Как русские пьют чай. Правила русского чаепития. Влияние на промышленность и торговлю

Конечно, чай - не исконно русский напиток. Однако за те столетия, что его пьют в России, он сильно повлиял на культуру страны, причем не только на кулинарию и этикет. Этот горячий напиток способствовал развитию международной торговли, промышленности и народных промыслов. Сегодня Россия занимает одно из первых мест по его потреблению на душу населения. Но несмотря на это, мало кому известно, как на Руси появился чай и кто его первым привез на родину. А ведь история более, чем занимательная.

Только легенда

Конечно, точной даты появления чая на русской земле не существуют. Однако все историки сходятся во мнении, что произошло это в 16-17-м веках - даже раньше, чем в Англии и Голландии. По одной из версий впервые чай попробовали еще при Иване Грозном атаманы Петров и Ялышев. Согласно сведениям известного собирателя древних текстов И. Сахарова, это произошло в 1567 году. Однако позднее историки высказывали другую версию о том, кто завез чай в Россию.

Первые русские дегустаторы...

Так, в 1638 году русский посол Василий Старков был отправлен с миссией к монгольскому хану Алтану Кучкуну. В подарок ему были предпосены золотая утварь, дорогие соболиные меха, дикий мед и сукно. Хану так понравились русские дары, что он в ответ отправил целый караван. Среди подарков было и четыре тюка чая.

Однако русский царь не сразу оценил сушеную траву, посчитав ее негодной. Только после подробных расспросов Василия Старкова был оценен по достоинству, но без регулярных поставок из Китая быстро забыт.

Вспомнили о нем только почти 30 лет спустя, когда занемог уже его сын - царь Алексей Михайлович. Придворный лекарь предложил чай в качестве целебного напитка. Долгое время чай считался именно лекарством. Все изменил дальнейшей поход хана на Москву. С конца 17-го века чаепитие становится частью русской культуры.

...и первые чайные традиции

Так, доставка в Россию, вплоть до 19-го века, осуществлялась сухопутными караванами, которые шли из Китая целых 16 месяцев. Стоимость чая была высокой. Такой напиток был явно не по карману обычному русскому человеку. Его в основном могли себе позволить члены царской семьи, бояре, дворяне и богатые купцы. Именно в это время наличие чая в доме считают признаком достатка и зажиточности и появляются на Руси свои чайные традиции.

Так, в отличие от Китая, его было принято пить в большой компании, подавая к нему варенье, выпечку и другие сладости. Заваривали чай в специальных затем разбавляли кипятком. Так этот горячий напиток пьют только в России - это национальная традиция. Появление чая на Руси привело к изобретению самовара, который как нельзя лучше подходил к русским чаепитиям.

С открытием же Сибирской железной дороги (в конце 19-го века) и началом экспорта чая из Цейлона и Индии, стоимость напитка резко снизилась и его стали пить уже повсеместно. Конечно, знать по-прежнему предпочитала элитные сорта из Северного Китая. Крестьяне и городские жители отдавали предпочтения более дешевым индийским сортам или даже суррогату. Именно чай был первым продуктом, который стали подделывать в России.

Влияние на промышленность и торговлю

На Руси тесно связана с развитием международных торговых отношений и развитием промышленности. Долгое время чай привозили из Северного Китая, совершая длинный переход через Сибирь, что немало способствовало развитию этой части страны как промышленного и торгового центра. Тот же Иркутск, вплоть до начала 20-го века, был перевалочным пунктом для всех чайных караванов. К тому же в Китай из России возили взамен сукно, пушнину и мед. Товарооборот к концу 19-го века между странами составлял 6 миллионов рублей - треть от всего импорта в Российскую империю.

К тому же после того как на Руси появился чай, стали возникать новые фабрики и заводы. Так, Тула стала центром производства самоваров. Уже в середине 19-го века на 28 разных фабриках их делалось до 120 тысяч в год. По сей день одним из символов России считается расписной тульский самовар. Также в конце 18-го века начинается производство русского фарфора, чему весьма способствовала русская императрица Екатерина II. Существовало немало частных мануфактур, изготавливающих его для массового рынка. Лучшие изделия, ставшие впоследствии также частью русской культуры, выпускали на (сегодня - Ломоносовский).

