Чем отличается морс от компота и узвара. Ягодный морс – просто и вкусно! Что полезнее: морс или компот

Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности». Вначале мы дадим определение машиностроительного комплекса. Затем рассмотрим отраслевой состав этой подотрасли промышленности, обсудим ее значение для жизни страны. Также узнаем, в чем состоят технологические особенности машиностроения.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4. Оно обеспечивает обороноспособность страны

5. Это самый крупный комплекс в промышленности России

6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7. 20% промышленного производства,

8. 1\3 занятых в промышленности.

9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.

Специализация - производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1. предметная - производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная - производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая - производство полуфабрикатов, выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная - производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

- это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое , когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое , когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод - это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики - это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. - 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.-М.: Бол. Рос. энц., 1998.- 800с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2003. - 398с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова - М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
  1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.
  2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в вашем регионе?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль машиностроения в развитии экономики Российской Федерации. Подотрасли общего, тяжелого и среднего машиностроения, выпускаемое оборудование. Производство металлических изделий и заготовок. Ведущие отрасли точного машиностроения, их продукция.

    презентация , добавлен 19.02.2013

    Машиностроительный комплекс, его значение, межотраслевые связи и структура. Особенности организации машиностроения в Российской Федерации. Кадровое обеспечение российских предприятий. Решение кадровой проблемы. Особенность технических университетов.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Значение машиностроения в экономике Украины. Современный уровень развития и характеристика размещения отрасли. Структура машиностроительного комплекса Украины. Основные проблемы, перспективы развития и территориальной организации машиностроения.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2007

    Ведущая роль машиностроения в национальной и региональной экономике. Состояние машиностроения в Вологодской области, основные предприятия отрасли в области, перспективы развития. Задачи правительства Вологодской области в развитии машиностроения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Отраслевая структура и характерные нюансы размещения машиностроения РФ, предпосылки развития. Транспортный комплекс: главные направления развития на перспективу. Фактор импортозамещения в машиностроении. Проблемы машиностроения и его тенденции в 2014 г.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2017

    Место машиностроения в едином народном хозяйстве России. Размещение отраслей комплекса. Факторы, определяющие развитие и особенности размещения тяжелого машиностроения и приборостроения. Развитие производства станков и кузнечно-прессового оборудования.

    реферат , добавлен 21.04.2011

    Отрасль машиностроения как один из самых главных элементов развития производительных сил. Основные угрозы для развития машиностроения на внутреннем и внешних рынках. Причины кризисного состояния машиностроения в Украине на примере отдельных производств.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Важная особенность красноярского машиностроения - высокий удельный вес оборонных производств. Радиопромышленность, производство средств наземной и космической связи. Характеристика отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития отрасли.

    Значение машиностроения

    Машиностроение одна из наиболее важных отраслей промышленности, которая имеет огромное значение не только для промышленности в целом, но и для экономики страны. К тому же машиностроение определяет уровень научно-технического прогресса так как обеспечивает оборудованием все отрасли промышленности. Так же машиностроение включает в себя не только производство техники, оборудования и предметов народного хозяйства, но и ремонт и обслуживание механизмов, металлообработку.

    Роль машиностроения для страны:

    • Обеспечивает оборудованием все комплексы страны
    • От машиностроения зависит развитие всех отраслей экономик
    • Внедряются все достижения научно-технического прогресса
    • Обеспечивает обороноспособность страны
    • Самый крупный комплекс страны
    • 20% промышленного производства приходится на машиностроение
    • 1/3 занятых в промышленности
    • Более 50 тыс. машиностроительных предприятий

    Если рассматривать более подробно, то все чем пользуется человек - это продукты машиностроения, столовые приборы, одежда, обувь, все это создано благодаря оборудованию и станкам используемых на производстве.

    Без продукции машиностроения люди не могут существовать в целом, так как мы используем все что производится на заводах:

    1. Самолеты, вертолеты, танки, ракеты, автоматы и прочее вооружение
    2. Автобусы, трамваи, метро и другой транспорт передвижения
    3. Станки, экскаваторы, бульдозеры и прочая техника
    4. Телевидение, связь, мобильные телефоны
    5. Спутники, оборудование, а орбите и т.п.

    Роль машиностроения в экономике

    Машиностроение дает огромный толчок для развития других промышленных комплексов.

    Динамика экономики напрямую зависит от внедрения в промышленность новых инновационных технологий. Постоянное развитие машиностроения запускает процесс развития станкостроения, которое обеспечивает рост производственного потенциала при выпуске конкурентоспособной продукции.

