Что ели на Руси? Что ели наши предки в допетровской Руси

В наши дни картофель – чуть ли не главная основа русского стола. Но еще не так давно, всего каких-то 300 лет назад, его в России не ели. Как же жили без картошки славяне?

Картофель на русской кухне появился только в начале XVIII века благодаря Петру Великому. Но распространятся среди всех слоев населения картошка начала лишь в царствование Екатерины. И сейчас уже сложно представить, что же ели наши предки, если не жареную картошку или пюре. Как они вообще могли прожить без этого корнеплода?

Постный стол

Одна из главных особенностей русской кухни – разделение на постную и скоромную. Около 200 дней в году приходится в русском православном календаре на постные. Это значит: никакого мяса, никакого молока и яиц. Только растительная пища и еще в некоторые дни – рыба. Кажется скудно и плохо? Вовсе нет. Постный стол отличался богатством и изобилием, огромным разнообразием блюд. Постные столы крестьян и довольно зажиточных людей в те времена не сильно отличались: те же щи, каши, овощи, грибы. Единственное отличие было в том, что жителям, которые не жили рядом с водоемом, сложно было добыть на стол свежей рыбы. Так что рыбный стол в деревнях бывал редко, а вот те, у кого деньги водились, могли его себе позвонить.

Основные продукты русской кухни

Примерно такой ассортимент был доступен в деревнях, но надо учитывать, что мясо ели крайне редко, обычно это случалось осенью или в зимний мясоед, перед Масленицей.
Овощи: репа, капуста, огурцы, редька, свекла, морковь, брюква, тыква,
Каши: овсяная, гречневая, перловая, пшеничная, пшенная, житная, ячная.
Хлеб: преимущественно ржаной, но был и пшеничный, более дорогой и редкий.
Грибы
Молочные продукты: сырое молоко, сметана, простокваша, творог
Выпечка: пироги, расстегаи, кулебяки, сайки, баранки, сладкая выпечка.
Рыба, дичь, мясо домашнего скота.
Приправы: лук, чеснок, хрен, укроп, петрушка, гвоздика, лавровый лист, чёрный перец.
Фрукты: яблоки, груши, слива
Ягоды: вишня, брусника, калина, клюква, морошка, костяника, тёрн
Орехи и семечки

Праздничный стол

Боярский стол, да и стол зажиточных горожан отличался редкостным изобилием. В XVII веке количество блюд увеличивалось, столы как постный, так и скоромный делались все разнообразнее. Любая большая трапеза включала в себе уже больше 5-6 перемен блюд:

Горячее (щи, похлебка, уха);
холодное (окрошка, ботвинья, студень, заливная рыба, солонина);
жаркое (мясо, птица);
тельное (отварная или обжаренная горячая рыба);
пироги несладкие,
кулебяка;каша (иногда ее подавали со щами);
пирожное (сладкие пироги, пирожки);
заедки (сладости к чаю, цукаты и т.д.).

Александр Нечволодов в своей книге «Сказания о русской земле» описывает боярское застолье и восхищается его богатством: «После водки приступали к закускам, коих было великое множество; в постные дни подавались квашеная капуста, разного рода грибное и всевозможное рыбное, начиная от икры и балыка и кончая паровыми стерлядями, сигами и различными жареными рыбами. При закуске же полагалось и ботвинье борщовое.

Затем переходили к горячей ухе, которая подавалась тоже самого разнообразного приготовления – красная и черная, щучья, стерляжья, карасевая, сборная, с шафраном и проч. Тут же подавали и другие блюда, приготовленные из лососины с лимоном, белорыбицы со сливами, стерляди с огурцами и так далее.

Затем шли тельные к каждой ухе, с приправою, часто запеченные в виде различного рода животных, также пироги, приготовленные на ореховом или конопляном масле со всевозможными начинками.

После ухи следовали: «росольное» или «просольное», всякая свежая рыба, приходившая из различных краев государства, и всегда под «зваром» (соусом), с хреном, чесноком и горчицею.

Обед заканчивался подачею «хлебенного»: разного рода печений, пышек, пирожков с коринкою, маком, изюмом и др.»

Все по отдельности

Первое, что бросалось заморским гостям, если они попадали на русское пиршество: обилие блюд, не важно, постный был день или скоромный. Дело в том, что все овощи, да и вообще все продукты подавались по отдельности. Рыба могла быть печеной, жареной или вареной, но на одном блюде был только один вид рыбы. Грибы засаливались по отдельности, отдельно подавались грузди, белые, маслята… Салаты представляли собой один (!) овощ, а вовсе не смесь из овощей. Любой овощ мог подаваться в жареном или вареном виде.

Горячие блюда тоже готовятся по такому же принципу: запекаются по отдельности птицы, тушатся отдельные куски мяса.

Старая русская кухня не знала, что такое мелко нарезанные и смнешанные салаты, а также различные мелко нарубленные жаркое и азу из мяса. Не было также котлет, сосисок и колбас. Все мелко нарезанное, порубленное в фарш появилось гораздо позже.

Похлебки и супы

В XVII веке окончательно оформилось то направление кулинарии, что отвечает за супы и прочие жидкие блюда. Появились рассольники, солянки, похмелки. Они добавились к дружной семье супов, стоявших на русских столах: похлебок, щей, ухи (обычно из одного какого-то вида рыбы, так что принцип «все по-отдельности» соблюдался).

Что еще появилось в XVII веке

Вообще этот век – время новинок и интересных продуктов в русской кухне. Завозится в Россию чай. Во второй половине XVII века появляется сахар и расширяется ассортимент сладких блюд: цукатов, варений, конфет, леденцов. Наконец, появляются лимоны, которые начинают добавлять в чай, а также в похмельные наваристые супы.

Наконец, в эти годы было очень сильно влияние татарской кухни. Поэтому большую популярность приобрели блюда из пресного теста: лапша, пельмени, вареники.

Когда появился картофель

Все знают, что картофель появился в России в XVIII веке благодаря Петру I – это он завез из Голландии семенной картофель. Но заморская диковинка была доступна только богатым людям и долгое время картофель оставался лакомством для аристократии.

Широкое распространение картофеля началось в 1765 году, когда после указа Екатерины II в Россию были завезены партии семенного картофеля. Его распространяли почти насильно: крестьянское население не принимало новую культуру, так как считало ее ядовитой (по России прокатилась волна отравлений ядовитыми плодами картофеля, так как сначала крестьяне не понимали, что нужно есть именно корнеплоды и ели ботву). Картофель приживался долго и трудно, даже в XIX веке его называли «чертовым яблоком» и отказывались сажать. В результате по России прокатилась волна «картофельных бунтов», а в середине XIX века Николай I все же смог массово внедрить картофель в крестьянские огороды. И к началу XX века его уже считали вторым хлебом.

