Продолжаем проводить опыты с детьми. Настоящим хитом игрового обучения станет химический эксперимент под кодовым названием «Извержение вулкана».
Для проведения опыта вам понадобится следующий реквизит:
Комок старого пластилина.
Столовая ложка пищевой соды.
Столовая ложка средства для мытья посуды.
Пищевой краситель ярко-красного цвета.
Четверть стакана 9-процентного уксуса.
Вместе с ребенком нужно слепить из пластилина вулкан с объемным жерлом. Сделайте вулкан повыше, тогда ребенку будет интереснее наблюдать за выходом магмы. Установите вулкан в тарелку или в пластиковый контейнер. Засыпьте в кратер соду, краситель, добавьте моющее средство. Кульминационную процедуру пусть проведет маленький испытатель.
Можно дать ребенку стакан с уксусом, но я советую воспользоваться небольшой пластиковой бутылочкой. Так удобнее будет выливать уксус в отверстие вулкана.
Впечатление будет незабываемым. Состав резко забурлит, запенится, «огненная лава» вспучится и с шипением хлынет по склонам пластилиновой горы.
Излишне напоминать, что подобные опыты с детьми требуют присутствия взрослых и осторожности в обращении с уксусом. Объясняем ребенку, что при соединении щелочи и кислоты начинается реакция с бурным выделением углекислого газа, который вспенивает залитую в жерло смесь. Рекомендуется проводить такие опыты с детьми шести-семи лет, они лучше смогут понять суть происходящего действия. Хотя такое эффектное зрелище понравится и трехлетнему малышу.
Как провести занимательный урок по химии на кухне и сделать его безопасным и интересным для вашего ребенка? Попробуем провести настоящий химический опыт - вулкан в обычной столовой тарелке. Для этого опыта потребуются следующие материалы и реактивы:
Кусок пластилина (из него мы сделаем сам вулкан);
Тарелка;
Уксусная кислота;
Питьевая сода;
Жидкость для мытья посуды;
Краситель.
Перечисленные выше компоненты легко можно найти в каждом доме или в хозяйственном отделе близлежащего магазина. Они достаточно безопасны, но, как и любые этот тоже потребует соблюдения правил техники безопасности.
Описание работы:
- Из пластилина делаем основание вулкана и конус с отверстием. Соединяем их, тщательно залепив края. Получаем пластилиновый макет вулкана со склонами. Внутренний размер нашей конструкции должен иметь окружность с диаметром около 100 - 200 мм. Перед установкой макета в тарелку или поднос проверяем наш вулкан на герметичность: набираем в него воду и смотрим, пропускает ли он ее. Если все в порядке - устанавливаем макет вулкана в тарелку.
- Теперь переходим к следующей части - приготовлению лавы. Засыпаем в наш макет вулкана из пластилина одну столовую ложку питьевой соды, жидкость для мытья посуды в таком же объеме и краситель, который будет окрашивать будущее извержение в соответствующий реальной лаве цвет. Чтобы добиться максимального сходства, можно использовать детские краски для рисования и даже обычный сок столовой свеклы. Этот химический опыт должен воссоздать в глазах ребенка в природе.
- Для запуска извержения необходимо залить в кратер четвертую часть чашки уксуса. В ходе соединение соды и уксусной кислоты ведет к образованию которая относится к нестойким соединениям и сразу же распадается на воду и углекислый газ. Именно этот пенный процесс и придаст нашему извержению вид настоящего вулкана с потоками лавы по склонам. Химический опыт закончен.
Демонстрация действующего вулкана в школе
Помимо описанного выше вида демонстрации безопасного извержения существует еще много способов получения вулкана на столе. Но уже эти опыты лучше проводить в специально подготовленных помещениях - школьных химических лабораториях. Наиболее известный всем со школьной скамьи вулканБёттгера. Для его проведения нужен дихромат аммония, который насыпают горкой, в вершине ее делают углубление. В кратер помещают кусочек смоченной спиртом ваты, который поджигают. В ходе реакции образуется азот, вода и Протекающая реакция очень похожа на извержение действующего вулкана.
Для запоминания, а также для развития эрудиции у детей хорошо связать такой химический опыт с каким-либо наиболее известным примером извержения в истории человеческой цивилизации, например, со взрывом Везувия в Италии, тем более что его замечательно и с пользой для кругозора можно проиллюстрировать репродукцией великой картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1827-1833 гг).
