Можно ли пить фреш каждый день. Как правильно пить свежевыжатые соки? Лечебные свойства свежевыжатых соков

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Начальное образование имеет целью заложить основы для будущего образования человека, которое в современных условиях продолжается всю жизнь. Ребенка следует научить читать, писать, считать, связно и грамотно выражать мысли, логически рассуждать, делать правильные выводы. Обучение грамоте сопровождается интенсивным воспитанием – нравственным, физическим, эстетическим, трудовым, правовым, экономическим, экологическим. Воспитание в этом возрасте является превалирующим процессом и подчиняет себе обучение и образование. Если человек не воспитан как должно, давать знания ему и бесполезно, и опасно, ибо знания в таком случае – меч в руках сумасшедшего.

Шестилетний ребенок усваивает первичные этические нормы. Он оказывается предрасположенным к воспитанию нравственных представлений. Возникновение моральной мотивации относится именно к шестилетнему возрасту. С возникновением моральной мотивации поведение может быть представлено тремя разновидностями: моральное (положительное и отрицательное); объективно морально значимое, но не регулируемое индивидуальным, моральным сознанием поведение, и внеморальное. Оценка в это время приобретает специфически нравственный характер.


Серьезные изменения происходят во взаимоотношениях детей с учителем и сверстниками. Возрастает самостоятельность ребенка, проявляющаяся в самооценке и авторегуляции поведения с позиций не только авторитета, но и усвоенной нормы. Отчетливо проявляется стремление включиться в совместную деятельность и общение группы сверстников.

Деятельность и общение шестилеток регулируется учителем. Под его формирующим воздействием дети приобретают навыки коллективныхвзаи-моотношений, имеющих общественную направленность.Многие психичес-

кие процессы у младшего школьника приобретают опосредованный характер.

Дети сознательно используют выработанные в обществе нормы, с помо

щью которых становится возможным овладение собственными действиями и поступками. В этом основа произвольности как психологическогоновообра-зования.Возрастает относительная стабильность состава микрогрупп. Складываются групповые нормы, которые в отдельных случаях приходят в противоречие с требованиями правил поведения. Не исключена возможность развития противоречия до уровня конфликта.В младшем школьном возрасте оформляются предпосылки для возникновения нравственных убеждений. Достигается правильность нравственной оценки, возрастает уровень ее аргументированности и соответствия образцу. Увеличивается объем понятий, употребляемых в оценке, углубляется осознанность нравственных мотивов поведения. Развитие моральных знаний младших школьников идет в следующих направлениях: улучшается качественный состав моральных знаний, изменяется их внутренняя структура, возрастает их осознанность, увеличивается объем.

У детей младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие потребностей: изменяется их направленность, потребности становятся более осознанными и самоуправляемыми. У детей 7-10 лет обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая и неустойчивая (завышенная или заниженная). В этом возрасте самооценка развивается под влиянием оценки взрослых. Появляется потребность в самовоспитании, определении собственной индивидуальности, в вычленении характеро-логических качеств.

Современная начальная школа выдвигает требование полноценного усвоения знаний, умений, формирование продукта обучения в соответствии с определенной целью и на уровне, установленном задачами обучения. Поэтому так важно знать, как происходит процесс и от чего зависит его результативность.

В начальной школе учитель может использовать различные формы организации восприятия новых знаний: устное изложение знаний, подкрепляемое наглядностью, самостоятельные наблюдения учеников, выполнение поисковых заданий.

Воспринятые и осознанные знания, умения усваиваются школьниками. Результат этого – образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущности предметов, явлений, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно. Понятия эти не всегда отчетливы и правильны, поэтому работа над ними продолжается на следующих этапах. Развиваясь, процесс усвоения нового материала, формирования новых знаний и умений ведет к развитию результатов в количественном и качественном отношении. Постепенно образуются суждения, понятия, знания.

На этапе первичного закрепления осуществляется дальнейшее совершенствование новообразованных понятий и представлений. Происходит это преимущественно в процессе применения полученных знаний и умений на практике. В арсенале средств, используемых учителем, – всевозможные упражнения, проблемные и поисковые задания, работа с опорными сигналами (конспектами) и т.д. На этом этапе происходит твердое запоминание знаний и умений, ведь более 80 % того, что накоплено в начальной школе, ученик будет помнить и использовать всю жизнь. Часто первичным закреплением учитель не ограничивается и организует специальные упражнения по упрочению изученного. Ученики учатся применению полученных знаний, умений, способа действий во взаимосвязи с уже известными им.

