Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты. Конспект занятия в старей группе «Овощи и фрукты — витаминные продукты

Тема: "Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты"

Цели:

    Познакомить детей с разнообразием овощей, ягод, фруктов, их значение для организма.

    Закрепить и расширить знания детей о правилах здорового питания,

    Воспитывать ответственное бережное отношение к своему здоровью.

    Развивать познавательную активность, творческие способности, самостоятельность, речь учащихся.

ХОД УРОКА

Учитель: А что думаешь ты, Зелибоба?

Зелибоба

Картошка

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко

Ведь правда вкусная...

Одевает маску

А вы знаете, что любимая нами картошка - иностранка. На наши поля она прибыла из-за океана. Первое время картошку выращивали любители редких растений и не на грядках, а в цветочных горшках.

А французская королева даже украшала свое платье цветами картошки, а вареный картофель подавали на обед только королю.

Постепенно она разрасталась, из лакомства богачей превратилась в пищу бедняков.

Учитель

Помидор

Варят из меня томат

В щи кладут и так едят.

У этого растения 2 названия: "помидор" и "томат". В Европе долгое время томаты были декоративным растением. Их плоды считались ядовитыми. 100 лет назад можно было увидеть томаты в горшках на окнах среди других комнатных растений.

Морковь

Красна как кровь

Называется...

Хочешь вырасти сильным, ешь морковку, в ней содержится витамин А. Его еще называют витамином роста. А еще морковный сок с медом помогает при кашле.

Учитель Кто хочет иметь хорошее зрение должен есть морковь и пить морковный сок.

Свекла

Хоть я сахарной зовусь

Но от дождей я не размокла

Крепка, кругла, сладка на вкус

Узнали вы? я...

А вы знаете, что сок свеклы наши предки использовали для лечебных целей. Им закапывали нос при насморке.

Лук

Из земли пучком торчат

Три зеленые стрелы

Их положат не в колчан

А в кастрюлю или в миску,

На тарелку или в чан.

В луке есть вещества, которые защищают человека от болезней. Эти вещества очень сильно пахнут и вызывают слезы, когда мы чистим лук. Но зато ей помогает нам не болеть. Есть такая поговорка "Лук от 7 недуг". Он помогает человеку быть здоровым.

Есть еще один защитник: "Маленький, горький луку брат"

Отгадали? Это - чеснок.

Лук и чеснок используют для профилактики гриппа.

Зелибоба

Конечно можно. Только не на улице, а дома на подоконнике, для этого надо взять банку с водой или горшочек с землей и посадить туда луковицу. Вот и будут на окне расти замечательные витамины. Лук и чеснок содержат особые вещества, которые убивают микробы. Потому их нужно сейчас больше есть, чтобы не заболеть. Ну а те ребята, которые совсем не любят лук, могут в целях профилактики гриппа разложить в комнате очищенный и разрезанный лук. В воздух будут попадать вещества, убивающие микробы.

Капуста

Уродилась я на славу

Голова бела, кудрява

Кто любит щи

Меня в них ищи

Квашеная капуста - это наш сибирский лимон, в ней живет витамин С. Мелко порубленная заправленная тертым яблоком и луком, растительным маслом, да еще с клюквой она просто необходима нам зимой.

Физ. минутка

А сейчас немного отдохнем. Займемся засолкой капусты.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

СЦЕНКА "ТАНЯ И ОВОЩИ"

Учитель

(Выходит Таня, в руках у нее корзиночка.

Таня оглядывается по сторонам).

(Опять оглядывается по сторонам)

Морковка

(выступая

Козел: (выходит из-за "овощей", трясет бородой, угрожая рогами)

Не дам я морковки,

Не дам огурцов.

За каждый кочан я

сражаться, готов

Ме-ме-ме!

Все овощи (хором или поочередно)

Защити нас, Таня, защити,

От козла нам поможешь ты спастись,

Прогони его ты поскорей,

Пусть идет дорогам своей!

Защити нас, Таня, защити!

От козла ты можешь нас спасти!

Таня (берет хворостину, подступает к козлу, грозит ему):

Ты козел-козлище,

Зеленые глазищи

Уходи, уходи,

Огороду не вреди

Не стучи норами,

Не крути рогами,

Уходи, уходи,

Огороду не вреди!

Вот я тебя!

(Козел убегает от Тани из огорода)

Овощи:

Спасибо, спасибо!

Большое спасибо!

Мы выгнать козла без тебя

Не смогли бы!

(Поочередно протягивают Тане свои плоды)

Вот капусты кочан!

Вот морковки пучок!

Вот душистый огурчик!

Вот свежий лучок!

Вот репка, вот свекла!

А вот и картошка!

Мы все поделились с Танюшей немножко .

ИГРА « Ягоды, Фрукты, овощи»

Например, Зелибоба говорит "Морковь", а вы называете группу, к которой это относится -"Овощи".

– А какие соки вы любите?

В яблочном соке много витамина А. В апельсиновом есть витамины А, В, С. Пейте их и будете здоровы!

КРОССВОРД

А вы знаете, что есть сушеные фрукты, их еще называют сухофрукты. Вот и сейчас и посмотрим, хорошо ли вы их знаете. Попробуем разгадать кроссворд.