Вот приехал то Илья во стольный Киев-град
А ко славному то князю на широкий двор
А и Владимир-князь он вышел из божьей церкви,
Он пришел в палату белокаменну,
Во столовую свою во горенку.
Они сели есть да пить, да хлеба кушати,
Хлеба кушати да пообедати.

Это отрывок из одной из многочисленных былин о князе Владимире и Илье Муромце, в которых очень часто упоминаются княжьи пиры и застолья. А вот о том, что ели богатыри, почти ничего не рассказывается – чаще всего это просто хлеб-соль.

Что же ели при Владимире Красное Солнышко на Руси?

Начнем с того, что князь Владимир – вполне реальный персонаж. Он управлял русским княжеством в самом конце IX и начале X в. и умер в 1051 г. Владимир Креститель, святой Владимир, Владимир Красное Солнышко, был одним из самых выдающихся людей русской истории. Памятник ему поставлен в Киеве на берегу Днепра.

Конечно, застолье во времена князя очень сильно отличалось от современного, и если бы князь попал за наш стол, то почти все современные овощи и фрукты, кроме яблок и груш, оказались бы ему незнакомы.

Главной едой князя были хлеб, каши и мясо. Но и среди наших каш есть не известные князю и его богатырям: самая наша привычная манная каша появилась гораздо позже, и появления кукурузной крупы нужно было ждать еще 600 лет, а рис был очень большой редкостью и назывался «сорочинским пшеном». А вот своего пшена было более чем достаточно. Гораздо чаще ели овсяную кашу, но совсем не такую, как сейчас. При слове «овсянка» мы сразу представляем размазню из «геркулеса», но ведь эта крупа появилась меньше 200 лет назад. А князь ел кашу из цельного, очищенного от шелухи, зерна овса, которое долго распаривали в печи, чтобы оно стало мягким. И заправлял он кашу сливочным, льняным или конопляным маслом. Подсолнечное масло появится тоже очень нескоро. Может быть, по большим праздникам князь ел и оливковое масло, которое привозили из-за моря, из далекой Византии, куда нужно было долго плыть по Днепру, а затем через неспокойные Азовское и Черное моря.

Особенно странная для нас картина была с овощами. Вы, конечно, знаете, что картошка появилась у нас только при Петре I. А вот при князе Владимире еще не было ни морковки, ни капусты, не говоря уже о помидорах, огурцах, перце, тыкве и даже свекле, которая кажется нам одним из самых русских овощей. Да что там свекла, у князя на столе не было даже репчатого лука, который появится только в следующем столетии!

А что же тогда было? Была редька. Видимо, с тех самых пор и существует поговорка «Надоело хуже горькой редьки». Попробуй всю зиму до весны есть только редьку – действительно надоест. Только редька была не совсем такая, как сейчас. Во-первых, она была гораздо крупнее, существовали сорта с корнеплодами до 10–12 кг. Сейчас редьки такой величины остались только в Японии, они называются «дайкон» и бывают до 20 кг и больше. Такую редьку не всякий взрослый человек поднимет. Эти редьки совсем не горькие. И в Европе, и у нас, когда появились новые и более вкусные овощи, гигантские редьки просто были забыты. Они давно перестали быть основной пищей, а для салата вполне хватит и небольшого корнеплода. Не думайте, что редьку ели так же, как и мы, только в салатах. Ее варили, жарили, пекли с ней пироги. Рецепт таких пирогов мне попался в одной книге позапрошлого века. Была даже поговорка о семи блюдах из редьки: «Редька териха (тертая), редька ломтиха (ломтиками), редька с квасом, редька с маслом, редька куском, редька бруском и редька целиком».

Вторым важным овощем была репа. Желтые, сочные сорта репы – русское изобретение. В Европе с репой знакомы меньше, хотя и там это одна из самых древних культур. На латинском языке репа называется «рапа», мы в далекой древности позаимствовали у римлян растение вместе с названием.

Был знаком князю и чеснок. Вспомните присказку – «Стоит в поле бык печеный, в одном боку нож точеный, а в другом – чеснок толченый».

Но нельзя сказать, что стол наших предков был бедным. Пока не было культурных овощей, ели очень много дикорастущих растений и грибов. В лесах и степях Украины, вокруг Киева при князе Владимире шумели густые леса, росло несколько видов диких луков, которые и сейчас собирают для еды. До сих пор собирают и дикий щавель. В старину его на зиму квасили и сушили. Ели и другие дикорастущие травы, о которых мы совсем забыли, например лебеду, хотя в голодные военные годы она выручала и ваших бабушек. А между тем с древности существуют ее культурные формы с большими вкусными листьями. Собирали листья диких мальв, их и сейчас едят и даже специально выращивают в Грузии, а еще ели корни разнообразных дикорастущих растений, таких как пастернак, козлобородник, чистец. Да и грибов и ягод было в достатке. Еще в XIX в. на каждого москвича в год приходилось почти 40 кг грибов, а при Владимире Красное Солнышко их было еще больше. Так что на столе, за которым сидели князь и Илья Муромец, пусто не было.

Обед Юрия Долгорукого

Мы с вами «пообедали» с Владимиром Красное Солнышко, а теперь попробуем предположить, что было на праздничном столе у его правнука, не менее известного Юрия Владимировича Долгорукого, основателя Москвы.

В 1147 г. суздальский князь Юрий пригласил «на пир в Москов» своего друга и союзника князя Святослава Олеговича северского и других князей. С этого упоминания и считают годы существования нашей столицы.

Посмотрим, какие новые растения появились за полтора столетия на княжьем столе.

Рассуждая об обеде у князя Владимира, я совершенно забыла одно из старейших пищевых растений – горох. А между тем он был у нас одним из основных блюд с глубочайшей древности. Не зря про невероятно далекие времена говорят, что это было при царе Горохе. Сейчас мы в основном варим из гороха суп, да и то довольно редко, а в древности из него варили кашу, мололи муку и пекли блины и пироги из горохового теста, и с гороховой начинкой. Кстати, лепешки из гороховой муки до сих пор самое распространенное блюдо в Индии.

Пироги и хлеб времен Юрия Долгорукого сильно отличались по вкусу от нынешних. Сейчас, когда ваша мама начинает печь пироги, она прежде всего достает дрожжи, вот их-то тогда и не было. Пироги готовили либо из пресного теста, такого, как сейчас используют для пельменей и вареников, либо из кислого теста. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине – квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться – это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданое и квашню с закваской.

Так же готовили и кисель. Кисель русских сказок, из которого были «сделаны» берега молочных рек, варили из овсяной муки. Ее заквашивали так же, как тесто, но в большом количестве воды. Кисель и называется киселем, потому что он кислый, заквашенный. Закисшую муку разбавляли водой и варили. При этом получалась плотная кисловатая масса, которую можно было резать ножом. Ели такой кисель с молоком, сметаной, медом, маслом, а вот сахара тоже еще не было, варенье готовили только на меду.

