Как называется ложка для японской чайной церемонии. Японская чайная традиция. Основы и традиции

В жизни жителей Китая чай стоит на особом месте, а питье чая и вовсе превратилось в отдельное искусство чайной церемонии.

Китайцы предпочитают чай другим напиткам даже в летнее время: он не только утоляет жажду, но и способствует повышению иммунитета.

Чайная церемония в Китае - немного истории

Появление чая относят к одной из основных фигур божественному прародителю всего китайского народа Шэнь Нуну, чье имя в переводе с китайского означает "Божественный Землепашец". Именно этот герой научил народ вспахивать землю, выращивать злаковые культуры, а также лекарственные и другие полезные растения.

Предание гласит, что у Шэнь Нуна была бычья голова и человеческое тело, при этом живот у него был из прозрачного нефрита. Шень Нун помогал людям лечить недуги, а для этого бродил по стране в поисках лекарственных растений, отделяя их от часто встречающихся ядовитых. Эффект от найденных трав врачеватель проверял на себе. При этом он наблюдал за влиянием съеденного растения или его плодов на организм через свой прозрачный живот. Говорят, что однажды он попробовал новое, незнакомое ему растение и в результате получил сильное отравление. Когда ему стало совсем плохо, то он прилег под незнакомым кустом. Неожиданно с листьев куста покатилась росинка. Глотнув эту капельку, лекарь почувствовал прилив сил и приятную бодрость во всем теле.

С того времени Шень Нун повсюду носил с собой листья этого растения, применяя их в качестве противоядия. Так и получилось, что он научил весь китайский народ пить чай в качестве лекарства.

В древности чай был напитком для богатых людей. Никто не знает точно, когда он перешел в повседневный напиток. В то же время в 1 веке до нашей эры чай был широко распространен, и его уже можно было приобрести на рынке. А с 618 по 907 годы начала развиваться китайская чайная церемония, и впервые были описаны чайные

Со временем по Великому шелковому пути чай проник и в Россию. В литературе сообщается, что чай в качестве подарка казаки преподнесли русскому царю в 1567 году. По-настоящему россияне смогли оценить душистый напиток уже в 19 веке. Именно тогда сформировалась русская чайная церемония. В научились заваривать во всемирно известных русских самоварах.

В Китае чайная церемония представляет собой целый ритуал, где при заваривании напитка соблюдается определенный порядок. Главной целью этого действа является раскрытие вкусовых качеств и аромата чая, и спешка тут неуместна. Китайская чайная церемонияподразумевает спокойствие и умиротворенность. Особую атмосферу помогают создать причудливые предметы чайной утвари, изящная посуда небольшого размера, а также приятная негромкая музыка - благодаря всем этим факторам становится возможным насладиться известным по всему свету незабываемым благоухающим ароматом чайного напитка и долгим послевкусием.

Особенности чайного ритуала по-китайски

Чайная церемония в Китае называется гунгфу-ча: гунг - высшее искусство, а ча - разумеется, чай. Сами китайцы придают ритуалу особое значение. У них это мастерство, освоить которое может не каждый.

Китайский ритуал чаепития считается одним из самых таинственных и загадочных во всем мире. Возможно, объясняется это тем, что китайцы считают чай не просто напитком. Для них чай является мудрым растением, которому дано передавать энергию жизни. Для получения этой энергии есть определённые условия, которые сведены в правила проведения церемонии чаепития.

Особые требования к воде

Выбор воды, которой будет завариваться чай, имеет определяющее значение. Она обязательно должна быть из чистого источника. Наиболее подходящей считается та, что имеет сладковатый привкус и мягкую структуру.

При приготовлении чая важным является кипячение воды. Ее не нужно доводить до сильного кипения, ведь из-за этого из нее уходит собственная энергия. Говорят, что вода считается закипевшей до нужного чаю состояния, едва только в ней появятся пузырьки - до бурного кипения не допускают.

