Кисло сладкие маринованные зеленые помидоры быстрого приготовления. Зеленые помидоры: соленые и маринованные. Маринованные острые зеленые помидоры

нем. B?rgertum, от B?rger - горожанин, гор. житель) - средний слой гор. населения зап.-европ. ср.-век. города, состоявший гл. обр. из самостоят. мастеров-ремесленников и средних и мелких торговцев. Юридически понятие Б. было более широким. Оно охватывало всех жителей ср.-век. города, подпадавших под действие гор. права, т. е. всех чл. гор. общины (включая и верхушку гор. населения - патрициат, иногда и нек-рых феодалов, приобретших права В.), в противоположность просто "жителям", не входившим в гор. общину; Б. (горожане) выступало как феод. сословие. Б. формировалось в процессе борьбы (11-13 вв.) с феод. сеньорами за гор. землю, освобождение от феод. эксплуатации и произвола. В осн. бюргеры происходили из зависимых крестьян и деревенских ремесленников, бежавших (или переселившихся по соглашению со своими господами) в город. На ранней стадии гор. развития (прибл. до 14-15 вв.) гор. община обычно свободно и охотно принимала в свой состав (т. е. в число бюргеров) всех беглецов, помогая крепостным крестьянам приобрести личную свободу. Личная свобода и вытекавшие из нее исключит. подсудность гор. суду, право распоряжаться своим имуществом и др. привилегии были обязат. признаками бюргерского состояния. Осн. массу Б. составляли ремесленники, объединявшиеся в цехи. Б., экономически заинтересованное в централизации страны, поддерживало королев, власть против крупных феодалов. В борьбе с феод. раздробленностью большую роль сыграли юристы из числа бюргеров, привлекавшиеся королев, властью к гос. управлению (франц. легисты, исп. летрадос). С возникновением т. п. сословной монархии Б., усилившееся экономически, получило право участвовать в сословно-представит. учреждениях. Привлечение Б. к гос. управлению было весьма различным по странам: значительное во Франции, ничтожное, напр., в Германии. В имуществ. отношении Б. (не только в широком, но и в узком смысле) не было единым: верхушка его, состоявшая из богатых мастеров и торговцев, резко отличалась по своему положению от бедных бюргеров - гл. обр. мелких ремесленников, часто фактически утрачивавших экономич. самостоятельность и опускавшихся в ряды плебейства. Только верхушка Б. представительствовала в сословных учреждениях. Она же захватывала власть в городе в случаях победы Б. над патрициатом. Процесс расслоения Б. особенно усилился в период позднего средневековья. Вопрос о социальном составе ср.-век. Б. нашел различное толкование в бурж. лит-ре. С одной стороны, имеет место отрицание имуществ. неравенства, резкого социального расслоения и клас. борьбы внутри Б. (нем. ученые Р. Зом и особенно К. Бюхер и Г. Белов), с другой - модернизация, сближение верхушки Б. с буржуазией (нем. историк Г. Зивекинг, бельг. историк А. Пиренн и др.). Б., занимая в феод. об-ве двойств. положение (с одной стороны, это сословие податное, непривилегированное, неполноправное, с другой - имущий слой населения, верхушка к-рого эксплуатировала гор. низы), активно участвовало в антифеод. выступлениях, проявляя в то же время склонность к соглашению с феодалами и к предательству нар. масс. Это проявилось, напр., в гор. восстаниях во Франции и особенно отчетливо во время Крест. войны 1524-25 в Германии. В то же время мелкое Б. часто выступало совм. с плебейством и крестьянами. Б. сыграло огромную роль в развитии феод. общества. По характеристике Ф. Энгельса, оно олицетворяло собой дальнейшее развитие произ-ва и обмена, образования, социальных и политич. учреждений ("О разложении феодализма...", см. Маркс К. и Энгельс Ф., 2 изд., т. 21, с. 407). Являясь составной частью феодального об-ва, Б. в тоже время способствовало развитию товарно-ден. отношений, подтачивавших феод. систему. Оио создало свою гор. культуру, несшую в себе ростки антифеод. идеологии и подготовившую гуманистич. движение эпохи Возрождения. В 16-18 вв. из части В., переходившей к капиталистич. методам произ-ва, происходило формирование класса буржуазии, выступившей гегемоном в ранних бурж. революциях. Элементы В., еще не сформировавшиеся в буржуазию, часто играли в социальных движениях позднего средневековья и в бурж. революциях реакц. роль, цепляясь за свою цеховую исключительность, стремясь спасти остатки своих ср.-век. вольностей и привилегий (часть франц. Б. в эпоху Религ. войн 16 в., Б. нек-рых южнонидерл. городов в период революции 16 в.). Во мн. странах с замедленным капиталистич. развитием, с сохранением (хотя бы формальным) цеховой системы бюргерские слои длит. время продолжали существовать и в новое время (напр., в Германии). Лит.: Энгельс Ф., Крест. война в Германии, М., 1952; его же, О разложении феодализма и возникновении нац. гос-в (приложение к "Крест, войне в Германии"); Стоклицкая-Терешкович В. В., Очерки по социальной истории нем. города в XIV-XV вв., М.-Л., 1936; ее же, Осн. проблемы истории ср.-век. города X-XV-веков, М., 1960; Левицкий Я. А., Города и гор. ремесло в Англии в X-XII в., М.-Л., 1960; Тьерри О., Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия, избр. соч., пер. с франц., М., 1937; Пиренн А., Ср.-век. города Бельгии, пер. с франц., М.,1937; Луццатто Д., Экономическая история Италии; Античность и средние века, пер. с итал., М., 1954; Белов Г., Гор. строй и гор. жизнь ср.-век. Германии, пер. с нем., М., 1912; Кириллова А, А., Из социальной истории городов Англии XIII в., в сб. Ср. века, в. 13, М., 1958; Pirenne H., Histoire ?conomique de l´occident medieval, Bruges, 1951; Maurer G., Geschichte der St?dteverfassung in Deutschland, Bd 1-4, Erlangen, 1869-71. См. также ст. Город и лит-ру к ней. В. А Ермолаев. Саратов.

