 400 мм - 4;

Эскадренные подводные лодки «П-1», «П-2» и «П-3» типа «П» (IV серия) были построены на Ленинградском заводе №189 и приняты в строй в 1936 г. Лодка «П-1» погибла в 1941 г., «П-2» – списана в 1955 г, а «П-3» – в 1952 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т., подводное – 1,7 тыс. т.; длина – 87,7 м, ширина – 8 м; осадка – 3 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,4/1,1 тыс.л.с.; скорость – 19 узл.; запас топлива – 92 т. соляра; дальность плавания – 5,7 тыс. миль; экипаж – 56 человек. Вооружение: 2х1 – 100-мм орудия; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 10 торпед.

Серия крейсерских подводных лодок типа «К» (серия XIV) состояла из 11 единиц («К-1», «К-2», «К-3», «К-21», «К-22», «К-23», «К-51», «К-52», «К-53», «К-55», «К-56»), построенных на заводах №189, №194, №196 и принятых в строй в 1939-1944 гг. В период войны погибло 5 лодок, остальные были списаны в 1954-1957 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,5 тыс. т., подводное – 2,1 тыс. т.; длина – 97,8 м, ширина – 7,4 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 3 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 9,2/2,4 тыс.л.с.; скорость – 22,5 узл.; запас топлива – 263 т. соляра; дальность плавания – 15 тыс. миль; экипаж – 66 человек. Вооружение: 2х1 – 100-мм орудия; 2х1 – 45-мм зенитных орудия; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 10 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды; 20 мин.

Серия больших подводных лодок типа «Д» (серия I) состояла из 6 единиц («Д-1», «Д-2», «Д-3», «Д-4», «Д-5», «Д-6»), построенных на заводах №189, №198 и принятых в строй в 1930-1931 гг. В период войны 3 лодки погибло, 1 – затоплена экипажем в 1942 г., остальные списаны в 1955-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,4 тыс. т.; длина – 76 м, ширина – 6,4 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,2/1,1 тыс.л.с.; скорость – 12,5 узл.; запас топлива – 128 т. соляра; дальность плавания – 7,5 тыс. миль; экипаж – 47 человек. Вооружение: 2х1 – 100-мм или 102-мм орудие; 1х1 – 37-мм или 45-мм орудие; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 14 торпед.

Серия подводных минных заградителей типа «Л» (серия IІ) состояла из 6 единиц («Л-1», «Л-2», «Л-3», «Л-4», «Л-5», «Л-6»), построенных на заводах №189, №198 и принятых в строй в 1930-1931 гг. В период войны 3 лодки погибло, остальные списаны в 1955-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т., подводное – 1,4 тыс. т.; длина – 78 м, ширина – 7,3 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,2/1,3 тыс.л.с.; скорость – 12,5 узл.; запас топлива – 102 т. соляра; дальность плавания – 6 тыс. миль; экипаж – 55 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 12 торпед; 17-20 мин.

Серия подводных минных заградителей типа «Л» (серия ХІ) состояла из 6 единиц («Л-7», «Л-8», «Л-9», «Л-10», «Л-11», «Л-12»), построенных на заводах №189, №198, №199, №202 и принятых в строй в 1936-1938 гг. Лодки списаны в 1952-1959 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т., подводное – 1,4 тыс. т.; длина – 80 м, ширина – 7 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,2/1,3 тыс.л.с.; скорость – 14,5 узл.; запас топлива – 140 т. соляра; дальность плавания – 7,5 тыс. миль; экипаж – 55 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 16 торпед; 20 мин.

Серия подводных минных заградителей типа «Л» (серия ХІІІ) состояла из 7 единиц («Л-13», «Л-14», «Л-15», «Л-16», «Л-17», «Л-18», «Л-19»), построенных на заводах №189, №198, №202 и принятых в строй в 1938-1939 гг. В период войны 2 лодки погибло, остальные списаны в 1953-1958 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т., подводное – 1,4 тыс. т.; длина – 85,3 м, ширина – 7 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,2/1,3 тыс.л.с.; скорость – 15 узл.; запас топлива – 143 т. соляра; дальность плавания – 10 тыс. миль; экипаж – 56 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед; 20 мин.