Без всего этого не может быть и речи о развитии ребенка, а поскольку мышление и память тесно взаимосвязаны между собой, на каждом уроке в различных формах проводится повторение. Оно препятствует забыванию, помогает увязать новый материал со старым, дает возможность уточнить, углубить, расширить, систематизировать усвоенное. Активное, интересное, опирающееся на мышление ребенка, а не на механическую память повторение – мощное средство упрочения изученного. В.Ф. Шаталов, например, применяет многократное повторение материала в различных вариантах, постепенно сжимая его объем и достигая прочного усвоения главных понятий, которые затем заносятся в опорный конспект.

Этап обобщения изученного предполагает включение приобретенных знаний, умений в общую систему имеющихся у учеников понятий и представлений. В начальных классах используются различные типы обобщений, но больше всего эмпирическое и теоретическое. В ходе первого на основе конкретных признаков дети вычленяют общий признак, в ходе которого обобщение идет благодаря аналитико-синтетическому осмыслению изучаемых явлений. Система постепенно усложняющихся типов обобщения применяется в зависимости от цели. Обычно сперва формируются частичные, потом понятийные и межпонятийные.

Учение в классе дополняется домашней работой ученика. Школьный урок можно рассматривать как приготовление к самостоятельной познавательной деятельности, в ходе которой происходит активное усвоение знаний. Каким бы хорошим ни был урок, как бы ярко он ни был проведен, но если ученик самостоятельно не поработает над материалом, не проведет через свой разум знания, не осмыслит и не запомнит их, проку от учения не будет. Поэтому к самостоятельному умственному труду детей нужно приучать в начальной школе. Качественный урок в начальной школе должен содержать отдельный этап ориентации в самостоятельной работе по совершенствованию и упрочению представленных на нем знаний. И хотя время выполнения домашних заданий в начальной школе следует сокращать до минимума, учитель будет действовать правильно, если не оставит без внимания ни единого момента самостоятельного учения вне школы. Уже при первых самостоятельных попытках возникают у школьника конфликты между его желанием выполнить домашнюю работу и пониманием того, как это сделать. Если ребенок столкнулся с этой трудностью и не преодолел ее хотя бы пару раз, то сознательное выполнение домашних заданий в будущем можно ставить под сомнение. Урок готовит ученика к преодолению трудностей самостоятельного обучения на всю жизнь.

Завершающий этап процесса преподавания – определение результативности обучения, а процесса учения – контроль и оценка знаний, умений, уровня обученности самими учениками. На этом этапе сам учитель или ученики под его руководством осуществляют диагностирование обученности – устанавливают, на каком уровне сформированы знания и умения. Полученные результаты диагностики (самодиагностики) становятся ориентиром для дальнейшей работы – вернуться назад и повторить еще раз, обратить внимание на отдельные пробелы, переходить к новому и т.д. После повторения и закрепления изученного, установления связей с тем, что уже знают дети, результаты обучения еще больше возрастают и достигают почти максимально возможных на данном уроке. Цель обучения достигается, когда продукты его соответствуют заданному уровню. Обучение при таком подходе представляет собой процесс постепенного управляемого перевода учеников с более низкого уровня обученности на более высокий.

Если вести речь о содержании начального образования, то все упирается в возрастные возможности обучения. Уже не раз отмечалось, что запомнить ребенок может очень много, и чем моложе, тем больше и быстрее; другое дело – осмыслить, понять, сознательно усвоить все это он может только на определенном уровне развития.

Требования к содержанию обучения в начальной школе определяются государственной стратегией. В ней прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. В государственных документах определены общие основы формирования содержания школьного образования: гуманизация, интеграция, дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий.

Особое внимание уделяется гуманизации содержания обучения. Школьную науку ученики теперь усваивают вместе с знаниями о человеке, его жизни, что ведет к формированию гуманистического типа мышления, оптимистических взглядов на проблемы жизни и выживания, пониманию смысла жизни. Приоритетная роль в гуманизации школы принадлежит языковому и литературному образованию, эстетическому воспитанию, человековедческим курсам, позволяющим детям лучше познать себя и окружающий мир.

При формировании содержания для начальной школы руководствуются не максимумом того, что может усвоить ребенок, а тем, насколько оно отвечает социальному заказу и что дает ребенку для дальнейшего развития. В начальном звене образование направлено на всестороннее развитие детей и полноценное овладение всеми компонентами учебной деятельности. Поэтому при его формировании учитываются: последовательность и перспективность; потенциальные возможности для решения проблем обучения, воспитания, развития; достаточность по длительности и частоте влияний на конечные результаты; возможности организации деятельности учеников на различных уровнях сложности.

В педагогике давно известно, что чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей для формирования его социальных чувств и стойких привычек поведения; пластичность его нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении всех воспитательных задач.

