Какие блюда приготовить на поминки. Что готовят на поминки в день похорон? Рецепты кутьи и других блюд. Как мы работаем с нашими клиентами

В православии принято организовывать поминальные обеды, которые собирают вместе близких и родственников усопшего. Мы чтим покойного на похоронах и после них, на 9 и 40 дней и на годовщину смерти, накрывая стол и вспоминая близкого, но ушедшего от нас человека.

Если христианские поминки отличаются открытым выражением боли утраты и обилием блюд соответственно, то у мусульман не принято выражать свое горе в слезах и рыданиях, а стол должен быть скромным.

Поминальный обед: меню

Поминальный обед, или трапеза – это один из обрядов поминовения усопших, который является заключительной частью богослужения. Он имеет не только свою историю, традиции, но и меню. Стоит отметить, что трапезы для поминовения умерших проводились с древних времен, но христиане имеют на этот счет свое мнение. Итак, стол для почтения памяти усопшего накрывают на третий день после смерти, а также на 9, 40 дней и 1 год . Христиане не должны вкушать пищу на могилах умерших, а только после возвращения с кладбища и совершив перед трапезой обряд очищения. Если в давние времена это воплощалось в омовении всего тела, изменении одежды и мытье полов и стен, то в наше время все упростилось до мытья рук перед едой.

Для поминальных трапез установлен и свой этикет. Так, на них не могут прийти без приглашения. Сервировка стола происходит особым образом: используется обыденная посуда, ставится прибор для усопшего и его портрет с черной лентой, а гости рассаживаются по дальности родства, то есть, ближе всех к прибору покойного будут сидеть супруг или супруга, родители, дети и т.д. Все прибывшие с кладбища, должны вымыть руки, садятся за стол по приглашению. Во время обеда не принято громко разговаривать и смеяться. Трапеза для поминовения всегда начинается с зажигания свечи и чтения молитвы, а также заканчивается ею. Кроме обращения к богу во время такого обеда принято говорить и вспоминать все хорошее об усопшем, в память о котором он организован. После окончания обед и чтения молитвы все расходятся не прощаясь.

Теперь поговорим о меню. На стол в поминовение усопших готовят кутью из пшеничных либо рисовых зерен, заправленную медом. С нее начинается вкушение пищи, ею же завершается. Здесь зерна символизируют воскрешение, обещанное праведникам после страшного суда, а мед показывает, насколько сладкой будет жизнь в царстве господнем. Кутью святят в храме.

Далее еду готовят в зависимости от наличия в день проведения поминок поста. Желательно спиртное на поминальной трапезе исключить. Обязательными блюдами, которые подают на поминках, являются блины и кисель. Здесь блины символизируют суточный круг, когда после заката обязательно следует восход, так и бессмертная душа ждет возрождения. В старину блины подавались обязательно с медом до вкушения блюд основных.

Вообще вся еда, которую принято подавать к столу на поминовение усопшего, несет в себе особое значение и является конкретным символом. Первым яством, которое ставили на стол после кутьи с блинами, был горячий суп, от которого непременно должен подниматься пар, помогая душе усопшего вознестись к богу. На первое обычно подают борщ либо щи, а иногда их заменяют супом с лапшой. Далее по важности шла ячневая или пшеничная каши, демонстрируя заключенную в них силу. Также есть нужно было яйца, как символ перерождения души и ее бессмертия. Если обед приходится не на день поста, то среди необязательных блюд могли быть поставлены на стол:

  • котлеты;
  • голубцы;
  • отбивные;
  • мясная и сырная нарезки;
  • другие мясные блюда.

На поминках подают салаты из овощей. Самыми популярными в таких случаях считаются винегрет, салат из свежих огурцов и помидоров, а также из капусты свежей или квашенной. Если поминальную трапезу организовывают дома, то ставят и холодец.

Подают и сладкие блюда: печенье, оладьи, конфеты, другую выпечку. Но не принято в таких случаях подавать торты, пирожные.

В старину по таким поводам подавали густой овсяный кисель, который разрезали на куски ножом. Сейчас напитками для поминовения на трапезах выступают компоты и узвары из сухофруктов, соки и кисели фруктовые.

Пищу, оставшуюся после окончания поминок, принято раздавать участвующим в нем, чтобы они дома со своими близкими продолжили поминовение, и тем самым, помогли душе усопшего приблизиться к творцу. При их организации следует помнить, что они должны служить поддержкой душе умершего в ее нелегком пути к господу, а не становиться пиршеством. Поэтому не стоит готовить и заказывать много еды. Все должно быть скромно и строго.

Все сказанные ранее слова были о людях, которые приняли крещение. Для некрещеных и самоубийц, по которым не свершается молебен и литургия, также можно организовать поминки, прочитав домашние молитвы, а в храме о таких людях молятся в родительскую субботу перед Троицей, когда читается моленье обо всех умерших.

Поминальный обед на 40 дней

Религиозные каноны говорят о том, что по истечении сорока дней после кончины душа умершего предстает перед господом и судят ее, и определяют ее место. Последнюю надежду на ее спасение могут дать молитвы и поминовение родственников. Оно заключается не только в мольбах, возносимых к богу, но и в добрых словах об упокоенном, в поминальном столе, который продолжает богослужение и является демонстрацией любви и уважения к нему.

Душа умершего на 40-й день возвращается в родной дом, чтобы через сутки покинуть его навеки. Для этого и накрывают стол, чтобы за ним еще раз помолиться о ее спасении и помочь обрести покой. Считается, что неуспокоенные души остаются в доме навсегда, потому что не могут уйти из него пока не успокоятся.

