Что можно приготовить горячее на поминки. Что готовят на поминки: традиционные блюда

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.


В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы - переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.


Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.
После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

Несмотря на то, что многие поминальные обычаи уходят корнями в языческие верования и, таким образом, часто подвергаются критике, эти традиции - неотъемлемая часть культуры нашего народа, прочно вошедшая в быт каждой семьи.

Один из таких обычаев - поминальный обед, который проводится на 3, 9 и 40 день, спустя полгода и/или год после кончины. Для каждого человека, вне зависимости от его веры и убеждений, такое мероприятие - повод еще раз почтить светлую память усопшего, поговорить о прошлом и поддержать друг друга в непростое время.

Вполне естественно, что проведение поминального обеда - это десятки различных нюансов, требующих особого внимания. Это и выбор места проведения мероприятия, и приглашение гостей, и планирование бюджета, и многие другие заботы. Важно отметить, что на каждом этапе приготовлений особое внимание следует обращать на соблюдение основных ритуалов и обычаев нашего народа, связанных с поминками. Как показывает практика, такие детали - не просто формальность и дань традициям, но и то, что создаст атмосферу спокойствия и светлой скорби, близости и доверия между людьми. В этой статье мы рассмотрим один из важнейших вопросов этой группы - составление меню, которое бы подчеркнуло традиционный характер обеда и соответствовало многовековой практике поминания усопших.

Скоромное меню на поминки

Обычное меню на поминки - это, прежде всего, простые, привычные для каждого блюда. В их числе можно выделить несколько наиболее характерных:

  • жареное мясо или рыба, котлеты, курица;
  • гречневая и/или рисовая каша;
  • вареный картофель или пюре;
  • кисель или фруктовый компот;
  • лапша по-домашнему (0,5 кг и 3 яйца) с куриным бульоном, морковью и мелко нарезанным мясом;
  • борщ;
  • блины с маслом.

Стоит отметить, что некоторые из вышеперечисленных блюд имеют не только практическое, но и ритуальное значение. Так, например, еще с языческих времен блины символизируют солнечное светило и сущность вечной жизни.

Постное меню на поминки

Не следует забывать о том, что день поминок, который выпал на христианский пост, требует особого внимания к вопросам составления меню: в православной традиции его принято формировать из постных блюд. Помимо обычных гарниров, перечисленных выше (каши и картофель), в этих случаях всегда востребованы характерные нежирные блюда:

  • традиционная кутья;
  • постный борщ (готовится по обычному рецепту без использования мяса);
  • постные блины из дрожжевого жидкого теста без сливочного масла и яиц;
  • дрожжевые постные булочки.

На сегодняшний день в интернете несложно найти и другие рецепты подобных блюд, подходящие для постного обеда. Кроме того, всегда полезно познакомиться с различными вариантами проведения поминок на специализированных сайтах: www.pominkivrestorane.ru, тематических форумах и информационных порталах.

Алкогольные напитки на поминальном столе

Алкоголь на поминальном столе - вопрос, в решении которого важно соблюсти меру. С одной стороны, православные каноны не приветствуют употребление "горячительных" напитков в период траура, с другой - они помогают снять стресс родным и близким усопшего. Таким образом, наличие или отсутствия алкоголя в меню - вопрос личного выбора организатора поминок. В большинстве случаев лучшим решением будет обойтись небольшим количеством красного вина и водки.

Вне зависимости от того, планируются поминки в кафе или дома, вышеприведенные рекомендации помогут провести траурный обед так, чтобы почтить память усопшего и при этом соблюсти соответствующую атмосферу, не оскорбив чувства глубоко верующих людей.


Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Смерть близкого друга или родственника - это событие, наполняющее скорбью сердце каждого человека. Но верующие люди находят утешение в молитвах и действиях, способствующих тому, чтобы душа усопшего как можно легче ушла из земной жизни. Поэтому искренние молитвы и поминки - огромная помощь в этом.

Значение 40 дней после смерти

По христианским обычаям, третий, девятый и сороковой день после смерти имеет для души усопшего особенную значимость, однако, сороковой день - наиболее важен для него, ведь означает, что душа навсегда покидает землю и предстает на Божьем суде для определения ее дальнейшей участи. И именно поэтому данная дата считается наиболее трагичной, нежели физическая кончина близкого или родного человека.

Наше тело всю жизнь находится в единстве с душой, но когда человек умирает, душа оставляет тело, забирая с собой все имеющиеся привычки человека, которые были у него при жизни, страсти, привязанности, а также хорошие и плохие поступки. Душа не имеет способности забывать и должна получить награду или наказание за совершенные деяния в период жизни человека.