Небезынтересным для детей будет также рассказ о довольно редкой и полезной профессии вулканолога. Эти специалисты постоянно наблюдают уже потухшие и ныне действующие вулканы, делают предположения относительно возможного времени и силы их будущих извержений.
Эксперименты с водой для дошкольников должны быть увлекательными и отвечать интересам ребенка. Очень интересно прошла наша тема “Вода”, мы обыграли ее со всех сторон. Чтобы сделать кульминацию запоминающейся, я решила дать сыну те материалы, от которых он приходит в восторг. Географические знания в виде игры, что может быть лучше!
Сегодня мы узнаем и наглядно проверим как камни, которые откалываются от скал, становятся гладкими в воде. Дошкольники могут сами провести безопасный, но совершенно классный эксперимент – извержение вулкана. В конце мы узнаем, что вулканы бывают не только наземными, но и подводными. Посмотрим видео извержение подводного вулкана и проведем еще один интереснейший эксперимент – подводный вулкан в домашних условиях!
Извержение вулкана можно сделать и дома. У ребенка это вызовет взрыв восторга .
Итак, поехали! Мой дошкольник, трех лет девяти месяцев, очень любознателен. Это знакомо многим родителям . Не буду отвлекаться, начнем сразу экспериментировать с водой.
Вода камень точит
Чтобы увидеть своими глазами как вода камень точит, нам понадобилось:
- 1 пластиковая большая бутылка
- наждачная бумага
- лейка
- песок
- морской камушек
- молоток
Сначала мы поговорили о том, что на дне моря, океана, есть песок. Вспомнили как на берегу мы находили камушки, они были очень гладкие и приятные на ощупь.
Дайте ребенку потрогать, ощутить гладкие стороны камушка. Можно взять камушки найденные на берегу или декоративные.
А откуда они берутся в воде? Волны бьются о скалы, постепенно откалывая куски от них. Которые также разбиваются в воде и становятся гладкими.
И мы решили посмотреть как именно это происходит. Сначала Александр насыпал в бутылку песок, затем налил воду.
Мы взяли наш камешек и разбили молотком.
Каким он стал теперь? Он имеет острые углы, примерно таким он попадает в воду. Но как же он становится потом гладким? Александр складывает осколки в бутылку с водой и песком, и я предлагаю ему долго потрясти ее.
Когда ребенок проводит опыт сам, он глубже вникает в его суть.
Как ты думаешь, – спросила я Александра, – сколько времени нужно будет так делать волны в бутылке, чтобы камушек стал опять гладким? – Дооолго! – сразу ответил он.
И я предложила моему дошкольнику попробовать самому сгладить один из осколков камня.
Наждачная бумага может показать ребенку в ускоренном темпе как вода и песок точат камень.
Затем я поставила рядом ведерко песка и предложила сравнить текстуру песка и наждачной бумаги. Из чего мы сделали вывод, что камушки в воде становятся гладкими от постоянного перемещения течениями и волнами по песчаному дну. Которое в свою очередь их шлифует как наждачная бумага.
Извержение вулкана в домашних условиях
Тему вулканов я хотела затронуть давно, уже год лежит у меня модель вулкана и вот наконец я почувствовала, что момент подходящий. Такой как у нас при желании вы можете найти в Амазон под названием Uncle Milton Nat Geo Fire and Ice Volcano.
Начали мы с обычного вулкана. Рецепт прост, думаю что многие его помнят со школьной скамьи
- 1 чайную ложку соды засыпаем в кратер вулкана
- 2,5 столовых ложки уксуса наливаем в небольшой стаканчик (у нас продается только 5%)
- Туда же добавляем 6 капель моющего средства для посуды;
- 20 капель красного пищевого красителя и 10 капель желтого красителя;
А теперь любуемся извержением. Хочу сказать, что первый раз я попробовала сделать без ребенка, пока он был в садике. Меня мало впечатлило действо, так как хотелось брызг и настоящего извержения .
Но увидев лицо Александра во время эксперимента, я поняла все прелести этого устройства. Оно безопасно, ребенок способен провести его самостоятельно и всё вокруг остается чистым.
Александр повторял эксперимент 4 раза подряд и его лицо каждый раз было таким.
Ну что же, давайте поговорим о подводных вулканах. Мы вспомнили, что поверхность дна не ровная.
Коробка из под яиц хорошо имитирует морское дно. Для наглядности можно подкрасить воду.
