Церковь Святого Лазаря: история и фото. Пятый день на Кипре — Ларнака.

На следующий день с утра пораньше мы отправились осматривать территорию Кипра. Для начала мы собирались прокатиться в Ларнаку и зайти в знаменитую Церковь Святого Лазаря.

Ларнака — не такой большой город, как Лимассол, но куда больше Айя Напы и Протараса.

От Протараса до Ларнаки всего час езды, что не могло не радовать. По этой трассе нам еще не раз предстояло прокатиться, но об этом позже.

В Ларнаке много учебных заведений, рынков, супермаркетов и различных офисных зданий, чем сильно отличается от курортных Айя-Напы и Протараса. Там в основном лишь отели.


У Ларнаки богатая и старинная история. Говорят, что этот город — преемник древнего финикийского города-государства Китиона и был основан прямым потомком Ноя. Легенда это или быль — кто знает.


Памятник в Ларнаке

Еще, согласно писаниям, здесь поселился воскресший из мертвых Святой Лазарь, и прожил в Ларнаке всю оставшуюся жизнь. Он был похоронен здесь же, а на его надгробии высекли надпись «Лазарь, Христа друг». Позже на месте могилы Святого был возведен Храм, где хранятся его мощи.

Возможно, именно потому город и был назван «Ларнака», с греческого — «ларнакес» — гробница, хотя в раннюю пору кипрского королевства назывался Аликес — «Соленые озера». Это название также просто объяснимо — в окрестностях Ларнаки есть огромные соленые озера, куда в сезон слетаются тучи фламинго.


Улицы Ларнаки

На протяжении всей истории Ларнака была крупнейшим торговым портом Кипра, но со временем порт постепенно утрачивал свое значение, и теперь стал местом стоянки частных яхт и лодок. А на смену морского порта пришел крупнейший на Кипре международный аэропорт.

Прогулка по Ларнаке. Финиковый променад

Финиковый променад — это знаменитая пешеходная улица Кипра, протянувшаяся по побережью Ларнаки от площади Василеоса Павлу до крепости Ларнаки. На ней высажены финиковые пальмы, благодаря которым улица и получила свое название.


Финиковый променад — Финикудес


Финиковая набережная — это неформальный центр Ларнаки, где назначают свидания, гуляют по вечерам и откуда отправляются на экскурсии по городу.


Жаль, мы не попали сюда вечером

Кстати, я читала, что во время празднования Катаклизмуса (древний праздник на Кипре, отмечается 1 июня) по Финикудесу прогуливаться опасно для тех, кто не хочет промокнуть — киприоты окунают в море всех прохожих.


Здесь полно кафешек и закусочных, на любой вкус и кошелек. Мы прогулялись мимо, но нигде не останавливались, хотя венские вафли выглядели очень аппетитно.


Фонтан на площади

Прогулявшись по променаду, мы свернули к месту, где располагается Церковь Святого Лазаря.

Церковь Святого Лазаря

Нам не повезло — сама Церковь была закрыта (причем на целую неделю), и мы не смогли войти внутрь посмотреть на иконы и витражи, а также мощи Святого Лазаря. Вместо этого мы посетили византийский музей Святого Лазаря.

Режим работы музея: с пн-пт (кроме среды) — 8.15 — 12.30, 15.00 — 17.30
Ср, сб 8.15 — 12.30
Вс — выходной
Стоимость: 1 евро


Небольшой музей при церкви. Сама Церковь была закрыта, так что мы отправились в него. Он маленький и не слишком интересный, но стоит один евро, и как экскурс в историю Ларнаки весьма неплох.

Нынешняя Церковь построена в 890 году по приказу византийского императора Льва VI мудрого, при условии, что часть мощей Святого Лазаря будет перенесена в Константинополь.


Не только нам не повезло — во дворе Церкви было несколько экскурсионных групп.

Конечно, на протяжении 12 веков Церковь Святого Лазаря неоднократно менялась, перестраивалась и достраивалась, но в целом постройка Льва VI сохранилась. Изначально у Церкви было три купола, но при турецком владычестве они были уничтожены — то ли во время землетрясения, то ли по приказу турецких властей.

После освобождения территории от турецкого ига в XIX веке, купола были восстановлены.

Много записей на непонятном языке…

Храм неоднократно переходил из одних рук в другие. Так, здесь какое-то время располагался бенедектинский монастырь, затем в 1571 году перешел в руки к туркам, основавшим здесь мечеть.


Церковь Святого Лазаря не избежала пожаров, погубивших множество икон.

Христиане выкупили его только в 1589 году, и Церковь снова стала православной, хотя католикам разрешалось проводить здесь мессы дважды в год вплоть до 1784 года. Об этом свидетельствуют сохранившиеся кресты над северным входом и небольшой алтарь.


Говорят, что первую церковь на этом месте построил сам Лазарь. Нынешний же храм был возведен примерно в IX веке.

В Ларнаку многие едут как раз за тем, чтобы посетить эту Церковь и посмотреть на мощи Лазаря — святого покровителя Ларнаки. Мощи святого выставлены на всеобщее обозрение у южной колонны в самом центре Храма.

Церковь Святого Лазаря — одна из красивейших на острове.

Время работы Церкви Святого Лазаря

Ежедневно: апрель-август 08:00-12:00 и 15:30-18:30
сентябрь-март 08:00-12:30 и 14:30-17:00
Стоимость: бесплатно

Но могут случиться и непредвиденные обстоятельства — так в октябре 2013 года храм был на неделю закрыт. Пришлось смириться с тем, что мы не попали в Церковь, и отправиться на дальнейший осмотр Ларнаки, а точнее — ее замка.

