Домашнее задание логопеда продукты питания. Ручной труд «Каша на тарелке». Дидактическая игра «Кто растит хлеб для всех людей»

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Продукты питания»

Цели:

Расширить знания детей о продуктах питания.
Обогатить активный и пассивный словарь детей по данной теме.
Учить внимательно слушать и понимать стихотворный текст.
Формировать представления о цвете, положении в пространстве (на, за, перед, рядом, верх-низ, право-лево), геометрических фигурах (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, овал), величине (большой-маленький).
Учить детей находить точно такой же предмет, а также предмет, отличающийся от остальных.
Совершенствовать навыки наклеивания, лепки, рисования карандашом прямых вертикальных линий.
Учить детей находить середину предмета.
Учить детей резать бумагу ножницами.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Упражнять в умении согласовывать свои действия со словами песни.
Воспитывать желание быть аккуратным при приеме пищи, пользоваться салфеткой.

Оборудование:

Упаковки из-под различных пищевых продуктов (по два экземпляра).
Картинки «Найди лишний предмет» (продукты питания).
Вырезанные из картона тарелочки, клей ПВА, гречневая крупа.
Соленое тесто, игрушечные ножи, фантики из-под конфет.
Картинки с изображением колосьев, зерен, муки, теста, хлебобулочных изделий.
Лист-фон с изображением дороги. Маленькие машинки.
Лист-фон с изображением тарелок разной формы; вырезанные цветные изображения хлеба, печенья, пирожка, батона, бублика; клей.
Фасоль белая крупная и коричневая мелкая. Большие и маленькие тарелочки.
Ножницы. Вырезанные из бумаги изображения хлеба и колбасы.
Прищепки. Разноцветные силуэтные изображения «чупа-чупсов».
Раздаточный материал «помидоры», «огурцы», «груши», «сливы»; круги-тарелочки красного, синего, желтого и зеленого цветов.
Бельевая веревка. Силуэтные изображения грибов.
Сушки. Веревочки.
Картинка с изображением аккуратного и неряшливого ребенка, принимающего пищу. Бумажные салфетки.
Круглые картонные «пиццы» с липучками, мелкие кусочки колбасы, помидоров, грибов, сыра на липучках.
Картинки-фоны с изображением конфет в виде геометрических фигур с пустой серединой, соответствующие геометрические фигуры.
Карандаши. Листы с нарисованными вверху продуктами питания и тарелками внизу, которые нужно соединить вертикальной линией.
Аудиозаписи: «Танец с мамой», «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку».

Ход занятия:

Когда нам говорят «Приятного аппетита?» Так говорят перед едой. Сегодня поиграем и поговорим о том, что мы едим.

Когда тебе предложат угощенье -
Фруктовый торт, конфеты и печенье, -
Ешь спокойно, аккуратно.
Будет всем вокруг приятно.

Что нужно сказать перед едой? Что нужно сказать после еды?

Дидактическая игра «Купи в магазине точно такой же продукт»

Детям раздаются пустые упаковки из-под различных пищевых продуктов. Дети должны пройти к «магазину» (где расставлены такие же упаковки) и выбрать-«купить» точно такой же продукт.

Дидактическое упражнение «Что несъедобное?»

Посмотрите на картинку внимательно и покажите, что несъедобное, что нельзя съесть.

Дети карандашами проводят вертикальные прямые линии от продукта до тарелки.

Упражнение «Пицца»

Приготовьте настоящую пиццу - положите сверху кусочки колбасы, сыра, грибов, помидоров.

Рассматривание картинок

Вы любите кушать печенье, булочки, хлеб. Посмотрите и послушайте как и из чего они получились. (Показ картинок сопровождается рассказом взрослого).

Картинка «Колосья».
Картинка «Зерно».
Картинка «Мука».
Картинка «Тесто».
Картинка «Хлебобулочные изделия».

Дидактическая игра «Машина-хлебовоз»

Положите перед собой листы бумаги с нарисованным городом и возьмите в руки машину-хлебовоз. Вы будете водителями и поведете машину в нужном направлении.