Как и учебный процесс, процесс воспитания облекается в определенные формы для реализации намеченного содержания. В начальной школе он органически связан с работой на уроках, но существуют особые формы внеурочной и внеклассной работы – воспитательные дела (ВД). ВД – это организация яркого, наполненного трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни сотрудничества. Здесь сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками, а главные отличительные особенности их – необходимость, полезность, осуществимость.

В основе воспитательных дел два подхода – деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, второй – органичного «сращивания» всех видов деятельности в ее нравственном, эстетическом, трудовом, интеллектуальном аспекте.

Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Каждый день оказываешься перед массой труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитывать в каждом любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание младших школьников.

Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Каждый день оказываешься перед массой труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитывать в каждом любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу.

Факторов, влияющих на развитие ребенка, много. И все их необходимо учитывать при работе с детьми.

Младшие школьники находятся в том возрасте, когда под влиянием систематического обучения, детского коллектива, учителя продолжают формироваться и закрепляться черты, определяющие развитие личности ребенка. Мы, учителя, берем на себя большую ответственность.

Наша воспитательная работа должна быть направлена на всестороннее развитие ребенка, основой развития является нравственное формирование личности.

У младшего школьника существует безусловное доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. «Так велела учительница». Авторитет учителя – это авторитет старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому учитель должен сам серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что каждое его действие, оценка явлений и людей усваивается учениками. Учитель должен следить за своей внешностью, правильно и вежливо разговаривать с окружающими, быть справедливым. Он должен уметь признавать свои ошибки. Дети должны видеть в учителе друга. Они не должны бояться доказывать свою правоту.

Очень сильно влияет на учеников похвала на уроке в присутствии одноклассников. Им тогда хочется выполнить работу еще лучше. Нужно в любом ученике видеть что-то хорошее. Кирилл допускает много ошибок при письме, но зато у него красивый почерк. Я часто хвалю его за почерк. Он воодушевляется, старается писать еще лучше, пишет более внимательно и, в результате, даже делает меньше ошибок. Иногда чуть завышенная оценка «окрыляет » ученика. Он начинает верить в себя, понимает, что и он может выучить и хорошо ответить.

Чтобы ученики не боялись отвечать, создаю в классе такую обстановку, чтобы дети поняли, что каждый человек неповторим, особенен. Людей с дефектами речи нужно принимать такими, какие они есть. Живем по принципу: «У каждого свои недостатки». Дима заикается, но никто на это даже не обращает внимания, и мальчик отвечает спокойно. Максим приехал с Украины. В его речи очень много украинских слов. Дети понимающе выслушивают его ответы, дают возможность высказаться.

Очень не люблю ложь. Считаю, что каждый должен говорить правду, лучше «горькая» правда, чем «сладкая» ложь. Ребенка сказавшего правду, меньше ругаю за какой-либо проступок, стараюсь объяснить ему, что так поступать нельзя.

Когда дети в первом классе пришли ко мне, то у них часто возникали ссоры, мальчики сильно дрались. Я объясняла, что они большая дружная семья, в которой все должны дружить, уважать друг друга, помогать друг другу. Это дало свои результаты. Не могу сказать, что в классе идиллия, но все же ссор стало меньше. Детей очень сплачивают какие-либо совместные дела: подготовка к празднику, уборка класса, поход в лес, экскурсии в город.

В начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. С раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения. У многих детей заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. В своей работе стараюсь обращать внимание прежде всего на выработку навыков и привычек поведения. Для этого строю работу в классе так, чтобы дети постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений. Провожу специальные упражнения для отработки отдельных навыков культурного поведения. Для того чтобы повторение закрепляло то или иное действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось положительными эмоциями, приятными переживаниями. Это похвала с моей стороны, положительные отзывы одноклассников, других учителей. Работа по воспитанию культуры поведения будет эффективнее, если она проводится не от случая к случаю, а в определенной системе, которая должна обеспечить накопление у детей опыты поведения, полезных привычек, приобретение нравственных представлений. Огромное значение для успеха работы имеет обстановка в школе: чистота, порядок. Чистый, красиво оформленный класс требует от ученика чистоты, опрятности, подтянутости во внешнем виде.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от согласованной работы учителя и семьи. Родители должны знать, какие требования предъявляются к поведению детей, какие манеры у них воспитываются, и в этом же направлении вести работу дома, в семье.

Одними из средств воспитания являются поручения детей. Необходимо учить детей их выполнять. Это возможно при условии, когда мы идем с детьми от более доступного к более сложному. Даже если у детей есть первоначально желание и потребность участвовать в общественной работе, то неудовлетворительное ее выполнение, плохие ее результаты помешают закрепить это стремление, развить его дальше. Дальнейшее усложнение идет по линии совершенствования методики организации ее выполнения, развития самостоятельности детей в процессе работы и подведения ее итогов.

