Интересные факты о овощах. Интересные факты о картофеле

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 г. Горбатов

Конспект интегрированного

занятия по экологии

«Беседа о картофеле»

(для детей старшей группы)

Подготовила:

воспитатель

Феклина Е. М.

2014г

Задачи

1.Дать детям представление о происхождении картофеля, приемах его возделывания.

Уточнить и дополнить знания детей о картофеле как продукте питания и как о лекарственном продукте.

Дать представление о картофеле как о живом организме.

Дать конкретные представления о труде человека по выращиванию картофеля.

2. Научить согласовывать свои действия с действиями других, развивать любознательность.

3. Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая), развивать связную речь, логическое мышление.

4. Воспитывать интерес к длительным экспериментам.

Дидактический материал

Глобус, портрет Христофора Колумба, письмо от профессора, открытки с изображением блюд из картофеля, картофель сырой (проращенный, не проращенный), вареный, терка, 2 салфетки (одна накрахмалена), крахмал, мука (емкость для них), поделки из картофеля, халат, схема описания картофеля, модели: роста, условия роста, живого организма, банка с водой, горячая вода в термосе, для аппликации: лист бумаги с изображением ботвы овощей, картонные листы для вырезания картофеля.

Предварительная работа

Заучивание загадок об овощах.

Дидактические игры «Узнай по силуэту», «Узнай на ощупь», «Вершки и корешки».

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, я получила очень загадочное письмо. Вот послушайте:

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому приглашаю вас к себе в лабораторию и кое-что расскажу интересное. О чем? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре-самолете. Ваш профессор Огород »

Интересно, о чем нам хочет рассказать профессор? Полетим к нему в гости?

Дети: Да, полетим.

Воспитатель: Садитесь на волшебный ковер, закройте глаза и представьте, что мы летим над лесом, озером, лугом.

Дети выполняют. Воспитатель надевает белый халат, очки, берет в руки папку – превращается в профессора. Детям предлагается открыть глаза.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Профессор: Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Профессор: Ребята, вы откуда? А вы знаете, куда прилетели? (ответы детей ). Правильно, в лабораторию к профессору Огороду. Профессор – это я. Я сегодня проводил опыты с одним овощем. Угадайте, что это за овощ?

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко –

Под кустом …

Дети: Картошка.

Профессор: Правильно! (показывает детям клубень картофеля ) Дети, вы знаете, откуда у нас появился картофель? Хотите узнать? Я знаю очень интересную историю о нем. Садитесь и слушайте. (Дети рассаживаются на стульчики)

Давно это было! 500 лет назад вернулись из дальнего плавания корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба (показывает портрет путешественника). Прибыли они издалека, из Южной Америки, переплыли океан. И самым ценным грузом, который они привезли, были семена картофеля. В Южной Америке жили индейцы, и их основной пищей был картофель. В его честь устраивали даже праздники. Женщины наряжали крупные клубни как кукол, шили юбочки из разноцветных кусочков ткани (показывает поделки из картофеля ). Мужчины танцевали, поставив на голову мешок с клубнями. А когда его привезли из Южной Америки в другие страны, то дарили картофель как драгоценность богатым людям. Когда же картофель перестал быть редкостью, то появился и у простого народа. Теперь картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Как вы думаете, почему?

Дети: Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд: его варят, жарят, пекут.

Профессор: Какие блюда можно приготовить из картофеля?

Воспитатель вместе с детьми перечисляет, что можно приготовить, и показывает детям открытки с изображением блюд из картофеля.

Профессор: Картофель нужен людями не только для еды. Он – хорошее лекарство. Может быть, вы знаете, как лечится картошкой?

Дети: Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет.

Профессор: А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ! Кто знает загадки о картофеле?

М.К.: Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда, вкусная картошка.

М.Ш.: Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата вкусна!»

Д.В.: Под землей птица гнездо свила,

Яиц нанесла.

Профессор: Много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель. Кто видел, и знает, что нужно сделать, чтобы вырастить картофель?

Дети: Сначала надо вскопать землю, затем посадить картошку, потом окучить грядки, надо поливать, а осенью выкопать.