Серия подводных минных заградителей типа «Л» (серия ХІІІ-бис) состояла из 5 единиц («Л-20», «Л-21», «Л-22», «Л-23», «Л-24»), построенных на заводах №189, №198, №402 и принятых в строй в 1941-1944 гг. В период войны 2 лодки погибло, остальные списаны в 1955-1959 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т., подводное – 1,4 тыс. т.; длина – 85,3 м, ширина – 7 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4/1,3 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 143 т. соляра; дальность плавания – 10 тыс. миль; экипаж – 56 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 18 торпед; 20 мин.

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия III) состояла из 4 единиц («Щ-301», «Щ-302», «Щ-303», «Щ-304»), построена на завода №112, №189 и введена в строй в 1941-1942 гг. Лодка «Щ-303» была списана в 1954 г, остальные погибли в 1941-1942 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 578 т., подводное – 706 т.; длина – 57 м, ширина – 6,2 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,4/0,8 тыс.л.с.; скорость – 12 узл.; запас топлива – 52 т. соляра; дальность плавания – 3, тыс. миль; экипаж – 41 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 10 торпед.

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия V) состояла из 12 единиц («Щ-101» — «Щ-112»), построена на заводах №189, №190, №194 и введена в строй в 1933-1934 гг. Лодка «Щ-103» погибла в 1939 г, остальные были списаны в 1952-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 585 т., подводное – 700 т.; длина – 58,5 м, ширина – 6,2 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,4/0,8 тыс.л.с.; скорость – 12 узл.; запас топлива – 53 т. соляра; дальность плавания – 4,2 тыс. миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 1х1- 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 10 торпед.

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия V-бис) состояла из 13 единиц («Щ-113» — «Щ-120», «Щ-201» — «Щ-203», «Щ-305», «Щ-308»), построена на заводах №112, №189, №194 и введена в строй в 1934-1935 гг. Лодки «Щ-203», «Щ-305» и «Щ-308» погибли в 1942-1943 гг., остальные были списаны в 1952-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 600 т., подводное – 750 т.; длина – 58 м, ширина – 6,2 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,4/0,8 тыс.л.с.; скорость – 12 узл.; запас топлива – 53 т. соляра; дальность плавания – 4,2 тыс. миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 1-2х1 – 45-мм орудие; 1х1- 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 10 торпед.

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия V-бис 2) состояла из 14 единиц («Щ-121» – «Щ-125», «Щ-204» – «Щ-207», «Щ-306», «Щ-307», «Щ-309» — «Щ-311»), построена на заводах №112, №189, №194, №200 и введена в строй в 1935-1936 гг. Лодки «Щ-204», «Щ-206», «Щ-306» и «Щ-311» погибли в 1948-1943 гг., остальные были списаны в 1952-1954 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 610 т., подводное – 720 т.; длина – 58,8 м, ширина – 6,2 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,4/0,8 тыс.л.с.; скорость – 12 узл.; запас топлива – 58 т. соляра; дальность плавания – 5,4 тыс. миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 1-2х1 – 45-мм орудие; 1х1- 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 10 торпед.

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия Х) состояла из 32 единиц («Щ-126» – «Щ-134», «Щ-208» – «Щ-215», «Щ-317» — «Щ-324», «Щ-401» — «Щ-404», «Щ-421» — «Щ-432), построена на заводах №112, №189, №194, №200, №202 и введена в строй в 1935-1937 гг. В период войны 18 лодок погибло, остальные были списаны в 1955-1957 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 590 т., подводное – 708 т.; длина – 58,8 м, ширина – 6,2 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,6/0,8 тыс.л.с.; скорость – 14 узл.; запас топлива – 56 т. соляра; дальность плавания – 4,8 тыс. миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 1х1- 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 10 торпед.

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия Х-бис) состояла из 11 единиц («Щ-135» – «Щ-138», «Щ-216», «Щ-405» — «Щ-408», «Щ-411», «Щ-412») построена на заводах №194, №200, №202 и введена в строй в 1941-1945 гг. В период войны 5 лодок погибло, остальные были списаны в 1946-1958 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 590 т., подводное – 705 т.; длина – 58,8 м, ширина – 6,4 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,6/0,8 тыс.л.с.; скорость – 14 узл.; запас топлива – 55 т. соляра; дальность плавания – 5,1 тыс. миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 1х1- 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 10 торпед.

