Я исследователь в детском саду хобби мамы. Проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Я - исследователь

V районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников

«Я - исследователь»

Секция : естествознание (неживая природа)

Тема «КАК КРАСКИ НА ПАЛИТРЕ ПОЯВИЛИСЬ»

Руководитель проекта : , воспитатель МАДОУ ЦРР - д/с №2

г. Усть-Лабинск

В Оргкабинет регионального тура Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников

“Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ”

г. Сочи

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №2 Муниципального образования Усть-Лабинский район

Выдвигает

Подготовительная к школе группа

Название исследовательской работы

Гуманитарная

Руководитель группы

(фамилия, имя, отчество, место работы, должность)

МАДОУ ЦРР детский сад №2, воспитатель

Сведения о выдвигающей организации

(полное название организации, индекс, юридический и почтовый адрес, ФИО директора, телефон, электронный адрес )

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №2 муниципального образования Усть-Лабинский район, 352330 РФ Краснодарский край , г. Усть-Лабинск, улица Трудовая,

М. П. заведующая МАДОУ ЦРР детский сад №2

Подпись руководителя

(Ф. И.О. руководителя)

18 января 2011 г.

Анкета руководителя

Фамилия, имя отчество

Дата рождения

Телефон мобильный

Место работы, должность

МАДОУ ЦРР детский сад №2,

воспитатель

Общий стаж работы

Три главные педагогические ценности для меня

1.Ребенок – росток, и надо создать все необходимые условия для его роста и развития.

2.Сотрудничество с ребенком - самый главный способ общения.

3.Родители - главные помощники и единомышленники в воспитательно - образовательном процессе.

Мои увлечения

Кулинария, живопись, цветоводство

Это возможность расширить границы общения, узнать новое.

Участвуя в конкурсе, дети развивают свои личностные качества, умения приспосабливаться к жизненным ситуациям, принимать верные решения.

Это возможность для детей и родителей в совместной творческой деятельности стать ближе друг другу.

Анкета участника

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Домашний адрес

352 330 Краснодарский край,

г. Усть - Лабинск,

ул. Клепикова, 73

Мои увлечения

Я приняла решение участвовать в конкурсе потому, что

Я люблю вместе с Валентиной Николаевной рисовать, делать опыты, придумывать истории.

При исследовании я лично выполнила следующие виды работ

Сбор информации, изготовление картин, проведение опытов.

Фамилия, имя, отчество родителей

Мать: Гайбатова Соломия Николаевна

Отец: Гайбатов Фережула Шахларович

Подпись участника

Краткое описание исследовательской работы

Название

Как краски на палитре появились?

Под руководством

Исследовательская работа посвящена изучению

Природные изобразительные средства

Откуда у вас возник интерес к этой проблеме, вопросу?

В изостудии, работая с современными изобразительными средствами

Где вы искали информацию для ответа на этот вопрос

Познавательная литература, наблюдения, апробация природных средств, эксперименты, рассказы из личного опыта членов семьи.

Какие гипотезы выдвигали

Все краски можно получить самостоятельно, если знать красящие свойства объектов природы

Использовали ли вы следующие (или другие методы) исследований для проверки своих гипотез

Опросы (кого и о чем вы расспрашивали).

Наблюдения

Экспериментирование

Методика «Продолжи исследование».

Родителей, воспитателей, детей в группе.

Наблюдения (за кем вы наблюдали)

Наблюдение за тем, что трава и сок осталяют красящие следы.

Наблюдение за окрашиванием яиц.

Эксперименты

Получение красящих веществ из овощей. Рисование углем, мелом. Окрашивание ткани, яиц, сметаны природными красителями.

Другие методы (укажите, какие именно)

Изготовление картин используя природные красящие средства.

Как вы обобщали полученные данные

Путем установления причинно - следственных связей, наблюдений.

К каким выводам вы пришли:

Краски можно получать самостоятельно из природных веществ

Для оформления результата исследования вы использовали

Слайд – презентацию, рисунки, фотографии, дидактические игры

Текст выступления на конкурсе подготовлен в виде

Рассказ, сопровождающийся слайдами и проведением опытов.

СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ - ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА

«КАК КРАСКИ НА ПАЛИТРЕ ПОЯВИЛИСЬ»

Здравствуйте, меня зовут Настя Гайбатова. Мне 6 лет. Я хожу в подготовительную к школе группу детского сада №2.

Мой руководитель.

Вы любите рисовать?

Я тоже очень люблю!

Моя мама мечтает, чтобы я стала настоящей художницей и поэтому покупает мне для рисования карандаши, краски, фломастеры.

Но однажды во сне я увидела белый город. Он был заколдован злым колдуном. Колдун спрятал все-все, что мне нужно для рисования. Что же делать?

Когда я проснулась, у меня возникло много вопросов:

Где можно взять краски, если их нет в магазине?

Чем раньше люди рисовали?

Как узнать тайну рождения красок?

Эти вопросы я задала нашему воспитателю Валентине Николаевне и она рассказала, что желание рисовать появилось у человека 30тысяч лет тому назад. Человек тогда жил в пещере. Не умел ни читать, ни писать. Его жизнь зависела от удачной охоты на животных. Поэтому в глубине своей пещеры он подбирал уголь от погасшего костра и рисовал бизонов , медведей, оленей с ветвистыми рогами.

Вот это да! Эту краску люди уже тогда умели находить в природе. Под Екатеринбургом есть Каповая пещера. Её назвали «Наскальный Эрмитаж» из-за большого количества рисунков на стенах, нарисованных углем. (Слайд с изображением рисунков первобытных людей)

Интересно и даже очень! Поэтому мне захотелось тоже порисовать углем, посмотрите, что получилось. (Рисунок ребенка углем). Когда я показала этот рисунок бабушке, она сказала, что раньше угольком девушки подкрашивали себе брови (Фото где девочка себе угольком подкрашивает брови).

Так я узнала, как на палитре появилась черная краска.

