Торт из киндеров и мыльных пузырей. Мастер-класс свит-дизайн выпускной моделирование конструирование торт-угощение в детский сад мастер-класс бумага гофрированная. Видео: делаем торт на день рождения из соков и барни в детский сад

Текущая страница: 64 (всего у книги 68 страниц)

Шрифт:

100% +

Дочь «звезды» в КПЗ
(Кристина Орбакайте)

В ноябре 1985 года героиней скандальной истории стала 14-летняя дочь Аллы Пугачевой Кристина Орбакайте: она угодила в КПЗ (камеру предварительного заключения). Произошло это в гостинице «Космос», куда Кристина вместе со своей подружкой Мариной (у нее она жила, пока мама была на гастролях в Баку, а бабушка лежала в больнице) пришла, чтобы повеселиться в тамошнем ночном баре «Солярис». Поскольку некоторое время назад Кристина вместе с мамой снималась там в телевизионной передаче, у нее и мысли не возникло, что этот поход может закончиться плачевно. А вышло именно так. Вот как об этом вспоминает сама виновница происшедшего:

«Там была довольно строгая пропускная система, но, поскольку я недавно там снималась, я думала, что проблем не будет. Но меня никто не узнал, и вообще нас заподозрили в том, что мы, такие яркие молодые девицы, ищем в гостинице каких-то приключений не по годам. Короче, нас скрутили и посадили в гостиничную КПЗ. Паспортов у нас не было, мои родственники все отсутствовали, Маринкины уехали за город, подтвердить наши личности было некому, и поэтому мы проторчали в милиции всю ночь. Вызволила нас общая знакомая родителей, работавшая в гостинице врачом. Поручилась за нас…»

1986

Как затравили режиссера
(Анатолий Эфрос)

После того как летом 1984 года советские власти лишили бывшего руководителя Театра на Таганке Юрия Любимова советского гражданства, во главе театра согласился встать Анатолий Эфрос. Чем вызвал буквально волну ярости со стороны либеральной советской общественности, в том числе и большей части самой труппы. Однако ярость эту недоброжелатели Эфроса боялись выплескивать наружу, предпочитая мстить «ренегату» исподтишка: режиссеру резали бритвой дубленку в гардеробе театра, прокалывали шины его автомобиля на театральной стоянке и даже подпирали входную дверь его квартиры… колом, дабы он не смог выйти из дома и приехать вовремя на репетицию. Короче, изгалялись над человеком, как только могли. Но он стоически все терпел, продолжая верить в то, что это «помутнение разума» у его недоброжелателей рано или поздно пройдет. Увы…

В начале 1986 года нервы не выдержали у троих актеров «Таганки», которые устали скрывать свою нелюбовь к Эфросу и заявили о своем уходе в другой коллектив – в «Современник». Этими актерами были: Леонид Филатов, Вениамин Смехов и Виталий Шаповалов. Троица относилась к тому самому костяку «Таганки», которая продолжала бузу вокруг имени Любимова, искренне полагая, что тем самым они делают святое дело – борются с чиновничьей братией за своего Учителя. Они продолжали находиться в неведении относительно того, что Учитель давно от них отрекся и особым желанием вернуться на родину не горит. Впрочем, даже если бы они знали об этом, это, судя по всему, мало повлияло бы на них: ведь они считали себя революционерами, борцами с системой. Остаться под началом Эфроса означало для них стать конформистами, предателями тех целей и идей, которые они столько лет проповедовали, будучи актерами любимовской «Таганки».

Сам Эфрос на уход трех актеров откликнулся на страницах «Литературной газеты». Он заявил следующее: «Три актера из театра ушли. Думаю, что они испугались кропотливой, повседневной работы. Хотя, конечно, слова они говорят совсем другие. Одно дело болтать о театре, другое – ежедневно репетировать. К сожалению, не всякий на это способен…»

Стоит отметить, что власти всячески старались не допустить ухода актеров именно из «Таганки» и даже выпустили по этому поводу специальный приказ, где запретили режиссерам столичных театров брать таганковцев к себе. Однако Галина Волчек этот приказ проигнорировала. Никакого наказания за это она не понесла. Как и актеры-бунтовщики.

Между тем, перейдя в «Современник», трое таганковцев всеми своими мыслями по-прежнему продолжали находиться в Театре на Таганке, где у них остались многочисленные друзья, а у Леонида Филатова еще и жена Нина Шацкая. Благодаря последним они могли быть в курсе всех дел и событий в родном театре. И дела эти им откровенно не нравились. Не нравилось, что Эфрос прочно обосновался в стенах «Таганки», не нравилось, что его новые спектакли восторженно встречает критика, на них ходит зритель. Кроме этого на сцене «Таганки» идут и спектакли Любимова, а в начале 1986 года Эфрос объявил о скором восстановлении еще двух: «Мастера и Маргариты» и «Дома на набережной». Ушедших из театра буквально снедала обида: они ушли, а их спектакли будут идти, приумножая славу теперь уже эфросовского театра.

Между тем давление на Эфроса не ослабевало. В конце апреля 1986 года свои голоса в этот процесс вплели и трое бывших таганковцев. На юбилейном вечере, посвященном 30-летию театра «Современник», они исполнили куплеты, где весьма нелестным образом отозвались об Эфросе. Так, Филатов прочитал стихотворение собственного сочинения, где были следующие строчки: «Наши дети мудры, их нельзя удержать от вопроса, почему все случилось не эдак, а именно так, почему возле имени, скажем, того же Эфроса будет вечно гореть вот такой вопросительный знак». Тем самым куплетисты хотели показать своим товарищам с «Таганки», что они солидарны с ними, они помнят о них, они вместе с ними в их трудной и нелегкой борьбе… с кем: советской властью? чиновниками? Эфросом?

Кстати, сам Смехов в своих мемуарах пишет, что многие актеры «Современника» смеялись над ними: дескать, «ребята, жизнь широка, перестаньте гудеть об одном и том же, вы же свихнетесь, вы уже похожи на свихнутых». Тот юбилейный вечер действительно подтвердил, что они «свихнулись»: испортили праздник труппе, которая их пригрела. Ведь эти куплеты они исполнили без всякого предупреждения, на свой страх и риск. В итоге несколько человек (драматург Виктор Розов, критик Евгений Сурков и еще несколько человек) демонстративно встали со своих мест и покинули зал. Чуть позже В. Смехов так опишет свой поступок:

«Сейчас многие забыли, что значило в марте – апреле 1986 года сказать правду об Эфросе, допустить сарказм и горечь в адрес политического эксперимента горкома партии… Нас влекли уважение к гражданскому прошлому «Современника» и невозможность таиться и врать. Наше выступление – очень короткое. В стихах и песнях – благодарность дому на Чистых прудах, остроты на тему репертуара и свежей премьеры «Близнец» (с нашим участием). Рядом звучат слова о «Таганке», о пожаре, с которого мы явились на эту сцену. Юмор сильно потеснен скорбью, обидой, язвительным максимализмом – к недругам нашей таганковской родины… Пускай тот, кто умеет прощать разорителей родного очага, – первым кинет камень. Плачевность финала – и в самом жанре плача, которым мы без спроса смутили всеобщий мажор вечера, но также и в последствиях… Начальство не хотело знать о сердечной подоплеке, объясняющей перебор и в песнях, и в горькопатетических стихах. Начальство не занимали традиции домашнего театрального капустника, где вечно соседствуют и пародия, и пафос, и смех, и слезы, гипербола и сатира. Последовали акции устрашения – выговоры, вызовы «на ковер», отмены званий, благ, орденов… О Филатове, Шаповалове и обо мне повис на стене приказов поспешный и уникальный документ. Бешенство сановного бюрократа дерзостью низовых пигмеев в переводе на язык взысканий звучало примерно так: «За юмористику и выпады на официальное лицо, на единицу городской номенклатуры – всем сестрам по серьгам! Театр унасекомить! О главреже вопрос подвесить! Директора прибить! Труппу – напугать! А этих (жалко, время наше утекло)… Этих „юмористов“ впредь к ролям не допускать!..»

