У вина одна вина: всегда не хватает. Эксперт прокомментировал повышение акцизов на вино Акцизы в рф на год

Федеральным законом "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (На момент подготовки данного материала реквизиты Закона (законопроект N 11078-7) не были известны) (далее - Закон) внесен ряд поправок в гл. 22 НК РФ. Некоторые из них, несомненно, окажут существенное влияние на налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов в 2017 году. Подробности - далее.

Расширен перечень подакцизных товаров

Согласно Закону в целях стимулирования здорового образа жизни населения дополнен перечень . В частности, в п. 1 ст. 181 НК РФ названы три новых товара:

  • пп. 15 - электронные системы доставки никотина (проще говоря, электронные сигареты). Таковыми признаются одноразовые электронные устройства, продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях вдыхания пользователем;
  • пп. 16 - жидкости для электронных систем доставки никотина (любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл);
  • пп. 17 - табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.

Изменены правила освобождения от уплаты акциза

До сих пор п. 2 ст. 184 НК РФ допускал возможность освобождения от уплаты акциза при реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ только при представлении в налоговый орган либо без нее в случаях, которые оговорены в п. 2.1 названной статьи.

В 2017 году обозначенное освобождение смогут получить, если представят договор поручительства под обеспечение обязанности по уплате налогов. Такую возможность им даст новый п. 2.2 названной статьи.

Указанный договор для целей налогообложения имеет следующие особенности:

  1. в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем (третьим лицом, не обязательно кредитным учреждением), по форме, утверждаемой ФНС (п. 2 ст. 74 НК РФ).
  2. Срок действия договора поручительства, предоставляемого в целях освобождения от уплаты акциза, должен составлять не менее десяти месяцев со дня истечения установленного срока исполнения экспортером обязанности по уплате акциза и не более одного года со дня заключения договора поручительства (абз. 5 п. 2.2 ст. 184 НК РФ).

К сведению. Операции по выдаче поручительств (гарантий) налогоплательщиком, не являющимся банком, в силу нового пп. 15.3 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению.

Сам поручитель на дату представления заявления о заключении договора поручительства должен соответствовать требованиям, установленным положениями нового п. 2.2 ст. 184 НК РФ:

  • являться российской организацией;
  • за последние три года, предшествующие году представления названного заявления, уплатить в совокупности налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ) на сумму не менее 10 млрд руб. (в эту сумму не включаются налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента);
  • сумма его обязательств по действующим договорам поручительства (включая договор поручительства в отношении налогоплательщика) не должна превышать 20% стоимости его чистых активов, определенной по состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представлено названное заявление;
  • не находиться в процессе реорганизации или ликвидации, а также в стадии банкротства, не иметь задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

Итак, поручительство других организаций (не банков) станет полноценной альтернативой банковской гарантии для освобождения экспортера от уплаты акциза. Соответствующие поправки были внесены в п. 3 ст. 184 НК РФ, определяющие порядок возмещения акциза. Добавим: новые правила применяются к договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года (п. 12 ст. 13 Закона).

Проиндексированы ставки акцизов

Законом проиндексированы ставки акцизов на 2017 год и определены ставки акцизов на плановый период 2018 - 2019 годов. В частности, выросли акцизы, установленные п. 1 ст. 193 НК РФ:

  • с 9 до 18 руб. за литр - на вина, за исключением вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), фруктовые вина, винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята;
  • с 9 до 21 руб. за литр - на сидр, пуаре и медовуху;
  • с 26 до 36 руб. за литр - на игристые вина (шампанские), за исключением игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения.

Ставки акцизов на вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, игристые вина (шампанское) и пиво сохраняются на 2017 год на ранее утвержденном уровне.

Цены на бензин 4-го и 5-го классов, как и в 2016 году, будут содержать акциз в размере 13 100 и 10 130 руб. за тонну соответственно.

Акциз на дизельное топливо в 2017 году возрастет с 5 293 до 6 800 руб. за тонну и будет увеличиваться ежегодно (в 2018 году - до 7 072 руб., в 2019 году - до 7 355 руб. за тонну).

На табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания, ставка акциза в 2017 году составит 4 800 руб. за 1 кг нагреваемого, трубочного, курительного, жевательного, нюхательного и кальянного табака. С 2017 по 2019 год акциз будет ежегодно повышаться: в 2018 году - 5 280 руб., а в 2019 - 5 808 руб. за 1 кг.