Однажды весною я увидела, как моя бабушка подбеливает стволы деревьев. Оказывается для побелки она использует тоже природную краску (известь). Я хотела помочь бабушке, но она сказала, что пользоваться этой краской опасно, так как она разъедает кожу. И посоветовала мне использовать для своих рисунков другую краску белого цвета - мел. Я люблю рисовать мелом на асфальте. Но очень жалко, что эти рисунки исчезают после первого же дождя.

Так на палитре появилась и белая краска.

Весною, когда все люди готовились к празднику Пасхи мы с мамой решили испечь куличи и покрасить яйца. Мама сказала: «Хочешь мы покрасим яйца по старинному рецепту -луковой шелухой и молодыми листьями тополя. Как я удивилась, когда увидела, что после кипячения в луковичном отваре яйца стали коричневыми. Чем дольше яйцо варилось, тем ярче становился его цвет. А яйца, которые мы варили в листьях и веточках тополя стали желто-лимонного цвета.(показывает окрашенные яйца) (Фото)

Мама приготовила для куличей тесто. Оно было почему-то желтого цвета. Оказывается тесто окрасили яичные желтки. (Фото)

Так на нашей палитре появились желтая и коричневая краски.

На мой День рождения мы с мамой пекли торт и украшали его кремом. Чтобы крем был разного цвета мы добавили в него свекольный и морковный сок. Посмотрите что получилось! (в стаканчики с наполненными наполовину белым кремом добавляем сок свеклы и моркови и размешиваем ложкой)

Как же люди догадались красить крем соками? Они много раз наблюдали, как при варке овощи и фрукты окрашивают воду. Компот становится малинового или вишневого цвета, борщ -красного, а винегрет - бордового цвета. Вот и решили попробовать красить крем соками.

На День рождения мы играли в игры, веселились. Лера нечаянно разлила гранатовый сок на белую скатерть. Саша упал на траву. И мы увидели, что сок окрасил ткань. Оказывается соком можно красить и ткани.

Так на нашей палитре появились и яркие краски. В ходе нашего исследования мы убедились, что все краски подарила нам природа.

Краски любят все ребята,

Весь мир наш красками богатый.

Цвет нужен людям и траве

Огню и туче, и горе.

Ежу, цветку и рыбке

Лисе, слону, улитке.

Вот разноцветная страна

Зовет и радует она.

Благодарю за внимание!

Отдел образования, спорта и туризма Новогрудского райисполкома

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Ясли – сад №6 г. Новогрудка»

Исследовательская работа на тему «Этот удивительный воздух»

Выполнил: Урбанович Елизавета,

воспитанница старшей группы №3

Руководитель: Драко Т. П.,

г. Новогрудок, 2015 год

Введение……………………………………………………………………………...3

Описание работы…………………………………………………………………….5

Выводы……………………………………………………………………………...9

Литература…………………………………………………………………………..10

Приложения…………………………………………………………………………11

Введение

Обоснование выбора темы:

Однажды мама прочитала мне сказку И. Ревю «Добрый воздух» (Приложение1 ). Раньше я никогда не задумывалась над тем, что только благодаря воздуху на Земле существует жизнь. А потом с мамой посмотрели Шишкину школу о воздухе, и мне захотелось исследовать этот удивительный воздух как ученые, которые проводят различные опыты и исследования в научной лаборатории. С Татьяной Петровной, моим воспитателем, определили этапы исследования свойств воздуха.

Цель исследования:

Расширить знания о свойствах воздуха и его необходимости для человека.

Задачи исследования:

1. Узнать у детей моей группы, знают ли они, какие свойства есть у воздуха и сможет ли человек жить без воздуха.

2. Собрать с помощью мамы информацию о воздухе и некоторых его свойствах.

3. Провести с помощью воспитателя и мамы опыты по исследованию некоторых свойств воздуха, доказать необходимость воздуха для человека.

4. По итогам исследования зарисовать с мамой схемы изученных свойств воздуха.

5. Найти, где в нашей жизни мы используем свойства воздуха.

6. Познакомить детей моей группы с результатами моих исследований.

Гипотезы:

1. Воздух на Земле есть.

2. Воздух нельзя поймать.

3. Воздух не имеет цвета, он невидимый.

4.Воздух легче воды.

5.Воздух может иметь разную температуру.

6. Воздух не может двигаться.

7. Воздух не может издавать звук.

8. Воздух не имеет запаха.

9. Воздух не давит на предметы.

10. Воздух нужен человеку.

Объект исследования: свойства воздуха.

Предмет исследования: воздух.

Методы исследования:

1. Опрос детей группы.

2. Чтение литературы (энциклопедии, художественной).

3.Просмотр видеоматериалов (передачи, документальные фильмы, мультфильмы).

4. Поиск материалов в Интернете.

5. Проведение опытов.

6. Наблюдение за работой ветряка.

Описание работы

Решение принято, и работа закипела. Сначала я решила спросить у детей моей группы: « Какие свойства есть у воздуха?» и «Сможет ли человек жить без воздуха?» (Приложение 2).

Затем вместе с мамой мы много читали, смотрели передачи и фильмы о воздухе, искали информацию в Интернете.

И вот я готова к опытам: хочу найти воздух, поймать и увидеть его, сравнить с чем - то, почувствовать, услышать, понюхать, доказать его необходимость для всего живого. Вместе с воспитателем мы приготовили необходимое оборудование. Можно приступать к исследованиям, соблюдая технику безопасности.

Опыт 1. «Где есть воздух?»

Я решила выяснить, где есть на Земле воздух.

Ход выполнения:

1.Дую в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузырьки. Откуда они там оказались? Это воздух внутри нас: мы дуем, он выходит в виде пузырьков. Значит, в нас есть воздух.

2.Бросаю в стакан с водой кусочек мела. Из мела в воду тоже выходят пузырьки воздуха. Значит и в меле есть воздух, это для меня открытие!

