Можно ли в постный день пить вино. Можно ли в пост красное вино

«Вино веселит сердце человека», но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться «сухого закона»? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ беседовал с иереем Даниилом СЫСОЕВЫМ.


Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь

- Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?

Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой - дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.

Отцы Церкви называют состояние богообщения «духовным опьянением». Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ - не подлинник.

Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.

В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?

Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, «внутреннюю теплоту». А где оно куплено - это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.

С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?

Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.

- А что такое «красовуля»?

Одна красовуля - это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: «…пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).

Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: «Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся». То же самое касается и вина.

- Можно ли пить вино и водку в пост?

Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие - не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост - временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.

Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше «не употреблять»? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?

Были такие православные - комсомольцы их звали. Они говорили про «безалкогольные свадьбы», до сих пор помню.

- Бывают и настоящие православные «сухие» свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.

Действительно, есть у нас такое представление, что употребление алкоголя - грех сам по себе. Утверждают, что в водке дьявол, что пиво - сатанинский напиток и так далее. И хотелось бы напомнить православным 51-е правило свв.Апостолов, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». И человек, учащий так, подлежит анафеме. Не просто прещению или наказанию, но именно отлучению от Церкви. Почему? Потому что такой человек хулит Творца Вселенной, Который дал нам эти дары. Апостол Павел в своих посланиях повелевает Тимофею пить немного вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Так что нельзя говорить, что вино - грех. Грех здесь не в вине, а в человеческой злой воле. Точно так же как не в шприце, даже не в наркотическом средстве, потому что наркотик может быть и лекарством, - а в злоупотреблении. Но, конечно, все это не касается людей, которые лечатся от алкоголизма, - им пить нельзя ничего.

Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?

В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.

- А есть люди, которые говорят: «Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться».

Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это - плод рук Творца: «не я тебя сажал, не я тебя растил». И они проклинали всех, кто пьет вино.

Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина - исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики - нет.

- Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?

У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.

Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.

Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно «снимают напряжение», выпивают. Появляется привычка - прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?

Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.

Сухое или сладкое?


Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев) рассказал корреспонденту «НС» Максиму ПЕТРОВУ о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре:

С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.

Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров - молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.

Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Данилов монастырь покупает разное вино, главные критерии - это качество и приемлемая цена. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем (в зависимости от ситуации). Сегодня нельзя доверять красивым этикеткам на бутылках и заверениям поставщика обманывают, к тому же качество вина под одной этикеткой постоянно меняется даже у одних и тех же продавцов. Поэтому перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.

Для Евхаристии Троице-Сергиева лавра использует домашнее вино

Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену ХАРИТОНУ (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею ОРДЫНСКОМУ:



- Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому «Каберне» - самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова «пиво», а от слова «питье») при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка.

А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.

Я думаю, что российская традиция использовать в качестве богослужебного вина кагор связана с проблемами доставки вина из южных окраин империи. Если сухое вино везти неделю, оно может прокиснуть, а в мороз - замерзнуть. Кагор же более устойчив к температурным колебаниям и транспортировке.

Можно ли пить вино в пост - этот вопрос задают многие верующие и вполне обоснованно. В разных монастырях в этот период действуют правила пищевого поведения, часто имеющие некоторые отличия как в отношении продуктов, так и напитков.

Традиция употребления вина в пост

Наместник Сретенского монастыря города Москвы архимандрит Тихон Шевкунов для миссионерско-апологетического проекта «К Истине» поясняет, что традиция употреблять вино во время Великого поста пришла из Сирии и Византии.

Отличие только в том, что верующие в этих странах перед тем, как пить вино в пост, разбавляют его в соотношении один к трем с водой, но никак не наоборот (!). Поскольку местные верующие не всегда придерживаются этого правила и пьют вино в чистом виде, священники, как правило, больше склонны не рекомендовать употреблять его во время Великого поста в принципе, и, таким образом, избегать пищевых злоупотреблений.

Главная цель Великого поста - очистить помыслы и тело от всякого рода зла путем осознанного следования пищевым и поведенческим ограничениям. Каждому верующему важно помнить, что соблюдение поста - это, прежде всего, его личная ответственность.

