Хлеб необычные факты статья. Интересное о хлебе. Известные строки о «Дороге жизни»

Андрей Епатко, старший научный сотрудник Государственного Русского музея.

Вряд ли существует другая историческая фигура, которая бы столь же занимала россиян в XIX веке, как Наполеон Бонапарт. Не случайны слова Александра Сергеевича Пушкина: «Мы все глядим в Наполеоны…»

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наполеон на британском паруснике «Беллерофонт» 23 июля 1815 года в последний раз смотрит на исчезающий вдали французский берег. Картина Уильяма Орчардсона.

В. В. Верещагин. Отступление французов по большой дороге зимой 1812 года.

И. К. Айвазовский. На картине - Наполеон на острове Святой Елены стоит над бушующей стихией.

Редкий образованный человек той поры не держал на своём письменном столе символ этой удивительной, противоречивой, но такой притягательной личности - статуэтку, изображающую человека в треуголке, скрестившего на груди руки. Была и другая любимая поза у этого героя: правая рука - за лацканом сюртука…

Записки врача

Чем привлекал русского аристократа, застёгнутого на все пуговицы в николаевской России, а позже - и русского интеллигента образ французского императора? То был человек, сделавший себя сам и сам себя короновавший, - совершенно новая фигура в мировой истории.

В самом деле: мальчишка из бедной дворянской семьи, выросший на узких каменистых улочках Корсики, через 30 лет - уже император Франции, Наполеон I. Бóльшая часть Европы трепетала при имени Бонапарта, который словно бы «по-братски» разделил власть со Всевышним: «Тебе - небо, мне - земля», - такую медаль учредил Наполеон, изобразив на ней Бога…

И вот этот сверхчеловек вторгся в Россию, прошёлся по ней, как Батый и Тамерлан, вместе взятые, занял Москву и в суровые русские морозы ретировался на родину, оставив за собой помимо шлейфа побед и просчётов множество вопросов, которыми по сей день задаются исследователи.

Назову некоторые. Кто всё-таки выиграл сражение при Бородине, если учесть, что после этого боя войска Бонапарта вступили в Москву? Кто сжёг Москву - французы или русские патриоты? Могла ли суровая русская зима перечеркнуть наполеоновскую кампанию 1812 года? Почему Бонапарт отказался от замысла идти на российскую столицу - Петербург? Как развивались бы события, если бы Наполеон не поспешил покинуть Москву?

Обо всём этом есть разные мнения - как русских, так и западных историков. Но в дни юбилея войны 1812 года было бы особенно любопытно обратиться к мнению самого Наполеона. Его размышления о произошедших в России событиях содержат мемуары врача Барри О’Мира, сопровождавшего Бонапарта в его последнюю ссылку на остров Святой Елены.

О самом О’Мира известно немного. Ирландец по происхождению, он служил хирургом в британском флоте на паруснике «Беллерофонт», который в 1815 году доставил бывшего французского императора из Рошфора в Плимут перед тем, как отправить пленника на скалистый атлантический остров. На борту судна Наполеон обратил внимание на британского врача, который оказывал помощь многим французским офицерам, и предложил О’Мира сопровождать его на Святую Елену. И тот согласился.

Впрочем, на острове рядом с Наполеоном О’Мира провёл всего три года. Уже в 1818 году он вступил в конфликт с английским губернатором острова, а по сути - с главным тюремщиком Наполеона, Хадсоном Лоу. Он обвинял губернатора в жестоком обращении со знаменитым пленником. И тогда губернатор выдворил несговорчивого врача со Святой Елены. Тот не остался в долгу. О’Мира опубликовал в 1822 году в Лондоне - спустя год после смерти Бонапарта - свои записки, где публично обвинял британские власти в «медленном убийстве» Наполеона, заточённого на острове с нездоровым морским климатом.

«Голос со Святой Елены» - так называется книга О’Мира. Только выйдя из печати, она наделала много шуму в Европе, а её автор жестоко пострадал: его лишили звания морского врача. О’Мира умер в 1836 году, войдя в историю автором самой беспристрастной книги о ссылке Наполеона.

«Я высчитал российскую погоду за пятьдесят лет»

Свои беседы с Бонапартом, которые О’Мира вёл в Лонгвуде - гористом местечке на Святой Елене, где бывший император жил под строжайшим надзором английских властей, - врач тщательно записывал. Из его дневника следует, что Наполеон любил говорить и говорил на любые темы - в том числе и о медицине. В один из дней беседа зашла о русской кампании 1812 года. И О’Мира задал Бонапарту очень важный вопрос: чему приписывает сам император свою неудачу в России?

«Холоду, раннему холоду и московскому пожару, - отвечал Наполеон. - Я ошибся на несколько дней. Я высчитал [российскую] погоду за пятьдесят лет, и никогда сильные морозы не начинались раньше 20 декабря, [они всегда наступали] на двадцать дней позднее, чем начались в этот раз. Во время моего пребывания в Москве было три градуса холода, - продолжал Бонапарт, - и французы переносили его с удовольствием. Но во время пути (отступления из Москвы. - Прим. авт.) температура спустилась до восемнадцати градусов, и почти все лошади погибли. За недостатком лошадей мы не могли ни делать разведки, ни выслать кавалерийский авангард, чтобы узнать дорогу. Солдаты падали духом и приходили в замешательство. Вместо того чтобы держаться вместе, они бродили в поисках огня. Те, которых назначали разведчиками, покидали свои посты и отправлялись в дома погреться. Они рассыпáлись во все стороны и легко попадали в руки врагов. Другие ложились на землю, засыпали и, сонные, умирали. Тысячи солдат погибли так».

Далее О’Мира завёл с Бонапартом беседу о московском пожаре, о котором ходило так много противоречивых слухов. Наполеон был категоричен. Он считал, что, если бы Москва не выгорела, он провёл бы в ней всю зиму и это, по его мнению, решило бы исход русской кампании в пользу французов.

«Русские имели неосторожность утверждать, что выиграли сражение, - рассуждал бывший император, - и тем не менее через восемь дней я входил в Москву. Я очутился среди прекрасного города, снабжённого провиантом на целый год. Многие хозяева [домов] оставили записочки, прося в них французских офицеров, которые займут их владения, позаботиться о мебели и других вещах; они говорили, что оставили всё, что могло нам понадобиться, и что они надеются вернуться через несколько дней, как только император Александр уладит все дела, что тогда они с восторгом увидятся с нами. Многие барыни остались, так как знали, что ни в Берлине, ни в Вене жителей мы никогда не обижали».