Еще одним важным новшеством была гречневая крупа. В то время она еще только входила в обиход, появившись вместе с греческими монахами, которые прибывали на Русь из Византии. До сих пор мы называем это растение гречихой, т.е. греческой крупой. Особенно много киселя и каши ели в посты, когда не полагается есть мясо и рыбу.

За полтора столетия, прошедшие с нашего «обеда» с Владимиром Красное Солнышко, на столе правнука уже появился и репчатый лук, сразу завоевавший почетное место. «Лук от семи недуг» – говорили про него в народе.

Лук разводили в Египте с незапамятных времен. (Строители пирамид получали в день несколько лепешек, пару-другую луковиц и горсть маслин.) Из Египта лук попал в Европу, а потом и к нам. А в Египет лук, видимо, попал из Азии, где в горах и сейчас попадаются дикие луки с крупными луковицами.

На Руси одним из центров разведения лука с самых древних времен были окрестности города Ростова, который во времена Юрия Долгорукого был самостоятельным княжеством и назывался Ростов Великий. Этот город на озере Неро сейчас всего лишь районный центр в Ярославской области, но он почти на три столетия старше Москвы. Интересно, что выращиванием лука там занимаются и сейчас, спустя 800 лет.

Была на столе князя и морковь, но тоже совсем не похожая на современную, – с белыми корнями. Дикая морковь – многолетник, растущий на лугах по всей Европе, ее и сейчас можно увидеть даже под Москвой. Но в Европе морковь в то время еще считалась деликатесом, ее массовое выращивание начнется только через 200 лет.

Еще одним овощем, недавно появившимся на русском столе времен Юрия Долгорукого, была хорошо знакомая нам свекла. Ее название мы вместе с самой свеклой получили от византийцев, которые говорили по-гречески. «Сфекели» – слово, по-видимому, происходящее от «сфера» – шар. Вообще-то свекла выращивается уже почти 3,5 тыс. лет, но дикую свеклу и сейчас еще можно встретить в Западной Европе и на побережье Каспийского моря. Это невысокая трава, не образующая крупного корня. С самого начала у нее ели листья, а уже потом начали отбирать растения с толстыми корнями, пока не получили современную свеклу. Первые корнеплоды были белыми и желтыми, а красные впервые упоминаются в III в. до н. э. Листовая свекла также сохранилась в культуре и называется мангольд. Сейчас разноцветный мангольд снова возвращается на наши грядки.

Пируем с Александром Невским

Правнуком Юрия Долгорукого был один из величайших князей Русской земли – Александр Ярославич, по прозвищу Невский. За свои деяния он после смерти был причислен к лику святых и уже почти семь столетий считается покровителем русских воинов. Самым известным сражением Александра Невского по праву считается знаменитое Ледовое побоище – битва с рыцарями-крестоносцами. Битва пришлась как раз на последнюю неделю перед Пасхой, когда соблюдается самый строгий православный пост, не едят не только мяса и рыбы, но и переходят на сыроедение, т.е. вовсе не готовят вареной пищи, не разрешается и любое масло.

Так что, несмотря на великую победу, пира, скорее всего, не было: в пост запрещены и все спиртные напитки, в том числе пиво и мед, которые подавались к праздничному столу. А посты в те времена соблюдали очень строго.

Но это совсем не значит, что целую неделю все сидели голодными. В Страстную неделю ели в основном различные соленые грибы: рыжики и грузди, которые осенью просто пересыпали солью, добавляя пряные травы, например укроп, душицу.

Интересно, что грибами тогда считали только те, которые снизу имеют пластинки, а все то, что мы сейчас относим к трубчатым грибам – подосиновики, маслята, белые – звали губами, так и писали «грибы и губы». Подавали также квашеную капусту, другие овощи – редьку, лук, квашеные и соленые дикорастущие травы, которые заготавливали на зиму.

Псков, в окрестностях которого происходила битва, издавна славился как яблочный край, и на любом столе в пост, да и всю зиму не переводились моченые яблоки, сушеные яблоки, яблоки, вареные в меду, которые были гораздо вкуснее современного варенья.

С точки зрения кулинарной гораздо интереснее вспомнить другое сражение Александра, тогда еще совсем молодого князя, – битву на Неве, после которой двадцатилетний полководец получил прозвище Невский. Это сражение произошло 21 июля 1240 г., за два года до Ледового побоища. Александр не только успешно руководил сражением, но и сражался как рядовой воин, ранив предводителя шведов Биргера.

Вот после этого сражения, летом, конечно же, устроили настоящий пир.

Правда, в июле новый хлеб еще не созрел, используют старые запасы, если они есть. Зато раздолье для овощей: горох, только зеленый, его варили и ели прямо в молодых стручках; первая молодая репа, редька, молодая капуста. В июле корнеплодов свеклы еще нет, зато едят ее ботву. Один из самых вкусных старорусских супов так и назывался – «ботвинья», готовили ее с красной рыбой.

В это время поспевают и лесные ягоды – малина, смородина, черника, ежевика, в Новгородской области – морошка, одна из самых вкусных ягод. В хорошую погоду будет и изобилие грибов.

В это же время сильнее всего пахнут пряные травы, лучшее время для их сбора – праздник Ивана Купалы. Эти травы добавляли в еду и обязательно в квас, который так и назывался, в зависимости от добавленной травы, – мятный, тминный, зорьный (есть такая трава – зоря, или любисток).

В июле же начинают заготовки меда. Коровы, пасущиеся летом на лугах, дают много молока, из которого можно получать творог и сметану.

На столе у князя были дичь и рыба из тех же Невы и Ижоры, которая впадает в Неву как раз возле места сражения, рыбой славилось и Ладожское озеро. Ее солили, коптили, вялили. Самой вкусной рыбой считался палтус. В сказке на морском троне сидит «владычица морская белозер-палтус рыба», а осетры у нее на посылках. Пшенная каша с рыбой была одним из самых распространенных блюд.

Ну и, конечно, пироги – с мясом, рыбой, творогом, кашей, ягодами. К мясу и рыбе подавались разнообразные соусы, тогда их называли взварами. Их готовили из овощей, ягод, особенно кислых, вроде брусники и клюквы, и пряных трав.

Пряности в русской кухне очень любили, тем более что дорога из Средней Азии в Европу частично шла через русскую землю, и у нас пряности были значительно дешевле. Иностранные путешественники немало удивлялись тому, что русские клали в еду столько пряностей, что, по мнению гостей, есть было невозможно.

