Содержательные примеры

Приведенные примеры ярко свидетельствуют о том, насколько важно знать правила и законы мышления и уметь их применять на практике соображений. Итак, фундамент культуры мышления составляют правила и законы мышления. Недаром очень распространенным стал термин "логическое мышление", то есть мышление, которое отвечает специальным правилам. Фактически наше мышление руководствуется двумя видами правил: формальными и содержательными (методологическими).

По различным сферам человеческой деятельности формальное правило можно определить так: ф о р м а л ь н ы м называется правило, применение которого предусматривает данным (известным) только форму того, что превращается в соответствии с этим, независимо от знания (или наличии) содержания преобразуемого.

Формальные правила логики применяют к отдельным мыслей, то есть до формул, выражающих эти мысли. Мысль, в которой фиксируется отражение предмета по совокупности его существенных признаков, называется понятием (например, государство, преступление, книга), а мысль, в которой фиксируется связь предмета и его признаки - суждением (например, "Кража - преступление", " Мошенничество не является должностным преступлением »). То есть, применяя формальные правила логики, мы обращаемся к форме понятий и суждений.

Отсюда, для преобразования понятий и суждений по формальным правилам следует выделить их форму в "чистом" виде, то есть, в отделенном от содержания преобразуемых понятий и суждений.

С м и с т о в н и правила учитывают именно содержание того, что согласно им преображается.

Рассмотрим на примере отличие формальных правил от содержательных. Обратимся к правилам, которые превращают форму сложных суждений (то есть суждений, состоящие из простых, соединенных союзами "и", "или", "если... то" и т.п.).

Возьмем два суждения:

1. Варшава - столица Франции.

2. Если Варшава - столица Франции, то 2x2 = 4.

До сих суждений можно применить один из формальных правил логики, которое поможет получить новое суждение или вывод. Это правило имеет вид:

"2x2 = 4" - у. При этом не имеет значения истинные 1-е и 2-е суждения, имеют ли они вообще какой-нибудь смысл. Так, очевидно, что первое суждение ошибочно, а второе вряд ли кто примет за имеющее смысл в обычном понимании этого слова. В этом суждении форуме смысла между простыми суждениями, связанными союзом "если..., то». Приведенный пример показывает, что для применения формального правила истинность суждений и их связь по смыслу не существенны. Это характерно для любого формального правила логики.

Итак, смысл суждений (то, что и о чем говорится в нем) и его значения (истинность и ложность) можно оставить без внимания как такое, что не является существенным для применения формальных правил логики. А если это так, то, обозначив суждения "Варшава - столица Франции" буквой А, а суждения "2x2 = 4" буквой получим формулу сложного суждения: "Если Варшава столица Франции, то 2x2 = 4" в виде

Если окажется, что суждение "А" и суждения "если А, то В" истинные, то обязательно будет истинным и "В". В случае их ошибочности истинность "В" гарантирована.

Итак, главным свойством формальных правил есть возможность их применения на основе знания только формы понятий, суждений.

Процесс мышления, подчинен формальным правилам логики (или формально-логическим правилам), формально-логически правильным. Другими словами, если кто-то, размышляя, с суждений формы "А" и "если А, то В" делает вывод "В", то он рассуждает формально-логически правильно. А если кто-то пытается сделать вывод из суждений "В" и "если А, то В", то он рассуждает формально-логически неправильно, поскольку нет такого правила по которому можно было бы сделать подобный вывод.

Формально-логические правила является важным объектом исследования логики. Она их систематизирует и строит из них различные системы, которые называются логиками (например, классическая логика высказываний, классическая логика предикатов). Если взять для примера классическую логику высказываний, то в ней формально-логических правил множество. Но в обычном процессе мышления используется небольшое количество формальных правил, кроме того, многие из них приобретается нашим мышлением стихийно, без специального изучения. Дело в том, что логика не только влияет на формирование культуры мышления, она необходима прежде всего для построения и анализа научных теорий, для решения ряда научно-технических проблем, где и находят свое полное применение эти правила. Можно знать все системы формальных правил, но мыслить неудовлетворительно с точки зрения логики.

Итак, одних формальных правил для полноценного процесса мышления мало.

Кроме формальных правил, в процессе рассуждения используются и содержательные правила, учитывающие содержание понятий и суждений. К содержательных правилам относятся правила неполной индукции, правила аналогии, объяснения, предсказания и тому подобное.

Особенностью содержательных правил является то, что мы их не можем применять к суждениям и понятий, содержание которых нам неизвестен. Запись содержательных правил с помощью символов не должен вводить в заблуждение относительно их содержательного характера.

Таким образом, если схема (набор формул) применяется в любых случаях без обращения к содержанию, то она выражает формальное правило. А если существует хотя бы один случай, когда схема не применима без ссылки на содержание, то она выражает содержательное правило.

Возьмем для примера правило неполной индукции, которое имеет вид последовательности формул:

Зависимость этого правила от содержания понятий и суждений, к которым оно применяется, определяется тем, что применение его к определенному содержанию имеет смысл, а применение его к другому содержанию (по такой же схеме) приводит к заведомо ложного заключения. Проиллюстрируем это на примерах.

Например, о людях, которых мы встретили на улице, мы справедливо утверждаем, что первый встречный имеет способность к мышлению, второй - обладает способностью к мышлению, п - на человек способен мыслить. По правилу неполной индукции делаем вывод: "Для любой-человека присуща способность мыслить". Но, предположим, что первый человек знает, как пройти в Киево-Печерской Лавры, вторая - тоже и тоже знает дорогу в Киево-Печерской Лавры. Можем ли мы в этом случае применить правило неполной индукции? Конечно нет. Поскольку получим ошибочный вывод: "Любой человек знает дорогу в Киево-Печерской Лавры".

Только учитывая содержание суждений, можно эффективно использовать это правило.