С 2017 года платить акцизный сбор придется также производителям и импортерам электронных сигарет. За 1 мл никотиносодержащей жидкости его ставка составит 10 руб. (11 и 12 руб. в 2018 и 2019 годах), а одна электронная сигарета станет дороже минимум на 40 руб. (на 44 руб. - в 2018 году, на 48 руб. - в 2019 году).

Одновременно новым п. 9 ст. 194 НК РФ вводится повышающий коэффициент T к специфической ставке акциза на сигареты, и (или) папиросы, и (или) сигариллы, и (или) биди, и (или) кретек.

В случае реализации этой продукции в сентябре - декабре в объемах, превышающих среднемесячный объем реализации за прошлый календарный год, данный коэффициент рассчитывается по формуле:

Т = 1 + 0,3 х (Vнп - Vср) / Vнп

  • Vнп - объем реализованных организацией за налоговый период подакцизных товаров;
  • Vср - среднемесячный совокупный объем реализованных указанных подакцизных товаров в предыдущем календарном году (определяется путем деления общего объема реализации подакцизных товаров за год на 12).

В иных случаях значение коэффициента T принимается равным 1.

Добавим: повышающий коэффициент введен в целях обеспечения равномерного в течение года поступления акцизов от реализации указанной табачной продукции, так как в настоящее время основная доля реализации этой продукции приходится именно на конец года.

Скорректирован порядок применения вычетов

В соответствии с п. 2 ст. 200 НК РФ суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ подакцизных товаров, приобретших статус товаров Таможенного союза, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, подлежат вычетам.

Но при исчислении акциза на спиртосодержащую продукцию и алкогольную продукцию (за исключением натуральных вин, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) указанные налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, произведенным на территории РФ, исходя из объема использованных товаров (в литрах безводного этилового спирта) и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза.

В случае же использования в качестве сырья при производстве алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции подакцизных товаров, ввезенных на территорию РФ, налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной исходя из объема использованных товаров (в литрах безводного этилового спирта) и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза.

Таким образом, для применения налоговых вычетов должны соблюдаться следующие критерии:

  • акциз должен быть предъявлен;
  • акциз должен быть уплачен;
  • подакцизные товары (сырье) должны быть использованы в качестве сырья.

Вычеты сумм акциза производятся в части стоимости соответствующих подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья, фактически включенной в расходы на производство других подакцизных товаров, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (п. 3 ст. 201 НК РФ).

Но как определить сумму вычета в ситуации, когда приобретенный подакцизный товар в налоговом периоде одновременно использовался в качестве сырья для производства как подакцизных, так и неподакцизных товаров, в гл. 22 НК РФ в настоящее время не уточняется.

Для устранения этой неопределенности Законом в п. 2 ст. 200 НК РФ вводится новый абзац, в котором говорится, что порядок определения суммы вычета в такой ситуации должен определить сам налогоплательщик и закрепить его в налоговой учетной политике. Внести изменения в принятый порядок можно:

  • при изменении технологии производства;
  • с начала нового налогового периода, но не ранее чем по истечении 24 следующих подряд налоговых периодов.

МОСКВА, 17 ноя — РИА Новости/Прайм. Госдума, одобрив повышение акцизов на вино, провоцирует 10%-ный рост цен и таким образом наносит удар по 75% российских потребителей винодельческой продукции, считает глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Дорогие пузырьки: кому нужен рост цен на шампанское В Госдуме решили повысить акцизы на шампанское. Эксперты уверяют: поступления в бюджет будут минимальными, а игрокам рынка и потребителям такое решение только навредит. Производство игристых вин сокращается, падает и доля вина в структуре потребляемого алкоголя - его теснят пиво и крепки напитки.

Депутаты Госдумы в среду во втором чтении одобрили в 2017-2019 годах повышение акцизов на игристые вина (шампанские) незащищенного географического наименования (изготовленные из иностранного сырья) и отказались от дополнительного повышения ставки акцизов на вина из российского винограда. Таким образом, ставка акциза на игристые вина (шампанские) вырастет до 36 с 26 рублей за литр, а акциз на игристые — до 14 с 13 рублей, как это предусмотрено в Налоговом кодексе. Еще в первом чтении было одобрено повышение акциза на тихие вина с 9 до 18 рублей, а акциз а на вино из российского винограда сохранился на уровне 5 рублей.