Наполеон с горечью поведал: он полагал, что его армию ожидает «полное благосостояние на зимних квартирах». Но в Москве сразу же начались пожары… Бонапарт признаёт, что недооценил силу огня, казавшуюся ему сначала безопасной. Император думал, что пожар возник от солдатских костров, разведённых слишком близко к деревянным домам. Он отдал строгие приказы по этому поводу по полкам и лично руководил тушением. Однако на следующее утро поднялся сильный ветер, и огонь очень быстро распространился по всему городу. По свидетельству Наполеона, этому способствовали сотни бродяг, специально нанятые для поджога. Они рассеялись по разным частям города и спрятанными под полами одежды головешками поджигали дома. Стоявшие на ветру деревянные строения вспыхивали, как свечки… Французы пытались, было, тушить огонь, но вскоре стало ясно, что это невозможно. Тем более, что все пожарные трубы были испорчены (видимо, преднамеренно). По всей Москве отыскалась только одна пригодная труба!.. Спасаться из пожарища пришлось и самому Наполеону.

«Чтобы увлечь других, - вспоминал император, - я подвергался опасности, волосы и брови мои были обожжены, одежда горела на мне. Нескольких генералов огонь поднял с постелей. Я сам оставался в Кремле, пока пламя не окружило меня. Тогда я уехал в загородный дворец [императора] Александра в расстоянии приблизительно четырёх вёрст от Москвы. И вы, может быть, представите себе силу огня, если я скажу вам, что трудно было прикладывать руку к стенам или окнам со стороны Москвы, - так эта часть была накалена пожаром... Этот ужасный пожар всё разорил, - заключил Бонапарт. - Я был готов ко всему, кроме этого. Кто бы мог подумать, что народ может сжечь свою столицу? Если бы не этот роковой пожар, у меня было бы всё необходимое для армии; на следующий год Александр заключил бы мир или я был бы в Петербурге».

По словам Наполеона, русский император знал, что французская армия может двинуться на Петербург, и он якобы поспешил отправить в Англию морем «свои брильянты и драгоценности»… Однако надо сказать, что, находясь на Святой Елене, Наполеон обладал неверной информацией. Ввиду опасности осады столицы Александр действительно распорядился вывезти из Зимнего дворца ценности Кабинета Его Величества. Но все эти реликвии так и не покинули пределы России: их тайно перевезли в Олонецкую губернию, в Вытегру, где они находились до весны 1813 года.

Уже под конец беседы О’Мира задал Бонапарту очень важный вопрос. Врач спросил Наполеона: мог бы он «всецело покорить Россию?». «Нет, - отвечал Наполеон, - но я принудил бы Россию заключить выгодный для Франции мир». Как пишет далее О’Мира, Бонапарт неожиданно перешёл к разговору о политическом устройстве России. «В этом городе, - сказал Наполеон о Москве, - было до сорока тысяч людей в рабской зависимости. Я провозгласил бы свободу всех крепостных в России и уничтожил бы крепостнические права и привилегии дворянства. Это создало бы мне массу приверженцев. Я заключил бы мир в Москве или на следующий год пошёл бы на Петербург…»

15 августа 1769 года родился великий полководец, французский император Наполеон Бонапарт. Всего за несколько лет ему удалось покорить почти всю Европу. Мы решили собрать список самых ярких цитат Бонапарта

О любви.
Красивая женщина нравится глазам, а добрая сердцу; одна бывает прекрасною вещью, а другая сокровищем.
Любовь для праздного человека - занятие, для воина - развлечение, для государя - подводный камень.
Мужчина, допускающий, чтобы им помыкала женщина, - не мужчина и не женщина, а просто ничто.
Природой брак не предусмотрен.
Проститутки - это необходимость. Иначе мужчины набрасывались бы на порядочных женщин на улицах.
В любви единственная победа - это бегство.
Любовь - это глупость, совершаемая вдвоем.

Философские.
Будите меня только, если придут плохие новости; а если хорошие - ни в коем случае.
Вернейший способ сдержать слово - не давать его.
В несчастии обыкновенно не уважают того, в ком прежде почитали величие.
В каждом большом деле всегда приходится какую-то часть оставить на долю случая.
В России нет дорог - только направления.
Искусные льстецы обычно не менее искусные клеветники.
Каждый прав по-своему.
Мудрецов постигшие их бедствия возвышают, а глупцов ломают окончательно.
Невозможность - слово из словаря глупцов.
Остановиться можно при подъеме, но не при падении.
От великого до смешного один шаг.
Пишите коротко и неясно.
Слава изнашивается.
Случай правит миром.
Только правда оскорбительна.
Дурак имеет великое преимущество перед человеком образованным: он всегда доволен собой.
Успех - вот что создает великих людей.
Нужно хотеть жить и уметь умирать.
Вдохновение - это быстро сделанный расчет.
Лидер - это торговец надеждой.
Бояться надо не тех, кто не согласен с вами, а тех, кто не согласен с вами и боится вам об этом сказать.
Наибольшая из всех безнравственностей - это браться за дело, которое не умеешь делать.
История - это лишь версия случившихся событий в нашей интерпретации.
Есть два рычага, которыми можно двигать людей, - страх и личный интерес.

Об армии.
Один плохой главнокомандующий лучше, чем два хороших.
Плохо, ежели молодые люди постигают военное искусство по книгам: это - верное средство воспитать плохих генералов.
От солдата требуется прежде всего выносливость и терпение, храбрость - дело второе.
В ранце каждого солдата лежит жезл маршала.
Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую.
Солдаты - цифры, которыми разрешаются политические задачи.
Я осыпал золотом моих сподвижников: но мне надобно было понимать, что, разбогатев, человеку уже не хочется подвергать себя смертельной опасности.
Врага можно простить, но сначала его нужно уничтожить.
Штыками можно сделать все что угодно, только нельзя на них сидеть.