Как видим, в этих словах нет ни грамма раскаяния за содеянное. И в самом деле, эка невидаль – стишки на капустнике! Но ведь наверняка знали их авторы, что герой этих стишков – человек нездоровый, всего лишь год назад лежавший в больнице с инфарктом. Что всего полгода назад он похоронил свою мать и такая же участь нависла над его отцом-сердечником, который буквально не вылезает из больниц. Что подобного рода скандал может либо в очередной раз отправить режиссера на больничную койку, либо прямиком в могилу (что вскоре, кстати, и произойдет). Однако для них он – «разоритель родного очага», «приспешник горкома партии». Кстати, о последнем.

Смехов лукавит, когда говорит, что они, исполняя куплеты, многим рисковали, поскольку могли навлечь на себя сильный гнев партийных чиновников. Времена на дворе были уже не те, что при Андропове и Черненко – у власти находился «демократ» Горбачев. За полгода до этого он снял с поста лидера МГК давнего недоброжелателя «Таганки» Виктора Гришина (на его место пришел Борис Ельцин), а в феврале 1986 года и вовсе вывел его из Политбюро и отправил на пенсию. Так что, если чем и рисковали куплетисты, так самым малым – каким-нибудь «строгим с предупреждением» выговором.

Вообще именно тогда стало входить в моду атаковать бывших «хозяев жизни». В творческой среде импульс этому дал V Съезд кинематографистов СССР (13–15 мая 1986 года ), где киношная братия произвела бескровный «переворот»: низвергла с пьедестала целую когорту мэтров в лице Льва Кулиджанова, Сергея Бондарчука, Юрия Озерова, Владимира Наумова, Евгения Матвеева и других корифеев советского кинематографа. Этот переворот целиком и полностью направлялся из Кремля (операцией лично руководил главный идеолог партии Александр Яковлев) и имел целью привести к власти в СК новую поросль руководителей, которые должны были поставить такое важное средство пропаганды, как кинематограф, на службу перестройке. Возникает вопрос: почему с этим не могли справиться мэтры? Тогда многие этого не понимали, но теперь все встало по местам: с мэтрами разрушать государство было бы гораздо затруднительно. А с молодыми революционерами, у которых руки чесались порулить всем советским кинематографом, это было сделать весьма даже несложно.

Волею судьбы Анатолий Эфрос тоже угодил в число неугодных для новых «хозяев жизни». Что было вполне объяснимо, поскольку Эфрос среди театральных «горбачевцев» уже два года воспринимался как предатель: за то, что пришел в «Таганку» по заданию горкома партии. Поэтому лупили по нему с таким же остервенением, как и по Сергею Бондарчуку или Анатолию Софронову (был такой советский писатель, много лет возглавлявший журнал «Огонек»). Все эти удары в итоге отразятся на Эфросе самым трагическим образом: в январе 1987 года он скончается.

Скандальный «ринг»
(«Музыкальный ринг»)

В мае 1986 года грянул очередной громкий скандал вокруг имени Аллы Пугачевой. Эпицентром его стала «колыбель революции» город Ленинград. 12 мая по тамошнему ТВ была показана передача «Музыкальный ринг» с участием группы «Браво» (на ЦТ эта передача пропишется позже). Запись этой передачи состоялась еще в начале марта , но выйти в эфир никак не могла – цензура требовала внесения существенных правок. Однако, как показал ход дальнейших событий, даже с этими правками недоброжелатели звезды номер один нашли повод, к чему придраться. Итог: 17 мая в «Ленинградской правде» появилось письмо группы товарищей (авторами письма были: А. Нестерова, Д. Сергеева, М. Водопьянова и др.) под названием «Вот так „Браво“!». В нем сообщалось:

«На днях в музыкальной программе „Ринг“ была показана новая рок-группа „Браво“. Ее представляла народная артистка РСФСР Алла Пугачева.

Надо сказать, что нас удивила и возмутила какая-то развязная, даже вульгарная манера, с которой держалась актриса на экране. Было неловко за нее, за других исполнителей. Строго говоря, все это оскорбительно для телезрителей…

Ленинград всегда был городом высокой культуры, со зрителем, воспитанным на лучших традициях русского и советского искусства… Надо сохранять и продолжать традиции нашего замечательного города, воспитывать у молодежи чувство прекрасного. А такое поведение на экране нам кажется недопустимым, свидетельствующим о явной нетребовательности популярной артистки к своему творчеству. Телевидение, видно, пошло у нее на поводу, не проявив ни взыскательности, ни вкуса».

Уже на следующий день после публикации этого письма в редакцию газеты, на ЛенТВ, в городское управление культуры и даже в Ленинградский обком КПСС хлынул поток писем. Вернее, два потока. В одних письмах выражалась поддержка хулителям Аллы Пугачевой, в других содержалась их обструкция. Под иными письмами стояло до сотни (!) подписей: люди писали целыми коллективами, целыми подъездами. Процитирую одно из таких писем, которое было прислано в «Ленинградскую правду» (автор – кандидат филологических наук Я. Васильков):

«В отличие от авторов заметки „Вот так „Браво“!“ нашей семье показалось, что выступление народной артистки РСФСР Аллы Борисовны Пугачевой на „Музыкальном ринге“ вполне соответствовало сценическому образу, создаваемому актрисой на протяжении ряда лет, и осуждать ее за „развязность“ и „вульгарность“ – значит осуждать все ее творчество в целом. А это было бы бессмысленно ввиду ее бесспорного признания. Те, кто писал в газету, к сожалению, не указали ни своего рода занятий, ни возраста. Я почти не сомневаюсь в том, что все это – люди средних лет и специфической социальной среды, давно утратившие понимание культурных запросов молодежи (сам я льщу себя надеждой, что благодаря общению с собственными детьми в какой-то мере сохраняю это понимание). Не понимаю одного: что за привычка к публичным обличениям! Если вам не нравится телепередача, если вы своим эстетическим воспитанием не подготовлены к ее восприятию, значит ли это, что надо тут же строчить в газету? Если что-то в передаче кажется вам „оскорбительным“, стоит ли досматривать ее до конца, фиксируя все „вульгарности“? Ведь есть простой выход в таком случае: не травмируя себя, переключить телевизор на другую программу, где показывают концерт классической музыки или увлекательный детектив. Я лично, когда передача кажется мне скучной или фальшивой, всегда так и поступаю, нисколько не думая при этом навязывать свое, может быть, субъективное мнение профессионалам с телевидения, ответственным за художественное и идеологическое качество своей работы…»

Произойди эта история два-три года назад, реакция властей могла быть самой суровой: Пугачевой могли запретить появляться на ЛенТВ, ее бы остереглись показывать и по Центральному телевидению. Однако времена тогда были уже несколько иные. Вот уже год у власти стоял Михаил Горбачев, который объявил в стране перестройку. Поэтому скандал ограничился только пределами Ленинграда, не обретя всесоюзных масштабов. Хотя в «Росконцерт», где работала Пугачева, кляуза из города на Неве все-таки пришла. Ответ москвичей за подписью генерального директора «Росконцерта» был потом напечатан все в той же «Ленинградской правде»:

«Росконцерт» не может не согласиться с мнением авторов письма, что любое выступление по телевидению должно соответствовать современным требованиям к исполнителям, к качеству отобранного для передачи материала. С этой точки зрения к участию А. Б. Пугачевой в передаче «Ринг» могут быть предъявлены определенные претензии.

По этому вопросу состоялась серьезная беседа со всеми ведущими артистами «Росконцерта». Их выступления по телевидению впредь будут строго контролироваться руководством и художественным советом «Росконцерта».

1987

Убиение легенды
(МХАТ)

Одним из самых громких скандалов 1987 года стало разделение легендарного Московского художественного академического театра (МХАТ). Прославленная труппа тогда разделилась на два театра: один остался в историческом здании в Камергерском переулке (МХАТ имени А. Чехова под руководством Олега Ефремова), другой перебрался в новое здание на Тверском бульваре (МХАТ имени М. Горького под руководством Татьяны Дорониной). Размежевание это было неизбежно и брало свои истоки в событиях 50-летней давности, о которых речь шла в самом начале этой книги. Помните, тогда большевики-космополиты пытались скинуть с «корабля современности» основателя МХАТ Константина Сергеевича Станиславского (руководитель театрального отдела Наркомпроса, сам бывший мхатовец Всеволод Мейерхольд назвал этот театр «эстетическим хламом»), однако большевики-державники сумели защитить Мастера, хотя сам он в ту смутную пору не верил в будущие светлые перспективы своего театра. В своем письме В. Немировичу-Данченко из Америки, где Станиславский находился на гастролях (осень 1923 года ), Мастер писал следующее:

«Надо привыкнуть к мысли, что Художественного театра больше нет. Вы, кажется, поняли это раньше меня, я же все эти годы льстил себя надеждой и спасал трухлявые остатки. Во время путешествия все и вся выяснилось с полной точностью и определенностью. Ни у кого и никакой мысли, идеи, большой цели – нет. А без этого не может существовать идейное дело».

