Сказка путешествие кусочка сахара в моем организме. Индивидуальный исследовательский проект тема: «сладкая жизнь. Термическая обработка сахара


Появление сахара на Руси Сахар – всего лишь заменитель натуральных источников глюкозы (фруктозы). Сахар появился на Руси только в XIII веке, но долгое время оставался недоступным продуктом для народа. Даже на царском столе сахар появился в XVI веке. До этого момента наши предки услаждали себе жизнь другими средствами: мёдом, соком берёзы, липы и клёна. Сахар получил широкое распространение благодаря ярому реформатору, Петру I. Именно он в 1718 году издал указ, в котором московскому купцу Павлу Вестову предписывалось содержать сахарный завод и торговать сладостями.


Интересные факты о сахаре Сахар-рафинад в форме кубиков был изобретён в 1843 году в Чехии. Изобретатель швейцарец Яков Кристоф Рад был управляющим сахарного завода в Дачице. На месте, где находился сахарный завод, сейчас установлен памятник белоснежный куб, символизирующий сахар-рафинад. Поджечь кусочек сахара удастся, если насыпать на место поджига немного пепла, например, табачного, так как он содержит соли лития, катализирующие горение сахарозы. Сахар рафинад (кубик 1см) полностью растворяется в стакане с 60 °C водой в течение сек без перемешивания воды.


Виды сахара В природе известно несколько сотен различных сахаров. Изначально сахар делали только из сахарного тростника. Но в 1747 г. немецкий химик Маргграф обнаружил, что мало кому известный корнеплод содержит сахара не меньше, чем тростник. И если в те давние времена сахарная свёкла содержала около 8% сахара, то уже через 100 лет этот показатель достиг 20-24%. В наше время более 1/3 потребляемого во всём мире сахара изготавливается из сахарной свёклы.


Свекловичный сахар Еще в 1575 году французский ботаник Оливье де Серр пытался привлечь внимание к высокому содержанию сахара в свекле, однако лишь в 1747 году немецкому химику Андреасу Зигисмунду Маргграфу удалось извлечь сахар из сахарной свеклы и сделать его твердым. И только с 1830 года было налажено производство свекловичного сахара, да и цена на этот продукт тоже перестала быть заоблачной.




Состав сахара По своему химическому составу сахар входит в группу углеводов. 100 грамм сахара содержат примерно 394 килокалорий. Все углеводные соединения состоят из одних и тех элементов: углерода, кислорода и водорода. Углеводы образуются в растениях в процессе фотосинтеза. В природе существуют несколько видов углеводов: 1. Моносахариды (моноза). 2. Дисахариды (биоза). 3. Полисахариды (полиоза). Итог: любой углевод – это тот или иной вид сахара.


Кариес Сахар оседает на зубах и увеличивает риск кариеса гораздо больше, чем любой другой продукт. Живущие в ротовой полости любого человека бактерии ферментируют его, выделяя кислоту. Она растворяет эмаль зуба, провоцируя начало кариеса. Вредные кислоты, которые формируются во рту, воздействуют на эмаль зубов не менее 20 минут до того, как они будут нейтрализованы. Если Вы не можете жить без сладостей - употребляйте их в качестве десерта после основного приема пищи. В идеале после любого приема сладкого необходимо тщательно чистить зубы фторосодержащей пастой.


Сердечно-сосудистые заболевания. Связь потребления сахара с заболеваниями сердца была замечена в 20 веке. В классическом исследовании болезней показаны убедительные доказательства того, что увеличение сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и других распространенных заболеваний можно отнести на увеличение потребления сахара и рафинированных углеводов пищи.


Сахарный диабет Одной из причин возникновения сахарного диабета является неправильное питание. Раньше считалось, что содержание сахара в крови напрямую зависит от содержания его в продуктах. В 1990 году появляется «теория о гликемическом индексе». С этого момента гликемический индекс (ГИ), наряду с калорийностью, становится самым модным термином в вопросах здорового образа жизни. Гликемический индекс- это некая переменная, отражающая способность еды повышать уровень сахара в крови, и это автоматически отождествляется с попаданием глюкозы в кровоток.





Приучите вкусовые рецепторы к менее сладкой пище: вместо сладких напитков пейте подкисленную соком клюквы или лимона воду. Ешьте больше фруктов и сладких овощей. Не используйте искусственные подсластители, они не дают организму забыть вкус сахара. Лучше купите натуральный подсластитель ксилит, в нём в 2 раза меньше углеводов и калорий, чем в сахаре.

Екатерина Качмашева
Проект «Удивительные превращения сахара»

Проект «Удивительные превращения сахара » .

Вид проекта : исследовательский.

Продолжительность проекта : среднесрочный (1-1, 5 месяца) .

Участники проекта : Качмашев Рома, 6 лет.

Образовательная область : естествознание.

Актуальность темы :

Значение сахара для человека очень велико. Без продуктов, содержащих сахар , наш организм не смог бы существовать.