Замок Ларнаки совсем не похож на замок в моем представлении. Хоть он и носит это гордое звание, по виду это всего лишь османская форт-крепость.


Во дворе крепости Замка Ларнаки.

Он был построен в XIV веке европейцами, а затем в 1625 году перестроен под свои нужды уже турками. Согласно писаниям, замок был возведен в период правления Якова I где-то между 1382 и 1398 годами.


О, пушка! Ну как тут пройдешь мимо?


Крепость занимает важное географическое положение и служила оборонным пунктом Кипра и в частности — морского порта Ларнака в период 1489-1571 годов. Затем он служил османским фортом, а с приходом британской империи в 1878 году замок стал полицейским участком.


Почти все, что осталось от первоначального замка…


Деревья во дворике.


Наверх ведут довольно узкий проход и не менее узкая дверь.


Море, море…


Вдали торчит башня мечети.

Что может быть лучше пушки? Здесь много пушек, создающих впечатление, что замок Ларнаки — грозный форт. На самом деле в ХХ веке они использовались для приветственных залпов прибывающим в порт Ларнаки судам.


И снова пушка!


Арочная галерея времен османской империи.

Сначала замок был куда больше, но некоторые стены и постройки были снесены и не восстанавливались. От первоначальной постройки сохранились лишь южные арки и апсида. А в северной части — арочная галерея.


Пляж и порт.


Дворик крепости. Тут когда-то совершались казни, сейчас проводятся праздники и фестивали.

На втором этаже здания справа от входа находится исторический Музей средневековья Ларнаки (District Medieval Museum of Larnaca), где представлены различные карты, фото и вещи, найденные при археологических раскопках в этом районе. Фотографировать запрещено.

Средневековая раковина. Воды там, конечно, нет, но кто знает?

Время работы Замка Ларнаки

Время работы Замка: Зимой (с 16.09 по 15.04) пн-пт: 08.00 — 17.00
сб-вс: 09:30 — 17:00
Летом (с 16.04 по 15.09) пн-пт: 08.00 — 19.30
сб-вс: 09:30 — 17:00
Стоимость: 1,7 евро


Выезжаем из Ларнаки


С появлением озера связано множество легенд. Одна из них — о святом Лазаре. Когда-то на месте озер был виноградник. Лазарь, проходя мимо, попросил у хозяйки гроздь ягод, но жадная старуха отказала святому, сказав, что урожай пропал. Тогда Лазарь спросил, указав на корзины, полные винограда — «А это что?» Женщина нашлась быстро: «Это соль». И Лазарь ответил: «Соль? Да будет так!» И виноградник обратился в огромное озеро с соленой водой.


Это не просто отдельное озеро соли, а целых 4 озера, общей площадью 5 кв. км.

Научная же версия возникновения этого озера разнится — кто-то считает, что оно образовалось из насыщенных солей почвы, другие винят во всем морскую воду, которая просачивается в озеро по подземным источникам.


Сейчас озеро Ларнаки — заповедник.

Летом солнце полностью испаряет воду из озера, оставляя на поверхности море соли. Когда же в озере есть вода, сюда слетаются стаи фламинго и множество других птиц, в том числе — серые журавли, чибисы и чайки.

Сегодня мы поговорим об одной из самых главных достопримечательностей в городе, который основал (по легенде) внук самого Ноя еще в 1400 году до н.э. Речь пойдет о церкви святого Лазаря в Ларнаке.

История города Ларнака

Китион (древнее название Ларнаки) является одним из самых древних городов не только Кипра, но и всего мира. Примерно в 1200 году до н.э. Китион находился под очень сильным влиянием микенской культуры, этим обусловлено появление в городе комплекса из 5 храмов, стены которых представляли собой каменные блоки внушительных размеров. Но с упадком Микен, тяжелые времена наступили и для киприот. Положение города усугубило сильное землетрясение в 1075 году до н.э. Неизвестно, как сложилась бы судьба одного из самых популярных курортов Кипра сегодня, если бы не расторопные финикийцы, которые сразу оценили огромные перспективы столь удачно расположенного портового города. Недолго думая, финикийцы превращают Китион в один из основных портов Средиземноморья. Так и купался бы город в лучах торговой славы, если бы не греко-персидская война и частые землетрясения, которые преследовали город. С этих пор богиня счастья и успеха Фортуна словно отвернулась от города, который еще долгие столетия влачил жалкое существование.


В первом веке до нашей эры случилось знаменательное событие в истории города. Лазарь, которого воскресил Иисус Христос, вынужден покинуть Иудею и отправляется жить как раз в ничем неприметный Китион, который на тот момент был переименован в Цитиум. Удивителен тот факт, что Лазарь вообще смог доплыть до Цитиума, ведь лодка, в которую его посадили фарисеи, имела течь и была без весел. Тем не менее, Лазарю удалось доплыть до Кипра и привезти вместе с собой на остров новую для киприотов религию – христианство. Авторитет Лазаря был столь велик, что его назначили первым епископом города. Кстати, много позже, в 15 веке город получил название Ларнака, что в переводе с греческого означало «глиняный гроб», ведь именно здесь в самом центре города в церкви святого Лазаря хранятся его мощи.