Мастер ошибся. В течение примерно десяти лет в СССР шла борьба между космополитами и державниками, и все это время МХАТ и в самом деле был на грани распада. Однако выдержал все удары судьбы и возродился во второй половине 30-х, когда во власти окончательно победила державная группировка. С «мейерхольдовщиной» было покончено, и в советском искусстве надолго утвердился социалистический реализм, основой которого была опора на традиционное искусство, понятное миллионам простых граждан, а не только эстетствующему меньшинству. С этого момента МХАТ был объявлен главным государственным театром, и 27 октября 1938 года состоялось торжественное чествование его 40-летия. Театр получил после ордена Ленина (в 1937 году . – Ф. Р .) вторую награду – орден Трудового Красного Знамени. Кроме этого, были щедро одарены орденами и званиями многие артисты и работники театра.

Между тем к своему будущему развалу МХАТ шел вместе со страной. После смерти Сталина в 1953 году в высшей советской элите росло число космополитов и под их активным влиянием началась постепенная вестернизация советского общества. Под видом прогрессивных течений в советское искусство стали проникать регрессивные новации, которые подспудно разрушали основы традиционного русского театра. Поворотным моментом в этом процессе стали 70-е, когда после подавления контрреволюции в Чехословакии и идеологического кризиса на Западе советское руководство стояло перед дилеммой: взять курс на фронтальное наступление против империализма либо пойти на сближение с ним и замирение. В итоге был выбран второй вариант, который в итоге привел СССР к поражению в «холодной войне».

Именно в начале того десятилетия (летом 1970 года ) решилась и судьба МХАТа – туда, как мы помним, пришел новый руководитель Олег Ефремов. Он был ярким представителем либералов-западников и его победа над державником Борисом Ливановым, который имел не меньше шансов встать у руля прославленного театра, была закономерной и проистекала из общей стратегии высшей советской элиты. Когда в середине 80-х к руководству этой элиты пришел либерал Михаил Горбачев, Ефремову был выдан окончательный карт-бланш на разрушение традиционного искусства, базисом которого был социалистический реализм (такой же карт-бланш тогда был выдан и Элему Климову для разрушения традиционного советского киноискусства).

Таким образом, развал МХАТа был заказан Ефремову высшей советской элитой, которая брала своеобразный реванш у державников за события 50-летней давности. То есть Горбачев и K° явились последователями большевиков-космополитов 20-х годов, также мечтавших победить русский традиционализм и войти в мировую элиту (то, что теперь называют глобализацией). Однако опирался режиссер в этом деле не только на власть, но и на своих коллег из числа таких же, как и он, либералов-западников. Одним из них был Анатолий Смелянский – нынешний ректор Школы-студии МХАТ. Когда-то он руководил литературной частью в Горьковском ТЮЗе, потом во взрослом театре. Именно там его и приметили московские либералы и вскоре пригласили работать в Москву – в Театр Советской армии. Оттуда он вскоре перешел во МХАТ к Ефремову и достаточно быстро стал его единомышленником и верным оруженосцем – этакий замполит при главковерхе. Именно с его помощью Ефремов в 1986 году и начал процесс разрушения старого МХАТа. Проходил этот процесс нелегко, как и вся горбачевская перестройка, поскольку противоположная сторона (державники) отчаянно сопротивлялись деструктивным процессам. Как вспоминает режиссер МХАТа В. Шиловский:

«Если быть честным до конца, то Олег Николаевич вполне мог создать новый театр в другом месте. Но звание, зарплата и положение придворного театра не позволяли Ефремову сменить географические координаты. Тем более что вокруг Олега Николаевича постоянно раздавались восторженные стоны критиков. Каждый его спектакль, несмотря на провалы перед зрителем, считался новой яркой победой советского искусства. И этому очень способствовал Анатолий Миронович Смелянский.

Подготовка к этому шла, как я понимал, давно. Оговаривались разные варианты деятельности, поэтому театр трясло от реорганизаций. Но все реорганизации были направлены только на одно – физическое уничтожение представителей настоящего МХАТа. Шанс выжить имели лишь те, кого пригласил лично Ефремов, и те, кто его устраивал.

На одном из заседаний Александр Гельман (драматург. – Ф. Р .) взял лист бумаги и сказал:

– Чего вы так боитесь? Раздел МХАТа! Раздел МХАТа! – Гельман разорвал бумажку пополам. – Ну вот вам и два МХАТа…

Однажды меня вызвал Ефремов… Он был слегка выпивши.

– Малыш, – обратился он ко мне, – что мы все вокруг да около. Реорганизация… Все нервничают. Давай развяжем этот узел. Давай разделимся. Я возьму себе своих артистов, ты возьмешь себе остальных…

По белому лицу Анурова (директор МХАТа. – Ф. Р .) я понял, что это серьезно. Пауза затянулась, и Ефремов растерялся:

– Ну, что ты молчишь?

В моей голове проносились какие-то странные мысли… С трудом я взял себя в руки.

– Я Родиной не торгую, – сказал я сквозь зубы. – Я знаю, что проиграю, но нервов попорчу вам много.

И вышел из кабинета…»

Скандальное разделение началось в конце 86-го. Вот как об этом вспоминает прославленный актер МХАТа Владлен Давыдов:

«В разгар споров было партсобрание творческого цеха. Я не был на нем, но утром 21 ноября 1986 года мне позвонила С. С. Пилявская (она тоже не была: болеет, давление поднялось, лежит) и рассказала о вчерашнем партсобрании, а ей рассказала жена Мариса Лиепы, а той – Юрий Леонидов… Собрание было весьма бурным, выступили Степанова, Калиновская, Леонидов… Итоги голосования таковы: 12 – «за» разделение, а 30 – «против». Но сказали: «Это еще не все, завтра будет общее собрание всей труппы, там будет молодежь, а она вся за разделение…» Результат голосования на собрании труппы: 50 – «за» и 158 «против».

Затем вновь состоялось бурное собрание, на этот раз в присутствии министра культуры РСФСР Е. А. Зайцева. И только когда было официально заявлено, что вместо филиала будет передан при разделении театр на Тверском бульваре, казалось, страсти улеглись… Но по какому принципу и кто мог решать судьбу актеров, не поговорив с каждым из них?..»

В итоге разделить МХАТ в 86-м Ефремову не удалось из-за сильного противодействия в самом театре, а также из-за отчаянного сопротивления державников во власти. Чтобы выждать паузу, Ефремов на время покинул родину и отправился ставить спектакли в Болгарию и ГДР. А когда вернулся, Горбачев уже затеял новую кампанию – объявил гласность, которая призвана была позволить либералам-западникам, к тому времени пробравшимся практически во все советские СМИ, нанести удары по самым главным скрепам государственной идеологии. И МХАТ, как и все общество, затрещал по всем швам. Как пишет все тот же В. Шиловский:

«Друзья Ефремова – Гельман, Смелянский, Свободин, Розов – активно создавали общественное мнение. Писали большие статьи в его защиту о том, что Ефремову мешают создавать МХАТ. Не разделять , как было на самом деле, а создавать …»

Еще в январе 1987 года на очередном собрании труппы победили сторонники сохранения единства театра. Секретарь парткома театра Ангелина Степанова тогда заявила: «Не может быть двух Василиев Блаженных. МХАТ должен быть один».