Сахар , а именно глюкоза, играет важную роль в организме. Основная функция глюкозы - энергетическая. В организме многие ткани (мозг, клетки крови, мышцы и пр.) получают практически всю необходимую энергию за счет окисления глюкозы.

Мы можем получать сахар , а, соответственно, и глюкозу, из различных растений, таких, как сахарная свекла , сахарный тростник и других .

Меня заинтересовало : что такое сахар , какова его роль, влияние на организм, его получение и использование, опыты с сахаром .

Гипотеза - если у сахара есть удивительные свойства , то их можно увидеть с помощью опытов.

Цель проекта :

1. Развитие познавательного интереса и расширение кругозора посредством узнавания, поиска новой информации о сахаре , а также путем экспериментирования.

Задачи проекта :

1. Формирование элементарных представлений о свойствах сахара .

2. Пронаблюдать удивительные свойства сахара на опытах .

Предполагаемые результаты :

1. Получить первичные представления о свойствах сахара .

2. Уметь фиксировать результаты экспериментальной работы.

Описание проекта

1 этап –подготовительный.

Сбор материала, беседы, просмотр литературы.

2 этап – исследовательский.

Опытно-экспериментальная деятельность : опыты с сахаром .

3 этап – заключительный.

Подведение итогов реализации проекта .

Реализация проекта .

1. Общие сведения о сахаре .

Сахар появился в наших краях 150 лет тому назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого и продавался в аптеках на граммы.

Сахар - бытовое название сахарозы . Тростниковый и свекловичный сахар (сахарный песок , рафинад) является важным пищевым продуктом.

Сахароза встречается во многих фруктах, плодах и ягодах. Особенно велико содержание сахарозы в сахарной свёкле и сахарном тростнике , которые и используются для промышленного производства пищевого сахара .

Влияние сахара : его польза и вред.

Сахар делает людей счастливыми. Во время приступов горя обычно человек съедает что-нибудь сладенькое. Обычный сахар (сахароза ) обеспечивает организм необходимой энергией.

Сахар - главный ингредиент кондитерских изделий. Сахар добавляют в различные напитки - чай, кофе, какао. Сахар служит консервантом для различных изделий из плодов и ягод - варений, джемов, желе.

Сахар вреден для зубов , поскольку бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращают его в кислоты , которые разрушают зубную эмаль и способствуют появлению кариеса.

Излишнее употребление сахара способствует появлению жировых отложений. Поэтому, сахар в больших количествах вреден для фигуры и здоровья.

2. Опыты с сахаром .

1. ГОРИТ ЛИ САХАР ?

Попробуем это проверить. Возьмем пинцетом кусочек сахара и подержим его в пламени лампадки.

Сахар потемнеет , начнет плавиться и капать, как свечка, но гореть не будет. А теперь насыпем на этот кусочек сахара пепел от сигареты и опять поместим в пламя лампадки. Сахар загорается ярким пламенем и сгорает до тла. Такое действие оказали соли химического элемента - лития, содержащиеся в табачной золе.

2. МОЖЕТ ЛИ САХАР СТАТЬ НЕВИДИМЫМ ?

Кладем кусок сахара в стакан , на 3/4 заполненный водой. Хорошенько размешиваем ложкой. Сахар постепенно растворится, и теперь только на вкус можно узнать о том, что в воде содержится сахар .

3. САХАР ПОЯВЛЯЕТСЯ ВНОВЬ .

Выльем сладкую воду из стакана в фарфоровую чашку и поставим ее в теплое место. Через несколько дней вода испарится и на дне чашки останется сахарная корка , внутри которой блестят кристаллы сахара .

4. ЖАРИМ САХАР .

Кусочек сахара поместим в фарфоровую чашку и смочим аккуратно при помощи пипетки водой так, чтобы он пропитался ею. Фарфоровую чашку поставим на огонь.

Сахар постепенно начнет растворяться и скоро в чашке образуется вязкая желтоватая жидкость. Это и есть жареный сахар .

5. ПОЛУЧАЕМ ЛЕДЕНЦЫ.

Как только сахар превратился в светло-желтую жидкость, накапаем из чашки небольшое количество на тарелку или на лист бумаги и дадим жидкости остыть. Когда сахар затвердеет , приподнимем с помощью ножа светло-желтую прозрачную массу и попробуем ее на вкус - получился сладкий леденец.

6. КРИСТАЛЫ САХАРА .

Попробуем вырастить кристаллы сахара . Для этого растворим как можно больше сахара в стакане с теплой водой. Затем привяжем короткую нитку к карандашу и положим его на стакан.

На нитке в жидкости со временем образуются кристаллы, которые будут постепенно становиться все больше и больше.

3. Выводы.

В результате проведенных исследований установлено, что :

Сахар – бытовое название сахарозы ;

Сахар производят из тростника и свеклы;

Сахар приносит как пользу , так и вред для человека;

Сахар не горит ;

Сахар может стать невидимым и появиться вновь под действием тепла;

Сахар , смоченный водой, можно жарить и с помощью этого получать леденцы;

В домашних условиях можно вырастить кристаллы сахара .

