Пятый день на Кипре — Ларнака. Церковь Святого Лазаря: история и фото.

Церковь Св. Лазаря в Ларнаке (Кипр) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры на Кипр
  • Туры на Новый год по всему миру

Множество паломников устремляются в Церковь Св. Лазаря, одну из важнейших святынь на Кипре. Каждый хочет прикоснуться к мощам библейского Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом на четвертый день после смерти. Святой Лазарь, принесший в Ларнаку христианство, считается целителем и покровителем города, а местные жители, в благодарность за исцеление, приносят в храм восковые фигурки. За свою историю это красивейшее архитектурное сооружение выдержало немало многовековых перипетий.

В церковь устремляется множество верующих, чтобы прикоснуться к мощам святого. Здесь производятся таинства крещения и венчания, а в Лазареву субботу, за 8 дней до Пасхи, народ шествует со святыней по улицам древней Ларнаки.

История святыни

Говорят, что чудесное воскрешение Лазаря не понравилось тогдашним служителям церкви, и он был вынужден бежать из Иудеи. Его убежищем стала Ларнака, которая принадлежала тогда Римской империи и носила название Цитиум. Через несколько лет после этого посетившие Кипр апостолы Павел и Варнава рукоположили Лазаря в сан епископа и благословили его на распространение в городе христианства. После смерти святого мощи Лазаря были признаны священной реликвией и перевезены в Константинополь, а затем с крестовыми походами в Марсель, но часть их чудом осталась в городе, названным позднее Ларнакс, что означает «саркофаг».

На протяжении 12-вековой истории храм был многократно перестроен, а останки Лазаря все это время покоились в саркофаге в его основании и считались безвозвратно утерянными. Церковь переходила из рук в руки, в разные времена принадлежала римлянам, французам, туркам, киприотам. Она успела побывать в роли бенедиктинского монастыря и даже мечети. Обретение мощей Св. Лазаря произошло в 70-х гг. 20 века, когда во время реставрации под алтарем были вскрыты каменные гробницы с частью останков знаменитого библейского воскрешенного.

Церковь Св. Лазаря

Что посмотреть

В церкви три помещения, разделенных рядами колонн; в восточной части установлен резной деревянный иконостас работы мастера Хаджи Савваса Талиодороса со 120 иконами критских и русских иконописных школ, часть из которых выгорела от пожаров. Но главная чудотворная икона с ликом святого Лазаря, все же сохранилась. Стоит обратить внимание и на несколько других шедевров, например, на иконы святого мученика Георгия критской иконописной школы и Богоматери Одигитрии русского письма в богатом резном киоте, расположенные в северной части. На построенной в 18 веке открытой галерее в южном пределе стена выложена надгробными плитами с надписями на разных языках.

Самый ценный артефакт храма, мощи Св. Лазаря, выставлены для поклонения всех желающих в серебряной раке в центре храма.

Будет интересно спуститься в подземелье и взглянуть на древние саркофаги. По пути утолите жажду из святого источника, воду из него можно уносить с собой.

Практическая информация

Адрес: Ларнака, Plateia Agiou Lazarou. Координаты GPS: 34°54′42″; 33°38′05″.

Часы работы: сентябрь-март: 08:00-12:30, 14:30-17:00; апрель-август: 08:00-13:30, 15:30-18:30.

Вход свободный. По воскресеньям проводятся бесплатные экскурсии на русском языке. Дресс-код: женщинам разрешено войти в храм с непокрытой головой, но плечи и ноги должны быть прикрыты, мужчинам надлежит быть в брюках.

Путешественники со всего мира считают, что остров Кипр - одно из лучших мест на Земле для пляжного отдыха. Великолепная природа, ласковое море, яркое солнце, прекрасно оборудованные пляжи - что может быть лучше для любителей такого времяпрепровождения?

Тем не менее для многих туристов такой отдых очень скоро становится утомительным, и они интересуются, что можно увидеть на Кипре. В первую очередь рекомендуем вам посетить Церковь Святого Лазаря в Ларнаке - уникальную достопримечательность острова, прекрасно сохранившуюся до наших дней еще с византийской эпохи.

Это великолепное сооружение киприоты считают одним из самых красивых на острове. В глубокой древности христиане, которые совершали паломничество в Святую Землю, обязательно посещали Церковь Святого Лазаря. Необходимо отметить, что храм удобно расположен - в самом центре Ларнаки, поэтому вы легко сможете попасть сюда самостоятельно, даже если остановитесь в другом городе. В последние годы на Кипре активно развивается автобусное сообщение, а также можно воспользоваться услугами такси, которое можно вызвать из любого отеля.

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке на Кипре: история

Строительство знаменитого храма началось еще в 890 году. Работы велись на месте существующей на тот момент церкви, где был погребен друг самого Иисуса Христа - Лазарь. На возведение храма средства выделил городу Китиону (именно так называлась в те времена Ларнака) император Лев VI Мудрый.

Изначально, во время венецианской оккупации острова, храм назвали Бенедиктинским монастырем. Он входил в состав империи. После захвата Кипра турками храм выкупила (1589 г.) православная церковь. Турков устраивало присутствие на данной земле православия, поскольку они всячески стремились уменьшить влияние католицизма в данном регионе. Вместе с тем католики получили разрешение на проведение дважды в год служб в храме (в маленькой часовне). Она примыкала к алтарю с севера и сохранялась до 1794 года.

Особенности храма в период правления Османов

Во времена Османской империи Церковь Святого Лазаря (Ларнака) лишилась колокольного звона, были запрещены и сами звонницы. Колокола в храме находились на деревянных конструкциях, но поскольку в Ларнаке турецкое влияние было не столь жестким, как в других их снимать не стали.

По требованию России в 1856 году этот запрет был снят. Спустя несколько лет была построена каменная колокольня, которая впоследствии неоднократно разрушалась и восстанавливалась.

Святой Лазарь

Все старинные христианские храмы хранят множество легенд и преданий. Церковь Святого Лазаря (Кипр) не является исключением. Святой Лазарь был близким другом Иисуса Христа. На четвертый день после смерти был воскрешен Иисусом. Поэтому Лазаря нередко называют Четверодневным.

Узнав о великом чуде, иудеи задумали убить Лазаря, и он вынужден был бежать из Иерусалима. Вместе с группой других учеников Иисуса он отправился на Кипр. Прибывший на остров Лазарь был провозглашен святыми апостолами в епископы города Китиона, где он жил 30 лет.

После кончины Лазарь был похоронен в мраморной гробнице. Через пятьсот лет император Лев IV повелел построить на месте погребения святого каменную церковь. Святой Лазарь является покровителем города Ларнаки, а храм, построенный в его честь, долгое время был образовательным, культурным, религиозным и социальным центром города. На протяжение 250 лет Церковь Святого Лазаря открывала больницы и школы, следила за порядком на кладбищах. Она же поддерживала нуждающихся, оплачивала обучение учеников, защищала интересы горожан. Как утверждают историки, такая активная общественная позиция была совсем не характерна для большинства церквей Кипра того времени.

Киприоты очень гордятся тем, что святой Лазарь жил на их земле. С давних времен они слагали легенды о нем. Одна из них повествует о том, как появилось озеро Алики (Соленое). Когда-то на его месте находился прекрасный виноградник, который принадлежал пожилой женщине. Когда проходящий мимо него Лазарь, измученный жаждой и уставший, попросил у нее маленькую гроздь винограда, скупая старуха отказала ему. Святой Лазарь спросил, указав на полную корзину ароматных ягод: "Что это?" и в ответ услышал: «Соль». Огорченный откровенной ложью, Лазарь сказал: "Отныне пусть все здесь превратится в соль". С тех пор здесь появилось озеро Алики.

Церковь Святого Лазаря (Республика Кипр): описание

Самый известный и наиболее посещаемый храм острова отличается великолепной византийской архитектурой. Внешне он выглядит довольно сурово и даже немного напоминает средневековую крепость. Выполнен из камня. Длина строения - более тридцати метров.

Церковь Святого Лазаря (Республика Кипр) состояла из трех нефов и трех куполов. Она относится к редкому архитектурному типу и значительно отличается от большинства многокупольных храмов. Аркада здесь появилась в ходе реставрационных работ гораздо позднее.

Рядом с северным входом в храм расположен - древняя эмблема латинян. В западной части сооружения находится Музей Святого Лазаря, в котором собраны уникальные религиозные предметы - иконы и старинные книги, церковная посуда и одежда. Рядом с музеем работает церковная лавка, в которой продают иконы с изображением Лазаря, книги, копии византийских писем и многое другое. Археологам удалось установить, что в древности даже наружные стены храма украшали многочисленные фрески, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней.

Внутреннее убранство

Внутреннее оформление храма завораживает своей таинственностью - полумрак, много позолоты и серебра. Церковь Святого Лазаря славится своим уникальным сокровищем - иконостасом, выполненным из резного дерева. Его изготовил талантливый резчик Хаджи Талиадорос. Эта тончайшая работа была выполнена за девять лет. Иконостас был покрыт золотом, его украсили сто двадцать икон. Каждая из них - уникальное произведение искусства.

Под иконостасом находится высеченная в скале маленькая церковь - в нее ведут ступеньки справа. Рядом с центральным алтарем расположена часовня, в которой сохранился латинский алтарь.

Мощи св. Лазаря

Верующие, которые хотят поклониться святому Лазарю, спускаются в помещение, расположенное под алтарем. Здесь установлена рака с его мощами. Перед входом (у восточной стены) бьет святой источник.

Впервые мощи Лазаря обнаружили в 890 году в находившейся здесь небольшой церкви. Узнавший о находке Лев VI приказал перевезти Святые мощи в Константинополь. В 1972 году в саркофаге, находящемся под алтарем церкви, ученые обнаружили часть останков святого. Это свидетельствует о том, что жители Китиона все мощи не отдали.

Саркофаг и сегодня находится на прежнем месте. На одной из его сторон начертана надпись, которая переводится как «друг». Он выполнен взамен первого саркофага, который был доставлен в Константинополь с частью мощей св. Лазаря. Из Китиона мощи были отправлены в Крисополис, затем в Собор св. Софии.

Позднее император Лев VI построил еще один храм, освященный в честь Святого Лазаря (в Константинополе). Привезенная часть мощей находилась там до тех пор, пока их не захватили крестоносцы, завоевавшие город. Они перевезли останки в Марсель. Дальнейшая их судьба пока не известна.

Правила посещения храма

Если вы хотите посетить Церковь Святого Лазаря, вам следует знать о правилах, которые необходимо соблюдать неукоснительно.

  1. Женщины должны быть одеты строго. Запрещен вход в храм в шортах, мини-юбках, в открытых и в слишком облегающих одеждах.
  2. Во время службы мужчины и женщины сидят отдельно. Мужчины занимают правую часть храма, женщины - левую.
  3. В храме запрещено разговаривать, фотографировать и снимать службу, мешать верующим.

Венчание

Один очень красивый обычай прославил Церковь Святого Лазаря на весь мир. Речь идет о венчании. Туристические агентства из разных стран предлагают влюбленным парам освятить свой союз в этой древней христианской святыне. Молодожены со всего мира едут сюда, чтобы получить божественную поддержку и поклясться в вечной любви.

Просветительская деятельность

Сегодня при храме продолжает работать культурно-обучающий центр, который начал свою деятельность в 1875 году. Тогда это была церковно-приходская школа, а сегодня Церковь Святого Лазаря вносит неоценимый вклад в образование и воспитание детей.

Ныне центр размещается в отреставрированном помещении, где могут одновременно находиться около ста пятидесяти человек. Здесь проводятся конференции, увлекательные лекции, показы фильмов, концерты органной и классической музыки, небольшие театральные постановки.

Часы работы

Наверное, многих туристов интересует, когда можно посетить Церковь Святого Лазаря. Часы работы храма меняются в зависимости от сезона. Летом можно осмотреть храм в с 8:30 до 13:00, а затем с 16:00 до 18:30. В субботу храм работает с 8:30 до 13:00. В зимнее время (сентябрь-март) - с 8:00 до 17:00

Православная церковь во всем мире чтит память святого Лазаря за неделю до Пасхальных торжеств. Этот день особенно любят и торжественно отмечают в Ларнаке.

Со старинными христианскими храмами связано много преданий и легенд. Одна из самых чудесных и красивых относится к церкви Святого Лазаря на Кипре. Праведник Лазарь был другом Иисуса Христа. Когда он умер от болезни, Иисус воскресил его на четвертый день после погребения. Поэтому Лазаря еще называют Четверодневным. Узнав о таком чуде, иудеи захотели убить Лазаря и тому пришлось бежать из Иерусалима.

Вместе с другими учениками Иисуса он отправился на Кипр. По прибытии на остров Лазарь был возведен святыми апостолами в епископы античного города Китиона, где он прожил 30 лет. После смерти Лазаря похоронили в мраморной гробнице. Спустя пять столетий византийский император Лев IV Мудрый приказал построить на месте погребения Лазаря каменную церковь.

Служение добру

Святой Лазарь считался покровителем города Ларнака, а его храм был культурным, образовательным, социальным и религиозным центром этого города. В течение двух с половиной веков церковь основывала школы, больницы и следила за кладбищами. Она оплачивала обучение учеников, поддерживала нуждающихся и всегда защищала интересы горожан. По словам историков, такая напряженная деятельность была нетипична для большинства Кипрских церквей того времени.

Церковь Святого Лазаря – от древности до наших дней


Каменный храм имел 3 купола, с которыми связаны два предания. Первое гласит, что во время войны с турками на остров прибыл турецкий офицер, который принял купола церкви за купола мечети. Помолившись, он подъехал к храму ближе, понял, что совершил ошибку и приказал снести купола. Вторая версия приписывает отсутствие куполов обычному землетрясению.

Церковь Святого Лазаря одно время даже была Бенедиктинским монастырем и считалась собственностью Римской Католической Церкви. Это произошло во время Венецианской оккупации Кипра. Однако в 1589 г. Кипр перешел к туркам и Православная церковь сумела выкупить у них храм за 3000 серебряных монет.

Примерно в 1750 году Китионский епископ Макариос I приказал отреставрировать церковь Святого Лазаря и пристроить к ней аркаду. Впоследствии храм неоднократно реставрировался, но именно эта работа была самой масштабной. В таком виде храм и сохранился до наших дней. Во время очередной реставрации в 1972 году было найдено несколько мощей святого. Их положили в позолоченную раку, которая расположена в центре храма рядом с южной колонной под алтарем.

Достопримечательности святыни

Византийская архитектура храма настолько самобытна и красива, что производила неизгладимое впечатление на путешественников тех времен. Подлинным сокровищем является иконостас церкви, выполненный из резного дерева. Его создал талантливейший резчик по дереву Хаджи Саввас Талиадорос. Работа заняла у него 9 лет. Готовый иконостас покрыли золотом и украсили 120 иконами разного размера. Каждая из них – это бесценное произведение искусства. Красивейшей резьбой украшен алтарь и епископское место.

Верующие, желающие поклонится святому, спускаются в подалтарную часть, где для всеобщего обозрения выставлена рака с его мощами. У входа в это помещение, у восточной стены церкви, есть святой источник. Здесь же находятся гробницы римского периода.

Рядом с центральным алтарем находится маленькая часовня, где сохранился латинский алтарь. Особой драгоценностью церкви Святого Лазаря называют Византийские иконы, на которых изображен сам святой и сцены из его жизни.

Рядом с северным входом в церковь можно увидеть древнюю эмблему латинян – Иерусалимский крест. В юго-западной части строений расположен музей Святого Лазаря. В нем собраны религиозные предметы византийской культуры – старинные книги, иконы, древнее Евангелие, церковная посуда, одеяния и многое другое. Рядом с музеем есть церковная лавка, где продают иконы с изображением Святого Лазаря, копии византийских писем, книг и многое другое.

Археологи установили, что в прошлые века даже стены каменного храма украшало множество фресок. К сожалению от них ничего не осталось – всему виной большая влажность.

Особенности посещения церкви Святого Лазаря

Решив посетить храм, следует придерживаться установленных правил. Женщинам нельзя заходить в церковь в шортах, коротких юбках, с открытыми плечами и в чересчур облегающей одежде. Во время службы женщины и мужчины должны сидеть отдельно. Место для мужчин в правой части храма, а для женщин – в левой. В храме нельзя разговаривать, мешать верующим, фотографировать и снимать службу на камеру.

Существует очень красивый обычай венчания в храме Святого Лазаря. Многие туристические агентства предлагают влюбленным освятить свой брак в одной из самых знаменитых святынь христианства. Молодожены со всего мира приезжают сюда, чтобы заручится божественной поддержкой и поклясться друг другу в вечной любви.

Часы работы

  • сентябрь-март : 08:00-12:30, 14:30-17:00; апрель-август : 08:00-13:30, 15:30-18:30.

Адрес

  • Ларнака, Plateia Agiou Lazarou.

Координаты для навигатора

  • Площадь перед церковью 34.911436 33.635438

Фотоальбом

В храм вход бесплатный, в музей святого Лазаря билет стоит 1 евро. Для экскурсионных групп скидки.

Аренда машины выйдет 25-30 евро.

Билет на автобус стоит 1,50 евро (одноразовый) и 5 евро - за катание целый день. Ночные поездки на автобусе (а есть и такие рейсы) стоят 2,50 евро.

Парковки есть бесплатные, но мест на них может не быть. Платная парковка обойдется в 0,50 евро.

Время для прикосновения к религиозным святыням (часы работы)

Храм открыт для паломников и туристов круглый год с 8:00 и до 18:30 (с апреля и по август). Перерыв с 12:30 до 15:30.

В остальные месяцы время его работы сокращено до 17:00, перерыв с 12:30 до 14:30.

Музей при церкви работает все дни недели, кроме воскресенья. Понедельник, вторник, четверг, пятница: с 8:15 до 17:30. Перерыв с 12:30 до 15:00.

В среду и субботу музей открыт с 8:15 до 12:30.

Сколько понадобится времени на святое место

Много времени на визит в известную достопримечательность Ларнаки не понадобится. Церковь расположена в центре города, на дорогу уйдет около 15-20 минут, в каком районе Ларнаки не находились бы. А пребывание в храме зависит от того, идет служба или нет, настроены вы на общение с Богом или выберете для этого иное место и иное время. Осмотреть здание храма, известные реликвии можно в пределах 1-2 часов.

История церкви святого Лазаря из века в век

Кто такой Лазарь? Почему такой интерес к его мощам во всем мире? Начнем с легенды о Лазаре.

Имя святого произошло от еврейского имени Елеазар – «Бог мне помог». Праведник Лазарь проживал в Вифании. Во время эпидемии он заболевает и умирает. В это время приходит в город Иисус Христос, его друг и наставник. Узнав о смерти Лазаря, Христос идет на его могилу и воскрешает умершего.

Иудейцы были возмущены недопустимым «чудом». Из-за преследований Лазарь отправляется в скитания. Он переезжает на Кипр, где проповедует учение Христа. Было ему только 30 лет.

Согласно легенде, в 45 году н.э. (Лазарю было уже 42 года) Павел и Варнава произвели его в сан епископа Китиона (так в то время называлась Ларнака). Второй раз он умирает в 63 году н.э. Церковь святого Лазаря появляется на месте его гробницы.

Перемещение части его мощей в Константинополь, затем в Марсель вызвало возникновение легенды о проповедовании Лазарем учения Христа в Марселе.

Предисловие

Святой Лазарь, друг Христов и первый епископ Китийский

Ларнака, древний Китион, исторически связана с тремя важными личностями древности: философом стоической школы Зеноном (который был здесь рожден (1) , афинским генералом Кимоном (который умер, сражаясь за свободу Кипра против персидских захватчиков), и святым Лазарем, Другом Христовым, который прибыл на Кипр, преследуемый в Иудее, и жил здесь до своей кончины в качестве первого епископа Китийского. Прибытие Святого Лазаря на Кипр нашло отражение в местных традициях, но главным свидетельством об этом является великолепный Византийский храм, построенный на могиле Святого.Храм является не только значительным памятником Ларнаки, но и важнейшим местом паломничества на Кипр.
Для наших многочисленных посетителей и паломников, мы публикуем эту небольшую книгу, которая является кратким, но содержательным путеводителем по Храму Святого Лазаря.

Епископ Китийский Хрисостомос

(1)

Святой Лазарь.

История Храма в его честь в Ларнаке

Ларнака, древний Китион, родина стоика Зинона, обладает одним из наиболее прекрасных и стариннейших храмов на Кипре: церковью Святого Лазаря, друга Христова. Церковь была построена на самой гробнице Святого, который согласно традиции, был первым Епископом Китайским.

Давайте обратимся к истории. Святой Лазарь (Елеазарий из Хеврона) был жителем городка Вифании в 3 км к востоку от Иерусалима. Он известен как "друг Христов", который на четвертый день после своей кончины был воскрешен Иисусом (Иоанн 11,11). Библия отмечает дружеские отношения Господа нашего с семьей Лазаря, говорит: "Иисус любил Марфу и ее сестру [Марию] и [их брата] Лазаря" (Иоанн 11, 5).

Несколько раз Христос пользовался их гостеприимством. Однажды, когда Иисус возвращался из Галилеи в Иерусалим (где вскоре он был осуждён к распятию, "за жизнь мира" - Иоанн 6,51) две сестры Лазаря; Марфа и Мария, встретили его с печальной вестью о смертельном недуге их брата: "Господи! Вот, кого Ты любишь, болен". И наш Господь, который провозгласил, что "эта болезнь не к смерти", но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий (Иоанн 11, 4), отложил на два дня свое отбытие и направился в Вифанию. Христос прибыл в Вифанию на четвертый день после погребения Лазаря. "Восскорбленный духом "Он стоял перед гробом и, будучи Повелителем жизни и смерти - воскресил Лазаря, хотя «Лазарь лежал мертвым во гробе уже четыре дня и уже смердел» (Иоанн. 11, 1-44)

Позже Лазарь был вынужден покинуть родину и искать приюта в Китионе так как первосвященники и фарисеи вступили в заговор и стремились убить его. "Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса." (Иоанн 12, 10-11).

Наиболее вероятным временем, когда Лазарь покинул Родину считается 33 год н.э. и, точнее период преследований, которые вспыхнули после побивания Стефана (2) камнями, когда христиане-Иудеи которые «рассеялись от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии". (Деяния 11, 19).

Согласно христианской традиции, Лазарю было в тридцать третьем году 30 лет. И после воскрешения еще 30 лет он прожил в Китионе на Кипре и умер примерно в 63 г. н.э., в возрасте 60 лет. Апостолы Павел и Варнава (3) встретили его здесь во время своего прибытия в 45 году и рукоположили его в сан епископа Китийского, 18 лет Святой Лазарь был пастырем христианской общины города (45 - 63 г.г. н.э.). После своей второй кончины он был погребен на месте, где ныне возвышается Византийский храм в его честь, (см. "Против ересей" Святого Епифания Констанцийского стр. 4)

Мы не знаем подробностей его жизни и деятельности в качестве епископа Китионского, так как письменные документы от той эпохи не дошли до наших дней. Но имеем все основания предположить, что его пастырское дело, как и дело других пастырей не могло быть легким из-за силы двух соперников, с одной стороны язычества и особенно культа Афродиты, который был распространен на Кипре в то время и с другой фанатизма многочисленной еврейской общины Кипра. Кипрская церковь была вынуждена вести длительную и тяжелую борьбу, чтобы одержать победу.

Пребывание Святого Лазаря в Ларнаке связано с различными преданиями. В соответствии с одним из них, в течении тридцати лет после воскрешения Святой Лазарь никогда не улыбался и только однажды нарушил свой обычай. Кто-то захотел украсть горшок; увидев это, Святой Лазарь улыбнулся и воскликнул: "Глина крадет глину". Святой Лазарь был расстроен видом, который ему открылся в аду, где он провел четыре дня после своей смерти. Души умерших, которые еще не были спасены жертвой Господа нашего на Кресте, потрясли Святого Лазаря. (Еще не принесена была искупительная жертва Христа на Кресте, еще не было Воскресения Христова, которое спасло человека от греха и вечного осуждения).

Другое предание связывает имя Святого Лазаря с Соленым озером, которое расположено в пригороде Ларнаки. Согласно этому преданию, во времена Лазаря это соленое озеро было огромным виноградником. Случилось однажды Святому Лазарю проходить по этому краю. Испытывая жажду, он попросил хозяина дать ему винограда, чтобы утолить её. Хозяин отказал ему в просьбе. Лазарь указал на корзину, которая была наполнена, видимо, виноградом. Когда хозяин сказал, что в корзине соль, Святой Лазарь в наказание за жадность и лицемерие превратил виноградник в соленое озеро.

Наконец, о еще одном предании безусловно стоит упомянуть. Оно касается посещения Кипра Владычицей Пресвятой Марией.

В соответствии с этим преданием (4) , Святой Лазарь был очень опечален, так как он больше не мог видеть Пресвятую Деву, Матерь Господа нашего и своего друга. Поэтому, послал он в Святую землю корабль, чтобы привезти её на Кипр вместе со Святым Иоанном и другими учениками.

Но когда корабль, на борту которого находились Богоматерь и её спутники подплывал к Китиону, разразился шторм, который унес корабль очень далеко, в Эгейское море, в Грецию к берегам святой Горы Афонской (Греция), где обращала она язычников в христиан. И умоляла Своего Сына о благославлении и предстательстве всех тех, кто в будущем будут «подвизаться добрым подвигом веры» (I Тим 6, 12) - как монахи и аскеты - на Афонской Горе. Наконец, доплыла она до Китиона, где встретилась со Святым Лазарем и подарила ему архиепископский паллиум, связанный ее руками. Благословив Храм Китиона, Дева Мария отбыла в Святую Землю.

Предание о прибытии Лазаря на Кипр и хиротонии его в сан епископа Китайского широко распространилась по всему миру, достигла в том числе и далекой России. В Псковском монастыре в России есть церковь, посвященная "Святому Лазарю, епископу Китайскому".

В древности в Ларнаке существовал такой обычай: в день святого Лазаря, который отмечается в Субботу накануне Вербного Воскресенья, процессия детей с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей прихода. Во главе процессии шел мальчик представляющий Святого Лазаря. Он был украшен красными маками и желтыми дикорастущими маргаритками, известными на Кипре под именем "лазарос". Во время процессии дети пели популярную песню Лазореву.

В этот же день, во дворе храма в присутствии всех прихожан Воскресение Лазаря изображалось в церемонии. И священники и дети участвовали в представлении, где священники пели церковные тропара о воскрешении Святого. В настоящее время этих двух обычаев больше нет.

Церковь в честь Святого Лазаря известна в Христианском мире с древних времен. До первых лет двадцатого столетия Храм является неизменным местом паломничества пилигримов в Святую землю. Кроме того множество исцелений и других чудес совершалось здесь благодаря благодати Святого Лазаря. Как рассказывает Пьетро Делла Балле, римский дворянин и путешественник, посетивший Ларнаку в 1614 - 1626 г.г., когда он усомнился в факте прибытия на Кипр Святого Лазаря, жители города ему ответили, что это доказано чудесами, которые Святой совершает каждый день в этом храме.

Важность этого места паломничества была подтверждена в ноябре 1972г., когда во время работ, предпринятых для реставрации храма, были найдены частицы из мощей Святого.

Как известно, мощи Святого Лазаря впервые были обнаружены в 890 г. в его могиле в той маленькой церкви, которая существовала на месте нынешнего храма. На саркофаге была надпись "Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа". Тогдашний император Византии Лев VI Мудрый, узнав об этом, приказал доставить Святую реликвию в Константинополь, столицу империи, а в Китион прислал деньги на строительство нового храма и мастеров. Мы не можем представить себе, что жители Китиона подали все мощи, не оставляя себе хоть и небольшую частичку святых мощей. И тот факт, что в 1972 г. обнаружена только маленькая часть мощей, а не все является свидетельством их достоверности. На восточной стороне саркофага, который сегодня хранится под алтарем и в котором были найдены некоторые остатки мощей, можно разобрать надпись выполненную греческими заглавными буквами ФГЛЮУ - что означает "Друг" в родительном падеже. Вполне вероятно, что данный саркофаг был поставлен взамен первоначального, который, возможно, был вывезен в Константинополь с главной частью мощей.

Событие перевозки святых мощей из Китиона в Константинополь было увековечено Аретасом, епископом Кесарийским, в его двух известных речах, произнесенных по этому случаю. В первой речи он хвалит прибытие святых мощей из Китиона в Константинополь, а во второй речи он описывает процессию организованную императором для перенесения мощей из Крисополиса в великий Кафедральный Собор Святой Софии. Император Лев VI кроме храма, посвященного Святому Лазарю в Китионе, построил в Константинополе еще один храм, в честь того же святого. После захвата Константинополя франками в 1204 г. (5) , крестоносцы среди других сокровищ, которые они увели на Запад, похитили и мощи святого Лазаря и доставили их в Марсель, где их следы теряются. До сегодняшнего дня их судьба неизвестна. Как уже было сказано, знаменитый старинный древний храм святого Лазаря был воздвигнут на гробнице Святого и им гордится город Ларнака. Кто может войти в храм и остаться равнодушным?! Храм излучает пышность и великолепие раннего христианства. Его знаменитый иконостас - отличный пример резьбы по дереву - выглядит огромной вышивкой, шитой золотыми нитями. Бесчисленные фигуры святых украшающие его мистические, полные "мира Божия, который превыше всякого ума". Прекрасный иконостас действительно выглядит твердью небесной и иконы его "сияющими звездами", истинной картиной "собора... первенцев, написанных на небесах" (Евр. 12. 23), картиной, напоминающей живым образом о потустороннем мире.

Храм Святого Лазаря - один из двух трехкупольных храмов, которые существуют сегодня на Кипре. Другой находится около Фамагусты. Это храм монастыря Святого Варнавы. Эти две церкви принадлежат к редкому архитектурному типу и очень отличаются от других многокупольных храмов.

Построен был храм, как уже было отмечено, в конце IX века (около 890 г.) Львом VI Мудрым, императором Византии. Весь из камня с тремя нефами, центральным и боковыми, и тремя куполами, сооруженными на среднем нефе. Эти три купола были впоследствии снесены. По преданию они были снесены во время турецкой оккупации, когда приплывший в порт Ларнаки турецкий офицер, приняв купола Храма за купола мечети, преклонил колени и молился. Впоследствии он приказал "укоротить" купола. Согласно другой версии, куполам был нанесен ущерб землетрясением, дата которого неизвестна; однако в 1734 г. когда русский монах Василий Барский посетил храм, купола уже были разрушены.

К концу Франкского периода (1191 - 1571 г.г.), а по другому мнению около 1750 г. (когда реставрационные работы были выполнены под руководством епископа Китайского Макариоса I) была воздвигнута аркада, которую мы видим сегодня на южной стороне храма.

В 1857 г. была построена колокольня. До этого храм не имел каменной колокольни, а колокола были прикреплены к деревянным столбам. стоящим на постаментах. Как известно, с начала Турецкой оккупации Кипра в 1571 г. до середины XIX века, все колокольни были запрещены завоевателями, так же как и колокольный звон в Христианских храмах. Этот запрет был отменен в 1856 г., когда этого потребовала Православная Россия. Но даже после этого в колокола можно было звонить только после специального разрешения, полученного от визиря. В Никосии был разрешен единственный колокол - колокол храма Фанеромени. Церковь же Святого Лазаря в Ларнаке имела колокола задолго до 1856 г. и турки допускали это. Вообще жители Ларнаки имели несколько больше свободы, чем остальное население Кипра, благодаря тому, что в Ларнаке жила многочисленная европейская община и находились многочисленные иностранные консульства. Но и задолго до этого, во время Франкийской оккупации (1192-1570) церковь Святого Лазаря имела импозантную колокольню. Мы можем это видеть на старых планах Ларнаки, опубликованных в Европе путешественниками прошедших столетий, на которых церковь предстает с куполами и очень высокой колокольней, (см. например OL Dapper, "NauKeurige", Amserdam, 1866 г.).

Видимо, эта колокольня позднее была разрушена турками. А так как Византийцы не строили высоких колоколен, мы предполагаем, что первая колокольня была сооружена во время Франкской оккупации в Итальянском стиле.

Окна храма прежде были намного меньше и уже, чем сейчас. И так немного света проникало внутрь храма, что соответствовало потребностям Византийской церковной архитектуры. (См. "0 впечатлениях синьора де Вилламонта, иностранного путешественника в 1589 г." в "Excerpta Cypria".

Архитектура храма, вообще говоря, является образцом редкого старинного стиля. Она производила, по видимому, глубокое впечатление на иностранных путешественников. Александр Драмонд, английский консул в Алеппо (Сирия), который посетил Кипр в 1745 г., написал, например, следующее: "В городе Салинес (как Ларнаку называли в то время европейцы) есть церковь, посвященная Святому Лазарю; ее архитектура такова, что могу сказать: никогда я не видел ничего подобного". Упоминаемый выше Пьеро Делла Балле (1614 - 1626 г.г.) описывает церковь как" старинную, построенную в прекрасном архитектурном стиле."

Иконостас храма выполнен с исключительным мастерством, считается одним из самых тонких примеров резьбы по дереву на Кипре. Этот иконостас, так же как и иконостас Михайло-Архангельского храма "Трипетис" выполнен выдающимся резчиком по дереву Хаджи Саввасом Талиадоросом, который прибыл из Никосии. Сооружение иконостаса началось в 1773 г. и было завершено в 1782 г. Вскоре в 1793 - 1797 г.г. иконостас был покрыт золотом и иконы были написаны иконописцем Хаджи - Михаилом и его приемниками или сподвижниками. Иконостас украшен 120 иконами удивительного мастерства. Тринадцать больших икон находятся в нижнем ярусе, 60 икон меньшего размера располагаются в верхних ярусах (по 30 в каждом). 25 икон расположены у боковых дверей в Алтарь и 4 наверху у Креста (распятия), они включают и символическое изображение "пеликана" у пьедестала Креста. Остальные - маленькие циклические иконы 16 из них расположены в среднем ярусе и 2 наверху иконостаса.

Алтарь является шедевром резьбы по дереву (работа 1773 г.), также как и епископское место с иконой Святого Лазаря, которая была написана в 1734 г.

В храме хранятся некоторые драгоценные Византийские иконы. Наверное, они находились на предшествующем иконостасе.

Одна из них, изображает Святого Лазаря в ризе епископа, покрытой крестами. Другая принадлежит к народному Византийскому стилю и изображает воскрешение Святого Лазаря; 4 больших иконы расположены на стендах украшающих четыре контрофорса центрального свода:

Это русская посеребренная икона Девы Марии (6) , икона воскрешения Лазаря, икона Святого Николая и икона Святого Георгия, изображающая сцены из его жизни. Эта икона относится к 1717 г. и принадлежит кисти Яковоса Мососа, критского иконописца. Кажется, что в прошлое время стены церкви Святого Лазаря были покрыты фресками, так как до прошлого столетия некоторые фрески были видны на контрофорсах центрального свода. Вероятно эти фрески были уничтожены вследствие большой влажности, в районе Ларнаки и особенно в квартале Скала, где высота над уровнем моря очень маленькая. Окрестности церкви Святого Лазаря к югу западу от храма до Соленого озера были огромной болотистой местностью. Известной под названием "Свято Лазарево Озеро".