Редакция первого чтения устанавливала на 2017-2019 годы ставки акцизов на игристые и шампанские вина в размере 27 рублей, а на защищенные — 14 рублей. На другие вина предлагалось установить ставку 18 рублей, а если они защищены — 10 рублей. Однако депутат-единоросс Евгений Федоров ко второму чтению внес поправку к законопроекту, которой предлагалось на 2017-2019 годы увеличить акцизы на игристые вина (шампанские) до 36 рублей, а если они защищенные — до 19 рублей. Эта поправка была первоначально рекомендована бюджетным комитетом к принятию.

Не подумали

"Что сделала Госдума, не разобравшись? Она подняла цены на весь дешевый винодельческий продукт, который сейчас стоит до 150 рублей за бутылку и занимает 75% рынка. Самое дешевое нормальное вино из российского винограда, наверное, рублей 120 стоит, после этого решения будет стоить 150 рублей. Если шампанское и игристое сегодня определили 164 рубля (минимальная розничная цена на шампанское — ред.), после этого повышения оно уже будет по 185 рублей. Это очень много, хоть и кажется, что ерунда для потребителей", — рассуждает Дробиз.

Директор "Абрау-Дюрсо" не видит большой выгоды от повышения акцизов на вино Даже если движение цены в сторону увеличения будет небольшим, то это приведет к сокращению потребления и продажи явно снизятся, прогнозирует Владимир Масловский.

По его словам, принимая решение о повышении акцизов, депутаты "не подумали". "Они решили, что все вина у нас сейчас будут защищенными, но сегодня у нас их практически нет, да и в перспективе вряд ли рынок этого вина будет более 10% объема, как и в любой стране мира, где максимум 15% высококачественного вина, все остальное — обычный продукт. Эти вина дорогие, и дешевыми они не будут после этого решения", — предупреждает Дробиз.

По его прогнозам, теперь производители и потребители начнут переключаться на винные напитки. "Их производить выгоднее, они дешевле, население их с удовольствием пьет, но это уже непонятный продукт, ГОСТ позволяет производить его из бог знает чего, там необязательно должно быть достаточное количество виноматериала. Он легален, безопасен, им не отравишься, но это и близко не вино", — считает эксперт.

«Ведомости». Повышение кажется небольшим, но сильно скажется и на отрасли, и на структуре потребления алкоголя россиянами.

Что предлагают

  • Ставки акцизов на тихие вина с 2020 года повысят с 18 до 31 рубля за литр, на игристые - с 36 до 40 рублей за литр.
  • Одновременно закрывается известная лазейка: акциз на винные напитки и газированное «псевдошампанское» без добавления спирта уравняют с акцизами на вино. Сейчас на винные напитки действует единая ставка акциза - 18 рублей.
  • К подакцизной продукции отнесут виноград, используемый для производства вина, виноматериалов или спиртных напитков полного цикла. Виноделы, выпускающие вино из российского винограда, получат налоговый вычет с повышающим коэффициентом, а импортеры и те, что используют импортные виноматериалы, будут платить акциз по полной ставке.

Кто проиграет

Виноделы считают, что акцизы и так велики, а их повышение неизбежно приведет к росту розничных цен и ухудшению структуры потребления.

  • Отрасль выдержит повышение акциза на тихие вина максимум до 20 рублей одномоментно и до 25 рублей в перспективе, считают специалисты. Иначе упадет спрос на недорогую российскую и импортную продукцию, а потребитель снова взглянет на более крепкие и вредные напитки, говорит президент компании «Ладога» Вениамин Грабар.
  • Повышение акциза снова приведет к росту контрафакта и уходу в тень подорожавших винных напитков. После появления в 2012 году категории «винный напиток» в нее и так перекочевал фальсификат. Сейчас это порядка 20 млн декалитров (дал) в год, или всего в два раза меньше российского производства тихих и игристых вин вместе взятых (43 млн дал).
  • На переход от винных напитков к вину большинства потребителей этой продукции эксперты не рассчитывают.

Кто выиграет

В безусловном выигрыше производители вина из отечественного сырья. Проблема только в том, что пока таких всего 1,5–2% объема производства.

