Занимательные факты по окружающему миру (старшая группа) на тему: Беседа о картофеле. О картофеле для детей

Нет такого ребенка, который не любил бы картошку! Картофель не зря называют “вторым хлебом”, из него готовят невероятное количество разнообразных блюд. Это настолько популярный овощ, что он присутствует практически во всех кухнях мира.
А что знают о нем школьники? Как картофель оказался на нашем столе? Все это можно узнать, если провести с детьми праздник картошки.

Цели. Расширить знания детей о картофеле; учить подбирать нужный материал; развивать художественные и творческие способности детей; учить анализу и обобщению собранного материала, воспитывать уважение к людям труда.

Учебные материалы. Выставка картофеля; газета «История картофеля»; набор открыток «Растения-переселенцы».

Предварительная подготовка. Класс делится на группы. Каждая группа готовит разные задания. Первая группа должна сочинить «Оду картофелю», вторая группа – подобрать или сочинить о картофеле частушки и загадки, третья группа – выпустить стенгазету.
В этот день для детей в столовой приготовили картофельное пюре с огурцами и салат из капусты.

ХОД ПРАЗДНИКА

Учитель. Послушайте стихотворение.

Ученик 1.

На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь и пять,
Что, впрочем, можно сосчитать.
О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал.
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам.
О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня,
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко –
А вдруг это... (картошка )?

(Д. Чиарди )

У. Сегодня мы будем говорить про всем нам хорошо известный и любимый овощ – картофель. Родина картофеля – Южная Америка. Известно ли вам, как он появился у нас в стране?

Ведущий. Дорогие ребятя, наша игра начинается! Сейчас мы с вами, отвечая на вопросы игры «Поле чудес», узнаем о том, откуда картофель попал к нам на стол.

Тур 1

Как называются горы, в которых произрастает картофель в диком виде? (Анды. )

Тур 2

Страна, в которую впервые по морю был привезен картофель. (Испания. )

У . Испанцы не поняли ценность продукта. Картофелю пришлось обойти всю Европу и вернуться снова в Испанию уже почитаемым продуктом. Картофель в качестве подарка папе римскому попал в Италию, где и получил свое название от слова тартуффоли – так итальянцы называли грибы трюфели, напоминающие формой новые подземные плоды.

Тур 3

Как звали французского физика и фармацевта – ярого пропагандиста картофеля? (Пармантье. )

У. Пармантье устраивал бесплатные обеды из одних только картофельных блюд, сопровождая их занимательными беседами и остроумными рассказами. Он обращался с горячими призывами к французской знати и даже достиг королевского двора. Королева благосклонно выслушала ученого и включила цветок картофеля в свой туалет. И тут же вспыхнул среди знати спрос на цветы нового растения. Рассказывают, что некоторые поборники нового растения, разводя его с большим рвением, но зная о нем понаслышке, старательно собирали завязавшиеся на ботве после цветения зеленые плодики и, заготовив их в достаточном количестве, пытались отведать вареными и сырыми. Можно представить, какое ждало их разочарование!
А король Людовик ХVI пропагандировал картофель так: он велел на королевском огороде возле Парижа засадить целое поле картофелем и охранять его.

Игра со зрителями

Что назначил король Людовик за кражу картофеля? (Штраф. )

У. Страже Людовик велел «не замечать» воров. А запретный плод, как известно, сладок. Что охраняется, то должно быть ценным. Тут же появились воры. После созревания картофеля на поле не осталось клубней. В России начал вводить картофель царь Петр I. Приказ царя употреблять его в пищу приводил к «картофельным бунтам».

Финал

Что выдавал Петр I за посев картофеля? (Премия. )

Супер игра

Как русский народ называл картофель? (Чертово яблоко. )

В. История освоения картофеля в Европе и Азии похожа на приключенческий роман. Земляные яблоки, как их еще называли, завоевывали все новые и новые страны: Швейцарию, Голландию, Ирландию. И вот из Ирландии картофель попадает в Северную Америку. Только потом выяснили, что картофель совершил чуть ли не кругосветное путешествие, вернувшись на свой материк.
Сколько препятствий претерпела картошка, прежде чем попасть на стол, вы можете узнать из сказки Х.К. Андерсена «Картошка».