    Как называется сушеная слива? (Чернослив)

    Какое название имеет сушеный виноград? (Изюм)

    Как называется сушеный абрикос с косточкой (Урюк)

    А как называется сушеный абрикос без косточки (Курага)

    Какое название имеют плоды Финиковой пальмы? (Финики)

Учитель: Какой напиток можно приготовить из сухофруктов? Компот тоже содержит много витаминов. У Зелибобы есть загадки про ягоды. Послушаем его и постараемся отгадать.

Зелибоба:

    На припеке у пеньков
    Много тонких стебельков .
    Каждый тонкий стебелек
    Держит алый огонек.
    Разгибаем стебельки ,
    Собираем огоньки
    (Земляника)

    Что за бусинка вот тут
    На стебле повисла?
    Глянешь - слюнки потекут,
    А раскусишь – кисло!
    (Клюква)

Учитель Можно сказать, что ягоды - маленькие клады витаминов. А еще в них есть много других полезных веществ. Важно есть разные ягоды. Ведь в каждой есть что-то свое, особенное.

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

Учитель: Откройте тетради на стр. 54 н выполните задание №1

Зелибоба

ПРОВЕРКА

    Брусника

    Смородина

    Ежевика

    Малина

Зелибоба

Зимой тоже можно найти ягоды. Наверняка ваши мамы и бабушки заготовили на зиму различное ягодное варенье. С ним можно пить чай. Это будет полезный напиток. А из сушеных плодов, шиповника, малины, смородины, черники, можно приготовить целебные витаминные настои. Эти плоды надо заварить кипятком, затем некоторое время они настаиваются, и полезный напиток готов.

А вы знаете, что во время простуды надо пить большие жидкости. Так, например, клюквенный и брусничный морсы помогают снизить высокую температуру.

Вот и сегодня мамы приготовили нам целебный напиток. Это смородиновый морс. В этой ягоде содержится большое количество витамина С. Этим он и полезен. Попробуйте его.

Учитель Ну, как Зелибоба, теперь ты знаешь чем полезны овощи, ягоды и фрукты?

Зелибоба

А вот теперь прочитайте, как говорили в народе о значении правильного питания.

Какова еда и питье – таково и житье.

Обед без овощей – праздник без музыки.

Ешь правильно и лекарств не надо.

Учитель Как вы понимаете смысл этих поговорок?

Наше здоровье зависит от того, что и как мы едим.

Правильное питание – залог хорошего здоровья.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28 Г.ТОМСКА

РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ

Тема: «Овощи, ягоды, фрукты –

самые витаминные продукты»

Учитель:

Майстренко М.В.

Какой фрукт самый полезный? Специально для читателей СиЗОЖа мы выделили самые полезные фрукты. Также мы выделили фрукты, полезные для женщин, в том числе беременных или худеющих.

А ещё мы собрали интересные факты об этих фруктах. Хотите увидеть синие бананы ? Тогда вы зашли по адресу 😉

Друзья, ниже вы можете ознакомиться с самыми полезными фруктами. Какой фрукт самый полезный?? Ответить на этот вопрос не так уж и просто. Следует учитывать, что распределение мест в нашем рейтинге относительно. Ведь человек может нуждаться в чём-то конкретном (например, в избавлении от болезни или в каком-либо витамине), и, соответственно, максимально полезным для него окажется фрукт, занимающий не первое место в рейтинге общей полезности, а, к примеру, десятое. Поэтому лучше всего внимательно ознакомиться, чем каждый фрукт помогает организму, какие заболевания лечит.

Итак, чем полезны фрукты? В первую очередь, польза фруктов заключается в том, что это настоящее Подсчитывая в этих дарах природы витамины и клетчатку, микро- и макроэлементы, учёные зачастую забывают о самом главном — об энзимах.

Энзимы (ферменты) — это то, что есть в каждом фрукте, не подвергшемся термической обработке (термическая обработка уничтожает энзимы). Энзимы принимают участие практически во всех функциях организма, стоя на страже нашего здоровья. Если принять организм за батарейку, то энзимы — это наша подзарядка, подзарядка каждой клетки организма.

Ну а про полезные свойства фруктов из-за содержащихся в них витаминов, клетчатки, пектинов, органических кислот, микро- и макроэлементов наслышан каждый. Поэтому мы не будем повторяться. Итак, давайте же заценим самые полезные фрукты.

Яб ло ко

«Кто яблоко в день съедает, у врача не бывает» — есть такая пословица, и к ней, несомненно, стоит прислушаться.

Яблоки повышают иммунитет, наполняют организм быстрой энергией, улучшают пищеварение. Польза яблок заключается и в том, что их регулярное употребление способствует долголетию и омоложению организма. Яблоки снижают риск возникновения инфарктов и препятствуют развитию диабета, болезни Альцгеймера. И даже снижают уровень холестерина в крови: исследования доказали, что в этом яблоки намного лучше других фруктов. Также этот фрукт богат клетчаткой и способствует быстрому насыщению. Вместе с тем яблочки низкокалорийны, поэтому применяются во многих диетах для похудения.

Внимание! Не счищайте яблочную кожуру: в ней содержится много полезных веществ.

А вы знали, что банан — это трава? Оказывается, бананы растут не на пальмах. Банан — это трава, которая достигает 15 метров в высоту. Поистине, чуден мир природы!

