Техническое снабжение судоходных компаний

Сепаратор СЦ-1,5 является специальным агрегатом, который применяется для проведения процедур очистки дизтоплив и минеральных масел. С помощью сепаратора этого типа обеспечивается эффективное удаление механических примесей и воды.

Сепараторы реализованы в видеэлектромеханической системы с коническими тарелками и ручной отгрузкой отфильтрованных примесей. Сепараторы СЦ-1,5 широко применяются на суднах различного назначения, а также на производственных объектах различных промышленных отраслей. С помощью этих устройств поддерживается высокий уровень чистоты масла и дизтоплива, которые применяются для работы различного оборудования.

Сепараторы, используемые на суднах, владеют в твоей конструкции специальными электроприводами, имеющими морское исполнение. Устройствами этой серии поддерживаться также и дополнительная функция, которая заключается в возможности реализации еще двух процедур – осветления или разделения. Они могут реализовываться для невзрывоопасных и неагрессивных эмульсий/суспензий.

Устройство и принцип работы

В конструкцию сепаратора СЦ-1,5 входит рабочий механизм, сборник для примесей, барабан, электрический привод с аппаратурой пуска и насос. Основа сепаратора и его электропривод располагаются на общей платформе, а устройство пусковой аппаратуры размещается отдельно.

Конструкционно сепаратор может выпускаться в двух вариантах, отличие между которыми заключается в способе монтажа электродвигателя. Он может крепиться с помощью лап либо фланцев. Работа сепаратора СЦ-1,5 основана на выполнении процедуры разделения нескольких жидкостей, которые имеют разную плотность. Таким способом можно отделить воду от смазки или дизтоплива. Удаление механических примесей из вещества осуществляется с помощью центробежной силы, появляющейся, как только барабан начинает вращение.

Для процедур очистки очень густого масла или эмульсии система сепаратора может дополнительно доукомплектовываться устройством подогрева. Очищенная жидкость из сепаратора откачивается с помощью насоса, а удаляемая влага вытекает самотеком. Удаляемые механические включения осядут на стенках барабана, а их удаление происходит вручную.

Жидкостный центробежный сепаратор СЦ-1,5 с коническими тарелками и ручной выгрузкой осадка предназначен для очистки минеральных масел и дизельного топлива от воды и механических примесей на судах и в различных отраслях промышленности. Кроме основного назначения, сепаратор можно применять для осветления и разделения взрывобезопасных и не агрессивных суспензий и эмульсий.
Сепараторы, предназначенные для эксплуатации на судах, комплектуются электрооборудованием специального морского исполнения.

Индексы сепараторов

СЦ-1,5
Сепаратор морского исполнения с электрооборудованием постоянного тока.

СЦ-1,5/I
СЦ-1,5/I

Сепаратор морского исполнения с электрооборудованием переменного тока напряжением 220В или 380В.

СЦ-1,5А
Сепаратор общепромышленного исполнения с электрооборудованием переменного тока напряжением 220В или 380В

СЦ-1,5АТ
Сепаратор общепромышленного тропического исполнения.

СЦ-1,5/IТМ
СЦ-1,5/IIТМ
СЦ-1,5ТМ

Сепараторы морского тропического исполнения.

Рисунок 1. Общий вид сепаратора
Сепаратор Электродвигатель Размеры, мм
Т К Х М Н П Р
СЦ-1,5 П40М 340 765 365 340 250 170 15
СЦ-1,5/I
СЦ-1,5/II
АОМ-42-4
АО2-324М
270 665 275 270 190 95 15
СЦ-1,5А АО2-32-4
4А 100 S4
исполнение М101
270 655 - 315 - 110 20
СЦ-1,5А АО2-32-4
4А 100 S4
исполнение М101
320 595 - 320 - 160 20
СЦ-1,5А АО2-31-4
4А 100 S4
исполнение М301
размеры на


Рисунок 2. Общий вид сепаратора с фланцевым электродвигателем

Технические данные

СЦ-1,5 СЦ-1,5/I
СЦ-1,5/II
СЦ-1,5А
Производительность сепаратора в зависимости от свойств сепарируемого продукта: 1000-2500 литров/час
Насос сепаратора обеспечивает вакууметрическую высоту всасывания не более: 0,53 кгс/см 2
Давление нагнетания не более: 3,5 кгс/см 2
Габаритные размеры не более:
. длина 1087 мм 1020 мм 975 мм
. ширина 500 мм 500 мм 485 мм
. высота 780 мм 780 мм 780 мм
Высота снятия сборника: 1020 мм 1020 мм 960 мм
Масса не более:
. сепаратор без запасных частей и инструмента 270 кг 230 кг 240 кг
. сепаратор в рабочем состоянии 280 кг 240 кг 248 кг
Масса барабана: 20 кг
Емкость шламового пространства барабана: 1,7 дм 3
Скорость вращения барабана в зависимости от скорости вращения вала электродвигателя: 6700-7125 оборотов/минуту
Мощность электродвигателя: 2,8-3,2 кВт