О войне.
Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уже видно будет.
Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном.
Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как страна, защищаемая народом, непобедима.
Для ведения войны мне необходимы три вещи: во-первых - деньги, во-вторых - деньги и в третьих - деньги.
Искусство войны - это наука, в которой ничто не удается, кроме того, что тщательно просчитано и тщательно продумано.
Перевороты совершаются брюхом.
Когда неприятель делает ошибку, не следует ему мешать. Это невежливо.

Об управлении государством.
Большая политика - это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам.
В управлении не должно быть полуответственности: она с неизбежностью ведет к утайке растрат и неисполнению законов.
Весьма трудно управлять, если делать это добросовестно
Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности.
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.
Легче создавать законы, чем следовать им.
Самое важное в политике - следовать своей цели: средства ничего не значат.
Когда о монархе говорят, что он добр, значит, он ни к черту не годится.
У политики нет сердца, а есть только голова.

О религии.
Народ без религии – жалкий корабль без компаса. Без религии человек ходит во тьме. Только религия указывает человеку на его начало и конец. Христос полезен государству.

О медицине.
Медицина - это скопление нелогичных предписаний, приносящих скорее вред, чем пользу.

Андрей Епатко, старший научный сотрудник Государственного Русского музея.

Вряд ли существует другая историческая фигура, которая бы столь же занимала россиян в XIX веке, как Наполеон Бонапарт. Не случайны слова Александра Сергеевича Пушкина: «Мы все глядим в Наполеоны…»

Редкий образованный человек той поры не держал на своём письменном столе символ этой удивительной, противоречивой, но такой притягательной личности - статуэтку, изображающую человека в треуголке, скрестившего на груди руки. Была и другая любимая поза у этого героя: правая рука - за лацканом сюртука…

Записки врача

Чем привлекал русского аристократа, застёгнутого на все пуговицы в николаевской России, а позже - и русского интеллигента образ французского императора? То был человек, сделавший себя сам и сам себя короновавший, - совершенно новая фигура в мировой истории.

В самом деле: мальчишка из бедной дворянской семьи, выросший на узких каменистых улочках Корсики, через 30 лет - уже император Франции, Наполеон I. Бóльшая часть Европы трепетала при имени Бонапарта, который словно бы «по-братски» разделил власть со Всевышним: «Тебе - небо, мне - земля», - такую медаль учредил Наполеон, изобразив на ней Бога…

И вот этот сверхчеловек вторгся в Россию, прошёлся по ней, как Батый и Тамерлан, вместе взятые, занял Москву и в суровые русские морозы ретировался на родину, оставив за собой помимо шлейфа побед и просчётов множество вопросов, которыми по сей день задаются исследователи.

Назову некоторые. Кто всё-таки выиграл сражение при Бородине, если учесть, что после этого боя войска Бонапарта вступили в Москву? Кто сжёг Москву - французы или русские патриоты? Могла ли суровая русская зима перечеркнуть наполеоновскую кампанию 1812 года? Почему Бонапарт отказался от замысла идти на российскую столицу - Петербург? Как развивались бы события, если бы Наполеон не поспешил покинуть Москву?

Обо всём этом есть разные мнения - как русских, так и западных историков. Но в дни юбилея войны 1812 года было бы особенно любопытно обратиться к мнению самого Наполеона. Его размышления о произошедших в России событиях содержат мемуары врача Барри О’Мира, сопровождавшего Бонапарта в его последнюю ссылку на остров Святой Елены.

О самом О’Мира известно немного. Ирландец по происхождению, он служил хирургом в британском флоте на паруснике «Беллерофонт», который в 1815 году доставил бывшего французского императора из Рошфора в Плимут перед тем, как отправить пленника на скалистый атлантический остров. На борту судна Наполеон обратил внимание на британского врача, который оказывал помощь многим французским офицерам, и предложил О’Мира сопровождать его на Святую Елену. И тот согласился.

Впрочем, на острове рядом с Наполеоном О’Мира провёл всего три года. Уже в 1818 году он вступил в конфликт с английским губернатором острова, а по сути - с главным тюремщиком Наполеона, Хадсоном Лоу. Он обвинял губернатора в жестоком обращении со знаменитым пленником. И тогда губернатор выдворил несговорчивого врача со Святой Елены. Тот не остался в долгу. О’Мира опубликовал в 1822 году в Лондоне - спустя год после смерти Бонапарта - свои записки, где публично обвинял британские власти в «медленном убийстве» Наполеона, заточённого на острове с нездоровым морским климатом.

«Голос со Святой Елены» - так называется книга О’Мира. Только выйдя из печати, она наделала много шуму в Европе, а её автор жестоко пострадал: его лишили звания морского врача. О’Мира умер в 1836 году, войдя в историю автором самой беспристрастной книги о ссылке Наполеона.

«Я высчитал российскую погоду за пятьдесят лет»

Свои беседы с Бонапартом, которые О’Мира вёл в Лонгвуде - гористом местечке на Святой Елене, где бывший император жил под строжайшим надзором английских властей, - врач тщательно записывал. Из его дневника следует, что Наполеон любил говорить и говорил на любые темы - в том числе и о медицине. В один из дней беседа зашла о русской кампании 1812 года. И О’Мира задал Бонапарту очень важный вопрос: чему приписывает сам император свою неудачу в России?

«Холоду, раннему холоду и московскому пожару, - отвечал Наполеон. - Я ошибся на несколько дней. Я высчитал [российскую] погоду за пятьдесят лет, и никогда сильные морозы не начинались раньше 20 декабря, [они всегда наступали] на двадцать дней позднее, чем начались в этот раз. Во время моего пребывания в Москве было три градуса холода, - продолжал Бонапарт, - и французы переносили его с удовольствием. Но во время пути (отступления из Москвы. - Прим. авт.) температура спустилась до восемнадцати градусов, и почти все лошади погибли. За недостатком лошадей мы не могли ни делать разведки, ни выслать кавалерийский авангард, чтобы узнать дорогу. Солдаты падали духом и приходили в замешательство. Вместо того чтобы держаться вместе, они бродили в поисках огня. Те, которых назначали разведчиками, покидали свои посты и отправлялись в дома погреться. Они рассыпáлись во все стороны и легко попадали в руки врагов. Другие ложились на землю, засыпали и, сонные, умирали. Тысячи солдат погибли так».

Далее О’Мира завёл с Бонапартом беседу о московском пожаре, о котором ходило так много противоречивых слухов. Наполеон был категоричен. Он считал, что, если бы Москва не выгорела, он провёл бы в ней всю зиму и это, по его мнению, решило бы исход русской кампании в пользу французов.