Чаепитие по-русски

Сегодня уже трудно представить Россию без чая. Его влияние на русскую культуру сложно переоценить. Ежедневно каждый житель страны выпивает минимум 3-4 чашки в день. Есть и свои традиции. Так, какое оно - чаепитие по-русски? И чем так отличается от восточной церемонии, где главное - это погружение в свой внутренний мир? И почему вслед за тем, как на Руси появился чай, его стали считать символом гостеприимства?

Так как русских всегда отличали щедрость и доброта, то согревающий чай быстро стал восприниматься как возможность показать свое расположение дорогому гостю. Именно поэтому на Руси всегда подавали к нему всевозможные лакомства - калачи, баранки, домашнее варенье и дикий мед. Также только в России было принято пить чай "вприкуску". Считалось, что только так можно насладиться его неповторимым вкусом. А и вовсе называется во всем мире русским. Еще одна национальная традиция - пить чай из стеклянных стаканов с подстаканниками.

В целом же можно сказать, что русское чаепитие - это, прежде всего, долгая, неторопливая беседа. Именно на чай приглашали и приглашают друзей, родственников и коллег, когда хотят наладить или укрепить отношения.

Собственное производство

Китайское и индийское происхождение чая, ввозимого в Россию, делало страну зависимой от импорта. Однако долгое время считалось, что вырастить русский чай невозможно из-за неблагоприятных природных условий. Впервые это удалось сделать только в 1817 году на территории Крыма. Однако дальше экспериментальных и выставочных образцов дело так и не пошло.

Промышленное производство было налажено только в Советском Союзе. Немало этому поспособствовала любовь И. В. Сталина к этому напитку. Уже в начале 20-го века был успешно собран первый урожай русского чая на территории Грузии. Затем его стали выращивать в Азербайджане и Краснодарском крае. Пик популярности нацинального продукта пришелся на 70-е годы. Однако стремление руководства удешевить себестоимость привело к резкому снижению качества напитка. Как следствие, спрос на местный чай у населения упал.

Влияние на культуру

Сегодня чай - неотъемлемая часть руссого достояния. Его с удовольствием пили Л. Толстой, Ф. Достоевский и А. Пушкин. Появилось масса устойчивых выражений о нем. Пожалуй, самое известное из них - "дать на чай". А "Купчиха" и вовсе стала своеобразным гимном русскому чаепитию. Сложно переоценить значение этого напитка для России. И не важно, как на Руси появился чай, но без него страна была бы совершенно другой.

Екатерина Качура-Фалилеева

Вот уже несколько дней я читаю удивительные истории про российские чайные традиции и просто восхищаюсь отдельными авторами этих рассказов – это какую же надо иметь фантазию! Я ещё как-то пережил «древние школы русских боевых искусств» и даже «боевой гопак». Однако, церемония русского чаепития – это уже за гранью моего разума.

Я не буду сейчас цитировать бред про «вековые русские исконные чайные традиции», а очень коротко перескажу историю о том, как чай появился в России и как со временем менялись «незыблемые» традиции потребления этого напитка. Правда, честное слово, может быть намного интереснее придуманных традиций.

История появления чая в России

Полина Лучанова

Существует несколько теорий появления чая в нашей стране. Есть теория от западников (вот, даже и чай у нас без политики не обходится) про то, как Пётр I завёз в Россию кофе, трубки с табаком, кургузые венгерские кафтаны, бритые подбородки и чай. С западниками спорят славянофилы, которые вспоминают о казачьих походах в Китай ещё в самом начале шестнадцатого века. Вспоминают и царя Михаила Фёдоровича Романова, которому китайские послы привезли несколько ящиков чая.

Дорогие мои! Если мы говорим о русском чаепитии, как о национальной традиции, то почему вспоминаем о Михаиле Романове и его потомке Петре? Ну завезли они (или подарили им) чай и что? У бывшего министра Улюкаева при обыске нашли 3-х килограммовые золотые монеты. Могу ли я утверждать, что у россиян в начале двадцать первого века появилась традиция отливать из золота монеты в три килограмма весом?

Чай, как напиток, появился в России задолго до Романовых и случилось это явление ещё во времена монгольского нашествия. Можно предположить, что про чай знали казаки сибирские и казаки уральские, которые просто не могли не общаться со своими восточными соседями, которые этот самый чай употребляли просто очень давно.

Однако, отечественный потребитель много веков выбирал отечественного же производителя и предпочитал свои прохладительные напитки: квас (которого было огромное количество видов), сбитень, всевозможные фруктовые и ягодные взвары и перевары, меды и даже щи, которые были так газированы, что требовали специальной крепкой посуды.