Кто такой Лазарь

Всем, читавшим Библию, Лазарь известен в первую очередь, как человек, которого воскресил Христос. Имя Лазаря на иврите (Елеазар) означает «Бог помог мне». Христос несколько раз гостил у отца Лазаря, когда останавливался в Вифании. После своего воскресения Лазарь становится практически святым в глазах иудеев, которые с этих пор проявляют к нему не меньше внимания, чем к самому Христу. Известность Лазаря сыграла с ним злую шутку, т.к. после вознесения Иисуса на небо фарисеи подвергают Лазаря гонениям и в итоге изгоняют его из страны.


Мало что известно о жизни Лазаря во время его пребывания на Кипре, т.к. никаких письменных свидетельств тех времен до нас не дошли. Но можно с уверенностью предположить, что Лазарю приходилось очень нелегко как сановнику, проповедовавшему учение Христа, т.к. на острове было очень много язычников, в частности, приверженцев культа Афродиты, которые не собирались принимать другую веру и относились к Лазарю враждебно.


Поскольку Лазарь был человеком знаковым, то неудивительно, что вокруг него сложилось огромное количество преданий. Так, никто и никогда не видел улыбку на лице Лазаря. Лишь однажды он улыбнулся, когда вор собирался украсть глиняный горшок. Согласно одному преданию Лазарь даже воскликнул в этот момент: «Глина крадет глину». Согласно другому преданию, как-то Лазарь прогуливался вдоль огромного виноградника. На улице стояла очень жаркая погода, и ему захотелось пить, но хозяин виноградника отказал Лазарю, сказав, что у него нет вина, и что в корзине на столе, на которую указал святой, был не виноград, а обычная соль. Желая наказать негостеприимного хозяина, Лазарь превращает его виноградник в соленое озеро. С тех пор киприоты славятся своим гостеприимством.
Умер Лазарь в 60-летнем возрасте, а на месте его могилы была возведена церковь.


Церковь святого Лазаря

История церкви изобилует интересными подробностями. Приняв сан епископа, Лазарь решил построить церковь, где он мог бы проводить свои службы. Для своей обитель он присмотрел уютное место в центре города. Здесь же он был похоронен после своей смерти. В конце 9 века император Византии Лев VI Мудрый предложил киприотам помощь в строительстве на месте старой церкви нового храма. Строение, возведенное византийцами, простояло 12 веков и сохранилось и до наших времен, несмотря на то, что неоднократно перестраивалось. 3 купола, изначально украшавших церковь, не сохранились. Есть несколько версий, которые объясняют их отсутствие.


Согласно одной из версий, один турецкий офицер, прибывший на Кипр во времена турецкого владычества, по незнанию принял церковь святого Лазаря за мусульманскую мечеть, преклонил свои колени и начал молиться. Осознав свою ошибку, офицер в гневе приказал снести купола, чтобы они больше не вводили мусульман в заблуждение. По другой версии, церковь «потеряла» купола во время одного из землетрясений. Как бы там ни было, но когда русский монах Василий Барский посетил храм в 1734 году, то купола вновь украшали христианскую святыню. Справедливости ради, стоит отметить, что церковь святого Лазаря все же была превращена в мечеть. Случилось это в 1571 году. Только через почти два десятилетия, в 1589 году, представителям православной церкви удалось выкупить храм обратно.


Роспись храма, некогда придававшая ему королевской помпезности, по словам все того же Василия Барского, не сохранилась из-за многочисленных землетрясений, завоеваний и высокой влажности воздуха в этом портовом городе. Новый иконостас украсил стены церкви в 18 веке. Сегодня в храме можно увидеть свыше 120 икон. В Ларнаке находится несколько крупных церквей, но церковь святого Лазаря занимает среди них особенное место, поскольку только она вела настолько активную и разнообразную социальную деятельность, что стала своеобразным культурным центром города. Церковь святого Лазаря не только помогала нищим, но и занималась образовательными вопросами. в частности, строила публичные школы и помогала им с финансированием. Не обходила церковь своим вниманием и больницы, которым также помогала. Постепенно церковь взяла на себя функции государства в области социального обеспечения, т.е. выступала как главная благотворительная организация в Ларнаке.


И напоследок небольшой совет: перед посещением церкви обязательно возьмите с собой пустую бутылку, чтобы набрать святой воды, которая бьет здесь из родника, находящегося в подземелье. Кстати, советуем посетить храм в воскресенье, поскольку в этот день для туристов проводятся экскурсии, в том числе и на русском языке. В церкви разрешено фотографировать.


Церковь Святого Лазаря в Ларнаке – одна из главных святынь острова, уникальный памятник церковного зодчества IX столетия, освещенный именем ученика Христа и первого епископа Кипра – Святого Лазаря.

Христос часто бывал в доме Лазаря в Вифании, который находится возле Иерусалима. Святой Лазарь был не только учеником Иисуса Христа, но и Его другом. К сожалению, с каждым днем Святого Лазаря всё более одолевала болезнь, и однажды он покинул наш мир. В это время в соседнем городе разбушевалась эпидемия, и Иисус был там. Сестры Лазаря Мария и Марфа сообщили Христу о смерти Лазаря. Многие люди тогда, смеялись с Иисуса Христа, говорили ему «Смотри ты говоришь, что являешься сыном Божьим, но друга не смог избавить от недуга».


Было 4 дня после того, как Лазарь умер. Иисус Христос попросил отвести его к могиле. Когда камень, закрывающий вход в могилу был отодвинут, Христсос сказал: «Лазарь, гряди вон!». И Святой Лазарь, обвитый погребальным одеянием, вышел из гробницы.