Таким образом, знания и уместно применение формальных и содержательных правил является фундаментом культуры мышления. А именно в формировании культуры мышления заключается один из аспектов практического значения логики, кроме того, что логика является теоретическим основанием ряда отраслей современной техники.

Справедливо возникает вопрос: что составляет теоретическое значение логики? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо показать, что такое логика как наука. А это предусматривает определение предмета, метода логики и систематизацию главных этапов ее развития как науки.

Из хорошо известной Вам области знаний подберите содержательный пример просто­го категорического (атрибутивного) суждения вида А (по логическому квадрату). Ука­жите составляющие его элементы: кванторное слово, субъект, предикат, субъектно-предикатную связку. Сформулируйте другие простые категорические суждения, кото­рые с А находятся в отношении: подчинения (I), контрадикторности (О), контрарности (Е). Укажите истинностные значения I, О, Е для двух истинностных значений А. Дайте анализ распределённости терминов в рассмотренных суждениях А, I, О, Е. Осуществи­те в отношении выбранного Вами суждения А логические операции превращения, об­ращения, противопоставления предикату. Проведите анализ распределённости терми­нов в образовавшихся в результате этих операций суждениях.

Все врачи должны уметь писать рецепты.

Кванторное слово «все».

Термин-субъект, выраженный словосочетанием «врачи».

Термин-предикат, выраженный словосочетанием «должны уметь писать рецепты».

Утвердительная предицирующая связка, не имеющая в данном предложении словесного выражения.

Субъект распределён, предикат не распределён.

Условия совместимости и несовместимости суждений устанавливаются в так называемом логическом квадрате.

1. Все врачи должны уметь писать рецепты

2. Ни один врач не умеет писать рецепты

3. Некоторые врачи должны уметь писать рецепты

4. Некоторые врачи не должны уметь писать рецепты

Превращение

Ни один врач не умеет писать рецепты.

Врач – распределен, умеет писать рецепты – не распределен.

Об­ращение

Если все врачи – должны уметь писать рецепты, лишь некоторые должны уметь писать рецепты существа - врачи.

Врачи – распределен, должны уметь писать рецепты существа – не распределен.

Противопоставление предикату

Все неврачи не умеют писать рецепты.

Неврачи – распределен, умеют писать рецепты – не распределен.

Противность (контрарность): А<=>Е. Контрарность есть отношение наибольшей противоположности. Суждение ни один врач не умеет писать рецепты является полным отрицанием суждения все врачи должны уметь писать рецепты, поскольку оба эти суждения подразумевают все предметы, включенные в класс, то есть всех людей. Но несовместимость их не является максимальной: общеутвердительное и общеотрицательное суждения могут быть одновременно ложными. Если истинно суждение некоторые врачи должны уметь писать рецепты (которого достаточно для опровержения суждения ни один врач не умеет писать рецепты) или суждение некоторые врачи не должны уметь писать рецепты (опровергающее суждение все врачи должны уметь писать рецепты), то соответствующие общеутвердительное и общеотрицательное суждения окажутся ложными.

Противными являются противоположные общеутвердительное и обще-отрицательное суждения. Из истинности каждого из них следует ложность другого, но из ложности одного не следует ложность другого; противные суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными.

Подчинение (субординация): A<=>І, E<=>O. Если истинно суждение все врачи должны уметь писать рецепты, то явно истинно суждение некоторые врачи должны уметь писать рецепты; если истинно суждение ни один врач не умеет писать рецепты, то истинно суждение некоторые врачи не должны уметь писать рецепты. Но если истинно суждение некоторые врачи должны уметь писать рецепты, то суждение все врачи должны уметь писать рецепты может быть как истинным, так и ложным; если истинно суждение некоторые врачи не должны уметь писать рецепты, то суждение ни один врач не умеет писать рецепты может также быть истинным и ложным. Если суждение все врачи должны уметь писать рецепты ложно, то суждение некоторые врачи должны уметь писать рецепты может быть как истинным, так и ложным; если ложно суждение ни один врач не умеет писать рецепты, то суждение некоторые врачи не должны уметь писать рецепты может быть как истинным, так и ложным.

Подчиненными являются частные суждения по отношению к соответствующим общим. Ложность частного суждения влечет за собой ложность общего, истинность общего суждения влечет за собой истинность частного, но не наоборот. Подчиняющее и подчиненное суждения могут быть вместе истинными и вместе ложными.

Противоречивость (контрадикторность): А<=>О, Е<=>І. Чтобы опровергнуть суждение все врачи должны уметь писать рецепты, достаточно показать, что некоторые врачи не должны уметь писать рецепты; равным образом истинность суждения некоторые врачи должны уметь писать рецепты опровергает суждение ни один врач не умеет писать рецепты. Если истинны суждение некоторые врачи должны уметь писать рецепты и суждение все врачи должны уметь писать рецепты, то суждение ни один врач не умеет писать рецепты ложно. Если истинны суждения некоторые врачи должны уметь писать рецепты и некоторые врачи не должны уметь писать рецепты, то суждения ни один врач не умеет писать рецепты и все врачи должны уметь писать рецепты также будут ложными. Если суждение некоторые врачи должны уметь писать рецепты ложно, то ложным будет суждение все врачи должны уметь писать рецепты, а, следовательно, суждение ни один врач не умеет писать рецепты будет истинным, как и суждение некоторые врачи не должны уметь писать рецепты.

Противоречащими являются общие и противоположные им частные суждения. Истинность одного противоречащего суждения влечет за собой ложность другого и наоборот. Противоречащие суждения не могут быть вместе ни истинными, ни ложными.