Профессор: Для того, чтобы картофель и другие овощи, начал расти, необходимы определенные условия. Какие это условия?

Дети рассказывают.

Профессор: Вот мы посадили картофель, создали необходимые условия, клубень картофеля превращается в растение. Какие части растений вы знаете? Выберите необходимую модель. (Дети выбирают модель: корень, стебель, лист, цветок, плоды). Давайте проверим (показывает прорастающий в стеклянной банке клубень картофеля: есть корень, стебель, лист). Можно сказать, что картофель живое существо?

Дети: Да

Профессор: Почему?

Дети: Он растет, питается, погибает, если за ним не ухаживать.

Педагог предлагает рассмотреть модель роста растений: движение, дыхание, рост, питание, размножение.

Игра «Собери урожай» (психологическая минутка)

Профессор: Встаньте свободно. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель. Делаем наклоны вперед.

Лето наступило, солнышко сияет,

И картофель наш быстро вырастает.

Дети поднимают руки, тянутся вверх.

Ветер сильный дует,

Качают вытянутыми руками в стороны.

И грохочет гром,

Топают ногами.

А картофелю всё это ни по чем.

Снова в синем небе

Солнышко сияет,

И картофель снова

Быстро вырастает.

Тянутся руками вверх.

Картофель вырос, пора урожай собирать.

Делают наклоны.

Профессор: Молодцы! А теперь занимайте свои места за столом, только тихо. В моей лаборатории не шумят, ничего руками не трогают без моего разрешения. Ребята, вот какой мы собрали урожай картофеля! Картошины называют клубнями – это мясистое утолщение корня. Повторите. (Дети повторяют .) А теперь возьмите по клубню в руки и рассмотрите его, расскажите всё, что вы о нем знаете.

Дети высказываются с опорой на схему: где растет, какого цвета, формы, что внутри.

Профессор: Возьмите картофель и рассмотрите: что есть у картофеля? Да, выемки-глазки – будущие ростки. А теперь возьмите в руки проращенный картофель. Обратите внимание на белые ростки, которые есть на каждом клубне. Они появились на месте глазков. Ростки сначала белые, а потом зеленые – это начало роста картофеля. Весной проращенные клубни сажают в теплую землю, и через некоторое время появляются зеленые ростки. Они становятся все больше и больше, вскоре можно увидеть стебель, множество листьев и даже небольшие цветочки (показывает на картинке). В земле это зеленое растение удерживается с помощью корня, на котором созревает множество клубней – молодых картофелин. Десять дней назад я посадил клубень картофеля, у него появились корни, ростки в стебли превратились, выросли листья. Как вы думаете, каким он будет еще через десять дней? (Профессор выслушивает высказывания детей и предлагает все зарисовать).

Через десять дней мы увидим, насколько вы правы. Какие еще овощи растут в земле? На земле?

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Профессор: Молодцы! Много овощей знаете. А скажите, почему сваренный картофель (показывает вареный картофель ) рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нем содержится крахмал или картофельная мука. Чем больше крахмала в картофеле, тем он рассыпчатей, а значит – и вкуснее.

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда, вкусная …

Дети: Картошка

Профессор: Что содержится в картофеле? (показывает крахмал)

Дети: Крахмал.

Профессор: Да, его вырабатывают из картофеля и продают в магазинах.

Эксперимент «Картофельный крахмал»

Профессор: Чтобы доказать, что в картофеле содержится крахмал, проведем эксперимент: давайте вместе попробуем получить крахмал из картофеля. Берем заранее натертый картофель. Он уже посинел от нетерпения. Опускаем его в стакан с водой. Обратите внимание на осадок в стакане – это и есть крахмал. Картофель вынимают, воду осторожно сливают, осадок сушат. Получается крахмал. Как вы думаете, почему крахмал называют еще картофельной мукой? (Ответы детей). Ребята, а вы сможете отличить крахмал от муки? У вас на столе стоят два блюдца: в одном – мука, в другом – крахмал. Посмотрите на них, потрогайте, понюхайте, только не сильно наклоняйтесь и вдыхайте (дети выполняют). А теперь скажите и покажите, в каком блюдце мука, а в каком крахмал? Правильно. Крахмал светлее, чем мука. На ощупь крахмал как бы скрипит. Чем они похожи (Ответы детей). А как вы думаете, для чего нужен крахмал?