Огромную роль в формировании современного среднего класса в Западной Европе играли свободные горожане. Основным двигателем реформ в средневековье были люди, проживающие в крупных населённых пунктах, каждый из которых называл себя «бюргер». Это слово позже стало универсальным обозначением свободных и обеспеченных людей, проживающих в европейских городах.

Бюргеры в раннем средневековье

В бюргер - это житель укрепленного поселения или живущий рядом с собором или кирхой. В те лихие времена храмы и церкви служили не только для богослужения, но и играли роль самого безопасного места во время набегов, войн и Церкви и храмы укреплялись для большей безопасности, а те, кто искал защиты в их стенах, поневоле сами становились защитниками священного места, так постепенно трансформировалось значение слова "бюргер" - из обыкновенного жителя укрепленного населенного пункта он становится его защитником.

Бюргер в высоком средневековье

Начиная с тринадцатого века, понятие бюргерства распространилось на все города северной и В понятие "бюргер" теперь вкладывается совершенно иной смысл. Бюргер - это член экономически самостоятельного гражданского сословия; гражданин, принимающий участие в управлении своим городом и даже государством. Burgertum объединяет общество среднего класса, представляющее интересы свободных горожан, торговцев, ремесленников. Бюргер, как свободный человек, противопоставляется вассалу - человеку зависимому. По мере расширения торговых связей все получали городское (Магдебургское) право - а значит, и большее число граждан имели право называть себя бюргерами. Они не принадлежали ни плебейской массе, ни к старинным дворянским родам. В основном этот зарождающийся средний класс мог стать организованной оппозицией средневековому феодализму и церкви.

Противостояние церкви

При феодализме главная цель, которую ставил перед собой бюргер - это привилегии и вольности родного города, участие в местном самоуправлении. Кроме этого, бюргерство направляло свои протесты против пышных и церемониальных католических обрядов. Бюргеры, как и буржуазия, добивались простой, дешевой церкви с богослужениями на понятном языке. Недовольство католичеством широких масс образованного городского населения и послужило причиной возникновения знаменитых "95 тезисов" Так возникло протестантское /лютеранское/ течение в христианской церкви.

Движение Реформации с последующим возникновением было бы невозможным без участия бюргеров. Бюргерство дало начало буржуазии - третьему классу. Начиная с XIII века, о том, кто такие бюргеры, лучше всего скажут известные памятники искусства и архитектуры, прекрасно сохранившиеся в многочисленных немецких городах. Спонсоры и благодетели ученых, литераторов и художников, они оставили глубокий след в истории именно благодаря своей поддержке выдающихся мастеров своего времени.

