Цукини тушеные с морковью и луком. Кабачки тушеные с морковью и луком. Кабачки тушеные с морковью и луком — простой и быстрый рецепт на сковороде

Для начала разговора попробуем, как нередко пишется в умных книжках, и говорится в не менее умных, скажем, академических лекциях — дать определение.

Сначала разумеется формальные — как трактуют термин «подросток » словари и энциклопедии.

Итак, энциклопедический словарь «Психология развития», статья принадлежит перу профессора К. В. Поливановой:

— подростковый возраст — период онтогенеза, занимающий промежуточное положение между детством и юностью (приблизительно от 11-12 до 15-16 лет). В некоторых психологических исследованиях П. в. отождествляется с периодом пубертата, т. е. периодом полового созревания, так как в анатомо-физиологическом аспекте связан с интенсивным половым созреванием. Эмоциональная нестабильность, свойственная этому возрасту, связана, в частности, и с перестройкой гормональной системы, а также с генерализованными процессами возбуждения и торможения, так как нервная система в этот период не в состоянии выдерживать большие и длительные нагрузки. Половое созревание приводит к возникновению полового влечения, часто неосознанного, а также новых переживаний.

Характерным признаком этого периода является повышенный интерес к себе, своим способностям, к своим чувствам. Развитие рефлексии, осознание своих индивидуальных качеств, стремлений и ценностных ориентаций приводит к формированию нового уровня самосознания и самооценки подростков, что является одним из наиболее важных новообразований этого периода. В то же время осознание собственной уникальности, идентичности, а также свойственное этому возрастному периоду сравнение себя с окружающими (сверстниками и взрослыми) приводит к неустойчивости самооценки, амбивалентному отношению к себе.

Подростковый возраст — период интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. В это время резко возрастает ценность для подростка коллектива сверстников, развивается устойчивая потребность в общении с ними.

Важной характеристикой этого периода является формирующееся у младших подростков чувство взрослости как субъективное переживание готовности стать самостоятельным. Отчасти переоцениваемая готовность приводит к частым конфликтам, но последние имеют и положительный смысл, т. к. провоцируют у подростка необходимость более адекватно отнестись к своему месту среди других. В целом для П. в. характерно относительное преобладание процесса индивидуализации по сравнению с присущими предыдущему возрастному периоду адаптационными процессами.

Среди негативных компонентов подросткового возраста отмечается увеличение конфликтности поведения, стремление к полной эмансипации от близких взрослых, снижение успешности учебных занятий. Эмоциональная неустойчивость, резкие изменения в поведении, колебания самооценки, так же как и социальная неопределенность этого периода могут приводить и к маргинализации подростков, поискам собственной культуры, стиля поведения и общения, отличающихся как от детских норм, так и от норм и правил взрослых. Возможно и развитие защитной агрессии, как реакции на давление взрослых. При неблагоприятных условиях в этот период могут развиваться так наз. отклоняющееся (девиантное ) поведение, различные невротические комплексы.

Много. Сложно. Серьёзно. Но ведь так вероятно и нужно, с нашей взрослой точки зрения, возраст то ведь куда как серьёзный…

Толковый словарь русского языка Ушакова ограничивается констатацией факта — ПОДРО’СТОК, тка, м. — мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16-17 лет.

А вот что пишет в своём словаре В. И. Даль:

« …Подростень, подростыш, м. подросток, мальчик или девочка, или животное, на подросте. Подросточный, подростковый, к подросту относящийся. Дети на подросте, почти на возрасте, около 14-ти, 15-ти лет».

Вот так. Дети.

А теперь, то что вкладывают в «своё » определение сами подростки… Эксклюзивная орфография полностью сохранена.

« …Подросток — это человек, который не является взрослым и не ребенком. Это такой особый тип людей.

…это сгусток энергии, амбиций, интузиазма, наивности, ветрености, да и вообще я считаю, что подросток это несформировавшийся плод-монстр , от которого никогда не знаешь, чего ожидать. Подросток это истинное воплощение бездонного пространства, его возможности безграничны, если конечно есть на то желание.

…это человек, достигший 14 лет, у которого появилось больше прав, но не прибавилось обязанностей. Подростковый возраст самый лучший после дет. садовского.

…это существо требующее: внимания со стороны родителей (в России внимание детям уделяют только в Москве и Питере), свободы (не полной), обучения и самое главное понимания, как и все остальные люди.

…это человек в сложном возрасте, когда нужна помощь. В этом возрасте человек хочет все, когда очень много интересов, и очень много прозьб. Но еще это чень хорошая возрасть… Заканчиваешь школу, идешь в институт, перед тобой открывается новая жизнь! Но в этом возрасте человек нуждается в очень большом пониманием.

…это человек, который находится в таком возрасте, когда допускает больше всего ошибок в своей жизни, которые решают порой дальнейшую судьбу.

…это ребенок, хотящий казаться взрослым. Это ребенок, который открыл для себя дверь во взрослый мир. Он балансирует на пороге, но боится шагнуть. О подростках заботятся, потому-что подростки — это уже почти взрослые. Предполагается ответственность, которой нет.

… это, на мой взгляд, тот человек у которого в жизни появляются первые секреты от родителей, друзей. …это то человек, который уже может отличить плохого человека от хорошего. Мне кажется большинство подростков замкнутые, хотя на людях очень общительные.

…это животное, которое до человека еще не доросло. Существо живущее только инстинктами, запутавшееся в жизни и не представляющее нечего о чувствах. У подростков огромные проблемы с психикой.

…это бунтарь. Он воюет не только с окружающими, но и с самим собой. Его переполняют чувства, совершенно противоречивые и в то же время похожие между собой.

…это кошмар для взрослых. Потому что в этом возрасте они сильней всего меняются, начинают требовать чего-либо , грубят всем, права начинают качать, считают что весь мир против них.

…это определенное лицо, находящееся в возрасте от 13-17 лет. В общем это вся средняя и старшая школа.

… это человек нуждающийся в понимании и сочувствие у него есть права которые часто нарушаются. Ему нужно понимания это самое главное.