Серия средних подводных лодок типа «С» (серия ІХ) состояла из 3 единиц («С-1», «С-2», «С-3»), построена на заводе №189 и введена в строй в 1939-1938 гг. В период войны все лодки погибли. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 77,7 м, ширина – 6,4 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4/1,1 тыс.л.с.; скорость – 19,5 узл.; запас топлива – 100 т. соляра; дальность плавания – 7,5 тыс. миль; экипаж – 45 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм орудие; 2х1 7,62-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед.

В период войны было построено 30 средних подводных лодок типа «С» (серия ІХ-бис): «С-4» – «С- 20», «С-31» – «С-34», «С-52» – «С-56», «С-101» – «С-104». Лодки были построены на заводах №112, №189, №196, №198, №202, №402, № 638 и введены в строй в 1939-1945 гг. В период войны 13 лодок погибли, остальные списаны в 1955-1975 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,8 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 77,8 м, ширина – 6,4 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4/1,1 тыс.л.с.; скорость – 19,5 узл.; запас топлива – 110 т. соляра; дальность плавания – 8,2 тыс. миль; экипаж – 46 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 2х1 — 7,62-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппарато; 12 торпед.

Из серии малых подводных лодок типа «АГ» (Американский Голланд) к началу войны в строю оставалось 5 единиц («А-1» – «А-5»). Лодки были построены на канадской верфи «Electric Boat» по заказу России и в разобранном виде доставлены для сборки на Балтийский и Николаевский заводы. Лодки приняты в строй в 1918-1923 гг. В 1929-1935 гг. лодки прошли модернизацию. Две лодки погибли во время войны, остальные списаны в 1945-1950 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 355 т., подводное – 434 т.; длина – 46 м, ширина – 4,9 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1/0,6 тыс.л.с.; скорость – 13 узл.; запас топлива – 15 т. соляра; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 24 человека. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 1х1- 7,62-мм пулемет; 4 – 450-мм торпедных аппарата; 8 торпед.

Серия малых подводных лодок типа «М» (серия VI) состояла из 30 единиц («М-1 – М-28», «М-51», «М-52»), построенных на заводах №198, №200, №202, и принятых в строй в 1934-1935 гг. Лодки были списаны в 1945-1951 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 161 т., подводное – 201 т.; длина – 37 м, ширина – 3,1 м; осадка – 2,6 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 0,7/0,2 тыс.л.с.; скорость – 11 узл.; запас топлива – 13 т. соляра; дальность плавания – 1 тыс. миль; экипаж – 19 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

Серия малых подводных лодок типа «М» (серия VI-бис) состояла из 20 единиц («М-53» – «М-56», «М-71» — «М-86»), построенных на заводах №190, №196, №198, №200, №202 и принятых в строй в 1939-1943 гг. 12 лодок погибло во время войны, остальные были списаны в 1949-1950 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 161 т., подводное – 202 т.; длина – 37,8 м, ширина – 3,1 м; осадка – 2,6 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 0,7/0,2 тыс.л.с.; скорость – 13 узл.; запас топлива – 13 т. соляра; дальность плавания – 1 тыс. миль; экипаж – 17 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

Серия малых подводных лодок типа «М» (серия ХІІ) состояла из 45 единиц («М-30» – «М-36», «М-57» — «М-63», «М-87» – «М-99», «М-102» – «М-108», «М-111» – «М-122»), построенных на заводах №112, №196 , №402 и принятых в строй в 1934-1936 гг. 27 лодок погибло во время войны, остальные были списаны в 1952-1955 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 206 т., подводное – 256 т.; длина – 44,5 м, ширина – 3,3 м; осадка – 2,6 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 0,8/0,4 тыс.л.с. скорость – 14 узл. запас топлива – 14 т. соляра; дальность плавания – 3,4 тыс. миль; экипаж – 20 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

Из серии малых подводных лодок типа «М» (серия ХV) к концу войны на заводе №196 было построено 4 единицы («М-200» – «М-203»), которые были введены строй в 1943-1944 гг. Лодки были списаны в 1954-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 280 т., подводное – 351 т.; длина – 49,5 м, ширина – 4,4 м; осадка – 2,8 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,2/0,4 тыс.л.с. скорость – 15,5 узл. запас топлива – 14 т. соляра; дальность плавания – 4,5 тыс. миль; экипаж – 23 человека. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 4 торпеды.

