Презентация занятия фрукты и овощи. Овощи и фрукты – самые витаминные продукты! Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки. Рад зеленый огурец

Статья. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста («Развитие», «Радуга», «Детство» и др.): математика, развитие речи и ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка, физкультурные и музыкальные занятия. Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.

В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе. Воспитатель должен знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради.

Таким образом, воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых – в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общеразвивающего типа. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.

Важный аспект работы в логопедической группе – развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. На это обращали свое внимание выдающиеся педагоги, методологи развития речи у детей дошкольного возраста Е.И.Тихеева и Е.А. Флерина.

Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:

закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);

повторение стихотворений, рассказов;

упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.

В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.

Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.

Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре – также необходимый элемент педагогической деятельности в логопедической группе. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.

На основании изложенного в первой главе материала следует заключить:

1. На современном этапе в России идет активный процесс развития системы коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии (в том числе речевом), представляющего собой качественно новый уровень образовательного процесса, позволяющий рано выявлять и своевременно оказывать детям логопедическую и иную помощь.

2. Понимание сложной структуры речевого дефекта, опора на имеющиеся классификации речевых нарушений позволяет представить психолого-педагогическую характеристику дошкольников с речевым недоразвитием разного уровня, на основе которой организуется стратегия и тактика логопедической работы в специализированной группе детского сада, осуществляется выбор необходимых логопедических и общепедагогических приемов коррекционной помощи.

3. Успех и эффективность коррекции речевого недоразвития у дошкольников определяется системой логопедической работы, одним из элементов которой является активное взаимодействие и преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы в целостном коррекционно-развивающем процессе.

4. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий. удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста.

Работа учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности. В соответствии с программой Н.В. Нищевой.

Взаимодействие логопеда с воспитателями группы является одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы. В перечень обязятельной документации логопеда входит тетрадь взаимодействия с воспитателями. Как правило, эта тетрадь содержит следующие 3 раздела:

Логопедические пятиминутки

Игры и упражнения

Индивидуальная работы с детьми

Логопедические пятиминутки могут использоваться воспитателями на любых занятиях. Они должны быть короткими, разнообразными, интересными и обязательно соответствовать теме недели, способствуя развитию всех компонентов речи и неречевых психических функций у детей. Логопед указывает задачи каждой пятиминутки и дает методические рекомендации к их проведению. Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения на закрепление и дифференциацию поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом.

Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут использоваться воспитателями в качестве физкультминуток на занятиях или в качестве динамических минуток на прогулках и во второй половине дня. Они необходимы для развития общей и тонкой моторики, координации движений, развития подражательности и творческих способностей. Они должны быть выдержаны в рамках лексической темы. Именно в играх раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Для индивидуальных занятий воспитателя с детьми во второй половине дня отводится от 30 до 40 минут. Ежедневно логопед рекомендует воспитателю занятия с тремя детьми, включающие общую и специальную артикуляционную гимнастики, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, задания по тем разделам программы, которые усваиваются с наибольшим трудом. Их логопед расписывает отдельно каждому ребенку.

Опыт успешной работы воспитателей и логопеда в 2017/2018 учебном году в старшей логопедической группе детского сада № 15 в г. Долгопрудном Московской области. (1 год обучения)

Начиная с первой недели октября 2017 года была заведена отдельная тетрадь, в которую в течение всего года учитель-логопед вносил задания для воспитателей. Воспитатели использовали их для работы с детьми и закрепления пройденного на логопедических занятиях материала. Каждую пятницу учитель-логопед выдавал воспитателям новые задания в соответствии с предстоящей лексической темой и давал устные рекомендации. Многие задания выполнялись утром, начиная с 7 часов утра, когда еще пришло мало детей и была возможность для занятий с ребенком в тихой обстановке. Рано утром дети приходят в детский сад, как правило, отдохнувшие, после ночного сна, они не успели устать от заданий и подвижных игр. Занятия с воспитателем воспринимались детьми хорошо, дети с удовольствием их выполняли по утрам.