Проследим этот процесс на примере работы дежурных. Выполняя обязанности дежурных, дети постепенно приучаются к самостоятельности, расширяются функции организаторов, усложняются отношения исполнителей и ответственных, они начинают выполнять все более сложную по содержанию работу.

Очень важным в воспитании детей является воспитание у них добрых чувств. Это и воспитание у них бережного отношения к природе, к животным. Если ребенок мучает животных и взрослые его не останавливают, он привыкает к таким жестким забавам, становится жестоким и к людям. Ребенок, который заботится о животном, становится добрее и к окружающим.

Надо стремиться к воспитанию в ребенке активной доброты. Иногда дети бывают жестокими по отношению друг к другу. Проявление жестокости они видят по телевизору, на улице. «Пока существует в мире зло, наша мерка добра, с которой мы подходим к любому явлению нашей повседневной жизни, должна быть особенной. Каждой частицей души мы должны ненавидеть социальное зло и быть готовыми к схватке с ним». (В. А. Сухомлинский. Добро и зло).

Проявление зла в жизни – это все то, что мешает людям жить по принципам морали: эгоизм, жестокость, равнодушие, несправедливость, неуважительное отношение к людям. Важно, чтобы дети поняли, что силу человек должен направлять на защиту слабого, нельзя проходить мимо, когда кого-то обижают.

Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность детей стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для учеников должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с неизбежными трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем не сравнимую радость доставляет общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно полезной деятельности. И мы, педагоги, должны постараться сделать все, чтобы процесс воспитания был эффективным.


Развитие и воспитание детей младшего и среднего школьного (подросткового) возраста

Следующий возрастной этап, не менее важный в воспитании ребенка, -- младший школьный возраст. В этот период ребенок проходит сложный путь от новичка первоклассника, имеющего лишь слабое представление об учебном процессе, до ученика, освоившего ритм школьной жизни, овладевшего значительным багажом знаний. Постепенно сглаживаются различия между привычками и способом мышления, сформированными в ходе дошкольного воспитания детей, и новыми навыками общения и познания, которые возникают под влиянием школьного воспитания.

Под влиянием образовательно-воспитательного процесса в начальной школе развитие ребенка выходит на новый уровень. В первую очередь, интенсивно и в самых разных направлениях развивается познавательный интерес. Однако темпы развития ребенка в большей степени определяются особенностями воспитания детей, принятыми конкретным учителем. Ребенок приходит в школу с огромным стремлением познавать все новое, и воспитание, методы обучения и оценки успехов учащихся во многом определяют, разовьется этот интерес в дальнейшем или затормозится под влиянием недовольства учителя и плохих оценок. В это время у детей окончательно формируются склонности и задатки к отдельным видам искусства и областям знания. Поэтому воспитание детей в этом возрасте должно быть направлено не только на получение знаний опосредованно, от учителей или родителей, но и на формирование ряда умений, необходимых для самостоятельного обучения и работы с различными учебными материалами.

На начальном этапе школьного обучения воспитание ребенка зиждется на поддержании авторитета родителей и особенно учителя. Сила воздействия педагога на личность ребенка очень велика. Это период, когда воспитание и развитие тесно взаимосвязаны: уровень развития все еще является определяющим критерием в выборе методов обучения, и наоборот, от качества воспитания зависит интенсивность развития ребенка.

Воспитание детей в подростковом возрасте, с переходом из начальной в среднюю школу, ознаменовано тем, что ребенок постепенно выходит из-под влияния учителей и родителей. В этот период воспитание ребенка затруднено особыми физиологическими процессами, приводящими к повышенной возбудимости нервной системы и, как следствие, неуравновешенности поведения ребенка.

Для этого периода характерно обостренное чувство взрослости, стремление избавиться от опеки старших. Круг интересов подростка в большей степени определяется им самим, нежели является результатом влияния родителей. Именно в этом возрасте укрепляются дружеские связи со сверстниками, появляются новые авторитеты -- как в непосредственном окружении, так и среди известных людей или даже литературных и киногероев. В процессе воспитания детей в этот период важно проявлять чуткость и такт, уважение к индивидуальности и праву на самостоятельность каждого ребенка. Большую роль в этот период может сыграть пробуждение интереса к самовоспитанию, основанного, прежде всего на стремлении подражать любимым героям.

В основном, развитие ребенка завершается в старших классах. В это время сглаживается большая часть противоречий подросткового возраста. Снова усиливается роль учителя в воспитании ребенка -- теперь уже как наставника, помогающего сформировать у учащихся основы мировоззрения, реализовать свои склонности и интересы к определенным видам деятельности или профессиям.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту -- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей, как полуребенок он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.