Рисунок 3. Разрез сепаратора по горизонтальному и вертикальному валам

Устройство и работа сепаратора

Основные узлы сепаратора: механизм, сборник, барабан, насос и электродвигатель с пусковой аппаратурой. С сепаратором поставляются комплекты запасных частей, инструмента и технической документации.
Сепаратор и электродвигатель установлены на общей фундаментной плите, пусковая аппаратура устанавливается отдельно. Сепараторы СЦ-1,5А выпускаются в двух вариантах: с электродвигателем на лапах (исполнение по монтажу М101) и с фланцевым электродвигателем (исполнение по монтажу М301). Присоединительные размеры и компоновка узлов показаны на рисунках , и .
С целью уменьшения вибрации и шума сепаратор рекомендуется устанавливать на амортизаторы, а трубопроводы подсоединять к нему с помощью гибких вставок.
Принцип действия сепаратора основан на разделении жидкостей с различными плотностями и отделении механических примесей под действием центробежных сил, возникающих при вращении барабана. Схема работы сепаратора показана на . Очищаемая жидкость всасывающей секцией шестеренного насоса подается в барабан сепаратора (если необходим подогрев, то через подогреватель), где и происходит разделение жидкостей нагнетающей секцией насоса откачивается в соответствующую емкость, а отсепарированная вода отводится самотеком. Механические примеси отлагаются на стенках барабана.
На всасывающий магистрали последовательно установлены:

Для подогрева масла или топлива, с целью получения более качественной очистки, могут быть использованы электроподогреватели или пароподогреватели.

Рисунок 4. Схема работы сепаратора

а) бак грязной жидкости; б) всасывающий невозвратный клапан; в) кран проходной; г) фильтр; д) насос; с) подогреватель; ж) пробные краны; и) бак чистой жидкости; к) бак отходов.

Рисунок 5. Всасывающий невозвратный клапан

1 - сетка; 2 - корпус; 3 - клапан; 4 - ниппель; 5 - стопорное кольцо.

Механизм

Схема работы механизма следующая. Вращение от электродвигателя передается горизонтальному валу через фрикционную муфту. От горизонтального вала через червячно-винтовую пару с передаточным числом 4,75 вращение передается вертикальному валу, а через эластичную муфту - шестеренному двухсекционному насосу. Опорами горизонтального вала служат два радиальных шарикоподшипника, закрепленных в приливах станины. Вертикальны вал установлен в упругих опорах. Устройство узлов горизонтального и вертикального валов механизма показано на рисунках , , и .

Сборник

В результате сепарирования чистое масло попадает в камеру «в», образуемую тарелкой 10 и корпусом сборника 11, а вода - в камеру «с» между тарелками 9 и 10. Масло и вода отводятся по соответствующим литым каналам корпуса сборника.
Камера «а» служит для определения переполнения.
Камера чистого масла соединена трубопроводом с нагнетающей секцией насоса. В верхней части корпуса сборника имеется канал, закрываемый пробкой 14. Через это канал в барабан заливается вода для создания водяного затвора. Для наблюдения за протеканием жидкостей имеются два смотровых глазка 13. Термометр 12 служит для контроля температуры поступающего в барабан масла. Для взятия проб очищаемого масла установлен кран 8. В чаше 15 имеются два пружинных тормоза 16 для торможения барабана после выключения электродвигателя в случае необходимости быстрой остановки и два диаметрально-расположенных припора 6, для закрепления барабана при разборке.
Кожух 18 предохраняет механизм от попадания в него воды и масла. Разъем корпуса сборника и чаши уплотнен резиновыми уплотнительными кольцами 7. Жидкость, попавшая в чашу, стекает через трубку 17.


Рисунок 6. Сборник

6 - припор для крепления барабана; 7 - уплотнительные кольца сборника; 8 - кран; 9 - тарелка нижняя сборника; 10 - тарелка средняя сборника; 11 - корпус сборника; 12 - термометр; 13 - глазок; 14 - пробка; 15 - чаша; 16 - тормоз; 17 - трубка стока из чаши; 18 - кожух.