Поставьте машину в левый верхний угол. Здесь находится хлебозавод и в машину погрузят свежий хлеб, булки и другие вкусные продукты.
Проведите машину в центр, в самую середину.
Теперь машина поехала вправо.
Теперь вниз по улице.
Машина остановилась перед высоким домом.
Дальше машина поехала влево.
Остановилась за низким домом.
Машина поехала вверх по улице.
Машина вернулась на хлебозавод.

Аппликация «Подбери блюдо нужной формы»

Купили мы разные продукты в хлебном магазине. Теперь нужно разложить их на праздничном столе. У вас на есть скатерть с расставленными на ней блюдами. Рассмотрите внимательно хлебобулочные продукты и блюда для них.
Нужно подобрать к каждому продукту блюдо подходящей формы.
На какую геометрическую фигуру похож бублик? На круг. На блюдо какой формы нужно положить круглый бублик? На круглое блюдо.
На какую геометрическую фигуру похож хлеб? На прямоугольник. На блюдо какой формы нужно положить прямоугольный хлеб? На прямоугольное блюдо.
На какую геометрическую фигуру похож батон? На овал. На блюдо какой формы нужно положить овальный батон? На овальное блюдо.
На какую геометрическую фигуру похож пирожок? На треугольник. На блюдо какой формы нужно положить треугольный пирожок? На треугольное блюдо.
На какую геометрическую фигуру похоже печенье? На квадрат. На блюдо какой формы нужно положить квадратное печенье? На квадратное блюдо.

Чтение стихотворения «Хлеб»

Муку в тесто замесили.
А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Все мы испечем в печи.
Очень вкусно!

Лепка «Колобок, батон, бублик»

Возьмите в руки кусочки соленого теста и скатайте колобок (круговое раскатывание), батон (прямое раскатывание, придавливание, надрезание), бублик (прямое раскатывание, загибание, соединение).

Динамическая пауза «Я пеку, я пеку, пеку»

Дети выполняют движения по показу взрослого под песню «Я пеку, пеку, пеку».

Дидактическая игра «Разложи продукты по тарелкам»

Вот перед вами овощи и фрукты. Назовите их: огурцы, помидоры, сливы, груши. Назовите, какого они цвета? Зеленые огурцы, красные помидоры, желтые груши, синие сливы. Разложите их по тарелочкам подходящего цвета.

Дидактическое упражнение «Сортируем фасоль»

Вот на тарелочке смешалась фасоль. Есть фасоль белая, большая, а есть фасоль коричневая, маленькая. Разложите фасоль: большую - на большие тарелки, а маленькую фасоль - на маленькую тарелку.

Дидактическая игра «Разложи конфеты»

Подбирайте конфеты подходящей формы и раскладывайте их на картинке.

Игра с прищепками «Конфетки на палочках»

Вот перед вами конфетки. Покажите конфету красного цвета, желтого, синего, зеленого. А теперь подберите к каждой конфете палочку такого же самого цвета.

Ручной труд «Конфетки»

От соленого теста отщипывайте большие кусочки, раскатывайте в толстую колбаску и заворачивайте в фантики.

Чтение стихотворения «Вкусная каша» З. Александровой

Каша из гречки,
Где варилась? В печке.
Спарилась, упрела.
Чтоб Оленька съела.
Кашу варили,
На всех разделили...
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке.
И Оля доела
Последние крошки!

Ручной труд «Каша на тарелке»

Середину тарелки намажьте клеем (обильно), сверху посыпьте крупой. Остатки крупы стряхните или сдуйте.

Дидактическое упражнение «Раздели пополам»

Возьмите ножницы и разрежьте пополам колбасу, хлеб.

Покажите гриб, который не похож на все остальные грибы.

Дидактическое упражнение «Сушим грибы»

Белки сушат грибы на сучках деревьев. А люди развешивают грибы сушиться на веревочке. Вот и мы сейчас развесим грибы сушиться на веревочке с помощью прищепок.

Танцевальное упражнение «Танец с мамой»

Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту.

Дидактическое упражнение «Хорошо и плохо»

Дети рассматривают картинку и объясняют, какой ребенок ведет себя за столом хорошо, а какой плохо.

