Хамон в Испании – виды, цены и как выбирать

Школьная научно – исследовательская конференция

«Познание и творчество»

Исследовательская работа
Граффити: искусство или вандализм

Выполнила

Павлова Анна Васильевна,

Ученица 11а класса

МОУ «СОШ №6»

Научный руководитель

Лепешкина Екатерина

Витальевна

Новодвинск


Оглавление
Введение 3

1. Граффити 4


    1. История граффити 4

    2. История Российского граффити 5

    3. Процесс создания граффити 5

    4. Виды традиционного граффити 6

    5. Место граффити в современном искусстве 6
2. Граффитиискусство или вандализм 7

3. Результаты исследования 9

Заключение 11

Библиография 12

Приложение 1 Образцы граффити 13

Приложение 2 Результаты соцопроса среди жителей г.Новодвинска 14 Приложение 3 Граффити в социальных сетях Интернета 16

Введение.

С каждым годом количество разрисованных стен в наших городах стремительно увеличивается. Это значит, что искусство граффити привлекает все больше и больше людей. Нередко гуляя по улице, на здании, гараже или заборе можно заметить нечто яркое, громадное, непонятное. Ты остановишься, пытаясь разобраться , фантазируешь и ломаешь голову. Наконец, перед тобой вырисовываются буквы, но разобрать - какие, невозможно. Эти буквы, как большая задача, которую нужно непременно решить, не зная ни формул, ни ход решения. Эта задача носит название - граффити (от итальянского "царапать"), а автор этого искусства величается райтером. Только вот далеко не все воспринимают разрисованные стены, как способ самовыражения. Для них это скорее хулиганство, чем творчество. Многие называют это вандализмом. (приложение 1, рис. 3- 6)

Актуальность исследования в поиске ответа на вопрос: В чем связь вандализма и граффити?

Тема: Граффити: это искусство или вандализм.

Мы поставили перед собой цель выяснить , является ли граффити искусством или формой подросткового вандализма.

В связи с поставленной целью, мы выделили следующие задачи:

  • Изучение исторических аспектов появления и развития искусства граффити.

  • Выявление причин побуждающих к созданию граффити.

  • Взять интервью у жителей города Новодвинска с целью выяснения их отношения к граффити.

  • Провести опрос по теме – граффити: искусство или вандализм.

Методы исследования : изучение литературы, сбор информации через Интернет, соцопрос, интервьюирование, анализ полученных данных.

Объект исследования : граффити как предмет искусства.

Предмет исследования : мнение общественности о граффити как предмете искусства.

Гипотеза – граффити является искусством, если служит для достижения благородных целей , в противном случае - это вандализм.

ГЛАВА 1. Граффити

1.1 История граффити

Как бы странно не было, но история граффити началась много тысячелетий назад. Первобытники размалевывали пещеры, египтяне украшали стены пирамид, фрески остались в храмах и посейчас. Древние наскальные рисунки и пиктограммы в большом количестве находили археологи на стенах пещер. В основном – это были сцены охоты, животные и окружающая природа (приложение 1, рис.1 – 2).

Изменения в изобразительном искусстве, которое носит это название , произошли намного позже. Случилось оно в древнегреческом городе Эфесе. Изображение сердца, ноги и числа являлось указанием на то, что где-то рядом находился публичный дом. Таким вот интересным образом использовалась граффити. Древние римляне тоже наносили буквенные рисунки на статуи и стены. Однако в то время значение данного вида изобразительного искусства было совсем иное. В основном это были политические изречения и признания о любви. Кстати, созданные много веков назад граффити позволяет современным ученым узнать многое о жизни людей в те времена. Ведь то, как изображены и оформлены были рисунки, граффити говорят об имеющемся языковых различиях и особенностях, а также о том, какой образ жизни вели древние люди. На протяжении всей истории человечества граффити продолжало существовать. Даже в эпоху Возрождения подобное искусство было не забыто. Многие известные художники довольно часто вырисовывали или вырезали свои имена на различных поверхностях.

Однако совсем недавно граффити получило свое новое развитие. Нью-Йорк стал родиной данного вида искусства. Именно здесь возникла хип-хоп культура. А граффити стало ее частью. Начинающие художники часто использовали для создания своих шедевров уголь, простые аэрозоли и маркеры. Рабочие инструменты частенько изготавливались самостоятельно. Даже специальные составы для подкраски обуви и штемпельная краска становились материалами для работы. Направлений со временем в граффити стало довольно много. Кто-то стал заниматься художественным граффити. Но чаще всего граффитисты создают шедевры, которые содержат определенные символы – тэги. Это набор буквенных символов, изображающихся каждым художником по-своему. Именно стиль написания тэгов способствует тому, что граффитист становится узнаваемым по такому письму. Все больше молодых американцев со временем стало заниматься граффити. Это искусство стало мобильным. Так как не только стены зданий использовались в качестве места для подобных шедевров. Можно было встретить рисунки на разных поверхностях, в том числе и даже на движущихся объектах. 1975 год ознаменовался созданием граффити размером с вагон. А через год уличные художники смогли разрисовать целый состав. Однако такое положение дел уже не стало устраивать власти города. Ведь среди граффитистов было мало профессионалов своего дела. В основном молодежь больше хулиганила и разрисовывала все подряд. Намного позже граффити стали считать направлением в изобразительном искусстве. Так, в 1979 известный Клаудио Бруни организовал выставку работ гаффитистов Ли Киньонеса и Fab 5 Freddy в Риме. В начале 80-х годов ХХ века начинают снимать даже фильмы о творчестве уличных художников. Именно в это время появляется новое направление – трафаретные граффити. В Париже Blek le Rat создал подобное изображение , дав толчок к развитию граффити именно в этом направлении. Мир признал граффити не сразу. Граффити стали стихией, изменившей внешний вид улиц в конце XX века, и упоминание этого слова вызывает в воображении человека множество различных образов.

1.2 История российского граффити

Граффити в нашей стране появилось сравнительно недавно. Датой рождения можно считать 1985 год. Именно в это время молодежь заинтересовалась брейк-дансом, который является частью культуры хип-хопа.

Изначально граффити можно было увидеть на декорациях фестивалей, посвященных брейк-дансу. Молодые люди были потрясены увиденным. В то время стал популярным граффитист калининградец Макс-Навигатор. Однако в Москве долгое время граффити не появлялось и, соответственно, не развивалось. И только совсем недавно и в столице России появились мастера такого вида изобразительного искусства. Сейчас этот вид искусства дошел до самых маленьких провинциальных населенных пунктов, в том числе и до улиц нашего города.

1.3 Процесс создания граффити

Современное граффити характеризуется тем, что при его создании используется целый арсенал различных средств. Сейчас именно аэрозольная краска в баллончиках стала главным материалом и инструментом в таком виде искусства. Кроме того , тот, кто занимается созданием изображений с помощью трафарета, самостоятельно изготавливает формы для нанесения именно таких граффити.

Для профессионала важен выбор поверхности. Ведь чем ровнее место для нанесения изображения, тем качественней получится граффити. Однако принципиального значения не имеет, ведь главное, чтобы под рукой были нужные материалы. В современном граффити художники пытаются применять и другие возможности. Магнитные светодиоды и проецируемые изображения – вот будущее древнейшего вида изобразительного искусства.

1.4 Виды традиционного граффити

Граффити имеет много стилей и направлений. Одно из них носит название тэггинг . Такие изображения похожи на таинственные сообщения. Кроме того, путем нанесения тэгов изображаются инициалы художника. Нередко на стенах домов или заборов можно увидеть нарисованные по всей поверхности замысловатые символы. Как раз такое граффити и является тэггингом. Еще один вид граффити – это бомбинг . Такие изображения характеризуются тем, что содержат всего лишь два или три цвета. Кроме того, они очень быстро наносятся, от чего страдает качество рисунка. В основном граффити этого вида состоят из буквенных символов , выполненных в оригинальной манере. Цель таких граффити – покрыть большой размер поверхности. Поэтому его можно отнести к хулиганским рисункам. Wildstyle (дикий стиль) – это наиболее сложный стиль граффити. Основной характеристикой таких изображений является сплетения букв и заостренные углы. Почему назвали этот тип граффити именно так? Потому что рисунка включает дикие, взрывные элементы. Буквы становятся нечитаемыми, так как художник часто вносит какие-то оригинальные дополнения, что приводит к отсутствию понимания написанного. FX (или 3D style, «объемный стиль») . Этот стиль отличается абсолютным объёмом букв. Придумать такой рисунок очень сложно. Надо обладать неординарной фантазией и незаурядным мышлением, чтобы нарисовать слово в объёме. При этом надо, чтобы все буквы сочетались друг с другом, и было довольно-таки понятно, что написано. Далеко не каждый райтер на это способен, и для этого нужны долгие годы тренировок. MessiahStyle. Оригинальность этому стилю придают буквы, словно написанные на отдельных листах и наложенные друг на друга. Этот стиль был изобретён жителем Нью-Йорка Vulcan, работы которого характеризируются своеобразной цветовой гаммой.

1.5 Место граффити в современном искусстве

Граффити может считаться отдельным видом изобразительного искусства при одном условии. Нанесение таких изображений не должно носить хулиганский характер. Человечество всегда стремилось создать что-то новое и оригинальное. Однако граффитисты должны понимать, что их искусство получит истинное признание только тогда, когда перестанет быть уделом уличных хулиганов. Как в любом другом виде изобразительного искусства, в граффити есть много художников-самоучек, которые творят, руководствуясь только своими воображением и фантазией. Каждый известный живописец занимался изучением творчества ранее живущих профессионалов своего дела. Поэтому современное граффити не способно привлечь большое количество людей и заинтересовать их. Развитие граффити как отдельного вида изобразительного искусства еще впереди.

ГЛАВА 2. Граффити – искусство или вандализм

Граффити - это художественная композиция, рисунок, либо просто надпись, нанесённая на поверхность стены, здания или какого-либо другого объекта, обычно находящегося в поле зрения общественности. Эстетика и приёмы граффити используются в рекламе , дизайне, видео и т. п.. Выставки граффити регулярно проводятся в официальных учреждениях культуры. Однако во многих случаях деятельность художников улицы рассматривается как хулиганство и проявление вандализма и преследуется законом. В чем связь вандализма и граффити ? Согласно Большой Российской энциклопедии «вандализм – это бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». Но в более широком смысле вандализм означает вредительство, асоциальное поведение. Ну, например, выбросил кто-нибудь мусор в парке, потоптался по газону или разгромил магазин – все это акт вандализма, девиантное поведение. Занимаются этим в основном подростки. Вот только граффити тут причем? Некоторые считают, что граффити – это своеобразная форма девиантного поведения, очень распространенная среди подростков и молодежи. С этим можно поспорить. Во-первых, феномен граффити в России никто не изучал и никаких исследований никто не проводил. Во-вторых , граффити – это способ коммуникации в обществе, способ выразить свое мнение или донести какую-либо информацию, и при этом сделать это инкогнито. Граффити – самое свободное (если так можно выразиться) из средств самовыражения. Пиши, рисуй, о чем хочешь, не боясь нарушить какие-либо нормы и правила, здесь нет никаких табу и запретов. В общем, полная свобода творчества. Если говорить о крупных городах, то там есть так называемые галереи граффити , то есть стены, полностью изрисованные краской. Возникают такие галереи по разным причинам. Но в основном, это места сбора «неформальной» молодежи. В крупных городах есть несколько таких мест. В Санкт-Петербурге - это Ротонда, подъезд дома, в котором живет Б.Б.Гребенщиков, в Москве стена Мира , стена Цоя на Арбате и другие. В нашем городе отведены места для граффити. Но только почему-то возникают надписи и рисунки не только в специально отведенных местах, а где попало: на домах, общественных зданиях, на детских площадках… Можно ли это назвать искусством самовыражения или это скорее хулиганство, чем творчество.

Все «настоящие» граффитчики соблюдают кодекс, который гласит: «Не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и вообще, не рисуй на жилых домах - не навязывай людям свое мировоззрение, не пиши на именах других райтеров, тем более на чужих работах , на надгробиях: роспись мемориальных стен и машин - это смерть! Те, кто пишет на чужих работах, заслуживают презрения. Единственное, чего они в итоге добиваются, - это как минимум огромного негодования и желания наказания хозяевами работ, со всеми вытекающими последствиями… Результат - ПРЕЗРЕНИЕ НАВСЕГДА.» .

По закону любой граффитчик, чьи действия будут признаны вандализмом, может полгода в принудительном порядке заниматься общественно полезным трудом. А еще заплатить штраф до 40 тыс. рублей. Или сесть на три месяца. Статья 214 Уголовного кодекса Российской Федерации "вандализм" предусматривает наказание за осквернение городских зданий и общественного транспорта непристойными надписями и изображениями.

3. Результаты исследования

Среди жителей нашего города путем анонимного анкетирования проводился социологический опрос. Была разработана серия вопросов. Участникам предложили ответить на 5 вопросов. В анкетировании приняли 65 жителей г.Новодвинска (приложение 2).

Также в ходе исследования мы взяли интервью у сотрудника милиции майора Кобзарь Романа Борисовича, и выяснили, что в нашем городе не отслеживается степень вандализма причиненного граффити. Специальных рейдов по поимке граффитчиков не организуется. Если, все-таки, таковые были задержаны , то они выплачивают материальный ущерб, причиненный своими действиями.

Из беседы с психологом Демьянковой Марией Викторовной мы узнали, что граффити – это очень удобный способ проявить себя. Популярность граффити среди молодежи неуклонно растет. Да и общество относится к настенным рисункам более лояльно. Люди перестали так активно обсуждать уличные рисунки, да и осуждать граффити стов тоже перестали. Это явление больше не считается зазорным или асоциальным. Люди попросту привыкли к разноцветным городским стенам и подъездам. Причины, побуждающие к созданию граффити, могут быть различными. Среди них - утверждение личностной и групповой идентичности; протест против социальных и культурных норм; злобные реакции; мотивы творчества; развлекательные мотивы.

В ходе беседы с начальником Отдела молодежной политики Управления социального развития муниципального образования г.Новодвинск Дашевской Еленой Николаевной , мы получили информацию о том, что в городе Новодвинске при поддержке «Молодой гвардии» с 2007 года проходит ежегодный фестиваль граффити и субкультур «Рост-Ок», приуроченный Дню Молодежи, но проявить свои таланты подрастающее поколение может в любое время. Молодые люди, могут подарить радость своими работами, выполненными в технике граффити, самым маленьким жителям нашего города – дошколятам. Для этого они могут обратиться к заведующей любого детского сада и принять участие в росписи детских площадок на их территории.

Настоятель домового храма святого праведного Иоанна Кронштадского при Поморском государственном университете протоиерей Евгений Соколов, в ответе на вопрос: «Как относится к граффити русская православная церковь, что это искусство или вандализм?» сказал, что мнением Русской Православной Церкви, по канонам и по ее официальному Уставу, является мнение Поместного Собора (высший орган власти в области вероучения и канонов, собирается произвольно Архиерейским Собором , членами являются клирики и миряне), Архиерейского Собора (высший орган в области управления, собирается не реже одного раза в четыре года или в особых случаях, членами являются архиереи епархий Русской Православной Церкви) и Священного Синода (орган управления Церковью в период между Архиерейскими Соборами, возглавляется лично патриархом, состоит из семи постоянных и пяти временных членов – архиереев). Остальное – лишь частые мнения частных лиц. Это очень важно и очень существенно. В Церкви, как и в обществе есть разномыслие, есть свои «левые», «правые», «центристы». Но разномыслие касается вопросов не сущностных. Большое число граффити имеется в соборах, они содержат как рисунки, так и текст. Граффити бывают разные. Иногда это просто буквы и символы, а иногда – целая композиция, которую можно оценить с духовной точки зрения.

Заключение.

Итак, понятие граффити воспринимается по разному: для одних - это искусство и модный стрит-арт объект , для других - вандализм. Разные жители нашего города высказали различные точки зрения на эту проблему. Хочется отметить, что стиль и техника граффити как особого вида городского искусства постоянно развиваются и совершенствуются. На улицах Новодвинска встречаются работы, которые можно назвать искусством, и такие, которые портят стены городских зданий. Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальный диалог автора с другими членами общества.

В ходе работы мы выяснили, что для многих респондентов граффити является средством самовыражения. Граффити – это действительно искусство, искусство самовыражения, искусство нарисовать свое собственное я. Способов самовыражения, в наши дни немало , но если так хочется нарисовать и выразить свое собственное я, то может следует использовать достижение научно-технического прогресса и компьютерных технологий, возможности социальных сетей предлагаемых Интернетом. Они позволяют по-иному взглянуть на сферу применения ставших уже всем привычных надписей на стенах. Только стены эти не привычные бетонные, деревянные или металлические - они виртуальные. Внешне эти рисунки граффити «В контакте» ничем не отличаются от настоящих граффити-картинок (приложение 3). Существует специальная программа Graffiti Studio, позволяющая имитировать реальные материалы, используемые для письма, и алфавиты для написания граффити на разных языках, её можно скачать в Интернете бесплатно. Существует ещё одна (подобная) программа Graffiti Creator, кроме этого, надписи граффити можно создавать в «Фотошопе» (Photoshop). Возможности социальной сети «В контакте» также позволяют скачать красивые граффити-картинки. Поэтому доставить радость людям можно не только рисунками на стенах, но и рисунками созданными при помощи различных компьютерных программ.

Подводя итог вышесказанному , можно утверждать, что граффити является культурным феноменом, в той или иной форме встречаемым в любом обществе. Граффити можно рассматривать как конкретный манифест персональной и общественной идеологий, очень эффективный в плане визуального воздействия на людей. Поставленная нами гипотеза в начале исследования полностью подтвердилась: граффити является искусством, если служит для достижения благородных целей, в противном случае - это вандализм.

Библиография.


  1. Вандализм [статья 214] // Уголовный кодекс Российской федерации (УК РФ) от 13.06.1996г. №63- ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996г., действующая редакция)

  2. Высотский С. Киевские граффити XI-XVII вв. - Киев, 1985.

  3. Граффити [интернет ресурс] //Википедия,Режим доступа - http :// ru . wikipedia . org / wiki/graffiti

  4. Есаков Г.А. Вандализм. // БРЭ Т.4 с.576, - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.

  5. Кёте Р. Первобытный человек. – ТД «Издательство Мир книги», 2006.

  6. Кодекс граффитчика [интернет ресурс] // Всё о граффити, Режим доступа - http :// graffiti . sitecity . ru

  7. Крючкова В.А. Граффити. //БРЭ Т.7 с.646, - М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.

  8. Раппапорт А. Граффити и High Art //Государственный центр современного искусства , 2008.

Приложение 1.

Образцы граффити

Рис. 1

Наскальный рисунок

Рис. 2

Наскальный рисунок


Рис. 3

На улицах Новодвинска

Рис. 4

На улицах Новодвинска




Живопись и скульптура, поражающие инсталляции, перформансы и шоу света и звука - все это сегодня воспринимается как бесспорное проявление искусства. Восприятие таких явлений целиком и полностью зависит от сознания смотрящего, степени его осведомленности в культурологических вопросах, готовности к пониманию и осознанию чего-то нового. Кому-то смелые шаги навстречу прекрасному кажутся дикими и бесполезными, кому-то - вдохновляющими и по-настоящему решительными, а кто-то относится к подобным проявлениям искусства абсолютно равнодушно.

В каждом городе земного шара можно встретить стены, на которых красуются всевозможные надписи или рисунки. Это настоящее искусство улиц, воспринимаемое некоторыми как вандализм.

От глубин человеческой истории к сегодняшнему дню

Вряд ли можно назвать секретом тот факт, что все новое — это просто-напросто хорошо забытое старое. По большому счету, надписи, находящиеся на поверхности стен, - для человечества отнюдь не ноу-хау. Вспомнить, к примеру, рисунки эпохи Палеолита, которые представители мирового археологического сообщества то и дело находят в самых разных уголках земного шара.

Конечно, в данном случае можно говорить о том, что на том этапе развития подобные проявления тяги к прекрасному имели совершенно иной смысл, однако никуда не деться от схожести в отношении физического проявления. С этой точки зрения граффити — это всего лишь небольшое наследие нашего великого прошлого.

Все зависит от трактовки

Мало кто знает, но в археологической и искусствоведческой среде этот термин используется достаточно активно, правда, имеет несколько иное значение. В сознании рядового обывателя граффити — это любой рисунок или надпись, расположенная на стене, заборе, да и, по большому счету, на любой горизонтальной или вертикальной поверхности (не будем забывать о трехмерных рисунках на асфальте, набирающих популярность по всему миру).

В историографическом же представлении термин имеет несколько иное, более глубокое и конкретное значение. В самом широком смысле граффити - это любое изображение или надпись, нанесенные на поверхность при помощи краски или, к примеру, чеканки, выцарапывания. В более же узком представлении к такого рода археологическим находкам относятся только нацарапанные изображения и буквы, что объясняется этимологическим происхождением термина. Все остальное же именуется не иначе как дипинти.

Небольшая историческая справка

Для тех, кто считает, что граффити — это исключительно проявление вандализма, следует отметить еще раз факт древности подобного явления на пути мирового развития.

Постепенно примитивные пиктограммы совершенствовались, приобретали определенное значение и нашли отражение в эпоху Античности. Искусство граффити можно встретить в древнегреческом который находится на территории современной Турции, а древним римлянам и вовсе было свойственно украшать надписями не только стены, но и статуи.

Как бы странно это ни звучало, но данный способ фиксации и передачи информации был вполне обыденным для Древней Руси. В Новгороде, Киеве и других городах сохранились сотни настенных изображений и надписей, считающихся теперь полноценными историческими памятниками. К слову, подобные явления очень много говорят современному миру о процессе развития письменности.

На стенах египетских пирамид также можно найти выцарапанные имена французских солдат, пребывавших на этой территории.

Сегодняшний день

Справедливости ради следует отметить, что все перечисленные выше исторические свидетельства можно обозначить как «граффити» в исключительно культурологическом понимании. Все эти надписи были выцарапаны на стенах храмов, на статуях и камнях, в то время как сегодня подобные вещи находят проявление исключительно при помощи краски. В наши дни граффити — это искусство улиц, это картины, нарисованные на стенах, среди которых можно порой найти по-настоящему прекрасные вещи: реплики или оригинальные произведения, от которых просто захватывает дух.