Заключение.

Сахар нужен организму , и он не может без него функционировать. Но большое количество сахара приносит вред человеку. Поэтому лучше употреблять фрукты, овощи, орехи, с помощью которых мы обеспечим себя необходимой энергией.

Проведя исследование, мы убедились, что удивительные свойства сахара можно увидеть с помощью проведения опытов, в домашних условиях.

Таким образом наша гипотеза подтвердилась.

Литература.

1. Абросимова Д. Сладкая правда. Журнал «АВС» , 2010, №1-2.

2. Биндер Ф. Сахар – сладкое искушение . Важная для здоровья информация о сахаре и практические советы по его употреблению. М. – Издательство «Диля» , 2009

Детский исследовательский проект в старшей группе по теме "Сахар"


Юмшанова Ирина Филипповна, воспитатель МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.

Описание материала: Предлагаю вам детский исследовательский проект для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Сахар». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Этот проект направлен на содействие развитию познавательного интереса к исследовательской деятельности детей.

Введение .
Сахар появился в наших краях 150 лет назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого и продавался в аптеках на граммы.
Сахар - это белый кристаллический порошок, вырабатываемый из сахарного тростника или сахарной свеклы.
Сахар-песок состоит из сахарозы и влаги, в воде растворяется полностью, не имеет постороннего привкуса и запаха, на вкус сладкий, на ощупь сухой.
Откуда же берется сахар? Сахар получают из сахарной свеклы, но не из той свеклы, которая растет в огороде на грядках и из которой мы варим борщ, а из особой - белой и сладкой свеклы. Наши прапрадедушки резали ее дольками и ели вместо сахара.
Когда такая свекла вырастает, ее убирают и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока - сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются лишь кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе.
Но сахар получают не только из сахарной свеклы, есть страны, где свеклу не выращивают. Но зато там растет чудесное растение, которое называют сахарный тростник. Из него-то и получают сахар. Этот сахарный тростник растет в Индии, на Кубе. Индийцы называли сладкие кристаллы, которые извлекали из сока сахарного тростника - «саккара», от древнеиндийского «саркара»(буквально: «гравий, галька, песок, сахарный песок»).
Чтобы получить тростниковый сахар, сахарный тростник рубят в щепки и, выжимая их, получают сладкий сок. Затем все это пропускается через серию испарителей. Так появляется тростниковый сахар.
Коричневый сахар - это тростниковый нерафинированный сахар. Он проходит лишь частичную обработку, сохраняя натуральный цвет и природный аромат. За счет оставшихся в сахаре мельчайших частиц тростника организм получает жизненно важную клетчатку, которая препятствует отложению жира.
Сахар приносит как пользу, так и вред для человека. Сахар делает людей счастливыми. Обычный сахар обеспечивает организм необходимой энергией.
Сахар - важный ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Его добавляют в чай, кофе, какао; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого. Он служит консервантом для различных изделий из плодов и ягод - варений, джемов, желе.
Сахар вреден для зубов, поскольку бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращают его в кислоты, которые разрушают зубную эмаль и
способствуют появлению кариеса. Излишнее употребление сахара способствует появлению жировых отложений. Поэтому, сахар в больших
количествах вреден для фигуры и здоровья.


Цель: Получить информацию о сахаре.

Задачи:
1. Узнать, что такое сахар?
2. Узнать, из чего получают сахар.
3. Узнать о пользе и вреде сахара.

Мои опыты.

Опыт 1. «Где сахар?»


Цель: узнать, куда исчез сахар при растворении в воде.
Материалы: чай, ложка сахара.
Ход опыта.
Я люблю пить чай с сахаром, мама положила мне в кружку одну ложку сахара, налила воды, мне захотелось съесть сахар, но его не оказалось, мне стало интересно, куда он делся? Как это проверить? Я попробовала на вкус, вода оказалась очень сладкой, почему?
Вывод. Сахар растворяется в воде, вода изменяет сой вкус, становится сладкой.

Опыт 2. «Сахарное стекло»

Цель: узнать, что происходит с сахаром при нагревании, остывании.
Материалы: кастрюля, сахар, газовая плита, ложка.
Ход опыта.
Я увидела леденцы и спросила у мамы, из чего их можно сделать. Мы с мамой насыпали сахар в кастрюлю и поставили на газ (на огонь), я увидела, что при нагревании, он меняет форму, становится жидким сиропом, его можно переливать в любую форму, а затем остывает и приобретает ту форму, в которую его налили, он становится твердым. Вот так можно сделать леденцы, они становятся сладкими на вкус.
Вывод:
Сахар при нагревании становится жидким, при остывании твердым, но вкус не изменяется.

