Что полепить с ребенком 3 лет

В этом возрасте дети уже неплохо катают колобки и колбаски, отщипывают, размазывают и расплющивают пластилин. Однако поделки из пластилина с множеством мелких деталей, которые можно найти в популярных детских пособиях по лепке, пока что им не под силу: на них, как правило, не хватает ни терпения, ни моторных навыков. В этой статье вы найдете идеи для лепки, с которыми 2-3 годовалый ребенок сможет справиться с минимальной помощью мамы. Ведь самостоятельность в творчестве крайне важна для ребенка! Старайтесь всегда помнить это во время занятий с ребенком.

Занятия, во время которых мама делает бОльшую часть работы за ребенка, никак не способствуют творческому развитию. Позвольте колобкам быть кривыми, а глазам находиться совсем не в том месте, где вам бы того хотелось. Не требуйте от ребенка идеальных форм, добиваясь сильного сходства с реальными предметами . Если малышу совсем трудно справиться с поставленным заданием, лучше упростите его (Кстати, идеи более простых поделок из пластилина для детей вы можете найти в статье « Лепка для детей 1-2 лет »).

Как мне кажется, идеальный вариант занятия, это когда каждый лепит свою поделку: например, мама своего снеговика, ребенок - своего, при этом мама комментирует свои действия, а малыш ориентируется на то, что делает мама. По нашему опыту, ближе к 3 годам это становится уже возможно. А вот самым маленьким творцам зачастую не хватает силы пальцев, чтобы справиться с пластилином, поэтому помогать, конечно, иногда нужно, но при этом всегда нужно стремиться к самостоятельности в творчестве.

Пусть вас не смущает, что поделки на фотографиях в этой статье ровные и аккуратные и совсем не похожи на детские, большинство из них я специально слепила для этой статьи, т.к. то, что мы лепили с дочкой, в основном не уцелело. Ведь слепив какую-то фигурку, Тася немедленно включает ее в свою игру. Да и не по всем Тасиным поделкам читателям было бы понятно, что изначально было задумано

Итак, идеи для лепки с детьми 2-3 лет (вернее, это только половина идей, вот продолжение ).

Лепим угощения для игрушек

Можно начать занятие примерно с такой сценки: мишка пришел в гости к зайцу, собрались они пить чай, а пить то его не с чем. Малышу предстоит помочь игрушкам и слепить для них угощения. Не стоит лепить за один раз больше 1-2 видов угощений, иначе ребенок устанет от затянувшегося занятия.



  • Бублик и крендель . Сначала катаем колбаску. Чтобы слепить бублик, соединяем концы колбаски друг с другом, в случае кренделя - концы слегка перекрещиваем.
  • Конфеты . Раскатываем небольшую пластилиновую колбаску, по краям прикрепляем маленькие шарики.
  • Пирожок . Сначала катаем большой колобок, затем его расплющиваем. Получившуюся лепешку складываем вдвое, края защипываем.
  • Яички на тарелочке . Катаем большой колобок, расплющиваем, разравниваем пальчиками - получается тарелочка. Затем катаем маленькие колобочки и складываем на тарелочку - это яички.




  • Яблоки . Катаем колобки, в них пальчиком делаем небольшие углубления. Затем в углубления прикрепляем маленькие лепешки-листочки.




  • Грибочки . Катаем колобок и расплющиваем его - это шляпка гриба, катаем столбик - это ножка. Грибы можно складывать в корзиночку, «собирать в лесу».




Конфеты с фантиками . Катаем небольшие колбаски или шарики, а затем заворачиваем их в заготовленные кусочки цветной бумаги или фольги, как в фантик. Скорее всего, придется помочь малышу завернуть конфетку, т.к. это задание не из легких. Только смотрите аккуратнее, чтобы малыш не съел такую конфету, уж больно она похожа на настоящую!




  • Пирог / торт/ пицца . Сначала лепим большой колобок и расплющиваем его в не слишком тонкую лепешку - получилась основа для торта или пиццы, кому как больше нравится. Затем украшаем всем, что есть под рукой: фасолью, макаронами, горохом, гречкой или любой другой крупой.




Поделки на основе «колобков»

  • Снеговик . Катаем три колобка, которые затем аккуратно слепляем между собой. Стекой делаем глаза, рот. Нос можно сделать стекой, а можно с маминой помощью слепить нос-морковку.
  • Неваляшка . Катаем два шарика и слепляем их между собой. Отдельно катаем два маленьких колобочка и прицепляем их по бокам в качестве рук.




  • Гусеница . Катаем небольшие шарики - столько штук, насколько хватит терпения. На мой взгляд, лучше всего лепить гусеницу вдвоем: несколько шариков слепит малыш, несколько - мама, а потом объединить все вместе. Лицо делаем стекой. По желанию прикрепляем рожки.




  • Новогодняя елка . Эту поделку я упоминала раньше в статье «Новогодний адвент календарь ». Для поделки понадобится шишка, именно она и будет елкой. Игрушками на нашей елке будут маленькие пластилиновые шарики, или просто кусочками отщипанного пластилина. В конце занятия мама закрепляет елку на пластилиновом основании, чтобы все могли ею любоваться в преддверии праздника.




  • Колобок . Колобка малыш, конечно, катал уже не раз. На этот раз предложите ему сделать все мелкие детали из подручных средств. Например, у нашего колобка глаза и нос из гороха, ноги - из фасоли, шляпа - из пуговицы.




Поделки на основе «колбасок»

  • Заборчик для домика . Сначала катаем разноцветные пластилиновые колбаски, а затем прилепляем их одна к другой возле нарисованного или любого другого домика. На фото мы с дочкой «пристраивали» забор к дому, который за день до этого склеили из разноцветных и разрисованных узорами блоков.




  • Самолет . Катаем две колбаски и укладываем их крест-накрест. При наличии желания для большего сходства на хвост самолета также можно прикрепить еще одну маленькую колбаску.




  • Избушка для зайчика. Такую поделку можно сделать сразу после прочтения сказки « Заюшкина избушка » (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Заранее нарисуйте зайчика, лес, а может, и других героев сказки, объясните, что на вашем рисунке почему-то нет избушки, и предложите слепить ее из бревен. Бревнами будут пластилиновые колбаски. Поверх получившегося сруба наложите окошко - лепешку. Треугольную крышу можно сделать из обычной лепешки, вытягивая пальчиком углы.




  • Пирамидка . Сначала делаем основание для пирамидки (лепешка). К ней посредине прикрепляем столбик. Далее вместе катаем несколько колечек. Чтобы ребенку не наскучило занятие, можно лепить колечки сообща: 2-3 кольца - ребенок, 2-3 кольца - мама. Когда все колечки готовы, раскладываем их на дощечке для лепки и определяем, в какой последовательности нанизать их на штырь.