У. Когда у нас сажают картофель?

Дети. В последних числах апреля – начале мая.

У. Как летом за ним ухаживают?

Д. Картофель боронят, рыхлят, окучивают, подкармливают, борются с сорняками, болезнями и вредителями.

У. Вот видите, сколько нужно приложить человеку сил, чтобы вырастить картофель! Когда нужно собирать урожай?

Д. В начале сентября картофель можно выкапывать.

У. Если вы посадили одно ведро картошки, то сколько примерно ведер вы можете собрать осенью?

Ученики отвечают .

У. От чего зависит урожайность картофеля?

Д. От сорта (насчитывается более 200 видов этого овоща), почвы, удобрения, ухода и еще от многих причин.

У. Если у вас есть только несколько крупных картофелин, а вы хотите посадить побольше, что можно сделать?

Д. Нужно разрезать картофелину на несколько частей, но так, чтобы в каждом кусочке был глазок.

Учитель показывает картофель с глазками.

У. Молодцы! В старших классах вы будете проводить различные опыты с картофелем, чтобы подтвердить то, о чем мы сейчас говорили. Теперь послушаем, как три группы подготовили домашнее задание.

Первая группа

Ода картофелю

У. В одном прекрасном царстве...
Д. А может, и не в царстве...
У. Жила-была картошка...
Д. А может, не жила.
У. Была она большая...
Д. А может, небольшая...
У. Кругла, бела, глазаста...
Д. А может, не была.
У. А если в чугуночке
Ее ты в печке сваришь...
Д. А если и не сваришь...
У. Но можно ведь сварить.
Посолите немножко...
Д. А может, посильнее...
У. С огурчиком хрустящим...
Д. С соленым, может быть,
Ее ведь можно съесть.
Вкуснятина!

Дети исполняют на мотив песни «А у нас во дворе»:

В огороде у нас
есть картошка одна,
Среди всех овощей
неприметна она.
Почему ж это так
неприметна она?

Можно на обед
Нажарить вам котлет,
Но картофель к ним
Все ж необходим.

Ведь картофель для нас
очень ценный продукт,
Он заменит всегда
самый вкусненький фрукт.
Почему ж это так:
самый вкусненький фрукт?

Можно на обед
Сделать и омлет,
Но картофель все ж
Очень всем хорош.

Вторая группа

Веселые частушки

Мы девчата боевые,
Дружно, весело живем.
Мы сейчас свои частушки
Про картошку пропоем.

Заросла моя картошка
Травой дикой – лебедой.
Прополола я немножко
И сказала: «Шут с тобой!»

За столом картошку ела,
Подошел Алешка.
Попросил Алешка ложку:
Берегись, картошка!

Ой, спасибо, Петр Первый,
Что картошку нам привез.
А то ели бы доныне
Только репу и овес.

Загадки о картошке

    Неказиста, мешковата,
    А придет на стол она –
    Скажут весело ребята:
    «Ну, рассыпчата, вкусна!»

    Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

    Между гор
    Лежит толстый Егор.

    Курочка-пустодом
    Свила гнездо за двором,
    Яйца несет,
    В землю кладет.

    Кругла, рассыпчата, бела
    На стол она с полей пришла.
    Ты посоли ее немножко,
    Ведь правда, вкусная... (картошка )?

Третья группа

Ребята представляют стенгазету”История картофеля”.

Ведущий. Картофель – важнейший источник витамина С. В картофеле содержится 32 микроэлемента, из которых очень важным считается калий (в кожуре его в 1,5 раза больше). Для лечения разных болезней используют все органы растения, но чаще всего клубни. Они обладают противоязвенным и противовоспалительным действием. Картофельный сок помогает при лечении ангины. Настой из ростков клубней может помочь восстановить зрение. Горячий картофель в мундире вылечит кашель. Даже бородавки исчезнут, если натирать их сырым картофелем.
Картофель называют «вторым хлебом». Из него готовят невероятное количество разнообразных блюд. Это настолько популярный овощ, что он присутствует практически во всех кухнях мира.

У. Какие блюда можно приготовить из картофеля?

Д. Картофельное пюре, картофель-фри, картофель с сельдью, запеканку картофельную с грибами, рулет картофельный, картофель тушеный с мясом и многие другие блюда.