… это почти взрослый человек, такой переходный возраст от ребенка к взрослому. Понять такого человек сложно, потому что сам он еще не определился со своим характером, своими принципами и т. д. Есть подростки, которых ничем не отличить от взрослых, иногда они даже благоразумнее взрослых, по-моему мнению, из-за того, что многим пришлось переносить какие то неурядицы в детстве.
… это чуть подросший ребенок, у которого формирует мышление, мысли и характер, который только вживается в взрослую, сложную жизнь. Это человек, который «играет в машинку и пытается научиться водить ее в жизни».

… это человек, у которого появляется в сознание такое слово, как «маска ».

… это взрослый ребенок, которому хочется все попробовать.

… это человек, который начинает выходить из детства. … в возрасте от 12 до 19 лет, живущий в обществе. В этот период жизни у него формируются взгляды на жизнь, характер, позиция в обществе. Возможна не устойчивая психика. Энергичны, готовы ко всему новому. Постоянное изменение настроения.

…это индивидуально существо, у которого есть свои принципы, взгляды на мир, характер. Он абсолютно индивидуален во всем не похож на других. Он пытается себя познать, узнать о себе, что-то новое. И в конце концов выбирает определенную цель своей жизни.

…это человек, личность имеющая свои проблемы, интересы, вкусы и т. д. , но не достигшая совершеннолетия, зависящая от родителей. Многие говорят… типа всего-лишь подросток… но это всего-лишь может стоит куда больше, чем некоторые люди.

…это жвачное, плотоядное животное, которое выдвигает себя вперед или назад перед окружающими.

…это человек с комплексами своего возраста, и себе на уме…

… это человечек использующий свою жизнь на все 100%.

… это человек, который переживает самое или одно из самых лучших своих времен. В это время еще можно делать какие-то глупости.

… человек с обостренными чувствами, гармонами, набором эмоций не характерным для другого организма, ступень между человеком и ребенком с усовершенствованием чувств.

… Подросток — это человек с несформировавшейся личностью, подверженный как плохому, так и хорошему воздействию окружающей среды.

…это существо, отдельное ото всего мира, познающее себя, все чувства которого обострены до невозможности, до безумия, до крайности… Он много думает и мало спит. Или нет. Он совсем не думает и постоянно спит. Он противостоит всему, что попадается на его пути, и прежде всего себе. Он абсолютно никому и ничему не противостоит, а просто плывет по течению…

Подросток как китайское печенье, в котором никогда не известно, что внутри…»

Как говорится — почувствуйте разницу…

Сегодня речь пойдет:

Наркоманию уже давно признали бичом XXI века. О разновидностях и типах наркотических веществ написано много книг и статей. Сегодня же мы поговорим о признаках, которые помогут уличить человека в употреблении таких наркотических препаратов, как соль и спайсы .

Если вам кажется, что от героина или амфетаминов погибло больше людей, чем от всех прочих наркотических веществ, вы ошибаетесь. Сейчас в молодежной среде модны различные курительные смеси, миксы, которая, впрочем, не подходит для того, чтоб ею можно было солить еду. Наверняка вы много раз встречали надписи «соль», «микс» на асфальте или заборах с припиской номера телефона или электронной почты. Неужели распространение соли и спайсов не преследуется законом? И чем они так опасны?

Дело в том, что «соли для ванн» — дизайнерские наркотики. Так называют группу наркотических веществ, разрушающих психику, состав которых постоянно видоизменяется с целью обхода действующего законодательства. Их производители пытаются изобрести новую химическую формулы против той, которая была «зафиксирована» властью, чтобы в случае чего не попасть за решетку.

Спайсы же, представляющие собой различные курительные смеси, долгое время считались вполне легальными. В США и Европе их даже продавали под видом благовоний (ведь смесь-то травяная). Однако в 2009 году установили, что ключевыми компонентами таких смесей были вовсе не ромашка или мелисса, а особые синтетические каннабиноиды, представляющие опасность для жизнедеятельности человека. С тех пор такие курительные смесь запрещены в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Что нужно знать о спайсах

Если раньше человеку могли продать спайс под видом легального, а потому безвредного наркотического вещества, то сейчас распространение и хранение спайса преследуется по закону. Объясните это вашему ребенку, если он еще этого не знает. Вообще вопрос о курительных смесях, солях для ванн и проч. нужно обязательно затронуть в тех семьях, где растет подросток. Ведь опасность таких наркотиков в том, что родители могут даже не подозревать, что их ребенок курит спайсы. А непослушное чадо, в свою очередь, скорее всего не будет отдавать себе отчета в том, что оно делает.

Итак, спайсы представляют собой курительные травяные смеси, на которые нанесены особые химические вещества, разрушающие психику и здоровье человека. На данный момент существует около 6-7 таких смесей. Они различаются по цене и воздействию. Напомним, что в нашей стране распространение, курение и пропаганда спайсов запрещена. Если вы узнали о том, что ваш знакомый или коллега распространяет подобные наркотики — обращайтесь в полицию.

Симптомы, проявляющиеся у человека, который употребляет спайс:

  • бледная, палевая кожа, или кожа землистого, желтоватого нездорового оттенка;
  • красные белки глаз, суженные или, наоборот, расширенные зрачки;
  • слезоточивость;
  • «пространная» улыбка и безучастный взгляд;
  • нечленораздельные звуки, «каша во рту»;
  • необоснованные высыпания и покраснения, появляющиеся на коже;
  • резкие перепады настроения;
  • постоянно преследующее чувство голода, обостряющееся после приема наркотического вещества;
  • потные руки, обильное потоотделение;
  • сухой «шаркающий» кашель;
  • быстрая смена настроения и реакции: минуту назад человек сидел на стуле, сейчас он прыгает и скачет по комнате;
  • нервозность, вспыльчивость, агрессивность;
  • возможное нарушение координации движений;
  • перебои сна, частая бессонница;
  • неадекватное поведение, характерное для человека, который находится под воздействием алкоголя.

