Салат копченая грудка с огурцами зеленый горошек. Подборка вкуснейших салатов с копчёной курицей. Салат с курицей, фасолью и сухариками

На сегодняшний день прием детей в первый класс стало проблемой. Считают, что психологи придумали проблему готовности к школе. На самом деле психологи стали разрабатывать проблему готовности к школе в ответ на запрос практики, а точнее школы, которой по разным причинам стало все труднее успешно учить первоклассников.

Понятие «психологическая готовность к школе» было введено не для осуществления отбора в школу, а для профилактики нежелательного психического развития ребенка и осуществления индивидуального подхода к нему в обучении и развитии.

Психологическая готовность к школе - это, прежде всего желание, получать знания, это умение слушать учителя и выполнять его задания, это и определённый уровень развития произвольных когнитивных процессов (мышления, памяти, внимания и т.д.), а также развитая речь и фонематический слух.

Адаптацию к школе проходят все первоклассники. И чем лучше подготовлен к ней ребёнок, тем меньшую психологическую и физическую нагрузку он испытывает.

Готовый к школе ребёнок умеет подчиняться правилам, слушать взрослых, выполнять его задания. Таким образом, сразу же уменьшается вероятность возникновения конфликта между ним и учителем, который может вызвать у ученика состояние психологического дискомфорта. И наоборот, ребёнок, не готовый к школе, с первых же дней пребывания в ней вступает в конфликт с учителем, так как не выполняет его требований. Через некоторое время у такого ученика развивается отрицательное отношение к учёбе и к школе вообще. Что может привести к разнообразным заболеваниям в форме «школьного невроза».

Наши школы принимают в первый класс всех детей, достигших возраста 6-7 лет, проживающих в близлежащем микрорайоне и желающих в ней учиться. Классы недифференцированные, в каждом классе оказываются дети с разным уровнем начальной подготовки, поэтому перед психологом не стоит задача отбора и дифференциации детей. Процедура записи в школу направлена, прежде всего, на то, чтобы познакомиться с каждым ребенком, определить по основным параметрам уровень его психологической зрелости, а также при необходимости дать родителям соответствующие рекомендации, чтобы они за оставшееся до начала учёбы время могли оказать своему ребёнку посильную развивающую помощь.

Формирование психологической готовности к школе.

Готовность к школе возникает постепенно, как итог всей дошкольной жизни ребёнка. Компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путём при нормальном развитии ребёнка-дошкольника, когда малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми как в сюжетно-ролевые игры, так и в игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, складывает узоры из мозаики и собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных инструментах (бубен, дудочка и т.д.).

Эта деятельность развивает ведущую форму психики - представление. Представления накладывают отпечаток на весь процесс психического развития. Различные формы психики формируются наиболее успешно в том случае, если они связаны со вторичными образами, т.е. с представлениями. Поэтому развиваются такие формы психики как воображение, образная память и наглядно - образное мышление.

Познание детьми различных свойств и связей вещей происходит в процессе оперирования образами этих вещей. Не только различные психические функции, но и речь ребёнка, её развитие в этот период связаны главным образом с представлениями. Понимание речи детьми в значительной мере зависит от содержания тех представлений, которые возникают у них в процессе её восприятия.

В процессе общения, познавательной и практической деятельности активно формируются социальные формы психики не только в перцептивной сфере, но и в области памяти (вербальная память, произвольное запоминание слов и предметов). К концу дошкольного возраста появляется вербально - логическое мышление.

В дошкольном возрасте ребёнку много читают: он слушает сказки, повести, рассказы. Это ориентирует его на социальное окружение, формирует социальные формы психики и нравственное поведение, создаётся основа для формирования первичных форм социально значимых качеств.
К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоенных нравственных оценок, правил и норм поведения.
В общении со взрослыми ребёнок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием. Важно, чтобы ребенок научился применять их в жизни по отношению к себе и другим, т.к. это формирует у него личностные свойства. При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребёнка люди.
Особое значение в качестве эталонов имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной, доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера, что облегчает первоначальную ориентацию ребёнка в сложной структуре личностных свойств человека.
Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребёнка с миром, включая социальное окружение и общение со взрослыми. Усвоенные ребенком нравственные критерии регулируют его поведение.
Самостоятельность ребёнка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует своё поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание.
Б. Ананьев выделял в генезе самосознания формирование самооценки. Адекватность оценочных суждений ребёнка определяется постоянной оценочной деятельностью родителей, а также воспитателей в связи с выполнением правил поведения детей в группе, в различных видах деятельности (игры, дежурства, занятия).
Дошкольный возраст - это начальный этап формирования субъекта деятельности. Формируется целеполагание, волевой компонент субъекта деятельности. Проявляется сосредоточенность и последовательность в действиях, самооценка своих действий и полученного результата. Под влиянием оценок и контроля взрослого старший дошкольник начинает замечать ошибки в своей деятельности и в работе других и в то же время выделять образцы для подражания.