По окончании этого, без преувеличений, серьезного испытания, вы либо получите результат в виде духовного очищения и возвышения, либо нет, если соблюдаете правила Великого поста поверхностно, скорее, чтобы избежать осуждения окружающих, нежели с целью духовного роста.

Правила, единые для всех

Что касается основных правил Великого поста, то они едины для всех верующих. В первый день желательно вообще воздержаться от употребления пищи и напитков. На второй и третий день рекомендуют пить только воду. В последующие дни разрешается употреблять продукты растительного происхождения.

Любые другие продукты (животного происхождения) - под запретом. Отказаться нужно от яиц, мяса, сала, молока и его производных, а также от даров моря. В эти дни в умеренном количестве разрешен мед.

В плане употребления растительной пищи также есть целый ряд правил. Каждый понедельник, среду и пятницу такие продукты едят в сыром виде, во вторник, четверг можно варить, жарить и тушить без добавления растительного масла. Последнее добавляем в блюдо только в субботу и воскресенье. Больше узнать о том, каких правил нужно придерживаться во время постов, можно в разделе .

Протоиерей Александр Ильяшенко в публикации для интернет-издания «Православие и мир» на вопрос о возможности употребления вина в дни поста поясняет, что в крайне ограниченном количестве напиток допустим по субботам и воскресеньям и в дни совершения памяти наиболее почитаемых святых.

В целом же количество и необходимость употребления спиртных напитков во время поста определяется в каждом конкретном случае индивидуально во время беседы со своим священником.

Позволено все, да не все полезно

Сам же верующий должен помнить истину, озвученную Апостолом Павлом: «Все нам позволительно, но не все полезно». С одной стороны в Псалтыре сказано, что вино оказывает на человека увеселительное действие. В уставах монастыря указано: в определенные дни вино приветствуется в умеренном количестве.

Важно знать!

Какое вино можно в пост? Сухое и натуральное вино обладает выраженными оздоровительными свойствами, если не нарушается правило «меры». В словах «не все полезно» и скрыт ключевой принцип - золотая середина, следование которому ведет к духовному росту и «стяжанию Царствия Божия». Все правила Великого поста, основанные на чередовании правил пищевого поведения на каждый день, и призваны обучить верующего этой золотой середине.

Вопрос меры употребления вина проясняет священник священник отец Игорь Фомин в тематической публикации для издания «Аргументы и факты». По Типикону разрешено выпить до двух красовуль (монашеских кубков) вина. Делать это можно для поддержания сил, но только тем, кто не страдает алкоголизмом.

P.S. На вопрос пьют ли вино в пост, священник Анатолий Гармаев в ответах на вопросы в «Православном чтении» рассказывает: «Умеренно употреблять вино, ограничивать себя в пище животного происхождения, уметь довольствоваться простыми блюдами - все это способствует тому, что верующий начинает проявлять ту же умеренность в различных сферах жизни». Не злословить, не направлять негативные эмоции на обидчика, уметь справляться с собственным гневом, преобразовывать его и в конце концов духовно очищаться.

В Православном календаре выделяют четыре поста: Петровский, Успенский. Рождественский и Велики пост. Великий считается самым строгим в плане воздержания от удовольствий и излишеств.

Но важно понимать, что любое воздержание – это вспомогательный фактор, способствующий на время более концентрированному переключению сознания от человеческого к божественному. Постясь, человек, прежде всего, заботится о душе, а не о восстановлении фигуры.
Все знают, какие продукты не рекомендуются к употреблению в этот период. Но часто возникает вопрос о допустимости выпить бокальчик вина.

Великий пост – один из самых длительных. Он приходится на весеннее время, когда организм и так ослаблен недостатком солнечного света и тепла и требует большего количества витаминов. Некоторые светские праздники накладываются на церковные традиции. Верующему человеку приходится совмещать свои духовные устремления с каждодневными жизненными ситуациями, предполагающими принятие спиртных напитков. Дни рождения, Новый год, 8 марта, традиционные дружеские, семейные и деловые встречи с коллегам и партнерами предполагают употребление спиртных напитков. Можно или нельзя? Прежде всего это вопрос сознательности, ответственности, силы воли и веры.

Как поступить в таких случаях, верующий решает сам. Если человек решил не употреблять спиртного, то всегда можно найти уважительную причину отказаться: прием лекарств, предстоящая поездка за рулем.

Мнения на этот вопрос противоречивы. Расхождения существуют как у представителей церкви, так и у самих верующих. Нет определения и конкретной нормы. Главное, понимать, что принимаемое в Великий пост вино предназначено не для телесных радостей. Тогда и норму почувствовать можно.

Церковью не наложен запрет на употребление вина. Но есть ограничения.По традиции можно употреблять только красное сухое вино. К белому отношение отрицательное.
Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, напитки из темных сортов винограда ассоциируются с кровью Господней. Традиционный напиток Кагор в малых дозах дают даже детям при крещении.

Второй важный фактор – это полезность в умеренных дозах алкогольных сухих напитков. Они способствуют поддержанию жизненных сил, благодаря витаминам и железу, содержащимся в составе. Благоприятно сказываются на состоянии нервной системы. Великий пост самый длительный и многим трудно переносить ограничения. Это вызывает иногда угнетенное душевное состояние. А глоток хорошего вина действует успокаивающе и расслабляющее. Многие лечат начинающуюся простуду порцией Глинтвейна.

Традиция употреблять в малых дозах вино в дни воздержания пришла из Сирии и Византии. Священнослужители дали в древние времена разрешение и записали его в Уставе. Пить можно было только разбавленный водой напиток. Разбавляли его в пропорции один к трем. Разрешение объяснялось необходимостью. Отсутствие лекарств и витаминов замещалось разбавленным вином.

В наши дни, во время Великого и других постов, человеку заболевшему или ослабленному, например, после сдачи анализов крови или серьезного курса лечения можно выпить бокальчик хорошего сухого и съесть шоколадку.

Во многих монастырях в соответствии с правилами можно употреблять вино только по выходным дням. В субботу и в воскресенье допустимо принять не более ста пятидесяти миллилитров.

Великий и другие посты должен быть светлым. Это значит, что в душе человека свет должен рассеять тьму. Устремление сердца и мыслей в первую очередь должны быть направлены к Богу. А потом ваши светлые чувства должны переходить на окружающий мир, тогда изредка выпитый бокал вина не введет вас в грех.

Наоборот, измотанный воздержанием, агрессивный или впавший в уныние человек не принесет пользу душе, если не выпьет и капли спиртного за весь период. Испортить жизнь своим плохим настроением родным, близким и просто окружающим более грешно выпить немного алкоголя.
Если вы имеете тягу к употреблению спиртного, то лучше наложить для себя строгое ограничение, дабы не напиться “в хлам”. Хороший повод отказаться от пагубной привычки в процессе душевной концентрации на мыслях о Боге.

Так что главное, это не внешние ограничения, а внутренний настрой. Правила лишь помогают организовать порядок в жизни на период Великого поста, что как можно меньше внешних факторов отвлекало вас о мыслей и молитв обращенных к Богу.

Делайте выбор сами. Взвесьте всю степень необходимости принятия алкоголя. Можно заменить его другими источниками витаминов и питательных веществ, которых большое изобилие в наши дни. И не казните себя строго, если пришлось по необходимости или того душа потребовала пригубить маленький бокальчик. Пусть чистыми и светлыми остаются мысли, поступи и слова.

Отвечает Алекс, шеф-сомелье London Restaurant group в Сочи (Магеллан, «Как в Москве», Хмели-Сунели, Syndicate)

Пост. Пища попроще, и вина попроще. Религия вина

Можно уверенно сказать: мы живем в светском государстве с церковным укладом жизни. Даже у мирян, которые не посещают церковь и не считают себя верующими уважительное отношение к религиозным праздникам и постам.

С праздниками все понятно – мы даже языческую Масленицу сделали православной традицией и здорово, что так – блины и ожидание весны одинаково близки всем конфессиям. Но вот пришло время поста и тут начинаются вопросы.

​Потому что, когда любой кафе-ресторан-бар в стране во время Великого поста готов удивить тебя постным меню, ты поневоле устремишься к обретению духовности через ограничения, стараясь по мере сил приспосабливать свою жизнь под правила, обозначенные канонами веры.

​Для многих долгий пост – это что-то невозможное. Как нам жить без мяса? Как же нам не пить вина? Тут надо на минуточку заткнуться и попробовать понять – пост не является религиозной диетой или наказанием. Это в первую очередь, время для некой перезагрузки своего сознания, остановки погони за благами и бесконечной едой и питьем. С алкоголем у нас всех вообще поголовно проблемы, по причине его легализованной доступности и по-настоящему «скорой психологической помощи»

​Правила поста, самом деле, не так страшны – они есть и по ним можно есть. И пить. И иногда даже вино. Об этом мало, кто знает, и еще меньше, кто говорит. Потому что спрашивать, как бы неприлично. Что поделать – смирение и самоограничение. Пост не по уставу, а, по совести. Поэтому меняем мясо на грибы и орехи, рыбу можно употреблять по определенным дням, из сладостей доступны все фрукты мира в свежем и сушеном виде, дозволяется есть сыры – пока все перепробуешь, можно и подсесть.

А что с алкоголем? А тут, как говорится, есть варианты. Только зачем они вам?

Если взять самые крупные мировые религии, то прямой запрет (не только на время поста) на употребления алкоголя имеется только в Исламе. Он вполне себе четкий и не поддающийся иносказательным трактовкам. Спиртное и наркотики нельзя. И точка. Во всех остальных концессиях потребление алкоголя не одобряется, но полностью не запрещено. Но вот у Христианства с виноградной лозой и хмелем отношения многовековые как у пчел с медом.

Franziskaner, Grimbergen, La Trappe, Leffe, Benedectine, Perignon – это лишь малая часть алкогольной вселенной, которой мы обязаны христианству и католической церкви в частности. Крестовые походы, охота на ведьм, инквизиция, сжигание еретиков и язычников занятия очень утомительные. Поэтому виноградарство и пивоварение излюбленные занятия средневековых монахов. Богоугодное дело для себя, для братьев, для души, для сердца.

В христианстве с давних времен гармонично сосуществовали религиозные традиции и вино. Христос начинает являть Свои чудеса, превращая воду в вино. Святое Причастие, Вечеря Господня, в различных течениях христианства толкуется как таинство, священнодействие, обряд. Заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении

Каждый верующий человек старается держаться поста. Но случается, что некоторые правила о моментах во время говения не совсем легко понять. Миряне, обратившиеся к Богу и желающие испытать себя, выдержав отказ от скоромной пищи и прочих удовольствий, поневоле задаются вопросом: можно ли вино в пост?

Нет позора в том, что человек имеет некоторые пробелы в знаниях, связанные с обретением веры. Во времена СССР всячески насаждался атеизм, и поколение, знавшее суть церковных догм, ушло, так и не передав потомкам свои знания. Люди растут, взрослеют и постепенно учатся чему-то. В течение жизни находят ответы на свои вопросы. Можно ли вино в пост - мы постараемся узнать именно сегодня.

Ограничение

Ограничение и подавление своих грешных помыслов, гнева, обдумывание содеянных прегрешений, порочных желаний и порывов, искоренение в своей душе всего низкого - вот главная мысль, которую несет в себе пост. Отказ от веселья и прочих благ, ставших такими привычными, а иногда даже незамечаемыми, производится с усилием. Недопущение к столу животной пищи относится к этим ограничениям. Употребление вкусной еды - это, в некоторой степени, чревоугодие. Чревоугодие - это грех. Отказ от пищи и вина в постные дни особенно строго соблюдается два дня от начала самого поста. Из соблюдения его человек всегда выходит духовно укрепленным и даже оздоровленным на физическом уровне.

Пьют ли вино в пост?

Как мы видим, с начала первой постной седмицы идут очень строгие ограничения. Со среды можно начинать вкушать вареные продукты. А в воскресенье позволено даже растительное масло. Его в скромном количестве можно добавить в свои кушанья. Конец недели, а именно воскресенье, является тем днем, когда в пост можно вино. Еще выпить этот напиток дозволено в церковные праздники.

Не стоит путать понятие "вино" и остальные алкогольные напитки. В частности, запрет на некоторое спиртосодержащее питье является нерушимым для виски, коньяка, водки, портвейна и прочих. Пиво тоже попадает под церковный запрет у христианства. Малый его градус не является причиной, по которой оно пилось бы вместо вина в пост.

По пивку?

Пиво в давние времена варили при некоторых монастырях. И этот факт многие современные постящиеся пытаются предоставить в свое оправдание, когда пьют его в конце недели в постное время. Однако не стоит закрывать глаза на свои пристрастия (в том числе на любовь к пиву) и оправдывать это деяние. Помните о самоограничении. Отказ от любимого и привычного... И если пиво варилось в монастыре, это вовсе не значит, что его позволялось употреблять в пост. И не нужно называть его "жидким хлебом", приравнивая к еде - на что только не идут ценители пива.

Когда позволено пить вино в Великий пост?

Это один из четырех постов, и он является самым строгим в исполнении. Но, несмотря на всю строгость, испить вина в субботние дни и в воскресные - позволительно. В Благовещение и дни храмовых празднеств также употребляют немного вина. Однако чтобы не нарушать устав, нужно знать не только то, когда в пост можно вино, но и как его правильно пить.

По уставу

Постящийся по всем правилам верующий должен вкушать только красные сорта вина. Самым верным выбором станет кагор. Это вино издавна используется в церкви и считается кровью Господней. Перед приемом вина в пост его нужно обязательно развести водой: кагор - одна часть, а вода - три части. Как видите, получается довольно слабенький напиток. Возможно, некоторые даже разочарованы этим фактом, но на то он и пост. Излишний градус способен вызвать веселье и идущие за ним последствия в виде чревоугодия (во всех проявлениях).

Сколько пить?

Чтобы не потерять здравого рассудка, Церковь установила негласные нормы. Примерно один бокал вина в праздничные и выходные дни. Не стоит закрывать глаза на слова: "разбавленное водой". Да, вино в вашем бокале должно уже быть разведено обычной чистой водой. Часто об этом факте постящиеся почему-то "забывают" и пьют его, как есть, со всеми градусами. Оправдывают себя тем, что один бокал вина в пост не противоречит церковным догмам.

Почему вино оказалось разрешенным напитком?

Задавшись этим вопросом, на него легко получить логичный ответ. Дело в том что обычай пить в пост вино изначально принадлежал монахам Сирии и Византии. Монахи жили в монастырях. Во время отказа от пищи необходимо было пополнять запасы воды в организме ее питьем. В условиях жары и плохого качества питьевой монастырской воды ослабленный монах имел много шансов для того, чтобы подхватить болезнь. Дабы такого не произошло, стали добавлять вино в воду, которую пьют. Оно отлично выполняло функцию по дезинфекции питьевой воды. А заодно - часто исполняло роль лекарства. В те далекие времена других лекарств практически не имелось. Священники напоминают о том, что разрешение на прием вина было написано в очень древние времена.

У современных верующих людей всегда имеется доступ к чистой воде. Впрочем, и обычные лекарственные препараты не являются чем-то редким. По этим причинам для прихожанина питье разбавленного вина вряд ли что-то необходимое и полезное. А выпив бокал неразбавленного, прихожанин обязательно станет испытывать нежелательное в пост увеселение. Один бокал может повлечь за собой второй, и в итоге, не справившись с собою, легко ступить на путь греха в нетрезвом состоянии. Чтобы такого не происходило, служители церкви настоятельно рекомендуют вовсе исключить вино из рациона на положенный срок. Зная, что пить в пост нельзя, прихожанин не будет испытывать большой соблазн и, соответственно, пройдет путь говения с достоинством.