Ведущий. А теперь послушайте стихотворение Михаила Есеновского «Бутерброд про картошку» (из «Книги для чтения за едой»).

Ученик 2.

Как-то мальчик Юра
ел себе картошку,
Он картошку кушал
твердою рукой.
Говорит картошка:
– Что-то я забыла,
Кто же я такая?
Кто же ты такой?
Кто же мы с тобою,
милый мальчик Юра?
Кто бы мог доверить
эту тайну нам?
– Я-то мальчик Юра,
А вот ты откуда,
я не знаю сам.
Может, ты испанка,
может, ты японка,
Может, ты цыганка,
может, папуас?
Может, ты бандитка,
может, ты шпионка?
Может, с парашютом
сброшена на нас?
Шепотом картошка
говорит тихонько:
– Ты меня не выдашь,
ты ведь не трепач?
Ты меня не знаешь,
ты меня не видел,
Ты меня, шпионку,
за щекою спрячь!

Ведущий. Картофель идет не только в пищу – он превращается в автопокрышки и кинопленку, высокоценные лаки для окраски подводных лодок и самолетов, искусственный шелк и духи, разнообразные пластмассы и сотни других разных изделий.

В конце праздника учитель и ведущий детей награждают: за лучшую частушку, за самую интересную загадку, за активное участие в выступлениях, за победу в игре «Поле чудес», за выставку, где выбирают самую большую, самую маленькую, самую причудливую картошку.

Представляем Вам интересные факты о картофеле.

В последнее время появилась информация о том, что картофель является не совсем полезным продуктом. Однако, в картофеле содержится много витаминов, а также макро- и микроэлементов Научно установлено, что дневное потребление этого продукта содержит необходимые человеку углеводы, калий и фосфор.

В ста граммах молодой картошки содержится около двадцати грамм аскорбиновой кислоты «витамина С ».

С увеличением времени хранения картофеля в нем уменьшается содержание витаминов и микроэлементов, вот почему полезнее есть свежий картофель.

Много полезных веществ содержит картофельная кожура, и меньше всего сердцевина. Как правило, почти все микроэлементы представлены в виде щелочных солей. Они помогают поддерживать необходимый щелочной баланс крови.

Употребление картофеля хорошо влияет на желудок и кишечник, а варёную картошку можно употреблять даже людям с язвенной болезнью и гастритом.

Если Вы хотите, чтобы у вас был не только вкусный картофель, но и максимально полезный, то приготовьте его с кожурой. Вареную картошку в мундире могут позволить себе даже те люди, которые сидят на диете. Энергетическая ценность 100 граммов картофеля составляет 75 ккал.

Любителям напитков «погорячее» стоит попробовать водку из клубней картофеля, которую производят в Исландии.

Еще интересные факты о картофеле.

Один килограмм самого дорого картофеля в мире - «La Bonnotte» оценивают примерно в 500 евро. Его принято считать божественным, та как легенда гласит, что он был выведен самим богом. Клубни такого картофеля очень вкусные и нежные, поэтому их собирают вручную. Кстати, растет он только на одном острове – Нуармутье. Ежегодный сбор урожая этого картофеля составляет около ста тонн.

В Беларуси в 2000-х годах был открыт памятник в честь картофеля.

Белорусов не зря во всем мире называют «бульбашами » – согласно данным статистики, именно в данной стране выращивается больше всего картофеля на душу населения.

Картофель появился в Европе в середине XVII века как декоративное растение. Рассказывают, что некий адмирал привез это растение в Англию и, когда его вырастили, угостил друзей его стеблями и листьями, поджаренными в масле. Гости долго плевались. В XVIII веке в России при дворе это блюдо подавалось в качестве десерта. Перед употреблением его варили и густо посыпали сахаром.

Стоимость годового урожая картофеля в странах мира превышает стоимость ежегодной добычи золота и серебра.

Пока же картофеля в Европе и Азии не было, люди ели репу. Старинное персидское предание гласит, что люди произошли от репы, – так велико было уважение персов к этому корнеплоду. В России существовал забавный древний обычай – хоронить в начале осени в садах и огородах мух в «гробах» из репы. Считалось, что так они не появятся снова весной.