Дети: Крахмал нужен для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.

Профессор: правильно. Вот сравните две салфетки6 одна накрахмаленная а другая – нет. Заметили разницу? А еще мы пользуемся крахмалом в детском саду во время занятий аппликацией. Если заварить крахмал кипятком, то получим клей – клейстер (показывает). Мы и сегодня используем его на нашем занятии. Понравилось вам проводить опыты, как настоящим ученым? К сожалению, ребята, у меня закончилось время и мне надо идти проводить другие опыты. Ждите следующего приглашения ко мне в гости. Понравилось вам быть у меня в гостях? Садитесь на ковер-самолет и отправляйтесь в группу. Не забудьте взять с собой клейстер, он пригодится вам. Закрыли глаза, вот вы летите над лесом, озером. Вдалеке показался детский сад.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель снимает халат, очки, убирает папку и ручку, пока дети сидят с закрытыми глазами.

Воспитатель: Открываем глаза. Ребята, где же вы были? Что вы там узнали?

Дети делятся своими впечатлениями. Воспитатель с интересом выслушивает каждого ребенка.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Теперь я тоже буду знать о картофеле: родился он в Южной Америке, привез его Христофор Колумб. В нем содержится крахмал, который отличается от муки. Картофель надо поливать, окучивать. Будем ждать приглашения от профессора и обязательно навестим его еще раз… А что это в баночке у вас?

Дети: Это клейстер, он сварен из крахмала.

Воспитатель: Вот как хорошо: мы используем наш клейстер для изготовления аппликации «Наклей овощ к ботве» .


Представляем Вам интересные факты о картофеле.

В последнее время появилась информация о том, что картофель является не совсем полезным продуктом. Однако, в картофеле содержится много витаминов, а также макро- и микроэлементов Научно установлено, что дневное потребление этого продукта содержит необходимые человеку углеводы, калий и фосфор.

В ста граммах молодой картошки содержится около двадцати грамм аскорбиновой кислоты «витамина С ».

С увеличением времени хранения картофеля в нем уменьшается содержание витаминов и микроэлементов, вот почему полезнее есть свежий картофель.

Много полезных веществ содержит картофельная кожура, и меньше всего сердцевина. Как правило, почти все микроэлементы представлены в виде щелочных солей. Они помогают поддерживать необходимый щелочной баланс крови.

Употребление картофеля хорошо влияет на желудок и кишечник, а варёную картошку можно употреблять даже людям с язвенной болезнью и гастритом.

Если Вы хотите, чтобы у вас был не только вкусный картофель, но и максимально полезный, то приготовьте его с кожурой. Вареную картошку в мундире могут позволить себе даже те люди, которые сидят на диете. Энергетическая ценность 100 граммов картофеля составляет 75 ккал.

Любителям напитков «погорячее» стоит попробовать водку из клубней картофеля, которую производят в Исландии.

Еще интересные факты о картофеле.

Один килограмм самого дорого картофеля в мире - «La Bonnotte» оценивают примерно в 500 евро. Его принято считать божественным, та как легенда гласит, что он был выведен самим богом. Клубни такого картофеля очень вкусные и нежные, поэтому их собирают вручную. Кстати, растет он только на одном острове – Нуармутье. Ежегодный сбор урожая этого картофеля составляет около ста тонн.

В Беларуси в 2000-х годах был открыт памятник в честь картофеля.

Белорусов не зря во всем мире называют «бульбашами » – согласно данным статистики, именно в данной стране выращивается больше всего картофеля на душу населения.

Картофель появился в Европе в середине XVII века как декоративное растение. Рассказывают, что некий адмирал привез это растение в Англию и, когда его вырастили, угостил друзей его стеблями и листьями, поджаренными в масле. Гости долго плевались. В XVIII веке в России при дворе это блюдо подавалось в качестве десерта. Перед употреблением его варили и густо посыпали сахаром.

Стоимость годового урожая картофеля в странах мира превышает стоимость ежегодной добычи золота и серебра.

