Творожная шарлотка с яблоками в мультиварке редмонд. Шарлотка в мультиварке панасоник. Готовим изысканный яблочный пирог в мультиварке

Среди огромного количества видов насекомых, существующих на планете, есть немало таких, которые приносят пользу человеку. Если составить рейтинг самых полезных насекомых, то первая десятка будет выглядеть следующим образом:

  1. Пчела.

Эти насекомые опыляют растения, обеспечивая высокие урожаи зерновых культур, овощей, плодов и ягод. Огромное значение для человека имеет мед, который называли в старину пищей богов. В разных сферах активно используются прополис, пчелиный яд, маточное молочко, воск.

  1. Божья коровка.

Эти представители семейства жуков с яркой окраской уничтожают тлю, листоблошек и некоторых других опасных вредителей культурных растений. Божьи коровки - безобидные существа, они не кусаются и не жалят.

  1. Тутовый шелкопряд.

Давно одомашненная бабочка играет важную экономическую роль. Тутовый шелкопряд используется в производстве натурального шелка. Сушеные гусеницы нашли применение в китайской народной медицине.

  1. Многоножка.

Не слишком привлекательные внешне многоножки являются самыми полезными насекомыми из тех, которые могут обитать в домах и квартирах. Эти мелкие хищники питаются другими насекомыми: тараканами, мухами, молью, чешуйницами.

  1. Жужелица обыкновенная.

Этот вид, входящий в семейство жуков, приносит неоценимую пользу садоводам и огородникам. Взрослые особи и личинки жужелицы уничтожают вредных насекомых, гусениц, слизней.

  1. Журчалка.

Среди полезных насекомых, обитающих в садах и на огородах, стоит отметить и журчалку, похожую внешне на маленькую осу. Личинки этих насекомых питаются тлей.

  1. Наездник.
  1. Стрекоза.

Красивые насекомые, приводящие своим видом в восторг детей, питаются комарами, мошками и некоторыми другими мелкими вредителями. Стрекозы вылавливают их на лету.

  1. Лесной муравей.

Эти насекомые уничтожают гусениц, жуков и других вредителей. Лесных муравьев часто называют санитарами. Кроме того, муравьи способны улучшать структуру почвы, ускорять разложение растительных остатков.

  1. Кузнечик.

Насекомое, которое воспето в знаменитой детской песне, питается мелкими вредителями растений, оказывая тем самым пользу. Во многих странах Азии кузнечиков употребляют в пищу. Занять в рейтинге место выше десятого кузнечикам мешает тот факт, что некоторые виды этого насекомого питаются культурными растениями.

В природе существует еще много других насекомых, приносящих ту или иную пользу человеку. К сожалению, огромное количество представителей этого класса является вредителями. С вредными насекомыми сложно вести борьбу самостоятельно. Если вам необходимо уничтожить тараканов, блох, домашних муравьев, клопов и других вредителей, то обратитесь за помощью в компанию «Дезслужба Гранд Сервис». Наши специалисты оперативно избавят вас от этих проблем. Стопроцентный результат в борьбе с насекомыми мы гарантируем!

В борьбе за урожай на огородном участке кроме вас незримо, но ежедневно участвуют многочисленные мелкие, но очень важные существа – полезные и вредные жуки, клещи, бабочки, пауки, клопы, тли и прочие. Одним словом – разнообразные членистоногие.

Одних следует выгонять с огорода и всячески бороться с ними, если хотим, чтобы наши растения чувствовали себя хорошо, а вот другим стоило бы создать все условия для благоприятного существования – они могут принести немало пользы.

Как же разобраться – кто есть кто и что с ними делать? Мы поможем.

Вредители огорода

Мы уже писали подробно о вредителях каждой конкретной огородной культуры: о "врагах" картофеля, капусты, свеклы, петрушки. А также о действенных методах борьбы с ними.

Но есть и многоядные вредители огорода – насекомые, способные повреждать и уничтожать растения из разных семейств. Такие жуки-вредители наиболее опасны (договоримся, что для краткости изложения под условным названием полезных и вредных "жуков" далее в статье мы будем иметь в виду всех членистоногих обитателей огорода, при необходимости уточняя их видовую принадлежность).

Это, например, тли – хлопковая и картофельная. Они питаются растительным соком, при этом выделяя густую падь (медвяную росу), мешая нормальной жизнедеятельности растений. Кроме этого, многие их виды способны распространять заболевания в форме вирусов и способствовать образованию у растений различных патологических аномалий (вроде галлов).