"Отрыв" от детства и приближение к взрослому состоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают подростков от младших школьников. Прежде всего, по-иному протекает физическое развитие средних школьников. Оно характеризуется большей интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания.

В частности, отмечается усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это стимулирует физический рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако в физическом развитии наблюдается непропорциональность: конечности растут быстрее, развитие же туловища несколько отстает. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одновременно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочением скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отмечают акселерацию (ускорение) этих процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в настоящее время происходит на 1--1,5 года быстрее, чем 30--40 лет назад.

Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления и связанными с этим головными болями. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, " а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще окрепли недостаточно, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко приводят к физическим травмам. Вот почему правильное дозирование физических нагрузок является важной задачей при организации практической деятельности подростков.

Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от греч. hуро -- приставка, которая используется в смысле "под" и указывает на понижение против нормы и dinamus -- сила, подвижность), то есть недостаточной подвижностью. Учение, требующее сидячего образа жизни, может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию, что отрицательно сказывается на физическом развитии учащихся.

Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появляться раздражительность, равнодушное отношение к учебе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.

Но и периоды подъема энергии и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство. Именно в такие периоды отдельные подростки проявляют "ложный героизм": тайком уходят из дому и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные "путешествия" в другие города и т.д. Указанные "срывы" в поведении как раз и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недостаточном умении серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков. Все это, безусловно, осложняет воспитание. Поэтому следует всячески щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной "двойкой" не убить охоты к учению.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.

Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, то есть развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обращают специальное внимание на эту сторону работы, о чем уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания.

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль над поведением учащихся как меры, предупреждающие необдуманные поступки.

Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, отношениями к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

Существенной возрастной чертой подростков является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешняя обаятельность и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся и помогать им укреплять свой престиж в коллективе.

Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мнением учителя и мнением класса, подросток чаще всего придерживается мнения сверстников. Поэтому при разрешении острых вопросов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться на мнение коллектива учащихся.

Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Они сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.

Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. При ее проведении нужно учитывать то, что свое будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают стать космонавтами, летчиками, геологами, моряками и т.д. Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремление подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.

5 причин пить свежевыжатый сок

1. Витаминный состав
Главный критерий пользы подобных напитков – его ценная кладовая веществ, которые в них содержатся. Наиболее популярные ее представители – витамины А и С. Они играют важную роль в нормализации работы сердечнососудистой системы, защищая организм от заболеваний в данной области, а также от развития онкологии. Несмотря на то, что эти витамины присутствуют и в других продуктах, но в таком огромное количестве их можно отыскать только в свежевыжатых напитках. Помимо всего прочего, такие соки богаты пантотеновой и никотиновой кислотой, а также витаминами РР.

2. Пищевые волокна
В составе фруктов и овощей в большей степени присутствуют такие полезные веществ как клетчатки и пектин. Эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на пищеварительную систему, улучшая работу кишечника, а также выводя из организма накопившиеся шлаки и токсины, очищая его изнутри. Подобные процессы в свою очередь активно снижают уровень вредного холестерина и оказывают профилактику тромбофлебита. Подобное действие в особенности оказывают натуральные соки с мякотью.

3. Органическая ценность
Практически все фреш напитки содержат органические кислоты. В яблочном соке – это яблочная кислота, в винограде – винный экстракт и т.д. Данные вещества присутствуют и в овощных рецептах. Их пользу для здоровья сложно переоценить. Органические кислоты оказывают положительное влияние на работу практически всех внутренних органов: почек, сердца, печени, желудка, кишечника и т.д.

4. Микроэлементы в пользу
Самое распространенное полезное вещество, встречающееся в составе свежевыжатых напитков – калий. Он обладает ценными для здорового организма свойствами, а именно: улучшают работу сердечной мышцы, очищает кровь, регулирует обмен веществ, ускоряет метаболизм, укрепляет иммунную систему. Больше всего калия содержит банановый сок.

5. Диетический акцент
Почти все свежевыжатые соки лишены жировой составляющей. Это означает, что они являются оптимальным и полезным продуктом для тех, кто сидит на диете, поддерживает фигуру в форме или же активно ведет борьбу с лишними килограммами. Несмотря на отсутствие жиров, фреш напитки заряжают организм необходимой ему энергией и бодростью, попутно улучшая настроение.

