История пивоварения в мире. История пива в России. По способу брожения

» обозначалась любая жидкость, не имеющая в составе алкоголя. Ученые не могут точно установить, кто придумал пиво. Существует более тысячи разновидностей этого напитка, отличающихся ароматом и вкусовыми композициями, благодаря чему оно получило мировую популярность.

История пивоварения

История пива начинается с древнейших времен. Некоторые ученые считают, что возделывание зерновых культур началось с целью изготовления пивных отваров. Самые ранние свидетельства об изготовлении этого напитка датируются 3500-2900 гг. до н. э. Варкой занимались в Иране, Египте, Древней Месопотамии. Позже производство переняли вавилоняне и евреи.

Пивоварение было широко распространено на территории всего древнего мира. Напиток, изготовленный из пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса, употребляли в Греции, Риме, Армении. Народ древнего Китая изготавливал пенную жидкость из проросшего риса и фруктов.

Как подтверждает история пивоварения, изготовление питья было распространено преимущественно в северных районах, где из-за климатических особенностей невозможно выращивать виноград, необходимый для производства вина.

В эпоху раннего Средневековья на изготовлении ячменного питья специализировались европейские монахи, которым удалось усовершенствовать технологический процесс, добавив в состав хмель, применяемый в качестве консерванта.

В Средние века пиво употребляли взрослые и дети, т. к. в результате процесса кипячения жидкость освобождалась от болезнетворных микроорганизмов, в отличие от питьевой воды тех времен. Благодаря содержанию большого количества калорий жидкость приравнивалась к пищевому продукту.

В Новгородских письменах IX века специалистами найдены упоминания о жидкости, изготовленной на ячменной основе.

Религия и народные легенды упоминают о том, как появилось пиво. Так, согласно легенде, во время путешествия на ковчеге жене Ноя явился ангел и поведал рецепт изготовления вкусного ячменного напитка. Европейские народы считают, что эта жидкость появилась благодаря одному рассеянному крестьянину. Человек случайно оставил ячмень под солнцем и дождем, в результате чего образовалась жидкость, пришедшая ему по вкусу. Позже крестьянин специально стал оставлять ячменные зерна под открытым небом.

Историки с уверенностью утверждают, что родина пива — Древний Египет. Многочисленные находки археологов свидетельствуют об употреблении напитка египетской знатью. Была обнаружена древняя пивоварня, на одной из стен которой нанесено панно с изображением царицы Нефертити, разливающей алкоголь с помощью небольшого ситечка. Люди низших сословий, занятых на строительстве египетских пирамид, получали ежедневный паек, состоящий из хлеба, лука, чеснока и ячменного питья.

История пива в Европе берет начало в Германии, откуда произошло современное слово «пиво», которое употребляется в английском языке. Одно из названий древнего германского питья — эль — используется в языке различных народов.

В составе древнего напитка не было хмеля, придающего горьковатый вкус и улучшающего качество. Раньше в качестве пивных компонентов использовали всевозможные пряности и травы.

Кто изобрел пиво

Приписать изобретение пива какому-то периоду времени либо культуре невозможно. Наибольшей вероятностью пользуется предположение о том, что история создания пива связана со становлением сельского хозяйства в сфере выращивания зерновых культур. Возможно, что древние племена после сбора пшеницы, ячменя, кукурузы столкнулись с процессом брожения, после чего и решили заняться пивоварением.

Сколько времен существует пенный напиток, столько и распространяются по земле истории и легенды о его создании. Основными же легендами является Божественное провидение, история о забывчивом крестьянине. У каждого народа есть собственные предположения о том, кто создал пиво.

Сколько лет пиву

Ни один ученый не возьмется установить точную дату происхождения пенного напитка. При раскопках, производимых по всему миру, специалисты находят сосуды из-под пивного питья, но не было обнаружено ни одной пивоварни. Это связано с тем, что длительное время изготовление слабоалкогольной жидкости осуществлялось в домашних условиях.

Каждое жилище было оборудовано очагом и сосудами из керамики, служащими для приготовления пищи и хранения сыпучих продуктов. Сложно установить, использовалась ли кухонная утварь исключительно для приготовления пищи или могла также применяться в целях пивоварения.

История пива связана с развитием общества, появлением пивоварен, где осуществлялось централизованное изготовление напитка для элиты, солдат, рабов.

Археологические находки подтверждают, что древние люди, проживавшие на земле 11 тыс. лет назад, употребляли пиво. На территории современной Турции ученым удалось обнаружить следы этой жидкости.

Руины сооружения, которому насчитывается 3500 лет, свидетельствуют о пивоваренном процессе на Кипре. Археологи обнаружили банкетный зал и пивоварню, оборудованную печами, предназначенными для высушивания солода.

История пива на Руси и в России

Первые упоминания о пиве обнаружены в берестяных грамотах Древнего Новгорода. Первое пиво называлось переваром и изготавливалось с добавлением меда, солода и хмеля. Напиток являлся ценным и преподносился крестьянами в качестве оплаты дани. Солодовую жидкость различной крепости варили в монастырях и применяли при проведении ритуальных обрядов. В XIV веке был издан царский указ, запрещающий варить пенный напиток всем желающим. Так пивоварение стало государственной задачей.

При правлении Петра I открылся первый в стране пивоваренный завод, вследствие чего распространение напитка стала возрастать. Екатерина Великая продолжила строительство специализированных заводов. В 1775 году в Петербурге был открыт самый крупный завод, производящий ежегодно 1,7 млн литров хмельного питья. В это же время продолжается открытие заведений, специализирующихся на изготовлении элитных сортов. Интенсивное возведение пивзаводов продолжалось вплоть до введения сухого закона.

Дальнейшее развитие пивоварения продолжилось в СССР, где осуществились переоснащение и реконструкция заводов. После окончания Великой Отечественной войны хмельной напиток получил широкую востребованность, в стране даже появилась собственная марка — «Жигулевское».

После развала Советского Союза пивоваренные учреждения приватизировали, вследствие чего стали появляться новые компании. Чтобы привлечь население к употреблению хмельного напитка, проводились масштабные рекламные акции. В России пиво является самым распространенным алкогольным напитком.

Пиво считается одним из самых древних напитков на планете. Впервые оно упоминается на клинописных табличках древней шумерской цивилизации. Их возраст - около 6000 лет. Впоследствии не один раз менялись технологии, добавлялись новые ингредиенты, менялся вкус. Конечно же напиток, который пили древние Шумеры сильно отличается от того, что называется пивом сейчас.

Кто придумал и создал пиво, доподлинно неизвестно. История этого напитка уходит в далекое-далекое прошлое. Никто точно не знает, в какой именно стране появился этот нектар. Ученые выдвигают разные версии, проводят исследования, пытаются установить название той державы, в которой когда-то изобрели пиво. Но версий и теорий столько, что определиться тяжело, и многие государства имеют право называться родиной пенного.

Шумеры, Вавилон, Персия

Исторической родиной происхождения пива считается шумерская культура. Это культура была известна на Ближнем Востоке как загадочная и высокоразвитая. Располагалась она между Тигром и Евфратом и получила название Междуречье.

Для изготовления пива шумеры использовали:

  • ячмень;
  • спельту (полбу);
  • душистые травы;
  • различные пряности.

Технология была довольно проста:

  1. Специально для изготовления пива выращивали (ячмень и спельту). Причем делали это как крупные, так и мелкие землевладельцы.
  2. Злаки растирали жерновами из камня.
  3. Полученную муку заливали водой и добавляли ароматные травы.
  4. Получившееся сусло бродило в течение некоторого времени.
  5. Результат – приятный слабоалкогольный напиток, отдаленно напоминающий современное пиво.

Справка. Ученые считают, что крепость шумерского напитка была не более 3–4%.

Примерно такая же технология использовалась и в Вавилонском царстве. По данным историков, здесь уже было несколько сортов пива. А спустя время вавилоняне стали добавлять в напиток пророщенный солод. Хмель тогда еще не использовался. Пиво было сладковатым на вкус, без характерной горечи.

Время шло, народ полюбил этот напиток. С течением времени он становился коммерческим и очень выгодным товаром. Некоторые города-государства варили пиво как на продажу населению, так и для экспорта в соседние страны.

Справка. Согласно кодексу Хаммурапи в древнем Вавилоне очень строго наказывалось завышение цены на пиво, подделка этого напитка, разговоры о политике за кружкой пива. Всё это считалось преступлением и каралось смертью.