В мире существует несколько музеев картофеля . Один из них находится в Бельгии. Среди его экспонатов — тысячи предметов, рассказывающих об истории картофеля — от почтовых марок с его изображением до знаменитых картин на ту же тему («Едоки картофеля» Ван Гога). Второй музей картофеля расположен в США (Блэквуд, штат Айдахо, признанный картофельный регион). Каждый купивший билет в музей получает вдобавок ящик картофеля, который можно увезти с собой. В самом музее на макетах, видео-презентациях и интерактивных моделях рассказана история превращения домохозяйств в огромные картофельные фабрики. Любопытствующие могут узнать о том, что картошка-фри начала свое гордое шествие по США с Белого Дома, где ее однажды представил своим гостям третий президент страны, Томас Джефферсон. Или о том, что,к примеру, средний житель США съедает в год 60 кг картофеля, в то время как немец - около 120 кг.

На некоторых тропических островах картофель использовали как эквивалент денег .

В современной Исландии популярна водка, сделанная из картофеля .

Существует два редких сорта, у которых цвет кожуры и мякоти остается синим и после варки: Linzer Blaue и Französische Trüffel-Kartoffel.

Один из самых распространённых сортов с синеватой кожурой, выращиваемых на российских огородах — «синеглазка». Однако мало кто знает, что по-научному она называется «Ганнибал», в честь прадеда Александра Пушкина Абрама Ганнибала, который первым провёл опыты по селекции и хранению картофеля в России

В городе Минске в 2000-х годах открыт памятник картофелю .

Food and Agriculture Organization (FAO) ООН объявила 2008 год «Международным годом картофеля».

Один из рецептов приготовления традиционного русского блюда — блинов — подразумевал использование картофеля вместо муки.

«La Bonnotte» — самый дорогой в мире картофель. Предприимчивые крестьяне, которые живут на островке Нуармутье (франц.), каждый год собирают не более 100 тонн этого сорта в год. Так как божественный клубень (а по легенде, именно этот сорт вывел верховный бог инков) исключительно нежен, собирать его можно только вручную. Картофель «La Bonnotte» обойдется самым изысканным гурманам примерно в 500 евро за килограмм.

В календаре Инков существовал один из двух способов определения дневного времени: измерением времени служило время, затрачиваемое на варку картофеля — что приблизительно равнялось одному часу. То есть, в Перу говорили: прошло столько времени, сколько ушло бы на приготовление блюда из картофеля.

Шутливое подтрунивание над Белоруссией как страной, населенной большими любителями картофеля, статистически обосновано: Белоруссия прочно удерживает первую позицию в мире по производству картофеля на душу населения!

Для того, чтобы уменьшить время запекания картофеля, можно вставить в него гвоздь (этим вы сэкономите 15 минут) или отварить его в соленой воде в течение 10 минут перед закладкой в разогретую духовку.

Если приготовить картофель в мундире, это позволит сохранить большую питательную ценность. Перед подачей кожуру лучше счистить - есть ее не рекомендуется: полезных веществ в ней немного, зато токсины и пестициды, если им было откуда взяться, переживут и мытье, и термообработку.

Вопреки распространенному мнению, картофель не очень калориен , в одной порции содержится 110 калорий, зато одна столовая ложка сливочного масла удвоит калорийность картофеля, поэтому следите за тем, что и в каких количествах вы добавляете в картофельные блюда.

Помимо высокого содержания витамина C - 45 процентов от дневной нормы в одном среднем клубне - картофель также весьма богат калием (21% дневной нормы) и клетчаткой (12% дневной нормы). А ирландцы, большие любители картофеля, к тому же утверждают, что этот корнеплод - отличный афродизиак.

(c) Кулинарные заметки Алексея Онегина

Картофель - родственник помидора и табака.

Картофель стал первым овощем, испытавшем на себе невесомость - его вырастили на космическом корабле «Колумбия» в октябре 1995 года.

Как говорится в Книге рекордов Гиннеса, самая большая картофелина в мире весила более 8 кг.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 г. Горбатов

Конспект интегрированного

занятия по экологии

«Беседа о картофеле»

(для детей старшей группы)

Подготовила:

воспитатель

Феклина Е. М.

2014г

Задачи

1.Дать детям представление о происхождении картофеля, приемах его возделывания.

