Четверговая соль — что это такое. Как пользоваться от ссор, от сглаза, от порчи, от болезней. Как сделать четверговую соль

Здравствуйте, дорогие читатели. В последнее время все больший интерес проявляется к всевозможным чудодейственным средствам. Одно их таких — черная четверговая соль. Это не какая-то магическая новинка или выдумка современных псевдоэкстрасенсов и лжеколдунов, а средство, используемое нашими предками с давних времен. Согласно старым поверьям, соль, приготовленная особым образом и в определенный день, обладает мощными очистительными свойствами. Ее использовали в пищу и в качестве целебного снадобья, а также для устранения неурядиц и как охранный амулет. Итак, четверговая соль — что это такое и как пользоваться.

Что такое четверговая соль

Четверговая соль получила свое название из-за того, что приготовить ее можно только единожды в году – в Чистый четверг, перед пасхальным празднеством. Для ее получения нужно было обычную соль прожарить в печи, в результате чего она примет черную окраску. Отсюда пошло второе название – черная соль.

Чернеет она оттого, что дополнительные органические ингредиенты, находящиеся в ее составе, обугливаются под воздействием высокой температуры. Но в некоторых случаях черного цвета не удается добиться – соль имеет серый оттенок.

Есть сведения, что в некоторых случаях для придания солевым кристаллам чудодейственной силы достаточно было вынести их из избы под открытое небо в ночь на четверг в Страстную неделю.

Аналогичные свойства якобы приобретала и соль, оставленная на столе в тот же период времени рядом с хлебным караваем. Или же она становилась особенной вследствие хранения подле домашнего иконостаса на протяжении всей Светлой седмицы.

Однако, большинство рецептов предполагает воздействие очищающей силы огня. По некоторым данным, такими же характеристиками отличалась и благовещенская соль – средство, получаемое тем же прокаливанием, но в ночь накануне празднования Благовещенья.

Готовая соль имеет особый привкус. А если использовались ароматные добавки, то и приятный тонкий аромат. Также к особенностям четверговой соли можно отнести ее менее соленый вкус и то, что она фактически не отсыревает.

А свои мистические характеристики черная соль сохраняет в течение целого года.

Для использования в пищу ее нужно измельчить. При этом не рекомендуется использование электрических приборов – вкус продукта значительно ухудшается. Так что придется действовать по старинке, задействуя ступку и пестик. Или же возьмите ручную кофемолку.

В процессе приготовления соль проходит несколько ступеней очистки и подзарядки

  1. Издавна люди полагали, что сила огня имеет очистительные свойства. Поэтому прокаливание соли не только очищает ее, но и усиливает способность впитывать негативные сгустки энергии.
  1. Молитвы, которые следует читать во время приготовления черной соли, в еще большей степени очищают продукт и подзаряжают особой энергетикой.
  1. Процесс изготовления средства не зря приходится именно на Чистый четверг. В этот день все проходит особую чистку. Здесь имеют значение и сами вибрации дня, и коллективные излучения, посылаемые всем православным миром в Чистый четверг.
  1. Освящение средства во время праздничной службы в церкви – это очень мощное очищающий обряд и подзарядка от чистого источника.

Четверговая соль — как готовить, как сделать в домашних условиях

Способов приготовления этого целебного и магического средства известно несколько. Каждый из них предполагает термическую обработку солевых кристаллов. В некоторых случаях в состав вводятся различные добавки.

Некогда наши предки для получения четверговой соли использовали печь. Но это не значит, что в современных условиях нет возможности получить этот полезный продукт. Печь вполне может заменить плита или духовой шкаф.

Для приготовления понадобится крупнозернистая поваренная соль. Не берите морскую, йодированную либо мелкую очищенную и выбеленную соль экстра. Если планируете активно использовать полученный продукт, то приготовьте килограммовый запас.

Также нужна будет хорошая сковорода с утолщенным дном, без антипригарного покрытия, большой противень или толстостенный казан.

Можно использовать саму соль, а также различные добавки.

Это может быть

— ржаная мука;

— предварительно размоченный в воде хлеб;

— разбухшие отруби или овсяные хлопья;

— ароматные травы и специи (лавровые листья, мята, базилик, тмин, душица, кориандр, укроп и пр.);

— гуща, оставшаяся после приготовления солодового кваса;

— капустные листы.

Некогда соль заворачивали в холщовую тряпицу, засыпали в негодный плетеный лапоть или глиняный горшок с крышкой. После этого оставляли в печи на несколько часов.

Иногда сооружали тряпичный сверток или заворачивали соль в капустные листья и ставили на раскаленные угли либо же погружали в их толщу.

Есть упоминание об использовании для приготовления черной соли особенных поленьев. Их заготавливали в течение всего Великого поста. Каждое воскресенье для этих целей откладывалось по одному полену.