Однако уже спустя несколько месяцев, когда либералы во власти уже во всю начали гнуть державников по всем направлениям, сторонники разделения МХАТа перешли в атаку. Возглавил ее Олег Табаков. Отметим, что долгое время он был «на ножах» с Ефремовым, но в годы перестройки их общие интересы вновь сошлись. В 1983 году Ефремов принял Табакова в свой театр, три года спустя помог ему стать ректором Школы-студии имени В. Немировича-Данченко, а в 88-м пробил ему в верхах (за помощь в деле раздела МХАТа) звание народного артиста СССР. Именно Табаков на очередном собрании труппы заявил:

– Кто за Олега Николаевича, прошу встать и уйти. Мы будем выбирать свой худсовет. Кончайте эту гамазню.

В итоге за Табаковым ушла чуть ли не половина труппы, в том числе и бывшие активные противники разделения вроде Ангелины Степановой (Ефремов пообещал ей, что возьмет в труппу ее сына Александра Фадеева) и Марка Прудкина (Ефремов пообещал принять его сына Владимира в театр в качестве режиссера). Как вспоминает В. Шиловский:

«После этого начался кошмар в жизни всех людей театра. Нервы были обнажены до предела. Люди получали инсульты. Руководство обзванивало каждого персонально, давали указания, за кого голосовать. По ночам ездили по домам и агитировали. Актриса Лена Королева пыталась покончить жизнь самоубийством. К ней также приходили от Олега Николаевича и говорили:

– Леночка, скажи, что не из-за того, что происходит во МХАТе, а из-за своих личных переживаний.

– Уйдите, подлецы, – ответила Лена.

Посторонние люди из Союза театральных деятелей проголосовали за раздел МХАТа. Руководили тем собранием Михаил Ульянов и Кирилл Лавров…»

Эпизод с неудачным самоубийством актрисы Е. Королевой не был единичным. В мае 1987 года именно из-за событий во МХАТе скоропостижно скончался его актер Леонид Харитонов (исполнитель роли Ивана Бровкина в фильмах «Солдат Иван Бровкин» и «Иван Бровкин на целине»). На момент смерти ему было 57 лет. На следующий день после похорон какие-то подонки подожгли венки на его могиле. Судя по всему, это была месть ефремовцев покойному за то, что он активно выступал за сохранение единства МХАТа.

Вспоминает В. Давыдов:

«Дележ был механический и предельно жестокий. Это было просто уничтожение (не сокращение же!) половины труппы. При этом активно или пассивно участвовали секретарь парткома А. И. Степанова и „старый большевик-подпольщик“ М. И. Прудкин.

Не хочу я вспоминать, а тем более подробно писать об этой безнравственной акции. Нет, театры оба остались, спектакли шли, актеры играли, но уже ничего от Художественого театра не осталось, а в историческом здании после 10-летней реконструкции была уничтожена даже вся закулисная атмосфера…

Такие легендарные спектакли К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, как «Синяя птица», «На дне», «Мертвые души», «Три сестры», надо было сохранить на исторической сцене МХАТа в Камергерском переулке. Но Ефремов решил от них избавиться…

Что же дало это разделение? Не знаю. Лучшие спектакли Ефремова были созданы им до разделения, и большая труппа не мешала этому. А после разделения, кроме ежегодных гастролей, ничего интересного не произошло, и даже то, как отмечалось 100-летие МХАТа (в 1998 году . – Ф. Р.), вызвало недоумение – на исторической сцене шло массовое пьянство…»

Отметим, что та коллективная пьянка стала закономерным итогом правления О. Ефремова и K° во МХАТе. Это была констатация торжества антиискусства над настоящим искусством, победа космополитов-западников над русскими державниками. Эта победа длится до сих пор, и будет ли когда-нибудь взят реванш, одному богу известно.

У ребенка день рождения, а вы не знаете, что понести в садик, чтобы угостить деток? Сделайте красивый торт из соков и сладостей! Малыши будут в восторге!

  • Какой же праздник без торта, особенно, если это детский день рождения! Но трудность для родителей заключается в том, что малыши должны получать только натуральную, гипоаллергенную, полезную, легко усваиваемую и умеренно жирную еду. К сожалению, лишь небольшое количество кондитерских изделий обладает подобными свойствами
  • Именно поэтому в детский сад родителям никогда не разрешат принести торт с кремом, мороженное, прочие любимые детьми, но не слишком полезные лакомства
  • Остается два варианта – угощать на именины яблоками и галетным печеньем либо сделать оригинальный торт из сока, бисквитиков – мишек «Барни» и прочих детских сладостей

Торт из соков в детский сад: фото. Торт из барни и сока своими руками: мастер класс

Наверное, ни один ребенок не откажется выпить сок из маленькой пачки с трубочкой. Группа детского сада или приглашенные на именины маленькие гости будут безумно рады такому угощению. Поэтому самой простой идеей для изготовления необычного торта будет именно использование пакетированный соков. Мама и папа, которые делают торт, должны учесть некоторые вещи:

  1. Сок должен быть свежим и качественным. Лучше выбрать какую-либо марку детского питания, в продукции которой минимум сахара и консервантов. Обязательно нужно смотреть на дату изготовления напитка
  2. Лучше выбирать сок из наименее аллергенных фруктов и ягод. Если в детском коллективе есть аллергики, вкусные «мультифрукт» или «цитрусовый коктейль» могут вызвать у них неожиданную малоприятную реакцию. Лучше купить самые простые яблочные соки, они подходят практически всем детям
  3. Количество печенек должно соответствовать количеству детей. Реакцию кого-то из малышей, если ему не достанется угощение, легко предугадать. Лучше задействовать в изготовлении торта пару лишних соков

ВАЖНО: Для перестраховки можно спросить у воспитателя в саду, какие соки и прочие сладости можно приносить в группу для угощения деток

На детском празднике малыши захотят не только попить, но и скушать что-то вкусненькое. Можно дополнить торт из соков чем-то таким, что любят все детки, например, бисквитиками «Барни». В удобной порционной упаковке, они идеально подходят для оригинального тортика. Конечно же, их тоже нужно брать на всех деток в группе.



Изготовление торта из соков и бисквитов для детей «Барни» — возможность для взрослых проявить фантазию. В творческий процесс они могут вовлечь и ребенка, если, конечно, готовое изделие не должно стать для него сюрпризом.

Небольшой мастер-класс подскажет родителям, с чего им следует начинать.

  • В первую очередь, нужно подумать, что будет использовано для торта. Чтобы он был красивым, и дети наелись, нужно делать его минимум из 2-3 компонентов (например, соки, «Барни» и чупа-чупсы)
  • Далее, следует купить сладости. Они обойдутся дешевле оптом. Сок – в упаковках, «Барни» — в коробочках, прочее




А бисквиты «Барни» — вот в таких коробочках.
  • На следующем этапе заготавливается все необходимое для создания каркаса торта: картон, цветная и гофрированная бумага, фольга, клей, ножницы, степлер, ленты, бусины для декора, оберточный полиэтилен, прочее
  • Первый ярус торта будет из соков, так как они самые тяжелые. Если пачек много, возможно, они займут два яруса. Их необходимо поставить кругом, чтобы вымерять, какой же будет диаметр у основы из картона


  • Из картона вырезается соответствующий круг. Делается его декор по усмотрению
  • По краю готового круга выставляются соки. Измеряется диаметр следующего яруса. Для него вырезаются новый круг- «крышка» и ножка, эти элементы подставки также декорируются
  • По такой схеме изготавливаются все последующие ярусы торта
  • Угощения устанавливаются на каркас торта, декорируются, например, перевязываются лентами или бантами. Они нужны, во-первых, чтобы изделие не рассыпалось, во-вторых, для красоты.
  • Можно с этой целью использовать и двухсторонний скотч. Но выглядит он не так эстетично. К тому же, детям будет неудобно разбирать приклеенные им угощения


Торт упаковывается

ВАЖНО: Чтобы соки, бисквиты и леденцы не падали с подставки, на каждый из ярусов тортика можно приклеить бортики







А это — угощение для маленьких принцесс.

ВИДЕО: Делаем торт на день рождения из соков и барни в детский сад

Основа для торта из сока

Как упоминалось выше, основу под торт можно сделать из картона. Также для нее подойдут круглой или квадратной формы коробки из-под конфет и прочих сладостей.

Главное, чтобы основа была прочной, оригинальная конструкция со сладостями не рассыпалась в руках во время транспортировки и презентации. Во время ее изготовления рекомендуется использовать клеевой пистолет, скотч, степлер с прочными скобами, прочее.