Уточнить и дополнить знания детей о картофеле как продукте питания и как о лекарственном продукте.

Дать представление о картофеле как о живом организме.

Дать конкретные представления о труде человека по выращиванию картофеля.

2. Научить согласовывать свои действия с действиями других, развивать любознательность.

3. Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая), развивать связную речь, логическое мышление.

4. Воспитывать интерес к длительным экспериментам.

Дидактический материал

Глобус, портрет Христофора Колумба, письмо от профессора, открытки с изображением блюд из картофеля, картофель сырой (проращенный, не проращенный), вареный, терка, 2 салфетки (одна накрахмалена), крахмал, мука (емкость для них), поделки из картофеля, халат, схема описания картофеля, модели: роста, условия роста, живого организма, банка с водой, горячая вода в термосе, для аппликации: лист бумаги с изображением ботвы овощей, картонные листы для вырезания картофеля.

Предварительная работа

Заучивание загадок об овощах.

Дидактические игры «Узнай по силуэту», «Узнай на ощупь», «Вершки и корешки».

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, я получила очень загадочное письмо. Вот послушайте:

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому приглашаю вас к себе в лабораторию и кое-что расскажу интересное. О чем? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре-самолете. Ваш профессор Огород »

Интересно, о чем нам хочет рассказать профессор? Полетим к нему в гости?

Дети: Да, полетим.

Воспитатель: Садитесь на волшебный ковер, закройте глаза и представьте, что мы летим над лесом, озером, лугом.

Дети выполняют. Воспитатель надевает белый халат, очки, берет в руки папку – превращается в профессора. Детям предлагается открыть глаза.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Профессор: Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Профессор: Ребята, вы откуда? А вы знаете, куда прилетели? (ответы детей ). Правильно, в лабораторию к профессору Огороду. Профессор – это я. Я сегодня проводил опыты с одним овощем. Угадайте, что это за овощ?

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко –

Под кустом …

Дети: Картошка.

Профессор: Правильно! (показывает детям клубень картофеля ) Дети, вы знаете, откуда у нас появился картофель? Хотите узнать? Я знаю очень интересную историю о нем. Садитесь и слушайте. (Дети рассаживаются на стульчики)

Давно это было! 500 лет назад вернулись из дальнего плавания корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба (показывает портрет путешественника). Прибыли они издалека, из Южной Америки, переплыли океан. И самым ценным грузом, который они привезли, были семена картофеля. В Южной Америке жили индейцы, и их основной пищей был картофель. В его честь устраивали даже праздники. Женщины наряжали крупные клубни как кукол, шили юбочки из разноцветных кусочков ткани (показывает поделки из картофеля ). Мужчины танцевали, поставив на голову мешок с клубнями. А когда его привезли из Южной Америки в другие страны, то дарили картофель как драгоценность богатым людям. Когда же картофель перестал быть редкостью, то появился и у простого народа. Теперь картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Как вы думаете, почему?

Дети: Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд: его варят, жарят, пекут.

Профессор: Какие блюда можно приготовить из картофеля?

Воспитатель вместе с детьми перечисляет, что можно приготовить, и показывает детям открытки с изображением блюд из картофеля.

Профессор: Картофель нужен людями не только для еды. Он – хорошее лекарство. Может быть, вы знаете, как лечится картошкой?

Дети: Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет.

Профессор: А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ! Кто знает загадки о картофеле?

М.К.: Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда, вкусная картошка.

М.Ш.: Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата вкусна!»

Д.В.: Под землей птица гнездо свила,

Яиц нанесла.

Профессор: Много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель. Кто видел, и знает, что нужно сделать, чтобы вырастить картофель?

Дети: Сначала надо вскопать землю, затем посадить картошку, потом окучить грядки, надо поливать, а осенью выкопать.

Профессор: Для того, чтобы картофель и другие овощи, начал расти, необходимы определенные условия. Какие это условия?

Дети рассказывают.

Профессор: Вот мы посадили картофель, создали необходимые условия, клубень картофеля превращается в растение. Какие части растений вы знаете? Выберите необходимую модель. (Дети выбирают модель: корень, стебель, лист, цветок, плоды). Давайте проверим (показывает прорастающий в стеклянной банке клубень картофеля: есть корень, стебель, лист). Можно сказать, что картофель живое существо?