«Русские имели неосторожность утверждать, что выиграли сражение, - рассуждал бывший император, - и тем не менее через восемь дней я входил в Москву. Я очутился среди прекрасного города, снабжённого провиантом на целый год. Многие хозяева [домов] оставили записочки, прося в них французских офицеров, которые займут их владения, позаботиться о мебели и других вещах; они говорили, что оставили всё, что могло нам понадобиться, и что они надеются вернуться через несколько дней, как только император Александр уладит все дела, что тогда они с восторгом увидятся с нами. Многие барыни остались, так как знали, что ни в Берлине, ни в Вене жителей мы никогда не обижали».



Наполеон с горечью поведал: он полагал, что его армию ожидает «полное благосостояние на зимних квартирах». Но в Москве сразу же начались пожары… Бонапарт признаёт, что недооценил силу огня, казавшуюся ему сначала безопасной. Император думал, что пожар возник от солдатских костров, разведённых слишком близко к деревянным домам. Он отдал строгие приказы по этому поводу по полкам и лично руководил тушением. Однако на следующее утро поднялся сильный ветер, и огонь очень быстро распространился по всему городу. По свидетельству Наполеона, этому способствовали сотни бродяг, специально нанятые для поджога. Они рассеялись по разным частям города и спрятанными под полами одежды головешками поджигали дома. Стоявшие на ветру деревянные строения вспыхивали, как свечки… Французы пытались, было, тушить огонь, но вскоре стало ясно, что это невозможно. Тем более, что все пожарные трубы были испорчены (видимо, преднамеренно). По всей Москве отыскалась только одна пригодная труба!.. Спасаться из пожарища пришлось и самому Наполеону.

«Чтобы увлечь других, - вспоминал император, - я подвергался опасности, волосы и брови мои были обожжены, одежда горела на мне. Нескольких генералов огонь поднял с постелей. Я сам оставался в Кремле, пока пламя не окружило меня. Тогда я уехал в загородный дворец [императора] Александра в расстоянии приблизительно четырёх вёрст от Москвы. И вы, может быть, представите себе силу огня, если я скажу вам, что трудно было прикладывать руку к стенам или окнам со стороны Москвы, - так эта часть была накалена пожаром... Этот ужасный пожар всё разорил, - заключил Бонапарт. - Я был готов ко всему, кроме этого. Кто бы мог подумать, что народ может сжечь свою столицу? Если бы не этот роковой пожар, у меня было бы всё необходимое для армии; на следующий год Александр заключил бы мир или я был бы в Петербурге».

По словам Наполеона, русский император знал, что французская армия может двинуться на Петербург, и он якобы поспешил отправить в Англию морем «свои брильянты и драгоценности»… Однако надо сказать, что, находясь на Святой Елене, Наполеон обладал неверной информацией. Ввиду опасности осады столицы Александр действительно распорядился вывезти из Зимнего дворца ценности Кабинета Его Величества. Но все эти реликвии так и не покинули пределы России: их тайно перевезли в Олонецкую губернию, в Вытегру, где они находились до весны 1813 года.

Уже под конец беседы О’Мира задал Бонапарту очень важный вопрос. Врач спросил Наполеона: мог бы он «всецело покорить Россию?». «Нет, - отвечал Наполеон, - но я принудил бы Россию заключить выгодный для Франции мир». Как пишет далее О’Мира, Бонапарт неожиданно перешёл к разговору о политическом устройстве России. «В этом городе, - сказал Наполеон о Москве, - было до сорока тысяч людей в рабской зависимости. Я провозгласил бы свободу всех крепостных в России и уничтожил бы крепостнические права и привилегии дворянства. Это создало бы мне массу приверженцев. Я заключил бы мир в Москве или на следующий год пошёл бы на Петербург…»

Русская кампания, 1812 г.

Начало конца: 600 000 солдат Grande Armée углубилось в Россию. Четверть из них добралась до Москвы. И через несколько недель, попав в тяжелейшие условия, должны были оставить город.

Война 1812 г. бросает европейские силы против русского царя Александра I. Эти силы сконцентрированы в Grande Armée под командованием Наполеона I.

Нападение на Россию определенно готовилось Наполеоном наиболее тщательно. Сначала он собрал массу информации о стране, которую хотел завоевать, и о русских войнах последнего столетия. Он попросил географов нарисовать большую масштабную карту страны, чтобы он мог свободно маневрировать. Он берет в "Военной учебной части" все книги о России и ее армиях.

На дипломатическом уровне Наполеон обеспечивает себе поддержку (под давлением) Пруссии и Австрии. Эти две страны поставляют Франции каждая армейский корпус, чтобы создать прикрытие с флангов. На экономическом уровне - урожай 1811 г. самый слабый за последние 10 лет.

13 апреля 1811 г. генерал Николя Сансон получает приказ подготовить крупномасштабные карты России и Ливонии. В то время существовало только две карты России в министерстве иностранных дел. Наполеон получит карту России, изготовленную из 106 отдельных листов, и карту Ливонии из 54 листов.

Россия ведет переговоры со Швецией. 5 апреля 1812 г. две страны подписывают альянс между Бернадот ом, шведским кронпринцем, и царем всея Руси.

8 апреля император Александр I посылает в Париж ультиматум, требуя, чтобы французские войска покинули Германию, прежде, чем начнутся какие-либо мирные переговоры. Письмо приходит в Париж 25 апреля. 3 мая из Парижа высылают записку, в ответ на ультиматум от 8 апреля, с просьбой начать переговоры. Это последняя попытка Наполеона вынудить Россию уступить до вероятной войны.

17 мая Наполеон приезжает в Дрезден. Он совещается с германскими суверенами, прежде, чем начать кампанию. С германскими государствами он пришел к соглашению. Пруссия, союзник Франции, поставляет для Grande Armée армейский корпус. Швеция Бернадот а просит Финляндию, Норвегию, Померанию и двенадцать миллионов франков в качестве компенсации за участие в войне против России. 25 мая все готово и Наполеон 29-го выезжает из Дрездена на фронт.

