Логические задачи. Какой это день

Александр Александрович Шибаев (1923-1979) не вошел, как еще недавно говорили, «в обойму», в первый ряд послевоенной детской поэзии. Ленинградец, а не москвич, человек скромный, домашний, а не публичный, - он и не претендовал на роль литературной звезды. Полтора десятка книжек для детей, вышедших при его жизни; итоговая, как оказалось, книга «Взялись за руки друзья» (1977) и появившаяся уже посмертно еще одна большая книга «Язык родной, дружи со мной» (1981), которую он дописывал на больничной койке, - вот, собственно, и все его литературное наследие.
Во второй половине 60-х, в 70-е годы, когда наша поэзия для маленьких нередко ограничивалась описанием детского быта или шла на поводу у «барабанного» оптимизма, Шибаев обратился к основам культуры - к языку как таковому, его законам, его богатству. Он стал последовательно учить детей родной, обыкновенной речи посредством речи поэтической. Он опоэтизировал школьную грамматику и для каждого урока нашел точный, познавательный, занятный ход, открывая в стихах и волшебство языка, и одновременно методику обучения. Загадки, скороговорки, перевертыши, небольшие сюжетные истории про звуки, буквы, слова и знаки препинания - Шибаев пошел в этой игре дальше многих: возможно, впервые в поле зрения детского поэта попала столь обширная область практического языка.

Читаешь?..
- Читаю.
Не шибко пока...
- А ну-ка, прочти это слово.
- Сейчас прочитаю.
ТЫ-Е-ЛЫ-КЫ-А.
- И что получилось?
- КОРОВА!

Кому в детстве не приходилось, быстро повторяя какое-либо особое слово, «вылущивать» из его звуков другое, схожее с ним по звучанию? Шибаев доводит эту игру до поэтического совершенства, подталкивая читателя на поиск таких «двойных» слов, раскрывая их внутренние связи:

Зверек, зверек, куда бежишь?
Как звать тебя, малышка?
- Бегу в камыш-камыш-камыш,
Я - мышка-мышка-мышка.

На эвфонической стороне языка Шибаев особенно заострял внимание. Это и понятно: со звука начинается постижение речи, один-единственный звук, одна буква часто становятся главным различием совершенно чуждых друг другу слов. Поэт подчеркивает это различие весело и остроумно:

Букву «Д» на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда:
То и дело Драки.

Переходя от звука к слову, Шибаев и здесь демонстрирует меткость глаза и остроту слуха. То он заставляет прислушаться к самим словам, в их звучании обнажая смысл:

О твердом камне говорит
И слово твердое ГРАНИТ.
А для вещей, что мягче всех,
Слова - помягче:
ПУХ, МОХ, МЕХ.

То, отталкиваясь от смысла - через звук, - показывает удивительную многогранность, неожиданность родной речи:

Я шел по лужайке.
Гляжу - АДМИРАЛ...
Я тихо подкрался к нему
И - поймал!
Поймал!
Наконец-то поймал адмирала!..
Богатой
Коллекция бабочек
Стала!

Слова-близнецы и знаки препинания, слоги и предлоги, правила чтения и навыки культурной речи - все становится объектом внимания. И в стихах, посвященных более сложным законам языка, Шибаев всегда ищет способ растормошить ученика своей поэтической школы, заставить его правильно ответить на вопрос, а то и выставить самому себе заслуженную отметку:

Мы изучаем перенос.
Вот как слова я перенес.
«Едва» я перенес «е-два»
И получил за это «два».
«Укол» я перенес «у-кол»
И получил за это «кол».
«Опять» я перенес «о-пять».
Теперь, надеюсь, будет «пять»?!

Эти строки хороши тем, что играют в рифменное ожидание: прочитав слово, читатель уже догадывается, какую оценку заслужил герой, и, смеясь, может легко восстановить правильное написание при переносе.
Конечно, стихи Александра Шибаева стали прямым развитием уже существовавшей традиции. Это школа Маршака и творчество ее создателя. Это перевертыши и загадки Хармса. Это ассоциативные связи с современниками - Борисом Заходером, Генрихом Сапгиром, Вадимом Левиным. В этом ряду место Шибаева весомо и оригинально: сделав язык главным персонажем стихов, он показал, что игра - когда она существует не ради незамысловатой забавы, а ради учения и постижения культуры, - в высшей степени необходима детской поэзии.
«Занимательная азбука» А. Шибаева, вышедшая нынче в «Махаоне», представляет творчество поэта полнокровно и целенаправленно. Целенаправленно - поскольку это действительно, как указано на обложке, настоящие уроки чтения и грамотной речи. А полнокровно, потому что помимо большого поэтического (и прозаического, и - дополнительно - игрового) материала книга представляет Александра Шибаева как блистательного поэта, для которого педагогика - только особая форма передачи читателю всего богатства своего внутреннего поэтического мира.

Михаил Яснов

Можете ли вы определить, сколько времени на этих часах, если цветные линии - это часовая, минутная и секундная стрелки (не обязательно в именно таком порядке)?

Ответ: 3:36 или 8:24

Т.к. отметок на окружности ровно шестьдесят, и находятся они на равном расстоянии друг от друга, будем считать эти отметки минутами. Когда часовая стрелка стоит на какой-то отметке (любой), минутная может показывать одно из значений: (0, 12, 24, 36, 48). Когда минутная стрелка стоит на какой-то отметке, секундная должна стоять на нулевой отметке. Из этих двух фактов следует, что синяя стрелка не может быть секундной.

Далее рассматриваем следующие варианты:
1. Секундная стрелка зеленая, т.е. она находится на нулевой отметке. Тогда красная может быть только минутной и возможны подварианты:
1а. Красная показывает 24 минуты. Синяя часовая стрелка стоит на 42-й отметке, т.е. на часах 8+2/5 = 8:24.
1б. Красная показывает 36 минут. Синяя стоит на 18-й отметке, на часах 3+3/5 = 3:36.
2. Секундная стрелка красная, т.е. стрелка стоит на нулевой отметке. Тогда зеленая стрелка минутная и показывает:
2а. 24 минуты. Время на часах 8:24
2б. 36 минуты. Время на часах 3:36

Какой это день?

Алекс говорит правду только один день в неделю. Какой это день, если известно следующее:
1. Однажды он сказал - "Я лгу по понедельникам и вторникам"
2. На следующий день он сказал - "Сегодня или четверг или суббота или воскресенье"
3. Еще на следующий день он сказал - "Я лгу по средам и пятницам"

Ответ: Алекс говорит правду по вторникам. А первое высказывание было сделано в воскресенье

Правда и ложь

Петр лгал с понедельника по среду и говорил правду в другие дни, а Иван лгал с четверга по субботу и говорил правду в другие дни. Однажды они одинаково сказали: «Вчера был один из дней, когда я лгу». В какой день они сказали это?

Ответ: Это был четверг. В этот день Петр правдиво сказал, что вчера (т.е. в среду) он лгал, а Иван солгал насчет того, что вчера (т.е. в среду) он лгал, ведь по условию в среду он говорит правду.

Дни рождения

В одной семье есть двое близнецов, причем один родился на несколько минут раньше другого. Но иногда младший (по времени рождения) из близнецов празднует свой день рождения на два дня раньше старшего. Как такое может быть?

Ответ: Близнецы родились на корабле, который пересекал линию перемены даты с запада на восток, причем пересечение линии произошло в краткий промежуток между рождениями близнецов, и год был невисокосный. Если старший (по времени рождения) из близнецов родился 1 марта, то у младшего день рождения попадает на 28 февраля. Соответственно, в високосный год младший празднует свой день рождения на два дня раньше.

Боадицея и Клеопатра

Боадицея умерла через 129 лет после рождения Клеопатры. Их суммарный возраст равнялся ста годам. Клеопатра умерла в 30г. до н.э. Когда родилась Боадицея?

Ответ: Между рождением Клеопатры и смертью Боадицеи прошло 129 лет, но, поскольку их суммарный возраст равнялся всего лишь 100 годам, был период времени в 29 лет, когда ни одной из них не было на свете (период между смертью Клеопатры и рождением Боадицеи). Следовательно, Боадицея родилась через 29 лет после смерти Клеопатры, последовшей в 30 г. до н.э., а именно в 1 г. до н.э.

Завтраки:

Каша овсяная с киви и грушей. Это в понедельник.

Бутерброды с сыром, маслом, колбасой. (сын)

Каша гречневая с молоком, маслом и сахаром. Это во вторник. Плюс бутерброды с колбасой и сыром (сын)

Яичница с остатками индейки (см.ужин) + свежие помидоры. (Среда)

Салат. С понедельника по среду был один и тот же 🙂

Утром нарезала в салатницу, добавляла специи и убирала в холодильник. А потом каждый себе в тарелке сметаной смазывал. Готовила только на один раз, на следующий день снова свежий.

Здесь ничего такого: огурец, помидор, лук, чеснок и пекинская капуста.

Первые блюда:

Суп с мелкой лапшичкой на курином бульоне. Ели в понедельник и вторник.

Суп рисовый на скорую руку. Сегодня с фрикадельками. На два дня. Среду и четверг.

Понедельник и вторник:

У нас с мужем индейка с фасолью стручковой. Замариновала маленькие кусочки индейки в специях. Специи каждый раз добавляю разные, поэтому вкус всегда разный. Мариную на ночь, мне так удобней. Утром обжарила со всех сторон. Так как кусочки мелкие, то и готовится блюдо очень быстро.

Отдельно отварила стручковую фасоль буквально пару минут и добавила к индейке. У сына без фасоли, только мясо. Даже слышать про такие овощи не хочет. На гарнир — картофельное пюре.

На среду и четверг нажарила рыбу. Сегодня минтай. Плюс цветная капуста «типа в кляре». на сковороде просто яйцом залила + соль и специи. С завтрака осталась гречка.

Из фруктов с понедельника по среду были бананы, киви, хурма, яблоки. Хурму и киви ем только я, муж любит больше яблоки и цитрусовые, сын цитрусовые и бананы.

Выпечка была только один раз,

Ещё раз про еду в нашей семье. Я за то, чтобы питаться разнообразно. Но самый главный принцип — это то, что закуплено из продуктов должно быть съедено в ближайшие три дня.

Я бы хотела готовить каждый день, но это не реально из-за загруженности. Спасибо моим родным, что не фыркают и берегут меня в этом плане. Я имею ввиду, что спокойно едят суп со вчерашнего дня.

Готовить каждый день — это не рационально по времени и бюджету. Я рада, что есть женщины, которые «только с пылу — жару». Но будем объективны: это или у них очень много свободного времени, или элементарно любят сам процесс готовки.

Ни тем, ни другим я не располагаю, поэтому:

Первых блюд на неделю планирую только 3. Как правило на 2 дня, но ничего страшного не происходит, если или без супа, или, если борщ/щи, то и три дня едим.

Салаты смотря какие. Ближе к весне стараюсь вводить свежие овощи, хотя огурцы и помидоры — это сейчас просто перевод деньгам. Ни вкуса, ни запаха. Летом вообще не делаю салаты. Только все с грядки. Пошел, что сорвал, то и едим. По мере созревания. От свежего лука и редиски, до перцев, помидор и огурцов.

А вот зимой уже салаты слоеные часто, почти ежедневно. Уже показывала.

Завтраки — это единственное, что всегда каждый день разное.

Вторые блюда готовлю по тому же принципу, что и первые. На два дня сразу. Про колбасу, сыр и бутерброды — расскажу отдельно.

Выпечку минимум 2 раза в неделю планирую. А так к чаю или гренки, или горячие бутерброды делаем. На этой неделе, естественно, будут куличи. Покупные куличи. Поэтому печь я уже не хочу на этой неделе.

Я фотографировала только свои порции, сам процесс приготовления занимает много времени, да и не нужно это.

Вот таким было меню в эти три дня.

Как приятно поболеть! -
Чтоб несильно, но надолго -
Телевизор посмотреть,
Не смущаясь чувством долга,
Взять газетку почитать,
Пописать стишков немного,
Вдоволь есть и вдоволь спать,
Не переступать порогов
Всяких офисов, контор,
Прочих суетных притонов,..
Вечером разжечь костёр
И смотреть, как искры тонут
В чёрно-звёздных небесах...
И не думать о деньгах,
О контрактах, о подрядах -
Да подобной ерунде...
Ничего теперь не надо! -
Лишь больничный лист. К среде.

Рецензии

Лучше, конечно, не болеть, а симулировать - так гораздо приятнее. Попробуй, если есть знакомая симпатичная врач.
Суетные притоны - интересное выражение)). Надо запомнить

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.