От чего ломился царский стол. Наставления краткого царствия

Эгон Шиле. «Автопортрет в оранжевой куртке». 1913. Карандаш, акварель, гуашь

Это первая в России большая выставка двух главных австрийских художников начала XX века. Несмотря на то что знаковых живописных работ Густава Климта (1862-1918) и Эгона Шиле (1890-1918) в Москву не привезут, организаторы обещают, что экспозиция (около 100 рисунков) даст исчерпывающее представление о венском модерне. Это и наброски к живописным полотнам, и портреты, и, конечно, столь любимая и тем и другим обнаженная женская натура.

Эгон Шиле. «Сидящая женщина». 1918. Черный мел

«В нашей стране в силу разных исторических обстоятельств гораздо лучше знают парижский авангард начала XX века, нежели художественную жизнь Вены около 1900 года. Это относится и к рисунку, несмотря на то что и Климт, и Шиле давно признаны великолепными рисовальщиками. Но, чтобы оценить графическую выразительность и мощную энергетику этих произведений, их надо видеть своими глазами: репродукции не передают и малой доли их художественных качеств», — говорит куратор выставки, ведущий научный сотрудник Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков ГМИИ Виталий Мишин.

Эгон Шиле. «Лежащая полуобнаженная девушка». 1911. Карандаш, акварель, гуашь, белила

Графика сыграла важную роль в сложении венского модерна. Достаточно вспомнить знаменитые афиши выставок объединения «Венский Сецессион», созданного в 1897 году Климтом с Коломаном Мозером, Йозефом Хоффманом и другими художниками, порвавшими с академической традицией, и оформление издаваемого ими журнала Ver Sacrum (на латыни — «весна священная») — рупора объединения. На выставке покажут, в частности, иллюстрацию для него — «Инициал D» (1897-1898) Климта.

Густав Климт. Инициал «D», иллюстрация для журнала Ver Sacrum. 1897/1898. Перо и кисть тушью

Именно в графике ярко раскрылся дар Климта как рисовальщика — в точности и выразительности линии в сочетании с элегантной декоративностью. Его экспрессивные рисунки оказали влияние и на художников следующего поколения, в первую очередь на Шиле. Климт покровительствовал молодому художнику: представлял его заказчикам, сам даже покупал его рисунки и знакомил с натурщицами, которых и тот и другой изображали в самых откровенных эротических позах, шокировавших добропорядочную публику на выставках.

Эгон Шиле. «Шиле с обнаженной моделью перед зеркалом». 1910. Карандаш

Однако Шиле, всю жизнь считавший себя учеником Климта, создал собственный неповторимый стиль, ознаменовавший переход от модерна к экспрессионизму. В Москве среди прочих покажут его эталонные для этого стиля рисунки 1910-х годов, такие как «Шиле и обнаженная модель перед зеркалом» (1910), «Автопортрет в оранжевой куртке» (1913) и «Сидящая женщина» (1918).

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Густав Климт и Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)
10 октября - 14 января 2018

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

В 1918 году, когда Первая мировая война близилась к завершению, над Европой нависла новая угроза - эпидемия испанского гриппа. От нее скончался Эгон Шиле, а за девять месяцев до этого, от пневмонии, его учитель Густав Климт.

Два мастера творили в одном городе и в одно время, но в разных направлениях. Один обращался к нежности и красоте женского тела, другой - к эстетике безобразного и теме одиночества. Но каждый из них бросил вызов консервативному обществу и оставил след в мировой истории живописи.

Вместе с ГМИИ им. А.С. Пушкина, который организовал выставку 96 работ Климта и Шиле, ТАСС рассказывает о взаимоотношениях двух мастеров, их стилях и рисунках.

КЛИМТ: ПРИЗНАНИЕ И ПУТЬ К СЕЦЕССИОНУ

Климт родился в 1862 году в предместье Вены, в семье гравера по золоту Эрнста Климта. У него было два брата, впоследствии также ставших художниками, и четыре сестры. С юных лет он очутился в строгих рамках академизма: свое первое и единственное художественное образование Климт получил в венской Художественно-ремесленной школе (Kunstgewerbeschule).