Барабан

Барабан - узел, в котором происходит разделение смеси жидкостей (масло- вода) и отделение механических примесей. При сборке барабана на одновременную очистку от воды и механических примесей (барабан-пурификатор), очищаемое масло через внутреннюю полость тарелкодержателя 28 и через отверстия тарелок барабана 21 поступает в межтарелочное пространство, где и происходит разделение жидкостей. Жидкость, имеющая большую плотность (вода), будет стремится к периферии, а жидкость с меньшей плотностью (масло), ближе к оси вращения. В результате непрерывной подачи обводненного масла и непрерывного процесса разделения, вода перемещается вверх по стенкам корпуса барабана 20 и через зазор между водяной горловиной 29 и пазами крышки 24, а затем через зазор между водяной горловиной и регулирующим кольцом 27 попадает в водяную камеру сборника. Чистое масло, как более легкое, по межтарелочному пространству перемещается к оси вращения и, достигнув наружной поверхности тарелкодержателя, перемещается вверх, а затем через кольцевой зазор между водяной горловиной и тарелкодержателем попадает в камеру чистого масла сборника.
Большая часть механических примесей (барабан - кларификатор) грязное масло в межтарелочное пространство попадает с торца пакета тарелок, минуя отверстия тарелок барабана, что повышает качество очистки масла от механических примесей. Механические примеси оседают на внутренней стороне стенок корпуса барабана, а чистое масло через кольцевой зазор между тарелкодержателем и грязевой горловиной 30 попадает в камеру чистого масла сборника. При этой сборке производят очистку только от механических примесей, так как вывода для отсепарированной воды нет. Если в очищаемом масле есть вода, она будет оставаться в барабане и после заполнения его водой наступит переполнение и процесс сепарирования нарушится.
Механические примеси из барабана следует периодически удалять, останавливая сепаратор, разбирая барабан. Периодичность очистки барабана зависит от степени первоначального загрязнения масла механическими примесями, но не реже одного раза в неделю.
Для удобства при эксплуатации на барабане нанесены:

  1. стрелки, показывающие направление отвертывания гаек (на большой 22 и малой 25 гайках барабана);
  2. риска на большой гайке барабана и риска с буквой «П» на крышке барабана 24, показывающие предел завертывания большой гайки барабана;
  3. риска и буква «Г» на цилиндрической поверхности горловины водяной 29 (или горловины грязевой 30) и тарелкодержателя 28, показывающих положение горловины относительно тарелкодержателя;
  4. буква «С» на крышке барабана показывающая расположение паха под припор в корпусе барабана 20;
  5. риски на торцах рассекателя корпуса барабана и вертикального вала, показывающие положение корпуса барабана на вертикальном валу;
  6. горизонтальная риска и буква «В» на цилиндрической поверхности большой гайки барабана, показывающие положение барабана по высоте относительно верхнего среза чаши сборника.
Для проверки правильности комплектации барабана на его основных деталях (корпусе, большой и малой гайках, крышке и тарелкодержателе) выбит заводской номер сепаратора.


Рисунок 7. Барабан

20 - корпус барабана; 21 - тарелка барабана; 22 - гайка большая; 23 - уплотнительное большое; 24 - крышка барабана; 25 - гайка малая; 26 - кольцо уплотнительное малое; 27 - кольцо регулирующее; 28 - тарелкодержатель; 29 - горловина водяная; 30 - горловина грязевая; 31 - тарелка грязевая; 32 - тарелка нулевая.

Выбор регулирующего кольца

Для обеспечения нормального сепарирования большое значение имеет правильный выбор регулирующего кольца с внутренними диаметрами 72, 74 и 75 мм, установка кольца с тем или иным диаметром зависит от плотностей разделяемых жидкостей (например: вода-масло) и их процентного содержания. Чем меньше разница плотностей между маслом и водой, тем меньше должен быть диаметр регулирующего кольца и наоборот. С увеличение содержания воды в масле диаметр регулирующего кольца должен быть увеличен. Если регулирующие кольца не обеспечивают требуемого качества очистки сепарируемого продукта, можно их расточить до диаметра, дающего наилучший результат. Рекомендуется за одну расточку увеличивать диаметр не более, чем на 1 мм, и каждый раз проверять качество сепарирования.
Для наглядности на рисунке 8 приводится схема процесса сепарирования в барабане с регулирующими кольцами различных диаметров.
Например, при отделении воды от масла «Турбинное 46», имеющего плотность около 0,877 и обводнение около 10%, лучше всего устанавливать кольцо с внутренним диаметром - 74 мм.


Рисунок 8. Схема сепарирования

a - диаметр регулирующего кольца велик, часть масла уходит вместе с водой; б - процесс сепарирования протекает нормально;
в - диаметр регулирующего кольца мал; условия сепарирования ухудшаются, часть воды уходит вместе с маслом.