Бюргер (от немецкого слова "бург" - замок, крепость, город) - житель западноевропейского средневекового города. Как и рыцарь, монах, крестьянин, бюргер - одно из главных действующих лиц средневековой истории.

Раннее средневековье было аграрной (сельскохозяйственной) эпохой. Большинство старых античных городов было разрушено и влачило жалкое существование. Однако в X-XI вв. в Западной Европе произошли важные изменения. Из среды крестьян, в свободное время мастеривших нужные им вещи - одежду, орудия труда, кухонную утварь, - выделились умельцы, сделавшие ремесло своим главным занятием и оставившие крестьянский труд.

Постепенно ремесло отделилось от земледелия и стало занятием особой группы людей - ремесленников. Недовольные высоким оброком, которого требовал феодал, мастеровые люди убегали из поместий, бродили, а затем основывали поселения на перекрёстках дорог, у речных переправ и вблизи удобных морских гаваней. Новые жилища строились у стен больших монастырей и замков знатных феодалов, среди развалин римских крепостей. Здесь всегда можно было купить ремесленные изделия. Сюда приезжали, а вскоре и стали жить здесь купцы. Именно в эти поселения спешили крестьяне из окрестных деревень, чтобы продать продукты сельского хозяйства и купить нужные вещи.

Потомки обитателей этих поселений - зависимых крестьян и деревенских ремесленников, бежавших или переселившихся по соглашению со своими господами в город, рождающийся на их глазах, - и были первыми бюргерами.

Города росли как центры ремесла и торговли. Уже в XI в. возродились древние и возникли новые города в Италии и на юге Франции. В Германии возникло много городов по берегам больших судоходных рек - Рейна и Дуная. Появились города и в других странах Западной и Центральной Европы.

Возникнув на земле феодалов и церкви, средневековые города оказались под их властью. Сеньоры требовали от горожан многочисленных пошлин: за проход в город, за провоз товаров, за право строить дома, за право торговать. Сеньор вершил суд над горожанами, мог призвать их к себе на службу в городское ополчение. Поэтому первое время бюргеры были бесправны, как и сельские жители.

Но в городах быстрее, чем в деревнях, рос дух независимости. Ведь средневековый ремесленник был владельцем собственной мастерской и созданной им продукции. Горожане не так сильно, как крестьяне, были связаны с землёй. Наконец, у многих из них были деньги - мощная сила, не уступавшая подчас мечу.

В X-XIII вв. развернулась отчаянная борьба горожан против сеньоров за независимость, за право на самоуправление. Феодалы крепко держались за свои владения, приносившие им доходы, но всё же вынуждены были смириться с выходом городов из-под их подчинения.

В борьбе с феодалами города окрепли, а городское сословие (бюргерство) превратилось в значительную общественную силу. Ремесленники объединились в цехи, а купцы - в гильдии. Городская община (коммуна) избирала городской совет для управления городом. Члены этой общины обрели личную свободу и связанные с ней привилегии - быть подсудными только городскому суду, распоряжаться городским имуществом. Свободный дух города притягивал, как магнит. Сюда бежали зависимые крестьяне со всей округи. Обычно, прожив в городе один год и один день, бывшие крепостные получали свободу и становились полноправными бюргерами. Видимо, эти счастливчики и сложили известную средневековую поговорку: "Городской воздух делает свободным". Лишь в XIV-XV вв. городские ворота стали закрываться перед искателями свободы.

После освобождения от власти феодалов в городах на первый план вышло имущественное неравенство. Хотя борьбу с сеньорами вели все горожане, полностью воспользовалась её результатами лишь городская верхушка - так называемый патрициат. В него входили представители самых богатых городских родов - купцы, ростовщики, владельцы крупных строений. Патрициат верховодил в городском совете и вершил власть, опираясь на своё богатство, в своих интересах. Нужды простых горожан не учитывались, и им жилось почти так же несладко, как и при феодалах. Патрициат, быстро забыв свою ненависть к прежним сеньорам, перенял их замашки, манеры, любовь к роскоши и презрение к простым людям. Произошла так называемая феодализация патрициата. Бюргеры, не входящие в состав патрициата и закалённые опытом предыдущей борьбы с сеньорами, с оружием в руках выступали против городских патрициев. В борьбе за власть и равноправие в городе участвовали и притесняемые цеховыми мастерами подмастерья, недовольные своими хозяевами. Городская жизнь бурлила: одни бюргеры богатели, процветали, занимали важные посты в городском управлении, другие беднели, разорялись, попадали на обочину жизни.