Наступление чая на Россию началось в самом конце семнадцатого века. Сначала чайным городом стала Москва, потом центром чайной торговли стал Нижний Новгород. В те времена чай был достаточно дорог, а потому пили его, в основном, аристократы и богатые купцы. Можно сказать, что где-то в конце семнадцатого века в России появилась мода на «утончённую западную жизнь». Просвещённые европейцы кваса не пьют. Они кофе кушают и чай. Вот и потянулись «элиты» за модой.

Однако, постепенно цена на чай снижалась, поскольку чай в Китае не покупали, а меняли на ткани, выделанные кожи, изделия металлургии. Соответственно, с развитием промышленности в России снижалась себестоимость собственной продукции и автоматически, поскольку торговля была меновой, снижалась стоимость чая.

Главной проблемой была доставка. Россия была единственной европейской страной, которая доставляла чай сухим путём. Были в такой доставке плюсы (чай плохо переносил морские путешествия и существенно терял в качестве), но был и большой минус – тысячи километров на лошадях. Это очень долго, а потому и очень дорого.

И только к началу девятнадцатого века чай начали пить все сословия. К этому времени построили Самаро-Уфимскую и Екатеринбургско-Тюменскую железные дороги, что существенно ускорило доставку. А кроме того чай начали ввозить морским путём, в том числе из Индии и с Цейлона. Цена на чай просто рухнула и пить его начали все сословия. В 1886 году чай был введён в состав армейского пищевого довольствия, а с 1890 года чаем начали поить и рабочих на фабриках.

Аристократы пили дорогой китайский чай элитных сортов и европейские ароматизированные сорта чая. Купечество предпочитало чай чёрный, с хорошим тёмным настоем, не такой крепкий, как заваривали в среде аристократов, но в гораздо больших количествах. Простой народ, традиционно, пил чай низкосортный. В те же времена появились и первые фальсифицированные чаи.

Нужно сказать, и в девятнадцатом веке чай пили не во всей России. Пили чай в Сибири и на Урале, на Нижней Волге, в Москве и её окрестностях. А вот Петербург долгое время предпочитал кофе. Не пили чай на Украине, в Белоруссии, на Дону и на Среднем Поволжье. В первой половине 19 века 60 % ввозимого в Россию чая потребляла Москва. Однако, к концу девятнадцатого века чай распространился уже по всей территории Российской империи и страна вышла на первое место в мире по потреблению чая (исключая Китай, поскольку по потреблению чая в Китае как не было статистики тогда, так нет её и сейчас).

В конце 19 века чай начали выращивать в России. Кстати, выращивали очень приличные сорта, которые получали медали на международных выставках и оценивались знатоками даже выше ординарных китайских чёрных чаёв.

Борис Кустодиев

Самые первые чайные ритуалы и традиции появились в России в конце восемнадцатого века. Эти традиции формировали два сословия: дворянство и купечество. Дворяне предпочитали английскую чайную церемонию – безукоризненно сервированный стол, фарфоровые сервизы, молоко и сливки, сахар и утончённый разговор о высоком.

Чай подавали в сухом виде, в специальном чайнике. Чай заваривался непосредственно за столом и заваривался очень крепким.

Впрочем, очень скоро английские традиции были подкорректированы на русский лад –появились резные стаканы и серебряные подстаканники для мужчин. Дамы пили чай из фарфоровых чашек. В чай начали добавлять ром. Потом чай появился на открытых верандах, уже не в чайнике, а в самоваре, на стол начали подавать варенье, мучные изделия, конфеты. Это уже традиции помещичьего чаепития. Лето, загородный дом, гроздья сирени и розовые кусты, романтический закат. В общем, «как упоительны в России вечера».

У купечества были свои чайные традиции – обильный стол с самоваром, варенье и мёд, обилие выпечки, от сушек и бубликов до пирогов, «двухаршинные осетры; белуга в рассоле; «банкетная телятина»; белая, как сливки, индюшка, обкормленная грецкими орехами; «пополамные растегаи» из стерляди и налимьих печенок; поросенок с хреном; поросенок с кашей». И питьё чая из блюдца. Купечество пило чай со вкусом – долго и много. При такой трапезе многократное заваривание чая было не совсем удобно, а потому появился большой заварочный чайник в котором чай заваривался очень крепким, а потом разбавлялся кипятком из самовара непосредственно в чашке. Так появилась чисто русская традиция двухчайниковой заварки, которая, в целом. Существует и до настоящего времени. В тот же период появилась и «баба на чайник».