Необходимо отметить, что воспитателей необходимо обучать всем техникам по проведению упражнений. Требуется неоднократный показ и контроль воспитателей при выполнении заданий логопеда в течение всего года. Воспитатели иногда неверно понимают задание, привносят в него свои коррективы, не учитывая его специфики и важности выполнения именно определенным образом.

Во второй половине дня во время проведения в детском учреждении платных кружковых занятий, в группе оставалось меньшее, чем днем количество детей. Здесь у воспитателя также появлялась возможность провести небольшое индивидуальное или мини-групповое занятие для детей. Воспитатели располагались в группе за столами, а остальным детям выдавались настольные игры для тихого времяпровождения. Дети, не обучающиеся в логопедической группе, учились вести себя тихо, не мешать товарищам, не требовать к себе постоянного внимания.

Большей частью занятия логопеда выполнялись на улице или были вплетены в другие основные занятия воспитателей – в занятия по математике, развитию речи, и др. Упражнения на развитие моторики или подвижные игры легко вписывались в динамическую паузу на общегрупповом занятии. Часто динамические паузы и логопедические минутки проводились воспитателем перед приемом пищи, когда детей необходимо было собрать всех на ковре и подождать несколько минут, пока младший воспитатель пригласит детей к столу.

Важно отметить оснащенность группы всеми необходимыми дидактическими материалами для проведения занятий. Не по всем лексическим темам были необходимые изображения и картины для пересказа. Это необходимо учитывать при подготовке к началу учебного года в летнее время. Необходимо вовремя закупать и подготавливать необходимые дидактические материалы и игры для занятий как логопеда, так и воспитателей группы.

Когда воспитатели группы научились правильно выполнять задания логопеда, когда они стали находить время на их выполнение и стали стремиться к полноправному участию в коррекционном процессе, речевое развитие многих детей пошло ускоренным темпом.

1 квартал. Октябрь. 1 неделя

Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

    Логопедические пятиминутки

    Игры и упражнения

Отметка воспитателя

Упр. «Что лишнее?» Развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времён года.

Воспитатель называет 4 признака разных времён года:

Птицы улетают на юг

Расцвели подснежники

Пожелтели листья на деревьях

Идёт уборка урожая

Дети слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний.

Упр. «Живые буквы». Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

Воспитатель прикрепляет на груди у детей карточки с буквами, показывает картинку, дети называют её и выстраиваются так, чтобы получилось название.(Слова: мак, кит, кот, кок, ком ).

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку.

Он бежит по переулку, Барабанит по окошку, Напугал большую кошку, Вымыл зонтики прохожих, Крыши дождик вымыл тоже, Сразу мокрым город стал. Дождик кончился. Устал . Упр. «Осенью». (Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.) Вдруг закрыли небо тучи, Начал капать дождь колючий. Долго дождик будет плакать, Разведёт повсюду слякоть. Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги.

Шагают по столу указательным и средним пальцами. Загибают по одному пальцу на руках на каждую строку.

Встряхивают ладони так, как будто отряхивают с них воду. Кладут ладони на стол.

Поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки. Прыгают на носочках, руки на поясе. Приседают, руки на поясе. Идут по кругу высоко поднимая колени.

Альбом «Круглый год»

И. Остроухов «Золотая осень»

И. Левитан «Золотая осень»

Ю. Подлянский «Тишина»

Н. Сладков «Осень на пороге»

В. Зотов «Дуб», «Клён» (из книги «Лесная мозаика»)

Еженедельные задания логопеда воспитателям

1 квартал. Октябрь. 2 неделя

Овощи. Огород

    Логопедические пятиминутки

    Игры и упражнения

3.Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

Упр. «Волшебный мешочек» Развитие осязания, связной речи.

В мешочек уложены муляжи разных овощей. Воспитатель вызывает ребёнка, к-й, опустив руку в мешок, находит один из овощей, ощупывает его и составляет о нём рассказ по предложенному ранее воспитателем образцу:

Это овощ. Он растёт а огороде на грядке. Он зелёный, овальный, пупырчатый, хрустящий, ароматный, очень вкусный. Я люблю есть его с солью.

Упр. «Подними сигнал». Выделение звука [б] из ряда звуков, слогов, слов (начало и середина слова).

