Откуда взялось пиво и кто его придумал? История происхождения пива

Первое упоминание об особом «ячменном соке», производимом в баварском городке 1айзенфельде, относится к 736 г. Спустя почти 30 лет старейшая в мире «пивная грамота» засвидетельствовала поставку этого напитка из Гейзингена на Дунае в аббатство Сен-Галлен. В южной 1ермании пивоварение в Средние века находилось в руках монастырей, разработавших процесс низового брожения и получавших значительные доходы от продажи пива.

Родом из Месопотамии Баварцы склонны считать, что именно они придумали «жидкий хлеб», чтобы кружкой крепкого питья облегчать себе тяготы поста. Но они ошибаются. Первыми начали варить пиво шумеры. Уже в III тыс. до н.э. оно было в Месопотамии популярным народным напитком. В Древнем Египте всякий мужчина выпивал в день не менее двух кружек пива.

Чистое и беспримесное

Через посредство римлян пиво попало к германцам, которые сочли его напитком богов. В XVIII в. пиво было так популярно, что производилось на всей территории Германии, правда, по разным строго соблюдавшимся региональным правилам. Борясь с фальсификацией, баварский герцог Вильгельм IV издал в 1516 г. закон о чистоте пива, ставший с 1906 г. обязательным для всей Германской империи. Закон предписывал при варке пива ничего не использовать, кроме солода, хмеля и воды; о дрожжах в нем не упоминается, поскольку природа брожения была тогда неизвестна. И хотя с 1987 г. рынок открыт также для соевого, рисового и прочего подобного пива, немцы по-прежнему предпочитают отечественный «ячменный сок», выпивая в среднем 110 литров любимого напитка в год,

  • 1759 г.: Артур 1иннес открыл первую в Ирландии пивоварню. Его темное крепкое пиво получило название «стаут».
  • 18б4 г.: в Амстердаме семейство Хейнекен приобрело пивоварню, существующую с 1592 г.
  • 1888 и Ральф и Уильям Фостер в австралийском Мельбурне выпустили в продажу свое первое пиво.
  • 1895 г.: открыла торговлю пивоварня Будвайзер.

История пива берет начало с древнейших времен и уходит корнями в первые цивилизации Ближнего Востока. Пиво наверняка самый древний вид алкогольных напитков, первые упоминания о нем насчитывают десять тысяч лет. Спустя такую бездну времени можно только предполагать, как появилось пиво. Однако очевидно, что культура пивоварения тесно связана с культурой земледелия, и пиво существует примерно с тех самых пор, как люди научились перерабатывать зерна злаков в хлеб.

Скорее всего, пиво появилось случайно. На территории современной Сирии и Ирана археологами обнаружены древнейшие глиняные сосуды большой емкости с узким горлом, в которых, судя по всему, хранили зерно. Наверняка в такие сосуды иногда попадала дождевая вода, в теплом климате зерно прорастало, и начинался процесс брожения.

В Вавилоне существовали смешанные сорта пива из спельты и ячменя, кроме того, вавилоняне первыми начали осознанно применять проращивание солода. В пиво добавляли различные приправы, однако хмель не применялся. Быть может, он был неизвестен древним вавилонянам, возможно также, что его просто не хотели использовать. Поэтому пиво вавилонян и шумеров имело сладковатый вкус, без привычной для нас хмелевой горечи.

Уже в те времена пиво становится выгодным товаром. Появляются центры коммерческого пивоварения, так, в месопотамском городе-государстве Ур пиво производили профессионально, на продажу.

Пиво вавилонян и шумеров имело сладковатый вкус


Благодаря археологическим исследованиям на юго-западе Персии стало известно, как обращались с пивом около 3500 лет назад. При раскопках города Сузы были обнаружены большие шарообразные глиняные сосуды, которые закапывались под полом домов. Эти огромные пивные кувшины накрывались сверху керамической плитой с отверстием посредине.

Через отверстие пиво либо вычерпывали, либо вставляли туда специальную трубку, и пили непосредственно через нее. Предполагается, что пить пиво через трубочку приходилось из-за обильной пены на поверхности, в которой были взвешены частицы дробленого солода, а также из-за осадка на дне сосудов. Трубочкой удавалось тянуть пиво из срединной части кувшина, где не было твердых частиц.



Процесс употребления пива через трубочку запечатлен на многочисленных наскальных рисунках той эпохи. Археологам удалось даже выяснить, что в зажиточных домах такие емкости для пива устанавливались под полом помещений, предназначенных для мужских собраний, из чего следует, что пивоварением и потреблением пива уже тогда занимались мужчины. В то время как кулинария была женской стезей.

Кстати, в конце прошлого века пивоваренный завод «Hoepfner» в Карлсруе (Германия) решил поэкспериментировать, используя историческое наследие древних цивилизаций. На протяжении нескольких месяцев испытывались различные комбинации зерновых и пряностей, после чего в соответствующем ассирийскому стилю заведении «Nacht von Susa» («Ночи в Сузах») интернациональной публике, в том числе профессионалам, были представлены три сорта пива, приготовленного по рецептам древних шумеров и вавилонян. Отзывы были самые разные — от самых негативных до восторженных. Все дегустаторы сошлись в одном — шумерское и вавилонское пиво совершенно не похоже на тот напиток, который мы называем пивом сейчас.

Пиво «отметилось» и в знаменитом ныне Кодексе Хаммурапи. Он содержит два параграфа, посвященные производству и продаже пива. Первый параграф устанавливал предельные цены на пиво (в перерасчете на зерно), был направлен против злоупотреблений торговцев, и гласил «если трактирщица поднимет цену за пиво слишком высоко по сравнению с ценой зерна и это будет доказано, тогда следует бросить ее в воду».

Достоверные свидетельства развитого пивоварения обнаружены археологами и в Древнем Египте. Первоначально египтяне покупали пиво в Вавилоне, и постепенно оно завоевало их симпатии. Разумеется, проделав долгий путь по жаре на верблюдах, пиво теряло большую часть своих достоинств. Жителям долины Нила не оставалось ничего другого, как самим освоить его производство, и пиво вскоре стало народным напитком, одним из основных продуктов питания.

Кодекс Хаммурапи содержит два параграфа, посвященные
пиву


Древнеегипетский иероглиф, обозначающий трапезу, в буквальном переводе звучит как «хлеб и пиво», т. е. тесная связь между питанием, хлебом и пивом существовала уже в те древние времена. Египтяне во времена фараонов в совершенстве владели искусством приготовления ячменного солода, а также умели варить пиво из других злаков, но делали это иначе, чем в Вавилоне. Изобретение пшеничного пива они приписывали богу Озирису.

Древнеегипетское пиво, которое называлось «хек», было сладким и крепким. Египтяне приправляли его ядовитой мандрагорой, которой приписывались чудодейственные свойства. Кроме того, в разные сорта пива добавляли шафран, анис и другие пряности.

Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3500 году до Новой Эры. Особое целебное действие египтяне приписывали пивной гуще. Ее использовали для различных припарок, а также принимали внутрь. И вообще, египтяне считали, что удовольствие, в том числе и от пива, удлиняет жизнь.

Примерно в 1250 году до Новой Эры фараон Рамсес II попытался ограничить потребление пива и сам выступил в роли примера для подражания, хотя высшие слои египетского общества и без того традиционно предпочитали вино.