План Наполеона заключался в наступлении на точку соединения двух основных русских армий: Багратиона (2-ая армия, юг) и Барклая де Толли (1-апя армия, возле Ковно). Группа под командованием Макдональда будет блокировать северное направление, наступая на Ригу и захватив Ливонию. Корпус короля Жерома сформирует южное крыло, его задача - идти на Минск. Основной корпус пойдет прямой дорогой на Вильну.

24 июня Французы переправляются через Неман. Царь в это время находится в Вильно. Французские силы насчитывают примерно 600 000 человек, половина из которых - войска, присланные союзниками Наполеона (итальянцы, австрийцы, пруссаки, хорваты и т.д.). 27 июня через реку переправилась вся Grande Armée .

Через неделю Наполеон входит в Вильну. Русские армии отступили на восток. Он встречается с Балаховым, русским министром внутренних дел. Наполеон говорит ему, что у него более 550 000 солдат против 200 000 русских.

Две русских армии получают приказ отступать на восток и соединиться в районе Смоленска. Кроме того, им приказано сжечь по пути все припасы. Барклай де Толли, командующий Армией центра, отходит к Дуне через верховья Березины. Он должен соединиться с Багратионом, войска которого находятся южнее дороги на Смоленск.

Даву марширует в направлении Минска, чтобы перерезать дорогу между двумя русскими армиями. Вместе с корпусом Жерома, он должен суметь зажать Багратиона в клещи (84 000 человек под командованием Жерома и 50 000 - Даву). Это первая фаза плана Наполеона. С остатком сил он намеревается заблокировать русскую армию на линии Дуны корпусами Нея и Удино, пока основные силы будут окружать русских.

10 июля Жером - в Новогродеке, за 160 км от Багратиона, несколько позже, чем планировал Наполеон. Наполеон переподчиняет Жерома Даву, который возглавит операции в случае необходимости. Даву идет со стороны Минска в направлении Бобруйска. Он принимает Жерома и сообщает ему, что командует он. Брат Императора не соглашается подчиняться приказам другого генерала, пусть это будет даже Даву, герцог Ауэрштадский.

Жером покидает Grande Armée в сопровождении своей вестфальской охраны и отправляется в свое королевство. Багратиону удается отступить благодаря медлительности Жерома. Но он был вынужден отступить на юг и не смог завершить соединение с армией Барклая перед Смоленском, как планировалось вначале. Теперь и Барклай де Толли торопится отступить и подтянуться поближе к Смоленску. Барклай снимает лагерь в Дризе, в котором собирался дождаться Наполеона и вступить в бой.

Русский генерал счел позицию недостаточно укрепленной, чтобы начать сражение. Он предпочел за лучшее отойти на восток и соединиться с силами Багратиона. Уже 17 июля кавалерия Мюрата докладывает об отступлении Барклая де Толли. Через неделю состоялось первое сражение между русскими и французами в Островном. Наполеон марширует на Витебск. 27 июля русская кавалерия контратакует под Кобрино и уничтожает авангардное подразделение саксонской кавалерии.

Наполеон приказывает Удино прикрыть северный фланг. При поддержке Гувиона Сен-Кира маршал Удино преследует русскую армию под командованием Витгенштейна, обороняющую дорогу на Санкт-Петербург, русскую столицу. 29 июля он догнал русских под Полоцком. Шварценберг, возглавляющий австрийский корпус, и Ренье двинулись на юг, пытаясь блокировать 3-ью русскую армию под командованием Тормазова. Они столкнулись 12 августа под Городезной.

Русские собрались на военный совет, чтобы подготовиться к следующей операции. Барклай де Толли хочет продолжить отступление, пытаясь растянуть коммуникационные линии французов. Он не согласен вступать в заранее запланированные сражения, как советует большинство его помощников. В конце концов, было решено принять бой в районе Смоленска: будут сформированы три колонны, первые две атакуют в направлении Инково, а третья, под командованием Багратиона, выходит из Смоленска в сторону Нарвы. Русский авангард нападает на французский авангард под Ивкино. Французы вынуждены отступить, но русская армия уходит на Смоленск.

Войска французов и союзников продвигались по России в течении двух месяцев. Боевой дух солдат падает: настоящих сражений, таких, чтобы окончить войну, нет; поставки превращаются в проблему, потому что русские перед отступлением уничтожают все запасы; не говоря уже о жаре и пыли. Французскую армию можно видеть за многие мили по той пыли, которую она поднимает.

Как бы то ни было, мораль русских солдат не намного выше. У солдат и генералов складывается такое впечатление, что они просто-напросто позволяют всему идти своим чередом, не оказывая должного сопротивления.

14 августа французы подбираются к пригородам Смоленска. В Красном, деревне по дороге на Смоленск, французская кавалерия сталкивается с русской дивизией и заставляет ее отступить. 16 августа французы подходят к Смоленску. Русские решают оставить город. На следующий день, когда войска Наполеона расположены в боевых порядках, русские симулируют вылазку. Эта вылазка действительно прикрывает отступление русских армий на восток, по направлению к Москве.

18 августа французы входят в Смоленск. 19 августа русские армии все еще находятся в западном пригороде. Авангард Нея сталкивается с ними в Валутино. Наполеон решает предпринять обходной маневр, чтобы отрезать им путь к отступлению. Жюно получает приказ атаковать русский фланг, но он не отзывается и не двигается с места. Потери русских ужасны, но все же им удается отойти.

Затем Наполеон возвращается в Смоленск. Он колеблется - то ли продолжить наступление на восток, то ли перенести кампанию на следующий год. Он объявляет: "Война 1812 г. окончена, остальное довершит война 1813 г." Он говорит Мюрату: "Москва - на 1813 г., Санкт-Петербург - на 1814." В один момент он даже решает возвратиться на зиму в Вильну. У Наполеона осталось 175 000 человек, плюс войска на севере и юге. Остаток защищает коммуникационные линии.

Русские также не могут выбрать, какой ход сделать следующим. Под давлением советников Александр I решает заменить Барклая де Толли Кутузовым. Большинство генералов, и прежде всего Багратион, хотят прекратить отступление и дать решающее сражение. Командование принимает Кутузов. Он соглашается сражаться.

24 августа, чувствуя, что русские колеблются, Наполеон решает идти на Москву, чтобы также дать бой, которого он искал с самого начала кампании. 26 августа Император отдает приказ выступать на бывшую столицу царской России. 28 августа французы подходят к Вязьме. Город был разрушен русскими при отступлении. Русская армия решает окопаться вокруг деревни Царево-Займище.