А как вы ведете себя за столом? Старайтесь кушать аккуратно. Чтобы не испачкаться. Пользуйтесь салфеткой. Чтобы вытереть ротик после еды. Покажите, как вы вытираете ротик салфеткой.

Ручной труд «Связка сушек»

На веревочку дети нанизывают сушки, взрослые помогают завязать узелок на веревочке. Связку сушек дети забирают с собой.

1. На кухне рассматривать продукты питания, предложив ребёнку называть те, которые знает, и проговаривать те, которые не знает. Задавать при этом уместные уточняющие вопросы:

Какой/какая? Его едят сырым или его нужно сначала приготовить? Что из него готовят и как (чистят, режут, варят, жарят…)? Где хранится?

Обсудить, откуда берут продукты (выращивают в огороде, покупают в магазине).

Обсудить правила приёма пищи (перед едой нужно мыть руки, чтобы не заболеть; во время еды не разговаривают, потому что можно поперхнуться; кушают аккуратно, чтобы не запачкать стол и одежду).

Рассмотреть вместе изображения знакомых продуктов на картинках в книжках.

2. Подбор существительных к глаголу
Что варят? Что жарят? Что моют? Что чистят? Что едят сырым? Что хранят в холодильнике? Что хранят в шкафу?

3. Употребление глаголов в прошедшем времени (сейчас мы суп варим, а вчера…варили; сейчас мы кушаем, а вчера…)

4. Отвечать на другие вопросы по теме
Из чего варят кашу? Из чего варят суп? Из чего готовят салат? Из чего делают бутерброды? Из чего делают сухари? Из чего варят компот и делают сок? Почему перед едой нужно мыть руки? Почему во время еды не разговаривают? Зачем кушают аккуратно?

5. Назвать ласково (творог…творожок, сыр, макароны, каша, суп, салат, бутерброд, компот…)

6. Сказать наоборот

Чистый – грязный (овощи)

Твёрдый – мягкий (макароны)

Жидкий – густой (каша)

Сладкий – солёный

7. Пальчиковая гимнастика

«Апельсин».

Мы делили апельсин, много нас, а он один (на каждое слово сжимать пальцы рук в кулачок)

Эта долька - для ежа, эта долька - для стрижа, эта долька - для утят, эта долька - для котят, эта долька - для бобра (левой рукой поочередно загибать пальчики)

А для волка - кожура.

«Лисичка».

Шла лисичка по тропинке (указательный и средний пальчики «идут» по поверхности)

И несла грибы в корзинке (одну руку в кулак, а второй рукой накрыть его сверху, как шляпкой; на слове «корзинка» сделать ладошками пригоршню)

Пять опят (показать 5 пальцев одной руки)

И пять лисичек (показать 5 пальцев другой руки)

Для лисят (сжать пальцы одной руки в кулак)

И для лисичек (сжать пальцы другой руки в кулак)

8. Рассказать и обсудить или обыграть (игрушками или с помощью пластилина) сказку «Колобок»

Я дружу немножко

Со столовой ложкой.

Только ротик открываю,

Ложка с кашей заезжает,

Плюх! Ко мне на язычок,

Щёчки дружно чмок-чмок-чмок!

Все довольны: я, мой ротик

И мой сытенький животик!

Фрукты дружно встали в ряд

И о чём-то говорят.

Кто же будет из них первый-

Груша или виноград?

А быть может, абрикос?

Удивительный вопрос!

Думать, лишь банан не стал,

Первый в руки мне попал.

А в корзинке у Марины три огромных мандарина.

*Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик. Там мышка живёт, тебе хвостик отгрызёт.

Ярко-жёлтый апельсин

Милый, жёлтый мячик

Я тебя кручу – верчу

Скушать я тебя хочу

10. Загадки
Своими словами описать продукты питания.