Иногда их даже укладывали в печь особым образом и приступали к прожариванию. Проворачивали все это в ночь на четверг или утром Чистого четверга. Главное было успеть завершить весь процесс до наступления Страстной пятницы, иначе соль утрачивала свои волшебные качества.

Четверговая соль — как готовить в современных условиях

Для приготовления черной соли нужно было настроиться на особый лад. Все дурные мысли следовало прогнать, выполнять все с верой в душе и чистыми намерениями. Кроме того, на протяжении всей процедуры желательно читать молитвы.

Но, как полагают некоторые, достаточно прочитать сначала молитву «Перед началом всякого дела», а после, когда средство будет готово, Отче наш или специальную молитву для соли, которую можно найти в православном молитвослове.

Рецепты четверговой соли, используемые сегодня

  1. Соль прожаривают в чугунной сковородке, помешивая деревянной лопаткой. Нагрев продолжают, пока состав не почернеет.

  1. Солевые кристаллы засыпают в казан и помещают в духовку на несколько часов для прокаливания. Ждут потемнения соли.
  1. Солевую основу смешивают с размоченной в воде буханкой черного хлеба. Рекомендуемое соотношение составляющих – 1:4. Состав перемешивают и помещают в толстостенную посудину (казан, утятницу и т. п.). Можно сюда прибавить смесь трав или какую-то одну из них. Помещают казан в предварительно разогретую духовку. Смесь почернеет и спечется в сплошной ком. Его нужно будет растолочь после остывания.
  1. В сковороде соединяют килограмм соли с десятью большими ложками муки, полученной из ржаных зерен. Сковороду для приготовления берут толстую, чистую и сухую. Перемешав ингредиенты, нужно троекратно прочитать Отче наш или другую молитву и перекреститься.
  1. Овсяные хлопья замачиваются в прохладной воде для набухания. Где-то через полчаса лишняя вода сливается. После хлопья смешиваются с крупной кухонной солью в пропорции 2:1. Теперь осталось отправить смесь в раскаленную духовку и дождаться ее почернения. Готовый продукт нужно будет измельчить.
  1. Капустные листы нарезаются мелкими кусочками (до сантиметра) и смешивается с солью. На 0,5 кг капусты понадобится примерно 150 г основного ингредиента. Сюда же можно прибавить понемногу всяких трав. Дальнейшие действия аналогичны предыдущим. Если смесь располагать тонким слоем на противне, то процедура займет где-то около часа.

Лучше закрыть дверь в кухню и распахнуть окно. Для устранения запахов и задымленности нужно включить вытяжку.

Кстати, есть такая примета, что если при прокаливании на сковороде сухая соль громко трещит, значит, на человеке, занимающемся приготовлением четверговой соли, есть порча.

Готовое средство нужно засыпать в плотный тряпичный мешочек, сшитый из натуральной ткани. Хранят его, спрятав от сторонних глаз. Если в процессе приготовления оно сплавилось в сплошной конгломерат или крупные комья, его нужно раздробить.

Дайте соли остыть и измельчите, желательно вручную. После этого просейте, используя сито или дуршлаг. Мелкую соль используйте в пищу, а крупную – для изготовления оберегов и в лечебных целях.

Для усиления свойств соль берут с собой в церковь в светлый праздник Пасхи. Освященное средство, пройдя очередной этап очищения в храме, приобретает дополнительную силу.

Четверговая соль — польза и вред

Как уже упоминалось, четверговая соль имеет особенные свойства, поэтому ее используют в различных случаях.

  1. Для очищения организма, в роли сорбента.
  1. Для насыщения тела минеральными соединениями. В составе есть магний, кальций, хром, калий, селен, натрий, фосфор и пр.
  1. С целью излечения различных телесных болезней. Она способствует нормализации стула, улучшению аппетита, уменьшения избыточного газообразования, устранению зашлакованности. Это делает полезным указанный продукт при наличии лишнего веса, проблемах с ЖКТ, почечных сбоях, сердечных заболеваниях.
  1. Для ванн. Добавление черной соли помогает снять даже хроническую усталость за несколько процедур.
  1. В составе домашних ухаживающих средств. Например, скраба (сметану соединить с черной солью 3:1) или подтягивающей маски (желток, большая ложка меда, 2 ст. л. муки и 1 ч.л. измельченной четверговой соли).
  1. При душевных недугах и духовных терзаниях, успокаивает.
  1. В качестве нательного оберега, охраняя от сглазов, порчи, злонамеренных личностей.
  1. Для защиты дома и семейного благополучия. Также задействуется при очищении квартиры от скопившегося негатива.
  1. Для повышения урожайности. Для этого черную соль смешивали с золой и вносили в почву.
  1. При наведении порчи на скот или при болезнях домашних животных. Средство смешивали с кормом или растворяли в воде..
  1. Для приманивания удачи, богатства и благополучия в жилище.