Дети: Да

Профессор: Почему?

Дети: Он растет, питается, погибает, если за ним не ухаживать.

Педагог предлагает рассмотреть модель роста растений: движение, дыхание, рост, питание, размножение.

Игра «Собери урожай» (психологическая минутка)

Профессор: Встаньте свободно. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель. Делаем наклоны вперед.

Лето наступило, солнышко сияет,

И картофель наш быстро вырастает.

Дети поднимают руки, тянутся вверх.

Ветер сильный дует,

Качают вытянутыми руками в стороны.

И грохочет гром,

Топают ногами.

А картофелю всё это ни по чем.

Снова в синем небе

Солнышко сияет,

И картофель снова

Быстро вырастает.

Тянутся руками вверх.

Картофель вырос, пора урожай собирать.

Делают наклоны.

Профессор: Молодцы! А теперь занимайте свои места за столом, только тихо. В моей лаборатории не шумят, ничего руками не трогают без моего разрешения. Ребята, вот какой мы собрали урожай картофеля! Картошины называют клубнями – это мясистое утолщение корня. Повторите. (Дети повторяют .) А теперь возьмите по клубню в руки и рассмотрите его, расскажите всё, что вы о нем знаете.

Дети высказываются с опорой на схему: где растет, какого цвета, формы, что внутри.

Профессор: Возьмите картофель и рассмотрите: что есть у картофеля? Да, выемки-глазки – будущие ростки. А теперь возьмите в руки проращенный картофель. Обратите внимание на белые ростки, которые есть на каждом клубне. Они появились на месте глазков. Ростки сначала белые, а потом зеленые – это начало роста картофеля. Весной проращенные клубни сажают в теплую землю, и через некоторое время появляются зеленые ростки. Они становятся все больше и больше, вскоре можно увидеть стебель, множество листьев и даже небольшие цветочки (показывает на картинке). В земле это зеленое растение удерживается с помощью корня, на котором созревает множество клубней – молодых картофелин. Десять дней назад я посадил клубень картофеля, у него появились корни, ростки в стебли превратились, выросли листья. Как вы думаете, каким он будет еще через десять дней? (Профессор выслушивает высказывания детей и предлагает все зарисовать).

Через десять дней мы увидим, насколько вы правы. Какие еще овощи растут в земле? На земле?

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Профессор: Молодцы! Много овощей знаете. А скажите, почему сваренный картофель (показывает вареный картофель ) рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нем содержится крахмал или картофельная мука. Чем больше крахмала в картофеле, тем он рассыпчатей, а значит – и вкуснее.

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда, вкусная …

Дети: Картошка

Профессор: Что содержится в картофеле? (показывает крахмал)

Дети: Крахмал.

Профессор: Да, его вырабатывают из картофеля и продают в магазинах.

Эксперимент «Картофельный крахмал»

Профессор: Чтобы доказать, что в картофеле содержится крахмал, проведем эксперимент: давайте вместе попробуем получить крахмал из картофеля. Берем заранее натертый картофель. Он уже посинел от нетерпения. Опускаем его в стакан с водой. Обратите внимание на осадок в стакане – это и есть крахмал. Картофель вынимают, воду осторожно сливают, осадок сушат. Получается крахмал. Как вы думаете, почему крахмал называют еще картофельной мукой? (Ответы детей). Ребята, а вы сможете отличить крахмал от муки? У вас на столе стоят два блюдца: в одном – мука, в другом – крахмал. Посмотрите на них, потрогайте, понюхайте, только не сильно наклоняйтесь и вдыхайте (дети выполняют). А теперь скажите и покажите, в каком блюдце мука, а в каком крахмал? Правильно. Крахмал светлее, чем мука. На ощупь крахмал как бы скрипит. Чем они похожи (Ответы детей). А как вы думаете, для чего нужен крахмал?

Дети: Крахмал нужен для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.