3.Опускаю в прозрачную емкость с водой стакан с прикрепленной ко дну салфеткой. Салфетка осталась сухой, так как часть воздуха остается в стакане. Вот так чудо!

Вывод: Я подтвердила гипотезу о том, что воздух на Земле есть.

Опыт 2. «Ловим воздух»

Я выясняю, можно ли поймать и увидеть воздух.

Ход выполнения:

Беру полиэтиленовый пакет, «ловим» воздух и закручиваем пакет. Пакет полон воздуха. Видно, что у воздуха в пакете нет цвета.

Вывод: воздух можно поймать, он бесцветный, невидимый. Гипотеза о том, что воздух нельзя поймать, не подтвердилась. Подтвердилась, что воздух не имеет цвета, он невидимый и прозрачный.

Опыт 3. «Что легче?»

Выясню, что легче: вода или воздух.

Ход выполнения:

Беру два полиэтиленовых пакета: в один наливаю стакан воды, а в другой ловлю воздух. Потом взвешиваю на весах. Пакет с водой тяжелее, даже если возьмешь эти пакеты в разны е руки.

Вывод: воздух легче воды. А ведь это свойство воздуха я использовала, когда плавала на надувном круге! Гипотеза о том, что воздух легче воды, подтвердилась.

Опыт 4 «Температура воздуха»

Выясню, может ли воздух иметь разную температуру.

Ход выполнения:

С помощью термометра измеряю температуру в группе и на улице. Выясняю, что она разная.

Вывод: воздух может иметь разную температуру. Гипотеза о том, что воздух может иметь разную температуру, подтвердилась.

Опыт 5 «Ветерок»

Выясню, может ли воздух двигаться и двигать предметы.

Ход выполнения:

Беру веер и машу на себя, дую себе на руку. Я чувствую движение воздуха. Да это же ветерок! Я смогла сдуть бумажный веер со стола. А сильный ветер может не только бумажный веер унести, но и разрушить здания. Возьму вертушку и подую на нее: лопасти начинают вращаться. А ведь у нас в городе есть ветряк, его тоже крутит ветер! Обязательно съезжу туда с родителями!

Вывод: воздух умеет двигаться и двигать предметы. Гипотеза о том, что воздух не движется, не подтвердилась.

Опыт 6. «Слышу воздух»

Выясню, может ли воздух издавать звуки.

Ход выполнения:

Возьму дудочку и дуну в нее. Слышен звук. И когда дует сильный ветер, мы тоже слышим звук! Еще одно открытие!

Вывод: воздух может издавать звуки. Гипотеза о том, что воздух не может издавать звук, не подтвердилась.

Опыт 7. «Что пахнет? »

Выясню, имеет ли воздух запах.

Ход выполнения:

Беру апельсин и чищу его. Сразу запахло апельсином, но ведь до этого ничем не пахло. Значит воздух передает запахи. А можно еще и мамины духи взять!

Вывод: воздух не имеет запаха, а только передает его. Гипотеза о том, что воздух не имеет запаха, подтвердилась.

Опыт 8 «Что быстрее?»

Выясню, давит ли воздух на предметы.

Ход выполнения:

Беру по листу бумаги в каждую руку и одновременно выпускаю: один горизонтально, другой вертикально. Горизонтальный лист падает медленнее (его задерживает больше воздуха), а вертикальный быстрее(воздуха под ним меньше). Татьяна Петровна мне сказала, что это атмосферное давление. А я ведь слышала о нем, но не понимала что это такое. Теперь буду знать!

Вывод: воздух давит на предметы. Гипотеза о том, что воздух не давит на предметы, не подтвердилась.

Опыт 9 «Не дышу»

Выясню, может ли человек прожить без воздуха.

Ход выполнения:

Зажимаю рукой нос и ставлю песочные часы на одну минуту. Песочек еще весь не высыпался, а я уже не могу не дышать. А думала, что легко продержусь хотя бы одну минуту без воздуха!

Вывод: человек не может жить без воздуха. Гипотеза о необходимости воздуха человеку подтвердилась.

После исследований мы с мамой:

1. Зарисовали схемы изученных свойств воздуха (Приложение 3 ).

2. Поиграли в игру – дискуссию «Ветер – это хорошо или плохо?»

3. Нашли дома приборы, в которых используется воздух.

4. Съездили и посмотрели работу построенного в нашем городе ветряка.

5. Выучили стихотворение о воздухе

6. Поиграли с воздухом:

С вертушкой;

Запустили воздушного змея;

С мыльными пузырями;

С мячом;

С воздушным шариком.

С результатами своих исследований я познакомила детей моей группы.

Выводы

В результате своей работы я выяснила, что воздух на нашей планете действительно есть и его можно поймать. Он имеет определенные свойства:

Воздух бесцветный, прозрачный, невидимый;

Воздух может иметь разную температуру;

Воздух легче воды;

Воздух может двигаться;

Воздух может издавать звуки;

Воздух не имеет запаха, но передает его;

Воздух давит на предметы.

Я доказала необходимость воздуха для человека, узнала как люди могут использовать свойства воздуха в своей жизни, познакомила других детей со своими исследованиями.

Не все мои предположения подтвердились, но зато я поняла смысл одной китайской пословицы, которую часто повторяет моя бабушка: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Воздух – действительно удивительное чудо нашей планеты. Он такой большой, что занимает весь мир и такой маленький, что в любую щель пролезет! Нам без него никак нельзя! В следующий раз я хотела бы выявить, можно ли определить чистоту воздуха и как чистота воздуха влияет на наше здоровье.

Литература

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 192с.

Ладутько Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для педагогов учреждения дошкольного образования с белорусским и русским языком обучения – Минск: Национальный институт образования, 2014. – 255с.

Никашина Г.А. Весь мир в игре: игровая модель познавательного развития ребенка: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Ч.3. Первооткрыватели красоты и тайн природы – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 127с.

Понаморева Л.С. Экспериментальная работа в детском саду – Мозырь: Содействие, 2010. – 72с.

Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль.: Академия развития, 2003

Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду.- М.: Просвещение,2004

Интернет ресурс

www.O_detstve.ru/competition

www.rodnaya-tropinka.ru/chto-takoe-vozduh

www.youtube.com/user/ShishkinaShkola

Приложение 1

Сказка И. Ревю «Добрый воздух»

В чистом царстве, в воздушном государстве стояла необычная школа. Лесная школа. На уроке в Лесной школе Мудрейшая Сова рассказывала зверятам про воздух.

Всему живому на земле известно, что воздух необходим, - говорила Мудрейшая Сова. Он питает все клеточки нашего организма, поддерживает огонь. Люди, животные, растения дышат воздухом. Воздух – везде, он большой и всепроникающий. Воздух умеет поглощать влагу, переносить её, а потом, в другом месте отдавать. Воздух защищает землю от вредных для всего живого космических лучей, оказывает сопротивление падающим метеоритам.

Внимательно слушали зверята Мудрейшую Сову. А после уроков маленький Лисёнок вдруг сказал: «А мне не нужен воздух. Я его всё равно не вижу».

В этот момент налетела неведомая сила, закружилась-завертелась вокруг Лисёнка, и унесла его с собой. Не успел Лисёнок опомниться, как оказался на другой планете. Это была планета Марс. На Марсе практически нет воздуха, и воздушная оболочка не защищает эту планету. Вся поверхность Марса была разбомблена метеоритами.

Всего несколько минут побыл Лисёнок на другой планете. Ему не хватало воздуха. Но вот добрые силы сжалились над Лисенком и вернули его в чистое царство, в воздушное государство.

Тогда-то и оценил Лисёнок всю ценность воздуха. Ничего, что он не видел воздух. Главное, что воздух существует. Добрый, всепроникающий воздух.

Приложение 2

Опрос детей группы

Было опрошено 18 человек.

Вопрос № 1: Какие вы знаете свойства воздуха?

2 ребенка сказали, что ничего не знают о свойствах воздуха;

2 ребенка сказали, что воздух легкий;

3 ребенка сказали, что воздух невидимый;

5 детей сказали, что воздух не имеет запаха;

6 детей сказали, что воздух имеет температуру.

Вопрос № 2: Может ли человек жить без воздуха?

1 ребенок сказал «да»;

5 детей сказали «не знаю»;

12 детей сказали «нет».

Приложение 3

Рисунки – схемы свойств воздуха

Фотофакты




Исследовательская работа Пестова Алексея (6 лет)
Рекомендована на V Региональный Конкурс
исследовательских работ и творческих проектов
дошкольников и младших школьников «Я - исследователь»,
в секции: естествознание (неживая природа)
Руководитель исследования: Михайлова Наталья Ивановна.

Название исследовательской работы: «Что за чудо, простая вода?»

План исследования воды.
1. Где используется вода?
2. Свойства воды:
- Вода может находиться в жидком, и твёрдом виде. А еще в каком?
- Вода растворяет сахар и соль. Для всех веществ вода является растворителем? Опробовать: твердые предметы, масло, ткань, бумагу, акварельные краски.
- Люди и животные не могут обходиться без воды. А растения? Провести опыт на двух растениях: один поливать, а другой не поливать
- Соль растворяется в воде. Она пропала или стала невидимой? Как узнать?
- Вода тяжелая. Как она попадает в небо, когда идет дождь? Узнать.
- Цирк на воде. Вода красиво переливается разными цветами. Смогу ли я проделать такой опыт?
3. Обобщить, что я узнал о воде.

Материалы и оборудование на конкурс:
1. Альбом картинок «Где используется вода?»
2. Альбом «Вода - растворитель»
3. Альбом «Свойства воды»
4. Презентация «Что за чудо, простая вода?»
5. Оборудование для опытов: два растения (засохшее без воды и живое поливное), стакан с водой и жидкая краска; для выпаривания соли из воды (горелка, соль в металлическом ковшике не до конца выпаренная, прихватка); для демонстрации испарения воды (кипятильник, полстакана воды, стекло);
6. Схема для обобщения исследования.

Презентация исследовательской работы.
Меня зовут Пестов Алексей. Мне 5 лет. Разрешите мне представить исследовательскую работу «Что за чудо, простая вода?» Я видел, что воду очень часто люди используют в доме при приготовлении еды, питья, купании, для полива растений, животным тоже дают пить воду. Я заинтересовался, где еще применяется вода? Стал искать картинки, и у меня получился альбом «Где используется вода?» (Отдать жюри альбом)
А потом я стал выяснять, какими свойствами обладает вода.
1.Что вода может быть в жидком и твердом состоянии, я знал с детства. А в каком еще состоянии может быть вода? На кухне я видел, что из кипящего чайника выходит пар. Но в чайнике, кроме воды ничего нет. Значит, пар-это тоже вода? Я подставил под струю пара стакан и убедился, что стакан стал мокрым.
Я сделал вывод: Вода может находиться в жидком, твёрдом и парообразном состояниях.
Может быть, вода бывает еще в каком-нибудь другом состоянии, но я пока другого состояния не нашел.

2. За обедом я наблюдал, что сахар и соль в воде растворяются. Такая волшебная вода - невидимка: опустил ложку с сахаром и сахар исчез! Я провел опыты по растворимости веществ в воде и сделал вывод: вода растворяет сахар и соль. А твердые предметы, масло, ткань, бумагу не растворяет. Значит, не для всех веществ вода является растворителем. (Показ) Например, вода окрашивается при добавлении акварельной краски, но не растворяет краску. (Отдать жюри альбом «Вода – растворитель»)

Меня мучил вопрос: Соль растворилась в воде. Она пропала или стала невидимой?
Я выдвинул гипотезу: Если соль стала невидимой и никуда не исчезла, то, как можно ее снова обнаружить в воде? Я догадался, нужно воду отделить от соли. Но как?
Решение подсказали мне взрослые: Если превратить воду в пар, пар улетучится. Соль останется. Соль же тяжелая, она не улетучится вместе с водой.
Я провел опыт на выпаривание соли из воды. (Держит несколько секунд ковш с не до конца выпаренной солью над горелкой). Я начал воду выпаривать дома, а сейчас закончу. Посмотрите, вот она! Я нашел соль! (Показывает жюри выпаренную соль)
Я сделал вывод: вода растворяет соль, сахар, стиральный порошок. Но они не исчезают. Соль и сахар можно выпарить из воды. Воспитатель мне сказала, что так добывают морскую соль из моря.