Насос

Для подачи грязного масла в барабан и отвода читого масла служит сдвоенный шестеренный насос, приводимы в действие от горизонтального вала через эластичную муфту.
Грязное масло, проходя через кран проходной 44 и фильтр 45, всасывающей секцией насоса «III» подается в барабан (если необходим подогрев, то через подогреватель). Нагнетающая секция насоса отводит чистое масло и подает его по назначению. На нагнетательном патрубке насоса установлен предохранительный клапан 46, для сброса масла при повышении давления в магистрали более 4 кг/см 2 и пробный кран 47 для взятия проб чистого масла.
Фильтр () предназначен для очистки масла от крупных механических включений, которые могут вывести насос из строя.
Трубопровод () соединяет камеру чистого масла сборника и нагнетающую секцию шестеренного насоса. Глазок 54 дает возможность наблюдать за выходом чистого масла.


Рисунок 9. Насос

35 - крышка насоса; 36 - прокладка; 37 - ведомые шестерни; 38 - корпус насоса; 39 - кронштейн; 40 - ось; 41 - муфта соединительная; 42 - шайба эластичной муфты; 43 - штифт конический 6х40 латунный; 44 - кран проходной; 45 - фильтр; 46 - клапан предохранительный; 47 - пробный кран; 48 - уплотнитель; 49 - ведущие шестерни; 50 - валик.

Контрольная аппаратура и инструмент

Для контроля температуры очищаемого масла на корпусе сборника установлен термометр со шкалой от 0 до 100°С.
Пробы чистого и грязного масла берут через соответствующие краны.
На станине сепаратора установлен глазок - маслоуказатель, на котором нанесена красная черта для определения уровня масла в ванне механизма. Масло необходимо залить до уровня черты. Для наблюдения за прохождением по каналам грязного и чистого масла, а также отходов сепарирования (воды) установлены смотровые глазки.
Для обслуживания сепаратора в процессе эксплуатации следует пользоваться специальным инструментом ().


Рисунок 10. Фильтр

51 - корпус; 52 - крышка; 53 - сетка фильтра.


Рисунок 11. Трубопровод

54 - глазок; 55 - фланец нажимной; 56 - труба к сборнику; 57 - угольник; 58 - труба к насосу.

Рисунок 12. Инструмент

60 - приспособление для сжатия пакета тарелок барабана; 61 - насос для очистки барабана; 62 - ключ для большой гайки барабана; 63 - ключ для регулировки высоты барабана; 64 - съемник корпуса барабана; 65 - ключ для малой гайки барабана; 66 - нож для очистки барабана.

Центробежный сепаратор является высокооборотной машиной. Его барабан, вращающийся с большой скоростью, имеет большой запас кинетической энергии.
Шестеренный насос сепаратора может создать значительные давления (десятки кгс/см 2).
Обрабатываемые жидкости (масло, топливо), как правило, для лучшей сепарации, нагревают; температура подогрева может достигать 90°С. Поэтому для обеспечения безаварийной многолетней эксплуатации сепаратора необходимо обязательное соблюдение требований настоящей инструкции по обслуживанию, правил техники безопасности и противопожарных мероприятий.

  1. К обслуживанию сепараторов допускаются лица, изучившие настоящую инструкцию по эксплуатации сепаратора, прошедшие специальное обучение и инструктаж по технике безопасности и противопожарным ммероприятиям.

  2. Сепаратор должен содержаться в полной технической исправности и чистоте, а также хорошо освещен и доступен.

  3. Припоры барабана должны быть вывернуты и закреплены гайками, а тормоза находились в рабочем положении, то есть упирались в барабан.



  4. Запрещается снимать сборник во время работы сепаратора.

  5. Не допускается разлитие сепарируемой жидкости около сепаратора.

  6. Запрещается работа с открытым огнем и курение вблизи работающего сепаратора.

  7. При обслуживании сепаратора необходимо пользоваться исправным инструментом и приспособлениями.

  8. Запрещается замена деталей барабана деталями барабана от других сепараторов.

  9. Электродвигатель должен иметь правильное присоединение выводов к сети в соответствии с электрической схемой и заземлением. Правильность присоединения электродвигателя или барабана сепаратора. Вал электродвигателя должен вращаться против движения часовой стрелки, если смотреть со стороны привода, то есть совпадать по направлению со стрелкой, нанесенной на кожухе муфты. Барабан должен вращаться по движению часовой стрелки.

  10. Обслуживание электрооборудования и техника безопасности при этом выполняются в соответствии с инструкцией по обслуживанию, прилагаемой к электрооборудованию.

  11. Если в процессе эксплуатации будут обнаружены трещины на основных деталях (корпус барабана, крышка барабана, большая и малая гайки барабана и вертикальный вал) сепаратор вывести из эксплуатации и сообщить на завод-изготовитель сепараторов.