Пока же картофеля в Европе и Азии не было, люди ели репу. Старинное персидское предание гласит, что люди произошли от репы, – так велико было уважение персов к этому корнеплоду. В России существовал забавный древний обычай – хоронить в начале осени в садах и огородах мух в «гробах» из репы. Считалось, что так они не появятся снова весной.

Любой праздничный стол тяжело представить без картошки. Но этому овощу пришлось преодолеть многие испытания, прежде чем попасть к нам на пиршество. Свое путешествие картофель начал с Южной Америки. В 1580 году монах Нероним Кордан привез первые клубни этого овоща в Европу. Далее, в 1621 году картофель стремился покорить Северную Америку. А в России первым вкусить блюдо из неизведанного овоща осмелился Петр I. Более 100 лет прошло, прежде чем русский народ принял картофель. Свою роль в 1765 году сыграла и Екатерина II, которая выписала помощь в виде картофеля для голодных крестьян Финляндии.
Интересные факты про картофель собранные из разных уголков земли

Самая необыкновенная легенда о картофеле

Оказывается, картофель не всегда был популярен, европейцы до последнего не хотели признавать этот овощ, существовало мнение, что его яд приводит к смертельным болезням. Из-за всеобщего страха возникло поверье, что тот, кто вкусит картофель, попадет в ад. По словам легенды, первый корнеплод пророс на могиле дочери царя Мармеса, а она, как показывает история, была распутна.

Путешествие картошки по миру

Узнать, как картошка путешествовала по миру можно в Бельгии, а именно в городе Брюгге . Именно здесь, в музее картофеля, рассказывается о самых неимоверных событиях, произошедших с этим овощем за сотни лет его существования на земле, а также можно узнать, как правильно его готовить. А для того чтобы подробнее изучить возникновение картофельной промышленности, следует посетить музей в Блекфуте штат Айдахо США.

Памятники картошке есть и в Минске, Маринске, польском городке Бесекеже. Но наиболее запоминающийся экземпляр находится в Коростене памятник картофельным драникам.

Сколько видов картофеля в мире

Существует даже международный центр картофеля, который базируется в городе Лиме, столица Перу. Его коллекция насчитывает свыше 7 тысяч сортов. Цель центра собрать в себе максимально возможное количество сортов на планете.

Кто любит картошку с луком


В Словении создали Ассоциацию любителей жареного картофеля, но неотъемлемым ингредиентом блюда является лук. Организаторы собрали аж 1,5 тысяч активистов, которые не только активно потребляли лакомство, но и способствовали возведению памятника картофелю в Шенкуре.

Быстро есть нужно уметь

Поесть любят и в Канаде, это доказал коренной житель Пэт Бертолетти , который за 10 минут осилит 6 кг жареного картофеля, выборов себе законное первое место.

Рекордсменка

Очень хорошей парой для Пэта могла бы стать Линда Томсен из Германии, за 10 минут она умудряется почистить близко 10,5 кг картофеля.

Чипсы как нелепая случайность


Оказывается, появление чипсов это случайность, которая произошла в 1853 году в американском ресторане. Неудовлетворенный посетитель оскорбил знатного шеф-повара тем, что тот не умеет готовить картофель фри. Клиенту показалось, что кусочки довольно толстые. На что шеф-повар Джоржд Крам решил преподнести ответный «удар», порезав картошку тоненькими пластинками. Хорошо поджарив в масле, он преподнес блюдо своему требовательному посетителю, так появились знаменитые чипсы.

Было б из чего, а что придумаем


Исландия славится своей водкой из картофеля под названием «Бреннивин», по-нашему это «пылающее вино».

Это ж надо додуматься

Чего только не делали из картошки, но израильские ученые создали нечто необыкновенное – батарейки из вареного картофеля. Вернее, электрические батареи, с помощью которых можно вырабатывать электричество, но пока лишь на непродолжительные участки времени. Но все еще впереди ведь помимо экологичности, они намного дешевле привычных собратьев.

Гигантский овощ

Клубень картофеля весом 11,2 кг вырастил фермер из Ливана Халил Семхат. Как утверждает сам любитель картофеля, для его выращивания не нужно никаких особенных условий и тем более удобрений, главное — это любовь к своему делу.