3. Следующий опыт я не специально делал. Он у меня нечаянно получился.
Однажды вечером я оставил стакан с водой на столе. Утром я проснулся и увидел на стенках стакана пузырьки воздуха. Вот почему аквариумные рыбки не погибают без воздуха!
Я сделал вывод: В воде есть пузырьки воздуха!

4. Я знаю, что люди не могут обходиться без воды. И даже узнал из «Галилео-Галилей», что человек на 70% состоит из воды. Я решил пронаблюдать, так ли уж важна вода для жизни растений. Посадил два цветочка. Один цветок поливал, а другой нет. Посмотрите! (Показать два цветка) Без воды цветок засох. Я сделал вывод: без воды растения не могут жить.

5. Вы когда-нибудь задумывались, как вода попадает на небо во время дождя? Вода же тяжелая, сама подняться вверх она не может. Я долго не мог ответить на этот сложный вопрос.
Я предположил, что, может быть, вода попадает в небо в виде пара? Я видел, как легко поднимает пар вверх из носика кипящего чайника! Капельки воды становятся легкими, когда они превращаются в пар.
И я решил провести опыты с испарением воды. (Демонстрация опыта:
В стакан с водой опускает кипятильник. Когда вода закипит, убирает кипятильник. Комментирует: вот так же пары воды испаряются с луж, из рек и морей, когда светит жаркое солнце. А что происходит в небе? (Накрывает стакан стеклом. На стекле появляется пар, потом пар превращается в капельки воды.) Пар в небе остывает, частички воды соединяются вместе, тяжелеют и падают вниз в виде капель дождя.
Я понял, почему идет дождь: этому помогает процесс испарения.

6. Вода красиво светится, если на нее направить струи света. Я хочу порадовать вас и показать игру воды и света. (Эксперимент с маслом и фонариком)

В результате исследования, я узнал много нового:









Знать, уметь отвечать на вопросы:
Где используется вода, ты сделал альбом. Где используется лед и пар? Лед: в холодильнике, на горке, на катке. Пар: при ингаляции во время простуды, на заводах пар используется для ….
Вода имеет свою форму? Вода принимает форму того сосуда, в котором находится.
Вода бывает в твердом состоянии. Какое это состояние? Твердое состояние воды – это лед и снег.
Почему ты принял решение участвовать в конкурсе? (Потому, что мне понравилось изучать разные предметы и об этом рассказывать другим. Ребятам в детском саду я уже рассказал, теперь решил на конкурсе рассказать все, что я узнал о воде)
Где используется вода людьми в хозяйстве страны? (Альбом: для приготовления пищи и напитков; для купания людей; для мытья посуды, полов; для стирки белья; для приготовления лекарств в аптеке, для полива растений на огороде, для отопления домов в батареях.
Какие методы вы использовали для сбора информации по своему исследованию? Интернет, книги, читал с мамой, детские энциклопедии, смотрел телепередачи: «Галилео-Галилей», «Мудрые уроки тетушки Совы», проводил опыты и наблюдал, затем делал выводы; проводил опросы
Кого и о чем вы расспрашивали? Я беседовал с воспитателем, ребятами из группы, с родителями, старшей сестрой. Я опрашивал их:
- Чем дышат рыбки в аквариуме, и почему они не задыхаются без воздуха?
- Откуда берется вода в небе, когда идет дождь?
- Куда исчезает сахар в воде? И действительно он исчезает? А может он просто становится невидимым?
Вода принимает форму сосуда. Что такое сосуд?
При исследовании ты лично какие выполнил работы? Я разработал план исследования, провел опыты с водой, сделал выводы и подготовил выступление, а презентацию и фотоальбомы мне помогли сделать взрослые
Что такое гипотеза? Это мое предположение. А потом я провожу опыты и убеждаюсь, правильной была моя гипотеза (предположение) или ошибочной.
Что такое тучи? Тучи – это очень много капель воды.
Что такое испарение воды? Круговорот воды в природе? Когда вода кипит, водяной пар поднимается кверху. Там пар охлаждается, скапливается в тучах и затем снова падает на землю в виде дождя.
К каким выводам вы пришли во время своего исследования?
Вода – это чудо, которое нам дала природа. Вода обладает интересными свойствами:
- из бесцветной превращается в цветную;
- не капризна - принимает любую форму;
- растворяет некоторые вещества – делает их невидимыми;
- вода может находиться в жидком, твёрдом, и газообразном состоянии.
- является жизненно необходимой для растений, животных, птиц, людей – без воды все живое гибнет.
- в воде есть воздух, но мы не всегда его видим;
- тяжелые предметы в воде тонут, а легкие плавают;
- бесцветная вода может заиграть разными цветами радуги, если на нее воздействовать лучами света.
- я понял, почему идет дождь: этому помогает процесс испарения.
- вода в реках, морях, океанах нужна, чтобы плавали пароходы и корабли.



Исследовательская работаВасильевой Дарины (5 лет)

дошкольников и младших школьников «Я - исследователь», в секции: «Гуманитарная»

Руководительисследования : Линникова Людмила Михайловна

Названиеисследовательской работы : «Быт крестьянской избы»

Меня зовут Васильева Дарина, мне 5 лет. Моя работа называется «Быт крестьянской избы». Я хочу рассказать всем, как много интересного я узналао старинных вещах, которыми пользовались в старину русские люди (крестьяне) в деревне.