Для того чтобы облегчить скитания и мытарства духа усопшего, после его смерти нужно выполнить несколько условий:

  1. В церкви заказывают сорокоуст – молебен, который служится по покойному 40 дней. Дополнительно к нему, все эти дни молятся о душе покинувшего их родственники и близкие люди усопшего.
  2. Чтобы оказать ей весомую помощь, православные священники советуют принести себя в жертву хотя бы на этот период, отказавшись от пагубной привычки: курение, употребление алкоголя, чревоугодие и т.д.
  3. На 40 дней зовут лишь крещенных и верующих в бога людей. Только в их силах помочь душе близкого, но почившего в боге человека, получить прощение грехов и попасть в рай.
  4. Поминальная трапеза не должна превращаться в застолье. Это обряд поминовения и пустые разговоры неуместны.
  5. На поминках запрещено употребление спиртных напитков, веселье и пение песен.

На 40 дней накрывать на стол можно теми же блюдами, что и поминки после похорон. Здесь обязательными будут кутья и блинчики, а приготовить можно различные блюда. Меню на такую трапезу можно собрать такое:

  • закуска овощная из баклажанов и помидоров с чесноком;
  • гречневая каша с мясом или грибами;
  • бутерброды со шпротами;
  • салат из овощей, например, винегрет – зимой, а помидорно-огуречный – летом;
  • котлеты;
  • жареная рыба;
  • фаршированный перец или голубцы;
  • пироги с различными начинками: грибами, капустой, яблоками;
  • кисель из ягод или узвар.

Если на дату для проведения поминок припадает пост, то и подавать должны исключительно постные блюда.

На 40 дней христианский обычай предполагает раздавать нуждающимся вещи умершего с просьбой помолиться о его душе. Эта благотворительность может засчитаться ей при принятии решения о ее участи. Не розданные вещи принято относить в храм. Но выкидывать ничего нельзя.

В этот день во время вкушения пищи говорят слова в поминовение не только усопшего, по которому они организованы, но и вспоминают всех умерших родных. Считается, что все они незримо присутствуют вместе с живыми. Слова об умерших произносятся стоя.

Поминальный обед на 9 дней

По истечении 9 дней после похорон также принято поминать усопшего, организовав обед. Такая трапеза происходит исключительно дома.

Душа умершего после похорон готовится для встречи с творцом. Она, после трех суток пребывания с нами, отправляется в рай, где должна отдохнуть от мирских страданий и боли. Ей показывают все совершенные человеком при жизни грехи. На девятый день душа усопшего предстает перед богом, после чего ей положено отправиться в ад, чтобы претерпеть мытарства.

В православии считается, что постоянно оплакивать умершего нельзя, нужно постепенно успокоиться, ибо это мешает душе усопшего обрести покой. Своими слезами живые не дают душе уйти, удерживая ее на земле.

На 9 дней не принято приглашать людей, все сами приходят. Вначале и конце трапезы читают «Отче наш». Во время трапезы нужно молиться о прощении грехов покойного.

Начинают трапезу с кутьи, а после подают борщ и кашу. К ней подают котлеты, рыбу, грибы, мясо. Напитками могут быть компоты, а заканчивают ее пирожками с повидлом или другой сладкой начинкой, могут быть блины.

Поминальный обед на год

Годовщина смерти является итогом жизни на земле. В этот день ходят на кладбище и поминают умершего в церкви . Тогда же и накрывают стол, приглашая на поминальный обед. На годовщину смерти, кроме обязательной кутьи, принято подавать любимые покойным блюда. Меню должно быть простым. В этот день можно подать:

  • борщ;
  • лапшу или кашу с курицей и грибами;
  • мясные и рыбные блюда;
  • кисель, компот или сок;
  • пирог или пирожки;
  • нарезки: мясную, сырную, рыбную.

Поминальный обед в пост

Посты не являются причиной отказа в поминовении усопших. Исключением являются те дни, когда 9 и 40 дней попадают на будние дни Великого поста. В таком случае поминальная трапеза переносится на ближайшую субботу. Для проведения трапезы в пост примерное меню может быть таким:

  • постные борщ или щи;
  • грибы с картофелем, лапшой, гречневой кашей;
  • соленые, квашенные или свежие овощи;
  • бобовые: соя, фасоль;
  • постные блины и пирожки;
  • орехи и изюм;
  • на такие праздники, как Благовещенье и Вербное воскресенье разрешается готовить рыбу.

Молитва перед поминальным обедом

Ни один поминальный обед не обходится без молитвы. Вся суть этого обряда заключается в вымаливании прощения грехов душе усопшего и дарования ей вечной жизни в царствие господнем. Какую молитву читают перед усаживанием за стол? Традиционной для начала поминок является 17 кафизма. Также читают «Отче наш» или домашнюю молитву.

– это не застолье и не простой обед. Это ритуал прощания с душой родственника (или друга). Вопрос, что приготовить на поминки, нередко задают молодые хозяйки, впервые столкнувшиеся с необходимостью готовить блюда для поминальной трапезы.

Обилие дорогих яств на поминках неуместно. Но есть блюда, которые обязательны на поминальных обедах.

Кутья – блюдо, о котором стоит знать больше

Без кутьи – сладкой зерновой каши – не обходятся ни деревенские поминки, ни городские поминальные трапезы. Духовный смысл этого блюда интересен и важен: зерно символизирует бессмертие души, изюм и мёд «напоминают» о вечной сладости, которую даёт духовность.

