Цель: формировать представление о фруктах через органы чувств.
Задачи: Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах, используя различные анализаторы.
Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.
Обогащать словарный запас за счет обозначений качеств.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Игровые (дидактическая игра)
Практические (эксперимент).
Педагогические технологии: проблемное изучение.
Предшествующая работа: наблюдения за фруктовыми деревьями, знакомство со свойствами предметов. Беседы о полезной еде.
Материалы
Красивая коробка с небольшими круглыми отверстиями, набор фруктов -муляжи, фруктовые соки, набор картинок «Фрукты», кубики - собери картинку фруктов, ИТК слайдовая презентация.
Ход совместной деятельности воспитателя с детьми
Введение в ситуацию.
Воспитатель вносит коробку (в ней есть отверстия, в которые дети могут просунуть руки и потрогать предметы) в группу и ставит на стол.
Дети обращают внимание на необычную коробку и говорят (А что мы сейчас будем делать? Это чей то домик? Зачем вы принесли эту коробку?)
Воспитатель. Я не знаю что это за коробка, но в ней что то есть, вы хотите узнать, что там лежит?
Актуализация имеющихся знаний.
Воспитатель. Вы должны определить на ощупь, что там лежит. Изучив, что там лежит, вы должны сказать о размере, форме, качестве поверхности.
Несколько детей, просовывая руки в отверстия, определяют предмет и дают ему описание, не вытаскивая из коробки.
(Ответы детей: Это яблоко, твердое, большое, круглое, гладкое, и т.д.)
Воспитатель. С помощью рук о каких свойствах предмета можно узнать? (Ответы детей:твердый или мягкий предмет, его форму, размет, гладкий или шершавый.)
Воспитатель. Вот какие у вас хорошие пальчики, они помогли вам узнать, что лежало в коробке, давайте с ними поиграем.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику:
Раз, два, три, четыре, пять,(сжимают-разжимают пальцы)
Груша, персик, мандарин,(поочередно загибают пальцы рук)
Абрикос и апельсин.
Раз, два, три, четыре, пять (сжимают-разжимают пальцы)
Фруктов было ровно пять! (Пальцы хлопают)
Воспитатель загадывает загадки:
Само с кулачек, красный бочёк, потрогаешь- гладкое, откусишь- сладкое. (яблоко)
Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растет, но на вкус кислейший он, а зовут его… (лимон)
Все о ней боксеры знают, с ней удар свой развивают, хоть она и не уклюжа, но на фрукт похожа (груша)
С оранжевой кожицей на мячик похожий, но в центре не пусто, а сочно и вкусно (апельсин)
Воспитатель предлагает детям посмотреть слайдовую презентацию по теме фрукты (по цвету, по размеру, по форме, по количеству)
Воспитатель предлагает к картинке подобрать фрукт, дети выполняют действия.
Воспитатель. О каких свойствах фруктов мы можем узнать при помощи глаз? (О форме, цвете, размере, какая поверхности - гладкая, шершавая, твёрдая, ворсистая)
Воспитатель. Вспомните о каких фруктах были загадки. (Ответы детей)
Воспитатель. Давайте с вами сейчас поиграем в другую игру, я буду читать стихотворение, а вы будете сопровождать текст движениями.
Вот так яблоко! - показывают руками большое яблоко.
Оно соку сладкого полно.
Руки протяните, яблоко сорвите - поднимают руки вверх.
Стал ветер веточку качать - покачивают руками.
И трудно яблоко достать, подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву. - дети подпрыгивают.
Затруднение в ситуации.
Воспитатель предлагает детям взять картинку с изображением фрукта и сказать как он пахнет.
Дети. На картинке фрукты ни чем не пахнут.
Воспитатель. А сможем ли мы узнать, какие у нас есть фрукты, если мы их не видим и не трогаем руками?
Дети. Можно откусить и попробовать на вкус, можно по запаху узнать.
Воспитатель. Что поможет нам узнать вкус? (Язык) . А запах? (Нос.)
Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка.
Игра «Угадай по запаху»
(завязывают детям глаза и подносят к носу разные фрукты, дети называют фрукт)
Игра «Угадай по вкусу»
(Закрывают детям глаза, и каждому даётся кусочек какого-либо фрукта, дети угадывают, что это за фрукт.)
Ребята, какие соки можно приготовить из фруктов? (Ответы детей)
Игра » Что больше, что меньше?