В детском саду решили открытьмузей «Русская изба». Привезли русскую печку. Мне она понравилась. Я стала расспрашиватьвзрослых, как ее использовали. А потомстала узнавать продругие старинныевещи, которые были у крестьян в русской избе. Я предполагала, что в старину люди использовали такие же предметы быта, как мы. Оказалось, что это не так

Печь в русской избеглавная! В старину говорили «От печки я пойду плясать». И я начну свой рассказ от печки. Печку клали из кирпичей умелые мастера. Печку уважали, с любовью белили ее мелом или известью. На печи люди спали. Там было тепло от прогретых огнем кирпичей. В печке готовили простую крестьянскую еду: в чугунах варили картошку, кашу, пекли пироги, репу, тыкву. Устье печки закрывали заслонкой, чтобы злые духи не могли пробраться через трубу. В деревне уАнтонины Степановны я помогала носить настоящие дровадля печки, варила картошку в «мундире» в настоящей русской печи. А потом мы все вместе ее ели, присыпаякрупной солью и маслом. А потом пили чай из самовара из зеленых листьев.

По телевизору я видела, как женщины полощут белье в реке и прихлопывают какими-то лопатками. Я решила так же постирать кукольное белье. Мама увидела. Она рассказала мне, что эти лопаточки называются валиками . Белье у крестьян было холщевое, грубое. Валиками ткань делали мягче. А после стирки белье гладили с помощью скалки и рубеля (Показывает: « Вот так!») Назвали его рубелем потому, что на этом предмете есть рубцы. Использовали рубель тоже для смягчения грубой крестьянской ткани. Рубель делает белье белоснежным, даже если плохо постирано. Это был первый утюг. Потомбыли другие.

А знаете, где я нашла этот рубель? Я ездила в деревню, где стоят настоящие деревенские дома.Жительница деревни Антонина Степановна подарила нам в музей старинные предметы (рубель, маслобойку, угольный утюг) и рассказаламне много интересного. Я рада, что нашла такие старинные предметы, и теперь в нашем музее есть новые экспонаты.

Вот угольный утюг . Электричества раньше не было. В этот железный утюг накладывали из печки горячие уголья совочком, закрывали на крючок. А потом размахивали утюгом вот так (Показывает), чтобы от воздуха уголья разгорелись еще больше. Потом пальцем пробовали, нагрелась ли подошва утюга, и только потом гладили.

Вот маслобойка. В нее наливали густые сливки, крутили долго эту ручку. Из сметаны и сливок сбивалось настоящее сливочное масло. Мне Антонина Степановна показала, как она сбивает дома масло до сих пор в такой домашней маслобойке.

В старину в русской избе много домашней утвари было из глины(кувшины, кружки, чашки). А ещемного было деревянной домашней: чашки, ложки, коромысло, даже ведрадля воды. Вот коромысло. На крючки вешали ведра, клали женщины себе на плечи и шли к колодцу за водой. Колодец называли «Журавль», потому чтоон похож на птицу с одной ногой. (Музыка «Пошла млада за водой». Дарина кладет на плечи коромысло с ведрами и, покачиваясь на месте, поет 2 строчки).Ведра были сделаны из дерева.Почему вода не выливалась из деревянных ведер, с которыми женщины носили воду из колодца? Я искала ответ на этот вопрос в библиотеке и в Интернет. Наконец, выяснила: дощечки плотно прикреплялисьдругкдругу, а щели между дощечками конопатилипаклей и смолой.

Занимаясь исследованием русского быта, японяла, что крестьяне жили просто. У них не было стиральных машинок, газовой плиты, электричества. Но крестьяне в быту использовали другие, более простые вещи . Вместо кроватейв избе были широкие лавки. Их называли «палати». Я поняла, почему им дали такое название: «палати» – от слова спать, означает место длясна.А матрац был не ватный, а соломенный или из сена.

Почему матрац делали из соломы или из сена. Такие матрацычасто меняли, чтобы не заводились в них насекомые. Наверное на них хорошо спать, потому,чтоот них пахнет травкой. Шкафов и шифоньеров не было. Но были знаменитыесундуки, в которых хранились одежда и все самое ценное. Сундуки были разных размеров (маленькие и громадные), их по разному украшали (резьбой, кованными уголками). На сундук всегда вешали замок. Ключ от сундука хранился у хозяйки дома. В наш маленький музейжители поселка подарили маленький сундук. Когда я открыла крышку, то там было большое отделениеи маленькое. Я думала: «Что хранили в маленьком отделении?»Я опять обратилась за помощью к воспитателю. Она рассказала мне, что это отделение для мелочей: ниток, платочков, гребенок, бус, пуговиц. В большом отделении складывали сарафаны, шаровары, кокошники, картузы, мужскиерубахи.

Женщины вечерами зажигали лучину и пряли из овечьей шерсти пряжу. (Показать) Веретено и кудель были в каждом доме. Из овечьей пряжи вязали носки, варежки другие предметы одежды. Из козьего пуха пряли пуховую нить, и затем вязали оренбургские пуховые платки.Моя бабушка и мама умеют вязать пуховые платки. Я вырасту - тоже буду вязать.

Очень интересная история о пуховых платках.(Набрасывает на плечи паутинку) Я узнала об этом из большой книги «История Оренбургского края». Оказывается, 200 лет тому назад в Лондоне была выставка знаменитых вещей. Там впервые все увидели 6 прекрасных пуховых платков, связанных оренбургской казачкой МарьейУсковой.На табличке было написано: «Изделия сего рода производится ручной работой повсеместно в Оренбургском крае». С тех пор оренбургские паутинки знамениты на весь мир.

Итогоммоей исследовательской работы стала выставка старинных вещей русского быта.Вот она. (Показывает). С историей этих вещей я познакомиларебят моей группы. Ими я пополнила музей детского сада новыми экспонатами. Сделала фотографии старинных экспонатов и оформила в альбом. Историю своего народа нужно знать всем.