Звуки музыки

Традиционно перед началом церемонии человек должен очиститься, достичь состояния внутренней гармонии и покоя. Именно поэтому она проходит в красивом помещении и под звуки приятной музыки, зачастую завораживающей и мистической. Для наилучшего эффекта мастер чайной церемонии предпочитает использовать звуки природы. Это содействует погружению человека в глубины своей души и помогает лучше слиться с природой.

О чем принято говорить на чайной церемонии?

Во время чайного ритуала традиционно говорят о самом чае. Кроме того, важным элементом церемонии является демонстрация уважительного отношения к чайному божеству и разговоры о нем. Зачастую мастера ставят его статуэтку или изображение рядышком с чайной утварью.

Внутреннее состояние собравшихся

По всем канонам ритуал проходит в атмосфере добра и гармонии. В процессе чаепития не принято громко разговаривать, махать руками или же шуметь. Ощутить истинное наслаждение от напитка и настоящее счастье помогает полная сосредоточенность.

Кстати, чайная церемония в Китае предполагает участие от 2 до 6 человек. Именно в этом случае можно достичь удивительной атмосферы, называемой в традициях соприкосновением душ.

Интерьер для чайной церемонии

Все присутствующие рассаживаются на соломенных ковриках, постеленных на полу. Около гостей раскладывают мягкие подушки приятного теплого цвета. Посредине устанавливается стол для чая, называемый чабань, высотой около 10 см. Он похож на некий ящичек из дерева. В нем есть особые отверстия, куда выливаются остатки чая, ведь в Китае излишек воды говорит про изобилие.

Когда соблюдены все основные принципы чаепития, наступает торжественный момент самого чаепития.

Итак, китайское чаепитие

Перед гостями раскладывается набор для чайной церемонии. Посуда включает в себя: чайничек для заваривания, сосуд - ча-хай, чайную коробочку, называемую ча-хе, и чайную пару. Вся посуда для чайной церемонии должна быть выполнена в одном стиле и не отвлекать своим внешним видом от чудесного напитка.

Первым делом сухую чайную заварку мастер засыпает в ча-хе - особую фарфоровую коробочку, которая предназначена для изучения структуры чая и вдыхания его запаха. Все участники не спеша передают ее в руки друг другу и вдыхают аромат. У этого ритуала есть еще один смысл - во время передачи ча-хе присутствующие сближаются между собой.

После этого мастер гунфу-ча заваривает чай. Первый залитый кипяток сливают - таким образом смывается пыль с чая. Но уже со следующей заливки каждый гость церемонии наслаждается чудодейственным напитком.

Перед каждым участником находится на подносе. Это две чашки, одна из которых высокая и узкая (вэнсябэй), предназначенная для восприятия запаха, а широкая и низкая (чабэй) - для наслаждения цветом и вкусом чая. В высокие чашки наливается вторая вода, после того как она пробыла в заварнике около 30 секунд. Вэнсябэй наполняют всего на ¾ и сразу накрывают широкой чашкой. Через время верхнюю чашку снимают и, поднеся нижнюю к носу, вдыхают чудесный аромат получившегося чая. Тут важно сконцентрироваться и слиться с энергией чая. Чай пьют медленно, сосредотачиваясь на ощущениях.

Чай заливают до тех пор, пока у напитка сохраняются цвет и аромат. С каждой новой заливкой чай получает другие оттенки запаха и вкуса.

В результате чайная церемония дарит умиротворение, душевное равновесие и помогает забыть о суете нашей жизни.

Чайная церемония в Англии

Великобритания является одним из мировых лидеров по потреблению чая на одного человека. Чаепитие для англичан - это не просто привычка, это ритуал со своими сложившимися традициями. Он появился из свойственного англичанам чаепития Five-o-clock Tea.

Традиционный набор для чайной церемонииу англичан - это белая или синяя скатерть без рисунков, ваза с живыми белыми цветами. Чайные пары, с чаем, молочник, кувшинчик с молоком, ситечко и подставка для него. Кроме того, понадобятся сахарница (желательно с белым и коричневым сахаром), чайные ложки, вилка и нож, салфетки в тон скатерти.

К чаю обязательно подаются закуски - это различные варианты английской выпечки. Традиционно гости могут выбрать среди 5-10 сортов чая, где обязательными являются Lapsang Souchong, Earl Grey, Darjeeling, Assam, а также разные смеси чая.

Кстати, еще один важный элемент сервировки - стеганый или шерстяной чехольчик на чайник (tea-cosy).

Чайная церемония в Англии имеет свой секрет. При заваривании чая во внимание принимается то, что в чашках кипятком его разбавлять уже не будут. Это значит, что при заваривании в чайник кладется заварка исходя из того, что на 1 человека приходится 1 чайная ложка чая. В случае, когда пользуются заварочным чайником большого размера, рекомендуется добавить еще 1 ложку на всех.

Затем 3-5 минут чай настаивается, и его разливают гостям. Сразу вслед за этим в чайник нужно налить кипятка из кувшинчика (особенность чайной церемонии - повторная заливка заварки) и накрыть его tea-cosy для сохранения температуры. К моменту завершения питья первой чашки, вторая заливка успевает настояться. Чайник можно заливать снова, но с каждым разом качество напитка будет ухудшаться.

Традиционно чай пьют с молоком, причем доливают к горячему молоку чай, и никак не наоборот.

Русские чайные традиции

Чайная церемония в Москве - это совершенно другие традиции, сильно отличающиеся от ритуалов, сложившихся на родине этого напитка. Говорят, что японцы при чаепитии наслаждаются чайной утварью, деталями церемонии, своим внутренним миром. Чайная церемония в Китае - наслаждение вкусом и ароматом - ценна самим фактом соблюдения традиций, антуражем, выпечкой. А у россиян самое главное - это собравшаяся компания возле русского самовара. Ценно общение между всеми собравшимися.

В Москве пили изначально черный чай. Кипяток греется в самоваре, а сверху ставится заварник. Заварка делается крепче, чем чай, который в итоге пьют. В чашки разливается заварка, а после - кипяток из самовара.

На столе к чаю всегда предлагаются выпечка,
лимон, сахар, варенье и мед. Последние едят чаще всего вприкуску к чаю или же намазывают на хлеб. Часто к чашке подается «чайная пара» - блюдце. В него переливают горячий чай из чашки и пьют.

Какими бы ни были чайные традиции у разных народов, повсюду этот напиток ценят за приятный вкус, тонкий аромат и необычные свойства.

Японское чаепитие – это не просто традиция, это целый ритуал , который люди постигают многие годы в специальных школах. Смысл японского чаепития заключается, главным образом, не в дегустации напитка — это больше похоже на медитацию и попытку обрести гармонию не только в себе, но и с другими людьми. Сегодня рядовой японец может назвать следующие сорт чая: гекуро (наивысший сорт зеленого чая), сэнтя (высший сорт зеленого чая), бантя – зеленый чай более низкого качества, кукитя – низший сорт зеленого чая, который пьют только холодным, котя – все многообразие видов черного чая, и наконец, матя – стертый в порошок гекуро, который используется, как правило, в чайной церемонии.

Японская чайная церемония уходит своими истоками в VIII век, когда китайский чай был впервые привезен в страну восходящего солнца. Позже, в XIII веке чаепитие начало приобретать церемониальные черты благодаря активно распространявшемуся в то время дзен буддизму, пока двумя столетиями позже монах Сюко не оформил эти черты в особые принципы. По его мнению, чайная церемония должна была быть максимально естественной и простой, то же касалось убранства дома и использованной утвари, а отношения между хозяином и гостем должны быть сведены к взаимному пониманию без слов.

Он оставил после себя основные правила чайной философии:

  • гармония, единение человека с миром, ничто не должно нарушать атмосферу чайной церемонии, нет здесь ни одного лишнего предмета или цвета.
  • Почтительность, взаимоуважение, преодолевание в себе чувства превосходства над другими
  • Чистота в чувствах и мыслях,
  • Спокойствие, уравновешенность, безмятежность в душе и на лице.

Церемония по сути является формальной встречей мастера и его гостей не только для распития чая, но и светской беседы и отдыха. Церемонию нельзя проводить в обычном доме – действо должно разворачиваться в особом домике для чаепития, который называется тясицу. Тясицу воплощает в себе основу чайной церемонии - естественность и простоту, поэтому эти домики состоят обычно из одной комнаты с несколькими окнами, простыми глиняными стенами и бронзовым очагом. Посуда, используемая во время ритуала, также отличается простотой: простые керамические чаши, потемневший медный чайник, ящик для заварки, бамбуковые ложки.

Сама церемония чаепития проходит в несколько этапов: сначала гости собираются и готовятся к ритуалу, проходя по каменной дорожке через чайный сад к чайному домику. На пути к тясицу гости созерцают причудливые камни и растения и настраиваются на особый лад. После этого гости умываются и переступают через порог тясицу, предварительно сняв обувь. Хозяин, проследовав за гостями, угощает своих посетителей легкими и красивыми закусками, после чего гости снова покидают домик, чтобы немножко погулять и подготовиться к самому важному элементу церемонии. По возвращении всех начинается заваривание зеленого чая. После долгого ритуального приготовления гости наконец начинают пить чай, беседуя с хозяином о прекрасном: о красоте цветочной композиции, изречении, написанном на специальном свитке, о чаше с чаем и, наконец, о самом чае. Весь этот ритуал как ничто другое отражает японский характер и отношение к жизни. Поэтому, будучи в Японии, обязательно посетите традиционную чайную церемонию и прочувствуйте дзен на себе.

Пожалуй, одной из самых захватывающих и известных церемоний, связанных с Японией является тя но ю (chanoyu, 茶の湯), чайная церемония, которую также иногда называют садо («путь чая», sado, 茶道). Существует не так много церемоний, которые были бы настолько отточены и выверены. Сложная и в то же время предельно простая, одновременно незамысловатая и преисполненная глубокого смысла, чайная церемония может служить метафорой не только самурайскому идеалу, но и всей Японии.


Краткая история

Чай приобрел популярность в Японии в период Камакура благодаря стараниям монаха Эйсая (1141-1215). Примерно пятидесятью года ми позднее буддийский монах Даё (1236-1308) вернулся из путешествия в Китай и привез с собой знания о китайской чайной церемонии в той форме, в которой она практиковалась в буддийских монастырях. Искусство проведения церемонии практиковалось и оттачивалось монахами, пока священник Сюко (1422-1502) не продемонстрировал его сёгуну Асикаге Ёсимасе. Почитавший различные искусства Ёсимаса одобрил церемонию, и с этого момента она стала распространяться за пределами храмов.


Неудивительно, что в начале чайная церемония являлась времяпрепровождением знати, так как чай в то время в основном употреблялся высшими слоями общества. Изменения начались с появлением мастера Сен-но Рикю(1522-1591). Рикю изучал чайные традиции с ранних лет и впоследствии оказал большое влияние на дальнейшее развитие эстетики японской чайной церемонии. Стиль церемоний Асикага был приспособлен для знати, в нем использовались искусная китайская посуда, а сама церемония проводилась таким образом, чтобы не оскорбить никого из важных гостей. В своем видении церемонии Рикю стремился к минимализму: заменил дорогую утварь на более практичную, а вычурные и зачастую безвкусные чайные домики знати - на маленькие и простые, называемые Sôan. Единственным путем внутрь такого домика была маленькая дверь нидзиригути. Любой желавший пройти в неё должен был наклониться, независимо от своего статуса, что способствовало созданию духа равенства. Также дверь служила символическим рубежом, отделяющим пространство спокойствия и тишины чайного домика от суеты внешнего мира. Рикю видел чайную церемонию как мероприятие вне социальных и политических событий.