Детям предлагают сравнить по величине фрукты (апельсин - мандарин, яблоко - слива и т.д.), сказать какой больше, а какой меньше.
Дидактическая игра «Классификация фруктов по форме»
Про какие фрукты можно сказать, что они круглые, а какие овальной формы.
Заключительная часть : Воспитатель хвалит детей, что они были активными, играли дружно, хорошо отвечали на вопросы.
Дети, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии, в какие играли игры? (ответы детей)
Макаева Наталья Ипполитовна, воспитатель, г.Балаково
Вид проекта: познавательно - творческий.
Продолжительность: краткосрочный. С 19. 09. 2016г. по 23. 09. 2016г.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Актуальность: Здоровье – это то, что мы едим. Еда должна быть правильной: вкусной, полезной, чтобы в ней были обязательно овощи и фрукты, чтобы такая еда помогала ребёнку расти крепким и здоровым, давала ему энергию для активной деятельности. Работая над проектом, необходимо было включить задачи о систематизации и расширении знаний об овощах и фруктах, о витаминах, необходимых для здоровья человека.
Проблема: родители реже рассказывают детям о полезных и вредных продуктах питания, покупая «лёгкую» еду; зубы и желудок детей портится, отказываясь работать в правильном направлении – жуя и переваривая пищу.
Цель: Расширять и систематизировать представление детей об овощах и фруктах.
Задачи: Формировать у детей представлений о правильности питания, о культуре питания, о здоровом образе жизни. Систематизировать и закреплять знания об овощах и фруктах, о месте их произрастания, о труде взрослых в огороде, на полях, в садах. Уточнять: где растут овощи и фрукты, когда собирают урожай овощей, в чём польза овощей и фруктов, что из них готовят. Расширять представления детей о картошке, об истории её появления в нашей стране. Формировать умение рассказывать об овощах и фруктах с использованием схем (таблиц) . Развивать логическое мышление, интерес к теме.
Предполагаемый результат:
- расширение знаний детей по теме, использование полученных знаний в образовательной и игровой деятельности
- пополнение словарного запаса, связанные и логически оформленные рассказы детей по теме проекта.
Роль родителей в реализации проекта:
- повышение образовательного уровня родителей по теме (консультации, папка-передвижка)
- повышение заинтересованности родителей в продуктивной деятельности с детьми (поделки) .
Этапы реализации:
1 этап - подготовительный
- Подобрать методическую, художественную литературу
- Подобрать наглядный материал, пособия, иллюстрации
- Составить план мероприятий на неделю
- Вовлечение родителей в образовательный процесс
- этап – основной
- Рассматривание альбомов «Овощи» , «Фрукты»
- Беседы: «Прогулка по саду и огороду» , «Зачем заготавливать овощи и фрукты на зиму» , «Овощи и фрукты – полезные продукты» , «От куда пришла картошка» .
- Дидактические игры: «Назови и опиши» , «Угадай по описанию» , «Вершки и корешки» , «Четвёртый лишний» , «Назови овощ с нужным звуком» , «Кузовок» .
- Отгадывание загадок об овощах и фруктах
- Чтение: Н.Носов «Огурцы» , р.н. с. «Вершки и корешки» , сказка В.Сутеев «Яблоко» , Ю.Тувим «Послушный дождик» , «Овощи» .
- Драматизация сказки «Репка» (для малышей)
- НОД: ФЦКМ «Во саду ли, в огороде» ; рисование «Натюрморт с овощами и фруктами» ; аппликация «Дары осени» ; ФЭМП «Урожай» .
- Подвижные игры: «Мышеловка» , «Съедобное-несъедобное» , «Перенеси предметы» , «Бездомный заяц» ,
- Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин» , «Семья» , «Семья. Летние заготовки»
- Игровое упражнение «Что за чем?» (от семян к урожаю) .
- Пальчиковая гимнастика: «Фрукты»
- Физ. минутка: «Компот» .
- этап – заключительный
- Выставки детских работ (по рисованию, аппликации) .
- Подготовить совместно с родителями овощей для приготовления салата, необходимого оборудования.
- Обобщение результатов работы.
Надежда Олиферова
Беседа с детьми подготовительной группы «О пользе витаминов, и для чего они нужны человеку?»
Цель: дать детям знания о пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием «витамины группы А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержатся. Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины.
Материал: картинки продуктов питания для игры «Где ты, витаминка?», корзинки с фруктами и овощами.
