Что заказать в греческой таверне. Таверны и рестораны в греции. Кафе и бары Греции

Эрехтейон это античный греческий храм на северной стороне Акропольского холма Афин. Эрехтейон был посвящён Афине и Посейдону, однако название получил по имени греческого героя Эрихтония.

Эрехтейон официально назывался «Храм, в котором древняя статуя [образ]». Слово «Эрехтейон» упоминается только Павсанием во II веке, использовавшим его из-за того, что здесь поклонялись, в том числе, Эрихтонию/Эрехтею.

История храма Эрехтейон

Эрехтейон граничил с руинами более древнего («градохранительницы») времён правления тирана Писистрата (561 – 527 гг. до н.э.), разрушенного во время персидского вторжения 480 года до н.э. По поводу него существует две версии: первая гласит, что главная статуя Афины была уничтожена вместе с храмом Афины Полиады; согласно второй версии, эту статую спасли и позже вернули в полуразрушенный храм, где она простояла до появления Эрехтейона; тогда как согласно третьей, после набега персов статую поставили в Протоэрехтейон – некое святилище, построенное около 465 года до н.э.

План Эрехтиона

Геродот, посетивший Акрополь в середине V века до н.э., писал, что среди сожжённых святилищ на северной стороне было одно, которое афиняне начала пятого века до н.э. называли «храмом рождённого из земли Эрехтея ». Он определённо занимал место сегодняшнего Эрехтейона, поскольку, как писал Геродот, он включал известные следы соревнования Афины и Посейдона – след от трезубца, источник с солёной водой и оливковое дерево.

Северный портик виден слева, портик Кариатид по центру и восточный портик справа

После сожжения Акрополя персами Перикл создал целую программу по восстановлению стоявших здесь святилищ. Несмотря на финансовые трудности, планировалось, в том числе, возвести роскошный храм для культа Афины Полиады и Посейдона-Эрехтея. Храм, который мы видим сегодня, был построен между 421 и 406 годами до н.э. Его архитектором мог быть Мнесикл, тогда как скульптором определённо был Фидий, нанятый Периклом для работ как в Эрехтейоне, так и в Парфеноне.

Священная олива Афины на территории Пандросиона, за которой виден вход в Эрехтион. Вход в портик находился слева от оливы.

Даже после начала строительства в будущем теменосе (священном участке земли) Эрехтейона продолжало стоять множество построек : святилище Афины Полиады (не путать с храмом), могила Кекропа в границах Кекропейона, алтари Посейдона-Эрехтея, Зевса Гипатоса, Бута и Гефеста, священное оливковое дерево и источник солёной воды, а также следы трезубца Посейдона. Алтарь Посейдона-Эрехтея первоначально находился, вероятно, возле гробницы Эрехтея , которая, в свою очередь, вместе с солёным источником должна была находиться в пределах адитона (закрытой части) храма, поскольку его культ считался мистическим. Следы трезубца должны были оказаться под северным портиком, поскольку для напоминания о месте удара архитекторы оставили в крыше отверстие (во время восстановления эту особенность сохранили). Под этим же портиком должен был находиться источник, собиравшийся в резервуаре, считавшийся «морем Эрехтея». В части храма Афины Полиады жила змея , которая по поверью афинян была воплощением духа основателя города и Акрополя Кекропа, имевшего полузмеиный облик. Главная жрица Афины должна была кормить эту змею медовыми пирожными. Если змея отказывалась есть, то это считалось плохим предзнаменованием.

Отверстие слева в крыше северного портика в том месте, где опускался трезубец Посейдона

Общепринятая версия состоит в том, что храм назван в честь мифологического героя Эрихтония, хотя, возможно, он назван по имени царя Афин Эрехтея, который, как считается, был похоронен здесь. Эрехтей упоминается в гомеровской Илиаде как великий правитель, из-за чего его часто ассоциировали с Эрихтонием (о них ниже).

Архитектура

Неправильная форма Эрехтейона связана, вероятно, с тем, что древним строителям было важно включить в него несколько прилегающих священных участков земли, упомянутых выше. Здание, таким образом, состояло из четырёх частей, самой большей из которых была восточная целла с ионическим портиком на шести колоннах. У храма было ещё два портика – один на северной стороне с шестью ионическими колоннами и кессонным потолком, и один на южной стороне с шестью колоннами в виде женских фигур (см. ниже). В северном и восточном портиках находились входы в Эрехтейон, символизировавшие, вероятно, раздельность культа двух божеств.

Храм стоял на склоне и при этом был окружён местами поклонения древним хтоническим богам, из-за чего простое выравнивание площадки было невозможно. Как следствие, он был построен таким образом, что его западная и северная стороны находились на три метра ниже южной и восточной.

Эрехтейон полностью сделан из пентелийского мрамора , и только фризы выполнены из редкого чёрного известняка из города Элевсин, причём скульптурные рельефы, которые к нему крепились, также были белые, что весьма необычно. Мотивы, изображённые на фризах неизвестны. Обычно это были пёстрые фигуры в движении на монохромном фоне.

Из античных бухгалтерских записей и свидетельств Плутарха следует, что всё здание было разрисовано фресками, проёмы дверей и оконные наличники были покрыты искусной резьбой, а столбы красиво отделаны (сейчас можно увидеть только малую часть). Они были разукрашены, покрыты золотом и позолоченной бронзой, в них были встроены разноцветные стеклянные шарики. В Эрехтейоне были обнаружены самые древние образцы ионики (яйцеобразного орнамента) и гильоша (орнамента из пересекающихся линий).

Площадка к востоку от северного портика была вымощена большими плитами из пентелийского мрамора, причём сделано это было с большой аккуратностью, не встречающейся больше нигде вблизи Эрехтейона. На западной и южной стороне этого дворика сохранились лестницы из трёх ступеней, ведущие в храм; а более длинные лестницы на северной и восточной сторонах со временем разрушились. Вероятно, что на этой площадке стоял памятник, а на северной стороне были установлены троны жрецов, и здесь проводились какие-то религиозные церемонии. Часть плит площадки сохранилась.