А теперь займемся подводным вулканом. Если вы уже делали извержение вулкана дома со своими детьми из соды и уксуса, то может быть чуть подустали от одного и того же. А вот подводный вулкан в домашних условиях это нечто новенькое и точно не оставит равнодушными ваших дошкольников .
Нам понадобилось:
- Вода комнатной температуры
- Горячая вода (нужна помощь родителя!)
- Прозрачная емкость
- Маленькая прозрачная рюмка
- Деревянная палочка или трубочка
- Канцелярская резинка
- Красный пищевой краситель
Берем прозрачную посуду, я использовала стеклянную банку из под кофе, наливаем в нее воду комнатной температуры. Привязываем канцелярской резинкой деревянную палочку к рюмке. Теперь родитель должен налить несколько капель красного красителя в очень горячую воду и наполнить ею рюмку.
Будьте аккуратны с горячей водой, опыты должны быть безопасными, поэтому здесь я делала все сама. Теперь кульминация – медленно, аккуратно, перпендикулярно опускаем рюмку с горячей водой в емкость с водой комнатной температуры и наблюдаем извержение подводного вулкана! Вся горячая вода (лава) поднимается кверху, ни одна капелька не опускается на дно! Это происходит из-за температуры воды, молекулы горячей воды двигаются быстрее.
Возьмите прозрачную стеклянную посуду, чтобы ребенок все хорошо рассмотрел.
Извержение подводного вулкана видео
Чтобы посмотреть как провести эксперимент с подводным вулканом посмотрите видео ниже, оно очень интересное и познавательное.
Ну что же, вот и закончилось наше водное путешествие, уверена, что моим читателям было также интересно следить за ним. В этом посте я хотела показать вам, что эксперименты с водой для дошкольников увлекательны, познавательны и, как всегда, помогают наладить контакт родителя и ребенка.
Перед нами новый наборчик для любителей химических опытов из серии «Суперпрофессор». В этот раз нам предстоит наблюдать за извержением вулкана и за фараоновыми змеями.
Важно! Эти эксперименты нужно проводить только на природе – бывает много огня и пепла!
А о наших экспериментах, которые мы проводили дома смотрите в статьях « « ».
В этот раз мы решили начать свои химические опыты с оживления фараоновых змей.
Qiddycome: Серия «Лучшие химические опыты и эксперименты: Фараонова змея»
Для этого химического опыта нам понадобились:
- Выпарительная чаша
- Сухое горючее
- Спички
- Ножницы (или пинцет)
- Глюконат кальция – 3 таблетки
- Перчатки
Проведение химического опыта «Фараоновы змеи»
- В чашу кладем таблетку сухого горючего и поджигаем его.
- Щипчиками осторожно кладем на огонь таблетку глюконата кальция.
Таблетка превращается в фараонову змею, которая выползает из чаши и растет, пока не рассыпется в пепел.
Глюконат кальция нужно положить в центр горящей таблетки, тогда фараоновы змейки будут жирненькие 🙂 Мы сначала одну таблетку глюконата кальция положили в центр, а две по краям и на видео видно, как отличаются змейки по размеру. Потом мы передвинули глюконат кальция в центр и все фараоновы змейки весело заструились.
Посмотрите по видео, как ползают фараоновы змеи:
Научное объяснение химического опыта «Фараоновы змеи»
Когда глюконат кальция разлагается, то образуются оксид кальция, углерод, углекислый газа и вода. Объем продуктов разложения гораздо больше объема исходного продукта, поэтому и получается такой интересный эффект.
В наборе «Суперпрофессор» ингредиенты рассчитаны на трехкратное повторение химического опыта «Фараоновы змеи».
Qiddycome: Серия «Лучшие химические опыты и эксперименты: Вулкан»
Как и большинство блогомамочек, мы с Олесей делали несколько раз вулкан из соды и уксуса. Я думала, что и в коробочке будет что-нибудь подобное. Но я здорово ошибалась. Эксперимент по извержению здесь был совершенно другой – намного круче!
Для эксперимента «Вулкан» мы использовали:
- Выпарительная чаша
- Фольга (негорючий жаропрочный материал)
- Дихромат аммония (20 г)
- Перманганат калия (10 г)
- Глицерин – 5 капель
- Пипетка
- Перчатки
Проведение химического опыта «Вулкан»
- Стелим на стол фольгу и ставим на нее выпарительную чашу.