Одновременно с патрициатом на другом полюсе городской жизни сложилась группа населения, состоявшая из неудачливых подмастерьев, подёнщиков, нищих, которая называлась плебейством. Место между патрициатом и плебейством занимали средние слои городского населения - объединённые в цехи ремесленники, мелкие и средние торговцы. В результате слово "бюргерство" стали употреблять не только в широком смысле - "все горожане", но и в узком - "средние слои городского населения".

Несмотря на внутригородские конфликты и сравнительную малочисленность (даже в XIV- XV вв. население крупнейших городов Германии Любека и Ростока составляло лишь 20 тыс. жителей; город с 10 тыс. жителей считался значительным; немало было городов, где обитали 2-3 тыс. горожан), бюргеры осознавали свою сословную общность и достигли немалого экономического могущества и политического влияния. Это возрастающее влияние городов учитывали европейские монархи. В борьбе с крупными феодалами они пытались привлечь бюргеров на свою сторону. Сделать это было несложно, так как горожане были кровно заинтересованы в централизации страны. Особым доверием к бюргерам отличался, например, французский король Людовик XI, сыгравший большую роль в объединении Франции. Облачившись в простую одежду, Людовик XI любил бродить по городским площадям, прислушиваясь к разговорам бюргеров. Одним из помощников короля был парижский купец Тристан Пустынник, ближайшим советником слыл брадобрей Оливье. В некоторых странах бюргеры привлекались к государственному управлению. В Англии это впервые произошло в 1265 г., когда в состав только что созданного парламента вместе с представителями феодалов и духовенства вошли по два бюргера от каждого города. Король Франции Филипп IV Красивый в 1302 г. пригласил по два депутата от каждого города в Генеральные штаты (государственный орган, подобный английскому парламенту). И парламент, и Генеральные штаты должны были помогать королям в управлении государством, главным образом назначать налоги.

Но королевская милость к бюргерам была непостоянной. Тот же Филипп IV опасался чрезмерного усиления бюргерства, верхушка которого по образу жизни начинала напоминать феодалов. По его указу бюргерам запрещалось носить мех горностая, белки, украшать платье золотом и драгоценными камнями, пользоваться в домашнем обиходе восковыми свечами. Этот же указ устанавливал и максимальное количество блюд, которые горожане могли подавать у себя дома. И даже "друг бюргеров" король Людовик XI предал горожан Льежа, восставших по его же наущению против Карла Смелого, как только политические интересы короля изменились.

Если в Англии и Франции бюргеры сыграли важную роль в политическом объединении страны, то в Германии, где такого объединения не произошло, сила и значение бюргерства выразились в создании влиятельных союзов торговых городов. Самым знаменитым из них была так называемая Ганза (торговый и политический союз), объединившая купцов более 70 немецких городов и взявшая в свои руки всю международную торговлю на севере Европы.

Постоянная борьба за свои права закаляла бюргеров, укрепляла в них чувство собственного достоинства. Крепкие стены и башни защищали их от недругов. Монументальное здание ратуши и величественный собор на рыночной площади наглядно свидетельствовали о завоеванных горожанами вольностях и правах. Бюргеры ревностно отстаивали свои права и уверенно смотрели в будущее. У них был трезвый практический ум, они ощущали созидательную силу труда, особенно ценили человеческую смекалку. Бюргеры любили тот пёстрый будничный мир, который их окружал повседневно и полноправными хозяевами которого они были. Не рыцарские замки с их тяжёлым великолепием, не угрюмые монастыри, но городской рынок, ремесленная мастерская, скромный и опрятный домик, купеческий корабль, цеховой погребок были их привычной средой. Здесь протекала их жизнь в борьбе, труде, а подчас и в шумном веселье. Всем этим суконщикам, бочарам и сапожникам, создавшим величие средневековых городов, не было решительно никакого дела до изысканного придворного этикета.

Знаменитый немецкий поэт Ганс Сакс (1494- 1576) воспел этот столь хорошо знакомый ему бюргерский уклад жизни. В своём сочинительстве гражданин Нюрнберга был столь же старателен, как и в своём сапожном ремесле. В "Похвальном слове городу Нюрнбергу" поэт рассказал потомкам о количестве и состоянии городских улиц и каменных мостов, городских ворот, колодцев и часов, о специальностях нюрнбергских ремесленников и ярмарках, восславил своих земляков - строителей, ваятелей, живописцев, печатников.