Ну а плоды банана называются ягодами. Эти ягоды бывают зеленого, жёлтого, оранжевого, розового, красного и даже синего цвета. А ещё бывают чёрные и полосатые бананы. Самый большой банан — это сорт Kluay (или Rhino), в длину он достигает 35 сантиметров. А самые маленькие бананы от 2.5 до 5 сантиметров в длину (зато они считаются самыми сладкими).



Банан уже давно прозвали фруктом бодрости и позитива. Если нужно быстро восстановить энергию или поднять настроение, то кушайте бананы.

Во-первых, этот фрукт очень сытный, так как содержит достаточно калорий (70-100 ккал на 100 грамм). Интересный факт: в недоспевшем банане (который станет жёлтым, но пока ещё зеленоватый) калорий больше (примерно 110 ккал на 100 грамм). Даже спортсмены для набора мышечной массы кушают бананы.

Во-вторых, в банане содержится триптофан — белок, который перерабатывается организмом в серотонин (гормон радости и счастья). Если вы кушаете регулярно бананы, то депрессия будет вынуждена с вами расстаться.

Чем ещё полезны бананы? Этот фрукт помогает при гастритах и язвенных заболеваниях, даже в период обострения. Устраняет изжогу. Регулярное поедание бананов снижает давление и предотвращает сердечно-сосудистые заболевания (в том числе гипертонию). Также, по утверждениям бывших курильщиков, бананы помогают преодолеть эффект никотиновой недостаточности, с ними бросить курить будет легче.

Американский штат Калифорния имеет довольно странное законодательство, запрещающее употребление апельсинов при купании в ванной. Это считается нарушением общественного порядка.

Ну да ладно, давайте оставим американцев в покое и разберёмся, чем полезен этот оранжевый фрукт. Апельсин очищает кровь, тонизирует и наделяет организм энергией. Обладает омолаживающим действием. Апельсин полезен для женщин, так как содержит фолиевую кислоту, а это есть главный женский витамин. Включение в рацион апельсинов способствует нормальному протеканию беременности. Также апельсин полезен и для мужчин, так как повышает потенцию и способствует передаче здоровых генов потомству. Этот фрукт эффективно укрепляет наш иммунитет, защищая от вирусных и воспалительных заболеваний. И даже для похудения этот фрукт незаменим, ибо он обладает мочегонным свойством и способствует ускорению метаболизма, активизируя обменные процессы в организме.

Вино град

Существует более 10 тысяч сортов винограда. Это значительно больше любой другой культуры. Интересный факт: в древние времена сборщиков винограда не пускали на работу без подписанного завещания. Дело в том, что виноград обычно сажали рядом с деревьями, чтобы он по ним вился. Со временем деревья погибали и служили только высохшей опорой для кустов. Так что лазить за виноградом было довольно опасно, но это никого не останавливало.

Виноград любим многими за свои омолаживающие свойства. При регулярном употреблении винограда можно забыть забыть о проблемах с сердцем, о повышенном давлении и о бессоннице. Виноград очищает кровь и помогает справиться с бронхитом. Отдельно стоит отметить, что винная ягода содержит аж двадцать антиоксидантов, которые отражают атаки свободных радикалов. Другими словами, виноград предотвращает онкологические заболевания. Употребление сока этой ягоды повышает иммунитет и тонизирует организм. Однако именно кожица винограда является наиболее полезной для здоровья человека частью.

Китайцы считают грушу символом бессмертия. Другой интересный факт: ещё до того, как Колумб привёз в Европу табак, европейцы накуривались листьями груши. Так что абсурдная привычка вдыхать ядовитый дым (а любой дым ядовит, так как содержит продукты горения) существует уже довольно давно, хоть и не была распространена в таких масштабах, как сейчас.

Груша улучшает работу сердца и желудочно-кишечного тракта. Помогает поддержать нужный уровень сахара в крови, способствует хорошему пищеварению. Груши очень полезны для женщин, в том числе при беременности, так как содержат в себе много фолиевой кислоты. Также многие сорта груш богаты йодом.

Первые абрикосы обнаружены на территории Китая. Около четырёх тысяч лет назад эти фрукты были обнаружены на склонах китайских гор. Абрикосы — это очень полезный фрукт. Даже на луне астронавты Аполлона ели сушеные абрикосы, так как они содержат до 40% сахаров и большое количество энергии.

Содержит большое количество витаминов и минералов. Абрикос полезен для зрения, а также для сохранения молодости кожи — и всё это благодаря бета-каротину, что содержится в нём. Абрикосы способствуют улучшению работы сердца и мозга, а также в целом сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной систем. Кстати, этот фрукт очень полезен женщинам, так как имеет комбинацию тех витаминов и веществ, которые способствуют быстрому росту ногтей и волос. Регулярное употребление абрикосов препятствует онкологическим заболеваниям и помогает справиться с анемией. А в холодное время года абрикос можно заменять курагой, которая тоже обладает всеми описанными выше свойствами.

Кислый вкус этого фрукта знаком каждому из нас. Однажды этим воспользовались недоброжелатели, пожелавшие сорвать концерт духового оркестра. Для этого в зрительский зал на первый ряд они посадили детей, которые напоказ жевали лимоны. Музыканты не смогли подавить повышенное слюноотделение и в связи с этим не смогли играть на своих трубах, концерт не состоялся.

Другая интересная история: известный мореплаватель Дж.Кук был награждён золотой медалью Королевского общества не за свои географические открытия, а за то, что он придумал защищать моряков от цинги лимонами. Из-за этого в 17 веке британских моряков часто звали «лимонниками».