Подводные лодки составляют основной костяк морского вооружения России. Они способны выполнять ряд стратегически важных задач. Их используют для уничтожения вражеских кораблей, различных подводных и надводных объектов, а также поражения целей в прибрежной акватории противника. К тому же они способны незаметно выполнять боевые задания и покидать места временной дислокации. Считается, что подводные флоты Российской Федерации и США являются самыми сильными, и эти державы делят пальму первенства в господстве над Мировым океаном.

Как зарождался атомный подводный флот

В середине прошлого столетия, в 1954 году, на воду был спущен «Наутилус», который считается первой атомной подлодкой, выпущенной США. Разработки подводного судна типа SSN 571 велись с 1946-го, и уже в 1949 году началось его строительство. Основой для конструкции послужила немецкая военная подлодка 27-й серии, конструкцию которой американцы изменили до неузнаваемости и установили в ней атомную энергоустановку. До начала 1960 года был налажен выпуск первых АПЛ проекта EB 253-A, более известных как субмарины «Скейт».

Спустя всего лишь 5 лет, в начале 1959 года, появился проект 627, ставший первой атомной подлодкой Советского Союза. Ее сразу же приняли на вооружение ВМФ. Вскоре после этого советскими конструкторами был разработан проект 667-A, который изначально задумывался для применения в качестве подводного крейсера-ракетоносца для выполнения стратегических задач (РПКСН). Собственно, принятие 667-х на вооружение в качестве боевых единиц принято считать началом развития II поколения атомных подлодок СССР.

В 1970 г прошлого столетия в Союзе был принят и одобрен проект 667-Б. Это была АПЛ, носившая название «Мурена». Она была оснащена мощным морским БРК (ракетный баллистический комплекс) «Д-9» межконтинентального использования. Вслед за этой подлодкой появилась «Мурена-М» (проект 667-БД), а уже в 1976 г советский флот получил на вооружение первую серию подводных ракетоносцев ─ проект 667-БДР. Они вооружались ракетами, которые имели разделяющиеся боеголовки.

Дальнейшее развитие подлодок стран-лидеров осуществлялось таким образом, что в основу конструкции легли бесшумные гребные винты и некоторые изменения в корпусе. Так, в 1980 г. появилась первая подлодка ударного типа, которая стала проектом 949 III поколения. Для выполнения ряда стратегических задач на ней использовались торпеды, а также крылатые ракеты.

Немногим позже появился проект 667-АТ, флагманом которого стала атомная подлодка К423. Ее приняли в 1986 г. на вооружение советского флота. Также стоит отметить, что этому проекту удалось дожить до наших дней. Как и другие атомные подводные лодки России, в число действующих боевых единиц флота входит модель К395 проекта 667.

Нельзя не отметить и созданные в 1977 г. советские подлодки. Они стали модификацией проекта 667 ─ 671 РТМ, которых до конца 1991 г. было построено 26 единиц. Вскоре после этого были созданы первые отечественные многоцелевые АПЛ, корпус которых был изготовлен из титана ─ "Барс-971" и 945, известные как «Барракуда».

Полста ─ много или мало?

На вооружении подводного флота РФ числится 76 единиц подлодок различного класса, среди которых РПКСН, АМПЛ (многоцелевые), дизельные, а также суда спецназначения. На вопрос о том, сколько атомных подводных лодок в России, можно ответить таким образом: их 47 единиц. Необходимо отметить, что это очень большое количество, поскольку постройка одной АПЛ обходится сегодня государству свыше 1 миллиарда долларов. Если учитывать суда, находящиеся на переоснащении и в судоремонтных вервях, то количество атомных подводных лодок в России будет равно 49. Для сравнения приведем некоторые данные о подлодках, стоящих на вооружении сверхдержав. Американский подводный флот насчитывает 71 боевую единицу подлодок, а у Великобритании и Франции их числится по 10 единиц.