Очень интересная пивная традиция была в Древней Персии. Археологи обнаружили, что 3500 лет назад жители города Сузы хранили напиток в больших круглых сосудах, которые помещались под полами домов. Сверху сосуды накрывали плиткой из керамики с отверстием.

Через эти отверстия напиток либо вычерпывали, либо пили из трубочки. Этот процесс увековечен на рисунках тех времен. Такие сосуды размещались под полом в мужских залах для собраний. И многие важные вопросы решались именно за распитием этого напитка.

Древняя Греция и Рим

Во время раскопок в городе Пафосе археологи обнаружили очень древнюю пивоварню датированную возрастом 3000 лет. Было установлено, что здесь использовался сухой солод и местные ароматные травы. Ранее считалось, что жители Древней Греции и Рима недолюбливали пиво и считали его варварским и грубым напитком.

Однако недавно исторические данные показали, что в Греции и Риме пиво пользовалась популярностью, при чем как в богатых, так и в бедных семьях. Здесь предпочитали светлое ячменное пиво и даже преподносили его в дар Церере, богине плодородия. И даже Гиппократ посвятил специальный трактат лечебным свойством этого напитка.

Викинги и Германцы

Древние викинги в 1500–1300 году до нашей эры повсеместно варили Эль (местная разновидность пива).

Эль изготавливался из:

  • меда;
  • клюквы;
  • брусники;
  • пшеницы;
  • ячменя;

В качестве приправы использовался тысячелистник, можжевельник и лругие травы. Археологами были найдены образцы древней посуды и остатками напитка, которые датируются 1100–1300 годом до нашей эры. Это говорит о том, насколько важное место отводилось пиву на пирах и в повседневной жизни скандинавов.

В то время пир мог затянуться на несколько дней, а то и на неделю. Культура и религия скандинавов поощряла эти увеселительные мероприятия, и пир был обязательным ритуалом. Практически каждое событие сопровождалось подношениями богам и шумными попойками, где пиво было главным напитком.

После каждого значимого события викинги устраивали жертвоприношения богам:

  • Одину.
  • Тору.
  • Тюру.
  • Хеймдаллю и другим верховным богам.

В их честь пиво выливали на землю и проводили соответствующие ритуалы. Бочонки с напитком викинги брали с собой в морские путешествия и считалось сильным оберегом. В ту эпоху пиво было не просто напитком, а важной частью культа.

Интересные факты:

  1. Как правило, викинги пили пиво из рога, имеющего магическое значение. Рог имел свое собственное имя или прозвище. На него наносились рунические надписи и знаки, которые имели магические свойства и защищали своего владельца от колдовства и отравления.
  2. Очень часто во время пира возникали ссоры, драки и вооруженные стычки. Такие случаи ярко описаны в древних скандинавских сагах
  3. Этот напиток для древних скандинавов имело настольно большое значение, что даже упоминается в некоторых средневековых законах.

Справка. В законах в Норвегии XI–XII веков говорится, что человек считается здоровым пока он может пить пиво, держаться в седле, везти разумную речь. Если этих трёх вещей человек не в состоянии делать, он считается старым или немощным и наследники могут потребовать передачи имущества.

Так же, Вам возможно будет интересно почить про настоящий .

Период христианства

С приходом христианства традиция подавать пиво при любой возможности не исчезла. Зато стали расширяться и усовершенствоваться технологии, увеличиваться количество сортов напитка.

Так же как и у скандинавов, у германцев традиция варить пиво нисходит еще к дохристианским временам. Этот напиток у германских племен бы самым распространенным и любимых.

При его изготовлении помимо основных ингредиентов использовалось:

  • дубовая кора;
  • листья ясеня;
  • бычья желчь.

Со временем пиво стало одним из национальных символов Германии. Также Германии принадлежит самый первый в истории указ «О чистоте пива» (Райнхайтсгебот). Он был издан в 1516 году и звучал, как закон о правилах пивоварения.

Согласно этому указу для изготовления напитка разрешалось использовать только:

  • воду;
  • хмель;
  • солод;
  • ячмень.

Если вернуться к тем событиям, то становится понятно, почему данный указ был издан. В те времена в Германии пивоварение стало приобретать массовый характер, как грибы росли гильдии пивоваров и это было начало пивной экспансии.

При изготовлении напитка использовали самые разные ингредиенты, в том числе и пшеница, а указ «О чистоте пива» лишал граждан права ее использовать. Право на использование пшеницы при изготовлении пива оставалось за пивоварнями, принадлежащими королевской семье. Что означало монополию короля на элитные сорта пива.

Русь

У восточных славян пивоварение было известно еще до появления Киевской Руси. Первое упоминание об этом напитке датируется IX веком нашей эры.

Посмотрите видео, в котором рассказывается история развития пивоварения на Руси:

Во все времена на Руси пиво варили в основном из проса, а в качестве приправы добавляли:

  • зверобой;
  • полынь;
  • тмин;
  • хмель.

Со временем появилось пиво из ячменя, оно понемногу вытеснило просяное. Оно было вкуснее и лучше по качеству. Примерно в десятом веке напиток получил широкое распространение, от избы крестьянина до княжеского двора. Однако на Руси не принято было пить пиво ежедневно, оно не заменяло обед и не применялось в религиозных обрядах.

Этот освежающий напиток на Руси употребляли по особым случаям:

  • Похороны.
  • Свадьба.
  • Победа в битве.
  • Праздники.

С приходом христианства на Русь ограничения в употреблении пива стали еще более жесткими.
Теперь его употребление сводилось всего лишь к четырем праздником в году:

  • Пасха.
  • Поминальная неделя.
  • Рождество.
  • Масленица.

Кроме того, пиво использовалось в качестве оброка за пользование землёй крестьянами. Также сборщику налогов из государственных запасов ежедневно выделялось ведро солода для варения пива.

Как в средневековой Европе центрам пивоварение на Руси были монастыри, но с течением времени монополия стала переходить в руки государства. Пришло это с указом царя Ивана III, в котором запрещалось изготавливать этот напиток кому бы то ни было кроме специальных людей.

Это были государственные люди, и вся выручка от торговли поступала в казну. Так началась монополия государства на изготовление и продажу пива в России. А при восхождении на трон династии Романовых был издан указ, запрещающий ввозить сырье для пивоварения из-за рубежа. Это подтолкнуло российских производителей увеличить производство соответствующих ингредиентов.

Россия: новое время

С воцарением императора Петра I пивоварение в России испытало второе рождение. Император всячески поощрял эту деятельность, и она была поставлена на профессиональную основу. Из Германии выписывались мастера, обучавшие русских секретам изготовления напитка. От чего он становился более качественным, и более популярным.

С течением времени пивное производство расширялось, к концу XIX века в России было более полутора тысяч пивных заводов. Всё изменилось в худшую сторону с переходом Первой мировой войны, а после революции в России домашнее производство пива и вовсе прекратило свое существование, старинные рецепты были утеряны. Им на смену пришли советские ГОСТы, но это уже другая история.

В наши дни современная пивоварня чем-то напоминает космический корабль: монитор, индикаторы, современные цеха, огромные цилиндры. Также и вкус современного пива несравним со старым средневековым напитком. Как утверждают специалисты, сейчас напиток гораздо вкуснее, безопаснее, полезнее. Кроме того, в современном мире существует столько сортов пива, сколько ни могли даже представить жители ушедших эпох.

Пиво – прекрасный напиток, с каждым днем приобретающий все большее количество поклонников. И это не удивительно, ведь на протяжении тысячелетий люди совершенствовали его вкусовые качества, открывая все новые и новые грани. В современном мире миллионы людей из всех некрепких алкогольных напитков отдают предпочтение именно пиву. В настоящее время существует такое огромное количество сортов, что даже опытному ценителю пива с многолетним опытом порой бывает трудно решить проблему выбора и отдать предпочтение тому или иному сорту. Одна из задач данной книги и заключается в том, чтобы научить читателя разбираться в разнообразных сортах пива и не покупать «кота в мешке», а иметь четкое представление о том, каким вкусом и какими качествами будет обладать приобретенный напиток.

Практически каждому, кто считает себя современным и разносторонне развитым человеком, будет полезно узнать, откуда же произошел этот «божественный» напиток, сколько лет (или тысячелетий?) насчитывает его история, где и как пьют пиво .

В наши дни одним из самых распространенных и популярных напитков является пиво. Но кто-нибудь задавался вопросом, кто и когда придумал этот удивительный золотистый напиток? Есть несколько интересных версий и фактов, говорящих о том, что пиво появилось несколько тысячелетий назад, и его с большой охотой пили как знатные люди, так и бедняки.

Чем глубже уходят исследователи в историю пивоварения, тем больше кажется, что пиво вообще никто не изобретал. Оно было всегда, от начала времен. Есть, правда, одна наиболее древняя версия. Говорят, некое зелье, в котором плавали ячменные зерна, охотно пили древние скифы. И обладало это зелье чудесным свойством не только утолять жажду, но и снимать усталость, даря радость и веселье.

На самом же деле пиво, скорее всего, ровесник цивилизации. Этот напиток воспевался еще в третьем тысячелетии до н. э. в шумерском эпосе о Гильгамеше. О пиве сообщают египетские папирусы и глиняные таблички, найденные в междуречье Тигра и Ефврата. На них изображены два человека в процессе работы у пивоваренного котла. У шумеров была даже поговорка: «Не знать пива – не знать радости».

Редкая находка ожидала археологов и на одном из островов архипелага Новые Гебриды. В глиняном сосуде, возраст которого около 4 тысяч лет, оказалась хорошо сохранившаяся жидкость. Лабораторные анализы показали, что она представляет собой нечто подобное пиву, приготовленное из ячменя, овса, меда и папоротника.

Известный немецкий археолог Е. Хубер писал в своей «Истории Месопотамии»: «Я нашел убедительную клинопись в храмовом инвентаре. Там содержались прелюбобытные рецепты приготовления шумерского пива». Хуберу удалось установить не менее 15 сортов пива. Он мог составить из разрозненных изображений 23 сцены, довольно полно показывающие процесс приготовления этого напитка.

При раскопках в Шеих-Абд-ель-Кварне археологи нашли мумию, хранившуюся около трех тысяч лет. На ее шее находился венок из проросших ячменных зерен. Во времена Страбона пиво было известно и в Александрии. Согласно одной надписи, на папирусе, во время торжественных празднований в честь богов пиво смешивали с вином и медом. Этот напиток хорошо знали и в Карфагене.

В древности процесс пивоварения был примерно таким же, как в наши дни. Из солода вырабатывался пивной хлеб, баппир, который потом крошили, опускали в бочку, заливали водой и квасили. Пили через специальные тростниковые трубочки. Древние народы, населявшие Месопотамию, знали более 70 сортов пива, которые имели свои названия в зависимости от вкуса, запаха и цвета. Было даже сладкое пиво, которое очень любили женщины.

Но наиболее распространенным в Месопотамии было темное пиво, довольно густое, с осадком и с освежающим кисловатым вкусом. У шумеров даже существовала покровительница пивоварения царица Нинкаси, что в переводе означает: «Та, которая так щедро напоила меня». Ей посвящали гимны, поэмы, оды. В честь нее устраивали праздники и каждый год люди обязательно подносили ей дары.

Пиво всегда считалось весьма демократичным напитком, ведь наслаждаться им могли позволить себе не только представители знати, но и простолюдины. Ну а сами пивовары всегда были весьма уважаемыми людьми и обладали многими свободами. Так, например шумеры своих пивоваров даже освобождали от военной службы.

В Вавилоне правила приготовления и продажи пива были указаны в знаменитом своде законов царя Хаммураппи (1790-1750 гг. до н. э.). Судебник Хамураппи предусматривал суровые наказания пивоварам, которые разбавляли пиво водой. Виновным предоставлялось право выбора: либо быть утопленным в бочке с испорченным пивом, либо пить его, пока не упадешь замертво. Особенно строго каралась спекуляция. Например, если пивоварка нарушала установленную цену пива, то ее штрафовали, а если она сильно провинилась, то ее могли заживо закопать в землю (в Вавилоне пиво варили только женщины).

У историков до сегодняшнего дня сохранились записи, которые подтверждают тот факт, что в Вавилоне прославилась некая Кубаба, которая построила город Киш, где якобы вдоволь варили пива. Задушевно же пел о горьковатом напитке и слагал стихи неизвестный поэт эпохи царя Шу-Суэна: «Пусть станет око бочки нашим оком, пусть станет сердце бочки нашим сердцем!». Пивовары же поклонялись своему богу Ану, а молитвы возносили к высшему покровителю Марцуку.

В Древнем Египте также знали немало сортов пива. Египтяне по этому поводу даже придумали выражение «пиво – жидкий хлеб». Но этот напиток в основном пили бедняки и средние слои населения. Пиво, хлеб и лук – вот основная еда древних египтян. А дневная норма строителя пирамид составляла три буханки хлеба, три чана пива и три пучка зелени. Древние египтяне полагали, что навыки пивоварения людям передал бог Осирис, научив смертных также земледелию, врачеванию и строительству.

Но на чрезмерное употребление пива уже тогда смотрели неодобрительно. В одном из свитков папируса, дошедших до наших дней, отец упрекал сына за то, что тот слишком часто посещал заведение, где пьют «гаг» – один из сортов пива. Не случайно на каменных плитах были высечены наставления: «Не погуби себя, когда сидишь в пивной, и не теряй разума своего!» В результате раскопок в древнейшей столице Египта археологи не раз обнаруживали остатки пивоварен, глиняных сосудов, в которых варили этот удивительный напиток.

Верившие в загробную жизнь египтяне готовили для умерших все необходимое. Без пива они не представляли себя ни на том, ни на этом свете, считая этот напиток священным. Поэтому в гробницах устанавливали сосуды с золотистым напитком и деревянные раскрашенные фигурки пивоваров, а стены усыпальниц были украшены картинами, изображающими процесс пивоварения.

Народы Древнего Египта не были единственными, кто умел варить пиво, они передавали свое искусство пивоварения и другим людям. От египтян пиво пришло в Эфиопию, в Грецию, в Персию, на Кавказ. Древнегреческие поэты и писатели также упоминали о «ячменном вине». Так, например, древнегреческий историк Ксенофонт (430-125 гг. до н. э.) писал в своем труде «Анабасис»: «Там хранилось ячменное вино в огромных карасах-кувшинах. В уровень с краями сосуда там плавал ячмень, и в него был воткнут тростник больших и малых размеров. Кто хотел пить, тот должен был взять этот тростник в рот и тянуть через него вино. Напиток был очень терпкий и приятный на вкус».

Готовили ячменный напиток и в Урартском царстве, существовавшем в IX-VII вв. до н. э. на территории современной Армении.

В Риме пиво употребляли по праздникам в честь богини плодородия Цереры. Отсюда название пива – Церес. А фракийцы пили светлое ячменное пиво, как народное питье, о чем говорится в Библии. К I в. н. э. в Европе уже изобрели 195 сортов ячменного напитка. Существует версия, что добавлять хмель в пиво стали восточные финны и татарские племена, а до этого применяли разные травы и пряности.

В VII в. н. э. хмель в пиво стали добавлять в Нидерландах и в Северной Франции. В IX в. при Людовике Благочестивом славилось пиво монашеских орденов св. Бенедектинца и св. Августинца. А в X в. один из городов получил от Генриха Первого герб с веткой хмеля. Крепкое же пиво варилось только для монастырской знати, а для братии готовили послабее.

Пиво было традиционным напитком и у кельтов. Они готовили его из пшеницы и меда. Оно было не столько напитком, сколько едой. Популярность еды-напитка была велика, об этом говорит описание личных качеств одного из великих мудрецов. Помимо его знаний и мудрости приводились сведения и о том, сколько пива он мог выпить.

Германцы развивали пивоварение наряду с земледелием. А во Фландрии сохранилась легенда о короле Гамбринусе – его пивовары считали своим покровителем. По легенде, сказочный король Гамбринус является изобретателем пива.

С XIV в., особенно в Таллинне, пивоварение приобретает все больший размах. Магистрат города издает распоряжение – для продажи варить пиво только профессиональным пивоварам. А в дополнение к зарплате строителей ежедневно выдавать этот напиток.

В Эстонии с давних времен использовались деревянные пивные кружки и ковши. Но предпочтение все же отдавалась изделиям из можжевельника и ели. Кружка и ручка вырезались из березы, а стягивались прутьями черемухи. В Риге папа Сикст VI предоставил право взимать пошлину с пива, а собранные деньги обращать на пользу города.

В 1562 г. развернулось пивоварение и в Пярну. В инвентаризационную книгу орденского замка были вписаны три пивоваренных котла. В следующем же году была сделана запись о фогтском и прислугском пиве, первое из которых было крепким, а второе – слабым.

В Америке пиво знали задолго до Колумба. Индейцы потчевали его маисовым напитком, напоминавшим по вкусу горьковатое темное пиво.

В Лондоне по сей день находится древнейший и единственный в своем роде пивной памятник – камень с выбитым на нем рецептом приготовления золотистого напитка для английской королевы. Каждый год к нему съезжались все пивовары страны. Они обменивались своими рецептами, опытом и дегустировали все новые и новые сорта.

Благородные страницы в истории пива, повествующие о разного рода пожертвованиях, писались и прежде. Издавна существовал обычай угощать народ пивом на Рождество. В Йиндржихувом Градце с XV в. княжеский замок раздавал на Пасху пиво, медовую кашу, хлеб и по полдинара. Таких даров готовилось на 5 тысяч человек. Позднее сладкую кашу заменил пивной суп с пряностями, заправленный медом и маковым маслом.

Князь Бретислав в XI в. ввел закон, по которому пьяниц и ярых любителей пива сажали в тюрьму и штрафовали. Ян Жижка приравнивал пьяниц к лгунам, ворам, грабителям, развратникам и прелюбодеям. Хотя он от этого напитка вовсе не отказывался, признавая, что он поднимает воинский дух. Пиво всегда было главным напитком солдата. В захваченных городах войско опустошало все пивные запасы. Без обильной раздачи дармового пива не обходилась вербовка рекрутов. Когда молодой парень приходил в себя, отпечаток его пальца в знак «согласия» уже красовался на документе, а самого новобранца везли в полк.

По старочешским обычаям пиво пили «по половинке» и «по порядку». «По половинке» означало, что первый пил полкружки, второй допивал. Потом поступали наоборот. «По порядку» значило на общий счет, а потом скидывались. Был способ, когда начинали с малых кувшинчиков, переходя к более вместительным. Иногда бросали кость, она и решала, в какой очередности и сколько пить.

«Проба на ноготь» состояла в том, что выпивали жбан до дна, а последнюю каплю выливали на ноготь и слизывали. Если хозяин корчмы верил гостю, оставшемуся без денег, то мог налить ему в долг, но делал зарубку. Это называлось «пить на топор». Студенты пили, стоя на стуле, на столе, сидя и лежа на полу, через руку, через ногу, не держа кружку рукой.

Когда был введен григорианский календарь (1584 год), народ, особенно деревенский, не мог взять в толк, куда делись десять дней, прожитых без пива, и кинулся наверстывать упущенное. А из-за любви к чешскому пиву пострадал великий датский астроном Тихо Браге, служивший в конце жизни при дворе короля Рудольфа Второго в Праге. Спор с земляком под пенистую кружку закончился дуэлью, стоившей астроному уха и носа.

Именно в чехах пиво нашло самых преданных поклонников. Чехи всегда предпочитали пиво вину и слагали ему гимны. Сын трактирщика в шутливом эссе «Почему пивная пена белая?» по красочности языка мог бы посоперничать с поэтами Востока: «Кто не оценит этот восторженный взгляд на запотевшую кружку с прозрачным, как хрусталь, напитком?! Какое зрелище представляет собою это золото пенящегося нектара, это воздушное облако, нежное, как легкие кружева! Пиво – это свадьба хмеля с солодом, а тихоня-пена – их прекрасная подружка в белом одеянии...»

В Чехии пиво, можно сказать, является обязательным компонентом жизненного пространства. В Чехии около семидесяти пивных заводов, не считая десятков маленьких, «семейных» пивоварен. Лейблы пива можно увидеть повсюду: на футболках, на кепках, на шортах, на стаканах, бокалах, кубках, на ручках, карандашах, открытках, на брелоках, на вымпелах, тентах – на всем, что может попасть в поле зрения.

Пиву посвящают праздники, конкурсы и музейные экспозиции. Когда южно-чешский музей в Будеевицах открыл выставку с решительным названием «Айда в трактир!», или Пивоварение и трактиры на протяжении веков», от гостей не было отбоя. У входа молодой человек наливал каждому посетителю бокал страконицкого «Нектара». Устроители выставки считали, что зрительные и умственные впечатления при этом становятся богаче, когда подкрепляются пивом.

С кружкой золотистого напитка в руке зрители переходили от витрины к витрине, погружаясь в мир пивных кружек, бутылок, трактирных вывесок, старинных меню, деревянных бочек, этикеток, картонок под пивные бокалы. Но главным героем экспозиции все же оставалось пиво, его история, производство и ассортимент.

Южно-чешское пиво славилось всегда. Перед Первой мировой войной немецкие океанские пароходы «Кайзер Вильгельм II» и «Кайзер Вильгельм Великий» возили его в Австралию и Восточную Азию.

Хмель, выращиваемый в Чехии, считается уникальным. Особые климатические условия и почвы, благоприятные для его роста, совместились в районе Жатец близ Праги, который уже семьсот лет поставляет свою продукцию всем отечественным пивоварам. По производству хмеля Чехия занимает третье место в мире после Германии и США. А в Жатце в первые выходные сентября устраивают Праздники хмеля.

Больше же всего полицейских на улицах можно было увидеть не Первого мая и не на другие праздники, а накануне повышения цен на пиво в 1984-м. Чехи пили до отпада. Печальный факт подорожания пива вылился в настоящий праздник.

Католическая церковь благословила пиво как природный дар, приносящее телесное здоровье и охрану душе, но только при умеренном потреблении. Поначалу его имели право варить только монастыри и королевские города. При монастырях же чаще всего открывались корчмы. Рыцари и феодалы, наслаждавшиеся вином, сначала относились к пиву как к «низкому» напитку, производство и продажа которого оскорбляла их герб и репутацию рода. Но когда они поняли, сколько смогут заработать, от их заносчивости не осталось и следа.

Первое упоминание о пиве у славян относится к 448 году, но особенно широко распространилось пивоварение в IX веке в Новгородских землях Руси. Название «пиво» произошло от слова «пить». Легкое же пиво называли полпивом, а уже затем появилось и слово «брага», обозначавшее домашнее пиво.

Брага использовалась с добавлением различных ароматизаторов, среди которого долгое время не было хмеля. Различали же простую, малиновую, сладкую, медовую, густую, пшеничную, овсяную брагу – и все это считалось разными напитками. Вопреки распространенному мнению, хмель не усиливала опьяняющие качества пива, придавала ему всего лишь приятный вкус и аромат, а также способствовала сохранности этого напитка.

Восточные славяне и другие народы первоначально пиво варили из проса. Итальянский путешественник XV века так писал о Московском государстве: «Там нет винограда, но они варят пиво из меда, другие готовят брагу из проса. И в то, и в другое добавляют цветки хмеля, которое создают брожение. В итоге получается напиток, опьяняющий как вино». У тюркских же народов такой напиток назывался «буза». Пиво, так же как и мед, было непременным напитком как на княжеских пирах, так и в дни деревенских праздников.

В рамках одного цвета возможны совершенно неожиданные варианты. Бывает пиво верхнего и нижнего брожения. «Верхнее» пиво – это в первую очередь знаменитый английский портер. Сорт, который англичане предпочитают всем другим. Вот это как раз и есть самое почти черное, сильно охмеленное, сладковатое пиво с весьма специфическим ароматом (только не путать с другими темными сортами).

Секрет портера в том, что, попробовав его три-четыре раза, привыкаешь к нему настолько, что с трудом возвращаешься к обычным сортам. А наиболее популярные марки портера – это «Гиннес» и «Басе». Светлое «верхнее» английское пиво – эль, в приготовлении которого используют сахар и рис. Получается горький, суховатый напиток. Идеальная порция эля – это пинта (0,568 литра). Абсолютно идеальным сортом «верхнего» пива считается брюссельский «Ламбик» – с большим количеством хмеля и спирта (что, кстати, на этикетке не указано).

Самым популярным как было, так и остается пиво светлое «низовое», «Пльзенское» – поскольку первоначально было создано на пльзенском пивоваренном заводе, а потом с большим или меньшим успехом стало дублироваться повсеместно, сильно потеснив другие сорта. Ныне пльзенское пиво (настоящее, завода «Праздрой») считается эталонным в отношении вкуса. Это горьковатый, золотистый напиток, оттененный белоснежной пеной.