· Кит . Чтобы сделать кита, сначала катаем большой колобок, затем с одной стороны щипком вытягиваем хвост, с другой стороны - стекой прорезаем рот. Глаза можно сделать как из маленьких пластилиновых шариков, так и просто сделав небольшие точки стекой. Замечательный фонтан получится из коктейльной трубочки. Подготовьтесь заранее и сделайте на кусочке трубочки несколько надрезов ножницами.




  • Улитка . Для начала раскатываем длинную колбаску, стараемся катать как можно длиннее. Затем вместе с малышом скручиваем колбаску спиралькой - улитка готова! Можно также прикрепить маленькие рожки.




  • Лошадка . Здесь у вас должно получиться что-то наподобие дымковской игрушки. На фото, мне кажется, поделка вышла не шибко красивая, зато это самый легкий вариант исполнения лошади. Итак, сначала делаем толстенький столбик и сгибаем его в дугу. Затем катаем небольшой колобок, он будет головой, поэтому мы его прикрепляем на соответствующее место. Далее вытягиваем пальчиками хвост и гриву. При желании делаем на них полоски стекой для большего сходства. Ну и конечно, глаза, рот, ноздри.




  • Ежик из шишки . Вновь первым делом раскатываем колобок. Приставляем его к шишке и пальцами растягиваем пластилин, стараясь закрепить голову ежа на шишке. Придержите шишку малыша, чтобы ему было удобнее размазывать пластилин. Затем щипком формируем мордочку, из шариков делаем носик, глазки. Можно также прицепить несколько шариков-яблочек на иголки ежика.




  • Мышка . Сначала катаем округлое туловище и отдельно хвостик - тоооненькую колбаску. В том месте, где предположительно будет голова, вытягиваем щипками носик и ушки. На кончик носика можно прикрепить маленький черный шарик. Ну а с противоположной стороны прикрепляем хвостик.
  • Зайка. Тут от ребенка вновь требуется катать только колобки да колбаски.




  • Гусь . Катаем большое округлое туловище, из него пальчиками вытягиваем шею, желательно подлиннее, чуть загибаем - получается голова. Стекой делаем глазки. Сзади щипком вытягиваем хвостик. Внизу прикрепляем две маленькие лепешки - это лапки.




  • Птичка . Голову птички делаем из шарика, а туловище - из небольшого столбика. Щипками формируем хвостик и клювик. Стекой делаем глазки. На следующем вашем занятии по лепке можно слепить для птички гнездышко. Для этого нужно будет скатать как можно больше длинных тонких колбасок. И, уложив «веточки» крест-накрест, составить гнездышко. По краям веточки необходимо защипнуть.




  • Снегурочка . Для этой новогодней поделки нужно будет заранее заготовить конус из картона - это будет шубка снегурочки. Далее, чтобы конус превратился в снегурочку, добавляем вместе с малышом все необходимые детали из пластилина. На шубку делаем опушку из длинной колбаски, прикрепляем пуговки, ручки, шапку. Можно также добавить шарфик, косичку и другие детали, на которые у вас хватит фантазии и терпения.




  • Человечек.




  • Мебель . Очень просто и интересно лепить из пластилина мебель - она тут же может использоваться в небольшой сюжетной игре. Все элементы пластилиновой мебели очень легкие в исполнении - по большей части это одни лишь расплющенные столбики и колобки, т.е. то, что 2-3 летний ребенок уже хорошо освоил. Жителями вашей пластилиновой комнаты могут стать как маленькие пластмассовые игрушки, так и вылепленные ранее пластилиновые человечки.




Вообще я обожаю пластилин за то, что из него можно слепить практически все. Если для игры чего-то не хватает, пластилин всегда приходит на помощь. Не достает кукольной посудки - пожалуйста, самолетика - не вопрос. Все, чем ребенок на данный момент интересуется, будь то динозавры или лошади, можно запросто слепить, хоть и в упрощенном виде. И не стоит бояться, что получится не похоже. Сколько мы ни лепили кривых и косых лошадок, плавательных очков и прочих игрушек, для Таисии они всегда были очень дороги, и играть ей с ними было гораздо интереснее, чем с настоящими игрушками. Очень важно всегда демонстрировать ребенку, что можно сделать все что угодно из чего угодно. Так у малыша развивается воображение, творческий подход к решению задачи.

Ну а на фото пластилиновые плавательные очки, вылепленные для обезьянки Чупы в период нашей огромной любви к бассейну и плавательным очкам в частности.




На этом прощаюсь. До встречи на страницах блога!

Нравится

Лепка – это основное занятия для развития детей. На третьем году жизни к пластилину можно добавить новый материал – глину. Ребенка этого возраста надо учить лепить, отламывая маленькие комочки от большого куска. А также скатывать шары, приплющивать их пальцем или между ладонями, раскатывать колбаски и соединять две детали в один предмет.

Рыбка

Цель: задание развивает интерес к работе с пластилином, учит прикреплять пластилиновые шарики к заданной плоскости.

Понадобится: вырезанные из картона силуэты рыб, пластилиновые шарики разного цвета диаметром 7 мм.

Задание: Дайте ребенку вырезанных рыбок и покажите, как украсить рыб чешуйками из маленьких пластилиновых шариков.

Колеса к машинам

Цель: задание упражняет в прикреплении пластилиновых шариков в заданном месте, развивает координацию движений.

Понадобится: альбомные листы с нарисованными машинами без колес (красного и синего цвета) и по 2 пластилиновых шарика того же цвета.

Задание: Дайте ребенку альбомные листы с нарисованными красными и синими машинками и покажите, как нужно прикреплять к ним колеса из пластилина соответствующего цвета.

Бусы для сороки

Цель: задание учит отрывать кусочки пластилина, скатывать из них маленькие шарики круговыми движениями между ладонями и прикреплять в заданном месте.
Понадобится: половина листа цветного картона с нарисованной ниткой для бус в виде большого круга, пластилин.

Задание: Покажите ребенку, как отрывать кусочки пластилина, скатывать из них маленькие шарики и прикреплять на нитку для бус.
Можно лепить из глины. Ребенок скатывает много шариков (бусин), вы делаете в них спичкой отверстия. А когда глиняные шарики высохнут, можно будет их раскрасить и нанизать на нитку.

Лепка из глины «Орешки для белки»

Цель: задание знакомит с новым материалом - глиной и упражняет в скатывании маленьких шариков.
Понадобится: глина, дощечка для лепки, тарелочка.

Задание: Покажите ребенку, как отрывать от глины маленькие кусочки и скатывать их между ладонями. Полученные орешки ребенок складывает на тарелочку. Глиняные шарики можно раскрасить красками.

Колечко для куклы

Цель: задание учит раскатывать из куска глины колбаски и соединять их концы.
Понадобится: глина, доска для лепки.

Задание: Дайте ребенку небольшой кусочек глины и покажите, как его нужно скатать в шарик, а шарик раскатать на доске. Затем концы полученной колбаски соединяются. Отдельно можно вылепить круглый «камушек» и присоединить его к колечку.

Идет снежок

Цель: задание развивает мелкую моторику рук и воображение.
Понадобится: половинки синего картона, белый пластилин, доска для лепки.

Задание: Спросите ребенка: “Какого цвета снег?” Предложите ему прикрепить на картон маленькие белые пластилиновые шарики - падающий снежок. Можно выложить шарики в виде крепости.

Укрась елочку

Цель: задание развивает мелкую моторику пальцев и творчество детей.
Понадобится: вырезанная из картона зеленая елка, пластилин, доска для лепки;
Задание: Предложите ребенку скатать из пластилина маленькие шарики и прикрепить их на рифленую елку.

Пирамидка

Цель: задание закрепляет умение раскатывать длинные колбаски из куска пластилина и соединять их в кольцо.
Понадобится: вылепленный из пластилина конусообразный стержень и под-
ставка к нему, пластилин, доска для лепки.

Задание: Предложите ребенку вылепить пирамидку. Покажите, как отрывать кусочки пластилина, скатывать из них шарики, а затем раскатывать в колбаски. Концы колбасок соединять. Ребенок может слепить несколько колечек. Затем надо найти самое большое колечко и одеть его на общий стержень, далее колечко поменьше и т.д.

Осьминоги

Цель: задание знакомит с новым способом работы с пластилином — растягиванием.
Понадобится: пластилин, половинка листа синего картона.

Задание: Дайте ребенку синий картон. Покажите, как нужно на него прилеплять небольшой пластилиновый шарик и растягивать его в разных направлениях, чтобы получились 3-4 ножки осьминога.

Сосиски для котенка и щенка

Цель: задание учит раскатывать из пластилина столбики и закруглять концы.

Понадобится: пластилин, дощечка для лепки.

Задание: Предложите ребенку вылепить для котенка и щенка побольше сосисок. Покажите малышу, как скатать из пластилина сначала шар, а затем на доске или между руками раскатать его в столбик и загладить концы.

Черепаха

Цель: задание закрепляет умение скатывать из пластилина шарики и прикреплять их в заданном месте.

Понадобится: пластилин, дощечка для лепки, вырезанный из картона контур черепахи.

Задание : предложите ребенку выложить картонный панцирь черепахи маленькими пластилиновыми шариками.

Цветок

Цель: задание развивает творчество, закрепляет умение скатывать из пластилина маленькие шарики и выкладывать из них задуманный предмет.

Понадобится: небольшой круг картона (диаметром 10 см), пластилин, дощечка для лепки.

Задание: Скатайте с ребенком 7-8 разноцветных шариков пластилина. Один шарик положите в центр картона - это будет сердцевина цветка. Остальные шарики - лепестки - выкладываются вокруг сердцевины.

Грива льва

Цель: задание развивает творчество, учит доводить изделие до определенного образа.

Понадобится: вырезанный из картона силуэт льва, пластилин (желтого и оранжевого цвета), дощечка для лепки.

Задание: Ребенку надо прикреплять пластилиновые шарики желтого и оранжевого цвета к голове льва, чтобы получилась красивая грива.

Лягушонок

Цель: задание учит превращать капсулу киндер-сюрприза при помощи пластилина в лягушонка.

Понадобится: пластилин, мешок с капсулами от киндер-сюрприза (желательно
зеленого цвета), дощечка для лепки.

Задание: Ребенок опускает руку в таз с водой, в котором плавают головастики (капсулы от киндер-сюрпризов). Малыш вылавливает себе «головастик», обтирает его полотенцем.

Нужно превратить этих «головастиков» в лягушат. Для этого надо прикрепить сверху капсулы глаза, пониже длинный рот, по бокам и снизу - лапы.

Написано по материалам книги Д.Н.Колдиной “Игровые занятия с детьми 2-3 лет”.

Понравилось? Расскажите об этой странице друзьям!

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Дарья Николаевна Колдина
Лепка с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий

От автора

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку: покатать по столу самодельный мячик, покормить ежика изготовленными грибами. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он вылепил, что может делать этот предмет, какой цвет он выбрал для своей поделки.

В данном пособии мы приводим конспекты увлекательных занятий для детей 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом. Эти занятия способствуют реализации следующих задач: приобщение ребенка к окружающей красоте; развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке различных материалов, которые в дальнейшем он сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по лепке с детьми 3–4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин).

Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.

Если ребенок бросает свое занятие, как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, если предлагать ребенку другие способы достижения желаемого. Тогда он будет понимать, что из любой ситуации должен быть выход. Например, если малыш хочет вылепить снеговика, а у него не получается, предложите вместе с вами нарисовать его.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или наоборот сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками, пуговицами и другим дополнительным материалом. Если задание слишком сложное, начните с лепки пирожков (шариков) из пластилина, а затем украсьте их дополнительным материалом.

Если ребенок быстро устает, не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения. А на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.

Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать его внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с малышом в игру «Что изменилось?» (положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно спрячьте одну из них или поменяйте игрушки местами). Ищите как можно больше способов привлечь ребенка к доведению задания до логического конца (например: «Давай слепим для ежика еще немного грибов, у него в лесу очень много друзей, и некоторым может не хватить грибов» или «Давай доделаем домик и поселим в него зайчика, а то сейчас прибежит лиса и съест его»).

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.

3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.

На занятиях по лепке дети 3–4 лет лепят из небольших кусочков пластилина. Используются следующие способы лепки:

Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей;

Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.

Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 3–4 лет:

Скатывание круговыми движениями рук (шарики, мячи);

Раскатывание прямыми движениями рук (столбики, колбаски);

Надавливание шариков пальцем сверху (горошины, точки на шляпке мухомора);

Растягивание надавленных шариков на картоне (осьминоги, звезды);

Прищипывание краев формы кончиками пальцев (клюв птички, края миски);

Сплющивание между пальцами или ладонями (пироги, блины);

Сглаживание поверхности вылепленной фигуры или места соединения частей (голова и туловище снеговика);

Нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (гриб, котенок).

Вытягивание отдельных частей от целого куска (голова матрешки вытягивается из ее туловища);

Вдавливание пальцем углубления на поверхности формы (чашка, тарелка).

Для занятий по лепке из глины и пластилина заранее заготовьте природный материал (половинки скорлупок грецких орехов, скорлупу фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, фасоль, горох, рис) и дополнительный материал (пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-сюрпризов, нитки, баночки от йогурта).

Для аккуратной работы с пластилином и глиной у каждого ребенка должна быть дощечка-подкладка и тряпочка, которой он будет вытирать руки, а также небольшая картонка-подставка для готового изделия.