  • Непосредственными родственниками картофеля являются помидоры, так как также принадлежат к семейству пасленовых.
  • Различные сорта картофеля по-своему полезны. Например, черная картошка насыщена витаминами и минералами, красно-фиолетовый сорт помогает сохранить молодость, так как богат на антоциан, а привычный желтый цвет указывает на наличие в овоще каротина, который способствует улучшению зрения.
  • В Андах выращивают картофель, который способен выдержать температуру до -8°C. Он растет не в земле, а над ней в виде маленьких ягод.
  • Некоторые сорта картофеля настолько уникальны, есть даже такой, который живет на дереве. Корни овоща располагаются в дупле или щели ствола, а плодоносит он небольшими ягодами.
  • Путешествуя по Франции можно полакомиться самым изысканным картофелем в мире. Килограмм картофеля «La Bonnotte» обойдется гурманам в копеечку, за него придется отдать около 500 евро.
  • Сейчас картофель очень популярен и 4-е место в ранге сельскохозяйственных культур.
  • Оказывается, из этого овоща можно создать около двух тысяч различных блюд. Есть даже рецепт блинов, в которых мука заменена на картошку.
  • Картофель на 75% состоит из воды.
  • В 1995 году картофель сумел покорить даже космос.
  • При ухудшении памяти следует употреблять картофельное пюре, это блюдо богато глюкозой, которая улучшает работу мозга.
  • Отрасль применения картофеля достаточно широка, помимо пищевой ценности она применяется для создания клея и этанола. Картофельный крахмал используют в фармацевтике, деревообрабатывающих и текстильных отраслях.
  • В народной медицине тертый свежий картофель применяется как противоожоговое средство.

Трудно найти человека, который не любил бы картошку. Даже те, кто не ест её ради сохранения стройности, говорят об этом как о подвиге. Не удивительно, что сам овощ прозвали «вторым хлебом»: он одинаково уместен на праздничном столе, в рабочей столовой и в дальнем туристическом походе. Даже не верится, что ещё лет триста назад большая часть населения Европы даже не догадывалась о существовании картошки. История появления картофеля в Европе и России достойна приключенческого романа.

В XVI веке Испания завоевала обширные земли в Южной Америке. Конкистадоры и пришедшие вместе с ними учёные монахи оставили интереснейшие сведения о быте и образе жизни коренных жителей Перу и Новой Гранады, включавшей в себя территорию нынешней Колумбии, Эквадора, Панамы и Венесуэлы.

Основу рациона южноамериканских индейцев составляли маис, фасоль и странные клубни, которые называли «папа». Гонсало Хименес де Кесада, завоеватель и первый губернатор Новой Гранады, описывал «папу» как нечто среднее между трюфелями и репой.

Дикий картофель рос почти на всей территории Перу и Новой Гранады. Но клубни его были слишком мелкими и горьковатыми на вкус. Более чем за тысячу лет до прихода конкистадоров инки научились возделывать эту культуру и вывели несколько сортов. Индейцы настолько ценили картофель, что даже поклонялись ему как божеству. А единицей измерения времени служил интервал, необходимый для варки картошки (примерно один час).


Индейцы перу поклонялись картошке, они измеряли время длительностью её приготовления

В пищу картошку употребляли вареной «в мундирах». В предгорьях Анд климат суровее, чем на побережье. Из-за частых заморозков хранить «папу» (картофель) было сложно. Поэтому индейцы научились заготавливать впрок «чуньо» – сушёную картошку. Для этого клубни специально подмораживали, чтобы из них ушла горечь. После оттаивания «папу» топтали ногами, чтобы отделить мякоть от кожуры. Очищенные клубни либо сразу сушили на солнце, либо сперва в течение двух недель вымачивали в проточной воде, а затем раскладывали для просушки.

Чуньо мог храниться в течение нескольких лет, его было удобно брать с собой в далёкую дорогу. Это преимущество оценили испанцы, отправлявшиеся с территории Новой Гранады на поиски легендарного Эльдорадо. Дешёвый, сытный и хорошо сохранявшийся чуньо был основной пищей рабов на перуанских серебряных рудниках.