Очень приятное пиво подобного рода делают в Мюнхене – одном из крупнейших пивоваренных центров мира. А самой популярной пивной считается пивная Хоффбраухфуз. Помимо пива, там достаточно всевозможных пивосопутствующих вещей, вплоть до баварских кожаных порток с подтяжками, которые носили пивовары. Знаменито и «низовое» темное баварское пиво, сделанное в Мюнхене, крепкое и сладковатое, но не имеющее портерного привкуса.

Первым раритетом считается дортмундское – с очень характерным среднегорьким вкусом. Помимо темного и светлого пива, оно бывает слабым (до 5 градусов), средним (до 12 градусов) и крепким (14 градусов).

Когда-то в руках мастера и мастерицы (в старые времена пиво нередко варили женщины) не было даже термометра. Но и сегодня, когда производство автоматизировано, есть такая стадия, где человека не заменит ни один прибор: дегустация.

Раньше каждые три года специалисты обязаны были сдавать экзамены. Только выдержавшие этот экзамен допускались к пивоварению. А задания были примерно те же, что и сегодня. Испытуемый получал склянку воды с разной степенью горечи. Он должен был отличить, к примеру, десятую степень от двенадцатой. Если выдерживал испытание на горькое, то держал на сладкое, потом на соленое, а затем на обоняние – насколько способен ощущать характер и интенсивность запахов. И только после этого проводились всевозможные эксперименты с пивом.

За качеством следили всегда. Только методы проверки менялись. Существовал даже такой способ, что-то вроде «народного контроля». Староста, городской писарь и специально назначенный чиновник приходили в пивоварню в штанах из оленьей замши и садились на дубовую лавку, основательно политую пивом. Целый час сидели и пили, потом одновременно вставали. Если лавка поднималась вместе с ними, претензий к пиву не было. В противном случае пивовару грозил штраф.

В 1516 году в Германии был принят закон о чистоте пива. Его следовало варить только из солода, хмеля и воды. А требования к качеству воды предъявляли особенно строгие. Она должна была быть вкусной и экологически чистой. Пиво же, соответствующее этим нормам, в странах Европы считалось классическим. Но в XX веке многие пивовары пустились во всевозможные опыты и эксперименты. Хмель и вода по-прежнему входили в состав пива, но вместо солода иногда добавляли непроросшие пшеницу и ячмень, примешивали рис и ароматизаторы – так постепенно стали появляться различные фруктовые сорта пива.

В России первое официальное упоминание о пиве встречается лишь в летописях XIV века. А после окончательной победы над татарами Великий князь Иван Третий запрещает кому бы то ни было готовить пиво, присвоив это право государству.

Только через 200 лет разрешено было вновь варить пиво частным образом и зарабатывать на этом деньги.

При отце Петра Первого, царе Алексее Михайловиче, пиво варилось в кремлевском Сытном дворе. Он получил свое название от слова «сыта», то есть вода, насыщенная медом. Двор же занимал более 30 погребков и ледников, где, кроме меда и кваса, хранилось пиво – «малиновое», «мартовское», «поддельное», «приказное», то есть сваренное по особому приказу.

В 1703 году одновременно со строительством Петербурга начинает развиваться и пивоварение, столь необходимое для армии, флота и царского двора. Петр Первый при этом учитывал опыт Голландии. Наиболее же крупные пивоварни сосредоточивались на правом берегу Невы, у ответвления Малой Невки.

Во второй половине XVIII века наряду с модой на все английское становится популярным и пиво на «английский манер». Им запасались в апреле и в октябре на полгода, а продавали только бочками. Позже русские пивовары начали ставить его ведрами в кабаки.

Ежегодно в конце XVIII века в Россию привозилось импортное английское пиво на сумму от 212 000 до 312 000 рублей. Петербургское пивоварение не всегда удовлетворяло столичные вкусы и пристрастия. В большом количестве в Санкт-Петербург помимо английского пива поступало и шведское, датское, немецкое, гданьское. Привозное пиво стоило достаточно дорого – от 15 до 30 копеек за бутылку.

До 1917 года Петербург фактически считался пивной столицей России. Здесь располагались крупнейшие пивоваренные заводы России, такие как «Калинкин», «Бавария», «Вена» и др. Особенно бурно пивоварение развивалось в начале XX века. Но после начала Первой мировой войны многие заводы вынуждены были приостановить свою деятельность из-за введения «сухого» закона, а большинство пивоваренных предприятий вовсе прекратили существование.

В России ежегодно устраивали пивные выставки. На суд всех любителей этого напитка выставлялись последние достижения и все алкогольные новинки. Признанное пиво, также как и его изготовителя, удостаивали награды. Для получения медали надо было приложить немало усилий. Впоследствии пивовары и любители пива не могли представить свою жизнь без пивных смотров и фестивалей. Их местом проведения стали Петербург и Сочи. В Москве же пиво начали варить на Бадаевском заводе и делают это второе столетие.

Все началось предположительно около 8000 года до н. э. Забывчивый пекарь из эпохи неолита оставил тесто слишком надолго на солнце, тесто стало жидким и забродило. Тот пекарь брезгливо попробовал забродившую массу, не подозревая, что только что изобрел пивоварение. Но, как свидетельствует история, ему понравился полученный результат. Наверное, так или подобным образом мог появиться этот напиток.

Примерно через 4000 лет в Двуречье между Евфратом и Тигром поселились люди, именовавшие себя шумерами. Их высокоразвитая культура проявилась и в многообразии пива. Шумерские женщины пили пиво из спельты — разновидности пшеницы. Существовали и смешанные сорта пива, кроме того, в пиво добавляли различные приправы, только хмель еще не был известен, а, возможно, его не хотели использовать в пивоварении.

Пиво употребляли в больших количествах, и почти половина всего шумерского урожая зерновых превращалась в солод, из которого затем делали пиво.

Всевозможные осадки в пиве вынуждали древних сирийцев и египтян пить пиво через трубочки. Изображение на глыбе известняка выставлено в египетской части берлинского музея Воде. И еще одно примечание: в начале 1993 года пивоваренный завод «Hoepfner» в Карлсруе решил поэкспериментировать, используя историческое наследие. На протяжении нескольких месяцев испытывались различные комбинации зерновых и пряностей, после чего в соответствующем этому стилю заведении «Nacht von Susa» интернациональной публике, в том числе профессионалам, были представлены три сорта пива, приготовленного по рецептам древних шумеров. Отзывы были самые разные: от «Лучше уж пльзенское пиво 1993 года!» до «отлично!».

Когда кто-то умирал, на надгробии изображался слуга, старающийся задобрить богов пивом. Похороны были общественным событием, люди пили вместе, и священнослужителя за его услуги вознаграждали пивом и хлебом. Конечно же, уже тогда было повсеместно известно о расслабляющем и веселящем действии пива.

Пиво постепенно завоевывало симпатии египтян. Спрос на этот прекрасный напиток стремительно рос, и пиво покупали в самом Вавилоне. Проделавшее столь долгий путь пиво, естественно, теряло свои качества, и жителям долины Нила не оставалось ничего другого, как самим начать его производство, и пиво вскоре стало народным напитком, одним из основных продуктов питания. Древнеегипетский иероглиф, обозначающий трапезу, в буквальном переводе звучит как «хлеб и пиво», т. е. тесная связь между питанием, хлебом и пивом существовала уже в те древние времена.

Несмотря на то что потребление пива в древнем Египте всегда было велико, ни одному из фараонов на протяжении тысячелетий не пришло в голову облагать пиво налогами. Это пришло в голову лишь Птолемеям, последней знаменитой представительницей которых была Клеопатра (69 — 30 гг. до н.э.). Они хотели снова строить пирамиды, для чего им нужны были деньги. Так был введен первый налог на напитки.

Официальным обоснованием новых сборов, конечно же, послужило намерение снизить общую тенденцию к пьянству. Нам точно не известно, было ли пьянство действительно настолько распространено, однако можно предположить, что уже египетское пиво сильно кружило голову. Мысль о налоге на пиво, зародившаяся во времена Птолемеев, прочно заняла свое место в мире.