Внешний вид основы должен быть эстетичным. Во время презентации тортика она будет скрыта соками, шоколадками, прочими детскими лакомствами. Но когда дети их расхватают, торт может превратиться во что-то нелепое, общее впечатление об угощении испортиться.



ВИДЕО: Основа для торта из конфет

Торт из детских соков и конфет. Торт из шоколадок и сока своими руками

Для оформления торта также подойдут различные конфеты, начиная от батончиков типа «Mars» или «snickers», пакетиков с «m&m’s» и «skittles», заканчивая любыми весовыми конфетами. Но такое угощение, скорее всего, подойдет не для садиковских малышей, а ребят постарше.





Торт из развесных конфет.





Шоколадные батончики и конфеты в оригинальном оформлении.

Торт из киндеров и сока

Нету, наверное, такого ребенка, который бы был равнодушен к киндер-сюрпризам. Представьте восторг малышей, если яйцо не одно, а их целая куча! И собраны они в красивый торт, один из таких, как на фото ниже.



Торт из батончиков и яиц Киндер.

Трехъярусный торт из шоколадок и яиц Киндер.

Торт — корзиночка с киндерами.



Мечта ребенка — торт из множества яиц и батончиков Киндер.

ВИДЕО: Тотик из пакетов с соком, барни и киндер сюрпризов

Торт из сока и чокопай

Чокопай – вкусненькие бисквитики, их дети уже оценили и полюбили. Вкусняшки не содержат консервантов, ГМО и химических красителей, они прекрасно подходят в качестве дополнения к тортику из соков.



Соки, чокопай и чупа-чупсы — прекрасное угощение для садиковских деток.

Небольшой тортик из бисквитов Чокопай и детских соков.

Торт сока и чупа чупсов

Во время презентации торта из соков конфетки на палочке будут его украшением, после же дети с удовольствием ими полакомятся.

ВИДЕО: Тортик для ребенка из пакетов с соком, мюсли и леденцами, украшенный цветами

Торт из сока и печенья. Торт из соков и пирожных

Для угощения деток в детском саду или на дне рождения также подойдет печенье, если оно:

  • галетное или сахарное
  • без консервантов и прочей химии
  • свежее

Желательно, чтобы оно было в индивидуальной упаковке, отдельной для каждого присутствующего на празднике малыша.



Соки и печенье Барни в форме торта для деток в садике.

А вот пирожные для тортика из соков лучше не использовать, так как детям нельзя ни жирный масляный крем, ни белковый из сырых яиц, ни вареную сгущенку в большом количестве. Вкуснятина же с творожным кремом или йогуртовой начинкой долго не храниться, очень трудно проконтролировать ее свежесть.

Торт из сока и мыльных пузырей

Деткам всегда приятно, если после праздника им достается какой-либо сувенир. Это могут быть мыльные пузыри в ярких бутылочках, используемые для декора необычного тортика.



Торт для девочки с соками, Барни и мыльными пузырями. Тортик из соков с подарком для трехлетней принцессы-именинницы. Большой торт с киндерами соком на 6 лет.

ВИДЕО: Торт из сладостей для детского сада

Мыльный пузырь с кукушкой

Детская программа Чеховского фестиваля

Чеховский фестиваль в этом году впервые представляет специальную детскую программу. Вчера в театре "Эрмитаж" показывали сразу два спектакля – швейцарскую кукольную "Балладу Портофино" и испанское шоу мыльных пузырей "Буфапланетес". В детство впадала МАРИНА ШИМАДИНА.

Своя детская программа есть у каждого уважающего себя европейского театрального смотра, будь то Авиньон или Эдинбург. В этом году она наконец-то завелась и на Чеховском фестивале. По словам куратора и главного вдохновителя детской программы Галины Колосовой, организаторы стремились привезти в Москву не те карамельные утренники для детишек, которые родители предпочитают пережидать в буфете или гардеробе, а спектакли для всей семьи, которые говорят о детстве не как о стране довольных толстощеких карапузов из рекламных роликов, а как о времени, полном серьезных проблем, мучительных вопросов и неосуществимых желаний. Более того, все четыре спектакля программы говорят о детстве на отнюдь не примитивных языках, доказывая, что ребенок может понять абстрактный и метафорический язык музыки и танца, мимики и жеста и, уж конечно, интернациональный эсперанто мыльных пузырей.

Первая же постановка детской программы, "Баллада Портофино" швейцарского театра "Ан Гро Е Ан Детай", оказалась маленьким шедевром. Все действие спектакля происходит внутри контрабаса. Наверное, каждому из нас в детстве хотелось заглянуть внутрь музыкальной шкатулки, поймать человечков, живущих внутри игрушечной модели корабля, или посмотреть, чем в свободное от работы время занимается кукушка в больших бабушкиных часах. Петер Риндеркнехт нам такую возможность предоставил: в его контрабасе помещается целый миниатюрный домик с настоящей крошечной мебелью и действующим мини-органчиком, там по воле фантазии автора расположились обитатели часов с кукушкой – мистер Ку-Ку и его непослушный, свободолюбивый сын. В исполнении этих миниатюрных актеров не скучно в сотый раз услышать историю про конфликт отцов и детей. Тем более что рассказана она с живым юмором. Актер говорит не только за своих героев, но и с ними: подшучивает над ершистыми родственниками, пытается унять их споры. А между делом успевает пообщаться и с публикой, создавая в маленьком зале уютную атмосферу дружеских посиделок. Тут очень кстати оказываются и компактная кофеварка с миниатюрным холодильником, спрятавшиеся в том же волшебном контрабасе, и неспешные кухонные беседы–воспоминания об отдыхе на море с ностальгической демонстрацией почтовых открыток с видами Италии. В этом вроде бы необязательном общении и состоит обаяние спектакля. За полтора часа зрители настолько проникаются симпатией к автору спектакля и его маленьким героям, что их история незаметно становится историей про каждого из нас. Но эту красивую притчу о юности и старости, о взрослении человека способны по достоинству оценить скорее взрослые зрители.

А вот испанское шоу мыльных пузырей "Буфапланетес" без перевода понимают зрители всех возрастов и национальностей. Каждый ребенок и не успевший состариться взрослый знает, что нет на свете ничего увлекательнее выдувания радужных пузырей. Но мало кто догадывается, что из обычной пены для мытья посуды можно сотворять такие чудеса. Пузыри огромные, метр в диаметре, или крошечные, рассыпающиеся над сценой хрустальным водопадом, пузыри, наполненные сигаретным дымом или разноцветные, как глаза семафора, пузыри один в другом или друг на дружке, пузыри-амебы, пузыри-планеты, пузыри-змеи. Волшебные миражи, появляющиеся и исчезающие на наших глазах. Пеп Боу, всемирно известный мим, основавший целый театр мыльных пузырей, на сцене похож то на алхимика, колдующего над разноцветными колбочками, то на дрессировщика, укрощающего непослушных мыльных зверушек, то на усердного мастера, упорно, шаг за шагом создающего завораживающее взгляд произведение искусства. Тут уж притихают, затаив дыхание, и самые шумные дети и неумеренно веселятся самые угрюмые взрослые.

Известия , 10 июня 2003 года

Елена Губайдуллина

Мыло и контрабас с кукушкой

Детские спектакли на Международном театральном фестивале им.Чехова

Кажется символичным, что постановки для ребят впервые появились именно на нынешнем, пятом чеховском фестивале, ведь пять - любимая цифра детворы. Круглую пятерку заслужили и организаторы фестиваля. Детская программа только началась, но ее кураторам уже сейчас хочется поставить высшую оценку. Только за то, что привезли к нам швейцарскую "Балладу Портофино" и испанскую "Буфапланетес" - представления удивительные, абсолютно ни на что не похожие.

Петер Риндеркнехт из цюрихского театра "Ан Гро Е Ан Детай" и каталонец Пеп Боу, основавший единственный в мире "Театр Мыльных пузырей", - не только великолепные актеры и азартные выдумщики, но и тонкие знатоки детской психологии. Общаются с малолетней публикой на равных, заговорщически вовлекают в игру и располагают к себе с первых мгновений. Больше у "Баллады Портофино" и ""Буфапланетес" нет ничего общего. Один спектакль похож на тихое размышление в старинном дедушкином кабинете, другой - на шумное веселье на лужайке.