  12. После 10-12 тысяч часов работы сепаратора корпус барабана, крышку барабана, большую и малую гайки барабана и вертикальный вал рекомендуется подвергнуть магнитной или какой-либо другой дефектоскопии на отсутствие трещин.

Подготовка сепаратора к работе

  1. Снять корпус сборника и проверить положение припоров барабана, которые должны быть утоплены заподлицо с внутренней стенкой чаши и закреплены гайками.

  2. Отвести тормоза барабана, то есть опустить вниз рукоятки тормозов.

  3. Провернуть механизм вручную. Вращение должно быть свободно, без каких-либо заеданий во всех звеньях механизма.

  4. Проходной кран 44 (рисунок 9), установленный на всасывающей магистрали перед фильтром, перекрыть.

  5. Для смазки шестерен насоса (особенно после длительного перерыва в работе) перед пуском сепаратора залить маслом фильтр и приемный трубопровод, ведущий от камеры чистого масла к насосу.

  6. Поставить на место сборник, равномерно завинтить болты крепления. Если барабан собран для одновременной очистки масла от воды и механических примесей, залить в барабан воду для создания водяного затвора (около 1,5-2 литра). При сборке барабана для очистки масла от механических примесей водяной затвор не требуется.

Порядок работы

  1. Убедиться в исправности машины, в правильности присоединения трубопровода и подключения электродвигателя к сети соответствующего напряжения, запустить сепаратор включения магнитного пускателя.

  2. Через 1-2 минуты после пуска электродвигателя, постепенно открывать проходной кран на всасывающем трубопроводе до положения, обеспечивающего номинальную производительность.

  3. Следить за показаниями имеющихся приборов: манометра, вольтметра, амперметра, а также следить за равномерностью поступления очищаемого масла. Шум, возникающий при работе сепаратора, должен быть однотонным без посторонних звуков.

  4. В период запуска, из-за проскальзывания кулачков муфты, возможно появление характерного звука, пропадающего после достижения барабаном полного числа оборотов.

  5. Следить, чтобы температура подшипников сепаратора и электродвигателя не превышала установленных норм. Шум подшипников зубчатой пары и насоса должен быть равномерным, без посторонних звуков.
    Температура масла в ванне механизма не должна превышать 70°С.

  6. При работе сепаратора необходимо периодически чистить барабан и фильтр от скапливающихся в них механических примесей.
    Периоды чистки определяются практически и зависят от степени первоначального загрязнения масла механическими примесями. Несвоевременная чистка барабана нарушает нормальную работу сепаратора - ухудшается качество очистки, повышается вибрация.

  7. Если в процессе сепарирования не производится непрерывная промывка масла или топлива, желательно обновлять водяной затвор примерно через 6 часов работы сепаратора.

  8. В случае необходимости подогрева масла или топлива для получения более высокой степени очистки, желательно температуру подогрева поддерживать в пределах, обеспечивающих вязкость до 6-6,5°ВУ.
    Наиболее хорошие результаты получаются при вязкости сепарируемого продукта около 3°ВУ.

  9. При необходимости промывка масла или топлива воду можно подавать непосредственно в барабан через отверстие для заливки водяного затвора. Температура воды при этом должна быть не ниже температуры сепарируемого продукта.

  10. Протекание масла и отходов сепарирования во фланцевых соединениях трубопровода, а также через уплотнения насоса, механизма и горизонтальный разъем корпуса сборника с чашей не допускается.

  11. Для остановки сепаратора перекрыть проходной кран на всасывающей магистрали. После прекращения подачи масла в барабан и протекания его по каналу в сборнике (что можно установить наблюдением через глазок) отключить электродвигатель от сети нажав кнопку «стоп» магнитного пускателя. При остановке сепаратора рекомендуется применять тормоза только в случае необходимости быстрой остановки барабана. Если такой необходимости нет, тормоза лучше не применять, или же тормозить кратковременно по 2÷3 секунды.