В это же время в Европе черный перец был настолько дорог, что им платили налоги и жалование солдатам. А на Руси пекли пряники, которые так и называются потому, что в них клали пряности, и побольше!

Выпечка пряников была отдельным искусством, их не только ели, но и дарили в подарок. Пряники были необходимы на свадьбах, пирах, их даже вручали в дар иностранным послам. Разумеется, это были не те кругляшки, которые мы привычно покупаем в булочной, а настоящие произведения искусства. Доски – формы для печатных пряников резали специальные мастера, и доска хранилась долгие годы, переходя по наследству, пока совсем не приходила в негодность. А некоторые виды пряников лепили вручную, придавая им особую форму.

Пироги тоже пекли с «уборами» – из теста сооружали целые картины – цветы, зверей, иногда даже города. Так что ели не только вкусно, но и красиво, чего и вам желаю.

Времена Золотой Орды

И вот мы дошли до страшного времени – из глубины степей монголы Золотой Орды под водительством Чингисхана двинулись завоевывать мир. Но только ли ужас сеют завоеватели на нашей земле? Оказывается, вместе с Ордой на Русь попадают новые растения!

Приблизительно в X или XI в. на Руси наконец-то появилась капуста.

Нет, наша любимая и такая привычная капуста пришла к нам не с монголами. Она начала свое движение с юга и быстро прижилась на русских грядках и столах. Славяне скоро научились квасить капусту на зиму, и она стала одним из основных продуктов питания. Капуста начала вытеснять привычные дикорастущие травы, потому что оказалась более урожайной и лучше хранилась свежей, а квашеная капуста вообще при правильном хранении «доживает» до нового урожая. Да и использовать ее можно по-разному – варить, жарить, тушить.

Теперь поговорим о том, что появилось вместе с началом нашествия татаро-монгол.

До появления на русской земле они успели завоевать древние даже по тем временам государства Средней Азии с сильно развитым земледелием, и даже далекую Индию. Оттуда вместе с татарскими войсками к нам пришли те растения, которые разводились на подвластных татарским правителям землях.

Отправлялись в путешествия не только съедобные растения. Интересна история аира – болотной травы с сильным запахом. Все славянские народы в разных вариантах связывают ее с татарами, у нас ее называют татарской саблей, а в польском языке и вовсе укоренилось название татарак. Это растение способно очищать воду там, где растет. Родина аира – Монголия, откуда войска завоевателей развезли корневища до самой Польши – почти по половине известной тогда части земного шара! Воины бросали по кусочку живого корневища во все водоемы, чтобы растение укоренилось и воду можно было пить. Так и остался аир во всех речках, попадавшихся на пути татарского войска. В Московской области это Москва-река и ее притоки. Но сам аир распространяться не может, он у нас хотя и цветет, но никогда не дает семян, разве что в половодье кусочки корневища сносятся льдинами ниже по течению.

Ну а что же вкусненького привезли с собой на Русь татары? Прежде всего, огурцы. Первые семена огурцов найдены в Поволжье в раскопках поселений XI в., там как раз в это время стояла Орда. Огурцы быстро завоевали популярность и уже через сто лет упоминаются в списках монастырской еды и свежими, и солеными, и мочеными в уксусе. А по торжественным случаям огурцы подавали с медом.

Одновременно с огурцами сначала в Поволжье, а затем и в других местах появились дыни, которые тоже родом из Средней Азии. Там дыня – не сладкое после обеда, а нормальная еда. Даже сейчас в Туркмении и Узбекистане нередко на завтрак ребенку в школу дают лепешку и несколько ломтиков сушеной дыни. Дыни у нас приживались хуже, чем огурцы – им нужно больше тепла и они не везде растут. К тому же огурцы едят зелеными, а дыня должна обязательно поспеть. А вот появления арбузов ждать еще долго, они родом из Южной Африки, и появятся в Европе и на Руси еще не скоро.

Похоже, что в это же время к нам из Индии попала и горчица. Там ее семена добавляют в еду как пряность и совсем не так, как у нас – их сначала жарят на сковородке, пока семена не начнут на ней прыгать, а потом кладут в рис, горох, капусту и другую еду. В Индии едят и зелень горчицы, готовя из нее салаты. Блюдо, которое мы сейчас называем салатом, знали и в Древней Руси, только там оно называлось «крошево», потому что все, что в него клали, сначала мелко резали – крошили. Заправляли крошево маслом или сметаной. Из горчицы сначала получали масло, которое делают и сейчас, оно темное и ароматное.

В это же время появились и первые упоминания о грушах, причем они назывались совсем по-другому – «дули». Наши мелкие и кислые дикие груши, которые изредка встречаются в лесах южной России, так и оставались грушами, а вот крупные и вкусные садовые формы назывались дулями еще при Петре I. Трудно сказать, пришли они к нам с Востока или с Запада, но долго были редкостью. Даже сейчас груши сажают на дачах реже, чем яблони. Объясняется это просто: спелые груши совсем не хранятся, их нужно очень быстро либо съесть, либо переработать – сварить варенье или высушить. Груша, в отличие от яблони, живет долго, иногда до 150 лет, и дает очень много плодов. Там, где нужно посадить две яблони, вполне хватит одной груши. Вот и получается их всегда меньше.

Но самым важным растением, появившимся на полях в это время, стала рожь. До этого дикая рожь встречалась в посевах пшеницы как сорняк, внимания на нее почти не обращали и только в ХI–ХII вв. начали разводить ее как отдельную зерновую культуру. Рожь удобна тем, что растет там, где не хватает тепла пшенице. Но вот хлеб из нее тяжелый и липкий, почти не поднимается. Для того чтобы получить пушистый хлеб, в ржаную муку добавляют немного пшеничной. И закваска нужна другая – одни дрожжи такое тесто не поднимут.

Получается, что черный хлеб, который весь мир считает любимой едой русских, не пробовали ни князь Владимир, ни Юрий Долгорукий, ни даже, возможно, Александр Невский.

Глядя на прилавки наших супермаркетов, которые изобилуют различными продуктами, трудно представить, как без многих «вкусняшек» легко могли обходиться наши предки. Как же питались восточные славяне в давние времена, не знавшие картофеля, помидор, кукурузы и подсолнечного масла? А как же утренняя чашечка кофе или такой привычный для нас напиток, как чай? Да, и это тоже было им неведомо.