Ранние его работы не имели ничего общего с такими его картинами, как "Юдифь с головой Олоферна" или "Поцелуй". Тем не менее его талант и усердие сделали его знаменитым уже в 26-летнем возрасте - в 1888 году император Австро-Венгрии Франц-Иосиф I вручил художнику Золотой крест за оформление придворного Бургтеатра на Рингштрассе в Вене.

Спустя шесть лет Климт получил заказ на написание трех "факультетских картин" для украшения главного здания государственного Венского университета: "Философия", "Медицина" и "Юриспруденция".

Эти работы, не сохранившиеся до наших дней, ознаменовали переход Климта от академизма к модерну. Правда, вызвали они большой скандал: публика сочла их откровенно эротичными, если не порнографическими, а университет отказался от размещения картин в своих стенах.

Во время работы над ними Климт основал "Венский Сецессион" - объединение художников Вены, принимавшего единомышленников, творивших как в рамках так и за рамками традиционных направлений.

"Лежащая обнаженная" Густава Климта

"Климт основывает его, потому что видит необходимость в создании альтернативной организации художников, чтобы приобщить венскую публику к достижениям новейшего австрийского искусства", - поясняет Елена Коротких, научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.

ШИЛЕ: ЮНОСТЬ И ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ

Также, как и Климт, молодой Эгон Шиле отправился в Kunstgewerbeschule. Там он показал свои рисунки и его отправили в венскую Академию изобразительных искусств.

С самого детства Шиле противопоставлял себя обществу, начиная с собственного класса в школе.

"Несколько раз он менял школу, оказываясь аутсайдером. Успешен был в основном на физкультуре и в рисовании", - отмечает Коротких.

В 1909 году он бросил учебу, так и не получив полноценного академического образования.

Правда, ценность неофициального художественного образования Шиле выше, чем академического - его опекал и протежировал сам Густав Климт.

Познакомились они в 1907 году. Тогда Шиле было всего 17 лет, а Климт уже приобрел всемирную известность. В том же году он начал работу над картиной "Поцелуй". Это был пик "золотого периода".

Именно благодаря Климту картины Шиле оказались в 1908 году на выставке в Клостернойбурге, а в 1909-м - на международной художественной выставке в Вене.

Климт передавал Шиле свои знания и направлял его. Но юный художник имел свое, особое видение мира и красоты, свою технику. Да и жизнь его складывалась совсем по-другому.

Рисунки Эгона Шиле: "Художник Макс Оппенгеймер" (1910), "Лежащая обнаженная с поджатыми ногами" (1918), "Натурщица в красном" (1914)

ЭРОТИКА И СВОБОДА

Из коллекции венского музея Альбертина в ГМИИ им. А.С. Пушкина было привезено 47 работ Климта и 49 - Шиле. Чтобы отобразить их взаимосвязь, рисунки, относящиеся к разным периодам, были расположены вперемешку.

Взаимосвязь рисунков - прямое следствие отношений учителя и ученика. По мнению Елены Коротких, Климт передал Шиле две основные идеи.

Первая - более откровенная трактовка эротики.

"Климт был заинтересован исследованием женской сексуальности, раскрыл ее и, в некотором роде, первым принял на себя удар. Шиле и [Оскар] Кокошка последовали по его стопам", - рассказывает Коротких.

Подход к самой эротике у Климта и Шиле в то же время был абсолютно разным. Климт к эротике относится с большой нежностью.

"Женская натура у него очень привлекательная, Климту важна физическая красота", - говорит научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В центре внимания Шиле - эстетика безобразного. В этом смысле Климт и Шиле - полные противоположности.

Вторая идея заключается в том, что художник не обязан ничего объяснять и может делать что хочет и как хочет. Такой подход был очень полезен для Шиле как для экспрессиониста. И он воспользовался им сполна.

ОДИНОЧЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ С ЗАКОНОМ

В работах Шиле, в отличие от Климта, помимо противопоставления постоянно присутствует мотив одиночества. Многие рисунки художника не имеют какого-либо фона, они оторваны от окружающей среды.

Художник демонстрирует отрыв от гравитации, от реальности. Мотив потерянного ребенка, который присутствовал с самого начала, мотив оторванности для него имеет первостепенное значение. Зритель не знает, что происходит вокруг объекта, выбранного художником.

В 1912 году Шиле отсидел чуть более трех недель в тюрьме. Суд признал художника виновным в том, что его рисунки порнографического содержания оказались доступными 12-летней девочке, появившейся на пороге его дома и попросившей о помощи.

Шиле и его постоянная спутница Валли Нойциль (бывшая натурщица Густава Климта) оставили ее на ночь, потом взяли девочку с собой в Вену (она рассказала, что ее бабушка жила в столице). Тем временем отец девочки обратился в полицию. Когда правоохранители пришли в дом художника, у него были обнаружены десятки рисунков эротического содержания.

Шиле посадили в изолятор за распространение порнографии и совращение малолетних. Но, к счастью, обвинения в совращении и похищении на суде были отклонены.

"Возможно, тогда Шиле понял, что может столкнуться с серьезными последствиями. Он привык противостоять всем в художественном плане, но не ожидал такого поворота дела", - говорит Елена Коротких.

Рисунки Эгона Шиле

РИСУНКИ, НО НЕ ЖИВОПИСЬ

Среди представленных на выставке в Москве работ почти все 96 - рисунки. Несмотря на то, что Густав Климт сейчас более известен миру как живописец, его талант рисовальщика столь же огромен. По мнению писателя Марианы Бизанц-Праккен, при жизни Климта его работы на бумаге выставлялись "нередко лишь в качестве декоративного дополнения к его живописи", а сейчас ценятся намного выше.

Что касается Шиле, то художник сам преподносил свои рисунки в качестве самостоятельных произведений искусства.

Как отмечает директор венского музея Альбертина Клаус Альбрехт Шредер, работы на бумаге были менее доступны для широкой аудитории, что гарантировало художникам свободу выбора сюжетов и их трактовки.

Рисунки Климта и - особенно - Шиле неспроста вызывали критику и непонимание публики начала XX века. Рекомендованный возраст для посещения выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина - 18+ или на усмотрение родителей.

Рисунки Климта и Шиле в России в таком объеме никогда раньше не выставлялись. Как полагает куратор выставки Виталий Мишин, "репродукции в книгах и в интернете не передают и малой доли художественных качеств, присущих рисункам этих великих австрийских мастеров".

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

Репродукции картин предоставлены ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В материале использованы фотографии: The Albertina Museum, Vienna, Фотохроника ТАСС (Роман Канащук, Сергей Бобылев), Александр Авилов/АГН "Москва", adoc-photos/Corbis via Getty Images.


В прошлые выходные был в Москве, сходил в ГМИИ им. Пушкина на выставки - два дня, две выставки. По времени можно было бы успеть и в один день, но интенсивность впечатлений такова, что лучше в два приема.

День первый - выставка Сутина в основном корпусе музея. Хаим Сутин, представитель "Парижской школы", такой мясной Модильяни. Собственно, они с Модильяни были дружны, так что влияние М на С очевидно. Но есть существенная разница: картины Модильяни это само спокойствие, его модели естественно неподвижны, в этом положении они могут пребывать вечность, время остановилось за ненадобностью. Совершенство достигнуто. В противовес этому картины Сутина это прежде всего движение. Он гениально мог изображать движение, поймать его. И выражение лица - очень точно ухваченный момент, запечатленная мимолетность.
Собственно, смотрите сами (фотки насобирал в сети, на выставке жестко следили за тем, чтобы никто не фотографировал):

Хаим Сутин "Большая шляпа"

Хаим Сутин "Невеста", 1923, 81х46 см

Хаим Сутин "Мальчик-хорист", 1928, 63,5х50 см

Хаим Сутин "Женщина, входящая в воду", около 1931. Холст, масло. 114×72.