Атомные тяжелые крейсеры-ракетоносцы

Наиболее крупными и опасными с точки зрения поражения вражеской силы и разрушающей способности считаются тяжелые ракетоносцы. Такие атомные подводные лодки России на вооружении находятся в количестве 3 единиц. Среди них и ракетоносец «Дмитрий Донской» (тяжелый крейсер ТК208), а также «Владимир Мономах». Они были построены по проекту 945. Их вооружение представлено ракетной системой «Булава».

Крейсер ТК-17 типа «Акула», являющийся составной частью проекта 941УМ, находится на вооружении подводного флота и именуется «Архангельском». Лодка ТК-20 имеет название «Северсталь», и она была также построена по этому проекту. Одной из причин вывода их из строя является нехватка баллистических ракет P-39. Отметим также, что эти суда являются одними из самых больших в мире, а их общее водоизмещение составляет около 50 тыс. тонн.

В начале 2013 г. на АПЛ К-535 (проект 955 «Борей»), получившей имя Юрия Долгорукого, был поднят флаг. Эта подлодка стала головным подводным ракетным крейсером Северного флота. Не прошло и года, как уже в декабре Тихоокеанский флот получил на вооружение К-550. Эта АПЛ носит имя Александра Невского. Все лодки представляют собой стратегические ракетоносцы IV поколения.

Стратегические атомные подлодки «Дельфин»

Проект 667-БДРМ представляют атомные подводные лодки ВМФ России в количестве 6 единиц:

  • «Брянск» ─ К117;
  • «Верхотурье» ─ К51;
  • «Екатеринбург» ─ К84;
  • «Карелия» ─ К118;
  • «Новомосковск» ─ К407;
  • «Тула» ─ К114.

В середине 1999 г. атомный крейсер К64 перестал быть действующей единицей ВМФ и его сняли с вооружения. Все атомные подводные лодки России (фото некоторых можно увидеть выше), входящие в состав проекта, состоят на вооружении Северного МФ.

Проект 667-БДР. Атомные лодки «Кальмар»

По своему количеству в составе ВМФ современные атомные подводные лодки России класса «Кальмар» идут сразу за «Дельфинами». Строительство лодок по проекту 667БДР началось еще до начала 1980 г в СССР, поэтому большая часть АПЛ уже списана и пришла в негодность. На сегодняшний день на вооружении российского флота имеется лишь 3 единицы таких подводных крейсеров:

  • «Рязань» ─ К44;
  • «Святой Георгий Победоносец» ─ К433;
  • «Подольск» ─ К223.

Все субмарины состоят на вооружении Тихоокеанского флота РФ. Самой «молодой» из них считается «Рязань», поскольку ее пустили в эксплуатацию позже остальных, в конце 1982 г.

АПЛ многоцелевого назначения

Многоцелевые атомные подводные лодки России, которые были собраны согласно проекту 971, считаются самыми многочисленными в своем классе («Щука-Б»). Они способны уничтожать цели в прибрежной акватории, на берегу, а также поражать подводные сооружения и объекты, находящиеся на поверхности воды. Северный и Тихоокеанский флоты имеют на своем вооружении 11 АПЛ этого типа. Однако 3 из них по различным причинам больше не будут эксплуатироваться. Например, АПЛ «Акула» не используется вообще, а «Барнаул» и «Барс» уже переданы в утилизацию. Подлодка «Нерпа» К152 с 2012 г по контракту была продана в Индию. Позже ее передали на вооружение индийскому ВМФ.

Проект 949А. Многоцелевые АПЛ «Антей»

Атомные подводные лодки России проекта 949А присутствуют в количестве 3 единиц и входят в состав Северного флота. 5 АПЛ «Антей» стоят на вооружении флота Тихого океана. Когда задумывалась эта субмарина, то предполагалось ввести в эксплуатацию 18 единиц. Однако дефицит финансирования дал о себе знать, поэтому их было спущено на воду всего лишь 11.

Сегодня атомные подводные лодки России класса «Антей» находятся на вооружении флота в количестве 8 боевых единиц. Несколько лет назад субмарины «Красноярск» К173 и «Краснодар» К178 были отправлены на разборку и утилизировались. 12.09.2000 г в акватории Баренцева моря произошла трагедия, унесшая жизнь 118 российских моряков. В этот день затонул АПРК проекта «Антей» 949А «Курск» К141.