Площадка возле северного портика

Об оригинальном плане Эрехтейона известно крайне мало. На современных схемах он разделён на две и более комнат, однако, сколько точно их было, и был ли у здания второй уровень, неизвестно. Восточная часть храма, которая обычно считается частью Афины Полиады, скорее всего, была местом культа Посейдона-Эрехтея, поскольку Павсаний , подошедший сюда с востока, сначала вошёл в помещение, в котором стояли алтари Посейдона-Эрехтея, Гефеста и Бута. Он не видел никаких культовых статуй, поэтому назвал эту часть «икимата» (здание), а не «наос» (храм). На стенах икимата он видел изображения членов жреческого клана Этеобутадов (Έτεοβουτάδαι), считавшихся потомками Бута и Хтонии (Бут был братом-близнецом Эрехтея и первым жрецом Афины и Посейдона на Акрополе; см. ниже). Чтобы посетители могли видеть эти росписи, было необходимо хорошее освещение и, возможно, именно из-за этого с каждой стороны от входа было сделано по окну, что крайне редко можно увидеть в греческих храмах. В восточном помещении для трёх культов было, соответственно, три жреца . Во время раскопок были найдены подписанные основания двух тронов, на которых сидели жрецы Бута и Гефеста. В западной части храма, по описанию Павсания, стояла деревянная статуя Афины Полиады.

Вид на Эрехтейон с востока

В течение своей истории храм претерпел множество изменений , несколько раз был разрушен, причём первый раз, возможно, ещё до завершения строительства. В I веке до н.э. при осаде Афин римским генералом Суллой Эрехтейон сгорел, после чего был вновь восстановлен. В VII веке он стал христианской базиликой , из-за чего все внутренние стены были убраны и построены новые. После завоевания части территории Греции крестоносцами и образования герцогства Афинского (1204 – 1458), Эрехтейон стал епископским дворцом. В период Османского правления (1458 – 1832) дворец был превращён в гарем командира гарнизона, и его северный портик был замурован. Во время Войны за независимость от турок (1821 — 1830) была взорвана крыша северного портика и разрушены боковые стены целлы.

Кессонный потолок северного портика

На южной стороне Эрехтейона находится портик Кариатид , крыша которого держится на колоннах в виде шести женщин в ниспадающих одеждах. Этот портик был построен для того, чтобы замаскировать огромную деревянную балку, которой укрепили юго-западный угол храма после того, как примыкающие здания (Кекропейон и ) были снесены.

Этот портик появился позже основного здания. Создание его скульптур приписывают Алкамену или Каллимаху.

Портик Кариатид. Вид с восточной стороны

Кариатиды Эрехтейона стоят, перенеся основной вес на одну ногу – на левую те три, что стоят справа, и на правую те три, которые стоят слева. Если смотреть на портик с южной стороны, то кариатиды выглядят очень неустойчиво – так, как будто бы готовы соскользнуть с края. Но если посмотреть на портик со стороны угла, то есть рассматривать его не как на плоскую картинку, а как трёхмерное изображение , то кариатиды выглядят очень устойчивыми за счёт того, что на первый план у всех них выходят прямые опорные ноги, которые, благодаря вертикальным складкам одежды, напоминают колонны с каннелюрами.

Поза и распределение веса Кариатид

Одна кариатида с частью антаблемента, находящегося над ней, была увезена в 1801 году в Англию лордом Элгином. Он пытался извлечь и вторую скульптуру, но возникли технические трудности и тогда её попытались распилить. В результате кариатида была просто разбита и оставлена на месте.

Все кариатиды портика являются копиями , тогда как пять оригинальных статуй находятся в музее Акрополя, а шестая – в Британском музее Лондона.

Правильный вид на портик Кариатид с запада

Кариатидами эти скульптуры стали называть лишь в недавнее время, тогда как раньше, согласно надписи, найденной в храме, они именовались просто «коры » («девушки»). Подобные девушки участвовали в Панафинейский процессии и несли для статуи Афины Полиады пеплос и другие предметы.

Кариатида – это любая скульптура женщины, выполняющая те же функции, что и обычная колонна. Греческое слово «кариатиды» буквально переводится как «служанки города Кария» (город находится на Пелопоннесе). Кариатиды держат антаблемент прямо на голове, чем отличаются от канефор , между антаблементом и головой которых находится корзина с плодами или цветами (например, знаменитая «прачка» в ).

Правильный вид на портик Кариатид с востока

Размеры Эрехтейона

Северный портик: длина 10,72 м, осевое расстояние внешних колонн 3,09 м (3,15 м угловые и 3,067 передние), диаметр внешних колонн 0,817 м (угловых 0,824 м), высота колонн 7,64, высота антаблемента 1,68 м.

Восточный портик: длина 11,63 м, осевое расстояние внешних колонн 2,11 м, диаметр внешних колонн 0,6 м, высота колонн 6,59, высота антаблемента 1,54 м спереди и 1,51 по сторонам.

Западный портик: осевое расстояние внешних колонн 1,97 м, диаметр внешних колонн 0,62 м, высота колонн 5,61 м, высота антаблемента 1,54.

Вход в западную часть Эрехтейона из северного портика

Эрехтей I, Эрехтей II и Эрихтоний

Эрехтей I (Ἐρεχθεύς) в греческой мифологии был архаическим царём Афин и основателем полиса (города-государства). Как бог он ассоциировался с Посейдоном и именовался «Посейдон-Эрехтей ». Эрехтей как мифическая фигура и Эрехтей как исторический персонаж были слиты в единого героя в утерянной трагедии Еврипида «Эрехтей» (423 г. до н.э.).