Техническое обслуживание

При остановке сепаратора, более чем на двое суток, барабан необходимо очистить от продуктов сепарирования.
Если сепаратор, работающий по очистке топлива, останавливается более, чем на двое суток, его насос необходимо законсервировать, предварительно удалив из него топливо.
Консервация производится путем заливки масла в фильтр и приемный трубопровод от сборника к насосу с проворачиванием насоса.
В процессе эксплуатации сепаратора возможно оседание пакета тарелок барабана. Для сохранения плотной затяжки пакета необходимо добавить одну - две тарелки из числа запасных.
При этом, передел завинчивания большой гайки барабана должен оставаться прежним, то есть до совпадения рисок на крышке и большой гайке барабана. Если затянуть гайку до требуемого предела невозможно, добавленную тарелку следует убрать.
Один раз в год рекомендуется очищать и регулировать предохранительный клапан. Регулировка клапана на срабатывание при требуемом давлении производится регулирующим винтом клапана.
Масло в ванне механизма следует заменять первый раз через 100÷150 часов работы сепаратора, а затем через 500÷600 часов. При замене масла необходимо протереть глазок масломера и тщательно очистить ванну механизма от продуктов износа и грязи.
Необходимо периодически следить за износом винтовой шестерни. Допустимый износ определяют по тощине зуба у вершины, которая должна быть не менее 0,5 мм. Если зубья тоньше, шестерню сдвигают в новое рабочее положение (шестерня имеет увеличенную ширину венца и используется дважды). Шестерню, изношенную в обоих положениях, заменяют новой. Шестерню заменяют при демонтированных насоса, фрикционной муфте и электродвигателе.
При длительной эксплуатации сепаратора может возникнуть необходимость замены резиновых уплотняющих деталей и шарикоподшипников. Замена уплотнительных колец барабана и сборника не представляет трудности и может быть сделана при кратковременной остановке сепаратора.
Уплотнители насоса и механизма со стороны насоса заменяют при демонтированном насосе, а уплотнитель механизма со стороны электродвигателя - при демонтированных фрикционной муфте и электродвигателе.
Чтобы заменить шайбу эластичной муфты, необходимо сдвинуть соединительные муфты в сторону кронштейна и механизма, предварительно выбив штифты.
Порядок демонтажа вертикального и горизонтального валов для замены шарикоподшипников изложен в разделе . При замене шарикоподшипников для выявления дефектов внимательно осмотреть верхнюю и нижнюю опоры и вертикальный вал. Необходимость замены той или иной детали диктуется нарушением нормальной работы узла, куда входить эта деталь.
При выходе из строя одной из пружин 88 амортизаторов верхней опоры () замене подлежит весь комплект пружин (6 штук) данного узла.

Возможные неисправности и способы их устранения

Неисправность Способ устранения
Повышенная вибрация сепаратора при работе. 1. Очистить барабан от отходов сепарирования.
2. Проверить исправность всех шарикоподшипников и состояние амортизаторов верхней опоры вертикального вала, правильность сборки барабана.
Через сливную трубку чаши вытекает масло или вода. Разобрать барабан и проверить резиновые уплотнительные кольца. Лопнувшие или разбухшие кольца заменить запасными.
Насос не дает полной производительности. Проверить все соединения всасывающей линии трубопровода и устранить просачивание воздуха.
Осмотреть фильтр и если он засорен - очистить.
Глазок переполнения полностью заливает маслом. Снизить производительность сепаратора. Если же масло продолжает полностью заливать глазок, разобрать и вычистить барабан.
При работе масло вытекает с водой через патрубок для выхода отсепарированной воды. 1. Недостаточное количество воды для водяного затвора; долить воду.
2. Заменить регулирующее кольцо новым с меньшим внутренним диаметром.

Разборка и сборка

Разборка

Перед разборкой необходимо отключить электродвигатель от сети, разъединить фланцевые соединения трубопроводов насоса и выпустить масло из ванны механизма.

Порядок разборки

  1. снять корпус сборника;

  2. демонтировать насос в сборе с кронштейном;

  3. разобрать барабан;

  4. разобрать механизм;

  5. разобрать насос и сборник.
Рисунок 13. Схема работы приспособления для сжатия пакета тарелок барабана


Рисунок 14. Узел горизонтального вала

71 - уплотнитель механизма; 72 - шарикоподшипник 0-205К; 73 - станина; 74 - штифт конический 8х60; 75 - шестерня винтовая; 76 - корпус муфты; 77 - кожух; 78 - кольцо кулачковое; 79 - кулачок; 80 - крышка подшипника; 81 - вал горизонтальный; 82 - кольцо пружинное; 83 - кольцо распорное; 84 - кольцо.