Подпротивность (субконтрарность): І<=>O. Если некоторые врачи умеют писать рецепты, то должны уметь писать рецепты будут некоторые врачи при условии, что ложны суждения все врачи должны уметь писать рецепты и ни один врач не умеет писать рецепты. Если некоторые врачи не должны уметь писать рецепты, то должны уметь писать рецепты будут некоторые врачи при условии, что ложны суждения все врачи должны уметь писать рецепты и никто из врачей не умеет писать рецепты. Если же ложно суждение некоторые врачи умеют писать рецепты, то суждение некоторые врачи не умеют писать рецепты ложным быть не может, потому что в таком случае оказалось бы ложным и суждение ни один врач не умеет писать рецепты. Ибо если ложно, что ни один врач не умеет писать рецепты и ложно, что все врачи должны уметь писать рецепты, то по крайней мере некоторые врачи обязательно должны уметь писать рецепты.

Отрицанием высказывания A называется высказывание, которое истинно, когда A ложно, и ложно, если A истинно. Обозначение: Читается: «неверно, что A».

Данное определение записывают с помощью таблицы истинности, в которой буква «И» означает истинное высказывание, а буква «Л» – ложное.

A И Л

Например: отрицанием высказывания {через две точки можно провести две прямые} является высказывание {через две точки нельзя провести две прямые}. Отрицанием высказывания {число 37 не делится на 2} будет высказывание {число 37 делится на 2}.

Конъюнкцией двух высказываний A и B называется высказывание, которое истинно в том и только в том случае, если истинны оба высказывания. Таблица истинности имеет вид:

A И И Л Л
B И Л И Л

Например: конъюнкцией высказываний {3 < 8} и {8 < 11} является высказывание {3 < 8 < 11}. Или, конъюнкцией высказываний {точка A лежит на прямой a} и {точка A лежит на прямой b} является высказывание {точка A лежит на прямой a и на прямой b}.

Дизъюнкцией двух высказываний A и B называется высказывание, которое ложно тогда и только тогда, когда ложны оба высказывания. Обозначение: , читается: «A или B». Таблица истинности имеет вид:

A И И Л Л
B И Л И Л

Примеры: дизъюнкцией высказываний

{3 < 8} и {3 = 8} является высказывание {3 < 8 < 11};

{точка A лежит на прямой a} и {точка A лежит на прямой b} является высказывание {точка A лежит на прямой a или на прямой b}, где связка "или" не имеет разделительного смысла. То есть точка A может лежать либо только на прямой a, либо только на прямой b, либо же на прямой a и прямой b одновременно.

Свойство 16.9.

Операции дизъюнкции и конъюнкции коммутативны.

и .

Операции дизъюнкции и конъюнкции ассоциативны.

и
Высказывание истинно только если одновременно истинны A, B и C, а во всех других случаях – ложно. Высказывание также истинно, только если A, B и C одновременно истинны. Совпадение истинности двух высказываний доказывает их эквивалентность. Аналогично высказывание ложно, только если ложны одновременно все три высказывания A, B и C, но в этом случае ложно и Во всех остальных случаях оба высказывания и – истинны. Следовательно,
Пусть – истинно. Это возможно, только если истинны C и а это значит, что C – истинно, а A и B не являютя одновременно ложными. Отсюда следует, что истинным является одно из двух высказываний или то есть – истинно. Далее, если – ложно, то C и не являются одновременно истинными, то есть либо C ложно, либо ложно или либо ложно C, либо ложны одновременно A и B. Отсюда одновременно ложны и то есть ложно Следовательно, высказывания по определению равносильны и справедливо равенство Пусть – истинно. Тогда истинно либо C, либо то есть либо истинно C, либо одновременно истинны A и B. В любом случае тогда истинны и одновременно, а значит, истинно Если же – ложно, то одновременно ложны и C, и то есть C – ложно, а A и Bне являются одновременно истинными (либо A ложно, либо B ложно). Тогда ложно либо либо то есть – ложно. Отсюда

Свойство 16.12.

Дизъюнкция любого высказывания A и его отрицания – тождественно истинна. Обозначение:

Высказывание «если A, то B» называют импликацией высказываний A и B, если оно ложно лишь в случае, когда A – истинно, а B – ложно. Обозначение: Таблица истинности имеет вид:

Импликацией, обратной данной импликации , называется импликация .

Импликацией, противоположной данной импликации , называется импликация .

Например: импликацией высказываний {100 делится на 4} и {100 – четное число} является высказывание {если 100 делится на 4, то 100 – четное число}. Импликация обратная данной будет тогда такой: {если 100 – четное число, то 100 делится на 4}. Как мы видим, если импликация истинна, то обратная к ней не всегда будет истинна. Противоположной к исходной будет импликация {если 100 не делится на 4, то 100 не является четным числом}.

Эквиваленцией высказываний A и B называется высказывание, которое истинно, когда оба высказывания A и B истинны или оба ложны. Обозначение: Таблица истинности имеет вид:

A И И Л Л
B И Л И Л

Например: эквиваленцией двух высказываний {точки A и B лежат в разных полуплоскостях от прямой a} и {отрезок AB пересекает прямую a} является высказывание {точки A и B лежат в разных полуплоскостях от прямой a тогда и только тогда, когда отрезок AB пересекает прямую a}.

Приведите четыре содержательных примера простого категорического силлогизма (по одному примеру для каждой фигуры; модусы любые). Для каждого примера дайте его логический анализ: укажите модус, термины, распределённость терминов, большую и меньшую посылки (их вид), обоснуйте правильность вывода, используя ссылки на из­вестные правила простого категорического силлогизма.

Ни один ленивый человек не сдаёт экзамены (большая посылка)

Некоторые студенты сдают экзамены (меньшая посылка)

Некоторые студенты не ленивы (заключение)

Модус - Ни один ленивый человек не сдаёт экзамены.

Термины – ленивый человек, экзамены, студенты.

Термин ленивый человек распределён.

Термин студенты не распределен.

Все информативные вещи полезны (большая посылка)

Некоторые сайты не полезны (меньшая посылка)

Некоторые сайты не информативны (заключение)

Модус - Все информативные вещи полезны

Термины – информативные вещи, сайты, информативны

Термин информативные вещи распределён.

Термин сайты не распределен.

Все фрукты питательны (большая посылка)

Все фрукты вкусны (меньшая посылка)

Некоторые вкусные продукты питательны (заключение)

Модус - Все фрукты питательны

Термины – вкусные продукты, фрукты

Термин фрукты распределён.

Термин вкусные продукты не распределен.

Некоторые кружки красивы (большая посылка)

Все кружки полезны (меньшая посылка)

Некоторые полезные вещи красивы (заключение)

Модус - Некоторые кружки красивы

Термины – кружки, полезные вещи.

Термин кружки распределён.

Термин полезные вещи не распределен.

Посылки силлогизма разделяются на большую (которая содержит предикат заключения) и меньшую (которая содержит субъект заключения). По положению среднего термина силлогизмы делятся на фигуры , а последние по логической форме посылок и заключения - на модусы . Данные силлогизмы соответствуют правилам построения.

Приведите содержательный пример энтимемы. Произведите восстановление энтимемы и дайте её логический анализ (аналогично п. 4).

Этот физический процесс не является испарением, так как не происходит перехода вещества из жидкости в пар.

Суждение, стоя­щее после слов «так как», является посылкой. В энтимеме про­пущена большая посылка:

Испарение есть процесс перехода вещества из жидкости в пар.

Этот физический процесс не есть процесс перехода вещества из жидкости в пар.

Этот физический процесс не есть испарение.

Модус - испарение есть процесс перехода вещества из жидкости в пар.

Термины – испарение, физический процесс.

Термины не распределёны.

Большая посылка - Испарение есть процесс перехода вещества из жидкости в пар

Меньшая посылка - физический процесс не есть испарение.

Данный категорический силлогизм построен по II фигуре; особые правила ее соблюдены, так как одна из посылок и заключение отрицательные, большая посылка общая, представляющая собой определение понятия «испарение».


Похожая информация.


студент 2 курса ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Москва

Научный руководитель: Степанов А.А.,

ассистент кафедры экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Москва

Данная тема была всегда актуальна, и с течением времени становится все актуальнее, потому что меняется обстановка в мире, меняются сами люди и для мотивации порой недостаточно придерживаться основных её теорий. Ни для кого не секрет, что залог успешной работы предприятия или некой фирмы - это наличие мотивации у каждого сотрудника. Для каждого человека найдется то, ради чего он будет выполнять свою работу изо дня в день, да и не просто выполнять, а прилагать максимум усилий и возможностей. В данной статье я расскажу про то, что из себя представляет мотивация, какое значение она несет для успешной организации труда, основные виды и теории мотивации и опишу несколько примеров мотивационной деятельность за рубежом и в нашей стране. Основной задачей данной статьи является раскрытие сущности содержательных теорий мотивации и принципы их применения.

1. Мотивация. Основные понятия

В наше время очень тяжело учитывать человеческий фактор в деятельности организации, потому что даже самая уникальная организация с самой усовершенствованной системой управления не будет успешно существовать, если отсутствуют мастера своего дела, настоящие гуру, которые все сделают для выполнения задачи. Очень часто ныне, когда пытаются повысить эффективность работы организации зацикливаются на конкретном человеке, а не на команде в целом. На самом деле, самый лучший руководитель - это тот, кто по настоящему может разобраться в человеке, понять что у него внутри, что ему нравится, что не нравится, потому что по статистике очень много людей, работающих в организации не знают в какой виде деятельность они лучше, и в чем их преимущества. Все очень просто, и все это знают, если человек делает то, что он действительно любит, он спокоен и умиротворен и его окружается такая же обстановка,это создает некую идиллию. Создать мотивационную волну для своих коллег, вот основная задача любого менеджера, он должен уметь сделать так, чтобы люди, работающие в организации, выполняли больший объем работы быстрее, не теряя эффективности, при этом сама мотивация будет определять основу поведения, а точнее поставит определенные рамки поведения.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что под словом мотивация подразумевают способность и желание людей, прилагать огромное количество сил для достижения результата и выполнения задач организации для удовлетворения собственных же потребностей. Мотивация дает ответ на такой вопрос: Почему именно так поступил данный человек, а не по-другому. На мотивацию человека также оказывают влияние внутренние и внешние воздействия, которые заставляют его действовать, и задают направление этой деятельности и естественно это все направленно на достижение конкретных целей. Мотивация персонала очень важна для менеджера.

2. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации

Перейдем к видам мотивации, их всего два, положительная и отрицательная. Первая подразумевает желание добиться успеха, невероятная активность, положительные эмоции и т.д. А вторая это страх быть наказанным за ошибки и быть осужденным, в этом случае появляются неприятные эмоции и человек старается уйти от неудачи. А теперь пару слов о том, как же все-таки происходит процесс мотивации. Начинается он как положено, с недостатка чего-либо или попросту появление потребности, которая в свою очередь рождает мотив (побуждение), который направлен на достижение этой цели.Основная суть мотивации заключена в том, что наши потребности создают побуждения, цель которых это получение вознаграждения.

Хочется отметить, что существует очень много способов воздействия на человека, самой распространенной схемой было “ Кнут и пряник “ грубо говоря, человека принуждали работать, за вознаграждения, но в этом способе отсутствует понимание интересов рабочих, то есть они использовались просто для выполнения задачи.

Впервые интерес к управлению организацией был в 1911 году после публикации “ Принципы научного менеджмента” У.Тейлора. По традиции это считается началом признания управления наукой. Так же существовало очень много школ управления, где и мотивация и влияние на людей было очень разнообразно.

Итак, теперь мы рассмотрим Содержательные теории мотивации.

В основу этих теорий входит выявление внутренних побуждений, которые заставляют человека поступить именно так и никак иначе. На данном этапе мы рассмотрим существующие содержательные теории, их пять.

1) Пирамида потребностей Абрахама Маслоу 2) Двухфакторная теория Герцберга 3) Теория X и У Мак Грегора 4) ERG теория Альдер- фера 5) Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Перед тем, как мы рассмотрим их поподробнее хочется сказать, что существуют два понятия: потребность и вознаграждение и вот связь между этими понятиями в каждой из теории нужно уметь улавливать. Так же существует единое разделение потребностей: первичные и вторичные. К первым относятся в основном физиологические потребности, такие как еда, вода, сон.

Ко вторым относятся в основном психологические потребности, такие как уважение, власть и успех. Как уже было упомянуто потребность пробуждает устремленность в человеке. Очень хороший пример, человек нуждается в сложной работе, и это может устремить его совершить попытки достичь цели в виде получения места, обеспечивающего ее. И в итоге если он получает это место и понимает, что работа не такая уж и сложная, человека будет хуже выполнять работу или даже искать другу, но все равно боясь, что та окажется еще легче. В психологии так же бытует мнение, что люди часто пытаются вспомнить то поведение, когда у них все получилось и они выполнили все задачи и они будут равняться именно на это поведение, им захочется испытать еще раз состояние удовлетворения потребностей, и так же существует обратное, то есть не допустить того поведения, кого вас ожидал провал, это один из примеров внутренней мотивации, самомотивации. Хочется еще отметить, что люди все абсолютно разные и кого то устраивает его скучная не тяжелая работа, поэтому создание таких задач, для выполнения которой нужно больше времени и сил, не всегда имеет очень хороший мотивационный эффект, но не для всех. Для мотивации вообще нет единого шаблона или лучшего способа, босс всегда должен учитывать случайность и особенности каждого работника. Теперь немного подробнее о связи вознаграждения и потребности. В принципе связь очень простая, мы что-то делаем, и за это что-то получаем, взаимообмен. Потребности бывают разные, и очень часто в организации это потребности самой организации, но в любом случае вознаграждение это что то, что составляет определенную ценность для сотрудника и у всех разные представления о том, что для них ценность. Следовательно, вознаграждения бывают двух видов, внутренние и внешние. Первые, это более духовные и психологические ценности: самоуважение или попросту удовлетворение собственной проделанной работой (что-то кстати очень редко происходит), а Вторые, это зарплата, престиж, статус в компании, страховка или отпуск, который оплачивает организации. Кстати говоря, вознаграждения тесно связаны с материальной и нематериальной мотивацией. Материальная мотивация, это все что связано с деньгами, то есть когда организация материально помогает вам, оплачивает отпуск, служебный автомобиль выдает или попросту премия. А нематериальная мотивация, это мотивация, которая влияет на работника эмоционально и физически. Например доска почета, или грамота - лучший работник, дополнительные выходные и попросту какие- либо льготы. Но вот для того, чтобы руководитель знал, как правильно распоряжаться вознаграждениями, ему нужно знать потребности своих сотрудников, в этом и цель содержательных теорий мотивации.

4. Итак, первая теория: Пирамида потребностей Абрахама Мас-

Самая известнейшая теория, из всех существующих, она в принципе проста для понимания, но очень интересна.


Исходя из его теории, люди всегда испытывают какие-либо потребности. Его пирамида представляет из себя 5 ступеней потребностей, при этом, пока не удовлетворена потребность низшей ступени, нельзя переходить к следующий, все строго в иерархичном порядке. Так же Маслоу определил, что только неудовлетворенные потребности мотивируют людей. Абрахам выделил первичные и вторичные потребности. К первым относятся физиологические потребности (попросту то, что помогает людям выживать), зачастую людей не интересует, что они будут делать, их интересует сколько им за это заплатят. Потребность в безопасности (Такие потребности обычно испытывают люди, которые пытаются застраховать себяот всего, например, приобретают страховой полис или ищут хорошую работу, чтобы не было проблем на пенсии). Чтобы ими управлять эффективно, нужно создать все условия для социального страхования, их труд нужно достойно оплачивать. К вторичным относятся оставшиеся 3 группы. Потребность в принадлежности (Люди, которые опираются на данную потребность всегда пытаются ладитьсо всеми, поддерживать дружественную обстановку с коллегами). Для эффективного управления такими людьми нужно побольше времени сталкивать коллектив, или делать совместные мероприятия. Потребность в уважении и признании (Люди, которые опираются на данную потребность просто хотят, чтобы их ценили и уважали). Управляя такими людьми, нужно часто напоминать им о том, что их труд ценен. И потребность в самовыражении. (Люди, которые опираются на данную потребность, хотят расти, как личность). Чтобы управлять такими людьми, нужно давать им очень оригинальные задания, поскольку эти люди очень креативны. Подводя небольшой итог, хочется сказать, что Маслоу придерживался того, что низшие потребности, представляют все-таки больший интерес для удовлетворения,нежели верхние части пирамиды, а также, что человек будет удовлетворять ту потребность, которая будет для него самой важной в определенное время.

5. Двухфакторная теория Ф. Герцберга

Его работы оказали огромное влияние на практику управления.

В основу его исследований вошло изучение влияний, которые либо мотивируют, либо демотивируют человека. До его исследований считалось, что Неудовлетворенность и удовлетворенность трудом абсолютно противоположны. Герцберг же установил очень оригинальный вывод о том, что эти два понятия абсолютно независимы, а то есть при устранении того, что вызывает неудовлетворенность, увеличение удовлетворенности не происходило и наоборот.


Он выделил два процесса:

  • 1) Первый процесс это когда удовлетворенность есть, и она пропадает. По этому процессу он сделал вывод, что на него влияют только внутренние факторы, которые связаны с тем, где человек работает и сам характер работы. Также он выделил факторы, которые сильнее всего мотивируют к качественному выполнению работы: Одобрение результаты твоих трудов, твое признание, уважение и успех на работе.
  • 2) Второй же процесс это когда неудовлетворенность есть и она пропадает. По этому процессу он сделал вывод, что на него влияют только внешние факторы, которые назвал гигиенические, то есть те, которые связаны с миром, который нас окружает или попросту с обстановкой вокруг организации. Например, условия, в которых приходится работать, взаимоотношения с коллегами и начальство, внешняя политика организации) и если эти факторы отсутствуют, то у человека появляется неудовлетворенность. А основной вывод из этого процесса, это то, что если зарплата рассматривается как следствие политики организации, что это гигиенический фактор, а если, как форма признания за хорошую работу, то, мотиватором. И во время построения системы материального стимулирования работников, нужно учитывать две функции денег как гигиенический фактор и как мотивационный.
  • 6. Теория Д. МакГрегора

Он выделял два подхода менеджеров к работе. Так называемые теории X и У.

Теории абсолютно противоположные и рассматриваются с разных взглядов на природу человека.Итак, теория X носит негативный характер, теория У -положительный характер. МакГрегор долгое время наблюдал за взаимоотношения между менеджерамии подчиненными, и выявил 4 постулата к каждой теории, на которых строится мировосприятие менеджеров. Теория X: 1) Ненависть к работе, избегание работы 2) Работников которые ненавидят свою работу необходимо принуждать, контролировать 3) Работники не могут без контроля, поскольку постоянно пытаются избежать ответственности. 4) Для работника главное гарантированное рабочее место. Теория У: 1) Восприятие сотрудников своей работы, как отдых или игра. 2) Работники организованы, если им интересно чем они занимаются. 3) Работники ответственны и свободно принимают решения. 4) У работников высоко развито воображение и креативность.

Видно, что действительно абсолютно разные теории, что теория X это жестокий контроль всех переменных, а теория У добровольное участие всех членов организации. За свою простоту теория МакГрегора вызвала широкое признание. И нельзя не сказать, что позднее в 80 годах 20 века, В.Оуччи предложил новую теорию Z, которая представляла из себя стремление людейработать в группе. Основой этой теории было то, что человек является основной частью коллектива и то, что он обеспечивает успех предприятия. Подводя небольшой итог теории МакГрегора можно сказать, что теория X это слабый работник,теория У - это творческий работник, а теория Z -это работник коллектива.

7. ERG теория Альдерфера

Одна из молодых теорий потребностей, очень похожа на теорию А. Маслоу.

В его пирамиде потребностей:

  • 1) Потребность существования (Existence)
  • 2) Потребность в социальных связах (Relatedness)
  • 3) Потребность в росте (Growth)

На рисунке видна основная связь между двумя пирамидами. Заключается она в том, что две низшие ступени пирамиды Маслоу (Физиологические и Потребность в безопасности) тоже самое, что и потребность существования у Альдерфера) . Социальная потребность и Потребность в уважении у Маслоу, тоже самое, что и потребность связи у Альдерфера. И наконец, Личностные потребности Маслоу тоже самое, что и потребность роста у Альдерфера. Вот так их можно сравнивать. Основное отличие этих пирамид это то, что у Маслоу строго иерархический порядок, пока неудовлетворена низшая потребность нельзя переходить к высшей ступени, а у Альдерфера может быть движения как вверх по ступеням пирамиды так и вниз при этом в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.

8. Теория Мак-Клеланда

Его модель делает упор на потребности высшего уровня. Макклелан д выделил 3 потребности:

  • 1) Социальные потребности
  • 2) Успех
  • 3) Власть

Социальные потребности, они же потребности в причастности, схожи с потребностями Маслоу. Людям с такими потребностями интересно работать, руководителям не следует ограничивать таких людей в общении, и надо частенько одобрять их деятельность.

Потребность в успехе. Люди с такими потребностями сами себе обозначают цель и идут к ней, при этом цель не прям очень сложная, а та которую они точно выполнят. Таким людям очень нравится принятие решений, чувствовать что они нужны. Также их необходимо иногда поощрять.

Потребность власти выражается в том, что что человеку хочется управлять другими людьми, такие люди любят брать на себя ответственность (такие люди стремятся к власти ради решения групповых задач). К сожалению существуют люди, которым нужна власть, банально ради статуса, они при этом ставят под удар интересы организации.

Сам Мак-Клеланд считает, что для того, чтобы быть успешным менеджером необходимо иметь потребность во власти первого типа, которая направлена на решение групповых задач. Руководитель обязан давать возможность пытаться развить в себе данную потребность и удовлетворить её.

9. Примеры использования содержательных теорий мотивации на практике

В зарубежной практике:

Техасская фирма "Форней Энджиниринг" установила денежные призы тем, кто ходит в походы, выполняет рекомендации по сохранению здоровья, снижает свой вес.

В 1988 г. Министерство труда Японии обязало предпринимателей иметь в штатном расписании инструктора-методиста по физкультурно-оздоровительной работе, специалиста по питанию, тренера, психолога. Цель работы этой группы специалистов профилактика заболеваний и стрессов.

Примерно 65% коммерческих предприятий Японии ведут физкультурно-оздоровительную работу с рабочими и служащими. Например, реализация физкультурно-оздоровительной программы в Токийской газовой компании в течение 10 лет позволила сократить уровень заболеваемости на 67%. В компании есть специальная группа из 5 человек, занимающаяся укреплением здоровья персонала.

Служащие корпорации по производству бутылок "Ниппон Джи- фу", желающие получить продвижение по службе, обязаны заниматься туризмом и физкультурой. Каждый кандидат на повышение должен представить руководству свою физкультурно-оздоровительную программу. По специальным тестам систематически проверяется физическая подготовка сотрудников.

В нашей стране:

Так, ОАО «Сургутнефтегаз» предлагает своим работникам льготные путевки на санаторно-курортное лечение, компенсируя затраты в размере 65%, ОАО «Газпром» компенсацию затрат на санаторно-курортное лечение представляет в размере 80%, ОАО «ГМК Норильский никель» работникам, отработавшим необходимый стаж (в районах Крайнего Севера: для мужчин - не менее 6 лет 8 месяцев, для женщин - не менее 5 лет), компенсирует расходы на зубное протезирование Однако забота о здоровье сотрудников не должна ограничиваться предоставлением возможностей по лечению (санаторное и реабилитационное лечение). Хорошие руководители понимают необходимость профилактики заболеваний, поддержания хорошей физической формы работников.

Первая Спортивная Бизнес-Олимпиада - мероприятие, аналогов которому в России до сих пор нет. В нем принимают участие не только крупнейшие российские корпорации, компании, имеющие международный статус, но и малые предприятия. Спортивная Бизнес- Олимпиада проходит на крупнейших спортивных площадках Москвы. Проводятся турниры по теннису, мини-футболу, мини-гольфу, баскетболу, волейболу, боулингу, бильярду, пейнтболу, дартсу, плаванию, легкой атлетике.

Можно видеть, что лучшие компании идут на серьезные затраты ради создания условий, способствующих максимально полному удовлетворению базовых потребностей их сотрудников. Это окупается не только сокращением расходов на медицинское обслуживание; растет удовлетворенность работников своим трудом и их приверженность компании. В итоге организация получает дополнительные выгоды в виде роста производственных показателей своего персонала.

В наше время, огромное значение отдается мотивации, появляется все больше теорий, которые к сожалению копируют в том или ином виде старые. Сам процесс мотивации является получением максимальной отдачи от работников, и использования трудовых ресурсов, для того, чтобы повысить производительность предприятия. В моей работе были перечислены 5 теория мотивации и все они различаются немного, но несут в себе основной смысл, понять нашего сотрудника, обеспечить для него все необходимое, чтобы тот исполнил свою работу на максимальном уровне. Все группы потребностей очень различны, и каждую нужно постараться учесть в своей деятельности, чтобы быть успешным руководителем, так же не стоит забывать, что немаловажной особенностью в мотивации является возрастной состав персонала, материальное составляющее. Не существует идеальной модели управления мотивацией, но можно приблизиться к максимально эффективному и положительному способу мотивировать сотрудников, но для этого нужно терпение и желание.

Список использованной литературы:

  • 1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: ИН- ФРА-М, 2003
  • 2. Видяпин В.И. Бакалавр экономики. Хрестоматия Т.2- М.: Инфра-М, 2002
  • 3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.:Экономистъ,
  • 4. Двухфакторная теория Ф. Герцберга (Мотивационногигиеническая): Электронный ресурс //
  • 5. Дмитренко Г.А., Шарапатова Е.А., Максименко Т.М. Мотивация и оценка персонала: Учеб, пособие. - К.: МАУП, 2002 // http://biglibrary.ni/category38/bookl 15/part3
  • 6. Магура М., Курбатова М. Содержательные теории мотивации // Управление персоналом. - N 13-14. - 2007
  • 7. Магура М., Курбатова М.: Секреты мотивации или мотивация без секретов. - СПб:Питер, 2007
  • 8. Сьянов А.В., Степанов А.А.. Современные формы государственно-частного партнерства в сфере образования (на примере кемеровского филиала МЭСИ) Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 24-29.

Синицына С. Ю.

Студентка магистрант факультета Управление персоналом

РЭУ им. Г. В. Плеханова

Пусть имеется набор решений и правило выбора решения ,
приписывающее каждому возможному результату наблюдений х
одно из решений, а также матрица потерь (П jk) , учитывающих по-
следствия выбора решения. Задан критерий качества правила выбора
решения (математическое ожидание) функции потерь.

Проблему, которая будет подробно рассмотрена и которая лежит
в основе многих задач техники и естествознания, можно сформули-
ровать следующим образом: при заданных распределениях Pk, W(XISk),
k = О, ... , т, наборе решений , i=1…m матрице потерь
и критерии качества требуется определить наилучшее в смысле приня-
того критерия правило использования результатов наблюдений х
для принятия решения.

Прежде чем детализировать введенные понятия, проиллюстрируем
их на очень простом примере.

Пример: передача бинарных сообщений при наличии помех.

Система связи состоит из источника, производящего два сообщения:

ДА и НЕТ, которые преобразуются соответственно в сигналы 1 и О,
канала с помехами, которые могут преобразовывать сигнал 1 в сигнал
О или О в 1, и приемного устройства, воспроизводящего сигналы в не-
искаженном или искаженном виде. Оператор, наблюдающий сигнал
на выходе приемного устройства, должен расшифровать передачу,
т. е. определить по принятому сигналу переданное сообщение.

Если бы сигналы всегда передавались без искажений, то можно
было бы по принятому сигналу дать безошибочный ответ на вопрос,
какое сообщение было послано. Например, по сигналу 1 всегда узна-
валось бы сообщение ДА. Иначе говоря, апостериорная вероятность
сообщения ДА при условии, что принят сигнал 1, равнялась бы еди-
нице. Вследствие искажений помехами принятый сигнал не всегда

Будет достоверно уазывать, какое сообщение было передано, когда
принимается сигнал 1 при передаче сообщения НЕТ,
". а сигнал О - при передаче сообщения ДА. Возникает необходимость
дать оператору заранее правило поведения в указанной неопределенной-
ситуации,возникшей в результате искажений сигналов,передаваемы по каналу связи, не полагаясь на его интуицию и субъективное суждение.