Лимон — это фрукт №1 для укрепления иммунитета и борьбы с простудой. Также является отличным жиросжигателем, одновременно снижающим аппетит. Лимон содержит большое количество витаминов, но в первую очередь его хвалят за высокое содержание аскорбиновой кислоты или витамина C (до 150 мг на 100 грамм). Регулярное поедание лимонов способствует выведению из организма свободных радикалов и предотвращению старения.

Внимание! Лимон противопоказан при язвенной болезни и повышенной кислотности желудочного сока.

Эта сладкая оранжевая ягода с необычным вкусом. Хурма относится к деревьям рода Диоспирос (Diospyros), что в переводе с древнегреческого языка означает «плод богов». Родиной хурмы считается Китай.

Хурма прекрасно утоляет голод без ущерба для фигуры (поэтому её можно включать в меню тем, кто стремится похудеть). Помогают наладить работу пищеварительного тракта и моче-выделительной системы. Хурма обладает богатым химическим составом, превосходя яблоки по количеству витаминов. Помимо большого количества витаминов имеет в своём составе много аминокислот и антиоксидантов, которые оказывают удивительное воздействие на весь организм человека. Хурма хорошо очищает организм, выводя все шлаки и токсины. Также полезна хурма для зрения и кожи ввиду высокого содержания бета-коротина.

Пер сик

Это вкусный, сочный и ароматный фрукт, который содержит много полезностей. Персиковое дерево часто называют деревом жизни. Вопреки распространённому мнению, родиной персиков является не Персия, а Китай.

Персик считается очень ценным продуктом в рационе человека. Особенно полезен этот фрукт для женщин, так как помогает сохранить природную красоту. Персик делает кожу гладкой и упругой, и по этой причине он часто применяется в косметологии. А ещё этот фрукт является природным афродозиаком. Несмотря на свою сладость, персик содержит мало калорий (всего 30-35 ккал на 100 грамм), и поэтому его можно употреблять в пищу тем, кто худеет. Употребление этого фрукта полезно для пищеварительной системы, мышц, костей и сердца. Также этот фрукт положительно влияет на состояние волос, делая их сильными и пышными. В Венгрии персики называют «фруктами спокойствия», так как они помогают избавиться от плохого настроения и тревожности.

Родиной киви считается Китай. Там его называют «обезьяним персиком» из-за мохнатой кожицы, что покрывает этот фрукт. Название «kiwi» ему было дано только в 1950-х годах, когда новозеландцы начали экспортировать этот фрукт из Китая в США. Так его могли назвать из-за сходства формы плода с телом новозеландской птички киви, которая, кстати, является символом этой страны.

А ещё новозеландцы не желали платить огромные пошлины при экспорте фрукта, ранее известного как «китайский крыжовник», и поэтому смена «бренда» была проста необходима для ведения бизнеса.

Киви — это настоящая витаминная бомба. Киви содержит аскорбиновой кислоты (витамина C) больше, чем ботатые ей цитрусовые типа апельсина и лимона. Из-за своей низкокалорийности киви рекомендуют употреблять для похудения, так как, во-первых, он хорошо очищает организм от шлаков, во-вторых, укрепляет иммунитет. Киви эффективно сжигает жиры и разжижает кровь, избавляет сосуды от тромбов и холестериновых бляшек. Помогает при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, нормализует работу пищеварительной системы (избавляет от запоров и изжоги).

Интересный факт: кожица киви съедобна, поэтому фрукт можно не чистить, а тщательно вымыть и скушать целиком. Но это, конечно, на любителя.

Король всех плодов – так на Востоке зовётся увенчанный короной гранат. И гранатом этот фрукт называют неспроста: когда переспевший фрукт взрывается, то разлетающиеся во все стороны ягоды-зёрна напоминают действие настоящей боевой гранаты.

Гранат — это один из самых ценных фруктов, он используется для повышения иммунитета, профилактики и лечения различных заболеваний. Регулярное употребление граната выводит из организма токсины и радиацию, замедляет развитие раковых клеток. Также гранат полезен при простуде: он помогает снизить высокую температуру и облегчает кашель. Полезен гранат и при сердечных заболевания, в частности, при повышенном артериальном давлении. Регулярное употребление этого фрукта препятствует возникновению атеросклероза, анемии и сахарного диабета. Гранат активизирует работу пищеварительной системы. Также этот фрукт очень полезен для беременных женщин из-за высокого содержания железа, а это, как уже говорилось выше, предотвращает анемию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый фрукт хорош по-своему, и это составная часть здорового питания. А какие фрукты считаете полезными вы? Пожалуйста, пишите ответы в комментариях. Оставайтесь с нами, кушайте фрукты и будьте здоровы!

Цели :

  • познакомить детей с витаминами А, В, С,
  • раскрыть их значение для человека;
  • систематизировать и расширять знания об овощах и фруктах;
  • воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

  • телевизор;
  • DVD проигрыватель;
  • CD диски;
  • магнитофон;
  • наглядно-демонстрационный материал;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • образцы овощей и фруктов;
  • карточки с тестом.

Ход урока

I. Позитивный настрой учащихся на урок.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Актуализация знаний учащихся.

Внимание, внимание! Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску. В ходе нашего путешествия мы должны будем ответить на множество интересных вопросов, узнать много нового. И для этого мы будем на уроке внимательными, активными, слушать учителя и своих одноклассников. Тема нашего путешествия (показ первого слайда презентации) «Овощи и фрукты- самые витаминные продукты».