Дети бюргеров с раннего возраста приобщались к миру взрослых, помогали родителям. Бюргерские занятия требовали специальных знаний, получить которые можно было лишь в школе. Городские школы появились в Германии уже к XIII в. В первых школах преподавание велось на латинском языке, и учиться могли лишь дети городской верхушки. К XV в. были открыты по-настоящему бюргерские школы, доступные детям всех граждан. Дети поступали в школу с 6-7 лет, мальчики и девочки обучались совместно. Дети бюргеров учились читать, писать, составлять деловые бумаги, занимались арифметикой; особое внимание уделялось изучению мер и весов, монет различного достоинства. Экзаменов не было; каждый учился столько, сколько считал нужным. Посидев на занятиях, дети спешили в лавки и мастерские родителей. Учителя также в основном были из бюргеров. Особенно прославился своим искусством письма Иоганн Нойдерфер - учитель письма и арифметики из Нюрнберга, сын скорняка, положивший начало целой династии городских учителей.

На исходе средних веков бюргерство переживало далеко не лучшие времена. Уходили в прошлое старые городские порядки, менялся привычный уклад жизни. В торговле и производстве верховодили новые, энергичные и предприимчивые люди. Часть бюргеров смогла приспособиться к новым веяниям и примкнуть к этим людям, войти в нарождающийся класс буржуазии. Многие разорялись, становились наёмными работниками. Другие ещё долго (в Германии вплоть до XIX в.) продолжали цепляться за старые городские обычаи, надеяться на возврат былых славных времён. Эта группа городского населения отвергала всё новое, препятствуя преобразованиям. Вероятно, поэтому в современном обиходе слово "бюргер" приобрело ещё одно значение. Так могут назвать человека, боящегося перемен, мещанина, обывателя. Но это переносное значение не должно заслонить от нас образ другого бюргера, сыгравшего такую важную роль в развитии общества в средневековую эпоху.

БЮРГЕРСТВО

(нем. Bürgertum, от Bürger - горожанин, гор. житель) - средний слой гор. населения зап.-европ. ср.-век. города, состоявший гл. обр. из самостоят. мастеров-ремесленников и средних и мелких торговцев. Юридически понятие Б. было более широким. Оно охватывало всех жителей ср.-век. города, подпадавших под действие гор. права, т. е. всех чл. гор. общины (включая и верхушку гор. населения - патрициат, иногда и нек-рых феодалов, приобретших права В.), в противоположность просто "жителям", не входившим в гор. общину; Б. (горожане) выступало как феод. сословие. Б. формировалось в процессе борьбы (11-13 вв.) с феод. сеньорами за гор. землю, освобождение от феод. эксплуатации и произвола. В осн. бюргеры происходили из зависимых крестьян и деревенских ремесленников, бежавших (или переселившихся по соглашению со своими господами) в город. На ранней стадии гор. развития (прибл. до 14-15 вв.) гор. община обычно свободно и охотно принимала в свой состав (т. е. в число бюргеров) всех беглецов, помогая крепостным крестьянам приобрести личную свободу. Личная свобода и вытекавшие из нее исключит. подсудность гор. суду, право распоряжаться своим имуществом и др. привилегии были обязат. признаками бюргерского состояния. Осн. массу Б. составляли ремесленники, объединявшиеся в цехи.

Б., экономически заинтересованное в централизации страны, поддерживало королев, власть против крупных феодалов. В борьбе с феод. раздробленностью большую роль сыграли юристы из числа бюргеров, привлекавшиеся королев, властью к гос. управлению (франц. легисты, исп. летрадос). С возникновением т. п. сословной монархии Б., усилившееся экономически, получило право участвовать в сословно-представит. учреждениях. Привлечение Б. к гос. управлению было весьма различным по странам: значительное во Франции, ничтожное, напр., в Германии.