Рисунок 15. Узел горизонтального вала сепаратора СЦ-1,5 с фланцевым электродвигателем

Разборка барабана

Поставить барабан в такое положение, при котором буква «С» на крышке барабана будет совпадать с расположением одного из двух стопорных припоров 6. Закрепить барабан от проворачивания обоими припорами.
Отвернуть вправо соответствующими ключами малую 25, большую 22 (рисунок 7) гайки барабана. Снять крышку барабана 24.
Для облегчения отвертывания или завертывания большой гайки барабана можно воспользоваться приспособление для сжатия пакета тарелок ().
Приспособление устанавливать на малую гайку барабана, а стержень с левой резьбой навинтить (без приложения больших усилий) на резьбовой конец гайки крепления корпуса барабана.
Вращая вороток, сжать пакет до предела, обеспечивающего легкое отвертывание или завертывание большой гайки. После этого снять тарелкодержатель 28 (рисунок 7) с комплектом тарелок барабана 21, выкачать из барабана масло ручным насосом и очистить его ножом для очистки барабана. Корпус барабана с конусной части вертикального вала снять с помощью съемника. При разборке барабана проверить состояние резиновых уплотнительных колец 23 и 26. В процессе эксплуатации они постепенно разбухают и удлиняются и не могут при повторном их использовании обеспечить достаточную герметичность. Разбухшие кольца заменить запасными. При чистке барабана нет необходимости отвертывать малую гайку барабана и снимать корпус барабана с вертикального вала.
При разборках барабана тщательно осмотреть корпус барабана, большую и малую гайки барабана, крышку барабана, тарелкодержатель. При обнаружении трещин сепаратора с эксплуатации снять.

Разборка механизма

Освободить электродвигатель от крепящих болтов, снять его с фундаментной плиты, снять чашу 15 (смотреть ).
Снять кулачковое кольцо 78 ( ) вместе с кулачками 79 с вала электродвигателя, корпус муфты 76 с горизонтального вала механизма 81 и предохранительный кожух муфты 77.
Снять крышки подшипников 80 и крышку ванны механизма.
Выбить конический штифт 74 крепления шестерни и вынуть горизонтальный вал вместе с подшипниками, в сторону насоса слегка ударяя по нему через деревянную прокладку и поддерживая шестерню 75.
Отвернуть контргайку 104 и вынуть ввертыш 87 вместе с пружиной 88, буфером нижней опоры 89 и шариком 103. Вынуть вертикальный вал 100 вместе с подшипниками и втулкой 101, слегка ударяя по нему снизу вверх.
При необходимости, например при замене шарикоподшипников, вертикальный вал с подшипниками можно извлеч без демонтажа электродвигателя, насоса и узла горизонтального вала. Для этого необходимо сдвинуть винтовую шестерню до упора в сторону фрикционной муфты, снять кожух 18 и убрать буфера 95.
Подшипники с горизонтального и вертикального валов, при необходимости, можно снять слегка постукивая по ним через деревянную или свинцовую подушку.
Разборка узлов насоса и сборника не представляет трудностей, однако, без особой на то необходимости, разборка их не рекомендуется.

Рисунок 16. Узел вертикального вала

87 - ввертыш подпятника; 88 - пружина подпятника и буферов; 89 - буфер нижней опоры; 90 - стакан; 91 - винт М6х10; 92 - шарикоподшипник 6-46204Л; 93 - шарикоподшипник 0-1305Л; 94 - втулка верхней опоры; 95 - буфер; 96 - втулка буферов; 97 - болт упорный; 98 - корпус верхней опоры; 99 - шарикоподшипник 6-206Б; 100 - вал вертикальный; 101 - втулка нижних подшипников; 102 - винт М6х16; 103 - шарик 10Н; 104 - контргайка ввертыша.

Сборка

Собирать сепаратор следует по узлам в порядке, обратном разборке.
Перед сборкой тщательно очистить и промыть керосином все детали и злы и тщательно осмотреть с целью определения возможности их дальнейшего использования.

Сборка механизма

Ввернуть ввертыш подшипника 87, вставить пружину 88, буфер нижней опоры 89 и шарик 103 (смотреть ).
Установить корпус верхней опоры 98 с втулками буферов 96, вертикальный вал 100 с насаженными на нем шарикоподшипниками и втулкой 101, стаканом 90 и втулкой верхней опоры 94.
Установить буфера 95, пружины 88 и закрепить их болтами 97.
Проверить вращение вертикального вала.
Установить горизонтальный вал со стороны насоса, предварительно насадив шарикоподшипник 72 и закрепив его кольцом 84 (смотреть ).
При установке на горизонтальный вал надеть шестерню 75, затем со стороны фрикционной муфты установить другой шарикоподшипник. Шарикоподшипник горизонтального вала со стороны насоса закрепить кольцом распорным 83. Установить крышки подшипников с уплотнениями 71.
Шестерню установить на свое место и закрепить штифтом 74.
Убедившись в том, что зубчатая пара вращается свободно, закрыть ванну механизма крышкой и установить корпус муфты 76. Кожух привернуть болтами к станине. Залить в ванну механизма масло до контрольной риски на глазке масломера, находящегося в приливе станины.
Электродвигатель, с насажденным на вал кулачковым кольцом 78 с кулачками 79, установить на свое место при помощи контрольных штифтов, закрепить в фундаментной плите болтами и подключить к сети.
Собранный механизм (без насоса и барабана) проверить на холостом ходу в течении 2-3 минут, включив электродвигатель: при этом, проверить правильность сборки механизма и ключения электродвигателя в сеть. Вал электродвигателя должен вращаться против часовой стрелки, если смотреть со стороны свободного конца вала.
При сборке механизма необходимо обратить особое внимание на поджатие пружин амортизаторов верхней опоры. Упорные болты должны быть завернуты полностью.
Убедившись в правильности сборки механизма и вращения электродвигателя, присоединить насос, трубопровод и чашу, сборка которых производится в порядке, обратном разборке.