АПЛ «Кондор», «Барракуда» и «Щука» многоцелевого использования

С начала 80-х до 90-х годов были построены 4 лодки, которые являлись проектами 945 и 945А. Они получили названия «Барракуда» и «Кондор». Согласно 945 проекту, были построены атомные подводные лодки России «Кострома» Б276 и «Карп» Б239. Что касается проекта 945А, то по нему были созданы «Нижний Новгород» Б534, а также «Псков» Б336, изначально поставленные на вооружение Северного флота. Все 4 субмарины несут службу по сей день.

Также на вооружении имеется 4 подлодки многоцелевого проекта «Щука» 671РТМК, среди которых:

  • «Обнинск» ─ Б138;
  • «Петрозаводск» ─ Б338;
  • «Тамбов» ─ Б448;
  • «Даниил Московский» ─ Б414.

Министерство обороны планирует списать эти лодки и заменить их боевыми единицам совершенно нового класса.

АПЛ 885 типа «Ясень»

На сегодняшний день ПЛАРК «Северодвинск» является единственной действующей подлодкой этого класса. 17 июня прошлого года на К-560 состоялось торжественное поднятие флага. В течение ближайших 5 лет планируется создать и спустить на воду еще 7 таких судов. Уже полным ходом идет постройка подлодок «Казань», «Красноярск» и «Новосибирск». Если «Северодвинск» является проектом 885, то остальные лодки будут созданы по проекту улучшенной модификации 885М.

Что касается вооружения, то АПЛ «Ясень» будут оснащаться сверхзвуковыми крылатыми ракетами типа «Калибр». Дальность стрельбы этих ракет может составлять 2.5 тыс. км,и они представляют собой высокоточные снаряды, основной задачей которых будет уничтожение вражеских авианосцев. Также планируется, что АПЛ «Казань» будет оснащаться принципиально новым оборудованием, которое ранее не использовалось при разработке подводных аппаратов. Мало того, по ряду технических характеристик, в первую очередь благодаря минимальному уровню шума, обнаружить такую субмарину будет весьма проблематично. К тому же эта многоцелевая подлодка составит достойную конкуренцию американскому SSN575 Seawolf.

В конце ноября 2012 г осуществлялись испытания ракетного комплекса «Калибр». Стрельба проводилась из погруженной субмарины «Северодвинск» по наземным целям с расстояния 1.4 тыс. км. К тому же была запущена сверхзвуковая ракета типа «Оникс». Произведенные запуски ракет оказались успешными и доказали целесообразность своего применения.

С этой деликатной проблемой не торопятся к врачу, а зря. Слизь в кале у взрослого – серьезная причина обследовать желудок, кишечник и начать лечение. Обращение к доктору поможет избежать тяжелых последствий. Для каких заболеваний характерно появление слизистых выделений, насколько опасны симптомы, что становится провоцирующим фактором, чтобы вместе с каловыми массами начал выходить секрет? Это важные вопросы, требующие подробных ответов.

Что такое слизь в кале

Мудро устроенный человеческий организм постоянно выделяет слизь для защиты тканей и органов. Маслянистое желеобразное вещество белого или прозрачного цвета образуется при секреции, которую производят железы кишечника. Часть ее составляют клетки эпителия, лейкоциты на поверхности слизистой оболочки. Такой секрет играет важную роль:

  • оберегает от влияния токсических компонентов кала;
  • защищает оболочку кишечника от механического воздействия грубых волокон пищи;
  • предотвращает хронические запоры вследствие трудного прохождения каловых масс.

Организм взрослого постоянно вырабатывает и выводит вязкое содержимое – это нормальное явление. Благодаря слизи каловые массы могут легко продвигаться по кишечному тракту и выходить через анальное отверстие. При воспалительных изменениях кишечника, возникают серьезные проблемы с выделением смазки. Как результат:

  • при отсутствии образуются трещины, повреждения слизистой, кровотечения, развитие геморроя;
  • возможны серьезные патологии при чрезмерной выработке секрета;
  • изменение цвета отделяемого сигнализирует о наличии проблем, требующих лечения.

Как выглядит

Норма – прозрачная слизь в кале у взрослого выходит в небольшом количестве и состоит из погибших клеток эпителия. При патологических поражениях кишечника, изменениях в желудке возникает защитная реакция на процесс раздражения. Начинает усиленно вырабатываться смазка, оберегающая слизистую оболочку, помогающая вывести чужеродные вещества, патогенные микроорганизмы.