    Станкостроительное машиностроение своего рода рычаг в большом механизме промышленности, который запускает процесс экономического развития. Поэтому инженеры и конструкторы особое внимание уделяют развитию именно данной отрасли.

    Замечание 1

    Машиностроение должно не только постоянно развиваться, но и быть эффективным. Поэтому для стратегического развития экономики страны, наиболее важным фактором является модернизация и поддержка машиностроения.

    Совершенствование станкостроительной отрасли способствует сокращению затрат времени и труда, что положительно сказывается на себестоимости продукции.

    Доля машиностроения в ВВП 10-12%. Транспорт и оборудование является основной продукцией машиностроения России. Многие отрасли напрямую зависят от импорта (роботостроение, станкостроение), но есть и те что покрывают потребности страны полностью (военная промышленность, автомобилестроение, вагоностроение).

    Большая часть продукции машиностроения поставляется на внутренний рынок, тогда как на экспорт приходится всего 5%.

    В 2015 году в силу вступил приказ о запрете импорта машиностроения для государственных и муниципальных нужд. Задачи с данными потребностями будут решать предприятия внутри стран.

    Так же благоприятным условием для развития машиностроения безусловно служит наличие на территории страны необходимых природных ресурсов. Так же не маловажную роль играет наличие квалифицированных кадров и заинтересованность государства.

    Использование машин увеличивает интеллектуальное и мышечное развитие населения, повышает производительность труда, улучшает качество, а также постепенно вытесняет ручной труд.

    Роль машиностроения в народном хозяйстве

    Народное хозяйство предоставляет промышленности сырье, в то время как от промышленности взамен получает машины, химическое оборудование и предметы потребления. Из этого следует что машиностроение создает для народного хозяйства орудия производства.

    К тому же введение новых машин, механизмов и оборудования требует новых рабочих профессий, направленных на пользование современной техникой. Что приводит к интеллектуальному и профессиональному развитию страны.

    Замечание 2

    В настоявшее время нет ни одной отрасли народного хозяйства, в которой не использовались бы агрегаты, произведенные предприятиями машиностроения.

    Благодаря машиностроению население может экономить время и получать эффективные товары, с помощью которых удовлетворяются различные потребности.

    Транспортировка грузов напрямую зависит от развития транспортной отрасли, в свою очередь от транспортировки зависит стоимость товаров.

    Так же машиностроение обеспечивает техникой, транспортом, железнодорожную отрасль (вагоны, рельсы, двигателя и т.п.), которая используется для транспортировки грузов на дальние расстояния, для перевозки населения.

    Механические орудия, используемые людьми в общественных процессах, являются костной системой производства. Степень развития применяемого орудия отмеряют функционирование производственных сил человека. Не зря новая эпоха экономики называется машиностроительной эпохой.

    Роль машиностроения в обороне страны

    Не маловажное значение машиностроение имеет для оборонной системы страны, ее оснащением занимается военно-промышленный комплекс, который оснащает военные силы страны необходимой техникой и орудием.

    Предприятия военного машиностроения отличатся довольно крупными размерами, градообразующие.

    Уровень развития военного машиностроения играет решающую роль в обеспечении безопасности страны, и определяет техническое перевооружение главных сфер экономики. Так же не маловажная роль во внешнеполитической политике страны.

    На долю военного машиностроения приходится более трети экспорта машин и оборудования.

    Основная часть обороны страны оснащена такими видами машиностроительной продукции как, самолеты, ракета-промышленное оборудование.

    Так же машиностроение играет большую роль для развития космической промышленности, обеспечивая ее совместно с научными центрами, новейшей и передовой продукцией.

    Значение машиностроительного комплекса и его структура

    Машиностроительный комплекс - это сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь, машиностроение включает в себя много специализированных отраслей, схожих по технологии и используемому сырью и создающих машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте и т.д. К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. Кроме того, в состав комплекса входит "малая металлургия" - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях.

    Машиностроение - необходимое звено любого промышленного комплекса. Недаром оно занимает ведущие позиции в структуре мирового хозяйства. Современную жизнь вряд ли можно представить без использования продукции машиностроительной отрасли, весьма разнообразной по своему содержанию и включающей как выпуск элементарной продукции массового потребления, вроде калькуляторов, станков и бытовых приборов, так и производство различных высокоскоростных суперкомпьютеров, спутников, элитных автомобилей и авиалайнеров.

    Современное машиностроение развивается все более стремительными темпами и затрагивает уже практически все сферы экономической и производственной деятельности человека, глубоко укореняясь в повседневную жизнь. Постепенно все большее значение в структуре отрасли приобретают электроника, роботостроение, автомобильная и авиаракетно-космическая промышленность.