Рассмотренный простейший пример содержит все элементы приведенной выше постановки проблемы. Сообщения НЕТ и ДА представляют два взаимонесовместимых состояния источника so и s1" Априорные
вероятности этих состояний pо = Р {НЕТ}, p1 = Р{ДА} = 1 -
определяют статистическую структуру сообщений, т. е. указывают,
какой процент в длинной последовательности сообщений составляют
сообщения НЕТ и какой процент составляют"сообщения ДА. Возможными ре-
зультатами наблюдений являются сигналы х о = О, х 1 = 1 (т. е. про-
странство наблюдений Х содержит лишь две точки). Условные вероят-
ности этих сигналов Р {O/so} = 1 - P{l/so}, P{1/s1} = 1 - P{0/ s 1}
определяются вероятностными свойствами помех в канале. Величины
P{O/so}, P{1/s1} представляют вероятности того, что сигналы О и 1
не искажаются помехами, а P{1!so}, Р{О/ sl} - вероятности искаже-
ний двух видов: перехода О в 1 и 1 в О. Набор решений в этом случае
состоит из ᵧо (передано сообщение НЕТ) и ᵧ 1(передано сообщение ДА),
а правило решения предписывает оператору, какое из этих двух реше-
ний он должен выбирать, когда наблюдает сигнал 1 или сигнал О. Эле-
ментами матрицы являются: . «плата» П О1 за ошибку первого рода
(принятие решения, что было передано сообщение ДА, когда в дей-
ствительности передавалось НЕТ), «плата» П 10 за ошибку второго рода
(принятие решения, что было передано сообщение НЕТ, когда в дейст-
вительности передавалось ДА), «выигрыши» П оо, П ll , приобретаемые от
правильных решений (или расходы на принятие правильных решений)
при условии, что П оо <П 01 , П ll < П 10 . Иногда ограничиваются введе-
нием только потерь из-за ошибочных решений, полагая, что правильным
решениям соответствуют значения П оо = П ll = О.



Критерием качества выбора решения является среднее значение
потерь из-за ошибочных решений, взвешенное с вероятностями их
появления. Согласно этому критерию выбирается из двух возможных
правил выбора решения то, для которого величина среднего значения
потерь меньше. Предполагая, что решение выносится по одному наблю-
дению, подсчитаем величины средних потерь для следующих двух пра-
вил выбора решений



Одно правило может быть сформулировано так: наблюдаешь сиг-
нал О - принимай решение о (и, следовательно, когда наблюдаешь
сигнал 1 - принимай решение 1)" В этом случае вероятности оши-
бочных решений равны Р{ошибка 1-го рода} = P{ᵧ1/so} = poP{l/so},
Р {ошибка 2-го рода} = P{ᵧO/s1} = p1P{O/s1} и среднее значение
, потерь

R o = П 01 р о Р{1/ S 0} + П 1О p1P{O/s1}

Другое правило формулируется так: наблюдаешь сигнал О-при-
нимай решение ᵧ1 (и, следовательно, когда наблюдаешь сигнал 1-

принимай решение ᵧ0.

В этом случае вероятности ошибочных решений P{ошибка 1-го рода}= P{ᵧ0/so}=p0P{O/s0]
P {ошибка 2-го рода=P{ᵧ1/s1} = p1P{1/s 1 }

И среднее значение потерь R1= П 01 роР {O/so}+ П 1О р1 P{lsS1}"

Исследуемый критерий качества.например, отдает предпочтение первому правилу
, когда R o меньше R 1 ,т.к. с ним связано минимальное среднее значение потерь из-за ошибочных решений неизбежных в ситуации воздействия случайных факторов с известной вероятностной мерой. на процесс принятия решений.стороной Х,проводящей операцию. Таким образом исходная многомерная постановка задачи свелась к простой задач отобржаения подсчитанных средних величин потерь на одномерную вещественную шкалу потерь.что явлется задачей принятия решении с использование однокритериального механизма.

Основы теории выбора

ЛЕКЦИЯ № 4 Однокритериальные.многокритериальные и матричные механизмы выбора.

Под вариантом понимается какой либо товар, решающее правило.стратегия,бизнес-план,проект и т. д. Множество вариантов Х ≥ 2. Задача выбора заключается в выделении

из предъявления Х подмножества У или установления факта отказа от выбора. В этом случае говорят, что выбор пуст. Выбор бывает одиночным, если

У= 1,либо множественным, когда У> 1.Особенность задачи выбора заключается в том, что выбор определяется только одной стороной, т.е. отсутствует влияние каких либо факторов

Постановка задачи выбора.

1.Внешнее.входо – выходное описание преобразователя « ВЫБОР» содержит вход,представляющий собой предъявление из Х. Преобразователь перерабатывает по некоторому правилу предъявление из Х и формирует на выходе У .

2.Внутрение описание оператора « ВЫБОР» Задаетя парой .где:

Называетя

Которая является правилом предписывающим как использовать данную для выбора наилучшего варианта.в смысле критерия выбора;

М = У=С(Х) называется механизмом выбора, однозначно определяющим функцию выбора С(Х).

Является вещественная числовая шкала с нанесенными на неё отметками- критериальными оценками.характеризующими свойства вариантов. Например, цена автомобилей одного класса,продаваемых множеством диллеров.оперирующих на рынке продаж. Цена авто является критериальной оценкой, именно с таких позиций оценивается вариант.. ,которая является правилом предписывающим как использовать данную с позиций минимальной цены предписывает выбор варианта с критериальной оценкой.которая расположена левее всех оценок.расположенных на критериальнй шкале.

В случае.когда наилучший вариант авто оценивается с разных точек зрения и с разных позиции(цена. емкость багажника. мощность двигателя и т.д.) необходимо использовать несколько несовпадающих критериальных шкал.характеризующих свойства вариантов.

Здесь речь о многокритериальном механизме. Выделить вариант,который одновременно по всем критериальным оценкам превосходит все остальные часто на практике невозможно и говорят,что выбор пуст. Следовально, необходимо использование другой в виде нескольких различных критериальных шкал. Что приводит к необходимости определения соответствующего механизма выбора М (см. конспект) Рассмотренные механизмы выбора относятся к классу критериально-экстремизационных.

В случае отсутствия критериальных оценок вариантов.используется матричные механизмы выбора,аналогом которых служит таблица шахматных турниров

Таблица представляет собой матрицу, строки и столбцы которой соответствуют учасгникам.Каждый играет с каждым В ячейки матрицы заносят результаты для каждой пары участников. Наилучший вариант, или победитель определяетя максимальной суммой набранных очков в турнире. Особенность матричного механизма (парнодоминантного) выбора заключается в том.что свойства вариантов определяются на момент сравнения.