Профессор: правильно. Вот сравните две салфетки6 одна накрахмаленная а другая – нет. Заметили разницу? А еще мы пользуемся крахмалом в детском саду во время занятий аппликацией. Если заварить крахмал кипятком, то получим клей – клейстер (показывает). Мы и сегодня используем его на нашем занятии. Понравилось вам проводить опыты, как настоящим ученым? К сожалению, ребята, у меня закончилось время и мне надо идти проводить другие опыты. Ждите следующего приглашения ко мне в гости. Понравилось вам быть у меня в гостях? Садитесь на ковер-самолет и отправляйтесь в группу. Не забудьте взять с собой клейстер, он пригодится вам. Закрыли глаза, вот вы летите над лесом, озером. Вдалеке показался детский сад.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель снимает халат, очки, убирает папку и ручку, пока дети сидят с закрытыми глазами.

Воспитатель: Открываем глаза. Ребята, где же вы были? Что вы там узнали?

Дети делятся своими впечатлениями. Воспитатель с интересом выслушивает каждого ребенка.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Теперь я тоже буду знать о картофеле: родился он в Южной Америке, привез его Христофор Колумб. В нем содержится крахмал, который отличается от муки. Картофель надо поливать, окучивать. Будем ждать приглашения от профессора и обязательно навестим его еще раз… А что это в баночке у вас?

Дети: Это клейстер, он сварен из крахмала.

Воспитатель: Вот как хорошо: мы используем наш клейстер для изготовления аппликации «Наклей овощ к ботве» .


Сценарий развлечения с участием родителей «Ах, картошка ты, картошка!» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: создать обстановку общей радости, хорошего настроения.
Задачи: обогащать и систематизировать знания детей о картофеле; познакомить детей с историческими сведениями о картофеле; развивать коммуникативные качества; воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.
Оборудование: музыкальное сопровождение, презентация, картинки с изображением картофеля. Плоды картофеля в корзине, конверты с вопросами, атрибуты для совместных игр (ложки, детские грузовые машины, обручи, ведёрки, савочки).
Предварительная работа:
беседы о картофеле, рассматривание иллюстраций;
проведение дидактических игр «Угадай по описанию», «Определи на ощупь», «Вершки – корешки»;
придумывание, загадывание и отгадывание загадок;
разучивание стихов, пословиц, песен;
рассматривание рисунков из поваренной книги;
пальчиковые игры «Овощи», «На огород», «Урожай»;
подвижные игры: «Картошка», «Собери урожай», «Огородник».