Б т к б м н б п т б па бу но му ба бо пу бу булка палка бобы ток мука рыба колобок пума

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. ОХ! И суп овощной оказался неплох ! Упр. «В огороде». Развитие координации движений. В огород пойдем, Хоровод заведем. В хоровод возьмем редиску, С ней присядем низко-низко. В хоровод возьмем морковку И с морковкой спляшем ловко. Вверх потянемся с лучком, Побежим за кабачком. И поскачем по дорожке, Как зеленые горошки.

(Шагают пальчиками по столу.)(Загибают по одному пальцу на обеих руках .) (Хлопок.) (Попеременные удары кулачками и ладонями.) (Загибают пальчики на обеих руках.) (Хлопок.) (Стучат ребром каждой ладони по столу.) (Загибают пальчики.) (Хлопок.) (Ладони складывают крест- накрест на столе.) (Загибают пальчики.) (Хлопок.) (Показывают, как едят суп.)

(дети идут по кругу, держатся за руки) (приседать) (плясать, руки на поясе) (тянутся вверх, поднявшись на носочки) (бегут по кругу друг за другом) (скачут по кругу друг за другом)

Ван Гог «Картофель»

А. Крупин «Натюрморт с кабачками корзиной»

Русская народная сказка «Вершки и корешки»

Еженедельные задания логопеда воспитателям

1 квартал. Октябрь. 3 неделя

Фрукты. Сад.

    Логопедические пятиминутки

    Игры и упражнения

3. Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

Упр. «Яблоки», Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений

Три яблока.

Одно сорвать ручонка так и тянется.

«Ёжик и яблоки».

Три яблока из сада ёжик притащил

Самое румяное белке подарил.

С радостью подарок получила белка

Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

Упр. «Подумай и отгадай». Отгадывание и толкование загадок о фруктах с опорой на картинки. Развитие мышления, связной речи.

Хороводная игра «Яблоня». Координация речи с движением, работа над общими речевыми навыками.

Пальчиковая гимнастика «В магазине»

У метро стеклянный дом. Покупаем в доме том, помидоры и капусту, Лук и перец очень вкусный, сок, бананы, апельсины, киви, свёклу, мандарины. Это место просто склад, витаминов для ребят.

Идут по кругу, держась за руки. Загибают по одному палцу на левой, затем на правой руке. Вновь идут по кругу.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений»

Ван Гог «Корзина с яблоками»

А.Ляпина «Сбор яблок» (из альбома «Иллюстративный материал…»).

Л. Толстой «Косточка»

Еженедельные задания логопеда воспитателям

1 квартал. Октябрь. 4 неделя

Лес. Ягоды. Грибы

    Логопедические пятиминутки

    Игры и упражнения

3.Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

Упр. «Разноцветные корзинки» Определение места звука [д] в словах. Развитие навыков фонематических представлений, зрительного внимания.

На наборном полотне перед детьми-коричневая и жёлтая корзинки и комплект картинок со звуком [д] в названиях: дом, дуб, дрова, удочка, дым, ведро, сковорода, медведь, дудочка, дверь. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и поместить в коричневую корзинку только те картинки, названия к-х начинаются со звука [д], а в жёлтую корзинку- те картинки, в названиях которых звук [д] в середине. Дети молча раскладывают картинки. Воспитатель останавливает игру, чтобы дети помогли ошибившемуся, если допущена ошибка. В заключении воспитатель подчёркивает, что звук [д] никогда не стоит в конце слова, потому что он звонкий, поэтому не было картинок, названия к-х заканчиваются звуком [д]. Обязательно подчеркнуть, что картинку с изображением дудочки можно положить и в ту и другую корзинку. Почему?

Упр. «Подскажи словечко». Развитие слухового внимания, чувства рифмы

Упр. « По ягоды». Координация речи с движением

Мы шли-шли-шли,

Много клюквы нашли

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы опять идём искать

Боровик

По тропинке шли, боровик нашли! Боровик боровой в мох уткнулся головой. Мы его пройти могли! Хорошо, что тихо шли!