В зависимости от патологии вязкое содержимое может отличаться по цвету и форме:

  • белый или прозрачный – проблемы дистальных отделов кишечника;
  • желтый – провоцируют антибиотики, полипы, геморрой;
  • сероватые хлопья на поверхности кала – свидетельство поражения прямой, нисходящей кишки;
  • зеленый – бактериальное заражение;
  • розовый – процессы с выделением гноя;
  • мелкие хлопья смешиваются с калом – проблемы тонкого кишечника;
  • с примесью крови – язы, трещины, геморрагические воспаления;
  • черный – раковые опухоли.

Причины

Для появления слизи в кале у взрослого существует множество причин. Часть их связана с образом жизни, для других провоцирующим фактором становятся заболевания. Характерные поводы для образования слизистых выделений:

  • некачественная вода;
  • наличие грубых пищевых волокон;
  • длительное голодание;
  • переохлаждения органов малого таза;
  • прием лекарственных препаратов;
  • купание в водоеме с холодной водой;
  • злоупотребление алкоголем;
  • частая практика диет;
  • стрессовые ситуации;
  • употребление немытых овощей, фруктов
  • курение;
  • несбалансированное питание.

Кал со слизью у взрослого – сигнал присутствия патологических изменений. Выделения вызывают заболевания:

  • синдром разраженного кишечника, сопровождающийся диареей, рвотой, запорами;
  • дисбактериоз – дисбаланс микрофлоры;
  • опухоли в желудке, кишечнике;
  • болезнь Крона;
  • аллергия на вещества, попадающие в желудок;
  • инфекционные кишечные поражения – брюшной тиф, дизентерия, колит, энтерит.

Не редкость, когда желеобразный секрет в кале у взрослого появляется как результат:

  • глистных инвазий;
  • инфекций вирусного происхождения;
  • заболеваний органов дыхания;
  • геморроя с трещинами и язвами;
  • язвы желудка, двенадцатиперстной кишки;
  • полипов;
  • воспалений толстой кишки;
  • спастического колита;
  • дивертикулеза кишечника;
  • проктита;
  • муковисцидоза.

Белая слизь в кале

Что способствует появлению желеобразных выделений белого цвета у взрослого? Эти симптомы в кале свидетельствуют о наличии заболеваний желудка, патологий кишечного тракта. Причинами появления признаков становятся:

  • воспаления прямой кишки, а также сигмовидной и нисходящей;
  • защитная реакция на раздражения патогенными организмами;
  • грибковое поражение анального отверстия;
  • неправильное питание;
  • недостаток полезных микроорганизмов – дисбактериоз.

Слизь в стуле у взрослого белого цвета образуется как результат:

  • бактериального поражения анальных трещин;
  • воспалительных заболеваний толстого кишечника;
  • раздражение стенок кишечника при аллергических реакциях, лактозной непереносимости, атопическом дерматите;
  • поражения слизистой кишечника;
  • применения антибактериальных лекарств;
  • воспаление слизистой прямой кишки;
  • нарушений нормальной микрофлоры;
  • заболеваний поджелудочной железы, печени, желчного пузыря.

Слизь вместо кала у взрослого

Когда у пациента из анального отверстия вместо каловых масс выходит вязкий секрет, это означает, что человек не имеет возможности удержать содержимое прямой кишки. При этом состоянии наблюдается боль внизу живота, повышение температуры. Провоцируют появление таких симптомов:

  • длительные запоры;
  • непроходимость кишечника;
  • глистные инвазии;
  • заворот кишок;
  • бактериальные инфекции;
  • язва прямой кишки;
  • новообразования;
  • полипы;
  • инородный предмет в кишке.

С кровью

Очень серьезная ситуация – выделение кровяного вязкого содержимого. Это признак опасных заболеваний. Слизь с кровью в кале взрослого имеет специфические черты по внешнему виду в зависимости от диагноза. Специалисты отмечают:

  • патологические примеси – прожилки с комками слизи – болезнь Крона, онкология;
  • кровяные сгустки в каловых массах свидетельствует о кровотечении при геморрое, раке прямой кишки (обнаружить слизь можно на туалетной бумаге после дефекации);
  • желеобразная масса – проктит, полипы, язва желудка.