Портреты у него интересны, да. Хотя первая фраза сопроводительного текста к выставке очень показательна: юный Хаим Сутин, живя еще в белорусском местечке, нарисовал портрет старого еврея, за что был побит. Прямо скажем - неудивительно. В его портретах сочетаются наблюдательность и отталкивающая карикатурность. Как сказал В.П., с которым мы были на этой выставке, "как жаль, что при таком умении уловить движение и изобразить выражение лица он так и не научился нормально рисовать". Суждение, возможно, слишком жесткое, но... Портреты у него интересны, хотя в любом изображенном проглядывает местечковый еврей, даже если он изображает французов; а вот натюрморты и пейзажи глубоко вторичны.

В общем, любопытно, но не та выставка, которую будешь потом вспоминать.

День второй - выставка рисунков Климта и Шиле в корпусе западноевропейского искусства XIX-XX веков. Вот это - действительно событие! Большая экспозиция из музея Альбертины в Вене.

Начнем с рисунков Густава Климта :

Густав Климт "Лежащая обнаженная" 1886/87 (этюд к росписи "Алтарь Диониса")

К сожалению, рисунков такого качества на выставке всего три - вот еще два этюда к другим росписям:

Остальные выставленные рисунки Климта - совсем уж почеркушки:

Все-таки Климт живописец, не рисовальщик. Смотреть его рисунки можно, но, как бы это сказать... Вот, к примеру, Гленн Гульд, когда играет Баха или Моцарта, что-то мурлычет себе под нос (на записях это слышно). Наверное, это помогает ему играть, и, возможно, музыковед или другой пианист может что-то извлечь из этого - но эти звуки, это мурлыканье во время исполнения что-то заведомо второстепенное, подпорки, леса, но не само произведение. Вот так и рисунки Климта - да, это этюды для его замечательных картин, но лучше смотреть картины, а не эти заготовки к ним.

В отличие от Климта Эгон Шиле прежде всего рисовальщик - любая его почеркушка создается как самодостаточное произведение. В википедии выложено очень много качественных репродукций его работ, так что большинство картинок ниже оттуда.

Эгон Шиле "Портрет певицы Моа", 1911

Большинство работ будет без названия - оно не добавит ничего к изображенному.

Два портрета Артура Ресслера от 1910 г.

Эгон Шиле "Портрет Эдит Шиле", 1915 г. (это его жена)

Эгон Шиле "Автопортрет, гримаса"

А на этой работе 1915 года он явно изобразил себя с женой

Эгон Шиле "Художник Макс Оппенгеймер", 1910 г.


Давно пора прерваться, но так и хочется запихнуть в пост едва ли не все виденные на выставке рисунки. Слава богу, у меня с собой были очки для чтения - было страшно интересно рассматривать линию, которой нарисован рисунок. Твердая, решительная, исключительно выразительная. Если вернетесь к рисункам Климта и посмотрите, как они нарисованы - линия там никакая, не ей нарисовано. А Шиле мог одной только линией мог сделать яркий рисунок - экспрессионист! Когда же брался за цвет, то цвет оказывался непредсказуемым - как же я удивился, увидев, что обнаженное женское тело изображено с использованием всего двух цветов - ярко-малинового и изумрудно-зеленого!

На репродукциях, кстати, это не видно - рисунки Шиле надо смотреть вживую и еще примерно полтора месяца в Москве есть такая возможность. Маленький хинт: если в выходные придти часов в 12, то очередь небольшая, всего человек тридцать. А вот часам к трем очередь выстраивается весьма внушительная.

В общем, эта выставка - событие, которое запомнится надолго. Я вообще люблю рисунки, а тут столько и такие крутые!