В имуществ. отношении Б. (не только в широком, но и в узком смысле) не было единым: верхушка его, состоявшая из богатых мастеров и торговцев, резко отличалась по своему положению от бедных бюргеров - гл. обр. мелких ремесленников, часто фактически утрачивавших экономич. самостоятельность и опускавшихся в ряды плебейства. Только верхушка Б. представительствовала в сословных учреждениях. Она же захватывала власть в городе в случаях победы Б. над патрициатом. Процесс расслоения Б. особенно усилился в период позднего средневековья. Вопрос о социальном составе ср.-век. Б. нашел различное толкование в бурж. лит-ре. С одной стороны, имеет место отрицание имуществ. неравенства, резкого социального расслоения и клас. борьбы внутри Б. (нем. ученые Р. Зом и особенно К. Бюхер и Г. Белов), с другой - модернизация, сближение верхушки Б. с буржуазией (нем. историк Г. Зивекинг, бельг. историк А. Пиренн и др.). Б., занимая в феод. об-ве двойств. положение (с одной стороны, это сословие податное, непривилегированное, неполноправное, с другой - имущий слой населения, верхушка к-рого эксплуатировала гор. низы), активно участвовало в антифеод. выступлениях, проявляя в то же время склонность к соглашению с феодалами и к предательству нар. масс. Это проявилось, напр., в гор. восстаниях во Франции и особенно отчетливо во время Крест. войны 1524-25 в Германии. В то же время мелкое Б. часто выступало совм. с плебейством и крестьянами.

Б. сыграло огромную роль в развитии феод. общества. По характеристике Ф. Энгельса, оно олицетворяло собой дальнейшее развитие произ-ва и обмена, образования, социальных и политич. учреждений ("О разложении феодализма...", см. Маркс К. и Энгельс Ф., 2 изд., т. 21, с. 407). Являясь составной частью феодального об-ва, Б. в тоже время способствовало развитию товарно-ден. отношений, подтачивавших феод. систему. Оио создало свою гор. культуру, несшую в себе ростки антифеод. идеологии и подготовившую гуманистич. движение эпохи Возрождения. В 16-18 вв. из части В., переходившей к капиталистич. методам произ-ва, происходило формирование класса буржуазии, выступившей гегемоном в ранних бурж. революциях. Элементы В., еще не сформировавшиеся в буржуазию, часто играли в социальных движениях позднего средневековья и в бурж. революциях реакц. роль, цепляясь за свою цеховую исключительность, стремясь спасти остатки своих ср.-век. вольностей и привилегий (часть франц. Б. в эпоху Религ. войн 16 в., Б. нек-рых южнонидерл. городов в период революции 16 в.). Во мн. странах с замедленным капиталистич. развитием, с сохранением (хотя бы формальным) цеховой системы бюргерские слои длит. время продолжали существовать и в новое время (напр., в Германии).

Лит.: Энгельс Ф., Крест. война в Германии, М., 1952; его же, О разложении феодализма и возникновении нац. гос-в (приложение к "Крест, войне в Германии"); Стоклицкая-Терешкович В. В., Очерки по социальной истории нем. города в XIV-XV вв., М.-Л., 1936; ее же, Осн. проблемы истории ср.-век. города X-XV-веков, М., 1960; Левицкий Я. А., Города и гор. ремесло в Англии в X-XII в., М.-Л., 1960; Тьерри О., Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия, избр. соч., пер. с франц., М., 1937; Пиренн А., Ср.-век. города Бельгии, пер. с франц., М.,1937; Луццатто Д., Экономическая история Италии; Античность и средние века, пер. с итал., М., 1954; Белов Г., Гор. строй и гор. жизнь ср.-век. Германии, пер. с нем., М., 1912; Кириллова А, А., Из социальной истории городов Англии XIII в., в сб. Ср. века, в. 13, М., 1958; Pirenne H., Histoire économique de l"occident medieval, Bruges, 1951; Maurer G., Geschichte der Städteverfassung in Deutschland, Bd 1-4, Erlangen, 1869-71. См. также ст. Город и лит-ру к ней.