Отдельной традицией был «чайный общепит» царской России – чай в трактирах подавали «парами», в двух чайниках: малый чайник с заваркой и большой с кипятком, клиент сам наливал в чашу заварку и сам разбавлял её кипятком по своему вкусу. В трактирах вспомнили аристократическую «привычку» пить чай из стаканов – стекло было дешевле фарфора, да и стакан можно было использовать не только для чая, но и для подачи спиртного.

В буфетах и дешёвых трактирах чай подавали прямо стаканах. А поскольку цену брали именно за стакан, то посетители требовали наливать чай до краёв стакана. Так появилась ещё одна традиция – наливать гостю полную чашку чая. Чай, не в дешёвом трактире и для дорогого гостя ничего не жалко.

Чай в трактирах пили с разнообразными закусками, под деловые или душевные беседы.

Несколько позже в Росси появилась и мещанская чайная традиция. Тут финансовые возможности были поскромнее, а амбиции были почти аристократические. Чай пили для беседы. На заварный чайник полагалась одна чайная ложка сухого чая, чай выдерживали 15 минут и разливали по чашкам, а потом ещё и разбавляли кипятком. Подавали к чаю и простые закуски. Обязательной частью мещанского чаепития была культурная программа – изначально это было исполнение песен под гитару. Так, кстати, появился русский городской романс. Ещё одна русская чайная традиция.

Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных в трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, «с устатку», «с холоду», «с дороги». Чай считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало по малу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце, ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты».

В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы. Чай впервые привезен в Россию только в 1638 году. Из Москвы были отправлены послы – боярский сын Василий Старков и Василий Неверов – к монгольскому хану. Польщённый подарками, хан в свою очередь послал ответные дары. Среди них оказалось двести пачек с какой-то травой. Послы вначале отказывались от такого подарка. Московский царь одарил Алтын-хана соболями и другими ценными дарами, а в ответ...сушёная трава! Только после уговоров они «негодный товар» приняли. Это был чай. К удивлению послов, неведомый до селе напиток пришёлся государю по вкусу и чайные дары монгольских правителей стали приниматься с большим удовольствием. С 1679 года, то есть после заключения договора с Китаем о поставках в Россию чая, его питьё стало модным среди высшей знати, дворян. Правда в начале его принимали как лекарство при разных «хворях».

А вскоре вкусный и ароматный напиток нашёл себе место и за столом.

В плоть до конца XVIII века его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком. В те годы он заваривался иначе чем сейчас, на одну средних размеров чашку приходилось около 50 грамм чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался. В «мужской чай» часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя. К примеру девицам полагалось пить только «девичий чай» основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети XIX века особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада. Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды» все от мала до велика, миллионер и поденщик пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский.

Чай в России вероятно, с начала XIX века пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки – фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагающейся внутри его. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда он проникает во все поря тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение.

Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время не пришёл гость, для его ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии по старшинству. Под образами сидели самые почётные гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери. Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием «На здоровье!». Принимая чай полагалось отвечать; «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам».

В чашки наливалась крепкая заварка, разалевшаяся кипятком из самовара. Кроме самовара на стол ставился чайник для заварки. Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывали специальными грелками из плотного материала. В народе их называли «баба на чайник». Кроме колоритных русских красавиц такие грелки могли принимать форму сказочных животных, матрёшек и часто являлись настоящими произведениями народного декоративного искусства. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок. В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полна», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающий.

Такими словами Н. Заболоцкий охарактеризовал главный атрибут русского чаепития – самовар. Самовар в России – больше, чем предмет кухонной утвари. Это символ уюта, домашнего тепла, он – живое существо, настоящий хозяин дома. Без него просто невозможно представить традиционное русское чаепитие.

Самовар обычно ставили либо на середину большого обеденного стола, либо на отдельный маленький столик. Для сервировки подбирали цветные скатерти и салфетки ручной работы. Середину стола покрывали узкой дорожкой, на которую ставили тарелки с угощением. На блюдце ставили чашки ручкой вправо, а за чашку также ручкой вправо кладется чайная ложечка. Сливки, сахар, заварочный чайник ставили на стол. Одной из важных составляющих русского чаепития является лимон, нарезанный тонкими кружочками.