Действие черной соли можно усилить различными заговорами, которые читаются над ней. При этом спектр применения средства становится буквально неограниченным.

Есть также и ряд предостережений, касающихся черной соли. Продукт не следует употреблять внутрь бесконтрольно.

Особую осторожность следует проявить при наличии сердечных заболеваний, гипертонии, подагры, поражений ЖКТ в острой форме, почечной недостаточности, суставных болезнях. Это же касается и людей с избыточным весом, а также склонных к образованию отеков.

Учитывая магические свойства указанного средства, следует опасаться использования его недобрыми людьми в своих корыстных целях. Так что если под порогом вы заметите россыпь черной соли, аккуратно сметите ее, прочтите Отче наш или другую молитву и присыпьте место сахаром. Собранную соль сразу же вынесите из дома. Ее желательно закопать на пустыре.

Четверговая соль от сглаза и порчи, для привлечения денег

Черная соль очень часто используется в целях защиты себя, своих родных, жилища и хозяйства. Она поможет избавиться от злого глаза и порчи. Для этого нужно сделать нательный оберег. Тут все просто.

Немного четверговой соли зашивают в ладанку, тканевый мешочек или просто завязывают в маленький узелок. При этом можно прочесть любую молитву или специальный охранный заговор. Подвесить оберег можно на один шнурок (цепочку) с крестиком.

Для того, чтобы привлечь в дом достаток, нужно хранить соль на столе в солонке. Она будет стягивать на себя весь негатив, позволяя позитивному лучше и быстрее раскрываться.

Употреблять в пищу такую соль нельзя. Также рекомендуется убирать ее подальше при появлении в доме гостей или сторонних людей.

Еще один способ приманить деньги заключается в следующем. Когда вы собираетесь готовить четверговую соль, попросите соли в трех разных домах, где присутствуют те показатели счастья и довольства, которые бы вы хотели видеть и в своей жизни.

Но только делайте это без зависти и дурных мыслей, иначе можно ненароком переманить удачу из чужого жилища в свое.

А это уже будет нехорошим поступком, за который придется расплачиваться. И цена может оказаться несоизмеримо высокой. Полученную из благополучных домов соль смешивают с купленной вами до получения нужного количества. Далее все идет по указанной выше схеме.

Четверговая соль от болезней, алкоголизма, ссор в семье

Зная,что это такое четверговая соль, и как пользоваться, можно добиться различных необходимых эффектов. Так, для исцеления от любых недугов рекомендуется примешивать соль в питье или еду больного дважды в день в небольшом количестве. При этом обычно проговаривают молитву.

Можно использовать Отче наш, прибегнуть к помощи специальных молитв за болящих или применить самостоятельно составленную молитву, изложенную в свободной форме и содержащую определенную просьбу.

Таким же образом можно помочь человеку при наличии различных зависимостей – алкогольной, никотиновой, наркотической, медикаментозной.

Особой силой обладают заговоры. Заговаривать можно как саму соль, так и приправленные ею блюда. Для усиления эффекта можно прочитать этот же заговор над фотографией или личной вещью больного (пьяницы и т. д.), которой он регулярно пользуется.

Повторять процедуру нужно многократно, иногда ежедневно. Можно дождаться, пока пьющий заснет и посыпать черной солью его стопы и голову, твердя нужные слова.

Для супружеского счастья и гармонии в семье рекомендуется положить по узелку с четверговой солью под подушку каждого из членов семейства. С этой же целью можно использовать и такой ход.

Перед приготовлением четверговой соли пусть вся семья соберется вместе и каждый бросит в казан по горсти исходной соли. Далее нужно придерживаться выбранного варианта приготовления черной соли.

Христианские традиции сопровождают нас на протяжении всей жизни. Люди купаются , верят в чудодейственные свойства святой воды, крашеными яйцами украшают пасхальный стол, просят прощения в . Среди прочих религиозных традиций, не последнее место отведено и Четверговой соли. Этот минерал связан с . История этого дня уходит в глубины прошлого, но и по сей день в этот последний четверг перед Пасхой мы стараемся прибраться в доме, помыть окна, двери, по возможности, сходить в баню, очиститься, так сказать, и душой и телом.

Что такое Четверговая соль? Это обычная крупная соль, нагреваемая на освещенной на 12 Евангелиях свече. Христианский ритуал происходит в ночь со среды на четверг либо уже утром. В течение службы трижды читается «Отче наш». Оставшаяся свеча приобретает особые свойства, способные как усилить любую молитву, так и способствовать приготовлению соли в домашних условиях. Издавна эта соль наравне с пасхальными яйцами подавалась на праздничный стол в Пасху.