Польза фреш напитков

Улучшение перистальтики кишечника
Регулирование работы желудочно-кишечного тракта
Очищение организма от шлаков и токсинов
Противовоспалительное действие
Укрепление иммунитета
Снятие симптомов депрессии и утомляемости
Улучшение сна
Снижение веса

Когда сок вреден

Несмотря на пользу фреш напитков, даже самый ценный состав продукта может оздоровить, так и спровоцировать ряд заболеваний. При наличии определенных хронических недугов, пить свежевыжатый сок запрещено. В частности речь идет о болезнях двенадцатиперстной кишки и желудка. В этом случае врачи накладывают вето на любые кислые напитки – клюквенный морс, лимонный или яблочный фреш и т.д.
Тем, кто страдает от лишнего веса и пытается всячески избавиться от лишних сантиметров в области талии и бедер, диетологи не рекомендуют включать в рацион «калорийные соки», такие как виноградный и банановый напиток из-за высокого содержания глюкозы в первом и углеводов во втором продукте.
В период беременности и лактации следует с осторожностью употреблять свежевыжатые соки, чтобы не навредить здоровью малыша. В этом случае рацион составляет, учитывая индивидуальные особенности организма, поэтому лучше обратиться за консультацией к лечащему врачу.
Что же касается лакомства соками детьми, то и здесь существует ряд ограничений, которые отдельно устанавливаются терапевтом. В любом случае в маленьком возрасте фреш следует вводить в рацион в небольших количествах. Впрочем, то же самое касается и меню для взрослых. Так, например, чрезмерное потребление морковного сока может спровоцировать серьезные заболевания печени, а неумеренность томатного сока приведет к появлению язвы желудка и мочекаменной болезни.
Также следует отметить и индивидуальную непереносимость тех или иных продуктов, а также аллергические реакции на свежевыжатые соки. Необходимо с осторожностью включать в рацион напитки из желтых, красных и оранжевых фруктов, чтобы не вызвать неприятных последствий.

Как правильно пить фреш


Свежевыжатые соки рекомендуется употреблять за 30-40 минут до приема пищи. Сразу же после еды подобный напиток может спровоцировать вздутие в животе и неприятные болевые ощущения.
Для того чтобы не навредить лучше всего фреш слегка разводить минеральной или кипяченой водой в пропорции 1:2, а свекольный сок и вовсе 1:5.
Наиболее нейтральный и безвредный фреш – из тыквы, а самый «агрессивный» для желудка – экстракт свеклы.
Употреблять свежевыжатый сок необходимо сразу же после его приготовления. Исключение составляет лишь свекольный напиток – ему следует дать настояться в холодильнике не менее 2-х часов.
Если сравнивать пользу овощных и фруктовых соков, то в свежевыжатом варианте наиболее полезны первые, так как в них присутствует клетчатка, которая помогает максимально эффективно всасываться витамина из состава напитка.
Максимальное количество свежевыжатого сока в сутки – не более 0,3л или 3 стакана. Именно в таком количестве оказывается лечебное и профилактическое воздействие на здоровье.
После употребления любого фреш напитка необходимо почистить зубы или прополоскать полость рта. Это защитит зубную эмаль от разрушения кислота, входящими в состав сока из овощей или фруктов.
В некоторых случаях после изготовления сока в домашних условиях напиток содержит мякоть. Не следует от нее избавляться. Она придает продукту гораздо больше пользы.

Дополнительная польза

Для того чтобы улучшить вкус свежевыжатого сока из овощей или фруктов можно добавить в напиток 1ч ложку 10%-х сливок. Данный компонент поможет улучшить всасываемость витаминного комплекса. Также в качестве альтернативы молочному продукту можно включить в рецепт немного отрубей. Таким образом, обычный сок станет полноценный диетическим и питательным блюдом.
Наиболее оптимальное соотношение разбавления кислых соков водой представляет собой 1:3 или 1:5. Это поможет не только уберечь зубную эмаль от разрушения, но и не навредит кислотности желудка. А вот добавок в виде натурального сахара или соли следует строго избегать. Это не только возбудит аппетит, но и воспрепятствует оказанию положительного лечебного эффекта напитка на организм. Оптимальный вариант добавить соку пикантного вкуса – щепотка специй, таких как корица, мускатный орех и даже немного соуса тобаско для особой остроты.

Сок соку рознь

Яблочный фреш
Напиток рекомендован при артрите и подагре, а также для регуляции работы кишечника и желудка. Кроме того, яблочный сок улучшает состояние волос, ногтей и кожи. Его разрешается сочетать с овощными видами.

Лимонный фреш
Данный сок – одна из самых эффективных профилактик онкологических и сердечнососудистых заболеваний. Напиток из лимона укрепляет иммунитет, а также выводит из организма накопившиеся токсины и вредные вещества.