Через греков и римлян пиво дошло до Центральной Европы. У Публия Корнелия Тацита (ок. 55-115 г.) мы можем прочесть кое-что о древних германцах. Общеизвестно, что они с удовольствием утоляли жажду пивом. Тацит пришел к выводу, что с германцами можно покончить не только копьем и мечом, но и поставками cervisia (пива). Эту мысль можно рассматривать как предложение по гуманизации ведения войны, а можно — наоборот.

И уж совсем непонятно, как германцы пили ту бурду. Они использовали для приготовления пивного сусла все, что им казалось подходящим, например, дубовую кору, листву ясеня и бычью желчь. Такие необычные добавки практически не претерпели изменений, когда первые монахи появились в Германии. Более того, они продолжали эксперименты, используя для производства пива можжевельник, чернику и грибы.

Небольшим шагом по направлению к нынешнему пиву в 786 году стало первое упоминание возделывания хмеля в документах Пиппина III. Монахи занимались этим ремеслом систематичнее, чем частные домашние пивоварни. Монахи в письменной форме передавали дальше свой опыт, приобретенный путем проб и ошибок. Качество монастырского пива благодаря хмелю становилось все лучше и лучше. Для благочестивых монахов производство хорошего и крепкого пива стало вопросом жизни и смерти, ведь как иначе они смогли бы выдержать долгие посты? В теплой Италии еще куда ни шло, но в холодной Германии это было достаточно сложно.

Пивоварение в Египте в 3 тысячелетии до н.э. было уважаемым ремеслом: во всяком случае, профессия пивовара считалась достойной того, чтобы увековечить ее в глиняной скульптуре, относящейся к погребальному инвентарю.

Несмотря на это, правила соблюдения поста для северных монахов не облегчались. Так появились первые сорта крепкого пива, тогда же родилось выражение «пиво — это жидкий хлеб». Это было настоящим счастьем для монахов, потому что клерикальный принцип гласил: «Жидкость не нарушает поста». От папы, который наверняка изменил бы этот принцип, крепкое пиво мудро утаивалось. Может быть, эта старинная история и является правдой: в средневековье изобретенное в монастырях питательное пиво только по той причине не дошло до папы, что во время долгого пути в Рим по ухабистым дорогам Германии пиво в бочках скисало. И если даже на папском престоле такое пиво и пробовалось, оно могло вызвать лишь сочувствие по отношению к бедным монахам, вынужденным пить эту кислятину.

В 817 году на Аахенском церковном соборе пиво было почти запрещено для монахов, и лишь одному находчивому человеку в голову пришла спасительная мысль провозгласить пиво священным напитком. На соборе было только регламентировано максимальное количество пива, которое ежедневно могли выпивать монахи. В соответствии с этими правилами даже в самом нищем монастыре каждый монах получал свыше одного литра пива в день, не считая пол-литра вина. В богатых монастырях их счастливые обитатели могли ежедневно наслаждаться почти тройной дозой напитка.

И немало монастырей проворачивало неплохой бизнес, торгуя пивом, в том числе и пивоварня в монастыре Вайенштефан близ Фрейзинга, основанная в 1040 году. Вайенштефан можно назвать старейшим действующим предприятием в мире. В 1803 году монастырскую пивоварню взяли в свои руки светские господа, объединив ее с сельскохозяйственной школой. В наши дни Вайенштефан относится к Техническому университету города Мюнхена. Но что это было за пиво тогда, на рубеже тысячелетий?

То пиво не сравнить с нынешним, которое производится в похожих условиях в промышленных масштабах. Тогда пиво варили при нормальной воздуха, иногда еще без добавления хмеля. Дрожжевые грибки, микроорганизмы, вызывающие спиртовое брожение, использовались уже тогда, хотя еще не очень умело. И в результате иногда появлялось пиво, пена которого быстро оседала, а цвет пива был в зависимости от компонентов солода то светлее, то темнее. Пиво на вкус казалось выдохшимся, хотя и было свежим и только что разлитым.

Мифологическому фламандскому королю Гамбринусу приписывали в средние века изобретение пива. Возможно это Ян I (Примус), герцог брабантский, который был президентом брюссельской гильдии пивоваров.

Не только Айнбек был известен своим превосходным пивом. Во многих северогерманских городах умели варить хорошее пиво, прежде всего благодаря влиянию и контролю со стороны гильдий. Когда в XV веке великие первооткрыватели отправлялись в дальний путь, они брали с собой продукты, которые можно было долго хранить. Тогда из северной Германии поставлялось соответствующее пиво. Кроме Айнбека в 1492 года стал популярным и Брауншвейг.

Кристиану Мумме, жителю этого города, удалось изобрести свое знаменитое солодовое пиво. В нем содержалось так много основного сусла, что это пиво можно было хранить месяцами. Кроме того, это пиво могло сбить с ног даже бывалого моряка. Неудивительно, что оно стало любимым напитком матросов и дошло до берегов Ост-Индии. В южной Германии еще в 1434 году архиепископ-курфюрст Вюрцбургский навечно запретил варить пиво, и его послушные подданные придерживались этого запрета, действие которого не раз обновлялось на протяжении более чем двух веков!

Вначале южногерманские пивовары безнадежно отставали от своих северных конкурентов. Вплоть до XVI века у князей было достаточно поводов для беспокойства о состоянии здоровья своих верноподданных по причине употребления некачественного пива. При этом прохладные погреба во франкском песчанике и ледниковых пещерах у подножия Альп всегда предлагали прекрасные условия для производства пива с большим сроком хранения и оптимальную температуру для хранения пива до жаркого лета.

Правда, баварские пивовары еще не умели пользоваться этим преимуществом. Слишком непоколебимо было здесь господство , и пиво ввозили из Айнбека или других северогерманских центров пивоварения. В Баварии в ту пору не существовало единых общих норм, что позднее изменилось. 23 апреля 1516 года было положено начало славы баварского пива. В этот день герцог Вильгельм IV Баварский и правивший с ним брат Людвиг X издали указ «Как варить и разливать пиво зимой и летом».

В качестве исходных продуктов разрешены были лишь ячменный солод, хмель и вода. С этого дня, когда в Инголынтадте собрался ландтаг земли, «Закон о пивоварении» вошел в силу по всей Баварии. Однако у этого закона были предшественники в отдельных местах: в 1447 году члены Мюнхенской городской думы уже предъявляли эти требования к пивоварням. Герцог Альбрехт IV в 1487 году утвердил это требование — однако только для Мюнхена. Герцог Георг Богатый установил для своего герцогства Бавария-Ландсхут в 1493 году правило, что в пивоварении «во избежание вреда для утробы» можно использовать только три ингредиента — солод, хмель и воду.

В 1507 году распоряжение думы епископского города Эйхштета запретило примешивать к пиву «все травы, помутняющие рассудок», однако небольшое количество тмина, можжевельника и соли было разрешено. Благодаря вышедшему в 1516 году историческому указу качество пива во всей Баварии стало стремительно улучшаться. Параллельно исходным ингредиентам устанавливались и упорядочивались и цены: литровая кружка пива стоила один серебряный пфенниг зимой и два серебряных пфеннига летом.

А время пивоварения ограничивалось прохладными месяцами, от дня Михаэля (29 сентября) до дня Георга (23 апреля), отдавая дань трудностям, с которыми приходилось сталкиваться в жаркие летние месяцы, контролируя процессы брожения. В XVI веке уже повсеместно было известно, что пиво бродит не само по себе, однако этот процесс было сложно контролировать. грибки делали свою работу достаточно непредсказуемо, и не всегда в нужном направлении. Но уже в 1551 году в Мюнхене было издано распоряжение о пивоварении, которое предписывало использовать не только ячмень, хмель и воду, но и дрожжи, а также низовое брожение.

Так что пивоварам уже тогда были известны различные виды дрожжей, и они начали селекционировать и оберегать собственные колонии дрожжей, сохраняя рецепты в строжайшей тайне и передавая их лишь своим непосредственным потомкам. В некоторых местах, в том числе в Аугсбурге, зашли слишком далеко и даже запретили старый способ пивоварения с верховым брожением. Ненадолго вернемся в наши дни: ныне пивоварение с верхним брожением распространено в теплых регионах. В Кельне есть пиво «Kolsch», в Нижнем Рейне — «Alt», в Баварии — пшеничное пиво, кроме того нельзя забывать о многочисленных сортах бельгийского и английского пива, изготовленного таким способом.