Проблема самого общества

В таком случае, скажете вы, откуда берется столь огромное количество людей, считающих подобные манипуляции с красками исключительно вандализмом и не желающих взглянуть на вещи хоть немного иначе?

Такая точка зрения действительно довольно распространена на данный момент, и от этого никуда не деться. Все дело в том, что восприятие прекрасного — это, во-первых, вещь сугубо индивидуальная, а во-вторых, требующая основательной культурологический подготовки. Для того чтобы считать, что граффити — это искусство, необходимо иметь минимальные представления об эстетике в целом и современном ее проявлении в особенности. Касается это не только смотрящего, но и рисующего — нанесение надписи ради самой надписи, конечно же, сложно назвать шедевром. Особенно если выполнено это неаккуратно и совершенно бездумно.

Та же надпись, тем не менее, при правильной подаче может стать исключительно эстетическим объектом.

Бэнкси

Вот уж кто точно продемонстрировал миру искусство граффити. Фото работ этого художника облетели весь интернет и стали в свое время настоящей сенсацией. В частности это было подкреплено той дерзостью, с которой в уличных картинах раскрывались Многие работы этого художника были настоящей Другие — просто концептуальными рисунками, позволяющими задуматься.

Картины то и дело появлялись на стенах самых разных городов, стиль становился все более и более узнаваемым, однако личность уличного художника установить по-прежнему не удавалось. Более того — это никому не удалось и по сей день.

Для Бэнкси и таких, как он, граффити — это что-то среднее между способом самовыражения и инструментом работы с поскольку ни одной работы, не заставляющей задуматься, попросту не найти.

Политика и зарождение стрит-арта

Как ни странно, столь большой популярностью уличные картины пользуются сегодня во многом благодаря деятельности американских политических активистов, стремившихся выразить свою точку зрения любыми доступными способами.

С 1969 по 1974 г. граффити активно развивалось, появлялись новые стили, способы нанесения краски на стены, пока популярность этого вида искусства не достигла своего рода апогея. С этих пор не только улицы и подземные переходы стали пестрить «тегами», но и станции метро.

Политические лозунги постепенно стали разбавляться другими словами, начиная от цитат литературных произведений, заканчивая бранными выражениями. Пожалуй, именно в этот период вопрос: граффити — это вид искусства или вандализм, - был наиболее актуальным.

Спад популярности

Вполне естественно, что безнаказанными подобные выходки долго оставаться не могли. Из-за вспыхнувшей «эпидемии крэка» и роста количества нецензурных выражений на городских стенах правительство должно было принять меры, и постепенно они становились все более и более решительными.

Это закономерно привело к снижению популярности данного вида искусства. На долгое время оно перешло в состояние упадка.

Коммерциализация и возвращение популярности

Несмотря на то что этот вид искусства практически превратился в граффити на бумаге и не находил никакого отражения на городских стенах, всегда оставались истинные поклонники подобных современных «наскальных надписей». В городах то и дело появлялись новые картины, которые порой даже приобретали статус достопримечательности.

Довольно часто «жертвами» граффити становились стены всевозможных магазинов и торговых центров. Предприимчивые владельцы, способные оценить выгоду от подобных явлений, быстро взяли себе на заметку подобный способ привлечения покупательского внимания, и в скором времени граффити на бумаге превратились в полноценные картины, выполняемые на заказ. Для многих художников это стало в буквальном смысле способом заработка, и совершенно не удивительно, что данное явление столь хорошо вписалось в концепцию поп-арта.

Современность

На сегодняшний день граффити представляет собой преимущественно некоммерциализированное явление, однако практически в каждом городе земного шара можно найти какое-нибудь кафе или книжную лавку, оформленную в этом стиле.

Картины, размещаемые на стенах и заборах, то приобретают большую эстетичность, то сменяются надписями, имеющими исключительно политический контекст. Это зависит, в первую очередь, от ситуации в той или иной стране, уровня стабильности и благополучия населения.

Несмотря на то что сама тенденция к эстетизации определенно имеет место, в минуты народных потрясений изначальное назначение искусства граффити возвращается, и за периодом расцвета культуры уличных картин следует вынужденный упадок.

Как относиться к подобным проявлениям искусства — личное дело каждого. Кто-то предпочитает их вовсе не замечать, кто-то пишет о них гневные сообщения в личных блогах, а кто-то коллекционирует и получает удовольствие от простого созерцания свободы выражения.