Вырастая в атмосфере доброты, любви, игры, чтения, интереса ко всему окружающему, ребёнок сам к шести годам стремится научиться читать и считать, в чём на первых порах ему могут помочь близкие ему взрослые.

Итак, для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со взрослыми и сверстниками, играть в разнообразные игры, слушать чтение хороших книг, рисовать, лепить, играть на игрушечных музыкальных инструментах, фантазировать и в том числе, но не вместо всего перечисленного обучаться основам грамоты и счёта. Все эти действия формируют психологическую готовность к школе.

Причины не готовности детей к школе.

Необходимо понимать причины, приводящие к тому, что дети приходят в школу не готовыми к обучению.

Основные моменты, определяющие особенности развития современных дошкольников.

1. Дети всё меньше и меньше играют.

2. Родители стремятся начать обучение своего ребёнка как можно раньше, причём помимо дошкольной гимназии его могут водить в спорт секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Считается, что чем больше, тем лучше. Современные родители одержимы манией раннего обучения, им невдомёк, что слишком раннее обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребёнка.

3. К моменту поступления в школу большинство будущих первоклассников психологически не готовы к школьному обучению, что проявляется в недостаточном для начала обучения в школе уровня развития их когнитивной и аффективно-потребностной сфер.

Как показывает практика, это недоразвитие отмечается и у многих выпускников дошкольных гимназий, где педагоги делают упор не на развитие детей, а на обучение их навыкам счёта, чтения и письма.

Как показывают беседы с родителями детей, не готовых к школе, такие игры, как мозаика, кубики с сюжетными картинками, лото с картинками, относящимися к различным областям жизни человека, конструкторы, исчезли из детского обихода.
Да и книги, которые читают детям, не всегда способствуют их развитию: иногда это чтение с отставанием, а иногда это чтение с опережением.

Итак, на сегодняшний день дошкольники явно не доигрывают в игры, необходимые для их нормального психологического развития. Исчезли из жизни детей многие развивающие игры. Их вытеснили дорогие электронные игрушки, которые очень привлекательны на первых порах, но вскоре надоедают из-за невозможности многофункционального использования, а именно этим (многофункциональностью) ценны развивающие детские игрушки, так как способствуют развитию в игре функций обозначения и замещения, оказывающих существенное влияние на развитие интеллекта.

В трудах отечественных психологов убедительно показаны роль и значение игры в жизни дошкольников. Именно в игре развивается психика ребёнка, поскольку в дошкольном детстве именно игра создаёт зоны ближайшего развития, внутри которых и происходит развитие. Исчерпав свои возможности по созданию «зон ближайшего развития», игра как ведущая деятельность уступает место обучению (имеется в виду систематическое школьное обучение). Но до тех пор, пока зоны ближайшего развития образуются в игре, систематическое обучение не даёт ничего существенного для психического развития ребёнка, хотя и создаёт такую иллюзию за счёт выработки у него новых умений и навыков, не имеющих ничего общего с психологическим развитием.

К примеру, в дошкольном возрасте в норме хорошо развита механическая память. Поэтому ребёнку 5-6 лет не представляет особого труда освоить порядковый счёт, если взрослый уделяет этому обучению внимание. Но в интеллектуальном и личностном развитии дошкольника это умение мало что изменит.

Воспроизведение по памяти заученной последовательности цифр не означает, что ребёнок подготовлен к усвоению математики, где надо уметь сравнивать величины, выделять обобщённый способ решения задачи и т.д.
Обобщению и сравнению дошкольники в обычной жизни учатся, играя в развивающие игры: это и народные игры, игры по правилам, и настольные игры. Конечно, вместо игр детям можно предлагать простые учебные задания на сравнение, обобщение и т.д., представленные в занимательной форме, но это не то же самое, что игра; это неплохо, но не может заменить игру, хотя бы уже потому, что часть детей только через игру приходит к пониманию подобных заданий, поскольку в игре образуются «зоны ближайшего развития».

Каковы же причины ухода из нашей жизни игры? Назову некоторые:

1. Игра появляется как самостоятельная деятельность в тот период жизни ребёнка, когда он не занят никаким другим общественно полезным видом деятельности. Раннее обучение детей в детских садах, а теперь и в дошкольных гимназиях приводит к сокращению периода свободной игры. Причём сокращается именно период от 5 до 7 лет, недоразвитие игры в который, с точки зрения Д.Б. Эльконина, наносит психическому развитию ребёнка непоправимый вред. Это период развития в игре (за счёт «зон ближайшего развития») мышления, фантазии, аффективно - потребностной сферы.