В странах Южной Америки на основе чуньо до сих пор готовят множество блюд: от основных до десертов.

Приключения картофеля в Европе

Уже в первой половине XVI века, вместе с золотом и серебром из заморских колоний, клубни картофеля попали в Испанию. Здесь их называли так же, как и на родине: «папа».

Испанцы оценили не только вкус, но и красоту заморского гостя, а потому зачастую картофель рос на клумбах, где радовал глаз своими цветками. Лекари широко использовали его мочегонные и ранозаживляющие свойства. К тому же, он оказался очень действенным лекарством от цинги, которая в те времена была настоящим бичом моряков. Известен даже случай, когда император Карл V преподнёс картошку в дар заболевшему Папе Римскому.


Сначала испанцы полюбили картошку за красивое цветение, вкус понравился им позже

Очень популярной картошка стала во Фландрии, бывшей тогда колонией Испании. В конце XVI века повар епископа Льежского включил в свой кулинарный трактат несколько рецептов её приготовления.

В Италии и Швейцарии также быстро оценили преимущества картофеля. Кстати, именно итальянцам мы и обязаны этим названием: корнеплод, похожий на трюфель, они называли «тартуффоли».

А вот дальше по Европе картошка распространялась в буквальном смысле огнём и мечом. В немецких княжествах крестьяне не доверяли властям и отказывались сажать новый овощ. Беда в том, что ягоды картофеля ядовиты, и поначалу люди, не знавшие, что в пищу следует употреблять корнеплод, попросту травились.

За дело взялся «популяризатор» картофеля Фридрих Вильгельм I Прусский. В 1651 году король издал указ, согласно которому тем, кто отказывался сажать картошку, следовало рубить носы и уши. Поскольку у августейшего ботаника слова никогда не расходились с делом, уже во второй половине XVII века картофелем были засажены значительные площади в Пруссии.

Галантная Франция

Во Франции издавна считалось, что корнеплоды – пища низших классов. Знать отдавала предпочтение зеленным овощам. Картофель в этой стране не выращивали вплоть до второй половины XVIII века: крестьяне не желали никаких новшеств, а господ заморский корнеплод не интересовал.

История картофеля во Франции связана с именем фармацевта Антуана-Огюста Пармантье. Редко случается, чтобы в одном человеке соединялись бескорыстная любовь к людям, острый ум, недюжинная практическая сметка и авантюрная жилка.

Свою карьеру Пармантье начал в качестве военного лекаря. Во время Семилетней войны он попал в плен к немцам, где и попробовал картофель. Будучи человеком образованным, месье Пармантье сразу понял, что картофель способен избавить крестьян от голода, который был неизбежен в случае неурожая пшеницы. Оставалось лишь убедить в этом тех, кого мэтр собирался спасти.

Задачу Пармантье принялся решать поэтапно. Поскольку фармацевт был вхож во дворец, он уговорил короля Людовика XVI отправиться на бал, приколов букет цветов картошки к парадному мундиру. Королева Мария Антуанетта, бывшая законодательницей мод, вплела те же цветы в свою причёску.

Не прошло и года, как каждое уважающее себя дворянское семейство обзавелось собственной клумбой картошки, где росли любимые цветы королевы. Вот только клумба – не грядка. Для того чтобы пересадить картофель на французские грядки, Пармантье применил ещё более оригинальный приём. Он устроил обед, на который пригласил самых известных учёных своего времени (многие из них считали картофель, по меньшей мере, несъедобным).
Королевский фармацевт попотчевал своих гостей прекрасным обедом, а затем объявил, что блюда были приготовлены из того самого сомнительного корнеплода.

Но всех французских крестьян на обед не пригласишь. В 1787 году Пармантье попросил у короля участок пахотной земли в окрестностях Парижа и роту солдат, чтобы охранять посадки картофеля. Заодно мэтр объявил, что всякого, кто похитит ценное растение, ждёт казнь.

Целыми днями солдаты охраняли картофельное поле, а ночью уходили в казарму. Надо ли говорить, что весь картофель был выкопан и похищен в кратчайшие сроки?

