Бостонское чаепитие 1773 г. «Бостонское чаепитие» ‒ что означает это выражение? Где применяется, его причины. Чай Ост-Индской компании

Опальные братья Ромул и Рем, посланные на смерть и спасенные обычной волчицей, стали легендарными основателями Вечного города – Рима.

Легенда о двух братьях

Эти события знакомы многим из учебника по истории. Но сегодня историки сомневаются – а не легенда ли это?..

В городе Альба-Лонга, основанном еще троянцами, правил царь Нумитор . Но был у Нумитора брат, который спал и видел – как отобрать власть у старшего брата, и после самому стать главой города. И однажды в результате предательства своих подданных царь Нумитор оказывается убитым, а Амулий, так рвавшийся к власти, оказался на троне.

Не пощадил Амулий и детей Нумитора: от сына бывшего правителя он приказал избавиться, а свою племянницу, Рею Сильвию, насильно заставил дать обет безбрачия и стать жрицей Храма Весты.

Однако через 4 года Рея Сильвия рожает мальчиков – причем от самого бога плодородия Марса. Кстати, Марс изначально считался у этрусков богом плодородия (не зря в его честь назван март, начало весеннего сезона и работ в полях), и лишь спустя время его назвали богом войны.

Амулию не нужны были лишние проблемы с возможными претендентами на трон, и он отдает приказ – умертвить ослушавшуюся племянницу, а от детей ее избавиться. Слуги по его приказу положили детей в большую корзину и вынесли к реке Тибр , чтобы бурные воды разливавшейся реки унесли корзину течением.

Однако то ли река не разлилась в полной мере, то ли боги защитили мальчиков, – но только они остались живы. Корзину с детьми вынесло на берег, к , в тень старой смоковницы, и голодный плач детей вскоре услыхала волчица. Она не только не причинила братьям вреда, но и выкормила их своим молоком.

Через несколько дней на корзину с детьми наткнулся местный пастух и унес детей домой – они с женой давно были бездетны, и теперь восприняли появление детей как дар свыше.

Позже братья выросли, вернулись в Рим и отвоевали право на престол. А волчицу, спасшую будущих римских правителей, увековечили в бронзе.

А вы знаете, что в Риме находится еще одна знаменитая достопримечательность — ! Прочитав наш обзор, вы узнаете, почему о ней говорят — «138 ступеней к успеху».

История статуи, фото

Первые упоминания о скульптуре Капитолийской волчицы (Lupa Capitolina) в документальных источниках относятся к IX-X векам, в работах «Естественная история» Плиния (Старшего) – 77 год до н.э. Он описывает, что скульптура была установлена на главной площади Рима – . Возле этой статуи находилось место, где свершалось правосудие.

Есть упоминания о волчице и у Цицерона. Он указывает в своих работах на то, что статуя была установлена на Капитолийском холме. Особо подчеркнут факт, что однажды в скульптуру угодила молния и повредила ее . У Цицерона есть также упоминание о том, что «волчица вскармливала молоком младенца». Правда, только одного…

Позже с открытого места – Римского форума – фигуру переместили в Латеранский дворец (Lateran Palace), где скульптура также исполняла роль места судилища. Согласно документальным источникам, такие показательные суды упоминаются вплоть до 1450-51 годов.

В 1473 году статую переместили в Palazzo dei Conservatori по особому распоряжению Папы Римского Сикста IV. В то же время скульптура была дополнена бронзовыми изваяниями близнецов.

Факты и домыслы о скульптуре

Капитолийская волчица является символом Вечного города — . Но она вызывает сегодня очень много споров и различного рода мнений относительно событий из легенды. Чем больше проводится исследований, касаемых датирования скульптуры, тем больше вопросов и загадок, связанных с нею, возникает у исследователей.

Lupa Capitolina была отлита этрусками из бронзы еще в V веке до нашей эры. Но позже эта версия была оспорена историками: при детальном исследовании выяснилось, что изготовлена статуя не тем способом, который использовали этруски.

В 2006 году мастер-реставратор и специалист по обработке металлов Анна-Мария Карруба с помощью многочисленных исследований установила, что возраст статуи гораздо меньше, чем предполагалось ранее – примерно VIII-IX века нашей эры .

Древние римляне, греки и этруски не владели технологией выплавки по воску. Дело в том, что этруски при изготовлении больших и объемных статуй сначала изготавливали небольшие детали, и затем сваривали их между собой.

А статуя Капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема, отлита целиком , и такой способ не использовался раньше времен Средневековья, технология полной отливки начала применяться только в эпоху правления династии Каролингов. Этот факт ставит под сомнение версию, что волчицу отлили этруски. Хотя именно у этрусков волк был священным и неприкосновенным животным. Но в облике зверя присутствуют детали, которые относятся и к греческой культуре, и к римской.

В IX веке на западном склоне Палатинского холма была обнаружена небольшая статуя животного, похожего на собаку. В работах Цицерона есть упоминание о том, что однажды в статую волчицы попала молния и повредила лапу животного. У найденной статуи тоже была повреждена передняя лапа…

Существует еще одна версия: скульптура действительно отлита в эпоху Средневековья, но вместо утерянной или разрушенной временем оригинальной скульптуры кормилицы Ромула и Рема. Этим объясняются нестыковки в технологиях и датировании.

Неизвестные мастера очень точно передали облик хищного зверя: напряженность позы, втянутые бока и выступающие ребра, оскаленная пасть.

Высота бронзовой скульптуры – 75 сантиметров, а длина – 114 сантиметров, т.е. волчица выполнена практически в натуральную величину. Шерсть выстрижена на боках, открывая ребра.

Некоторые детали – шерсть, уши зверя, когти и завитки шерсти – выполнены весьма реалистично , что указывает на римское происхождение статуи – римлянам была присуща склонность к точной прорисовке деталей изваяний.

А вот фигуры детей-близнецов выполнены гораздо позже , чем статуя волчицы – в XIV-XV веках (предположительно, взамен якобы утерянных ранее).

Но любой человек, даже мало смыслящий в искусстве, поймет – скульптуры волчицы и скульптуры близнецов выполнены в совершенно разных стилях. Но были ли ранее статуи детей? В документальных источниках упоминается лишь статуя волчицы. Никакие дети, вскормленные животным, в летописях не упоминаются.

Фигуры Ромула и Рема отлиты позже флорентийским скульптором , живописцем и ювелирных дел мастером Антонио дель Поллайоло (Antonio Pollaiuolo, 1432-1498).

Где находится, как добраться

Сама статуя Капитолийской волчицы, кормящей Ромула и Рема, находится в одном из залов Капитолийского музея Рима, на втором этаже. Его адрес: Piazza del Campidoglio, 1, 00186 Roma, Italy.

Чтобы добраться до музея на метро, нужно сесть на ветку А и следовать до станции «Colosseo» (а подробная карта метро Рима находится ).

До Площади Капитолия можно добраться и на автобус е – в этом направлении идут маршруты № 30, 51, 81, 87, 118, 160, 628. Нужная остановка – «Ara Coeli-Piazza Venezia».

До остановки «Venezia» ходит и трамвай №8 (эта остановка конечная).

Пешком до Капитолийского музея можно добраться от , Римского форума или Площади Венеции – пешая прогулка занимает максимум 10 минут прогулочным шагом.

Время работы музея, стоимость билетов

Капитолийский музей открыт для посещений ежедневно с 9.30 утра . Время закрытия – 19.30 (кассы закрываются в 18.30, тогда же в музей перестают пускать посетителей).

В предпраздничные дни музей открыт лишь до 14 часов (особенно в предрождественские и предновогодние дни – 24 и 31 декабря).

Музей закрыт для посещений в дни новогодних и национальных праздников, а именно – 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Стоимость билетов – 15 евро.

Дети до 12 лет проходят бесплатно, а студенты и пенсионеры могут приобрести билет по льготной цене – 13 евро.

Вместе с билетом можно получить проспект-путеводитель по музею, поэтому ориентироваться в залах довольно просто.

Но примечательно еще и то, что аналогичная статуя (а точнее – ее копии) находятся в других крупных городах мира. Идеологом этого был большой поклонник искусства диктатор Бенито Муссолини. Он провозгласил себя «отцом Новой Италии», свято уверовав, что Римская империя возродится, и в знак этого рассылал копии знаменитой итальянской скульптуры в разные города Италии, и даже в другие страны.

В Соединенные Штаты Америки копии были отправлены в 1931 году – в американский Цинциннати (установлена в Эден-парке), в Нью-Йорк, Рим (США, штат Джорджия).

Помимо этого, скульптуры капитолийской волчицы установлены в следующих городах:

  • Москва, станция метро «Римская». Архитектурное решение этой станции выдержано в духе древнеримской эпохи. Все колонны имеют обтекаемую форму, светильники «под бронзу» дают мягкий рассеянный свет, а керамические фигуры целиком копируют оригиналы, находящиеся в Риме – Капитолийская волчица, статуя Мадонны, стилизованные руины и фонтан.
  • Бронзовый слепок со статуи хранится и в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Высота статуи-копии – 95 сантиметров.
  • Тельмишор, Бухарест (Румыния). В Бухарест статуя прибыла в 1906 году по случаю дня рождения короля Карла I, в Тельмишор – двумя годами позже (установлена перед кафедральным собором города).
  • Сеговия (Испания).
  • Токио (Япония). Прибыла в Японию по случаю проведения «Дней Италии в Японии» в 2001 году, торжественно открыта рядом с токийским Олимпийским стадионом.
  • Бразилиа (Бразилия). В 1981 году рядом с открывшимся памятным мемориалом Жуселину Кубичека (Джи Кей) был открыт и памятник римской волчице.
  • Графство Сомерсет (Англия).
  • Буэнос-Айрес (Аргентина). Здесь скульптура появилась в Ботаническом саду в 1910 году, приурочена к столетнему юбилею Майской революции, давшей начало независимости Аргентины.

Священную волчицу изображали на монетах – и в древние времена (на древнеримских денариях, датируемых 129 годом до н.э.), и уже в наши дни. В 1960 году она стала символом олимпийского Рима – ее изображениями украшались плакаты и эмблемы Олимпиады.

Несмотря на то, что точной даты римского символа не удается определить до сих пор, тем не менее, она остается легендой Вечного города, и загадкой для тех, кто пытается разгадать ее тайну…

Вконтакте

итал.- Lupa Capitolina , англ.- Capitoline wolf

Мифологические источники

Мать Ромула и Рема - Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора , смещённого с престола его младшим братом Амулием . Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летний обет безбрачия. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс , от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где в гроте Луперкалии под смоковницей их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные и смоковница стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул . Жена его, Акка Ларенция , ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем встретились с дедом Нумитором , Фаустул рассказал последнему историю близнецов, после чего Нумитор с помощью внуков убил Амулия и вернул себе царское достоинство, а близнецы были восстановлены в своих правах. Позднее Ромул и Рем решили основать город, и Ромул убил своего брата в споре о месте, которое нужно выбрать для нового поселения. Ромул основал город Рому (Рим) на Палатине, и это место стало вскоре приютом окрестных разбойников, над которыми главенствовал Ромул . Не имея достаточно жён, римляне похитили сабинянок во время спортивных состязаний. После недолгой войны с соседними племенами, римляне заключили унию с сабинянами, приняв имя квиринов: в новом народе женщины (сабинянки) имели равные права с мужчинами (римлянами). Ромул правил над ними 37 лет справедливо и кротко, но потом исчез. Подозревали, что его убили римские сенаторы, но Ромул , явившись во сне римлянину Прокулу Юлию , успокоил общественность, сообщив последнему, что улетел на небо, став богом Квирином (сабинянским Марсом ), который пользовался всеобщим почитанием.

Мифологические аналогии

Халтурный вариант скульптуры

Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и литературе. Так - персидский царь Кир Старший (Куруш ) был воспитан волчицей. От волков изводят себя некоторые монгольские и кавказские племена. История Ромула и Рема классифицируется как разновидность «близнечного мифа», распространённого среди примитивных народов на всех континентах, исключая Антарктиду.

История скульптуры

Считается, что бронзовая скульптура, получившая наименование Капитолийской волчицы, была создана и установлена в Риме по приказу эдилов Квинта и Огульния Галлов в 296 г. до н.э., на деньги полученные от штрафов. Об этом, в частности, сообщает Тит Ливий в книге, называемой ныне «История Рима от основания города»:

«В том же году курульные эдилы Гней и Квинт Огульнии привлекли к суду нескольких ростовщиков; (12) их лишили имущества, и на деньги, поступившие в казну, поставили медные пороги на Капитолии и серебряные сосуды на три престола внутри храма Юпитера, а также изваяние Юпитера на колеснице четверней на вершине его храма, а возле Руминальской смоковницы - изображения младенцев - основателей Города у сосцов волчицы, и, наконец, вымостили тесаным камнем дорогу от Капенских ворот до Марсова храма.» (книга Х, 23, 12)

По сообщению современного российского историка и переводчика Г.А. Тароняна , одни историки считают её архаической этрусской работой первой половины V в. до н.э., другие - архаической греческой работой, некоторые - средневековой работой. В Средние века скульптура была потеряна и заново найдена в земле в начале IX века н.э. на северо-западном склоне холма Палатин в Риме. Её разместили в Lateran Palace.

О месте установки упоминает в хронике X века Бенедикт из Соракта (Benedict of Soracte ). Считается, что иногда у этой скульптуры проводились экзекуции. В по указанию папы Сикста IV скульптура была перенесена в Palazzo dei Conservatori on the Campidoglio. На ксилографии в Mirabilia Urbis Romae (Рим, ) она изображена уже с фигурками близнецов.

В настоящее время скульптура находится в Капитолийском музее и по программе консервации, начатой в –е годы, её экспонирование закрыто.

Копии и иные изображения

Скульптура у башни в Пизе

Большим почитателем скульптуры был итальянский диктатор Бенито Муссолини . Провозгласив себя отцом «Нового Рима», он рассылал копии Капитолийской волчицы. Одна такая копия в г. была установлена в Эден-Парке в Цинциннатти, США. Другая была отправлена в Рим, штат Джорджия, Третья - в Нью-Йорк. В некоторых городах Италии установлены различные реплики или оригинальные скульптуры (Сиенна, Пиза).

С изображениями Капитолийской волчицы происходят различные странности. Так, в самой скульптурной группе Ромул и Рем сосут второй и четвёртый сосцы с левой стороны. На эмблеме XVII Олимпийских игр в Риме они изображены у первого и четвёртого сосца.

Реконструкция Новой Хронологии

Скульптура Капитолийской волчицы - один из наиболее ярких артефактов так называемой этрусской культуры . Критика традиционных взглядов на историю этрусков и этрусского искусства приведена в 15 главе труда «Империя» . В разделе 9 этой главы авторы указывают, что в соответствии с их реконструкцией, изображение Ромула и Рема , сосущих волчицу, не могло появиться ранее XV века :

«Так что напрасно искусствоведы упорно датируют САМУ ВОЛЧИЦУ пятым веком ДО Н.Э. Она, скорее всего, тоже сделана между 1471 и 1509 годами н.э. Одновременно с фигурками близнецов. А не за две тысячи лет до них.» (Империя , глава 15, раздел 9)

Синусоида Жабинского

«Занимаясь с 1997 г. реставрацией бронзовой волчицы, Карруба обратила внимание, что фигура была выплавлена целиком, а не по частям, как то было принято в античные времена. Древние греки, этруски и римляне не владели технологией плавки по воску, она была придумана позднее, в эпоху Каролингов (VIII-IX вв.), когда появилась необходимость в изготовлении крупных предметов, например, колоколов. Античные скульпторы изготовляли металлические статуэтки отдельными фрагментами, а затем соединяли составные части в единое целое.» «На зарубежных сайтах промелькнула информация, что знаменитая Капитолийская волчица, являющаяся символом Рима, была создана не в V веке до нашей эры, а на несколько столетий позже. К такому выводу пришла специалистка по металлургии Анна Мария Карруба, которая занимается реставрацией статуи с 1997 года. Её датировка поразительно совпала с выводами, сделанными ранее творцами «Новой хронологии» Г.В. Носовским и А.Т. Фоменко. ... Корреспондент «Правды.ру» обратился за комментарием к Глебу Носовскому.» Г.В. Носовский в своём ответе сообщил: «Капитолийская волчица – это средневековое произведение, выполненное не ранее 15 века, но это не значит, что она была создана через много веков после Рождества Христова, поскольку Рождество Христово, согласно вычисленной нами дате, произошло в 1152 году. И нашу эру называть «после Рождества Христова» – неправильно. Всякая датировка Капитолийской волчицы не является основной и независимой. Это косвенная датировка. Мы не можем её датировать, потому что у «Волчицы» нет абсолютных датирующих элементов. По технологии – тоже косвенная датировка. Однако есть артефакты, несущие датировку сами по себе. Например, египетские и не только зодиаки, где изображена конкретная историческая дата, которую можно высчитать и предъявить. Старые тексты, содержащие некие астрономические сведения. Вокруг этого много спекуляций, потому что идею объяснить просто, а на самом деле выяснить датировку так, чтобы она была независимой и доказанной, очень сложно. Это самая настоящая математика. Что касается выводов, которые мы делаем из доказанных нами дат, здесь мы вправе вторгаться в любую область. Датировка по технологиям не является независимой, потому что она заранее требует определенной шкалы технологии. Все это должно основываться на определенном фундаменте, который мы строим с помощью анализа исторической информации. Такие датировки, как искусствоведческие, по технологиям, они имеют только вспомогательное значение. Мы работаем в той дисциплине, в которой мы являемся специалистами – это историческая хронология, область прикладной математики. И те люди, которые устанавливали нынешнюю общепринятую хронологию в 17-м веке, были математиками. Хронология – это даты, извлекаемые из исторической информации, которую нужно обрабатывать, а это дело математики. Это недоразумение, что хронологию отдали в ведение историков, которые просто ею не занимаются, поскольку у них нет ни соответствующего образования, ни соответствующих методов. У них есть определенная шкала – и они берут её как абсолютную истину. На протяжении уже трех столетий это стало пережитком.»

Ссылки

  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах» ,- СПб, –
  • Плиний Старший «Естествознание. Об искусстве» ,- М.: Ладомир, , 941 с.
  • Тит Ливий «История Рима от основания города, в 3-х томах» ,- М.: Ладомир, , 702+811+798 с.

Римская волчица – символ города Рима, скульптурное изображение животного, вскармливающего близнецов Ромула и Рема, по легенде, основавших Рим. Волчицу в Риме с давних пор называют «матерью римлян», а после перенесения статуи в конце XV века в Капитолийский дворец закрепилось название «Капитолийская волчица» (Lupa Capitolina) .

Капитолийская волчица – основная героиня легенды об основании Рима, которая повествует о полубожественном происхождении братьев-близнецов Ромула и Рема.

Они были внуками Нумитора, правителя основанного троянцами города Альба-Лонга. Его младший брат Амулий, захватив власть, расправился с детьми Нумитора: сына убил, а дочь, Рею Сильвию, силой заставил принять обет безбрачия и сделаться жрицей – весталкой. Однако через четыре года Рея Сильвия родила мальчиков-близнецов от бога плодородия Марса .

Взбешенный Амулий, боясь мести, приказал казнить племянницу, а ее детей утопить в . Раб выполнил его приказание – отнес младенцев на берег разливающейся реки и там оставил корзину в надежде, что вода подхватит их и погубит, однако просчитался. Вода ушла, голодные близнецы закричали, их услыхала волчица, оказавшаяся поблизости, облизала и накормила своим молоком. Она приходила, чтобы ухаживать за укрывшимися в тени смоковницы детьми до тех пор, пока на них не наткнулся пастух, который воспитал их и дал имена – Ромул и Рем.

Мальчики выросли умелыми воинами, но однажды в результате боя попали в плен к своему деду. Когда выяснилось их происхождение, они помогли ему вернуть власть в Альба-Лонге (Alba Longa), а сами договорились между собой основать город на Палантинском (Palatium) – там, где когда-то Тибр выбросил их на берег.

Пещера

В подтверждение легенды в 2007 году в Риме, на Палантине, прямо под развалинами дворца , археологи нашли пещеру, где якобы находились дети, вскармливаемые волчицей.

Установлено, что это место расположения известного с древности храма Луперкале (Lupercale, от латинского lupa – волчица), посвященного Ромулу и Рему. Памятник античности — грот диаметром 7,5 и высотой 8 метров – обнаружили на 16-метровой глубине полузасыпанным землей. Из-за опасности обрушения исследования велись с помощью зондов и видеотехники, но после работ, которые обошлись в 12 миллионов евро, некоторые участки открыли для посетителей. Именно эта точка и принята за место основания Рима.

Статуя

Статуя, отлитая из бронзы, представляет собой изображение стоящей волчицы высотой 75 см, с оскаленной пастью, передними лапами упирающуюся в землю. Под ее брюхом тянутся к соскам два младенца – Ромул и Рем.

Капитолийская волчица, но без младенцев, упоминается в документах с самых древних времен. Долго полагали, что ее отлили в V веке до н. э. этруски, тогда же ее установили в Риме в знак объединения римлян, сабинов и этрусков. Однако последние исследования, которые в 2006 г. проводила реставратор Анна Мария Карруба, сдвинули момент создания статуи на VIII-X века нашей эры.

Фигуры близнецов отлиты явно в другом стиле и появились у сосков волчицы в конце XV века. Автором их назван скульптор Антонио дель Поллайоло.

Из записок Х века, принадлежащих перу летописца-монаха Бенедикта, известно, что капитолийская волчица стояла в Латеранском дворце на месте судилища. Это был не памятник, а скорее божество – «матерь римлян», следящая за поведением своих детей. Упоминания о судах и казнях «у волчицы» встречаются до середины XV века. В 1473-м Сикст IV приказал перенести статую на , в Палаццо-деи-Консерватори (Palazzo dei Conservatori), где она находится до сих пор.

Памятник и копии

Памятник волчице – копия знаменитой скульптуры, установленная на высокой колонне слева от центрального здания Капитолийского музея и мэрии города . Похожие памятники можно встретить и в других местах Рима, а также по всему миру:

  • в Пизе (область Тоскана, Италия) памятник можно найти между падающей башней и Пизанским собором;
  • они установлены в Латинском квартале Парижа, в испанской Сеговии;
  • во многих городах Румынии — здесь она является символом культурного наследия;
  • около олимпийского стадиона в Токио, Япония;
  • рядом с мемориалом Жуселину Кубичека в столице Бразилии, городе Бразилиа;
  • в США, где копии скульптуры, отправленные диктатором Бенито Муссолини, установлены в Эден-Парке (штат Цинциннати), в Риме (штат Джорджия), и в Нью-Йорке.

Символ Рима

Волчица в Риме – не просто статуя или памятник, это символ божественности происхождения «вечного города». Поэтому ее изображения присутствуют повсеместно, самые древние можно увидеть на монетах, найденных при археологических раскопках. Волчица также является символом футбольного клуба Roma, изображена на гербе.

Известно, что большим почитателем волчицы был Бенито Муссолини. Для него она была символом стремления возродить Римскую империю, он рассылал копии «матери римлян» по всему миру.

Как добраться

Капитолийская волчица в оригинале представлена во Дворце Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), в Капитолийском музее по адресу Piazza del Campidoglio, 1. Он находится на Капитолийском холме рядом с площадью Венеции (Piazza Venezia) и Римским Форумом (Foro Romano), ближайшая станция – Colosseo.

  • Официальный сайт Капитолийского музея: www.museicapitolini.org

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Адрес: Италия, Рим, Капитолийские музеи
Высота: 75 см
Датируется: V веком до н.э., по другим сведениям XI-XIII веком н. э.

Статуя волчицы, вскармливающей своим молоком двух младенцев Ромула и Рема, пожалуй, на сегодняшний день самая известная в мире скульптура, история которой скрыта за плотной завесой тайны. Капитолийская волчица оставила после ее исследований различными учеными больше вопросов, нежели ответов на них.

В настоящий момент любой гость Рима может увидеть статую, отлитую из бронзы, в Капитолийском музее, который находится на знаменитой Капитолийской площади во дворце, носящем название Палаццо деи Консерватори. Высота волчицы 75 сантиметров и это говорит о том, что неизвестный скульптор выполнил ее практически в натуральную величину .

Ромул и Рем, как известно из преданий, стали основателями «вечного города». Именно они питаются молоком Капитолийской волчицы и являются детьми бога плодородия Марса. Бог Марс изначально даровал людям урожай и разгневавшись, уничтожал его. Лишь спустя века Марс стал считаться богом войны. Многим, кто не знаком с историей, наверняка будет интересно узнать, что первый весенний месяц март, назван в его честь. Весталка Рея Сильвия, принявшая под давлением брата, своего отца обет безбрачия, буквально четыре года спустя после церемонии, родила на свет двух близнецов. Амулий не желал мириться с появлением на свет еще одних наследников престола и приказал бросить в реку Ромула и Рема. Этих двух близнецов прибило к берегу, где их и вскормила Капитолийская волчица. Если углубляться более подробно в эту легенду, можно зайти в тупик, ведь версии о появлении на свет Ромула и Рема, впрочем, как и самой статуи Капитолийской волчицы, сильно расходятся.

История возникновения статуи Капитолийской волчицы

Уже говоря о времени, когда была создана волчица, вскармливающая двух близнецов, довольно сложно прийти к определенному выводу. Стиль самой статуи наталкивает ученых на мысль, что Капитолийская волчица была отлита из бронзы еще в V веке до нашей эры (дата спорна, по другим сведениям XI-XIII веке н. э.) этрусками . В античные времена статуя была перевезена в Рим и означала неразрывную связь древних римлян, этрусков и сабинов. Как уже говорилось выше, статуя, на которую ежедневно приходят посмотреть тысячи туристов, выставлена на Капитолийском холме, и практически любой гид будет уверять свою группу в том, что она находится в настоящий момент там же, где ее установили этруски.

Звучит такое утверждение довольно странно, хотя бы потому, что не могли этруски самостоятельно зайти в Рим и установить статую там, где они бы этого пожелали. По мнению некоторых ученых здесь кроется ответ на один очень важный вопрос: кто же, если отбросить в сторону легенду, основал Рим? Этруски. Да-да, ставший в будущем «вечным» город, столицу величайшей Римской Империи, основали этруски. В подтверждение этой версии говорят находки многочисленных археологических экспедиций, которым удалось найти на Палатинском холме множество доказательств того, что на территории современного Рима жили этруски. При чем же тогда Капитолийская волчица, и что она собой символизирует? И каким образом в V веке до нашей эры удалось отлить цельную скульптуру из бронзы? Технологии, по которой можно изготовить, пусть и небольшую волчицу, на тот период не существовало. Если бы Капитолийская волчица была отлита из бронзы по частям, все вопросы отпали бы сами собой, однако это не так. Поэтому эта версия была опровергнута в 2006 году Анной Марией Карруба, которая занималась не только исследованием, но и реставрацией волчицы. Она доказала, что волчица не могла быть отлита раньше VIII века нашей (!) эры.

Капитолийская волчица: версии современных ученых

Как видно вопросов действительно больше, чем ответов на них. Опираясь на труды римских летописцев, можно точно утверждать лишь одно: статуя волчицы ранее стояла в Латеранском дворце. В месте, которое монах Бенедикт называет судилищем . Он упоминает в своих трудах о судах и казнях возле «матери Рима» - так он, видимо, называл Капитолийскую волчицу. Исследуя все документы, можно заметить, что в них говорится только о волчице, которая, к слову, мало чем напоминает агрессивное животное, она больше похожа на обычную собаку. Ни единого упоминания о Ромуле и Реме, которые сосут ее молоко.… Оказывается, два младенца были изготовлены уже в 15-м веке нашей эры и были добавлены к скульптуре. Известно даже имя скульптора, выполнившего совершенно в другом стиле близнецов: по документам, дошедшим до наших дней, его звали Антонио дель Поллайоло. Такая красивая легенда о Ромуле и Реме, чем дальше углубляешься в историю, рушится буквально на глазах. С этим уже не может поспорить ни один ученый, все результаты исследований близнецов говорят о том, что они были отлиты в 15-м веке и не столетием раньше. Скорее всего, именно тогда и была отлита Капитолийская волчица. Правда, словосочетание: «скорее всего» - так и останется главным в любом труде историка, археолога или скульптора.

Уже в конце ноября 2007 года был исследован грот, который был назван храмом волчицы. Археологам, увы, не удалось пробраться в него, но фото, сделанные камерой, закрепленной на специальном зонде, подтверждают, что именно в этом гроте преклонялись перед детьми Марса Ромулом и Ремом. Также там почитали и их кормилицу - злобную хищницу, сжалившуюся над несчастными близнецами.

Храм под названием «луперкале» - это овальный грот, стены которого украшены мрамором и уже частично разрушенной мозаикой. Сам храм, где древние римляне, жившие еще до нашей эры, поклонялись волчице и младенцам, основавшим Рим, был сделан в форме овала. Увы, ни одного слова от историков и археологов, почему именно этот храм был посвящен волчице, Ромулу и Рему не прозвучало. Главное, по мнению итальянского министра, в 2007 году было доказано, что миф имеет под собой твердую почву, а доводы Анны Марии Карруба не имеют ничего общего с действительностью. Еще бы, на легенда о Ромуле и Реме, рожденных от бога Марса - постулат, на который опирается вся история Рима. Разрушить ее, значит доказать, что великий Рим, который основали полубоги, не так уж и велик.

«Миф, наконец-то, не просто получил еще одно подтверждение, он стал реальностью», - сказал в своей пламенной речи министр Италии в ноябре 2007 года. Сразу после открытия храма луперкале некоторые языковеды попытались выдвинуть еще одну версию, которая не противоречила тому, что братья Ромул и Рем основали Рим. Просто они попытались доказать, что слово «лупа» можно трактовать не только, как волчицу, но и как распутную женщину, отдававшую свое тело для услады любому встречному. Выкормила Ромула и Рема Капитолийская волчица или гетера - уже не столь важно, главное, братья существовали и основали Рим .

В этом материале практически все внимание уделено истории, которую, увы, до сих пор, чтобы не говорил о ней министр Италии , большинство считает красивой и яркой легендой. А как же может быть иначе? Ведь доказать в каком году и кем именно была отлита Капитолийская волчица, наверное, уже вряд ли удастся.

Капитолийская волчица и младенцы

Все , согласно знаменитому высказыванию, ведут в Рим. Этот город ежегодно посещают миллионы туристов, большая часть из которых, несомненно, желает увидеть волчицу, вскармливающую своим молоком Ромула и Рема. Справедливости ради, стоит сказать, что эта скульптура - просто символ и не вызывает такой восторг у гостей столицы Италии, как

Ольга Нагорнюк

Бостонское чаепитие и его роль в истории США

Каждому эпохальному событию практически всегда предшествуют некие обстоятельства, служащие толчком для активизации народного сознания. Выстрел крейсера Авроры перед революцией 1917 года, приведшей к свержению самодержавия в России, убийство австрийского эрцгерцога, спровоцировавшее Первую мировую войну, Бостонское чаепитие, положившее начало борьбе за независимость Соединенных Штатов Америки.

Бостонское чаепитие: предыстория

В 18 веке большая часть Северной Америки была колонией Англии и испытывала на себе все прелести вассальной зависимости от метрополии: Британия диктовала колониям жесткие условия, вводя пошлины на импортируемые в колонии товары, устанавливая им высокие ставки налогов и заставляя содержать за свой счет английскую армию и чиновников.

Нужно отметить, Америка на тот момент и не думала о независимости. Пределом ее мечтаний было получение представительства в британском парламенте, через которое она надеялась смягчить налоговое бремя. Но английские лорды были непреклонны и не желали видеть американцев в законодательном органе королевства.

В 1763 году закончилась Семилетняя война, победу в которой одержала Англия, исключив тем самым вероятность захвата своих колоний Францией. На фоне этих событий содержание британской армии за счет североамериканцев теряло смысл (защищать-то не от кого) и вызывало еще большее недовольство со стороны колонистов.

Последней каплей в чаше терпения Америки стал Чайный закон, принятый Англией в 1773 году и навязывавший ей диктуемые метрополией условия покупки любимого англичанами напитка. Фактически, данный закон удешевлял ввозимый в Америку чай, тогда что же возмутило колонистов?

Бостонское чаепитие — сигнал к борьбе за независимость

Чтобы понять причину негодования североамериканцев, обратимся к истории. Из-за существования 25-процентной пошлины на торговлю чаем Британская Ост-Индская корпорация, обладающая монопольным правом на продажу чая в Англии и ее колониях, не могла на равных конкурировать с голландскими коммерсантами, чей товар налогом не облагался и контрабандно ввозился на территорию Британии.

Поскольку банкротство Английской Ост-Индской компании могло привести к экономическому кризису в государстве, английские вельможи разрешили ей ввозить чай в колонии без участия посредников, ранее закупавших этот чай в Лондоне и накручивавших свою надбавку, увеличивая цену. Компания должна была сдавать товар грузополучателю в Америке, а тот — продавать за комиссионное вознаграждение. Эти нововведения позволили бы снизить цену на чай и продавать дешевле контрабандного напитка.

Однако колонистов возмутило сохранение пошлины на ввозимый чай и желание Англии навязывать свои условия ведения торговли. Американцы боялись, что метрополия заставит их покупать и остальные товары только у определенных компаний, нанеся этим сокрушительный удар по экономике Северной Америки. Поэтому местные активисты выступили против Чайного закона, требуя членства в английском парламенте для отстаивания своих интересов.

Осенью 1773 года в американские порты вошли 7 кораблей Ост-Индской компании, доставившие чай, который должен был продаваться по новой схеме, через грузополучателей. Представители протестного движения, называвшие себя «вигами» и «сынами свободы», начали морально давить на грузополучателей, заставляя их уйти в отставку. Поскольку чай мог продаваться лишь через них, корабли были вынуждены отправляться с грузом обратно.

Осечка у вигов вышла только в Бостоне, где губернатор Томас Хатчинсон отказался выпускать корабль «Дартмут», груженый чаем, настаивая на разгрузке товара. К нему присоединились еще 2 корабля, усугубив ситуацию. И тогда радикально настроенные виги, переодевшиеся индейцами, взошли на борт «Дартмута» и сбросили в море 342 ящика с чаем. Это событие и получило название Бостонского чаепития.

Следует отметить: существует и неофициальная версия описанных выше событий, согласно которой причиной уничтожения чая были не идеологические убеждения колонистов, а алкоголь. Якобы перепившие «сыны свободы» решили досадить губернатору, а с ним и заносчивым британцам, сбросив груз в море. Так или иначе, но бостонцы зажгли спичку, подпалившую костер войны за независимость Соединенных Штатов.

Бостонское чаепитие: итоги

Англия посчитала уничтожение имущества Ост-Индской компании бунтом, закрыла порт в Бостоне и ужесточила колониальное законодательство. Однако остальные североамериканские провинции поддержали Бостон, вначале отказавшись от чая и заменив его травяными напитками и кофе, а затем и подняв оружие против метрополии и начав борьбу за независимость. Начавшаяся в 1775 году война длилась 8 лет и закончилась подписанием Парижского мира, главным условием которого был суверенитет США.

В течение полувека историки замалчивали факт Бостонского чаепития, поскольку он шел вразрез с основными принципами построения демократического государства : законопослушностью и уважением права частной собственности. Бенджамин Франклин, один из основателей США и автор Декларации независимости, даже предлагал выплатить Англии компенсацию за утонувший чай. Однако Британия отказалась от возмещения, потеряв в итоге намного больше: распад королевства продолжался вплоть до 20 века, когда уже при Елизавете II империя была преобразована в Содружество самоуправляющихся доминионов.

В память о давних событиях бостонцы открыли в городе музей, расположив его на одном из кораблей. Посетители музея могут не только прослушать историю о Бостонском чаепитии, но и увидеть чай, якобы извлеченный из сапога одного из вигов, «разгружавших» «Дартмут». За определенную плату здесь даже предоставляют возможность бросить за борт бутафорский ящик, почувствовав себя на несколько секунд участником исторических событий двухвековой давности.

С тех пор чаепитие для граждан США стало синонимом политической борьбы. Поэтому, получив приглашение от американца на чай, подумайте: а оно вам надо?


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Современный мир невозможно представить без сельскохозяйственной техники. Увеличивающиеся с каждым годом спросы населения Земли возможны отчасти и благодаря появлению и развитию сельхоз. техники.

Многие даже понятия не имеют о том, что делать, если упал на рельсы метро: можно ли пытаться залезть обратно на платформу, в какую сторону туннеля идти, откуда к вагонам поезда подводится ток... Поэтому мы подготовили для вас подробную инструкцию о том, как себя правильно вести при падении в метро.