Воспитатель: – Ребята, сегодня мы поговорим о пользе витаминов, и о самых полезных продуктах. А вы знаете, что относится к самым полезным продуктам? (овощи, ягоды, фрукты) А почему так полезны овощи, фрукты? (в них много витаминов) Правильно! А как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов? (Летом, осенью) Совершенно верно! Осенью поспевает большой урожай овощей и фруктов.
Все овощи и фрукты содержат очень много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровы и не болели.
Если мы не будем получать витамины, то даже самый здоровый человек станет слабеть, у него начнут портиться зубы, станут выпадать волосы и ухудшится зрение. Он всегда будет чувствовать себя усталым, начнет чаще болеть. Человеку нужны все витамины без исключения. Но у каждого витамина есть и свое прямое назначение.
Все витамины делятся на группы А, В, С, D, Е. Хотите узнать, какие полезные продукты к ним относятся?
И так, первый витамин А – был назван витамином роста, но его роль в организме ограничивается не только этим. Отсутствие витамина А вызывает заболевание глаз. Эта болезнь проявляется в том, что человек, который хорошо видит днем, в сумерки видит плохо, а в темноте почти полностью теряет зрение. Также наша кожа из-за нехватки витамина А теряет свою эластичность, становится шершавой. В каких же продуктах больше всего этого витамина?
Прежде всего витамин А содержится в сливочном масле, яичном желтке, молоке, рыбе. Также в овощах и фруктах: морковь, лук тыква, шпинат, листьях салата, помидорах и абрикосе.
Второй витамин В – при недостатке этого витамина нарушается трудовая способность человека, так же нарушается работа пищеварения. Мы быстро устаем, не можем сосредоточить внимание на важном деле. Какие продукты питания нам помогут? Это ржаной и пшеничный хлеб, овсяная, гречневая и ячневая каши. Много витамина В и в мясе.
Физминутка
Один пузатый здоровяк (Округлое движение обеими руками вокруг живота)
Съел десяток булок натощак (Выставить перед собой все пальцы)
Запил он булки молоком , (Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)
Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)
Затем барашка он поджарил (Показать указательными пальцами рожки)
И в брюхо бедного направил (Погладить живот)
Раздулся здоровяк как шар, (Изобразить в воздухе большой круг)
Обжору тут хватил удар. (Ударить слегка ладонью по лбу)
Третий это витамин С – он способствует потреблению кислорода клетками нашего тела. Если в пище недостаточно витамина С, то снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, появляется сонливость, при чистке зубов появляется боль и кровоточат десна. Витамин С содержится в свежих овощах, ягодах и фруктах. Его особенно много в зеленом луке, черной смородине, в ягодах шиповника. В свежей и кислой капусте, томатах, редьке и репе, картофеле. Много витамина С в лимонах и апельсинах.
Четвертый витамин D – если этого витамина будет недостаточно, то организм человека станет плохо усваивать кальций и фосфор, кости станут слабыми, будут размягчаться и искривляться. Витамин D встречается в таких продуктах как: рыба, печень, сливочное масло, яичный желток, молоко. Так же витамин D содержится в лучах солнца, значит, нам нужно больше бывать на воздухе и получать витамин через ультрафиолетовые лучи.
И наконец пятый витамин Е – против старения. Из-за нехватки этого витамина происходит нарушение координации движений, быстрая усталость, вялость, ухудшается зрение, человек выглядит бледным и болезненным. В каких же продуктах содержится витамин Е? Растительное масло, орехи, молоко и молочные продукты, листья салата и зелень петрушки, бобы, помидоры шиповник, белокочанная капуста.
Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела.
А теперь, давайте поиграем в игру «Где ты, витаминка?» и узнаем, как вы запомнили, какие продукты относятся к каким витаминам. (Игра проводится на ковре. Педагог показывает или называет витамин, дети выбирают, какие продукты образуют данный витамин).
Игра «Где ты, витаминка?»
Воспитатель: - Ребята, что нового мы сегодня узнали? С какими витаминами познакомились, назовите их (А, В, С, D, E) . Для чего нужны витамины? Через что мы их получаем?
Молодцы! Вы отлично все запомнили!
Литература: "Детское питание" книга о том, как правильно кормить ребенка, что бы вырастить его здоровым и крепким. Москва 1958г.
Тема по календарно-тематическому плану: «Осенняя ярмарка».
Тема НОД: «Беседа об овощах и фруктах».
Цель: Продолжать обогащать представление об овощах и фруктах. Закрепить умение классифицировать овощи, выделять признаки (внешние: форма, величина, цвет; особенности поверхности, вкусовые, обонятельные признаки овощей и фруктов).
Задачи: Углублять знания детей об условиях необходимых для роста растений, месте роста (огород-сад), способах выращивания и ухода за овощами и фруктами, сельскохозяйственных профессиях, представления об экологических связях между живой и неживой природой, жизнью растений и деятельностью человека.
Уточнить и пополнить знания детей об овощах и фруктах, как продуктах питания, их пользе.
Упражнять в проведении элементарных опытов по выявлению вкусовых качеств, закреплять навыки исследовательской деятельности.
Закреплять умение узнавать овощи и фрукты по описанию, отвечать на вопросы полно.
Упражнять употребление прилагательных, обозначающих признаки и качества овощей и фруктов. Пополнить словарный запас словами: садовод, овощевод, выращивать, ухаживать.
Воспитывать любознательность, развивать восприятие, память и речь.
Словарная работа : название овощей и фруктов; овощ, фрукт, осень, грядка, рассада, посадка, урожай, огород, сад, витамины.
Зрелый, вкусный, полезный, румяный, душистый, горький, сладкий, кислый, гладкий, шершавый, сочный.
Вырастать, сорвать, выдернуть, вскопать, созревать, сажать, поливать, собирать, ухаживать, полоть, мыть, чистить, резать, есть.
Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Формы организации: фронтальная.
Формы реализации детских видов деятельности:
— игра разложи «Овощи и фрукты»;
— пальчиковая гимнастика;
— ответы на вопросы;
— игра «Вершки — корешки»;
— дети раскладывают овощи и фрукты;
— рассматривание картины;
— дыхательная гимнастика «Ароматное яблоко»;
— описания овощей и фруктов на вкус;
— ящик ощущений;
— исполнение песни об осени.
Оборудование: корзины с овощами, картины: «Сбор урожая в саду», «Школьный огород»; «Ящик ощущений», подносы, кукла-осень.
Предварительная работа: Рассматривание овощей и фруктов, знакомство с профессиями – садовод, овощевод, чтение стихов и песен. Изготовление с родителями муляжей овощей и фруктов.
Перспектива обогащения предметно игровой среды : создание альбома с фотографиями, поделок из природного материала.
Ход занятия:
1 часть:
Звучит спокойная музыка. Воспитатель приглашает детей войти в групповую комнату, обращает внимание на гостью (кукла осень).
Воспитатель: — Ребята как вы думаете, как зовут нашу гостью? Как вы догадались?(ответы детей)
** **
Здесь весною было пусто, И красавец, великан-
Летом выросла …..(капуста) Темно синий …(баклажан)
** **
Собираем мы в лукошко А теперь пойдем мы в сад
Очень крупную…(картошку) Там созрел уж …(виноград)
** **
От дождя земля намокла- Для Володи и Катюши
Вылезай толстушка … (свекла) Соберем в корзину … (груши)
** **
Из земли за чуб плутовку Для начинки в пироги
Тянем сочную …(морковку) Набираем …..(яблоки)
** **
Помогает деду внук, Вот и все! Хоть и устали,
Собирает с грядок …(лук) Урожай мы весь собрали!
Вот зеленый толстячок-
Крупный гладкий … (кабачок)
Воспитатель: — Ребята посмотрите, у нас в корзинке все овощи и фрукты смешались. Давайте покажем осени, что мы знаем овощи и фрукты. Поиграем в игру «Разложи овощи и фрукты». На один поднос выложим только овощи, на другой только фрукты.
— А теперь, давайте проверим, не ошиблись ли мы (называем овощи и фрукты, исправляем ошибки).
Осень: Вы ребята молодцы, я вижу что вы знаете овощи и фрукты.(от лица осени – воспитатель)
Ребята. Подойдите к стульчикам, давайте поиграем пальчиками (пальчиковая гимнастика 2 раза)
Мы капусту рубим
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
2 часть:
Дети садятся на стульчики. (воспитатель от лица осени)
Воспитатель: — Ребята, осень это пора сбора урожая. Посмотрите на картинку, как вы думаете. Как она называется? (при затруднении помогает). Рассмотрите ее.
— Где выращивают овощи? (ответы детей)
— На чем растут овощи? (ответы детей)
— Как готовят землю к посадке? (ответы детей)
— Что сажают в землю? (ответы детей)
— Как ухаживают за овощами? (ответы детей)
— Когда собирают урожай?
— Кто ухаживает за овощами? (ответы детей)
— Послушайте ребята мой рассказ. Овощи растут в огороде. Весной землю в огороде сначала копают, потом делают грядки. На грядки сеют семена и сажают рассаду. Летом грядки поливают, пропалывают от сорняков, рыхлят землю. А осенью собирают урожай. Ухаживает за овощами овощевод.
Осень: — Воспитатель от лица осени: ребята, а вы, наверное, знаете, что у разных овощей съедобные разные части. У одних овощей вершки, а других корешки., а у третьих и вершки и корешки (воспитатель от своего лица).
Воспитатель: Хотите поиграть в игру «Вершки-корешки», подойдите к этому столу. Разложите овощи на три группы; на этот поднос нужно положить овощи, у которых съедобны вершки, на другой овощи, у которых съедобны корешки. Дети выполняют задание коллективно и проверяют правильность выполнения. Оценка деятельности детей.
3 часть:
Воспитатель приглашает детей пройти и сесть на стульчики. Вывешивает другую картину, обращает на нее внимание детей.
— Что изображено на этой картине? (сад)
— Что выращивают в саду? (ответы детей)
— На чем растут фрукты? (ответы детей)
— Кто ухаживает за садом? (ответы детей)
— Фрукты выращивают в садах. Они растут на деревьях. Ухаживает за фруктами садовод.
— Хотите побывать во фруктовом яблочном саду? Закройте глаза и представьте, что мы пошли с вами гулять и пришли в сад. В саду стоит яблоня. А на ее ветке висит красивое, румяное яблочко. Сильно яблоньку трясем, в руки яблочко возьмем. Ах, какой приятный вкус и душистый (ароматный) запах. Глаза откройте, посмотрите на ладошку, на ней яблоко лежит, вдохните аромат яблочка, (дыхательная гимнастика 3 раза).
Попробуем ребята, угощение осени, пройдите з стол. Посмотрите, кто узнал, что лежит на тарелочках? Наколите на вилку то, что бы вы хотели попробовать. Попробуйте и опишите вкус овощей и фруктов. Какой на вкус помидор? И т.д.
Воспитатель: — Во всех овощах много витаминов, значит, все они полезны для человека. Не зря говорят: «Обед без овощей, что праздник без музыки». Но перед едой их нужно мыть, как осень сделала сегодня. Вам понравилось угощение? (ответы детей).
Спасибо осень за твои дары.
Осень: Воспитатель от лица осени: Я, осень – веселая пора! Хотите поиграть со мной? Подойдите к этому столу. Посмотрите, в этот волшебный ящик я сложила овощи и фрукты. «Ручку в ящик опусти! Овощ нам определи и скорее назови!» Как ты догадался, какой это овощ? Какой на ощупь? (ответы детей).
Воспитатель от лица осени: Мне друзья уже пора, до свиданья детвора!
Очень жалко расставаться, но мы будем ждать встречи с тобой в следующем году. Ребята, а давайте на память о нашей встречи сделаем подарок осени? Что бы вы хотели подарить осени? (ответы детей). Я думаю, что осень будет рада послушать нашу песенку о ней (дети исполняют песню). Попрощаемся с нашей гостью осенью.
— Воспитатель дает установку на дальнейшую деятельность детей.
Стихотврение Ю.Тувим (перевод с польского С Михалкова).
«ОВОЩИ»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Петрушку и свёклу. Ох!……
Вот овощи спор завели на столе-
Что лучше, вкусней и нужней на земле:
Петрушка иль свёкла? Ох!….
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!….
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятку:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свёкла. Ох!…
И суп овощной оказался неплох!
Цель .Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности.
Задачи.
Познание .Закреплять обобщающие понятия овощи и фрукты
Закреплять знания основных цветов и геометрических форм.
Коммуникация . Совершенствовать диалогическую форму речи.
Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на карты схемы.
Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме овощи и фрукты.
Учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных и множественное число существительных.
Развивать З.К.Р.звук (р)
Социализация . Учить выбирать водящего, при помощи считалки.
Физическая культура . Создать двигательную активность детей.
Художественная литература . Учить слушать стихотворения, отвечать на вопросы полными предложениями.
Предварительная работа.