Торговлю пивом запрещали и даже закрывали лавки, в которых продавался хек, однако древнеегипетская антиалкогольная кампания не возымела особого успеха. Народ продолжал пить пиво. А пивовары были в Египте настолько уважаемы, что фигурки, изображавшие представителей этой профессии, помещали в захоронения.

Несмотря на то, что потребление пива в древнем Египте всегда было велико, ни одному из фараонов (даже Рамсесу II) на протяжении тысячелетий не пришло в голову облагать производство пива налогами, хотя производство других видов сельскохозяйственной продукции исправно обкладывалось невыносимыми поборами.

Из Египта пиво пришло в Эфиопию, а оттуда — на Кавказ. В царстве Урарту (территория нынешней Армении) в IX—VII вв. еках до Новой Эры изготавливали крепкое пиво. С Кавказа пиво попало в Европу. Скифы делали пиво из ячменя, дробленого риса, овса и проса.

Германцы начали изготавливать пиво в III веке до Новой Эры


Германцы начали изготавливать пиво в III веке до Новой Эры. Галлы в I веке Новой Эры делали напиток, весьма похожий на пиво, который сохранился в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до конца XIX века. Примерно к этому же времени восходят свидетельства римлян об употреблении ирландцами напитка из ячменного солода с травяными добавками. Заменой хмелю служили цветки вереска, молодые побеги ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща. Подобные добавки применялись наряду с хмелем и позже.

Как известно, древние греки и римляне пили преимущественно вино и о пиве знали не много. Более того, пиво они считали напитком варваров. Грекам еще в эпоху Аристотеля было известно об употреблении пива народами северной и центральной Европы.

Ко II веку Новой Эры центром пивоварения в Европе становятся германские земли, о чем сообщил первый «иностранный корреспондент» Римской империи Публий Корнелий Тацит, автор знаменитого трактата «О германцах».

От германских земель технология приготовления пива постепенно распространилась в Англии и Скандинавии, а затем, благодаря экспансии европейской культуры, и по всему миру. По этой причине родиной пива принято считать Германию. Да и своим названием европейское пиво обязано древним германцам. В старонемецком языке для обозначения этого напитка существовало слово «bior», в котором нетрудно узнать сегодняшнее немецкое «bier» или английское «beer».

Хотя в том или ином виде пиво существовало во многих странах с незапамятных времен, именно хмель произвел в пивоварении подлинную революцию. Хмелеводство началось в Европе в эпоху великого переселения народов. Кстати, хмель был известен еще в Древней Руси, откуда, вполне возможно, и попал в центральную Европу.

Первое упоминание о хмеле относится к VIII веку, однако важнейшим компонентом пива он стал только в XII веке. Впервые добавлять хмель в пиво попробовали при Карле Великом, приблизительно в 800 году. В Германии хмель ценился настолько высоко, что им даже уплачивали государственные пошлины. Постепенно он превратился в европейскую валюту, на первых порах, впрочем, не вполне конвертируемую, так как в Англии до XV века хмель был запрещен к употреблению.

Средневековое пиво могло вызывать галлюцинации


Надо отметить, что средневековое пиво далеко не всегда было безвредным для здоровья. Входившие в его состав галлюциногенные алкалоиды могли вызывать видения, и это служило поводом для множества суеверий. Вплоть до конца XVI века в Европе практиковалось сожжение «пивных ведьм», которых обвиняли в порче пива, хотя, конечно, дело было в несовершенстве технологии.

Видимо, именно в монастырях возникла и реализовалась идея добавлять в пиво хмель. Монахи, в отличие от ремесленников-пивоваров вели изыскания системно, кроме того, они были грамотны и записывали результаты своих опытов, сохраняя их для следующих поколений. Монастырское пиво становилось все лучше и лучше, в том числе благодаря хмелю.

Охраняемых границ в ту пору в центральной Европе не было, и секреты пивоварения со странствующими монахами перемещались из монастыря в монастырь. В конце концов, монастыри официально получили право заниматься производством и торговлей пивом, превратившись в настоящие форпосты пивоварения, а некоторые сохранили этот статус до наших дней.



Однако в IX веке пиво было почти запрещено для монахов, но одному из церковных иерархов пришла спасительная мысль провозгласить пиво священным напитком, в результате чего было только регламентировано максимальное количество пива, которое ежедневно могли выпивать монахи. В соответствии с этими правилами, даже в самом нищем монастыре каждый монах получал свыше одного литра пива в день, не считая полулитра вина. В богатых монастырях их счастливые обитатели могли ежедневно наслаждаться почти тройной дозой напитка.

Немало монастырей проворачивало неплохой бизнес, торгуя пивом, в том числе и пивоварня в монастыре Вайенштефан близ Фрейзинга, основанная в 1040 году. Вайенштефан можно назвать старейшим действующим предприятием в мире. Только в 1803 году монастырскую пивоварню взяли в свои руки светские власти, объединив ее с сельскохозяйственной школой. В наши дни Вайенштефан относится к Техническому университету города Мюнхена.

Пиво того времени уже вполне можно было сравнить с нынешним. Однако тогда его варили на открытом воздухе, иногда еще без добавления хмеля. Дрожжами, вызывающими спиртовое брожение, пользоваться не умели, брожение протекало самопроизвольно. В результате иногда появлялось пиво, пена которого быстро оседала, а цвет пива был в зависимости от компонентов солода то светлее, то темнее. Пиво на вкус казалось выдохшимся, хотя и было свежим и только что разлитым.

Помимо монастырей, в средние века стали появляться и муниципальные пивоварни, а пивовары объединились в гильдии. На территории нынешней Чехии, в Пльзене и Чешских Будейовицах, коммерческое пивоварение началось не позже XIII века. В начале XV века пивоварня в Чешских Будейовицах снабжала пивом королевский двор Богемии. Тогда-то у местного пива и появился девиз «пиво королей». Примерно в то же время образовали свои гильдии пивовары Германии. В Англии пиво (точнее, его разновидность — английский эль) стало главным национальным напитком к концу XIV века.

К XIII веку в северной Германии варили уже довольно неплохое пиво и притом гарантированно безвредное для здоровья. В ганзейских городах наблюдался настоящий бум пивоварения, а пик этого бума — в Бремене. К концу XV века в Гамбурге действовало около 600 пивоварен.

Важную роль в становлении немецкой пивной культуры сыграл баварский закон


При ратушах Гамбурга и Любека существовали пивные и винные погреба. Пиво было основной статьей экспорта и поставлялось во многие страны Европы и даже Средиземноморья. Немецкое пиво пили и в русских городах — Новгороде и Пскове. В обратном направлении ганзейцы везли русский мед (пивной напиток), а позже стали импортировать хмель.

Огромную роль в становлении немецкой пивной культуры сыграл принятый в 1516 году баварский закон о строгом соблюдении рецептуры пива. Этот закон, названный Reinheitsgebot (заповедь чистоты), непреложно устанавливал, что пиво можно варить только из ячменя (позже — ячменного солода), хмеля и чистой воды. Поскольку дрожжи в то время еще не были известны, процесс брожения оставляли на волю случая.

Закон отличался суровостью — тех, кто разбавлял и подделывал пиво, строго штрафовали, а самых отпетых — и вовсе топили в собственном пиве. Reinheitsgebot действует в Германии по сей день, являясь старейшим законодательным актом в мире, регламентирующим производство продуктов питания и защищающим права потребителя.

Еще одной важной вехой в истории пивоварения было открытие в XIX веке Луи Пастером дрожжевых грибов — одноклеточных организмов, ответственных за брожение.



В 1881 году датчанин Эмиль Кристиан Хансен впервые получил чистую культуру пивных дрожжей, что открыло перед пивоварами новые возможности, которыми они с блеском воспользовались — в современном мире пиво является самым массовым и популярным алкогольным напитком, не знающим себе равных по объему производства и ассортименту.

История пива в царской России

Прорыв в пивоварении произошел уже в эпоху Петра I, когда он привез из Европы пивоваров и солодовщиков. Этот момент очень интересен, с точки зрения истории пива. Дело в том, что именно славяне когда-то передали народам Европы знания по использованию хмеля. А вот при Петре I, произошел «ответный ход». Видимо, традиция Востока отставать от Запада заложена в человечестве глубже, чем на генетическом уровне. В 1715 году была построена пивоварня во Львове (сейчас это территория Украины), которая явилась, по сути, первым серьезным пивоваренным заводом в стране.

Петр I привез из Европы пивоваров и солодовщиков


В 1775 году, в эпоху Екатерины Великой, в Санкт-Петербурге появляется завод Александра Невского. Для своего времени это был самый крупный завод. Ежегодно здесь варилось и разливалось 1,7 млн. литров пива! Приблизительно в это же время построили Калинкинский пивзавод, который специализировался на варении элитных сортов. На рубеже XVIII−XIX веков на первый план выходят московские пивоварни, которых было аж 236! Они были небольшими частными, в отличие от крупных заводов Санкт-Петербурга. А еще в это время очень славилось калужское пиво, которое варили по технологии верхового брожения. Так что калужский эль известен на Руси как минимум 110 лет.



Следующей датой в истории пива в России будет вторая половина XIX века. Это тот период в мировой истории, когда была изобретена паровая машина, которая сразу же нашла свое применение во многих отраслях. В 1848 году объединились Калинкинский пивзавод и завод Александра Невского. Так возник гигант, на котором варили уже 3,3 млн. литров пива в год. Этот завод существует и сегодня, только с 1923 года он стал заводом Степана Разина. В 1863 году построили первый совместный российско-германский завод «Бавария», который стал поставщиком императорского двора. Еще через 9 лет был основан знаменитый завод «Нева», который сегодня принадлежит компании Балтика. В 1876 году построили и запустили Трехгорный пивоваренный завод в Москве, мощностью 7 млн. литров пива в год. Все это продолжалось до первой мировой войны, пока не ввели сухой закон.

Пиво в СССР и современной России

Дальше история пива продолжилась уже в СССР, а именно в 30-е гг., когда были переоснащены и реконструированы все пивоваренные заводы. Великая отечественная война приостановила развитие пивоварения, а вот после неё пиво вновь стало очень популярным напитком. У СССР даже был собственный пивной бренд — Жигулевское!



Следующий этап истории пива — это уже времена современной России. После развала СССР заводы были приватизированы, кроме того возникли совершенно новые компании, такие как Балтика, например. Дальше начинается огромная работа по приучению населения России к употреблению пива. Это делалось через совершенно невероятные рекламные бюджеты. В результате, за 30 лет работы, пиво стало самым популярным напитком, уровень его потребления вырос в десятки раз. Такой лакомый рынок не мог не заинтересовать мировые компании. Постепенно они стали приходить к нам и занимались скупкой отечественных брэндов. Сегодня у нас практически не осталось независимых производителей в стране, зато, можно уверенно говорить, что современное российское пиво — это часть мирового рынка, при чем часть весьма немаленькая.

Пиво – прекрасный напиток, с каждым днем приобретающий все большее количество поклонников. И это не удивительно, ведь на протяжении тысячелетий люди совершенствовали его вкусовые качества, открывая все новые и новые грани. В современном мире миллионы людей из всех некрепких алкогольных напитков отдают предпочтение именно пиву. В настоящее время существует такое огромное количество сортов, что даже опытному ценителю пива с многолетним опытом порой бывает трудно решить проблему выбора и отдать предпочтение тому или иному сорту. Одна из задач данной книги и заключается в том, чтобы научить читателя разбираться в разнообразных сортах пива и не покупать «кота в мешке», а иметь четкое представление о том, каким вкусом и какими качествами будет обладать приобретенный напиток.

Практически каждому, кто считает себя современным и разносторонне развитым человеком, будет полезно узнать, откуда же произошел этот «божественный» напиток, сколько лет (или тысячелетий?) насчитывает его история, где и как пьют пиво .

В наши дни одним из самых распространенных и популярных напитков является пиво. Но кто-нибудь задавался вопросом, кто и когда придумал этот удивительный золотистый напиток? Есть несколько интересных версий и фактов, говорящих о том, что пиво появилось несколько тысячелетий назад, и его с большой охотой пили как знатные люди, так и бедняки.

Чем глубже уходят исследователи в историю пивоварения, тем больше кажется, что пиво вообще никто не изобретал. Оно было всегда, от начала времен. Есть, правда, одна наиболее древняя версия. Говорят, некое зелье, в котором плавали ячменные зерна, охотно пили древние скифы. И обладало это зелье чудесным свойством не только утолять жажду, но и снимать усталость, даря радость и веселье.

На самом же деле пиво, скорее всего, ровесник цивилизации. Этот напиток воспевался еще в третьем тысячелетии до н. э. в шумерском эпосе о Гильгамеше. О пиве сообщают египетские папирусы и глиняные таблички, найденные в междуречье Тигра и Ефврата. На них изображены два человека в процессе работы у пивоваренного котла. У шумеров была даже поговорка: «Не знать пива – не знать радости».

Редкая находка ожидала археологов и на одном из островов архипелага Новые Гебриды. В глиняном сосуде, возраст которого около 4 тысяч лет, оказалась хорошо сохранившаяся жидкость. Лабораторные анализы показали, что она представляет собой нечто подобное пиву, приготовленное из ячменя, овса, меда и папоротника.

Известный немецкий археолог Е. Хубер писал в своей «Истории Месопотамии»: «Я нашел убедительную клинопись в храмовом инвентаре. Там содержались прелюбобытные рецепты приготовления шумерского пива». Хуберу удалось установить не менее 15 сортов пива. Он мог составить из разрозненных изображений 23 сцены, довольно полно показывающие процесс приготовления этого напитка.

При раскопках в Шеих-Абд-ель-Кварне археологи нашли мумию, хранившуюся около трех тысяч лет. На ее шее находился венок из проросших ячменных зерен. Во времена Страбона пиво было известно и в Александрии. Согласно одной надписи, на папирусе, во время торжественных празднований в честь богов пиво смешивали с вином и медом. Этот напиток хорошо знали и в Карфагене.

В древности процесс пивоварения был примерно таким же, как в наши дни. Из солода вырабатывался пивной хлеб, баппир, который потом крошили, опускали в бочку, заливали водой и квасили. Пили через специальные тростниковые трубочки. Древние народы, населявшие Месопотамию, знали более 70 сортов пива, которые имели свои названия в зависимости от вкуса, запаха и цвета. Было даже сладкое пиво, которое очень любили женщины.

Но наиболее распространенным в Месопотамии было темное пиво, довольно густое, с осадком и с освежающим кисловатым вкусом. У шумеров даже существовала покровительница пивоварения царица Нинкаси, что в переводе означает: «Та, которая так щедро напоила меня». Ей посвящали гимны, поэмы, оды. В честь нее устраивали праздники и каждый год люди обязательно подносили ей дары.

Пиво всегда считалось весьма демократичным напитком, ведь наслаждаться им могли позволить себе не только представители знати, но и простолюдины. Ну а сами пивовары всегда были весьма уважаемыми людьми и обладали многими свободами. Так, например шумеры своих пивоваров даже освобождали от военной службы.

В Вавилоне правила приготовления и продажи пива были указаны в знаменитом своде законов царя Хаммураппи (1790-1750 гг. до н. э.). Судебник Хамураппи предусматривал суровые наказания пивоварам, которые разбавляли пиво водой. Виновным предоставлялось право выбора: либо быть утопленным в бочке с испорченным пивом, либо пить его, пока не упадешь замертво. Особенно строго каралась спекуляция. Например, если пивоварка нарушала установленную цену пива, то ее штрафовали, а если она сильно провинилась, то ее могли заживо закопать в землю (в Вавилоне пиво варили только женщины).

У историков до сегодняшнего дня сохранились записи, которые подтверждают тот факт, что в Вавилоне прославилась некая Кубаба, которая построила город Киш, где якобы вдоволь варили пива. Задушевно же пел о горьковатом напитке и слагал стихи неизвестный поэт эпохи царя Шу-Суэна: «Пусть станет око бочки нашим оком, пусть станет сердце бочки нашим сердцем!». Пивовары же поклонялись своему богу Ану, а молитвы возносили к высшему покровителю Марцуку.

В Древнем Египте также знали немало сортов пива. Египтяне по этому поводу даже придумали выражение «пиво – жидкий хлеб». Но этот напиток в основном пили бедняки и средние слои населения. Пиво, хлеб и лук – вот основная еда древних египтян. А дневная норма строителя пирамид составляла три буханки хлеба, три чана пива и три пучка зелени. Древние египтяне полагали, что навыки пивоварения людям передал бог Осирис, научив смертных также земледелию, врачеванию и строительству.

Но на чрезмерное употребление пива уже тогда смотрели неодобрительно. В одном из свитков папируса, дошедших до наших дней, отец упрекал сына за то, что тот слишком часто посещал заведение, где пьют «гаг» – один из сортов пива. Не случайно на каменных плитах были высечены наставления: «Не погуби себя, когда сидишь в пивной, и не теряй разума своего!» В результате раскопок в древнейшей столице Египта археологи не раз обнаруживали остатки пивоварен, глиняных сосудов, в которых варили этот удивительный напиток.

Верившие в загробную жизнь египтяне готовили для умерших все необходимое. Без пива они не представляли себя ни на том, ни на этом свете, считая этот напиток священным. Поэтому в гробницах устанавливали сосуды с золотистым напитком и деревянные раскрашенные фигурки пивоваров, а стены усыпальниц были украшены картинами, изображающими процесс пивоварения.

Народы Древнего Египта не были единственными, кто умел варить пиво, они передавали свое искусство пивоварения и другим людям. От египтян пиво пришло в Эфиопию, в Грецию, в Персию, на Кавказ. Древнегреческие поэты и писатели также упоминали о «ячменном вине». Так, например, древнегреческий историк Ксенофонт (430-125 гг. до н. э.) писал в своем труде «Анабасис»: «Там хранилось ячменное вино в огромных карасах-кувшинах. В уровень с краями сосуда там плавал ячмень, и в него был воткнут тростник больших и малых размеров. Кто хотел пить, тот должен был взять этот тростник в рот и тянуть через него вино. Напиток был очень терпкий и приятный на вкус».

Готовили ячменный напиток и в Урартском царстве, существовавшем в IX-VII вв. до н. э. на территории современной Армении.

В Риме пиво употребляли по праздникам в честь богини плодородия Цереры. Отсюда название пива – Церес. А фракийцы пили светлое ячменное пиво, как народное питье, о чем говорится в Библии. К I в. н. э. в Европе уже изобрели 195 сортов ячменного напитка. Существует версия, что добавлять хмель в пиво стали восточные финны и татарские племена, а до этого применяли разные травы и пряности.

В VII в. н. э. хмель в пиво стали добавлять в Нидерландах и в Северной Франции. В IX в. при Людовике Благочестивом славилось пиво монашеских орденов св. Бенедектинца и св. Августинца. А в X в. один из городов получил от Генриха Первого герб с веткой хмеля. Крепкое же пиво варилось только для монастырской знати, а для братии готовили послабее.

Пиво было традиционным напитком и у кельтов. Они готовили его из пшеницы и меда. Оно было не столько напитком, сколько едой. Популярность еды-напитка была велика, об этом говорит описание личных качеств одного из великих мудрецов. Помимо его знаний и мудрости приводились сведения и о том, сколько пива он мог выпить.

Германцы развивали пивоварение наряду с земледелием. А во Фландрии сохранилась легенда о короле Гамбринусе – его пивовары считали своим покровителем. По легенде, сказочный король Гамбринус является изобретателем пива.

С XIV в., особенно в Таллинне, пивоварение приобретает все больший размах. Магистрат города издает распоряжение – для продажи варить пиво только профессиональным пивоварам. А в дополнение к зарплате строителей ежедневно выдавать этот напиток.

В Эстонии с давних времен использовались деревянные пивные кружки и ковши. Но предпочтение все же отдавалась изделиям из можжевельника и ели. Кружка и ручка вырезались из березы, а стягивались прутьями черемухи. В Риге папа Сикст VI предоставил право взимать пошлину с пива, а собранные деньги обращать на пользу города.

В 1562 г. развернулось пивоварение и в Пярну. В инвентаризационную книгу орденского замка были вписаны три пивоваренных котла. В следующем же году была сделана запись о фогтском и прислугском пиве, первое из которых было крепким, а второе – слабым.

В Америке пиво знали задолго до Колумба. Индейцы потчевали его маисовым напитком, напоминавшим по вкусу горьковатое темное пиво.

В Лондоне по сей день находится древнейший и единственный в своем роде пивной памятник – камень с выбитым на нем рецептом приготовления золотистого напитка для английской королевы. Каждый год к нему съезжались все пивовары страны. Они обменивались своими рецептами, опытом и дегустировали все новые и новые сорта.

Благородные страницы в истории пива, повествующие о разного рода пожертвованиях, писались и прежде. Издавна существовал обычай угощать народ пивом на Рождество. В Йиндржихувом Градце с XV в. княжеский замок раздавал на Пасху пиво, медовую кашу, хлеб и по полдинара. Таких даров готовилось на 5 тысяч человек. Позднее сладкую кашу заменил пивной суп с пряностями, заправленный медом и маковым маслом.

Князь Бретислав в XI в. ввел закон, по которому пьяниц и ярых любителей пива сажали в тюрьму и штрафовали. Ян Жижка приравнивал пьяниц к лгунам, ворам, грабителям, развратникам и прелюбодеям. Хотя он от этого напитка вовсе не отказывался, признавая, что он поднимает воинский дух. Пиво всегда было главным напитком солдата. В захваченных городах войско опустошало все пивные запасы. Без обильной раздачи дармового пива не обходилась вербовка рекрутов. Когда молодой парень приходил в себя, отпечаток его пальца в знак «согласия» уже красовался на документе, а самого новобранца везли в полк.

По старочешским обычаям пиво пили «по половинке» и «по порядку». «По половинке» означало, что первый пил полкружки, второй допивал. Потом поступали наоборот. «По порядку» значило на общий счет, а потом скидывались. Был способ, когда начинали с малых кувшинчиков, переходя к более вместительным. Иногда бросали кость, она и решала, в какой очередности и сколько пить.

«Проба на ноготь» состояла в том, что выпивали жбан до дна, а последнюю каплю выливали на ноготь и слизывали. Если хозяин корчмы верил гостю, оставшемуся без денег, то мог налить ему в долг, но делал зарубку. Это называлось «пить на топор». Студенты пили, стоя на стуле, на столе, сидя и лежа на полу, через руку, через ногу, не держа кружку рукой.

Когда был введен григорианский календарь (1584 год), народ, особенно деревенский, не мог взять в толк, куда делись десять дней, прожитых без пива, и кинулся наверстывать упущенное. А из-за любви к чешскому пиву пострадал великий датский астроном Тихо Браге, служивший в конце жизни при дворе короля Рудольфа Второго в Праге. Спор с земляком под пенистую кружку закончился дуэлью, стоившей астроному уха и носа.

Именно в чехах пиво нашло самых преданных поклонников. Чехи всегда предпочитали пиво вину и слагали ему гимны. Сын трактирщика в шутливом эссе «Почему пивная пена белая?» по красочности языка мог бы посоперничать с поэтами Востока: «Кто не оценит этот восторженный взгляд на запотевшую кружку с прозрачным, как хрусталь, напитком?! Какое зрелище представляет собою это золото пенящегося нектара, это воздушное облако, нежное, как легкие кружева! Пиво – это свадьба хмеля с солодом, а тихоня-пена – их прекрасная подружка в белом одеянии...»

В Чехии пиво, можно сказать, является обязательным компонентом жизненного пространства. В Чехии около семидесяти пивных заводов, не считая десятков маленьких, «семейных» пивоварен. Лейблы пива можно увидеть повсюду: на футболках, на кепках, на шортах, на стаканах, бокалах, кубках, на ручках, карандашах, открытках, на брелоках, на вымпелах, тентах – на всем, что может попасть в поле зрения.

Пиву посвящают праздники, конкурсы и музейные экспозиции. Когда южно-чешский музей в Будеевицах открыл выставку с решительным названием «Айда в трактир!», или Пивоварение и трактиры на протяжении веков», от гостей не было отбоя. У входа молодой человек наливал каждому посетителю бокал страконицкого «Нектара». Устроители выставки считали, что зрительные и умственные впечатления при этом становятся богаче, когда подкрепляются пивом.

С кружкой золотистого напитка в руке зрители переходили от витрины к витрине, погружаясь в мир пивных кружек, бутылок, трактирных вывесок, старинных меню, деревянных бочек, этикеток, картонок под пивные бокалы. Но главным героем экспозиции все же оставалось пиво, его история, производство и ассортимент.

Южно-чешское пиво славилось всегда. Перед Первой мировой войной немецкие океанские пароходы «Кайзер Вильгельм II» и «Кайзер Вильгельм Великий» возили его в Австралию и Восточную Азию.

Хмель, выращиваемый в Чехии, считается уникальным. Особые климатические условия и почвы, благоприятные для его роста, совместились в районе Жатец близ Праги, который уже семьсот лет поставляет свою продукцию всем отечественным пивоварам. По производству хмеля Чехия занимает третье место в мире после Германии и США. А в Жатце в первые выходные сентября устраивают Праздники хмеля.

Больше же всего полицейских на улицах можно было увидеть не Первого мая и не на другие праздники, а накануне повышения цен на пиво в 1984-м. Чехи пили до отпада. Печальный факт подорожания пива вылился в настоящий праздник.

Католическая церковь благословила пиво как природный дар, приносящее телесное здоровье и охрану душе, но только при умеренном потреблении. Поначалу его имели право варить только монастыри и королевские города. При монастырях же чаще всего открывались корчмы. Рыцари и феодалы, наслаждавшиеся вином, сначала относились к пиву как к «низкому» напитку, производство и продажа которого оскорбляла их герб и репутацию рода. Но когда они поняли, сколько смогут заработать, от их заносчивости не осталось и следа.

Первое упоминание о пиве у славян относится к 448 году, но особенно широко распространилось пивоварение в IX веке в Новгородских землях Руси. Название «пиво» произошло от слова «пить». Легкое же пиво называли полпивом, а уже затем появилось и слово «брага», обозначавшее домашнее пиво.

Брага использовалась с добавлением различных ароматизаторов, среди которого долгое время не было хмеля. Различали же простую, малиновую, сладкую, медовую, густую, пшеничную, овсяную брагу – и все это считалось разными напитками. Вопреки распространенному мнению, хмель не усиливала опьяняющие качества пива, придавала ему всего лишь приятный вкус и аромат, а также способствовала сохранности этого напитка.

Восточные славяне и другие народы первоначально пиво варили из проса. Итальянский путешественник XV века так писал о Московском государстве: «Там нет винограда, но они варят пиво из меда, другие готовят брагу из проса. И в то, и в другое добавляют цветки хмеля, которое создают брожение. В итоге получается напиток, опьяняющий как вино». У тюркских же народов такой напиток назывался «буза». Пиво, так же как и мед, было непременным напитком как на княжеских пирах, так и в дни деревенских праздников.

В рамках одного цвета возможны совершенно неожиданные варианты. Бывает пиво верхнего и нижнего брожения. «Верхнее» пиво – это в первую очередь знаменитый английский портер. Сорт, который англичане предпочитают всем другим. Вот это как раз и есть самое почти черное, сильно охмеленное, сладковатое пиво с весьма специфическим ароматом (только не путать с другими темными сортами).

Секрет портера в том, что, попробовав его три-четыре раза, привыкаешь к нему настолько, что с трудом возвращаешься к обычным сортам. А наиболее популярные марки портера – это «Гиннес» и «Басе». Светлое «верхнее» английское пиво – эль, в приготовлении которого используют сахар и рис. Получается горький, суховатый напиток. Идеальная порция эля – это пинта (0,568 литра). Абсолютно идеальным сортом «верхнего» пива считается брюссельский «Ламбик» – с большим количеством хмеля и спирта (что, кстати, на этикетке не указано).

Самым популярным как было, так и остается пиво светлое «низовое», «Пльзенское» – поскольку первоначально было создано на пльзенском пивоваренном заводе, а потом с большим или меньшим успехом стало дублироваться повсеместно, сильно потеснив другие сорта. Ныне пльзенское пиво (настоящее, завода «Праздрой») считается эталонным в отношении вкуса. Это горьковатый, золотистый напиток, оттененный белоснежной пеной.

Очень приятное пиво подобного рода делают в Мюнхене – одном из крупнейших пивоваренных центров мира. А самой популярной пивной считается пивная Хоффбраухфуз. Помимо пива, там достаточно всевозможных пивосопутствующих вещей, вплоть до баварских кожаных порток с подтяжками, которые носили пивовары. Знаменито и «низовое» темное баварское пиво, сделанное в Мюнхене, крепкое и сладковатое, но не имеющее портерного привкуса.

Первым раритетом считается дортмундское – с очень характерным среднегорьким вкусом. Помимо темного и светлого пива, оно бывает слабым (до 5 градусов), средним (до 12 градусов) и крепким (14 градусов).

Когда-то в руках мастера и мастерицы (в старые времена пиво нередко варили женщины) не было даже термометра. Но и сегодня, когда производство автоматизировано, есть такая стадия, где человека не заменит ни один прибор: дегустация.

Раньше каждые три года специалисты обязаны были сдавать экзамены. Только выдержавшие этот экзамен допускались к пивоварению. А задания были примерно те же, что и сегодня. Испытуемый получал склянку воды с разной степенью горечи. Он должен был отличить, к примеру, десятую степень от двенадцатой. Если выдерживал испытание на горькое, то держал на сладкое, потом на соленое, а затем на обоняние – насколько способен ощущать характер и интенсивность запахов. И только после этого проводились всевозможные эксперименты с пивом.

За качеством следили всегда. Только методы проверки менялись. Существовал даже такой способ, что-то вроде «народного контроля». Староста, городской писарь и специально назначенный чиновник приходили в пивоварню в штанах из оленьей замши и садились на дубовую лавку, основательно политую пивом. Целый час сидели и пили, потом одновременно вставали. Если лавка поднималась вместе с ними, претензий к пиву не было. В противном случае пивовару грозил штраф.

В 1516 году в Германии был принят закон о чистоте пива. Его следовало варить только из солода, хмеля и воды. А требования к качеству воды предъявляли особенно строгие. Она должна была быть вкусной и экологически чистой. Пиво же, соответствующее этим нормам, в странах Европы считалось классическим. Но в XX веке многие пивовары пустились во всевозможные опыты и эксперименты. Хмель и вода по-прежнему входили в состав пива, но вместо солода иногда добавляли непроросшие пшеницу и ячмень, примешивали рис и ароматизаторы – так постепенно стали появляться различные фруктовые сорта пива.

В России первое официальное упоминание о пиве встречается лишь в летописях XIV века. А после окончательной победы над татарами Великий князь Иван Третий запрещает кому бы то ни было готовить пиво, присвоив это право государству.

Только через 200 лет разрешено было вновь варить пиво частным образом и зарабатывать на этом деньги.

При отце Петра Первого, царе Алексее Михайловиче, пиво варилось в кремлевском Сытном дворе. Он получил свое название от слова «сыта», то есть вода, насыщенная медом. Двор же занимал более 30 погребков и ледников, где, кроме меда и кваса, хранилось пиво – «малиновое», «мартовское», «поддельное», «приказное», то есть сваренное по особому приказу.

В 1703 году одновременно со строительством Петербурга начинает развиваться и пивоварение, столь необходимое для армии, флота и царского двора. Петр Первый при этом учитывал опыт Голландии. Наиболее же крупные пивоварни сосредоточивались на правом берегу Невы, у ответвления Малой Невки.

Во второй половине XVIII века наряду с модой на все английское становится популярным и пиво на «английский манер». Им запасались в апреле и в октябре на полгода, а продавали только бочками. Позже русские пивовары начали ставить его ведрами в кабаки.

Ежегодно в конце XVIII века в Россию привозилось импортное английское пиво на сумму от 212 000 до 312 000 рублей. Петербургское пивоварение не всегда удовлетворяло столичные вкусы и пристрастия. В большом количестве в Санкт-Петербург помимо английского пива поступало и шведское, датское, немецкое, гданьское. Привозное пиво стоило достаточно дорого – от 15 до 30 копеек за бутылку.

До 1917 года Петербург фактически считался пивной столицей России. Здесь располагались крупнейшие пивоваренные заводы России, такие как «Калинкин», «Бавария», «Вена» и др. Особенно бурно пивоварение развивалось в начале XX века. Но после начала Первой мировой войны многие заводы вынуждены были приостановить свою деятельность из-за введения «сухого» закона, а большинство пивоваренных предприятий вовсе прекратили существование.

В России ежегодно устраивали пивные выставки. На суд всех любителей этого напитка выставлялись последние достижения и все алкогольные новинки. Признанное пиво, также как и его изготовителя, удостаивали награды. Для получения медали надо было приложить немало усилий. Впоследствии пивовары и любители пива не могли представить свою жизнь без пивных смотров и фестивалей. Их местом проведения стали Петербург и Сочи. В Москве же пиво начали варить на Бадаевском заводе и делают это второе столетие.

Думаете пиво придумали в Европе? Европа, которая незаслуженно считает себя колыбелью пивоварения, зря водрузила на себя этот лавровый венок. Справедливо то, что она является обладательницей самых крутых в мире брендов пива, но в этом вопросе ее претензии не обоснованы. Заглянем в историю изобретения пива.

В статье:

Где придумали пиво

Так, где придумали пиво? Это невероятно, но на территории современной страны, где не работают светские законы, где царит шариат и любые спиртные напитки запрещены под страхом смертной казни, а именно - в Иране. Во всяком случае, его химические остатки были найдены на территории Западного Ирана и датируются серединой седьмого тысячелетия до нашей эры.

Согласно химическим исследованиям, пиво уже было на территории современного Ирана более 7000 лет до Рождества Христа.

Все остальные находки, касающиеся его производства, относятся к гораздо более позднему периоду. Месопотамия и Ассирийское государство, Урарту, или нынешняя Армения, Древний Египет и Шумерская цивилизация - все благополучно варили и употребляли его повсеместно. Итак, мы пришли к выводу, что это любимый напиток всего человечества с незапамятных времен.

История появления пива

История пива спрятана в глубине тысячелетий. И, как всегда, когда нет достоверных фактов, то мифы и легенды начинают расти как грибы после дождя. Не миновала эта участь и наш любимый напиток. Всем известно, что миф - это полуправда, полувымысел. Поэтому не стоит сбрасывать их со счетов в поисках истоков того или иного явления. А пиво - это явление, с этим вряд ли кто поспорит.

Месопотамия

Богиня пива Нинкаси

Абсолютно достоверно известно, что его варили в Месопотамии уже в VII тысячелетии до н.э. Об этом свидетельствуют глиняные таблички, найденные в Междуречье, где изображен процесс его приготовления. Шумеры, населявшие в то время Месопотамию, имели даже свою богиню пива Нанкаси Светлоструйную. Тогда оно варилось без хмеля и из не проращенных злаков и имело невысокий процент алкоголя.

Вавилоняне усовершенствовали рецепты шумеров и стали варить этот напиток из солода. Качество продукта пивоварения у вавилонян контролировалось на государственном уровне. Вавилонский царь Хаммурапи за разбавленное водой пиво казнил безжалостно. Вот бы сейчас так!

Египет

Египтяне по сей день уверены, что именно их бог Осирис придумал этот напиток. Но в Египте его варили только жрецы, знавшие тайну приготовления, а проще говоря, рецепт. Называли его в Египте не иначе как божественным нектаром. Фараоны имели при дворе собственные пивоварни, потому что обладали и светской и духовной властью. Минимальная оплата труда же равнялась двум боченкам пива.

Король Гамбринус — якобы изобретатель пива

Забавно, что легендарный король-изобретатель пивоварения Гамбринус, явный европеец, якобы был женат на египетской богине плодородия Изиде, которая и поведала ему секретный рецепт божественного нектара.

Хотя в действительности у Гамбринуса есть вполне реальный прототип - герцог Брабантский Ян Гримус, живший во второй половине 13 века и бывший почетным председателем гильдии брюссельских пивоваров. Сейчас имя Гамбринуса, короля изобретателя пивоварения, красуется на этикетках чешских, американских и даже французских торговых марках пива (читайте о подробнее). А уж, сколько баров, пабов по всей Европе с таким названием не сосчитать.

Греция и Рим

А вот Древний Рим и Древняя Греция этот напиток не уважали и считали его напитком для черни. А чернь варила хмельной продукт и радовалась ему, отдавая должное его вкусу и аромату. Для греков этот хмельной напиток был чересчур крепок, вино они неизменно разбавляли водой.

Низшее сословие было покрепче изнеженных аристократов и хлестало его с удовольствием. Правда, в день римской богини земледелия Цереры этот пенный напиток пила и знать. В честь богини его называли церес.

Европа и Африка

Когда и как оно появилось в Африке достоверно неизвестно, но это ритуальный напиток у многих африканских племен с древних времен. Варится он из сорго и других злаков. В Европу сорговое пиво пришло из Африки и доныне существует, как самостоятельный сорт.

В Европе, как и у древних египтян, пиво варилось по монастырям. Культовым напиток не был, но монастыри на нем хорошо зарабатывали. Древние галлы и германцы, скандинавы и кельты варили свои сорта хмельного пенного напитка, и остались ему верны по сей день.

История пива в России

Как бы там ни было, но и у нас, на Руси, его любят и варят исстари. Уже в древних летописях есть о нем упоминание. Варили его повсеместно на свадьбы и поминальные тризны, на братчины (пир всем миром по различным поводам). Хмельной этот продукт уберег страну нашу от мусульманства. Великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, большой почитатель этого напитка, отказал исламским миссионерам в принятии их религии в качестве единой государственной под очень уважительным предлогом, что, дескать, народу русскому без пития хмельных браг жить нельзя. Светлая ему за это память!

Летописи говорят, что история пива на Руси уходит вглубь истории государства российского. Им платили крестьяне оброк своим господам, уж, на что новгородцы народ предприимчивый, торговавший со всем светом, а этот напиток предпочитали только отечественного происхождения, а привозное считали негожим.

При дворах русских царей всегда были свои пивоварни, где этот продукт варился по старинным русским рецептам. Первый царь, отдавший предпочтение пенному продукту европейского происхождения, был наш славный реформатор Петр I. Не то чтобы своего не пил, но предпочитал немецкое и голландское. Более того, именно Петр ввел в рацион армии пиво, как общеукрепляющее и противоцинговое средство. Закладывая Петербург, позаботился в план города включить и пивоварни. Но к царскому столу привозили его из Голландии.

А вот дочь Петра Елизавета ввела в моду все английское, в том числе и предмет нашего обсуждения. Екатерина II, отдавая предпочтение английскому пиву, велела варить сей продукт на придворных пивоварнях по английской технологии. К концу XVIII века пивоваров вывели из штата царского двора, а пиво ко двору стали брать от проверенных поставщиков. Первым иностранным производителем, поставлявшим свой продукт императорскому двору, был Абрахам Крон. Его и портер пользовались большим спросом при царском дворе.

История пивоварения в России не закончилась с появлением иностранного хмельного напитка. Напротив, в Петербурге было построено два пивоваренных завода, позднее слившихся в единое предприятие на Калинкинском пивзаводе.

В 1875 году был заложен «Трехгорный пивоваренный завод» в Москве, ныне Бадаевский. Он был основан русским купцом Гивартовским и образованным немцем А.А. Кемпе. Спустя год, после начала строительства, была получена первая партия готовой продукции, высоко оцененная царским правительством, и им было даровано высочайшее позволение использовать в качестве логотипа предприятия герб Российской Империи. История пива в России это обширная тема не одной статьи, а нам еще надо заглянуть в другие регионы земного шара, где к нему относятся так же трепетно, как и в России.

Древнейший хмельной напиток на земле достоин всяческого внимания. Тысячелетия он существует на земле и радует людей вкусом и ароматом. Так будет и впредь, пока крутится земной шар и люди живут на нем.

Виды пива

В данное время классификация пива очень разнообразна и виды пива достаточно многообразны. Мнения европейских и американских специалистов расходятся значительно в этих вопросах и споры продолжаются и по сей день.

Все типы пива условно можно классифицировать по виду брожения. Это эль (ale) и лагер (Lager).

Эль (ale)

Чтобы эль хорошо сбродил, для этого используются дрожи верхового брожения. Процесс проходит при высокой температуре. У эля яркий фруктовый привкус, а содержание спирта в нем выше, чем в некоторых сортах.

Для производства эля, вместо хмеля используют специальную смесь под названием грюйт. Это специально подобранный состав трав и специй. Эль очень ценился в средневековье, так как в отличие от других напитков, например молока, не портился.

Сорта и виды эля:

Биттер (Bitter) и Лайт Биттер (Light Bitters)

В эту группу входят горькие сорта пива. Цвет от светло-желтого до коричневого. Все они имеют легкую горчинку и разливаются как правило в бутылки. Для приготовления используется большой объем хмеля и светлый очищенный ячмень, что придает пиву прекрасный хмельной вкус и яркое послевкусие. Существуют также сорта Лайт Биттер (Light Bitters). В этих сортах легкого биттера содержится менее 3% алкоголя и сам биттер более светлый.

Это крепкий сорт темного пива, в котором присутствует вкус жженого солода с фруктовым оттенком. Пиво сорта Porter получило свое название от слова Porter’s Ale, в дословном переводе как «эль носильщиков».

Впервые идея сделать такое пиво пришла лондонскому пивовару Ральфу Харвуду (Ralph Harwood). Он просто смешал три других популярных сорта и дал ему имя «Entire Butt». К сожалению, оригинальный рецепт пива не дошел до нашего времени.

Предполагается, что в процессе смешивались три сорта пива - плотного темного, светлого и легкого сортов пива. Первые сорта портера отличались высокой плотностью и большим содержанием алкоголя. Они стали излюбленным напитком докеров и носильщиков 18 века. Портер рекомендуют подавать охлажденным с дарами моря.

Стаут (Stout)

Стаут - это самые темные сорта пива. В них преобладает сильный хмельной привкус. При изготовлении используется смесь обычного и обжаренного солода.

Stout - это чисто английский напиток и в других странах почти не варится. Именно, эксперименты с портером и жженым солодом привели к возникновению Стаута. Самым темным сортом Stout является Extra Stout, который производит компания Guinnes.

Довольно своеобразный сорт пива. Несмотря на его название, это пиво, а не вино. Имеет высокую плотность и отличается повышенным содержанием алкоголя - от 8 процентов.

Некоторые сорта Barley Wine содержат до 10-12% алкоголя. На вид пиво темно-гранатового цвета, имеет приятной винный вкус. Срок выдержки такого пива от полутора до двух лет.

Это традиционный британский эль. Имеет характерный коричневый цвет. Делается из хорошо прожаренного ячменя или солода. Имеет довольно низкое содержание алкоголя - не более трех с половиной процента. Но есть и более крепкие (не традиционные) версии Майлда, не получившие широкого распространения.

Светлый эль и Индийский светлый эль (Pale Ale or IPA)

В линейке стандартных светлых элей (Pale Ale) преобладает невысокий процент алкоголя - около 4% и чуть выше. Вкус и аромат отдает фруктовыми, цветочными и пряными тонами.

Индийский светлый эль (India Pale Ale) появился в 18 веке, когда Индия была колонией Англии. Колониальная армия в те времена остро нуждалась в поставках пива из Англии.

Но привезенное пиво часто портилось из-за долгой транспортировки. Рецепт классического индийского светлого эля (India Pale Ale) придумал пивовар Джорж Ходгсон (George Hodgson).

Он просто увеличил содержание хмеля и сахара в продукте. В результате у пива поднялся процент содержания алкоголя.

Именно повышенное содержание алкоголя и хмеля позволило увеличить срок годности пива и доставлять его без проблем.

Золотой эль (Golden Ale)

На золотых элях в конце 1980х годов английские пивовары смогли неплохо заработать. Золотые эли изначально были ориентированы на молодую целевую аудиторию, с целью забрать часть рынка у лагеров. Золотым элям характерна светлая палитра цветов - соломенный, желтый, золотой, янтарный.

Наперекор своему названию Старый эль (Old Ale) не содержит большой процент алкоголя (не более 4%). А получил он свое название из-за длительного срока выдержки. Хотя, некоторые современные рецепты позволяют получить эль с крепостью до шести процентов. У более темных вариантов старых элей преобладают солодовые тона, у более светлых - пряные и терпкие.

В Шотландском пиве исторически преобладали темные оттенки. По сравнению с британскими версиями они были более сладкими и при их производстве использовалось меньше хмеля.

В мире очень распространен такой тип пива как лагер (Lagerbier), которое дозревает при его хранении. При производстве пива типа Lager используются дрожжи низового брожения.

При нуле градусов происходит его выдержка и насыщение кислородом. Именно такая температура предотвращает окисление пива. В таких условиях сусло бродит в течении недели.

Далее пиво дображивает и созревает при низкой температуре. Потом пиво остается отфильтровать и разлить по банкам. Бутылочное пиво может еще подвергнуться процессу пастеризации и тонкой фильтрации. Это делается для увеличения срока хранения.

А в Европе еще есть самостоятельные виды пива, такие как ламбик (Lambic). Это вид бельгийского пива, для производства которого используются способ самопроизвольного брожения в бочках, где ранее выдерживалось вино.

Для его приготовления используются не пророщенные пшеничные зерна и ячменный солод. Хмель, который используется для производства этого вида пива, должен быть вылежан не менее трех лет. Это способствует уменьшению горечи и аромата, которые не приемлемы для этого сорта пива.

Сусло после варки сливается в винные бочки. На стенках бочек содержатся дикие дрожжи, которые при взаимодействии с суслом и воздухом запускают процесс брожения.

Основной процесс брожения длится примерно неделю. Далее, пиво нужно выдержать в течении нескольких лет. В основном продаваемые сорта пива Lambic представляют собой смесь разных сортов. Для получения нужного вкуса обычно смешивают более молодые сорта пива с более выдержанными.

Пшеничное пиво

Пшеничное пиво очень популярно в Южной Германии и Баварии. Оно как правило бывает не фильтрованным и светлым.
Самым известным сортом такого не фильтрованного пива является Hefeweizen.

По отзывам любителей пива оно имеет более «плотную» консистенцию. Пастеризация пива очень сильно ухудшает его качество, но значительно увеличивает срок его хранения. Поэтому истинные любители этого хмельного напитка предпочитают не пастеризованное пиво.

Также есть сорт фильтрованного пшеничного пива - Kristallweizen и темного пива Dunkelweizen.

Это пиво, произведенное по технологии верхнего брожения и имеет ярко выраженный фруктовый вкус. Для его приготовления смешиваются разные сорта светлого пшеничного и светлого ячменного солода в пропорции 75 и 25 процентов.

А также используется смесь ароматного и горького хмеля, растущего в в Халлертау.

Хотелось бы сказать о виде пива, которое называют белым пивом – это witbier. Это пшеничное пиво производят во Фландрии.

Очень интересным вкусом и ароматом обладает берлинское белое пиво (Berliner Weisse).

Многие ценители этого напитка сравнивают его с некоторыми сортами игристых вин. Содержание алкоголя в пшеничном пиве колеблется от пяти до пяти с половиной процента.

Характерной особенностью пшеничного пива является большое количество пены, образующийся при наливании пива. Поэтому перед наливанием пива, стаканы приходится мыть в холодной воде, что немного помогает сдержать пену.

Существуют различные традиции наливания такого пива. По мнению одних, сткакн с пивом следует наклонить и медленно разливать в него пиво. По мнению других, стакан следует надеть на горлышко бутылки сверху и быстро перевернуть.

Гибридные сорта пива

Также широкое распространение получили гибридные сорта пива. Гибридные сорта пива – это плод долгого отбора и проб в различных комбинациях ингредиентов и различных составляющих.

К отдельной категории – особых сортов пива, относятся сорта пива, в состав которых входят различные добавки и имеющих практически схожие способы брожения. Цвета у такого пива могут варьироваться от красного до темного.

На самом деле цвет пива напрямую зависит от того, насколько сильно обжарен солод и от его количества. В основном, обжаренный солод используется при производстве темного пива.

Самые известные виды темного солода это венский, карамельный, мюнхенский, жженый и шоколадный.

Темным может быть не только Lager но и эль.

В безалкогольном пиве все-таки содержится алкоголь и составляет он примерно от 0, 2 до 1,0 % спирта. Безалкогольное пиво производится по нескольким технология. Из-за сложности технологии приготовления его стоимость значительно выше обычного алкогольного.

Некоторые знатоки пива предпочитают такие сорта как альтбир, пильзнер, кёльш, зеленое пиво, полпиво и канун.

Пиво канун варили в Михайлов день, либо любой другой праздничный день (канун какой-то даты).

- в переводе с немецкого означает старое пиво. Это сорт темного пива, для приготовления которого используются технологии верхнего или традиционного нижнего брожения, в зависимости от рецепта. Содержание алкоголя в пиве Altbier около 4.8%. В Германии самый известный Altbier варится на заводе Diebels.

- дословный перевод «пльзеньское». Названо пиво в честь чешского городка Плзень. Относится к типу лагер, проводится методом низового брожения.

- немецкое светлое фильтрованное пиво из Кёльна, плотностью 11-14%. Пиво имеет характерную желтую цветовую палитру. Пиво выделяется более легким и менее насыщенным, чем у Altbier вкусом хмеля.

Зеленое пиво - традиционный ирландский напиток. Это пиво распивалось в День святого Патрика в Ирландии. Зеленый цвет пиву придает натуральный пищевой краситель - лайм.

В большинстве сортов зеленого пива процент содержания алкоголя от трех до шести процентов.

Полпиво - легкий пивной напиток, от которого захмелеть было практически не возможно, так как в процессе изготовления он разбавлялся в 2 раза большим содержанием воды, чем в основном рецепте.

Был популярен в России до 19 века. Полпивом называлось любое жидкое легкое пиво. О полпиве в свое время писал Салтыков-Щедрин. Ходят слухи, что любительницей полпива была Екатерина Вторая.