В 1579 году Сэн-но Рикю стал мастером чайной церемонии у Оды Нобунаги, который с большим интересом изучал чайные традиции и коллекционировал дорогие и редкие предметы для чайных церемоний. После смерти Нобунаги тремя годами позднее, он стал проводить церемонии у Тоётоми Хидэёси и достиг статуса наиболее авторитетного мастера в области чайных церемоний. Хидэёси высоко ценил мастерство Рикю, однако Рикю не одобрял цели, для которых Хидэёси использовал церемонию - в качестве форума для обсуждения государственных дел. Рикю считал, что такой подход нарушает, если не уничтожает полностью гармонию церемонии. Так или иначе, по причинам, неизвестным доподлинно, Хидэёси приказал Рикю совершить сепукку, однако искусство проведения чайных церемоний продолжило развиваться в соответствии с принципами, сформулированными Рикю.

Краткое описание

Обычно чайную церемонию проводят в специальной чайной комнате, тясицу. Гости входят через нидзиригути. Чайная комната планируется таким образом, чтобы первым, что видит входящий, был свиток какэмоно в нише токонома. Как правило, на свитке каллиграфически выводится какое-либо высказывание. Свиток тщательно подбирается в зависимости от настроения или времени года, и гости ненадолго задерживаются перед ним, прежде чем занять место у очага в центре комнаты.


После гостей входит хозяин, обменивается с гостями поклоном и садится напротив них. Пока вода закипает, гостям подается кайсеки - легкая еда, которая должна не только быть вкусной, но и красиво выглядеть. Эта еда не предназначена для насыщения, её главная роль в процессе - эстетическая. Подается немного саке и сладостей вагаси. После этого гости ненадолго выходят, а хозяин совершает необходимые приготовления и меняет свиток на тябана - композицию цветов или веток. Когда все готово, гости возвращаются, и церемония переходит к самой важной части.

Вначале посуда символически очищается, и хозяин приступает к приготовлению густого зеленого чая. Гости в молчании внимательно наблюдают за его действиями. Разговоры во время церемонии не приветствуются и считаются невежливыми. Чай засыпается в чашу с небольшим количеством воды и размешивается до образования однородной массы. Затем в чашу добавляется ещё кипяток, чтобы довести чай до нужной консистенции. Хозяин передает чашу гостям, и те по очереди отпивают из нее, что символизирует единение присутствующих. Затем хозяин вновь передает чашу гостям, но уже пустую, чтобы они могли внимательно её рассмотреть.

После этого хозяин готовит чай в чашках для каждого гостя. На этом этапе гости начинают беседу, предметом которой может быть свиток с изречением, тябана, чай, посуда или что-либо другое, обязательно связанное с церемонией. Когда церемония завершается, хозяин выходи первым, чтобы гости могли еще раз оценить комнату и все предметы в ней. Пока гости выходят, хозяин стоит снаружи и кланяется уходящим. После этого он возвращается в чайную комнату, восстанавливая в памяти прошедшую церемонию, а затем убирает все предметы, чтобы комната приняла в точности такой же вид, как и до начала церемонии.

В чайной церемонии обычно используется два вида чая: койтя, более густой, немного горьковатый, он считается более «формальным» напитком, и усутя, более легкий и «неформальный». Койтя подается первым, его гости понемногу отпивают из общей чаши. Усутя используется в следующей части церемонии, его гости пьют из индивидуальных чашек. Чашки могут иметь самый разный вид и нередко подбираются в зависимости от времени года. Зимние чашки более глубокие, чтобы дольше сохраняли тепло, а летние мельче и шире, чтобы чай быстрее остывал.

На протяжении всей церемонии хозяину и гостям следует стремиться к состоянию спокойствия и безмятежности. Как сказал священник Такуан, когда писал о чайной церемонии: «делайте всё с мыслью о том, что в этой комнате мы можем насладиться потоками воды и камнями также, как мы наслаждаемся природными реками и горами, оценить различные настроения и чувства, вызываемые снегом, луной, деревьями и цветами, когда они проходят через метаморфозы времен года, появляются и исчезают, расцветают и увядают. Когда гостей встретили с должным почтением, мы тихо слушаем кипение воды в чайнике, которое звучит как ветер в сосновых иголках, и забываем о мирских печалях и заботах…»

Японская церемония чаепития представляет собой необычный ритуал, уходящий своими корнями в эпоху Средневековья. Фактически она стала неотъемлемой часть культуры этой восточной страны.

На территорию Японии чай попал благодаря китайским монахам-буддистам. В контексте такого исторического прошлого многие обыватели предполагают, что у китайской и японской традиций чаепития очень много общего. В реальности же все несколько иначе, несмотря на наличие определенных тождественных аспектов. Главное общее звено – культ чая и всецелое погружение в происходящее таинство.

Не будем углубляться в историю возникновения этого мероприятия, а остановимся на ее ключевых аспектах.

Домик в саду

Традиционно небольшие чайные домики располагались в уединенных местах, исторически так сложилось, что таковыми были преимущественно сады. Гости должны заходить не сразу и не все вместе. Обувь необходимо снять у порога, а остальные вещи оставить в комнате.

К самому домику ведет небольшая дорожка из камня. Визуально она напоминает тропу в горах и является олицетворением отстранения от ежедневной суеты, хлопот и забот. Вечером и ночью тропинку освещают небольшие и не слишком яркие фонари, они должны лишь освещать дорожку, а не отвлекать внимание.

У входа располагается отдельный колодец, водой из которого необходимо омыть руки и лицо.

Домик должен быть простым, без какой-либо демонстрации богатства или роскоши. Внутри располагается всего одна небольшая комнатка.

Потолочная зона у входа – низкая, дабы все путники непроизвольно склоняли голову. Через такой вход не могли пройти самураи во всеоружии, поэтому они снимали все мечи за порогом, а вместе с ними и мирские, государственные и семейные заботы.

Основы и традиции

Для церемонии чаепития используют обычную посуду из глины или керамики. Никаких излишеств – доступность и простота. В Японии почитают не только стариков, но и соответствующую посуду, в отличии от той же европейской традиции.

Традиционный набор всего необходимого для церемонии хранился в небольших шкатулках. В сравнении с китайской традицией набор предметов и принадлежностей более чем скромный: небольшая мешалка для заварки, ложка для насыпания чая, 2-3 чашки для гостей, 1 большая чашка с которой пьют все, чайник для заваривания воды и сам чай.

Воду для заваривания чая необходимо поставить на огонь еще до прихода гостей. Непосредственно напротив двери, на стене висел старый завернутый свиток с определенным изречением, посвященным церемонии, посредством которого древние японцы и определяли тему для всех разговоров. В комнате непременно присутствовал и небольшой букет свежих цветов, курильница.

Хозяин должен встречать гостей снаружи, а вот в сам чайный домик входить после всех. До момента заваривания чая каждому посетителю предлагают легкие угощения. После небольшой трапезы все выходят на свежий воздух и готовятся к главному действу – чаепитию. Хозяину за несколько минут необходимо поменять букет цветов в нише на новый.

Постепенно гости входят в комнатку, а в это время хозяин приступает к завариванию порошкового напитка. Во время этой процедуры все внимательно прислушиваются к окружающим звукам, благодаря чему возникает эффект легкой медитации и абстрагирования от проблем.

В большую общую чашу засыпают чай, постепенно добавляя в него небольшое количество кипятка. Медленно помешивают бамбуковым изделием до образования однородной массы. На поверхности должна образоваться пена с зеленоватым оттенком. После чего добавляют воду и получают готовый чай.

Особой важности действие – передача чаши с напитком.

После того как хозяин поклонился, он передает ароматный напиток самому почетному из присутствующих гостей. Левая ладонь у гостя украшена шелковым платком. Чашу необходимо взять правой рукой, затем поставить ее на другую руку и отлить небольшое количество чая. Платок кладется на циновку, крайняя части общей чаши аккуратно вытирается салфеткой и блюдо передается по кругу.

Затем наступает не менее важная часть церемонии чаепития – умиротворенная беседа присутствующих, которые наслаждаются чаем. При этом обговаривать можно только ту тему, которая была указана в свитке.

После того как тему достаточно обсудят, а чай выпьют, хозяин выходит из домика, а гости в это время оценивают окружающую обстановку.

Постепенно они выходят из чайного домика. Хозяин кланяется каждому из гостей, сохраняя молчание. После чего входит в домик и сидит там несколько минут, вспоминая те чувства, которые сопровождали его во время церемонии. На завершающем этапе все убирается, и домик остается в чистом виде до следующей церемонии.


Поделитесь рецептом любимого чая с читателями нашего сайта!

Чаепитие для жителей Востока, особенно Китая и Японии, — древняя традиция. Чайная культура неотделима от искусства, культуры этих стран, всего образа жизни. Древняя культура Японии насыщена непривычными для нас символами и традициями, загадочными, как иероглиф. Одна из таких традиций — знаменитая на весь мир чайная церемония.

Чай завезли в Японию из Китая в VII веке. У истоков распространения чая в стране стояли японские монахи. В Китае его ценили как лекарственное растение, помогающее от усталости, болезни глаз, ревматизма. Потом, как утонченное времяпрепровождение. Но такого культа чая, как в Японии, пожалуй, не было ни в одной стране. Этот ритуал на протяжении столетий в практически неизменном виде исполняют почти в каждом японском доме. Девушки еще в школе запоминают основы старинного искусства. Умеют проводить чайную церемонию и многие мужчины.

В свою очередь этот ритуал породил такие искусства, как икебана, стиль керамики в духе ваби, японские сады, оказал влияние на фарфор, живопись, интерьер японского дома. Чайный ритуал повлиял на мироощущение японцев, и, наоборот, мироощущение японцев XVI века вызвало к жизни стиль ваби, определив размеренный уклад жизни, вкусы, психический склад японцев. Японцы говорят, что всякий, кто хорошо знаком с чайной церемонией, должен уметь регулировать свое поведение во всех случаях жизни с легкостью, достоинством и изяществом. Японские девушки перед замужеством брали уроки тя-но ю, чтобы приобрести красивую осанку, изящные манеры.

Существовало и существует четыре основных принципа чайной церемонии: гармония (ва), почтительность (кэй), чистота (сэй) и покой (сэки). Восточный взгляд на мир: попытка понять его суть через простые вещи, действия, созерцание, наполнил чайную церемонию высоким смыслом и очарованием. Смысл чайной церемонии в том, что благодаря простым действиям человеку доступен путь духовного совершенствования. Все стадии ритуала проходят в строгом порядке. Одежда должна соответствовать традиции ритуала. Для церемонии участники (как правило, 5 человек) одеваются в однотонные шелковые кимоно и специальные белые носки, предназначенные для деревянной обуви. У каждого в руке небольшой складной веер (сэнсу).

Перед началом чайной церемонии гости проводят некоторое время в передней комнате (мачиаи).

Там помощник хозяина (ханто) подает им ароматизированную горячую воду.

Затем появляется хозяин церемонии (тэйсю), который приглашает гостей в чайный домик. Через маленький сад, прилегающий к чайному домику, шла специальная дорожка из камней (ридзи), в саду возвышались каменные фонари и просто камни, поросшие мхом.
В саду обычно высаживали сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленый кустарник. Все элементы сада чайной церемонии должны были создавать особое настроение сосредоточенности и отрешенности.

Гости следуют друг за другом сквозь полумрак сада, любуясь окружающей их красотой. Чем ближе к домику, тем больше гости и сам хозяин отдаляются от суетного мира. Подойдя к небольшому колодцу с прозрачной водой, они омывают руки и рот. Затем гости входят в чайную комнату. Вход в чайный домик был низкий и узкий (шириной 66 см и высотой 60 см), так что гостям приходилось буквально вползать через него, смиряя свой нрав. Считалось что, наклоняясь, гость показывает своё уважение к хозяину. Низкий вход давал еще один эффект: самурай не мог войти в чайный домик с длинным мечом и оставлял его снаружи. Это также символизировало необходимость оставить за порогом всю агрессию, которая одолевает человека в мирской суете.

В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома). В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями. Токонома располагалась напротив входа и сразу же привлекала внимание гостей. Свиток для токонома подбирался с особой тщательностью и был непременным атрибутом обсуждения во время церемонии. Важное значение придавалось освещению тясицу. Как правило, в домике было по шесть-восемь оконцев, разных по размеру и форме, дававших оптимальное - не слишком яркое и не слишком тусклое - освещение. В некоторых случаях можно было раздвинуть рамы, и тогда гости получали возможность любоваться частью сада, горой на фоне вечернего неба или Луной в ночь полнолуния. Но чаще всего окна в чайном домике были закрыты.

Гости проходили в чайный домик и только после того как гости освоятся с обстановкой, появлялся хозяин и низким поклоном приветствовал собравшихся. Он садился рядом с очагом напротив гостей. Затем подавалась еда на простых деревянных подносах (каиси). Во время подачи еды принято было обмениваться поклонами. Затем хозяин приглашал гостей в сад. После небольшой прогулки 5-7 ударов гонга возвещали о продолжении церемонии в чайной комнате. Гости покидали сад и возвращались в дом. Начинается процедура непосредственного заваривания чая (тэмаэ) и его подачи гостям. Молча хозяин садился у очага, над которым уже заранее был подвешен котелок (кама) с кипящей водой.

Перед “хозяином” лежали все необходимые предметы чайной утвари: шкатулка с зеленым чаем, чашка и деревянная ложка. Каждый из этих предметов, неся важную эстетическую и философскую нагрузку, зачастую являлся настоящим произведением искусства.


“Хозяин” не торопясь насыпал в чашку зеленого чая, затем заливал его кипятком. Потом четкими, сосредоточенными движениями он взбивал эту массу бамбуковым веничком, пока порошок полностью не растворялся и не появлялась светло-зеленая матовая пена.

Гости молчаливо наблюдали за происходящим таинством, вслушиваясь в ритмичное постукивание веничка о края чашки. Затем “хозяин” с поклоном передавал чашку главному, самому почетному гостю. Тот медленно, маленькими глотками отпивал чай - зеленую горьковато-терпкую, тающую во рту массу - и, неторопливо обтерев края, возвращал чашку “хозяину”. Чашка передавалась из рук в руки, чтобы каждый смог внимательно рассмотреть ее, ощутить руками ее шершавую поверхность, теплоту глины.

Гости вступали в беседу. Здесь нельзя было говорить о повседневных делах и проблемах, здесь говорили лишь о красоте свитка в токонома, об изяществе сосновой ветви в букете, о естественной величавости чайной чашки. Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни.

Одна чаша была рассчитана на троих гостей. Процедура прохождения круга занимала не более 10 минут. В целом процесс чаепития представлял собой весьма длительную церемонию.

Заканчивался ритуал так: когда гости выпивали весь чай, хозяин споласкивал тяван и тясэн, вновь протирал тясяку и выливает полный ковш холодной воды в котел с кипятком. На этом заканчивалась официальная часть церемонии. Потом помощник хозяина говорил гостям, что они могут принять более свободную позу (что строго запрещено во время церемонии). По окончании церемонии гости благодарили хозяина и расходились по своим делам. Хозяин наблюдал за их уходом через открытую дверь чайной комнаты.

Источник - http://selfire.com/