Рассматривание альбомов «Овощи и фрукты»
Беседа «Что растет в огороде и саду»
Д/и. «Что лишнее»
Чтение стихотворения С.Михалкова. «Овощи»
Стихи про «Урожай» Бокова.
Оборудование: карты схемы, муляжи овощей и фруктов, 2 корзины, мяч, фрукты, картинки с изображением фруктов и овощей.
Ход.
Воспитатель : Сегодня ребята мы будем выполнять разные задания, а если мы выполним все задания правильно, в конце нас ждет сюрприз (дети сидят полукругом перед столом с различными овощами и фруктами).
Воспитатель : Мы пришли в магазин, где продаются овощи и фрукты, вы их сможете купить, если опишите фрукт или овощ.
— Чтобы вам легче было их описывать, будем использовать карты схемы.
Вот они.
(Форма)
(Цвет)
—(Твердый, мягкий;)
— (Вкус)
Дети выбирают продавца, используя считалку:
Ай, ду-ду, ай, ду-ду
В огород сейчас пойду
Соберу я овощей
Для зеленых свежих щей
— Где вы, овощи ау?
Прячьтесь лучше, я иду!
Первым покупает воспитатель (Дает образец описательного рассказа) потом дети 4-5 человек.
Воспитатель: Дети, кто купил овощи подойдите к правой корзине, а кто купил фрукты к левой.
Проверить с детьми, правильно ли они положили.
Воспитатель: У нас на столе остались овощи и фрукты, давайте их тоже разложим по корзинам.
Дети называют овощи и фрукты, которые кладут в корзину.
Воспитатель : Молодцы. Дети, что мы складывали в правую корзину, а что в левую?
— Ребята, а где растут овощи?
Правильно в огороде. Сейчас мы с вами отправимся в огород, поработаем там.
Физ. минутка: (Логоритмика)
Грабли в руки взяли, Дети имитируют
Грядки причесали работу граблями
Мы водой прохладной
Грядки поливали! Поливают грядки
Раз-два, раз-два!
Грядки поливали
Семена редиса в землю
Мы сажали Приседают
Раз-два, раз-два
Вот как мы сажали!
Воспитатель : А сейчас ребята встаньте в круг и поиграем в игру «Назови ласково». Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты, а вы мне возвращаете мяч и говорите ласково:
Воспитатель : огурец – огурчик
Помидор – помидорчик
Капуста – капустка
Лимон – лимончик
— Молодцы
— Садитесь на места
Воспитатель : А теперь меняю правила игры. Раздаю карточки с изображением овощей и фруктов. (Воспитатель показывает изображение 1 овоща или фрукта. У ребенка карточка с теми же овощами или фруктами во множественном числе).
Воспитатель : огурец — дети: огурцы
Помидор — помидоры
Груша — груша
Воспитатель : Следующая игра «Добавь слово»
Воспитатель выставляет 4 карточки с овощами, а называет только 3.
Например, картинки: Кабачок (баклажан), перец, помидор.
— Дети говорят баклажан.
2-3 раза с этими же картинками.
Воспитатель: Ребята, назовите фрукты, названия которых начинаются на звук [ а ].
— Названия каких овощей начинаются на звук [ р ].
— Молодцы
Воспитатель: Где растут овощи и фрукты?
Дети: — Фрукты растут в саду
— Овощи растут в огороде
Воспитатель: Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?
Дети: Собирают урожай
Воспитатель: Послушайте стихотворение
«Солнце, солнце веселей,
Посвети еще, погрей!
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях,
Не мешай пшеницу жать,
Не мешай ты нам копать
Свеклу, редьку и картошку
И, конечно же, морковку
И когда придет зима,
Были полны закрома. (Завальнюк)
Воспитатель : Ка вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты?
Дети: люди употребляют в пищу овощи и фрукты.
Воспитатель: А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья?
Дети : Да. В овощах и фруктах содержатся витамины.
Воспитатель: — Молодцы, вы сегодня многое узнали, многому научились.
И вас ждет сюрприз.
Выносятся корзины с фруктами. Дети берут любимый фрукт.
Используемая литература:
- Ю.А. Кириллова
«Комплексы упражнение (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет (стр.23).
- Развитие речи. Старшая группа.
Занимательные материалы.
Сост. О.И. Бочкарева и т.д. «Корифей»
Волгоград (стр. 26)
- Дошкольник. Развитие речи.
Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор – составитель Л.Е. Крыласова (стр.33)
- Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа.
Т.И. Петрова
Е.С. Петрова (стр. 17)