2. Всё меньше уделяется внимания обучению детей игре. Родителям некогда играть с детьми, они слишком заняты на работе и по дому. Бабушки и дедушки часто живут отдельно и видятся с внуками эпизодически, кроме того, многие бабушки и дедушки также целый день заняты на работе. В детском саду воспитатели, часто работающие без няни, еле-еле успевают справиться с режимными моментами и обязательными учебными занятиями. Им уже не до игры. Даже во время прогулки воспитатели редко организуют игру воспитанников, а чаще, беседуя друг с другом, наблюдают за своими подопечными. Вот и получается, что игра попросту отмирает. Итак, сегодня в нашем обществе из-за недостаточного внимания, уделяемого в семье детям, и из-за плохо организованной воспитательной работы в детских садах игра всё меньше и меньше заполняет жизнь ребёнка. А на её место пришла подмена - просмотр телевизора.

3. Удовлетворение потребностей, вызывающих игру, другим способом. Л. С. Выготский считал, что в игре дети удовлетворяют потребности, которые они в данный момент не могут удовлетворить в жизни. Например, в действительности маленький ребёнок не может быть космонавтом, а в игре - пожалуйста. При этом, играя в космонавта и воображая ситуацию космического полёта, он переживает всерьёз все придуманные приключения и соответственно испытывает разнообразную гамму чувств и эмоций. Тему игры ребёнок, как правило, берёт из жизни или из художественного произведения, воображая себе ситуацию, в которой ему хочется быть действующим лицом. Для того, чтобы сюжетно - ролевая игра осуществлялась, необходимо свободное время, когда ребёнок в одиночку или с другими детьми может играть. Но сегодня свободного времени у детей не так много. Связано это с ранним специализированным обучением (спортивные секции, иностранный язык, музыка, рисование, танцы и т.д.), а для части детей прибавились ещё и дошкольные гимназии. Игра же, как любой вид деятельности, требует много сил и энергии, а уставший от занятий ребёнок, как правило, не может полноценно играть в сюжетно - ролевую игру и предпочитает удовлетворять свои потребности с минимальными затратами сил, что возможно, например, при просмотре художественных фильмов и мультфильмов, когда не требуется напряжения собственной фантазии, а достаточно простого сопереживания героям фильма или идентификации с ними. По сути дела, ребёнок всё равно включён в некоторую игру и является её участником, отождествляя себя с кем-то из героев. При этом малыш послушно следует чужому сценарию, не зная, что ожидает его впереди, и вместе с действующими лицами радуется, печалится, боится и торжествует. Но принципиальная разница заключается в том, что в «телевизионной игре» не работают воображение и фантазия ребёнка, нет внутреннего плана действия, не развиваются символическая функция и аффективно-потребностная сфера, т.е. нет всего того, что является специфическим порождением живой, активной игры, где ребёнок выступает в качестве активного субъекта, а не пассивного зрителя. Подмена живых игр «телевизионными» приводит к снижению интеллектуальной активности и творческого потенциала ребят, к угасанию познавательной потребности. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к интеллектуальному труду. В этом смысле слушание сказок, рассказов, повестей гораздо ближе по своему развивающему эффекту к игре, поскольку здесь ребёнок должен сам представить и вообразить описываемых персонажей и ситуации, т.е. присутствуют и фантазия, и образное мышление, и внутренний план действия. Но как игра не может заменить чтение книг, так и книги, а тем более фильмы не могут заменить игру.

Структура психологической готовности к школе.

Готовность к школе определяется в определённом уровне развития аффективно-потребностной, интеллектуальной и речевой сфер.

В области аффективно-потребностной сферы у будущего ученика должны быть развиты познавательные и широкие социальные мотивы учения, проявляющиеся в этом возрасте в основном в потребности общения со взрослыми на новом уровне.

В интеллектуальном плане ученик, поступающий в школу, должен уметь осуществлять простую классификацию, владеть эмпирическим обобщением, понимать логическую последовательность событий.

В речевой сфере ребёнок должен обладать развитым фонематическим слухом.

Главную роль в подготовке ребёнка к школе надо отвести его мотивационному развитию, т.к. развитые познавательные и социальные мотивы учения позволяют маленькому школьнику с удовольствием воспринимать новую для него школьную жизнь, в которой он должен исполнять роль ученика.

Центральной задачей первых месяцев обучения в школе является освоение ребёнком начальных навыков чтения, письма и счёта. Именно к этому и должен быть готов будущий первоклассник. Он должен быть готов начать учиться.

Успешность вхождения ребёнка в учебный процесс определяется рядом важных факторов. Среди них в первую очередь выделяются следующие:

Развитие произвольности поведения;
развитие наглядно - образного мышления;
развитие пространственных представлений;
развитие речи;
развитие тонкой моторики руки.

Хотелось бы подчеркнуть приоритетность наглядно - образного мышления в структуре готовности к школе. По данным ряда отечественных исследователей, успешность обучения детей в первом классе обусловлена не столько уровнем развития логического мышления (которому зачастую придаётся чрезмерное значение при определении школьной зрелости), сколько сформированностью наглядно- образного (схематического) мышления. Хорошее развитие наглядно-образного мышления имеет решающее значение на начальном этапе школьного обучения, поскольку усвоение детьми грамоты (первоначальных навыков чтения и письма) базируется, прежде всего, на способности к зрительному анализу графических изображений. Зрительный анализ предполагает умение вычленять составляющие элементы изображения, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ. Недостаточное развитие зрительного анализа может стать причиной таких специфических для первоклассников ошибок при чтении и письме, как зеркальность, замена букв, сходных по написанию, и пр.

Светлана Князева
Проблема психологической готовности к обучению в школе

«Проблема психологической готовности к обучению в школе »

учитель-дефектолог : Князева С. И.

Проблемой изучения психологической готовности ребёнка к школе занимались многие исследователи, как в зарубежной, так и отечественной психологии (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, М. И. Лисина, Н. И. Гуткина, Е. О. Смирнова, Е. Е. Кравцова, Д. Б. Эльконин, Ст. Холл, Я. Иирасек, Ф. Керн).

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на

современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, раскрывающая уровни развития психологических качеств , являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению » рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста , обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению .

В. С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это

желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

Л. А. Венгер рассматривая понятие «готовность к школе » , под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность , в которую входят «внутренняя позиция школьника » , волевая и интеллектуальная готовность .

К умственной зрелости (интеллектуальной) авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее.

Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения .

Понятие психологической готовности к школе

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения .

Компоненты психологической готовности к школьному обучению

Психологическая готовность к обучению к школе отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием, структура психологической готовности к школьному обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-важные качества - УВК) определяется способностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения .

Составляющие психологической готовности ребенка к обучению в школе включают следующие компоненты :

1. Интеллектуальная готовность ;

2. Личностная готовность ;

3. Психофизиологическая готовность .

1. Интеллектуальная готовность . Интеллектуальная готовность показывает сформированность у ребенка основных психических процессов : восприятия, памяти, мышления, воображения, символической функции сознания.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в определённом кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы .

К шести годам ребёнок должен знать свой адрес, название города, где он живёт; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

Ребёнок должен :

1. Знать о своей семье, быте.

2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.

3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

2. Личностная готовность . В 6-7 лет закладываются основы будущей личности : формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослых, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть взрослым, потребность в признании сверстников : у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре или других видах деятельности быть первым, лучшим; появляются потребности поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и др.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения, ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочет в данный момент, а так как «надо» .

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение и неудачам в деятельности (одним свойственно стремление к успеху высоким достижением, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний) .

Ребенок, готовый к школе , хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника » . Он характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека , занимающегося в общественном месте общественно-значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» .

3. Психофизиологическая готовность к обучению в школе

К семи годам достаточно сформированы структура и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90 процентов веса мозга взрослого человека. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.

К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, отвечающей за развитие речи. Этот процесс находит отражение в речи детей. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов. Если вы спросите у детей четырех-пяти лет, как назвать одним словом грушу, сливу, яблоко и абрикос, то можно наблюдать, что некоторые дети вообще затрудняются найти такое слово или им требуется много времени для поисков. Семилетний же ребенок без труда находит подходящее слово («фрукты» ).

К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушария. Мозг ребёнка «левеет» , что находит свое отражение в познавательной деятельности : она становится последовательной, осмысленной и целенаправленной. В речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.

К началу школьного обучения у ребёнка достаточно развиты тормозные реакции, которые помогают ему управлять своим поведением. Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными.

Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма. Процесс окостенения запястий завершается лишь к двенадцати годам. Моторика руки у детей шестилетнего возраста развита хуже, чем у семилеток, поэтому дети семилетнего возраста более восприимчивы к письму, чем шестилетки.

В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребёнка недостаточно ловки, точны и координированны.

Все перечисленные изменения в физиологических процессах нервной системы позволяют ребёнку участвовать в школьном обучении .

Дальнейшее психофизиологическое развитие ребёнка связано с совершенствованием анатомо-физиологического аппарата, развитием физических характеристик (вес, рост и т. п., совершенствованием двигательной сферы, развитием условных рефлексов, соотношением процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, к компонентам готовности к школьному обучению относятся интеллектуальная готовность (сформированность таких психических процессов как восприятие, память, мышление, воображение, личностная готовность (формирование устойчивой структуры мотивов, зарождение новых социальных потребностей, новых типов мотивации, усвоение моральных ценностей и социальных норм, психофизиологическая готовность (сформированность структур и функций мозга) .

Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Таким образом, понятие психологической готовности к школьному обучению включает в себя :

Интеллектуальную готовность (наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний) ;

Личностную готовность (готовность к принятию новой социальной позиции - положение школьника , имеющего круг прав и обязанностей).

-психофизиологическую готовность (общее состояние здоровья) .

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна из сложнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна из сложнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальной школы.

В настоящее время задача подготовки детей к обучению в школе является достаточно актуальной и выходит на одно из первых мест в диагностической практике психологической науки. В рамках этой проблемы идет решение задач развития личности детей, познавательной сферы, повышение эффективности их обучения. Данная проблема разрабатывается в современной зарубежной и отечественной науке (А. Анастази, С. Урбина, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская, А.Л. Венгер, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, А.В. Запорожец). Она возникла несколько десятилетий назад в связи с изменением (снижением) сроков систематического обучения и включала решение вопроса оптимального возраста начала обучения. Ответ на вопрос, в каком возрасте необходимо начать обучение, когда и при каком состоянии этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии и отрицательно сказываться на здоровье – связан с решением вопроса о содержании данного явления, определением его структуры и критериев диагностирования.

Готов ли ребенок к школе? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Для одних взрослых это умение читать, писать, и считать (таких, пожалуй, большинство); для других – способность сосредоточиться на определенном деле и выполнить его по инструкции; для третьих – большой запас сведений и знаний по принципу «все обо всем» (чем более разнообразны эти знания, тем лучше); для четвертых – умение выполнять все требования взрослых. И каждый будет по-своему прав, так как четкого определения понятия «готовности» в современной психологии не существует.

Существуют различные подходы, в рамках которых предлагались различные способы определения готовности ребенка к обучению в школе. Одни указывали на достаточность критерия достижения детьми определенной степени морфологического развития, другие связывали готовность с умственным развитием, третьи считали непременным условием определенный уровень психического и, прежде всего, личностного развития.

Проблема изучения готовности возникает на рубеже возрастов при переходе из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Спецификой данного периода является смена ведущего вида деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игры на учебную деятельность, которая будет осваиваться, и обуславливать развитие в младшем школьном возрасте.

Исследователи проблемы готовности детей к школе Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломенский, Г.Г. Кравцов, В.С. Мухина, и другие, подчеркивают, что готовность к школе – это многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Готовность – это определенный уровень психологического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность, умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками, подчиняться школьным правилам, успешность освоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Требование, предъявляемые ребенку школой, связаны, как показывают исследования психологов (Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.), с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является постоянным, а изменяется и обогащается. Высокий уровень современной науки и техники, развития нашего общества, диктуют изменения в содержании и методах школьного обучения.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Очень важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным. Однако готовность к школе не сводится только к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к новым условиям жизнедеятельности.

Мотивационная готовность. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть мотивация к обучению. Должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующую самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.

Эмоционально-волевая готовность . У дошкольников должны быть сформированы эмоционально-волевые усилия. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы - внимание, память . Недостаточное волевое развитие у дошкольников на последующих этапах онтогенеза может лежать в основе такого явления, как «отход от школы», стремление вернуться назад в детский сад, тормозить формирование личности младшего школьника (например, такого личностного новообразования, как произвольность), воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, - успешен в школе.

Социальная готовность. С оциальная зрелость – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности. Когда ребенок попадает в школе в ситуацию дезадаптации, не комфорта и не успеха, то ответственны в этом родители.

Интеллектуальная готовность . И самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал вместе с классом.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка, каких то отдельных сформированных знаний или умений (например, чтение), хотя, конечно определенные навыки у ребенка должны быть. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Однако, главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которая и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, писать, то есть переводит во внутренний план.

Интеллектуальная готовность - это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.

Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные, и что самое важное для школы – в игры с правилами. Он моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации: в одних лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми. Все сензитивные периоды развития дошкольника постигают разнообразие социальных связей. Поэтому важнейшей предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребенка (капризности, плаксивости, страха перед учениками и перед учительницей, и даже отказ ходить в школу).

Список использованной литературы:

  1. Безруких М.М. Портрет будущего первоклассника // Дошкольное воспитание. – 2003. - №2. – С 47-51.
  2. Волкова – Гаспарова Е.Н. Ребенок идет в школу // Дошкольное воспитание. – 2006. - №10. – С 23-26.
  3. Голикова Н.Т. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание. – 2004. - №4. – С 42-28.
  4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 152с.
  5. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994. – 192с.
  6. Новикова Н.А. Психологическая готовность к школе // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – С 95-100.

Для всех родителей, у кого дети «предшкольного» возраста, готовность к школе является одной из самых волнующих тем. Дети при поступлении в школу обязательно должны проходить собеседование, иногда тестирование. Педагоги проверяют знания, умения, навыки ребенка, в том числе умения читать и считать. Школьный психолог должен выявить психологическую готовность к обучению в школе.

2 158345

Фотогалерея: Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Психологическую готовность к школе лучше всего определить за год до поступления в школу, в этом случае будет время исправить или подкорректировать, то, что в этом нуждается.

Многие родители думают о тот, что готовность к школьному обучению заключается лишь в умственной готовности ребенка. Поэтому водят ребенка на развитие внимания, памяти, мышления.

Однако психологическая готовность ребенка к обучению в школе имеет следующие параметры.

  • Мотивационная готовность - самый важный компонент готовности к школе, она заключается в наличии у ребенка мотивации к учебной деятельности. Отличают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если спросить у ребенка, хочет ли он идти в школу, то многие ответят: «хочу». Но это будет разное «хочу». С внешней атрибутикой связана внешняя мотивация, к примеру, «хочу пенал, как у сестры» или «хочу красивый портфель». Внутренняя мотивация ребенка связана с желанием обретать знания, учиться.
  • Волевая готовность. Она заключается в том, что ребенок умеет действовать по команде, по соответствующему образцу. Ребенок, пренебрегая своими желаниями, должен уметь следовать определенным правилам.
  • Коммуникативная готовность . У ребенка должны быть навыки взаимодействия со взрослыми (учителями), и со своими сверстниками. При общении со взрослыми, например, он должен знать, когда во время урока можно вставать; учителя спрашивать по делу, а не по пустякам и т. д. При общении со сверстниками ребенок должен уметь кооперироваться и договариваться с другими детьми. Кроме этого, он достаточно спокойно должен чувствовать себя в условиях конкуренции, так как школьная жизнь - это соревнование!
  • Речевая готовность . Данный вид готовности очень важен. Ребенок должен уметь задавать и отвечать на вопросы, общаться в диалоге, иметь навык пересказа.

Чем психолог может помочь в подготовке ребенка к школе?

Во-первых , он может провести диагностику готовности ребенка к обучению в школе;

Во-вторых, психолог может помочь развить внимание, мышление, воображение, память до необходимого уровня, чтобы можно было приступить к занятиям;

В-третьих , психолог может скорректировать мотивационную, речевую, волевую и коммуникативную сферы.

В-четвертых, психолог поможет минимизировать тревогу вашего ребенка, которая неизбежно возникает перед важными изменениями в жизни.

Зачем это нуж но?

Чем спокойнее и увереннее начнется школьная жизнь для Вашего ребенка, чем лучше ребенок адаптируется к школе, одноклассникам и учителям, тем больше шансов на то, что у ребенка ни в начальных, ни в старших классах не будет проблем. Если мы хотим, чтобы дети выросли уверенными в себе, образованными, счастливыми людьми, то для этого мы должны создать все необходимые условия. Школа является важнейшим звеном в этой работе.

Помните, что готовность ребёнка к обучению означает только то, что у него есть основа для его развития в следующем периоде. Но не нужно думать, что данная готовность автоматически позволит избежать будущих проблем. Успокоение педагогов и родителей приведёт к тому, что не будет дальнейшего развития. Поэтому нельзя ни в коем случае останавливаться. Нужно идти все время дальше.

Психологическая готовность родителей

Прежде всего, нужно сказать и о психологической готовности родителей, потому что их ребенок скоро пойдет в школу. Конечно, ребенок должен быть готов к школе, и это очень важно. А это, прежде всего интеллектуальные и коммуникативные навыки, а также общее развитие ребенка. Но если родители как-то задумываются об интеллектуальных навыках (учат ребенка писать и читать, развивают память, воображение и т. д.), то часто забывают о коммуникативных навыках. А в готовности ребенка к школе это тоже очень важный параметр. Если ребенок все время воспитывается в семье, если он не посещает специальные места, где бы он мог научиться общению со своими сверстниками, у такого ребенка адаптация к школе может происходить гораздо тяжелее.

Важный фактор готовности детей к обучению в школе - общее развитие ребенка.

Под общим развитием понимается не умение писать и считать, а внутреннее содержания ребенка. Интерес к хомяку, умение радоваться бабочке, пролетевшей мимо, любопытство к тому, что в книжке написано - все это является составляющим общего развития ребенка. То, что выносится ребенком из семьи и то, что помогает найти в новой школьной жизни свое место. Чтобы обеспечить своему ребенку такое развитие, нужно много разговаривать с ним, искренне интересоваться его чувствами, мыслями, а не только тем, что он ел на обед и сделал ли уроки.

Если ребенок не готов к школе

Иногда бывает и так, что ребенок не готов к обучению в школе. Конечно, это не приговор. И в этом случае очень важным оказывается талант учителя. Учитель должен создать необходимые условия для того, чтобы ребенок плавно и не мучительно вошел в школьную жизнь. Он должен помочь ребенку найти себя в незнакомой, новой для него обстановке, научить общаться со сверстниками.

В данном случае существует и другая сторона - это родители ребенка. Они должны довериться учителю, и если между учителем и родителями не будет разногласия, то ребенку будет гораздо легче. Это нужно для того, чтобы не получилось так, как в известной пословице: «кто в лес, а кто по дрова». Честность родителей с учителями является очень важной составляющей в обучении ребенка. Если ребенок имеет какие-то проблемы, которые видят родители, либо какие-то сложности, то нужно рассказать учителю об этом и это будет правильно. В этом случае учитель будет знать и понимать трудности ребенка и сможет помочь ему лучше адаптироваться. Талант и чуткость учителя, а также разумное поведение родителей, смогут компенсировать все сложности в обучении ребенка и сделать его школьную жизнь легкой и радостной.

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно – сосудистой, эндокринной, опорно – двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и в весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 – 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

Методика определения и критерии готовности детей к школе

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.
«Психологическая готовность» — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венерг).
У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.
Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и интеллектуальную, эмоционально-этическую, волевую и мотивационную подготовленность ребенка.
Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться.
Волевая готовность — необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый.
Интеллектуальная готовность — многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.
Мною, как педагогом – психологом ДОУ, ежегодно проводится диагностика на определение уровня психологической готовности к школе детей подготовительных групп.
Рассмотрим подробнее используемые методики для диагностики.

Диагностика сформированности учебной мотивации

Очень важно, чтобы, вступая на порог школы, ребенок был готов к принятию новой единой социальной позиции – к положению школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, к новому образу жизни. Этот тип готовности называется личностным. Он выражается том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе.
Если же ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии относительно высокого уровня интеллектуального развития он будет учиться очень неровно. Успехи налицо, если занятия вызывают у него непосредственный интерес. Но если – нет и надо выполнять учебные задания из чувства долга и ответственности, такой первоклассник делает его небрежно, наспех и хорошего результата, как правило, не достигает.
Сформированность «внутренней позиции школьника», а также развитие мотивационно – потребностной сферы выявляется в свободной беседе с использованием опросника Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной.
В ходе беседы можно определить наличие у ребенка познавательной и учебной мотивации, а также культурный уровень среды, в которой он растет.
В ходе беседы ребенку задают 11 вопросов. Считается, что у детей высокий уровень мотивационной готовности к обучению, если они объясняют свое желание учиться в школе тем, что «хотят быть умными», «много знать» и т.п. таких детей относят к 1-му уровню готовности. В игре в школу они предпочитают роль ученика, чтобы «выполнять задания», «отвечать на вопросы».
Ко 2 — му уровню готовности относят детей, также выражающих желание идти в школу, объясняемое, однако, внешними факторами: «в школе не спят днем», «Все пойдут, и я пойду». Такие дети обычно в играх предпочитают роль учителя.
К 3-му уровню относят дошкольников, демонстрирующих безразличие по отношению к этому вопросу: «не знаю», «если родители поведут, пойду» и т.п.
К 4-му уровню готовности относят детей, активно не желающие идти в школу.
В итоге, в нашем ДОУ из 61 обследованного дошкольника показывают 1-ый уровень сформированности внутренней позиции школьника 32 ребенка (52%); 2-ой уровень – 22 ребенка (36%); 3-ий уровень – 4 ребенка (7%); 4- уровень -3 ребенка (5%).
Вопросы для экспериментальной беседы
1. Ты хочешь идти в школу? Почему?
2. Ты хочешь еще на один год остаться в детском саду?
3. Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Работу, которая у тебе не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь ее?
8. Тебе нравятся школьные принадлежности?
9. Если тебе дома разрешат пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, устроит тебя это? Почему?
10. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Почему?
11. В игре в школу что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?