Казалось бы, даже такое «народное» блюдо, как каша, тоже имело не совсем тот вид и вкус, который привычен современным людям. В ІX-Х веке нашим предкам были незнакомы на вкус кукурузная и манная каши. Зато о появлении гречки имеются разные данные. Попала она на стол славян примерно в VІІ столетии или даже раньше. Кстати, название её на Руси связано с тем, что выращиванием этого злака на территории Киевской Руси занимались греческие монахи. Зато овсяная каша, не «Геркулес», а из цельнозерновой крупы, хорошо была известна с незапамятных времен, и готовили её в печи, заправляли сливочным или льняным или конопляным маслом. А вот подсолнечное масло появилось в рационе наших предков с середины XIX века. Несмотря на то что семена подсолнечника были завезены в Россию, как и картофель, в петровские времена, впервые получить масло из семян подсолнуха додумался украинский крепостной крестьянин Алексей Бокарев в 1828 году. До этого времени подсолнух использовали только как декоративное растение. Рис, долгое время (до конца XIX в.) известный как «сарацинское пшено», был большой редкостью.

Из современных фруктов, кроме яблок, древним славянам ничего не было известно. Персики, груши, сливы, абрикосы, вишни и прочие культуры стали появляться в разное время после X века.

Морковь, капуста, свёкла, помидоры, огурцы, перец, тыква, репчатый лук и, конечно же, картофель – не «коренные» растения на полях и огородах Киевской Руси, все они завезены и культивированы в разное время. Зато горох и репа были одними из главных продуктов рациона. Для разнообразия вкуса хозяйки использовали различные приправы: укроп, хрен, чеснок, петрушку, а позже – лавровый лист, черный перец, имбирь, корицу, шафран и прочие. Ягоды, орехи и дикорастущие травы и коренья активно использовались для приготовления блюд, среди них: мята, душица, лебеда, дикий лук, ромашка, можжевельник, борщевик (не путать с борщевиком Сосновского).

Из напитков могли предложить гостям ягодные морсы, квасы, кисели, природные соки и сбитни.

Из овса и ячменя, иногда из гороха, делали толокнянку. Крупу насыпали в мешок, потом его помещали в природный водоём на сутки. После этого зерно рассыпали в решете, чтобы высушить. После чего сыпали на противень и оставляли на ночь в остывающей печи. Сухое и подрумяненное зерно перемалывали, просеивали: всё, что оставалось в решете, толкли. Процедуру проделывали несколько раз, пока всё не превращалось в муку. Такая мука приобретала способность хорошо набухать, быстро загустевала и становилась более питательной – превращалась в толокно. Некоторые блюда: кулага – толокно, замешанное на воде и приправленное солью; а толокно с творогом и с молоком замешивали, когда готовили дежень.

Ещё традиционным было такое блюдо, как «тюря» — накрошенный в квас, в воду или в молоко хлеб. В тюрю добавляли протертые овощи, зелень. Десертный вариант для детей — на молоке с мёдом.

Особое место занимала выпечка в Древней Руси. Пироги и хлеб по вкусу отличались от наших современных. Нужно отметить, что пироги пеклись либо из пресного теста, которое мы используем для приготовления вареников и пельменей, либо из кислого. Кислое тесто замешивали на воде из природных водоёмов, и под воздействием «диких дрожжей», в тёплом месте и в кадке, оно начинало «киснуть», то есть бродить. Каждый раз, когда замешивали забродившее тесто, оставляли немного закваски (кусочек теста) для того, чтобы на ней замесить следующую порцию. Начинкой для пирогов служили рыба, грибы, ягоды, орехи, различные овощи, творог. Пироги были большие и маленькие, открытые и закрытые, круглые и квадратные; их жарили, пекли и даже тушили.

Рожь на Руси стали употреблять в мучных изделиях в ХІ-ХІІ веке. До этого дикорастущую рожь воспринимали как сорняк, который встречался в посевах пшеницы, и попросту игнорировали.

Мясо на Руси если, как бы вас не убеждали в обратном вегетарианцы и сыроеды. Только ели умерено в связи с тем, что люди честно и самоотверженно постились. Посты в ту пору соблюдали строго. Мясо пекли, тушили, жарили на вертеле («верченое мясо»).

Историческое упоминания такого продукта, как «колбаса», на Руси начинается примерно с XII века: в берестяной грамоте среди провиантов, посланных некому дьякону, упоминается продукт «кълб». Состав колбасы тех времен был разнообразный. Собственно, в неё «упаковывали» содержимое на свой вкус. И только Петр І, отведавший немецких колбас, выписал из Германии для дворцовой кухни специалистов, которые научили готовить колбасы.

Десерт на застолье подавался под названием «заедки», поскольку само слово «десерт» на Руси появилось лишь в XVIII веке. На заедки ставили ягоды и овощи, сваренные в меду, пастилу, орехи.

В 1638 году боярин Василий Старков привёз царю Михаилу Фёдоровичу дары от Алтын-хана. Боярин удивился, когда обнаружил среди монгольских атласов и мехов свёртки из сушённых листьев, и было отказался брать траву, но монгольский правитель настоял на своём. Так впервые у нас появился чай. В том же, XVII веке, в Россию впервые завезли кофе. Кофе раньше, как и сейчас, считался дорогим напитком, потому как доставлять его приходилось издалека и монополией.

Related Posts:

Кулинарные традиции русского народа уходят своими корнями в глубокую древность. Еще в дохристианской Руси, когда праздновалась масленица и приносились бескровные жертвы богам, были известны такие некогда ритуальные блюда, как каша, блины, весенние жаворонки и другие. Славяне занимались хлебопашеством, выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо. В Х веке, по утверждениям путешественников, славяне “более всего сеют просо”. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: “Господи, ты, который давал нам пищу до сих пор, дай нам ее и теперь в достатке”.

Чуть позже появляется обрядовая каша — кутья. Она готовилась из зерновых с добавлением меда. Обычную кашу славяне варили из муки, для чего размалывали зерна, на воде или на молоке. Из муки выпекались хлебы — сначала пресные лепешки, а потом калачи и пироги, приготовленные на меду.
На Руси занимались возделыванием и огородных культур. Самыми популярными были капуста, огурцы, репа, брюква и редька.

Древние летописи, рассказывавшие о судьбах государства, войнах и бедствиях, тем не менее иногда упоминали факты, так или иначе, связанные с продуктами и питанием.

Год 907-й — в летописи среди месячной подати названо вино, хлеб, мясо, рыба и овощи (в те времена овощами называли и фрукты).

Год 969-й — князь Святослав говорит, что г. Переяславль удобно расположен — там сходятся «овощеве разноличные» из Греции и мед из России. Уже в то время стол русских князей и богатых людей украшали соленые лимоны, изюм, грецкие орехи и прочие дары восточных стран, а мед был не только повседневным продуктом питания, но и предметом внешней торговли.

Год 971-й — во время голода дороговизна была такая, что голова конская стоила полгривны. Интересно, что летописец говорит не о говядине, не о свинине, а о конине. Хотя происходит дело во время вынужденной зимовки войска князя Святослава на пути из Греции, но факт все же примечателен. Значит, запрета на употребление в пищу конины на Руси не было, но употребляли ее, вероятно, в исключительных случаях. Об этом говорит и сравнительно небольшой удельный вес конских костей в кухонных отбросах, которые находят археологи.