- Насыпаем в чашу дихромат аммония (половину баночки) и делаем на вершине горки углубление.
- В углубление засыпаем перманганат калия.
- Набираем несколько капелек глицерина и капаем на перманганат калия.
Через несколько минут наш вулкан загорелся. Сам! Без поджигания!
Вот видео нашего горящего вулкана:
Научное объяснение химического опыта «Вулкан».
Оказывается, что дихромат аммония горит сам по себе, если его поджечь. Но в нашем эксперименте в качестве запала сработала смесь перманганата калия и глицерина. Из-за реакции этой смеси начало выделяться тепло, которое и привело к возгоранию дихромата аммония.
Извержение горящего вулкана — потрясающий химический опыт ! Интереснее эксперимента мы, наверное, еще и не проводили!
Как ребенку доступно и интересно рассказать о том, что такое вулкан? Можно, конечно, вооружиться книжками с картинками вулкана в разрезе и пытаться объяснить на словах, как магма выбрасывается наружу. А можно и самим сделать вулкан в домашних условиях. Вы не только удовлетворите любопытство юного исследователя, но и пробудите интерес к различным наукам: географии, химии и геологии.
Сделать вулкан в домашних условиях очень легко. Простые продукты, которые можно найти дома, и нехитрые моющие средства позволяют создавать красивые эффекты. Рекомендуется проводить подобные опыты с детьми шести-семи лет: в этом возрасте они лучше смогут понять суть происходящего действия. Хотя такое эффектное зрелище будет интересно и малышу, и взрослому.
Цель эксперимента - сформировать у детей элементарное представление о природном явлении «вулкан», наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации).
Задачи :
- объяснить, как устроены вулканы и какую опасность они представляют;
- рассказать, что такое кислотно-щелочная среда;
- вызвать у ребенка исследовательский интерес;
- развить навыки самообучения;
- рассказать детям о существовании кислотно-щелочной среды.
Материалы и инструменты :
- колба или бутылка;
- картон для изготовления «горы»;
- пластилин, чтобы придать вулкану форму;
- вода;
- сода;
- лимонная кислота;
- пищевой краситель или гуашь оранжевого или красного цвета;
- средство для мытья посуды;
- емкость для смешивания ингредиентов и ложка;
- степлер;
- пластиковый контейнер;
- мелкие фигурки (разные виды животных, деревья, камни).
Ход опыта
1. Делаем вулкан.
Для начала нужно найти подходящую емкость. Можно использовать как колбу, так и небольшую бутылку из-под сока или йогурта. Чтобы придать бутылке вид горы, делаем заготовку из картона. Вырезаем круг, делаем один разрез по радиусу. Складываем круг в конус и прочно фиксируем степлером. Обрезаем верх конуса.
Внутрь фигуры вставляем нашу емкость - получился каркас вулкана. С помощью пластилина нужно придать вулкану форму: обмазываем картон пластилином, делаем «кратер», маскируя горлышко емкости.
Заготовку вулкана размещаем в пластиковом контейнере (или в тазу). Создаем антураж с помощью разных видов животных (динозавров, зверей), деревьев, камней. Насыпаем камни к подножию вулкана, расставляем деревья, расставляем животных.
2. Готовим 2 раствора «лавы»
Первый раствор: набираем в емкость воды на 2/3, добавляем пищевой краситель (или гуашь), несколько капель средства для мытья посуды (чтобы было много пены) и 5 столовых ложек соды.
Второй раствор: разводим лимонную кислоту (рекомендуемое соотношение - 5 столовых ложек на 1,5 стакана воды).
3. Запускаем «извержение»
Тщательно перемешайте смесь в емкости вулкана. Медленно вливайте в жерло раствор лимонной кислоты.
Наблюдайте за происходящим волшебством: спящий вулкан просыпается и превращается в огнедышащую гору!
Результат опыта
Из жерла вулкана извергается пена огненно-красного цвета.
Извержение вулкана (без красителя)
Научное объяснение
Вулкан извергается в результате взаимодействия двух веществ - соды и лимонной кислоты. В химии этот процесс называется реакцией нейтрализации. Кислота и щелочь (сода) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ. СО₂ вспенивает залитую в жерло смесь и заставляет массу переливаться через края кратера. Средство для мытья посуды заставляет «лаву» сильнее пузыриться. Рекомендуем провести еще один опыт с вулканом, но уже со светящейся лавой.