Вопрос, как приготовить кутью на поминки, актуален для тех, кто готовится провести «проводы» на сороковой день после смерти родственника. Рецепт этого блюда часто спрашивают и те, кому поручено организовать трапезу через год после скорбного события.

Напомним, что кутью можно готовить только из цельных зёрен пшеницы или риса. Этого ингредиента вам понадобится пятьсот грамм. Кроме пшеницы (риса) вам нужно подготовить такие продукты:

  • Изюм (сто пятьдесят – двести грамм).
  • Восемьдесят грамм мёда.
  • Измельчённые ядра ореха (грамм тридцать).
  • Также вам понадобится литр воды.

Нюансы приготовления кутьи

Чтобы кутья была рассыпчатой, рис (или пшеница) перед варкой замачивается в воде на пять–семь часов. Потом рис нужно ставить на средний огонь и варить, пока зёрна не станут мягкими. За несколько минут до готовности добавьте в кашу мёд, разбавленный водой, изюм (хорошо помытый), орехи. Готовое блюдо нужно понести на панихиду (в ближайший храм), чтобы священник освятил кутью. Напомним, что поминальная трапеза начинается с этого блюда. Каждому приглашённому человеку стоит съесть немного кутьи, а потом переходить к другим блюдам – супу, бутербродам.

Что приготовить на поминки 40 дней

Сороковины – непростая дата, а можно сказать, решающая. Ведь именно на сороковой день душа усопшего узнает, какое будущее уготовано ей Высшими Силами: присоединится ли она к Господним Ангелам или погрузится в хаос и тьму. Родственники и друзья усопшего, собираясь за поминальным столом, молятся о душе покойного, вспоминают его благородные поступки. Хорошо, если поминающих людей будет много, и молитвы этих людей будут искренними.

Самые популярные блюда для поминальной трапезы


Главное предназначение поминальной трапезы – подкрепить гостей, объединить их в горе. Поэтому постные блюда должны быть по возможности простыми, но сытными.

Что приготовить на поминки 1 год

Если вы готовитесь к поминкам, приуроченным к годовщине со дня смерти родственника, помните, что эта трапеза – только для самых близких людей почившего. Лишних кулинарных трудностей сами себе не создавайте. Кроме кутьи (она «царица» любой поминальной трапезы), можно приготовить такие блюда:

Стандартные блюда на годовщину смерти близкого человека

  • Борщ.
  • Картофельное пюре или тушёный картофель с грибами.
  • Жареное рыбное филе.
  • Блины.
  • Кисель.
  • Куриные котлеты.

Зная предпочтения покойного, можете приготовить блюдо, которое он любил особенно сильно (жаркое, пирожки, салат).

Все люди живут, зная, что придет их время прощаться с нашим миром, что ближние также могут покинуть нас. Чаще всего такие события происходят совсем неожиданно. И получается так, что в определенный момент человек не знает, как себя вести, что делать, как правильно организовать проводы умершего в последний путь? Благо, есть в мире добрые люди, которые имеют чистую голову, не затуманенную горем, и могут помочь в столь трудный момент.

Человек, который уже имел опыт в проведении подобного рода проводов, знает, что необходимо строго соблюдать некоторые правила, обряды и традиции, связанные с похоронами, во спасение и успокоение души усопшего.

Поминальный ритуал обязателен во многих религиях мира. В большинстве случаях верят, что душа не умирает, в отличие от тела. И живущие люди на земле могут дальше чувствовать присутствие родного человека рядом, а с помощью поминального обряда и общаться с ним.

Когда поминать усопшего

Для чего нужны поминки

Важно понимать, что поминки – это не простой обед, а обязательная традиция, обряд, во время которой родные и близкие умершего вспоминают о нем, его добрых деяниях, а также молятся за его душу, чтобы ей даровали прощение и успокоение.


Кутья – обязательный атрибут поминального стола

Это блюдо должно быть на поминальном столе в первую очередь. Именно с него начинается трапеза в такие дни. Приготовить настоящую ритуальную кашу не сложно. Для этого необходимо выбрать зерна пшеницы, ячменя или риса. Также кашу нужно подсластить с помощью сухофруктов, а после освятить на панихиде.

Почему именно это блюдо считается главным символом поминального стола? Отвечу. Зерно – это символ воскрешения души человека, ведь его сначала нужно посадить в землю, а после оно возродится опять.

В православии тело предают земле, где оно истлеет, а после во время всеобщего Воскрешения появится опять.

Сладкие ингредиенты в этом блюде символизируют блага вечной жизни в Царствии Небесном. Итак, кутья – это символ воскрешения и бессмертия души. Далее подробно расскажу, как правильно приготовить это блюдо в домашних условиях.

Рецепт поминальной кутьи

Необходимые ингредиенты:

  • 2 ст белого риса;
  • 4 ст воды питьевой;
  • щепотка соли;
  • 150 г изюма;
  • 3 ст.л. меда;
  • 100 г ягод малины, клубники;
  • 0,5 л воды;
  • 2 ст.л. сахара.

Способ приготовления:

Изначально нужно отварить рис. Для этого крупу тщательно промыть. После залить ее 4 стаканами воды, поставить на средний огонь и немного присолить. Варить кашу до рассыпчатого состояния.

Пока варится рис, нужно сварить компот, которым польем после кутью. Для этого доведем до кипения 0,5 л воды, положим туда вымытые предварительно ягоды, и сахар. Варить несколько минут. Компот отставить в сторону, чтоб остыл.

Изюм надо вымыть и обдать кипятком, чтоб он стал мягче.

Итак, все ингредиенты готовы, можно их соединять.

Остывший рис насыпаем в глубокую миску, добавляем мед, украшаем изюмом и поливаем сладким компотом.

Ориентируясь на вышепредложенный рецепт можно приготовить кутью из пшеницы или ячменя. Также в это блюдо добавляют орехи и мак.

Меню поминального стола

Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать во время приготовления такой ответственной трапезы:

  • стол в день поминок должен выглядеть просто и строго;
  • меню должно состоять из еды питательной и полезной, чтоб человек набирался сил;
  • для блюд выбирать стоит только свежие и качественные продукты, чтоб не было неприятностей;
  • меню и внешний вид стола должны настраивать на тихую, семейную обстановку, располагающую к воспоминаниям о усопшим.

В большинстве случаев перечень блюд для поминального стола соответствует традициям семейства, в котором проходит обряд, а также достатка людей.

Если вы решили сами приготовить стол для поминания усопшего, то желательно, чтобы на нем были следующие блюда: кутья, щи или борщ, вареники с картошкой и капустой, блины с творогом, грибами, пирожки духовые и жаренные, каша гречневая или картофель отварной, свежие или консервированные салаты, мясо или котлеты, из питья обязательно кисель и компот. Это перечень того, что в обязательном порядке ставят на поминальный стол. Кроме вышеперечисленного можно подавать также колбасы, сыры, овощные или фруктовые нарезки, рыбу слабосоленую или жаренную, а также различные бутерброды.

Из этого списка нужно составить простое, но сытное меню, ведь цель поминального стола – это не чревоугодие, а благодарность людям, которые пришли почтить память усопшего, вспомнить о его благих деяниях и помолится за его душу.

Ниже мы предлагаем вам примерное меню поминального стола, с описанием рецепта приготовления каждого блюда.

Блюда на поминальный стол

Главным блюдом, которое должно быть на столе поминальном, есть кутья (ее рецепт мы рассмотрели выше).

Затем обязательно нужно подать горячее жидкое, мы предлагаем борщ.

Рецепт приготовления борща

Необходимые ингредиенты:

  • свиные ребрышки для бульона;
  • 200 г картофеля;
  • 1 большая луковица;
  • 2 шт перца сладкого;
  • 1 средняя морковь;
  • 1 большая свекла;
  • ½ часть капусты белокочанной;
  • 1 ст томатного сока;
  • 1 яйцо куриное;
  • зелень петрушки, укропа;
  • 1 ч.л. уксуса;
  • 2 ст.л. масла подсолнечного;
  • соль, специи по вкусу.

Способ приготовления

Первым делом стоит приготовить бульон, для этого в подсоленной воде с лавровым листом надо отварить до готовности ребра свиные.

Пока варится мясо, надо очистить все овощи и вымыть их тщательно.

Готовые ребрышки нужно осторожно достать из бульона. Также надо достать и лавровый лист.

Очищенный картофель режем соломкой, и опускаем его в кипящий бульон. Лук, перец сладкий и морковь также измельчаем, и пассируем с добавлением подсолнечного масла на сковороде в течение пяти минут. Свеклу нужно нарезать тоненькой соломкой или натереть на крупной терке. Добавить ее в сковороду к луку, перцу и моркови. Все перемешать и обжарить несколько минут. После туда же добавляем уксус и томат. Еще тушим минут пять – семь. После отставляем сковороду в сторону.

Яйцо нужно отварить до готовности. Остудить его, и мелко нарезать.

Когда картофель почти готов, можно всыпать к нему томатную поджарку.

Затем надо тонко нарезать капусту, и добавить ее в наш борщ. Все варить еще минут пять.

Зелень измельчить, и вместе с отварным яйцом в конце готовки добавить в борщ. Далее надо попробовать блюдо на соль, и добавить к нему специи по вкусу. Проварить пару минут и снять с огня. Данное блюдо становится значительно вкуснее на следующий день, поэтому его можно приготовить вечером, накануне похорон. Подавать к столу борщ надо вместе со сметаной.

Также к этому блюду ставят на поминки духовые пирожки с горохом и чесноком. Их рецепт мы рассмотрим далее.

Печеные пирожки с горохом

Необходимые ингредиенты:

Для теста:

  • 0,5 л сыворотки;
  • 100 г прессованных дрожжей;
  • 2 яйца;
  • 100 г сахара;
  • щепотка соли;
  • 2 ст.л. подсолнечного масла (в тесто) + масло для смазывания противня;
  • примерно килограмм муки.

Для начинки:

  • 1 ст гороха;
  • 3 ст воды питьевой;
  • 50 г масла сливочного;
  • соль по вкусу;
  • 1 головка чеснока.

Способ приготовления:

Первым делом надо приступить к приготовлению опары. Для этого нужно немного подогреть сыворотку, до комнатной температуры. Затем растворить в ней дрожжи, сахар, соль и всыпать 4 ст.л. муки. Все это хорошо перемешать и дать настояться до появления шапочки, примерно 30-40 минут, в теплом месте. После, в эту смесь нужно добавить 1 яйцо, подсолнечное масло и муку постепенно, при этом вымешивая тесто. Оставить его подходить в теплом месте. Когда тесто увеличится вдвое, его надо перемешать и дать подняться еще раз.

А тем временем займемся начинкой. Для этого нужно вымыть горох, залить его водой и поставить на средний огонь. Когда закипит, то нужно посолить по вкусу. Готовить горох до готовности. Затем кашу нужно превратить в пюре. Для этого можно использовать обычную толкушку или блендер. Гороховое пюре нужно поперчить по вкусу, добавить к нему масло сливочное, и измельченный чеснок. Оставить все остывать.

Стол надо смазать подсолнечным маслом, выложить на него тесто и разделить на одинаковые шарики. Каждый из них надо раскатать с помощью скалки, в средину положить пюре, и слепить пирожок. Выкладывать их надо на предварительно смазанный маслом противень. Обязательно нужно дать подняться пирожкам. Затем смазать их взбитым в пену яйцом, для получения красивого цвета в итоге.

Духовку разогреть, и выпекать пироги при 200 градусов, минут 25 – 30. Время приготовления зависит от вашего духового шкафа.

Такое блюдо подают на поминальный стол вместе с борщом и сметаной или щами.

После первого блюда нужно накормить людей вторым. Это может быть каша гречневая, гороховая или пюре картофельное, картофель отварной. Все зависит от ваших возможностей и наличия продуктов. Мы предлагаем в данном случае подать отварной картофель со сметаной и зеленью.

Рецепт приготовления картофеля со сметаной

Необходимые ингредиенты:

  • 2 кг молодого картофеля;
  • 200 г сметаны домашней;
  • зелень укропа;
  • соль, перец черный по вкусу.

Способ приготовления

Данное блюдо готовить довольно просто. Скорее всего, что каждая хозяйка, хоть раз в жизни, но делала его в своем доме.

Изначально надо очистить картофель, после его вымыть. Затем поставить вариться. Не спешите его солить, это делать надо за пять-семь минут до готовности. Тогда у блюда будет более нежный вкус.

Зелень укропа нужно вымыть, обсушить и мелко нарезать.

С готового картофеля слить воду, добавить к нему зелень и сметану. При желании посыпать черным молотым перцем.

В дополнение к гарниру надо подать мясо. Для этого может подойти и курица, свинина, говядина. А также котлеты или отбивные. Мы выбрали тот вариант, который проще готовить и есть удобнее всего.

Куриные отбивные

Необходимые ингредиенты:

  • 1,5 кг филе курицы;
  • 7 шт яиц;
  • 150 г майонеза;
  • соль, специи по вкусу;
  • панировочные сухари;
  • растительное масло для жарки.

Способ приготовления

Филе нарезать тонкими кусочками. После каждый из них отбить специальным молотком. Поперчить, посолить и оставить мясо мариноваться на несколько минут.

В это время надо подготовить кляр. Для этого яйца нужно взбить, добавить к ним майонез, соль и специи. Все тщательно перемешать.

Нагреть сковороду, влить в нее растительное масло. Затем каждую отбивную надо окунуть в кляр яичный и панировочные сухари, а после обжарить на среднем огне с обеих сторон до румяной корочки. После все отбивные выложить на противень, и выпекать в духовом шкафу еще пять минут. Главное не пересушить мясо. Для этого можно отбивные обрызгать водой.

На второе также подаются салаты или овощные нарезки. В нашем меню мы предлагаем сделать салат из капусты и огурцов.

Салат «Весенний»

Необходимые ингредиенты:

  • 1 большая головка капусты белокочанной;
  • 5 шт огурцов;
  • 1 большая луковица;
  • 1 большая морковь;
  • зелень петрушки, укропа;
  • уксус, подсолнечное масло для заправки;
  • соль, специи по вкусу.

Способ приготовления

Капуту тонко нарезать. Огурец натереть на крупной терке. Лук надо нарезать полукольцами. Морковь натереть на терке. Зелень измельчить. Все хорошо перемешать. Добавить соль, специи, уксус и масло. Опять перемешать. Попробовать на вкус, при необходимости добавить еще специй или заправки.

Кроме этого на стол надо поставить рыбу. Можно ее пожарить, а можно замариновать. Мы предлагаем поставить на стол слабосоленую селедку. Также ставят на поминальный стол бакалейную продукцию, такую, как колбасы и сыр. Если есть возможность, то можно их купить или же приготовить самостоятельно. Все зависит от количества времени, средств и желания.

Также на стол нужно поставить корзинки с хлебом белым и серым.

На третье подают компот или кисель со сладкими пирогами или булочками. Мы предлагаем приготовить узвар и рулет с маком. Это все сделать довольно просто и быстро, с минимальными затратами.

Узвар из сухофруктов

Необходимые ингредиенты:

  • 5 л воды питьевой;
  • 1 кг сушеных яблок;
  • 1 ст сахара.

Способ приготовления

В большую кастрюлю налить воду, поставить ее на огонь. Сухофрукты вымыть, и добавить к воде. Когда компот закипит, то надо всыпать сахар. Варить узвар нужно на медленном огне в течении 40 минут.

К такому напитку подают духовые рулеты с маком. Опять же их приготовить намного проще, чем булочки, ведь не надо каждую лепить.

Рулет с маком

Необходимые ингредиенты:

Для теста:

  • 1 л молока;
  • 60 г дрожжей мокрых;
  • 2 ст сахара;
  • 4 ст сметаны;
  • 200 г маргарина;
  • 4 яйца для теста + 2 шт для смазывания;
  • щепотка соли;
  • 2 пачки ванилина.

Для начинки:

  • 400 г мака;
  • 200 г сахара;
  • молоко или вода для варки мака;
  • 1 ст меда жидкого;
  • 150 г сливочного масла.

Способ приготовления

Изначально нужно приготовить тесто. Для этого в теплом молоке растворяем дрожжи, сахар, соль и 4 ложки муки. Оставляем опарную смесь на 30 минут, или до появления шапочки. После добавляем все остальные ингредиенты, и тщательно вымешиваем тесто. Даем ему хорошо подойти, и опять вымешиваем. После оставляем увеличиться в два раза, в теплом месте.

Затем занимаемся начинкой. Изначально нужно отварить мак, в молоке или воде, в два раза больше по объему, чем мака. Затем сцеживаем его через марлю и даем высохнуть. После мак нужно перетереть с сахаром. Для этого можно использовать блендер или обычную ступку. Начинка почти готова. Но, еще надо растопить на паровой бане сливочное масло.

Теперь приступаем к приготовлению рулетов. Тесто хорошо перемешиваем. Разделяем его на несколько кусков, с которых в дальнейшем получатся рулеты. Каждый из них нужно раскатать с помощью скалки, толщиной в 1 см.

Каждый рулет надо смазать сливочным маслом, медом и выложить сверху маковую начинку. Скрутить рулет, и положить его на противень, заранее смазанный растительным маслом. Дать нашей выпечке подняться и смазать сверху взбитым яйцом. Также можно присыпать сверху кунжутом. Выпекать рулет надо в разогретой духовке при температуре 200 градусов в течении 25-30 минут.

Кроме всего перечисленного также нужно подготовить конфеты, печенье, чтобы раздать их людям, при выходе из дома, где было поминание усопшего.

Итак, подведем итог меню поминального стола в день похорон. Мы предлагаем вам следующий вариант:

  1. Рисовая кутья с изюмом.
  2. Борщ со сметаной;
  3. Духовые пирожки с горохом и чесноком;
  4. Хлеб черный и белый;
  5. Картофель отварной со сметаной;
  6. Куриные отбивные;
  7. Салат «Весенний»;
  8. Селедка слабосоленая;
  9. Колбаса, сыр;
  10. Узвар;
  11. Рулеты с маком;
  12. Конфеты и печенье.

С помощью меню, упомянутого выше, можно организовать поминальный стол, рассчитанный на 25-30 человек. Если вам покажется, что этого мало, то можете добавить блюда, из списка, расположенного выше, которые рекомендуется готовить на поминание усопшего.

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

Меню русского поминального стола, его традиции и особенности

Среди ритуальных русских национальных застолий наиболее прочно удерживались в течение всего XX в. как при царской, так и при советской власти так называемые поминки - застолье, устраиваемое после погребения какого-либо лица для его родственников, близких друзей, а иногда и для всех тех, кто пришел на его похороны и провожал его до могилы. После кладбища близкие и знакомые покойному люди возвращаются по приглашению близких родственников в его дом, где их обычно уже ждет приготовленный стол.

В советское время это был либо холодный стол, либо ужин с одним горячим блюдом, либо (если поминки устраивались учреждением) - холодный фуршетный стол. Разумеется, в течение XX столетия состав пищи, блюд во время таких поминок чрезвычайно сильно менялся и в целом, как правило, отражал состояние кулинарных возможностей и всего общества, и конкретной семьи. Важным считалось пригласить и накормить людей, а вот чем, в каком количестве, в каком составе или при каком меню, - это уже вовсе не входило в соображения устроителей. Таким образом, поминальный обед или поминальный ужин совершенно терял, утрачивал свой ритуальный кулинарный характер и превращался в обычный обед или ужин, устраиваемый родственниками, чтобы отблагодарить людей, пришедших на похороны их близкого. Вот почему ели и пили все, что в данный момент смогла достать и выставить на стол конкретная семья.

Между тем, русский поминальный стол (будь то обед или ужин) традиционно должен состоять из обязательного и определенного числа и состава блюд.

Классическое меню поминок, независимо от того, устраиваются ли они сразу же после похорон или же на девятый или сороковой день, состоит из одного и того же стабильного состава блюд, подаваемых в строго определенном порядке. Именно этим поминальный стол резко отличается от всех других форм и категорий еды. И в этом его глубокое значение, выделяющее его из обычного ряда застолий.

Между прочим, поминальный стол имеет еще одно традиционное русское название - «горячий», что прямо указывает на то, что замена поминального стола «холодным закусочным», а тем более фуршетным, является грубым нарушением правил этого вида застолья. Это нарушение прямым образом затрагивает и лишает значения сам смысл еды на поминках как выражение уважения памяти покойного. Вот классическое, традиционное, правильное меню поминального стола:

Блины. Они могут подаваться с маслом (сливочным), сметаной, семгой или лососиной и икрой - красной, зернистой или паюсной. Все эти традиционные «приклады» зависят исключительно от индивидуального достатка и вкусов устроителей. Но блины должны быть обязательно, причем именно дрожжевые, а не какие-нибудь блинчики.

Щи. Речь идет о классических русских капустных щах. Из какой капусты будут сделаны эти щи - свежей или кислой, квашеной, будут ли они богатыми или постными (то есть с мясом или без него), свежими или суточными, - все это опять-таки решается индивидуально в каждом конкретном случае. Но щи должны быть непременно и приготавливаться по-настоящему, а не заменяться борщом или иным супчиком.

Пироги могут быть также любые, с любой начинкой - мясные, капустные, луковые, картофельные, рыбные, грибные. Но они должны быть непременно. Тип поминальных пирогов может быть любым. Более того, чем больше представлено на поминках пирогов разных типов, тем лучше. Это могут быть подовые, жирные мясные пироги, многослойные кулебяки или легкие пироги из слоеного теста, они могут быть и из простого кислого теста, из ржаного или пшенично-ржаного теста на закваске.

Единственным строгим требованием ко всем типам и видам пирогов, подаваемых на поминках, является то, что они обязательно должны быть закрытыми, а также несладкими, поскольку сладкие пироги всегда делаются либо открытыми, либо решетчатыми, а также потому, что они служат ритуальными пирогами для дней радости - в дни рождения, свадьбы, юбилеев и т. п., в то время как в дни скорби должны употребляться только закрытые пироги. Уже одно это создает правильный, приличный случаю погребения, сдержанный фон всего застолья, что и должен почувствовать человек, даже не сведущий в любых правилах, условностях и церемониях.

Жаркое. Это блюдо - кульминация поминального застолья. Оно может быть приготовлено из любого мяса или домашней птицы и снабжено, как правило, скромным овощным гарниром, чаще всего картофельным или овощным пюре, поскольку пюре удобно разделить на сравнительно большое число лиц. Реже и, так сказать, беднее, когда в виде гарнира подаются каша или макароны (вермишель), но в XX в. эти замены можно считать допустимыми, особенно для массовых «пиршеств», как продукты, имеющие в основе зерновое (мучное) сырье.

Кисель. Заключительное блюдо на поминках, носит крайне важное ритуальное значение. Его нельзя исключать из меню поминального стола ни при каких обстоятельствах. Даже в случае чрезвычайной бедности покойного, когда разрешается ограничивать и сокращать поминальный стол до минимума. Этим минимумом должны оставаться два блюда: первое - блины и последнее - кисель. Кисель должен быть обязательно кислым и растительным, то есть клюквенным, брусничным или, на худой конец, яблочным, крыжовенным, смородинным, но только не молочным! Это связано как с ритуальным, языческим смыслом поминальной пищи, так и с учтенным еще в древности, на базе многовекового опыта, чисто кулинарным смыслом этой гастрономической процедуры. Дело в том, что тяжелая мучная и мясная пища легко и хорошо усваивается и перерабатывается в кислой среде. Вот почему за тяжелыми блинами обязательно следуют кислые щи, а за пирогами и жарким - кисленькие кисели.

Питье во время поминок. На поминках, если они ритуально правильны и культурны, разумеется, предусмотрены определенные каноны и для употребления напитков. К сожалению, в последние десятилетия XX в. поминки превратились в своего рода повод напиться «в честь покойника». Это, конечно, неверно. Употребление алкогольных напитков, как и всей остальной поминальной еды, ритуально, подчинено четким правилам. Первое блюдо - блины - предваряется одной рюмкой чистой водки (примерно 50 г), которую должны выпить все присутствующие в память об усопшем. И на этом в ходе классических поминок употребление водки (или коньяка) как крепких алкогольных напитков, собственно, кончается. Далее на протяжении всего застолья употребляются пиво, брага, квас, а к жаркому, особенно если оно из птицы, подается красное виноградное вино. Но водка, после первой всеобщей рюмки, демонстративно должна быть убрана с поминального стола.

Этот особый характер поминального русского застолья, однако, полностью забылся, игнорировался и нарушался. Между тем, он полон смысла: в момент скорби все должны сохранять трезвость мысли и действий, а также не имеют морального права оскорблять память покойного неприличной формой поведения (пьяным видом).

Как видим, меню и характер еды на поминках, выработанные у русского народа в XVII-XIX вв., подвергались в течение XX в. систематическому нарушению и искажению как в силу утраты опыта предыдущих поколений, так и в силу крайней некультурности подавляющего большинства населения, которое не связывает характер поминальной еды со смыслом данного события и смотрит на поминки лишь как на повод для попойки, встречи со знакомыми и на форму благодарности этим знакомым за их близость или прошлое содействие в чем-либо покойному лицу.

Другая причина искажения поминального застолья в XX в. - это общая утрата кулинарных навыков, привычка пользоваться готовыми или полуготовыми промышленными пищевыми продуктами. Вот отчего на поминальном столе появились колбаса, консервы, шоколад, конфеты, совершенно не подобающие данному событию.

Если внимательно вглядеться в поминальное меню, представленное выше, то станет совершенно очевидно, что в его состав входили основные русские национальные блюда, требующие ручного приготовления из сырых продуктов при помощи печи или плиты (блины, щи, пироги, жаркое, кисель).

А именно эти блюда к концу XX в. совершенно исчезли из состава семейного стола большинства средних советских, и в том числе русских семей, особенно в городах. Эти блюда требуют, конечно, не только хороших кулинарных навыков, но и времени, возни, а при наличии большого числа участников поминок - чрезвычайно большого количества посуды. Вот почему настоящие поминки фактически должны ограничиваться лишь крайне близким кругом родственников и друзей. Только тогда они могут быть осуществлены по-настоящему правильно - как в ритуальном, так и в кулинарном отношении. Только тогда они смогут сохранить нужную данному событию атмосферу и иметь для семьи и ее самых близких серьезное национально-воспитательное значение. А в этом изначально и состояла цель устройства и троекратного повторения поминок - воспитывать будущие генерации в семейно-партриархальном национальном духе, ненавязчиво, но последовательно и определенно устанавливать связь и преемственность поколений, по крайней мере, в сфере усвоения и поддержания национальных традиций.

Ныне, к концу XX в., такая связь, честно говоря, полностью утрачена. И именно это прискорбно и заставляет нас в конце XX в. напоминать тем, кто будет продолжать русский народ в XXI в., о забытых, растерянных и искаженных правилах и канонах русского национального поминального стола. Право, это наследие далеких предков не грех и восстановить, и сохранить, и перенести в XXI в. По крайней мере тем и для тех, кто хотя и равнодушен к «родным могилам», но хочет быть хорошим кулинаром или желает сохранить один из важных «уголков» русской национальной кулинарии и иметь случай вспоминать о нем хоть несколько раз в жизни, при печальном расставании со своими «предками» или близкими друзьями.

Из книги Кухня века автора

Обычное ежедневное меню обследуемой пенсионерки Завтрак: овсянка, приготовленная из 2 столовых ложек геркулеса на воде с чайной ложкой растительного масла, а также 2 стакана сладкого чая с куском черного хлеба со сливочным маслом.Обед: суп без мяса, заправленный фасолью

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Глава 3. Меню: их роль и значение в организации питания в XX

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Примеры меню Обед простой, натуральная кухня (без затей)Carottes r?p?es aux raisins secs - тертая морковь с изюмомIrish stew - баранина, тушенная с луком и картофелемPommes bonne femme - печеные яблокиЛегкий обедPotage ? l’oseille - щи из щавеляDarnes de saumon au concombre - рыба отварная со свежим огурцомGlace au yaourt

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Гостевые меню Обед простого гостяBisque de langoustines - лангусты (или крабы) в густом бульоне с овощамиPetites galettes au chedder - запеканка из яиц с сыромCanard ? l’orange - утка, начиненная апельсинамиSalade Beaucaire - салат Бокер (из отварных овощей и ветчины)Balthazar - Балтазар (запеченный шоколадный

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Меню монахов С течением веков в разных орденах и разных регионах меню претерпевает сильные изменения. Нужно также иметь в виду, что братия могла делать в этой области лишь свои первые шаги. Пионеры кулинарии довольствовались малым, своего рода поварской начальной

Из книги Чудовища морских глубин автора Эйвельманс Бернар

Входим ли мы в меню осьминога? Действительно ли можно теперь утверждать, что все рассказы о его агрессивности, о нападениях на человека есть только плод воображения? По?моему, слишком рано делать такой вывод. В книге «Животные легенд» доктор Морис Бартон из Британского

Из книги Крымская война автора Трубецкой Алексис

Из меню для лондонского ужина Котлеты из омара Нарезать кубиками полфунта омара. Положить на сковороду 2 унции сливочного масла и две чайные ложки мелко нарезанного репчатого лука. Жарить 1–2 минуты, добавить чайную ложку муки, хорошенько размешать и жарить еще минуту.

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Особенности «египетского пути» и традиции наследования трона фараонов Отчасти возможность легитимного женского правления в Египте была вызвана тем, что в культуре и религиозной традиции Древнего Египта (в отличие от других известных культур Древнего мира, античности

Из книги Еда Древнего мира автора Ивик Олег

Клинописные меню Если понимать Библию буквально, то самая значимая в истории человечества трапеза состоялась в междуречье Тигра и Евфрата, в тех самых местах, где, по мнению большинства богословов, некогда находился земной рай. Именно здесь Адам и Ева вкусили плодов оп

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Сервировка стола Сервировка стола в XVI–XVII вв. была несложной. Скатерти - браные чешуйчатые, золотые, китайчатые, шитые, узорчатые - покрывали узкой полосой края стола. Необходимой принадлежностью стола были солонки, перечницы, уксусницы, иногда горчичницы, которые

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Глава четвертая. Закуски русского стола Царский стол и столы феодальной знати, богатых горожан отличались не только богатой сервировкой, но и парадным, пышным оформлением блюд, особенно холодных закусок. В этом русские повара-профессионалы достигли большого мастерства.

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Напитки русского стола Своеобразие русского национального стола выражается не только в рецептурах и способах приготовления блюд, но и в особых напитках, многие из которых неизвестны другим народам. Конечно, у всех народов есть свои напитки, и некоторые из них очень

Из книги Истории простой еды автора Стахов Дмитрий

Принцесса стола Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет. Александр Пушкин. Евгений Онегин Котлета, вопреки воспоминаниям целых поколений советских и постсоветских людей, – не убогий продукт общепита, а

Из книги Большевики, 1917 автора Антонов-Овсеенко Антон Антонович

3.3. Политическое меню: либерализация от Временного правительства и «революционная цензура» от Петроградского совета Политическая конкуренция за властное поле между Временным правительством и Петроградским советом по мере развития ситуации в революционном Петрограде

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

Русское меню Во времена ГДР самым большим русским заведением общепита в городе, да, видимо, и во всей стране был двухэтажный ресторан «Москва», построенный в 1964 г. немецкими архитекторами Йозефом Кайзером и Вернером Дучке на Карл-Маркс-Аллее. Фактически это был

Из книги Империя для русских автора Махнач Влаидмир Леонидович

Смута. Разрушители русского общества и русского города Порядок, противостоящий хаосу Смуты, есть корпоративная организация домохозяев, точнее – домосемейств. По-гречески это «демос», а по-русски – «общество». Полноценный гражданин во все времена у всех народов –