В гомеровской «Илиаде» Эрехтей был сыном «плодородной Земли», которого она родила от Гефеста (поэтому в храме стоял и его алтарь). Его воспитанием же занималась не сама Гея, а нашедшая его Афина, которая отдала корзину с ним аррефориям, жившим в Пандросейоне. Эрехтей считался прародителем всех афинян, которые даже именовали себя «сынами Эрехтея».

Ионический капитель колонны в северном портике

Эрихтоний (Ἐριχθόνιος) был сыном Эрехтея, который также правил в Афинах. Плутарх объединил оба имени в мифе о рождении Эрехтея. Ранние греческие авторы также не делали различий между ним и его внуком, Эрехтеем II. Лишь в IV веке до н.э. эти персонажи разделились. О появлении Эрихтония на свет существует такая же легенда, как о рождении Эрехтея I.

Украшение двери в северном портике

Эрехтей II – сын Пандиона I и Зевксиппы (сам Пандион I был сыном Эрихтония). Согласно «Псевдо Аполлодору» у Эрехтея II был брат-близнец Бут, женившийся на его дочери Хтонии. Братья разделили власть, доставшуюся им от отца – Эрехтей II стал правителем, а Бут стал верховным жрецом Афины Полиады с правом передавать этот пост по наследству. Согласно уцелевшему фрагменту трагедии Эврипида, Эрехтей II, завоевав Элевсин, был поражён трезубцем Посейдона, поскольку убитый царь Элевсина оказался его сыном. Заканчивается трагедия словами Афины , адресованными вдове Эрехтея Пракситее: «… и для твоего мужа я распоряжусь построить святилище в центре города; он будет известен благодаря тому, кто убил его, под именем «Священный Посейдон»; но среди горожан, когда будут убиваться жертвенные животные, его также будут называть «Эрехтей». Тебе, однако, поскольку ты отстроила основание города [пожертвовала своими дочерьми для его спасения], я дарую обязанность первой приносить жертвы на огне и называться моей жрицей».

Вероятно, что все три героя были дубликатами одного исторического персонажа, придуманными афинянами для того, чтобы удлинить свою историю и тем самым закрепить свои права на землю.

Главный, восточный портик Эрехтейона. Через него внутрь входила Панафинейская процессия. Правая колонна с антаблементом — копия

Культ Эрехтея и Афины

Культ Эрехтея и Афины на Акрополе считается старейшим и наиболее почитаемым в городе. Они оба были доолимпийскими хтоническими (земными и подземными) богами.

Эрехтей был богом, трясущим и ломающим землю. Это было его афинское имя, тогда как на территории остальной Греции он был в основном известен как Посейдон .

Вид на дверь в Пандросион с восточной стороны Эрехтиона

Афина, которой часто поклонялись в тех же храмах, что и Эрехтею, не была ни его женой, ни дочерью. Такое сосуществование неродственных и не имеющих друг другу никакого другого отношения бога и богини можно объяснить тем, что раньше им, вероятно, отдельно поклонялись две разные группы людей, живущих рядом с Акрополем. Они договорились жить в мире и поэтому устроили на этом холме единый храм, символизировавший их добрососедство.

Правая часть фронтона восточного портика (копия). Под ней фриз из чёрного известняка

Геродот часто упоминает пеласгов, селившихся вокруг Акропольского холма не только в доисторическое время, но и позже, на заре исторического периода. Пеласгами было и племя кранаев (Κραναοί), в честь которых Афины называли «Афины кранаев». Также вблизи Акрополя жили ионийцы, изгнанные ахейцами с Пелопоннеса, и большая группа кекропидов, благодаря которым Аттика какое-то время называлась «Кекропия». Все эти группы боролись друг с другом за землю и за установление своего божества. Поэты мифотворцы позже представили эту борьбу как борьбу богов «за обладание землёй». Наиболее известным из таких мифов является история состязания Посейдона и Афины, которое происходило во время пика противостояния старых хтонических и новых олимпийских богов (то есть, вероятно, в Тёмные века в 1150 – 900 году до н.э.). Хтонический Посейдон был побеждён, поскольку ему противостояла молодая олимпийская богиня. Афина была одним из первых хтонических богов, покинувших подземный пантеон, и примкнувших к олимпийскому (небесному) пантеону. Её хтоническая сущность сохранилась лишь в популярных культах (как, например, её культ в Эрехтейоне).

Верхняя часть восточной стены Эрехтейона

Культ Афины

Со второй половины VI века до н.э. на Акрополе расцвёл культ Афины. С V века Афина Парфенос стала отдельной богиней со своим характером. Она стала прекрасной официальной богиней государства, жившей в самом большом храме, в честь которой в течение нескольких дней проводили Большие Панафинеи. Её статуя работы Фидия в Парфеноне насчитывала 12 метров в высоту. Она весила больше тонны, и её одежда и оружие были сделаны из золота.

Греция — это не только удивительно красивая страна, жителей которой круглый год согревает теплое ласковое солнце, но ещё и колыбель древней античной цивилизации. Она является родиной демократии, олимпийских игр, греческих богов и многих классических жанров искусства.

По сути дела, именно здесь за тысячи лет до появления христианства зародилась западная цивилизация.

Но самой яркой достопримечательностью города является Акрополь, возвышающийся в самом сердце Греции — Афинах.

Среди всех построек Акрополя особого внимания заслуживает Эйрехтеон. Он считается одним из самых странных античных зданий, которые были возведены когда-либо. Более подробно о нем — чуть ниже, а пока — кратко об Акрополе.

Акрополи были во всех античных городах. Так называлась высокая укрепленная точка, украшенная храмами, возведёнными в честь греческих богов.

Но именно афинский акрополь ещё с древнейших времен считается классическим примером городской крепости мира эллинов.

Весь комплекс сооружений Акрополя находится на скале с плоской вершиной, высотой в 156 метров. Впервые люди поселились здесь около 6 тыс. лет назад. В XIII в. до н. э.