PS.
После выставки Климта и Шиле прошелся по основной экспозиции галереи. Прямо скажем, лучше этого не делать - впечатление от выставки было так сильно, что даже любимые мною импрессионисты совершенно не смотрелись. Зато обратил внимание вот на что: с точки зрения экспозиции, венского искусства вообще не существует. Сплошная Франция! В отдельном тупичке обнаружилось по одной картине Мунка, Бёклина, Кислинга, даже Уистлер нашелся (хотя он скорее импрессионист) - символизм и экспрессионизм в коллекции музея практически отсутствуют. Не обращал на это внимания раньше.

Эгон Шиле

Egon Schiele

12.06.1890 Тульн под Веной - 31.10.1918 Вена

Шиле (Schiele) Эгон (12.06.1890-31.10.1918), австрийский художник, один из лучших мастеров австрийского модерна. Учился в Венской Академии изящных искусств (1906-1909), где под влиянием Г. Климта обратился к эротической теме. Среди работ преобладают портреты и, после знакомства с творчеством Ван Гога в 1913, пейзажи. Его живопись и графика, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком и драматическим эротизмом, являет смесь модерна и экспрессионизма. Находясь под сильным влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, Шиле в своем творчестве давал волю собственным комплексам и сомнениям. Его художественная карьера была короткой, но плодотворной, а многие произведения носили откровенно сексуальный характер. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков». Благодаря своему острому нервному стилю Шиле считается одним из важнейших представителей экспрессионизма, хотя он никогда формально не принадлежал к этому движению. Он умер совсем молодым от гриппа, в тот момент, когда его творчество получило признание .

Открыла для себя имя Эгона Шиле - одного из выдающихся художников ХХ века, к сожалению, плохо известного у нас. Первым из великих австрийцев, россияне открыли Климта. Это стало возможным, во первых, благодаря частым поездкам наших соотечественников в Вену, а, во вторых, просто благодаря мировой моде на Климта. Современники считали Эгона Шиле преемником Климта, но ранняя смерть помешала настолько развиться его таланту. И все же он оставил ярчайший след в искусстве XX века. Говорят, у него был экстравагантный и тяжелый характер, который сформировался благодаря не совсем обычной атмосфере в семье.

Его отец Адольф Шиле работал на австрийской Государственной железной дороге, и отвечал за важную станцию Tully, где его сын и родился в июне 1890. Так как не имелось никакой соответствующей школы в Tully, Шиле был отослан в 1901, сначала к Krems, потом в Klosterneuberg в северных предместьях Вены.

В 1904 все семейство последовало за ним туда из-за ухудшения здоровья его отца. Безумие Адольфа Шиле быстро прогрессировало и в следующем году он умер, в возрасте пятидесяти четырех лет. Шиле впоследствии всю жизнь чувствовал на себе влияние своего отца. В 1913 он писал сводному брату: “Я не знаю, есть ли кто - либо еще вообще, кто помнит моего благородного отца с такой печалью. Я не знаю кто еще в состоянии понять зачем я посещаю места, где он был и где я могу почувствовать боль... Я верю в бессмертие всех созданий… почему в моей живописи столько скорби и тому подобных вещей? Потому что это продолжает жить во мне.”

Он невзлюбил свою мать поскольку считал, что она не носила достаточного траура по отцу.

В течении его запоздалой юности, эмоции Шиле были направлены к его младшей сестре Герте, которые не обошлись и без кровосмешения.

В 1906 Шиле получил место в Школе Изобразительного искусства в Вене, где до этого учился Климт. Там в нем почувствовали проблемного ученика и отправили его в более традиционную Академию искусств. Шиле должным образом сдал вступительный экзамен и ему было в этот момент шестнадцать лет.

В следующем году он разыскал своего идола, Климта, и показал ему некоторые из своих рисунков. “В них есть талант?” “Да” - ответил Климт. “Даже слишком много!” Климт любил поощрять более молодых художников, и он сильно помог Шиле, покупая его рисунки, или предлагая обменять их на некоторых из его собственных, устраивая модели для него и представляя его потенциальным патронам.