Пальчиковая гимнастика «В лес едем мы погулять» (см. приложение для ср. гр.)

1,2,3,4,5, В лес идём мы погулять. За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём

Маршируют, руки на поясе Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен. Маршируют

Идут по кругу Приседают, опустив голову Качают головой Идут по кругу

Пальчики обеих рук здороваются, начиная с больших.Обе руки идут пальчиками по столу. Загибают пальчики, начиная с большого.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений»

В. Золотов «Брусника», «Земляника», «Малина, «Лисичка», «Мухомор», «Подберёзовик» (из книги «Лесная мозаика»).

«Чудесные ягоды» (из «Книги для чтения»).

Разучивание стихотворения Н.В. Нищевой «Лесные ягоды»

На кустах и на кусточках На больших болотных кочках Ягоды растут в лесу Быстро зреют на весу.

Еженедельные задания логопеда воспитателям

1 квартал. Ноябрь. 1 неделя

Одежда

    Логопедические пятиминутки

    Игры и упражнения

3.Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

Упр. «Слушай и считай»

Алёша на руку надел рукавицу, И пальцы - умельцы попали в темницу.

Спокойно сидели б они взаперти, Да брата большого не могут найти. Живёт он отдельно в своём терему,

И братья не знают дороги к нему. Сколько братьев у большого пальца?

Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
"Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!"

Упр. «Отгадай загадки». (загадки про одежду)

Упр. « Если бы». Координация речи с движением

Ах, если бы слоны носили бы штаны

Какие бы материи были им нужны?

Никак не маркизет и не батист, нет-нет!

Чертова кожа, рогожа и вельвет.

Пальчиковая гимнастика «У Матрёшиной сестрицы»

У Матрешиной сестрицы По деревне небылицы: Ходит утка в юбке, В теплом полушубке, Курочка - в жилете, Петушок - в берете, Коза - в сарафане Заинька - в кафтане А всех их пригоже Корова в рогоже

(Выполняют ритмичные упражнения хлопки ладонями.

Выполняют ритмичные удары кулачками.

Чередуют ритмичные хлопки и удары кулачками)

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони. Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони. На каждое название животного загибают пальцы. Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками

Предметные картинки по теме. Н.Носов «Живая шляпа», «Заплатка».Просмотр мультфильма «Штанишки с кармашками» Составление описательных рассказов по картинно-графическому плану об одежде

Что это?

Какого цвета?

Какие есть части?

Из какого материала изготовлено?

В какое время года носят?

Кто носит: мужчины, женщины, мальчики и др.?

Как ухаживать / что можно делать?

Еженедельные задания логопеда воспитателям

1 квартал. Ноябрь. 2 неделя

Обувь

    Логопедические пятиминутки

    Игры и упражнения

3.Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

Упр. «КРАСНЫЙ - СИНИЙ». Дифференциация звуком [д], [д"]. Развитие фонематического слуха, навыков фонематическою анализа.У каждого ребенка - красный и синий сигналы.Воспит, произносит слова со звуками [д], [д"]. Дети поднимают красный сигнал, если слышат звук [д], синий сигнал - если слышат звук |д"| Слова: дуб, сковорода, дятел, Дюймовочка, вода, удивиться, лебеди. ведро, ведерко, пирамида.

Упр. «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ». Дифференциация одежды и обуви или обуви по сезонам. Развитие мышления, зрительного внимания, связной речи.

Комплекты картинок: сапоги, кроссовки, плащ, туфли; босоножки, сандалии, шлепанцы; валенки, меховые сапожки, унты, бо соножки; резиновые сапоги, ботинки, сандалии, боты.

Упр. «Ходилочки». Координация речи с движением

Вот коленки все в зелёнке

У сестрёнки у Алёнки.

Чтоб не падать не реветь

Надо под ноги смотреть

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки»

Как у нашей кошки на ногах сапожки,

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

А у пса на лапках голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка - новые кроссовки.

Вот так. Вот так. Новые кроссовки.

Ритмично шагают пальчиками обеих рук вперёд.

Ритмично шагают пальчиками обеих рук назад.

(загибать пальчики, начиная с большого)

(«шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук)

Предметные картинки по теме.

Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

Еженедельные задания логопеда воспитателям

1 квартал. Ноябрь. 3 неделя

Игрушки

    Логопедические пятиминутки

    Игры и упражнения

3.Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

Упражнение «У КОГО БОЛЬШЕ?» Развитие фонематических представлений. Подбор слов со звуками [б], [д].

Дети делятся на две команды. Одна подбирает слова со звуком |б|, другая - со звуком [д].

Упражнение «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?» Развитие зрительного вни­мания. Совершенствование грамматического строя речи, употребле­ние существительных в родительном падеже.

На магнитной доске - изображения игрушек: самолет без крыла, машина без колеса, коляска без ручки, мишка без лапы, зайка без уха, столик без ножки.

Воспитатель объясняет детям, что малыши сломали игрушки, и предлагает рассмотреть их и подумать, что без чего ? Когда дети расскажут, что без чего, воспитатель предлагает им «починить» иг­рушки. Дети добавляют недостающие детали.

Упр. «Мячик». Координация речи с движением

Раз, два, прыгай мячик

Раз, два и мы поскачем

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

По два прыжка на носках на каждую строку, руки на поясе

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.) (Загибают поочередно все пальчики.) (Разгибают поочередно пальчики.) Попеременно хлопают в ладоши стучат кулачками.)

Предметные картинки по теме.

Стихотворение Б.Захадера «Игрушки»

Картина О.Р.Гофман «Дочки матери»

«Про девочку Машу и куклу Наташу» (Т.Ткаченко «Логопедическая тетрадь»).

«Игра» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»),

«Друзья» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»).

Картина Ю. Кугича «В субботу. Семья»

«Наш детский сад» («Мы играем»)

«Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2» («Штанишки для мишки»).

Еженедельные задания логопеда воспитателям

1 квартал. Ноябрь. 4 неделя

Посуда

    Логопедические пятиминутки

    Игры и упражнения

3.Иллюстративный материал и художественная литература

Отметка воспитателя

Упражнение «СЛУШАЙ И СЧИТАЙ». Развитие слухового вни­мания, элементарных математических представлений (см. приложе­ние).

Пять чашек лежало на полке Чаю налили Николке Теперь же сколько чашек там? Подумай и ответишь сам.

У нашего Вовке на блюдце морковка У нашей Акульки Картошка в кастрюльке У нашей Наташке смородина в чашке Ну а у Валерки Грибочки в тарелке А теперь ты не зевай И посуду называй

Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?» Дифференциация посуды (что из какого материала сделано). Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи.

Комплекты картинок: кастрюля, чайник, стакан, поварешка (три предмета металлические, один - стеклянный); чашка, ложечка, блюдце, сахарница (три предмета фарфоровые, один - металлический);

вилка, нож, ложка, деревянная ложка.

Упр. «Чайник». Координация речи с движением

Я чайник ворчун, хлопотун, сумасброд.

Я вам напоказ выставляю живот

Я чай кипячу, клокочу и кричу;

Эй люди я с вами почайпить хочу

Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила,

(Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку, Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыпляткам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.

Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на пояс. Животик надут. Топают обеими ногами. Делают призывные движения правой рукой.

Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.)
(Загибают по одному пальчику на левой руке.)
(Разжимают кулачок.)

(Сдувают «крошку» с ладошки.)

Предметные картинки по теме.

Стихотворение Е. Благининой «Обедать»

Рассматривание картины «Мы дужурим» и составление рассказа. Чтение с обсуждением: К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха Цокотоха».

Составление описательных рассказов о предметах посуды: «Чайник», «Кастрюля» и т.д. Рассказ М. Матвеевой «Синяя чашка».

Ярошевич Т.Я.
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 12, г. Белгород;
Кухтинова Ж.Г.
Инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 12, г. Белгород

Оригинал: скачать
Сертификат о публикации: не выдавался

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их ре¬чевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического вос-питания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных на-рушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого планирования - закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-лого¬педом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков. В Приложении 1 представлен план взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».
Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.
Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.
Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.
Нам сейчас не холодно, Руки вверх.
Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.
Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,
Как бросают в цель снежками.
Вы, ребята, цельтесь так,
Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. - М.: Гуманит, 2004г.
2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. Комплект из трех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.
4. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.
6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс.-2005г.-№10.- 14-17 с

Приложение 1

План взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей. Естественный путь осуществления успешной коррекционной работы – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе.

Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя.

1 Принципы и задачи построения коррекционно-образовательного процесса.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы, о которой мы поговорим позже).

Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

Конечная цель коррекционной группы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

Строится работа в логопедической группе с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта (из Положения – принцип возрастной и дифференциальный по диагнозу)

При работе с детьми с ФФН речи главные задачи:

Постановка и закрепление звуков в речи, по необходимости дифференциация по сходным признакам.

Развитие фонематических процессов и навыков полноценного звукобуквенного анализа и синтеза.

При работе с детьми с ОНР задачи:

Развитие лексико-грамматических средств речи.

Формирование правильного звукопроизношения.

Развитие фонематических процессов и навыком звукобуквенного анализа.

Развитие связной речи в соответствии с возрастными нормативами.

Подготовка к обучению грамоте.

2. Функции логопеда и воспитателя в процессе работы.

Каковы же функции логопеда и воспитателей в процессе работы над лексическими темами:

Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения

3\ развитию мелкой моторики (шнуровка, мозаика, плетение и т.д.)

4\ развитие графических навыков (обводка, штриховка)

5\ формирование пространственных представлений (право, лево, узкий - широкий…..)

6\ работа по коррекции лексико-грамматических категорий.

В конце учебного года логопед проводит итоговое занятие. Воспитатель – итоговое комплексное занятие с приглашением родителей, администрации, коллег воспитателей логопедических групп или руководителя МО.

Заучивание стихотворение

Особенности:

1\ предварительная словарная работа (как в массовой группе);

2\ воспитатель читает наизусть с наглядностью;

3\ беседа;

4\ чтение стихотворения;

5\ заучивание по четверостишию и по строчке;

К праздникам отрабатывают вместе с логопедом весь речевой материал. Не должно быть неправильной речи!

В подготовительной логопедической группе проводятся занятия по подготовке детей к письму, одно занятие в неделю (с октября месяца по апрель включительно, 30 занятий)

Каждое занятие включает:

Письмо тех или иных элементов;

Зрительный или слуховой диктанты;

Зарисовка каемочек, чередующаяся с зарисовкой или обводкой с последующей штриховкой узоров, включенных в слуховой или зрительный диктант.

За 30 занятий осваивают 6 элементов, проводится 20 зрительных и 5 слуховых диктантов.


Олеся Чепорнюк
Консультация «Взаимодействие воспитателя и логопеда»

Взаимодействие воспитателя и логопеда

Цель : выстраивание единой системы взаимодействия логопеда и воспитателей ДОУ

Задачи :

1. Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя- логопеда и воспитателя ДОУ .

2. Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированной группы или ДОУ и в условиях логопункта (технология взаимодействия ) .

3. Разграничить зоны ответственности логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе.

4. Отобрать программное обеспечение по взаимодействию логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

План работы :

1. Взаимодействие логопеда и воспитателей при диагностике , определе-ние объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.

2. Взаимодействие логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.

3. Функционал логопеда и воспитателей .

4. Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.

Планируемый результат : подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию логопеда и воспитателей ДОУ .

Нами предпринята попытка разграничить работу воспитателя и логопеда по основным направлениям, определить точки соприкосновения взаимодействия : диагностика, коррекция, профилактика.

Диагностическая работа

Воспитатель логопед

Проводит диагностику общего развития.

Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания .

Опираясь на диагностические данные логопеда , планирует занятия с детьми, исходя из ос-новных коррекционных задач. Проводит ежегодное комплексное логопеди -ческое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей :

В «Экранах звукопроизношения» , которые наглядно указывают на звуки, нарушенные

В произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними,

- «таблицах взаимодействия » , где от-ражен уровень развития структурных компонентов речи;

В «Листах учета результатов обследования детей» , в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп : с нормальным речевым развитием, дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия, лексико-грамматическими нарушениями, недоразвитием фонематического восприятия , нарушениями слоговой структуры , испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.