Опыт 3. «Кристаллы сахара»

Цель: узнать, как образуются кристаллы сахара.
Ситуация: На день рождения мама украсила торт красивыми белыми палочками, они были похожи на кристаллы. Мы очень удивились, и я спросила маму, а где можно купить эти белые палочки. Мама сказала: я тебе все покажу, попробуй на вкус. Я попробовала – они были сладкие как сахар.
Ход опыта.
В горячую воду добавляем быстро сахар, размешиваем, чтобы вода не успела остыть, закрепить нить на середине карандаша, карандаш поместить над стаканом, а нить погрузить в стакан и убрать в прохладное место. Нить в течение недели обрастала сладкими, белыми кристаллами, вода испарялась, а сахар оставался на нитях, превращаясь в кристаллы.
Вывод: Сахар превращается в кристаллы.
При проведении опытов я узнала, что сахар изменяет форму, растворяется в воде, превращается в кристаллы. Так же я узнала, что сахар используют для приготовления различных блюд, его используют в конфеты, крема, мороженое, варенье, джем.
Я узнала о пользе сахара, он обеспечивает организм необходимой энергией, делает людей счастливыми.
Еще я узнала, что сахар приносит вред зубам – разрушает зубную эмаль, излишнее употребление сахара способствует появлению жировых отложений.

Белый сахар – рафинад
Крепкий сахар – рафинад
Хвастался: я очень твердый
Я алмазу друг и брат
Но однажды вечерком
Встретился он с кипятком
И растаял твердый сахар
В жидком чае с молоком.

ЗАГАДКИ ПРО САХАР
Белый камень
В воде не тает. (сахар)

Бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал
Там и пропал. (сахар)

Белый удалец
И стакана воды
Не переплывет
Ко дну пойдет.
Там ему и конец. (сахар)

Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чашечек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает. (сахар)

Людмила Полюхова
Проект «Удивительный сахар» (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ САХАР »

Выполнил : ___, 6 лет

Руководитель : Полюхова Людмила Павловна,

воспитатель, I кв. кат.

г. Красноуфимск, 2017

Введение…3-5

I. Подготовительный этап…5-6

II. Основной этап

3.1. История происхождения сахара… . …6-7

3.2. Какой бывает сахар… . 7

3.3. Физические свойства сахара… . 7

3.4. Необычные свойства сахара… . 7

3.5. Полезные и вредные свойства сахара…7-8

III. Заключительный этап…8

Список источников…. 9

Приложение № 1

«Исследование кухни» ….10

«Посещение с родителями магазина продуктов» ….11

«Сбор информации из различных источников» …12

Приложение № 2

Опыт «Растворяемость сахара » …. 13

Опыт «Гигроскопичность сахара » …. 13

Опыт «Кристаллизация сахара » …. …14

Опыт «Термическая обработка сахара и его изменения » ….15

Опыт «Сахарное стекло » …. …15

«Изготовление леденцов» …16

«Цветной сахар и сладости из него » …. 17

Приложение № 3

Сказки о сахаре… . ….18-22

Приложение № 4

Акция «Берегите зубы!» (эмблема….23

Приложение № 5

Выставка «Сладкие радости» …. …24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы :

Мы взяли тему для исследования про сахар , потому что многие дети, в том числе и мы, любим сладкое : конфеты, торты, пирожное, мармелад и т. д.

Каждому известно, что в составе сладостей обязательно есть сахар . А раз это так, нам стало интересно : какой бывает сахар , где впервые появился, из чего его изготавливают, каких видов бывает, полезен он или вреден. А ещё нам стало интересно, может ли такой знакомый нам сахар чем-то удивить .

Цель исследования (для педагога) : познакомить детей со свойствами сахара . Выявить полезные и вредные свойства сахара .

Цель исследования (для воспитанника) : познакомиться со свойствами сахара , узнать полезные и вредные свойства сахара .

Задачи (для педагога) :

1. Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках) .

2. Познакомить с историей происхождения сахара , с его видами, свойствами физическими и магическими.

3. Использовать в изобразительной деятельности технику нетрадиционного рисования сахарным песком .

4. Провести анализ исследовательской работы.

5. Выяснить сахар полезный или вредный продукт?

6. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.

7. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

8. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.

9. Оформить альбом «Удивительный сахар » .

Задачи (для воспитанника) : - познакомиться с историей возникновения сахара , с его видами, свойствами; - изучить полезные и вредные свойства сахара и необычные ; - провести исследование «Свойства сахара » .

Объект исследования : сахар .

Предмет исследования : свойства сахара .

Гипотеза : сахар – это вещество , обладающее интересными свойствами, приносящее не только вред, но и пользу человеку. Если дети узнают больше о пользе и вреде сахара через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что сахар ценный продукт питания для детского организма.

Методы исследования :

изучение специальной литературы, сбор информации из различных источников;

просмотр видеофильма «Производство сахара из сахарной свеклы » и «Как я готовлю цветной сахар и украшения из него » ;

просмотр мультипликационных фильмов «Маша и Медведь» (серия «Сладкая жизнь» , «Сладкая сказка» и обсуждение;

собственные наблюдения и эксперименты;

сочинение сказки о сахаре на тему «Сладкие истории» ;

анализ исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат : исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку узнать о свойствах сахара , выявить полезные и вредные. Также позволит закрепить у детей знания о сладостях, их природном происхождении, производстве; разовьёт любознательность, познавательную активность детей; выработает у детей привычку здорового образа жизни.