Новость о воскресении Святого Лазаря тут час облетела всю Иудею. После чего, множество людей приходило в Вифанию, посмотреть на такое чудо и удостоверившись лично, они уверовали в Иисуса Христа.

Воскрешение Святого Лазаря сильно разозлило иудейских первосвященников, и они захотели убить его. Лазарь со своими сестрами вынужден был спасаться и тайно бежал из Вифании.

Так они оказались на Кипре, где Святой Лазарь был рукоположен в сан епископа Китийского Апостолом Петром. После своего воскрешения Лазарь еще прожил 30 лет.


Богородица в сопровождении Апостола Иоанна, по приглашению Святого Лазаря посещала остров Кипр и подарила Святому Лазарю пару поручей и омофор.
Имя Лазарь — сокращенная форма еврейского имени Елеазар, которое означает «Бог мне помог».

С приездом на остров Кипр императора Византии Льва VI Мудрого (886 — 911) появилась легенда, о том, как мощи Святого Лазаря были обретены. Лев Мудрый решил забрать с собой часть мощей Лазаря в Константинополь, а взамен он дал средства на возведения церкви во имя Святого Лазаря в Ларнаке. Первый храм был разрушен землетрясением, затем отремонтирован, но современные очертания получил в 1743 году.

Пребывание праведного Лазаря в Ларнаке связано со многими преданиями. В соответствии с одним из них, в течении 30 лет после воскрешения Лазарь никогда не улыбался и только однажды изменил своей привычке. Кто-то захотел украсть горшок; увидев это преступление, праведный Лазарь улыбнулся и сказал: «Глина крадет глину». Впрочем, Святой Лазарь был расстроен видом, который он увидел в аду, где он провел 4 дня после своей смерти. Души умерших, которые еще не были спасены жертвой Господа нашего на Кресте, впечатлили Лазаря. (Еще не принесена была искупительная жертва Иисуса на Кресте, еще не было Воскресения Христова, которое спасло человека от греха и вечного осуждения).

Со Святым Лазарем связано еще одно интересное придание. Когда Лазарь прибыл на Кипр летним жарким днем, он стал обходить Китион в поисках пристанища. Святому Лазарю очень хотелось утолить жажду, но найдя источника воды, он попросил гроздь винограда у трудившейся возле своего дома женщины. Та ему отказала в просьбе, ссылаясь на плохой урожай и засуху. Уходя, Лазарь сказал: «Так пусть же в наказание за ложь твою виноградник засохнет и превратится в соленое озеро». С того времени в 5 километрах западнее Ларнаки киприоты показывают туристам паломникам Соленое озеро и славятся своей добротой и гостеприимством.


С ноября по март тут зимуют сотни белых и розовых фламинго. С дороги, которая идет из аэропорта в город открывается красивый вид на горы, отражающиеся в озере, среди которых выделяется вершина Святого Креста с монастырем Ставровуни.

В начале 1970 годов (точнее в 1972) во время выполнения реставрационных работ в церкви, под алтарем были найдены каменные гробницы, в одной из которых находилась часть мощей Святого Лазаря. Для святых мощей был специально сделан серебряно-вызолоченный ковчег в виде архиерейской митры и установлена резная позолоченная рака (гробница), с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Святые мощи постоянно выставлены для всеобщего поклонения в центре церкви возле южной колонны. По специально сделанному в основании храма проходу, вход в который расположен в южной части солеи, прихожане по нескольким ступеням могут спуститься в подалтарную часть, перекрытую современным бетонным сводом. Тут расположены каменные гробницы прямоугольной формы, с массивными крышками, которые относятся к римскому периоду. Здесь есть обычай приносить к гробнице и к иконе Святого Лазаря в церкви, в благодарность об исцелении восковые фигурки людей, частей тела и в этом месте их множество.


Храм в честь Святого Лазаря сложенный из больших каменных блоков, много раз перестраивался, но в его основе сохранилась трехнефная базилика IX века. За свою немалую историю, фасад храма претерпел некоторые изменения – полностью разобраны 3 главы венчавших церковь. В южной части пристроена большая открытая галерея. Возле юго-восточной стены построена высокая четырехъярусная колокольня.


В храме, особое внимание стоит обратить на иконостас, поставленный в XVIII веке и состоящий из 120 икон, представляющий собой замечательный образец старинной резьбы по дереву. Самой ценной считается икона, датируемая 1734 годом, на которой святой Лазарь представлен в сане Епископа Китиона. Также, в церкви находится маленький музей, который содержит великолепные предметы византийского религиозного искусства, включая древние иконы, церковную утварь и образцы резьбы по дереву. А возле собора расположены захоронения ряда европейцев, живших в Ларнаке в 17-18 веке. Стоит отметить, святой Лазарь является покровителем Ларнаки, и празднование его Воскресения проходит в городе с большим размахом. Празднование идет за неделю до православной Пасхи.


После воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет. Он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

Мощи епископа Лазаря после его смерти положили в Мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (ныне Ларнака) был построен храм в честь друга Христова Лазаря.

Церковь была построена на самой гробнице святого. Этот храм является местом паломничества верующих.

Храм был построен примерно в 890 году. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 году, с восхищением написал о церкви Лазаря: «Никогда я не видел ничего подобного!»

Иконостас церкви считается образцом искуснейшей резьбы по дереву. В храме хранится несколько древнейших византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковка – туда ведут ступеньки с правой части иконостаса. В ней покоятся два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

Вокруг храма до сих пор есть несколько построек существовавшего здесь много лет назад монастыря. В одной из них сейчас находится музей. На территории церкви сохранилось и небольшое кладбище, с потрясающей красоты резными каменными саркофагами.