Но вернемся к истории: в 1589 году в Мюнхене была построена первая придворная пивоварня (сначала она именовалась герцогской), производившая темное пиво, а с 1603 года — светлое пиво. Эта пивоварня обладала различными эксклюзивными правами. Одной из первых привилегий было право варить пиво для двора, а в 1610 году пиво впервые начали продавать владельцам трактиров и частным лицам. Крепкое мартовское пиво по образцу айнбекского начали варить через несколько лет, и это пиво было гордостью придворной пивоварни до 1810 года. В 1614 году мастер-пивовар Элиас Пихлер возглавил мюнхенскую придворную пивоварню. Пихлер был родом из Айнбека, однако его переманили в Мюнхен, где он варил свое крепкое пиво, которое сначала называлось «Ainpockisch», затем «Oanbock», а в конце концов просто «Воск».

Мюнхенцы были большими поклонниками этого пива. Нынешняя Мекка многочисленных любителей пива стала для князей выгодным источником доходов. Герцог Максимилиан I, спустя несколько лет начавший Тридцатилетнюю войну, смог благодаря этим доходам покрыть часть своих военных расходов. С 1629 года пауланцы, монахи из Нойдека близ Мюнхена, стали варить свое первое крепкое пиво. Это было уже в самый разгар Тридцатилетней войны, принесшей Германии множество кардинальных перемен. Однако нас интересует лишь ее влияние на употребление напитков.

В северной Германии было разрушено много лучших пивоварен, а на юге страны — практически все виноградники. Разбивка новых виноградников потребовала бы многолетней кропотливой работы, чтобы хотя бы внуки смогли снова насладиться местным вином. Так нет, баварцы не хотели ждать так долго, они решили переключиться на пивоварение. Так Бавария начала свое превращение в пивной край, каковым она является и по сей день.

Германия долгое время была раздроблена на огромное количество мелких государств и городов-государств, и таможенные барьеры защищали от конкуренции даже самые мелкие и бесприбыльные пивоварни. На территории Баварии существовало свыше 4000 пивоварен, и всем как-то удавалось сбывать свою продукцию. «La Servante de Bocks» или «Официантка в пивной» — так Эдуард Мане назвал свою картину, появившуюся в 1878/79 годах. В то время пиво пользовалось огромной популярностью в Париже.

При этом пиво было далеко не дешевым удовольствием. Примерно в 1800 году принудительные нормы были отменены, и теперь каждый мог пить свое любимое пиво, не обязательно из ближайшей деревенской пивоварни. Вследствие этого закрылось множество пивоварен. Те же предприятия, которые были конкурентоспособны, улучшали качество своего пива и постепенно снижали цены.

Технические условия конца XVIII века никак не могли обеспечить расцвета пивоварения. Для того, чтобы варить пиво неизменного вкуса и крепости с большим сроком хранения, было необходимо множество улучшений условий производства и хранения пива. После 1818 года непрямой метод сушки (горячим воздухом) постепенно начал вытеснять прежний прямой метод сушки в сушильных печах. Солод уже не подвергался воздействию газов открытого огня при горении дерева, что придавало ему более или менее сильный привкус дыма. Старый метод сушки в печах применяется в наши дни крайне редко для особых сортов, например, для бамбергского пива.

Следующее изобретение послужило для точного определения постоянных компонентов основного сусла до брожения. 12% — это 120г мальтозы, белка, минералов, витаминов, ароматизаторов на литр пивного сусла. Основное сусло имеет определяющее значение для крепости и вкусовых качеств пива. В 1843 году химик Баллинг изобрел своеобразный пивной сахаромер. С его помощью точно определяется содержание сахара в водном растворе, для чего просто нужно погрузить в него прибор.

Как уже было сказано выше, низовой метод брожения пива был давно известен в южной Германии. Однако эти сорта пива можно хранить только при температуре ниже 10 °С. Если пивоварня располагала соответствующими условиями, т.е. просторными прохладными подвалами, то она могла хранить в них большие количества пива низового брожения даже в летнее время. Однажды попав по железной дороге за пределы Баварии, пиво низового брожения быстро начало завоевывать популярность.

Одновременно на первый план вышла проблема подходящих холодильных установок. Благодаря большим количествам природного льда, который зимой добывался из рек и озер, консервировался в глубоких подвалах или в самотечных оросительных системах, сохранение запасов пива в холоде привлекло общее внимание, хотя и было слишком трудоемким. В 1860 году этот процесс упростился, но ненамного. Ежегодно одна пивоварня в Ганновере сооружала большую ледовую , чтобы сохранить свое пиво на протяжении летних месяцев. Другие местности, а именно Бавария, Франкония и Верхняя Швабия также не отставали. Этот метод охлаждения на больших предприятиях утратил свою актуальность лишь в конце XIX века. Маленькие пивоварни использовали этот метод немного дольше.

С тех пор, как конные упряжки регулярно развозили пиво, прошло не одно десятилетие. Пивоваренный завод «Diebels» в Иссуме в наши дни развозит свое благородное пиво другим способом. Некоторые пивоварни, например, «Lassег» в Лёррахе или «Haake-Beck» в Бремене, все еще держат такие вызывающие умиление конюшни как часть своего автопарка.

Стремление людей сделать пиво ароматным и вкусным осуществилось благодаря использованию хмеля. Открытие его для пивоварения принадлежит славянам. Это популярное с древности растение было одним из первых товаров внешней торговли. В Западной Европе варить пиво с хмелем стали позже славян на несколько столетий.

У славянских народов первое упоминание о пиве относится к 448 году при описании торжества, когда венгры угощали пивом греческих послов. В IX веке пивоварение было уже широко распространено в Киевских и Новгородских землях.

Хлеб и пиво составляли основной набор продуктов питания в Древнерусском государстве. Пиво стало ритуальным напитком - может, потому, что центром пивоварения считались монастыри. Любили пиво и великие князья. Так, Иван III запретил варить пиво кому бы то ни было, кроме специально поставленных для этого людей.

Подавать пиво в кабаках стали в пятнадцатом веке. А Борис Годунов запретил подавать его «средним и молодшим людям». При Алексее Михайловиче крестьяне получили позволение варить пиво несколько раз в год - в Великий день, Дмитриевскую субботу на Масленицу, на Рождество Христово. И то, только для домашнего пользования.

Время шло… При Петре I пиво считалось важнейшим лекарством против цинги, и для создания новых сортов и технологий из Европы были выписаны лучшие пивовары. При Александре I впервые разрешили продавать пиво на вынос.

С широким распространением пива и его возрастающим ассортиментом многие люди стали интересоваться, как появилось пиво и где .

Есть те, кто, просто услышав, что страна пива находится где-то в Европе, этому безоговорочно верят.

Но чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к пивной истории.

Кто является изобретателем пива, достоверно неизвестно. Истоки истории происхождения этого напитка находятся в далёком прошлом. А также, нет точной информации о том, в какой стране появился этот пенный эликсир. Учёными выдвигаются разнообразные гипотезы и проводятся изыскания, чтобы определить наименование государства, в котором впервые было придумано пиво. Но, версий такое множество, что выбрать наиболее верную невозможно, поскольку большое количество стран имеет право считаться родиной пива.

Шумеры и вавилоняне

Историки определили связь пенного эликсира с Месопотамией. Результатом археологических раскопок на территории этого государства была находка глиняных шумерских табличек, изображающих пивоваров, которые склонились над чаном.

Датировка табличек относится к VII тысячелетию до н. э.Шумеры даже поклонялись богине пива – Нинкаси Светлоструйной. Стоит отметить, что шумерское пиво нельзя считать целиком хмельным, так как при его варке не применялся хмель.

Использовалась добавка из полбы, ячменя и душистых трав, которые придавали напитку ароматности. Крепость напитка на выходе составляла 3–4% .

Усовершенствовался наследниками шумеров – вавилонянами. Они начали готовить напиток, используя солод, а не ячмень. Вавилоняне всерьёз относились к качеству пивного напитка и боролись за такой важный параметр.

Место пива в Древнем Египте

Когда вопрос о том, кто придумал пиво, звучит применительно к Египту, исследователи считают, что бог Осирис. К такому выводу они приходят из-за древнеегипетской рукописи. Согласно тексту, Осирис открыл секреты пивоварения своим жрецам, которые стали единственными особами, знающими рецепт приготовления пенного нектара. Многие фараоны были владельцами пивоварен. В Древнем Египте пиво готовилось из ячменя, но иногда вместо него использовался пшеничный солод. Колыбелью пивоварения здесь считался город Пелузий, поэтому сам продукт именовали «пелузийским напитком».