Ход развлечения

Ведущая:
Друзья, мы пригласили вас,
Чтобы рассказать сейчас
О чуде-пище не простой,
Которая, так вкусно кормит нас!
Здравствуйте, уважаемые гости! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро одаривает нас спелыми плодами. Осенью люди собирают урожай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.
Ведущая: Загадаю вам, ребятки, интересные загадки –
1. Неказиста, шишковата, а придёт на стол она,
Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна! »
2. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
3. И зелен, и густ,
На грядке вырос куст
Покопай немножко,
Под кустом …(картошка).
Сегодня, ребята, мы поведем речь о ее величестве Картошке, которую в народе называют вторым хлебом. И я думаю, что каждый из вас знает, что картофель – самое распространенное огородное растение. Даже тот, кто не имеет сада, для картошки обязательно найдет местечко.
Звучит музыка, выбегает Антошка с корзиной картошки. «Песня «Антошка».
Антошка: Здравствуйте, мои друзья! К вам пришел сегодня я!
Знают о картошке все на свете
Богачи и те, кто не богат.
Всяк её по-своему готовит,
Каждый на столе картошке рад.
И кто жарит, и кто парит,
Кто печёт, и кто толчёт,
Но едят ее повсюду.
Ей и слава, и почёт! (Слайд 2)
Ведущая: Ранней весной, когда природа еще не полностью проснулась, в маленькой семенной картофелине зарождается жизнь. Хрупкий росточек уже готов к тому, чтобы начать развиваться в согретой майским солнцем земле. Заботливые человеческие руки все лето будут ухаживать за ним (скажите, ребята, как надо ухаживать за картошкой)
Ответы детей.
Антошка: А ведь, выращивали картофель для еды не всегда. Давным-давно, во времена царствования Петра I , его цветки использовали для украшения благородные дамы и кавалеры. Вы знаете, как выглядит цветок картофеля? (показ на слайде 3)
Этот продукт мы хорошо знаем и употребляем практически каждый день, но не все задумываются, какова его родина и кто его привез в Россию? Послушайте эту историю.
1. 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений.
2. Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола. (слайд 3)
3. В Россию картофель прислал из Голландии в конце 17 века Пётр l. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Их принуждали выращивать и употреблять в пищу картофель. Но крестьяне по незнанию употребляли в пищу плоды. Это привело к множеству отравлений. (слайд 4, 5)
4. Мы привыкли к тому, что пшеницу называют "Первым" хлебом, а картофель "Вторым". Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.
5. Картофель растение однолетнее, высотой до 150 см, в нашем климате ниже. Осенью на кустах образуются плоды – зеленые ягоды с мелкими семенами. Они ядовиты!
6. В картофеле много полезных веществ и витаминов: крахмал, сахар, белок. Хранить картофель нужно в прохладном темном месте. Но если картофель полежал на солнышке, то в нем образуется сильный яд, очень вредный для здоровья человека. Это соланин. (Слайд 6, 7)
Интересные факты о картофеле. (слайд 8, 9, 10, 11)
Антошка: Я приглашаю всех потанцевать под песню «Ах, картошка»
Ведущий: Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.
Конкурсы
1."Угадай, сколько?" На стул кладут определенное количество клубней картофеля (3- 4) и накрывают материалом или газетой. После этого приглашают родителей и детей, по 2 пары, предлагают им сесть на газету, под которой картошка на стуле, поерзать сидя и определить, сколько там клубней картофеля. Кто угадал, тот победитель. (Детям положить 2 картошки).
2.ИГРА «КАРТОШКА» (в кругу)
На любой вопрос ребята отвечают: « Картошка»
Например: «Что у тебя на этом месте? (показываем на нос)
Кто ошибся – выходит из игры.
Вопросы: 1. Что вы кушали сегодня на обед?
2. А что вы хотели съесть на ужин?
3. А кто это опаздывает и сейчас входит в зал?
4. Что привезла вам в подарок мама?
5. О чём вы мечтаете ночью?
6. Как зовут твою любимую собаку?
7. Куда вы поедите отдыхать летом?
8 Кто к вам придёт на день рождения?
9. Как зовут твоего лучшего друга? И так далее…..
Детей разделить на 2 команды.
3.«Выкопай картошку»
Под песенку «Антошка» дети совочком подцепляют картофель из кучки и переносят в вёдра на другом конце зала
4.«Перевези картошку» (в погреб)
Игроки должны подвезти машину к ведеркам, загрузить картошку и привезти в погреб – в обруч выгрузить (по одной картошке).
5.«Порезвимся»
Задание: пронести картошку в ложке и не уронить, рука за спиной. Чья команда быстрее?
(Дети и родители).
6.Игра «Отбери, что надо для супа» (дети)
На столе муляжи овощей, фруктов, баночки с солью, песком и т. д.
7.«Горячая картошка»
Дети и родители стоят в кругу и предают из рук в руки «горячую» картошку под музыку. Как только музыка останавливается, один игрок выбывает. Игра проводится несколько раз.
8.«Очисти картофель». Для мам.
9.«Цирковая картошка» Игра для родителей
Задание: жонглирование двумя картофелинами. У кого получится лучше.
Антошка: Сейчас музыкальная пауза. Я приглашаю всех на танец.
Ведущая: Всего несколько десятилетий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Кемеровской области поставили памятник картошке. Памятник картофелю стоит и у нас в Калужской области, в посёлке Бобынино. (слайд 12, 13)
Назовите, пожалуйста, какие вы знаете блюда из картошки?
Блюда из картофеля:
Картофель отварной
Картофель фри
Картофельное пюре
Картофельные пирожки с грибами
Картофель тушёный
Запеканка картофельная
Ватрушки картофельные
Вареники с картошкой
Картофель запеченный
Картофельные котлеты и т. д. (слайд 14 – 18)
Салаты с картошкой
Антошка: А вы знаете дети, что в Белоруссии картошку называют Бульбой! Давайте станцуем танец «Бульба». На Украине картошку называют «картопля».
Танцевальная импровизация под мелодию «Бульба».
Праздник наш уже кончаем,
Что же вам еще сказать?
Вам картошечку по праву
“Вторым хлебом” называть!
Угощение для детей и родителей. «Драники» (делали родители).