В глубокой древности, когда район Скала (Свято Лазаревый квартал) был необитаем и город был ограничен приделами Ларнакн, храм Святого Лазаря, расположенный в удалении от города, функционировал как монастырь. Во время франкской оккупации острова франки превратили церковь в Бенедиктинский (Римско - Католический) монастырь, на короткое время монастырь находился в ведении армянских римо - католиков. Когда турки захватили Кипр в 1570 г. они захватили и храм Святого Лазаря, как и все остальные церкви, которыми владели латиняне. В 1589 г. храм был возвращен Православной церкви за 3000 серебром. В то же время Римско Католикам было позволено дважды в год совершать службы в храме (в день Святого Лазаря и день Марии Магдалины (7) в маленькой часовне, которая с севера примыкала к алтарю в северном боковом нефе храма. Однако эта привилегия была отменена в 1794 г. благодаря усилиям Архиепископа Хрисанфоса (1767 - 1810 г.г.) и Епископа Китайского Мелитиоса I (1776 - 1797 г.г.), так как Латиняне, основываясь на этой привилегии, предъявляли претензии на общее владение храмом. У северного входа в храм до сих пор существует пятикрестная эмблема латинян (известная также под названием «Иерусалимский крест»), А в маленькой часовне, примыкающей к алтарю сохраняется до сих пор маленький Латинский алтарь, как напоминание о присутствии Римско-Католиков в минувшие дни. На заре XVIII в., когда район Скала быстро рос и превратился постепенно во второй город, около старой Ларнаки. церковь Святого Лазаря стала главной приходской церковью всего нового города Скала. Однако до середины XIX века церковь называется во всех документах того времени монастырем, несмотря на то, что задолго до этого времени она перестала быть монастырской церковью. Разные жилые комнаты и кельи вокруг храма, соблюдаемый в церкви монашеский обряд, множество богослужений и многочисленный церковный штат придавали ей монастырский вид. Богослужения в этом храме всегда совершались с достоинством и великолепием. Жилые помещения, окружающие храм, (прежде около двадцати) служили в прошлом столетии гостеприимным кровом путешественникам, паломникам, купцам.

В северо - западной части двора, окружающего храм, расположено маленькое протестантское кладбище с мраморными резными надгробиями над могилами, где похоронены европейские купцы, моряки, английские консулы и американские миссионеры.

Уникальным образом связана церковь Святого Лазаря с жизнью горожан Ларнаки. Но прежде чем продолжить, давайте остановимся вкратце на истории города. Скала и Ларнака - города-близнецы были расположены приблизительно в миле друг от друга, были они в средние века построены на месте руин древнего Китиона. Первоначально, во время франко - венецианской оккупации (1192 - 1570 г.г.) городом была Ларнака, известная европейцам по имени "Салинес" -город соленого озера, тогда, как "Скала" известная европейцем под именем Марина, состояла из портовых складов и маленького поселения вокруг церкви Святого Лазаря. Жители занимались обслуживанием порта - разработкой соляного месторождения. Соль была высокого качества и успешно продавалась в Европе. В XV в. роль морского порта Фамагусты уже не так значительна, значение Ларнаки настолько возрастает, что в течении почти 5 столетий (с XV до конца XIX в.) Ларнака становится одним из ведущих портов Средиземного моря и важнейшим центром международной торговли, связующим звеном между Европой и Средним Востоком. Вот почему различные европейские страны того времени: Франция, Англия, Австрия, Венеция, Рагуза, Сицилия, Испания, Россия, Греция, Голландия и др. основали здесь свои колонии и консульства. С возрастанием значения порта возрастает численность населения приморского района Скала. Во второй половине XVIII в. незначительное приморское поселение превратилось в процветающий городок вблизи Ларнаки, в котором чувствовалось европейское присутствие из-за нахождения сотен европейцев (торговцев, консулов и др.), которые поселились в городах-близнецах. Так, в течении турецкой оккупации город Скала - Ларнака был единственным "окном" Кипра во внешний мир, местом, где возможны были контакты с европейской цивилизацией, куда мог проникнуть луч света в те трудные времена рабства.

Тогда как Никосия была административным центром страны, Ларнака - дипломатическим и коммерческим центром острова. До начала XX в. город продолжал быть главным фактором в социальной, культурной, коммерческой, образовательной жизни Кипра. Однако после перенесения консульств в Никосию и перестройки портов в Фамагусте и Лимассоле, важность Ларнаки уменьшается, город теряет свой былой блеск и славу.

Храм Святого Лазаря настолько тесно связана с жизнью города, что его история неотделима от истории Ларнаки. По крайней мере в течении двух с половиной столетий (с XVIII в. до середины XX в.в.) храм Святого Лазаря был религиозным, национальным, филантропическим и образовательным центром города, той осью, вокруг которой вращалась религиозная и социальная жизнь Ларнаки.
Историк Н. Кириазис в своей книге "Город Ларнака в свете исторических документов" говорит: "Среди нескольких церквей на Кипре, которые привлекали всеобщее внимание и участвовали в историческом процессе, церкви Святого Лазаря несомненно предоставлено особое место», и дальше: "Немногие церкви на Кипре являют такую разнообразную деятельность какую явила церковь Святого Лазаря. Она основывала и поддерживала школы, заботилась о больницах и кладбищах, помогала бедным, защищала интересы горожан, помогала всем нуждающимся. Храм был сильным и мудрым представителем города и его интересов.

Управление храмом было в руках Комитета, который назначался до 1854 г. путем выбора из самых достойных. После 1854 г. Комитет стал избираться прихожанами. С 1734 г. есть архив о членах комитета и их деятельности. До 1734 г. письменных свидетельств о деятельности комитета нет. Во время турецкой оккупации Церковный Комитет считали комитетом все общины города Скалы, горожане его очень уважали. Турецкие власти рассматривали его как фактор, который они должны были принимать во внимание.

Уникальной была роль Храма Святого Лазаря в области просвещения народа. В начале XIX века в Скале - Ларнаке функционировали частные школы, которые могли посещать только дети богатых родителей.

Около 1850 г. церковь Святого Лазаря основала публичные школы, чье содержание Церковь взяла на себя. Одна из таких публичных школ была основана в 1857 г. во дворе за церковью, ее здание с соответствующей надписью на фасаде можно увидеть и сегодня.

В течение турецкой оккупации и первых десятилетий Британской администрации церковь играла также замечательную роль области филантропии и социального обеспечения, потому что «государство» того времени не предоставляло таких учреждений.

Наконец, надо отметить что когда Президентом Церковного Комитета в 1922 -1924 и 1927 -1928 г.г. был историк доктор Кириазис, был создан "Музей церкви Святого Лазаря", который был размещен в здании уже упомянутой публичной школы, во дворе за храмом. Этот музей содержал много византийских икон (видимо это были иконы более старинного иконостаса), другие церковные сокровища. К сожалению, эти предметы были перемещены в замок, находящийся в Турецком квартале Скалы, где находился районный музей Ларнаки. Вследствие этого во время турецкого мятежа в 1963 г. эти предметы попали туркам в руки и исчезли.

Мелодичный звон колоколов Храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Их привычный звон вплетается в каждодневную жизнь горожан.

Сколько поколений людей приходили к утренней и вечерней службам, оповещенным звоном колоколов Храма! Особенное значение имеют те торжественные службы (вечерни, заутрени, Святая Литургия, литии), когда икону Святого Лазаря выносят на улицы Ларнаки и совершают крестный ход. Это бывает в День Святого Лазаря в субботу накануне Вербного Воскресения и накануне этого дня.

В эти дни жители Ларнаки чувствуют себя ближе к святым местам, и вновь переживают «божественную драму и чудесные моменты перед воскрешением во второй реальной Вифании у могилы возлюбленного Друга Христова».

Вот, очень коротко, такова история Храма Святого Лазаря, друга Христова, первого Епископа Китайского и Святого покровителя Ларнаки, вторая и последняя могила которого бережно хранится в этой прекрасной византийской церкви, которой более тысячи лет.

Иеромонах Софрониос Р. Михаелидес

Примечания переводчика

Дорогие соотечественники!

Приглашаем Вас побывать в Ларнаке, юной и древней, наследнице славного Китиона, городе, о котором мы находим упоминание в Библии.
Как и многие наши предки, посланцы Руси, вы войдете под своды удивительно прекрасной Византийской церкви, преклоните колена пред древними святыми иконами и обратитесь в молитве к святому Лазарю, который был другом Господа нашего Иисуса Христа. Традиции русских паломников приходить сюда, в храм Святого Лазаря, оживает вновь Благодарение Господу Святая Русь расправляет крылья православия.
Иеромонах отец Сафрониус Михаелидес написал эту небольшую книгу, чтобы рассказать о храме, о его истории и истории Ларнаки всем кто прибудет сюда.
Этот рассказ увлекательный и интересный, написанный глубоким специалистом, человеком, любящим свой город и знающим историю своего народа. Ниже помещены некоторые пояснения и комментарии, подготовленные переводчиком, некоторые сделаны после разъяснения отца Сафрониуса, за что переводчик выражает глубокую благодарность автору книги. Благодарю также господина Ашодиса, за помощь и поддержку во время работы над переводом.

___________

(1) Зенон Китионский (336-264 г.г. до н.э.) сын торговца, отправился в Афины изучать философию. Впоследствии основал свою собственную философскую школу, которая оказала большое влияние на Римскую философию.

(2) Святой Стефан. Архидиакон Стефан стал первой жертвой гонения на христиан в Иудее. Исполненный Духа Святого, он смело проповедовал о воскресении Христовом, за что по приказанию синедриона был жестоко убит. Побиваемый камнями, святой мученик молился за своих убийц:" Господи, не вмени им греха сего." (Деян. Гл.6,8-8,2)

(3) Апостолы Павел и Варнава. Четвертая книга о православной вере " Закон Божий" (Изд-во Терра Москва 1991г.) в главе 10 рассказывает "Слово Божие росло и распространялось". Возвратившись из Иерусалима в Антиохию Варнава и Павел продолжали свою проповедь. Когда же они служили Господу и постились, Дух Святый сказал Церкви: "Отделите мне Варнаву и Павла на дело, к которому я призвал их". Тогда пресвитеры Антиохийской Церкви совершили пост и молитву, возложили на Варнаву и Павла руки и отпустили их в далекое путешествие. С ними пошел и прибывший из Иерусалима Иоанн (Марк). Путешественники отправились в Селлевкию, оттуда отплыли на Кипр. Там они высадились при Саламине (Салямис - ныне незаконно оккупированная территория - прим. переводчика), а затем прошли весь остров с востока на запад до Пафа (Пафос) всюду проповедуя Евангелие и исцеляя больных. С того времени Савл называется Павлом.

(4) Священным преданием называется то учение веры, которое не изложено в Священных книгах, а передано апостолами первоначально устно, тогда как Священным писанием называются те священные книги, которые по внушению Духа Божия, были написаны пророками и апостолами.

(5) После смерти Мануила I Комнина Византия обессилела: восстали болгары и сербы, вторглись венгры и норманны. Венцом несчастий стало появление под стенами Константинополя рыцарей Четвертого Крестового похода Крестоносцы по пути ко Гробу Господню вмешались в распрю, разгоревшуюся между членами равящей династии. Западные рыцари обратили свое оружие не против мусульман, а против византийцев, поддержав одного из претендентов на престол. С 9 по 13 апреля 1204 г. крестоносцы штурмовали Константинополь. 20 тысяч завоевателей овладели городом с полумиллионным населением.

(6) Загадочна история этой прекрасной иконы. Ее называют "Русской ". Но как она попала на остров Кипр? К сожалению, не сохранилось ни документов, ни свидетельств, которые могли бы пролить свет на эту загадку. Открыта увлекательная возможность поиска на этот вопрос для всех: историков, искусствоведов и просто любознательных.

(7) Мария Магдалина по свидетельству апостола Марка была первой, кому явился Господь после Своего Воскресения, и она же эту радостную весть принесла в Иерусалим. (Мр. 16, 10)

Зыкова Н.В. Магистр образования

P.S. По вопросам, касающимся истории Храма, обращайтесь, пожалуйста к автору перевода по тел. 357 4 622548. (Ларнака, Кипр)

Источник. Храм св. Лазаря Четверодневного в Ларнаке на Кипре.