Неудачно написанная надпись может испортить порой даже самое великое здание, считающееся одним из величайших архитектурных памятников, но порой всего несколько цветных штрихов способны превратить в настоящий объект искусства самые обыкновенные развалины…

Как вы думаете, сколько на свете существует средств и способов самовыражения? В эпоху технологического прогресса их просто не счесть. Возможности человека стали практически безграничны. Однако, несмотря на это, люди не перестали рисовать на стенах. Только вот далеко не все воспринимают разрисованные стены, как способ самовыражения. Для них это скорее хулиганство, чем творчество. Многие называют это вандализмом.

В чем связь вандализма и граффити? Согласно Большой советской энциклопедии вандализм – это «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». Но в более широком смысле вандализм означает вредительство, асоциальное поведение. Ну, например, выбросил кто-нибудь мусор в парке, потоптался по газону или разгромил магазин – все это акт вандализма, девиантное поведение. Занимаются этим в основном подростки. Вот только граффити тут причем? Некоторые считают, что граффити – это своеобразная форма девиантного поведения, очень распространенная среди подростков и молодежи. С этим можно поспорить. Во-первых, феномен граффити в России никто не изучал и никаких исследований никто не проводил. Во-вторых, граффити – это способ коммуникации в обществе, способ выразить свое мнение или донести какую-либо информацию, и при этом сделать это инкогнито. В зависимости от своего предназначения граффити могут быть публичными и личными, а могут быть содержательными надписями, сделанными в стиле «хип-хоп».
И все-таки, почему люди берут в руки баллон с краской и идут рисовать? Причин тут много: это может быть и негативная реакция, а может быть всплеск положительных эмоций, может быть протест, а может быть и творческие мотивы.

Дать четкое определение, что же такое граффити, очень трудно, но большинство исследователей сошлись на том, что это средство коммуникации, основной характеристикой которого является публичный и неофициальный характер. Это своеобразная альтернатива традиционным способам выражать свое мнение. Конечно, на центральной улице города вряд ли увидишь разрисованные стены, а вот других районах, как правило, в маргинальных, граффити встречается на каждом шагу. Если вы хотите оценить рисунки на стенах, пройдите по подземному переходу или сходите на вокзал – это наиболее распространенные места для граффити.

Граффити – самое свободное (если так можно выразиться) из средств самовыражения. Пиши, рисуй о чем хочешь, не боясь нарушить какие-либо нормы и правила, здесь нет никаких табу и запретов. В общем, полная свобода творчества. И такое творчество чаще всего мы видим на улице (стены зданий, гаражей, подземных переходов, таксофонные кабинки, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); транспорт тоже используют для рисования, и, конечно, нельзя забывать про подъезды и лестницы. Если говорить о крупных городах, то там есть так называемые галереи граффити, то есть стены, полностью изрисованные краской. Возникают такие галереи по разным причинам. Но в основном, это места сбора «неформальной» молодежи. Например, В Питере есть несколько таких мест. Это Ротонда, подъезд дома, в котором живет Б.Б.Гребенщиков, стены двора дома № 10 по Пушкинской улице. Еще один яркий пример – бетонная ограда и подножия виадука у станции метро «Ладожская». Благодаря граффити вся молодежь теперь знает это место, которое предназначено именно для подобных рисунков.

От места, на котором расположен рисунок, зависит и выбор способа, каким он будет нарисован. В большинстве своем граффити рисуют маркером или краской. Но тут все зависит от возможностей того, кто рисует. Например, в Москве и Питере спреем рисуют намного меньше, чем в Берлине, Париже или Нью-Йорке. Эти города признаны так называемыми столицами граффити, и разрисованные стены там вполне органично вписываются в городской пейзаж и не вызывают негативной реакции общественности.

Есть еще один предполагаемый критерий, по которому люди выбирают место для рисунка. Люди рисуют не на «своем» пространстве. Все постройки, все стены и заборы, подземные переходы, общественный транспорт воспринимаются, как собственность города и «своими» объектами для авторов рисунков не являются. И возможно, у граффитистов есть желание (осознанное оно или нет) каким либо образом сделать это пространство своим. А граффити – очень удобный способ сделать это. В какой-то степени это похоже на животный инстинкт. Вспомните, как многие животные метят территорию различными способами. И здесь граффити, возможно, является своеобразной меткой. А как же тогда объяснить тот факт, что подростки буквально изрисовывают свои собственные дома и подъезды? Здесь действует тот же самый принцип. Если это не частный дом, построенный моими родителями, а городская постройка – это не мое, а городское, это собственность другого, «взрослого мира», чужое пространство. Такое же отношение, например, у школьников к своим учебникам, выданным в библиотеке. Это не мое – значит рисовать в этой книжке можно. А вот что касается своей комнаты или своей квартиры, то встретить там граффити – большая редкость.
Популярность граффити среди молодежи неуклонно растет. Да и общество относится к настенным рисункам более лояльно. Люди перестали так активно обсуждать уличные рисунки...да и осуждать граффитистов тоже перестали. Это явление больше не считается зазорным или асоциальным. Люди попросту привыкли к разноцветным городским стенам и подъездам.