История пива из Древней Греции и Рима

Существуют факты, подтверждающие негативное отношение к пивному напитку в этих странах. Его воспринимали в качестве напитка для бедняков, не имевших возможности баловать себя вином. Но, несмотря на это, у Гиппократа имеется целый научный трактат, посвящённый пенному эликсиру. И Аристотель зафиксировал наблюдения о том, что после выпитого вина в большом количестве, человек шатается, раскачиваясь из стороны в сторону, а после опьянения пивом он падает назад. Греки, как правило, разводили вино водой, поэтому пенный напиток казался им довольно крепким и горьким.

Римляне, также, относились к этому напитку с призрением. Употребляли только на празднествах, посвящённых богине земледелия – Церере. Этим и обусловлено наименование пива в Древнем Риме, звучащее как ceres. Согласно трудам учёных, пенное до Х века признавалось напитком для бедных людей и варваров.

Появление пива в Африке

Кто является первым изобретателем пенного напитка на планете, сказать достаточно сложно. Но о нём знали даже в Африке. Здесь он был довольно распространённым продуктом. В Абиссинии для его приготовления использовались крушина и хмель. В отдельных районах континента, где ячмень не возделывался, чтобы изготовить хмельной состав, применялись просо или дагусса, позволяющие сделать его ещё крепче.

Распространение пива связано с его использованием в разнообразных обрядах. К примеру, во время проведения похорон сосуды с этим напитком обязательно ставились возле тела усопшего и каждый присутствующий должен был вкусить из них. Народами Гвинейского побережья и Судана было заменено просо в пивоварении другой злаковой культурой, известной как сорго.

История пивоварения в Европе

В Европе пиво изготавливалось при монастырях. Он не использовался для церемоний, но монастыри имели хорошие деньги от его продажи. Древние галлы и германцы, скандинавы и кельты варили свои сорта хмельного пенного напитка, оставшись ему верными и сегодня.

На княжеских пиршествах употреблялось медовое пиво, которое было не доступно простому люду. Связано это было главным образом с отсутствием пасек, а добыча дикого мёда была чрезвычайно опасным делом.

Следовательно, обычные люди довольствовались пивом без мёда, и со временем, чтобы оно стало вкуснее, в него начали добавлять хмель.

Можно сказать, что в те времена пиво являлось практически стратегическим товаром. Согласно текстам летописей, были отмечены факты платы оброка мёдом, хмелем и солодом. Цари в России также очень положительно относились к пивному напитку. Например, Петром I был подписан указ об обязательном вводе пива в солдатское меню в качестве профилактики цинги. Лично император предпочитал голландский рецепт приготовления пенного напитка, тогда как императрица Елизавета I, любила английские виды: эль и портер. Вплоть до конца XVIII века пиво в России для царей готовилось на пивоварнях при дворе.

В 1795 году, когда борозды правления были у Екатерины II, Абрахам Крон основал завод Александра Невского в Петербурге, а Петр Казалет почти в это же время образовал Калинкинский пивоваренный завод. 1848 год ознаменовался слиянием этих предприятий, но лишь с 1923 года объединённая компания стала носить имя Степана Разина.

В 1875 году завершилось строительство «Трёхгорного пивоваренного завода» в Москве, сегодня известного как «Бадаевский». А в 1881 году на Самарском пивоваренном заводе, принадлежавшем Альфреду фон Вакано, стартовал выпуск пенного под названием «Венское». В XX столетии оно поменяло своё название на хорошо всем известное «Жигулёвское». А также в конце этого столетия в России стали набирать обороты пивоваренные мощности ряда компаний: «Балтика», Клинский, Майкопский, Очаковский заводы.

В связи с огромным ассортиментом пенного напитка в современном мире существует сложность с выработкой единой системы его классификации.

Взгляды американских и европейских специалистов бывают очень отличными.

Однако имеется ряд параметров, по которым может быть осуществлена систематизация.

По ингредиентам исходного сырья

В европейском наследии главным сырьём для изготовления пенного выступает ячмень. Существуют отдельные сорта, в которых использование солода из ячменя заменяется применением других зерновых. Например, пшеничное пиво готовится путём добавления пшеничного солода или пророщенных зёрен пшеницы.

Пивной продукт может быть приготовлен на базе иных злаковых культур:

  • ржаное;
  • рисовое (например, полностью из риса готовится японское саке);
  • кукурузное (к примеру, тесгуино и хаппосю).

Порой в пивоварении используются следующие понятия:

  • Гибридные сорта - в процессе их изготовления сочетают ингредиенты и технологии, присущие отличным пивным видам.
  • Особые сорта - зачастую к данной группе причисляются неординарные по составу виды пива, а также пенный напиток с разными добавками или сходные с ним напитки, базирующиеся на брожении, к примеру, корневое пиво.

По цвету

Цвет пивного продукта на выходе находится в прямой зависимости от ингредиентов, входящих в сырьевой состав, а именно от содержания в исходном сусле солода тёмного цвета, а в случае его наличия - количеством и степенью обжаренности последнего.

Систематизация по цветовому признаку является общераспространённой в России, а также в ряде государств Европы: выделяют светлое, тёмное, красное, белое и смешанное пиво.

В эпоху Советского Союза часто встречался термин «полутёмное». Смешанное пиво являлось плодом чешской традиции употребления пенного напитка. Такой сорт изготавливается путём смешения тёмного и светлого пива.

По способу брожения

В Соединённых Штатах Америки и большинстве европейских государств основной классификацией видов пивного напитка выступает именно систематизация по способу брожения. В соответствии с ней имеются два основных вида хмельного напитка:

  • верхового брожения;
  • низового брожения.

По крепости

Крепость можно охарактеризовать процентным количеством этилового спирта в окончательном продукте. Объёмная часть алкоголя в большей части пивных сортов колеблется от 3 до 5,5%. Конечно, имеются и более крепкие сорта с содержанием 6-8% , а также слабоалкогольные и безалкогольные виды пенного напитка, которые содержат меньше 0.5%.

Влияние пива на здоровье

Когда в организме происходит процесс разложения алкоголя, ему требуются различные витамины и минералы , поэтому вопрос способствования повышению наличия полезных элементов в организме при употреблении пива остаётся спорным.

Польза пенного эликсира

  • При потреблении хмельного напитка в небольших количествах может происходить уменьшение токсического эффекта алюминия, который, в свою очередь, провоцирует развитие заболевания Альцгеймера.
  • Пенный эликсир имеет более низкую калорийность, чем яблочный сок, фруктовый напиток с сахаром или молоко.
  • Умеренное потребление именно этого напитка позволяет предупредить ишемическое сердечное заболевание, чего нельзя сказать о других видах спиртных напитков. Это объясняется большим количеством антиоксидантов, витаминов и микроэлементов.
  • Исследованиями был подтверждён факт, что эстрогеноподобные соединения хмеля могут не допускать возникновения отдельных видов рака и снижать возможность развития сахарного диабета.
  • Хмельной напиток содержит достаточное количество витаминов B2, B6 и B12 и кремний, который способствует сохранности костей.
  • В случае потребления этого напитка в рекомендуемых количествах, это может перекрыть до 30% потребности организма в клетчатке.
  • По мнению специалистов, пенное оказывает негативное воздействие на бактерию Helicobacter Pylori, которая провоцирует развитие язвы и возникновение рака желудка.

Вредоносность хмельного напитка

  • Пенное имеет те же вредоносные свойства, что и другие спиртосодержащие напитки. Безмерное потребление пивного продукта может послужить толчком к развитию пивного алкоголизма.
  • Потребление некачественного пивного продукта может стать причиной серьёзного отравления.
  • Напиток может привести к чрезмерному обезвоживанию организма.

Итак, в давние времена словом «пиво» обозначался любой напиток, и оно не ассоциировалось с алкогольным, как ныне. Поэтому о том, кто придумал пиво учёные доподлинно не знают и сейчас, имея собственную точку зрения, в зависимости от области их научных изысканий. Они сходятся только в одном, что исторической родиной пенного является Германия. И, действительно, о большой любви немцев к этому напитку и о его существенных объёмах потребления ими наслышаны люди и сегодня.

Внимание, только СЕГОДНЯ!