Тапас - особенная еда. Все, что вы хотели знать о тапас

Тапас – небольшие горячие или холодные закуски под пиво, вино или сидр. В Испании их едят на каждом шагу, чаще всего по вечерам, перемещаясь из одного тапас-бара в другой.

Есть разные версии происхождения тапас. По одной из них, Альфонсо X, король Кастилии и Леона (1221—1284) приказал владельцам трактиров подавать выпивку только вместе с закусками, чтобы посетители трактиров не пьянели слишком сильно и сохраняли человеческий облик. И трактирщики стали подавать обязательные закуски, сделав их очень маленькими.

Также в Испании существовала старинная традиция накрывать бокал с вином кусочком хлеба, например, с колбасой сверху. Так испанцы защищали выпивку от насекомых. Возможно, отсюда произошло название мини-закусок: tapa – по-испански значит «крышка», а tapas – множественное число от этого слова.

Тапасом могут называть совершенно любые закуски, это могут быть оливки, брускетты с хамоном, бутерброды со сложной начинкой и с соусом, что-нибудь нанизанное на шпажки. Очень популярны в качестве закусок тортильи (испанский вариант омлета или яичницы), делают тапасы даже в горшочках. В общем тапасом может называться любое блюдо на один-два укуса.

Представляем рецепты закусок-тапас, которые без труда можно приготовить дома.

Испанская тортилья

  • 115 г жареного картофеля
  • 1 яйцо
  • Соль и перец
  • Оливковое масло

Шаг 1. В сковороде прогреть предварительно жареный картофель.

Шаг 2. Отдельно тщательно взбить яйцо с солью и перцем.

Шаг 3. Затем смешать яйцо с картофелем и перемешать.

Шаг 4. Вылить в заранее раскаленную сковороду с маслом полученную смесь и обжарить с двух сторон.

Тапас с говядиной

Рецепт Виктора Лобзина, шеф-повара кафе PaPaella

  • 100 г говяжьей вырезки
  • 100 г болгарского перца
  • 1 зуб. чеснока
  • 1 кубик перца чили (5×5 мм)
  • 1 кусок хлеба
  • 30 г микса салатов
  • Соль и перец

Для соуса:

  • 100 г петрушки
  • 10 г сыра манчего
  • 10 г обжаренного миндаля
  • 10 мл оливкового масал

Шаг 1. Мясо посолить, поперчить, обжарить до средней степени прожарки. Охладить, нарезать тонкими слайсами.

Шаг 2. Перец болгарский порезать на мелкие кубики, обжарить, добавить мелкопорезанный чеснок, перец чили и еще немного обжарить.

Шаг 3. Приготовить соус – все ингредиенты пробить блендером до однородной массы.

Шаг 4. Хлеб подсушить на сухой сковороде с двух сторон до хрустящей корочки.

Шаг 5. Собрать тапас: на хлеб выложить перец, затем слайсы вырезки. Жирными точками соус, сверху декорировать листьями салата.

Гамбас Аль Ахие

Рецепт Светланы Югай, шеф-повара ресторана «Паб Ло Пикассо»

Фото: Пресс-служба ресторана Паб Ло Пикассо

  • 12 больших креветок
  • 1 г чеснока
  • 3 г фенхеля
  • 1 г петрушки
  • 2 мл оливкового масла
  • 15 г перца чили
  • 1 г соли
  • 1 г молотого чёрного перца
  • 25 мл белого сухого вина
  • 1 г кресс-салата
  • 1 г цветочной соли

Шаг 1. Креветки тигровые обжарить на оливковом масле с добавлением нарезанного тонкими слайсами чеснока и мелко рубленного фенхеля, затем выпарить вином.

Шаг 2. При подаче украсить перчиком чили, петрушкой, кресс-салатом и бон багетом, предварительно обжаренным на гриле.