Загадки в стихах:

Наступает час обеда: мой-ка руки, непоседа! Из свежих овощей и круп сварила мама вкусный …

  • Научить детей внимательно слушать и понимать, о чём говорится в данном произведении.
  • Формировать мотив, потребность в диалогической речи.
  • Развивать умение правильно интонационно оформлять высказывания.
  • Формировать фонетически и грамматически правильную речь детей.
  • Развивать воображение, умение перевоплощаться.
  • Упражнять в словообразовании относительных прилагательных.
  • Воспитывать чувство доброжелательности друг к другу.
  • Воспитывать интерес к художественной литературе.
  • Предварительная работа.

    Беседа о продуктах питания. Экскурсия на кухню детского сада. Чтение стихотворения А.Рождественской “Молоко”, рассказа Б. Алмазова “Горбушка”, сказки “Горшочек каши”.

    Оборудование.

    Шапочки “продуктов питания”, кукла-повар.

    Ход занятия

    1. Оргмомент. Цель: привлечь внимание детей к теме разговора

    Воспитатель:

    – К нам на занятие пришёл повар Митя (показываю детям куклу-повара). Он недавно окончил кулинарное училище, опыта работы у него ещё нет, и он очень боится, что еда выйдет у него невкусная, и никто не захочет ничего есть. Ему нужна ваша помощь. Я буду говорить за Митю-повара, а вы меня поправляйте, если я ошибусь.

    Воспитатель (Митя):

    – Что бы мне приготовить из овощей?

    Дети: Салат, винегрет, овощное рагу.

    Воспитатель (Митя):

    – Буду готовить овощное рагу. Возьму мясо.

    Воспитатель переспрашивает детей:

    Дети: Не надо мясо. Мясо – продукт питания, но ты готовишь овощное рагу. Нужны овощи: морковь, свекла, картофель, лук.

    Воспитатель (Митя):

    – Все овощи положу на сковороду и буду жарить.

    Дети: Их не жарят. Овощи мелко нарезают и тушат, заправляют подсолнечным маслом.

    Воспитатель (Митя) готовит овощное рагу.

    2. Сообщение темы.

    Воспитатель:

    – Дети, повар Митя останется у нас на занятии и послушает рассказ о продуктах, которые спорили между собой и не могли решить, кто из них вкуснее.

    3. Чтение рассказа Л.И. Смирновой “Что вкуснее?”:

    Во время обеда продукты поспорили, кто из них вкуснее.

    Котлета сказала:

    – Я вкуснее, потому что я из мяса.

    Суп сказал:

    – Я вкуснее всех, потому что я из курицы.

    А салат им в ответ:

    – Я вкуснее всех, потому что я из овощей.

    Компот возразил:

    – Я вкуснее всех, потому что я из фруктов.

    – Я вкуснее всех, потому что я из творога, – вмешался в спор пирог.

    – Я вкуснее, – сказала каша, – потому что я молочная.

    Квас закричал:

    – Я вкуснее всех, потому что я хлебный.

    Кисель не согласился:

    – Нет, я вкуснее всех, потому что я из малины.

    Таня услыхала спор продуктов и сказала:

    – Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием.

    4. Беседа по содержанию рассказа.

    1. Работа с текстом.

    Воспитатель:

    – Вспомните дети, какие продукты спорили?

    – Из-за чего возник спор?

    – Какой характер у каждого героя рассказа?

    – Как это можно передать с помощью движений, голоса?

    5. Игра “Я вкуснее!”

    Цель: Развитие интонации.

    Дети выбирают героя, придумывают характер и передают с помощью интонации, кто вкуснее.

    Воспитатель:

    – Кто прекратил спор?

    – Таня сказала: “Не спорьте, вы все очень вкусные!”

    6. Д/и “Из чего - какой?”.

    Цель: Лексико-грамматическое упражнение по прослушанному тексту – образование относительных прилагательных.

    Котлета из мяса (какая?) – мясная котлета.

    Суп из курицы (какой?) – куриный суп.

    Салат из овощей (какой?) – овощной салат.

    Компот из фруктов (какой?) – фруктовый компот.

    Пирог из творога (какой?) – творожный пирог.

    Каша из молока (какая?) – молочная каша.

    Квас из хлеба (какой?) – хлебный квас.

    Кисель из малины (какой?) – малиновый кисель.