Многие славянские традиции связаны с солью. Встреча гостей с хлебом и солью, просыпать ее – к ссоре. Она растворяется в пище и придает еде вкус, словно наполняя ее смыслом, сутью. Довольно часто можно услышать выражение «не соль», то есть неважно. Она зародилась в язычестве и сохранилась в христианстве. Четверговая соль в православии и вовсе обладает магическими свойствами. Ежегодный очистительный обряд представляет собой одну из главных христианских литургий. После церковного таинства этот минерал хранили на протяжении всего года. Считалось, что он способен исцелять, является универсальным средством от «сглаза». Молитва над освещенной солью обладает особой силой и применялась в крайне важных случаях.

Способы приготовления

Возникает вопрос: «где ее взять?» Ее можно купить, вот только никаких гарантий качества. В общем, чтобы не прогадать, лучше всего приготовить самому. Как готовить Четверговую соль? На самом деле совсем не сложно, но в определенный день. Как правило, Черную соль готовят в последний четверг Великого поста. Один из способов заключается в смешении каменной соли с квасной гущей или размокшим ржаным хлебом. Эту смесь перемешивают и нагревают в духовке до тех пор, пока хлеб не почернеет. После, следует размельчить и просеять через сито. Полученные крупицы вполне способны заменить обычную поваренную соль. Точно так же можно приготовить этот ингредиент, используя зеленые капустные листья с кочана или мяту вместо квасной гущи. Или же смешать ее с мукой и помешивать по часовой стрелке деревянной ложкой. В старинном рецепте речь идет о чугунной посуде, что в наше время не пользуется популярностью. Думается, использование чугуна связано с его плотностью, поэтому наверняка подойдет любая металлическая посуда, за исключением алюминиевой. Считается, что и соль, взятая на церковную службу в , приобретает нужные свойства. Существует и альтернативный способ, при помощи заговора, но связанный все с тем же особым днем. Утром следует насыпать в левую ладонь соль, правой же прикрыть ее и, делая круговые движения руками, заговорить ее, обращаясь за помощью к святому Николаю.

Для чего нужна четверговая соль

С четвергом на святой Седмице связано главное причастие – причастие очищение от грехов. Этим обрядам церковь уделяет особое внимание, так как во время одного из них, на Тайной Вечерни, Иисус предсказал скорое предательство Иуды. Для чего нужна Четверговая соль в такой день? Все для того же, очищения души, дома, тела и для многого другого. Применение ее способно творить чудеса. Считается, что мешочек с этим средством под подушкой супругов надолго избавит их от разногласий и ссор. Соль, брошенная в огонь, способна вернуть человека, который надолго уехал. Добавление в воду поможет при лечении. Мешочки с этим снадобьем в каждом углу избавят от существующих и будущих несчастий. Купать детей также следует с использованием минерала, способствующего их здоровью, уму и росту. Часто Черную соль берут с собой для удачи. Есть и примета, бросать ее в ту сторону, куда ушел недоброжелатель. Стоит заметить, что она может и терять свои свойства. Следует избегать ее контактов с пылью, испортившимися продуктами, коррозией, в общем, различной грязью. Польза Четвергового минерала налицо. Кроме прочего, в нем содержится много кальция, углерода, магния, других микроэлементов, необходимых для здоровья организма человека. Эти микроэлементы способны выводить токсины, задерживать воду, тем самым улучшая работу почек, сердечно-сосудистой системы, органов чувств.

Как бы то ни было, люди многие века верят в чудотворные свойства Четверговой соли, она всегда олицетворяла что-то светлое и чистое. Как знать, может и наши дни она способна сделать чуточку лучше?

Только раз в году можно приготовить так называемую четверговую (или черную) соль, и в связи с этим многие люди интересуются, что это такое. Этот интересный пищевой продукт делают в ночь на Чистый четверг. А о том, зачем он нужен, расскажем прямо сейчас.

Для начала стоит понять, что такое четверговая соль, где ее можно взять, как приготовить в домашних условиях. Понятно, что соль называется так потому, что приготавливают ее именно в четверг (в ночь со среды). Причем не во всякий четверг, а именно в Чистый четверг. В этом году — в ночь на 5 апреля 2018 года (а 8 апреля состоится Пасха).

Согласно народным преданиям, такая соль обладает весьма полезными свойствами:

  • защищает человека от сглаза, негативных мыслей и взглядов завистников;
  • оберегает здоровье;
  • помогает сберечь свое хозяйство;
  • помогает избежать неприятных событий;
  • заряжает силой на целый год.

Интересно, что традиция приготовления продукта существует уже несколько веков. Первые из дошедших до нас упоминаний о ней датируются 16 веком. Изначально соль готовили в Подмосковье и регионах Поволжья, откуда обычай распространился по всей стране, вплоть до Сибири.

Полезные свойства порошка объясняются особой энергетикой Чистого четверга. Дело в том, что именно этот день стал последним в земной жизни Христа – уже в пятницу его предадут и распнут на кресте. Вечером Спаситель устроил трапезу с учениками, на которой они вкусили хлеб и выпили вино. А еще Иисус омыл ноги каждому апостолу, поэтому и считается, что в этот день нужно тщательно искупаться и навести идеальный порядок в доме.

Вот почему именно в такие минуты соль может приобрести особый полезный заряд. И благодаря своей чистой энергетике она защитит своего владельца от порчи и сглаза. Да и год получится удачным – главное просто настроиться на позитивную волну. А еще полезно знать, как приготовить и использовать четверговую соль.

Классический древнерусский рецепт

Итак, понятно, что такое четверговая соль и для чего она нужна. Теперь хорошо бы разобраться в том, как готовится этот продукт. На Руси долгие столетия существовал такой рецепт:

  1. Брали соль крупного помола, смачивали ее водой.
  2. Добавляли предварительно размоченный мякиш хлеба из ржаной муки (другой вариант – гуща от домашнего кваса); соотношения всех компонентов одинаковые.
  3. Все компоненты тщательно перемешивали и завязывали в мешочек из натуральной ткани.
  4. Этот мешочек клали в берестяной лапоть и ставили на самый жар в печку (можно класть в горячую золу).
  5. Запекали достаточно долго, чтобы порошок превратился в твердый кирпичик.
  6. Затем его дробили в ступке, а полученные кусочки складывали в емкость.

В итоге в течение нескольких часов соль перекаливалась, а затем становилась черной (откуда и пошло второе название целебного порошка). Интересно, что наши предки уделяли внимание каждой детали, на которую мы сегодня бы и не обратили внимания.

Например, в течение всего Великого поста хозяйка откладывала по одному полену только по воскресеньям. А затем этими воскресными дровами топили печь в Чистый четверг. И соль нужно было готовить именно на них — считалось, что такое пламя обладает очистительной, святой силой.

После получения продукта его собирали и чашечку или в мешочек и хранили в течение всего года, клали рядом с иконами в светлом уголке (его еще называют божницей).

Как использовать четверговую соль

Применять этот продукт можно по-разному: прежде всего, четверговой солью подсаливают вареные яйца во время пасхальной трапезы. А вот еще несколько оригинальных способов:

  1. Понятно, что соль можно использовать и при употреблении любых других пищевых продуктов, в том числе при засолке овощей.
  2. В Сибири долгое время четверговую соль смешивали с золой и растворяли в ведре, которым поливали грядки весной и летом.
  3. А еще в порошке черной соли протирали зерна пшеницы и других культур, которые после этого высаживали в полях.
  4. Клали целебную соль и в маленький мешочек (или во внутренний карман), который всегда носили с собой в качестве талисмана. Он оберегал от болезней, непредвиденных событий и даже использовался солдатами на войне.
  5. Если человек заболевает, можно взять маленькую щепотку соли, проглотить и запить водой.
  6. А еще можно втереть немного порошка в ту область, которая болит.
  7. Если же заболевал домашний скот, ему в поилку также подсыпали небольшую щепотку полезной соли.

Что касается дня сегодняшнего, то пользоваться четверговой солью можно как личным талисманом-оберегом. Для этого целебную соль можно приготовить по простому рецепту, описанному ниже. А затем поместить её в плотный мешочек и положить в потайной карман.

Современные рецепты

Конечно, сегодня почти ни у кого нет русской печи, но ведь приготовить четверговую соль можно и в современных условиях. Рецептов существует довольно много, воспроизведем наиболее простой:

  1. Берется каменная соль (крупного помола) и разбивается в ступке – нужно добиться того, чтобы получился однородный порошок.
  2. В ступку добавляют мелиссу, душицу, чабрец, мяту и любые другие травы, которые вам понравятся.
  3. Теперь всю эту смесь выкладываем на сильно разогретую идеально сухую сковороду или в противень и ставим в духовку (температура в духовке +220 о С).
  4. Прокаливают соль до тех пор, пока её кристаллики не приобретут отчетливый черный оттенок.

Кстати говоря, приправить такой солью суп или другое блюдо – одно удовольствие. Приятный аромат трав придаст кушанью деликатные вкусовые оттенки. А вот черноты бояться не стоит: сама соль представляет собой хлорид натрия, который даже после термической обработки не разлагается. Вот почему и перекаленная соль не утрачивает свои вкусовые качества. Просто подгорают примеси, да и травы (в этом рецепте), понятно, обугливаются и превращаются в чистый углерод – сажу.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Все работы по приготовлению проводятся до восхода солнца в Чистый четверг. То есть к началу этого дня соль должна быть полностью готова. Можно, например, заняться этим интересным делом вечером в среду.

Что такое четверговая соль с точки зрения церкви

Народные и церковные традиции живут много веков рядом друг с другом. Порой они переплетаются настолько сильно, что отделить один обычай от другого уже не получается. Да это и не нужно, если человек по-настоящему верит в позитивное развитие событий и в силу благих дел. Ведь если вдуматься, каждая религия в качестве основы учения берет веру человека. А значит, благожелательный настрой и здравый оптимизм непременно помогает каждому из нас.

Что касается четверговой соли, то существует даже специальная молитва на ее освящение. И церковь признает, что этот продукт тоже можно благословлять, как и куличи, пасхальные яйца и другую пищу. Причем сделать это можно в любой день.

Таким образом, четверговая соль – это талисман, личный оберег человека, который может стать материальным символом его веры в благоприятное развитие событий. Положив крупинки порошка в потайной карман, можно создать себе определенный психологический комфорт, который и поможет настроиться на светлые мысли.

В последние годы нередко, особенно в предпасхальный период, приходится слышать и читать о так называемой «четверговой соли». В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год - в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом).

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах , где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах . Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду … И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» - одно из множества возникших в древности языческих суеверий .

В народных представлениях славян соль - символ, используемый главным образом в качестве оберега. Соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний. Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год. У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари . На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т.д..

Кроме этого, в народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи, хлеба, соли, приписывали им целебную силу .

«Четверговую» соль хранили в течение всего года. Ее использовали от «сглаза» и как универсальное средство при лечении самых разных болезней (как у людей, так и у домашних животных). Крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили щепотку в поилке. В качестве оберега «четверговую» соль зашивали в ладанку и носили на груди.

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным ? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли» не имеет ничего общего с настоящими традициями Православия .

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли - «Молитва над солию». Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5:13). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания. Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года. В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху.

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось). В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». В Греческой Церкви одно время бытовал чин проклятия преступника псалмами (Псалмокатара)… Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди. Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом .

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. В XVI веке всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом ».

В те времена народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради - Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах…

И все же Стоглавый Собор (1551г.) в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль» . Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении».

Как ни странно, «четверговая соль» в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь . Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала.

Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?», - спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов.

Священнослужитель в ответ справедливо замечает: «Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному - читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения - тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма. Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни…И, наконец, Св. Причастие!»

Таким образом, «четверговая соль» - языческий предрассудок. Её приготовление и использование – магические манипуляции, противоречащие церковному учению . Православным христианам следует помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от следования пустому обольщению, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (см.: Кол. 2:8).

В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. Наиболее распространенным можно считать следующий способ: поваренная соль (иногда с добавлением квасной гущи) пережигается в печи или духовке (отсюда еще одно название - «черная соль»). При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год - в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом).

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах, где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах. Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду… И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» - одно из множества возникших в древности языческих суеверий. Об этом несложно узнать из научной (этнографической и церковно-исторической) литературы. Обратимся к ней.

Как указывал А. Топорков, в народных представлениях славян «соль - символ, используемый самостоятельно и в сочетании с хлебом главным образом в качестве оберега.

С солью, которая растворилась в пище, связана ее невидимая, но чрезвычайно значимая для вкусовых ощущений часть, как бы смысл, суть пищи - ее «соль» в переносном значении. Приписывание соли функций оберега основано на ее материальных свойствах: соль произведена человеком и принадлежит миру культуры, способствует консервации продуктов и может быть брошена в лицо вредителю (широко известны формулы-обереги типа: «Соль тебе в очи, головня тебе в зубы, горшок промеж щек»). В Вологодской губернии женщину после родов водили в баню, при этом баба-повитуха терла ей лоб солью и приговаривала: «Как эта соль не боится ни глазу, ни вару, ни опризорищей, ни оговорищей, так ты, раба Божия (имя), не боялась ни опризорищей, ни оговорищей» - и бросала соль наотмашь. В Белоруссии клали в уши новорожденного соль при крещении, чтобы охранить его от нечистой силы.

По украинскому поверью, злой дух боится соли. Во Владимирской губернии думали, что соли опасается леший и никогда не подойдет к огню, если в него бросили соль…

В обрядах, связанных с рождением ребенка, и на свадьбе соль, как правило, сочеталась с хлебом и выражала позитивные значения, охраняя хлеб и дом в целом от воздействия враждебных сил, а при угощении хлебом-солью, символизирующем установление дружеских отношений между людьми, придавала этим отношениям оттенок сердечной близости…

… Соль, как и другие виды пищи, широко применяется в любовной магии, причем по признаку «солености» сближается с человеческим потом. Например, в Новгородской губернии невеста, придя в баню, раздевалась и ложилась на полок, чтобы хорошенько вспотеть; крестная мать вытирала ее узелком с солью так, чтобы соль намокла от пота; выжимала потную влагу из соли на принесенный в баню пирог, которым кормят молодого после венчания, чтобы он любил жену, а соль сама невеста клала в горшок со щами, которыми на свадебном обеде угощают родных жениха, чтобы ее полюбила вся его родня… С другой стороны, соленое, как и горькое, противопоставлялось сладкому (вспомним сохранившийся доныне свадебный обычай требовать криками «Горько!», чтобы молодые «подсластили» спиртное).

Повседневное обращение с солью таило в себе множество опасностей и регламентировалось рядом правил и запретов. Некоторые из них до сих пор соблюдаются не только в деревенском, но и в городском быту, хотя и низведены до полушуточных примет. Если просыпется соль - быть ссоре. В этом случае нужно перебросить соль или трижды сплюнуть через левое плечо, как бы отгоняя «нечистиков». Передавая солонку другому человеку за столом, требуется рассмеяться, чтобы с ним не поссориться. Не разрешалось обмакивать хлеб в солонку, ибо так поступил Иуда на Тайной Вечере и в этот момент по руке в него вошел сатана» .

Итак, соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний . Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: как отмечала Т. Агапкина, к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год .

«У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Во многих русских губерниях в этот день хозяйка отправлялась к ближайшему источнику - реке или ручью - за водой для умывания. Идти за водой нужно было до восхода солнца, как говорили, до того момента, как ворон искупает в реке своих воронят, иначе вода утратила бы свою целебную силу. Женщина старалась не встретить никого по дороге, а если уж встречала, то сохраняла полное молчание. Дома в эту воду опускали серебряную (а если могли - то и золотую) монету или кольцо, и все домашние умывались ею, чтобы в течение года быть здоровыми и не страдать от различных кожных заболеваний (чирьев, коросты, нарывов и др.), а также чтобы жить богато. Девушки делали это в надежде, что четверговая вода придаст лицу особую белизну.

Набранной в Чистый четверг водой обычно обливались на улице, несмотря на то, что в это время года бывало еще довольно холодно, а для детей воду слегка подогревали и затем купали их в избе… В Вятской губернии на рассвете топили бани и мылись, а оставшейся от первого пара водой кропили детей…

На Русском Севере и в Сибири немало очистительных обрядов было связано и с огнем. В Страстной четверг специально ходили в лес за можжевельником, жгли его прямо в избе на печной заслонке или сковороде, и все домашние поочередно перешагивали через огонь, чтобы быть здоровыми… В Сибири кое-где добывали трением так называемый «деревянный огонь». На нем жгли лекарственные травы, а иногда и навоз, и дымом окуривали скот» .

В народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи . Свечу, с которой стояли в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий, старались принести домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить семью и хозяйство от и нечистой силы, с «четверговой свечой» обходили дом и двор и чертили копотью от этой свечи кресты на потолочных балках, дверях и окнах. Затем «четверговую свечу» хранили дома. Ее использовали в особых случаях, например, давали в руки умирающим. Ее зажигали также во время летних гроз и бурь, считая, что так можно уберечь дом .

«Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т. д.» .

Чистый четверг, как писал С. В. Максимов, в народных представлениях был «не просто днем Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божиим, покровительствующим чистоте и опрятности. В этот день, по народному убеждению, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании и бабы считают своим долгом мыть ребят, а иногда и поросят, а также чистить избы. «Если в Чистый четверг вымоешь, - говорят они, - весь год чистота в избе водиться будет»… Кроме всеобщего мытья, крестьяне стараются приурочить к Чистому четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делается на том же основании, как и мытье избы: угодник Божий Чистый четверг, сохраняет мясо от порчи, в особенности если к нему обратиться со следующей короткой молитвой: «Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время»» .

«Среди магических действий, совершаемых в Чистый четверг, было немало и таких, которые должны были способствовать изведению домашних насекомых. В Вятской губернии хозяйка еще до восхода солнца раздевалась донага, подметала пол в доме, а затем выносила мусор во двор - непременно в один прием, чтобы избавить дом от клопов и блох. В Калужской губернии с этой же целью по полу рассыпали снег, а на Новгородчине в ночь на Чистый четверг ловили трех клопов и выносили их далеко в поле: считалось, что вся оставшаяся в доме «живность» уйдет вслед за ними» …

Немало обычаев Страстного четверга было связано с животными. Например, хозяева гадали о судьбе своей скотины, замечая в этот день до восхода солнца: если скотина лежит головой на закат, то это добрый знак; та же, которая стоит или лежит головой к воротам - может пропасть . «В Вологодской губернии хозяйка в открытую печную трубу выкликивала поочередно всю домашнюю скотину, а хозяин, стоя в это время во дворе, как бы отвечал ей, подражая голосам домашних животных. Делалось это для того, чтобы скот летом не отбивался от стада и не разбредался по лесу. В Вятской губернии женщина, раздевшись донага, бежала в огород и там опрокидывала на кол горшок или кувшин. Перевернутый горшок, висящий на колу, назывался «куриным богом» и должен был, по поверью, защитить кур от коршунов…

В этот день на Русском Севере и в Сибири заключали дом и хозяйство в магический круг. В Вятской губернии на заре хозяин обходил дом с чтением 102-го псалма Давида - «от воров». На Новгородчине хозяин «объезжал» избу верхом на помеле (причем так, чтобы его никто не видел): считалось, что после этого в течение года в доме не будет переводиться добро. В Сибири хозяин проделывал то же самое на кочерге, приговаривая потихоньку: «Господи, благослови. Стань, железный тын!»» . В Тобольской губернии хозяин, «объезжая» дом на кочерге, три раза останавливался у окна и спрашивал: «Все ли дома?», — ему отвечали: «Все дома, все» .

К Страстному четвергу было приурочено приготовление некоторых предметов и веществ, обладавших, по поверью, лечебной силой. «На рассвете Страстного четверга в некоторых областях России, Украины и Белоруссии женщины выпрядали особую шерстяную нить. Пряли ее, сидя на пороге и крутя веретено в обратную сторону. Этой нитью затем перевязывали поясницу и руки, чтобы они не болели во время жатвы. Иногда ее также вплетали в косы, чтобы не болела голова» ..

В некоторых местностях крестьяне верили, что в Великий четверг Господь невидимо благословляет тот хлеб, который в этот день подается к обеду. Поэтому крошки и куски «четвергового» хлеба считались имеющими целительную силу, их тщательно собирали и хранили, чтобы использовать во время болезни или для защиты от «порчи» или «сглаза». Кусочки «четвережного» хлеба давали и заболевшему скоту. Часто под «четверговым хлебом» имелась в виду заздравная просфора, которую крестьяне подавали в церкви в Великий четверг, и которая также считалась наделенной особыми целительными свойствами .

По народному поверью, наряду с «четверговой», целительными свойствами обладала и «благовещенская» соль. Готовилась она таким же образом, но только на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта ст. ст./7 апреля н. ст.) .

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли», говорит священник Алексий Макаров, не имеет ничего общего с настоящими традициями православия .

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли - «Молитва над солию» . «Церковь освящает в своих молитвах и необходимейший для человека продукт земли - соль, - писал протоиерей Геннадий Нефедов. - Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5, 13 ). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания» . Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года . В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху .

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде, и, как замечал протодиакон Андрей Кураев, «было бы странно, если бы взаимодействие между церковным учительством и народом шло только в одну сторону. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось)» . В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». В Греческой Церкви одно время бытовал чин проклятия преступника псалмами (Псалмокатара)… «Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди» . Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом.

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом» .

Профессор П. В. Знаменский в «Истории Русской Церкви» в главе с характерным названием «Печальное состояние просвещения в XVI веке», писал о том времени следующее:

«Всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Супруга великого князя Василия Иоанновича, несчастная Соломония, думала через знахарей избавиться от неплодия. Сам Василий, женившись на Елене Глинской, призывал к себе ведунов, чтобы они своими чарами помогли ему произвести потомство. Грозный тоже советовался с волхвами, хотя иногда жестоко казнил их. Народ прибегал к ведунам во всех случаях, где обыкновенные человеческие средства казались недостаточными. Народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство же. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради — Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах… К болгарским, греческим и доморощенным апокрифам присоединились еще апокрифические сочинения запада… Запрещения отреченных книг (в Просветителе, Домострое, Стоглавнике) действовали плохо. Даже лучшие пастыри церкви не всегда могли отличить истинную книгу от ложной. Апокрифические сказания и ссылки на них встречаем в сочинениях митрополита Даниила, в сборниках митрополита Макария, в определениях Стоглава, даже у Максима Грека. Князь Курбский резко замечает об учителях своего времени, что они занимались не столько истинными писаниями, сколько бабьими бреднями и болгарскими баснями» .

И все же Стоглавый Собор в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль». Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении» .

В XIX в. зафиксированы случаи, когда священники в некоторых губерниях освящали «четверговую соль» в храмах . Но в этой практике следует видеть только уступку народным верованиям. Возможно, впрочем, что иногда священнослужители стремились таким образом придать народному поверью христианский вид. Как бы то ни было, «из того, что нечто имело место в русском прошлом, никак не следует, что это нечто историей освящено и христианизировано и что в качестве святыни православной или национальной оно должно быть восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено немало таких местных обычаев и преданий, которые фактически чужды православию. Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась» .

Так и «четверговая соль» в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь. Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала.

Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?», — спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов .

Священнослужитель в ответ справедливо замечает: «Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному — читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения — тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма.

Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни…

Таким образом, «четверговая соль», по верному определению иеромонаха Макария (Маркиша), — «языческий предрассудок» . Ее приготовление и использование – магические манипуляции, противоречащие церковному учению. Православным христианам следует помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от следования пустому обольщению, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (см.: Кол. 2:8 ).