Акрополь был укреплен толстыми каменными стенами, создание которых, согласно древнегреческим легендам, приписывают сверхъестественным существам-киклопам.

Поначалу на вершине скалы обитал правитель и располагался ряд государственных учреждений. В 480 г. до н.э. Акрополь был разрушен персами. А после победы над ними, греки, под руководством величайшего правителя того времени Перикла начали его восстановление. Заново были отстроены все храмы и статуи, превосходящие прежние величественностью и совершенством.

Именно с этого момента Акрополь приобретает исключительно культовую функцию. С развитием христианства внешний вид комплекса претерпел изменения, но в целом не потерял своего первоначального облика.

Эйрехтеон

Акрополь и в наше время представляет собой мудрость древних, которая нашла воплощение в камне. Основными зданиями Акрополя являются: храм богини Афины, Храм богини Ники и дворец в честь Афины и Посейдона (Эйрехтеон). Последний заслуживает особого внимания благодаря своей многофункциональности и необычности построения.

Эрехтейон считается одним из самых странных античных зданий, которые были возведены когда-либо. Архитектор этой постройки неизвестен до сих пор.

Именно с Эрехтейоном связано предание о знаменитом споре богини войны и победы — Афины и бога морей — Посейдона.

По легенде они спорили о том, кто будет покровителем нового города — Афин, созданного мифическим существом — Кекропом (являвшимся прародителем всех жителей Аттики). Считается, что он похоронен у подножия храма.

Победила в этом споре Афина. Именно она сделала новому городу дар — оливковое дерево, которое по сей день является символом города. Посейдон же подарил Афинам источник, вода которого оказалась соленой и непригодной для питья.

У Кекропа, по преданиям, был приемный внук-Эрехтей, переданный в коробке его дочерям. Им был велено коробку не открывать. Но любопытство победило. Взору их предстал божественный младенец, охраняемый двумя божественными змеями.

Девушки сошли с ума от увиденного и кинулись со скалы вниз. Именно в честь Эрехтея и назван этот необычный храм.

По сути, весь храм посвящён легендам о божественном происхождении Афин и выбору их покровителя.

Храм поражает своим великолепием и необычностью построения. Он возведён на двух уровнях скалы и по этой причине здание абсолютно ассиметрично.

Ещё одна уникальность строения заключается в четырёх, непохожих друг на друга фасадах, каждый из которых имеет свое отдельное назначение. Именно из Эрехтейона взято множество идей европейской архитектуры. Даже большее, чем из Парфенона. Главной ценностью для европейцев стала асимметричность здания.

Строился Эрехтейон не одномоментно, а в период с 421 по 406 г. до н.э. Столь долгий период строительства связан с греко-персидской войной. У здания имеются два входа, которые украшают гигантские порталы дверей греческого времени. Соответственно — у каждого входа своя функция.

Северная сторона Эрехтейона

С северной стороны- это храм Афины Полиады (Афины-градодержательницы). Внутри этой части здания хранилась деревянная статуя богини Афины, высеченная из священного оливкового дерева.

Древние эллины полагали, что статую изготовили для них сами боги, поэтому во время языческих праздников её облачали в священную мантию (пеплос), изготовленную жрицами храма. Здесь же проводились самые важные таинственные обряды, посвящённые покровительнице города.

Западная сторона Эрехтейона

С западной стороны находится ещё один вход в здание. Она представлена полуколоннами, идущими не от самой земли.

И если в Парфеноне колонны действительно поддерживают крышу, то здесь они носят чисто декоративную функцию. Благодаря им, во всем здании, если наблюдать его, отойдя на десяток метров, наблюдается очень странная, но в тоже время завораживающая разница в уровнях.

Именно здесь находится легендарный отпечаток трезубца Посейдона, извлёкшего для Афин источник воды, и отпечаток удара молнии Зевса, разрешившего спор богов.

Во внутренней части храма, рядом с алтарём Посейдона, находилось святилище Эрехтея. А чуть поодаль алтари Гефеста и Бута. Бут являлся богом ремесла и братом Эрехтея. Гефест же был покровителем кузнечного дела.

Южная сторона Эрехтейона

Интересное решение имеет южная сторона Эрехтейона, представляющая собой глухую стену с небольшим боковым портиком.

Вместо традиционных колонн, крышу портика поддерживают женские фигуры. Если присмотреться, то можно отметить, что левые и правые кариатиды (такое название получили эти статуи уже в византийское время в честь необыкновенно красивых женщин города Кария), представляют собой зеркальное отображение друг — друга.

Статуи являются просто шедевром архитектурного искусства. Создаётся впечатление, что девушки готовы вот-вот сойти со своего постамента, настолько живо и реалистично они выполнены.

Руки кариатид не сохранились. И до середины XIX века ученые не знали, как выглядел полностью первоначальный облик этих великолепных дев.

Но в 1852 году в Англии были найдены их миниатюрные копии, благодаря которым выяснилось, что в одной руке находился сосуд для жертвоприношений, а другой девушки придерживали край своей одежды.

Ученые предполагают, что прообразами кариатид послужили жрицы храма богини Афины. Лица дев обращены в сторону дороги, по которой проходили религиозные шествия, посвящённые покровительнице города.

Восточная сторона Эрехтейона

Восточная сторона тоже весьма необычна в своем оформлении.

С восточной стороны храм украшен длинными тонкими колоннами с легкими декоративными поясами в верхней части, характерными только для Эрехтейона. Они создают разительный контраст с колоннами, стоящего рядом Парфенона, которые гораздо ниже и массивнее.

Поэтому у нас возникает совершенно другое ощущение изящества при посещении Эрехтейона.

Открывает завесу тайны средневековый свидетельствуют — этот великолепный дворцовый комплекс в Вене по праву входит в десятку мест, куда хочется возвращаться снова и снова.

К сожалению, внутренне убранство Эрехтейона не дошло до наших дней, поскольку в VII веке его попытались преобразовать в христианский храм, в связи с чем большая часть языческих сооружений была разрушена или вывезена.

Таким образом, это небольшое по своим размерам строение объединило несколько святилищ, посвящённых древним античным богам и героям греческого эпоса.

Полезная информация для туристов

У всех зданий Акрополя, в том числе у Эрехтейона, великолепная вечерняя подсветка. Поэтому если Вы посетите эту достопримечательность вечером, у вас будет великолепная возможность сделать очень впечатляющие фото.

Сегодня часть элементов Эрехтейона, в том числе и кариатиды, заменена копиями. Оригиналы Вы можете посмотреть в музее Акрополя.

Как добраться до Эрехтейона

Легче всего добраться до Акрополя на метро. Это можно сделать практически из любой части города. Станция находится на красной ветке и носит одноимённое название. Чтобы было легче сориентироваться, учтите, что это следующая после Синтагмы станция.

Если Вы располагаете достаточным количеством времени и находитесь в центре Афин — пройдитесь пешком. Если идти прямо и никуда не сворачивать по большой пешеходной улице, носящей название Dionysiou Areopagitou, то неизбежно выйдете прямо к Акрополю.

Часы работы и цены

Стоимость входа в Акрополь составляет 12 евро. Часы посещения зависят от времени года и дня недели:

  • Летний период: с 8.00 до 19.30. В понедельник с 11.00 до 19.30.
  • Зимний период: с 8.00 до 15.30. без выходных.

На северной стороне Акрополя недалеко от Парфенона находится древнегреческий храм Эрехтейон. Этот выдающийся памятник по праву считается жемчужиной древнегреческой архитектуры и одним из главных храмов древних Афин. Он был построен в 421-406 годах до н.э. и посвящён целой плеяде богов.

По преданию, храм построен на месте спора между Афиной и Посейдоном за власть над Аттикой. Эрехтейон заменил более древний храм, который находился на этом месте, но был разрушен во время Греко-персидской войны. Строительство инициировал Перикл, хотя завершено оно было уже после его смерти. Возможно, архитектором являлся зодчий Мнесикл, но достоверно этот факт не подтверждён.

Эрехтейон не имеет аналогов в древнегреческой архитектуре. Выполненный в ионическом стиле, он имеет ассиметричную планировку не только из-за неровностей земли, на которой он построен, но и многообразия святилищ соединенных в нем. Храм имел два главных входа - с севера и востока, они были оформлены ионическими портиками. Восточная часть Эрехтейона была посвящена богине Афине, а западная - Посейдону и царю Эрехтею.

С южной стороны находится знаменитый портик Пандросейон, названый по имени дочери царя Кекропа Пандросы. Архитрав подпирают шесть мраморных статуй девушек (кариатид) – это главная достопримечательность Эрехтейона . Сегодня все они заменены на копии , оригиналы же находятся в музеях. Одна из кариатид хранится в Британском музее, а остальные - в Музее Акрополя.

Всё сооружение было окружено фризом с накладными фигурами, но он не сохранился до наших дней. Найденные обломки хранятся в Музее Акрополя.

В древности в храме бил солёный источник, который по легенде Посейдон высек из скалы своим трезубцем, а в открытом дворике росла священная олива, подаренная городу Афиной. Когда-то в храме находилась деревянная статуя Афины, которая, по легенде, упала с неба. Статуя была выполнена из священного оливкового дерева. В Эрехтейоне также хранились золотой светильник работы Каллимаха и статуя Гермеса. Здесь же размещались алтари бога ремесел Гефеста и героя Бута.

Своё название храм получил в честь афинского царя Эрехтея. Его могила находилась под северным портиком. А у западного фасада храма можно и сегодня увидеть могилу первого царя Аттики Кекропа.

О внутреннем убранстве храма достоверно почти ничего неизвестно, но можно предположить, что оно впечатляло своим величием.

Большие изменения храм претерпел в 7 веке, когда его переделали в христианскую церковь. Во времена Османской империи храм использовался как гарем турецкого султана. Первая серьезная реставрация храма была проведена после получения Грецией независимости. Сегодня Эрехтейон включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе Афинского Акрополя.

Адрес: Греция, Афины, Афинский Акрополь
Начало строительства: 421 год до н. э.
Окончание строительства: 406 год до н. э.
Архитектор: Мнесикл и Фидий
Координаты: 37°58"19.6"N 23°43"35.5"E

Если рассматривать наиболее значимые для древних греков храмы, то, безусловно, главным из них является легендарный Парфенон .

Вторым по своему значению является Храм Эрехтейона или, как его называют проще многочисленные гиды, проводящие экскурсии по Афинам, - Эрехтейон . Как и большинство древних памятников архитектуры, находящихся в столице Греции , храм Эрехтейона сильно пострадал от многочисленных войн и разграблений.

Вид на храм с юго-запада

Неумолимый ход времени также сказался на величественном здании, от которого до наших дней сохранились лишь развалины. Как известно из истории, в Парфеноне все жители Афин возносили свои молитвы богам, а вот Храм Эрехтейона был предназначен для таинственных обрядов и жертвоприношений, которые проводились исключительно жрецами, имевшими в Афинах практически безграничную власть. Именно по этой причине все историки практически единогласны во мнении, что Эрехтейон, расположенный на Акрополе, немного севернее Парфенона, был для населения Афин священным местом, в котором находилась огромная статуя покровительницы города Афины Паллады.

Многие туристы, приехавшие посмотреть достопримечательности Греции, ошибочно считают, что Храм Эрехтейона был посвящен культу богини Афины. В этом, несомненно, есть доля истины, однако по некоторым документам, летописям и описаниям, дошедшим до наших дней, а также согласно результатам археологических раскопок, можно сделать определенный вывод: в храме жрецы приносили дары не только Афине, но и Посейдону, и самому Эрехтейону.

Вид на западный фасад храма

«Откуда же появилось название храма? В честь какого события построено, второе по своей значимости, святилище Акрополя? Какие обряды, скрытые от глаз афинян, проводили в его стенах жрецы, и какие святыни хранились в Эрехтейоне?», - вот большинство из тех вопросов, которые задают гидам и историкам. Увы, о внутреннем убранстве великого храма можно говорить только опираясь на описания древних путешественников. Как известно, в древние времена Афины были предметом раздора между многочисленными захватчиками, а когда город практически опустел, он стал настоящей «находкой» для охотников за ценностями и мародеров. Поэтому развалины Эрехтейона и его интереснейшая история, которая, как и все в Греции , окутана многочисленными мифами и легендами - все, что осталось для современного поколения.

Происхождение названия и мифы, связанные с храмом Эрехтейона

Многие наверняка знают, что столица современной Греции, согласно древнему мифу, получила свое название от имени древней языческой богини. Она вела спор с Посейдоном за право покровительствовать древнему греческому городу. В месте, где Посейдон с огромной силой ударил своим трезубцем в землю, а Афина Паллада показала горожанам прекрасное оливковое дерево, и был построен Храм Эрехтейона .

Вид на храм от Парфенона

Однако этот миф нисколько не объясняет происхождения названия древнего святилища. А если точнее, то не объясняет название храма, которое дошло до наших дней. Дело все в том, что после своего возведения, храм был посвящен Афине, и древние горожане называли его «храмом, в котором хранится древняя, величественная статуя покровительницы города». Только после того, как Афины стали частью Великой Римской Империи, храм стали называть, как и сейчас - Эрехтейон.

С чем было связано изменение названия храма, современные историки объяснить не могут. Однако существует еще один миф, который хоть как-то «проливает свет» на вопрос: «Почему древний храм, посвященный богине Афине, стали называть Эрехтейон?». В легенде, появившейся, скорее всего, уже при римлянах, довольно запутанно рассказывается о героях Эрехтее и Эрихтонии. Правда, не совсем понятно, два это героя, или один, который просто имел не одно имя. Вот здесь историки и не могут прийти к единому мнению: одна их часть говорит о том, что храм построен в честь Эрихтония, а другая часть утверждает, что Эрехтей был сыном отважного Эрихтония и сам совершил немало подвигов, и именно в его честь назван храм.

Вид на колоннадe ионического ордера

Эти версии настолько запутанны и настолько неправдоподобны, что углубляться в них не имеет никакого смысла. Гораздо проще объяснить название Храма Эрехтейона еще одним древним мифом, который появился в Афинах задолго до «римского времени».

Древний миф гласит, что храм назвали в честь царя Афин Эрихтония, который не был человеком. Он был плодом любви «трудолюбивого» бога Гефеста и Геи. Богам, как известно из древнегреческих мифов, «было не до воспитания детей». Поэтому Афина (!) отдала младенца, закрытого в ларце (!), трем дочерям Кекропа и, при этом, запретила им заглядывать внутрь. Как должен был расти ребенок в ларце, остается загадкой, но две девушки не выдержали и, все же, открыли замок. Они увидели внутри ларца, переданного Афиной, очаровательного младенца, от которого исходил божественный свет, а его покой охраняли две змеи. От открывшегося зрелища две сестры лишились разума и, подбежав к краю скалы Акрополя, бросились вниз. Эрихтоний быстро вырос и стал править древними Афинами. Этот миф дает наиболее достоверное объяснение происхождению названия храма. Кроме этого, в самом храме некогда находилась могила царя, да и в западной его части, совсем рядом с алтарем бога морской стихии Посейдона, существовало небольшое святилище правителя города.

Вид на южный фасад храма

Строительство Храма Эрехтейона

Существуют документы, четко определяющие временной отрезок, во время которого строился Храм Эрехтейона. Его возведение началось практически сразу после смерти великого Перикла в 421 году до нашей эры. Величественное здание на Акрополе было полностью построено к 406 году до нашей эры. Как известно из древнейшей истории, именно тогда начался, так называемый, период упадка, некогда могущественных и влиятельных, Афин.

Как уже говорилось выше, Храм Эрехтейона был построен на месте, где в далекие времена поспорили между собой Посейдон и прекрасная Афина . В отстроенном храме находился алтарь повелителя водной стихии, есть описания, согласно которым можно сделать вывод: на одной из внутренних стен находилась гигантская трещина, оставленная трезубцем Посейдона, а кроме этого, в Эрехтейоне жрецы могли видеть колодец с морской водой. Этот колодец построили на месте, где из-под земли бил соленый ключ, который показал афинянам Посейдон. Прямо перед храмом росло оливковое дерево, то самое, которым и удивила царя Кекропа и афинян Афина Паллада. По преданиям, еще до начала строительства храма, в 480 году до нашей эры дерево сожгли, однако оно чудесным образом вновь появилось и украшало собой вход в Храм.

Вид на портик кариатида

Интересно и то, что архитектор, имя которого неизвестно, разработал план Храма Эрехтейона, построенного в ионическом стиле, таким образом, что место, где ударил трезубцем Посейдон, находилось под открытым небом. Согласно мифу, боги запретили накрывать это место.

Стоит отметить, что неизвестному архитектору и многочисленным строителям, задействованным в возведении Храма Эрехтейона, пришлось приложить массу усилий, чтобы здание было устойчивым. Дело все в том, что храм является многоуровневым, этот факт не говорит о гениальности архитектора, а скорее всего, является доказательством того, что у древних греков не было технологий, позволяющих сравнивать скалистую местность.

Храм Эрехтейона отличался от множества других храмов не только тем, что в него имели доступ только жрецы, но и тем, что имел два входа. Один из них вел в святилище Афины, где и возвышалась ее гигантская статуя (по свидетельствам очевидцев того далекого времени, выполненная из дерева), а второй, к святилищам Эрехтея и Посейдона. Удивительно и то, что Эрехтейон построен на «священном» месте. До начала работ здесь возвышались святилища и другие храмы, которые со временем разрушались или их попросту уничтожали грабители.

Кариатиды

Архитектура и история храма Эрехтейона

Древний храм, который открылся для афинских жрецов еще в 406 году до нашей эры, стоит на фундаменте размером 23,5х11,6 метров. Его популярность среди туристов обусловлена тем, что каждый его фасад уникален в своем роде. Это объясняется тем, что в храме прославляли не одного языческого бога и не одного афинского царя. У западного фасада Храма Эрехтейона находится (правильнее сказать, находилась) могила царя Кекропа, который был человеком-змеей.

Со стороны западного фасада и росло то самое знаменитое оливковое дерево, которое явила Афина Паллада. Более того, оно растет и в настоящий момент, правда, божественного происхождения оно уже не имеет: его посадили реставраторы в начале 20-го века.

Даже в наше время можно увидеть, известный любому ценителю памятников истории и архитектуры, портик кариатид. Все без исключения гиды, водящие свои группы среди руин древнего храма, говорят, что именно этот портик и является самой главной достопримечательностью Эрехтейона . Шесть скульптур прекрасных девушек поддерживают перекрытие. Многие современные скульпторы говорят, что кариатиды выполнены на таком высоком уровне, что кажется, будто в любой момент сильная дева, ростом два метра и тридцать сантиметров, сойдет с цоколя.

Кессонный потолок северного портика

Увы, руки девушек были разрушены, однако историкам, все же, удалось узнать, как они выглядели в далеком прошлом! Помогла им в этом находка в… Италии . На вилле Адриана удалось найти копии сильных дев, поддерживающих перекрытие портика! Оказывается, одной рукой они поддерживали свои одежды, а во второй руке держали, так называемый, жертвенный кувшин - фиал. Кстати, не все шесть кариатид являются подлинными, одна из них «подделка», точнее - копия, выполненная реставраторами. Оригинал украл англичанин еще в 19-м веке, приехавший в Афины поживиться древними реликвиями.

Р Е Ф Е Р А Т

по мировой художественной культуре

на тему: “Храм Эрехтейон“

ученицы 10 «б» класса

средней школы №53

пос. Октябрьский

Чубаровой Елены.

Эрехтейон Эрехфейон (Erechtheion) - храм Афины и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах.

Каменные кариатиды Эрехтейона, поддерживающие кровлю храма, сегодня, вероятно, наиболее распространенный символ афинского Акрополя. Это совершенно уникальный памятник, не имеющий никаких аналогий в древнегреческой архитектуре.

Эрехтейон - второй по значению памятник Акрополя. В древности он был центральным храмом, посвященным культу богини Афины. И, если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон, скорее, храм жреческий. Здесь совершались главные религиозные таинства, связанные с поклонением Афине, здесь хранилась древняя статуя этой богини.

Храм являлся священным центром Афин и был построен на месте легендарного спора Афины и Посейдона за власть над Афинами. В одном из залов Эрехтейона можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона на скале во время спора с Афиной. Так как эта святыня должна была находиться всегда под открытым небом, в перекрытии портика были сделаны отверстия, сохранившиеся до сих пор. Рядом находился вход в расположенную под храмом пещеру, где обитала священная змея богини Афины, считавшаяся олицетворением древнейшего легендарного царя и героя Афин, покровителя города - Эрехтея, по имени которого храм получил свое название. Первоначально Эрехтейон назывался храмом Афины Полиады (покровительницы города), или храмом, "хранящим древнюю статую". Лишь в римское время на все здание распространилось название одной из его частей - Эрехтейона.

Как повествует древний миф, Эрихтоний был сыном богини земли Геи и Гефеста. Младенцем взяла его на воспитание богиня Афина и в закрытом ларце отдала дочерям первого царя Аттики Кекропа - Аглавре, Герсе и Пандроссе, строго-настрого запретив открывать ларец. Но Герса и Аглавра из любопытства все-таки заглянули в ларец. При виде божественного младенца, которого охраняли две змеи, они потеряли рассудок и, охваченные страхом и безумием, бросились вниз со скалы Акрополя и разбились.

Возмужав, Эрихтоний стал царем Афин. Позднейшие легенды утверждают, что Эрихтоний и Эрехтей - одно и то же лицо. По другой версии, Эрехтей был сыном Эрихтония.

О легендах об Эрехтее в храме напоминает многое. Под северным портиком находилась могила Эрехтея, а в западной части храма, рядом с алтарем Посейдона, располагалось святилище Эрехтея. Сюда из северного портика вела высокая, обрамленная богатым наличником дверь. Рядом со святилищем Посейдона и Эрехтея находилось другое святилище, где находились алтари бога ремесел Гефеста и Бута - брата Эрехтея, жреца богини Афины. Оба эти святилища имели выход в галерею, протянувшуюся вдоль западного фасада храма. Здесь находился колодец с соленой водой. Он считался тем самым источником, который создал Посейдон, и, по преданию, сообщался с морем.

Строительство существующего здания Эрехтейона связано с началом грандиозного строительства на Акрополе, задуманном и осуществленном во времена Перикла. Требовалось возвести храм для древней статуи Афины, главной святыни города, по преданию, упавшей с неба. Эта статуя долгое время хранилась в древнем храме, стоявшем в центре Акрополя. Когда вторгшиеся в Аттику персы захватили Афины, храм Афины был сожжен, но греки предусмотрительно вывезли святыню на остров Саламин. После изгнания персов вернувшиеся в Акрополь афиняне построили для хранения статуи временный храм, приспособив для этого уцелевшую западную часть старого храма. А в 421 году до н.э. началось строительство Эрехтейона. Работы с перерывами продолжались до 406 года до н.э. Вскоре после их окончания храм был поврежден пожаром и восстановлен в 394 году до н.э.

Автор проекта храма неизвестен. Некоторые исследователи, находя некоторые аналогии в планировке Эрехтейона и Пропилей, считают, что им мог быть афинский зодчий Мнесикл. Высеченные на каменных плитах памятные надписи о строительстве Эрехтейона, найденные на Акрополе, упоминают имена архитекторов Филокла и Архилоха, но они, скорее всего, были только руководителями работ.

В основу плана здания положен прямоугольник размером 23,5 на 11,6 метра. Фасады храма отличаются необыкновенным разнообразием, с каждой стороны Эрехтейон предстает совершенно по-новому.

Этот храм был постройкой очень сложной по своему плану. Во-первых, он был расположен на двух уровнях, во-вторых, имел четыре портика разного назначения и четыре входа, не считая подземного входа в помещение под северным портиком. Такая сложная архитектура плана вызывает сложное значение храма.

Восточная и южная стороны храма на 3, 24 метра меньше, чем западная и северная. Храм целиком был построен из мрамора, а фриз облицован темным эльчинским камнем, на котором рельефно выделялись фигуры из белого мрамора. Дверной проем северного портика отделан розетками и другими резными деталями и является лучшим образцом наличника, сохранившегося со времен Перикла. К западному концу южной стены здания примыкает небольшой портик Кор, архитрав в котором поддерживают мраморные кариатиды, шесть женских фигур несколько больше человеческого роста (2,1 м). С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагалось святилище нимфы Пандросы, и там внутри открытого дворика показывали священную оливу, которую Афина, согласно

легенде, подарила жителям города.

В углу у западного фасада Эрехтейона находится Кекропейон - могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. Над ним возвышается всемирно известный портик кариатид - главная достопримечательность Эрехтейона

На высоком, 2,6 метра, цоколе стоят шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика. Кариатиды Эрехтейона являются наиболее совершенными античными произведениями подобного рода храмового зодчества. Их фигуры значительно выше человеческого роста - 2,3 метра. Левые и правые кариатиды являются зеркальными отражениями друг друга. Статуи кариатид выполнены с непревзойденным искусством, в их фигурах нет застывшей неподвижности, они естественны и полны жизни. Величавые и сильные фигуры девушек облачены в струящиеся складками свободные пеплосы. Головы гордо подняты, лица обрамляют падающие на плечи и спину волосы. Кариатиды стоят в спокойных позах, опираясь на одну ногу, и слегка согнув другую. Руки их не сохранились, и до сравнительно недавнего времени точно не было известно, как выглядела композиция первоначально. Но в 1952 году в Италии, в развалинах виллы императора Адриана, археологи обнаружили каменные статуэтки - копии кариатид Эрехтейона. Благодаря этой находке стало известно, что левой рукой они слегка придерживали край одежды, а в правой держали фиал - сосуд для возлияний при жертвоприношении.

Существует предположение, что прообразами кариатид Эрехтейона послужили аррефоры - служительницы культа Афины, избираемые из лучших семей Афин. В их функции входило изготовление священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрехтейоне.

Время не пощадило портик кариатид, как и весь ансамбль афинского Акрополя. Одну из статуй в начале 19 века выломал и украл английский гробокопатель лорд Эльджин. Теперь ее заменяет копия. Но и сегодня, с утраченными руками и поврежденными лицами, кариатиды Эрехтейона сохраняют свое обаяние и являются лучшими образцами древнегреческого скульптурного искусства.

Лестница в четырнадцать ступеней ведет от восточного портика Эрехтейона к расположенному ниже маленькому дворику, который замыкает шестиколонный северный портик Эрехтейона. Этот портик некогда служил главным входом в западную половину храма. Его колонны имеют высоту 7,6 метра. Четыре из них расположены по фасаду, две - по сторонам портика.

Перед западным фасадом Эрехтейона с западной стороны со времен глубокой древности росла священная олива богини Афины. Поэтому западный фасад Эрехтейона выглядит совершенно необычно для древнегреческих храмов - здесь нельзя было устроить такой же входной портик, как с восточной стороны. В результате четыре колонны, образующий западный портик, были подняты на цоколь высотой около четырех метров, а промежутки между колоннами были перегорожены бронзовой решеткой. На фоне мраморных колонн растет серебристо-зеленое оливковое дерево. Оно посажено в 1920-х годах на том самом месте, где по описаниям древних авторов, росло священное дерево, выросшее от удара копья Афины.

Эрехтейон выделяется среди других древнегреческих храмов своим уникальным скульптурным убранством. Настоящее мраморное кружево обрамляет порталы дверей и длинной непрерывной лентой увенчивает верх стен и портиков храма. Мастерство древних скульпторов пленяет совершенством и отточенностью форм. Некогда фасады Эрехтейона завершались рельефным фризом, шедшим по периметру всего здания. На нем были изображены различные эпизоды из мифов об Эрехтее и других афинских героях. Выполненные из белого мрамора фигуры были изготовлены отдельно, а затем прикреплены к фону из синевато-черного известняка. Такой своеобразный прием создавал весьма впечатляющий эффект, для усиления которого детали скульптур были покрыты позолотой. Позолота и росписи покрывали также капители колонн. Сохранившиеся до наших дней фрагменты этого замечательного фриза находятся в музее Акрополя.

Интерьер Эрехтейона не сохранился. О том, как выглядел храм внутри, мы знаем только из сочинений античных авторов. Внутреннее помещение глухой стеной делилось на две почти равные части. В восточной части располагалось святилище Афины Полиады. В это помещение можно было попасть с восточной стороны, пройдя через легкий шестиколонный портик, высота колонн которого достигала шести с половиной метров. Сейчас на месте сохранилось лишь пять колонн: шестая в свое время была выломана и увезена лордом Эльджином.