Ананасовые фреш


Диетологи рекомендуют сочетать экстракт с имбирем для максимальной пользы от употребления. Ананасовый напиток укрепляет кости, улучшает показатели крови, а также устраняет тошноту.

Виноградный сок


Несмотря на то, что напиток противопоказан при диетическом рационе, сок несет в себе огромную пользу. В частности, он является кладовой витаминного комплекса и микроэлементов, которые необходимы организму ежесуточно в определенном количестве. Фреш помогает восполнить их недостаток.

Полезные сочетания

1. Апельсин + Ананас = Похудение
2. Грейпфрут + Ананас = Укрепление иммунитета
3. Тыква + Морковь = Профилактика заболеваний печени и почек
4. Капуста + Морковь = Борьба с ожирением и нарушениями в работе кишечника
5. Томат + соус тобаско = Профилактика онкологических заболеваний

Ценность свежевыжатых соков не переоценить. Для того чтобы напиток действительно приносил максимум пользы его следует выпивать сразу после приготовления и не хранить дольше 8-ми часов в прохладном месте (исключение составляет лишь свекольный фреш). Пейте соки правильно и будьте здоровы!

Нажал на кнопку соковыжималки – и стакан свежайшего сока готов! Лучший способ зарядиться естественными витаминами, как считают многие. Но правы они лишь отчасти. Соки-фреш, безусловно, гораздо полезнее, чем из бутылки или пакета: в них больше витаминов, нет консервантов. Но врачи утверждают: это не просто приятный напиток, а прежде всего – лечебно-профилактическое средство, поэтому использовать его надо правильно, иначе вместо пользы получится вред.

– У каждого сока свои свойства, о которых надо знать, – говорит врач-диетолог Надежда Потапова . – Даже если вы абсолютно здоровы, но каждое утро будете, например, выпивать стакан морковного сока, высока вероятность возникновения специфической желтухи. В свежеотжатом соке моркови огромное количество бета-каротина, так что подобные излишества – перегрузка для печени. Этот сок можно пить не чаще 2–3 раз в неделю. Гранатовый сок-фреш нужно обязательно разбавлять водой – он агрессивно действует на стенки кишечника, эмаль зубов. Соки цитрусовых, особенно грейпфрутовый, несовместим со многими лекарствами.

Особая осторожность необходима, если свежеотжатый сок вы даете ребенку.

– Чтобы детский организм сумел переработать и усвоить все «полезности» фреша, необходима хорошая адаптация поджелудочной железы, – говорит врач-гастроэнтеролог Елена Синякина , – а у ребенка она еще не готова взять на себя столь высокие нагрузки. Даже у здорового. А если у него есть проблемы с желудочно-кишечным трактом или он склонен к аллергии, то свежеотжатые соки лучше не давать без консультации с врачом. И не стоит увлекаться фрешами, когда ребенок простужен: свежеотжатые соки стимулируют выделение слизи, усилив насморк и кашель.

Без самодеятельности!

Многие сейчас увлекаются сокотерапией. Терапия – это лечение, и назначать его должен врач-гастроэнтеролог или диетолог. Все зависит от характера заболевания, общего состояния здоровья. Важно учитывать склонность к аллергическим реакциям и многое другое. Поэтому, прежде чем лечиться соками, нужно пройти обследование. Сокотерапия будет действительно эффективна, когда она проводится в два этапа. Сначала необходимо очистить организм, врач подбирает для этого определенные соки и дозы и только потом назначает сок лечебный.

Когда и сколько?

Любой фреш нельзя пить на голодный желудок, особенно кислые соки, которые раздражают слизистую кишечника. Диетологи рекомендуют пить свежеотжатые соки, разбавляя их наполовину водой, в первой половине дня за 30–40 минут до еды, а если кислотность желудка у вас повышена, то за 1,5 часа до еды. И ни в коем случае после: вещества, содержащиеся в соках, вступив во взаимодействие со съеденной пищей, могут вызвать изжогу, брожение в кишечнике и другие неприятные ощущения. Разовая доза фреша – полстакана, но начинать лучше с нескольких столовых ложек.

Детям с 3 до 10 лет любой свежеотжатый сок в лечебных целях можно давать лишь дважды в день, за полчаса до еды, разовая порция не должна превышать 30 мл – это 2 десертные ложки. Передозировка может стать причиной кариеса и желудочно-кишечных расстройств.

Фруктовый, овощной или микс?

Для здорового человека этот выбор – дело вкуса. Но стоит знать: фруктовые соки более калорийны, поскольку в них больше сахара. Исключение – ананас, в котором содержится бромелайн, способствующий сжиганию жиров. Кстати, этот сок не только помогает поддерживать стройность, но и способствует омолаживанию организма.