Знать ответы на вопросы:

1. « В старину» - это что означает? Очень давно.

2. Что такое музей? Это место, где собирают старинные редкие вещи.

3. Что такое устье печи? Заслонка? Экспонаты? Уголь?

4. Что такое «Конопатили»? Пакля?

5. Почему колодец называли журавлем?

6. Крестьянский быт - что это? Быт?

7. Солома и сено – что это? Матрацы были соломенные или из сена.

8. Лучина, картуз, кокошник, шаровары, домашняя утварь

Материалы и оборудование на конкурс:

1.Коромысло, 2 ведра,веретено, кудель, маслобойка, рубель и скалка с полотенцем, угольный утюг с угольями, чугун, платок-паутинка, сундук.

2. Презентация к выступлению.

3. Альбом с фотографиями экспонатов русской избы.

4. Дарина в русском костюме.

Муниципальный этап Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» Авторы: Иванова Юлиана и Мурзаева Валерия, ученицы 2 «а» класса МБОУ «Ибресинская СОШ 2» Научный руководитель: Гулянова Рената Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Ибресинская СОШ 2» Учебно-исследовательская работа












Задачи исследования 1. Собрать информацию о кошках из различных источников. 2. Узнать, какие породы кошек бывают и какую пользу приносят кошки людям? 3. Провести опрос среди ровесников и эксперименты с домашними кошками. 4. Понять, одинаково ведут себя кошки разной породы перед изменением погоды? 5. Сопоставить собранный материал с собственными наблюдениями.




ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Впервые домашние кошки появились в Египте в 2500 году до нашей эры. Здесь были обнаружены сотни тысяч их мумий. Мумии кошек были в золотых и серебряных усыпальницах с драгоценными камнями. Люди ценили кошек как истребителей грызунов. Оказывается, кошкам в Египте посвящались роскошные храмы.




Длинношерстные кошки считаются прекрасными невропатологами и могут вылечить хозяина от депрессии, бессонницы и раздражительности. Кошки с недлинной, но густой шерстью могут лечить сердечно - сосудистые заболевания. Черные гладкошерстные и сиамские кошки хорошо снимают хроническую усталость. Белые длинношерстные (ангорские и персидские кошки) исцеляют заболевания обмена веществ. Рыжие и серые - универсалы, они помогают при любых недомоганиях.








Количество совпадений в поведении кошки с народными приметами и изменениями погоды Вывод: выяснили, что не все породы кошек одинаково чувствуют изменения в погоде. Мы думаем, что это зависит от того, в каких климатических условиях приспособлена жить кошка. К нашей местности больше подходят кошки европейской породы, поэтому их поведение чаще совпадало с изменениями погоды и народными приметами.


Дата Народная примета ДатаНаблюдения 13,14,16,20,28 ноября 1-6,29 декабря 4-7 января Кошка зимой в теплом доме спит у батареи – похолодает. 14,15,18,22,29 ноября 2-7,30,31 декабря 5-9 января Народная примета совпала (были сильные морозы). 13,20,21,28,30 ноября 2,6,7,9,10,20 декабря 11,12,24 января 1,2,12 февраля Кошка на улицу смотрит или выходит - потеплеет. ноябрь декабрь 12,13,14,25 января 2-5,13 февраля Народная примета ни разу не совпала. В январе и феврале н/п совпала. 3,15,16,22 декабря Кошка крепко спит или лежит брюхом вверх - к теплу. 4,5,16,17,23 декабря, 5-9 января были сильные морозы Народная примета не совпала. 4-6 января ноября Кошка лижет лапу, моется - к солнцу ноября Народная примета совпала. 1,7,15 декабря 2,9,17 декабря 25,26 января 5-8,13 февраля Кошка во сне закрывает нос лапой– к усилению мороза. 26,27 января 6-9,15 февраля Народная примета совпала. 15, 21 ноября 21 декабря Кошка играет своим хвостом – к дождю или к снегу. 16,22 ноября 23 декабря В эти дни шёл мокрый снег.


Дата Поведение кошки ДатаНаблюдения 14,15,23 ноября 3,15 декабря 7,9,10,28,29,31 января 3 февраля Кошка играет целый день – к дождю или снегу. 16,18,25 ноября 4,5,16 декабря 9,10,11,29,30 января 1,5 февраля В эти дни шёл снег и было теплее. 22 ноября 1,3,16 декабря 4,6 января Кошка долго спит и не играет–к холоду, к ясной погоде. 23,24 ноября 2,4,5,17 декабря 6,7 января В эти дни было холодно и светило солнце. 13,23,28 ноября 2,6,9,10,17,20 декабря 1,2 февраля Кошка целый день гуляет на улице – к ветреной погоде или к дождю, зимой – к снегу, к метели. 14,25,29 ноября 3,7,10,11,18,21 декабря 2,3 февраля Шёл дождь и дул сильный ветер. Шёл снег, иногда была метель. Вывод: Наблюдая за нашими кошками, мы заметили, что предстоящие изменения в погоде влияют на поведение кошек. Если внимательно следить за поведением домашних питомцев, можно предугадать, какая погода Будет завтра или послезавтра.


1. Кошка имеет огромное значение в жизни человека: спасает жилище от грызунов, берет на себя негативные импульсы и очищает энергетику, отвлекает от повседневных забот; 2. Кошки чувствуют незаметные для человека изменения погоды, поэтому, наблюдая за поведением кошки, можно предсказать погоду за несколько дней вперед.


Наблюдая за изменениями погоды и поведением домашней кошки, мы смогли установить наши собственные приметы: Наблюдая за изменениями погоды и поведением домашней кошки, мы смогли установить наши собственные приметы: 1. Кошка играет целый день – к дождю или снегу. 2. Кошка долго спит и не играет – к холоду, к ясной погоде. 3. Кошка целый день гуляет на улице – к ветреной погоде или к дождю, зимой - к снегу, к метели.