Звон колоколов храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Жизнь горожан тесно связана с этим храмом: здесь крестят детей, проходят венчания, огромное количество верующих собирается здесь на воскресные и праздничные службы.

Первым христианским архиепископом, а после смерти и небесным покровителем города стал Лазарь, воскрешенный Христом. Самая же известная могила в Ларнаке - гробница Святого Лазаря. Она находится в церкви Святого Лазаря , которая была построена примерно в 900 году. Церковь Св. Лазаря и его могилу можно увидеть в центре города.

Праведный Лазарь. Воскрешение в Вифании, в небольшом селении к юго-востоку от Иерусалима праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, которого сам Господь называл своим другом, сильно возмутило иудеев. Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана, святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением святой Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием, слепым исцеленным Господом приплыл к берегам Кипра. Имея до воскрешения тридцать лет "от роду", он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь святой Лазарь встретил святых апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра.

С именем праведного Лазаря связано следующее предание. Прибыв на остров жарким летним днем, и обходя окрестности Китиона в поисках пристанища, праведный Лазарь захотел утолить жажду. Не найдя поблизости источника он попросил кисть винограда у трудившейся около своего дома женщины. Та отказала святому в его скромной просьбе, сославшись на неурожай и засуху. Уходя, праведный Лазарь сказал: "Так пусть же в наказание за ложь твою виноградник засохнет и превратится в соленое озеро". С тех пор в пяти километрах к западу от Ларнаки киприоты показывают паломникам и туристам Соленое озеро и славятся своим гостеприимством. С декабря по март здесь зимуют сотни белых и розовых фламинго. С автодороги ведущей в город и аэропорт открывается великолепный вид на горы, отражающиеся в озере, среди которых господствует вершина Святого Креста с монастырем Ставровуни.

Праведный Лазарь очень желал встретиться с Божией Матерью, но по причине гонений на него не мог покинуть остров. Получив от Пресвятой Богородицы послание и послав за Ней из Китиона корабль, он ожидал Ее прибытия. Покинув пределы Палестины, Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю. В "Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы", изданных Русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем, так описываются дальнейшие события: "Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер, и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не слушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и, без повреждения и малейших потерь, пристал у берегов Афонской горы". По воле Божией Самой Приснодевой было положено начало монашеской жизни на Святой горе. Возвращаясь в Иерусалим, Божия Матерь посетила Кипр, благословила созданную апостолами местную Церковь и передала святому Лазарю сшитый ее руками архиерейский омофор.

После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях Китиона, в месте позже получившем название "Ларнакс" - "гроб, саркофаг". На мраморной гробнице святого выполнили надпись: "Четверодневный Лазарь, друг Христов".



По преданию у места захоронения святого Лазаря в 392 году обретена Кипрская икона Божией Матери. На ней Пресвятая Богородица пишется сидящей на троне с Богомладенцем, а по сторонам стоят два ангела с ветвями в руках. Празднество иконе совершается 3 мая/ 20 апреля (ст. ст.). Копии с иконы разошлись по многим странам. В России известен Кипрский образ Богородицы хранившийся в Московском Успенском соборе. В селе Стромынь, Московской области 22/ 9 июля (ст. ст.) и в 1-ю Неделю Великого поста совершается празднество чудотворной Кипрской иконе.

Мощи праведного Лазаря обретены в 898 году, при Византийском императоре Льве IV Мудром (886-911 гг.) и перенесены в город Константинополь, где для них устроена серебряная рака, а ранее в честь святого был построен храм при императоре Василии I Македонянине (867-886 гг.). В день перенесения честных мощей святого с Кипра в Константинополь 30/ 17 октября (ст. ст.) празднуется его память. Позже франкскими крестоносцами мощи взяты в портовый средиземноморский город Марсель.

Над гробницей святого Лазаря на Кипре в IX веке построен каменный храм в честь праведного Лазаря. В начале 1970 годов (а именно в 1972) во время проведения реставрационных работ в храме, под алтарем были обнаружены каменные гробницы, в одной из которых обретена часть мощей святого Лазаря. Для них был специально изготовлен серебряно-вызолоченный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака (гробница), с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Мощи святого Лазаря постоянно выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны. По специально устроенному в основании храма проходу, вход в который находится в южной части солеи, паломники по нескольким ступеням спускаются в невысокую, полутемную подалтарную часть, перекрытую современным бетонным сводом. У восточной стены, при входе в это подземное помещение расположен святой источник, заключенный в трубу. Здесь находятся каменные гробницы прямоугольной формы, с тяжелыми крышками, относящиеся к римскому периоду. Существует обычай приносить к гробнице и к иконе святого Лазаря в храме, в благодарность об исцелении отлитые из воска фигурки людей и частей тела и они во множестве стоят в этом месте. Свечная мастерская находится на соседней улице, в нескольких десятках метров, к северо-востоку от храма Лазаря. В ней изготавливаются восковые фигурки и разные свечи. Среди них выделяются огромные праздничные свечи, высотой более метра и несколько сантиметров в диаметре.