    Машиностроение по праву можно считать двигателем прогресса, так как достижения именно этой отрасли, в частности электроники, во многом способствуют вступлению человечества в эпоху информационного общества, на пороге которого мы сейчас находимся.

    Все это еще раз доказывает огромную значимость современного машиностроительного комплекса в структуре мирового хозяйства, а также подтверждает необходимость его дальнейшего изучения, развития и модернизации.

    Структура машиностроения очень сложна. В настоящее время в структуре машиностроительного комплекса насчитывается 20 крупных комплексных отраслей куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, дизелестроение, электротехническая, станко-инструментальная и инструментальная промышленность, промышленность межотраслевых производств, приборостроение, промышленность средств вычислительной техники, автомобильная, подшипниковая промышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство санитарно-технического и газового оборудования, судостроение, авиационная промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио - и электронная промышленность.

    В объеме выпуска машиностроительной продукции 27,4% приходится на автомобилестроение, 12,3% - на электротехнику и приборостроение, 10,3% - на тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, 6% - на химическое и нефтехимическое машиностроение, 2,4% - на машиностроение для легкой и пищевой промышленности, 2,1% - на строительно-дорожное машиностроение, 1,9% - на станкоинструментальную промышленность, 1,8% - на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, свыше 35% - на оборонные и другие подотрасли.

    Структура отечественного машиностроения характеризуется тем, что преобладает производство средств производства для тяжелой промышленности, а также характеризуется высокой степенью милитаризации, т.е. высока доля военной техники при заметном отставании выпуска потребительских товаров и оборудования для непроизводственной сферы.

    Особенностью отраслевой структуры машиностроительного комплекса является то, что за годы советской власти в различных районах бывшего СССР были созданы крупнейшие машиностроительные предприятия, выпускающие практически все необходимое технологическое оборудование для всех отраслей народного хозяйства. Но для отечественного машиностроения характерны чрезвычайно высокая степень территориальной концентрации, притом преимущественно в европейской части страны, и недостаточный уровень специализации и межотраслевой кооперации. К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения проектировались и формировались как универсальные, по принципу “натурального хозяйства”, c полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Поэтому в предстоящие годы отраслевая, территориальная и технологическая структура машиностроения должна претерпеть кардинальные изменения, основными направлениями которых должно быть улучшение качества продукции, деконцентрация, повышение уровня специализации и кооперации производства, сокращение нерациональных транспортных и других расходов, насыщение производства новыми техническими средствами и технологиями, что в конечном счете, приведет к дальнейшему экономическому росту страны, повышению эффективности и производительности общественного труда и роста благосостояния населения.

    Классификация отраслей машиностроения в зависимости от особенностей технико-экономической спецификации и значения в экономике

    Машиностроение представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно подразделяется на:

    - энергетическое;

    - транспортное;

    - сельскохозяйственное;

    - строительно-дорожное;

    - производство технологического оборудования для промышленности;

    - железнодорожное;

    - станкостроительное и инструментальное;

    - автомобильное машиностроение и др. группы.

    В отраслевой структуре машиностроения все отрасли подразделяются на:

    1.старые - это отрасли, которые стабилизировались в своем развитии, либо находятся в упадке;

    2. новые - отрасли, которые обнаруживают некоторый рост производства;

    3. новейшие - отрасли, являющиеся главными "катализаторами" НТР, демонстрируют быстрый и устойчивый рост.

    Новейшие отрасли машиностроения отличаются наукоемкостью. К ним, в первую очередь, относятся электроника, ракетостроение, роботостроение, атомное машиностроение, сенсорное оборудование, системы автоматизированного проектирования и т.п. Опережающими темпами растет производство вычислительной техники, микропроцессоров, промышленных роботов, средств связи.



    В настоящее время из электротехнической промышленности выделяется практически вполне самостоятельная отрасль машиностроения - электронная промышленность. Это важнейшее макроструктурное изменение всего машиностроения. Заметные сдвиги произошли в мезоструктурах отраслей машиностроения: в транспортном резко возросло значение автомобильной и авиационной промышленности, резко потеснивших судостроение и производства подвижного состава для железных дорог. В самостоятельную отрасль превращается ракетно-космическая, пока находящаяся в составе авиационной. Очень большие изменения идут в микроструктурах всей отрасли. Новые направления обеспечивают и создание новых технологических процессов, в том числе заводов-автоматов, работающих по "безлюдной" технологии.

    Отрасли машиностроения подразделяются так же в зависимости от размещения производства и особенностей технологического процесса на.