Мы будем говорить об овощах и фруктах и их пользе для человека.

III. Изучение нового материала.

А в путешествие мы с вами отправимся на таком чудесном автобусе в город «Здоровейск» (показ 2 слайда) . А наше путешествие будет проходить по станциям данного города: 1 станция- «Овощная », 2 станция –«Фруктовая », 3 станция –«Витаминная» , 4 станция –«Чистулькина» .

А скажите, как вы думаете о чем мы узнаем на каждой из этих станций?

Сейчас мы отправляемся на первую станцию, а называется она «Овощная» (показ 3 слайда).

О чем мы с вами будем говорить на этой станции?

Правильно, об овощах.

Внимательно посмотрите на доску, давайте вместе назовем эти продукты питания (помидор, огурец, лук, чеснок, редис, репа, капуста, горох).

А как их можно назвать одним словом? (овощи ).

А теперь скажите, где они растут? (в огороде, на грядках ).

Послушаем рассказы ребят о овощах.

Морковь.

В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье, если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром найдешь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.

А теперь узнаем откуда родом некоторые овощи.

Картофель.

На нашем столе картофель появился 250 лет назад, А привезли его к нам из Южной Америки. Долгое время выращивали люди его в ботанических садах. Потребовалось 100 лет, чтобы картофель занял достойное место на нашем столе.

Помидор.

Помидор пришел к нам из Южной Америки. Их называли «золотые яблоки». Сначала плоды были маленькие, как вишенки. А сейчас встречаются весом больше 1 кг.

Капуста.

Капусту впервые попробовали в Испании. Там ее называли «ащи». Возможно, с тех пор попало в русский язык слово «щи». Римляне по форме овоща называли его «капут», что означает «голова».

Спасибо ребята, молодцы. Из ваших сообщений мы узнали об истории появления некоторых овощей на наш стол.

А теперь просмотрим инсценировку произведения Ю .Тувима «Овощи».

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели.

Перец:

Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Горох :

Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка,
Если только захочу
Всех горошком угощу.

Свёкла:

Дай сказать хоть слово мне, Выслушай сначала
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!

Капуста :

Ты уж, свёкла помолчи!
Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные!

Редиска :

Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!

Огурец :

Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!

Морковь:

Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Помидор: Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немножко.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.

Я приправа в каждом блюде.
И всегда полезен людям.
Угадали? Я - ваш друг,
Я простой зелёный лук!

Картошка :

Я, картошка, так скромна-
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым.

Баклажан:

Баклажанная икра,
Так полезна, так вкусна.

Спор давно кончать пора!

Овощи:

Спорить бесполезно.

Раздаётся стук в дверь

Овощи:

Кто-то кажется стучит…
Входит доктор Айболит.

Это доктор Айболит.

Айболит:

Ну, конечно, это я!
О чём спорите друзья?

Репа:

Кто из нас из овощей,
Всех важней и всех вкусней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Айболит:

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!

Действительно, все овощи полезны. В них содержатся витамины, которые необходимы для роста и развития.

Нам пора спешить на следующую станцию, её жители ждут нас, но посмотрите что говорят нам овощи (чтение с 3 слайда)

Ешьте больше овощей –
Будете вы здоровей!

Физкультминутка.

Нас ждет следующая станция, но впереди препятствие… речка!

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
Но не отправимся домой.

Конечно, мы с вами садимся в автобус и едем дальше. Нам еще рано домой, ведь нас впереди ждут новые встречи.

(Показ 4 слайда) станция «Фруктовая ».

Внимательно посмотрите на доску. Назовем эти продукты питания (яблоко, груша, апельсин, мандарин, сливы)

Как их можно назвать одним словом? (фрукты)

Фрукты приготовили нам задание. Но сначала подумаем, как отличить фрукты от овощей? (фрукты обычно растут в саду, обычно сладкие, кроме лимона).

А вспомним, где растут овощи? (в огороде )

Игра «Угадай, фрукт это или овощ?»

Я перечисляю названия фруктов и овощей, бросаю вам мяч, а вы, возвращая его, говорите мне, фрукт это или овощ. (лук, банан, груша, свёкла, яблоко, репа, капуста, апельсин и другие).

Работа по учебнику .

В учебнике на странице 104 чтение названия фрукта или овоща и объяснение где он растет, у нас или в далеких краях.

А теперь отправляемся на станцию, где нас ждут полезные друзья, которые живут на «Витаминной» станции (показ 5 слайда). Показ витаминов на доске.

Работа по учебнику.

Учебник страница 105.

Посмотрите, в зелёной одежде нас встречает витамин А. В синей одежде витамин В, а в красной – витамин С.

Что в руках у друзей – витаминов? (корзина с овощами и фруктами).

А почему у них разные овощи и фрукты? (в разных овощах и фруктах содержатся разные витамины).

В каких овощах содержится витамин А? (капуста, морковь, помидоры)

Прочитайте, что говорит нам витамин А? (учебник страница 105).

Для чего нужен этот витамин? (чтобы расти хорошо, хорошо видеть, иметь крепкие зубы).

В каких овощах и фруктах есть витамин В? (свёкла, яблоко, редиска, зелень салата).

Для чего нужен этот витамин? (читают слова витамина В страница 105).