Граффити несет в себе и определенную преемственность. Те, кто в этом деле новички, стремятся научиться чему-нибудь у более опытных художников, профессионалов в своем деле. Им хочется получить высокую оценку своим работам от этих людей. Логично, не правда ли? Можно даже сказать, что без таких отношений (учитель – ученик) искусство граффити могло бы кануть в лету.
Любой художник стремится не только к самовыражению, но и к признанию, к славе. Ну, как говорится, плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Достичь заветной цели можно разными способами. Самый простой – это, конечно, СМИ. Фотографии работ, интервью, присутствие работ в клипах и т.д. несомненно принесут автору граффити широкую известность. Taki 183 был первым, кто получил популярность таким образом. А те, которые взяли эту высоту, теперь называются Королями. Но слава не вечна, и через какое-то время эти Короли сменяются. Возможно, для молодежи культура граффити этим и привлекательна. Хотя действительно привлекательным становится сам процесс создания шедевра на стене. А стиль, цвет, форма рисунка – те средства, с помощью которых граффитчик выражает свое собственное я.

История современного граффити началась в 1970е годы, годы изобретений. Это искусство дошло и до нас, но за прошедшие годы оно потеряло значение ярко выраженного протеста. граффити утратило роль альтернативного варианта общепринятой культуры, оно органично вписалось в нее. Язык граффити становится универсальным, так как все больше людей его понимают и принимают. Рисунки на стенах перестали приравнивать к хулиганству. И уж конечно, вандализмом, это никак назвать нельзя. Может быть, надпись на стене «Вася – козел» и можно назвать вандализмом, но не всякая надпись на стене – граффити!

Граффити – это действительно искусство, искусство самовыражения, искусство нарисовать свое собственное я.

Делается он только из задних свиных ног. Окорок из передних ног зовется в Испании “паллета”, и для хамона он не годится. Задняя свиная ножка весит до 14 кг, из нее окорок получится в 7-8 кг, из которых мяса будет только 4-5 кг, остальное - кость.

Перед тем как попасть к мясникам, свинья должна набрать 150-180 кг. Животных выращивают на свободном выгуле. И вкус мяса будет зависеть не только от породы свиньи и от технологии приготовления окорока, но и от рациона животных.

На готовом хамоне будет указан вариант вскармливания испанской свиньи. А он бывает таких типов.

1. de cebo: свиньи росли в свинарниках, вели малоподвижный образ своей короткой жизни, ели бобовые и злаки от 10 месяцев и выше. Этот вариант самый доступный по цене.

2. de cebo de campo: свиней выкармливали смешано, желудями и фуражом, на пастбище от 100 кв. метров на 1 свинью. Выращивали их год и более. Такой хамон стоит дороже.

3. de bellota: выращивают свиней более 14 месяцев, из них 3 месяца они были на пастбище. Питались исключительно желудями. Такой хамон самый вкусный и дорогой.

На фото выше смотрите сорт iberica de cebo, он справа. Кликните на фото для увеличения.

Путь от простого окорока до испанского национального блюда

В первый раз засолку свиного мяса для сохранения продукта делали кантабрийские народы, которых поработили римляне около 29-19 годов до н.э. Запись рецепта засолки мяса впервые была сделана Катоном Старшим во II веке до н. э в книге «De re agricola».

Уже в тот ранний период испанцы использовали способ засолки свинины для ее сохранения и транспортировки. Римляне увидели кулинарные изыски испанцев, и об этом вскоре узнала вся империя. В записях императоров Диоклетиана и Марциала упоминается это чудо-новшество. В своих письмах о знаменитом окороке упоминает военный поэт и историк Маркус Варро.

Хамон спасал от голода бедные семьи, армии в походах, украшал столы императоров, знати, продавался на обычных рынках. Во время открытия Америки участники экспедиций и трансатлантических переходов питались Кастильским хлебом и салом Иберийских свиней. Через колонии в 18-19 веках с испанским окороком познакомилось большинство стран на всех континентах.

В Испании хамон делают на всей территории страны, кроме побережья, поскольку климат там не располагает к производству национального блюда.

Испанские окорока, как и вина, имеют свой знак качества - Denominacion de Origen. Строго соблюдаются свои стандарты для каждой провинции. Следит за качеством продукта Consorcio del Jamon Serrano Espanol.