Обычно для характеристики, как мы бы теперь сказали «индекса цен», указывается стоимость продуктов повседневного спроса. Так, другой летописец сообщает, что в неурожайный 1215 г. в Новгороде «был репы воз по две гривны».

Год 996-й — описывается пир, на котором было много мяса от скота и зверины, а по городу возили и раздавали народу хлеб, мясо, рыбу, овощи, меды и квасы. Дружина роптала, что ей есть приходится деревянными ложками, и князь Владимир велел дать им серебряные.

Год 997-й — князь распорядился собрать по горсти овса, или пшеницы, или отрубей и повелел женам сделать «цеж» и сварить кисель.

Так по крупицам можно собрать в наших летописях много интересных сведений о питании в Х—XI веках. Характеризуя простоту нравов князя Святослава (964 г.), летописец говорит, что князь в походах с собой возы не брал и мяса не варил, а тонко нарезав конину, говядину или зверину, ел их, испекши на углях.

Жарка на углях — древнейший способ тепловой обработки, характерный для всех народов, и русскими он не заимствован у народов Кавказа и Востока, а применялся с глубокой древности. В исторических литературных памятниках XV—XVI веков часто упоминаются куры, гуси, зайцы «верченные», т. е. на вертеле. Но все же обычным, самым распространенным способом приготовления мясных блюд была варка и жарка крупными кусками в русских печах.

Долгое время приготовление пищи было делом сугубо семейным. Ведала им, как правило, наиболее старшая по возрасту женщина в семье. Профессиональные повара впервые появились при княжеских дворах, а затем уже — в монастырских трапезных.

Приготовление пищи на Руси выделилось в особую специальность только в XI в., хотя упоминание о поварах-профессионалах встречается в летописях уже в Х в.

В Лаврентьевской летописи (1074 г.) говорится о том, что в Киево-Печерском монастыре была целая поварня с большим штатом монахов-поваров. У князя Глеба был «старейшина поваром» по имени Торчин, первый из известных нам русских поваров.

Монастырские повара были весьма искусны. Князь Изяслав, побывавший за рубежами Русской земли, много видавший, особенно любил «трапезы» печерских иноков. Сохранилось даже описание труда поваров той эпохи:

«И облечеся въ власяницо и на власяницю свиту вотоляну, и нача уродство творити, и помагатъ нача поварамъ, варя на братью... И по заутрени идяше в поварницю, и приготоваше огнь, воду, дрова, и придясу прочий повари отъ брать».

Во времена Киевской Руси повара находились в услужении княжеских дворов и богатых домов. В некоторых из них было даже несколько поваров. Об этом свидетельствует описание одного из домов богача XII в., где упоминается множество «сокачий», т. е. поваров, «работающие и делающе съ потьмъ» .

Русские повара свято хранили традиции народной кухни, которая служила основой их профессионального мастерства, о чем свидетельствуют древнейшие письменные памятники — «Домострой» (XVI в.), «Роспись к царским кушаньям» (1611—1613 гг.), столовые книги Патриарха Филарета и боярина Бориса Ивановича Морозова, расходные монастырские книги и др. В них часто упоминаются народные кушанья — щи, уха, каши, пироги, блины, кулебяки, расстегаи, кисели, квасы, медки и другие.

Характер приготовления блюд русской кухни в значительной степени обусловлен особенностями русской печи, которая в качестве очага столетиями верно служила и простому городскому люду, и знатным боярам, и посадским крестьянам. Древнюю Русь невозможно представить как без рубленых изб, так и без знаменитой русской печи.

Русская печь своим устьем всегда была повернута к дверям, так чтобы дым самым коротким путем мог выйти из избы через открытые двери в сени. Печи в курных избах были большими, в них можно было готовить одновременно несколько кушаний. Несмотря на то, что пища порой слегка отдавала дымом, у русской печи были и преимущества: блюда, приготовленные в ней, отличались неповторимым вкусом.

Особенностями русской печи обусловлены такие черты нашей кухни, как приготовление блюд в горшках и чугунках, жаренье рыбы и птицы крупными кусками, обилие тушеных и запеченных блюд, широкий ассортимент выпечных изделий — пирогов, крупеников, расстегаев, кулебяк и т. д.

С XVI столетия мы можем говорить о различиях кухни монастырской, сельской и царской. В монастырской играли главную роль овощи, травы, зелень и фрукты. Они составляли основу питания монахов, особенно во время постов. Сельская кухня была менее богата и разнообразна, но тоже по-своему изысканна: за праздничным обедом полагалось подавать не менее 15 блюд. Обед вообще - главная трапеза на Руси. В старые времена в более или менее богатых домах на длинный стол из крепких дубовых досок, покрытый вышитой скатертью, по очереди подавали четыре блюда: холодную закуску, суп, второе - в непостное время обычно мясное - и пироги или пирожки, которые ели "на десерт".
Закуски были самые разные, но главными среди них были всяческие салаты - смесь мелко резаных овощей, обычно вареных, в которую можно было добавить все, что угодно - от яблока до холодной телятины. От них произошел, в частности, известный каждому русскому дому винегрет. К концу XVII века популярен стал студень (от слова "студеный", то есть холодный: во-первых, студень и должен быть холодным, иначе растечется по тарелке; во-вторых, ели его обычно зимой, от Рождества до Крещения, то есть в самое холодное время года). Тогда же появились уха из разной рыбы, солонина и колбасы. Изумлял иноземцев своим утонченным вкусом рассольник. Щи - помните присловие: "Щи да каша - пища наша" - так вот, щи подавали с грибами, с рыбой, с пирогами.

Из напитков самыми популярными были ягодные и фруктовые соки с морсами, а также и настойки. Медовуха - напиток на основе пчелиного меда - был покрепче, а потом появилась и водка. Но главным русским напитком издревле оставался хлебный квас. С чем только его не делали - от изюма до мяты!

А вот на пирах бояр стало появляться огромное количество блюд, доходящее до пятидесяти. За царским же столом подавалось 150—200. Обеды длились 6—8 часов подряд и включали почти десяток перемен, каждая из которых в свою очередь состоит из двух десятков одноименных блюд: десяток сортов жареной дичи, соленой рыбы, десяток сортов блинов и пирогов.

Блюда готовились из целого животного или растения, всякого рода измельчения, перемалывания и дробления пищи использовались только в начинках для пирогов. Да и то очень умеренно. Рыбу для пирогов, например, не измельчали, а пластовали.

На пирах было принято пить мед до застолья, как возбуждающее аппетит, и после него, в заключение пиров. Пищу же запивали квасом и пивом. Так происходило до XV века. В XV веке в России появилось “хлебное вино”, т. е. водка.

