Опыты для детей 13 лет. Опыты в домашних условиях по химии и физике. Опыты для детей. Батарейка из лимона

Маленький ребенок - это не только вечный двигатель и прыгатель, но еще гениальный выдумщик и бесконечная почемучка. Детское любопытство хоть и доставляет родителям много забот, но само по себе очень полезно - ведь это залог развития малыша. Узнавать что-то новое полезно не только в виде уроков, но и в форме игры или опытов. Именно о них мы сегодня и поговорим. Простые физические и химические опыты не требуют особенных знаний, специальной подготовки или дорогих материалов. Их можно проводить на кухне, чтобы удивить, развлечь ребенка, открыть перед ним целый мир или просто поднять настроение. Практически любой опыт ребенок может подготовить и поставить самостоятельно в вашем присутствии. Однако, в некоторых из экспериментов, главным действующим лицом лучше сделать маму или папу.

Взрыв цвета в молоке

Что может быть удивительнее, чем превращение привычной вещи в непривычную, когда белое, знакомое каждому, молоко становится разноцветным?

Понадобится: цельное молоко (обязательно!), пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
План работы:

  1. Налейте молоко в тарелку.
  2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
  3. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком.
  4. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Объяснение опыта: Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

Выращиваем кристаллы

Этот опыт все знают с детства - получение кристаллов из соленой воды. Можно, конечно, делать это с раствором медного купороса, но детский вариант - простая поваренная соль.


Суть эксперимента проста - в соленый раствор (18 ложек соли на пол литра воды) опускаем цветную нитку и ждем, когда на ней нарастут кристаллы. Будет очень интересно. Особенно если взять шерстяную нитку или заменить ее замысловатой щетинчатой проволокой.

Картошка становится подводной лодкой

Ваш ребенок уже научился чистить и резать картошку? Его больше не удивишь этим серо-коричневым клубнем? Конечно, удивишь! Нужно превратить картошку в подводную лодку!
Для этого нам понадобятся один клубень картофеля, литровая банка и пищевая соль. Налейте полбанки воды и опустите картофелину. Она утонет. Добавьте в банку насыщенный раствор соли. Картошка всплывет. Если вы захотите, чтобы она снова погрузилась в воду, то просто в банку добавьте воды. Ну чем не подводная лодка?
Разгадка: Картофель тонет, т.к. он тяжелее воды. По сравнению с раствором соли он легче, поэтому и всплывает на поверхность.

Батарейка из лимона

Этот опыт хорошо проводить с папой, чтобы он подробнее объяснил, откуда в лимоне электричество?

Нам понадобятся:

  • Лимон, тщательно вымытый и насухо вытертый.
  • Два кусочка медной изолированной проволоки примерно 0,2-0,5 мм толщиной и длиной 10 см.
  • Стальную скрепку для бумаги.
  • Лампочку от карманного фонарика.

Проведение опыта: первым делом, зачищаем противоположные концы обеих проволок на расстоянии 2-3 см. Вставляем в лимон скрепку, прикручиваем к ней конец одной из проволочек. Втыкаем в лимон в 1-1,5 см. от скрепки конец второй проволочки. Для этого сначала протыкаем лимон в этом месте иголкой. Возьми два свободных конца проволочек и приложи к контактам лампочки.
Что произошло? Лампочка загорелась!

Стакан смеха

Вам нужно срочно доварить суп, а ребенок висит на ногах и тянет в детскую? Этот опыт заставит его отвлечься на несколько минут!
Нам понадобится только стакан с тонкими ровными стенками, наполненный доверху водой.
Проведение опыта: возьмите стакан в руку и поднеси к глазам. Посмотрите сквозь него на пальцы другой руки. Что произошло?
В стакане вы увидите очень длинные и тонкие пальцы без кисти. Поверните руку пальцами вверх, и они превратятся в смешных коротышек.Отведите стакан подальше от глаз, и в стакане появится уже вся кисть, но маленькая и сбоку, как-будто вы передвинули руку.
Посмотрите с ребенком друг на друга через стакан - и не надо ходить в комнату смеха.

Вода течет вверх по салфетке

Это очень красивый опыт идеально подойдет для девочек. Нам необходимо взять салфетку, вырезать полоску, нарисовать точечками линии разных цветов. Потом опускаем салфетку в стакан с небольшим количеством воды и восхищенно наблюдаем, как поднимается вода и пунктирные линии превращаются в сплошные.

Чудо-ракета из чайного пакета

Этот элементарный фокус-опыт просто "бомба" для любого ребенка. Если вы уже замучились искать гениальные развлечения для детей, это то, что вам нужно!


Осторожно раскройте обычный чайный пакетик, поставьте его вертикально и подожгите. Пакетик догорит до конца, взлетит высоко в воздух и будет кружить над вами. Этот нехитрый эксперимент обычно вызывает бурю восторгов и у взрослых, и у детей. А причина у этого явления та же, которая заставляет взлетать искры от костра. Во время горения создается поток теплого воздуха, который выталкивает пепел вверх. Если поджигать и тушить пакетик постепенно, никакого полета не получится. Кстати, взлетать пакетик будет не всегда, если температура воздуха в помещении достаточно высока.

Живая рыбка

Еще один несложный опыт, которым можно приятно удивить не только детей, но и подруг.
Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие А, которое соединено с хвостом узким каналом АБ.

Налейте в таз воды и положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите.
Теперь нужно капнуть в отверстие А большую каплю масла. Лучше всего воспользоваться для этого масленкой от велосипеда или швейной машины. Если масленки нет, можно набрать машинного или растительного масла в пипетку или трубочку от коктейля: опустите трубочку одним концом в масло на 2-3 мм. Потом верхний конец прикройте пальцем и перенесите соломинку к рыбке. Держа нижний конец точно над отверстием, отпустите палец. Масло вытечет прямо в отверстие.
Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу АБ. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка. Как вы думаете, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад? Ясно: она поплывет вперед!

Фокус «заговор воды»

Каждый ребенок считает, что его мама - волшебница! И чтобы продлить подольше эту сказку, нужно иногда подкреплять свою волшебную природу настоящими "волшебностями".
Возьмите банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки покрасьте красной акварельной краской. Налейте воды в банку и закрутите ее крышкой. В момент демонстрации не поворачивайте банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. Громко произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». С этими словами встряхните банку с водой. Вода смоет акварельный слой краски и станет красной.

Башня плотности

Такой эксперимент подойдет деткам постарше, либо внимательным, усидчивым малышам.
В этом опыте предметы будут зависать в толще жидкости.
Нам понадобятся:

  • высокий узкий стеклянный сосуд, например, пустая чистая пол-литровая банка из-под консервированных оливок или грибов
  • 1/4 стакана (65 мл) кукурузного сиропа или меда
  • пищевой краситель любого цвета
  • 1/4 стакана водопроводной воды
  • 1/4 стакана растительного масла
  • 1/4стакана медицинского спирта
  • разные мелкие предметы, например, пробка, виноградина, орех, кусочек сухой макаронины, резиновый шарик, помидорчик "черри", маленькая пластмассовая игрушка, металлический шуруп

Подготовка:

  • Аккуратно налейте в сосуд мед, так, чтобы он занимал 1/4 объема.
  • Растворите в воде несколько капель пищевого красителя. Налейте воду в сосуд до половины. Обратите внимание: добавляя каждую жидкость, лейте очень аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем.
  • Медленно влейте в сосуд такое же количество растительного масла.
  • Долейте сосуд доверху спиртом.

Начинаем научное волшебство:

  • Объявите зрителям, что сейчас заставишь разные предметы плавать. Вам могут сказать, что это легко. Тогда объясните им, что сделаете так, чтобы разные предметы плавали в жидкостях на разном уровне.
  • По одному аккуратно опустите в сосуд мелкие предметы.
  • Пусть зрители сами увидят, что получилось.


Результат: разные предметы будут плавать в толще жидкости на разном уровне. Некоторые "зависнут" прямо посередине сосуда.
Объяснение: этот трюк основан на способности различных веществ тонуть или плавать в зависимости от их плотности. Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.
Спирт остается на поверхности растительного масла, потому что плотность спирта меньше плотности масла. Растительное масло остается на поверхности воды, потому что плотность масла меньше плотности воды. В свою очередь, вода - вещество менее плотное, чем мед или кукурузный сироп, поэтому остается на поверхности этих жидкостей. Когда вы опускаете предметы в сосуд, они плавают или тонут в зависимости от своей плотности и плотности слоев жидкости. У шурупа плотность выше, чем у любой из жидкостей в сосуде, поэтому он упадет на самое дно. Плотность макаронины выше, чем плотность спирта, растительного масла и воды, но ниже, чем плотность меда, поэтому она будет плавать на поверхности медового слоя. У резинового шарика самая маленькая плотность, ниже, чем у любой из жидкости, поэтому он будет плавать на поверхности самого верхнего, спиртового, слоя.

Подводная лодка из винограда

Еще один трюк для любителей морских приключений!


Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Цветы лотоса

Еще один эксперимент из серии "для девочек".
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Куда делись чернила?

В копилку маме-волшебнице можно положить следующий фокус.
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

"Стой, руки вверх!"

А этот опыт снова для мальчишек - взрывных и шаловливых непосед!
Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).
Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот" и бутылочку подбросит вверх.

Секретное письмо

Каждый из нас мечтал хотя бы раз в жизни превратиться в детектива или секретного агента. Это ведь так увлекательно - разгадывать загадки, искать следы и видеть невидимое.


Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Разбегающиеся зубочистки

Если на кухне нечем заняться, а из доступных игрушек только зубочистки, то и их мы легко пустим в дело!

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Исчезающая монетка


А этому фокусу можно научить любого ребенка старше 5 лет, пусть он показывает его своим друзьям!
Реквизит:

  • стеклянная банка с крышкой емкостью 1 литр
  • водопроводная вода
  • монетка
  • помощник

Подготовка:

  • Налейте в банку воды и закрой крышку.
  • Дайте своему помощнику монетку, чтобы он мог убедиться в том, что это действительно самая обычная монета и в ней нет никакого подвоха.
  • Пусть он положит монету на стол. Спросите у него: "Ты видишь монету?" (Конечно, он ответит "да".)
  • Поставьте на монетку банку с водой.
  • Скажите волшебные слова, например: "Вот волшебная монета, вот была, а вот и нету".
  • Пусть ваш помощник посмотрит сквозь воду сбоку банки и скажет, видит ли он монетку теперь? Что он ответит?

Советы ученому волшебнику:
Можно сделать этот трюк еще более эффектным. После того, как ваш помощник не сможет увидеть монетку, вы можете заставить ее появиться вновь. Скажите другие волшебные слова, например: "Как монетка провалилась, так она и появилась". Теперь уберите банку, и монета снова окажется на месте.
Результат: когда вы ставите на монетку банку с водой, кажется, что монетка исчезла. Ваш помощник ее не увидит.


Вконтакте

Ольга Гужова

Опыты для детей подготовительной группы в детском саду

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Несколько важных советов :

1. Проводить опыты лучше утром , когда ребенок полон сил и энергии;

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка , вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты .

3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт , но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете ;

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям ;

8. И самое главное : радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Опыт №1 . «Исчезающий мелок»

Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.

Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

Опыт №2 . «Извергающийся вулкан»

Необходимый инвентарь :

Вулкан :

Конус слепить из пластилина (можно взять уже однажды использовавшийся пластилин)

Сода, 2 ст. ложки

Лава :

1. Уксус 1/3 стакана

2. Красная краска, капля

3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился;

Опыт №3 . «Лава – лампа»


Нужны : Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.

Опыт : Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение : Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Опыт №4 . «Дождевые облака»


Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно) : сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. Этот "опыт " можно провести и на уроке природоведения, и в детском саду в старшей группе и дома с детьми всех возрастов - он зачаровывает всех, и дети просят повторить его снова и снова. Так что, запаситесь пеной для бритья.

В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.

Опыт №5 . «Краснокочанная химия»


Мелко нарезанную капусту кладем в стаканчик и заливаем кипятком на 5 минут. Процеживаем сквозь тряпочку настой из капусты.

В другие три стаканчика наливаем холодную воду. В один стакан добавляем немного уксуса, в другой, немного соды. Добавляем капустный раствор в стакан с уксусом – вода покраснеет, добавляем в стакан с содой – вода окрасится в голубой цвет. Добавляем раствор в стакан с чистой водой – вода останется темно-синей.

Опыт №6 . «Надуй шар»


Налей воду в бутылку и раствори в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельном стакане смешай сок лимона с уксусом и вылей в бутылку.

3. Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться. Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.

Опыт №7 . «Цветное молоко»


Нужны : Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Опыт : Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель разных пищевых красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться.

Объяснение : Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Отличный инструмент для этого – опыты. Они будут интересны как дошкольникам, так и ребятам младшего школьного возраста.

Правила безопасности при проведении домашних опытов

1. Застилать рабочую поверхность бумагой или полиэтиленом.

2. В ходе опыта не наклоняться близко во избежание повреждения глаз и кожи.

3. При необходимости использовать перчатки.

Опыт №1. Танцы изюма и кукурузы

Понадобится: Изюм, зерна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка.

Ход опыта: В бутылку наливается газировка. Сначала опускается изюм, затем зерна кукурузы.

Результат: Изюм двигается вверх и вниз вместе с пузырьками газированной воды. Но достигнув поверхности, пузырьки лопаются и зерна падают на дно.

Поговорим? Можно побеседовать о том, что такое пузырьки и почему они идет вверх. Обратить внимание, что пузырьки маленькие по размеру, а могут увлечь за собой изюм и кукурузу, которая в несколько раз больше.

Опыт №2. Мягкое стекло

Понадобится: стеклянный стержень, газовая горелка

Ход опыта: стержень нагревается посередине. Затем разрывается на две половинки. Половинка стержня нагревается горелкой в двух местах, аккуратно сгибается в форме треугольника. Вторая половинка тоже нагревается, сгибается одна треть, затем на нее одевается уже готовый треугольник и половинка сгибается уже полностью.

Результат: стеклянный стержень превратился в два треугольника, сцепленные друг с другом.

Поговорим? В результате теплового воздействия твердое стекло становится пластичным, вязким. И из него можно изготавливать разные фигуры. Что заставляет стекло становится мягким? Почему после остывания стекло больше не гнется?

Опыт №3. Вода поднимается по салфетке

Понадобится: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры

Ход опыта: стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек.

Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде.

Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками.

Поговорим? Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх.

Понравился опыт? Тогда вам понравится и наш спецматериал для детей разных возрастов.

Опыт №4. Радуга из воды

Понадобится: емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу.

Результат: на бумаге будет видна радуга.

Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?

Опыт №5. Сладкий и цветной

Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка.

Ход опыта: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно.

Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя.

Поговорим? Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.

Опыт №6. Фигурки из желатина

Понадобится: стакан, промокашка, 10 граммов желатина, вода, формочки животных, полиэтиленовый пакет.

Ход опыта: в 1/4 стакана воды высыпать желатин и дать набухнуть. Нагреть его на водяной бане и растворить (примерно 50 градусов). Вылить получившийся раствор на пакет ровным тонким слоем и высушить. Затем вырезать фигурки животных. Положить на промокашку или салфетку и подышать на фигурки.

Результат: Фигурки начнут изгибаться.

Поговорим? Дыхание увлажняет желатин с одной стороны, и из-за этого он начинает увеличиваться в объеме и гнуться. Как вариант: взять 4-5 граммов желатина, дать набухнуть и затем растворить, затем вылить на стекло и убрать в морозильную камеру или вынести на балкон зимой. Через несколько дней достаньте стекло, снимите оттаявший желатин. На нем будет четкий рисунок кристаллов льда.

Опыт №7. Яйцо с прической

Понадобится: скорлупа от яйца с конусной частью, вата, фломастеры, вода, семена люцерны, пуста катушка от туалетной бумаги.

Ход опыта: скорлупа устанавливается в катушку таким образом, чтобы конусная часть располагалась вниз. Внутрь кладется вата, на которую насыпаются семена люцерны и обильно поливаются водой. Можно нарисовать на скорлупе глаза, нос и рот и поставить на солнечную сторону.

Результат: через 3 дня у человечка появятся «волоски».

Поговорим? Для всхода травы не обязательна почва. Иногда достаточно даже воды, чтобы появились ростки.

Опыт №8. Рисует солнце

Понадобится: плоские мелкие предметы (можно вырезать фигурки из поролона), лист черной бумаги.

Ход опыта: на месте, где ярко светит солнце, положить черную бумагу. Трафареты, фигурки, детские формочки разложите на листах неплотно.

Результат: Когда солнце будет садиться, можно снять предметы и увидеть отпечатки солнышка.

Поговорим? Под воздействием солнечных лучей черный цвет блекнет. Почему на местах фигурок осталась бумага темной?

Опыт №10. Цвет в молоке

Понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта: в молоко насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги.

Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.

Поговорим? Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Опыт №10. Волны в бутылке

Понадобится: подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель.

Ход опыта: в бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется ¼ стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается и кладется на бок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны.

Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море.

Поговорим? Плотность масла меньше, чем плотность воды. Поэтому оно находится на поверхности. Волны – это верхний слой воды, движущийся из-за направления ветра. Нижние слои воды остаются неподвижными.

Опыт №11. Цветные капли

Понадобится: емкость с водой, емкости для смешивания, клей БФ, зубочистки, акриловые краски.

Ход опыта: клей БФ выдавливается в емкости. В каждую емкость добавляется определенный краситель. А затем поочередно помещаются в воду.

Результат: Цветные капли притягиваются друг к другу, образуя многоцветные островки.

Поговорим? Жидкости, имеющие одинаковую плотность, притягиваются, а с разной плотностью отталкиваются.

Опыт №12. Рисуем магнитом

Понадобится: магниты разных форм, железные опилки, лист бумаги, стаканчик бумажный.

Ход опыта: опилки поместить в стаканчик. Магниты положить на стол и накрыть каждый листом бумаги. На бумагу насыпается тонкий слой опилок.

Результат: вокруг магнитов образуются линии и узоры.

Поговорим? У каждого магнита существует магнитное поле. Это пространство, в котором металлические предметы двигаются так, как диктует притяжение магнита. Возле круглого магнита образуется круг, так как его поле притяжения везде одинаково. А почему у прямоугольного магнита другой рисунок из опилок?

Опыт №13. Лава-лампа

Понадобится: Два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.

Ход опыта: стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина.

Результат: содержимое стаканов начнет шипеть, бурлить, поднимется пена.

Поговорим? Какую реакцию вызывает аспирин? Почему? Смешиваются ли слои сока и масла? Почему?

Опыт №14. Коробка катается

Понадобится: коробка из-под обуви, линейка, 10 круглых фломастеров, ножницы, линейка, воздушный шар.

Ход опыта: в меньше стороне коробки вырезается квадратное отверстие. Шар кладется в коробку так, чтобы его отверстие можно было немного вытащить из квадрата. Нужно надуть шар и зажать отверстие пальцами. Затем положить под коробку все фломастеры и отпустить шар.

Результат: Пока шар будет сдуваться, коробка будет ехать. Когда весь воздух выйдет, коробка проедет еще немного и остановится.

Поговорим? Предметы изменяют состояние покоя или, как в нашем случае, равномерного движения по прямой линии, если на них начинает действовать сила. А стремление к сохранению прежнего состояния, до воздействия силы – это инерция. Какую роль выполняет шарик? Какая сила мешает коробке двигаться дальше? (сила трения)

Опыт №15. Кривое зеркало

Понадобится: зеркало, карандаш, четыре книги, бумага.

Ход опыта: книги складываются в стопку, и к ним прислоняется зеркало. Под его край кладется бумага. Левая рука кладется перед листом бумаги. Подбородок кладется на руку, чтобы можно было смотреть только в зеркало, но не на лист. Глядя в зеркало, напишите на бумаге свое имя. А теперь посмотрите на бумагу.

Результат: почти все буквы перевернуты, кроме симметричных.

Поговорим? Зеркало изменяет изображение. Поэтому говорят «в зеркальном отражении». Так можно придумать свой, необычный шифр.

Опыт №16. Живое зеркало

Понадобится: прямой прозрачный стакан, небольшое зеркало, скотч

Ход опыта: стакан крепится к зеркалу скотчем. В него наливается вода до краев. Нужно приблизить лицо к стакану.

Результат: изображение уменьшается. Наклонив голову вправо, в зеркале можно увидеть, как она наклоняется влево.

Поговорим? Вода преломляет изображение, а зеркало немного искажает.

Опыт №17. Отпечаток пламени

Понадобится: жестяная банка, свеча, лист бумаги.

Ход опыта: банку необходимо плотно обмотать куском бумаги и держать в пламени свечи несколько секунд.

Результат: убрав лист бумаги, можно увидеть на нем отпечаток в виде пламени свечи.

Поговорим? Бумага плотно прижата к банке и не имеет доступа кислорода, значит, не горит.

Опыт №18. Серебристое яйцо

Понадобится: проволока, емкость с водой, спички, свеча, вареное яйцо.

Ход опыта: из проволоки создается подставка. Вареное яйцо очищается, насаживается на проволоку, под него ставится свеча. Яйцо равномерно переворачивается до тех пор, пока не закоптится. Затем оно снимается с проволоки и опускается в воду.

Результат: Через некоторое время верхний слой очищается, и яйцо становится серебристым.

Поговорим? Что изменило цвет яйца? Какое оно стало? Давай разрежем его и посмотрим, какое оно внутри.

Опыт №19. Спасительная ложка

Понадобится: Чайная ложка, стеклянная кружка с ручкой, бечевка.

Ход опыта: один конец бечевки привязывается к ложке, второй конец – к ручке кружки. Бечевка перекидывается через указательный палец так, чтобы с одной стороны была ложка, с другой кружка, и отпускается.

Результат: Стакан не упадет, ложка, поднявшись наверх, останется возле пальца.

Поговорим? Инерция чайной ложки спасает кружку от падения.

Опыт №20. Крашеные цветы

Понадобится: цветы с белыми лепестками, емкости для воды, ножик, вода, пищевые красители.

Ход опыта: емкости нужно наполнить водой и в каждую добавить определенный краситель. Один цветок нужно отложить в сторону, а остальным подрезать стебли острым ножом. Сделать это нужно в теплой воде, наискосок под углом 45 градусов, на 2 см. При перемещении цветов в емкости с красителями, нужно зажать срез пальцем, чтобы не образовались воздушные пробки. Поставив цветы в емкости с красителями, нужно взять отложенный цветов. Разрежьте его стебель вдоль на две части до центра. Одну часть стебля поместите в емкость красного цвета, а вторую – в емкость синего или зеленого.

Результат: вода поднимется по стеблям и окрасит лепестки в разные цвета. Произойдет это примерно через сутки.

Поговорим? Обследуйте каждую часть цветка, чтобы увидеть, как поднималась вода. Закрашены ли стебель и листья? Как долго сохранится цвет?

Желаем увлекательного времяпрепровождения и новых познаний во время проведения опытов для детей!

Опыты собрала Тамара Герасимович

Хайдаров Равиль Раисович

Данный проект не только существенно расширяет кругозор, но и раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. Знакомство с характеристикой веществ и химических процессов, которые можно наблюдать в обычной жизни, в домашних условиях позволяет окунуться в загадочный мир научных экспериментов и совершить увлекательную экскурсию по химии. Химия - удивительная наука, полная разнообразных чудес. Сделать скучные и непонятные химические формулы и уравнения очень интересными возможно, стоит лишь немного изменить точку своего зрения. Знания могут сделать все невозможное возможным и реальным. И многие чудеса можно легко объяснить, опираясь лишь на химические знания. Химия доступна всем и каждому, кто стремится познать эту интересную науку, «чудеса» можно не только увидеть своими глазами, но и сделать своими руками.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Кемеровского муниципального района

XII районная научно-практическая конференция «Мир открытий»

МБОУ «Старочервовская ООШ»

Научное шоу

Или химические опыты в домашних условиях

Секция «Химия и химические науки»

Выполнил:

Равиль Раисович Хайдаров, 8 класс

Руководители:

Догадина Елена Викторовна

учитель химии

Ксения Николаевна Шишкина

Учитель информатики

Кемерово

2018

Введение

Химия - удивительная наука, полная разнообразных чудес. Она интересна как сама наша жизнь, ведь всё что происходит с нами можно рассматривать с точки зрения химии. Нужно узнать химию, чтобы объяснить многие явления в нашей жизни. Ведь вещества, окружающие нас в быту, имеют интересную историю и необычные свойства. А ж елание познать неизвестное очень велико и есть у каждого человека.

Сделать скучные и непонятные химические формулы и уравнения очень интересными возможно, стоит лишь немного изменить точку своего зрения. Поэтому у нашего проекта есть еще одна особенность – это чудеса. Может, и действительно, чудо бывает только в сказках и в нашем воображении, может его и вовсе не бывает… Но знания могут сделать все невозможное возможным и реальным. И многие чудеса можно легко объяснить, опираясь лишь на химические знания.

Итак, мы готовы постичь тайну всех земных и неземных превращений, готовы окунуться с головой в бушующее море интересных фактов нашей повседневной жизни!

Актуальность

Данный проект не только существенно расширяет кругозор, но и раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. Знакомство с характеристикой веществ и химических процессов, которые можно наблюдать в обычной жизни, в домашних условиях позволяет окунуться в загадочный мир научных экспериментов и совершить увлекательную экскурсию по химии.

Гипотеза

Химия доступна всем и каждому, кто стремится познать эту интересную науку, «чудеса» можно не только увидеть своими глазами, но и сделать своими руками.

Объект исследования: химические домашние препараты.

Предмет исследования: химические опыты.

Цель

В интересной форме рассказать о тех химических веществах и процессах, с которыми мы сталкиваемся в нашем доме и доказать, что «чудеса» можно сделать своими руками.

Задачи :

  1. Проанализировать информацию о химических веществах в Интернете и научно-популярной литературе.
  2. Выбрать опыты приемлемые для проведения в домашних условиях.
  3. Провести опыты и осуществить "чудеса" своими руками.
  4. Объяснить происходящие процессы, обработать результаты и сделать выводы.
  1. Теоретическая часть

История экспериментальной химии.

Традиции экспериментальной химии складывались веками. Еще тогда, когда химия не была точной наукой, в древние времена и в эпоху средневековья, ученые и ремесленники иногда случайно, а иногда и целенаправленно открывали способы получения и очистки многих веществ, находивших применение в хозяйственной деятельности: металлов, кислот, щелочей, красителей и т. д.

Так возникла алхимия, и одна из главных ее целей состояла в отыскании путей превращения неблагородных металлов в золото. Древние алхимики занимались изготовлением золотоподобных сплавов. В III-VI вв. в египетском городе Александрии процветало «священное тайное искусство», и жрецы при храмах придумывали способы изготовления искусственного золота.

Занятия алхимией соответствовали религиозному мировоззрению эпохи средневековья, включавшему в себя мистику, веру в чудеса, в злых и добрых духов, с помощью которых якобы можно осуществить превращение веществ. Увлечение алхимией стало ослабевать лишь к концу XVII в., когда начали развиваться естественные науки - физика, химия. От алхимического периода новая химия унаследовала ряд названий веществ, лабораторных операций, посуды, приборов.

Наукой, в современном смысле этого слова, химия начала становиться только в XIX в., когда был открыт закон кратных отношений и разрабатывалось атомно-молекулярное учение. С этого времени химический эксперимент стал включать в себя не только изучение превращений веществ и способов их выделения, но и измерения различных количественных характеристик. Современный химический эксперимент включает множество разнообразных измерений.

Изменились и оборудование для постановки опытов, и химическая посуда. В современной лаборатории не встретишь самодельных реторт - на смену им пришло стандартное стеклянное оборудование, производимое промышленностью и приспособленное специально для выполнения той или иной химической процедуры.

Методы изучения вещества сделались не только более универсальными, но и гораздо более разнообразными. Все большую роль в работе химика играют физические и физико-химические методы исследования, предназначенные для выделения и очистки соединений, а также для установления их состава и строения.

Стали стандартными и приемы работы, которые в наше время уже не приходится каждому химику изобретать заново. Описание наилучших из них, проверенных многолетним опытом, можно найти в учебниках и руководствах.

Методы и средства обучения химии

Химия повсюду. И в предметах, которые нас окружают (многие из которых изготовлены из материалов, получаемых на химических заводах и фабриках), и в производимых в повседневной жизни действиях (например, приготовление пищи или мытье волос), и, наконец, внутри самих людей.

Важнейший метод и средство обучения химии – это химический эксперимент. Подавляющее большинство сведений о веществах, их свойствах и химических превращениях получено с помощью химических и физико-химических экспериментов. Поэтому химический эксперимент следует считать основным методом, применяемым химиками.

Самое главное: работая в химической лаборатории, всегда необходимо помнить об осторожности, не торопиться, знать и соблюдать основные правила техники безопасности.

Техника безопасности в лаборатории

Техника безопасности в лаборатории - это комплекс обязательных правил, которые нужно выполнять при обращении с химическими веществами и при любых работах в химических лабораториях.

Множество веществ, применяемых в химической лаборатории, в большей или меньшей степени ядовиты, некоторые из них способны вызывать ожоги при попадании на кожу и в глаза.

Практически все органические и многие неорганические вещества огнеопасны. Есть химические вещества, которые приятно пахнут и не вызывают ожогов, но через некоторое время после вдыхания таких паров у человека появляется аллергия или заболевание внутренних органов.

Однако без химии обойтись нельзя: она составляет одну из основ современного производства. И с самым ядовитым веществом можно безопасно работать, если хорошо знать его свойства.

В химической лаборатории особенно осторожно следует работать с веществами, свойства которых незнакомы. Ничего нельзя пробовать на вкус, нюхать реагенты нужно с большой осторожностью. Начинать работу с маленькими порциями вещества. Прежде чем начать опыт, продумать до мелочей, что и как делать, какие могут быть опасности и как их избежать или нейтрализовать.

Нельзя курить в пожароопасных и взрывоопасных местах. Не следует пить из лабораторной посуды, приносить в лабораторию пищевые продукты. Нужно пользоваться специальными рукавицами, защитной маской или противогазом, когда это необходимо. Закончив опыты, тщательно вымыть руки.

При всех биологических исследованиях и экспериментах следует всегда соблюдать законы охраны окружающей среды и защиты биологических видов.

Ответственное обращение с биологическим материалом, а также с приборами и химическими реактивами предупреждает несчастные случаи:

  1. При работе с щелочами и кислотами следует надевать защитные очки.
  2. При попадании химикалий в глаза или на кожу нужно незамедлительно промыть их большим количеством воды. Если это были кислоты, используйте 1%-ный гидрокарбоната натрия (питьевая сода), а если щелочи - 1%-ный раствор уксусной кислоты.
  3. После оказания первой помощи следует обратиться к врачу.
  4. Кислоту при разбавлении всегда добавляют в воду малыми порциями.
  5. Никогда не храните химические реактивы в бутылках или банках, обычно используемых для пищевых продуктов или напитков; химическая посуда всегда должна быть снабжена нестирающейся надписью, соответствующей ее содержанию.
  6. При обращении с горючими жидкостями следите за тем, чтобы вблизи не было открытого огня. Под рукой всегда должны быть песок и вода.
  7. Опыты с ядовитыми газами или едкими парами проводите только под тягой или на открытом воздухе.
  8. При нагревании жидкостей в пробирках отверстие пробирки должно быть направлено от себя и от человека, работающего рядом с вами.
  9. Отходы или продукты химических реакций ни в коем случае нельзя сливать в одну посуду.
  10. В ходе опыта не наклоняться близко во избежание повреждения глаз и кожи.

Что нам понадобится для проведения опытов

При выполнении домашних опытов можно обойтись без громоздкого и дорогого лабораторного оборудования. Понадобятся лишь скромно оснащенное рабочее место и ограниченный набор химических реактивов.

Многое из специального дорогостоящего оборудование, можно, заменить предметами домашнего обихода.

Так же обстоит дело и с химическими реактивами. Вместо коллекционирования дорогостоящих экзотических реактивов и красителей и, разумеется, ядов начнем работать с небольшим, разумно подобранным набором наиболее употребительных реактивов, которые можно найти на собственной кухне или в аптеке. Всегда нужно иметь под рукой:

  1. Одни защитные очки (а если опыты проводят вместе с товарищами, то защитные очки для каждого). На приобретении очков ни в коем случае нельзя экономить. Темные очки для защиты от солнца не подойдут, потому что они не защищают глаз сбоку.
  2. Промывалка, всегда заполненная водой. С помощью промывалки можно, например, быстро удалить попавшие на кожу брызги кислоты.
  3. Небольшое количество перевязочных материалов
  4. Бутылки с 3%-ным уксусом и 3%-ным раствором питьевой соды (гидрокарбоната натрия). Если немного кислоты или щелочи прольется, то с помощью этих растворов их можно быстро нейтрализовать.
  5. Склянка с 5% -ным раствором сульфата меди. Эта соль служит быстродействующим рвотным средством при отравлении.
  6. Тряпки для вытирания стола, фильтровальная бумага.

Научное шоу

Людям, а особенно детям всегда было и будет интересно посмотреть, а также поучаствовать в научных экспериментах. Прозрачное превращается в цветное, твёрдое в жидкое, жидкое улетает белым туманом, оранжевый порошок превращается в действующий вулкан - настоящая магия на глазах восхищённых зрителей!

Научные шоу – это познавательное и развлекательное мероприятие для детей, с проведением химических опытов и экспериментов. В процессе шоу можно производить эффектные, но безопасные взрывы; создавать молнии и вихри; вместе со зрителями превращать жидкости в полимеры и светящиеся «тянучки», замораживать предметы и многое другое. Организация научных развлекательных шоу формирует в детях тягу к познанию и занятиям наукой.

Научные шоу можно проводить в стиле интерактивных уроков химии, веселых праздников, стилизованных вечеринок или познавательных экспериментов.

Такие шоу начали проводиться не так давно, их новизна и оригинальность обеспечат успех мероприятия. Шоу может состоять из разных опытов и экспериментов, быть стилизованным под персонажей популярных книг и фильмов. Каждое отдельно взятое представление может быть не похожим на предыдущие, для того, чтобы дети каждый раз могли открывать для себя что-то новое. После просмотра шоу дети будут в восторге, они будут рассказывать о празднике всем друзьям и одноклассникам. Научные шоу и эксперименты помогают развивать в детях стремления к познанию и обучению.

Мы решили провести научное химическое шоу в нашей школе в рамках проведения "Дней науки", чтобы участники смогли окунуться в загадочный мир научных экспериментов и совершить увлекательную экскурсию по химической лаборатории. Школьники с большим интересом наблюдали за опытами, чудесными превращениями и удивительными явлениями, а, в некоторых случаях, и сами в них участвовали.

II. Практическая часть

И вот, мы подошли к самой удивительной части нашего исследования - проведению химических опытов. Их особенность в том, что каждый из них можно повторить дома.

Так что мы постараемся в интересной форме рассказать о тех химических веществах и процессах, с которыми мы сталкиваемся чуть ли не каждый день и без которых уже и не представляем нашу жизнь.

Здесь собраны самые замечательные домашние опыты, целью которых будет доказать, что и чудеса можно «сделать» своими руками.

В химической лаборатории мы сталкиваемся с веществами, которые впоследствии смешиваем, нагреваем и окисляем… В общем, делаем так, чтобы произошла химическая реакция. А используем для этой цели жидкости, газы, порошки и прочие состояния различных веществ. Результат довольно предсказуем. Зная основные химические свойства веществ, можно предвидеть, что получится в результате реакции.

Но в живой природе вещества в чистом виде встречаются не часто, а химические процессы идут постоянно. Это создает некоторые трудности в прогнозировании результатов. Поэтому в нашем эксперименте мы сначала сделаем, а потом будем думать, отчего же так получилось.

Описание, результат и научное объяснение опытов

Опыт № 1. Магическое тушение свечей содержимым пустого стакана

Перед постановкой эксперимента спросите у детей, как затушить пламя свечи. Они, конечно же, вам ответят, что свечку надо задуть. Спросите, верят ли они, что вы сможете загасить огонь пустым стаканом, произнеся волшебное заклинание?

Цель: Поместив в стакан соду и уксус, полить полученным газом на зажженную свечу и погасить ее.

  • уксус 3 чайные ложки;
  • сода 2 чайные ложки;
  • стаканы;
  • свечи 3-4;
  • спички.

Постановка опыта.

Насыпьте в стакан соды и залейте ее уксусом. Зажгите несколько свечей. Поднесите стакан с содой и уксусом к другому стакану, немного переклонив его, чтобы полученный в процессе химической реакции углекислый газ перетек в пустой стакан. Пронесите стакан с газом над свечами, как бы поливая им пламя.

При взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ, который, в отличие от кислорода, не поддерживает горение:

CH 3 -COOH + Na+− → CH 3 -COO− Na+ + H 2 O + CO 2

CO 2 тяжелее воздуха, а потому не улетает вверх, а оседает вниз. Благодаря этому свойству мы имеем возможность собрать его в пустой стакан, а потом «вылить» на свечи, тем самым загасив их пламя.

Опыт № 2. Как надуть шарик содой и уксусом.

Что делать если нет насоса для надувания воздушных шариков, а нужно надуть много больших шаров в домашних условиях?

Цель: наполнить воздушный шарик углекислым газом, который выделяется при добавлении соды в уксус (гашение соды).

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • бутылка;
  • воздушный шарик;
  • пищевая сода ;
  • уксус .

Постановка опыта.

Насыпаем немного соды в шарик (не более 3-4 чайных ложек). Для удобства можно использовать воронку или обычную ложку. В бутылку заливаем небольшое количество уксуса и осторожно надеваем шарик на горлышко бутылки таким образом, чтобы сода не просыпалась в бутылку. После подготовительного процесса приподнимите шарик так, чтобы сода высыпалась в бутылку. Уксус начнет булькать и пенится, не стоит этого бояться, это выделяется углекислый газ, который в итоге и надует наш шарик. Несколько секунд и шарик надут, только придерживайте его, а то улетит! Оказывается вот так просто можно надуть шарик содой и уксусом!

Результат и научное объяснение.

Опыт основан на взаимодействие кислоты (уксус) и соли (сода). Происходит реакция нейтрализации: т.е выделяется углекислый газ и вода.

CH3COOH+NaHCO3 → CH3COONa+H2O+CO2

Газ, выделяющийся в процессе реакции, постепенно заполняет все пространство и, не помещаясь в заданном объеме, начинает давить на стенки шарика. Резина растягивается, шарик надувается.

Опыт № 3. Резиновое яйцо.

Как всем известно, куриное яйцо имеет внешнюю тонкую оболочку (скорлупу), основным химическим компонентом которой является кальций. Проведём интересный химический опыт с яйцом в домашних условиях. Эксперимент нужно проводить заранее.

Цель: рассмотреть, как скорлупа полностью растворится, если поместить куриное яйцо в уксус и продержать там около 3-х дней.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • стакан;
  • уксус;
  • сырое куриное яйцо.

Постановка опыта.

Наливаем в стакан уксус пищевой.Помещаем сырое куриное яйцо в стакан с уксусом. Оставляем яйцо в стакане на 3 дня. После этого можно показывать "резиновое яйцо" зрителям.

Результат и научное объяснение.

Если поместить куриное яйцо в уксус и продержать там около 3-х дней, то скорлупа полностью растворится. Скорлупа растворяется из-за того, что состоит она из кальция, который вступает в реакцию с уксусом. Яйцо, при этом, сохранит свою форму, благодаря наличию пленки между скорлупой и содержимым яйца. Если выключить свет и поднести к нему фонарик, то яйцо превращается в светящуюся капсулу.

Кальций, находящийся в скорлупе яйца, прореагировал с уксусной кислотой, образовав раствор ацетата кальция, а белок и желток денатурировали (изменили форму белковых молекул) под действием кислой среды (денатурация белка происходит при температуре, когда яйцо, например, варится).

C 3 COOH + CaCO 3 (CH 3 COO) 2 Ca + CO 2 + H 2 O

Опыт № 4. Обесцвечивание раствора марганцовки

Каждый может чистую прозрачную воду сделать цветной, добавив в нее какой-нибудь краски, а вот наоборот, сделать грязную воду прозрачной может не каждый.

Цель: Показать на опыте реакцию нейтрализации перманганата калия.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • марганцовка (KMnO 4 )
  • активированный уголь
  • стакан с водой

Постановка опыта.

Сделать раствор перманганата калия. Положить в стакан с раствором таблетку активированного угля. Визуально, как результат, мы видим обесцвечивание окрашенного раствора!

Результат и научное объяснение.

Этот опыт является самым простым и наглядным способом показать явление сорбции. Как известно, активированный уголь имеет очень шероховатую и разрыхленную поверхность. Суть опыта в том, что если погрузить (закинуть) уголь в раствор, окрашенный каким то красителем, или же марганцовкой, он поглощает растворенное вещество на свою поверхность. М ы совершили показательную реакцию нейтрализации соли марганцевой кислоты.

Опыт № 5. Зубная паста для слона

Вы когда-нибудь видели «пенный вулкан», много - много густой пены? Нет? Тогда этот эксперимент для вас!

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • 6% раствор перекиси водорода,
  • иодид калия,
  • жидкое мыло или средство для мытья посуды,
  • 5 капель любого пищевого красителя,
  • 2 ложки теплой воды,
  • литровая пластиковая бутылка, воронка, тарелка, поднос.

Постановка опыта.

Внимание! 6% раствор перекиси водорода может отбелить кожу или даже вызвать ожог! Поэтому не пренебрегайте правилами техники безопасности и используйте перчатки. Зубная паста для слона оставляет пятна, поэтому будьте уверены, что испачканную поверхность можно будет отмыть. Не пробуйте на вкус получившуюся пену и тем более не глотайте.
Важно. Использовать менее, чем 6% раствор перекиси водорода не нужно. Ничего не получится. Чем выше концентрация, тем лучше. Но чем выше концентрация, тем опаснее становится раствор перекись водорода.

Возьмем поднос и стакан. . Нальем в стакан 50 мл 30%-ной перекиси водорода , добавим несколько капель средства для мытья посуды и 2 г пищевого красителя. Перемешаем полученный раствор. Прильем 50 мл концентрированного раствора йодида калия и наблюдаем «пенный вулкан».

Результат и научное объяснение.

Перекись водорода разлагается на воду и кислород . Иодид калия выступает в качестве катализатора и ускоряет эту реакцию. Выделяющийся кислород вспенивает средство для мытья посуды , образуя густую пену, а пищевой краситель придает ей цвет. Пена получается плотной и долго не оседает из-за низкого содержания воды

2H ₂ O ₂ –> 2H ₂ O + O ₂

Опыт № 6. Светящийся помидор.

Попробуйте сделать очень простой, но в тоже время очень эффектный химический опыт «светящийся помидор». Полученный в результате эксперимента светящийся томат категорически нельзя употреблять в пищу.

Цель: сделать светящийся помидор.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • помидор;
  • шприц с иголкой;
  • сера со спичек (1 коробок);
  • «Белизна» 2-3 мл;
  • 30% перекись водорода – 3-4 мл.

Постановка опыта.

Перекись водорода свободно продается в аптеках, важно чтобы она была не менее 30%. Если не найдете такого, то можно использовать крепкий раствор таблеток гидроперита. «Белизну» можно заменить на Гипохлорит натрия. Когда все готово, в небольшую емкость засыпаем серу со спичек и добавляем «Белизну». Оставляем на 20 минут этот раствор в покое, до момента пока не образуется 2 слоя. Набираем раствор в шприц и со всех сторон обкалываем нашего пациента, он же помидор. После инъекции аккуратно вводим в самый центр помидора перекись водорода, выключаем свет и наслаждаемся результатом!

Результат и научное объяснение.

В данном случае мы имеем дело с разновидностью люминесценции получившим название - хемилюминесценция - свечение, использующее энергию химических реакций, другими словами, хемилюминесценция это люминесценция (свечение) тел, вызванная химическим воздействием. Происходит реакция окисления фосфора пероксидом водорода. А помидор получается просто необычной емкостью для реагентов:) Согласитесь если бы реактивы смешивали просто в пробирке или стакане то все выглядело бы не столь эффектно.

Опыт № 7. Секретное послание

Невидимые чернила представляют собой раствор для письма на бумаге. Изначально надпись нельзя увидеть, но до тех пор пока к чернилам не будет применено какое-то химическое воздействие. Существует множество всевозможных рецептов невидимых чернил, однако большинство из них все-таки оставляют следы на бумаге, которые можно увидеть невооруженным взглядом. Сегодня же мы с вами приготовим настоящие шпионские невидимые чернила, которые невозможно заметить до проявления.

Цель: написать секретное послание.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • лимон;
  • бумага;
  • аптечный йод;
  • ватная палочка;
  • стакан с водой;
  • кисточка.

Постановка опыта.

Написать письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворить в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочить текст.

Результат и научное объяснение.

Получилось написать послание невидимыми чернилами, которые под воздействиями паров воды и йода становятся видимыми.

OH OH

HOOC – CH 2 – C – CH 2 – COOH + 2I 2 HOOC – CH – C – CH – COOH + 2HI

COOH I COOH I

Опыт №8. Светофор.

Еще один занимательный и очень красивый химический опыт под названием Светофор. Этот эксперимент можно смело отнести к лучшим химическим фокусам для детей.

Главным действующим веществом в химическом опыте Светофор является краситель индигокармин. Это его простое название, настоящее звучит так: динатриевая соль индиго-5,5′-дисульфокислоты. Индигокармин применяют как пищевые красители в производстве напитков и выпечки, которым нужно придать синий цвет, он даже зарегистрирован как пищевая добавка Е132 или индиготин. В химии используется как реагент. Его способность служить индикатором мы используем проводя опыт Светофор.

Для проведения эксперимента понадобятся: индигокармин, глюкоза, каустическая сода, горячая вода, 2 стеклянных сосуда,защитные перчатки

Постановка опыта, результат и научное объяснение. Обратите внимание, что для этого опыта мы обязательно должны использовать перчатки. Во-первых, можно испачкать руки индигокармином, а во-вторых, каустическая сода (гидроксид натрия) очень сильная щелочь способная нанести химический ожог .

Для начала в одном стеклянном сосуде растворим 4 таблетки глюкозы в небольшом количестве горячей воды. 4 таблетки это 2 грамма. Приливаем к раствору глюкозы раствор около 10 мг раствора каустической соды. Получили щелочной раствор глюкозы. Отставляем его пока в сторонку. Во втором сосуде растворяем некоторое количество индигокармина. Получается синий раствор. Теперь осторожно вливаем в синий раствор щелочной раствор глюкозы. Жидкость изменит цвет на зеленый. Это синий индигокармин окисляется кислородом воздуха, т.к. жидкость насыщается этим газом при переливании. Постепенно зелёный раствор будет становиться красным, а затем жёлтым. Действительно, как светофор! Если жёлтый раствор резко встряхнуть, то он вновь станет зелёным, т.к. жидкость насытит кислород.

Опыт № 9. Фараонова змея из соды и сахара

Фараонова змея - это собирательное название химических реакций, результатом которых является многократное увеличение объема реактивов. Во время реакции результирующее вещество быстро увеличивается, при этом извиваясь как змея. А почему змея фараонова? Видимо тут существует отсылка на библейский сюжет, когда Моисей продемонстрировал фараону чудо, бросив свой посох на землю, превратившийся в змею. Безопасный опыт в домашних условиях нам помогут провести обычная сода и сахар !

Для проведения эксперимента понадобятся: просеянный песок, 95% спирт, сахарная пудра, пищевая сода.

Постановка опыта. Из песка насыпаем небольшую горку, пропитанную спиртом, на вершине этой горки делаем небольшое углубление. Затем смешиваем чайную ложку сахарной пудры и четверть ложки соды. Полученную смесь засыпаем в «кратер». Поджигаем спирт (это может занять некоторое время). Постепенно смесь начнет превращаться в черные шарики, а после того как весь спирт прогорит, смесь резко почернеет и из неё начнет выползать фараонова змея!

Результат и научное объяснение . Во время горения спирта происходит реакция разложения соды и сахара. Сода разлагается на углекислый газ и водяной пар. Газы вспучивают массу, поэтому наша «змея» ползет и извивается. Тело змеи состоит из продуктов горения сахара.

2NaHCO 3 = Na 2 CO 3 + H 2 O + CO 2 , C 2 H 5 OH + 3O 2 = 2CO 2 + 3H 2 O

Диоксид углерода CO 2 , выделяющийся при разложении гидрокарбоната натрия и горении этилового спирта, а также водяные пары вспучивают горящую массу, заставляя ее ползти, как змея. Чем дольше горит спирт, тем длиннее получается «змея». Она состоит из карбоната натрия Na 2 CO 3 , смешанного с мельчайшими частичками угля, образованного при горении сахара.

Заключение

Таким образом, мы совершили различные химические реакции. Наша практическая работа является неоспоримым доказательством того, что химия – это интереснейшая из наук, а эксперименты являются ее неотъемлемой частью, помогающей интереснее получить новые знания. В ходе работы все задачи выполнены полностью.

Выводы

Химия удивительна, в этом мы убедились точно. Нашей целью было доказать, что химию может понять каждый, кто хоть немного заинтересован ей. Показательность – один из главных методов пропаганды чего угодно. Именно на этом методе была основана наша работа.

Эксперименты. Они были самой важной частью и работы алхимиков, и ученых XIX века, и в наше время. И мы поступили также. На наших глазах происходили самые разные реакции: мы увидели, как жидкости меняют свой цвет, потушили свечу содержимым пустого стакана, куриное яйцо превратили в резиновое. Неужели это нельзя назвать чудом? Но эти чудеса мы легко объяснили, опираясь лишь на химические знания.

В заключение, хотелось бы сказать: верьте в чудеса, знайте, что весь наш мир состоит из них и все живое - уже великое чудо. В нашем проекте нам удалось познать малую часть того, что может совершить наука, но жизнь непременно еще много раз будет сталкивать нас с такими поистине волшебными явлениями химии.

«Для меня химия - это волшебство, это приключение».

Список литературы

  1. Химические опыты для детей. [Электронный ресурс]: Занимательная химия. - Режим доступа: http://www.alto-lab.ru/himicheskie-opyty- Загл. с экрана.

  2. Зав. каф. химии и геоэкологии С.В. Бортников. Научно-познавательные шоу для детей. [Электронный ресурс]: Бизнес портал. Фабрика манимейкеров. - Режим доступа: http://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/nauchno-poznavatelnyie_shou_dlya_detey/ - Загл. с экрана.

Для развития ребенка необходимо использовать все возможные средства, включая опыты для детей, провести которые в домашних условиях могут подготовленные родители. Такой вид деятельности очень интересен дошкольникам, помогает им узнать много нового об окружающем мире, принять непосредственное участие в процессе исследования. Главное правило, которого следует придерживаться мамам и папам, – отсутствие принуждения: занятия должны проводиться лишь тогда, когда сам ребенок готов к экспериментам.

Физические

Подобные научные эксперименты заинтересуют любознательного кроху, помогут ему получить новые знания:

  • о свойствах жидкости;
  • об атмосферном давлении;
  • о взаимодействии молекул.

Кроме того, под четким родительским руководством он без труда сможет все повторить.

Наполнение бутылки

Следует заранее подготовить инвентарь. Понадобится горячая вода, стеклянная бутылка и миска с холодной водой (для наглядности жидкость следует предварительно подкрасить).

Порядок действий таков:

  1. Необходимо налить в бутылку горячую воду несколько раз, чтобы емкость как следует прогрелась.
  2. Полностью вылить горячую жидкость.
  3. Перевернуть вниз горлышком бутылку и опустить ее в миску с холодной водой.
  4. Можно будет увидеть, что вода из миски начнет набираться в бутылку.

Почему же так происходит? Благодаря воздействию горячей жидкости бутылка наполнилась теплым воздухом. Остывая, газ сжимается, вследствие чего объем, занимаемый им, уменьшается, образуя в бутылке среду с пониженным давлением. Вода, поступая, восстанавливает равновесие. Этот опыт с водой без проблем можно провести дома.

Со стаканом

Каждый малыш даже в 3-4 года знает, что если перевернуть наполненный водой стакан, жидкость выльется. Однако есть интересный опыт, способный доказать обратное.

Порядок действий:

  1. Налить воды в стакан.
  2. Накрыть его куском картона.
  3. Придерживая лист рукой, осторожно перевернуть конструкцию.
  4. Руку можно убирать.

Удивительно, но вода не выльется – молекулы картоны и жидкости в момент соприкосновения перемешаются. Поэтому лист будет держаться, став своеобразной крышкой. Ребенку также можно рассказать об атмосферном давлении, что оно есть как внутри стакана, так и снаружи, при этом в емкости оно ниже, снаружи – выше. За счет этой разницы вода и не выливается.

Подобный опыт лучше всего проводить над тазом, поскольку постепенно бумажный материал промокнет, и жидкость будет капать.

Развивающие эксперименты

Есть большое количество по-настоящему интересных экспериментов для малышей.

Извержение вулкана

Этот опыт по праву считается одним из самых увлекательных и потому любимых детьми. Для его проведения потребуется:

  • сода;
  • краска красного цвета;
  • лимонная кислота или сок лимона;
  • вода;
  • немного моющего средства.

Сначала следует соорудить сам «вулкан», сделав конус из плотной бумаги, скрепив по краям скотчем и прорезав сверху отверстие. Затем получившаяся заготовка надевается на любую бутылку. Для сходства с вулканом ее следует покрыть коричневым пластилином и поставить на большой противень, чтобы «лава» не испортила поверхность стола.

Порядок действий:

  1. Насыпать в бутылку соду.
  2. Добавить краску.
  3. Капнуть моющего средства (1 каплю).
  4. Налить воды и как следует перемешать.

Чтобы началось «извержение», нужно попросить ребенка добавить немного лимонной кислоты (или лимонного сока). Это простейший пример химической реакции.

Танцующие червячки

Этот простой забавный эксперимент можно провести как с дошкольниками, так и с младшими школьниками. Необходимое оборудование:

  • крахмал кукурузный;
  • вода;
  • противень;
  • краски (пищевые красители);
  • музыкальная колонка.

Сначала необходимо смешать 2 стакана крахмала и стакан воды. Получившееся вещество налить на противень, добавить краску или краситель.

Осталось только включить громкую музыку и приложить противень к колонке. Цвета на заготовке перемешаются в хаотичном порядке, создав красивое необычное зрелище.

Используем продукты питания

Чтобы сделать эксперимент – необычный, интересный малышу и познавательный, – вовсе не обязательно приобретать сложное оборудование и дорогостоящие материалы. Предлагаем познакомиться с очень простыми вариантами, доступными для исполнения дома.

С яйцом

Необходимое оборудование:

  • стакан с водой (высокий);
  • яйцо;
  • соль;
  • вода.

Суть проста – яйцо, погруженное в воду, опустится на дно. Если же добавить в жидкость поваренной соли (около 6 ст. л.), то оно поднимется на поверхность. Такой физический опыт с солью помогает проиллюстрировать малышу понятие плотности. Так, у подсоленной воды она больше, поэтому яйцо может держаться на поверхности.

Можно показать и обратное действие (именно поэтому и рекомендовалось взять высокий стакан) – при добавлении в подсоленную жидкость простой водопроводной воды плотность уменьшится, и яйцо опустится на дно.

Невидимые чернила

Очень интересный и простой трюк, который сначала покажется малышу настоящим волшебством, а после объяснения родителей поможет узнать об окислении.

Необходимое оборудование:

  • ½ лимона;
  • вода;
  • ложка и тарелка;
  • лист бумаги;
  • лампа;
  • ватный тампон.

Если лимона нет, можно использовать аналоги, например, молоко, луковый сок или вино.

Порядок действий:

  1. Выжать сок цитруса, добавить его в тарелку, смешать с равным количеством воды.
  2. Обмакнуть тампон в получившуюся жидкость.
  3. Написать с его помощью что-то понятное ребенку (или нарисовать).
  4. Подождать, пока сок высохнет, став полностью невидимым.
  5. Нагреть лист (при помощи лампы или подержав над огнем).

Текст или простой рисунок станет виден из-за того, что сок окислился и при повышении температуры приобрел коричневый окрас.

Цветной взрыв

Самых маленьких можно порадовать веселым опытом с молоком и красками, который без проблем можно провести на кухне.

Необходимые продукты и оборудование:

  • молоко (желательно большой жирности);
  • пищевые красители (нескольких цветов – чем больше, тем интереснее и ярче получится);
  • средство для мытья посуды;
  • тарелка;
  • ватные палочки;
  • пипетка.

Если жидкость для мытья посуды отсутствует, допустимо использовать жидкое мыло.

Порядок действий:

  1. Налить молоко в тарелку. Оно должно полностью скрыть дно.
  2. Дать жидкости немного постоять, чтобы она стала комнатной температуры.
  3. При помощи пипетки осторожно капнуть в тарелку с молоком несколько разных пищевых красителей.
  4. Слегка дотронувшись ватной палочкой до жидкости, нужно показать малышу, что происходит.
  5. Далее берется вторая палочка, обмакивается в моющем средстве. Ею касаются поверхности молока, задерживают на 10 секунд. Смешивать красочные разводы не надо, достаточно острожного прикосновения.

Далее малыш сможет понаблюдать самое красивое – краски начинают «танцевать», словно стремясь убежать от мыльной палочки. Даже если сейчас ее убрать, «взрыв» продолжится. На этом этапе можно предложить ребенку поучаствовать самому – добавлять краситель, погружать в жидкость намыленную палочку.

Секрет опыта прост – моющее средство уничтожает содержащийся в молоке жир, что и становится причиной «танца».

С сахаром

Для детей 3-4 лет очень интересными будут различные эксперименты с продуктами питания. Ребенок с удовольствием узнает о новых качествах привычной ему еды.

Для этого занимательного развлечения потребуется:

  • 10 ст. л. сахара;
  • вода;
  • пищевые красители нескольких цветов;
  • две ложки (чайная, столовая);
  • шприц;
  • 5 стаканов.

Сначала нужно добавить в стаканы сахар по такой схеме:

  • в первый стакан – 1 ст. л.;
  • во второй – 2 ст. л.;
  • в третий – 3 ст. л.;
  • в четвертый – 4 ст. л.

В каждый из них добавить по 3 ч. л. воды. Перемешать. Затем необходимо добавить в каждый из стаканов краситель своего цвета и вновь перемешать. Следующий шаг – при помощи шприца или чайной ложки аккуратно взять цветную жидкость из четвертого стакана и перелить ее в пятый, который был пустым. Затем аналогично по порядку добавляется окрашенная вода из третьего, второго и, наконец, из первого стаканов.

Если действовать осторожно, цветные жидкости смешиваться не будут, а, наслаиваясь друг на друга, помогут создать яркую необычную пирамидку. Секрет фокуса в том, что плотность воды меняется в зависимости от количества добавленного в нее сахара.

С мукой

Рассмотрим еще один интересный детям опыт, простой и безопасный. Проводить его можно как в детском саду, так и дома.

Необходимое оборудование:

  • мука;
  • соль;
  • краски (гуашь);
  • кисть;
  • лист картона.

Порядок действий:

  1. В небольшом стаканчике нужно смешать по 1 ст. л. муки и соли. Это заготовка, из которой в дальнейшем будем делать краску одного цвета. Соответственно, число таких заготовок равно количеству цветов.
  2. В каждый стакан добавить по 3 ст. л. воды и гуашь.
  3. При помощи краски попросить малыша нарисовать картинку на картоне, используя кисть или ватную палочку, для каждого цвета свою.
  4. Поместить готовое творение в микроволновку (мощность 600 Вт) на 5 минут.

Краски, представляющие собой тесто, поднимутся и затвердеют, сделав рисунок объемным.

Лавовая лампа

Еще один необычный детский эксперимент позволяет создать самую настоящую лавовую лампу. Посмотрев всего один раз, даже начинающий исследователь сможет повторить опыт своими руками, без помощи взрослых.

Необходимое оборудование и материалы:

  • растительное масло (стакан);
  • соль (1 ч. л.);
  • вода;
  • пищевой краситель (несколько оттенков);
  • стеклянная банка.

Порядок действий:

  1. Наполнить банку водой на 2/3.
  2. Добавить растительное масло, которое на этом этапе образует толстую пленку на поверхности.
  3. Добавить пищевой краситель.
  4. Медленно насыпать соль.

Под тяжестью соли масло начнет опускаться на дно, а краситель сделает зрелище более красочным и эффектным.

С газировкой

Для демонстрации ребенку дошкольного возраста отлично подойдет эксперимент с газировкой:

  1. Налить напиток в стакан.
  2. Опустить в него несколько горошин или вишневых косточек.
  3. Понаблюдать, как они постепенно будут подниматься со дна и вновь опускаться.

Удивительное зрелище для малыша, который пока не знает, горошины окружены пузырьками углекислого газа, который и выносит их на поверхность. По аналогичному принципу работают и подводные лодки.

С водой

Есть несколько познавательных оптических опытов, которые при своей простоте очень любопытны.

  • Пропавший рубль

В банку наливается вода, в нее опускается железный рубль. Теперь необходимо попросить кроху найти монетку, посмотрев через стекло. Из-за оптического явления преломления взгляд не сможет разглядеть рубль, если будет направлен сбоку. Если же заглянуть в банку сверху, монета окажется на месте.

  • Изогнутая ложка

Продолжим исследовать оптику с дошкольником. Этот легкий, но наглядный эксперимент проводится так: нужно налить в стакан воды и опустить в него ложку. Попросите малыша посмотреть сбоку. Он увидит, что на границе сред – воды и воздуха – ложка кажется изогнутой. Достав ложку, можно убедиться, что с ней все в порядке.

Ребенку следует пояснить, что луч света при прохождении через воду искривляется, поэтому мы и видим измененное изображение. Можно продолжить водную тему и опустить эту же ложку в небольшую банку. Искривления не произойдет, поскольку стенки этой емкости ровные.

Этот биологический эксперимент поможет ребенку познакомиться с миром живой природы, понаблюдать за тем, как формируется росток. Для проведения необходимы фасоль или горошины.

Родители могут предложить юному ботанику самостоятельно смочить сложенный в несколько раз кусок марли водой, положить его на блюдце, поместить на ткань горошины или фасоль и накрыть влажной марлей. Задача малыша – внимательно следить за тем, чтобы семена все время были увлажнены, регулярно их проверять. Через пару дней появятся первые росточки.

Процесс фотосинтеза

Этот опыт с растениями и свечой лучше всего подойдет для младших школьников, которые знают, что деревья и травы поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Суть такова:

  1. В две банки осторожно поместить горящие свечи.
  2. В одну из них поставить живое растение.
  3. Обе емкости накрыть крышкой.

Понаблюдать, что в банке с растением свеча продолжает гореть, поскольку в ней присутствует кислород. Во второй банке почти сразу гаснет.

Занимательные

Ловим электричество. Этот небольшой и безопасный опыт вполне может быть проведен с малышами.

  1. На стене размещают один надутый воздушный шарик, несколько других лежат на полу.
  2. Мама предлагает ребенку поместить на стену все шарики. Однако держаться они не будут и упадут.
  3. Мама просит малыша натереть шар о свои волосы и попробовать еще раз. Теперь шарик удалось прикрепить.

После этого нужно рассказать, что «чудо» произошло благодаря электричеству, которое образовалось при натирании шара о волосы.

Еще один вариант для любознательных – опыт с фольгой. Проводится так:

  1. Небольшой листок фольги нужно нарезать на полоски.
  2. Попросить кроху причесаться.
  3. Теперь нужно прислонить расческу к полоске и понаблюдать. Фольга пристанет к расческе.

Можно продемонстрировать детям и «Пропавший мелок». Для этого кусочек обычного мела помещают в уксус. Известняк начнет шипеть, уменьшаться в размере. Через некоторое время он полностью растворится. Связано это с тем, что мел при соприкосновении с уксусом превращается в другие вещества.

Опыты с детьми-дошкольниками – отличная возможность развить у них любознательность, ответить на многие вопросы в наглядной и понятной форме. Кроме того, предлагая малышам разнообразные эксперименты, внимательные родители помогут им в раннем возрасте очертить собственный круг интересов. А само проведение исследований станет отличным и веселым времяпрепровождением.