Храм в честь праведного Лазаря сложенный из массивных каменных блоков, неоднократно перестраивался, но в основе своей сохранил трехнефную базилику IX века. Снаружи храм за свою многовековую историю претерпел некоторые изменения. Полностью разобраны три главы венчавших храм. С юга к нему пристроена большая открытая галерея. У юго-восточной стены устроена высокая, четырехъярусная колокольня. В убранстве храма особенно выделяется многоярусный резной деревянный иконостас, поставленный в XVIII веке. На северном столбе в центре храма висит икона Божий Матери "Одигитрия" в окладе, написанная в в XVIII веке в России. С юга и запада храм Лазаря окружают двухэтажные корпуса. Часть западного корпуса занимает небольшой церковно-археологический музей, рассказывающий об истории храма. В его экспозиции представлены древние иконы праведного Лазаря и других святых, церковные облачения и утварь. Здесь же хранится редкий образ святого Лазаря написанный в XII веке. На иконе он изображен в архиерейском облачении. На другой древней иконе, сильно пострадавшей от пожара, чудесным образом сохранилось изображение святого Лазаря. Правой рукой он благословляет (императора), а в левой держит Евангелие. Настоятель храма архимандрит Лазарь.

Также особое внимание стоит обратить на иконостас, состоящий из 120 икон, представляющий собой прекрасный образец старинной резьбы по дереву. Наиболее ценной считается икона, датируемая 1734 годом, на которой святой Лазарь изображен в сане Епископа Китиона. Кроме того, в церкви находится маленький музей, содержащий великолепные предметы византийского религиозного искусства, включая древние образцы резьбы по дереву, иконы и церковную утварь. А рядом с собором находятся захоронения ряда европейцев, живших в городе в 17-18 веке. Сам святой Лазарь считается покровителем Ларнаки, и празднование его Воскресения проходит в городе с большим размахом. Происходит это за неделю до православной Пасхи.

Адрес: Plateia Agiou Lazarou
Время работы церкви и музея: сентябрь-март: 08.00-12.30, 14.30-17.00, апрель-август: 08.00-13.30, 15.30-18.30
Вход бесплатный

Накануне Вербного воскресения, в день воскресения Лазаря, в Ларнаке большой праздник.
Если зайти в церковь слева, то после входа сразу направо есть табличка TOMB AGIOS LAZARIOS. Посетители могут спуститься в гробницу, увидеть саркофаг и родничок со святой водой. Мощи находятся в храме. Спускайтесь в подземелье, обязательно возьмите в собой пустую посуду (пластмассовую бутылочку), наберите святую воду.
В интернете видел фотографии, на которых мужчина залазил в середину гроба и утверждал, что там место благодатнее. Так делать нельзя, потому что быстрее в гроб ляжет.

Особенно интересно побывать на венчании. Киприоты в костюмах, дамы в платьях, и весь пол в цветах.

Рядом с церковью находится музей Agios Lazaros Church.
Часы работы музея: Пн.-Воскр. 8.00 - 12.30 и 15.30 - 18.30, тел.: 24 652498.

В рамках работы Русского православного образовательного центра в Ларнаке при храме святого Лазаря по вторникам и субботам, с апреля по октябрь в храме святого Лазаря в 9:00 проводит бесплатную экскурсию по храму Зыкова Наталья Владимировна и рассказывает об истории православия на Кипре. А также она поможет организовать паломничество в любой монастырь Кипра. У них даже есть уже специально разработанные маршруты, вмещающие множество святынь. Связаться с ними можно по тел. на Кипре +357 24 622548, моб. +357 99 831916.

Где находится церковь Святого Лазаря?

Карта, как пройти к храму Святого Лазаря:



Стрелкой указан городской пляж и набережная Finikoudes.

Во сколько начинаются богослужения по воскресеньям?

В 6:30 утра. Литургия ведется на греческом языке.









В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию - фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной.



Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11: 11, 14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11, 21-22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11, 34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой.

Это неслыханное чудо возбудило у иудеев зависть, и они решили убить Иисуса; но Тот снова, уклонившись от них, ушел. Первосвященники же задумали убить и Лазаря, так как многие, видя его, уверовали во Христа. Но Лазарь, узнав об их замысле, удалился на остров Кипр и жил там, а впоследствии апостолами был поставлен епископом города Китий (Китий - город на южном берегу острова Кипр, близ нынешнего местечка Ларнака); пожив свято и богоугодно, он через тридцать лет после того, как ожил, снова умер и был погребен на Кипре, совершив (при этом) многие чудеса. Предание говорит, что после воскрешения он хранил строгое воздержание и что (епископский) омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав Своими руками. Император Лев Мудрый после одного божественного видения перенес честные и святые мощи Лазаря с Кипра в Константинополь, в созданный царем храм во имя этого святого, с почестями положив их в драгоценной раке справа от входа, напротив святого алтаря. И теперь еще честные его мощи пребывают там, источая какое-то неизъяснимое благоухание.