Петер Риндеркнехт пытается играть на контрабасе. То и дело начинает и никак не может закончить пьесу "Ночная бабочка". Звуки решительно не помещаются в инструменте - туда и так много всего понапихано. В гигантском полированном корпусе есть миниатюрная комнатка с игрушечной мебелью, холодильник емкостью с три банки кока-колы, кофеварка в натуральную величину и даже кафельные туалет и ванная для деревянных кукол-переростков. Все это хозяйство обнаруживается совершенно неожиданно. Актер как ни в чем не бывало пощипывает струны, как вдруг в верхней деке раскрывается окошечко с весьма бесцеремонной птичкой. Оказывается, что контрабас - не контрабас вовсе, а часы с кукушкой. Кукушкой работает кукла-папа, у которого есть непослушная кукла-сын и любимая фисгармония. Сынок ненавидит классику, любит рок и совершенно уверен, что добьется в жизни гораздо больше папаши-кукушковода. Но назидательные моменты необычной истории наша публика в буквальном смысле слова пропускала мимо ушей - Петер Риндеркнехт играл свой спектакль по-английски. Зато необычное пространство, ювелирные манипуляции с подвижными деревянными человечками и мельчайшим затейливым реквизитом, многочисленные кукольные находки оценили все. Хотя и следили за действием с некоторым недоумением.

Зато на "Буфапланетес", идущем на фестивале в том же театре "Эрмитаж", восторженные возгласы детворы сопровождали рождение и недолгую жизнь каждой эфемерной постройки Пепа Боу. Известный испанский мим предстал на сцене в образе чудаковатого профессора алхимии, вытворяющего чудеса при помощи колбы с водой, мензурки с шампунем и нескольких стеклянных трубочек. Партнер Боу Луис Бевиа, сыграл жизнерадостного двоечника. Мешал и пакостил изобретателю на все лады и попутно придумывал наилегчайшие способы возведения мыльных сооружений. То теннисной ракеткой пены напустит, то газовую горелку к пузырестроению приспособит.

А Пеп Боу тем временем ликовал и священнодействовал. Мыльные шары надувались сигаретным дымом, превращались в шарики пинг-понга и в воздушных змеев, сверкали и переливались в лучах софитов, гонялись друг за дружкой, флиртовали, соединялись, кружились и взрывались фейерверками. Каждое следующее творение Боу оказывалось больше и больше предыдущего. Маг и волшебник вставлял один мыльный шар в другой и, что совсем удивительно, доставал обратно. А в финале в полной темноте на сцене возник гигантский радужный город со сверкающими шатрами - таинственная земля Буфапланетес. До того как стать актером, Пеп Боу работал архитектором. Не знаю, какие дома он строил, но мыльные здания, вырастающие и разлетающиеся от легких дуновений, выглядят на театральной сцене подлинными шедеврами.

МК , 10 июня 2003 года

Торт из мыльных пузырей

Средство для мытья посуды, вода и немного глицерина - вот все, что нужно, чтобы холодная реальность превратилась в сказку. Артисты из Каталонии Пеп Боу и Луис Бевиа спектаклем “Буфапланетес” из детской серии Чеховского фестиваля приоткрыли двери в мир призрачных фантазий. Вместе с маленькими зрителями размечталась Светлана ОСИПОВА.

По-русски “буфапланетес” - это что-то вроде надувных планет. Они рождаются по воле обаятельного клоуна Пепа Боу, похожего то на доброго волшебника, то на сумасшедшего ученого. А вот исчезают “планеты”, увы, когда им вздумается. Однако не все так просто. Как рассказал нам Луис Бевиа, продолжительность жизни мыльного пузыря напрямую зависит от того, какая за окном погода. Если там сухой ветер, то “планеты” живут всего около 20 секунд, а если дождь - то на целую минуту дольше. Нам повезло, потому что в воскресенье, когда Пеп и Луис дали свой первый спектакль, было пасмурно. Так что “планеты” выдувались легко. Они переливались всеми цветами радуги - и ни одна не повторяла другую: круглые, овальные, бесформенные, цветные и даже наполненные сигаретным дымом. Они появлялись из всего - из стеклянных трубочек, теннисных ракеток, причем маленький белый шарик мог вдруг оказаться внутри большого и прозрачного.

Самый сложный трюк, - говорит Луис, - извлечь “ребенка” из нутра “матери”. Это надо делать очень нежно, чтобы он не лопнул и не превратился в облачко сигаретного дыма.

Странно, вроде взрослые люди, а думают о мыльных пузырях. Однако этими самыми планетами из мыла можно, например, поиграть в пинг-понг, испечь из них торт или смастерить абажур над столом. Продукт получится эксклюзивным. Но самое главное - сказкой мыльных пузырей можно покорить самую красивую девушку на земле. Пепу это удается. И в самом деле, какая же женщина не пойдет за тем, кто может преподнести ей саму мечту на блюдечке! Ну, или на ладошке. В Москве спектакли продлятся до 12 июня.

Алиса Никольская

Танцы, пузыри и старенький контрабас

Детские спектакли на Чеховском фестивале

Отдельная программа для детей появилась в репертуаре этого знаменитого смотра впервые. К тому же оказалась самой короткой. Однако посещение спектаклей оставило ощущения самые положительные и с точки зрения качества, и по реакции публики. Поначалу думалось: кто будет на все это ходить – обыкновенные родители с детьми, или, как обычно бывает на фестивалях, в основном специалисты и "своя" публика? Однако именно эта программа стала "театром для людей": в кассу театра "Эрмитаж", где игрался основной блок спектаклей, шли целые семейства с детьми от четырех до четырнадцати лет. Наверное, состав публики оказал влияние на ход представлений: детская аудитория реагировала чутко и непосредственно, изо всех сил стараясь понять происходящее на сцене. Что было не очень просто, например, на спектакле "Баллада Портофино" швейцарского театра "Ан Гро Е Ан Детай", игравшемся на английском языке. Но в какой-то момент текстовые подробности становились неважны. История, рассказанная в спектакле, настолько прозрачна, что эмоции успешно заменяют слова. Поначалу кажется, что "Баллада..." – моноспектакль. На сцене – обаятельный немолодой господин (автор и исполнитель Петер Риндеркнехт), который сначала, извинившись, доигрывает сам с собой партию в шахматы, а потом наряжается в алый концертный фрак и с упоением играет на стареньком контрабасе опус "Ночная бабочка". Но доиграть до конца ему не суждено, ибо в какой-то момент контрабас заживет собственной жизнью. В нем скрыта маленькая комнатка, где живет печальный кукольный человечек. Он грустит об уходящем времени, которое отсчитывает зловредная кукушка в часах, и не может найти общий язык с сыном. Сын же, как все молодые, любит громкую музыку и не хочет походить на родителя. Они ссорятся, спорят, переживают, а потом в отчаянии бросаются к хозяину контрабаса, чтобы тот помирил их. Хозяин же поначалу ворчит: "Это не мое дело!", но он слишком любит своих кукольных друзей и поэтому придумывает способ: подбрасывает спорщикам волшебную коробочку со всякими чудесами, в том числе с плавательными костюмами, в которых можно доплыть до чудесного городка Портофино – эдакого рая на земле. Конечно, Портофино существует только на открытке или в воображении, но благодаря этой фантазии кукольные отец с сыном примиряются с собой и друг с другом. Куклы здесь – полноправные участники действия: им сопереживаешь, вместе с ними думаешь о непростом конфликте отцов и детей и чудесной силе мечты. А мудрый сказочник Питер Риндеркнехт, просто и слегка наивно рассказав историю старенького контрабаса, будет снова и снова импровизировать на нем в надежде доиграть-таки "Ночную бабочку". Вдруг это поможет ему сочинить новую историю?