В 1908 он открыл свою первую выставку, в Klosterneuberg.

В 1909 он оставил Академию, после завершения его третьего года. Он нашел квартиру и организовал там студию. В это время предметом его картин часто становились дети на грани полового созревания, особенно девочки, его студия была наводнена ими. Уже превосходный рисовальщик, Шиле сделал много рисунков этих юных моделей, некоторые из которых были чрезвычайно эротические. Он, делает это своим доходом снабжая распространителей и коллекционеров порнографии, которых изобиловало в Вене в то время.

Шиле был также очарован его собственным телом, и делает огромное количество автопортретов. Но впечатлил он не только самого себя, но и всех с кем входил в контакт.

Особенности его лица обычно замечались при серьезном, почти грустном выражении, как если бы вызванный болями, которые заставили его плакать внутри.... Его лаконичный стиль говорить афоризмами в сочетании с его взглядом производили впечатление глубокого внутреннего благородства, которое казалось более убедительным, потому что это было очевидно естественно и никоим образом не симулировалось

В течение этого периода, и впоследствии, Шиле любил производить впечатление чрезвычайной бедности и он страдал от мании преследования.

В 1911 Шиле встретил семнадцатилетнюю Уолли Невзила, которая стала жить с ним и послужила моделью для некоторых из его лучших картин. Уолли была уже немного известна тем, что была до этого моделью и возможно любовницей для Климта.

Они переехали в маленький город Neulengbach, тридцать минут из Вены поездом. Также, как это было в Вене, студия Шиле опять стала сборищем для всех неблагополучных детей окрестности. Его стиль жизни неизбежно пробудил враждебность, и в апреле 1912 он был арестован. Полиция захватила больше чем сотню рисунков, которые они рассмотрели порнографическим, и Шиле был заключен в тюрьму, по обвинению в совращении. На суде обвинения в похищении и совращении были отклонены, но художник был признан виновным в показе эротических рисунков в месте, доступном для детей. Поскольку двадцать один день он уже провел в заключении, это было принято во внимание, и он был приговорен только заключению на три дня.

Год 1915 стал поворотным пунктом в жизни Шиле. В этом году он встретил двух девочек среднего возраста, которые жили напротив его студии. Эдит и Адель был дочери слесаря, владельца мастерской. Шиле привязался к им обоим, но в конечном счете остановился на Эдит; к апрелю 1915 он был очень увлечен ею, и Уолли Невзил была довольно равнодушно уволена. Она присоединилась к Красному Кресту как медсестра и умерла от скарлатины в военной больнице перед Рождеством 1917.

Шиле и Эдит стали супругами, несмотря на протесты ее семейства, в июне 1915.

Мать Шиле к тому времени уже умерла. Через четыре дня после свадьбы Шиле был призван в армию. По сравнению с большинством его современников, он легко пережил войну. Он был передан отделению, транспортирующему Российских военнопленных к и из Вены, и позже стал клерком в тюремном лагере для Российских офицеров в нижней Австрии. Наконец, в январе 1917, он был переброшен в Вену непосредственно, чтобы работать для “Имперской и Королевской Комиссии для Армии в Области” - склад, который снабжал продовольствием, спиртными напитками, табаком и другими продуктами Австрийскую армию. В стране, где продовольствие все более и более дорожало, это было привилегированное место.

Армейская служба для Шиле не останавливала роста его популярности - о нем теперь говорили как о ведущем Австрийском художнике молодого поколения, и попросили принять участие на поддержанной правительством выставке в Стокгольме, и Копенгагене намереваясь улучшить образ Австрии в нейтральных Скандинавских странах. В 1918 он был приглашен быть главным участником на 49-ой выставке Сецессиона. Для этого он нарисовал проект эмблемы, напоминающей Тайную Вечерню, с его собственным портретом вместо Христа. Несмотря на войну, показ вызвал настоящий триумф. Цены за рисунки Шиле росли, и ему предлагали много портретов.