Праздновать же в сегодняшний день воскрешение Лазаря установили святые и богоносные отцы наши, а скорее святые апостолы, после сорокадневного поста для очищения намереваясь священнодействовать святые Страсти Господа нашего Иисуса Христа. Поскольку они считали воскрешение Лазаря первым и основным поводом для злоумышления иудеев против Христа, то и поместили здесь это необычайное чудо, которое описывает один евангелист Иоанн (Святой апостол Иоанн Богослов писал Евангелие позже всех, уже после смерти Лазаря. (Кончина Иоанна последовала в начале II века). Время написания первых трех Евангелий: Матфеем - около 41 г.; Марком - 46 г.; Лукой - 61-62 г. Праведный Лазарь преставился в 63 г. по Р. Х.), в то время как другие евангелисты опускают, - ведь (при них) Лазарь был еще жив, и его можно было реально видеть. Ибо тогда необходимо было доказать (По Софронию, Иоанн Богослов написал свое Евангелие в противовес ереси евионитов, утверждающих, будто Христос не существовал прежде рождения от Марии), что Христос - Сын Божий и Бог, что Он воскрес и будет воскресение мертвых, в чем лучше всего убеждал Лазарь. - Говорят, будто для (уверения в этом) и все Евангелие (от Иоанна) было написано, так как другие евангелисты вовсе не упоминают о безначальном рождении Христа.
Лазарь ничего не поведал о находящемся в аду, поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном.
Отсюда и любой человек, недавно умерший, называется лазарем, и погребальная одежда называется таинственным словом лазарома (Лазарома (евр.) - погребальная одежда, плащаница, которой у евреев обычно обвивали тела усопших.), - чтобы напоминать о первом Лазаре. Ибо как тот по слову Христа восстал и вновь ожил, так и этот, хотя и умер, но будет жить вечно, воскреснув при последней трубе.
Христе Боже, молитвами друга Твоего Лазаря помилуй нас. Аминь.


Вифания


Местечко Вифания, как во времена Христа, так и сегодня, расположено на единственной центральной дороге, которая поднимается от Иерихонской Долины и ведёт в Иерусалим. Таким образом, все кто хотел попасть в Иерусалим или Иерихон, должны были обязательно пользоваться этой дорогой.
Христос часто ходил по ней, но то была не единственная причина. Вифания была родиной Его любимого друга Лазаря и сестёр его Марии и Марфы. Здесь Спаситель был приглашён в дом Симона прокажённого; «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его возгнегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее о том, что она сделала» (Ср.ев.Мф.26,6-13).
Но важнейшее событие связывающего Господа с Вифанией является чудо воскрешения Его друга Лазаря.

Во время своей земной жизни Господь более спокойно и счастливо, по человеческому, нигде не проводил время, как только в Вифании, в семействе, состоящем из трёх лиц: Марфы, Марии и их брата Лазаря; «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря». (Ср.ев. Ин.11,5).Из сказаний св. Евангелистов известно о сем благочестивом семействе.
Вера этих сестёр в Иисуса Христа была настолько пламенна и искренна, что когда заболел их брат Лазарь, они первым долгом известили Иисуса Христа о его болезни, уповая только на Него одного, что Он может дать облегчение их брату. Но Господь пришёл в Вифанию, когда Лазарь почил и лежал во гробе уже четыре дня. Господь пришёл, чтобы явить Свою Славу.
Изначально могила Лазаря представляла собой обычную еврейскую семейную могилу, высеченную в скале. Могила Лазаря расположена на глубине 3м, к ней ведут 27 ступеней.
В византийскую эпоху (IV-VII вв/), могила Лазаря – место паломничества- была обнесена стеной. До двенадцатого века могила существовала почти без изменений, над ней находилась базилика Лазарион. В тринадцатом веке она была заброшена и практически забыта. Триста лет спустя, на его развалинах мусульмане построили мечеть, внутри которой находится могила Лазаря.
На месте дома, в котором жило семейство Лазаря, воздвигнут греко-православный женский монастырь. Напротив монастыря находится место встречи Христа с Марфой и Марией.
После убиения св.архидиакона Стефана, когда настало гонение на иерусалимских христиан, св.Лазарь был изгнан из Иудеи и пущен в море на лодке без вёсел. По Божьему произволению лодка приплыла к острову Кипр, где в городе Кидонии св.Лазарь начал проповедовать Христа, как апостол, и был рукоположен в сан епископа апостолом Варнавой.
Проживая на острове Кипр, св.Лазарь пламенно желал видеть Пресвятую Богородицу, которую он не видел уже долгое время, а сам опасался прибыть в Иерусалим для свидания с Нею. Пресвятая Богородица, уразумевши о сем желании св.Лазаря, написала к нему послание, в котором, утешая его, повелела ему прислать за Нею корабль, на котором она могла бы прибыть к нему на остров Кипр, а ему воспрещала приходить в Иерусалим для Неё.
Прочитав это послание, св.Лазарь очень обрадовался, а также и удивился такому смирению Пресвятой Богородицы; нимало не медля, снарядил и послал за Ней корабль. Пресвятая Богородица вместе с апостолом и евангелистом Иоанном и некоторыми другими спутниками на этом корабле отправились в плавание к острову Кипр. На пути, вследствие противных ветров, Матери Божией пришлось пристать к Афонской горе. После недолгого пребывания на сей горе Богородица приплыла на корабле к о.Кипр. Здесь Она встретилась с Лазарем, скорбевшим о Её долгом путешествии, поведала ему о Своём пребывании на Афонской горе и поднесла ему дары, специально для него собственноручно сделанные Ею,- омофор и наруковицы. Недолго пробыв на Кипре, Богородица возвратилась в Иерусалим.
После пребывания Богородицы св.Лазарь четверодневный епископствовал на о.Кипр около тридцати лет, проповедуя Христа и утверждая в вере обращенных им язычников, в чём ревностно ему помогали его сёстры - Мария и Марфа. Где, когда и как окончили свою жизнь свою сёстры Лазаря, неизвестно. Сам же Лазарь почил в мире на о.Кипр.
При императоре Льве Философе (886-911) мощи св.Лазаря четверодневного были перенесены с Кипра в Царьград.