Это разнообразные жуки. Например, всем известный картофельный, тыквенный и баклажанный вредители, жук колорадский. Или жук-щелкун, который опасен не сам по себе – вредны его личинки-проволочники, пожирающие клубни, корни и основания стеблей многих растений. Или кравчик (головач), который "обрезает" листья и молодые побеги кукурузы, подсолнечника и других овощей.

Это паутинный клещ, который покрывает листву многих овощных культур тонкой пленкой-паутиной, что не дает растению нормально расти и функционировать.

Это различные совки, дырявящие листья, а иногда и стебли томатов, лука, огурцов, клубни картофеля, корнеплоды моркови и свеклы.

Это цикадки (слюнявые пенницы), которые уничтожают листья и завязи практически всех огородных растений.

Это трипсы, чья деятельность ведет к увяданию растений и деформированию их плодов.

Это минеры, роющие продолговатые ходы в листьях бобовых, огурцов и томатов.

Это белокрылки – тепличная, табачная и др. – чья работа видна на грядках в виде пожелтевших, пятнистых, пожухлых, а после и опавших листьев.

Это страшная медведка, от которой стонут все дачники, наблюдая, как огромное насекомое роет ходы в почве на огороде, попутно подгрызая все подземные части встречающихся на пути растений.

Правда, вышеописанного уже достаточно, чтобы всерьез озаботиться здоровьем и сохранностью своего огорода?

Одни из этих мелких существ участвуют в опылении растений. Это всевозможные пчелы, бабочки, шмели, мухи, жуки. Мы же сегодня поговорим о "биологическом оружии" – жуках, помогающих нам сражаться с их вредными собратьями. Эти миниатюрные помощники, защищающие огородные культуры, при должном количестве вполне могут стать альтернативой дорогим и опасным химикатам, которые зачастую используются для борьбы с вредителями. Опытным путем доказано, что при сбалансированном видовом составе членистоногих на участке полезные для огорода жуки способны уничтожить до 40% жуков вредных. Давайте поближе познакомимся со "спасателями", научимся узнавать внешне и привлекать в свой огород.

Жесткокрылые

Именно этот отряд насекомых является настоящими жуками. Их нижние перепончатые крылья, предназначенные для полета, прикрыты верхними кожистыми или жесткими надкрыльями.

Божья коровка

Эти пятнистые хищные "круглые" жучки с желтыми и красными спинками знакомы каждому, даже малышу, благодаря своему нарядному виду. Они распространены по всему свету, только в наших широтах их существует 50-60 видов.

И взрослые насекомые, и их личинки на огородном участке активно уничтожают тлей, медяниц, щитовок. Жуки съедают за день несколько десятков, а личинки – несколько сотен тлей! С окончанием теплого сезона божьи коровки прячутся на зимовку под кору или опавшие листья, а весной выбираются наружу и снова принимаются за свою полезную деятельность.

Жужелица

Не все представители этого многочисленного семейства жуков полезны для огорода. Например, жужелица хлебная – хозяйственно значимый вредитель.

Но в подавляющем большинстве эти крупные, элегантные, блестящие и быстрые жуки являются именно защитниками огородных растений, активно поедая мелких слизней, а также яйца, личинок, куколок и взрослых особей многих вредных насекомых. Так, жужелица за сутки способна уничтожить около 100 личинок или 5-10 гусениц, в зависимости от их размера.

Жук-"пожарник", или мягкотелка

Этот удлиненный красно-черный жук с мощными челюстями также представитель огородной фауны, знакомый многим. Взрослые особи уничтожают многих мелких насекомых-вредителей, а личинки жука-"пожарника" поедают соответственно их личинок и яйца, причем необычным способом – сперва обрабатывая жертву снаружи своим пищеварительным ферментом, а затем высасывая ее содержимое.

При недостатке животной пищи или переизбытке этих жуков на участке они могут перейти на питание растительной пищей и начать повреждать бутоны и листья.

Двукрылые

Личинки мух-тахин или ежемух отличаются богатым "меню" – в их рационе огромное количество видов-вредителей огорода (листовертки, пилильщики, моли, шелкопряды, огневки, клопы, колорадские жуки и др.). Попадают в тело хозяина личинки по-разному. Некоторые виды тахин откладывают яйца на листья, которые затем съедают гусеницы вредителей, другие – непосредственно в тело насекомого, третьи личинки самостоятельно находят хозяина и буквально вгрызаются в него.