А где же мы встретим витамин С? (в черной и красной смородине, лимоне, луке).

Для чего он нужен человеку? (чтение на странице 105).

Для чего надо есть овощи и фрукты? (В них содержится витамины и полезные вещества.)

Для чего организму нужны витамины? (чтение с 5 слайда.)

Вывод : Чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться по пустякам, реже простужаться, быть бодрым.

Тест: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?» (см. приложение).

Физкультминутка для глаз.

Отправляемся на следующую станцию, а называется она «Чистулькина». (показ 6 слайда).

Муравьишка выкопал морковку и понес ее домой, как вы думаете, кто может встретиться на ее пути? (Злючка – Грязючка ). Да, она любит грязь, а что должен сделать Муравьишка, чтобы она не появилась? (вымыть морковку)

Давайте прочитаем, что он нам говорит (чтение с учебника на странице 105).

Господин Чистюлькин тоже дает вам советы. (обращение к 6 слайду). Выполняя работу, на наших руках появляется множество микробов. И перед едой нужно обязательно мыть руки! Не забывайте о правилах гигиены. Овощи и фрукты нужно мыть перед употреблением.

Ребята, а какое сейчас время года? (весна)

Особенно весной организм человека нуждается в витаминах, поэтому ежедневно нужно употреблять овощи, фрукты. И с наступлением весны, люди начинают работать в садах и огородах.

А кто скажет для чего?

Правильно, начинать готовить грядки для овощей.

А какие фрукты растут в нашей местности?

А какие привозят фрукты с тёплых краев?

А овощей на наших грядках можно вырастить огромное количество. (обращение к 7 слайду ). И для этого, чтобы получить вот такой урожай, какой ежегодно получают жители города «Здоровейск», нужно много потрудиться. Помогайте своим родителям ухаживать за фруктами и овощами. И на вашем столе витамины будут круглый год. И не забывайте, что в свежих фруктах и овощах их намного больше.

И в заключении нашего путешествия, в благодарность за полезные советы жителям города «Здоровейск», мы исполним песню «Зарядка».

IV. Подведение итогов.

Наше путешествие по городу «Здоровейск» подошло к концу.

Ребята, а что полезного вы узнали сегодня и повторили?

А скажите, для чего нужно есть морковь?

Я желаю вам быть всегда здоровыми и вырасти сильными, высокими, смелыми и ловкими. И жители города «Здоровейск» угощают вас морковкой (дети получают по морковке) Ешьте на здоровье!

МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа»

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

/разработка классного часа во 2 классе/

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Назипова Г.Ф.

Тема: Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

Цель:

1. Продолжить формирование у детей основ культуры питания как составляющую здорового образа жизни.

2. Учить детей отличать питание, способствующее укреплению здоровья, от питания вредного для здоровья.

Задачи:

1.Расширить представление детей о пользе овощей, фруктов, ягод, как

обязательном компоненте ежедневного рациона питания.

2. Расширить представление детей о пользе овощей, фруктов и ягод на растущий организм школьников.

3.Развивать мотивацию здорового образа жизни.

4. Продолжить формировать деловые отношения при работе в группах, артистические способности; нравственные качества: доброту, отзывчивость, взаимопонимание, сострадание…

Оборудование: презентация, рисунки с изображением овощей, ягод и фруктов, корзинки, муляжи.

Ожидаемый результат:

Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;

Ход занятия

Актуализация темы

Звучит песня «От улыбки»

Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады видеть вас в своем классе. Ребята, давайте вместе поприветствуем наших гостей.

Мы вновь отправляемся в путешествие по стране Здоровейка, чтобы быть крепкими, здоровыми, сильными и выносливыми.

Возьмитесь за руки, пожелайте друг другу крепкого здоровья и улыбнитесь

Постановка учебной задачи

1. КОНЭРС – «углы»- обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно делать чтобы быть здоровыми? (заниматься спортом, есть овощи и фрукты…)

А что полезнее лук или чеснок? Подумайте и выберите угол в зависимости от выбранного вами ответа.

2. -Наши мнения разделились. Я предлагаю посмотреть сценку, которую подготовили Тимур и Родион. Давайте послушаем, о чем они будут говорить.

Сценка «Лук и чеснок»

Чеснок. Привет, старший брат!

Лук. Старший брат?

Чеснок. Да, мы родственники.

Лук. Я даже не знал.

Чеснок. От тебя что-то плохо пахнет!

Лук. Ты себя-то понюхай!

Чеснок. Зато я все микробы убиваю!

Лук. И я микробы убиваю.

Чеснок. А в тебе какие витамины?

Лук. Во мне много железа, есть витамины А, В, аскорбиновая кислота.

Чеснок. Аскорбиновая кислота и во мне есть, и витамины группы В.

Лук. А я ангину лечу, раны заживляю, всего не перечесть!

Чеснок. А знаешь, какие вкусные блюда можно со мной готовить? Допустим, курочку с чесноком, салатик – чеснок с морковочкой или свеклой.

Лук. А меня вообще везде добавляют.

Чеснок. В общем, пальчики оближешь!

Лук. Значит, мы с тобой самые вкусные и самые полезные овощи на земле!

- Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на занятии? (об овощах, витаминах)

Актуализация знаний.

А что же такого особенного в овощах? (В них много витаминов)

Нам всем знакомо слово «витамины» . А что оно значит?