Он и Эдит переехали в новый великолепный дом-студию. Но их удовольствия в нем были кратки. 19 октября 1918 Эдит, которая была беременна, заболела гриппом, тогда свирепствовавшим в Европе. 28 октября она умерла. Шиле, который, кажется никогда не написал ей настоящего любовного письма и который посреди ее болезни написал достаточно холодное письмо её матери, что, вероятно, она не останется жива, был опустошен потерей. Почти немедленно он слег с той же самой болезнью, и умер 31 октября, тремя днями после своей жены.

Влюбленный в себя он очарован был своим телом и рисовал огромное количество автопортретов, которыми впечатлил не только себя, но и всех, кто вступал с ним в контакт.

Автопортрет_1910_Вена. Собрание Леопольд

Автопортрет с гримасой_1910_Вена. Собрание Леопольд

Автопортрет с черным керамическим сосудом_1911_Вена_Музей истории города.

По-видимому символическое расположение пальцев на руке

Автопортрет с цветами фонариками_1912_музей Вена_Собрание Леопольд.

Романтично смотрится, только боль в глазах всюду

А вот другие портреты:

Портрет Иоганна Хармса_1916_Нью-Йорк. Музей Гуггенхайма

А это портрет его сестры, с которой он близко общался.

Портрет Гертруды Шиле_1909_Грац. Собрание Виктора Фогарасси

А это Уолли, которую он отнял у Климта, несмотря, что тот ему много помог в становлении как художника. Но несмотря на это Уолли стала его моделью и он жил с ней, пока не нашел другую.

Эдит - его жена после Уолли.

Портрет сидящей Эдит Шиле_1918_Вена. Галерея австрийской живописи в Бельведере

Агония, свойственная его характеру.

Шиле_Агония, 1912, Neue Pinakothek, Munich

Смерть ходила следом в его воображении

Смерть и Женщина_1915_Вена. Галерея австрийской живописи в Бельведере

Шиле_Беременная женщина и смерть_1911

Интересно, что после уже в 1918г. умерла его жена Эдит, будучи беременной - предвидение?

А, наверно, мечтал о такой семье. Здесь уже его тяга к эротике проявляется.

Его мать, которую он обвинял в смерти отца и недостаточной заботе о нем и его сестре

Мать с двумя детьми (Мать)_1915-1917_Вена. Галерея австрийской живописи в Бельведере

Молодая мать_1914_Музей Вена. Частное собрание

Его многочисленные девушки, из которых здесь поприличнее, другие порнуха.

Сидящая женщина_ 1917_частное собрание Вена

Без названия_1913

Предметом его картин часто становились дети на грани полового созревания, особенно девочки, в своей студии он давал им пристанище, за что и попал в тюрьму по обвинению в совращении и распространении порнографии.

Шиле_Друзья_1913

Посмотрите и на мальчика, наверно, себя нарисовал - такой страшненький:)

Но лучше пейзажи. Понравилась вот эта картина

Четыре дерева_1917_Вена. Галерея австрийской живописи в Бельведере

Или вот эта мозаика

Люблю смотреть на мельницы.

Эгон Шиле_Старая мельница_1916_Музей земли Нижняя Австрия

И мосты люблю смотреть.

Мост_1913_Нью-Йорк. Частное собрание

Город Штайн на Дунае II_1913_Вена_ частное собрание

А я увлеклась...и не могу остановиться...

Осеннее солнце и деревья_1912_Вена. Частное собрание

Еще вот этого мужичка, нравится мне. что он книгами так усыпан:)

Портрет Хуго Коллера_1918_Вена. Галерея австрийской живописи в Бельведере

И как же без натюрморта..

Стилизованные цветы на декоративном фоне, натюрморт_1908_Вена. Собрание Леопольд

Вот такая лирика...

Лирик_1911_Вена. Собрание Леопольд

Всё, закат...

Заходящее солнце_1913_Вена. Собрание Леопольд

Ну как, впечатлились? Пишите...

Рубрики:

Процитировано
Понравилось: 1 пользователю