(Жития святых славных и всехвальных Апостолов. – М., Лествица, 2005).

Иконография праздника

Изображать Воскрешение Лазаря начали еще первые христиане на стенах римских катакомб. Сложившийся в Византии канон выводит на первый план, во-первых, житейскую реальность события, а во-вторых - его глубинный смысл, связанный с самой сущностью христианской веры. Этому канону следовали и русские художники.
В русской иконографии этой темы насчитывается несколько изводов, различающихся главным образом положением фигур и гробницы Лазаря. Как правило, изображается темный проем пещеры и юноши, держащие крышку гроба. Воскрешенный в белых пеленах - легкий, как бестелесная душа; ему еще предстоит привыкнуть к вернувшейся жизни. Марфа и Мария, благоговейно склоняющиеся к ногам Спасителя. Свидетели - среди них те, кто теперь уверует, и недруги, еще больше укрепившиеся в желании расправиться с Иисусом. Апостолы - это ведь ради их веры, равно как и для самого Лазаря, совершено Христом чудо воскрешения! И, наконец, Он - спокойный, отрешенно-задумчивый, простирающий руку жестом надежды и сострадания.
Светлой сосредоточенностью, осознанием величия происходящего и того, что еще грядет, проникнуты лучшие русские иконы Воскрешения Лазаря - такие, например, как новгородская икона конца XV века или современная ей икона московской школы из Кирилло-Белозерского монастыря.

(«Шедевры русской иконописи», 2008).

Тропарь на воскрешение праведного Лазаря, глас 1:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Тропарь Лазарю Четверодневному, еп. Китийскому:
Яко велико сокровище и богатство некрадомо / к нам прииде из Кипра, Лазаре, / Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, / подая чтущим тя исцеления даром, / избавляя от бед и от всякаго вреда, / верою взывающих ти: / спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.


С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и смерти.

Евангелие от Иоанна (XI, 1-44) рассказывает, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря. Господь любил Лазаря и его семейство, часто бывал у него. Но вот Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти. Господь пришел к гробовой пещере и сказал: Отнимите камень. Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазаре! гряди (иди) вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус, обратившись к окружющим Его, сказал: Развяжите его, пусть идет.

Весть об этом чуде мгновенно разнеслась по Иудее... Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя.

Исполняя закон ветхозаветного общественного богослужения (Исх. XXIII, 17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни своей земной жизни ходил на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи охватывают время евангельской спасительной проповеди, которую начал Он после Крещения Своего и продолжал до Своего Вознесения. Так Иисус Христос шел в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху еще более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу Синедриона иудейского, было воскрешение Лазаря, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере в Иисуса Христа (Ин. XI, 45).

Лазарь был еврей и фарисей, сын Симеона фарисея (Мф. XXVI, 6), родом из Вифании. Господь часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Ин. XI, 3. 5. 11). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да веруют Его ученики (Ин. XI, 4. 15). Услышав о воскрешении Лазаря, иудейские первосвященники и старейшины говорили об Иисусе Христе: что сотворил!; яко человек сей много знамения творит. Аще оставим его тако, вси уверуют в него: и приидут римляне и возмут место и язык наш (Ин. XI, 47-48). Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе Крестной смерти Иисуса Христа: вы не весте ничесоже: ни помышляете, как уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет (Ин. XI, 49-50). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин. XI, 53). Воскресение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин. XII, 10).

Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь по воскресении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре. В IX веке византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.

Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания Лазарева воскресения, послужившего началом решительного восстания иудейского совета для погибели Спасителя и даже Лазаря.

Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ иконийский, св. Иоан Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. «Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». В V веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью. В VIII веке Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин написали также каноны на день Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью. В конце IX века император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью.

По гласу Церкви воскресением Лазаря Иисус Христос хотел между прочим показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех - в общем воскрешении мертвых, грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно, в лице своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и Человечество. Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию. Марфа и Мария - сестры умершего Лазаря и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа Всемогущим и Сыном Божиим. Господи, говорит Марфа, аще бы ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, как елика аще просиши от Бога, даст тебе Бог. Ей, Господи: аз веровах, яко ты еси Христос, Сын Божий, иже в мир грядый. То же произносит и Мария, упав к ногам Спасителя. Равно и другие иудеи говорят о Нем между собою: виждь, како любляше его; не можаше ли сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет. Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнь дающим. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфе: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруй в Мя, не умрет во веки. Наконец как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы к Отцу Небесному всемогущим словом своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его. "Тебе, Владыко, всех царю, вся возможна, - говорит Церковь, - глас Твой разрушил адово царствие и слово власти Твое восставило из гроба четверодневного, и Лазарь бысть спасительное преобразование пакибытия".

Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутися Сам, прослезися, и как неведущий спросил: где положисте его? Так Господь предстал гробу Лазареву, «уверяя нам два существа Своя», говорит Церковь. Как же человек вопрошал: где погребеся, и как же Бог воскресил четверодневного». Как говорит синаксарь в субботу Лазарева воскрешения:

Рыдаеши, Иисусе - сие смертного существа:

Оживлявши друга Твоего, сие божественный крепости, воскресения.

Чтением апостольским на Литургии в эту субботу Церковь проповедует об установлении вечного царства Нового Завета - царства непоколебимого, да имамы благодать, ею же служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом (Евр. XII, 28; XIII, 8); окончательное установление этого царства благодати началось воскрешением Лазаря. Чтением Евангелия Церковь благовествует о событии воскресения Лазаря.