В сороковой день она проходит самое трудное испытание , так как перед переходом за грань земной жизни сполна отчитывается за прожитые дни. Необходимо понять, что делают на 40 дней после смерти.

Что происходит на сороковой день с душой

До наступления сорокового дня душа не покидает мест своего обитания, так как не может получить должного понимания, что ей делать без физической оболочки.

На 3-й или 4-й день она постепенно начинает приходить в новое состояние и может отпустить свое тело и гулять по окрестностям около родного дома.

На 40-й день или в ближайшие дни после этого душа в последний раз может спуститься на землю, чтобы посетить любимые места и навсегда проститься с ними. Многие люди, потерявшие своих близких, рассказывали, что видели сны о том, как их усопший родственник приходил прощаться и говорил, что уходит навсегда.

Важно понимать, что нельзя после смерти человека громко рыдать и, более того, закатывать истерики, ведь душа все будет слышать и станет испытывать вместе с этим непреодолимые мученья. Поэтому лучше всего в тяжелые моменты скорби прибегнуть к молитвам или читать Священное Писание.

Что делают на сороковой день после смерти

На 40-й день родные усопшего должны посетить церковь. Важно, чтобы пришедшие люди в храм были крещеные, как и усопший, о котором следует подать записку «Об упокоении».

Также в этот день нужно придерживаться следующих правил церковного поминовения:

Важно в этот день посетить кладбище и принести ушедшему из жизни человеку цветы и лампадки . В каждом букете, который будет положен на его могилу, количество цветов должно быть четным, при этом неважно искусственные это цветы или живые.

В православии на сороковой день необходимо перебрать все вещи усопшего и отнести их в церковь или раздать нуждающимся людям. Проведение такого ритуала считается добрым деянием, которое поможет усопшему и зачтется при принятии решения об участи его души. Родным можно оставить себе вещи, которые будут ценны, как память. Выбрасывать вещи нельзя.

Чем больше в 40-й день прозвучит добрых слов и искренних молитв о душе усопшего, тем лучше будет скорбящим о нем и самому покойному, поэтому немаловажным мероприятием является поминальный обед, на который родственники умершего человека приглашают близких друзей и знакомых покойного.

Важно отметить, что допускается проводить поминки раньше или позже точной даты, приходящейся на 40 дней. Священнослужители объясняют это тем, что жизнь сама по себе непредсказуема и часто люди не имеют возможности провести запланированные события, поэтому несоответствие даты не считается грехом. Однако запрещается переносить поминовение на кладбище или на панихиде.

Как правильно поминать усопших

Есть предположения о том, что происходит на 40 день с душой: душа покойного возвращается домой и по истечении суток навсегда уходит. Поэтому христиане считают, что если не провожать ее и не делать «проводы», то она будет вечно мучиться. Именно поэтому данному мероприятию уделяется особое внимание. Возникает много противоречивых мнений о том, как поминать на 40 день.

Тем не менее существует ряд определенных правил, которых необходимо придерживаться:

Что готовят на поминальный обед

В поминальный день организация обеда также обязательна, как чтение молитв за умершего человека. Цель этого обеда - вспомнить усопшего и помочь в упокоении его души. В данном случае пища не является главной составляющей на поминках, поэтому не нужно готовить шикарные блюда и кормить собравшихся людей деликатесами.

При составлении меню необходимо придерживаться нескольких важных принципов:

Кого приглашать на поминки

На 40 день после смерти умершего на поминальный обед собираются его родственники и хорошие друзья , чтобы должным образом проводить усопшего и почтить его память, вспомнив светлые и значимые моменты из его жизни.

На поминки принято приглашать не только близких и родных людей умершего человека, но и его коллег, наставников и учеников. На самом деле не так важно кто придет на поминки, это могут быть и незнакомые люди родственникам усопшего, главное, чтобы каждый из них хорошо относился к покойному.

Как и что говорят на 40 дней

За поминальным столом принято вспоминать не только умершего человека, по поводу которого все собрались, но и других усопших родственников. А самого покойного необходимо представлять так, как будто он тоже находится на поминках.

Поминальная речь произносится стоя . По христианской традиции считается обязательным почтить усопшего минутой молчания. Рекомендуется назначить ведущего (хорошего друга семьи), который сможет контролировать свои эмоции и следить за тем, чтобы все в порядке очередности смогли сказать добрые слова об усопшем.