Если у вас нет глины, можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто (для теста нужно смешать полстакана соли, полстакана муки, полстакана воды и одну чайную ложку подсолнечного масла). Готовое изделие из теста нужно просушить с двух сторон на теплой батарее, а потом раскрасить гуашью.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 4 годам:

Испытывает интерес к лепке из пластилина и глины;

Знает свойства глины и пластилина;

Использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение, вдавливание пальцем углубления, прищипывание краев формы кончиками пальцев);

Передает в лепке различие предметов по величине;

Раскатывает комочки прямыми и круговыми движениями ладоней;

Соединяет концы раскатанной колбаски в кольцо;

Сплющивает шар, сжимая его ладонями обеих рук;

Умеет украшать вылепленный предмет из глины, используя палочку с заостренным концом (спичку) или стеку;

Умеет доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала;

Сочетает в поделке лепку из пластилина и природный материал;

Умеет лепить различные предметы из 1–3 частей, соединяя их путем прижатия и примазывания друг к другу;

Умеет наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность;

Умеет аккуратно пользоваться глиной и пластилином: не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке.

Если ребенок не умеет делать что-либо из вышеперечисленного, не переживайте. У вас еще будет время наверстать упущенное.

Желаем успеха!

Годовое тематическое планирование занятий по лепке




Конспекты занятий

Тема недели «Игрушки»
Занятие 1. Мячик
(Лепка из глины)

Программное содержание. Вызвать у детей интерес к лепке из глины. Познакомить со свойствами глины. Учить раскатывать шар из глины и украшать вылепленное изделие дополнительным материалом.

Демонстрационный материал. Мяч.

Раздаточный материал. Глина, горох или нарезанные тонкими кольцами восковые мелки, дощечка-подкладка, картонка-подставка.

Ход занятия

Попрыгайте вместе с детьми «как мячики», приговаривая слова из стихотворения С. Маршака «Мяч»:


Мой
Веселый
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!

После последней строчки стихотворения дети разбегаются, педагог их догоняет.

Предложите ребятам сделать такие же веселые мячики из нового для них материала – глины. Сначала познакомьте их со свойствами глины: покажите, что она мягкая и пластичная. Объясните, что работа с глиной ведется на дощечке-подкладке. Раздайте ребятам кусочки глины и предложите скатать глину круговыми движениями между ладоней в шарик.

Затем покажите детям, как можно украсить мячик: прикрепить к шарику, скатанному из глины, горошины или тонкие колечки нарезанных восковых мелков.

Готовые мячики дети кладут на картонки-подставки, чтобы дать им высохнуть.

Тема недели «Овощи»
Занятие 2. Картошка в мешке
(Налеп из пластилина)

Программное содержание. Учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать тактильные ощущения.

Демонстрационный материал. Несколько картофелин, морковок, головок лука, свеклы, тряпичный мешочек.

Раздаточный материал. Вырезанный из картона шаблон мешка, пластилин коричневого цвета, дощечка-подкладка.

Ход занятия

Покажите детям картофель, морковь, свеклу, репчатый лук и попросите назвать их, определить форму и цвет. Спросите: «Как можно одним словом назвать картофель, морковь, свеклу, репчатый лук?» (Овощи.)

Вызовите нескольких ребят и предложите им взять по овощу и положить в мешок. Затем попросите других ребят на ощупь достать из мешка только картофелины. Посчитайте вместе с детьми, сколько картофелин они достали.

Положите перед каждым ребенком вырезанный из картона мешок и предложите «насыпать» в него картошку. Для этого нужно отрывать маленькие кусочки коричневого пластилина, скатывать их между ладоней в шарики и прикреплять на картонный «мешок».

В конце занятия похвалите детей за то, что они собрали так много картофеля.

Тема недели «Фрукты»
Занятие 3. Яблоко

Программное содержание. Учить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность. Учить собирать целое из частей.

Демонстрационный материал. Разрезанная на четыре части картинка с изображением яблока, натуральное яблоко.

Раздаточный материал. Картон с контурным изображением яблока; пластилин красного (желтого или зеленого) и коричневого цветов.

Ход занятия

Рассмотрите с детьми натуральное яблоко, определите его форму и цвет.

Покажите ребятам разрезанную на четыре части картинку с изображением яблока, соберите и разберите ее сами, а затем дайте собрать картинку нескольким ребятам.

Положите перед каждым ребенком картон с контурным изображением яблока. Покажите, как нужно «раскрасить» пластилином яблоко, изображенное на картоне: отщипывать маленькие кусочки пластилина, прикреплять их внутри контура на картон и размазывать пальчиком в разные стороны. Палочку от яблока можно скатать из коричневого пластилина в виде тоненькой «колбаски» и прикрепить в верхней части яблока.

В конце занятия спросите у малышей, какие еще фрукты они знают.

Тема недели «Ягоды»
Занятие 4. Миска с вишенками
(Лепка из пластилина)

Программное содержание. Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики, втыкать в них палочки. Учить лепить полые предметы, используя приемы вдавливания и прищипывания. Познакомить с ягодами и их названиями. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Демонстрационный материал. Игрушечная ворона (или другая птица), картинки с ягодами (земляника, красная рябина, виноград, вишня).

Раздаточный материал. Пластилин красного и синего цветов, коротенькие веточки, дощечка-подкладка.

Ход занятия

В начале занятия покажите детям игрушечную ворону (или другую птицу) и скажите: «Сегодня к нам в гости прилетела ворона. Поздоровайтесь с ней и послушайте, о чем она вас просит».

В о р о н а. Ребята, я очень голодная. Накормите меня, пожалуйста.

Спросите у вороны: «А что ты любишь кушать?»

В о р о н а. Я люблю кушать ягодки. Только я не помню, как называются мои любимые ягоды.

Помогите вороне вспомнить ягоды: покажите ей картинки с земляникой, красной рябиной, виноградом, вишней и назовите их.

В о р о н а. Я вспомнила! Я люблю вишенки! Сделайте мне, пожалуйста, вишенки.

Еще раз внимательно рассмотрите с малышами картинку, на которой изображены вишни, и определите форму и цвет ягод.

Покажите ребятам, как нужно скатать между ладоней маленькие шарики из красного пластилина, а затем воткнуть в них веточки.

Для мисочки нужно скатать шар из синего пластилина, пальцем вдавить середину шара и немного приподнять («прищипнуть») края. Каждый ребенок кладет вишенки в вылепленную мисочку.

В конце занятия «накормите» ворону вишенками.

Тема недели «Грибы»
Занятие 5. Грибная поляна
(Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить детей раскатывать из маленьких шариков пластилина столбики и соединять их с дополнительным материалом. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Демонстрационный материал. Мягкая игрушка – ежик.

Раздаточный материал. Четыре разных по цвету и форме грибочка, вырезанных из картона и разрезанных по вертикали пополам; скорлупа от фисташек, пластилин коричневого цвета, дощечка-подкладка и картонка-подставка зеленого цвета.