Сроки и продолжительность выполнения : краткосрочный с 01.02.2017 года по 22.02.2017 года.

Проект проводился в несколько этапов.

Этапы реализации проекта .

Этапы проекта Задачи этапа Содержание деятельности Сроки

Подготови -тельный этап *Создать информационно-методическое обеспечение проекта .

*Создать условия для реализации проекта , исходя из поставленных задач.

* Обсудить цели и задачи проекта с родителями .

* Вызвать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта . *Сбор информации по теме проекта (совместно с родителями) (Приложение № 1) .

*Подбор и изучение методической литературы по теме проекта .

*Подбор иллюстраций, произведений художественной литературы, создание презентаций, предметно-развивающей среды по данной теме (совместно с родителями) . *Исследование ребенком кухни (дома) и нахождение в ней продуктов содержащих сахар (Приложение № 1) . *Посещение детей с родителями продуктового магазина и посмотреть разнообразие продуктов с содержанием сахара (Приложение № 1) .

01.02.17- 04.02.17

* Разработать программу мероприятий с детьми, повышающую уровень познавательной детской компетентности. *Подбор, разработка и составление тематических мероприятий.

Основной этап *Познакомить детей с историей происхожде-ния сахара , с его видами, свойствами.

*Расширить знания детей о сахаре .

*Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки. *Способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.

*Содействовать развитию творческих способностей детей и эстетическому вкусу.

*Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

*Показ презентации «Откуда пришёл сахар , «Какой бывает сахар » . *Просмотр иллюстрации художников. *Показ видеоролика «Производ-ство сахара из сахарной свеклы » . * Беседы : «Вред и польза сахара » ; «Дети, берегите зубы!» ; «Здоровое питание» *Опыты с сахаром (Приложение № 2) : - «Растворяемость сахара » ; - «Гигроскопичность» ; - «Кристаллизация сахара » ; - «Термическая обработка сахара и его изменения » ; - «Сахарное стекло » ; - «Изготовление леденцов» . * Чтение рассказов, сказок, пословиц и поговорок, в которых рассказывается о сахаре , загадывание загадок, разучивание стихов. *Изобразительная деятельность : - техника нетрадиционного рисования сахарным песком «Зима» , «Сладкая снежинка» ; - изготовление цветного сахара и сладостей из него (Приложение № 2) . *Сюжетно-ролевая игра «Магазин» . *Дид. игры «Четвёртый лишний» , «Угадай на вкус» . *Акция «Берегите зубы!» - плакаты, эмблемы (для детей средней и старшей групп ) (Приложение № 4) . *Сочинение сказки на тему «Сладкие истории» (Приложение № 3) и совместные с родителями рисунки, поделки для выставки «Сахарные радости » .

06.02.17– 20.02.17

Заключитель-ный этап *Систематизировать и обобщить материал по данной теме. *Создание альбома «Удивительный сахар » . *Выставка «Сахарные радости » (Приложение № 5) . *Презентация проекта в рамках рабочей проектной группы «Организация проектно -исследовательской деятельности в дошкольном возрасте». 22.02.17

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На протяжении тысяч лет сахар был неизвестен человеку, человек жил и развивался без него. Не вспоминает о сахаре ни одна из старых книг : Коран, Новый Завет, И-Цзин, Книга внутренней медицины Жёлтого императора. Еще 500 лет назад лишь немногие люди знали о сахаре . А сейчас среди всех пищевых добавок сахар имеет наибольшее распространение.

Сегодня сахар – это один из важных ингредиентов самых разнообразных блюд, кондитерских и хлебобулочных изделий, напитков. Его добавляют в какао, кофе и чай. В мороженом, конфетах, кремах и глазури он является главным компонентом. Сахар используется в качестве консерванта в желе и вареньях. Большое значение он имеет и для химической промышленности при производстве лекарственных средств и пластмасс.

Так что же такое сахар ? Давайте разбираться.

На подготовительном этапе родители были осведомлены о важности и значимости данной темы. Совместно с родителями создали развивающую среду в группе . Дети принесли из дома разные виды сахара для оформления развивающего стенда «Сахарные радости » . Составили план мероприятий по реализации проекта .

Детям было дано домашнее задание : исследовать кухню и найти в ней продукты содержащие сахар , посетить с родителями магазин продуктов и посмотреть разнообразие продукции с содержанием сахара . Сбор информации проходил из различных источников (Приложение №1) . В группе дети обменялись своими впечатлениями. Таким образом, мы выяснили, какие продукты содержащие сахар предпочитают употреблять в семьях наших воспитанников. Также было предложение поучаствовать в выставке «Сахарные радости » , на которой были представлены совместные рисунки, поделки, плакаты детей и родителей (Приложение № 5) .

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

2.1. История происхождения сахара .

История сахара уходит своими корнями на несколько тысячелетий лет назад в Индию и Китай. Первой определённой датой в истории сахара можно считать 510 год до нашей эры, когда солдаты персидского императора Дариуса увидели сахарный тростник , растущий на берегах Индийских рек. Они назвали его тростником, который производит мёд без пчёл.