Центр русской армии насчитывает 96 000 человек. Он будет усилен примерно 20 000 солдат, большей частью ополченцев под командованием генерала Милорадовича. Но Кутузов и Барклай де Толли считают, что позиция недостаточно сильна. Армия отходит назад, к Бородино. Русские силы состоят из Первой (Барклай де Толли) и Второй (Кутузов) армий. К ним присоединяются подкрепления Милорадовича.

Отступление русских прикрывает кавалерия Коновницина - 96 эскадронов. 2 сентября они подходят к Бородино. Впервые с начала кампании две армии встречаются лицом друг против друга. У русских 140 000 солдат, у французов - 128 000.

Французы атакуют 7 сентября. Битва продолжается весь день. Вечером французы контролируют поле боя. Но русская армия не уничтожена. Бородинская (Московская) битва была тактической победой, но не стратегической. Русские уступают, но не сдаются: они уходят к Москве. 11 сентября Кутузов посылает сообщение Ростопчину, губернатору Москвы, прося его подготовиться к обороне города. Русский генерал меняет свое мнение; во время военного совета в Филях он решает, что город следует оставить. Русские армии станут позициями восточнее и южнее Москвы. Возможно, именно на совете в Филях было принято решение об уничтожении города.

14 сентября французские войска входят в Москву, покинутую русскими. Ночью 15 сентября в городе начинается пожар. Весьма вероятно, что именно Ростопчин решил поджечь город, в котором практически все здания - деревянные. Пожар начался примерно в 2 часа ночи. Он длился два дня, 15 и 16 сентября - ветер разносил пламя. 18 сентября в Москве пошел дождь, который приглушил пожар. В конце концов, 20 сентября огонь выдохся.

В соответствии с аббатом Суругэ, сгорело около "9 300 зданий и 800 гостиниц, и около 2 000 зданий осталось". Наполеон собирается перезимовать в городе, где имеется достаточно запасов, но который солдаты Grande Armée с радостью разграбили. 17 сентября Наполеон меняет мнение и подготавливает план наступления на Санкт-Петербург. Он знает по донесениям кавалерии Мюрата, которая преследовала русских, что армия Кутузова сильно поредела. Таким образом, он планирует пойти по северной дороге; Grande Armée затем соединится с 10-ым корпусом Макдональда, который взял в осаду Ригу; 6-ой корпус Гувиона Сен-Кира расположился в Полоцке; а 9-ый корпус Виктора - на подходе из Польши с 30 000 человек. Принц Эжен - единственный, кто поддержал этот план.

Армия Кутузова, примерно 55 000 солдат, находится в районе Тулы. В то же время, в Финляндии собирают армию (60 000 человек) - под командование Витгенштейна - для защиты Санкт-Петербурга, а Чичагов, после ратификации договора с турками, идет на соединение с Черниговым, чтобы в результате сформировать новую 60 000 армию на юге.

Наполеон ждет ответа на свои требования, посланные в Санкт-Петербург. Но царь отказывается уступить. Все время, пока французы будут находиться на русской земле, никаких переговоров не будет.

Наполеон приказывает корпусу Жюно, который защищает дорогу Можайск-Смоленск, прочесать местность в надежде найти вагоны для эвакуации раненых. 8 октября Наполеон отдает приказ подготовить шестимесячный запас капусты, трехмесячный запас картофеля, двухмесячный запас пшеницы и месячный запас сухарей. В конце концов, 13 октября в Москве ударили первые морозы ("Русская кампания 2").

Французы начинают готовиться покинуть город. "Давайте поспешим, мы должны быть на зимних квартирах через двадцать дней", - указывает Наполеон. Он решает выйти по южной дороге. 17 октября Кутузов начинает атаку на французские передовые позиции. Он перегруппировал свои силы. 18-го Кутузов атакует кавалерию Мюрата в Тарутино. Русским не хватает согласованности, тем самым французам удается отступить.

19 октября Наполеон покидает Москву. Grande Armée все еще насчитывает 140 000 человек, из которых сражаться могут лишь 100 000. Он оставляет позади Мортье с 10 000 солдат. Французы забирают с собой награбленное и идут к Калуге, на юг от Москвы. 20 октября Grande Armée находится примерно между Дресной и Палевой, по направлению к Кутузову; но Наполеон меняет решение и собирается снова пойти по старой дороге, на Смоленск.

Французский авангардё под командованием принца Эжена, добирается до Малоярославца. На них нападают казаки. В Малоярославец подходит 6-ой корпус Докторова с намерением закрыть французам дорогу, но Эжену удается снова открыть ее. Теперь дорога на юг отрезана. Наполеон вынужден повернуть на Калугу и вернуться по местности, уже опустошенной войной.

После летней жары французские солдаты в полной мере испытывают на себе тяготы русской зимы. Они страдают от холода, но еще больше - от голода. Французская армия полностью дезорганизована. Тысячи отставших бредут по дорогам. Только самым лучшим генералам удается сдержать порядок в своих войсках. Вестфальские, баварские и итальянские солдаты, едва ли заинтересованные в войне, дезертируют.

Солдатам, возвращающимся из Москвы, мешает награбленное. У русских - подобные проблемы, но они находятся на родной земле. Кутузов доволен, преследуя и донимая французскую армию.

3 ноября генерал Милорадович атакует французов под Вязьмой, но французам удается оторваться. К 5 ноября они уже на 100 километров от Смоленска. Затем Наполеон узнает, что русские фланги смыкаются в надежде перекрыть дорогу. Он приказывает своим флангам держаться и затем идти на соединение к Березине. 15 ноября французы добираются к Смоленску. Наполеон думал, что он сможет перегруппировать свои войска и дать им отдохнуть в городе. Но все запасы растащены и давление русских все возрастает. Наполеон решает оставить город. Grande Armée продвигается на запад четырьмя группами, на один день пути друг от друга. Русские атакуют в Красном, но французы уходят. Лишь арьергард Нея почти полностью окружен. Французский маршал с успехом выводит свой корпус и соединяется с основными силами - которых осталось всего 50 000 - в Орше.

21 ноября французы входят в Борисов, на Березине. Мосты сожжены. Более того, русские разбили позиции на противоположном берегу. Наполеон приказывает своим войскам идти на север, позволяя русским поверить, что он собирается пересечь замерзшую реку под Борисовом. 26 ноября Наполеону удается переправиться, пожертвовав для этого понтонерами генерала Эбле и арьергардом Виктора и Удино ("Русская кампания 3").

28 ноября остатки Grande Armée пересекли Березину. Мосты сожжены. 4 декабря Наполеон входит в Вильну. Он решает возвратиться в Париж, узнав о заговоре генерала Мале. Армия отдана под командование маршала Мюрата. Но последний, вместо того, чтобы попытаться перегруппировать силы, решает продолжить отступление. К 13 декабря все французы пересекли Неман. 19 декабря Мюрат входит в Кенигсберг ("Русская кампания 4").

20 декабря созывает в Париже конституционное собрание и объясняет поражение в России: "Мы держали Москву, мы преодолели каждое препятствие; даже пожар не смог помешать нам. Но зимние холода заставили мою армию перенести страшные лишения: всего за несколько ночей я увидел, что все изменилось, наши потери были ужасны; моя душа была бы разбита, если бы при таких обстоятельствах я был бы способен на другие чувства, кроме защиты интересов моего народа."

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

Египет


Древние египтяне овладели искусством разрыхлять тесто с помощью брожения, которое вызывается мельчайшими организмами - дрожжевыми грибками и молочнокислыми бактериями, о существовании которых они и не подозревали. Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства. На разрезе хлеба, приготовленного со сброженного теста, видно множество мелких пор. Это результат жизнедеятельности дрожжевых грибков, которые вызывают в тесте спиртовое и молочнокислое брожение с образованием углекислого газа, спирта и молочной кислоты. Углекислый газ, стремясь выйти из теста, разрыхляет его и создает пористость, что делает хлеб пышным и рыхлым. Молочнокислые бактерии в процессе жизнедеятельности образуют в тесте молочную кислоту, которая способствует набуханию белков муки, улучшению вкуса и аромата выпеченного хлеба. Хлеб из сброженного теста не только вкуснее, он дольше - сохраняется свежим и лучше усваивается организмом. Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб, сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей - в виде петуха, котенка, индюка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко, ценились они дороже, чем обычный хлеб.
В принятой в Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково - кружочком с точкой посредине. В честь хлеба слагались гимны.

Греция и Рим


Искусство приготовления разрыхленного хлеба со сброженного теста от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Такой хлеб считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб - плотный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх. По случаю спортивных состязаний в Олимпии для участников и гостей пекли особый белый, хорошо разрыхленный хлеб и подавали его с маслинами и рыбой.
В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом и употребляли как и каждое отдельно подаваемое блюдо. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. К хлебу относились и с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами.
Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение. В честь мастеров возводились монументы. Так, до настоящего времени в Риме сохранилось надгробие - монумент высотой 13 метров пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тысячи лет назад, основателю нескольких больших пекарен. Эти пекарни обеспечивали хлебом почти все население Рима.
Судьба пшеницы и хлеба прямо пропорциональна взлетам и падениям Римской Империи. Цезарь, Август и Нерон безвозмездно раздавали зерно, чтобы удержать безработный народ от восстания, но спрос был настолько велик, что ради этого пришлось расширять границы Империи. В те времена Римская Империя простиралась от Британии до Африки, а зерно поступало из Египта. Но вскоре после раскола Империи на две части, Восточную и Западную, контроль над египетским зерном был утерян.

Византия

В уставах византийских цехов X века было оговорено: "Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб". Вместе с тем в той же Византии за выпечку плохого хлеба пекаря могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или изгнать из города.

Англия


В 1266 году в Англии был принят закон контролирующий цену на хлеб, данный закон просуществовал 600 лет. Английское титул «Лорд» произошел от слова Hlaford- loaf ward (обеспечивающий пропитание), а титул «Леди» произошел от слова Hlaefdige- Loaf kneader (месящая тесто). Лорд был добытчиком пропитания для окружающих, а его супруга Леди рассматривалась как распределительница.

Узбекистан

Еще с древних времен для жителей Узбекистана хлеб является священным. Существует даже легенда, подтверждающая эту веру. Она гласит, что каждый новый правитель чеканил свои собственные монеты, но платой местному населению были не чеканные монеты, а хлеб!
Согласно одному обычаю, когда кто-либо покидает дом, он откусывает кусочек Оби-нона (узбекский хлеб), а потом этот хлеб хранят до того момента, пока путешественник не возвращается и не доедает оставшийся хлеб. Другая национальная традиция - возложение корзины с хлебом на голову, так же указывает на почтительное отношение к хлебу.
Узбекский хлеб печётся в традиционных печах сделанных из глины, которые называются «тандир». Эти ароматные хлеба получаются хрустящими и необычайно вкусными. Издревле известный ученный медицины Авиценна использовал узбекский хлеб для лечения болезней.
Существуют два способа приготовления лепешек обычный и улучшенный.
Наиболее распространенный вид узбекской лепешки оби-нон выпекают из простого теста на основе особой, используемой только для этого сорта хлеба, закваски. Именно от нее в наибольшей степени зависит неповторимый вкус оби-нон. Дрожжевая культура, размноженная в этой закваске, также уникальна, как, например, дрожжевая культура бородинского хлеба – то есть, никакой другой заменена быть не может.

Для приготовления теста оби-нон используют либо заранее приобретенную закваску, либо разводят необходимую для нее дрожжевую культуру сами. По старинному рецепту для этого добавляют в густой мясной бульон мелко нарезанный репчатый лук и кислое молоко (для получения которого также используется своя «фирменная» дрожжевая культура), и замешивают на этой смеси муку. Через шестнадцать часов брожения полученную культуру размножают, разбавляя теплой водой до получения разжиженной массы. Затем вносят муку, доливают воду и замешивают. Теперь длительность брожения составляет четыре – шесть часов.
Далее, добавляя по расчету воду, замешивают на закваске тесто, которое должно бродить еще в течение сорока минут, и затем приступают к формованию лепешек. При последующих замесах теста используют закваску предыдущего приготовления, которую обновляют не реже одного раза в 8 - 10 дней. Часто в качестве закваски используют кусок «спелого» теста предыдущего приготовления, который называется хамир-туруш.
Питательный хлеб, называемый «Патир», готовят с добавлением бараньего жира или сливочного масла, для того, что бы он дольше оставался свежим.