Ход занятия

Положите перед каждым ребенком четыре разных по цвету и форме грибочка, вырезанных из картона и разрезанных по вертикали пополам, и предложите найти пару к каждой половинке. Затем спросите у ребят: «Где растут грибы? (В лесу.) Кто любит кушать грибы?» (Ежики, лоси, белки, люди.)

Покажите детям игрушечного ежика и скажите: «Ребята, сегодня к нам в гости пришел маленький ежик. Поздоровайтесь с ним».

Е ж и к. Я пришел к вам из леса. В этом году совсем мало грибов. Помогите мне и моим лесным друзьям – сделайте для нас много грибочков.

Дети должны скатать из коричневого пластилина маленькие шарики, раскатать их на дощечке в столбики; сверху к кончику каждого столбика прикрепить половинку скорлупки от фисташки и «посадить» получившийся грибок на зеленую картонку-подставку.

В конце занятия соберите картинки-подставки с грибочками на один стол и скажите: «Молодцы, ребята! Вот и готова грибная поляна для лесных жителей!»

Тема недели «Осенние деревья и кусты»
Занятие 6. Листья на дереве
(Налеп из пластилина)

Программное содержание. Продолжать учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху. Развивать наблюдательность. Учить изображать с помощью движений слова физкультминутки.

Раздаточный материал. Картон с нанесенным по контуру дерева (без кроны) пластилином (или с нарисованным и закрашенным деревом); пластилин красного, зеленого, желтого, оранжевого цветов; дощечка-подкладка.

Ход занятия

На прогулке обратите внимание детей на деревья и кустарники, на цвет их листьев (красные, зеленые, желтые, оранжевые).

На занятии по лепке предложите ребятам сделать такие же красивые осенние деревья.

На занятии предложите детям побыть осенними листочками, которые кружит ветер:


Мы листики осенние
На веточках сидели.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.

Ребята выполняют соответствующие тексту стихотворения движения под слова физкультминутки.

Предложите детям сделать красивые осенние листья.

Положите перед каждым ребенком картон с нанесенным по контуру дерева (без кроны) пластилином (или картон с нарисованным и закрашенным деревом). Покажите детям, как нужно отрывать маленькие кусочки красного, зеленого, желтого, оранжевого пластилина, скатывать шарики между ладоней и прикреплять получившиеся листики на ветки дерева.

В конце занятия скажите детям: «Какие красивые, яркие листья на ваших деревьях! У нас получился настоящий осенний лес!»

Тема недели «Осень»
Занятие 7. Солнышко лучистое
(Нанесение пластилина на поверхность)

Программное содержание. Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность, сплющивать шар ладошкой. Учить осознанно переключать внимание. Закреплять умение анализировать содержание сказки. Формировать желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

Демонстрационный материал. Сказка К. Чуковского «Краденое солнце», иллюстрации к ней.

Раздаточный материал. Картон голубого цвета с наклеенными белыми облаками, пластилин желтого цвета.

Ход занятия

Заранее прочитайте детям сказку К. Чуковского «Краденое солнце».

В начале занятия поиграйте с ребятами в подвижную игру «День-ночь».

По команде: «День» дети произвольно передвигаются по комнате. По команде: «Ночь» – дети должны замереть на месте, подложив руки под голову.

После игры спросите у ребят: «Что светит в небе ночью? (Луна, месяц.) Что светит на небе днем?» (Солнце.)

Напомните детям сказку К. Чуковского «Краденое солнце», рассмотрите иллюстрации к ней и предложите ребятам «зажечь» солнышко, чтобы героям сказки не было темно и страшно.

Положите перед каждым ребенком картон голубого цвета с наклеенными белыми облаками. Покажите, как нужно из желтого пластилина скатать шар, прикрепить его в центре картона, сплющить ладошкой и, размазывая пластилин в разные стороны, сделать солнышку лучики.

В конце занятия спросите у ребят: «Какое у вас получилось солнышко?» (Круглое, желтое, веселое, теплое, ласковое, лучистое.)

Тема недели «В лесу»
Занятие 8. Длинная змея
(Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить детей выкладывать мозаику из пуговиц. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Уточнять и закреплять правильное произношение звука ш. Учить раскатывать длинную колбаску из шарика пластилина.

Демонстрационный материал. Предметная картинка с изображением змеи.

Раздаточный материал. Пластилин, пуговицы, картонка-подставка.

Ход занятия

Покажите детям картинку с изображением змеи и спросите: «Кто нарисован на этой картинке? А теперь мы сделаем змею из пластилина и украсим пуговицами».

Дети сначала скатывают между ладоней шар, затем раскатывают его на дощечке движениями рук вперед-назад, чтобы получилась длинная колбаска (змея). Выделяют голову, делают глаза, рот. Затем покажите детям, как нужно брать пуговицы и прикреплять их одну за другой на пластилиновую змею.

Тема «Одежда и обувь»
Занятие 9. Варежки
(Нанесение пластилина на поверхность)

Программное содержание. Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность. Учить самостоятельно украшать изделие. Развивать внимание.

Демонстрационный материал. Несколько пар варежек, сумка, 3–4 большие мягкие игрушки или куклы.

Раздаточный материал. Вырезанная из картона варежка, пластилин, горох, рис, фасоль и другой дополнительный материал.

Ход занятия

Обыграйте ситуацию: в гости к ребятам пришли куклы (или мягкие игрушки) и принесли сумку с варежками. Выложите варежки перед детьми на большой стол и попросите найти каждой варежке пару, а то куклы никак не могут с ними разобраться.

Когда дети справятся с заданием, куклы просят: «Наденьте нам варежки, чтобы мы не замерзли на прогулке». Ребята надевают куклам варежки, и куклы уходят.

Скажите детям: «А теперь мы будем делать красивые варежки». Напомните им, как нужно наносить пластилин тонким слоем на картонную заготовку, а сверху украшать получившуюся варежку дополнительным материалом: горохом, фасолью, рисом, пуговицами и т. д.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с ом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Для удобства использования в практической работе представленных ниже занятий мы приводим в описании некоторых из них примерный текст беседы взрослого с детьми, а также стихотворения, загадки. Этот вариант можно взять за основу и в дальнейшем развивать диалог с детьми.

Знакомство с пластичными материалами

Цели и задачи

Знакомство детей с пластичными материалами: ом и тестом.

Обучение разнообразным приемам действий с пластичны ми материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и «шлепанье».

Формирование интереса к работе с пластичными материалами.

Развитие мелкой моторики.

Материалы и инструменты

Покажите ребенку, как надо разрезать . Разрежьте несколько брусочков а на кусочки средней величины.

- Посмотри, как много кусочков а у нас получилось. Возьми, какой тебе нравится.

Покажите, как можно разминать пальцами, сдавливать его в разных направлениях, изменяя его форму.

Дайте ребенку возможность поиграть с ом, не ограничивая во времени. Это очень полезно для развития движений и мелкой моторики пальцев рук..

С этого упражнения рекомендуется начинать занятия лепкой. Затем скажите, что на следующих занятиях дети будут делать из а интересные , и уберите в недоступное для них место кусочки а разного цвета (предложите каждому выбрать по 2—3 кусочка разных цветов, в дальнейшем количество цветов можно увеличить) и основу для картинки (она может быть меньше, чем основа для коллективной работы, например, формата А5). Можно создавать не только «россыпь цветов», но и сюжетные картинки — траву, солнце, цветы и т. п.

Занятие 7. Пластилиновая

Цель занятия: Продолжать знакомить с ом и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки а от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с ом; развивать мелкую моторику.

Прием лепки: «Отщипывание»

Ход занятия (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Предложите ребенку выбрать кусок а любого цвета. Затем покажите, как от куска а отщипывать маленькие кусочки и прикреплять их к основе. Предложите малышу сделать из а разноцветную мозаику. Следите, чтобы ребенок не спешил. Делайте мозаику вместе с ним. Предложите поменяться кусочками а. По окончании работы получится картина. Придумайте вместе с ребенком название для нее.

Занятие 8. Блинчики

Цель занятия: Продолжать знакомить ребенка с ом и его свойствами; учить сплющивать шарики из а при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с ом; развивать мелкую моторику.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше - два, Паше - два,

Ване - два, Тане - два,

Саше - два, Маше - два,

Хороши оладушки

У нашей доброй бабушки!

Размазывание — надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения овой линии на плоской основе . Отщипывание — см. стр. 8.

Скатывание (1-й способ)

Надавливание

Размазывание

Описание методики

Пластилиновые картинки — это нетрадиционная работы с ом, при которой с помощью приема надавливания на маленькие овые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. Такая работы с ом позволяет создавать яркие овые картинки буквально за считанные минуты.

Навыки надавливания и размазывания а усваиваются маленькими детьми быстро и без особого труда. При создании овых картинок малыши действуют пальцами. Чтобы ребенок быстро усвоил новый навык, необходима помощь взрослого. В нужном месте на картон кладется небольшой овый шарик диаметром 5—10 мм, скатанный взрослым. Затем взрослый берет указательный пальчик правой руки ребенка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем надавливает сверху на палец ребенка. В результате из шарика получается круглая лепешка. Чтобы получить овую линию, взрослый берет указательный палец правой руки ребенка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем сначала надавливает сверху, а затем, не уменьшая давления, оттягивает палец ребенка в нужном направлении. Основные направления размазывания -сверху вниз и слева направо (для правой руки), справа налево (для левой руки). В дальнейшем дети раскладывают готовые шарики в нужные места картинки и размазывают их самостоятельно, а также подготавливают к работе еще по 1—3 шарика.

Обучение приемам надавливания и размазывания а начинается с пальцев правой руки, в дальнейшем присоединяется и левая рука ребенка. Удобнее всего действовать указательным пальцем ведущей руки, но можно пользоваться средним и большим пальцем, если это удобно ребенку. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал ногтем.

По мере усвоения ребенком навыков создания овых картинок количество операций, выполненных самостоятельно, постепенно увеличивается: ребенок сам скатывает несколько шариков, раскладывает готовые шарики в нужные места картинки, надавливает и размазывает их самостоятельно. Подготовка к работе

Перед началом занятия нужно подготовить рабочее место. При работе с ом на столы следует постелить клеенку, а детям надеть специальные клеенчатые фартуки и нарукавники или халаты с рукавами на резинке. На столе должно находиться только самое необходимое: основы для картинок и заранее подготовленные овые шарики (можно положить на пластмассовые тарелки, чтобы детям было удобно их брать). Сначала детям предлагаются для работы овые шарики одного цвета, в последующем — шарики разных цветов, далее — маленькие кусочки а для самостоятельного изготовления шариков.

На чем размазывать

Обучение приемам надавливания (а в дальнейшем и размазывания) на начинается с пальцев правой руки, в дальнейшем присоединяется и левая рука ребенка. Удобнее всего действовать указательным пальцем ведущей руки, но можно пользоваться средним и большим пальцем, если это удобно ребенку. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал ногтем.

Ход занятия

Прием лепки: «Надавливание»

Ход занятия (занятие проводиться за детским столиком, а на ребенка можно одеть фартучек).

Перед началом занятия подготовьте основу для овой картинки. Нарисуйте на листе белого картона круг диаметром около 15 см. Можно предложить заготовку в таком виде, но лучше вырезать круг по контуру.

- Посмотри, у тебя на картинке тоже мухомор. Только чего-то у него не хватает. Как ты думаешь чего? Правильно, белых крапинок на шляпке. Давай приделаем на шляпку мухомора белые крапинки, чтобы все узнали его, не стали срывать и есть ядовитый гриб.

Предложите малышу сделать крапинки: отщипывая маленькие кусочки а, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики.

Красная шляпка, белые горошки -

С виду красавец, что ни говори,

Только его мы не берем в лукошко,

Он опасный очень-очень, этот самый гриб.

Шляпка красная, в горошек,

Крепкий, стройный, взгляд в упор,

На высокой белой ножке -

Это, дети, МУХОМОР.

Ну и задали задачу!

"Гриб"- мужского рода, значит,

Перед нами точно- МАЛЬЧИК.

Совершенно не пойму -

Юбочка зачем ему?

Если уровень развития у ребенка мелкой моторики и навыки работы с ом позволяют, то можно вместе с ним изготовить шляпку гриба из а. Для этого красного цвета размазывается на картонной основе, на которой предварительно изображается контур гриба.

Занятие 14. Яблоня

Цель: Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки а от куска и скатывать из них шарики диаметром 7- 10 мм, надавливать указательным пальцем на овый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с ом; развивать мелкую моторику.

Материал: Лист картона белого цвета с заготовкой (рисунок или ); красного, желтого, зеленого цвета в брусках, а также , скатанный в шарики

Приемы лепки: Отщипывание, скатывание, надавливание

Перед началом занятия необходимо подготовить основу для создания овой картинки — изображение дерева (ствол и зеленая крона) на картоне. Для этого сделайте аппликацию из цветной бумаги - зеленая крона и коричневый ствол либо нарисуйте контур дерева цветными фломастерами.

Покажите ребёнку заготовку с изображением дерева.

- Посмотри, это яблоня.

- Но на яблоне чего-то не хватает, как ты думаешь чего?

- Ну, конечно! Не хватает яблок.

- Какого цвета будут я на нашей яблоне? Красные, желтые, зеленые. Выбери цвет яблок, которые будут расти на дереве, и возьми такого же цвета.

Предложите малышу сделать я : отщипывая маленькие кусочки а, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики. Помогите ребёнку начать выполнять задание, проследите за выполнением. Предложите ребёнку самостоятельно изготовить 2-4 шарика, остальные подготовьте заранее. Затем попросите прикрепить шарики к кроне дерева, используя метод надавливания.

Занятие 15. Божья коровка

Цель: Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки а от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на овый шарик, прикрепляя его к основе, располагать овые шарики на равном расстоянии друг от друга, соблюдать симметричность рисунка; формировать интерес к работе с ом; развивать мелкую моторику.

Материал: Лист картона белого цвета с заготовками (рисунок или ); черного цвета; игрушка - божья коровка или ее изображение.

Приемы лепки: Отщипывание, скатывание, надавливание.

Ход занятия: Перед началом занятия подготовьте основу для создания овой картинки — изображение на картоне божьей коровки.

Начните занятие с загадки.

- Посмотри, кто это к нам в гости пришел? Узнаешь? Это божья коровка. Давай вспомним стихотворение про божью коровку:

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

Божья коровка

сидит на листочке.

У нее на спинке

черненькие точки.

Покажите ребёнку заготовку с изображением божьей коровки.

- Посмотри, у тебя на картинке тоже нарисована божья коровка.

- Только чего-то у неё не хватает.

- Ты догадался? Правильно, черных пятнышек на спинке. Давай сделаем пятнышки!

Предложите малышу сделать шарики для пятнышек: отщипывая маленькие кусочки а, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики. Помогите ребёнку начать выполнять задание, проследите за выполнением. Предложите ребёнку самостоятельно изготовить 2-4 шарика, остальные подготовьте заранее. Затем попросите прикрепить шарики к спинке божьей коровки, используя метод надавливания.

Учите при этом соблюдать симметрию относительно средней линии. Если малыш затрудняется можно нарисовать точки в местах, куда следует прилепить шарики, чтобы было легче ориентироваться.

- Какая красивая божья коровка у тебя получилась! Молодец!

Занятие 16. Салют

Цель занятия: Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки а от куска и скатывать из них шарики диаметром 7-10 мм, надавливающим движением указательного пальца размазывать на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с ом; развивать мелкую моторику.

Материалы: Листы картона черного цвета формата А4; ярких цветов в брусках; , скатанный в шарики диаметром около 7 мм, из расчета 10—15 шариков на каждого ребенка.

Приемы лепки:

Ход занятия: Начните занятие с беседы и стихотворения:

Все празднику рады

и песни поют,

а в небе вечернем

сверкает салют.

- Ты видел праздничный салют? Расскажи, каким бывает салют (яркий, сверкающий).

Приемы лепки: Размазывание.

Ход занятия: Перед началом занятия подготовьте основу — «тучку на небе». Для этого скатайте из а шар, расплющите его и вытяните в овал. Приложите расплющенный овал к верхней части листа картона и, надавливая сверху ладонью, прилепите его.

Начните занятие с загадки.

- Послушай стишок.

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

- Смотри, какая туча появилась в небе, закрыла солнышко. Сейчас дождь пойдет!

Предложите малышу нажать пальчиком на нижнюю часть тучи и оттянуть палец вниз, чтобы получилась дождевая струя.

- Вот как капает дождик из тучки! Кап-кап! Вот какой дождик.

Предложите ребёнку действовать самостоятельно. Чтобы струи дождя получались длиннее, надо сильнее нажимать на .

Если возраст и уровень развития у ребёнка навыка работы с ом позволяют, то можно вылепить тучу вместе с ним.

Занятие 17. Снег идет

Цель занятия: Продолжать учить надавливать указательным пальцем на овый шарик, прикрепляя его к основе, располагать овые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с ом; развивать мелкую моторику.

Материалы: Листы картона формата А4 черного, серого, синего или фиолетового цвета (в зависимости от того, какое время суток вы выберете для картинки — вечер может быть серым, а ночь черной, фиолетовой); белого цвета, скатанный в маленькие шарики диаметром около 7 мм (10—20 шариков на каждого ребенка).

Прием лепки: Надавливание.

Ход занятия: Начните занятие с беседы.

- Помнишь, какой зимой шел снег? Снежинки кружились в воздухе и падали на землю. Скажите, снег холодный или теплый? Холодный. А какого он цвета? Правильно, белый. Давай сделаем снег из а. Наш снег будет идти темной ночью. Вот такая у нас будет черная ночь.

Дайте ребенку картон, предложите подготовленные вами шарики, попросите положить их в нужное место на картине и надавить на них пальчиком.

- Смотри, пошел снег. Сначала одна снежинка. Затем еще одна. Еще и еще... Какая красивая зимняя ночь получилась!

Занятие 18. Солнышко

Цель занятия: Продолжать учить надавливающим движением указательного пальца размазывать на картоне; формировать интерес к работе с ом; развивать мелкую моторику.

Материалы: Листы картона синего или голубого цвета формата А5; желтого цвета.

Прием лепки: Размазывание.

Ход занятия: Перед началом занятия подготовьте основу — «солнышко в небе». Для этого скатайте из а желтого цвета шарик, затем расплющите его и придавите к картону в центре листа.

Прочитайте стишок про солнышко:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко;

Любят тебя детки,

Детки-малолетки.

- У нас на картинке голубое небо. А в небе светит солнышко. Только светит оно слабо, совсем не греет. Как ты думаешь, почему? Потому что у солнышка нет лучей. Давайте ему поможем и сделаем лучи — вот так.

Предложите нажать пальчиком на край ового солнца, надавить посильнее и оттянуть палец вниз или в сторону — так получается солнечный луч.

- Вот какой получился луч! Давай сделаем солнышку много лучей! Теперь оно светит ярко!

Предложите малышу действовать самостоятельно. Чтобы солнечные лучи получались длиннее, надо сильнее нажимать на . Для удобства работы можно поворачивать заготовку (легче всего выполнять действия в направлении сверху вниз или слева направо правой рукой).

Занятие 19. Ежик

Цель занятия : Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки а от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм; учить надавливающим движением указательного пальца размазывать на картоне; располагать овые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с ом; развивать мелкую моторику.

Материалы : Листы картона светлого цвета формата А4 с изображением контура ежика; серого или черного цвета в брусках; , скатанный в шарики диаметром около 7 мм; игрушечный ежик.

Приемы лепки: Отщипывание, скатывание (1-й способ), размазывание.

Ход занятия: Перед началом занятия необходимо подготовить основу для создания овой картинки — изображение контура ежика без иголок: тело, ножки, хвостик. Начните занятие с ; покажите ребенку игрушечного ежика.

- Кто это бежит по дорожке? Это ежик! Посмотри, что растет у ежика на спине? Иголки!

Вышел ежик погулять

по лесной тропинке.

Очень острые иголки

у ежа на спинке.

- Вот картинки с изображением ежика. Ой! Какой-то он странный! Кажется, у ежика чего-то не хватает. Правильно, иголок нет! Давайте скорее сделаем ежику иголки! Вот так!

Предложите ребенку изготовить овые шарики для иголок: отщипывая маленькие кусочки а, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики. Затем предложите положить овый шарик над контуром спинки ежика, нажать на него пальчиком и оттянуть палец вниз.

- Получилась иголка! Давай сделаем ежику много иголок"

На спине у ежика можно расположить 10—15 иголок.

Приемы лепки:

Ход занятия: Перед началом занятия необходимо подготовить основу для создания овой картинки. Для этого нарисуйте в нижней части листа картона горизонтальную линию — это «земля», а в верхней части изобразите солнце.

- Посмотри на картинку. Внизу находится земля. А наверху светит солнышко. Оно согрело землю, из которой вот-вот вырастет густая зеленая травка. Давай сделаем травку.

Флаги, звездочки, хлопушки.

Вот огни зажглись на ней,

Сколько крошечных огней!

И, верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

Пятикрылая звезда. (Е. Благинина)

Предложите ребенку подготовить овые шарики соответствующих цветов (не забудьте часть шариков заготовить заранее). Затем предложите размазать зеленый в соответствии с линиями, чтобы получилась елка, положить разноцветные овые шарики на изображения кружочков и придавить пальчиком.

- Вот у елки ствол, а вот ветки. А теперь нарядим нашу елочку — повесим на нее разноцветные шары. Вот красный шар. Вот синий шар. А это желтый шар. Много на елке ярких разноцветных шаров — она стала красивой и нарядной!

Занятие 23. Красивая тарелка

Цель занятия: Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки а от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с ом; развивать мелкую моторику

Материалы: Заготовки из картона (белые круги диаметром 15—20см); разных цветов.

Приемы лепки: Отщипывание, скатывание (1-й способ), надавливание, размазывание.

Ход занятия: Перед началом занятия подготовьте основу для создания овой картинки. На этом занятии рекомендуется использовать схематичное изображение узора на тарелке в виде линий (для размазывания) и кружочков (для надавливания).

Объясните, что там, где нарисованы линии, следует размазывать , а там, где нарисованы кружочки, придавливать его.

- Посмотри, это тарелки. Тарелки просто белые, совсем неинтересные. Давай украсим их — сделаем на них узор из а.

Предложите ребенку подготовить овые шарики (цвета он пусть выберет сам), не забудьте часть шариков заготовить заранее. Затем предложите положить овые шарики на изображения кружочков, придавить пальчиком и размазать в соответствии с линиями на узоре.

- Вот какие у вас получились красивые, праздничные тарелки! Молодец!

Узоры могут быть разные по цвету и форме. Украшением тарелок можно заниматься в течение нескольких занятий. На первом занятии предложите ребенку заготовки с нанесенным рисунком, на следующих — заготовки без рисунка, чтобы дать возможность детям придумать свой собственный узор.

При подготовке занятия использовалась книга:

Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 80 с.

Не стоит думать, что лепка для малышей — это просто забава и лишняя забота для мамы. Лепка прекрасный способ развития ребенка. Во время манипуляций с мягкой массой у деток развивается мелкая моторика. А как выяснили специалисты, чем лучше развита моторика пальчиков, тем выше уровень развития речи. Кроме того, художественное творчество развивает память, усидчивость и логическое мышление.

Как заниматься с ребенком лепкой?

Лучше один раз увидеть

На первых порах наберитесь терпения, ребенок может просто не захотеть брать в руки пластилин или тесто. Но если вы покажите ему, как с ним работать — скатывать шарики, колбаски, делать фигурки, то он обязательно захочет это повторить.

Возьмите ребенка за руку

Если у малыша не получается скатать шарик или расплющить кусок пластилина, просто возьмите его ладошку в свою и сделайте это вместе. Это отличный метод обучения, который поможет ребенку понять принцип действия.

Не заставляйте ребенка лепить то, что вы хотите

В возрасте до 2-х лет дети часто непредсказуемы. Вы решили лепить красную гусеницу, а ребенок увлекся скатыванием колобков. Не беда! Пусть лепит то, что хочет, главное чтобы он делал это с удовольствием. Поддержите его.

Хвалите ребенка за успехи

Ваше одобрение — главный критерий для крохи. Если вы продемонстрируете свою радость по поводу его занятий, это даст ему дополнительный стимул стараться сделать еще лучше.

Что можно лепить из пластилина с ребенком 1,5 — 2 лет

Не ждите, что кроха как только получит пластилин в руки начнет лепить зверушек или красивые фрукты. На первых занятиях кроха будет просто мять массу, размазывать и отщипывать без всякой цели. Ребенок должен понять, что собой представляет новый для него предмет, что с ним можно делать. Не мешайте ему.

1. Как только вы увидите, что игра с пластилином ему надоела, покажите, что можно из него лепить. Например, сделайте колобок. Скатайте шар, сделайте глазки из фасоли или гороха, покатайте колобок и расскажите сказку.

2. В следующий раз слепите «булочки», яблоки или что-то в этом роде, сложите на кукольную тарелку и «накормите» кукол и игрушки. Покажите как это делается и предложите малышу попробовать вылепить что-то самостоятельно.

3. С помощью пластилина украсить стеклянные или пластмассовые баночки. Обмажьте пластилином стаканчик из-под йогурта и втыкайте в него пуговицы, фасоль, чечевицу или горох. Детям это очень нравится, а кроме того — это отличная тренировка мелкой моторики.

4. Отпечатки. На пластилине или тесте можно оставлять отпечатки разными предметами. Малыши в восторге от этой игры. Дайте крохе пластмассовую вилку, ручку или карандаш, пробку от бутылки или пузырька и пусть делает разные отпечатки.

5. Лепим гусеницу. Для этой поделки нужно скатать штук 8-10 небольших шариков, а затем соединить между собой.

6. Ежик с иголками. Слепите с малышом туловище — продолговатую форму. Там где будет голова — нужно просто вытянуть пластилин, чтобы получился острый угол — нос. Сделайте глазки и приступайте к иголкам. Лучше всего подойдут спички, которые нужно просто втыкать в пластилин.

7. Угощение для кукол. Вы уже показывали малышу, как лепить булочки и яблочки. Можно повторить эту игру и научить ребенка скатывать «колбаски». Сделайте тонкую колбаску, а затем сверните ее в форме кренделька или бублика или другого угощения, знакомому малышу. Разложите все красиво на кукольных тарелочках и «сервируйте» стол к чаепитию.

8. Снеговик — это классика жанра для занятий с ребенком зимой. Делается легко, а восторга — море.

9. Новогодняя елочка. Зимой, когда ребенок воочию увидит наряженную елку, вы можете сделать украшения из пластилина для маленькой пластмассовой елочки. Слепите маленькие разноцветные шарики, колечки и так далее.

В процессе игры с пластилином или тестом, малыш сам освоит некоторые приемы. Чтобы его интерес не ослабевал, подкидывайте ему новые идеи.