В. А Ермолаев. Саратов.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "БЮРГЕРСТВО" в других словарях:

    Филистерство, мещанство Словарь русских синонимов. бюргерство сущ., кол во синонимов: 2 мещанство (4) … Словарь синонимов

    - (нем. Burgertum) бюргеры (от нем. Burger горожанин),..1) все жители западноевропейского средневекового города2)] Термин, чаще всего употребляющийся в исторической литературе для обозначения среднего слоя населения средневекового города … Большой Энциклопедический словарь

    - (от нем. Bürger горожанин, гражданин) Значения: Гражданство (нем. Bürgertum) социальный статус, гражданские права жителей городов в Средневековой Германии Социальное сословие (производное от ) горожане, так называемое … Википедия

    - (от нем. Burger) англ. burghers; нем. Burgertum. Третье сословие, зарождающаяся буржуазия в эпоху первоначального накопления капитала. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    - (нем. Burgertum), бюргеры (от нем. Burger горожанин) 1) все жители западноевропейского средневекового города; 2) термин, чаще всего употребляющийся в исторической литературе для обозначения среднего слоя населения средневекового города.… … Политология. Словарь.

    А; ср. собир. Бюргеры. * * * бюргерство (нем. Bürgertum), бюргеры (от нем. Bürger горожанин), 1) все жители западноевропейского средневекового города. 2) Термин, чаще всего употребляющийся в исторической литературе для обозначения среднего слоя… … Энциклопедический словарь

    - (нем. Bürgertum, от Bürger горожанин) в широком смысле все жители западноевропейского средневекового города, подпадавшие под действие городского права, то есть все члены городской общины (включая и городской Патрициат); в более узком… … Большая советская энциклопедия

    I ср. устар. Представители среднего слоя городского населения; бюргеры [бюргер I], горожанине (в Германии и некоторых других странах Западной Европы). II ср. Мещане, обыватели; бюргеры [бюргер II] (обычно с оттенком неодобрительности). III ср.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Бюргерство, бюргерства, бюргерства, бюргерств, бюргерству, бюргерствам, бюргерство, бюргерства, бюргерством, бюргерствами, бюргерстве, бюргерствах (

Горожане делились на бюргеров и небюргеров. Бюргерами с XI-XIII вв. называли полноправных горожан, которые избирали и могли быть изб-ранными в органы городского самоуправления. Бюргером становился только тот, кто имел в городе свою усадьбу или мастерскую. К небюргерам принадлежали все другие горожане: слуги бюргеров, подмастерья, при-казчики, служащие, нищие и др.

Бюргерство состояло из патрициев, то есть городской верхушки, и цеховых мастеров. К патрициям относились крупные землевладельцы, состоятельные купцы, семьи разбогатевших мастеров. Они считали себя едва ли не пупом земли, в быту и поведении подражая рыцарям. Но в отличие от настоящих сеньоров жили они не от труда зависимых крестьян, а с доходов от торговли, ростовщичества, сбора таможенной пошлины, то есть с того, чем «благородное» дворянство пренебрегало. Поэтому, как ни гордилось своим богатством купечество (кстати, почти поголовно неграмотное), другие, в особенности люди умственного тру-да, относились к нему презрительно.

Начало XVI в. Из труда писателя и ученого Эразма Роттердамского «Похвала Глупости»

Глупее и гаже изо всех купеческая порода, ибо купцы ставят себе са-мую гнусную цель и достигают ее омерзительными средствами: вечно лгут, божатся, воруют, жульничают, надувают и при этом мнят себя пер-выми людьми в мире только потому, что пальцы их украшены золотыми перстнями. Вертятся вокруг них льстивые братцы-монахи, которые ими восхищаются, громко именуют их достопочтенными, в надежде получить малую толику нечестно нажитых богатств.

Патрициат почти до XIV в. держал в своих руках органы городского самоуправления — городской совет и суд.

XV в. Из нюрнбергского устава о нищих

После того как почтенный совет... узнал, что имеются нищие и нищенки, которые ведут себя нечестиво, неподобающе и непристойно, и что некоторые лица нищенствуют в Нюрнберге, хотя и не нуждаются в этом.., наши господа из совета постановляют, что ни один бюргер или бюргерша, гость или гостья не имеют права просить милостыню в Нюрнберге ни днем, ни ночью, если они не получили на это разрешение от почтенного совета. Получившие же это раз-решение могут просить милостыню в том случае, если они открыто носят (на одежде) знак, который будет им дан. Кто будет просить милостыню без разре-шения или без знака, тот будет изгнан из Нюрнберга на целый год, он лишиться права приблизиться к нему на расстояние одной мили... Материал с сайта

Среди горожан было много попрошаек, причем количество их возрастало. Попрошайничали в городах не только те, кому в самом деле было не на что жить, но и те, кому это нравилось. «Отцы» города боролись с попрошайничеством большей частью путем его ограничений и запретов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском