План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Беседа о хлебе, хлеборобах и пекарях. Легкий хлеб

Практически у всех народов мира существовал культ хлеба. Это касается и славян. Почитание ими хлеба археологами фиксируется уже с V века. На Руси этот культ отразился во многих пословицах, поговорках, обрядах и других жанрах фольклора.

Уважение к хлебу и сегодня имеет значение. Это не что иное, как уважение к труду. Воспитать его в ребёнке – значит вырастить культурного человека.

Загадки о хлебе с этой странички могут стать элементом такой беседы. Они касаются не только самого хлеба, но и процесса его изготовления. Здесь представлены как старинные, так и современные авторские загадки.

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.
***

Тарелка супа меж локтями,
А он в руках у всех ломтями.
Без него, как видно,
Не вкусно и не сытно!
***

Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском.
***

Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый..(хлеб).
***

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.

***

Мы ржаные кирпичи
В жаркой испекли печи.
На машину загрузили-
Покупайте в магазине!
***

Весной в земле,
А весь год на столе.

***

Вы припомните скорей,
Кто источник сухарей?
***

Было так:
В какой-то миг
Народился пых-пых-пых!
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,
Пока в печку не сел.
Вышел оттуда не пых,
А чудо:
Румяный, блестящий,
С корочкой хрустящей!
***

Чёрная гора,
А всем мила.
***

В нем здоровье наша, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
***


Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом.
Пахнет знойным полем.
***

В поле родился,
К обеду пригодился.
***

Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
***

Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
***

На одном большом заводе,
Он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи
Выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед,
Ведь к обеду нужен...(хлеб).
***

Мешено,
Квашено,
Валяно,
На стол поставлено.
***

Без кореньев растёт,
Без костей встаёт.
***

Что краше солнца?
***

Временем рассеваю,
Временем собираю,
Сам сыт бываю,
И людей кормлю.
***

Белая белянка в поле гуляла;
Домой пришла, по рукам пошла.
***


И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко, а всех милей.
***

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило.

Сегодня я вам расскажу всё о хлебе. История хлеба неотделима от истории человечества.

Приблизительно 17 тыс. лет назад в долине Нила поселились племена, которые начали собирать дикие злаки. Сначала они употребляли в пищу колоски. Позднее стали зёрна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим. Колоски срезали каменными серпами, перетирая в муку камнетёрками. И хлеб сделанный ими был ещё не настоящим.


Мучнистые зерна не очень вкусны.

Сырыми их кушать не очень приятно,

Но в зимнее время очень нужны,

И людям всё это было понятно!

Хранить их конечно, было легко.

За хлебным зерном отправлялось всё племя.

Ходить за зерном им пришлось далеко

И тратить на это бесценное время.

Пшеницу растить не умели пока

И землю возделывать тоже не смели.

Считали: растенья подвластны богам,

А спорить с богами они не хотели.

Однажды охотник просыпал зерно,

Упали на землю бесценные зёрна.

И вскоре, частично, оно проросло.

Охотник тот случай запомнил, бесспорно.


Именно так люди научились выращивать хлебные зёрна.

Первоначально человек готовил себе из хлебных зёрен кашу. Затем стали зёрна предварительно поджаривать для придания им сладковатого вкуса.

Однажды древняя женщина случайно пролила густую похлёбку на раскалённые камни. Ей жаль было пропавшей муки, подхватила она испёкшейся кругляшек, которому ещё не было названия, и хотела отбросить его в сторону, но передумала. От него так соблазнительно пахло! Решила попробовать. Вкусно! После этого стали кашу из зёрен жарить на камнях.
Когда мы берём в руки хлеб, мы не думаем о тяжёлом труде, вложенном в него.

А сейчас мы поговорим с вами о людях, которые растили пшеницу, чтобы хлеб попал на наш стол.

Главный человек это пахарь.

Древние люди рыхлили землю простой палкой. Потом появилось мотыга, затем лопата. А ещё позже появилась соха. Соху делали из липы и тянула её лошадь. Железный плуг появился гораздо позже. Позднее человек изобрёл трактор и шестикорпусной плуг.

Прежде чем начать сев, необходимо обработать почву трактором. Её вспахивают, боронуют, культивируют. И только после такой обработки почвы можно начинать сев. Это очень ответственная работа.
Слава ж тем, кто на рассвета

Раньше солнца поднимался,

Подставлял лицо под ветер,

Чтобы колос наливался

И не вылег вдруг от града.

И посеять, и взлелеять

Колосочек каждый надо,

И пока дымятся росы,

В срок скосить хлеба густые,

Чтоб не сыпались с колосьев

Наземь зёрна золотые.

О дожде не спросит осень,

Был он в мае или не был?

Спросит, убраны ль колосья

Под июльским знойным небом.

Слава тем рукам – что пахнет хлебом!


На поле три человека важны это – пахарь, агроном, комбайнёр.

Я сейчас вам рассказала, что пахарь это который пашет, засевает и подкармливает семена удобрением.

Комбайнёр – убирает хлеб с полей. А ещё один человек для которого поле как дом родной. Это агроном. Его главная задача – обеспечить высокий и качественный урожай. Поэтому он определяет поле для каждой культуры. Агроном ходит по полям и наблюдает за всходами пшеницы. Он организует борьбу с сорняками. Ещё следит за тем, чтобы растения не болели, и своевременно был убран урожай.

Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона белого хлеба требуется 10 тысяч зёрен.

Золотой стеною высится пшеница.

Знаете ли вы, она – хлебная царица?

Да, действительно пшеница является хлебной царицей, потому что именно из пшеничной муки пекут самый лучший хлеб: ноздреватый вкусный и удивительно белый. Пироги вам тоже Зоя Васильевна печёт из пшеничной муки высшего сорта.

В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.

Хлебом солью встречали почётных гостей, жениха и невесту.

Хлеб непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье редко обходятся без хлеба.

Хлеб выпекают из пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса, риса и кукурузы. В зависимости от того, какая мука используется, получается хлеб разного вкуса и вида.

Много разных видов хлеба на Руси. Однако словом «хлеб» чаще называли тот, что выпечен из ржаной муки. Ржаной, «чёрный», хлеб был сытнее пшеничного, белого, к тому же значительно дешевле его. Да и рожь в старину называли житом от слова «жить». Ведь есть хлеб, значит, есть жизнь!

Прошли века, но и в наши дни хлеб считается важной пищей для человека. Теперь пекут хлеб уже специальные машины. Но как бы легко ни давался хлеб, не забывайте главного: чем бережнее мы будем относиться к хлебу, тем благополучнее станет наша жизнь!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ХЛЕБЕ
Стихи о хлебе


  1. Каравай земли и неба
На твоём столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.


  1. В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.


  1. В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной
4. И растёт под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.


  1. Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».


  1. Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны,

Мы говорим: «Хлеб».


  1. Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».


  1. Пусть кружиться в квашне,
Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».


  1. Ешь его расти и помни:
В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.


  1. Если мы хотим кого – то
Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,


  1. То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.
В 1988 году был открыт первый музей в Санкт – Петербурге. Экспонаты этого необычного музея позволяют заглянуть в прошлое, увидеть быт и нрав наших предков, а главное, понять, как они относились к «хлебу насущному». В музее можно узнать много интересного о хлебопечении со времён царя Петра и до наших дней. В музее хранится кусочек хлеба весом 125 граммов (это примерно с мизинец). Такую крохотную пайку хлеба в Ленинграде в голодную блокадную пору человек получал на целый день. В музее хлеба хранится более 18.000 тысяч экспонатов хлеба! И дня не хватит, чтобы всё рассмотреть. Сегодня в России открыты и другие музеи хлеба – в Пскове и в Елабуге, в Одессе, в Киеве на Украине.
В дыму Ленинградского неба,

На горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

В годы тягот и лишений новый мир мужал и креп.

Шёл народ в огне сражений за свободу и за хлеб.

Значит правильны слова: «Хлеб – всей жизни голова!»

Так и повелось на всей земле: из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе, согрет был человечьими руками.

Ты вырастишь и через много лет опять сюда вернёшься на рассвете, и скажешь: «Ничего дороже нет, чем тёплый хлеб на этом белом свете!»


ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ТЕСТЕ
«Хлеб да соль» - говорит русский человек, приветствуя всех. Сколько в русской речи пословиц и поговорок, связанных с хлебом! Ведь хлеб всему голова.

Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки, прославляющие хлеб.


Почему у русского народа считалось, что «Не красна изба углами, а красна пирогами»? (Русский народ всегда славился гостеприимством, хлебосольством. Необязательно иметь богатый дом, главное чтобы, в доме всех встречали добром и улыбкой).

Поговорка отрезанный ломоть, гласит: белый каравай целый, стал початый, и ломоть отдельно. Потому и стали называть отрезанным ломтём ушедших из семьи членов. Дочка, выданная замуж, отделившийся и заживший своим домом сын.


А, сейчас проведём разные викторины:

  1. Какой хлеб считается самым вкусным? (Пшеничный)

  1. Из чего делают манную крупу? (Из пшеницы)

  1. Какая пища никогда не приедается? (хлеб)

  1. Какая машина убирает хлеб? (Комбайн)

  1. Какие продукты можно получить из муки? (макароны, хлеб, пироги, соломку, баранки и т.д.)

А, теперь конкурс приметы. Задание – закончи фразу:


Дым стелется – быть …(непогоде)
Дым столбом – к … (морозу)
Бабье лето ненастное – осень … (сухая)
Комары в ноябре – быть … (мягкой зиме).
1. Как называется русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие? (Колобок)

2. В чём сказочный медведь нёс Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе)

3. Какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в русской народной сказке «Мужик и медведь?» (Рожь)

4. Из чего сварил кашу хитрый солдат в одной из русских народных сказок? (Из топора. «Каша из топора»).

5. Откуда взялся волшебный горшочек у девочки из сказки братьев Гримм «Горшочек каши»? (Это был подарок старушки, которую девочка угостила ягодами в лесу)

6. Золотист он и усат, в сто карманах сто ребят. Что это? (Колос)

7. Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило целый город. Какие слова надо сказать горшочку? (Братья Гримм; «горшочек вари», «горшочек не вари»)

8. Сколько детей было у сороки белобоки? (Пять)

10. чем угощала лиса журавля? (манной кашей в тарелке)

11. Из чего сварена каша, которой поп из сказки А.С.Пушкина кормил своего работника? (Из полбы)

12. Закончите поговорку щи да каша - …. (пища наша)».


Загадки:

  1. Для уборки урожая
На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один (комбайн)


  1. Пьёт бензин как молоко,
Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком конечно с ней? (машина)


  1. За трактором по полю ходит она,
Отборного ей насыпают зерна.

А где её след чуть заметный ложиться,

Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка).


  1. Овсом не кормят
Кнутом не гонят,

А как пашет – семь плугов тащит (Трактор)


  1. Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его – вершина лета.

Что, скажите, за месяц это? (Июль)


  1. Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони –

Золотым зерном набит (Колос)


  1. Зубья ходят, гребни машут,
Жатки по полю бегут,

Как мальчишку под машину,

Поле наголо стригут (жатва) – это уборка урожая хлебов


  1. В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких, как я, будет целая семья! (Зерно)

  1. Зимой бело, весной черно, летом зелено, осенью стрижено. (Поле)

  1. С неба солнце золотое, золотые льёт лучи. В поле дружною стеною золотые усачи. (Пшеница)

  1. Что две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает? (Рожь)

  1. Он бывает с толокном, с рисом, с мясом и пшеном, с вишней сладкою бывает. В печь его сперва сажают, а как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо. (Пирог).

Великое благо иметь каждый день на столе хлеб. Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин, загородную прогулку в выходной день, поездку на рыбалку или за грибами или, скажем дальнее путешествие…

Но всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто возрастил его? Мы не задумываемся, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда вложено в каждое золотое зёрнышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием золотистой тёплой булочки!

Хлеб – это достояние народа, обилие хлеба один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать повседневной нормой.

Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.

» » Легкий хлеб

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.

Выходит из лесу голодный волк. Видит — под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
- Ты что ешь, человече?
- Хлеб, - отвечает косарь.
- А он вкусный?
- Да еще какой вкусный!
- Дай мне отведать.
- Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:
- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
- Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
- Прежде всего надо землю вспахать…

Тогда и хлеб будет?
- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…
- И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.
- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…
- Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.
- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…

Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
- Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…

И буду хлеб есть?
- Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…
- И все?
- Нет, не все. Надо муку в деже* замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.

И спечется хлеб?
- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.
Пришел волк на выгон. Увидел коня.
- Конь, конь! Я тебя съем.
- Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.

И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы…

Перекувыркнулся волк - и бежать.

Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” - думает. Потом говорит:
- Гуси, гуси! Я вас съем.
- Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
- Какую?
- Спой нам, а мы послушаем.
- Это можно. Петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.

Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.
Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!”

Только он так подумал, глядь - идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:
- Дед, дед, я тебя съем!
- И зачем так спешить? - говорит дед. - Давай сперва табачку понюхаем.
- А он вкусный?
- Попробуй - узнаешь.
- Давай.
Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал.

Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.
Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит - на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:
- Баран, баран, я тебя съем!
- Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Э. Емельянова
Расскажите детям о хлебе

Блины

Блины – одно из самых древних и популярных мучных изделий. По мнению А. П. Чехова: «… они появились на белый свет раньше русской истории, пережили ее всю от начала до последней странички, что лежит вне всякого сомнения, выдуманы также, как и самовар, русскими мозгами…»

Интересно и происхождение слова «блин» – это искаженное слово «млин» от глагола «молоть». «Мелин», или «млин», означает изделие из намеленного, то есть из муки.

Блинам уже более двух тысяч лет. Интересно, что за этот период они практически не изменились. Меняются вкусы и мода, а блины остаются неизменными – вкусными, ароматными, красивыми.

Блины – русское национальное блюдо, но встречаются по всему миру. Русские блины сильно отличаются от своих собратьев. Они «мягки, рыхлы, ноздреваты, пышны, легки и при этом как бы полупрозрачны, с четко различимым рисунком многочисленных пор. Такие блины как губка впитывают в себя растопленное масло, сметану, отчего делаются сочными, лоснящимися и вкусными» (Похлебкин). Едят блины с соусами, начинками. Есть блины сладкие, т. е. со сладкими начинками, и есть сытные, с начинкой из мяса, рыбы, икры и т. д.

Разные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Блины – обязательное угощение на Масленицу, непременное лакомство этого праздника. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки, припевки: «Как на Масленой неделе в потолок блины летели», «Без блина не маслена», «На горках покататься, в блинах поваляться» и т. д.


Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Возможно, блины приобрели такую невероятную популярность не только из-за вкуса и аромата, но из-за своего вида, напоминающего красное солнышко.


Гэй ты, круглый блин, всем нам господин!
Бока твои масленые, ты как солнце красное.
Кто тя будет есть, тому горя несть!

Испечь хорошие блины не просто. Это целый ритуал. Существуют поговорка «Первый блин комом», что означает, что первый блин не всегда получается и, чтобы испечь вкусный блин, надо немало потрудиться.

Для некоторых людей блины становятся серьезным увлечением. Они собирают старинные рецепты блинов, придумывают новые.

Самый большой в мире блин был испечен в Москве 15 марта 2002 г. Это был не традиционный круглый блин, а длинный и узкий. Его длина составила 1 км, масса – 300 кг, общая площадь – 150 м 2 .

Булка

«Хочешь есть хлеб, не сиди на печи», – гласит французская поговорка.

На протяжении многих веков люди выпекали пресный плоский хлеб – лепешки. Лепешки было принято не резать, а ломать и есть, размочив в супе или похлебке. Так делали до тех пор, пока люди не научились замешивать тесто на дрожжах, благодаря которым хлеб стал рыхлым и пышным. Тогда во Франции, а затем и в других странах стали популярны булки, сделанные в виде шара. В переводе с французского слово boules означает круглый. Булки выпекали в особых булочных, тесто слегка подслащивали. Вслед за французами булки стали выпекать немцы.

Рецепты приготовления булок долгое время оставались секретом французских и немецких булочников. Русские виды белого хлеба назывались: калач, сайка, сгибень или витушка, ситники – и выпекались в основном только в Москве. В эпоху Петра I немецкие булочные появились в России, их выпечка пользовалась популярностью.

Значительных успехов в приготовлении булок достигли венские мастера, которые усовершенствовали процесс хлебопечения: они первыми стали пускать в печь, где пекут булки, струю пара. Это делает поверхность булки приятной для глаз, как бы покрытой лаком. Улучшаются и вкусовые качества такой выпечки.

Булки пекут в разных странах по разным рецептам, но главное, чтобы человек, который печет булку, любил свою профессию, тогда и выпечка будет вкуснее.

He случайно профессия пекаря во все времена была очень почетной и уважаемой. За причинение вреда пекарю давалась более суровое наказание, чем если бы этот вред был нанесен представителю какой-либо другой профессии.

Булкой был и известный герой русской народной сказки Колобок.


Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон…

Колобок – это особый хлеб, известный только в России. Пекли его не по праздникам и даже не в обычный будний день, а только лишь тогда, когда припасов для изготовления булок не было. Тогда скребли по коробам, мели по сусекам, т. е. в «колобочное» тесто шли все остатки муки. Сорт муки при этом не учитывался. И пшеничная, и ржаная, и гречишная – любая и вперемешку годились для колобка. Точного рецепта для изготовления колобка нет – здесь большой простор для фантазии пекаря.

Калач


He плачь, не плачь – куплю калач,
He плачь, дорогой, куплю другой.
He плачь, не кричи,
Дам тебе три!

Ай не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть!

Калач – вид белого пшеничного хлеба, на Руси пользовался особой любовью. Калачи были и на будничном столе у обычных горожан, и на пиршествах у богатых вельмож. В знак особого расположения царь посылал калачи патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание.

У калача своеобразный внешний вид, благодаря которому его легко выделить среди других сортов белого хлеба. Он похож на замок с круглой дужкой. Многие горожане покупали калачи на улице и там же ели, держа за ручку. Помыть руки перед едой возможности на улице не было, поэтому ручку от калача в пищу не употребляли, а отдавали нищим, кормили бездомных животных, птичек. О тех, кто не брезговал есть ручки от калача, говорили: дошел до ручки.

Единого мнения, как появилось и что означает слово «калач», нет. По одной версии оно произошло от слов «коло», «колесо». По другой – от татарского «калач», то есть буквально – «будь голоден!», выражение, отражающее высокую степень аппетита.

Калач – очень капризный вид хлеба. Тесто для него невозможно ни месить, ни выпекать с помощью механизмов – оно тогда не подойдет, не поднимется. Есть у теста и еще одна особенность: его необходимо выдерживать на холоде. На Руси калачи мяли прямо на льду. Для этого в столах делали металлические ящики, которые набивали льдом. Поверхность стола, на котором месили тесто, становилась холодной, ледяной. Да и теперь, делая калачи, тесто после проминки руками сразу же ставят в холодильники.

Еще одно отличие калачного теста – его способность не черстветь длительное время. В XIX в. калачи замораживали в Москве и везли в Париж. Там их раскладывали на горячие полотенца, а затем подавали на стол.

Больших успехов в производстве калачей достигли муромские и московские хлебопеки, славились отменным вкусом и саратовские калачи. На городском гербе Мурома изображены три калача. Согласно легенде, через Муром проезжала императрица Екатерина N. Калачи, которыми ее угощали, ей очень понравились, и она отдала распоряжение разместить их изображение на гербе города.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Кяхтинский чай, московский калач – так полдничает богач.

С калачика – бело личико.

He рука крестьянскому сыну – калачи есть.

Его и калачом сюда не заманишь.

Печенье


Вот у бабушки печенье,
Лучше не найти.
Вновь и вновь прошу:
– Бабуля,
Вкусных испеки!

Название «печенье» происходит от голландского слова «коекже» (koekje), означающего малой или пирожок. Дело в том, что в давние времена печеньем называли небольшое количество теста для пирожных, которое выпекали для проверки его вкусовых качеств и температуры печи.

Одной из первых стран, в которой изготавливали сахарное печенье, была Персия, там его пекли уже в Vll в. н. э. С тех пор появились печенья разного вида в разных странах. Их делают вручную, в домашних условиях, выпекают на фабриках.

Печенье в Англии и Австралии называют бисквит, в Испании – галеты, В Германии – кекс или рождественское печенье, а в Италии есть несколько названий, чтобы определить различные формы, включая амаретти-печенье и бискотти и т. д.

Рецептов печений множество, для их изготовления используют разные продукты, из овсяной муки выпекают овсяное печенье, используя миндаль – миндальное, кокос – кокосовое, имбирь – имбирное и т. д.

Печенья могут быть сдобными, сладкими, а могут пресными, например, галеты. Их делают только из муки и воды и даже не солят. Такие печенья могут долгое время сохранять свежесть.

С печеньем связано множество разных традиций и обрядов.

Обычай выпекать большие печеньки или коржики в виде человечков, звездочек и фигурок животных появился давно и перекликается с нашей русской традицией колядования.

Фигурное печенье в виде животных и птиц нередко изготовлялось на Святки специально для колядующих, а также для раздачи детям или нищим. В селах Московской области фигурки коров из теста подавали колядникам, чтобы обеспечить благополучие в хозяйстве. В русских деревнях считалось также, что скот начнет болеть и пропадать, если «обходчикам» не подать «коровку».

В Европе рождественское печенье не полагается есть до Рождества. Только в один день, 6 декабря, к детям приходит Святой Николай и кладет в сапожки разные сладости, а на большую тарелку семейного стола выкладывается часть испеченного печенья, чтобы детишки полакомились.

Практически в каждой семье есть свои рецепты и обычаи приготовления печенья.

Сухарь

Удивительно, но у всеми любимого и знакомого сухаря есть день рождения. Правда, праздновать его имеет право только сдобный сухарь. Черный сухарь появился задолго до сдобного, и дату его рождения никто точно не знает. Просто люди, желая сберечь хлеб, резали его на кусочки и сушили. Сушеный хлеб не портится долгое время. И хотя черные сухари не обладали особым вкусом, их ценность была высока.

Сдобный сухарь появился 14 ноября 1958 г. В этот день был подписан ГОСТ 5646-58 – первое упоминание о сухаре в официальных источниках. Хотя некоторые считают, что и сдобные сухари появились гораздо раньше – в середине XIX в. В те дни на юге России была очень сильная жара, которая пришлась на самое начало Пасхальной недели. Куличи, которые находились на солнце, оказались высушенными.

Сухари – хлеб, разрезанный и вторично печенный. Немецкое название zwieback, итальянское biscotto, французское biscuit и латинское bis coctus означают одно и то же – два раза печенный хлеб.

Что же это означает? Два раза печеный и зачем так делают – пекут два раза? Дело в том, что сухарь – это не только «спасение» черствеющего хлеба или батона, это еще и самостоятельное хлебобулочное изделие. По ГОСТу, а ГОСТ – это свод строгих правил, которые нельзя ни в коем случае нарушать, следует сначала испечь сдобный батон, затем разрезать его на одинаковые кусочки и снова отправить их в печь, чтобы получились те самые румяные, вкусные, хрустящие сухари, которые любят все дети.

Благодаря долгому сроку хранения сухари стали важной частью рациона питания военных. Существовало даже разделение на сухари обычные и сухари офицерские. Для офицерских сухарей использовалась мука более высокого качества.

В настоящее время изготовляются как сухари, так и сухарики – мелкие кусочки сушеного хлеба, часто с различными вкусовыми добавками.

Важно помнить, что если хлеб не съеден вовремя и начинает черстветь, то его не надо выбрасывать, а можно самостоятельно сделать вкусные, питательные и полезные сухарики. Умелые хозяюшки используют сухари не только как угощение к чаю, но и для приготовления различных блюд. Кроме обычных используют еще панировочные сухари.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Кошка в лукошке ширинку шьет, кот на печи сухари толчет.

Свой сухарь лучше чужих пирогов.

Последний сухарь бедняка – дороже каравая богача.

Доброму – и сухарь на здоровье, а злому – и мясное не впрок.

Чёрный хлеб

О хлебе сложено много песен, легенд, пословиц и поговорок. Представить жизнь даже современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же раньше обходились без хлеба?

Древнему человеку выбирать не приходилось. Он ел все, что находил. Ho уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.

На Руси хлеб был главным блюдом и в повседневной жизни, и за праздничным столом. Дорогих и уважаемых гостей встречали хлебом-солью. Традиция сохранилась и до наших дней.

Хлеб – это основа жизни, дар матушки-земли с одной стороны и огромный труд человека – с другой.


Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – теплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол -
Он пожаловал – пришел.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Черный хлеб отражает самобытность русского народа. Именно на территории Руси в начале IX в. появился кислый ржаной хлеб из дрожжевого теста. Он и по сей день остается «некоронованным королем на столе». Русский стол немыслим без хлеба.

В наши дни хлеб пекут на хлебозаводах, а раньше каждая семья пекла дома. Хозяйка просыпалась до рассвета, месила тесто и ставила в еще не остывшую с вечера печь. Процесс был трудоемким, но уже через полтора часа поспевал «пышущий жаром и хлебным духом каравай».


Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись поутру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.

В. Орлов

Даже блистательный Париж тускнел без черного хлеба. Приятель Пушкина Шереметев по возвращении из Парижа писал: «Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, черного хлеба не допросишься».

И в наши дни Россия славится многообразием сортов и видов национального хлеба.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Русский человек не может долго прожить без черного хлеба.

Без хлеба куска везде тоска.

Плох обед, коли хлеба нет.

Баранки

Баранки – традиционные русские хлебные изделия. Их издавна продавали на базарах и ярмарках на Руси. Связки этих вкусных, румяных колечек посетители ярмарок везли домой как гостинец. Их любили и взрослые, и дети.

Славился баранками Валдай. Об этом рассказывает А. С. Пушкин в «Письме к Соболевскому»:


«У податливых крестьянок
(Чем и славится Валдай)
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай».

Название «баранки» происходит от слова «обварить», потому что их делали из заварного или, как в древности на Руси называли, «обварного» теста, которое раскатывали в узкие жгутики, сворачивали в кружок, а потом выпекали «обваранки», то есть изделия из обваренного теста.

Название менялось – «обвараночки», «абаранки», пока, наконец, не получилось – «баранки».

Первое письменное упоминание о баранках встречается в указе Петра I от 1725 г. В петровские времена баранки обваривали кипятком, а потом припекали. Co второй половины XVIII в. тестяные заготовки стали обрабатывать паром – так это делают и по сей день.

В наше время баранки пекут на особых заводах, которые так и называются – заводы бараночных изделий. Останкинскому – уже больше 50 лет, он был создан в 1967 г. в качестве экспериментального предприятия и до сих пор выпускает баранки, сушки и хлебные палочки.

В городе Тутаеве Ярославской области создан музей баранки. Их готовили по особому рецепту, который удалось восстановить нынешним хлебопекам. Умельцы создают из баранок невероятные фигуры и статуэтки. В музее баранки регулярно выставляется около 300 экспонатов.

Баранки – это не только лакомство, но и лекарство от ангины. При первых признаках простуды надо замочить баранку в горячем молоке, остудить и съесть, запивая чаем с лимоном. Пшеничное тесто с молоком рассасывает гнойнички и воспаления. Продолжать лечение нужно до исчезновения симптомов простуды, желательно – трижды в день.

ЗАГАДКИ


Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем.

(Баранка)


Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье,
Ну и объеденье!

(Баранка)

Ватрушка

Ватрушки – круглые лепешки, открытые сверху и защипанные только с краев. Обычно их пекли с наполнителем из творога, реже – из варенья или повидла.

Название «ватрушка» происходитотслова «ватра» – очаг, огонь, одинаково звучащее в большинстве славянских языков – украинском, польском, чешском, сербском, хорватском, болгарском и даже в некоторых неславянских: румынском и албанском, что указывает на чрезвычайную древность этого названия. Поэтому не случайно ватрушки имеют круглую форму и солнцеобразный вид (окольцованный круг). Они символизировали огонь (окаймленный, защищенный очагом, огонь внутри очага), «прирученный», обузданный человеком.

Гоголь ошибочно писал «вотрушка», считая, что слово это происходит от глагола «тереть, втирать» (и от переиначивания слова «творог» – вотри творог в вотрушку). Писатель полагал, что простой народ ошибается, говоря это слово через «а», и упорно старался «исправить» правописание. Как показали лингвисты, в данном случае ошибался как раз великий писатель. Ho и в новых изданиях правописание Гоголя сохранено.

Ватрушки делают из смеси пшеничной и ржаной муки или чаще всего из пшеничной высшего качества. В первом случае они обычно несладкие – к творогу добавляют небольшое количество жареного лука. Во втором – сладкие, их подают к чаю. Тесто ватрушек во всех случаях легкое, некрутое, дрожжевое, сдобное, иногда – слоеное.

Перед выпечкой ватрушки смазывали смесью желтка и сливочного масла. Такие изделия получались не только пышными, но и румяными, выглядели очень аппетитно.

Настоящая ватрушка должна быть большой. Обычно ватрушки ели за праздничным столом, разделив на всех гостей. Существовал интересный обычай – запекать в ватрушки сюрпризы – маленькую пуговку, кусочек шоколада, монетку. Считалось, что тот, кому достанется монетка, будет богат, обладателя шоколада ждет счастливая жизнь, ну а если попадется пуговка, придется много трудиться. Тем, кому сюрприза не досталось, оставалось ждать следующего ватрушечного пиршества и надеяться на свою счастливую звезду.

Изумительно вкусные ватрушки было принято печь на Рождество.


He дашь мне ватрушки -
Получишь по макушке!

Двухтонную ватрушку с земляникой испекли в 2009 г. в Мексике. 55 кулинаров трудились над этим чудом выпечки 60 часов. На гигантскую ватрушку ушло по 1 т сыра и йогурта, 350 кг печенья, 250 кг сахара и 150 кг масла. Она попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая ватрушка в мире.

Каравай


Как на Петины именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай.

Эта песенка-игра напоминает нам о возрождающейся традиции праздновать именины и обязательно на этот праздник печь каравай.

Название «каравай» получило широкое распространение в русском кулинарном обиходе, но относимое часто к совершенно разным изделиям. Так, караваем называют большую краюху хлеба домашней выпечки, каравайчиками зовут также круглые или продолговатые пирожки и булочки без начинки, наконец, в некоторых областях России так называют толстые лепешки, в других же – ватрушки крупных размеров или сдобные полусладкие булочки.

Причина этого заключается в том, что слово «каравай» нерусское, оно означает – тмин, вернее, индийский тмин – ажгон, зиру. Все хлебобулочные изделия, где применялся тмин, вначале получали наименование «каравайных». Однако в силу того, что русскому народу свойственно оценивать все изделия в первую очередь по форме, а не по содержанию, слово «каравай» было отнесено к круглой (полусферической) форме, и все изделия подобного вида в XIX в. стало модным называть караваями.

До наших дней сохранилась традиция встречать молодоженов с караваем. Главным участником свадьбы выступал большой круглый каравай.

Возглавляла выпечку старшая каравайница. Ею могла быть только такая женщина, которая живет с мужем в любви и согласии и имеет добрых детей: считалось, что лад в семье каравайницы через каравай передается молодым.

Чем больше каравай, тем счастливее и зажиточнее будет жизнь молодой семьи. И поэтому, когда сажали каравай в печь, приговаривали: «Мой каравай в печь перепелкой, из печи коростелкой!» (Т. е. больше.)

Каравайницы старались выпечь не только вкусный и красивый каравай, но и большой – всем на удивление. В некоторых местах принято было выпекать каравай величиной во весь стол. Каравайницы пели: «Ты пекись-дерись каравай, толще печки кирпичной, выше столбика дубового». Каравай действительно часто выпекался толще печки кирпичной. Приходилось выламывать из устья печи ряд-другой кирпичей.

Если на обычной сельской свадьбе выпекали такого здоровяка, то можно представить размеры караваев, которые пекли на княжеских и царских свадьбах. Здесь каравай доставляли к свадебному столу четыре каравайника на специальных носилках, обитых алым бархатом. В XVI–XVII вв. на царских свадьбах существовал обряд дарения каравая.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".