1. Энциклопедия для детей. Птицы и звери. – Москва: Аванта, 2008 г., 406 – 415 с. 2. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 2 класс. М.: Просвещение, 2011 г. 3. Смоленский А.В. Чувашские приметы о погоде. Чебоксары,1992 г сайт о животных.



Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность «Путешествие воды»

Секция: Естествознание «неживая природа»

1. Введение.

Здравствуйте! Меня зовут Настя! Мне 7 лет! Я хожу в подготовительную группу детского сада № 42. Тема моей исследовательской работы «Путешествие воды».

Я вам расскажу, почему мне захотелось узнать, как путешествует вода в природе.

В один осенний день мы с мамой пошли гулять, и попали под дождь. Дождь был такой сильный, что капли по зонтику стучать (тук. Тук. Тук. Тук) как будто со мной разговаривают. Мама сказала, что капли воды и правда могут рассказать. Мне стало интересно о чем обычная вода может рассказать. Например, о своем кругосветном путешествии ответила мама. О настоящем кругосветном путешествии, разве вода путешествуют? спросила я у мамы. Да и это называется «Круговорот воды в природе». Я задумалась и решила узнать, как путешествует вода в природе?

Цель моего исследования: Узнать что такое круговорот воды в природе? И с помощью опытов доказать как он происходит.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

1. Собрать и изучить с помощью родителей информацию о круговороте воды в природе, о значении воды;

2. Расширить и закрепить знания о свойствах воды с помощью опытов.

3. По итогам исследования, вместе с воспитателями создать картотеку опытов с водой для нашей группы, с подробным объяснением и фотографиями эксперимента.

4. Познакомить с проектом детей моей группы.

Я выдвинула гипотезу : Вода это единственное вещество, которое в природе переходит и одного состояния в другое. Роль круговорота воды в природе велика.

Актуальность исследования заключается в расширение кругозора ребёнка. Практическое применение знаний, умений, навыков ребёнка во взаимодействии с окружающим миром. Ребёнок – первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Для него всё впервые: Откуда вода в реке? Как дождь попал на небо? Почему падают снежинки? Куда исчезают сугробы? Почему лужи на асфальте быстро исчезают? Где встречается вода в природе? и. т. д.

Эта тема интересная, познавательная. Люди с давних времен задавались вопросом: почему идет дождь, снег, появляется туман?

И так после прогулки, дома мы достали энциклопедию и подробно рассмотрели, что такое круговорот воды в природе. И у нас получилась интересная история. Послушайте!

ПЕСНЯ

В речки капельки живут

По течению плывут

Жарко солнце припекает

В пар водичку превращает

Капли тучей синей стали

На траву дождем упали

Ручейком в траве журчат

В речку вновь попасть хотят

С ново солнышко встает

И опять к себе завет

Вновь они летят вперед

Вот такой круговорот

Еще мы с мамой узнали из Интернета, что Вода-очень важное на Земле вещество, она создала нашу планету. Почти три четвёртых поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере. В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. В недрах земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы. Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Дело в том, что тело человека почти на 70% состоит из воды. На Земле нет вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, ее нужно беречь. Наследующий день я пошла в детский сад и рассказала о «путешествии воды» и о том, что узнала с родителями

Выслушав меня, воспитатель сказала, для того чтобы лучше понять круговорот воды в природе для начала нужно узнать все свойства воды. Мы решили провести опыты и сами доказать существование круговорота воды в природе.

В детском саду мы уже проводили эксперименты и я узнали, что вода прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, принимает любую форму в которую ее налить, а также вода растворяет разные вещества. (эти опыты имеются у нас в картотеки). Так же Вода в природе бывает в трёх состояниях: газообразное, жидкое и твердое. И об этих состояниях я вам расскажу.

1. Опыт «Что такое испарение?»

Если капельку воды

Хоть немного подогреть

Превратится капля в пар

И захочет улететь

Я взяла две тряпочки и тарелку с водой. Опустила тряпочки в воду, отжала. Одну тряпочку положили на горячую батарею, другую подальше от тепла. Через некоторое время сняла обе тряпочки. Одна тряпочка была сухой, другая влажной.

Сделала вывод: Капли быстрее улетают (испаряются,) там, где теплее и солнечнее.

  1. Опыт « Превращение пара в воду». Этот опыт я проводила дома вместе с папой потому, что этот опыт опасный. Пар очень горячий!

Я наблюдал за кипящим чайником и видел, как из носика выходит струйкой облачко - это капельки пара. Вода испаряется - превращается из видимого жидкого вещества в вещество-невидимку. Наблюдать за паром можно только с взрослыми и на расстоянии. Папа подержала тарелочку над чайником. На тарелочке появились капельки воды, когда капли стали большими и тяжёлыми они стали отрываться и падать вниз.

Если теплая погода

Капля в дождик обратиться

И захочет поскорее

Вновь на землю возвратиться

Вывод: Пар - это вода в газообразном состоянии. Когда капли становятся большими и тяжёлыми они не могут удержаться вверху и падают на землю. В виде дождя

Из следующего опыта мы узнали, как вода превращается в твердое состояние.

Опыт№3

После того как папа подержал тарелку над парам, мы поместили ее в холодильник. Через небольшое количество времени достали тарелочку и увидели как капельки превратились в льдинки.

Если холодно на небе,

И нарядною снежинкой

Капелька вся заискриться

Плавно, тихо приземлится

Вывод: При низкой температуре образуются не капельки воды, а кристаллики льда.

Опыт №4 Во, что превращается снег?

Я скатала комок снега - снежок. Занёсла снежок в детский сад и положил на тарелочку. Через некоторое время снежок превратился в воду. Вывод: снежок растаял от тепла, и опять стал водой.

Проделав эти опыты я сделала вывод : что капелька воды всё время перемещается по кругу. А путешествовать ей помогаете солнечное тепло и холод (мороз).