А вы знаете, что пили на Руси до появления чая? Что пили на руси до появления чая

Вот люблю я историю. Особенно люблю узнавать о каких-то бытовых условия жизни наших предков. Ведь всегда интересно узнать, как жил простой человек, что ел, пил, как готовил, работал и прочее. Как оказалось, даже обычный знакомый всем чай, раньше и не был известен на Руси. А что же тогда пили вместо него? Вот это я сейчас и расскажу.

Как появился чай в России

Историки говорят, что чай в России появился случайно. Его в качестве подарка преподнесли китайские послы в 17-м веке нашему царю. Ему понравился ароматный напиток, и вскоре чай стали закупать и возить из Китая огромными партиями. Популярность чая росла, и появлялись самые различные его сорта и виды. В России, возможно из-за холодного климата, его стали заваривать крепким, густым и забеливать молоком. А у некоторых народов, например, алтайцев, был и сейчас есть обычай - в чай добавлять толокно, молоко и масло, от этого он становится густым и очень сытным. И сейчас уже невозможно представить стол российского человека без чая. И каких только видов уже не перепробовали: и зеленый, и красный, и черный, и даже белый! И кажется, невозможно представить, чем его можно заменить.


Что было на Руси вместо чая

Однако, судя по сохранившимся летописям, описывающим всякие яства на пирах, по сохранившемся рецептам, можно сказать, что русская кухня была очень разнообразной и богатой. И всяческих напитков было множество:

  • согревающие в холода, такие как сбитень;
  • прохладительные: квас, морс, компот;
  • сытные: сыть, кисель, простокваша, молоко;
  • восстанавливающие силы, отвары из целебных трав;
  • алкогольные: медовуха, пиво, вино.

Был и чай из кипрея, всем известный как иван-чай. Но его не называли чайным напитком, а заваривали и пили как целебный отвар. Полезных свойств в иван-чае очень много, за что его и ценят люди издавна. Еще задолго до того, как восток заполонил мир чаем, наша страна в больших объемах поставляла иван-чай в Европу. И мне кажется, что стоит разнообразить свой рацион и пить кисели и компоты, варить сбитни. Это полезно и интересно.

Помните: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»? Действительно, мед был широко популярен на Руси еще в славянскую эпоху. В языческие времена он имел для наших предков сакральное значение, его использовали в различных ритуалах.

С приходом христианства мед не утратил своей популярности. На основе меда изготавливались вина двух видов: ставленое и вареное. Ставленые вина делались из смеси меда и ягодных соков с добавлением ягод и пряных трав. Смесь сбраживали и переливали в бочку, которую затем смолили и закапывали в землю – называлось это «ставить мед». Через 10-15 лет напиток доходил до кондиции. Но он был очень дорог и простым людям не по карману. Гораздо более распространенным являлся вареный мед. Для его изготовления обычный мед разбавляли водой, добавляли фрукты, ягоды, травы, варили, остужали, вводили закваску и ставили бродить.

Знаменитая медовуха появилась лишь после XIV века и представляла собой брагу с добавлением меда. Впоследствии в нее стали добавлять и водку.

До появления обычного чая, в России, как и в других странах Европы был в большом почете русский чай, или Иван-чай, сырьем для которого служили листья кипрея. Такой чай поставляли к императорскому столу и широко экспортировали за границу. Еще одним названием - копорский, наградили чай из кипрея в честь деревни Копорье, что под Санкт-Петербургом, где его делали особенно умело. Кипрей известен тем, что его листья являются отличным сырьем для изготовления русского, копорского чая. Чай из кипрея обладает хорошими вкусовыми и лечебными качествами. В отличие от обычного чая его употребление не ведет к бессоннице, а наоборот успокаивает и обеспечивает хороший сон, недаром, в старину кипрей называли дремлюгой. Помогает кипрейный чай и при головных болях, нормализует деятельность кишечника. Прежде чем в Россию был завезен чай из растения Thea Sinensis , чаепитие как процесс потребления напитка из заваренных трав и листьев уже существовало. Именно поэтому китайская, индийская, цейлонская и другие разновидности чудо-напитка - зеленый, черный, красный, желтый чаи - вошли в нашу жизнь столь органично и плавно. В значительной мере это случилось благодаря Иван-чаю, который к тому времени на Руси был очень хорошо освоен. Еще в XIII веке, когда князь Александр Невский разрушил одну из крепостей рыцарей-крестоносцев и построил новую, вокруг нее возникло поселение Копорье. Жители этого поселения занялись промыслом русского чая - Иван-чая, который еще имеет и другое название - Кипрей.


« » на Яндекс.Фотках

Название кипрей "узколистная ива, Epilobium angustifolium", из греч. κύπριος, прилаг. от Κύπρος "Кипр"; ср. Маценауэр, LF 8, 165. .. [Более вероятна исконнославянская этимология этого названия растения - от кипе́ть. См. Меркулова, "Этимология. 1964", М., 1965, стр. 84. - Т.]

Упоминание о Кипрее встречается в древних рукописях; Иван-чай нахваливали первые строители Москвы, его знала Европа, пили англичане. Позднее, в силу различных причин, Иван-чай утратил свою популярность. Однако и по сей день, он растет на просторах нашей родины, и не утратил свои уникальные свойства.

Иван-чай - растение, которое дает человеку не только целебный напиток - чай, из этого растения можно приготовить суп, испечь хлеб, настоять вино, изготовить подушки, веревки, ткань. Корневища Иван-чая содержат крахмал, слизь, сахар, белок (почти как у бобовых). Их употребляют как овощ, сушеные корневища размалывают в муку, которую можно добавлять в хлеб, печь из нее лепешки. Из корневищ можно готовить спиртной напиток. Молодая зелень Иван-чая используется в свежем виде в салатах, ее можно также варить и жарить.

Грубые волокна стеблей Иван-чая использовались нашими предками для выделки веревок и мешковины. Пухом с семенами набивали подушки и матрацы, а из более тонких и нежных волокон стеблей изготавливали нитки и ткани, производили ламповые и лампадные фитили.

Вернемся же к Кипрейному чаю. Оказывается, при правильной заготовке и заваривании он очень схож по вкусу с «заморским» черным чаем. Каковы же основные достоинства кипрейного чая - Иван-чая?

* Нормализация сна при отсутствии побочных явлений и без формирования зависимости.
* Снижение повышенного давления, снятие головной боли любого происхождения (гипотоникам рекомендуется слабая заварка Иван-чая).
* Нормализация состояния слизистой оболочки, способность остановить (но не вылечить!) пародонтоз.
* Облегчение состояния при интоксикации различного рода: алкогольной, бытовой, вызванной раковыми заболеваниями.

При регулярном употреблении Иван-чая происходит глубокая очистка организма от шлаков и низких энергий, устраняется иммунодефицит. Иван-чай наряду с черным и зеленым чаем, способен служить пропаганде здорового образа жизни, быть напитком, располагающим к общению, приносящим человеку умиротворение и жизненную силу.



« » на Яндекс.Фотках

Иван-чай (кипрей) — самое первое растение, приходящее на помощь человеку в восстановлении природы. После естественных и искусственных экологических катастроф — пожаров, вырубок леса, на месте вымерших деревень и поселений иван-чай разрастается огромными чашами.

По географии и мощности такой экспансии с ним не сравним ни один сорняк, ни крапива, ни белоус, ни осока. И растет он от экватора до тундры. Кипрейный луг в окрестности пасеки позволяет получать до 12 килограммов меда на один улей.

Дает он и высококачественную пыльцу, и маточное молочко, и прополис. А из стеблей получается прочное волокно. И «пуховиком» кипрей зовут неспроста: его пухом в некоторых деревнях и сегодня набивают матрацы и подушки.

Все части растения пригодны в пищу. Сладкие корневища можно есть сырыми, а после сушки из них готовят муку. Первые побеги идут на отменные салаты, по вкусу напоминающие спаржу, но только более нежные и пикантные. А листья - это и есть знаменитый, неповторимый и ароматный иван-чай, не содержащий кофеина, алкалоидов и пуриновых кислот — первейших загрязнителей организма.

Он успокаивает, отрезвляет, снимает боли и даже укрепляет волосы. Регулярное его питье избавляет от мигреней, помогает при бессоннице, малокровии, при белой горячке, инфекциях и простудах, а в целом поднимает иммунитет, являясь мощнейшим природным очистителем. В старину недаром о нем говорили, что он не только излечивает тело, но и просветляет ум и поднимает дух.

Недавно выяснено, что Иван-чай повышает потенцию у мужчин. Известны и его жаропонижающие свойства. И еще одно из примечательных достоинств растения в том, что оно ощелачивает кровь и тем самым восстанавливает силы при разного рода истощениях и даже уменьшает интоксикацию при раковых заболеваниях.

Эти сведения об Иван-чае подтверждены огромным народным опытом и исследованиями ученых. Недаром же пуританская Англия потребляла Иван-чай тысячами пудов. Почему же мы должны стесняться своего исконного замечательного напитка и пить привозную кока-колу, если отечественный, закатанный в бутылки стимулятор из кипрея может заменить любой фирменный иностранный напиток?!

Иван-чай был восстановлен строго по старинным рецептурам. Сегодня имеется сертификат его качества. И не сделать этого было нельзя, ведь это настоящий кладезь здоровья и бодрости. Неспроста же русские купцы сами первыми применяли его как отрезвляющее и противоотравляющее средство.

После радиационной разведки, в июне начинается сбор ИВАН-ЧАЯ, в основном молодые листья и соцветия. В течение двух часов сырье должно быть доставлено к месту переработки. Используются измельчители и сушилки, в том числе и СВЧ. За несколько лет кропотливой работы найден наиболее емкий вариант переработки и получения нескольких сортов настоящего русского чая. Практически на все вкусы! Расфасовка в основном в пачки по 100 г., и в очень красивые сувенирные, деревянные и берестяные коробочки и короба... Эти упаковки хороши для представительских целей и для заграничных потребителей.


« » на Яндекс.Фотках Иван-чай (Chamaenerion angustifolium или кипрей узколистый) это многолетнее травянистое растение, 50-150 см, с толстым ползучим корневищем. Цветки, собранные в кисточки, пурпурно-розовые, красные с фиолетовым оттенком, редко бледно-розовые или же белые. Цветет в июне и до августа, на влажных лугах, на холмах, вдоль дорог и на лесных полянах. Обычно цветет зарослями, поселяется на погарах или же заполняет места бывших поселений, а также на высушенных болотах.

Содержит до 20% дубильных веществ, флавониды, слизь, пектиновые вещества и витамины группы «В». Витамина «С» в Иван-чае в 6,5 раз больше, чем в лимоне. В цветках Иван-чая, содержится до 25 мг. нектара на каждый цветочек, что характеризует его как отменный медонос (до 400 кг меда с 1 га). Кроме того, Иван-чай содержит много белка, который легко усваивается организмом, что позволяет просто и быстро насыщаться энергией. Об этих особенностях Иван-чая, хорошо осведомлены люди, попадающие в экстремальные условия. Поэтому растение популярно среди лесорубов, охотников и любителей странствий.

Уникален спектр микроэлементов. В 100 гр. зелёной массы Иван-чая содержится:

  • железа -2,3 мг.
  • никеля - 1,3 мг.
  • меди - 2,3 мг.
  • марганца - 16 мг.
  • титана - 1,3 мг.
  • молибдена - 0,44 мг.
  • бора - 6 мг.

и в значительном количестве наличествует калий, натрий, кальций, магний, литий и др.

В 100гр. листьев Иван-чая содержится от 200 до 400 мг. аскорбиновой кислоты, т.е. в 5-6 раз больше, чем в лимонах.

Наличие в растении железа, меди, марганца позволяет считать его средством, способным улучшать процесс кроветворения, повышать защитные функции организма.
Кроме того, Иван-чай обладает ярко выраженным успокаивающим действием.

Иван-чай мягко нормализует деятельность кишечника. Благодаря богатому содержанию танинов, слизи и витамина С, Иван-чай обладает хорошими противовоспалительными и обволакивающими свойствами при язвенной болезни желудка, гастритах, колитах. И ещё при энтероколитах, дизентерийной диарее, при метеоризме и анемии.

В кардиологии Иван-чай используется при кардионеврозах нейроциркулярной дистонии.

Иван-чай исследовали в клинике неврологии НИИ экспериментальной медицины РАМН.

Заключение:
"Иван-чай показан, прежде всего, при различных формах неврозов и неврозоподобных состояниях при посттравматических стрессорных расстройствах (последствия афганского, чеченского и т.п. синдромов). Его использование позволяет избежать риска возникновения токсикомании.

В стрессорных ситуациях, уменьшая тревожно-депрессивные расстройства и напряжения. Приём Иван-чая способствует сокращению потребления спиртных напитков".


« » на Яндекс.Фотках

А лкалоиды чая и кофе усиливают сердечную деятельность, процессы возбуждения в коре головного мозга и повышают двигательную активность.
Благодаря этому, ко всем тканям притекает больше крови, в результате человек ощущает как бы прилив сил, у него улучшается настроение, обостряются все органы восприятия.

Однако, ещё Академик И.П. Павлов установил, что большие дозы алкалоидов приводят к истощению нервных клеток, т.к. подобные подъёмы духа сопровождаются усилением расхода носителей энергии, что чаем, не компенсируется.

И сегодня все знают, что такое кофеин. К сожалению, не все знакомы с его противопоказаниями. А кофеин противопоказан при повышенной возбудимости, бессоннице, выраженной гипертонии и атеросклерозе, при глаукоме, органических заболеваниях сердечно-сосудистой системы и просто в старческом возрасте.

У обычного чая есть, конечно, и некоторые достоинства, он способен поддерживать здоровье. Но надо признать, что у него есть и существенные недостатки, о которых никто в интересах коммерции не упоминает!

Настой Иван-чая сохраняет свои целебные и ароматные свойства целых трое суток. Тогда как отцы обычного чая — китайцы считают, что их чай после заварки через 20 минут превращается в «яд гремучей змеи». Так как в обычном чае после заварки через некоторое время, кроме кофеина, начинают экстрагироваться такие полифенольные вещества, которые блокируют синтез многих витаминов и полезных энзимов в организме. Но, оказывается, этот недостаток натурального чая можно исправить Иван-чаем, если добавлять его на каждую заварку хотя бы треть от общего количества смеси.

Обычные чаи подвергаются сушке при температуре от 65 градусов до 85 градусов, а Иван-чай получен в результате мягкой сушки до 65 градусов с максимальным сохранением полезных микроэлементов и витаминов.
Таким образом, потребитель получает максимально естественный, правильно обработанный свой продукт. А чисто биологические и географические причины не позволяют воспроизвести настоящий русский чай Иван-чай вне пределов России.

В Иван-чае отсутствует кофеин, пуриновые основания и щавелевая кислота, один из основных виновников нарушения обмена веществ.
Все пьющие Иван-чай отмечают в своем состоянии легкость и спокойствие.

В магазине обычный чай, который считают элитным, не превосходный по качеству, а тот на который установлены рекордно высокие цены. Купленный чай, часто не даёт нам должного удовлетворения по отношению к затраченной сумме денег.

За 17 лет производства Иван-чая он приобрёл своих поклонников и почитателей среди всех слоев населения.
Иван-чай пили на борту барка «Крузенштерн» во время кругосветного путешествия.
А известный путешественник Ф. Конюхов не расстаётся с Иван-чаем.

Иван-чай с удовольствием и пользой пьют дети, бабушки и дедушки, люди напряженного умственного и физического труда, высококлассные спортсмены.

Через некоторое время, употребляя свой настоящий отечественный чай, Вы заметите существенную разницу между ним и другими напитками.

ЦАРСКОЕ РАЗДОЛЬЕ ИВАН-ЧАЯ.

1. Выраженное успокаивающее
воздействие. С незапамятных времен на Руси Иван-чай использовали как
снотворное.


2. Мощный противовоспалительный напиток.


3. По профилактике и лечению простатита и аденомы простаты ему
равных нет. (Иван-чай не позволяет аденоме простаты
переродиться в ее раковое состояние.


4. По антиоксидантным свойствам Иван-чай является признанным лидером.


Если вкратце - водка в современном смысле слова появилась на территории России только при СССР. До этого русские пили хлебное вино

(аналог виски).

Много букв.

По крайней мере в XIX веке слово «водка» было собирательным для всех крепких алкогольных напитков, включая и те, которые мы сейчас назвали бы настойками или наливками. Но что именно настаивали наши предки на малине, померанце или полыни, и как тот напиток соотносится с современной водкой, иногда используемой с аналогичной целью?

На протяжении по меньшей мере четырех веков, с XVI до конца XIX, русским национальным алкогольным напитком было хлебное вино - получаемый преимущественно изо ржи («хлеба») дистиллят, по технологии производства на первой стадии аналогичный виски. Этот напиток употреблялся большинством населения, продавался в каждом питейном заведении и производился в каждом поместье. В народной комедии Льва Толстого «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886) есть характерная сцена, в которой работник выгоняет из «теста» вино - светлое, как вода, и «духовитое» [Толстой 1987: 12–13].

А что же водка, которую с некоторых пор принято считать русским национальным алкогольным напитком? Под водками на Руси изначально понимались спиртовые лекарственные настойки, затем возникшие благодаря им ароматные напитки на основе хлебного вина и его производных, а начиная с XIX века словом «водка» стали обозначать любые крепкие алкогольные напитки [Родионов 2011: 257]. Производство же современной водки было технологически невозможно до 1870-х годов, когда в Россию из Западной Европы завезли ректификационные колонны для получения чистого этилового спирта. В последней трети XIX века появился прообраз современной водки - «столовое вино», которое пили не более 1,5% от общего числа потребителей [Родионов 2011: 106]. В 1895–1904 годах этот тип вина стал господствующим из-за введения государственной монополии на производство спиртных напитков, но уже спустя 10 лет, в 1914 году, в Российской империи был введен «сухой закон».

Поэтому официальной датой рождения современной водки следует признать 23 января 1936 года, когда советское правительство утвердило стандарт ОСТ 279 со следующим определением: «бесцветная и прозрачная смесь этилового ректификованного спирта (ОСТ 278) с водой, имеющей жесткость не более 2,5 немецких градуса, обработанная активированным углем, пропущенная через фильтры и обладающая характерным для водки вкусом и запахом». В том же году на бутылках впервые (sic!) появилась этикетка с надписью «Водка», закрепив однозначную интерпретацию этого слова [Родионов 2011: 28]. Стандарт ОСТ 279 без существенных изменений дожил до наших дней.

В дохристианскую эпоху на Руси потребление алкоголя имело место главным образом на языческих пиршествах (народный и княжеский пиры, игрища, тризны). В то время на Руси основным сырьём для производства алкоголя был мед, и поэтому традиционные хмельные напитки были слабоградусные: медовуха, пиво, брага, а с Х в. и виноградное вино, а их приём сопровождался, как правило, обильной трапезой, что в совокупности сводило к минимуму ущерб здоровью от употребления алкоголя.

Водку – свой собственный, оригинальный напиток русские изобрели в 1448–1474 гг. Тогда водка представляла собой разбавленный хлебный спирт, поэтому имела другое название – хлебное вино или хлебная водка.

Истоки современного алкоголизма в России надо искать в 1960-ых годах. Со времен Хрущева и далее Брежнева. В итоге, чтобы обуздать алкоголизм в СССР, пришлось проводить горбачевскую антиалкогольную компанию. Хотя и ранее в истории СССР, начиная с отмены в 1925 году сухого закона Российской империи, проводились антиалкогольные кампании.

В свое время по работе мне пришлось пойти в библиотеку им. Ленина, чтобы изучить вопрос - что же пили на Руси. Опираясь на источники составленные на записках русских георграфов, выяснилось, что чуть ли не самым любимым напитком на Руси было пиво.

Что мне удалось узнать:

Считается, что использование хмеля для пива было открыто на Руси, после чего эти знания перешли в Западную Европу, а вместе со знаниями и хмель стал одним из основных товаров, которыми мы торговали.

Начиная с 14 века государство постепенно усиливало контроль за варкой пива. Несколько раз государство запрещало пивоварение полностью (сухой закон). Чем ближе к нашим дням, тем сильнее был контроль за производством.

Чтобы народ не спился, а также чтобы повысить доходы казны пивоварение обложили налогом примерно с 14 века. В 15-16 веках пиво использовали также в качестве дани.

После появления на Руси водки (15 век), пивоварение все больше отходило на задний план, тк была значительно крепче и быстрее действуя на человека. Помимо прочего пиво было менее выгодно продовать, тк с него получалось меньше дохода.

К середине 16 века пивоварение практически исчезло, в связи с чем пиво стали импортировать из за границы. В времена правления Екатерины II всем так полюбилось английское пиво, что даже простые крестьяне стали варить домашнее пиво на английский манер.

Главным признаком деревенского праздника является присутствие у каждого домохозяина домашнего пива. Исключение составляли летние праздники, когда из-за недостатка времени и занятости крестьян на полевых работах пиво не варили. Приготовление пиво на праздниках было настолько повсеместным, что даже сами праздники называли пивными. Пивными они также назывались еще и потому, что сопровождали обильной выпивкой, а продолжались до тех пор, пока не выпивали все наваренное пиво (от 2-х до 4-х дней).

Были даже свои суеверия при посадке хмеля:

"В Вологодской губернии: отсадки хмеля должны были быть обязательно украдены, а во время их посадки надо непременно с кем-нибудь ссориться. Такое суеверие было из-за боязнь сглаза уражая хмеля.

"Садильщик торнет колом землю и смотрит по сторонам, нейдет ли кто. Если нет более приличного субъекта, ругает даже летящую мимо ворону. Если кто-то увидет сажанье хмеля, нарочито идет туда и начинает говорить: "Напрасно садишь, лебеда вырастет, а не хмель". Тот, кто скажет, ругал его, и чем пуще они разругаются, тем лучше. Поэтому пройти мимо, не поругавшись, было неделикатно"

"Если один человек дает другому "маточек" (корни хмемя) или продаст их из своего хмельника, его собственный хмель пропадет". Поэтому никто никому ничего не давал и приходилось красть"

Поддержали бы вы запрет на вопросы, связанные с ЛГБТ и наркотиками на сайте TheQuestion, ради безопасности ваших 9-летних детей, если бы это было возможно?

Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Причина популярности чая отчасти была именно в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.
Какое же оно настоящее русское чаепитие?
Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.
Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.
За чашкой чая решались все семейные дела, заключались торговые сделки, велись дружеские беседы, возникали новые знакомства. Сердечность и простота - характерная черта русского чаепития. Атмосфера русского чайного действа была душевной и приятной.
Было замечено долгим жизненным опытом, что чай приводит человека в мирное, благодушное настроение. После чая человек делается как-то мягче, добрее. За чаем, при успокоительном шипении самовара, разные жизненные невзгоды представлялись менее обостренными, в более мягком свете, многие ссоры иногда совсем прекращались после нескольких стаканов чая.
Чай, а точнее способ его приготовления, идеально вписался в нашу ментальность: доброта, теплота и близость, - все это создало свою национальную традицию чаепития.
Душистый полезный чай с медом, молоком, сладостями смешивался с терпкими ароматами весеннего вечера и располагал к долгим задушевным беседам и решению - в том числе и деловых - вопросов.
В отличие от традиций Китая и Японии, в России ценилось не только качество приготовляемого напитка, но и выпечка и сладости, подаваемые к чаю. Бисквит, сухари "аглицкие", бриоши, булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое. Мёд, колотый сахар, ватрушки, баранки, пряники, пироги, фрукты и ягоды были непременными атрибутами русского чаепития.
Чаепитие стало в России особой национальной традицией. Чай пили несколько раз в день. Именно с него день и начинался, будь то дворец в Царском Селе или провинциальная усадьба с ее размеренным и неторопливым бытом.
Москва в скором времени стала "чайной столицей" России, где с утра до вечера "гоняли чаи". Чай стал истинно московским напитком. Настоящий чай по мнению москвичей, должен быть очень горячим, хорошего сорта и обязательно крепким, густым, он должен "бежать по чашке тёмною струей". И лучше пить чай не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса.
По приказу Петра Первого в Москве на западный манер учредили аустерии - ресторации, где чаем с кренделями угощали даром. Но лишь тех посетителей, кто читал приносимую сюда первую русскую газету "Ведомости". В стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет, появляется особый вид приглашения в гости "на чай".
Долгое время чай оставался "городским напитком", причем, преимущественно московским. Даже в Петербург, где был открыт только один специализированный магазин, чай привозили из Москвы, где их было уже около ста.
А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой были ценителями и любителям чая и считали его напитком не только для тела, но и для души.
Чай широко используется в русских национальных праздниках, потребление чая остается отличительной русской чертой. И.Г.Коль пишет, что "чай является утренним и вечерним напитком русских, так же, как “Господи, помилуй! их утренней и вечерней молитвой". К. фон Шенкенберг упоминает в своем путеводителе чай как "повсеместно употребляемый и желанный напиток".