Эффективность этого грозного помощника в огороде повышается благодаря тому, что ежемухи откладывают большое количество яиц.

Паукообразные

В первую очередь это хищные клещи семейства Phytoseiidae : фитосейулюс, амблисейус, неосейолюс и другие.

Такие хищники в день съедают до 20 взрослых вредителей-фитофагов (в основном это другие виды клещей, например, паутинный). В связи с большой эффективностью многие виды фитосейид интенсивно используются человеком в процессе биологической защиты овощных и цветочных культур как в открытом грунте, так и в парниках и теплицах.

Сетчатокрылые


Златоглазки – очень изящные желто-зеленые насекомые с крупными ажурными крыльями и выпуклыми фасеточными глазами. Опасны для вредителей не они сами, а их личинки, грозно прозывающиеся "тлиными львами" за то, что активно охотятся на мелких насекомых – тлей, червецов и проч. За день такая обжора может уничтожить до 150 тлей или до 50 мелких клещей. В год появляется 1-2 поколения златоглазок, в каждом личинки развиваются около 2-3 недель, все это время занимаясь борьбой с насекомыми-вредителями на вашем участке.

Личинки некоторых видов златоглазок во время охоты специально маскируются от муравьев, которые зачастую сторожат колонии тлей. Они накидывают себе на спину различные растительные остатки, пустые шкурки тлей и ощипанные с них восковые нити.

Перепончатокрылые


Насекомых этих можно использовать для борьбы с десятками видов огородных вредителей. Массовое размножение трихограмм даже поставлено на промышленную основу, и вы можете купить этих маленьких помощников в специализированных лабораториях. А то, что помощь будет ценной, не сомневайтесь – одна выпущенная на участок самка трихограммы может повредить до 1000 яиц насекомого-вредителя.

Полужесткокрылые

В этом отряде в плане пользы для огорода нас интересуют активные и "длинноногие" клопы-хищники (антокорис, ориус, набис, периллюс), которые способны успешно бороться с трипсами, минерами, паутинным клещом, колорадским жуком и жуком-пилильщиком, мелкими гусеницами, а также другими вредителями.

Так, клоп-антокорис за сутки может уничтожить до 100 яблонных клещей или крупную кладку (более 100 яиц) паутинного клеща или жука-пилильщика. Личинки этих клопов, хотя и чуть уступают им в прожорливости, также активно помогают "ухаживать" за огородом.

Кожистокрылые


Уховертки. Эти необычного вида насекомые с мощными "клещами" на конце тела насчитывают достаточно много видов, часть из которых – хищные. Охотятся они в темное время суток и предпочитают малоподвижных беспозвоночных вроде тлей и мелких паутинных клещей на всех стадиях развития. В то же время уховертка может с легкостью вредить пчелам, забираясь в ульи и поедая мед, а также повреждать нежные части молодых растений. Обычно это насекомое выбирает опавшие, подгнившие плоды и стебли, однако при ненормированном размножении может наносить существенный ущерб огородному хозяйству, превращаясь во вредителя.

Конечно, мы упомянули далеко не всех полезных жуков, помогающих нам спасать урожай. Есть еще разнообразные пауки – гроза луговых мотыльков, многих видов моли, колорадского жука, черепашки. Есть муравьи – если их количество на участке не чрезмерно, обитатели одного муравейника в год могут уничтожить до 20 млн вредителей огорода. Есть осы, многие из которых охотятся на гусениц других вредных насекомых. Есть журчалки, чьи хищные личинки питаются листоблошками и тлями. Есть лесные клопики, поглощающие тлю, яйца паутинных клещей и личинки галлицы. Есть мощные ктыри, способные истребить самых крупных насекомых и гусениц-вредителей.

Как привлечь на огород полезных жуков

К сожалению, на огородном участке общая совокупность полезных членистоногих обычно меньше, чем количество жуков вредных. Поэтому неплохо бы заняться привлечением первых к себе в "гости", создав им благоприятные для проживания и питания условия.

Для начала стоит высадить по периметру грядок цветы-нектароносы – это позволит хищным насекомым осуществлять дополнительное питание на разных стадиях размножения. При этом подобранные растения следует сажать так, чтобы они цвели долго, сменяя друг друга.