Пармантье вошёл в историю как автор книги о пользе картофеля. Во Франции мэтру Пармантье воздвигли два памятника: в Мондидье (на родине учёного) и под Парижем, на месте первого картофельного поля. На постаменте памятника в Мондидье высечено: «Благодетелю человечества».

Памятник Пармантье в Мондидье

Пиратская добыча

В XVI веке Англия ещё только оспаривала у дряхлеющей, но всё ещё мощной Испании корону «Владычицы морей». Знаменитый корсар королевы Елизаветы I, сэр Френсис Дрейк, прославился не только кругосветным путешествием, но и налётами на испанские серебряные рудники в Новом Свете. В 1585 году, возвращаясь из одного такого рейда, он взял на борт англичан, безуспешно пытавшихся основать колонию на территории современной Северной Каролины. С собой они привезли клубни «папа», или «потейтос».

Френсис Дрейк — пират, благодаря которому о картошке узнали в Англии

Территория Британских островов мала, и плодородной земли здесь немного, а потому голод был частым гостем в домах фермеров и горожан. Ещё хуже обстояло дело в Ирландии, которую английские хозяева немилосердно грабили.

Картошка стала настоящим спасением для простого люда в Англии и Ирландии. В Ирландии она и сейчас – одна из основных культур. У местных жителей даже есть пословица: «Любовь и картошка – две вещи, с которыми не шутят».

История картофеля в России

Император Пётр I, побывав в Голландии, привёз оттуда мешок картошки. Царь был твёрдо убеждён, что у этого корнеплода в России – большое будущее. Заморский овощ высадили на Аптекарском огороде, но дальше дело не пошло: царю было не до ботанических занятий, а крестьяне в России по складу ума и характера мало чем отличались от иностранных.

После смерти Петра I правителям державы было не до популяризации картофеля. Хотя известно, что уже при Елизавете картошка была частым гостем и на царском столе, и на столах вельмож. В своих поместьях выращивали картофель Воронцов, Ганнибал, Брюс.

Простой народ, однако, любовью к картофелю не воспылал. Как и в Германии, ходили слухи о ядовитости овоща. К тому же, по-немецки «крафт тойфель» означает «чёртова сила». В православной стране корнеплод с таким названием вызывал неприязнь.

Особый вклад в дело селекции и распространения картофеля внёс знаменитый ботаник и селекционер А.Т. Болотов. На своём опытном участке он получал рекордные даже по нынешним временам урожаи. А.Т. Болотов написал несколько работ о свойствах картофеля, причём первую из своих статей он опубликовал в 1770 году, намного раньше, чем Пармантье.

В 1839 году, во времена правления Николая I, в стране случился сильный недород, за ним последовал голод. Правительство приняло решительные меры по недопущению впредь подобных случаев. Как водится, к счастью народ гнали дубиной. Император повелел, чтобы картофель сажали во всех губерниях.

В Московской губернии государственным крестьянам было велено вырастить картошки из расчёта 4 меры (105 л) на человека, причём работать надо было бесплатно. В Красноярской губернии тех, кто не желал сажать картошку, высылали на каторжные работы по возведению Бобруйской крепости. В стране вспыхнули «картофельные бунты», которые были жестоко подавлены. Тем не менее, с тех пор картофель и вправду стал «вторым хлебом».


Крестьяне сопротивлялись новому овощу как могли, картофельные бунты были привычным делом

В средине XIX века селекцией картофеля занимались многие русские учёные, в частности, Е.А.Грачёв. Именно ему мы должны быть благодарны за известный большинству огородников сорт «Ранняя роза» («Американка»).

В 20-х годах ХХ века историей происхождения картофеля заинтересовался академик Н.И.Вавилов. Правительство государства, ещё не отошедшего от ужасов Гражданской войны, нашло средства, чтобы послать экспедицию в Перу, на поиски дикого картофеля. В результате были найдены совершенно новые виды этого растения, а советские селекционеры сумели вывести очень урожайные и устойчивые к болезням сорта. Так, знаменитый селекционер А.Г.Лорх создал сорт «Лорх», урожайность которого при соблюдении определённой технологии выращивания составляет более тонны с сотки.