    Физкультминутка – логоритмика.

    Холодильник открываем (имитация открывания холодильника одной рукой),

    Пачку масла вынимаем (наклон вперед, изобразить движения руками вперёд к груди),

    Колбасу, сметану, сыр,

    Творог, ряженку, кефир (хлопки перед собой на каждое слово),

    Не забудем торт и фрукты, (руки перед собой округлить, присесть, руки в стороны).

    Что достали мы? Продукты.

    7. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

    Дети надевают шапочку выбранного “героя” рассказа и готовятся к игре-драматизации.

    8. Пересказ текста путём драматизации диалога.

    9. Итог занятия.

    Воспитатель.

    – Дети, вам понравилось пересказывать рассказ по ролям?

    Воспитатель (Митя):

    – Ребята, а вы сможете придумать историю о своём любимом продукте и нарисовать иллюстрацию? Принесите завтра свои работы.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ».

      Предложите ребенку отгадать загадки.

      Хлеба мягкого кусок,

      Сверху колбаса, чеснок.

      Сам он просится к нам в рот,

      Аппетитный... (бутерброд)

      Пчелки летом потрудились,

      Чтоб зимой мы угостились.

      Открывай пошире рот,

      Ешь душистый, сладкий... (мед)

      Из крупы ее сварили,

      Посолили, подсластили.

      Эй, ну где же ложка наша?!

      Так вкусна на завтрак... (каша)

      Лук, капуста и картошка,

      Разных овощей немножко.

      Ты в кастрюле их ищи.

      Это суп с названьем... (щи)

      Сахаристая рубашка,

      Сверху - яркая бумажка.

      Сладкоежки любят это.

      Что за лакомство? (Конфета)

      Сделан он из молока,

      Но тверды его бока.

      В нем так много разных дыр.

      Догадались? Это... (сыр)

      Не окрошка и не супчик.

      Свекла в нем, морковь, огурчик.

      Подают нам на обед

      С постным маслом... (винегрет)

      Догадайтесь, кто такая?

      Белоснежная, густая.

      Сливки взбили утром рано,

      Чтоб была у нас... (сметана)

      Сварит бабушка из ягод

      Что-то вкусненькое на год.

      Ах, какое объеденье -

      Ароматное... (варенье)

      Спрыгнул он со сковородки,

      Подрумяненный в середке.

      Знать, готов еще один

      С пылу с жару тонкий... (блин)

    • Выучите с ребенком гимнастику.

    К Жанне гости прибежали,

    Все друг другу руки жали.

    Здравствуй, Жора!

    Здравствуй, Жанна!

    Рад, Сережа!

    Рад, Снежана!

    Не хотите ль пирожок?

    Или коржика кусок?

    Вот драже вам на ладошку.

    Все берите понемножку.

    С ручек все стряхнули крошки

    И захлопали в ладошки.

    Имитация бега.

    Пожимание рук.

    Пальцы «здороваются» друг с другом.

    Из ладоней сложить пирожок.

    Изобразить отрезание ножом.

    Указательным пальцем водить по ладони.

    Изображать действия по тексту.

      Помогите малышу запомнить понятия «съедобное – несъедобное». Задание «Положи в холодильник продукты питания».

      Закрепить понятия «половина», четвертинка. Задание «раздели хлебный батон пополам, а батон колбасы на четыре части». Разделить можно карандашом или разрезать картинки.

      Расскажите ребенку правила поведения за столом.

      Попросите ребенка объяснить поговорку.

      Выучите с ребенком любую пословицу, объяснив малышу ее смысл.

    Умел гостей звать – умей и угощать.

    Хлеб всему голова.

    Кашу маслом не испортишь.

    Без соли, без хлеба худая беседа.

    Всякому нужен обед и ужин.

    Не всё то полезно, что в рот полезло.

    Будет хлеб – будет и обед.

    Хлеб на стол – и стол – престол. Хлеба ни куска – и стол – доска!

    Лучшая приправа – это голод.

      Найди и назови молочные, мучные и мясные продукты. Какие продукты остались? Как их можно назвать одним словом?