Для ориентировочной оценки уровня школьной зрелости, психического развития ребенка, его глазомере и способности к подражанию, а также о выраженности тонких двигательных координаций использовался тест Керна — Ирасека.
Школьно — зрелые – 45 дошкольников (74 %)
средне – зрелые – 16 дошкольников (26 %),
незрелые – 0 детей (0%).

Интеллектуальная готовность. Определение умственной работоспособности.

Важным критерием определения уровня школьной зрелости детей являются представления об умственной работоспособности и ее динамике в процессе обучении. При изучении умственной работоспособности использовались фигурные таблицы по методике, разработанной в НИИ физиологии детей с целью определения уровня переключения и распределения внимания. Необходимо было в конкретной фигуре поставить заданный знак (в треугольнике – минус, в кружке – плюс, в квадрате — галочку, в ромбе — точку). Результаты оказались следующими: высокий уровень переключения и распределения внимания — 10%, 73 % — средний уровень, 17 % — низкий.

Уровень зрительного восприятия детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого текста, уровень зрительного самоконтроля. При проведении теста выявлялось знание геометрических фигур ребенком.
Ребенку показывалась таблица со схематическим изображением предмета. Инструкция: «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?»

Оценка результатов
Задание считается выполненным, оценивается знаком +, если ребенок правильно нашел и назвал все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки – 1-й уровень.
Задание считается выполненным, оценивается знаком +, если ребенок допустил 3-4 ошибки – 2- й уровень.
Задание считается невыполненным, оценивается знаком -, если ребенок допустил 5 ошибок и более.

Слуховое восприятие

Выявить уровень слухового восприятия — выявить поминание ребенком на слух читаемого и диктуемого текста.
Задание. Ребенку диктуется предложение: «Сережа встал, умылся, позавтракал, взял портфель и пошел в школу». После этого его спрашивают о порядке действий Сережи.
Оценка результатов.
Безошибочные ответы оцениваются знаком + — 1-й уровень. Если ребенок допустил 1-3 ошибки, ответ оценивается знаком + — 2-й уровень, более 3х ошибок – тест считается невыполненным и оценивается знаком — — 3-й уровень.
Итого:
Зрительное восприятие
высокий уровень – 48 детей – 79%
средний уровень – 10 детей – 16%
низкий уровень – 3 ребенка – 5% Слуховое восприятие
высокий уровень – 42 ребенка– 69%
средний уровень – 17 детей – 28%
низкий уровень – 2 ребенка – 3%

Исследование памяти

Кратковременная речевая память
Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке». Слова для запоминания:
1. Кот, блеск, миг, крем, бур, гусь, ночь, торт, луч, хлеб.

Кратковременная зрительная память

Инструкция: «А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке». Время предъявления картинок- 25–30 секунд.

Результаты оказались следующими:
Кратковременная зрительная память
высокий уровень – 14 детей – 23%
средний уровень – 45 детей – 74%
низкий уровень – 2 ребенка – 3% Кратковременная речевая память
высокий уровень – 1 ребенок– 1%
средний уровень – 55 детей – 91%
низкий уровень – 5 детей – 8%

Исследование мышления

Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации. При проведении теста «Положи последовательно и составь рассказ» выявлялся уровень понимания главного в картине, способность к установлению причинно — следственных связей и взаимозависимостей. Рассказ по серии картинок характеризует речь ребенка (произношение, словарный запас, грамматический строй предложения).
Таким образом, подводя итоги психологической диагностики, результаты оказались следующими:
Высокий уровень готовности к школе показали 30 дошкольников(49%)
Средний уровень готовности к школе – 28 дошкольников (46 %)
Низкий уровень готовности к школе – 3 дошкольника (5 %).

Данное обследование проводится в два этапа (в начале учебного года и в конце). После всесторонней обработки результаты обследования ребенка заносятся в бланк регистрации индивидуальных результатов. С детьми, показавшие в начале учебного года слабые результаты, намечается коррекционная работа в течение года. Она может проводиться как индивидуально, так и в больших и малых группах.
Анализируя эффективность выполнения тестовых заданий, следует учитывать не только уровень актуальных достижений ребенка (то, что он знает и умеет на сегодняшний день), но также и то, что ребенок может достичь с помощью взрослого. Расхождение между уровнем актуального развития, который определяется с помощью самостоятельно решаемых задач, и уровнем, который достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым, определяет его «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский).

Литература:
1. Айзман Р.И, Г.Н. Жарова. Подготовка ребенка к школе. – М., 1991.
2. Бабкина Н. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов корреционно – развивающего обучения.- М.: Айрис –пресс, 2006.
3. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифферециации. – М.: Новая школа, 1994.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого –педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для психологов, педагогов и родителей. – М., 2001.