Необходимо срочно пройти обследование и начать лечение, когда впервые появились слизистые выделения с кровью при испражнении. Симптомы в зависимости от характера секреции сигнализируют о патологиях:

  • наличие примеси слизи с кровью водянистой консистенции – респираторная, кишечная инфекция;
  • слизистое содержимое алого цвета – цирроз печени, расширение вен кишечника, язва или рак желудка;
  • обильные выделения в кале – дивертикулез прямой кишки, ишемический колит.

Желтая слизь

Когда появляется стул со слизью у взрослого, то желтый цвет выделений может говорить о наличии полипов, симптомов геморроя. Вязкий секрет защищает слизистые оболочки от повреждения. Появление кала с желтой слизью сигнализирует о таких проблемах:

  • бактериальное воспаление кишечника;
  • нарушение всасывания продуктов;
  • прием антибиотиков, поражающих здоровую микрофлору кишечника;
  • переохлаждение тазовой области;
  • кишечные инфекции;
  • раковые опухоли.

Прозрачная слизь

Для появления желеобразных выделений в кале у взрослого есть много причин. Слизь, похожая на прозрачную плотную пленку – свидетельство перепончатого колита. Вязкое содержимое может обволакивать каловые массы или быть в виде слизистых примесей. Провоцируют явление:

  • курение;
  • прием антибиотиков;
  • употребление кофе;
  • средства от метеоризма;
  • нестероидные противовоспалительные препараты;
  • геморрой;
  • инфекционные заболевания кишечника;
  • спастический запор;
  • простудные заболевания с насморком.

Розовая слизь

Образование слизистых выделений розового цвета в кале взрослого свидетельствует о появлении серьезных проблем. Ситуация требует точной диагностики и немедленного лечения. Розовая слизь при дефекации может сигнализировать о наличии:

  • язвы желудка;
  • аллергического колита;
  • варикозного расширения вен в кишечнике;
  • неспецифического язвенного колита.
  • полипа толстой кишки;
  • энтероколита;
  • дивертикула кишечника;
  • капиллярного кровотечения в верхних отделах ободочной кишки.

Черная слизь

Каловые массы и слизистый секрет могут окрашиваться в черный цвет после приема лекарственных препаратов и витаминов. Нужно знать, что появление у взрослого человека таких желеобразных выделений может быть опасным симптомом. Срочный визит к доктору и анализы прояснят ситуацию. Изменение цвета слизи в кале бывает связано с сильным потемнением крови, сопровождающим патологии:

  • кровотечение в тонкой кишке, пищеводе, желудке;
  • рост злокачественного новообразования.

Коричневая слизь

Появление в кале у взрослого слизи коричневого цвета может говорить о недостаточной функции поджелудочной железы, гипотонусе ободочной кишки. Жидкие выделения сопровождают дисбактериоз кишечника. Эти состояния требуют вмешательства гастроэнтеролога. Врачи отмечают – не всегда коричневое отделяемое говорит об опасных синдромах. Можно не волноваться, если причина – попадание слизистого секрета из носа в пищевод и кишечник. Это случается при болезнях, сопровождающихся насморком:

  • аллергия;
  • острое респираторное заболевание;
  • полипы;
  • грипп.

Диагностические процедуры

При появлении такой деликатной проблемы, взрослому человеку сначала лучше обратиться к терапевту. Врач проведет опрос, выяснит характер слизи, консистенцию кала, особенности образа жизни, питания. Немаловажные вопросы – прием гормональных препаратов, антибиотиков, продолжительность болезни, симптомы. По результатам обследования будет дано направление на консультацию к специалистам:

  • гастроэнтерологу;
  • инфекционисту;
  • проктологу;
  • хирургу;
  • онкологу.

Для установления точной методики лечения заболеваний, необходима правильная диагностика. Изучение патологии требует проведения специальных исследований. Необходимо:

Лечение

После правильной диагностики, доктор назначает взрослому лечение, чтобы предотвратить появление вязкого содержимого в кале. Одно из первых мероприятий – диета, исключающая употребление грубых волокон, предполагающая сбалансированное питание. Назначение лекарства зависит от заболевания:

  • – свечи, таблетки для снятия воспаления, остановки кровотечения;
  • Видео