Коррекционная работа

Воспитатель Логопед

Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.

Занимается развитием мелкой и ар-тикуляционной моторики.

Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.

Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры .

Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса. Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.

Профилактическая работа

Воспитатель Логопед

Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников , предупреждению у них трудностей в речевом развитии.

Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостат-ков. Отслеживает соответ-ствие развивающей среды возрастным потребностям детей.

Формы работы по взаимодействию с воспитателями , используемые в практике

1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам : работа по автоматизации звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие связной речи. Опираясь на данную таблицу - схему индивидуальной работы воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда .

2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей. Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед ) . Возникает меньше проблем в занятиях : воспитатель знает , каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.

4. Логопедические памятки и буклеты , выпускаемые 1 раз в 2 месяца,

в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов «Логопедическая тропинка » и памятки, которые помогли бы воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании.

5. Подбор речевого материала : чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

Разграничение функций логопеда и воспитателя в условиях речевой группы и речевого детского сада

Проблемы, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя : совмещение программы «Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет) » Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;

Отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;

Сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;

Отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом ;

Невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.

Логопедами совместная деятельность организуется в соответствии со следующими целями :

Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы

Исключение дублирования воспитателем занятий логопеда

Оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей , как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач :

логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов

воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспи-тателя

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя , обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его ).

Воспитатель Логопед

Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их зада-чи соотносятся с задачами логопе-дического занятия . Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей.

Формирует у детей необходи-мый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования . Проводит основную словарную работу

Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

При наблюдении за объектами действительности воспита -тель знакомит детей с новыми словами,уточняет их значе-ние, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. На основе полученных знаний в ходе наблюдений проводиткоррекционно-развивающие речевые упражнения исо-вершенствует имеющиеся у детей рече-вые навыки.

Обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться.

Не останавливает детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, создаёт интерес к теме разговора у других детей. Работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.

Формирует технические и изобра-зительные навыки На подгрупповых заняти-ях закрепляет технические умения и изобразительные навыки, с целью в дальнейшем формировать такие сложные формы речи, как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.

Проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата еже-дневно при помощи комплекса ар-тикуляционных упражнений. Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражне-ний, предоставляет их воспитателю для закрепления .

Оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью поте-шек, скороговорок. Ставит и вводит в речи зву-ки, подготавливает речевой матери-ал для автоматизации звуков воспитате-лем .

Закрепляет навыки по связной ре-чи с помощью стихотворений и т. п. Проводит занятия по развитию связной речи, готовит материал для закрепления воспитателем .

Обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Углубляет словарную работу, формирует у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.

Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем;

Пополняет, уточняет и акти-визирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты;

Контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними;

При планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда . На фронтальных занятиях формулирует темы;

Отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу,

Обучает элементам грамоты,

Одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

Руководит работой воспитателя по рас-ширению , уточнению и активизации сло-варного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.

Функционал логопеда :

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

Работа по коррекции звукопроизношения.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Работа по коррекции слоговой структуры слова .

Формирование послогового чтения .

Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи : развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.

Предупреждение нарушений письма и чтения.

Развитие психических функций, тесно связанных с речью : словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функционал воспитателя :

Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по теку-щей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.

Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, тек-стов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и со-ставлением всех видов рассказывания).

Закрепление навыков чтения и письма.

Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда .

Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Формы взаимодействия

Интегрированные занятия - как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей . Повышают профессиональную компетентность. Комплексно решают профилактические задачи.

Интегрированные занятия с музы-кальным руково-дителем Интегрированные занятия с ин-структором по ФИЗО Интегрированные занятия с педаго-гом- психологом Итоговое за-нятие

Логоритмика с детьми второй младшей группы Оздоровительная и речевая гимнастика Профилактика и коррекция речевого развития и эмоциональной сферы детей Специалисты, воспитатели и родители

Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

Проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера

Использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы , а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня

Использование различных логопедических игр , упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда .

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов :

Использование новых моделей компьютера

Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)

Проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд

Включение в логопедические занятия игр , направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений