Можно ли работать в пятницу православным. Можно ли трудиться в воскресенье? Чем стоит заниматься в воскресение

Ответ знает протоиерей Владимир Ровинский.

Значительная часть наших сограждан стараются с уважением относиться к религиозным праздникам и проводить их… в безделии. И уж практически все живут по принципу: «В праздник работать нельзя, но если очень нужно - то можно!» Каждый мало-мальски продвинутый «почитатель» праздников находит себе оправдание в Библии. Что же на самом деле говорит Священное Писание?

Десять заповедей - десять обещаний

Когда наш Творец написал Десять Заповедей на двух каменных табличках собственным пальцем, Он написал десять обещаний. Это может стать неожиданностью, но Десять Заповедей описывают десять изменений, которые произойдут в жизни человека, когда они любят Бога всем своим сердцем, разумом и душой, а также их соседями как самими собой. Это объясняет, почему Десять Заповедей называют заветом.

Делаем окончательный вывод

Когда наша любовь к ближнему удерживает нас от кражи его владений, восьмое обещание Бога исполнилось. Когда наша любовь к Богу мешает нам использовать Его имя напрасно, Его третье обещание исполнилось. Бог обещал вложить свои десять законов в сердца и умы всех, кто ищет Его. Каждый христианин знает, что человек может ходить только с Богом до тех пор, пока его сердце и ум совпадают с сердцем и умом Бога.

В Ветхом Завете, в Книге Исход, читаем: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:8). Как видим, речь идет о том, что одному из семи дней недели Господь повелевает быть днем покоя (суббота - евр. «шаббат», рус. «день покоя»), который Сам Бог «благословил» и «освятил» (Исх. 20:11). В библейской Книге Второзаконие еще раз слышим напоминание: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его» (Втор. 5:12). Значит не только Создатель освятил седьмой день недели, но и мы должны хранить его свято. Среди седмицы освященным днем для нас, христиан, стал прежде всего день, когда Христос воскрес из мертвых - поэтому мы и называем его «воскресение».

Повиновение Десяти Заповедям имеет много практических и приятных преимуществ, но эти преимущества не имеют никакого отношения к спасению, пока они не станут испытанием веры. Например, в Данииле 3, вера Мисаха, Шадраха и Абннего была испытана, когда она была сожжена заживо в огненной печи. Поклонялись бы они и поклонялись золотому образу, или они поверили бы в Бога и повинуются Его второй заповеди, которая запрещает поклоняться образам.

Разумеется, соблазны не всегда настолько радикальны, но не ошибаются. Когда нас соблазняют мелочи, такие как ложь, чтобы избежать последствий, наша вера в Бога проходит проверку. Должны ли мы делать то, что правильно, и доверять Богу, чтобы помочь нам справиться с последствиями, или мы должны обманывать и по-человечески решать ситуацию?

Однако все правила провождения этого дня распространяются и на праздничные дни, как это было и в Ветхом Завете. В чем же должна быть разница между седмичным и воскресным или праздничным днем? В самой четвертой Заповеди Ветхого Завета уже есть ответ.

Вчитаемся еще раз: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои». Господь делает акцент на том, что дела свои нам надлежит делать в продолжение шести дней, а в седьмой - дела, посвященные «Господу, Богу твоему» (Исх. 20:8). В Книге пророка Исаии звучит такое наставление: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе» (Ис. 58:13). Значит речь идет не о том дне, который мы в праздности провели на рыбалке, пикнике или на диване у телевизора, а о том - который мы посвятили Господу.

Десять заповедей теперь находятся в ящике, называемом Ковчег Его Завета, или Ковчег Его Обетования. В конце этого испытательного времени Он откроет Ковчег Завета Его с Небес, потому что Его завет и кровь Иисуса являются основой для нашего искупления! Если бы Десять Заповедей были отменены на кресте, как утверждают многие христиане, почему Бог должен показать пустую коробку миру в конце Великой Скорби?

Мой ответ на вопрос «Почему поклонение в воскресенье?»

Сохранение святой субботы должно быть вопросом Святого Духа. Библия учит, что духовные вещи духовно поняты. Поскольку мы находимся в разных местах нашего духовного понимания, будут различия, но наши различия не должны уменьшать нашу любовь друг к другу, хотя мы осознаем, что духовные различия влияют на наше взаимодействие друг с другом. Четвертая заповедь заявляет, что седьмой день недели является памятником Божьему творению, днем, который Он сотворил святым до начала греха, и днем ​​покоя для всего человечества.


Оказывается, посвятить, т. е. отдать в жертву Господу, можно не только свечечку или денежку - посвятить можно и нужно один из дней нашей жизни. В чем же нуждается Бог? Да ни в чем! Он самодостаточен, и ничего Ему от нас не нужно. И если чего Господь и желает, так только всестороннего нашего преображения и наследования нами благ жизни вечной.

Когда они собраны вместе, эти аргументы, по-видимому, свидетельствуют о соблюдении воскресенья как святого дня, если вы не знакомы с деталями каждого аргумента. Тем не менее, каждый человек должен смотреть на доказательства и определять для себя, поддерживает ли Библия утверждение о том, что Бог передал святость Своей Субботы в воскресенье.

Святой Дух прибыл в Пятидесятницу в воскресенье

Сторонники воскресного поклонения утверждают, что Святой Дух был дан ранней церкви в День Пятидесятницы. Согласно Ветхому Завету, Пятидесятница приходила с первого дня недели, поэтому Святой Дух подтвердил, что христиане должны поклоняться в первый день недели.

Шесть дней нам заповедано работать для того, чтобы было где жить, что есть, пить и одеться. Но предаваясь только этим заботам, забывая о душе, мы вместе с древними иудеями попадаем в египетский плен и становимся рабами. Чтобы этого не случилось, прислушаемся к голосу Священного Писания: «Помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5:15). Как-то преподобного Паисия Святогорца спросили: «- Геронда, а как человек может пережить праздник духовно? - Для того чтобы пережить праздник, надо погружать свой ум в святые дни, а не в те дела, которые ради этих святых дней нам нужно делать. Надо размышлять о событиях каждого из святых дней, будь то Рождество Христово, Богоявление, Пасха или любой другой праздник, и произносить Иисусову молитву, славословя Бога».

Иисус воскрес в воскресенье

Воскресные поклонники намекают, что пришествие Святого Духа в День Пятидесятницы сделало седьмой день устаревшим и в первый день святым. Согласно Левит 23, мы знаем, что Пятидесятница всегда падала в воскресенье. Христиане утверждают, что Иисус воскресение, появление воскресного воскресения и появление через неделю в воскресенье внезапно сделали воскресным святым. Хотя Иисус воскрес из мертвых в воскресенье утром, в Библии нет текста, свидетельствующего о том, что святость Божьей Суббота была переведена в воскресенье, потому что из-за воскресения Иисуса в воскресенье.

Если мы проведем праздничный день в покое от повседневных дел, если освятим его молитвой, посещением богослужения, чтением полезных для души книг, помощью нуждающимся, посещением больных - это и будет день, посвященный Господу.

На посещении больных и помощи нуждающимся остановлюсь. Такие посещения и помощь не будут иметь смысла, если мы не потрудимся, помогая ближнему. Помню, в студенческие годы я, наверное, впервые получил замечательный урок и оценил еще одну светлую грань соблюдения заповеди Господней о празднике. Был какой-то осенний праздничный день, и у нас, семинаристов, занятия отменили. После надлежащего участия в Литургии и праздничной трапезы я заторопился в свою комнату. Как и у всякого порядочного студента, после сытного обеда у меня была одно желание - отоспаться вдоволь за прошедшие недоспанные ночи и еще немножко впрок. По дороге встретил знакомого приходского священника. Он зашел в семинарию найти себе помощника на праздничное, как он сказал, дело. Первым на его пути Господь послал меня. И узнав, что я ничем сейчас не занят, батюшка без долгих вступлений, заговорщицки предложил: «Ты знаешь, с завтрашнего дня обещали морозы. Пошли! Продолжим праздник…»

Кажется странным и непостижимым для Бога внезапно инициировать воскресное соблюдение воскресного воскресенья и ничего не говорить об этом. Иисус явился Марии Магдалине в воскресенье утром, Он также явился двум ученикам на пути к Эммаусу, и в тот вечер Он явился остальным Его ученикам. Позже Иисус также «явился» Своим ученикам у Тверийского моря в совершенно другой день. Когда дело доходит до отмены святости Субботы Бога, какая разница, если Иисус явился Своим ученикам в воскресенье или в любой другой день недели?

Согласно записи, Иисус присоединился к двум Его ученикам, когда они прошли несколько миль до Эммауса. Узнав, что это был Иисус, который шел с ними, они отправились обратно в Иерусалим тем вечером, чтобы рассказать другим ученикам, что они видели воскресшего Иисуса.

Праздник мы продолжили у очень пожилого священника, отца Николая. Его супруга-матушка болела и несколько лет уже была прикована к постели. Сам старичок-батюшка, придавая себе бодрый вид, еле передвигался по холодному дому. Газового отопления у них не было. Кто-то привез во двор отца Николая машину дров, которые нужно было поколоть. И вот в праздничный день двое с виду вполне благочестивых мужиков - священник и семинарист, до позднего вечера рубили дрова. Потом мы натопили печь и более часа беседовали за чаем с безмерно благодарными хозяевами. С тех пор прошло тридцать лет. Я уже стал запамятовать, как на следующий день у меня нестерпимо болела каждая мышца моего расслабленного учебой тела, но я никогда не забуду того праздничного настроения, той несказанной радости, с которыми возвращался в тот день домой.

Во-первых, они отправились в семь миль от Иерусалима до Эммауса в воскресенье. Если бы воскресенье считалось святым днем, они не знали об этом, потому что прохождение семи миль не соответствовало заповеди о том, чтобы отдохнуть в субботу Бога. Во-вторых, когда они обнаружили, что Иисус жив, они снова проехали семь миль и, вероятно, прибыли в Иерусалим в понедельник вечером.

Будут ли ученики проходить 14 миль, если воскресенье считается святым днем? Наконец, оба ученика были воспитаны как евреи. Таким образом, они соблюдали седьмой день субботнего отдыха всю свою жизнь. Опять же, странно, что дискуссии не было; ни одно слово не упоминалось о святости воскресенья, когда они шли с Иисусом в Эммаус.

ЖИВОЕ СЛОВО

МОЖНО ЛИ ТРУДИТЬСЯ В ВОСКРЕСЕНЬЕ?

Протоиерей Артемий Эмке (г. Мирный Архангельской обл.):

– В воскресенье можно трудиться, но прежде всего духовно. День седьмой посвящён Господу и помогает укрепить ту связь с Ним, которая ослабела в суете, – через молитву, богослужение, чтение христианской литературы. То есть, духовно потрудившись, мы восстанавливаем богообщение.

Всего за пять дней до того, как он пошел со Своими учениками в Эммаус, Иисус и Его ученики сидели на горе Елеонской. Ученики стремились узнать о конце света и отвечая на их беспокойство, Иисус произнес два пророчества. Говоря о грядущем разрушении Иерусалима, Иисус сказал: «Молитесь, чтобы ваш полет не происходил зимой или в субботу». Если бы Иисус предусмотрел, что святость Субботы будет перенесена в воскресенье всего через пять дней после произнесения этого пророчества, почему Он побуждал Своих учеников молиться о том, чтобы им не пришлось путешествовать в субботу через сорок лет?

Понятно, что у каждого есть какие-то дела, заботы, но первую половину дня хорошо посвятить литургии. Хотя бы так. Кто имеет возможность, вторую половину дня можно отдать чтению духовной литературы. К сожалению, ритм сегодняшней жизни такой, что не всегда удаётся правильно распорядиться днём седьмым. Но если стремиться к этому, то можно многое успеть. С детьми пообщаться – это тоже труд душевный. Вместо того чтобы в Интернете сидеть, кино смотреть, можно поиграть с детьми, посмотреть, подготовлены ли у них ранцы к школе.

Учитывая глубокое влияние и сопротивление, которое имело бы место, если бы еврейским новообращенным было предложено внезапно начать отдыхать и поклоняться в воскресенье и работать в субботу, Новый Завет должен был бы много рассказать об этом аргументе. Существует огромное количество споров по поводу простых вещей, таких как обрезание и питание, предлагаемые идолам, - но нет никаких упоминаний о каких-либо спорах относительно внезапного прибытия нового святого дня.

Павел Ате на столе Господа в воскресенье

Они утверждают, что Павел проповедовал верующим и верующим, причастным к Господному столу, как в первый день недели. Чтобы начать, обратите внимание на сроки Деяний 20: В Творении Бог установил день как период времени между двумя закатами. Другими словами, вечер используется для обозначения начала ночи, а утром используется для обозначения начала света. Как вы думаете, воскресенье, когда христиане должны соблюдать воскресение от заката до заката? В первый день недели мы собрались вместе, чтобы сломать хлеб.

Тем, у кого рабочая смена в воскресный день, спрашивать особого благословения, как мне кажется, не нужно. Но в этом случае хорошо бы всё-таки выделить в течение недели один день, когда можно будет сходить в храм. Например, на субботнюю литургию. Суббота – это ведь тоже праздничный день. Смысл в том, чтобы найти время для Господа, для души. Остановиться в земных трудах, плотских и потрудиться ради души своей.

Павел говорил с народом, и, поскольку он собирался уйти на следующий день, продолжал говорить до полуночи. В комнате наверху было много лампочек, где мы встречались. Три факта выделяются на эту встречу, которая требует внимательного рассмотрения. В тексте говорится, что они «собрались вместе, чтобы сломать хлеб».

Обратите внимание на этот отрывок, взятый из Деяний 2, потому что он предшествует Деяниям 20 на пятнадцать или более лет: Каждый день они продолжали встречаться вместе в храмах. Они сломали хлеб в своих домах и ели вместе с радостными и искренними сердцами, восхваляя Бога и наслаждаясь благосклонностью всего народа. И Господь ежедневно прибавлял к числу тех, которые были спасены.

При этом в какие-то крайности впадать не нужно. В начале воцерковления, когда люди узнают, что воскресный день должен быть посвящён Богу, они иногда начинают себя неправильно вести, осуждают тех, кто стирает в воскресенье. Но я так полагаю, что если побывал в храме, навестил больного, то можно и по хозяйству что-то сделать.

Протоиерей Александр Попов (п. Кильмезь Кировской обл.):

Проповедь Павла была прервана несчастным случаем в полночь. Евтих заснул, сидя в окне, и он упал на землю из третьего рассказа. Падение убило его, но Святой Дух привел Евтиха к жизни через Павла. После этого чудесного события Павел вернулся наверх, снова сломал хлеб и продолжал говорить до рассвета. На рассвете он оставил Трою со своими путешествующими спутниками, потому что Павел и его сподвижники не считали воскресенье святым днем!

Прежде чем продолжить, рассмотрим этот вопрос: допустим, что воскресное богослужение действительно на мгновение. Принимает ли участие в «Господнем столе» в воскресенье воскресный день? Прежде чем ответить, не забывайте, что Иисус и Его ученики ели самую первую «Вечерю Господню» в четверг вечером. Сравнив время Иисуса и Его учеников с опытом Павла и его сподвижников, какой пример более важен? Есть ли какой-нибудь пример, будь то святой день?

– Но ведь, как в Евангелии сказано про субботу, если овца упадёт в колодец, то можно её достать. Так же и в воскресенье можно напоить, накормить животных. Живое, оно нуждается в непрестанной заботе. Но лучше это сделать не в первой половине дня (это время, когда мы должны быть на службе), а позже, к вечеру, после обеда. И потом, можно полить грядки, ведь иначе растения могут засохнуть, но воздержаться от их прополки, отложить все несрочные дела, такие как мытьё полов, на другой день.

Встреча была проведена в последние часы Пол в Троаде, потому что многие верующие подозревали, что это может быть последний раз, когда они увидели бы Пола. Возможно ли, что два приема пищи и прощальный семинар в Троаде делают воскресенье святым днем? Имеет ли какой-либо человек право отменить закон Божий, Десять заповедей? Библия говорит, что Павел оставил Троаду при дневном свете. Он продолжал свое путешествие в первый день недели, потому что воскресенье не было святым днем ​​в его разуме.

У Пола были Верующие Принесли свои Предложения в воскресенье

Доказательства, содержащиеся в Деяниях 20, сводятся к простому выводу: Павел и его путешествующие партнеры не рассматривали первый день недели как священный день в течение пятнадцати лет после вознесения Христа. Другая библейская ссылка, которая часто используется, приведена в 1 Коринфянам 16: В этом тексте Павел поручил верующим в Коринфе принести свои жертвы Господу в первый день недели. Защитники воскресенья утверждают, что первый день недели, очевидно, должен быть действительным, потому что они собирались вместе в воскресенье.

Помню, когда я ещё не был священником, то был знаком с ребятами-украинцами. Их нельзя было заставить работать в воскресенье даже за тройную плату. Если храма не было рядом, они просто отдыхали. И это правильно. Один день должен быть посвящён Богу. Шесть дней работай на себя, а седьмой – святи Бога, прославляй то есть (так у нас говорят).

Это утверждение не поддерживается текстом. Почему Павел сделал эту просьбу? Павел увещевал верующих в Коринфе собирать все наличные деньги, которые они могли каждую неделю, чтобы, когда он приехал, он мог собрать наличные деньги и передать их страждущим святым в Иерусалиме.

Павел сделал эту просьбу, потому что бартер был природой и порядком бизнеса в те дни. Когда он приехал, Павел не хотел, чтобы произошли две вещи. Во-первых, он не мог плыть в Иерусалим с пожертвованными животными и несколькими тысячами фунтов материальных благ. Поэтому Пол хотел, чтобы все пожертвования были конвертированы в наличные деньги до его прибытия.

Помню, в детстве мы с бабушкой каждое воскресенье шли в церковь. В Аркуле у нас церкви тогда не было, и мы на пароме переправлялись через Вятку, потом поднимались в гору, к храму села Рождественского Уржумского района. Пораньше с утра корову накормим, всё сделаем, что нужно, и идём. Так складывалось отношение к седьмому дню.

Что касается людей, занятых по выходным на производстве, то ведь келейного правила никто не отменял. Можно и на работе помолиться. Скажем, ведёт машинист состав, а про себя помнит, какой сегодня день, и творит Серафимово правило или Иисусову молитву. То же и милиционер, и медсестра. Сказано: воздай в воскресенье должное Богу – вот и помолись, улучив минутку. Даже во время сенокоса прежде народ шёл на раннюю литургию, а после шёл трудиться. Отложить сенокос нельзя, но с утра пораньше всё-таки успевали помолиться.

Протоиерей Владимир Дунайчик (г. Сыктывкар):

– У кого на воскресенье выпадает рабочий день, тут хочешь не хочешь, а придётся исполнять. Благословение можно взять, но в любом случае работать нужно. Ведь домну не остановить и диспетчеру с милиционером деваться некуда. Есть заповедь не менее строгая: «не укради». Но если, скажем, человек умирает с голоду и крадёт буханку, разве Господь его не простит? Но если человек пойдёт воровать, чтобы нажиться, – это грех.

В воскресенье нельзя делать того, что можно отложить на другой день. Прежде оно так и называлось: не делати , отсюда и слово «неделя» произошло. Но что значит «не делати»? Христос сказал фарисеям: кто из вас не отвязывает вола в субботу? Никто не может избежать той или иной работы. И грядку нужно полить, чтобы не засохла, и скотину у нас в Почаеве никто некормленой-непоеной не оставлял, хотя про день седьмый все помнят и строго придерживаются заповеди. Всё, что можно отложить, откладывают. Не пашут, не сеют, не косят. К тем, кто нарушал, относились, помню, неуважительно. И до сих пор там так. У меня один прихожанин, родом из Прибалтики, побывал в Ивано-Франковске и был удивлён: какое там затишье в воскресенье! Спросил, отчего так, почему никто ничего не делает. А ему отвечают: «Если мы пойдём работать, скот живой не останется». Пример для подражания. Нельзя – значит нельзя.

Из детства запомнилось, как шли утром в храм, а потом в гости. Стол накрыли, посидели, поговорили, обсудили что-то. Иногда по рюмочке взрослые выпивали, но чтобы напиться – такого никогда не было. Это доброе дело – порадоваться праздника ради, уделить друг другу внимание. И в монастырях праздничный стол накрывался.

Ни вол, ни осёл не должны в этот день трудиться, что уж говорить о человеке. Но был такой обычай на Руси: если неподалёку жил немощный человек, который сам не мог земли обработать или ещё чего сделать, разрешалось в воскресенье или в праздничный день ему помочь. Только не за плату. Если из милости потрудился, это не считалось грехом, а вот если ради наживы – это грех. И шли люди после службы и помогали страждущим. И сейчас оглядитесь по сторонам: не нужна ли кому помощь – старушке, скажем, дров нарубить, в доме помочь прибраться. Пойди и окажи милость.