В XVII веке начал меняться порядок подачи блюд (это касается богатого праздничного стола). Теперь он состоял из 6—8 перемен и в каждую перемену подавали только одно блюдо:
- горячее (щи, похлебка, уха);
- холодное (окрошка, ботвинья, студень, заливная рыба, солонина);
- жаркое (мясо, птица);
- тельное (отварная или обжаренная горячая рыба);
- пироги несладкие, кулебяка;
- каша (иногда ее подавали со щами);
- пирожное (сладкие пироги, пирожки);
- заедки.

Что касается напитков, то, например, реестр отпущенных с Сытного двора для приема польских послов гласил: “Встол в наряд (от Сытного двора) было питей про Вел. Государя: 1 подача: романеи, бастру, ренскаго,по купку; 2 подача: малмазеи, мушкателя, алкану, по купку жъ; 3 подача: кипареи, вина французского,вина церковнаго, по купку жъ; медов красных: 1 подача: вишневаго, малиноваго, смородиннаго, по ковшу; 2 подача: 2 ковша меду малиноваго, ковш же меду боярского; 3 подача: 2 ковша меду можжевеловаго, ковш меду черемховаго; белых медов: 1 подача: 2 ковша меду паточнаго с гвоздцы, ковш меду ковшечнаго; 2 подача: 2 ковша меду с мушкатом, ковш меду ковшечнаго; 3 подача: 2 ковша меду с кардамоном, ковш меду ковшечнаго. Всего про Великого Государя: романеи, бастру, ренскаго, малмазеи, мушкателя, алкану, кинареи, вина французскаго, вина церковного, по 6 кружек, да с 6 чарок водки; медов красных: вишневаго, малиноваго, смородиннаго, костеничнаго, черемховаго, можжевеловаго, обварнаго, по ковшу; меду белых: ковшечнаго с гвоздцы, с мушкатом, с кардамоном, по 8 кружек, 9 кружек сахарнаго. Про бояр, и про околичных, и про думных людей, и про послов, и про королевских дворян: 2 кружки водки анисовой из романеи, коричной тожъ, 8 кружек водки боярской, 5 ведер романеи боярской тожъ, 5 ведер бастру, 2 ведра ренскаго, 5 ведер алкану, 4 ведра вина фряжскаго, 3 ведра вина церковнаго, 8 ведер вина вишневаго, 4 ведра меду малиноваго...” И это еще не конец реестра.

Однако, несмотря на разницу в количестве блюд у богатых и бедных, характер пищи сохранял национальные черты. Разделение произошло позже, с петровских времен.

На формирование русской кухни оказывал влияние и культурный обмен с соседними народами. Сразу же, как только после крещения на Русь пришла из Болгарии славянская письменность, стали переводиться и переписываться книги, причем не только богослужебные. Русский читатель в это время мало-помалу знакомится с литературными произведениями, историческими хрониками, естественно-научными сочинениями, сборниками изречений, В очень короткие исторические сроки — во времена Владимира и особенно его сына Ярослава — Русь приобщается к культуре Болгарии и Византии, русские люди активно усваивают наследие античной Греции, Рима и Древнего Востока. Наряду с развитием духовной и культурной жизни, на Руси введение церковных канонов в значительной мере изменило характер питания. Вошли в обиход пряности и приправы: черный и душистый перец, гвоздика и имбирь, заморские плоды — лимоны, новые овощи — кабачки, сладкие перцы и др., новые крупы — «сарацинское пшено» (рис) и гречневая крупа.

Русские «кухари» много секретов позаимствовали от приехавших в Московию мастеров царьградских — «мужей искусных, многоопытных не только по части писания икон, но и кухонного искусства». Знакомство с греко-византийской кухней оказалось для нашей кухни весьма полезным.

Не менее сильным было влияние на русскую кухню и наших восточных соседей — Индии. Китая, Персии. Первые русские люди, побывавшие в этих странах, привезли оттуда много новых впечатлений. Многое узнали русские из знаменитой книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (1466—1472 гг.), содержащей описание незнакомых на Руси продуктов — фиников, имбиря, кокосового ореха, перца, корицы. А книга Василия Гагары (написана в 1634—1637 гг.) раздвинула кругозор наших соотечественников. Они узнали о тех продуктах, которые употребляли жители Кавказа и Ближнего Востока. Вот его наблюдения о том, как на Востоке осуществлялось производство сахара: «Да в том же Египте родится камыш, а из него делают сахар. А камыш копают близ моря... и как поспеет камыш, и ясти его, как есть сотовый мед».

Но не только практическими приемами приготовления блюд овладевали наши предки. Они задумывались и о сути происходящих при этом явлений. Очень давно овладели они тайнами приготовления дрожжевого теста, о чем упоминают летописи: монахи Киево-Печерской Лавры умели готовить долго не черствеющий заварной хлеб.

Уже в XI—XII вв. русским было известно множество довольно сложных приемов приготовления квасов, медков, хмелины. Их можно найти в знаменитых древнерусских травниках, а также в различных «житиях». Так, широко были известны квасы — житный, медвяной, яблочный, яшный и др. Наши предки прекрасно разбирались не только в тонкостях приготовления различных видов кваса, но и механизме действия закваски, дрожжей, о чем свидетельствуют многочисленные наставления древних:

«Пшеницу толчаше и меляше, и муку сеяше, и тесто месяше и квасяше». Или: «А квас им квасить кислошную гущею, а не дрожжами». «Квас же разлучает совокупление и склеение теста и делает хлеб жидок и бухон».

И другие литературные источники подтверждают познания русских людей в области продуктов питания. Так, в «Книге, глаголемой прохладный вертоград» (XVII в.) содержатся многочисленные рассуждения об отличии, например, молока коровьего от козьего, мяса заячьего от медвежьего и т. д. Любопытно, что уже тогда русские люди имели представление об антисептических свойствах белка: «белок яичный кладут в лекарство... на болячки и на всякие раны подкожные. Также пособляет белок на опрелину, в горячей воде обмачиваючи прикладывати» (раздел «о яйцах куречьих»).

Для общего представления о питании в древние времена на Руси приведём несколько кулинарных рецептов популярных тогда блюд.

Репа фаршированная. Репу моют, варят в воде до мягкости, остужают, соскабливают кожицу, вырезают сердцевину. Вынутую мякоть мелко рубят, добавляют мясной фарш и заполняют этой начинкой репу. Сверху посыпают тертым сыром, поливают маслом и запекают.

Овсяный кисель. Крупу залить теплой водой и оставить на сутки в теплом месте. Затем процедить и отжать. В полученную жидкость добавить соль, сахар и прокипятить, непрерывно помешивая, до загустения. В горячий кисель добавить молоко, перемешать, разлить в тарелки, смазанные маслом, поставить на холод. Когда кисель застынет, разрезать его на порции и подать с холодным кипяченым молоком или простоквашей.