Испанский спектакль "Буфапланетес" "Компании Пеп Боу" и вовсе не нуждался в переводе. Ибо его главными героями были... мыльные пузыри. Под руководством волшебника-алхимика Пепа Боу и с помощью колбы с водой, флакона с шампунем и нескольких стеклянных трубочек рождались настоящие чудеса. Кто бы мог подумать, что обыкновенные радужные шарики могут быть мячиками для пинг-понга и воздушными змеями, что у них могут быть свой характер и взаимоотношения? На протяжении всего спектакля пузыри не хуже артистов из плоти и крови танцевали, гонялись друг за другом, кокетничали и заигрывали, а потом неожиданно взрывались сотнями маленьких искорок. Неугомонный Пеп Боу, режиссер и укротитель в одном лице, дирижировал своими многочисленными подопечными, играл с ними и сражался, по-детски радуясь каждому новорожденному. В финале же на сцене возник гигантский город, настоящий архитектурный шедевр (видимо, та самая "Буфапланетес" – надувная планета), где, наверное, сбываются все мечты и взрослых, и детей. Конечно, и "Балладу Портофино", и "Буфапланетес" не назовешь стопроцентно детскими спектаклями, скорее, это спектакли для семейного просмотра. Однако в эту симпатичную компанию попал и спектакль совсем не детский, хотя и необычайно занятный: "Та ти тинг" датского театра "Рио Розе". Автор и режиссер Катрин Поэр представила на площадке Малой сцены чеховского МХАТа причудливый коктейль из фантазий на темы популярных детских сказок, событий новейшей мировой истории и всевозможных человеческих мыслей и желаний. Все это пересказывается отдельными текстовыми фрагментами на нескольких языках, сопровождается музыкой и оригинальной пластикой. Семьдесят пять минут действия столь плотно насыщены событиями, что на дальнейшее обдумывание увиденного уходит потом изрядное время. Поначалу на сцене всего лишь старая женщина, сидящая на куче тряпья, которая хочет есть, и загадочный господин, напоминающий санитара из соответствующего заведения. Но вскоре эта странная старушка извлечет из тряпок сначала гибкого красавца-танцора, потом миловидную барышню в платье с цветочками и, наконец, эксцентричного музыканта с аккордеоном, который будет с жаром предлагать публике свое искусство. Вся эта веселая компания долго и азартно будет перебирать многочисленные одежки на полу, вспоминая историю каждого, кто носил то или иное платье или пиджак: добропорядочный буржуа, известный спортсмен, пострадавший на войне калека. А затем компания начнет перевоплощаться в тех, о ком идет речь. И это – только начало. Будет еще и Красная Шапочка в мужском обличье, и сладострастный Серый Волк, и робкая Белоснежка в бальном платье, и два демонических кавалера, которые будут ее делить в танце, и вновь возникшая бабушка, заговаривающая всем зубы, чтобы сохранить себе жизнь. Но в какой-то момент веселье и игра неожиданно сменятся горькой интонацией потерь, герои оденутся в темное, а тряпичный куль превратится в огромный черный саван. Фантазерку-бабушку нарядят в алое вечернее платье и споют ей песню "об умершем друге". А зритель, увлеченный головокружительным темпом действия, ошарашенно притихнет, не успев переключиться от нарочитой театральности к до боли ощутимой реальности. Безусловно, детям, особенно маленьким, "Та ти тинг" смотреть было тяжеловато. Но именно на нем юных зрителей было меньше всего. А публика взрослая, думается, нашла в этом зрелище немало привлекательного.

Время новостей, 4 июля 2003 года

Дина Годер

Без принцесс и кикимор

Когда моя дочь была маленькой, мы часто ходили в театр, и мне даже казалось, что ей нравилось. А лет в восемь-девять посмотреть очередную сказку вдруг отказалась решительно и бесповоротно: «Не хочу - в театре всегда кричат». По большому счету она была права. Пришлось отстать, а спустя несколько лет начать воспитывать доверие к театру заново - уже хорошими взрослыми спектакли. Надо сказать, у многих детей страх перед пожилыми принцессами и визгливыми кикиморами остается навсегда. Став взрослыми, они попадают на коммерческие спектакли -- эстетические продолжения сказок про истеричек-принцесс и кривляющихся кикимор, и остаются убеждены, что настоящий театр именно таков и есть.

Я все это рассказываю к тому, что в огромный город, где почти нет хороших детских спектаклей, но полно родителей, мечтающих посмотреть со своими детьми что-то захватывающее, давно пора привозить зрелища для маленьких из-за рубежа. И вот Чеховский фестиваль, раньше радовавший только взрослых театралов, решил в этом году на пробу сделать небольшую детскую программу. Я видела три из четырех, и все они были отличными, да и четвертый, говорят, не хуже. Жаль только, что информации об этих спектаклях было так мало, что залы театра «Эрмитаж» не были полны, а жадные до развлечений дети так и оставались сидеть на своих скучных дачах.

Конечно, хитом детской программы был знаменитый «Буфапланетес» - за 20 лет объехавшее мир и завоевавшее кучу премий шоу мыльных пузырей испанского клоуна Пепа Боу. В сущности, это не спектакль - в «Буфапланетесе» не было ни действия, ни сюжета, а только огромный волшебный аттракцион, в котором из разнокалиберных трубочек застенчивого очкастого клоуна вылетали мыльные пузыри невероятных форм, размеров и цветов. Не говоря ни слова, Боу надувал шарики сигаретным дымом, вставлял их один в другой, строил из них фигуры, жонглировал, играл в пинг-понг, украшал ими, словно драгоценностями, понравившуюся девушку, и осыпал весь зал. Дети визжали от восторга и прыгали в проходах между рядами, пытаясь ловить водопад переливчатых шариков.

«Баллада Портофино» швейцарца Петера Ридеркнехта и «Сказка детства» итальянцев Микеле Аббонданца и Антонеллы Бертони - уже не шоу, а настоящие спектакли, причем не столько для детей, сколько о детстве. Ностальгические и нежные.

Петер Ридеркнехт - доверчивый и словоохотливый контрабасист (он говорит с залом на очень простом английском, но готов для что-то не понявшего зрителя перейти на любой другой европейский язык), - будто бы пришел сыграть перед нами концерт. А по ходу рассказывает милую лирическую историю, постоянно отвлекаясь на параллельные сюжеты, обещая маме (по мобильнику) купить продукты или хвастаясь алым бархатным пиджаком: «Правда, красивый? Пощупайте материальчик. Между прочим, дорого стоит! Я его на прокат взял». Когда Петер играет соло, в деке контрабаса открывается крошечное окошко, как в часах, откуда выглядывает кукушка. Тут то и начинается настоящий сюжет: контрабас поворачивается обратной стороной к зрителю и оказывается, что в его верхней части располагается квартирка кукушек, папы и сына (с той стороны они выглядят как человечки). Немолодой ворчливый папа исправно, каждый час, ходит куковать, а раздолбай-сынок слушает громкую музыку, дерзит, мечтает о свободе и не желает сгубить лучшие годы на скучную работу. Потом оба «кукушка» вспоминают свои каникулы на море, в местечке Портофино. Петер вынимает из нижней части контрабаса кукол побольше, и разыгрывает с ними воспоминание о счастье, а затем - примирение: отец, расслабленный мечтами, в первый раз в жизни забывает прокуковать во время, а сын, волнуясь, впервые выходит на опасную, «высотную» работу вместе с отцом.

Хорошие детские спектакли всегда рождаются на границе между жанрами. Швейцарский «Баллада Портофино» - между драматическим театром и кукольным, итальянская «Сказка детства» соединяет драму с пластическим театром. Обаятельный сюжет о фантазерах брате и сестре - десятилетнем Томазо и восьмилетней Нине, - и их ужасных родителях, больше станцован, чем рассказан. Два чудесных актера играют одновременно детей и родителей, буквально одним жестом и интонацией обозначая превращение ругателя-папы в шалуна-сына и мечтательной дочери в вечно занятую маму. Дети, постоянно живущие среди нотаций и затрещин, рассказывают друг другу на ночь страшилки, прогуливают школу, отправляясь на кладбище, и балуются с огнем, когда родители уходят на свою бесконечную «Травиату». Не вытерпевшие проказ родители решают отправить Томазо в интернат, и тогда Нина с братом убегают на свободу.