Каждому гостю предоставлялась тарелка для пирожков и сладостей, на которую бережно клали красиво сложенную салфетку. Приборы и чашка размещались справа от тарелки, а уж если гостя потчевали мёдом или вареньем, то подавалась розетка, чайная ложка и блюдце для косточек. Интересно что в самоварах всегда ценили «музыкальность». Дело в том что перед закипанием самовара начинал петь, что придавало чайному столу уют и домашнее тепло: «Вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso – cantante и вдруг спустится в певучее mezzo – soprano замолкнет на минутку, как будто раздумывая о чем-то, и зальётся опять звонкой песней, то радостной, то заунывной». Самовар – император белых чашек.

Русская чайная церемония всегда была богата разносолами. К чаю можно подавать практически все: бутерброды и пирожки с разными начинками, сладкие и соленые печенья, кексы, изделия из сдобного теста, шоколадные конфеты, лимон, мёд. С таким количеством разнообразных закусок можно не один час провести за приятной беседой вокруг самовара.

Исключительно русской является традиция пить чай с сахаром. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай внакладку, опуская кусочки сахара в чашку или прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, то есть в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за её верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу. Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко.

Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, пит внакладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить ещё одну чашечку и ещё одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в неё, сразу не остывал. Известный исследователь середины XIX века А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт и не переводя духу, оботрётся полой и снова за чашечку». Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие, являлась чашка, перевёрнутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам, дуракам, в будни чай пить», - говаривали крестьяне. Пить чай садились к концу пиршества, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни. В купеческих домах чаи могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером.

«Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал»

А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»

Употребление чая в России нашло отражение и в классической литературе, из которой сегодня мы можем узнать, как, с чем и сколько пили чай в старину. Рассказчик в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с любовью говорит о возможности выпить чаю на чужбине: «Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу».

Любителем и ценителем чая был Н.В. Гоголь. Да и сами гоголевские герои не уступают автору в потреблении чая: дамы пьют его со сливками, провинциальная помещица – с фруктовой наливкой (Мертвые души), мелкие петербургские чиновники «рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлёбывая чай из стаканов с копеечными сухарями» (Шинель).

Детальное описание того как в старину подавали чай, встречаем у Ф.М. Достоевского в «Бесах»: Баба скоро внесла чай, то есть большущий чайник горячей воды, маленький чайник с обильно заваренным чаем, две большие каменные, грубо разрисованные чашки, калач и целую глубокую тарелку колотого сахару».

Л.Н. Толстого в «Семейном счастье» говорится о роли женщины в домашнем чаепитии: «Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собрались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне всё казалось, что я недостойна ещё этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повёртывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: «Петру Ивановичу, Марье Миничне», спрашивать: «сладко ли?» и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям».

В рассказах А.П. Чехова интеллигенция и дворянство часто пьют чай на летней веранде на даче, а деревенская женщина Липа из рассказа «В овраге» говорит о крестьянском чаепитии: «Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница, - говорила Липа, - Сяду себе в уголочке и все чай пью вареньем. Или с Варварой Николаевной вместе пьём, а она что ни будь рассказывают чувствительное. У них варенья много – четыре банки. «Кушай, говорят, Липа, не сомневайся». (…) Богато живут. Чай с белой булкой; и говядины тоже сколько хочешь».

Листая страницы классических русских романов, понимаешь, насколько органично чаепитие вошло в нашу культуру, став неизменным ритуалом повседневной жизни и одним из самых любимых способов времяпровождения и общения.

О том, какую важную роль придавали на Руси чайным традициям, свидетельствует существование целых субкультур чаепития; дворянская, купеческо-помещичья, мещанская и простонародная. Например, купеческая манера чаепития предполагала наличие большого количества разносолов и сладостей, а мещанская – богатую культурную программу. Интересный факт; именно на мещанских чайных посиделках родился музыкальный жанр русского романса.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски.

картина А.И. Корзухин Воскресный день

Чай - уникальный напиток, согревал наших предков долгими зимними вечерами, «прохлаждал» душным летним вечером на открытой веранде, собирал за общим столом гостей, друзей и всю семью. Чай попадал в Россию по суше из Китая и близлежащих восточных стран, наши предки знали и пили только два сорта чая: желтый и зеленый, сахар в него не добавляли. Может поэтому его долгое время не пили женщины, потому что после таких традиционных русских напитков как сбитень и мед, имеющих сладковатый привкус, чай казался терпким и непривычно горьким.