Патыр - наиболее характерный для узбекского стола вид лепешек, приготовляемых из сдобного дрожжевого теста.
Патыр делают крупных размеров (по диаметру больше суповой тарелки) и выпекают только в тандыре, причем держат там дольше, чем другие виды лепешек из дрожжевого теста, выпекая на умеренном жару, для чего угли в тандыре собирают в середине горкой и густо посыпают золой. Патыры небольших размеров - меньше чайного блюдечка - можно выпекать на смазанном маслом листе в духовке, причем также на умеренном огне, но только предварительно хорошенько нагрев духовку. (Особенно хорошо удаются в духовке патыры современного варианта). Тогда в тесто положить больше дрожжей, чем в тандырный патыр. - 50 г. Для тандырного патыра тесто после замеса и выстаивания режут на куски по 300-500 г, из которых раскатывают лепешки толщиной 1 см в середине, 2-3 см по краям. Для патыра, выпекаемого в духовке, лепешки должны быть примерно в 4 раза меньше по весу и вдвое тоньше. Для получения характерной формы патыра его можно продавить в середине толкушкой или тыльной стороной стакана и обязательно наколоть продавленную часть вилкой или специальной наколкой (чекичем). Заготовленные лепешки выдерживают под салфеткой 15-20 мин, после чего выпекают. В духовке выпечка патыра длится приблизительно 20 мин.
Помимо самых распространенных оби-нон и патыра, приготовляемого из сдобного теста с добавлением бараньего жира, существуют уникальнейшие сорта, выпекаемые реже и потому кажущиеся «экзотическими» даже многим жителей Узбекистана. При этом каждая область Узбекистана может похвастаться своим собственным сортом, нигде более не встречающимся. И у каждого из них – своя закваска, своя оригинальная технология приготовления, свой неповторимый вкус.
Лепешки гала-осиеги-нон, пришедшие из поселка Гала-Осие, что близ Самарканда, славятся далеко за пределами Самаркандской области. Каждый побывавший в Самарканде обязательно старается приобрести этот хлеб, покидая город: это уже стало традицией. Существует более пятнадцати разновидностей этой лепешки. У каждой из них свой особый, достаточно сложный рецепт приготовления закваски на основе перебродивших сливок или молочной сыворотки, с добавлением мелко нарезанного лука и кунжутного масла. Даже в черством виде этот хлеб сохраняет свой удивительно привлекательный вид, а, будучи размеченным, восстанавливает все свои вкусовые качества.
Ферганская долина славится вкуснейшими слоеными лепешками Катлама, каждый из слоев которой при приготовлении смазывается маслом или сметаной.
Изготавливают также лепешки со шкварками жиззали-нон, лепешки из кукурузной муки зогора-нон, лепешки на травяном настое кук патыр и множество других сортов.
Традиционно лепешки не режутся ножом, а ломаются руками. Причем, класть отломанные куски лепешки «лицом» вниз строго запрещено столовым этикетом: это считается непочтительным отношением к хлебу.

Россия


На территории России издавна большим спросом пользуются калачи - уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки.
До распространения картофеля, хлеб был основным продуктом питания в России. Изделия из теста для русского человека - это символ великого труда, вложенного в выращивание и производство хлеба и символ благополучной жизни. Ведь пословица «хлеб - всему голова» всё ставит на своё место. Величайший в этом смысле русский обычай встречать дорогих гостей «хлебом-солью».
Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле да и сытнее пшеничного, белого хлеба. Однако были такие сорта ржаного хлеба, которые не всегда могли купить даже очень состоятельные люди. К ним относился, например, "Боярский" хлеб, для выпечки которого использовали муку особого помола, свежее масло, в меру сквашенное (не перекисшее) молоко, а в тесто добавляли пряности. Такой хлеб пекли только по специальному заказу для особых случаев.

Из муки, просеянной через сито, пекли ситный хлеб. Он был значительно нежнее решетного хлеба, который выпекался из муки, просеянной через решето. Низкокачественными считались "пушные" виды хлеба. Их пекли из непросеянной муки и называли мякиной. Лучшим же хлебом, который подавался на стол в богатых домах, был "крупчатый" белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.
В период неурожаев, когда не хватало запасов ржи и пшеницы, в муку подмешивали всевозможные добавки - морковь, свеклу, позднее картофель, а также дикорастущие - желуди, кору дуба, крапиву, лебеду.
С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. Если в XVI-XVII веках простых людей на Руси называли в быту и в официальных документах уничижительными именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали соответственно Федор, Григорий, Дмитрий. О том, как высоко ценился труд хлебопека, свидетельствует и такой факт. В Древнем Риме, например, раба, умевшего печь хлеб, продавали за 100 тысяч сестерций, в то время как за гладиатора платили лишь 10-12 тысяч.
На Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал "подмес" или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали.
В конце XIX века сельские жители пекли хлеб сами в русских печах, а городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных с лотков продавали подовый (высокие толстые лепешки) и формовый (в форме цилиндра или кирпича) хлеб.
Разнообразны были и хлебобулочные изделия: крендели, бублики, баранки. Сельские жители редко лакомились ими. Они обычно покупали их в городе для гостинца детям и за еду не считали. Горожане же довольно широко использовали всю эту выпечку в повседневной жизни.
Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах. Царь посылал калачи в знак особого расположения патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание. Отпуская слугу в увольнение, барин, как правило, давал ему мелкую монету "на калач".

Отменным хлебом славились московские булочники. Широкой известностью среди них пользовался Филиппов. Филипповские булочные всегда были полны покупателей. Публика сюда приходила самая разномастная - от учащейся молодежи до старых чиновников в дорогих шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. Филипповские хлебобулочные изделия пользовались большим спросом не только в Москве. Его калачи и сайки ежедневно отправлялись в Петербург к царскому двору. Обозы с филипповскими булочками и хлебом шли даже в Сибирь.
Когда у Филиппова спрашивали, почему "хлебушко черненький" только у него хорош, он отвечал: "Потому что хлебушко заботу любит", добавляя свое любимое выражение: "И очень просто!" Действительно, ничего сложного нет, просто с любовью человек относился к своему делу, знал ему цену.