Из нектароносов, эффективно справляющихся со своей задачей, можно порекомендовать:

  • пижму,
  • зверобой,
  • донник,
  • бархатцы,
  • календулу,
  • клевер,
  • кориандр,
  • душицу,
  • люпин,
  • мяту,
  • укроп,
  • тысячелистник,
  • клевер,
  • маргаритки,
  • одуванчики.

Обратите внимание – многие из перечисленных растений, кроме основной функции (привлекать полезных насекомых), могут быть полезны еще и другими своими свойствами (сидерация и обогащение почвы, ускорение созревания овощных культур, сырье для приготовления лекарственных или просто вкусных напитков), не говоря уж о том, что они будут радовать глаз своими цветками.

Также помогает привлечению насекомых-помощников на участок создание для них "домиков" – укрытий, помогающих пережить непогоду или холодные месяцы. Это могут быть как крупные пустотелые стебли, связанные вместе и размещенные под навесом (для пчел, златоглазок, шмелей), так и обрезки веток большого диаметра с просверленными дырками, а то и просто положенные на землю доски, присыпанные корой и листьями (для уховерток, жужелиц, многоножек).

"Обрадуются" ваши добровольные помощники и в случае вашего отказа от ядохимикатов на участке – ведь страдают они от них не меньше жуков, вредных для огорода.

Надеемся, мы вас убедили, что привлекая и оберегая полезных насекомых на своем огородном участке, вы сможете эффективно бороться с вредителями и получать лучшие урожаи. Удачи!

КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

Урок

развитие устной речи

«Насекомые вредные и полезные»

Подготовила: Сазонова Лариса Александровна,

учитель начальных классов

Шербакуль

Май, 2016

Класс: 4

Тема: Вредные и полезные насекомые

Цель: познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые, научить их классифицировать по данному признаку

Задачи:

Обобщить и расширить знания учащихся о насекомых;

Познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые,научить их классифицировать по данному признаку;

Расширить словарный запас учащихся;

Воспитывать бережное отношение к насекомым;

Коррекция устной речи.

Оборудование: оформление доски, презентация, карточки.

Ход урока.

    Организационный момент.

(слайд №1)

Начинаем урок развитие устной речи. Посмотрите, чтобы у вас было всё готово к уроку.

2. Психологический настой.

(слайд №2)

Сотвори в сердце солнце.

Закройте глаза. Представьте, Весна. Пришёл месяц май. Вся природа очнулась ото сна. Распускаются первые листочки. Повсюду слышна птичья трель. Порхают разноцветные бабочки. Ярко светит солнце. Оно обогревает всех с любовью. Давайте и мы сотворим в своём сердце солнце. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Вы направляете к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звёздочка стала большой как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем! Откройте глаза. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите лучик радости и добра из своего сердца!

Вот с этим хорошим настроением мы начнём наш урок. И отправимся на лесную полянку.

    Речевая гимнастика.

(слайд №3)

Предлагаю начать наш урок с речевой гимнастики.

(хором)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею – паучок

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза.

Покружились, полетали….

От усталости упали….

4. Сообщение темы и цели урока.

Посмотрите на рисунок и найдите тех представителей животного мира, которых вы встретили в стихотворении?

(пчела, паук, мотылёк, стрекоза, жук – божья коровка, жук-долгоносик)

Как можно назвать их одним словом?

Это насекомые.

Как вы думаете, может ли окружающий мир обойтись без насекомых?

(ответы детей)

А пользу или вред они приносят окружающему миру?

(ответы детей)

(слайд №4)

Как вы считаете, какая будет тема нашего урока?

Тема: Насекомые вредные и полезные.

Тогда давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Цель урока: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых.

Мы с вами уже знаем, что в мире очень много насекомых. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. Одни – полезные, другие – вредные.

Сегодня мы повторим то, что знаем о насекомых, а также узнаем, на какие две группы можно разделить насекомых, будем учиться работать в парах, обсуждать различные задания и оценивать себя.

(слайд №5)

- На партах у вас лежат листы самооценки, в которых по мере выполнения заданий мы будем оценивать себя. Если вам будет всё понятно, вы будете делать отметку зелёным кругом, если вам не всё было понятно, возникли затруднения – жёлтый круг, если вам ничего не было понятно – красный.

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5

задание

Количество баллов

Оценка

Всё понятно, ошибок нет (5 баллов)

Понятно, но не всё, возникли затруднения (1-2 ошибки) (4 балла)

Ничего не понял (3-4 ошибки) (3 балла)

5. Изучение нового материала.