Дар Востока русскому народу

(Кустодиев "Купец" )

По официальным данным в 16 веке чай завозился на Русь посланниками с Востока в качестве дорогих подарков-гостинцев, в 70-х годах 16 века два казачьих атамана, побывавшие в Китае и попробовавшие там этот замечательный напитков, привезли в дар русскому царю немного драгоценного желтого чая. Позже в 17 столетии послы стали привозить подарки царю в виде нескольких десятков килограммов чая, постепенно этот напиток, который был оценен по достоинству за его способность дарить бодрость и бороться с сонливостью, распространился по всей территории русского государства и дошел до Сибири. Сначала его пили в царских хоромах: сам царь, бояре и их приближенные, потом он «дошел» до зажиточных дворянских и боярских домов, и к 19 веку стал повсеместным и доступным напитком для всех категорий населения того времени. В середине 19 века в Москве насчитывалось около тысячи специализированных магазинов продававших чай, именно тогда появилось расхожее выражение «гонять чаи», которое показывало насколько русский народ пристрастился к этому занятию. Затем по всей России повсеместно стали открываться чайные заведения, где за большим общим столом пили чай, делились мыслями и новостями, вели неспешные, степенные беседы. Уже к 20 столетию Россия занимала одно из первых мест в мире по употреблению этого удивительного бодрящего и тонизирующего напитка из чайных листьев.

(Кустодиев "Трактирщик" )

Распространение этого напитка дало толчок к развитию смежных отраслей. Именно благодаря расширению употребления чая, началось разрастание производства тульских самоваров, которые ранее использовались для изготовления сбитня, широкую известность и популярность приобрел русский фарфор, идеально подходивший для проведения чайных церемоний. Самовар, как и фарфоровые сервизы, сохранились в истории нашей страны как неотъемлемые составляющие традиционного русского чаепития.

Русские традиции чаепития

(Крестьянское чаепитие: Стожаров "У самовара" )

После того как чай стал частью жизни русского человека, процесс чаепития занял важное место в общественной жизни. На протяжении уже более 300 лет без него не проходит ни один семейный праздник, дружеская встреча или посиделки, за чаем делятся мнениями, спорят, обсуждают деловые вопросы и просто хорошо проводят время в кругу друзей и родных.

За долгое время появления чая на Руси и его широкого распространения от Москвы до Сибири установились определенные чайные традиции с уникальными особенностями, тонкостями и нюансами.

(Дворянское чаепитие: Коровин "За чайным столом" )

Для чаепития, которое обычно проводилось в семейном кругу, стол накрывался скатертью, в его середину ставился самовар, который был пузат, горяч и блестящ, его регулярно чистили и заботились о его «здоровье», он считался символом уюта и домашнего тепла, настоящим «хозяином» дома. Кроме самовара на столе стоял заварник для чая, который обычно был укутан грелкой, называемой «баба на чайнике», она могла быть исполнена в форме колоритной русской красавицы, сказочного персонажа или матрешки.

(Московская интеллигенция: Маковский "Утренний чай" )

Выставлялся на стол фаянсовый или фарфоровый сервиз, каждому участнику чаепития было предназначена чашка с блюдцем. Раньше в трактирах подвали чай в стеклянных стаканах с подстаканниками (чтобы пальцы не обжечь), отсюда еще одна традиция, которая считается исконно русской, пить чай из стаканов.


Также обязательным было богатое убранство стола, к чаю подавались различные сладости, выпечка, варенья, куски сахара и другие вкусности, предполагалось, что гость не должен уйти после чая голодным, тут срабатывало обычное для русских чувство гостеприимства, обязывающее накормить гостя «от живота».

(Чаепитие от души: Кустодиев "Извозчики" )

Чаепитие было долгим, продолжительным мероприятием, во время которого выпивалось шесть-семь чашек чая, при этом за русским чайным столом не полагалось хранить стойкое молчание, как это принято у китайцев и японцев, или вести чопорные аристократические беседы как в Англии. Главным атрибутом русской чайной церемонии во все времена было наличие теплой и душевной атмосферы, долгие, неспешные разговоры «по душам», принято было считать, что чай способен согреть не только тело человека, но и его душу.

(Чаепитие в СССР: Баюскин "За обедом" )

Чайные традиции в России имели огромное значение для всех слоев населения этой огромной страны, об этом можно судить по их разделению на отдельные субкультуры чаепития: дворянская, купеческая, мещанская и простонародная. Для купеческого чаепития, например, было обязательным наличие богатого угощения, для мещанского - культурная программа. Именно благодаря мещанским традициям чаепития появился новый жанр в музыке – русский романс.