-«Вита» в переводе с латинского значит «жизнь». А знаете ли вы, что по содержанию витаминов овощи, ягоды и фрукты занимают первое место.

А какие витамины вы знаете? В каких овощах, ягодах и фруктах они содержатся?

Открытие новых знаний

Существует более 15 видов витаминов. Сегодня мы познакомимся с витаминами группы А и С.

Витамин А

А сначала отгадайте загадки и узнаете, где же много витамина А.

Дети отгадывают загадки, а ответы высвечиваются на экране.

*Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

*Росли на грядке зеленые ветки, а на них – красные детки. (Помидор)

*Сидит барыня на грядке, вся в заплатках,

Кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук)

*Кто тут самый музыкальный?

У кого слух идеальный?

Ноты до-ре-ми-фа-соль

Знает каждая …(Фасоль)

*Запах разным может быть,

И, конечно, не сравнить

Запах, например, полыни

С ароматом спелой (Дыни)

*Золотая голова велика и тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

*Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

Витамин А нужен ребятам и всем, кто растет. Он нужен и взрослым. Витамин А – это витамин роста, он повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям, играет большую роль для органов зрения. Этот витамин есть и во многих других овощах, ягодах и фруктах. А о каких источниках витамина А вы узнали сегодня? Перечислите. (морковь, помидор, лук, фасоль, дыня, тыква)

Витамин С

Еще одна группа витаминов – это витамин С

Витамин С – самый известный витамин. Он повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям, снимает воспаление. Без витамина С вы можете болеть часто и продолжительно, а ваш организм не будет сопротивляться.

А где можно встретить этот витамин?

Если вы отгадаете загадки, то узнаете, где же много витамина С.

*Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далекой Африки. (Апельсин)

*Красна, сочна, душиста.

Растет низко – к земле близко. (Земляника)

*Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

*Вкусны- оближешь пальчики-

Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю,

Я неизменно их съедаю. (Мандарины)

*Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Смородина)

*Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

Любят меня детки. (Яблоко)

- Этот витамин есть и во многих других овощах, ягодах и фруктах. А о каких источниках витамина С вы узнали сегодня? Перечислите.(апельсин, земляника, малина, мандарины, смородина, яблоки)

Творческое дело в парах

- Дети в парах соединяют ладошки, поглаживая их (одни верхние, другие -нижние), дарят полезный продукт (называя его) и объясняют, для чего они его подарили. Затем меняются положением рук.

Учитель показывает пример. Пример: Катя, я дарю тебе яблоко, в нем много витаминов, не болей, будь здорова, желаю тебе хорошего настроения.

Игра «Собираем урожай»

А сейчас давайте поиграем и соберем наш урожай в корзинки.(2 корзины: витамин А и витамин С)

Рефлексия

Овощи, ягоды и фрукты надо употреблять в пищу каждый день. А в каком виде делают это в вашей семье? (салаты)

Салаты бывают разные: овощные, фруктовые

Как вы думаете, чем лучше заправлять салаты? Майонез или подсолнечное масло, йогурт или сметана?

Я предлагаю отправиться в «Витаминное кафе». А поварами вы будете сами. Послушайте задания: одна группа поработает над приготовлением салата из овощей, вторая группа – из фруктов и ягод. (Детям раздаются рисунки овощей, фруктов и ягод. Они должны выбрать неоходимые ингридиенты для салата и рассказать рецепт его приготовления.)

Чтобы быть всегда здоровым,

Бодрым, стройным и веселым,

Дать совет я вам готов,

Как прожить без докторов:

Кашу – утром, суп – в обед,

А на ужин – винегрет.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь!

Итоги занятия.

Что интересного вы узнали на занятии?

Чему научились?

Помните, что большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему ягоды, фрукты и овощи должны быть в рационе регулярно.

Литература:

БезрукихМ.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании: метод, пособие.- М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006, 80с.

Соловьева Т.А., Рогалева Е.И., Первоклассник: Адаптация к новой социальной

среде.- М.: ВАКО, 2008.- 368с.- (Педагогика, Психология. Управление)

БезрукихМ.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь.- М.: ОЛМА – Медиа Групп, 2007,- 72с.

Салат «Ягоды на снегу»

Банан – 1 шт.

Яблоко – 1 шт.

Творожный сырок – 1 шт.

Сметана – 2 ст.л.

Брусника – 1 ст.л.

Банан очистить, нарезать кружочками на блюдо. Яблоко очистить от семян и кожуры, нарезать кусочками и положить на банан. Сверху покрошить творожный сырок, полить сметаной и украсить брусникой.

«Банановые сосульки»

Банан – 2 шт.

Шоколад – 100г

Орехи молотые – 2 ст.л.

Порезать два банана пополам и надеть на деревянные палочки.

Окунуть их в растопленный шоколад с орехами и положить на 1 час в морозилку.

«Медовый апельсин»

Апельсин – 2 шт.

Мед – 1 ст.л.

Вода – 1 ст.л.

Орехи – 1 ст.л.

Мед развести водой и нагреть на огне 1 минуту. Апельсины очистить, разделить на ломтики и выложить на тарелку. Дольки посыпать орехами и залить медовой массой.

«Цитрусовый мармелад»

Грейпфрут – 1 шт.

Лимон – 1 шт.

Апельсин – 1 шт.