а) знакомство с внешним видом насекомых

Ребята мы вспомнили уже несколько насекомых. А каких ещё насекомых вы знаете?

(ответы детей)

Правильно. Вы много назвали насекомых. А как вы отличаете их от других представителей фауны?

По внешнему виду.

Совершенно верно. Различать насекомых, от других представителей фауны можно по внешнему виду.

Цель: Предлагаю, посмотрите внимательно на представленных насекомых, и попробуйте определить их части тела.

(слайд №6)

(ответы детей)

У насекомых есть: туловище (грудь и брюшко), голова, усики, крылья (не у всех) и шесть ног .

(слайд №7)

Насекомые – это самая большая группа животных. Существует целая наука, которая изучает насекомых, называется она «энтомология».

А вы знаете, почему этих животных назвали «насекомые»?

(ответы детей)

Слово « насе комые» переводится с латинского как «имеющий насе чки», «тот, кто имеет надрезы». Если вы внимательно присмотритесь к насекомым, то увидите, что их туловище как бы разделено на три части (голова, грудь, брюшко), брюшко и ноги имеют насечки и даже на крылышках имеется жилкование.

Итак, что нового мы узнали о внешнем виде насекомых? И почему их так назвали?

Вывод: Мы узнали, что у насекомых есть: глаза, усики, голова, шесть ног, крылья (не у всех), туловище (грудь и брюшко). Насекомых так назвали, потому что их тело имеет насечки.

(слайд №8)

б) Игра «Проверь себя»

(работа в парах)

Предлагаю проверить, как хорошо вы запомнили части тела насекомых. Работать вы будете в парах. На партах у вас лежат карточки №1. Вам нужно будет соединить стрелочками части тела насекомого с названием этой части.

(выполняют работу)

Проверяем.

(ответы детей)

Оцениваем. В графу задание 1 выставляем баллы.

(оценивают)

(слайд №9)

Физминутка

Чок–чок, каблучок! (Потопать ногами)

В танце кружится сверчок.(Покружиться)

А кузнечик без ошибки исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают (Движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает. (Покружиться)

Под весёлый гопачок лихо пляшет паучок. (Танцевальные движения)

Звонко хлопают ладошки! (Похлопать в ладоши)

Всё! Устали наши ножки! (Тихо сесть)

б) вредные и полезные насекомые

(работа в парах)

Как вы думаете, пользу или вред приносят насекомые? Почему?

(ответы детей)

Сейчас, я предлагаю выяснить: вред или пользу приносят насекомые.

Работать вы будете в парах. У каждой пары есть карточка с описанием жизни насекомого. Прочитайте и определите вред или пользу приносит данное насекомое, где его нужно расположить в нашей таблице.

Вредные насекомые

Полезные насекомые

Колорадский жук

Я – гость заграничный. Прилетел к вам из далёкой Америки, штат Колорадо. Очень люблю поедать траву молодого картофеля, томатов, баклажанов и других растений. Хотя, окраска у меня яркая, оранжево-чёрная, птицы меня не трогают. Единственный мой пернатый враг – фазан. Но он живёт не везде.

Муравей

Я- муравей. Нас называют лесными санитарами. Мы уничтожаем вредных насекомых, которые наносят вред лесу. Муравьи одного гнезда за день уничтожают 15 тысяч насекомых. Чтобы добыть такое число насекомых, дятлу приходится трудиться 20 дней. Не разоряйте муравейник! Мы друзья людей!

Тля

Я – тля, очень маленькое насекомое, но меня боятся, все растения. Я истощаю их, высасывая соки, и загрязняют своими выделениями листья, как бы душу растения. Листья от этого скручиваются и засыхают.

Пчела

Я - пчела даю мёд. Натуральный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами. Также опыляю растения. Но от моих укусов погибают многие животные, птицы и звери. Вот ёж совершенно не реагирует на мой укус.

Божья коровка

Я – божья коровка, только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на самом деле я – страшный хищник. Я быстро бегаю по веточкам и листочкам в поисках еды. Моя еда – тли, клещи, личинки колорадского жука и другие вредители. Аппетит у меня хороший – за день я могу съесть 200 тлей.