В России кардинально отличаются от японских или китайских обычаев, но они по-своему прекрасны. Мало, кто задумывается, что, наливая очередную чашечку чая, мы следуем традициям наших предков. Русское чаепитие у многих ассоциируется с блестящим самоваром, обилием сладостей и выпечки на столе. Гостеприимность русского народа, широта души, не позволяет подавать гостям только чай. Для дорогих гостей к чаю подаются и ароматные плюшки, и варенье, и пироги.


История появления чая на Руси

Попивая ароматный чаек, никто и не вспоминает о том, что всего несколько веков назад на Руси и слышать не слышали о таком напитке. привезли в подарок от монгольского хана еще в 17 веке. И хоть чай ему понравился, распространения он не получил, поскольку доставлять его нужно было из Китая, что за тридевять земель, неудобно, да и накладно. Дорогим удовольствием был заморский чай, поэтому простой люд заваривал травки, уважал кипрей, ласково называя его Иван-чаем. До 18 века чай, поставляемый через Монголию и Сибирь, был доступен только царской семье и прочей знати.

Поставлялся чай в Москву, только в 19 веке им стали торговать на Нижегородской ярмарке. Тогда в Москве открылись первые чайные. Чай стал доступнее, в чайные приходили, чтобы встретиться с нужными людьми, пообщаться и испить чаю.

Традиции русского чаепития

Как только чай прочно вошел в жизнь высших слоев общества, начали формироваться традиции чаепития на Руси. В купеческих семьях было принято пить чай из блюдечек, считалось, что так он быстрее остывает. Гостей стали приглашать на чашечку чая. Конечно, чашечкой никто не обходился. На стол ставили начищенный до блеска самовар, выставляли лакомства, и за душевной беседой чаепитие на Руси продолжалось несколько часов. За чайным столом не разрешалось курить, петь, было не принято громко смеяться, разговаривать, спорить. Тяжелые темы за столом не поднимались. Все было чинно и спокойно. Можно было тихо общаться, читать, разгадывать шарады.

Чай в доме разливала хозяйка. За столом было самое почетное место - под образами, туда садились хозяева или оно отводилось самым дорогим гостям. Чашки чая гостям передавались со словами «На здоровье», в ответ получали «Благодарю». Дети были полноправными членами чайной церемонии, только они должны были соблюдать правила: не толкаться, не болтать, не перебивать старших. Они должны были учиться вести себя степенно.

Элементы русского чаепития

Есть несколько элементов, без которых трудно представить себе чаепитие в России:

1. Самовар. Он является главной фигурой на столе. Пузатый, начищенный до блеска. Когда-то его раздували при помощи сапога, потом он стал электрическим, но так и остался самым важным элементом чайного застолья.

2. Заварочный чайник с куклой-грелкой. Чайные листья насыпали в маленький заварочный чайник, а сверху надевали тряпичную куклу, которая исполняла роль грелки для распаривания чая. Данный метод на Востоке сочли бы кощунственным, но на Руси предпочитали такой вариант. Полученную заварку разливали по чашкам и разбавляли кипятком. Каждый мог выбрать крепость напитка.

3. Посуда. В зажиточных домах использовалась фарфоровая посуда для чаепитий. В домах бедняков пили из того, что было в доме. В советские годы чай стали пить из стаканов. Главным изобретением того времени стал подстаканник. Он позволял не обжечь руки, наслаждаясь горячим напитком из стакана. Подстаканники изготавливали из медно-никелевого сплава для обычного люда и из серебра для людей побогаче. Особое распространение подстаканники получили на российской железной дороге. До сих пор чай в поездах подается в таких стаканах.

4. Сладости. Подают к чаю варенье, джем, конфеты, сдобные изделия. Обязательно подается сахар в вазочке, чтобы каждый мог положить в чашку столько, сколько нужно, используя при этом свою чайную ложечку. Хотя раньше сахар был только кусковым, специальными щипчиками его кололи на маленькие кусочки, каждый брал такой кусочек, обмакивал в чай и ел, запивая чаем. Такая церемония называлась «пить чай вприкуску». В особо бедных семьях чай пили «вприглядку», только посматривая на вазочку с сахаром, поскольку он был доступен только по праздникам.

Кто и как пил чай на Руси

Каждое сословие на Руси неоднозначно относилось к чаю, поэтому традиции чаепития складывались у них по-разному.