И здесь начинается проблема. Привезенные в Москву отличные спектакли (спасибо отборщикам) - в сущности, постановки не для детей, а про детство. Либо о самих детях, либо - о детском ощущении мира. Эти спектакли не приспосабливают для детей ни тем, ни сюжетов, ни языка. Есть в этом положительная сторона - дети, с легкостью воспринявшие непрямое, рвущееся повествование и изящные театральные метафоры, надеюсь, выросши, не потребуют от театра упрощения. Однако я уверена, что нельзя ставить спектакли, совсем не применяясь к детскому сознанию. Сама я готова сколько угодно смотреть спектаклей о злых родителях. Но я рада, что мой ребенок не видел историю о детях, которые мечтали умереть для того, чтобы их полюбили родные папа и мама. И о том, что лучшая форма протеста для восьмилетнего ребенка - уйти из дому. Я думаю, что страдания, которые принесут эти новые мысли чувствительному малышу, еще не разделяющему жизнь и театр, - очень велики и далеки от искусства. И чем более обаятелен спектакль, тем труднее ребенку будет изжить в себе тревогу и чувство незащищенности, которое может возникнуть, когда ему покажут, что бывают родители, которые не любят своих детей, бьют их и разлучают.

И все-таки именно на Чеховском фестивале наши дети могли увидеть несколько спектаклей, в которых актеры умеют легко и без натуги общаться с залом, вместо того, чтобы, вымазав сажей лица, скакать козлами. И теперь можно надеется, что лет через десять среди взрослых театралов окажется чуть больше людей, знающих, что в театре не только кричат.

Программа включает в себя представление продолжительностью 25 минут или 40 минут

Пузыри надуваются в большом количестве от самых маленьких до гигантских. В процессе мыльного шоу для детей артист покажет основные трюки с мыльными пузырями: гусеница из пузырей, мыльная карусель, торт из пузырей, аквариум, жонглирование пузырями, башня из пузырей, мыльный виноград, прыгающие пузыри, создаст мыльную пену, а также познакомит детей с завораживающими дымными и огненными пузырями и др., погрузит каждого желающего в мыльный колпак (голова оказывается по самые плечи в огромном пузыре), предоставит возможность и взрослым и детям самим побывать в роли повелителей мыльных пузырей: Вы сможете с помощью артиста создать мыльный дождь и облака, танцующие пузыри, шлейф-пузыри, круглый пузырь-гигант, а также выполнить легкие трюки с пузырями и запустить ручные мыльные пузыри, которые не лопнут на вашей ладони. Кульминацией праздника является погружение каждого гостя по нескольку раз в огромный мыльный пузырь.

Вы можете заказать шоу мыльных пузырей на детский праздник или день рождения ребенка в Москве и мос.области, или же на взрослое мероприятие, будь то свадьба, юбилей, корпоратив или просто весёлая вечеринка.

Незабываемые впечатления и демократичные цены от нашего шоу - гарантированы!

Стоимость программы -

1. Мини-шоу мыльных пузырей - стоимость 2500 рублей - мыльное шоу без погружения в гигантский пузырь, включает в себя трюки с пузырями, гигантские пузыри, шлейфовые пузыри, различные ракетки для фигурных пузырей, фейерверк из мыльных пузырей, мыльные скафандры всем участникам шоу, а также участие в шоу детей - продолжительность 25 минут,

2. Шоу мыльных пузырей "СТАНДАРТ" - стоимость 4000 рублей - включает в себя программу мини-шоу пузырей плюс дополнительно огненные и дымные мыльные пузыри и погружение детей в гигантский пузырь в полный рост

(продолжительность 30-40 минут, длительность мыльного шоу зависит от возраста и количества детей)

Для детей от 8-10 лет и старше Вы также можете заказать наиболее сложное и зрелищное мыльное шоу "ПРЕМИУМ" - стоимостью 6000 рублей.

(задействован 1 артист - продолжительность представления до 40 минут - включает в себя программу шоу "СТАНДАРТ", а также световую иллюминацию и красивые сложные трюки с мыльными пузырями на профессиональном светящемся светодиодном столе с подсветкой)

НОВИНКА!!!

(кликните, если хотите узнать подробности)

Специальное предложение по специальной цене:

шоу гигантских мыльных пузырей + научное шоу = море веселья и смеха для Ваших детей

Хотите узнать цену и другие детали - звоните!

Всем привет. Сегодня моей малышке 5 месяцев. А я решила опубликовать свой первый мастер-класс. Мой сынуля - выпускник детского сада, поэтому апрель и май прошли в подготовке к этому событию. Я делала подарки воспитателям и работникам сада, и у меня возникла идея сделать сюрприз выпускникам, идею поддержали родители. Найденные мной немногочисленные мастер-классы на просторах интернета, меня не устраивали. И я решила действовать по-своему. Процесс изготовления решила сфотографировать.
Итак, для работы потребуется:
1. Прочный материал для донышка торта, например, фанера или ДВП. В моем случае - это сэндвич-панель, которую используют при производстве окон и дверей ПВХ.
2. Пеноплекс или пенопласт.
3. Гофрированный картон.
4. Картонная трубка от фольги или пищевой пленки.
5. Креповая бумага. Я использовала китайскую креповую бумагу, которая имитирует гофру.
6. Гофрированная бумага.
7. Клей. У меня Титан.
8. Атласные ленты.
9. Сами угощения. В моем случае - это соки, вафельные трубочки, мыльные пузыри, пирожные Барни, шоколадные конфеты и конфеты чупа-чупс.
Торт рассчитан на 20 детей.

Отдельно заготовки, к сожалению, не удалось сфотографировать. Но я постараюсь максимально подробно объяснить, что это и из чего.
На фото вы видите 4 отдельные заготовки из разных материалов, обклеенные креповой бумагой. Все 4 заготовки склеены между собой относительно центра. Желтые рюшечки сделаны из гофры.
Заготовка № 1 - дно торта (диаметр 40 см), которое вырезал муж из сэндвич-панели. Ширина рюши - 6 см.
Заготовка №2 вырезана из пеноплекса. Далее я не буду указывать диаметры в цифрах всех заготовок, т.к. это зависит от размера тех угощений, которые вы будете использовать для изготовления торта. Диаметр 2 заготовки равен внутреннему диаметру круга из соков. Ниже по фото вы поймете, о чем это я тут написала).
Заготовка № 3 - в моем случае, это картонная трубка диаметром 8 см. Вы можете использовать иной диаметр, но не меньше 7-8 см. Эту же заготовку можно вырезать из пенопласта либо использовать катушки от скотча. Высота заготовок № 2 и 3 в сумме равна высоте коробочки сока. Далее по фото все будет понятно.
Заготовка № 4 - круг из гофрокартона, диаметр равен диаметру заготовки № 2.

Ширина рюши на заготовке № 4 - 3,5 см. Приклеена она по самому краю заготовки, так чтобы выступала на 3 см.

В образовавшуюся нишу укладываем первые угощения. Это вафельные трубочки. Вместились все 20 штук. Благодаря, такой конструкции, в торте нет пустующих мест).

А верхняя рюша немного прикрывает соки сверху. Мне показалось, что так выглядит красивее).

Первый ярус готов. Осталось лишь связать соки веревочкой. Об этом ниже. Никакого скотча или клея для соков и остальных угощений я не использую.
Каркас торта я так и делала поэтапно. Целиком весь каркас не клеила. Только после полного завершения со всеми угощениями первого яруса, переходила ко второму и т.д.

Мыльные пузыри изначально должны были быть отдельным ярусом, но на них наклеены неприглядные наклейки, которые закрывают весь рисунок. Поэтому я решила их прикрыть пирожными Барни. Но обо все по порядку.
Итак, для того, чтобы строить каркас дальше, мне нужен был внутренний диаметр круга из мыльных пузырей. Поставив пузыри в круг, я его измерила.

Здесь снова вы видите 3 отдельные заготовки, которые склеены между собой и с нижним ярусом. 5 и 7 заготовка обклеены остатками гофры.
Диаметр заготовок №5 и 7 равен внутреннему диаметру круга из пузырей. Заготовка № 6 - кусочек картонной трубки, которая вставлена и вклеена в 5 и 7 заготовки. Высота всех заготовок в сумме равна высоте баночки с пузырями.

Заготовку № 7 украшает рюша шириной 3,5-4 см, на этот раз край рюши совпадает с краем 7 заготовки.

Вот для чего пригодилась вторая потайная ниша. Туда я поместила 4 барни, которые не вмещались снаружи.