Что приготовить на поминальный обед в пост. Кутья – блюдо, о котором стоит знать больше. Морс из клюквы

Смерть близкого человека - это большое горе. Но, к сожалению, его не миновать. Если умер дорогой человек, то у близких появляется много вопросов. Где хоронить? Как правильно продумать меню? Столовая или кафе лучше подходят для проведения такого мероприятие? И это далеко не полный перечень вопросов. Мы сегодня поговорим именно о поминках.

Такая трапеза является не просто прием пищи, а обрядом, во время которого близкие вспоминают усопшего, его добрые дела. В ходе этого мероприятия люди читают молитву, обращенную к Богу. Они просят простить покойному все его прегрешения. Безусловно, что надлежащим образом должен быть продумать поминальный обед, меню которого нужно составить правильно. Чтобы вам было легче определиться с перечнем блюд, мы вам расскажем, что нужно готовить на это мероприятие и зачем.

Принципы поминального обеда

Сам обед должен быть простым. Его основная цель - поддерживать физические и душевные силы тех, кто пришел помянуть усопшего. Обязательно приготовлено все должно быть из свежих продуктов. Вот таким должен быть поминальный обед. Меню его может быть разнообразным. Здесь все зависит от традиций семьи, достатка, а также предпочтений людей, которые придут помянуть. Хотя, конечно же, традиционно не приглашают гостей, они сами приходят.

Поминальный обед - это не застолье, во время которого нужно пришедших накормить до отвала. Цель поминок - насытить гостей, поблагодарить их за участие, вспомнить усопшего, помолится за его душу. Здесь, как вы понимаете, главное - не еда, а люди - умершие и живые, которых объединило горе расставания.

Продумываем поминальный обед

Меню опишем немного позже, сейчас рассмотрим основные блюда, которые должны быть на этом обеде. Во-первых, (второй вариант - коливо). Что это такое? Это сваренная из зерен (риса, ячменя и другого), подслащенная медом и изюмом. Такое блюдо освящено на панихиде. Зерно тут является символом воскрешения души, а мед и изюм обозначают духовную сладость.

Что нужно?

Список продуктов невелик:

  • 0.5 килограмма риса;
  • 200 грамм кураги;
  • три ст. л. меда;
  • орехи (по желанию);
  • 200 грамм изюма;
  • 1 литры воды (для замачивания).

Как готовится блюдо? На ночь или на несколько часов зерна замочите в воде. Это необходимо для того, чтобы каша получилась рассыпчатой. Варить нужно до готовности. Ближе к концу добавьте мед, разведенный водой, а также изюм и курагу. Вот так и получается кутья.

Борщ

Это еще одно обязательно блюдо. На пять литров воды нам понадобится:

  • 700 грамм мяса на косточке (лучше всего говядины);
  • три картофелины;
  • две луковицы;
  • одна свекла (небольшая);
  • три помидора;
  • один перец болгарский (лучше всего использовать красный или зеленый);
  • одна капуста;
  • несколько горошин черного перца;
  • зелень;
  • соль.

Готовим борщ на поминальный обед

Для такого кушанья сначала готовится бульон из мяса на косточке (варится часа два). После чего туда нужно всыпать порезанный картофель. Затем возьмите сковороду, налейте в нее масло, поставьте на плиту, высыпьте туда нарезанный меленько лук. Через минуты три добавьте на сковороду морковь и свеклу (конечно же, тоже порезанные). Если так обрабатывать свеклу, то она сможет сохранить свой цвет.

Морковь же приобретет яркий, оранжевый оттенок. Овощи нужно томить на сковороде до того момента, пока они не станут мягкими. Помните, что морковь, лук и свекла сохраняют свой вкус и наибольшее количество витаминов, когда готовятся на сильном огне. Затем в бульон высыпаем содержимое сковороды, немного провариваем все, добавляем нашинкованную капусту, лавровый лист, несколько горошин черного перца, измельченные помидоры и сладкий перец.

Варим еще минут 15. Затем нужно попробовать блюдо и посолить. После чего можно выключать огонь и снимать борщ с плиты. Подавать блюдо нужно горячим, со сметаной. Можно посыпать зеленью.

Сладкое

Можно покупать пирожки, а можно испечь их самостоятельно. Мы предлагаем рецепт слоек с бананом. Что нужно?

  • упаковка готового теста (500 г);
  • бананы (грамм 200-300);
  • сахарная пудра (по вкусу).

Готовим сладкое на поминки

Возьмите готовое слоеное тесто. Дайте ему оттаять, затем раскатайте. Потом возьмите нож и прочертите им прямоугольники. На них выкладывайте банановую начинку (порезанный на небольшие кусочки плод). Затем соедините края теста так, чтобы начинка полностью оказалась в нем. Далее немного прищепите изделия. Выпекайте в заранее разогретой до 220 градусов духовке примерно пятнадцать минут. Изделия должны получиться подрумяненными. Готовые слоечки присыпьте сахарной пудрой.

Компот

Для приготовления можно использовать как свежие, так и мороженые фрукты. Компот не должен быть сладким или же чересчур кислым. Как готовить? Поставить на огонь пятилитровую кастрюлю с водой, дать ей закипеть, всыпать фрукты (примерно 1 литровая наполненная банка). Затем добавляем сахар (по вкусу) и варим до готовности (около часа).

Первый вариант меню на тридцать человек

Сейчас поговорим о том, каким должен быть поминальный обед. Меню после похорон может быть разным. Мы предлагаем свое:


Если вы будете проводить поминальный обед на год, меню такое вполне подойдет для этого мероприятия. Кутью, впрочем, можно убрать из списка. Она является обязательным блюдом лишь на поминках после похорон. А дальше - как пожелаете.

Второй вариант меню на 12 человек

Сейчас разберем примерное меню поминального обеда в кафе или дома (на сорок дней). Итак, список продуктов:

  • рыба жареная в кляре (килограмма два);
  • картофельное пюре (килограмма 2,5-3);
  • салат «Оливье» (килограмма два);
  • котлеты (штук 12, примерно 1,2 кг фарша);
  • бутерброды с красной рыбой или шпротами;
  • или картошкой (штук 12-15);
  • соленые огурцы и помидоры (примерно 1 кг);
  • 5 литров жидкости (вода + соки + компот)
  • конфеты и сладкие пирожки (по желанию).

Если вы планируете позже провести еще один поминальный обед, меню на полгода, к примеру, может быть таким же. Хотя, конечно же, можно подкорректировать список блюд по своему усмотрению.

Постный

Продумывая все, обратите внимание, не выпали ли поминки на пост. Если ответ положительный, то нужно скорректировать поминальный обед (меню). Постный набор блюд будет не только уместен. но даже необходим. Что подготовить на такие поминки? Как подкорректировать обычное меню, сделав его постным? Сейчас составим примерный список кушаний:

  • узвар;
  • постный борщ;
  • кутья;
  • постные пироги;
  • картошка с грибами;
  • капустные или морковные котлеты;
  • овощной салат (капуста, помидоры, огурцы);
  • винегрет.

Алкоголь

Мы детально описали, как правильно продумать поминальный обед, меню его мы тоже обговорили. Теперь затронем еще одну важную тему. «Какую?» - спросите вы. Стоит ли во время поминок употреблять алкоголь? На этот вопрос четкого ответа нет. Некоторые священники считают, что во время поминального обеда можно выпить немного красного вина. Церковь же осуждает употребление спиртных напитков во время такого обряда. Поэтому тут вы должны сами решить, нужен ли вам алкоголь на поминальном обеде или нет.

Заключение

Теперь вы знаете, как правильно сделать поминальный обед. Меню мы детально рассмотрели. Мы предложили вам пару вариантов примерных списков блюд для поминок. Надеемся, что наши советы помогли вам определиться с выбором кушанья на такой обед.

Освящение кутьи в греческой церкви. Фото: monastiriaka.gr

Каждый человек живет с глубокой внутренней уверенностью в собственном бессмертии и бессмертии своих близких. Да, он понимает и даже видит – люди умирают, но подсознание хранит спокойную уверенность – с ним и его близкими этого случиться не может. Таково свойство здоровой человеческой психики.

Когда в дом приходит беда – это всегда неожиданно и очень-очень больно. Люди в растерянности. Что делать?! Куда бежать?! Кто поможет?! Необходимо переделать кучу неизвестных до того дел в предельно короткие сроки. С чего начать, как сделать правильно?

Тут на помощь приходят люди, имеющие опыт, силы и, самое главное – доброе сердце.

Похоронные обряды, правила и традиции ведут родных покойного по заданному алгоритму, который, с точки зрения православных христиан, необходим для блага и спасения души усопших.

Поминальный ритуал существует во всех религиях мира. Считается, что жизнь души не прекращается со смертью тела, как и любовь живых людей к покойному. Живые могут общаться с умершим в процессе поминальных обрядов и способны своими молитвами и добрыми делами помочь его душе попасть в Рай.

Когда поминают покойного

  1. В день смерти , после чего душа покойного еще два дня находится с ангелами и ей позволяют ходить по земле там, где она захочет. А хочется ей домой, туда, где находится ее тело и любимые близкие. Считается, что добродетельная душа посещает места, где творила правду.
  2. На третий день , то есть, в день похорон, душа возносится на небеса для поклонения Богу. Третий, потому что умерший был крещен во имя Отца, Сына и Святого духа, веруя в Единосущую и Нераздельную Троицу. И еще потому, что в этот день меняется лицо (образ) покойного. А тем временем ангелы показывают душе умершего Рай, и на девятый день приводят ее к Богу.
  3. На девятый день , когда, с православной точки зрения, разрушается все тело, кроме сердца. А душу водят по местам, где грешил покойный, показывают Ад, демонстрируя муки грешников. Душа покойного приходит в ужас от увиденного и от осознания того, что и он тоже согрешил, о чем душа горько сожалеет и молит о прощении. Это продолжается до сорокового дня.
  4. На сороковой день , когда разрушается и сердце. А над душой покойного вершится Божий суд, определяющий, место ли ему в Раю или в Аду.
  5. В полгода и год по кончине, день рождения и день Ангела усопшего и на все соответствующие религиозные праздники ежегодно: в Троицкую, мясопустную, родительские, Дмитриевскую субботы, в канун Пятидесятницы и на Радоницу.

Зачем нужны помнки

Поминки – не просто трапеза, а обряд, в ходе которого близкие усопшего ВСПОМИНАЮТ его самого и его добрые дела, где пробуждаются воспоминания об умерших предках, к которым в молитве обращаются за помощью, и где молятся за упокоение души усопшего, стараясь облегчить ее муки. В своих молитвах, обращенных к Богу – Святой Троице, живые просят простить покойному все его прегрешения, которые были содеяны словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.

Собираясь всей семьей, души живых обращаются к помощи древних психологических механизмов, стремясь ощутить себя неотъемлемой частью своего рода, который их защитит, поддержит, наделит новыми силами. И в семейный круг вливаются новые душевные силы, любовь и сострадание, исцеляющее живых людей.

Кутья – сладкая поминальная каша

Для проведения поминальной трапезы первым делом надо заготовить кутью (ее еще называют “коливо”) – это ритуальная каша, сваренная из зерен: пшеничных, ячменных или рисовых; подслащенная медом или изюмом; и освященная на панихиде. Зерна являются символом воскрешения души, ведь чтобы они плодоносили, их нужно вначале закопать в землю, где они истлеют, давая ростки – то есть, новую жизнь.

С православной точки зрения, тело усопшего предается земле, чтобы истлеть и появится нетленным в момент всеобщего Воскрешения. А мед и изюм выступают как символ духовной сладости благ вечной жизни в Царствии Небесном. Соединяясь в готовое блюдо – кутью, они выражают уверенность живых в грядущем воскрешении умерших и бессмертии души.

Как готовить кутью : зерна замочить на ночь или на несколько часов, сварить до готовности так, чтобы каша получилась рассыпчатой. Ближе к концу добавить сахар или подогретый мед, разведенный водой (чтобы легче впитался) и изюм (который необходимо предварительно промыть, ошпарить кипятком и подсушить). Еще в кутью можно добавлять мак. Здесь можно посмотреть рецепт кутьи (пропорции, советы). И еще вариант .

Принципы меню поминального обеда

Сам поминальный обед должен быть:

  1. простым и строгим;
  2. поддерживающим силы: физические и душевные (ведь известно, что еда – отличный антидепрессант);
  3. приготовленным из свежих и качественных продуктов, чтобы не омрачить этот скорбный день другими несчастными случаями;
  4. способствовать беседе и сохранению тихой душевной атмосферы, где скорбящие люди, собравшиеся для духовного общения в память об усопшем, смогут немного отдохнуть.

Конечно, состав блюд во многом зависит от традиций семьи, ее достатка и того, кто, предположительно, придет помянуть (ведь на поминки традиционно не приглашают, люди сами приходят). Если вы думаете, что пришедших помянуть окажется примерно столько, сколько бывает гостей на большой праздник, и вы сможете приготовить поминальную трапезу силами своей семьи, проведя ее дома, и нет сил, времени на продумывание и реализацию сложного меню, предложите пришедшим обычный обед (ужин). Чтобы он был примерно таким, каким вы бы накормили семью в выходной день.

Традиционно на Руси для поминального стола готовились щи, каши, блины, пирожки, кисели (твердые, желеобразные – как приготовить, можно посмотреть в конце этого рецепта киселя) и компоты. Можно предложить следующее простое и относительно недорогое меню: борщ, гречневая каша, куриные котлеты, домашние заготовки (салаты, лечо, консервированные огурцы и помидоры), компот и слойки с банановой начинкой.

Конечно, при желании можно нарезать свежих овощей и фруктов, колбасы и мясных деликатесов, подать разнообразные салаты, селедку или другую соленую рыбу, бутерброды с икрой, паштетами, шпротами.

Думаю, хозяева сами определятся, есть ли в этом необходимость. Главное, помнить, что при поминании нет цели – накормить до отвала и поразить изысканностью, дороговизной и обилием блюд. Зато есть цель – насытить гостей, поблагодарив за помощь и участие, вспомнить усопшего, помолится за упокоение его души и отпущение его грехов, и оказать друг другу психологическую помощь и поддержку. Главное – не еда, а люди – живые и умершие, объединенные горем расставания и изменением жизни – земной и загробной.

Что приготовить на поминки

Итак, приступим к приготовлению поминальной трапезы.

Домашний борщ

Некоторые считают, что борщ на следующий день, настоявшись и загустев, становится только вкуснее. Потому, если мы решим приготовить его накануне, вкус блюда изменится, но не пострадает. Кстати, слово “накануне” произошло от греческого “канун” (корзина), в них в церковь для освящения приносили продукты, приготовленные для поминального стола.

Для борща готовим бульон из мяса с косточкой. На разогретую сковороду вливаем растительное масло, аккуратно ссыпаем мелко нарезанный лук. Как только уловили сладкий луковый дух, растекшийся по всей кухне, добавляем свеклу и морковь, нарезанные небольшими кубиками. При такой обработке свекла сохранит свой окрас, а морковь заиграет ярким оранжевым пламенем в свекольных глубинах.

Простой и вкусный борщ

Овощи будут томиться в сковороде до перехода твердого состояния в мягкое. Из кастрюли уже проливается аппетитный мясной аромат? Пора познакомить бульон с картофельными кубиками (нарезанные размером со свеколько-морковные. Компоненты блюда должны составить однородное ассорти).

Помните, что овощи сохраняют наибольшее количество витаминов и яркий вкус, когда готовятся на быстром и сильном огне. Чуть погодя засыпаем в бульон овощи со сковороды, и когда они немного проварятся, добавляем тонко нашинкованную капусту, чеснок, лавровый лист, несколько горошин черного перца, нарезанные кубиками помидоры и сладкий перец, разумеется, они должны быть размера, аналогичного остальным компонентам.

Уже осталось чуть-чуть. Пробуем. Посолили. Подсластили, если показалось, что надо. Добавили капельку лимона или уксуса, если свекла слегка потеряла свой шикарный цвет. Все.

Есть еще вариант приготовления борща с тертыми морковкой и свеклой (рецепт) .

Заранее можно приготовить и куриные котлеты . Это вкусное, недорогое, несложное блюдо.

Котлеты

Нам необходим куриный фарш – свежий или замороженный (если, оттаяв, он окажется слишком жидким, попробуйте слить лишнюю воду. Если не поможет, наши котлетки формой будут больше напоминать оладьи, что все равно вкусно).

В фарш добавляем натертый на крупной терке лук, чеснок, яйца (если он жидковат, яиц можно положить больше обычного) и геркулесовые хлопья.

Вымешиваем фарш, солим, можно слегка поперчить. И теперь формируем котлетки, предварительно обмакивая руки в мисочку с водой, чтобы фарш не приставал к ладошкам. Если же он был изначально жидковат, то зачерпываем ложкой будущую котлету и шмякаем ее на сковороду с горячим растительным маслом. Когда сторона, соприкасающаяся с дном сковороды, уже достаточно крепенькая и изменила цвет (тут уже на любителя, кому-то нравятся зажаристые, темно-коричневые с явно ощущаемой корочкой, кому-то – нежные, светлые), переворачиваем и обжариваем котлету с другой стороны.

Потом складываем ароматные мясные вкусности в кастрюлю, дно которой залито невысоким слоем растительного масла, где они остаются в ожидании все котлетной партии для дальнейшего тушения. Когда все котлетки уложены, доливаем воды примерно до середины мясной конструкции, накрываем крышкой и томим на медленном огне до появления ярких характерных ароматов. Совсем забывать о кастрюльке не стоит, иногда поглядывайте, может, стоит долить воды или немного встряхнуть, чтобы котлеты не пристали к посуде. Можно в котлетную водичку бросить лавровый лист и эстрагон.

Вот другие рецепты приготовления тушеных в кастрюле котлет и тушеных в духовке котлет с советами, точным составом продуктов, количеством штук.

Сладкое

Пока тушатся котлеты, можно испечь слойки . Для этого берем готовое слоеное тесто и бананы.

Почему именно эта начинка? Аромат бананов действует на человека успокаивающе, умиротворяющее, а вещества, содержащиеся в них, расщепляясь, вызывают ощущение счастья. Пусть это будет хоть и маленькая, но помощь людям, встретившимся за поминальным столом.

Если вам не нравятся бананы или вы хотите разнообразить начинку слоек, можно использовать сладкую творожную массу, кусочек яблока, сырные полоски или смесь тертого сыра и жирного творога, и другую начинку.

Раскатываем оттаявшее слоеное тесто (можно и дрожжевое, и бездрожжевое), прочерчиваем ножом прямоугольники, выкладываем начинку (в нашем случае – банан, нарезаем его поперек на 4-5 частей, если кусочки слишком крупные, можно разделить их вдоль на половинки).

Соединяем края теста, так, чтобы начинка целиком оказалась в слоеном плену, чуток прищипываем и выпекаем в предварительно разогретой духовке при t = 220*С минут 10-15, до подрумянивания. После чего можно присыпать слойки сахарной пудрой.

Компот

Когда варить компот ? Наверное, лучше накануне, меньше забот будет потом. Тут уже ориентируетесь на то, что у вас есть в запасе и на время года. Есть ли у вас замороженные ягоды или готовые банки с компотом/вареньем, или напротив – сейчас летняя пора и все необходимое в изобилии. Компот не должен быть очень сладким или чрезмерно кислым, для придания свежего и прохладного привкуса можно добавить в него веточку мяты или мелиссы и пару бутонов пряной гвоздики.

Ягоды, фрукты или варенье бросаем в кипяток, добавляем немного сахара и варим на сильном огне, очень быстро. Чуток прокипел компот (минуты 2-3) – сразу выключайте. Да вы и сами, наверняка, все это знаете.

Если сомневаетесь в пропорциях, на кастрюлю в 4-5 литров потребуется банка ягод емкостью в 0,7 – 1 литр или такой же объем нарезанных фруктов, 0,5-1 кг сухофруктов или 0,5 литра варенья (все зависит от того, из чего именно вы готовите компот. Некоторые фрукты и ягоды обильно выделяют сок, другие – очень сдержаны, маловыразительны и нуждаются в дополнении из кислых ягод или лимонного сока). Если у вас ягод меньше, не расстраивайтесь, кидайте все, какие есть, возможно, и этого будет достаточно. Вы попробуйте, если вкус компота достаточно насыщенный, ощутимый, значит начинки достаточно. Если слабенький: добавьте еще ягод (или варенья, или горсть сухофруктов, оставшихся от приготовления кутьи, например) или накапайте лимонного сока, чтобы появилась свежесть и приятная кислинка. Если собираетесь оттенить компот цитрусовой корочкой (лимон, апельсин, мандарин), то бросайте ее в готовый горячий напиток, чтобы она не варилась. Иначе – компот будет горчить.

По вопросу сахара – на этот объем воды начинайте с половины стакана и пробуйте, достаточно ли сладко. При приготовлении компота из сладкого варенья, сахар может не потребоваться. В любом случае, пробуйте и ориентируйтесь на свой вкус.

Если вам больше нравится кисель, можно сварить его (рецепт киселя).

Гречневая каша

На день поминок остается только приготовление гречневой каши , она сварится довольно быстро и не потребует больших усилий. Заранее можно приготовить для нее вареные вкрутую яйца, из расчета 1 яйцо на стакан крупы. Когда до трапезы остается минут 40, можно приступать.

Берем кастрюлю (не эмалированную) с толстыми стенками, похожую на чугунок, наполняем водой и крупой из расчета 2 стакана воды на 1 крупы.

Если у вас найдутся сушеные белые грибы – кидайте и их из расчета 1 гриб на стакан крупы. Они обогатят вкус и аромат блюда.

Ставим на очень сильный огонь. Накрываем крышкой. И выдерживаем в таком виде 4-5 минут после закипания, после – переходим на огонь средней интенсивности (и в этот промежуток добавляем в кашу слегка обжаренный и мелко нарезанный лук. Просто кидаем сверху. Он сам найдет дорогу в гречневые недра), а ближе к концу приготовления, когда воды стало значительно меньше – переходим на маленький огонь.

Пар играет ведущую роль в приготовлении каши, поэтому, следите за положением крышки, она должна плотно прилегать к кастрюле.

Запрещается перемешивать. Строго соблюденное соотношение компонентов и температурного режима, посуда с толстыми стенками, создадут правильную структуру блюда, там появятся поры для испарения лишней влаги, и любое вмешательство разрушит эту гармоничную гречневую конструкцию. И все это готовится 15-16 минут (если крупы берется от 1 до 4 стаканов. И чуть дольше, если крупы больше).

Переваривать не стоит. Может улетучиться особенный гречневый аромат, каша станет невкусной. Выключили? Теперь позвольте каше дойти, настояться, минут 5.

После чего, наконец, можно добавить мелко порубленные яйца и добавить ложечку-другую сливочного масла. Перемешать. Посолить. Перемешать снова. Вкусно?!

Считается, что это блюдо выступает как самостоятельное, оно не является гарниром. Когда вы попробуете, поймете, почему. Желательно подавать горячей.

Что будет на поминальном столе

Смотрите, что у нас получается . Есть сытный и очень вкусный борщ. Потом мы подаем гречневую кашу. К ней можно добавить нежные куриные котлеты. А можно съесть их и отдельно, с черным хлебушком, закусив соленым огурчиком или сладким перцем из лечо (которое будет приятно сочетаться и с гречневой кашей).

Если даже остановиться на этом, люди уже окажутся сыты. А у нас еще есть компот со слойками.

Конечно, кашу можно заменить картошкой, или подать на второе качественные готовые пельмени, или потушить картошку с мясом (все это готовится очень быстро, легко и стоит недорого). Можно сформировать стол из многочисленных овощных салатов и салатов под майонезом, колбасно-сырно-рыбно-овощной нарезки, конфет и печенья.

Примерное меню поминок после похорон

Вариант поминального стола на 25-30 человек, вот такое примерное меню для поминок:

  1. кутья,
  2. котлеты (3 кг фарша),
  3. жареные куриные бедрышки (поштучно, 30 шт.),
  4. картошка-пюре (ведро картошки),
  5. рыба в кляре (2 горбуши),
  6. копченая скумбрия (2 шт.), нарезанная кружочками,
  7. селедка (3 шт.),
  8. нарезка из колбасы, ветчины и сыра (каждого по 0,7-1 кг),
  9. салат Оливье (больше, чем на Новый год, объем в 3 литра),
  10. салат из помидоров и огурцов (по 2 кг + зелень и лук),
  11. бутерброды с красной рыбой (1 большая) на сливочном масле (пачка) и ломтиком огурца (возьмите из тех, что на салат);
  12. яблоки (2 кг), нарезаные дольками,
  13. хлеб, булочка (по 2 шт.),
  14. 2 вида конфет (по 2-3 конфеты на каждого гостя, всего около 1 кг),
  15. сладкие готовые рулеты (4 шт.);
  16. вишневый кисель (4 литра).
  17. Из других напитков: минералка (4-6 бутылки, ориентируйтесь на погоду, лучше побольше), Кагор (3 бутылки) и водка (3 бутылки).

Людей осталось на поминки 20-25 и часть блюд до конца не доели. Котлеты исчезли почти все, вместе с ними большой популярностью пользовалась минералка. Осталось прилично салата из огурцов и помидоров, немного Оливье, бедрышки (треть), нарезка, рулеты, немного скумбрии и селедки. Водки и вина тоже осталось много от первоначального. Но это – смотрите, как у вас в семье принято.

Могу сказать, что всего было даже много, можно было помянуть и значительно скромнее. На 9 дней так и получается, приходят самые близкие (их же значительно меньше, чем в день похорон) и поминают за простым, сытным ужином.

Примерное меню для поминок на 40 дней

Например, на 40 дней были поминки из расчета на 12 человек, поминальный стол состоял из следующих блюд.

Если поминальный день в 9 или 40 дней выпадает в пост, то следует приготовить постный поминальный обед. Что входит в него, какие блюда могут присутствовать на поминальном столе – читайте ниже. Общие правила проведения поминок читайте .

Если поминки 9 или 40 дней выпали на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье, так называемое «встречное поминовение». Делается это потому, что только в эти дни (по выходным в пост) совершаются Божественные литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, совершаются панихиды. Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминальный обед зовут лишь самых близких родственников.

Рецепт кутьи на поминки

Традиционное блюдо поминального стола у славян с давних пор считается . Самое простое и неприхотливое блюдо: на ночь замачивают зерна пшеницы, затем отваривают до мягкости, добавляют распаренные изюм и мак, мед. Можно пшеницу заменить рисом, однако эта традиция появилась намного позже.

Постные блины на поминки

Также на столе должны присутствовать блины. В постную неделю они готовятся без яиц и молока, однако это никак не сказывается на их вкусовых качествах. Для приготовления постных блинов смешайте муку, соль, сахар и сухие дрожжи, разводите теплой водой, добавьте растительное масло и оставьте на некоторое время в теплом месте, чтобы блины могли подойти.

Узвар или компот на постные поминки

Узвар (взвар) – это традиционный компот из сухофруктов с медом. Можно подать его современный аналог: компот из мороженых ягод или кураги. Однако не стоит заменять это блюдо газировкой и любой сладкой водой из бутылки, соком. Компот традиционно присутствовал на поминальном столе у славян с давних времен.

Традиционно на поминальном столе должны присутствовать пироги. Их еще раздают гостям после окончания трапезы.

Рецепт постных пирогов на поминки:

Тесто для постных пирожков делается по рецепту, приведенному ниже. В качестве начинки можно использовать грибы, лук, зеленый лук, щавель.

Для теста разведите дрожжи в 1,5 стаканах теплой воды, добавьте 200 г муки, размешайте и поставьте в теплое место отстояться на пару часов. Затем 100 г растительного масла перемешайте со 100 г сахара, влейте в опару, добавьте 250 г муки, оставьте еще на час.

Из готового теста сформируйте шарики и дайте им подойти. Затем шарики раскатайте в лепешки, в середину каждой положите грибную массу, сделайте пирожки, дайте им подойти полчаса на смазанном маслом противне, затем осторожно смажьте поверхность пирожков сладкой водой и выпекайте в духовке 30-40 минут на среднем огне.

Для остывания готовые пирожки накройте полотенцем. Снимайте с противня, когда они совсем остынут.

Первые блюда поминального обеда в пост

На первое приготовьте любой суп, щи или борщ, однако не на мясном бульоне, а с фасолью, бобами, чечевицей. Можно приготовить грибной суп-пюре. Если подать его с гренками, получится не менее сытно и вкусно, чем обычное мясное первое.

Вторые блюда поминального обеда в пост

На второе при постном поминальном столе подойдут блюда с грибами. Например, отварная картошка в грибном соусе, тушеный картофель с грибами, лапша с грибами. Можно приготовить рис с овощами (готовится как плов, только без мяса). Это довольно ароматное и сытное блюдо, вполне уместно на поминальном столе.

Можно приготовить соевые котлеты или даже соевые отбивные. Если не хотите покупать готовые соевые продукты в магазине, можете сами сделать капустные или морковные котлетки. После зажарки в сухарях, они станут достойной заменой своим мясным прототипам.

Ко вторым блюдам можно подать соленые и моченые овощи: огурцы, помидоры, кабачки (в общем, наведите ревизию своих дачных запасов). Винегрет, оливье без мяса и майонеза, любой овощной салат (огурцы + помидоры, капуста + огурцы) подойдут как гарнир.

Помните, что суть любого (хоть скоромного, хоть постного) поминального обеда не в том, чтобы вкусно поесть, а «подкрепить силы для молитвы за усопшего».

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

Тема поминок меня все никак не хочет отпустить. Совсем недавно написала об этом две статьи – по поводу организации и проведения годин, и о мусульманских поминальных традициях. Эти материалы прочитали несколько моих знакомых и затеяли со мной дискуссию.

Одна из них – дама в солидном возрасте – осудила меня за то, что я очень много пишу о еде и мало – о духовной составляющей поминальных мероприятий (хотя я сама так не считаю). Еще несколько человек упрекнули за упущение: я ничего не рассказала о поминках во время поста . Вот такой упрек действительно справедлив . И теперь пришла пора исправить оплошность. К этому меня подстегнул еще и один случай, который произошел на поминках моей двоюродной тети. Они состоялись совсем недавно, в недавно прошедший Рождественский пост , и были, мягко говоря, испорчены из-за недальновидности их организаторов.

Особенности организации и оформления поминального стола в пост (какие можно ставить блюда, какие нельзя, как себя вести за столом)

Дело в том, что моя родня со стороны отца не слишком религиозна и по поводу постов в принципе не заморачивается. Кажется, они и не знают толком, когда те посты вообще бывают. А незадолго до Нового года случились сороковины нашей тетушки – матери двоюродных братьев как раз по отцовской линии. Первые поминки (на которых я тоже была, конечно) прошли тихо и мирно в маленьком кафе и с участием только самых близких. А в этом случае все вышло менее идиллично.

Как я уже заметила, дело происходило во время поста, да еще и в среду. Людей пришло немало, так как тетя Валя была личностью известной в определенных кругах. Она много лет служила в консерватории – пела. И на сороковины собрались, кроме родни, ее бывшие коллеги и даже некоторые поклонники. Стол был накрыт традиционно поминальный, однако не постный. Это-то и вызвало недоразумение. Многие подружки и сослуживицы тети, как выяснилось, стали очень религиозными и теперь поют в церковных хорах. Вначале они просто сидели очень недовольные, ничего не ели и возмущенно переглядывались. Но когда родня начала говорить о покойной «под водочку», чуть не произошел настоящий скандал. Дамы стали выражать недовольство уже в открытую. Потом они встали, прочитали-пропели 17-ю кафизму и дружно ушли. Родня моя была сконфужена, а поминки скомканы.

Потом мои братья и их жены очень ругали старушек, посмевших так вызывающие выразить протест против происходящего. Если честно, я с ними спорить не стала. Зачем? Их бы, раздраженных и обиженных, в тот момент я все равно ни в чем не убедила. Но по факту с их позицией я не согласна в корне. Ведь, готовя такое сложное и деликатное ритуальное мероприятие, нужно все как следует продумать. Если поминки проводятся в пост и на них приглашаются верующие, а тем более воцерковленные люди, то и стол, и регламент должны соответствовать ситуации. То, что сами организаторы далеки от православных традиций, не освобождает их от необходимости уважать чужие убеждения и этические чувства.

Психология поминок всегда была тесно связана с их религиозным значением


Вначале их проводили, чтобы выразить свое почтение к уходящему в иной мир покойнику. Поминальные мероприятия, которые принято организовывать не только в России, но и в большинстве других стран, имеют древнее языческое происхождение. А язычники всегда придавали совместной трапезе мистическое и ритуальное значение. Считалось, что на погребальных тризнах мертвые едят и пьют вместе с живыми, поэтому именно застолье всегда было центром любых поминок. В наше время своих покойных поминают отчасти просто по обычаю, а отчасти для того, чтобы собрать за столом всех, кто был близок покойному. Родственникам бывает важно, чтобы люди сказали о нем хорошие слова, пожалели о его уходе. Многим это облегчает горе, помогает сбросить страшное эмоциональное напряжение, вызванное смертью. Современные мировые религии говорят о том, что поминать покойных надо молитвой и милостыней, а не едой или (тем более!) выпивкой . Отлетевшей душе важно, чтобы живые отмаливали у Господа все вольные или невольные грехи усопшего. Но прямого запрета на поминальные столы не одна из религий не накладывает, поэтому традиция эта продолжает существовать.

Люди поминают своих умерших в том числе и в посты . При этом, как показывает жизнь, к организации поминок в постные дни, а тем более в период длительных постов надо подходить особенно внимательно. Если семья, которая устраивает такие трапезы, не религиозна, но в поминальных мероприятиях предполагается участие верующих людей, то подумать об их чувствах будет просто хорошим тоном. Ну а христианам и вовсе не стоит забывать о требованиях поста . Иначе скоромными поминками можно не только не помочь душе покойного (для чего, по идее, все и затевается), но и повредить ей.

Значение п
оста
в христианской культуре очень велико. Пост – это прежде всего воздержание, которое мы совершаем во имя Иисуса Христа. Так мы жертвуем своими телесными удовольствиями в пользу духовной жизни. Большинство людей воспринимают это время, в первую очередь, как необходимость временного отказа от определенных видов пищи и питья. В основном, от мясного, молочного, жирного, от всяких роскошных яств. И, конечно, от спиртного. Перечень нежелательных продуктов у разных людей бывает неодинаковым. Например, больные, беременные, дети и люди, которые по жизни связаны с большими физическими нагрузками, не постятся вообще или ограничивают себя частично. Однако в пост недостаточно только не есть скоромного. Иоанн Дамаскин как-то верно подметил, что в таком случае святыми были бы все коровы. А один мой знакомый остроумно сказал, что пост многие воспринимают только как «вкушение священного картофеля» и при этом грешат хуже неверующих: ругаются, гордятся, осуждают всех вокруг. На самом деле, кроме физического воздержания, очень важны молитва и духовное совершенствование.

Христианские посты бывают:

Однодневные – это

  • каждые среда и пятница (дни предательства и распятия Спасителя);
  • крещенский сочельник;
  • день усекновения главы Иоанна Крестителя;
  • праздник Воздвижения Креста Господня.

Многодневных постов четыре:

Конечно, степень строгости поста может варьироваться индивидуально. Сами священнослужители говорят, что в вере все должны брать на себя посильную ношу. Фанатизм и чрезмерность никогда ни к чему хорошему не приводят.

Вот был у меня в жизни случай, противоположный тому, что я описала в самом начале. В студенчестве я жила на квартире у одной бабули. Она была очень набожная, постоянно ходила в церковь, читала Библию, молитвы. И постилась, конечно. Причем старалась придерживаться монашеского поста – с сыроедением и всеми прочими строгими ограничениями. При этом баба Шура была большой любительницей покушать, и после окончания постного периода просто-таки набрасывалась на яйца и мясо. Дело доходило до больницы, так как старческий организм был в шоке от таких резких перемен в питании. И вот однажды она пошла на поминки примерно в середине какого-то поста (кажется, Петрова). Стол там был скоромный, соблазнительный, и бабушка не удержалась. Она так наелась с голодухи, что дело кончилось операцией по поводу желчного пузыря. Который ей благополучно и вырезали.

Это я к тому, что во всем должна быть мера. И поминальный стол во время постов, даже в среду и пятницу, не обязательно делать совсем уж скудным. Не возбраняется поминать и в Великий пост, только 9-й, 40-й дни и годины с будней лучше переносить на выходные. А если день похорон вышел на среду или пятницу, то на стол по правилам подается всякая растительная пища без какого-либо масла. Но в наши довольно изобильные продуктами времена можно достойно выйти и из этого непростого положения.

Меню постных поминок

может быть удивительно разнообразным. Причем основные традиционные кушанья и в этом случае остаются прежними, только готовятся они без использования продуктов животного происхождения.

  1. Кутья. Говорят, что это блюдо имеет греческое
    происхождение, а само слово переводится как «вареная пшеница».
    В Древней Греции кашу (в основном ячменную) с фруктами посвящали покойным предкам. А в христианской Византии она стала освящаться в храмах. Там ее называли колиба , что соответствует другому нашему названию кутьи – коливо . Есть и еще наименования кушанья: канун, сыта и сочиво. Его готовят из вареного риса, пшеницы, ячменя. В кашу добавляют медовую воду, изюм, иногда мак и орехи. Сами зерна – основа кутьи – символизируют возрождение, бессмертие. Сладость и разные вкусные добавки в ней – это знак благости вечной жизни на Небесах. Такую кутью освящают в церкви, с нее начинается любая поминальная трапеза.
  2. Блины и оладьи готовят без яиц и на воде. Они считаются символами солнца, умирающего вечером и воскресающего с рассветом. Их едят после кутьи. На постный стол хорошо подать для этого розетки с медом.
  3. Принятые у нас на поминках первые блюда тоже очень выручают в пост . Можно сварить или заказать борщ с фасолью, лапшу на овощном отваре, похлебку из круп и картофеля. Считают, что пар от горячего помогает душе подняться в небо.
  4. На второе подают разные каши с постным маслом или салаты из свеклы, моркови, репы, редьки и т.д. Каши, как и кутья, ассоциируются с вечностью бытия. А с точки зрения гастрономической – разнообразят стол. Можно приготовить каши из гречки, перловки, того же риса и т. д. Главное – на воде.
  5. В пост часто бывает разрешена и рыба. Ее готовят на такие поминки жареную, печеную. Подают селедку и салаты с ней (тот же под шубой с постным майонезом), шпроты и прочие консервы, рыбные пироги. На греческом название рыбы звучит как ихтиос . После появления христианства слово сразу стало восприниматься как аббревиатура, в которой закодировано имя Иисуса. А сама рыба в ранний период развития религии была тесно связана с символикой спасителя. Поэтому на христианских столах рыбные блюда стали рассматриваться знаком христианской веры.
  6. В поминальные пироги , кроме рыбной начинки
    , можно положить рис, гречку, фасоль, щавель с медом, картофель, капусту, морковку. Постных начинок очень много, а мучное на русском поминальном столе всегда было традиционным.
  7. Кроме этих блюд, на стол ставят разные овощные салаты и нарезки, жареные и соленые (маринованные) грибы, прочие соленья . Допустимы и фрукты: бананы, цитрусовые, яблоки. Только не переборщите с разносолами: пост – не время для чревоугодия.

В качестве напитков подают традиционные квас, компот, кисель, медовая вода . Для желающих можно запасти минералки, газировки и покупных соков. Относительно спиртных напитков существуют разночтения. Некоторые утверждают (и в чем-то они правы), что в некоторые дни поста , когда разрешено вино, на поминках можно выпить спиртного. Однако сама Церковь считает, что делать это совсем не обязательно, чтобы не превращать все в обычное мирское застолье. Особенно строгий запрет на это дело священники налагают в Великий пост .

Поведение на поминальных мероприятиях

в постные дни почти не отличается от того, как надо держать себя в таких случаях вообще. То есть за столом недопустимы развеселые беседы и вообще громкий разговор и общение на посторонние темы. Одежда на пришедших должна быть спокойных, желательно темных тонов. Наряжаться как-то особо – это и дурной тон, и нарушение обычаев . Женщинам желательно не накладывать на лицо заметный макияж. Лучше, конечно, вообще не краситься. И не приходите на поминки незваными.


Считается важным заказать службы
в церкви. В частности, 40 литургий. Очень хорошо обратиться для этого в разные монастыри, так как в них идут ежедневные службы. Многие заказывают годовое чтение церковной Псалтири. Ну и конечно, ставят заупокойные свечи и молятся – и в храме, и дома. И еще подают милостыню. Воцерковленные люди вообще в пост ограничиваются лишь церковным поминанием, а гражданские застолья считают совершенно лишними.

Я думаю, в этом есть смысл. Ведь для души главное – молитва, отмаливание ее грехов. Но все-таки имеется что-то и в общем застолье. Если, конечно, еда и, главное, выпивка не становятся для собравшихся основным поводом встречи. После хороших, правильных поминок есть ощущение того, что душа «отпущена». И смягчено горе. И пришло смирение, понимание неизбежного. Просто в постные дни можно время застолья сделать покороче, речей слишком длинных избегать, стараться не делать прощальные слова похожими на тосты – как это произошло на поминальном вечере у моих двоюродных. Попробуйте совместить строгую духовность веры и канона и искреннюю душевность людей, которые любили ушедшего и поэтому пришли сюда. Это и будет, наверное, ближе всего к идеалу.