  • Одна из таких компаний - «Абрау Дюрсо» Павла Титова, недавно договорившаяся с крупнейшим российским ритейлером X5 Retail Group о развитии бренда вина «Русская лоза». Цена не должна превышать 300 рублей за бутылку.
  • Льготы для отечественных виноматериалов должны стимулировать закладку виноградников и сокращение импорта. Сейчас в России около 95 000 га виноградников, в 2018 году посажено почти 7000 га. В прошлом году Россия импортировала 11,6 млн дал виноматериалов, основные поставщики - Испания, Украина, Узбекистан и Уругвай.

По данным Минздрава, за последние 8 лет потребление алкоголя в России сократилось почти в 2 раза: с 18 до 9,3 литра (в пересчете на спирт) на душу населения. Но это происходит из-за того, что опережающими темпами снижается потребление крепких напитков. По данным Gfk, потребление вина в 2017 году выросло на 9%. Российское производство тихих вин в 2018 году снизилось на 4,9%, игристых на 2,6% - при росте импорта.

Что мне с этого

Можно ожидать, что качественное вино еще немного подорожает, дешевое станет хуже, а алкогольная газировка, маскирующаяся под шампанское, совсем скроется в тени. Не считая исчезновения с прилавков грузинской продукции - но уже .

Сергей Смирнов

Минфин с 2019 года собирается уровнять акциз на импортные и отечественные тихие и игристые вина (шампанское) с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и с защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). Сейчас производители таких вин в России платят льготный акциз, что нарушает правила ВТО. В качестве компенсации Минфин предоставит налоговый вычет виноделам, выпускающим вино из собственного винограда, но таких производителей в России немного.


Предложения по изменению налогообложения российских производителей вина содержатся в разработанном Минфином проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (.pdf). Со следующего года министерство собирается отменить пониженную ставку акциза в отношении вин и игристых вин (шампанских) с ЗГУ и ЗНМП для продукции, производимой на территории РФ. Для них, таким образом, будет действовать та же ставка акциза, что и для вин импортного производства.

Льготный акциз для российских вин с ЗГУ и ЗНМП действует в России с 2016 года. Сейчас, согласно Налоговому кодексу, обычный акциз для тихих вин составляет 18 руб. за 1 л, льготный - 5 руб. Производители игристых и шампанских вин платят 36 руб. и 14 руб. соответственно.

Наличие такой преференции для российских виноделов не устраивало Евросоюз.

Свою обеспокоенность по этому поводу он, в частности, выражал в сентябре 2017 года на заседании комитета по доступу на рынки ВТО, сообщало «РИА Новости» со ссылкой на свой источник.

В России пониженным акцизом пользовалось не так много производителей. По оценке президента Союза виноградарей и виноделов России (СВВР) Леонида Поповича, в 2017 году из всего объема продукции отечественного производства только 1,5–2% пришлось на вино с ЗГУ и ЗНМП (всего в прошлом году было выпущено 32 млн дал тихих вин, сообщал Росстат). «Но все компании наращивали производство вин с ЗГУ и ЗНМП, чтобы иметь возможность воспользоваться льготой, а теперь, когда ее отменят, могут перестать это делать»,- сетует он.

Отнимая у российских виноделов льготный акциз, Минфин может предоставить им другую меру поддержки. Министерство предлагает отнести к подакцизным товарам используемый при производстве вина виноград.

Те производители, которые получают сырье из собственного винограда, смогут получить налоговые вычеты с применением повышающего коэффициента, следует из документа Минфина.

В пресс-службе министерства на момент публикации не сообщили, каким может быть акциз на виноград для производства вина и как именно будет применяться налоговый вычет.

Господин Попович считает неправильным, что в проекте Минфина прописано, что на налоговый вычет смогут претендовать только те российские производители, которые выпускают вино из своего винограда. «В этом случае мало кто сможет воспользоваться преференцией, так как большинство виноделов закупают в том числе российский виноград у других компаний»,- поясняет эксперт. В качестве примера он привел Дагестан, где есть 22 хозяйства, которые выращивают виноград, и только 3–5 компаний, которые перерабатывают его в вино. «Если поменять слова “собственный виноград” на “российский виноград”, то тогда поддержка виноделам действительно будет оказана»,- отмечает Леонид Попович.

Еще одним предложением Минфина в области изменения налогообложения является увеличение акциза на винные напитки, произведенные без добавления этилового спирта, в размере ставки акциза на игристые - 36 руб. за 1 л в 2019 году.

Сейчас акциз на винные напитки в два раза меньше. Участники винного рынка прежде жаловались, что из-за сниженного акциза производители винных напитков отнимают рынок, маскируя свою продукцию под обычное вино или шампанское. По оценке главы СВВР, в 2017 году в России было продано более 20 млн дал винных напитков.

Иллюстрация: polit.info

Предложение правительства РФ повысить ставки акцизов на вина являет собой очередной характерный образчик заботы чиновников об отечественном бизнесе. Теоретически предлагаемые меры призваны помочь российским виноделам, выпускающим качественные напитки из собственного винограда - им обещан налоговый вычет. Однако повышение акциза неизбежно приведет к подорожанию всех вин, что в условиях низкой покупательной способности населения никак нельзя назвать стимулом для виноделов, переживающих затяжной спад продаж. В результате в выигрыше останутся производители нелегального алкоголя, а также импортеры дешевого низкокачественного вина, которые, как показала практика последних лет, прекрасно научились адаптироваться к быстро меняющимся условиям на российском рынке. Правильной мерой поддержки российского виноделия в той кризисной ситуации, в которой оказалась отрасль, было бы ограничение импорта вин с низким уровнем контроля качества (например, из Грузии), но о таких мерах честным отечественным производителям можно только мечтать.

Согласно поправкам в Налоговый кодекс, которые правительство внесло в Госдуму, начиная с 2020 года предлагается повысить акциз на тихие вина с 18 до 31 рубля за литр и на игристые вина - с 36 до 40 рублей за литр. Одной из мотиваций в обоснование подобной меры называется необходимость соблюдения норм ВТО, предполагающих равные ставки акцизов на российские и импортные вина.

В настоящий момент для вин, произведенных из российского винограда (категорий ЗГУ - защищенного географического наименования и ЗНМП - защищенного наименования по месту происхождения), действует пониженная ставка акциза в размере 5 рублей за литр. В принципе это правильное решение, создающее существенные преференции для компаний, развивающих производство полного цикла. Окупаемость инвестиций в виноделие очень долгая (новый виноградник дает первые пригодные для переработки плоды только через четыре-пять лет после посадки), а доля полноценных отечественных вин в торговых сетях по-прежнему существенно ниже, чем во многих винодельческих странах. Поэтому без различных стимулирующих мер от государства российскому виноделию никак не обойтись.

От самой идеи, что вино из российского винограда должно пользоваться налоговыми льготами, правительство не отказывается. Но теперь в качестве льготного механизма предлагается не пониженный акциз, а налоговый вычет для производителей - после того, как акциз уже уплачен и заложен в стоимость бутылки на полке магазина. Именно этот момент и вызывает большие сомнения у виноделов.

«Предложение не до конца понятно - точнее, его имплементация, - комментирует представитель одной из крупных винодельческих компаний. - В частности, предполагается, что после увеличения акциза с 18 до 31 рубля за литр в случае, если для производства вина был использован собственный виноград, разница в 13 рублей будет возвращена производителю. Если же это вино ЗГУ/ЗНМП, то разница к возвращению составит 25 рублей (чтобы акциз был равен нынешним 5 рублям за литр). Более того, даже если это покупной виноград, то такую разницу в 13 рублей получит продавец/производитель виноматериала. При этом предполагается, что увеличение акциза не должно сказываться на отпускной цене на вино, ведь разница будет возвращена производителю.

Но так вряд ли случится - по нескольким причинам. Во-первых, если не вкладывать повышение в продажную цену, то производитель вина может уйти в минус, так как возмещение разницы акциза будет иметь место «когда-нибудь», а 31 рубль за акциз ему нужно уплатить уже сейчас. Во-вторых, повышение цены произойдет в любом случае, поскольку НДС в размере 20% рассчитывается на цену бутылки вина плюс увеличившийся акциз. В-третьих, в случае покупного виноматериала, если производитель вина не повысит цену, он обязательно уйдет в минус, так как даже это запоздалое возмещение пойдет не ему, а производителю винограда/виноматериала".

С критикой предлагаемых правительством мер выступила и предпринимательская организация «ОПОРА РОССИИ». В письме, направленном ей в Минфин РФ, говорится, что запланированные поправки в Налоговый кодекс могут негативно повлиять на винодельческую отрасль. Максимальная ставка акциза, которая будет соответствовать спросу и покупательной способности, не должна превышать 25 рублей за литр, считают в организации. При этом ее повышение должно происходить поступательно: единовременное повышение не должно превышать уровня 20 рублей за литр с последующей индексацией на 1−2 рубля в год.

«Мы призываем остановить рост налоговой нагрузки, потому что отрасль только начала восстанавливаться. Если даже повышать налоги, то нужно это делать плавно, в течение длительного периода. Представьте, что у вас подоходный налог был 13 процентов, а через полгода из зарплаты вычтут уже 26 процентов. Как к этому можно относиться?», - заявил руководитель «ОПОРы РОССИИ» Александр Калинин .

Существенное повышение ставки может привести к росту цен на 15−20%, особенно в низкой ценовой категории, отмечено в письме организации в Минфин. В результате покупатель начнет воспринимать российские вина как дорогой продукт, а также будет видеть существенное ценовое искажение по сравнению с европейскими странами, где вино стоит 2−4 евро за бутылку, в отличие от 600 рублей в России. Снижение доступности винодельческой продукции противоречит концепции снижения потребления алкоголя, которая, в частности, предполагает переход населения на напитки с меньшим содержанием спирта, напоминают также авторы письма.

Аргументы «ОПОРы РОССИИ» выглядят совершенно обоснованными, особенно если вспомнить о той ситуации, в которой отечественное виноделие оказалось в результате кризиса 2014 года. Предыдущие кризисы с девальвацией рубля (1998 и 2008 года) помогали отечественным производителям вина, которые сразу получали серьезное преимущество перед импортом. Однако двукратная девальвация рубля в конце 2014 года стимулировала спрос на российское вино сравнительно недолго. Возвращению на полки магазинов недорогих зарубежных вин способствовали торговые сети, которые стали активно создавать собственные структуры, занимающиеся импортом вин, а также смогли найти новых иностранных поставщиков, готовых предлагать конкурентоспособные цены. Поэтому положительный эффект девальвации для российских виноделов был быстро исчерпан - сейчас им вновь приходится конкурировать с импортом без какого-либо существенного ценового преимущества.

Уже в 2017 году российские виноделы пережили серьезный спад производства: в стране было выпущено 31,9 декалитров (дал) вина, что было во многом связано с погодным фактором. Но в 2018 году падение продолжилось - за 11 месяцев было выпущено на 4,7% меньше вина, чем годом ранее, и на сей раз основной вклад в это внесла падающая покупательная способность населения вкупе с возвращением сравнительно недорогого импорта. Кроме того, на полках стало все больше дешевых заменителей натуральных вин - так называемых винных напитков без добавления спирта (ВН БДЭС), которые постоянно наращивают свою долю рынка. По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), за 4 месяца текущего года объем их продаж составил 8,546 млн дал, увеличившись на +11,26%, или 0,865 млн дал. Для сравнения, объем продаж тихих вин (без учета сегмента HoReCa - отели, рестораны, кейтеринг) вырос всего на 1,32% до 16,65 млн дал, а игристых вин упал на 0,83% до 4,54 млн дал.

«У потребителя опережающими темпами растет интерес к винным напиткам в рамках постоянного объема винодельческой продукции. Видимо, бедность побеждает. Но раз не упали фактически вина и игристые, то побеждает не бедность, а рост интереса к винодельческой продукции в бедных слоях населения, которым вино и игристые и сегодня недоступны по цене», - констатирует руководитель ЦИФРРА Вадим Дробиз .

Легко догадаться, что повышение акциза на вина в первую очередь ударит по кошелькам этой категории потребителей, чувствительной даже к небольшому повышению цен. Нынешние цены на «винные напитки» в районе 150 рублей за бутылку - это и есть те самые 2 евро, за которые можно купить бутылку полноценного вина в супермаркете во Франции или Германии. Именно вина, а не «винного напитка», в составе которого виноматериал занимает лишь некоторую долю. Разумеется, при грамотном подходе к развитию отрасли этот нижний ценовой сегмент практически неисчерпаем, и замещение «винных напитков» недорогим, но вполне качественным вином могло бы стать одной из важнейших задач национальной алкогольной политики. Но у правительства, похоже, иные приоритеты.

«Меня уже сегодня больше волнует массовый рынок эконом-вина - что с ним будет происходить, с потребителями этого сектора? - продолжает Вадим Дробиз. - Их обидеть нельзя - плюнут и уйдут с рынка заводской винодельческой продукции. А если бы государство думало по-государственному (как было в советский период, хотя слово „маркетинг“ можно было прочесть только в журнале „Наука и Жизнь“ в переводных западных статьях), то срочно создало бы для российских мужчин сегмент дешевых портвейнов (до 120 рублей в рознице за 0,75 литра по 20% крепости). Еще лет 10−15 назад такой сегмент продукции превышал 20 млн дал в год. Пусть бы производили его на госзаводах „Росспиртпрома“, если есть боязнь за спирт в продукте. И ни с кем бы продукт (кроме нелегальной водки и прочих суррогатов) не конкурировал».

Для потребителей более высокого ценового сегмента - вин стоимостью в диапазоне от 300 до 600 рублей - повышение акциза явно будет не настолько болезненным, однако эта мера едва ли снизит долю импортных вин на полках, если не наоборот. Российские виноделы по-прежнему вынуждены работать в рамках общего федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (ФЗ-171), а конкурировать им приходится с виноделами из стран, где регулирование этой отрасли куда более гибкое, а себестоимость продукции, как следствие, гораздо ниже российской. Как показал последний по времени кризис, новых недорогих ниш для импорта в Россию на мировом рынке вина предостаточно. Скажем, в сетях в последние годы стали очень заметны вина из Португалии и Македонии - стран, раньше очень слабо представленных в российском масс-маркете. Теперь же их продукция является прямым конкурентом российским винам средней ценовой категории.

Особая история - грузинские вина, которые также успешно борются за российского потребителя, который тратит на алкоголь не последние деньги. «Популярность грузинского вина у среднего класса России в последние годы резко выросла - в разы даже к 2005 году. Тогда была и дешевая Грузия (свыше 50% объема) не только для среднего класса, которой теперь нет», - констатирует Вадим Дробиз.

Однако следует признать, что во многом эта популярность грузинских вин основана на слабой винной культуре россиян. Едва ли основная масса покупателей отнюдь не дешевых грузинских вин задается вопросом о том, каково происхождения виноматериала в бутылках с такими известными названиями, как «хванчкара», «киндзмараули» или «твиши». Несмотря на то, что Грузия позиционирует себя как винодельческая страна, никакой национальной системы контроля виноматериала по месту происхождения там так и не появилось. Поэтому при покупке вина с раскрученным брендом нет никакой гарантии того, что это вино было произведено и разлито именно в той местности, на которую указывает его наименование (что и ценят в вине его знатоки). В России, кстати, такая система в последние годы активно формируется - сегодня маркировка ЗГУ и ЗМНП используется уже и крупными производителями, и небольшими винодельнями. Но им все равно приходится конкурировать с теми же грузинскими винами, зачастую малопонятного происхождения. А заодно и с так называемыми «винами Абхазии», которые, как хорошо известно всем, более или менее погруженным в винную тематику, представляют собой молдавский материал весьма сомнительного качества.

Вопрос о том, нужно ли снова вводить эмбарго на грузинские вина в связи с недавними событиями в Тбилиси, безусловно, является дискуссионным. Полный запрет на ввоз грузинского вина станет серьезным ударом по компаниям, которые развивали этот бизнес на протяжении многих лет и чаще всего не имели никакого отношения к политике. Однако принципиальная постановка вопроса о качестве и происхождении попадающих в Россию грузинских вин необходима прежде всего ради интересов тех отечественных производителей, которые всерьез заботятся о репутации и бренде. Вино - это один из важнейших элементов маркетинга территории, и если одни производители играют по сложившимся в мировой практике правилам, а другие эти правила демонстративно нарушают, то перед нами просто недобросовестная конкуренция - опять же вне какой-либо политики. Грузия, безусловно, имеет полное право распоряжаться своими винными брендами как ей вздумается - право на киндзмараули и твиши у нее никто отнимать не собирается. Однако это не значит, что на российском рынке должна массово продаваться продукция, которая вводит покупателя в заблуждение (и хорошо еще, если это грузинское вино произведено в Грузии, а не в какой-нибудь Болгарии). То же самое, впрочем, касается и ряда других популярных винных брендов - от Крыма и Абхазии до Кьянти и Бордо. Так или иначе, регулирование рынка вина - это гораздо больше про репутацию и про доброе имя производителя, чем про акцизы, так что пока правительство видит в виноделии лишь очередную «дойную корову», все усилия наших честных производителей будут оставаться тщетными.

Николай Проценко