Тапас - это разные маленькие, но весьма сытные блюда, которые подходят как для того, чтобы быстро перекусить, так и для закусок во время обеда или вечеринки с друзьями в баре или дома. Тапас готовят из всего: овощи, сыр, рыба, хлеб, мясо и так далее. Главное, чтобы закуски были такого размера, чтобы они сразу могли поместиться в рот.

История появления

В испанской кухне тапас появились не сразу. Жители Испании любят рассказывать легенды о появлении этого блюда. Например, что вином и сыром или солониной крестьяне во время работы поддерживали силы, или что однажды некоему трактирщику попалась неудачная партия вина, и он решил спрятать его вкус, подав к нему бесплатные сыр и колбасу. Вариантов много, но самых популярные и наиболее правдоподобных среди них два.

По одной из версий традицию таких закусок начал король Альфонсо Х, когда врачи прописали ему несколько бокалов вина в день для поддержания здоровья. Чтобы не пьянеть и сохранять ясную голову, король заедал вино небольшим количеством еды. В последствии он издал указ, предписывающий трактирщикам подавать вино только в сопровождении некоторого количества еды, чтобы народ, в особенности солдаты его королевского величества, не напивались допьяна. Разумеется, владельцам трактиров не понравилось, что их обложили таким гастрономическим налогом, поэтому они исхитрились и стали подавать такое количество еды, которое могло уместиться на кружке.

По другой версии, к созданию тапас приложил руку другой король, Альфонсо XIII, который как-то зашел в одну таверну и попросил подать ему вина. День был жаркий, в воздухе висела пыль и резвились тучи насекомых. Чтобы в вине не оказалось несанкционированных предметов, бокал для короля закрыли ломтиком ветчины. Королю такая сервировка пришлась по душе: можно сразу и выпить и перекусить, и он сделал это традицией. «Taпa» с испанского переводится как «крышка». С тех пор кувшины с вином в трактирах подавали накрытыми ломтями ветчины, хлеба, сыра и т.д. Со временем съедобные крышки были заменены обычными тарелками, однако традиция подавать выпивку вместе с закусками сохранилась. Закуски трансформировались в самостоятельное блюдо. Теперь это могут быть оливки, маленькие бутерброды с разными начинками, паэлья, тортилья, сыр, овощи, грибы и так далее.

Тапас атмосфера

Таким образом, в испанском словаре для «tapas» появилось новое значение - легкая закуска, которую подают к вину или пиву. Тапас стали очень популярны в Испании, более того, они превратились в символ испанской кухни. Жители солнечной Испании обожают посиделки в баре с родными и друзьями с напитками и разнообразными тапас: порциями легко делиться между собой. Атмосфера в тапас-барах всегда очень веселая, дружелюбная и расслабленная: то, что надо уставшему человеку после рабочего дня. Каждый бар старается выделиться среди остальных и подает свой набор тапас.

Отношение к тапас в Испании настолько серьезное, что они регулярно проводят фестивали и конкурсы, посвященные закускам. В состязаниях участвуют все заведения, от самых маленьких кафе с двумя столиками и барной стойкой, до серьезных ресторанов, где над тапас-меню колдует именитый шеф-повар, изобретая все новые и новые сочетания для закусок.

Виды тапас:

Горячие или холодные тапас - это разнообразные блюда, которые подаются небольшими порциями на маленьких глиняных тарелочках.

Монтадитос - маленькие закрытые бутерброды с начинкой, начинка может быть самой разнообразной.

Пичос - кусочек хлеба, с сыром, фруктами, овощами, мясом, рыбой и другими закусками, наколотые на шпажки.

В Испании тапас можно получить в любое время дня, во многих заведениях закуски подают бесплатно к вину или пиву.

Кухни. По сути, это закуска, которая готовится из самого разнообразного набора ингредиентов. Причем, так принято называть любую пищу, которая подходит для небольшого фуршета или дружеских посиделок. Итак, предлагаем вашему вниманию несколько вариантов приготовления такого блюда, как тапас (рецепты с фото в изобилии можно найти на страницах электронных кулинарных журналов). Предложив друзьям в качестве закуски - холодной или горячей - такое оригинальное блюдо, вы непременно заслужите искренние похвалы и благодарность окружающих. Упомянутый испанский тапас готовят из разных ингредиентов, чтобы каждый мог выбрать то, что ему нравится!