Ведущий должен заранее подготовить несколько фраз, чтобы разрядить обстановку в случае, если речь родственника вызовет слезы и сильные эмоции собравшихся людей. Подготовленными фразами ведущий также сможет отвлечь гостей, если речь того, кто говорит, прервется также из-за слез.

Находясь дома, перед поминками или после них, можно обратиться к Богу своими словами или прочитать молитву святому Уару о прошении свободы умершего от вечных мук.

В обязанности ведущего входит:

Не допускается вести разговоры о наследстве или болезнях членов семьи , а также о личной жизни присутствующих - это не то, что нужно говорить за поминальным столом. Поминки принято считать «подарком» для души усопшего, поэтому данное мероприятие не должно быть поводом оповестить знакомых и родственников о собственных проблемах в жизни.

Приметы и традиции

На Руси появилось огромное количество обычаев, которых придерживаются и в наши дни. Существуют различные приметы о том, что можно и нельзя делать до и после сорока дней.

Также существует немало суеверий, связанных с 40 днями после смерти близкого человека. Рассмотрим самые известные из них:

Главное в поминальные дни – молиться за усопшего. Нужно поставить свечи за упокой души новопреставленного и до начала утренней службы подать записку с именем в ближайшей церкви. Дома зажигается свеча или лампада. Рядом ставится стакан воды и кусочек хлеба. Хлеб позднее лучше раскрошить птицам.

Традиционные блюда поминального обеда

Начинаются все поминки с молитвы. Каждый пришедший должен отведать три ложки кутьи. Кутья варится из цельных зерновых (риса или пшеницы) с добавлением меда и изюма. Православные каноны против спиртного. Однако чаще всего его предлагают. Это могут быть коньяк, и сладкие вина, к примеру, кагор.

Далее предлагаются закуски. Это могут быть мясное ассорти овощи и салаты из них, соленья. Обязательно подается половинка вареного яйца. Подаются рыба жареная или отварная под соусом, . Часто предлагаются печень жареная или котлеты. Можно подать и мясной салат.

Первые блюда - борщ, свекольник или лапша на курином бульоне. На второе подается гуляш или жаркое с гарниром. В качестве гарнира можно выбрать картофельное пюре, гречневую кашу. Можно заказать плов. Традиционно на подают блины с медом. Кисель можно заменить компотом.

Когда поминки выпадают в пост, лучше следовать традициям и составить меню из постных блюд. Кутья подается без изменений, традиционная из пшеницы или риса с медом и изюмом. Выберите холодные закуски из рыбы, рыбный салат, селедку, шпроты. Уместны пироги с рыбой. Из салатов – винегрет, грибные салаты. Любые соленья или салаты из свежих овощей.

На первое – постный борщ, суп из фасоли, чечевицы, грибной. На второе можно подать картофель или лапшу с грибами, тушеный картофель с грибами, овощной плов. Прототипом мясных котлет будут котлеты капустные или морковные, картофельные зразы с грибами. Блины постные или булочки постные. Кисель или компот.

Главное, не забывайте суть поминок. Они проводятся для подкрепления сил для молитвы за усопшего.

Правильно накрыть стол к обеду – занятие, не требующее особых навыков. Вы можете научить этому даже ребенка, и он с удовольствием станет вашим помощником при сервировке торжественных трапез.

Вам понадобится

  • - скатерть;
  • - тканевые салфетки;
  • - столовый сервиз;
  • - фужеры, рюмки и бокалы;
  • - столовые приборы.

Инструкция

Сервировка к парадному обеду начинается с выбора скатерти. Классический цвет – белый, но если вас устраивает другое цветовое решение, запретов нет. Главное, чтобы это была добротная тканевая скатерть, предпочтительно льняная. Концы ее должны прикрывать ножки стола, равномерно свисая со всех сторон. Традиционно, чтобы не было слышно стука приборов, под скатерть кладут войлочную подкладку.

Напротив места для каждого гостя поместите мелкие большие тарелки, располагая их на 2,5 сантиметра от края стола. На них вы можете поставить тарелки, если планируется подавать закуски, а за ними горячее. Или глубокие тарелки, если в вашем меню предусмотрен суп. Безусловно, все тарелки и приборы должны быть либо из одного сервиза, либо сочетаться по стилю.

Слева от тарелки изгибом вниз положите вилки. Сначала кладут более широкую вилку для мяса или рыбы, в зависимости от того, вы планируете подавать, затем также зубцами вверх размещают вилку для . Первая вилка должна лежать на расстоянии примерно 1 сантиметра от края тарелки.