«Горох колодкой». Горох полностью разваривают и толкут, полученное пюре заправляют солью и формуют (можно использовать формочки, чашки и т. д., смазанные маслом). Сформованное гороховое пюре выкладывают на тарелку и поливают маслом подсолнечным с обжаренным луком, посыпают зеленью.

Суп хлебный крестьянский. Небольшие сухие корки белого хлеба поджарить в жире с мелко порубленной петрушкой и мелко нарезанным луком, затем залить водой, посолить, поперчить и довести до кипения. Непрерывно помешивая, влить в суп тоненькой струйкой растертые яйца. Этот суп, по вкусу напоминающий мясной, нужно тотчас подавать к столу.

Сбитень-жженка. Чтобы получить жженку, сахар в ложке нагреть над слабым огнем, пока не образуется темно-коричневый сироп. Мед растворить в 4 стаканах воды и кипятить 20—25 мин, затем добавить пряности и кипятить еще 5 мин. Полученную смесь процедить через марлю и добавить для цвета жженку. Подавать горячим.

"Монастырская курица". Кочан капусты нарезать не очень мелко, положить в глиняный горшок, залить взбитыми с молоком яйцами, посолить, прикрыть сковородой и поставить в духовку. Капуста считается готовой, когда приобретет бежевый цвет.

Картофель появился в России только во времена Петра I и еще долго завоевывал свою популярность у населения. А что же ели русские до XVIII века? Чему отдавали предпочтение и какие блюда у них были на столе в будни и праздники?

Зерновые продукты

Судя по археологическим находкам, кухонным керамическим изделиям и остаткам в них различных органических веществ, начиная с IX века, на Руси уже готовили кислый, ржаной черный хлеб. И все древнейшие мучные изделия в русских поселениях вплоть до XV века создавали исключительно на основе кислого ржаного теста, под воздействием грибковых культур. Это были кисели - ржаные, овсяные и гороховые, а также каши, которые варили опять же из закисшего, замоченного зерна - гречихи, овса, полбы, ячменя.

В зависимости от соотношения зерна и воды каши были крутыми или полужидкими, был еще один вариант и он назывался «размазня». Начиная с XI века каши на Руси приобрели значение массового ритуального блюда, которым начиналось и завершалось любое событие; свадьба, похороны, крестины, строительство церкви и вообще любые христианские праздники, которые отмечали всей общиной, селом или княжеским двором.

Один из известных памятников русской литературы XVI века «Домострой», помимо наставлений по всем направлениям жизни русского человека и семьи, донес до современности список наиболее популярных блюд того времени. И ими снова оказались продукты из ржаной и из пшеничной муки, а также варианты их всевозможных сочетаний. Уже тогда хозяйки жарили оладьи, шаньги, пышки, крутили баранки и бублики, а также пекли калачи - ныне национальный русский белый хлеб.

К праздничным блюдам относили пироги - изделия из теста с самой разнообразной начинкой. Это могли быть потроха или мясо домашней птицы, дичи, рыба, грибы, фрукты или ягоды.

Овощи

С самого своего возникновения центральная Русь всегда была оседлым, крестьянским краем и её население охотно возделывало землю. Помимо зерновых культур русичи, по меньшей мере, с XI века выращивали репу, капусту, хрен, лук и морковь. Во всяком случае, эти овощи упоминаются на страницах все того же «Домостроя» и тогда их рекомендовали запекать в печи, варить воде, в виде похлебок, щей, класть в качестве начинки в пироги, а также просто есть сырыми в дороге или во время полевых работ.

Эти овощи, а также зерновые кисели и каши были основными блюдами простого человека вплоть до XIX века. Ведь все русские являлись православными христианами, а из 365 дней одного года - 200 приходилось на посты, когда мясо, рыбу, молоко и яйца вкушать не разрешалось. И даже в скоромные недели продукты животного происхождения люди низшего сословия не ели. Такое было принято вкушать только по воскресениям и праздникам. А вот овощи, свежие, соленые, вяленые, печеные, и сушеные, а также грибы составляли основной рацион россиян.

Куропатки

Мясные продукты на Руси ели все, но не всегда и часто это были отнюдь не домашние животные. В силу постоянных военных конфликтов, междоусобиц блюда из говядины, свинины и баранины были весьма редкими и дорогостоящими. Во всяком случае, в некоторых свитках XI – XIII веков говорится, что мастера и иконописцы, нанятые общинами для сооружения церкви, просили за день своей работы монеты или другие ценности, равнозначные стоимости одного барана.

Художественные и строительные артели были не такой уж редкостью на Руси, но их работа ценилась выше среднего - как стоимость домашнего барана. Самым дорогим мясом долго считалась говядина, телятину до XVIII века и вовсе потреблять было запрещено. На княжеских пирах дружинники часто ели лебедей или кур. А вот жареных куропаток и голубей по воскресеньям продавали с лотков на всех русских ярмарках и такая закуска считалась самой дешевой.

Долгое время в российских трактирах проще было отведать мясо дикого кабана, чем домашней свиньи, также встречались лосиные, оленьи и медвежьи вырезки. Дома обычная крестьянская семья гораздо чаще по праздникам лакомилась зайчатиной, чем, например, курятиной или козлятиной. Конину ели редко, но гораздо чаще, чем русские люди ее потребляют сейчас. Все-таки лошади были в каждом зажиточном дворе. Но периоды, когда крестьянская семья жила хорошо были гораздо короче, чем те, когда этим же людям приходилось голодать.

Лебеда

Во времена неурожаев, боевых действий, набегов, когда недругами у крестьянских семей насильно изымались продуктовые запасы, скот, и в пожарах погибали дома, чудом спасшиеся русичи были вынуждены как-то перебиваться. Если бедствия и голод настигали крестьян зимой, то это сулило однозначную смерть. Но летом в средней полосе России и до сих пор произрастает лебеда. Чтобы хоть как-то унять голод, люди ели стебли этого растения, его семена использовали для выпечки суррогатного хлеба, изготовления кваса.

Лебеда действительно содержит жиры, некоторые белки, крахмал и клетчатку. Но хлеб из нее получался горький, крошащийся. Он трудно переваривался и вызывал сильное раздражение пищеварительного тракта, а нередко и рвоту. Квас из лебеды и вовсе сводил людей с ума, после него, да на голодный желудок, часто возникали галлюцинации, заканчивающиеся тяжелым похмельем.

Однако лебеда выполняла главную функцию - спасала крестьян от голода, давала возможность пережить страшное время, чтобы затем можно было восстановить хозяйство и, наконец, начать привычную жизнь заново.