Если человек давно увлекается разными курительными смесями, у него рано или поздно начинают выпадать волосы, ногти становятся хрупкими и ломкими. Он самолично отравляет свой организм, нарушает свою психику. Люди, попавшие в зависимость от спайсов, могут месяцами находиться в депрессии и отказываться от общения с друзьями и знакомыми. И наоборот, иногда им нужно бежать посреди ночи к школьному товарищу, что-то делать, с кем-то коммуницировать.

Что нужно знать о соли

Такое наркотическое вещество, как соль, пришло в Россию относительно недавно, в начале двухтысячных годов. В 2010-х гг. в США забили тревогу: рост жалоб, связанных с употреблением именно этого наркотика, резко возрос. Продавец, который предлагал клиенту попробовать соль, настаивал на том, что она легальна, а значит не таит в себе никакой опасности.

Соль продавали повсеместно, начиная от заправок и заканчивая ларьками, стоящими практически в каждом дворе. Наконец, власти забили тревогу, стали вносить в реестр запрещенных наркотических веществ некоторые компоненты, входящие в состав «солей для ванн». Однако это не сильно спасло ситуацию, т. к. производители постоянно обходят законодательство, экспериментируя с химическими формулами таких солей.

Симптомы, проявляющиеся у человека, который употребляет соль:

  • спутанные мысли, неспособность здраво рассуждать и совершать обдуманные действия;
  • неадекватное поведение (например, вод воздействием соли человек может спрыгнуть с крыши, т. к. ему кажется, что он умеет летать);
  • способность часами заниматься одним и тем же монотонным занятием (перебирать пуговицы, пересчитывать пшено и проч.);
  • сильные галлюцинации, в том числе и слуховые;
  • агрессия и раздражительность, невозможность контролировать свое поведение;
  • чувство страха, паранойя, человек постоянно оглядывается и думает, что за ним следят;
  • восприятие действительности исключительно в мрачных тонах до тех пор, пока не последует новая доза;
  • дрожь в конечностях;
  • потеря веса;
  • мешки под глазами, вид больного человека;
  • расширенные зрачки сразу после принятия наркотика;
  • сухость и першение в горле, кашель;
  • сильное чувство жажды после очередной дозы;
  • судороги челюстного отдела;
  • бледность кожных покровов;
  • ослабление иммунитета;
  • неспособность вести нормальный диалог, поддерживать нить общения.

Люди, которые принимают соль, практически подписывают себе смертный приговор. Даже наркологи не вполне отдают себе отчет в том, как нужно их лечить. У наркоманов наблюдается ломка, тяжелейшие нарушения психики. Страдают их внутренние органы и системы, в особенности — почки и печень. Люди, попавшие в зависимость от соли, могут броситься под поезд или вскрыть себе вены, причем никакого обоснования, кроме как жажды очередной дозы наркотического яда, данному поступку не будет.

Как лечить

Если вы подозреваете, что ваш друг, товарищ или, что еще хуже, ребенок «балуется» спайсами или солью, вам нужно немедленно обращаться к врачу-наркологу. Откладывать посещение нельзя. Тем более нельзя надеяться, что человек осознает свою проблему и сам сможет бросить прием наркотиков. Это может сработать, если он действительно попробовал наркотик только единожды.

Поговорите с его друзьями и знакомыми, проверьте переписки в социальных сетях. Если увидите, что в диалогах мелькают такие слова и выражения, как «соль», «легалка», «скорость», «свист» и проч., есть большая вероятность того, что он употребляет наркотики.

К сожалению, очень часто больной отказывается от лечения или же и вовсе не желает признавать свою зависимость. Работники реабилитационных центров рассказывают, что к ним помещались даже такие пациенты, которые вообще не хотят признавать тот факт, что соль — это наркотик. В какой-то степени проще избавить человека от героиновой зависимости, чем от зависимости «соли для ванны», настолько страдает психика человека. Даже за несколько месяцев приема такого наркотического средства пациент может перестать различать реальность вымышленную и действительную. Такие люди, по сути, оказываются на грани жизни и смерти. Они не могут общаться, учиться чему-либо, работать, заводить семью.

Остается только надеяться, что правительство найдет выход из сложившейся ситуации и, в конце концов, «соль для ванны» окажется полностью под запретом. Берегите себя и своих близких, не забывайте интересоваться жизнью своего ребенка, его увлечениями, друзьями, с которыми он общается. Объясните своим знакомым и своим детям, какую опасность таят в себе с виду безобидные соли и спайсы

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство. О наиболее типичных проблемах современных и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.

Проблемы современных детей

родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх – иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

Особенности возрастной психологии

–– А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.

— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми – всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.

С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.

На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности. Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями. Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.

Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности. Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей. Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

— В начале года всех потрясли несколько подряд . Родители некоторых из этих подростков даже не подозревали, что у их детей есть серьезные проблемы.

— По наблюдениям известных мне суицидологов значительного всплеска самоубийств не было, просто СМИ в течение нескольких дней активнее освещали такие трагические случаи. Это и правда рискованно, потому что подросткам свойственно подражание.

Не могу утверждать, но вполне допускаю, что кто-то из подростков не решился бы на последний роковой шаг, если бы не услышал о самоубийстве другого в новостях. Но что бы ни послужило причиной самоубийства, оно никогда не совершается спонтанно. Любой психиатр вам скажет, что от суицидных мыслей до их осуществления проходит время.

Поэтому если родители и учителя после трагедии говорят, что они ничего не замечали, их, конечно, жалко (особенно родителей!), но надо было приложить определенные усилия, чтобы совсем не заметить у ребенка признаков душевного кризиса. В семье иногда это сложно, и тогда важно, чтобы подростка могли подстраховать взрослые в школе.

Вот почему, в том числе, необходимо налаживать психологические службы. Пока же, по моим наблюдениям, даже в тех школах, где есть психологи, они завалены диагностической работой. То есть они должны проводить много тестов на выявление различных особенностей в классах и давать рекомендации учителям – таковы требования к ним.

Я думаю, что некоторые из этих рекомендаций для работы с определенной группой могут быть полезны и эффективны, но при таком понимании работы у психолога совсем не остается времени на индивидуальную работу с подростком, помощь конкретному ученику в прохождении трудностей. Тем более нет на это времени у учителей – учебные программы усложняются, а количество часов, отведенных на предмет, часто остается прежним. Поэтому учителя полностью сосредоточены на передаче знаний, и у них не остается времени на выстраивание с подростками отношений, при которых возможны обмен жизненным опытом и поддержка.

Естественно, я не обобщаю. Есть и педагоги с большой буквы, которые становятся для своих учеников не просто предметниками, но и старшими друзьями, мнение которых авторитетно для подростков, и психологи, вникающие в переживания каждого ученика, помогающие ему найти взаимопонимание с учителями, родителями.

Но, конечно, хотелось бы, чтобы таких специалистов становилось больше в современной российской школе. Некоторые учебные заведения обращаются и к поддержке внешних специалистов. Центр «Перекресток» активно сотрудничает со многими школами, наши психологи проводят там и групповые занятия, и индивидуальные консультации.

–– Часто ли у детей желание замкнуться, отчуждение от взрослых начинается с неуспеваемости в школе? По своему детству помню, что многие учителя на тех, кто не успевал по их предмету, сразу ставили крест. Иногда и родители перестают верить в своего ребенка, и это неизбежно приводит к заниженной самооценке, комплексам, на преодоление которых могут уйти годы.

— Вы затронули очень актуальную проблему. В психологии даже есть термин «стигматизация», означающий наделение человека уничижительным ярлыком, в результате чего он сам может поверить в свою никчемность.

Конечно, подростки особенно чувствительны к таким ярлыкам. Есть школы, в которых практикуется индивидуальный подход к каждому ребенку, но их до сих пор не так много. Некоторым педагогам не хватает ни сил, ни компетенции для работы с более сложными детьми. И вот вместо того, чтобы разобраться, почему ребенок с сохранным интеллектом не проявляет интереса к учебе, учителя в бессилии начинают говорить ребенку, какой он глупый, непутевый. Делают это, вероятно, из лучших побуждений – надеются через стыд пробудить в нем творческую активность. Это заведомо безнадежная система воспитания, но, несмотря на свою безнадежность, она широко распространена в российских школах.

Родители обычно в таких ситуациях впадают в одну из двух крайностей. Либо они безоговорочно занимают сторону учителей и начинают единым с ними фронтом давить на подростка, либо, наоборот, говорят, что ребенок прекрасен, а во всем виновата школа. Обе позиции неконструктивны, но, пожалуй, меньшее из двух зол — когда родители защищают «хорошего» ребенка от «плохих» учителей.

Поддержка взрослых ребенку необходима, поэтому лучше такая поддержка, чем никакой. Конечно, более по-взрослому было бы садиться и подробно разбираться в конфликте: в чем претензия учителя, в чем недовольство подростка? Если разговор пойдет в таком ключе, недалеко и до обнаружения общих целей и достижения ясных договоренностей между конфликтующими сторонами.

А если поддержки нет, велика ли вероятность, что подросток замкнется или даже уйдет из дома?

— Подростку в любом случае нужен круг, в котором его принимают и ценят. Если он не находит этого в социально приемлемых формах, будет искать в виртуальной реальности или в асоциальных группах. Некоторые действительно связываются с дворовыми криминальными компаниями, но сегодня чаще подростки уходят от одиночества в виртуальную реальность. Внешне это выглядит более благополучно – они не нюхают клей, не воруют автомагнитолы из машин, но для психики это все равно риск.

— Но ведь и до появления интернета были дети, предпочитавшие играм со сверстниками уединение. В том числе многие святые, например, . Понятно, что монашество – путь для немногих, и нельзя на него ориентировать обычного ребенка, но, например, в советском атеистическом обществе некоторые дети проводили все время за книгами или математическими задачами. И некоторые из них реализовались в науке. Таких детей, конечно, тоже меньшинство, но они есть. Правильно ли навязывать им стереотипы? Не ломаем ли мы их таким образом?

— Я вполне допускаю, что такие дети есть, и, конечно, ломать их неправильно. Вообще психологи сегодня стараются отходить от клише «норма-отклонение». Но в моей практике, пока недолгой, я сталкивался именно со случаями, когда у подростка есть потребность в общении, которую он не смог реализовать в силу отрицательного опыта. То есть его замкнутость была не органичным выбором, а следствием неудач, породивших определенные установки. Видимо, в тех случаях, о которых вы говорите, родители не обращаются за нашей помощью.

И все же я думаю, что зависание в интернете может быть вреднее многочасового чтения или увлечения точными науками. Естественно, нельзя согласиться с теми, кто видит в интернете только зло. Интернет дает быстрый доступ к информации, возможность регулярно общаться со сверстниками из других городов и стран, практиковаться в иностранном языке, расширять знания по другим предметам. Но использование интернета имеет и свои риски. Пока рано делать обобщающие выводы – эти риски только начинают изучаться, но уже есть какие-то наблюдения.

Например, можно с уверенностью сказать, что когда интернет становится главным, а то и единственным средством общения, у пользователя ухудшается умение быть в отношениях с реальными людьми. Подросткам, которые приходят на наши группы (а большинство из них как раз все свободное время проводят в сетях), очень трудно разобраться в эмоциях собеседника. Они прекрасно ориентируются в текстах, но не могут узнать что-то новое о человеке по его взгляду, интонации. Да и слышат они плохо – не привыкли к живому диалогу. Кроме того, им сложно удержать внимание на чем-нибудь одном – ведь интернет позволяет быть одновременно в нескольких окнах: музыка, видео, переписка, форум. В режиме многозадачности они чувствуют себя как рыба в воде, но сосредоточиться на одной задаче им непросто.

Этим же интернет существенно отличается от книги. Чтение книги – полезное времяпрепровождение (разумеется, если книга хорошая), развивающее, вряд ли чем-то заменимое, но все же однообразное, сводящееся к получению и усвоению текстовой информации. Людей, которым это занятие может заменить все остальное, не так много. В интернете же есть и тексты, и видео, и музыка, и картинки, и общение, и возможность для творчества. Получается, что очень многие потребности в информации, общении, развлечениях можно удовлетворить, не отходя от монитора.

Поэтому детей, зависающих в интернете, гораздо больше, чем книжных домашних детей, не стремящихся к общению. У большинства этих детей есть потребность в общении, просто реальному общению они предпочитают виртуальное. По мере того, как будут проводиться новые исследования, мы будем лучше понимать, как следует переживать этот очередной цивилизационный сдвиг, сравнимый с изобретением книгопечатания или началом использования огня, и какие риски для развития психики несет распространение интернета и компьютерных игр.

Преодоление психологического кризиса

–– Традиция психологической помощи в России только складывается. Может быть, поэтому некоторые родители, сталкиваясь с теми или иными проблемами ребенка, сразу ведут его к психиатру?

— Да, такие случаи бывают. Родители чувствуют свое бессилие в каких-то моментах воспитания подростка и острое желание как можно быстрее преодолеть этот кризисный момент. Проще всего в этой ситуации привлечь какую-то внешнюю силу. Для одних это психиатр, для других – кадетский корпус, но логика одинаковая: вместо того, чтобы выходить на диалог, применить силу в виде таблетки или военизированной структуры («Там-то из тебя сделают человека!»).

Хочу, чтобы меня правильно поняли – я не против кадетских корпусов. Есть ребята, которым это подходит. Если у ребенка есть интерес к военизированным играм, строгой структуре, ясным задачам, желание быть в команде, наверное, в кадетском корпусе ему будет интересно. Но я категорически против кадетского корпуса как репрессивной меры родителей, когда интересы и особенности ребенка вообще не учитываются. А такой вариант решения проблем приходит в голову родителям, пожалуй, не реже, чем идея о визите к психиатру. В отчаянии родители решают «спихнуть» подростка в жесткую иерархическую систему – раз он отказывается подчиняться им, пусть подчиняется чужим дядям. В подростковом возрасте очень важно приобретать опыт партнерских отношений, а такая воспитательная мера этому не способствует.

С последствиями таких мер я пока не сталкивался – на моей памяти и в моей практике было несколько случаев, когда родители в результате бесед со мной или моими коллегами отказывались от идеи отдать свое чадо на перевоспитание в кадетский корпус и находили решение проблемы в переговорах и прояснении взаимных обид.

– А с последствиями лечения у психиатра, когда в этом не было необходимости, сталкивались?

— Чаще бывает, что ребенку, который с подачи родителей наблюдается у психиатра и принимает лекарства, медикаментозное лечение в данный момент действительно нужно, но в сочетании с психотерапевтической работой. Такое сочетание необходимо не только детям, но и взрослым, если речь идет не о тяжелой психической патологии и интеллект у человека сохранен. Ну а в российской психиатрии часто упор делается именно на медикаментозное лечение.

Но мы, конечно, не ставим под сомнения назначения врача. Последнее дело – вступать в конкуренцию со специалистом в другой области, гораздо важнее встроиться в ситуацию, которая сложилась до прихода семьи к нам. Все-таки случаи, когда врач ошибочно прописывает ребенку психотропные препараты, редки. Просто лучше медикаментозное лечение и психотерапевтическую помощь начинать одновременно.

И, кстати, если родители сначала приводят ребенка к нам, так и происходит. Мы же видим, если ребенку нужна не только наша помощь, но и врачебная – психологов этому учат, и, не отказываясь работать с семьей, рекомендуем родителям показать его психиатру. У нас есть знакомые детские психиатры, в чуткости и квалификации которых мы уверены. Поэтому правильнее, на мой взгляд, не тащить ребенка сразу к психиатру, а сначала прийти вместе с ним к психологу. За исключением, конечно, случаев, когда психические отклонения очевидны. Но это отдельная тема. В центре «Перекресток» работают с подростками, у которых нет тяжелых патологий.

— Многие верующие люди, в том числе и священники, рассказывали, что в переходном возрасте их дети начинали бунтовать, переставали ходить в церковь. Опытные духовники советуют в таких случаях принимать этот бунт как свершившийся факт, не принуждать ребенка к хождению в храм, а молиться за него, уповая, что с Божьей помощью он через какое-то время сам вернется к церковной жизни. И некоторые действительно возвращаются. Но большинство-то православных родителей – неофиты, а неофитам несвойственно прислушиваться к советам духовно более опытных людей, зато свойственно желание, чтобы все было по правилам, благочестиво. Не знаю, правда, обращаются ли люди с такими проблемами в ваш центр – ведь неофиты, мягко говоря, с большим подозрением относятся к психологии.

— Тем не менее эта проблема мне как раз хорошо знакома. Вы правы – сюда на моей памяти с такими проблемами никто не приходил, но я еще с 1999 года руковожу подростковым приходским клубом при храме Космы и Дамиана в Шубине. И вот там с такими случаями сталкивался не раз.

Мы уже обсудили с вами, что в переходном возрасте ребенок начинает самоутверждаться, хочет быть взрослым, самостоятельным. И многие в период этого самоутверждения отвергают ценности, которые им прививали родители. Соответственно дети из верующих православных семей начинают бунтовать против Церкви и христианства как главной ценности их родителей.

Как любая сложно контролируемая ситуация, антицерковный бунт детей может привести родителей в замешательство, растерянность. И здесь также бывают попытки решить проблему с помощью привлечения жесткой внешней структуры, в данном случае – религиозно-аскетической. Изначальная цель такой практики – способствовать духовному росту человека, делать его жизнь богаче, интереснее, свободнее, но ревностные не по разуму родители и ее могут использовать для «воспитания» отбившегося от рук ребенка.

По-человечески переживания родителей, страх за своих детей, желание уберечь их от трагических ошибок понятны. Но без проверки мира на прочность и получения от этого мира обратной связи ребенок не сможет стать взрослым человеком, а на этом пути ошибки неизбежны. И у родителей всегда есть выбор: либо оказывать поддержку и наблюдать, как ребенок иногда радуется жизни, а иногда получает и негативную обратную связь, испытывая боль от своих ошибок, либо пытаться загнать его в какую-то клетку, где, скорее всего, не будет ошибок, но невозможен и творческий рост.

При всей бесперспективности второго варианта многие родители из-за страха за будущее предпочитают именно его. Если говорить о переживании верующими родителями антицерковного бунта, то я помню случаи, когда люди пытались силком потащить ребенка на исповедь, либо отправить в православный лагерь с жесткой дисциплиной в надежде, что там он научится регулировать свое повеление.

Как правило, этого не происходит, подросток все равно находит способ обойти сдерживающие механизмы, продолжает собственные мировоззренческие искания, осмысляет свои отношения с Богом. Если же он не находит возможности для такого осмысления, то, бывает, жестко рвет отношения. Такие подростки либо идут на открытый конфликт, либо, что хуже, уходят в скрытую оппозицию, когда внешне все атрибуты на месте (платочки, смиренный взгляд, елейный голосок), но при первой возможности идут в еще больший «разнос», чем их товарищи, бунтующие открыто. Любое игнорирование взрослыми потребностей подростка, в том числе и потребности в выстраивании своих смыслов, своей философии, ведет к психологическим проблемам.

О современных подростоках и их родителях

— Митрополит Антоний Сурожский говорил, что часто люди составляют проект, которому должен соответствовать другой человек. Например, родители заранее знают, в чем счастье их детей. Часто ли причиной конфликтов поколений и отчуждения детей становится их несоответствие родительскому сценарию?

— Мне кажется, у любого нормального родителя есть какие-то представления и идеи о том, что должно получиться из его ребенка. Совсем без таких представлений воспитывать детей невозможно. Невозможно требовать от родителей стопроцентной спонтанности и радости от любого самовыражения ребенка. Хорошо, что есть идеи – они задают какие-то семейные традиции.

Но все мы рождаемся с разными способностями, склонностями, особенностями нервной системы, и часто происходящее с ребенком не соответствует родительским ожиданиям. Вот если родители не хотят гибко реагировать на эту данность, возникают сложности, иногда приводящие к серьезным конфликтам.

Лучше сразу разобраться в причинах такого несоответствия. Дело может быть не только в ребенке – родителям хорошо бы понять мотивы, по которым у них сложились именно такие представления о воспитании. Ведь не секрет, что иногда первичной бывает не любовь к ребенку, а желание что-то доказать маме или подругам.

А иногда проблемное поведение подростка является следствием, реакцией на то, что происходит кризис в родительской паре. Вот и надо постараться понять, где выяснения отношений с родственниками и знакомыми, а где судьба ребенка, которая, надеюсь, дороже всех обид и конкуренции. Здесь может помочь визит к семейному психологу, исследование происходящих в семье событий.

Может быть, не совсем подходящее сравнение, но мне вспомнилось, как у Куклачева спросили, почему у него все так хорошо получается. И он ответил, что всегда следит, у какой кошки к чему есть предрасположенность, и он за этим следует, а не мучает животное в угоду своим идеям. По-моему, для воспитания человека такой принцип тем более подходит. Если родители чутко следят за интересами и способностями ребенка, больше шансов, что он будет развиваться гармонично.

— Родители сами были детьми, подростками. Почему же им часто не удается понять, что проблемы их детей связаны с возрастом? Забыли о своем детстве или наша информационная эпоха породила новые проблемы?

— Оба фактора играют роль. Многое из своего детства действительно с годами забывается. Довольно часто мама, жалуясь на ребенка, говорит, что в ее детстве ничего подобного не было, а когда начинаем с ней беседовать, выясняется, что и конфликты с родителями у нее случались, и в рискованные ситуации попадала. Когда мама это вспоминает, сама себе удивляется. Мифы относительно своего прошлого, конечно, мешают наладить диалог с детьми, понять их проблемы.

Но и контекст изменился. Если 200 лет назад люди из поколения в поколение жили примерно одинаково, одним укладом, то сейчас цивилизационные сдвиги происходят в течение жизни одного человека. В этом смысле родители и дети живут буквально в разных цивилизациях – на одной территории, но способы организации жизни у них сильно отличаются. Тем не менее есть вещи, объединяющие людей из разных цивилизаций. Например, еда или поездка на море. Вещи довольно приземленные, но через них можно прийти к совместным более глубоким интересам. Только для того чтобы встреча поколений произошла, и от взрослых и от подростков требуются творческие усилия. В этом вызов времени.

Еще одна особенность нынешней эпохи состоит в том, что авторитарная система воспитания, возможно, подходила для советской цивилизации, но если так воспитывать ребенка сегодня, похоже, ему в современном мире будет сложно. Сейчас чтобы быть успешным, нужно уметь гибко реагировать на нестандартные ситуации и иметь навык переговоров. И где же его приобретать, если не в семье?

Беседовал Леонид Виноградов

Кабачки с морковью – это великолепное овощное сочетание, которое не оставит никого равнодушными. Из этих видов овощей можно приготовить оладьи, лазанью, салаты, заготовки на зиму и т.д.

Рецепт кабачков с морковью

Морковку натрите на терке, а молодой цуккини порубите маленьким кубиком. Нарезанные овощи переложите в кастрюльку, залейте водичкой, чтобы она покрывала продукты, поставьте на плитку. Как только вода вскипит, посолите воду, варите несколько минут. Добавьте 4 ст. л. сметанки, потушите на слабом огне с закрытой крышечке. Время от времени размешивайте содержимое. Добавьте по вкусу чеснок и зелень. Овощи измельчите в блендере до получения пюре.

Кабачки с морковью и луком

Вымойте 500 г цуккини, просушите, порубите кубиками. 2 морковки натрите на крупной терочке. 2 луковицы порежьте, обжарьте на растительном масле с добавление морковки. Добавьте кабачочки, тушите еще 15 минут, время от времени размешивая, посолите, поперчите. Бросьте нарезанный укроп, 2 дольки чеснока, разрезанные на слайсы.

Кабачки с морковью на зиму: рецепты

1,5 кг очищенных цуккини покрошите средними кусочками. Почистите? кг морковки, потрите либо нарежьте тонкими полукольцами. Все измельченные плоды сложите в эмалированную кастрюлю либо таз. Приготовьте салат: в маленьком сотейнике соедините по 155 г сахарного песка и растительного масла, посолите, влейте 100 мл уксуса. Массу перетрите. Овощи залейте маринадом, размешайте, накройте крышкой. Оставьте на несколько часов для настаивания. Плоды за это время отдадут много сока. Таз или кастрюлю поставьте на средний огонь, после закипания тушите 15 минут. Заранее подготовьте сухие стерилизованные баночки. Еще горячим переложите салат по емкостям, закрутите крышками, после охлаждения перенесите в место для хранения.


А как вам ?

Кабачки маринованные с морковью

Соедините? литра воды, по 3 столовые ложки сахарка и соли, столовую ложку уксусной кислоты, вскипятите. 3 кг цуккини нарежьте некрупными кубиками, 1 кг морковки натрите на терке. Смешайте с давленной чесночной головкой. Прокипятите 10 мин. Разлейте по стерильным баночкам, укупорьте. Кабачки с морковью на зиму готовы!

Кабачки с морковью и помидорами

Очистите по 200 г морковки и лука, мелко нашинкуйте. Обжарьте на раскаленном масле на протяжении двух минут. 500 г цуккини вымойте, очистите от кожуры, порежьте маленькими кубиками. Нарезанные овощи выложите на сковородку с поджаренными овощами, размешайте, прикройте крышкой. Измельчите лук и 5 чесночных зубков. Добавьте по вкусу базилик, кинзу, петрушку, укроп и т.д. Посолите, добавьте 2 ч. л. сахарного песка. Горячую закуску разложите в подготовленную тару, закрутите.

Достаточно вкусными получаются и .

Кабачки с морковью и чесноком
.

Вымойте 2 кг кабачковых плодов, удалите жесткие края с обеих сторон, порежьте пластинками, посолите. Овощные пласты обжарьте на маслице до румяной корочки. Приготовьте начинку: очистите 2 морковки, натрите ее. Добавьте чеснок, посолите, добавьте майонез, тщательно размешайте. Подготовьте рулетики: на каждый обжаренный пласт выложите начинку, сверните, сколите зубочисткой.


Кабачки с морковью рецепты с фото.

Овощной слоеный торт.

Очистите 2 морковки, потрите их. 2 очищенные луковицы порежьте. Вымойте 1 кг кабачочков, срежьте поврежденные места, порежьте тонкими кружочками. Головку чеснока разделите на долечки специальным прессом. На сковородке с толстым дном поджарьте лук и морковь. Если влить немножко воды, то овощи получатся тушеными. Следом поджарьте кабачковый плод, нарезав его кружочками. Для лучшего обжаривания кружочки можно обвалять в муке. Обжаренные пластинки выложите одним слоем на блюдо, посолите. Сверху выложите третью часть моркови с луком. Остальную зажарку выложите с кабачковым слоем. Добавьте чеснок, равномерно распределите. Выложите второй кабачковый слой, посолите по вкусу. Покройте частью зажарки с чесноком. Последними выложите кабачки, подсолите. Оставьте овощи на один час, чтобы они пропитались соком.


А как вам ?

Кабачки с морковью по корейски .

Вымойте 3 кг цуккини, натрите на терке для приготовления корейских блюд. Вымойте? кг моркови, потрите. ? кг очищенного лука нарежьте кольцами, переложите к остальным овощам. В подготовленные продукты добавьте пару столовых ложек соли, ? ст. сахарка, влейте 155 мл уксусной кислоты, пакетик приправы. Тщательно размешайте массу, оставьте мариноваться. Баночки тщательно вымойте с моющим средством, сполосните, стерилизуйте. Разложите салат по емкостям, залейте оставшимся маринадом, накройте закаточными крышечками, поставьте на стерилизацию в духовку. После закатывания переверните, оставьте на сутки.

Оладьи.

Подготовьте 500 г цуккини: почистите, вымойте, потрите. Луковицу порежьте, морковь также натрите. Вместо репчатого лука можно взять зеленый. Вбейте куриное яичко, приправьте специями и солью. Размешайте, всыпьте 3 столовые ложки муки. Опять перемешайте. По мере накопления жидкости, сливайте ее в отдельную мисочку. Обжарьте оладьи, подайте с чесноком.


Довольно вкусной получается и .

Лазанья.

Приготовьте соус бешамель. Для приготовления вам понадобится 500 мл. Морковку, пару кабачков и луковицу нарежьте. Разогрейте сковородку с добавлением масла, поджарьте пару долек чеснока, поджарьте до мягкости, бросьте овощи, потушите 20 минут. Приправьте по вкусу, влейте 2 ст. ложки томатного соуса. На дно формы налейте немного соуса, выложите 2 листа лазаньи, разложите овощную начинку, налейте еще немного соуса, посыпьте тертым сыром, повторите слои. Верх блюда полейте соусом, посыпьте тертым сыром. Запеките на протяжении 30 минут в разогретой духовке.

Салат из кабачков с морковью на зиму
.

Вымойте 1,1 кг цуккини, почистите от кожуры и семечек. Мякоть покрошите кубиками, отправьте в кастрюлю или миску. Приготовьте маринад: в воде добавьте столовую ложку соли, 55 мл уксусной кислоты, 125 мл растительного масла, размешайте, прокипятите на протяжении 5 минут. Овощи залейте кипящим маринадом, помешайте. На первый взгляд, может показаться, что жидкости мало, но овощи еще отдадут сок, поэтому добавлять воду не нужно. После закипания поварите еще 5 минут. 100 г морковки натрите на терке. 50 г чеснока натрите на терке либо пропустите через пресс. Разложите заготовку по стерильным баночкам, укупорьте закаточными крышками.


А как вам ?

Драники.

Очистите 1 цуккини, потрите на мелкой терочке. Лучше если вы подберете сочный плод, который даст много сока. В этом случае драники получатся очень нежным. Потрите очищенную морковку, добавьте 2 куриных яичка, специи по вкусу. Массу как следует перемешать, чтобы овощи не брались комками. Вмешайте 2 столовые ложки муки. На сковороде разогрейте немного растительного масла, поджарьте драники, подайте со сметаной и рубленой зеленью.


Мясные котлетки с овощами.

Лук измельчите в комбайне вместе с укропом и петрушкой. Добавьте яйцо, поперчите и посолите. На мелкой терке натрите маленький цуккини и 4 средние морковки. Готовый фарш разложите по мисочкам. В каждую мисочку разложите кабачок, морковь и кабачок с морковью. Сформируйте котлетки, поджарьте на растительном масле.

Вкусное рагу.

Ингредиенты:

Большая морковка
- рис – половина стакана
- водичка – 1 ст.
- маленький кабачок
- средний помидор
- горсть сушеных грибов
- укроп
- базилик

Как готовить:

На дно кастрюли налейте растительное масло. Чеснок и лук меленько покрошите. На разогретое масло выложите рис, залейте водой, варите 5 минут. Покрошите морковку мелкими кубиками. Очистите кабачочек от семян и шкурки, потрите как можно крупнее. Бросьте в рис овощи, спустя 45 минут добавьте цуккини, потушите при помешивании до готовности. Добавьте томатную пасту или порезанный кубиками помидор. Посолите, посыпьте сушеной зеленью.


Подлива.

400 г цуккини покрошите кубиками, обжарьте на масле, посолите, потушите до получения мягкости. Смешайте с чесноком, пропущенным через мясорубку. Размешайте, накройте крышкой. Полученную массу взбейте блендером. На оставшемся масле обжарьте ее, смешайте с 60 г томатной пасты, размешайте.

Предложенное нами сочетание овощей сделает ваши блюда просто незабываемыми! Вы сможете порадовать своих домочадцев не только вкусными, а и полезными закусками, салатами и выпечкой. Смело беритесь за приготовление и создавайте новые кулинарные шедевры!

В летний период кабачки пользуются особым спросом у всех, кто заботится о своей фигуре. Это диетический овощ, калорийность которого составляет всего 23 ккал на 100 грамм. В кабачках содержатся минеральные соли, нормализующие обмен веществ; калий, улучшающий работу сердца; антиоксиданты, препятствующие старению и другие полезные вещества. При их приготовлении следует учитывать, что больше всего витаминов сохраняется в при этом к кабачкам можно добавлять морковь, лук, помидоры, картофель. Вкус блюда от этого только выиграет.

Диетический тушеные с морковью и луком

Чтобы сохранить все полезные витамины, содержащиеся в кабачках, перед тушением их следует запечь в духовке при температуре 190-200 градусов в течение 25 минут. В это время нарезать мелко репчатый лук и помидор, натереть морковь. Овощи обжариваются в масле в определенной последовательности. Сначала готовится лук, после морковь и помидор.

Достать из духовки и переложить в сковороду с другими овощами. Тушить все вместе под крышкой около 15 минут. На завершающем этапе приготовления посыпать овощи зеленью. с морковью и луком можно подавать и в горячем виде, и холодными.

Кабачки тушеные с помидорами

Блюдо, приготовленное по этому рецепту, может быть основным или использоваться в качестве соуса. Для этого кабачки, помидоры, морковь, лук, тушеные не менее часа на слабом огне, нужно измельчить в блендере.

Пошаговое приготовление:

  1. Помидоры (8 шт.) бланшировать: сделать на них крестообразные надрезы сверху, затем опустить на пару минут в кипяток, после чего переложить в холодную воду.
  2. Удалить с помидоров кожицу, после чего их нужно мелко нарезать и протушить до готовности в отдельной посуде.
  3. На оливковом масле (2 ч. ложки) обжарить чеснок (3 зубца) и лук до прозрачности, примерно 7-8 минут. Добавить морковь, стебель сельдерея, помидоры, томатную пасту (1 ст. ложку), листочки базилика, 1 чайную ложку орегано, соль и перец. Тушить овощи на слабом огне 45 минут.
  4. Через указанное время в сковороду с овощами добавить нарезанные крупно кабачки (2-3 шт.). Тушить 20 минут.
  5. Готовому блюду дать «отдохнуть» в течение 10 минут, и можно подавать. При необходимости измельчить в блендере.

Тушеные кабачки с морковью и луком в сметанном соусе

Для этого блюда понадобятся такие продукты: кабачки (0,5 кг), луковица и морковь, несколько ложек сметаны, чеснок (2 зубца), петрушка (или любая другая зелень), соль, перец и масло для жарки.

Овощи очистить от кожуры. Нарезать кабачки брусочками, морковь натереть крупно, лук и чеснок измельчить. Обжарить сначала лук, после добавить к нему морковь и кабачки. Посолить, поперчить и тушить овощи вместе в течение 10 минут. Когда кабачки станут достаточно мягкими, добавить Тушить под крышкой еще 10-12 минут. Снять с огня, после чего дать «отдохнуть» в течение 15 минут.

Тушеные кабачки с морковью и луком в сметане можно подавать в качестве гарнира к мясу или как отдельное блюдо.

Кабачки тушеные с морковью, луком и картофелем в мультиварке

Происходит в режиме "Тушение". Здесь они не кипят на сильном огне, а медленно томятся в течение часа, сохраняя при этом всю пользу витаминов.

В тушеные кабачки с морковью и луком, кроме указанных ингредиентов, следует добавить 2 клубня картофеля, помидор, чеснок (2 зубка), а также другие овощи по желанию (грибы, сельдерей, стручковую фасоль).

Кабачки и картофель нарезаются крупными кубиками, лук и помидор - помельче, морковь - колечками. Все овощи складываются в чашу мультиварки. Туда нужно добавить растительное масло (любое, 2 ст. ложки) и стакан овощного бульона (можно заменить кипятком). Время приготовления примерно 1 час, режим - "Тушение". После завершения приготовления блюдо оставить в мультиварке еще на 15 минут.