План-конспект урока по технологии на тему: План-конспект урока по технологии « Работа с соленым тестом. Конспект занятия по лепке «Рельефная рыбка из соленого теста» (подготовительная группа)

Ульяна Ахматова

Цели и задачи :

продолжать закреплять навыки работы с соленым тестом на плоскости .

раскатывать пласт, пользоваться шаблоном (рыбки вырезаются из плотного картона) ;

работать стекой;

воспитывать аккуратность;

развивать творчество, фантазию.

Материалы и оборудование :

Соленое тесто (готовим заранее) ,картон, обтянутый фольгой (работаем именно на нем) , стеки, скалки, клеенки, образец изделия, шаблоны рыбок (можно 2-3 разных, дети выбирают по желанию) , подручные инструменты : формочки для вырезания (мы использовали маленькие формочки для печенья) , колпачки от фломастеров, кондитерское колёсико, и т. п., стаканчики с водой, кисточки.

ПРИМЕЧАНИЕ : НЕОБХОДИМО КАЖДУЮ ДЕТАЛЬ ПРИ СКЛЕИВАНИИ СМАЧИВАТЬ ВОДОЙ (иначе при высыхании они могут отпасть) !

Обязательно повторить правила техники безопасности.

Воспитатель :

Ребята, отгадайте загадку :

Посмотрите, дом стоит – до краев водой залит.

Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы – все умелые пловцы.

В.: - Догадались, о ком идёт речь? (ответы детей - Рыбы) .

Молодцы! Сегодня мы с вами будем лепить рыбку , но не простую. А украшать вы ее будете, как захотите. Педагог обращает внимание на доску (на доске образцы рыбок, распечатанные картинки обязательно должны быть цветными): Посмотрите, какие разные и красивые рыбки могут у вас получиться.

В.: - Чтобы создать такую красивую поверхность можно использовать самые разнообразные подручные средства : стеки, колпачок от фломастера, пуговицы, формочки. Обычный колпачок оставляет отпечаток в виде круга, а с обратной стороны - красивую снежинку. Можно наклеить на тело рыбки маленькие фигурки , шарики, их вы можете слепить сами, тоже получится очень красиво.

(Работа выполняется последовательно по технологическим картам совместно с педагогом)

1. Берем кусок теста скатываем в шар , расплющиваем его и раскатываем пласт (на фольге) .

2. Прикладываем шаблон, аккуратно при помощи стека вырезаем рыбку (Педагог помогает детям, которые затрудняются выполнить задание)

3. Сглаживаем края при помощи стека или влажной кисточки.

4. Сделаем сверху два отверстия для веревочки обратной стороной кисточки. При помощи стеки делаем границу лёгким нажатием, между головой и туловищем.

5. Лепим глазки, скатав шарики из теста .

6. Шарики меньшего диаметра приклеиваем на большие.

7. Обратной стороной кисточки нажимаем на шарики, делая зрачки.

8. При помощи колпачка наносим чешуйки на поверхность нашего рельефа . Если кто-то хочет украсить свою рыбку , можно сделать маленькие шарики из теста и приклеить их к телу рыбки ; можно вырезать с помощью формочек разные фигурки и украсить рыбку . Не забываем смачивать каждую деталь водой.

9. Раскатываем тонкую колбаску из теста , приклеиваем ротик рыбке .

10. Делаем оттиск на хвосте, продавливая линии.

11. Рыбки готовы ! Осталось только высушить.

Сушить примерно неделю или больше.

Подведение итогов занятия :

Анализ работ.

В.: - Ребята, вот и подошло к завершению наше занятие . Посмотрите, какие замечательные рыбки у вас получились .

Молодцы! На следующем занятии мы будем раскрашивать рыбок гуашью, покроем их лаком и привяжем веревочки, чтобы вы смогли их повесить на стену.



Публикации по теме:

Конспект НОД по лепке из соленого теста группы «Друзья для Зайки» Конспект НОД по лепке из соленого теста группы зпр-2 «Солнышко» «Друзья для Зайки» Тема: «Друзья для Зайки» Цель: Формировать интерес.

Лепка из соленого теста на тему Дымковская и Филимоновская игрушка Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие,.

Цель: Создание объемных поделок из соленого теста и их декоративное оформление по замыслу. Задачи: образовательные: Обучать детей модульной.

Программное содержание:-Учить детей создавать образ животных (лепить из соленого теста) -Развивать чувство формы,пропорций,глазомер,согласованность.

Конспект занятия по лепке из соленого теста во второй младшей группе «Солнышко лучистое» Конспект занятия по лепке из соленого теста во 2 младшей группе на тему «Солнышко лучистое» Составила: воспитатель МАДОУ №1 г. Кызыла Кошелева.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации.

Вводная часть

Пояснительная записка.

Занятие по теме «Лепка из солёного теста – коллективное панно» рассчитана на 1учебный час.

На предыдущих занятиях обучающие знакомились с лепкой простых элементов, учились скреплять детали, сушить, наносить защитные составы на изделия. На данном занятии обучающие будут выполнять коллективную самостоятельную работу.

Актуальность

Панно на заданную тему – это возможность проявить полученные знания и умения сделав что-то интересное самостоятельно и собрать из отдельных деталей общую композицию. Деятельность, позволяющая показать публично достигнутый результат. При выполнении проекта учащиеся занимаются мыслительной, практической и презентационной видами деятельности.

Адресность

Данная методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования в школах и центрах детского творчества при проведении кружковых занятий по художественно-эстетической направленности декоративно-прикладным творчеством.

Возраст обучающихся 10-13 лет.

Изложение основного содержания

Тема занятия: Лепка из солёного теста декоративного коллективного панно.

Тип занятия: развитие и закрепление практических навыков.

Цель занятия: обсуждение готовых работ.

Задачи занятия:

Формирование умений и навыков: исследовательских, презентационных, оценочных;

Развитие творческих, художественно – эстетических способностей;

Развитие умения общаться, сотрудничать с людьми.

План и ход занятия.

    Организационный момент – 2 мин.

Проверка присутствия на занятиях, готовность учащихся к занятию, организация рабочего места.

2. Сообщение темы, цели и задач занятия - 3 мин.

Ребята, тема нашего занятия: Лепка из солёного теста – выполнение коллективного панно.

3. Проверка знаний – 2 мин.

Исторические сведения, актуальность.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем. В наши дни тестопластика или лепка из солёного теста популярное занятие. Солёное тесто - экологически - чистый материал, оно очень эластично, изделия из него долговечны, а работа с ним доставляет удовольствие и радость. Изделия из солёного теста украсят дом, станут прекрасным подарком.

Повторение изученного материала

На прошлых занятиях мы познакомились с лепкой изделий из солёного теста

а) Назовите основные компоненты, добавки теста (мука, мелкая соль, вода; клей - для прочности, крахмал - для эластичности)

б) Какие инструменты и материалы необходимы для лепки изделия? (стеки, нож, скалка, фигурные формочки, ситечко, чесночница, кисточки, стакан с водой)

в) Как можно создать фактурную поверхность? (используя пуговицы, зубочистки, ножницы, формочки, специи: перец горошком, гвоздика)

г) Назовите основные этапы изготовления изделия из теста

Лепка элементов: основа-шарик и жгутик;

Скрепление деталей - зубочистки, кисточка с водой;

Сушка - на воздухе, в духовке;

Раскрашивание - краски, гуашь;

Нанесение защитных составов - лак или грунтовка;

Склейка деталей, оформление изделия.

д) Как хранить и ухаживать за готовыми изделиями? (хранить в сухом, проветриваемом помещении, но не во влажном; удалять пыль большой кисточкой.)

4. Изложение основного материала – 3 мин.

Объяснение лепки корзины, яблока, абрикоса, вишни листочков.

5. Самостоятельная работа учащихся – 10 мин.

В процессе лепки педагог контролирует и поправляет возможные ошибки учащихся.

6. Подведение итогов – 5 мин.

Обсуждение удачных и неудачных моментов каждой работы.

Конспект урока

Учитель: Бахтигузина Румия Ряшитовна Образовательное учреждение МКОУ «Маляевская ООШ» Ленинского района Волгоградской области Предмет: технология Тема урока: "Изготовление сувениров из соленого теста»"

Цели урока:

1. Обучающая: расширить кругозор учащихся по истории лепки сувениров из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из соленого теста, новым рабочим приемам.

2. Развивающая : развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес, работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.

3.Воспитательная: воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.

Форма урока – рассказ, беседа, практическая работа

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, беседа, самостоятельная работа.

Тип урока – комбинированный.

Объект работы : соленое тесто.

Наглядно-иллюстрированный материал : образцы с поделками и сувенирами из соленого теста, технологическая последовательность изготовления теста и сувениров.

Средства обучения (оборудование, инструменты, материалы): компьютер, поектор, ножницы, деревянный стек, валик, гуашь, шаблоны, мука, соль, масло, вода, миска.

Профориентация : профессия декоратор, художника-дизайнер.

Практическая работа: изготовление цветов из солёного теста

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

III. Практическая работа.

IV. Физминутка для рук и глаз.

V. Рефлексия, закрепление нового материала.

VI. Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Приветствие, контроль посещаемости.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала.

Словесно-иллюстративный рассказ.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с приемами работы с соленым тестом, научимся изготавливать сувениры и разукрашивать их. Девизом нашего урока будет пословица: «Рукам работа – душе праздник!»

Поделки из солёного теста - очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.

Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам.

В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных инструментов.

На Руси ещё IХ веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготовляли для всех праздников самой разной величины и формы, в виде забавных фигурок. В Егорьев день (23 апреля)-день первого выгона скота и лошадей пекли «козули»-сделанные из ржаного теста.

Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

В Китае, начиная с ХVII века, делали марионетки из теста. Один из художественных народных промыслов Эквадора - поделки из ярко окрашенного теста.

В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышными орнаментами.

В Польше, Чехии, Словении очень популярны картины из теста.

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям:

Должно быть сухим, светлым, тёплым;

С естественным доступом воздуха;

Хорошо налаженной вентиляцией

По площади достаточной для проведения занятий в составе 15-20 человек;

Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см;

Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула;

До и после работы тщательно мыть руки с мылом.


ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд.

При сушке, если используется духовой шкаф проверить его исправность, включать и выключать духовой шкаф только сухими руками, соблюдать температурный режим.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

1.Мука. Для приготовления солёного теста используется пшеничная и ржаная мука. Но в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твёрдое.

2.Соль. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведёт к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую. Но лучше всего подходит соль «Экстра» мелкого помола.

3.Вода. При замесе теста используется холодная вода.

4.Природный материал. Чёрный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки кукурузы, яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д.

5.Шаблоны. Шаблоны надо делать из картона с водонепроницаемым покрытием.

6.Гуашь или акварельные краски.

7.Скалка или валик для раскатывания теста.

8.Деревянный стек.

9.Маникюрные ножницы.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА

1.Замес теста.

Рецепт приготовления теста: 2части муки (200г.); 1часть мелкой соли(200г.);3/4части воды (около 125мл.) воды. При приготовлении теста его необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Эластичность теста можно достичь, добавив при замешивании 1-2 чайной ложки растительного масла. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если прилипает к рукам - муки.

2.Изготовление цветов

Раскатать тесто толщиной 0,5-1см и вырезать по шаблону лепестки. Из лепестков одинаковой величины можно составить цветок, соединив их вместе в центре.


3. Изготовление роз

Тесто раскатать и вырезать из него маленькие кружки. Из одного кружка скатать маленький центральный лепесток.

Вокруг центрального лепестка, накладывая друг на друга, расположить оставшиеся лепестки, отгибая верхние края.

4.Изготовление объёмных фигурок

Изготовление фигурок людей.

Изготовление фигурок начинается с туловища, которое лепят в форме конуса. Нижнюю часть конуса разрезают пополам, чтобы сделать ножки. Для головы скатать из теста шарик. Там где туловище будет соединяться, с головой воткнуть спичку. Руки лепят с расширением от плеча к запястью, чтобы получились рукава одежды. Ступни слепить из двух одинаковых шариков, в нижней трети ступни стекой сделать засечку, затем переднюю часть слегка загнуть кверху, а заднюю насадить на спичку. Когда туловище, голова, руки и ноги сделаны, фигуру можно одеть.

Одежду для фигуры вырезаем по шаблонам. Тесто для одежды фигурок не должно быть слишком мягким, иначе не лягут складки и отвороты.

7.Изготовление композиций

Из маленьких камушков и веточек, засушенных цветов в сочетании с фигурками из солёного теста могут быть составлены изящные картины.

Композиции из природного материала, будут долго радовать вас или того, кому вы их подарите.

Сушка изделий

Существует несколько способов сушки:

    Воздушная сушка

Изделия сушат на воздухе, из расчёта на 1 мм толщины изделия требуется 1 день сушки. Готовое для просушки изделие кладётся на освещённое солнцем место. При не достатке солнечного света объемное изделие деформируется. Воздушная сушка занимает много времени, зато не требует расходов на электроэнергию.

2. Сушка в духовом шкафу

Время сушки в духовом шкафу электроплиты на противне 1 час на каждые 1/2см толщены при температуре 75С.

Изделия из окрашенного теста следует сушить при низкой температуре не более

50С, иначе их цвет изменится.

Для того чтобы определить полностью ли высохло изделие, необходимо взять его с противня, положить на кухонную прихватку и постучать по обратной стороне изделия. Если звук звонкий, значит изделие высушено. Если же звук приглушённый, значит, внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи.

Раскрашивание изделий

Перед раскрашиванием нужно убедиться, хорошо ли просушено изделие. Готовые изделия раскрашивают гуашью или акварельными красками

Солёное тесто можно получить и цветным, если при вымешивании добавить водный раствор гуаши или же пищевых красок.

III .Практическая работа. Изготовление сувениров по выбору учащихся

IV .Физкультминутка. Гимнастика для рук и глаз.

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик. И теперь он будет спать

До утра, как птенчик

V.Рефлексия с целью закрепления вновь полученных знаний и сведений

Учитель : Цель нашего урока: познакомиться с историей и технологией изготовления сувениров из соленого теста, с изготовлением композиций из соленого теста. А сейчас мы узнаем, насколько вам интересно было содержание нашего урока и что из него вы запомнили. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы научились на уроке?

Как правильно организовать рабочее место?

Какие правила техники безопасности нужно выполнять, работая с солёным тестом?

Каков рецепт приготовления солёного теста?

Какие используются способы сушки фигурок из солёного теста?

Какие краски используются для раскрашивания изделий из солёного теста?

Понравилось ли вам работать?

VI. Подведение итогов урока

Учитель оценивает работу учащихся и выставляет оценки.

ЛИТЕРАТУРА

1.А.А.Белова «Вкусная сказка из теста», издательство «ЭКСМО»,2007г.

2.Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова Технология: конспекты уроков, элективные курсы 5-9 кл.» издательство «5 за знания»,2005г.

Открытый урок

Тема: «Удивительное соленое тесто»

(5А класс)

Разработала учитель технологии школы- гимназии:

Сухарева Римма Николаевна

г. Макинск

Тема урока: Удивительное соленое тесто.

Цель обучения: Объяснить учащимся значение изделий из теста в пи­тании человека, ознакомить с видами теста и изделиями из него; научить готовить изделия из теста;

Цель воспитания: Воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратно­сти;

Цель воспитания: Развивать исполнительские умения и творческие способности.

Методы обучения : беседа. наглядно-демонстрационный, практическая работа.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, солёное тесто, приспособление для

изготовления поделок, выставка изделий из соленого теста.

Ход урока

    Организационный этап.

Приветствие

Проверка учащихся

Выявление дежурных

Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению.

Устный опрос. Загадки:

1) В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А наскучит ей летать, на землю падает опять.

2) Из меня пекут ватрушки, и оладьи, и блины. Если делаете тесто, положить меня

должны.(мука)

3) Отдельно – я не так вкусна.

Но в пище – каждому нужна (соль)

4) Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы

Дядя. длинный и худой

Носит воду бородой

И сестрицы в месте с ним

Нарисуют дом и дым (краски и кисточки)

5) Чинишь рваную тетрадь. Им листы намажь скорей. Нужно крепко их прижать,

чтоб быстрее высох (клей)

    В водный инструктаж.

Тема урока: Удивительное соленое тесто.

Цель урока: Научиться правильно работать с тестом.

Изделия из теста издревле являются люби­мыми продуктами питания человека. Их многообразие - от обычного хлеба до праздничных пирогов, тортов, кексов - от­ражает многовековой опыт, мастерство, вкусы и традиции на­рода

Объяснение учителя.

Мука - основной продукт в приготовлении теста. Этот питая тельный порошкообразный продукт получается путем размола зерен пшеницы, ржи, кукурузы и других зерновых культур.

Мука - порошкообразный продукт, который получается в результате измельчения зерен пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы и т. дл Они являются носителем всех необходимых для организма пита-1 тельных веществ.

В зависимости от вида используемого зерна различают пшеничную, ржаную, кукурузную муку, которая в зависимости от качественных показателей делится на товарные сорта. Качество муки 1 определяется по ее цвету, запаху, вкусу. Качество выпеченных изделий - их подъем, вкус, внешний вид - зависит от качества муки. Муку хранят в сухом, хорошо проветриваемом месте. Перед приго­товлением теста муку просеивают, чтобы удалить инородные примеси и обогатить кислородом.

Область применения муки очень разнообразна: мука служит основой теста, из которого выпекаются хлебобулочные изделия, мучные кулинарные и кондитерские изделия, из нее приготавлива­ют такие блюда, как пельмени, блины, оладьи.

Какие сорта муки вы знаете?

Какие виды теста вы знаете?

Какие изделия из получаются из дрожжевого теста?

Из песочного теста?

Из пресного теста?

Перед использованием муку проверяют на доброкачествен­ность: вкус муки должен быть сладковатым и пресным, без горечи; мука не должна иметь затхлого постороннего запаха; влажность должна быть в пределах нормы.

Перед употреблением мука проходит первичную обработку -просеивают ее через сито, чтобы удалить из муки случайно попав­шие посторонние примеси и улучшить пекарные свойства муки, насытить ее кислородом.

Немного из истории

Частенько особенно перед праздниками мы часами ходим по магазинам, не зная, что подарить друзьям. Кажется, что всё разнообразие подарков так однообразно. Но ведь можно сделать подарочки своими руками, и в этом нам поможет такой материал как тесто. Но не простое, а солёное тесто! Из него можно слепить настоящее произведение искусства: сувениры, игрушки, удивительные мелочи…

Итак, как я уже говорила, мы сегодня будем работать с солёным тестом.

На доске вы видите иллюстрации изделий из солёного теста и поделки из теста.

Для того чтобы получить такие поделки нужно соблюдать технологию изготовления изделий из солёного теста, для этого нам потребуется:

Материалы и инструменты

1. Мука. Для приготовления соленого теста можно использовать пше­ничную и ржаную муку. Но пшеничная мука лучше всего подходит для приготовления соленого теста, так как в тесте из ржаной муки об­ разуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твердое.

2. Соль. Соль добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведет к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую: мелкого и грубого помола. Соль грубого помола можно легко размельчить в кофемолке.

3. Вода. При замесе теста используется холодная вода.

4. Природный материал. Черный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки кукурузы, яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д. Мох, сухоц­веты, камушки, веточки, ракушки применяют при оформлении ком­позиций.

5. Шаблоны. Шаблоны лучше делать из тонкого картона с водонепрони­цаемым покрытием.

6. Инструменты. Скалка или валик для раскатывания теста. Маленький кухонный нож или деревянный стек, служащий для вырезания дета­лей по шаблону, выравнивания края, нанесения рисунка. Карманная расческа с помощью, которой можно отпечатать ребристый продоль­ный узор, вдавливая ребра ее зубчиков в тесто. Кончиками острых зубцов расчески делают узор из точек. Маникюрные ножницы, кото­рые помогут сделать иголки. Чеснокавыжималка и чайное ситечко.
Если тесто пропустить через них, то получаются кудряшки в форме
спагетти, с помощью которых вы сможете сделать моделям волосы, шерсть, крону деревьев и другие декоративные детали. Кисть, вилки, формочки для выпечки, насадки для кулинарного шприца разной фор­мы, пробки с резьбой от бутылок и другие оригинальные вещицы,
благодаря которым в изделиях из соленого теста может быть вопло­щено все, на что только хватит фантазии.

Технология изготовления изделий из соленого теста

/. Замес теста

2. Лепка изделий.

3. Сушка и обжиг изделий

"4. Лакировка изделий

5. Раскрашивание изделий

6. Цветовые эффекты. Соляное глазурование

Для получения эффекта перелива оттенков в течении последнего часа обжига изделие выдерживают в духовке при температуре 150°С, многократно смазывая кисточкой, смоченной в насыщенном растворе соленой воды.

7. Эффект сдобной выпечки

4.Повторение правил техники безопасности

5. Практическая работа

Сейчас вы все подумайте, какую бы композицию или картину вы хотели слепить, а затем приступайте к работе. В работе вам помогут распечатки, которые находятся у вас на столе, где дано как можно изготовить ту или иную поделку.

Композиции из природного материала, будет долго радовать вас или того, кому вы их подарите.

6. Итог урока

Выставка готовых поделок. Оценивание работ самими учащимися.

Конспект занятия на тему:

«Соленое тесто. Лепка. Валентинка»

Введение

Чудеса из соленого теста.

Солёное тесто - рецепты и способы лепки различны и многовариантны, так как лепить из соленого теста - большое удовольствие и радость! И поэтому практически каждый мастер создаёт свой собственный рецепт. А также и название своей технике - тестопластика, хлебосол, биокерамика, мукасолька.

Универсальный рецепт солёного теста : 2 стакана муки; можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1,5 стаканов муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной , если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим.

Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее. Кисель делают так:

Одну столовую ложку крахмала растворите в 1/2 стакана холодной воды. А еще 1 стакан воды нагрейте в маленькой кастрюльке до кипения. Влейте в кипящую воду раствор крахмала, помешивая. Когда содержимое кастрюли загустеет и станет прозрачным, выключите огонь. Дайте киселю остыть и влейте его в смесь муки с солью вместо воды.

Способы окраски солёного теста. Подкрашивать соленое тесто можно пищевыми красителями, акварелью или гуашью. Окрашивать можно и при приготовлении теста, вводя краситель при замесе, и уже собственно готовое изделие - по поверхности.

Отличный шоколадный цвет получается при добавлении какао. Можно экспериментировать и с другими природными красителями - сажей, соком свеклы, моркови, охрой и т.д. Можно изделие из солёного теста подрумянить в духовке, для естественного цвета.

При подкрашивании надо учитывать, что после высыхания цвет станет менее насыщенным, но если вы покроете поделку лаком - снова станет ярче. Какой лак можно использовать? Акриловый и художественный - это очень хорошо. Возможно применить и обычный строительный на водной основе для дышащих поверхностей т.е. для паркета или дерева.

Особенности и способы приготовления солёного теста. Есть несколько вещей, которые с солёным тестом делать нельзя. Так, например, нельзя добавлять в солёное тесто блинную муку (или муку с любыми другими с добавками), так как фигурки при высыхание поднимутся как хорошее тесто для пирогов и потрескаются.

Также нельзя добавлять соль йодированную крупные вкрапления не растворяются, в последствии тесто не однородное - в крупинку. Точно так же нельзя добавлять каменную соль без предварительного растворения.

По поводу воды. Так, в тесте лучше всего использовать очень холодную воду; добавлять обязательно частями по 50 мл после каждого добавления вымешивать (связано с тем, что для разной муки, может понадобиться разное количество воды).

Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.

Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.

И ещё один момент если фигурки толстоваты (больше 7 мм) то после первого этапа, нужно с обратной стороны вынуть излишек теста (Рисунок есть в книжке у Ханановой, на страничке - в книжках).

Тесто может получиться слишком мягким. Тогда поступите следующим образом: смешайте на дне миски столовую ложку муки со столовой ложкой соли. Прижмите ком теста к этой смеси, а затем сомните его. Поступайте так до тех пор, пока тесто не станет более плотным.

Лепить или вырезать фигурки можно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия будет ровной и устойчивой.

Всё что отваливается - просто замечательно и главное не заметно приклеивается клеем ПВА.

Вспучивание или потрескивание поделки из соленого теста происходит в трёх случаях:

    Если неправильно подобрана мука. Для большей прочности можно добавить в тесто ржаной муки (цвет будет более теплый и потрескиваний быть не должно) (например, стакан обычной + стакан ржаной, 1 к 1), 50 гр. крахмала - тоже придают тесту эластичность и не дают потрескаться. Также можно добавить клей ПВА, поскольку он тоже придает пластичность и не дает подняться тесту.

    Если неправильно произведена сушка (см. следующий раздел)

    Если потрескивание произошло после покраски, это означает что изделие не до конца просохло (изделие продолжает сохнуть и воздуху надо куда то деваться) поэтому трескается поверхность краски или лака. Не торопитесь покрасить или покрыть изделие лаком, чтоб потом не жалеть и не переделывать.

Часто задаваемый вопрос: как сушить солёное тесто? Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях, но это долго (полное высыхание может занять неделю и больше - особенно, если влажность при сушке высокая - так как соль натягивает влагу), поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил.

    Духовка должна быть на минимальной температуре

    Хорошо если сушка идет с приоткрытой крышкой духовки

    Нельзя класть изделий в горячую духовку сразу, нагрев должен происходить постепенно. Так же как и вытаскивать изделие из духовки, лучше если оно остывает постепенно вместо с духовкой

    Идеально производить сушку в несколько этапов: час посохло с одной стороны, перевернули поделку, сохнет с изнанки. Я ещё делаю перерывы между сушками, час сохнет в духовке - сутки сохнет само - потом опять часа полтора в духовке с обратной стороны.

Время сушки изделия из солёного теста зависит от толщины самого изделия. А также от применённого рецепта изготовления. Так, тесто с содержанием масла, крема и т.д. сохнет намного дольше теста без маслосодержащих добавок.

Во избежания потрескивания изделия можно производить сушку в три - четыре этапа, в духовке на самом минимуме и обязательно с открытой крышкой примерно по часу-полтора, потом перерыв часа на два - на три, или на всю ночь, поделка сохнет сама, а потом опять включить духовку на минимум с открытой крышкой.

При естественной и духовковой сушке поделку необходимо поворачивать при каждом этапе сушки т.е. час сохнет лицевой стороной, отдыхает, на след этапе перевернули и сохнет уже обратной стороной.

Цели занятия:

    Образовательные:

    • учить приемам лепки из цветного теста;

      учить пользоваться шаблонами и инструментами;

    Развивающие:

    • развивать эстетический вкус;

      знакомить детей со свойствами соленого теста;

      развивать координацию движений и мускулатуру рук, пальцев;

    Воспитательные:

    • аккуратность в работе;

      самостоятельность;

      творческое отношение к работе;

      воспитывать культуру труда.

Материалы и инструменты:

Для учащихся: инструменты для лепки, стержень от шариковой ручки, мука, вода, соленое тесто, гвоздика, картон, клеёнка, тряпочка для рук.

Для педагога: образец готового изделия, шаблоны, соленое тесто для демонстрации приемов лепки, технологическая карта последовательности изготовления изделия.

Ход занятия

Этапы занятия

I Организационная часть (1 минута)

Приветствие.

Организация учащихся.

Проверка готовности к занятию.

II Вводная часть (5-7 минут)

1. Беседа «День Святого Валентина».

2. Объявление темы занятия.

3. Демонстрация готового изделия.

Подарки ко дню всех влюбленных. Различные виды валентинок.

III Основная часть (10 минут)

1. Анализ образцов изделия.

2. Инструменты для работы.

3. Организация рабочего места.

4. Коллективное составление плана работы.

    материал: соленое тесто;

    валентинка вырезается по шаблону из раскатанного в лепешку теста;

    наносится рельефный рисунок по краю сердечка стержнем от шариковой ручки;

    отдельно вылепливаются листики, наносится рельеф;

    вылепливается яблоко, для серединки используется гвоздика;

    детали соединяются между собой водой;

    после того как валентинка высохнет её можно покрыть лаком.

Инструменты: скалка, стека, стержень для шариковой ручки.

При работе использовать клеёнку, картон, тряпочку для рук.

План работы:

    раскатать тесто толщиной 1 см.;

    вырезать по шаблону сердечко;

    сделать рельефный рисунок стержнем от шариковой ручки;

    заготовить детали листьев и яблоко;

    компоновка и соединение деталей на валентинке;

IV Практическая работа (20 минут)

1.Вводный инструктаж по заготовке валентинки.

2.Самостоятельная работа.

3.Инструктаж по заготовке деталей.

4.Самостоятельная работа.

5.Оформление работы.

6.Анализ лучших работ.

Обратить внимание на организацию рабочего места.

Обращать внимание на типичные ошибки.

V Итоговая часть (2-3 минуты)

1.Уборка рабочего места.

2.Анализ работы группы.

Убрать остатки теста, вымыть инструменты и клеёнку, сложить инструменты и шаблоны в коробочку.