В овощных соках сахаров мало и органических кислот тоже, именно поэтому они не так вкусны, как фруктовые или ягодные. Зато в них намного больше минеральных веществ – калия, натрия, кальция, железа. Они низкокалорийны, но помогают быстро восстанавливать силы и нормализуют обмен веществ.

Миксы – то есть смеси свежеотжатых соков, конечно, пить приятно. Однако, вопреки распространенному мнению, что лучшие комбинации – сочетания фруктов и овощей, врачи-гастроэнтерологи считают, что не стоит смешивать свежеотжатый фруктовый или ягодный сок с овощным, потому что для их переваривания нужны разные ферменты. Фруктовые соки соединяют по принципу: зеленое с зеленым, красное с красным. Соки из косточковых (вишня, абрикос, слива и др.) нельзя смешивать с фруктовыми. Экспериментируя с фрешами для ребенка, не добавляйте в их сок лимона или грейпфрута – они слишком агрессивны.

Для маленьких детей предпочтительнее соки в моноварианте: в этом случае снижается риск развития аллергических реакций и лучше усваиваются полезные вещества. С трех лет здоровому ребенку можно давать смешанные соки. Оптимальные овощные сочетания: сельдерей+морковь; томат+петрушка+сельдерей.

Готовим правильно

Для настоящего фреша лучшее сырье то, что выращено в собственном саду. Покупая фрукты в магазине, обязательно срезайте кожицу с яблок и груш: как правило, их обрабатывают химическими веществами, продлевающими срок хранения.

Фрукты и овощи должны быть тщательно вымыты и вычищены: для фреша нельзя, например, использовать яблоко с побитым бочком или помятый помидор – они могут содержать токсичные вещества.

Загружать фрукты или овощи в соковыжималку нужно по отдельности и смешивать соки уже в готовом виде. Но есть и исключение: готовя овощные соки, можно одновременно, например, с огурцом или морковью загружать петрушку или сельдерей.

Соковыжималка должна быть хорошего качества, с сеткой, которую легко мыть и чистить щеткой от застрявшей в ячейках мякоти, а также легко разбираться, чтобы каждый ее элемент можно было промыть горячей водой с обеззараживающими средствами.

Кстати

Свежеотжатый сок нужно пить сразу же после приготовления (за 10–15 минут витамины при соприкосновении с воздухом разрушаются). И уж тем более нельзя хранить его в холодильнике до вечера – произойдет окисление. Единственное исключение – свекольный сок, который непременно нужно выдержать после отжатия не менее 40 минут или пару часов в холодильнике. В чистом виде его не пьют, а добавляют в морковный, не более одной трети.

В морковный сок обязательно добавляйте 1–2 чайные ложки растительного масла или сливок: каротин превращается в витамин А и усваивается только вместе с жирами. Добавлять соль в томатный сок не рекомендуется: это снижает его целебные свойства.

Пить свежеотжатые соки лучше всего через соломинку – кислоты, содержащиеся в них в концентрированном виде, разрушают эмаль зубов.

Личное мнение

Марат Сафин:

– Я предпочитаю свежевыжатые соки. Пакетированные, вместо витаминов, содержат много сахара. Люблю делать миксы, смешивать яблоко с морковью. Получается хороший заряд бодрости.

Лечебные свойства свежевыжатых соков

Вид сока

При каких заболеваниях рекомендуется

Ежедневная порция

Противопоказания

Виноградный

Анемия, переутомление,

упадок сил, при сухом кашле для ускорения отхаркивания

0,5 стакана 3 раза в день, в течение

3 недель

Гастрит с повышенной кислотностью, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет, ожирение, хронические воспалительные процессы в легких

Капустный

Заболевания ЖКТ, сосудов

0,5 стакана

Обострения гастрита, язвенной болезни

Картофельный

Гастрит, язва желудка, нарушения пищеварения

0,5 стакана

Сахарный диабет, пониженная кислотность

Морковный

Для поддержания нормального зрения, улучшения состояния слизистых дыхательных и пищеварительных органов,

укрепления иммунитета

До 1 стакана

Заболевания печени

Свекольный

При стрессах, перегрузках, бессоннице, запорах, гипертонии

1–2 ст. ложки

после выдержки в холодильнике

Язва желудка и 12-перстной кишки, болезни почек

Тыквенный

Заболевания почек, печени, ЖКТ

0,5 стакана

Нет

Яблочный

Выводит шлаки из организма, улучшает работу ЖКТ, особо полезен курильщикам

1,5 стакана

Обострения гастрита, язвенной болезни, панкреатита

Цитрусовые

Атеросклероз,

гипертония,

переутомление

1 стакан

Язва желудка, хронический гастрит, панкреатит, аллергия