А чуть позднее, в 327 год до нашей эры, одним из главных трофеев индийских завоеваний Александра Македонского было сладкое твердое вещество белого цвета. На санскрите оно именовалось «саркара» означает «медоточивый» , «сладкий» . В древности его называли еще «сладкой солью» или «медом, полученным без пчел» . В древние времена, одна из провинций этой страны, Бенгалия, называлась – Страна сахара . Наверное, поэтому именно Индию большинство ученых считают родиной сахара .

Правда есть другая часть исследователей, которые отдают пальму первенства в происхождении сахара существовавшим тысячелетия назад Вавилону и Ассирии. Но установить так это или нет, достаточно сложно, если вообще возможно.

Но как бы там, ни было, из Индии сахар , благодаря индийским и персидским купцам, попал в Египет. В Египте, его тут же попытались применить в лечебных целях, что из этого получилось неизвестно. Зато известно, что сахарную свеклу египтяне выращивали, но исключительно для того что бы… кормить ею рабов. Из Египта сахар попал в Римскую Империю. И оттуда уже началась европейская история сахара .

Правда началась история распространения сахара по Европе не сразу . Лишь через много времени после падения Рима, где они его прятали все это время- история умалчивает, сахар попадает в средневековую Испанию, Германию, Францию.

История сахара в России началась давно, почти тысячу лет назад. Но это был настолько дорогой и недоступный продукт, что позволить его себе могли только очень состоятельные гурманы. Простому человеку он был в диковинку. Только при Петре I, попытались наладить его массовое производство. Но дело очень тормозилось. Сырье-то привозить надо было из-за границы, а значит и цены на конечный продукт были немалые. И только двести лет спустя начали добывать сахар из свеклы . Вот тут дело и пошло! Сахарные заводы на территории России стали расти как грибы после дождя. И прошло совсем мало времени, как сахар стал обыденным общедоступным продуктом.

Сегодня сахар непременный атрибут каждого набора продуктов в любой семье, не говоря уже о различных коврижках, ватрушках, пирогах, десертах, шоколаде, тортах, конфетах, …. которые просто невозможно представить без сахара . Вот такая она эта «сладкая» история – история сахара .

На сегодняшний день применение и употребление этого сладкого вещества распространено по всему миру.

2.2. Какой бывает сахар . Сахар выпускается следующих видов : - Тот сахар , который можно найти в каждой семейной сахарнице , специалисты называют просто – обычный сахар или сахар-песок . - «Кусковым» называют сахар , спрессованный в небольшие кубики. Рафинированный кусковой сахар называют «рафинадом» . - Тростниковый сахар из сахарного тростника .

2.3. Физические свойства сахара . Сахар - обычное вещество в нашем быту, но свойствами обладает поразительными. Какие из них главные? На этот вопрос нет однозначного ответа по сей день. 1. Сахар может кристаллизоваться. 2. Сахар может растворяться . 3. Сахар способен притягивать и удерживать влагу (гигроскопичность) . 4. Сахар под воздействием температуры плавится.

2.4. Необычные (магические) свойства сахара .

Кроме названных выше физических свойств можно назвать и необычные, даже магические, свойства этого вещества.

2. Съели что-то остренькое, во рту всё горит? Возьмите в рот ложку сахара , он мгновенно снимет «острое» ощущение во рту.

3. Сахар можно использовать в качестве пятновыводителя. Он легко выводит пятна от травы. Достаточно просто намочить пятно, посыпать сахаром и оставить на час . Результат вас будет достойный и удивит вас .

4. Все знают, как сложно смыть мылом машинную смазку с рук. Зато смесью сахара и любого масла это сделать очень просто, разотрите в руках, и смойте водой. Все готово.

5. Гигроскопичность сахара - полезное свойство в медицине. Английский фельдшер Мозес Миранду, который вырос в Зимбабве, провел ряд клинических экспериментов, неоспоримо подтверждающих лечебные способности сахара . Долго незаживающие раны, обработанные сахаром , успешно заживали. Причина этому гигроскопичность. Сахар впитывает из раны гнойную жидкость, лишая болезнетворных бактерий необходимой для их жизнедеятельности воды, и они погибают.

2.5. Полезные и вредные свойства сахара .

Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не бывает. И сахар здесь не исключение . Есть у него и свои плюсы, и свои минусы.

Польза :

Лишённый сахара человеческий организм долго не протянет. Сахар активизирует кровообращение в головном и спинном мозге, улучшает работу головного мозга.

Сахар делает нас счастливыми. Во время приступов горя мы съедаем что-нибудь сладенькое, после чего наша поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который в свою очередь приводит к выделению серотонина – гормона счастья.

Сахар даёт нам энергию . При поступлении в организм сахар преобразуется в глюкозу, снабжающую нас энергией.

Вместо сахара полезнее пользоваться мёдом или фруктами, которые содержат фруктозу. Фруктоза не задерживается в крови, не вызывает накопления жира и повышения холестерина. Фрукты и ягоды особенно полезны организму благодаря содержанию в них витаминов, органических кислот и минеральных солей. Пчелиный мёд также содержит витамины, органические кислоты, соли, ферменты, белки.

Вред :

Сладкое портит фигуру. Сахар – весьма калорийный продукт, но при этом он не содержит никаких витаминов, клетчатки и минеральных веществ. Кроме того, часто сахар поступает в организм в сочетании с жиром – в виде тортиков и пирожных, что приводит к ожирению.

Сахар вреден для зубов , он способствует образованию кариеса. Главный виновник дырок в зубах – зубной налёт, микроскопическая плёнка из бактерий, частиц пищи и слюны. Соединяясь с зубным налётом, сахар повышает уровень кислотности во рту. Кислота разъедает зубную эмаль и начинается кариес.

Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета , инфаркта, снижает уровень зрения, приводит к сонливости, аллергии.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Целью нашего исследования было знакомство с веществом – сахар и его свойствами . Нами была выдвинута гипотеза : сахар – это вещество , обладающее интересными свойствами, приносящее не только вред, но и пользу человеку.

В процессе работы мы узнали историю появления сахара , узнали, что существует несколько видов сахара , какой сахар , зависит от того, из какого растения он получен. Также мы познакомились с некоторыми свойствами сахара , проведя собственные опыты. Оказалось, что сахар может быть как полезен, так и вреден для человеческого организма – во всем должна быть мера, т. е. наша гипотеза подтвердилась.

Все знания, которые я получил, очень интересны.

Я получил большое удовольствие от исследовательского проекта , так как это дает возможность делать что-то интересное самостоятельно!

Перспектива : эта тема была очень интересна. И мне хотелось бы узнать, как люди изготавливают шоколад и шоколадные конфеты.

Список источников :

1. И. Ф. Бугаенко «Сахар » , М.: ООО «Русагро-Сахар » , 2006

2. Й. Валер «Сахар - сладкое искушение » , Санкт-Петербург : Диля, 2009

3. Виды сахара : http://www.zernograd.com/sahar-vidy-sahara 4. Вред и польза сахара : - http://bezvreda.com/sladkaya-zhizn-polza-i-vred-saxara 5. История происхождения сахара : -http://www.histpro.narod.ru/sugar.html - http://vinigretik.ru/istoriya-saxara 6. М. Кановская «Лекарство или яд. Сахар » , М.: АСТ, Сова, 2005 7. Свойства сахара : - http://vcusna.ru/glavnye-svojstva-sahara.html - http://www.babyblog.ru/user/kissme500/3030565 -http://naukaveselo.ru/vkusnyie-opyityi-s-saharom.html

8. Выращивание кристаллов : http://giznyata.ru/

Выполнила:

Ефименко Даша, 5 лет,

воспитанница средней группы

и мама Валентина Викторовна

Руководитель :

Половникова Татьяна Васильевна ,

воспитатель средней группы,

МАУДО «Детский сад № 9»,

г.Ялуторовск, Тюменская область

ВВЕДЕНИЕ

Я взяла тему про сахар, потому что я его очень люблю. Наверное, сейчас все подумали: «А кто же его не любит!» Мне стало интересно: вреден или полезен сахар? Мне очень хотелось узнать, где впервые появился сахар, из чего его изготавливают, каких видов бывает сахар. А еще хотелось узнать, правда ли, что от него портятся зубы и почему его нельзя много есть.

Цель работы: изучение положительных и отрицательных воздействий сахара на организм человека.

Решение поставленной цели я буду осуществлять через ряд задач :

1. Ознакомиться с историей возникновения сахара.

2. Его видами и свойствами.

3. Изучить полезные и негативные свойства сахара.

Объект исследования – сахар.

Методы исследования – изучение литературы, интернет источников, знакомство с предметом исследования, его историей и свойствами.

Гипотеза: если я изучу литературу по данной теме, то смогу с уверенностью сказать,если сахар употреблять в умеренных количествах, то он вовсе не вреден, а даже полезен.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. История происхождения сахара

Са́хар - бытовое название сахарозы. Родина сахара - Индия, в русский это слово было заимствовано через греческий. В Европе сахар был известен ещё римлянам. Сахар появился в наших краях 150 лет тому назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого и продавался в аптеках на доллары.

Коричневые сахарные крупицы приготавливали из сока сахарного тростника и ввозили в Европу из Индии.

Намного позже, для производства сахара стали использовать и сахарную свеклу.

1.2. Виды сахара

Сахар выпускается следующих видов:

  1. Тот сахар, который можно найти в каждой семейной сахарнице, специалисты называют просто – обычный сахар или сахар-песок;
  2. «Кусковым» называют сахар, спрессованный в небольшие кубики. Рафинированный кусковой сахар называют «рафинадом».
  3. «Леденцовый» и «каменный» сахар внешне очень похожи на карамель (это полупрозрачные очень твёрдые кристаллы неправильной формы), да и процесс производства этого продукта очень напоминает приготовление «сосалок»)

Папа купил в магазине три вида сахара: коричневый и два белых. Из твердого сахара мы сделали пирамиду, из белого расссыпчатого и коричневого – две горки.



1.3. Полезные и вредные свойства сахара

О пользе сахара говорить достаточно сложно – уж очень много противопоказаний у этого продукта. Однако в результате последних исследований медиков оказалось, что человеческому организму сахар необходим – в разумных дозах, естественно. Сахар – это углевод в чистом виде, основной поставщик энергии для организма. Конечно, лучше, если сахар будет присутствовать в пище не в виде промышленного продукта, а в виде овощей, фруктов, орехов, в составе которых также имеются органические сахара, столь нужные нашему организму. Природный сахар полезен, он преобразуется в глюкозу и отлично усваивается.

Но и промышленный сахар – не всегда яд. Он эффективно налаживает работу селезенки и печени, и часто людям с заболеваниями этих органов рекомендуется «сладкая» диета. К тому же, учеными обнаружена польза сахара в уменьшении опасности образования бляшек кровеносных сосудов и предотвращении тромбоза. Сахар стимулирует кровообращение в мозге, предотвращает возникновение артритов.

И все же, сколь ни вкусен и полезен сахар, многие считают его вредным продуктом. В нем нет ни единого витамина, необходимых минеральных веществ или клетчатки. А только калории, быстро усваиваемые организмом и откладывающиеся в виде неприятных складок на талии и бедрах. Тучным, склонным к ожирению людям рекомендуют полностью исключить из рациона сахар, заменив его сладкими фруктами, ягодами и медом. К тому же, неумеренное употребление сахара ведет к заболеваниям поджелудочной железы и диабету.

Сладкоежки практически всегда страдают кариесом, поскольку сахар повышает кислотность во рту и способствует разъеданию зубной эмали. Сахар вреден и для сосудов, костей. Известно, что сладкое вызывает в организме недостаток кальция, что, в свою очередь, ведет к проблемам с обменом веществ, заболеваниям нервной системы, плохому состоянию костей и суставов.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Опыт № 1

Сахар представляет собой бесцветные кристаллы сладкого вкуса, хорошо растворим в воде

Рассыпчатый сахар я набрала в десертную ложку и насыпала в стакан с водой.


Потом я размешивала сахар и смотрела, как сахаринки плавают в воде.

Помешав сахар в стакане с водой, я ждала, когда он там растворится.


Через две минутки сахар исчез - он расстворился.

Опыт № 2

Состоянием сахара в твердом и рассыпчатом виде

На большое блюдо я сыпала разный сахар, и он прилипал к моим пальчикам. Когда я сыпала коричневый сахар, я вспомнила песок на берегу Черного моря, который я видела в Геленджике.


Я пробую сахар на вкус - он твердый и сладкий.


Опыт № 3

Термическая обработка сахара

Рассыпчатый белый сахар мы с мамой насыпали с сковородку и поставили на плиту, я стала его размешивать. Температура плавления сахарозы 160 °C.

Сахар нагревался, менял цвет, становился коричневый, жидкий и вкусно пах.


При застывании расплавленной сахарозы образуется аморфная прозрачная масса – карамель.

Опыт № 4

Наблюдение за изменением состояния сахара после термической обработки

Жженый, горячий сахар я наливала с ложечки в холодную воду.


Вода становилась такого же цвета как и сахар. Сахар становился холодным и застывал.

Опыт № 5

Изготовление из сахара карамели

В формочку- бабочку мы налили горячий жженый сахар, я увидела, что сахар может тянуться как ниточка.


Сахарные ниточки были тоненькие, как невидимки и хрупкие.

Когда сахар совсем застыл, у меня получился леденец- бабочка, коричневого цвета.

Опыт № 6

Оценка вкусовых качеств сахара


На вкус леденец оказался сладким и вкусным.

Вывод:

Изучив положительные и отрицательные воздействия сахара на организм человека, я сделала вывод:

  • без сахара обойтись невозможно, т.к. сахар стимулирует кровообращение в мозге;
  • сахар не только лакомство, но и очень полезный продукт;
  • употреблять сахар следует только в разумных количествах.Дневная норма потребления сахара составляет не более 50 граммов (10-12 чайных ложек)
  • содержится во многих растениях: в продуктах питания: овощи, фрукты, молочные продукты и т.д., а также в соке березы и клена.
  • III. Список использованной литературы.
  1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - Прогресс. - М., 1964–1973. - Т. 3. - С. 567.
  2. "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой).
  3. Журнал « Мурзилка», « Полезное лакомство», №4 автор А. Семенова,2001 год.
  1. Коннашкова И.П. Сахар: вред или польза? – М.:Крук,2007, 107 с.
  2. Костина Т.С. Пища богов. О вреде и пользе сахара. – М.: АРКТИ,
  1. http://mdou3-buratino.3dn.ru/

Серия А № Св-ва 0001034 дата отправки 23.04.13г ШПИ 62502658075718

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?