Сборка барабана

Смазать тонким слоем смазки конусное отверстие корпуса барабана и конусную часть вертикального вала. Надеть корпус барабана на вертикальный вал так, чтобы риски на торцах рассекателя корпуса барабана и вертикального вала совпали, и застопорить двумя припорами. Закрепить корпус барабана на вертикальном валу гайкой крепления корпуса барабана с левой резьбой.
Вставить в корпус барабана тарелкодержатель так, чтобы штифт на дне барабана вошел в паз тарелкодержателя. Надеть на тарелкодержатель тарелки последовательно по порядку возрастающих номеров. Сверху на комплект тарелок надеть водяную горловину, совместив риски с буквой «Г» на тарелкодержателе и водяной горловине.
Уложить в нижнюю канавку крышки барабана резиновое уплотнительное кольцо 23 (рисунок 7) установить ее на место и завернуть большую гайку барабана с левой резьбой. Затягивать большую гайку ключом до совпадения риски на гайке с риской и буквой «П» на крышке барабана. В верхнюю канавку крышки барабана уложить уплотнительное резиновое кольцо 26, поставить резьбой и затянуть фрикционным ключом. Использование приспособления для сжатия пакета тарелок значительно облегчает сборку барабана.
Сборка барабана для очистки масла от механических примесей отличается от сборки барабана для одновременной очистки масла от воды и механических примесей тем, что пакет тарелок начинается тарелкой нулевой 32 (без отверстий) и заканчивается тарелкой грязевой 31. Вместо регулирующего кольца 27 устанавливается горловина грязевая 30 (смотреть рисунок 7).
Нарушение последовательности сборки деталей барабана ни в коем случае не допускается, так как это может привести к разбаллансировке барабана. Количество тарелок барабана должно соответствовать количеству, указанному в паспорте сепаратора.
Последовательность сборки барабана показана на .
Барабан с помощью ввертыша 87 отрегулировать по высоте так, чтобы расстояние от плоскости разъема чаши со сборником до верхнего торца водяной горловины составляло 139±1,0 мм, то есть горизонтальная риска с буквой «В», на большой гайке барабана должна совпадать с верхним срезом чаши. После регулировки по высоте навернуть контргайку 104.
Неправильная сборка или неполное завинчивание гаек барабана может привести к выходу сепаратора их строя.

Рисунок 17. Порядок сборки (разборки) барабана для очистки масла от воды

1 - корпус барабана; 2 - гайка крепления корпуса барабана; 3 - тарелкодержатель; 4 - пакет тарелок; 5 - горловина водяная; 6 - кольцо уплотнительное; 7 - крышка; 8 - гайка большая; 9 - кольцо уплотнительное; 10 - регулирующее кольцо; 11 - гайка малая.

Сведения о консервации, упаковке, расконсервации и хранении

При консервации снять с сепаратора барабан, а из ванны механизма слить масло. Барабан разобрать и все детали его промыть, насухо протереть, смазать антикоррозийной смазкой и вновь собрать без затягивания большой и малой гаек.
Законсервированный барабан завернуть в бумагу и хранить не устанавливая на сепаратор. Все обработанные, но неокрашенные краской поверхности деталей сепаратора (вертикальный и горизонтальный валы, вал электродвигателя и так далее) смазать антикоррозийной смазкой. Отверстия патрубков закрыть заглушками. Законсервированный сепаратор упаковать в прочную тару, исключающую возможность механических повреждений и воздействия атмосферных осадков при хранении. Переконсервацию сепаратора и запасных частей производить в сроки указанные в паспорте сепаратора.
При расконсервации детали и узлы тщательно промыть керосином и насухо протереть. Барабан обязательно разобрать полностью и промыть каждую деталь в отдельности.
После расконсервации приступить к монтажу сепаратора. Перед монтажом трубопроводов снять заглушки с патрубков насоса.

Справочные данные


Рисунок 18. Детали из резины


Рисунок 19. Схема страповки сепаратора