Справа от тарелки в том же порядке разместите ножи – ближе к тарелке нож для горячего, дальше – . Ножи должны лежать лезвием к тарелке. Если в меню есть суп, крайней справа поместите суповую ложку изгибом вниз.

К поминкам, как и к торжествам при жизни, православные христиане относятся очень серьезно. В данном случае важно все делать по правилам. Так как душа усопшего именно в этот период нуждается в молитве и поминании. В христианских книгах не один раз встречается упоминание, что по молитвам живых, будет помощь умершим и наоборот. Также считается, что душа до сорокового дня видит и рай и ад, и только после этого определяется ее судьба по делам ее.

В современном мире немного стерлись обычаи и достаточно часто поминальный обед, который должен состояться строго на девятый день после похорон, делают на второй день. Объясняется это тем, что в городах людям постоянно не хватает времени, потому все обычаи начали «сжимать», что является в корень не верным. Как и 9 дней по усопшему, так и 40 и год, нужно проводить строго в установленное время, потому как именно в эти дни вершится судьба души умершего, и она больше всего нуждается в поддержке и защите.

По поводу поминок на девятый день существует много заблуждений и мифов, которые ничего общего с христианской верой не имеют. Часто, молодые люди задают вопрос старшему поколению, в надежде, что они наверняка знают правила проведения поминок, хотя те, в свою очередь, могут много чего упустить. Вот так и рождаются заблуждения и «бабушкины советы», которые сильно отдаляют истинные традиции от придуманных. Если человек чего-то не знает, или сомневается в правильности проводимых действий, лучше всего спросить непосредственно у священнослужителя, а не у соседки. Только так каждый получит правильный и назидательный ответ и проведет поминки по всем правилам.

Здесь мы опишем, как правильно провести поминки на девять дней, что необходимо приготовить и какие молитвы читаются по усопшему в этот период


9 дней после смерти: смысл поминок в это время

Первые поминки, которые проводятся после захоронения человека, являются именно на девятый день после смерти. Именно в этот период со дня смерти душа усопшего, в сопровождении ангелов, ходит по раю и видит все блага и радости святых отцов. После чего именно на 9-тый день ангелы возносят душу к престолу Божию, чтобы она могла поклониться и возвеличить имя Бога. После чего душа направляется также на ознакомительную «экскурсию» в ад. Но если человек при жизни был праведником и вел строго христианскую жизнь, то его участь может решиться как раз на девятый день после захоронения. Поэтому родным и близким усопшего именно в этот день необходимо возносить особенно пламенные молитвы и максимально думать о душе умершего и его смертных путях.

До сорокового дня душа умершего проходит все круги ада, где ее пытаются отвоевать у ангелов, показывая все ее грехи. В противовес этому, ангелы показывают все добрые дела человека при жизни и если их было больше чем плохих, душа человека возноситься на небеса и там ожидает Страшного Суда, а если было больше плохих, тогда ее забирают бесы и мучают также до Суда.

Бывает так, что и хороших, и плохих дел является практически поровну, тогда-то и решается судьба умершего по молитвам его близких на земле. Если за усопшего на протяжении 40-ка дней возносятся молитвы, подаются записки за упокой и проводятся поминальные службы, тогда его душа спасена, если же нет, тогда он остается в аду.

Потому так важно именно 9 дней и 40 проводить по всем правилам христианского мира, чтобы способствовать душе усопшего вознестись на небеса, а не спуститься в преисподнюю.


Зачем проводят поминки на 9 день

Считается, что чин девяти ангелов приходится именно на 9-тый день. Именно они вместе с душей умершего просят у престола Господа о помиловании и снисхождении к грешной душе человека. Если удается умилостивить Господа, тогда душа остается в раю, не проходя мытарства в аду, которые длятся до сорокового дня. В случае если душа не была праведной, ее отправляют на испытания в ад, для прохождения мытарств.

Если душа сможет без преград пройти все круги ада, тогда она снова предстанет перед Престолом, и уже останется в раю, воздавая благодарственные молитвы и величания Господу. Считается также, что душа, которая по молитвам ближних на земле попала в рай, в свою очередь, возносит молитвы Богу за сродников на земле. Также она может являться в сложные периоды жизни и предупреждать родных и близких об опасности.

Почему поминают померших на 9 день?


Каких правил необходимо придерживаться для проведения поминок на 9 день

В христианском мире существует ряд правил, которые были установлены еще нашими праотцами и подробно описаны в религиозной литературе. Эти правила необходимо строго соблюдать и следить, чтобы они выполнялись без изменений:

  • Необходимо создать подобающую атмосферу в том месте, где планируется проведение поминального обеда. Также нужно проследить за этим и в домашних условиях. В домашних стенах, как правило, ставят стакан с водой и ломтиком хлеба. Также перед фотографией усопшего зажигают лампаду. Но также лампадку можно зажигать перед иконой. В церквях родственники и близкие умершего, заказывают поминальный молебен, ставят свечи в специально отведенных местах за упокой и читают молитву о принятии души умершего Господу Богу;
  • 9 дней – это не званый обед, поэтому на эти поминки специально никого не приглашают. Чаще всего собираются родственники, близкие друзья и сослуживцы усопшего. Стоит помнить, что именно на эти поминки, каждый должен поинтересоваться где и когда они будут проходить;
  • Женщины на голове должны иметь платки, прикрывая волосы, которые не должны выбиваться из-под платка. Мужчины же наоборот, должны освободить голову от любых уборов и сидеть за столом с непокрытой головой;
  • Часто задают вопрос, что нужно нести на поминки 9 дней? Чаще всего это цветы, которые необходимо уложить на могилку умершего. К столу необходимо положить красное вино, потому как именно им поминают усопших, конфеты и печенье;
  • На столе в обязательном порядке должны присутствовать разные компоты, кутя и другая каша. Также часто можно увидеть, что те блюда, которые любил умерший при жизни, часто ставят на поминальный стол или накладывают в пустую тарелку. В каждом регионе могут существовать свои обычаи и традиции поминального стола на 9 дней, но основа у всех должна быть одна;
  • Поминать усопшего необходимо красным вином и чаще всего это три рюмки. В такой период является недопустимым присутствие крепких алкогольных напитков на столе. Также не стоит «засиживаться» за столом, чтобы не превратить поминальный обед в застолье.
  • Если поминальная трапеза припадает на пост, тогда необходимо полностью исключить все мясные блюда, заменив их на рыбные и более легкие закуски. При этом компот и кутя остаются неизменными на поминальном столе;
  • За поминальным столом нужно не просто отобедать, но и вспомнить (помянуть) человека, рассказав какие-то моменты усопшего, вспомнив его положительные стороны и с хорошей стороны поведать о нем тем, кто возможно был с усопшим не так близко знаком. Чаще всего в такие моменты открываются некоторые истины, которые собравшихся наталкивают на душеспасительные раздумья.

Что необходимо приготовить на поминальный стол 9 дней?

Стандартное меню на поминки девяти дней может выглядеть так:

  1. Кисель, кутя, канун (также может носить название как колово);
  2. Блины с разной начинкой, чаще всего это творог мак и яблоки, иногда ливер;
  3. Бутерброды со шпротами и другая рыбная холодная закуска;
  4. Пироги сладкие (чаще всего с маковой или яблочной начинкой);
  5. Обязательно должно быть хотя бы одно горячее блюдо, например борщ с мясом птицы;
  6. Каша, жаркое;
  7. Котлеты и голубцы;
  8. Салаты, особенно овощные (винегрет, морковь по-корейски и т.д.);
  9. Перец фаршированный;
  10. Картофель отварной с грибами;
  11. Квас и компот;
  12. Также на стол подают печенья и конфеты, которые люди сами принесли на поминальный обед.

Принято готовить и те блюда, которые усопший любил при жизни. Это также является своего рода упоминанием умершего. Если 9 дней припали на пост, необходимо все мясные блюда заменить на их рыбные аналоги, а голубцы можно сделать овощными, заменив мясо на грибы.

Очень важно в этот день раздавать милостыню и накормить нуждающихся, при этом нужно просить помянуть усопшего.

Какие молитвы нужно читать на поминки 9 дней

В день смерти и до погребения в доме перед иконой обычно прочитывается весь псалтырь и определенные молитвы. Читать их может только тот человек, который получил благословение от батюшки. Если же такого человека нет, стоит перед иконой прочитать молитвенное правило и попросить благословения Божия самостоятельно.

На девятый день также читаются молитвы, которые можно произносить как в церкви, так и в домашних стенах возле икон. Если поминальный обед был назначен в кафе, как это сейчас часто бывает, стоит перед поминальной трапезой прочитать специальные молитвы по усопшему и только после этого приступать к обеду.

Чин литии об усопшем на 9 дней

Необходимо перед поминальной трапезой прочитать чин литии об усопшем, которая совершается дома или на кладбище, непосредственно перед могилкой:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Тропарь, глас 4-й:

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й:

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Кондак, глас 8-й:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.