Дворянское чаепитие


Дворяне одними из первых начали пить чай. Они копировали обычаи, принятые у англичан. В дворянских семьях к чаю стол накрывался два раза в день, обязательно покрывали стол белой скатертью. На столе присутствовала дорогая фарфоровая посуда, чтобы подчеркнуть изысканность церемонии. Часто чай пили на открытых летних террасах. За чаем гости общались на утонченные темы.

Чаепитие у помещиков и купцов

Культура чаепития у этих сословий известна всем. Это чаепитие с самоваром и большим количеством еды, так, чтобы стол ломился от пирогов, пирожков, кренделей, бубликов и баранок. Чаепитие представляло собой фееричное зрелище без намека на дворянскую изысканность. Стол накрывали цветастой скатертью, старались показать всю свою роскошь. Пили чай из блюдечка, вприкуску с сахаром, да калачами. Считалось, что за таким богатым столом купцы проводили по несколько часов, общались, заключали сделки, выпивали по 20 чашек чая.

Простой народ и чай

До революции не в каждой семьей был самовар, а о настоящем чае и помышлять люд не думал, дорогой он был. Заваривали травяные чаи из мяты, зверобоя, иван-чая, душицы. Очень популярен был сбитень на основе пряностей и меда. Пили квас, приготовленный на ржаных корочках. После 1917 года чай стал доступнее, но по-прежнему простые люди экономили, заваривая чай, они разбавляли заварку до бледно-желтого цвета.

Правила русского чаепития

Чтобы не выглядеть полной невеждой на русском чаепитии, нужно знать и придерживаться определенных правил.

Как пить чай: правила этикета

  • Нужно следить, чтобы края чайной чашки оставались чистыми, не допускается оставлять на ней следы помады, жирной пищи. Необходимо перед началом чаепития промокнуть губы салфеткой.
  • Бисквиты, которые часто подают к чаю, нужно есть ложечкой. Если подан песочный или слоеный торт, необходимо использовать вилку и нож. С помощью этих приборов едят и пироги со сладкой начинкой. Ножом аккуратно отрезают небольшой кусочек, с помощью вилки отправляют его в рот. Пирожные едят ложечкой.
  • Если к чаю подан сахар-рафинад в общей вазочке, необходимо использовать специальные щипцы, с помощью которых необходимое количество кусочков можно положить себе в чай или на блюдце.
  • Раньше, чтобы показать, что чаепитие окончено, гость переворачивал свою чашку на блюдце. Сейчас можно просто положить ложечку в чашку, это воспримется хозяином, как отказ от чая.

Запреты во время чаепития

  • Не следует дуть на чай, даже, если он очень горячий. Тем более что нельзя пить чай из ложечки, это признак дурного тона. Пройдет всего несколько минут, и чай остынет, нужно просто немного подождать.
  • В купеческих домах пили чай из блюдечек, но сейчас эта традиция ушла в историю, поэтому так делать за столом не нужно.
  • Чайную ложку после размешивания чая не следует оставлять в чашке или класть на скатерть, для этого есть блюдце.
  • Не стоит оттопыривать мизинец, держа чайную чашечку.
  • Чайная чашка всегда подносится ко рту, наклоняться, чтобы отхлебнуть глоток, не нужно.
  • Пить чай нужно беззвучно, громкие прихлебывания, чавканье неуместно.

Как пили чай известные русские люди

Поговаривают, что известный писатель Федор Михайлович Достоевский был большим любителем чая. Утро он начинал с чашечки ароматного хорошего чая (дешевизну он не воспринимал), пролистывая утренние газеты. Если позволяли финансы, он заходил в лучшую кондитерскую Петербурга и покупал к чаю коробку дорогих конфет. За вечерним чаем, который было принято пить в девять часов вечера, собиралась вся семья.

Поскольку в семье вождя пролетариата В. И. Ленина (Ульянова) были интеллигенты, он с детства любил чай. Пил он его достаточно крепким, без сладостей, так он заряжал его бодростью и прояснял мысли. Говорят, что он очень страдал без чая, когда был в Финляндии.

И. В. Сталин отдавал предпочтение чаю с лимоном. Он ценил полезные свойства цитрусового плода, выжимал его в напиток. Также Сталин любит чай с вареньем из земляники и малины. Такой напиток он обычно пил по ночам, самостоятельно заварив. Иногда мог добавить в чай несколько ложек коньяка.