Готовим тапас: вариант № 1

Необходимые ингредиенты:

  • 2 зубчика чеснока;
  • 5-6 сухого хереса;
  • 0.5 кг шампиньонов;
  • свежевыжатый сок лимона;
  • 3 десертные ложки кедровых орехов;
  • 6-7 чайных ложек оливкового масла;
  • 4-5 веточек зелени (петрушки, например);
  • перец, специи и соль по вкусу.

Процесс приготовления

Тщательно моем грибы и режем их крупными кусочками. Затем промываем зелень и обрываем с нее листики. Также нужно почистить и мелко порезать чеснок. На предварительно разогретой сковороде с оливковым маслом около 3-х минут обжариваем чеснок. После к нему добавляем орешки с нарезанными грибами и заливаем смесь хересом. Готовить это блюдо нужно до тех пор, пока не выпарится жидкость. Потом следует добавить соль, специи, лимонный сок и перец по своему вкусу. Выкладывать закуску лучше всего на предварительно поджаренные тосты, украсив листиками зелени. Такой тапас - это отличный вариант

Ингредиенты для второго варианты тапаса:

  • 9-11 небольших засушенных перчиков чили;
  • 500 грамм арахиса;
  • 2-3 зубчика чеснока;
  • 2 десертные ложки оливкового масла;
  • ложка соли.

Процесс приготовления

Кладем в ступку перчики чили и толчем их. Потом очищаем чеснок и мелко нарезаем. Лучше всего использовать чесночницу. Затем растолченные перчики кладем на сковороду, добавляем чеснок, обжариваем на оливковом масле примерно две минуты. После этого к продуктам засыпается арахис и жарится до золотистого оттенка. Затем, после обжаривания, данная смесь выкладывается на тарелки и посыпается солью. Такой тапас - это отличный вариант под пиво.

Тапас - это так просто! Рецепт № 3

Необходимые ингредиенты:

  • 250-300 грамм овечьего сыра;
  • 0,5 килограмма ветчины;
  • 3 яйца, сваренные вкрутую;
  • 50-70 грамм грецких орехов.

Процесс приготовления

Следует натереть на крупной терке, орешки мелко порубить, а вареные яйца измельчить. Затем перемешать получившуюся смесь. После взять ветчину и нарезать тонкими ломтиками. Каждый кусочек намазать получившийся смесью. Свернуть в мини-рулет и проткнуть шпажкой. Такой тапас - это отличный вариант для любого фуршета!

Следует отметить, что вариантов традиционных испанских закусок - огромное множество. Можно использовать практически все продукты, которые найдутся у вас в холодильнике. Выложите на каждую тарелку несколько видов закуски, добавьте соответствующие напитки и устройте вечеринку в стиле солнечной страны. Потому что все блюда испанской кухни, прямо или косвенно относящиеся к закускам, можно назвать тапасом. А это название, в свою очередь, и символизирует Испанию.

ТАПАС

(тепло, жар, пыл)-система аскезы в индуизме. Происхождение термина, по-видимому, связано, во-первых, с распространенной практикой нагревания, "иссушения" тела (напр., в форме "стояния между пяти огней", т. е. между четырех костров, под находящимся в зените солнцем) и, во-вторых, с представлением о накапливаемом в подвижничестве особом внутреннем жаре или пыле, с помощью к-рого аскет способен магич. воздействовать на окружающее. В "Ригведе" Т. (жар) выступает в нек-рых "философских" гимнах как космогонич. фактор. Однако практика Т. известна нам прежде всего как элемент народной религии поздневедийской и послеведийской эпох. "Махабхарата" содержит многочисл. описания подвигов Т., совершаемых странствующими аскетами, могущества к-рых страшатся окружающие; высшей целью подвижников является достижение посмертного блаженства в одном из небесных миров (аскет, накопивший исключительное "сокровище Т.", способен даже на время заместить Индру на престоле царя богов). Но с т. зр. нарождающихся сотериологических религий этот идеал, как не дающий спасения, выхода из круга перерождений, оказывается явно недостаточным. Известно, что Будда в начале своего духовного пути практиковал вместе со своими первыми пятью учениками жестокое самоистязание, однако затем отверг его, выработав свой "срединный путь", чуждый крайностей и ведущий к спасению - нирване. Индуистская йога Патанджали признает Т. как один из необходимых элементов "йоги действия" (см. "ЙОГА-СУТРЫ" II. 1) и один из принципов (подразумевающий соблюдение постов, обетов и т. п.), входящих во 2-е звено (нияма) его "восьмизвенной йоги" (11.31). В "Бхагавадгите" различаются три вида благой ("саттвичной") аскезы: Т. тела (чистота, целомудрие, почитание богов, брахманов, старцев, гуру и т. д.), Т. речи (рецитация Вед, правдивость и т. д.), Т. сердца (дружелюбие ко всему живому, умиротворенность сознания и т. д.) Но если Т. совершается ради славы или др. корысти - он проникнут уже не саттвой, а гуной "страстности" - раджасом; если же аскеза превращается в самоистязание или практикуется во вред др. людям, то она проникнута гуной тамас и безоговорочно осуждается. Тем не менее именно самоистязание остается по сей день осн. практикой многих индуистских странствующих аскетов (садху).
Я. Васильков


Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. - М.: Республика . М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский . 1996 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТАПАС" в других словарях:

    В Испании ассорти холодных закусок («о довр») или закусок под коктейли, обычно сервируемые с Малагой, черри или Манзаниллой. Привычка «заморить червячка», принимая аперитив, особенно по вечерам, является распространенной в местных барах и… … Кулинарный словарь

    - (др. инд. Tapas, собств. «тепло», «жар», «пыл», «мучение» и т. п.), в древнеиндийской мифологии космический жар как универсальный космогонический принцип. Он лежит и в основе мироздания (из Т. родились закон и истина, ночь, океан, из океана год,… … Энциклопедия мифологии

    - (от санскр. тана жар, разогревание, пыл), специфич. и характерная форма инд. аскетизма, отличит. особенностью которой являются активные способы подавления плоти (изнурит. позы, истязания огнём, водой и т. п.), повышенное телесно… … Философская энциклопедия

    - (санскр. жар), в ведийской и индуистской мифологии, 1) космический жар, порождающий мир. 2) Религиозный обет, совершение аскетических обрядов … Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 благочестие (11) закуска (23) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Тапас (значения). Тапас (санскр. तपस्, Tapas IAST, «тепло», «жар», «истязание», «аскеза») в древнеиндийской мифологии космический жар как универсальный космогонический принцип, лежащий и… … Википедия

    - (Санскр.) Отвлечение, медитация. Совершать тапас значит сидеть с целью созерцания. Поэтому аскетов часто называют тапасами. Источник: Теософский словарь … Религиозные термины

    ТАПАС - (Санскр.) Отвлечение, медитация. Совершать тапас значит сидеть с целью созерцания. Поэтому аскетов часто называют тапасами … Теософский словарь

    Тапас - (Tapas) Один из обрядов (см. Нияма), которые йогу следует проводить в повседневной мирской жизни. Слово тапас происходит от корня, означающего нагревать, накалять, то есть означает рвение и полноту усилий. Иногда его рассматривают как очищающие … Словарь йоги

    - (санскр. Tapas самоистязание, аскетические упражнения, раскаяние) в идийской мифологии олицетворение благочестия и аскетического рвения, упоминаемое уже в Ригведе вместе с Манью (гнев); они оба защищают своих поклонников и избивают своих врагов.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

В Йоге для духовного роста существует ступенчатая система. Основоположником данной системы был Патанджали. Йога Патанджали - практика самореализации, основанная на работе с сознанием и внутренней энергией. Суть практики строится на восьми ступенях, они состоят: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Важным инструментом по направлению к движению цели самореализации (познание своего назначения, задач) является этическо-нравственная основа Яма - Нияма.

Нияму – внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину или индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие практикующего составляют: Сауча (чистота), Сантоша (удовлетворенность), Тапас (строгость, аскетизм, самоограничение), Свадъхьяйя (самообразование, самоанализ), Ишвара Пранидхана (вера в бога).

Йога как деятельность состоит из Тапаса (строгость, аскетизм, самоограничение), Свадхьяи (самообразование, самоанализ), Ишвара Пранидханы (вера в Бога посвящение всех своих действий, слов и мыслей Высшей Цели). Тапас сжигает нечистоту и делает тело крепким.

Слово «тапас» (tapas) происходит от корня, означающего «нагревать», «накалять», то есть означает рвение и полноту усилий. Иногда его рассматривают как очищающие действия, ибо они устраняют нечистоту. Это понятие относится в первую очередь к телу, и означает надлежащий уход за ним. Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству обретается совершенство тела и органов чувств. Йога использует тапас как одну из составляющих крия-йоги и ниямы. Патанджали подчеркивает, что лишь духовный накал (тапас) может сжечь загрязнения психики. Это совершенно иной уровень тапаса, чем достижение магических сил или статуса царя. Здесь нет надобности в долгом подвижничестве. Тапас, совершаемый ежедневно как составляющая ниямы, вместе с чистотой и удовлетворенностью меняет состояние психики, делает ее менее загрязненной. Практикующий очищается от мирской скверны, накапливает заслуги, повышая запас духовной энергии. Йога понимает под этим такую заботу о теле, при которой оно не беспокоит разум во время медитации.

Иногда «тапас» переводят как «аскетизм» - идея крайней аскетичности далека также от учения Патанджали. После нескольких лет сурового аскетизма Будда Шакьямуни отказался от него и стал проповедовать срединный путь (мадхьяма марга) с умеренными самоограничениями при высокой нравственности. Термин «тапас» в буддизме означает самодисциплину. Практика тапас выглядит регулярностью и естественным ростом мастерства.

Все высшие вещи происходят только в результате тапаса. Если себе потакать, размягчаться в духе, уровень сразу опускается.

Практика йоги – это всегда тапас и бросание вызова своим возможностям, это возжигание внутреннего огня. Быть человеком для йога не составляет труда. В человеческом обществе йогин – это тот, кто может очень хорошо жить, без всяких проблем; решать задачи обычного среднего человека ему ничего не стоит. Обычный человек решает в большинстве случаев задачи материального мира: как обеспечить свою семью, купить жилье, карьерный рост, построение отношений с родственниками, друзьями, начальством на работе. Но эти задачи не велики так, как добиться успеха. Вершиной многих людей является добиваться успеха, например, получить много денег, стать успешным, влиятельным человеком. Обычному человеку быть, йогом по сути, очень сложно. Он не сможет узнать сути, пока не закалит свою железную волю и не усмирит эго. Духовная практика требует от него большего. Это ежедневный тапас и самодисциплина.

Чтобы достичь такого состояния, нужно непрерывно тренировать себя, нужно бороться за это, бросать себе вызовы и постоянно побеждать. Низменная часть ни за что не должна выиграть. Победа должна быть за вашей волей. А почему вначале это невозможно? Много мирских желаний, узкие и забитые каналы, много ограничений, омрачений и старой информации, очень слабая воля – никуда не годится. Если воля слабая, отрешение – это подвиг: «Я отрекся от пепси¬-колы, месяц не пью. Я две недели соблюдаю брахмачарью и не ем мясо», но это смешно. Для йогина это не проблема.

От слабой воли мы идем к воспитанной воле, к йогической. Лучшим способом будет совмещать тапас с другими средствами ниямы или асанами. Ежедневно преодолевая нежелание, тренируется воля. Как обычная мышца накачивается благодаря ежедневной тренировке, так и ежедневное преодоление себя «наращивает» волю. Наша воля крепнет, загрязнения слабеют. Мы замечаем, что легко избавляемся от привычек, борьба с которыми требовала усилий (например, курение, желание подольше поспать, вкусно поесть и т.д.). Если ежедневно практиковать тапас в течение нескольких лет, результаты превзойдут все ожидания. Вам станет подчиняться и собственный организм. Ваше тело и органы чувств станут невероятно «чуткими» к вашим приказам. Это и подразумевается, говоря о «совершенстве тела и органов чувств».

Тапас бывает трёх видов: физический, устный и умственный.

Физический тапас

Брахмачарья, служение Гуру и мудрецам, практика Ахимсы или ненасилия – всё это Тапасы тела. С помощью силы Брахмачарьи Бхишма и Хануман совершали чудесные дела. С помощью силы целомудрия Дамаянти сожгла охотника; Анасуя превратила Тримурти в детей; Савитри вернула Сатьявана назад от Бога Ямы. Сила Брахмачарьи более могущественна, чем сила физического Тапаса.

Устный тапас

Говорить правду, соблюдать обет молчания, не вредить другим недобрыми или грубыми словами, говорить полезные слова, изучать священные писания – всё это Тапасы речи. Уравновешенность, умственное обуздание (шама), чистота природы, однонаправленность ума, умственное счастье, жизнерадостность, чистота жизни – всё это Тапасы ума.

Умственный тапас

Умственный тапас более могуществен, чем физический тапас. Тот, кто переносит жару и холод, выполняет физический тапас.

Он увеличивает свою силу выносливости, но он может быть неспособным перенести оскорбление. Он легко расстроится от грубого или недоброго слова. Он может отомстить или наказать по принципу «око за око, зуб за зуб». Он не контролирует ум. Он дисциплинировал только свое физическое тело. Поддерживать равновесие ума во всех случаях жизни, выносить оскорбления, вред, гонения, быть всегда безмятежным, удовлетворенным и спокойным, быть жизнерадостным в неблагоприятных условиях, иметь мужество при встрече с опасностью, иметь присутствие разума и воздержанность - все это формы умственного тапаса.

С философской точки зрения, медитация является высшей формой Тапаса. Фиксация блуждающего ума на Боге или Брахмане является великим Тапасом. Вичара и Нидидхьясана являются высшим Тапасом. Исследование «Кто есть Я?» есть высший Тапас. Пратьяхара, Пранаяма, Дхарана и Самадхи, – великий Тапас.

Упанишады рассматривают тапас наряду c брахмачарьей как добродетель, порождающую огромную силу. Традиционная философия Индии утверждает, что тапасом можно достичь чего угодно, вплоть до владычества над всем миром. С этой целью индийские аскеты (тапасики) предпринимали самоистязание, например, стояли среди четырёх костров, расположенных по сторонам света, на открытом месте, таким образом, что палящие лучи солнца действовали, как пятый огонь. Другим видом тапаса является обет стоять на пальцах одной ноги и т. д. Тапасик не стремится умилостивить Бога или богов, напротив, боги зачастую стараются помешать тапасу тем или иным путём. В основе механизма действия тапаса лежит закон кармы, утверждающий равновесие причин и следствий. В соответствии с этим законом, перенесённые аскетом мучения должны быть компенсированы равноценным количеством счастья.

Вернёмся к тапасу.

Это некий капитал, накапливаемый аскетизмом, но - капитал как таковой. Его можно использовать как для достижения власти, богатства и магического могущества, так и для очищения своей психики. Этот капитал можно накапливать, передавать другому. Тапас тесно связан с понятием тепла, жара, накала. Но это психический огонь, духовный жар. В текстах есть синоним - теджас, накал, блеск, великолепие. Эта одна из основных творческих сил, особенно половая. Интенсивность этого пламени, сопровождаемая разными самоистязаниями, развитием воли, сублимация всех сил в божественный творческий огонь, в свет, рассекающий мглу неведения, - вот что такое тапас.

Мифология полна примеров, когда некто накладывал на себя суровый тапас для достижения могущества. Достигнув желаемого, такие люди прекращали тапас и начинали тратить накопленное. Есть демоны в мифологии, достигшие подобным путем невероятного могущества.

Начав тапас, ученик набирает могущество. Его воля развивается, духовный капитал накапливается. Если он не прекращает тапас, то этот капитал, в точном соответствии с финансовым капиталом, «начинает приносить проценты». Свою силу он не растрачивает, а использует для достижения еще большего могущества. Проценты не тратятся, а все время вкладываются в достижение цели. Наконец, такой ученик становится духовным «миллиардером». У него аккумулируется столько же силы, сколько скопил бы обычный человек, тысячу лет простояв на одной ноге. Тапас это жар страстей, который люди тратят попусту чревоугодием, похотью и т.д и т.п.... Аскет же этот жар не тратит и в результате накапливает большое количество жара, который учитывается при новом рождении.

Святость придет, если совершенствуете себя нравственно, физически, интеллектуально, эстетически (чувства). Эти 4 породят духовное совершенствование - дхарану и дхьяну. Или практика 5 йог. В раджа-йоге как целостном учении можно выделить бхакти - любовь, преданность, хатха - физическое совершенствование, гигиена, закаливание, джнана - изучение писаний, развитие мудрости, самоучение, карма - списывание грехов через деятельность, служение людям своими талантами, способностями, опытом. И буддхи-йога - медитативная практика.

Тапас - третья анга ниямы в раджа-йоге.
Тапас - это один из трех пунктов крия-йоги.
Тапас означает аскетизм, или практику покаяния.
Тапас - это бриллиант, подобный сверкающему огню.
Тапас означает также обуздание чувств и медитацию.
Тапас ведет к контролю ума.
Тапас есть аскетизм, контроль чувств и медитация. Очищайте себя с помощью тапаса, и вы достигнете конечной цели.

Hаpада стал бpахмаpиши, Бхагиpатха пpинес Гангу с небес, Гаутама уговоpил Годаваpи излиться на землю, Валмики осознал силу Рамамантpы, что дало ему возможность составить Рамаяну, Гаpги укpепился в бpахмачаpья и Сулабха -- в духовной мудpости, -- это все с помощью только тапаса. Да и зачем пpиводить такие огpаниченные пpимеpы? Путем тапаса даже Бpахма и Рудpа стали помощниками человека.

Как ни странно, тапас – это естественная вещь, хотя, может быть, для кого-то эта мысль покажется в чем-то необычной, но, на самом деле, тапас – не есть то, посредством чего достигается нечто далекое от нас, а, скорее, тапас – это возврат к истинному себе. Просмотрите йогические тексты, там сказано, что не надо купаться в холодной воде, не нужно греться у огня, пища должна быть не горькой и не сладкой, нужно избегать работы "в поте лица" и т.д. Как это все понимать? – Держаться середины. Когда доминирует саттва тела и в теле более естественный обмен энергий, то оно излучает тепло и свет, что достигается сдерживанием своих крайностей. Это есть дисциплина, и тапас также относится к ней как один из аспектов ниямы. В текстах, может быть, не все перечисляется, но самое главное – понять основной подход.

Путем дисциплины или позитивной практики мы утверждаем в себе правду самого ценного, правду существа, правду знания, любви, трудов, и заменяем этим заблуждения, которые слишком быстро росли, заглушили и извратили нашу натуру. Соблюдая в мирской жизни принципы Ямы - Ниямы, следуя правильному режиму дня, трудясь бескорыстно на благо других, заботясь о близких людях, вы со временем почувствуете ту силу духа, которой наделяется человек, полон внутренним огнем устремленности. Только достигнув очистки психики, изложенным выше путем будет возможным дальнейшее продвижения по «царственному пути» - Йоги!