(дети определяют место насекомых в таблице и обосновывают свой ответ)

Комар (читает учитель)

Я – комар. Кто из вас не проклинал наше надоедливое комариное племя? Особенно на природе, где атаки крылатых кровопийц вполне способны погубить все очарование тихого летнего вечера. Да и в городе от нас порой житья нет. Но массы личинок комара, живущих в воде прудов и озер, служат там одним из главных источников питания рыб, особенно молодой рыбёшки.

Ребята помогите мне определить место комара в нашей таблице. Какое это насекомое, вредное или полезное?

(предположения детей)

Чаще всего, мы оцениваем вредность или полезность насекомого с точки зрения человека, но иногда насекомые приносят вред человеку, а для природы – пользу.

Можно ли однозначно обо всех насекомых сказать приносят они пользу или вред? Почему?

(ответы детей)

Так и комар, для человека это вредное назойливое, жалящее насекомое, от которого остаётся раздражение на коже, комар является переносчиком инфекция, а для природы – это полезное насекомое, личинками которого питаются рыбы. Поэтому предлагаю сделать третью колонку в нашей таблице и поместить комара туда.

Как вы думаете, а правильно ли было уничтожить всех вредных насекомых? Почему?

(ответы детей)

Вывод: Есть насекомые, которые приносят только пользу; есть насекомые, которые приносят только вред, а есть насекомые, которые могут приносить и пользу и вред.

(оценивают)

в) Игра «Потопаем – похлопаем»

Предлагаю вам проверить, как хорошо вы поняли, какую пользу, и какой вред способны приносит насекомые.

Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда топайте ногами:

Собирают мёд; (хлопают в ладоши)

Едят вредных насекомых; (хлопают в ладоши)

Являются пищей для других представителей животного мира;(хлопают в ладоши)

Переносят заразные заболевания; (топают ногами)

Доставляют радость и хорошее настроение; (хлопают в ладоши)

Поедают молодую зелень; (топают ногами)

Дают сырье для лекарств;(хлопают в ладоши)

Опыляют растения;(хлопают в ладоши)

Поедают останки погибших животных. (хлопают в ладоши)

Молодцы! Вы хорошо усвоили, какую пользу и вред приносят насекомые.

(оценивают)

6. Закрепление изученного материала.

(слайд №10)

а) классификация вредных и полезных насекомых

А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно и проверить свои знания. На карточках у вас изображены представители животного мира. Я буду загадывать вам загадки, а ваша задача: найти насекомого, о котором идёт речь и если оно полезное, обвести его зелёным цветом, а если вредное – красным.

С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает.

Вот она взлетела ловко.

Это – (божья коровка)

Над цветком она летала,

И пыльцу из цветов собирала.

Полосатая она.

И зовут её... (пчела)

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползёт,

Бедный листик весь сгрызёт.

(гусеница)

Очень мелкие они,

Для листов они враги.

Сок из листьев выпивают,

Листья вянут, засыхают.

(тля)

Кто работает с утра:

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,

Мало ест, не пьет воды,

У него полно друзей.

Тот работник… (муравей)

Этот жук их Колорадо,

Есть картошку обожает.

Налетит он если тучей,

Все листочки вмиг съедает.

(колорадский жук)

Выполним проверку. Назовите вредных насекомых, которых вы обвели красным цветом. Назовите полезных насекомых, которых вы обвели зелёным цветом. Вы проверили, как вы запомнили вредных и полезных насекомых.

(оценивают)

(слайд №11)

б) дополни предложения

Следующее задание заключается в том, чтобы составить предложения. Работать будем по группам. 1 и 2 группы должны дополнить предложения по смыслу. В левом столбике начало предложения, в правом - иллюстрации насекомых, соедините их стрелочкой, чтобы предложение было верным.

Строит муравейник

.

Стрекочет в траве

.

Собирает нектар с цветов

.

Плетёт паутину

.

(слайд №12)

Ребята 3 группы должны будут составить предложения, заменить картинки словами. Карточки для (3 группы)

1.

на уничтожает . опыляют .

Выполним проверку.

(дети зачитывают предложения вслух)

(оценивают)

Сегодня на уроке мы ставили цель: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых. Мы выполнили все задания, которые позволили нам достичь поставленной цели.

7. Домашнее задание.

Предлагаю вам дома нарисовать полезное насекомое, которое вам понравилось.

8. Рефлексия.

Вот наш урок подошёл к концу. Вы хорошо потрудились. Оцените себя - по листам самооценки. В последнем столбике вам нужно будет выставить себе оценку.

Где у вас зелёный круг – вы ставите 5 баллов;

Где у вас жёлтый круг – вы ставите 4 балла;

Где у вас красный круг – вы ставите 3 балла.

Посчитайте общее число баллов и выставите в последней графе оценку.

23 – 25 баллов – оценка «5»

18 – 23 баллов – оценка «4»

13 – 17 баллов – оценка «3»

< 13 баллов – оценка «2»

(оцениваю)

Поднимите руку, кто получил оценку «5», «4», «3».

Молодцы!

А сейчас мне очень хотелось бы узнать, насколько хорошо вы чувствовали себя на уроке, все ли запомнили. Я предлагаю вам населить ромашки насекомыми. У вас на парте лежат бабочки зелёного, жёлтого и красного цвета. Если вам сегодня понравилось на уроке, вы всё поняли и сможете научить этому своего товарища, вы крепите – зелёную бабочку, если вам было интересно, но кое-что вы не совсем запомнили, вы крепите – жёлтую бабочку. А если вам было скучно, вы плохо запомнили то, о чём мы говорили, вы крепите – красную бабочку.

Молодцы! Посмотрите, какая красивая полянка у нас получился.

Закройте глаза. Мысленно перенеситесь с прекрасной полянки в класс. Откройте глаза.

(слайд №13)

Мне приятно было с вами работать. А закончить наш урок я хочу словами А.Л. Барто.

Я сорвал цветок - и он завял,

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

можно только сердцем.

А. Барто

(слайд №14)

Прошу вас, помните об этом. Спасибо за работу.

(слайд №15)

Картинки ,

Нередко все, что ползает по листьям или роется в корнях, бездумно уничтожа­ется. А ведь в огромном мире насекомых и червей есть существа весьма полез­ные. Создав для них комфортные условия, можно в разы сократить применение химии.

Моя соседка безжалостно борет­ся с божьими коровками! А сегодня вычитала на одном форуме, что женщина дождевых чер­вей отнесла к вредителям! Я хочу напомнить нашим чи­тателям о биологических методах борьбы с вредны­ми насекомыми, и о наших друзьях и помощниках.

Многих вредителей ис­требляют птицы, лягушки и жабы. Ежи уничтожают не только вредителей, но и мышей. Крот не только роет норы, чем иногда вредит нашим растениям, но и пое­дает слизней, куколок огне­вок, личинок майского жука и других вредителей. Но если данных вредителей у вас на участке нет, либо их очень мало, то присутствие крота на участке ведет к гибели урожая, поэтому логичнее избавиться от крота.

А па­уки питаются насекомы­ми, в их сетях гибнут мно­гие вредители. Черви рых­лят землю, перерабатывают растительные остатки в гу­мус. Конечно, в цветочном горшке им не место, с го­лоду и корни цветов станут есть. Муравьи тоже условно наши помощники: они унич­тожают гусениц многих на­секомых, но разводят тлю. Питаются сладкими выде­лениями, щекоча их своими усиками.

Теперь о безусловных по­мощниках. Божьи коров­ки вам известны. Они отли­чаются большой плодови­тостью, их личинки фиоле­тового цвета с желтоваты­ми точками по бокам. И ли­чинки, и взрослые насеко­мые питаются тлей, щитов­ками и ложными щитовка­ми. Взрослый жук за день уничтожает 40-50 шт., а ли­чинка за период своего раз­вития — 600-800 шт.

Иногда, подвинув ко­мок почвы, можно увидеть жука продолговатой фор­мы темного цвета с метал­лическим отливом, кото­рый очень быстро убега­ет. Это жужелица, которая днем прячется. Эти жуки и их личинки питаются мел­кими гусеницами, слизнями, улитками, личинками долгоносиков и другими вредителями.

Я с этим столкнулась сама. Лет 15 назад впервые посадила в пленочные те­плицы перцы и баклажаны. Растения развивались очень хорошо, уже начина­ли цвести, как вдруг стали желтеть листья и цветы ста­ли опадать. Оказалось, они сплошь усеяны тлей. Я поехала в лабораторию под Петербургом, где приобрела божьих коровок и их личинок, привезла их в спичечном коробке и выпустила их в разных местах теплицы. Буквально через неделю мои растения стали оживать. Правда, урожая в том году я так и не получила, так как плодоносить они стали уже очень поздно, созреть не успели.

Надо беречь наших по­мощников, а не бороться с ними.

Г. Л. Масляницкая