Мед – 500г

Вода – 2.5 стакана

Фрукты вымыть, разрезать пополам, удалить зернышки и выжать сок. С кожуры снять цедру и мелко порезать. Положить кожуру, сок и воду в миску. Зернышки и цедру завернуть в марлечку и тоже положить в миску. Поставить миску в духовку на 20 минут. Затем вынуть марлечку с цедрой из миски. Разлить смесь в формы и остудить.

Тема урока: Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

Цели урока : Познакомить детей с разнообразием овощей, ягод и фруктов, их полезными свойствами, со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека, прививать навыки правильного питания, воспитание здорового образа жизни.

Тип урока : изучение нового материала.

Актуальность урока : укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию.

1.Организационный момент
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в
течение всего урока.

2.Актуализация знаний.

Иногда бывает так, что люди болеют, но надо стараться быть здоровыми. Если вы хотите быть здоровыми, веселыми, крепкими, работоспособными, если хотите бороться с разными микробами, не поддаваться никаким болезням – каждый день надо: заниматься зарядкой, гулять на улице, кушать больше полезных продуктов.

-Ребята, какие полезные продукты вы знаете? (ответы детей).

-Почему мы называем их полезными? (ответы детей).

Да действительно ягоды, овощи и фрукты – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. В природе витамины образуют в растениях, поэтому плоды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм. Каждая травинка, каждый листик ловят солнечные лучи – источник жизни. Солнечный луч упадет на зеленый фрукт, ягодку, овощ и погаснет, но не пропадет, с его помощью в каждой ягодке, в каждом фрукте, в каждом овоще возникнут необходимые витамины. Солнышко помогает нашим фруктам, ягодам, овощам поспеть.

-В разных овощах, ягодах и фруктах. живут витаминные продукты.

-Вот я сейчас вас с ними познакомлю:

3.Изучение нового материала.

Витамин А : Регулирует процессы роста, полезен для кожи, зрения, зубов, костей.

Необходим для роста новых клеток, замедляет процесс старения. В организме его запасы остаются достаточно долго, чтобы не пополнять его запасы каждый день.

Встречается в моркови, свекле, картофеле, красном сладком перце, красном томате, зеленом луке, капусте, апельсине, ананасе.

Витамин В : укрепляет организм, необходим для работы нервной системы и мышц,

Влияет на функционирование мозга. Недостаток этого витамина вызывает раздражение языка и губ, сухость кожи и покровов головы, а также, возможно, сонливость и головокружение. Встречаются в капусте, моркови, кукурузе, банане, груше, гранате, тыкве, зеленом горошке, землянике, луке.

Витамин С : Укрепляет и закаливает организм, оказывает благоприятное действие на зубы и кости. Оказывает противовоспалительное действие. Встречается в апельсинах, мандаринах, лимоне, смородине, клюкве, капусте, облепихе, малине, рябине, шиповнике, землянике, киви, лимоне, чесноке.

Витамин Е: Участвует в обмене белков, углеводов, жиров. В организме витамин Е не образуется, но при достаточном поступлении его запасы накапливаются в жировой ткани.Считается, что этот витамин предохраняет от рака. Он улучшает питание кожи и благодаря чему препятствует сухости кожи, улучшает состояние волос и ногтей. Содержится в клубнике, орехе, молоко, тыкве.

Витамин D : Влияет на функционирование нервной системы, повышает устойчивость организма к инфекциям. Если не хватает этого витамина в первую очередь страдает костная ткань. Содержится в продуктах животного происхождения: рыбий жир, яичный желток, молочные продукты, рыба, также содержится в апельсине.

Много мы узнали о витаминах, а теперь попробуем сами наполним фрукты и овощи витаминами.

4.Развитие умений - применение знания

Посмотрите на доску -вы видите овощи и фрукты. Наша задача витамин приклеить к правильному фрукту. Молодцы с заданием справились.(Морковь-A ,B ,C ,E . Ананас-A ,B ,C . Клубника-C ,E . Капуста-A ,B ,C . Апельсин-A ,B ,C ,D .)

1 задание:

Мы уже знаем о пользе витаминов. А теперь давайте приготовить полезный салат.

Для этого разделимся на 3 команды(выберем название и командира команды)

Перед каждой командой лежит лист. Стоит одна корзина в которой овощи и фрукты, ягоды. Ваша задача выбрать продукты и приготовить салат.

Как вы думаете, какие продукты нам пригодятся?

2 конкурс.

Команды остаются –Вы видите лежать зерна все вместе.Ваша задача рассортировать зерна риса, гречки, перловки, овсянки. Побеждает тот, кто быстрее и правильно справится с заданием.

Мы выберем по одному листу на котором фрукт или овощ, и под ним напишем чем же он полезен.

Собрали и положили в папку.

4 задание.

И в конце занятия по разгадываем загадки.

Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос -
Сладок мягкий... (абрикос)

Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь,
На куски его порежь, мякоть красную поешь.(арбуз)

Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша)

Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет.(лук)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять. (картофель)

5.Итог урока.

Вот и заканчивается наш урок.

Что нового вы узнали на уроке?

Чем вам понравился урок?

Наш урок я хочу закончить словами.

Если хочешь быть здоров,
Не бояться докторов,
Ешь побольше ягод,
Овощей и фруктов -
Самых витаминных продуктов.

Конспект урока

«Овощи, ягоды и фрукты –

самые витаминные продукты.»

Филиппова Е.В.

Учитель начальных классов